Главная · Бытовая техника · Остров Хасима, Япония. Заброшенный город-остров Хасима. Мертвый город-остров Хасима. Фото

Остров Хасима, Япония. Заброшенный город-остров Хасима. Мертвый город-остров Хасима. Фото

Издалека Хашима (Hashima ) может быть ошибочно принят за японского двойника острова Алькатрас , вздымающегося над поверхностью окаена подобно изрезанной глыбе бетона или, возможно, за игровой курорт с опустевшими отелями. Лишь несколько случайных наблюдателей догадаются, что всего 40 лет назад этот крошечный остров был местом существования процветающего общества с самой большой плотностью населения на планете.

Один из 505 необитаемых островов префектуры Нагасаки, Хашима лежит в Восточно-китайском море примерно в 15 км от Нагасаки. Его голые, лишенные растительности скалы дают полный контраст с зеленеющими вершинами соседних островов. Более пристальный взгляд обнаруживает скопление безлюдных высоток, теснящихся у рукотворных укрепленных прибрежных насыпей, разрушенное буддийское изваяние на вершине утеса с невероятно крутым обрывом, и ни единого деревца в поле зрения.

Ключ к тайне острова лежит в угольных разработках. Достигнутые с помощью глубоко спускающихся туннелей залежи угля под дном океана недалеко от Хашимы в течение столетия вывели на поверхность огромное количество высококачественного угля. Но в 1974 году местные жители покинули остров, спасаясь от ветра и солевого тумана, оставляя позади только бесполезное личное имущество и несколько блуждающих кошек, которых не смогли захватить с собой.

По истории острова можно изучать хронологию перемен в энергетической политике Японии с периода Мейджи до настоящего времени. Веками люди, живущие на Такашима, большом острове близ Хашимы, как рассказывают, собирали уголь с поверхностных пластов залегания и использовали его для отопления своих домов. Они называли его «гохеита» в честь человека с аналогичным именем, который согласно местной легенде, обнаружил горючее качество угля нечаянным воспламенением породы на черной скале.

Когда сеть дорог была модернизирована в 18 и 19 веках, люди, живущие на Такашиме, начали продавать свой уголь заграницу, приемущественно производителям соли на побережье острова Сето. Одна из самых важных отраслей промышленности в то время в Японии, добыча соли, опиралась традиционно на богатые смолой сосновые деревья как топливо для кипячения морской воды, но производство страдало от продолжающегося истощения хвойных лесов. Уголь считали идеальной альтернативой сосновым дровам.

В то время остров Такашима был частью феодальных владений, управляемых семьей Фукахори, выходцев из клана Набашима, соответствующего в настоящие дни префектуре Сага. Наблюдая прибыли, пожинаемые от торговли углем, Фукахори захватили права на управление сделками в свои руки, определив островитянам роль субподрядчиков и рабочей силы, и положили угольные прибыли в основу местной экономики.

Эта схема взаимодействия всё ещё твердо существовала, когда Япония распахнула свои двери миру в конце 1850хгг. И Нагасаки обрел новое значение как ближайший порт к Китаю и промежуточный пункт для иностранных коммерческих судов и военно-морских кораблей. Это был также период, когда Британия, Америка и другие западные державы заменяли свои оснащенные парусами чайные клиперы и военные корабли на пароходы. В результате спрос на уголь побудил Набешиму Наомаса, главу клана Набешима, расширить область разработки залежей.

Набешима обратился к Шотландскому предпринимателю Томасу Б.Гловеру (1838-1911) за помощью. До тех пор метод добычи угля был примитивным: шахтеры просто откалывали куски породы с открытой поверхности с помощью кирок и затем перемещались на другие места, когда уголь истощался, или яма становилась слишком глубокой для того, чтобы копать без опасности для жизни. Но Гловер привез с собой современное оборудование для добычи из Британии и нанял британских горных инженеров, чтобы пробурить вертикальную шахту к залежам острова. В апреле 1869 года, бурильщики достигли угольного пласта примерно на глубине 45 метров, и началась первая современная добыча угля в Японии.

Некоторые иностранные судоходные компании и импортеры были настроены скептически относительно качества угля Такашимы. Ходили слухи о том, что он был мягкий и испытывал недостаток в вырабатываемой от сграния энергии. Но в 1873 году - продукт Такашимы доказал свои превосходные качества британским субподрядчикам в экспериментах, порученных Гловеру:

“Благодаря медленному, расширяющемуся жару уголь Такашимы равен во всех отношениях средней жиле Уэльса и гораздо лучше топлива из Северной Англии и любого другого угля, который я когда-либо жег на этом пункте. Для продолжительных поездок он предпочтительнее уэльского, и гораздо превосходит по своим качествам северо английский, так как производит меньше золы, шлака и копоти.”

Огромный успех угольных месторождений Такашимы заполнил Нагасаки казну иностранной валютой и побудил стремление к развитию разработок на соседних островах, включая до тех пор бесполезную гряду скал под названием Хашима.

Присвоив эксклюзивные права на добычу на месторождениях Такашимы, Клан Набешима позволил Семье Фукахори разработать жилы угля, испещряющие поперек острова пососедству. После нескольких неудачных попыток, семья, наконец, установила шахту на Хашиме в 1887 году, обжив его для начала. Спустя три года, однако, остров продали корпорации Митсубиси за 100000 йен. Сегодня всемирно известная компания стремительно расширилась после своего основания в качестве судоходного предприятия в 1873 году и приобретения угольного месторождения Такашима в 1881г.

Годы, которые последовали, ознаменовали значительный подъем в японской промышленности и рост военной мощи, поддерживаемой успехами в обеих японо-китайских войнах(1894-1895) и русско-япононской войне (1904-1905). На Хашиме Мицубиси запустила проект по освоению угольных ресурсов морского дна, прорыв 199 метровую вертикальную шахту в 1895 г, а также еще одну шахту в 1898 г. Компания также использовала шлак от добычи, создав ровное пространство для промышленного оборудования, сооружений и жилых зданий для рабочих.

Завершенные примерно в 1907 г, высокие защитные укрепления дали острову сравнение с линкором, скользящим по волнам. Сходство было таким сверхъестественным, что репортер местной газеты окрестил его Гунканьима (остров кораблей)- прозвище, которое вскоре вытеснило официальное название из просторечья.

Хашима производил около 150 тыс. тонн угля ежегодно, и численность его населения стремительно приближалась к 3000 чел, когда в 1916 г. Мицубиси построила железобетонный административный комплекс на острове, чтобы восполнить недостаток в жилом пространстве, а также предовратить угрозу бедствия от тайфуна. Это было первым бетонным зданием в Японии, сколько нибудь значительного размера. Тот факт, что первая американская постройка большого масштаба - Офисное здание Ингаллс в Чинчинати - было посторено только четырнадцатью годами ранее, показывает, что здание на Хашиме было фронтменом в новой эре Японской архитектуры.

Прямоугольное, шести-этажное здание выстроенное вокруг грязного, темного внутреннего двора у южного края острова, обеспечивало шахтеров и их семьи тесным, но частным жильем. Каждая квартира состояла всего лишь из единтвенной комнаты с татами (9,9 кв.м), окном, дверью и маленьким вестибюлем – более походила на клетку обезьяны, чем на апартаменты, но всё же была лучше предыдущих жилищных условий для рабочих. Ванна, кухня и туалет были общего использования.

Вслед за этим зданием последовал двумя годами позже еще больший квартирный комплекс на покатой скале в центре острова. Затем самое высокое здание в Японии, квартирный блок в форме буквы “Е”, имело 9 этажей со стороны океана и три – со стороны скалы. Один квартирный блок следовал за другим, пока крошечный остров не разродился более чем 30 бетонными зданиями. Даже в течение 11 летнего периода, перед и во время 2 мировой войны, когда ни единого бетонного здания не поднималось где либо ещё в Японии, создание квартирных блоков на Хашиме продолжалось как часть национальных усилий по удовлетворению спроса на уголь в ужасное военное время.

В результате этих усилий, ежегодное производство угля на Хашиме в 1941 г достигло отметки 410 тыс. тонн. Но это было достижением, которое добавило человечеству страданий. В то время, как японские юноши пропадали на полях сражения Китая, Юго-Восточной Азии и Тихоокеанского побережья, японское правительство принудительно вербовало большое количество корейцев и китайцев, чтобы заполнить пустующие места на своих заводах и шахтах, и многие из этих людей гибли в результате суровых условий и голода.

Хашима не был исключением. К тому времени, как в жилых блоках Хашимы стали трещать окна от атомной бомбы, и Япония капитулировала под натиском сил антифашистской коалиции в августе 1945 года, около 1300 рабочих погибло на острове, некоторые в подземных авариях, другие от болезней, связанных с физическим истощением и недоеданием. Прочие выбрали более быструю, но менее ужасную смерть в тщетных попытках доплыть до материка, спрыгнув с береговых укреплений в море.

Су Жанг-ву, один из корейских рабочих, достаточно везучий, чтобы выжить в тяжелых испытаниях, вспоминал о Хашиме в интервью 1983 года:

“Я был одним из двух мальчишек, насильно затолкнутых в грузовик в моей деревне и доставленных в государственное учреждение, где были собраны несколько тысяч других корейцев в возрасте от 14 до 20. После ночи, проведенной на постоялом дворе, нас на грузовике переместили в ближайший город, затем на поезде в порт в Пусане и на корабле из Пусана в Шимоносеки. Около 300 членов группы, включая меня, былы позже отправлены на Хашиму. У меня были родственники в Японии, мои родители в Нагое, а также родственники, живущие в Сасебо. Я думал, что не важно, куда я буду отправлен в Японии, я смогу сбежать и найти укрытие у них. Но как только я увидел Хашиму, я оставил всякую надежду. Остров был окружен высокими бетонными стенами, и там был океан, и ничего кроме всеобъемлющего океана. Хашима был набит бетонными 9 этажными зданиями. Нас, корейцев, запихнули в здания на краю острова. Семь или восемь из нас поместили вместе в крошечной комнате, дав каждому не более чем несколько футов пространства. Постройки были сделаны из железобетона и снаружи были побелены известкой, но внутренняя отделка была отвратительной и отваливалась кусками. Нам выдали рабочую одежду, похожую на рисовые мешки, и заставили работать на следующее утро после прибытия. За нами постоянно наблюдала и охраняла нас японская стража, некоторые из конвоиров были вооружены мечами.

Разрабатывавшееся месторождение находилось глубоко под морским дном, рабочие добирались до него на лифте - вниз по узкой шахте. Уголь выносился из просторной подземной камеры, но сами места добычи были настолько малы, что нам приходилось нагибаться для работы. Это был мучительный, изнурительный труд. В туннелях скапливался газ, и скальные потолки и стены угрожали обвалом в любую минуту. Я был убежден, что никогда не выберусь с острова живым. Фактически в авариях погибало ежемесячно пятеро или четверо рабочих. Современные понятия о безопасности тогда отсутствовали. Трупы кремировались на Наканошиме, маленьком острове близ Хашимы.

Вероятно топка там всё ещё сохранилась на сегодняшний день.

Несмотря на этот угнетающий труд, наша еда состояла на 80 % всего лишь из бобовой шелухи и на 20 % из бурого риса, сваренных вместе с несколькими сардинами в бесформенную массу. Почти каждый день я мучился от расстройства желудка, и мои силы постепенно истощались. Но если я пытался отдохнуть, конвоиры приходили и заставляли меня работать.. Я не знаю, сколько времени я размышлял о прыжке в море и о том, как свести счеты с жизнью…

Сорок или пятьдесят моих приятелей корейцев совершили самоубийство или утонули, пытаясь доплыть до Такахомы. Я не умею плавать. Но я был везунчиком. Через пять месяцев меня перевели на заводе Мицубиси в Сайвай-мачи, Нагасаки, и поэтому я смог покинуть остров. Если бы я остался, я уверен, я бы не дожил до сегодняшних дней. Там находилось уже около 200 корейцев, когда мы прибыли, так что в общем нас было 500-600 человек. Нас всех вместе втолкали в двух-этажный дом с пятью комнатами на каждом этаже и в четыре четырехэтажных помещения с пятью-шестью комнатами на каждом этаже. У меня до сих пор сжимается сердце, когда я думаю о тех остальных корейцах. Сегодня Хашиму называют “остров линкоров”, но для нас он останется безвыходным “островом -тюрьмой”.

Окончание второй мировой войны принесло кардинальные перемены на о.Хашима и важную новую цель в производство. Вместо топлива для военных кораблей и стали для пушечных снарядов, на угле с Хашимы ковались инструменты для возрождения Японии после ада унижения и поражения. Иронично, но случился другой конфликт – корейская война (1950-1953гг), который вынес шахтеров и фактически всю остальную японскую промышленность в золотой период роста и процветания.

Численность населения на Хашиме составила 5259 человек в 1959г. Люди были буквально зажаты в каждом закоулке и углу квартирных блоков. Скалистые склоны, вмещавшие большинство этих зданий, составляли около 60 % от общей площади острова в 6,3 гектара, в то время как ровная поверхность суши использовалась преимущественно для производственных сооружений и составляла оставшиеся 40%. 835 человек на гектар площади всего острова, или невероятные 1391 человек на гектар жилого района. Эти цифры говорят о высочайшей плотности населения, когда либо зафиксированной в мире. Даже Вараби, спальный район-пригород Токио, и наиболее плотно населенный город в современной Японии, достигает отметки только 141 человека на гектар.

На Хашима имелось всё оборудование и службы, необходимые для существования этого комплекса зданий. В тени жилых блоков втиснулись начальная школа, средняя школа, игровая площадка, гимнастический зал, помещение для пинбола, кинотеатр, бары, рестораны, 25 различных розничных магазинов, больница, парикмахерская, будистский храм, место поклонения Шинто и даже публичный дом. Моторные средства передвижения не существовали. Как выразился один бывший шахтер, можно было пройти от одного до другого пункта на острове за меньшее время, чем его потребуется, чтобы выкурить одну сигарету. Зонты были также не нужны: лабиринты коридоров и лестниц соединяли все жилые здания и служили в качестве транспортной системы.

Равенство могло царить в коридорах, но расположение квартир отражало жесткую иерархию социальных классов. Неженатые шахтеры и работники компаний-субподрядчиков были лишены свободы перемещения в старых однокомнатных квартирах, женатые сотрудники компании Мицубиси и их семьи имели двухкомнатные апартаменты с отдельным туалетом, кухней и ванной, высокранговый офисный персонал и учителя наслаждались роскошью квартир с двумя спальнями с кухней и туалетом со смывом. Управляющий Мицубиси Хашима Коал Майн, между тем, жил только в частной резиденции – деревянной конструкции на острове – дом располагался символично на вершине настоящей скалы.

Действительно, Мицубиси владело островом и всем что на нём было, установив некий тип великодушного диктаторства, которое гарантировало безопасность работы и скупо выделяло бесплатное жилье, электричество и воду, но требовало, чтобы островитяне принимали участие по очереди в уборке и общественных работах. Таким образом, люди Хашимы жались вместе кучкой под крылом компании, и все стремились к одной цели.

Но уголь не годится в пищу. Сообщество зависело полностью от внешнего мира в плане еды, одежды и прочих предметов торговли. Даже свежую воду приходилось завозить на остров, пока трубы вдоль морского дна не соединили Хашиму с материковыми резервуарами в 1957 г. Любой шторм который, преграждал ход кораблям на более чем день, сеял страх и лишения на Хашиме.

Самыми запоминающимися чертами острова были полное отсутствие почвы и ратительности. Хашима, к тому же, был ничем иным, как обрамлением из угольного шлака, уложенного вокруг голой скалы. Киноматериал, снятый там компанией Шочику в 1949г был подходяще назван “Остров без растительности” (Мидори Наки Шима).

Начало озеленительной компании в 1963 было символом впервые тяжело отвоеванного жителями глотка свободы. Используя почву с материка, они создали сады на крышах и наслаждались беспрецедентным удовольствием от выращенных самостоятельно овощей и цветов. Это было примерно в то же время, когда в квартирах острова начали повсеместно появляться электрические рисоварки, холодильники и телевизоры.

Но оптимизм продлился не долго. Процветание Хашимы начало катиться по наклонной в конце 1960 х, когда японская экономика взмыла вверх и нефть заменила уголь в качестве опоры национальных энергетических программ. Угольные шахты по всей стране начали закрываться. Мицубиси проводили сокращения штата на Хашиме шаг за шагом, переучивая рабочих и отсылая их в другие филиалы своей расползающейся и быстро растущей производственной сети. 15 января 1974 г компания провела церемонию в гимнастическом комплексе острова и официально объявила о закрытии разработки.

Последующее массовое покидание обжитых территорий происходило с поразительной скоростью. Последний человек ступил на корабль до Нагасаки 20 апреля 1974 г., укрываясь зонтом от легкого дождя, мельком бросив скорбный взгляд назад на пустые жилые кварталы.

Сейчас, необитаемый и забытый, Хашима охраняет вход в гавань Нагасаки, как странный мертвый маяк, привлекающий чуть больше внимания, чем визит уставших чаек и любопытные взгляды людей с проплывающих мимо кораблей. Но символизм трудно не заметить. Тесно сплетенное сообщество Хашимы было миниатюрной моделью японского социума и, подражая всему архипелагу, накрыло своей массой остров, разница лишь в отсутствии воды и растительности.

Запустелое состояние острова в настоящем - это урок современной Японии того, что происходит со страной, которая истощает свои собственные природные ресурсы и зависит целиком от торговли с другими странами. Обратив на это внимание, японское правительство поместило фотографии Хашимы на целом развороте национального периодического издания, чтобы призвать к сбережению энергии.

В течении своей 84 летней деятельности под эгидой Мицубиси, остров произвел чуть больше 16,5 миллионов тонн угля. Шахтеры прорыли туннели глубоко под морским дном, но строители тщательно использовали каждый драгоценный квадратный метр островной поверхности, а население предприняло героические усилия, чтобы вести комфортную и достойную жизнь. Но немногие, если и вообще кто-нибудь из этих людей, включали закрытие шахты в свои планы.

В связи с этим, мертвый остров Хашима дает живое предупреждение о важности прогнозирования. Он предлагает взгляд на конечный результат “развития” общества, отдалившегося от матери Земли и ведущего образ жизни, отделенной от своих источников продовольствия. Вкратце, Хашима это то, на что будет похож мир, когда мы закончим урбанизацию и его эксплуатацию: призрачная планета бороздящая просторы вселенной – безмолвная, голая и бесполезная.

Клубы весенне-белых облаков плыли высоко в небе в тот день, когда я посетил Хашиму. Зафрахтованная лодка ревела, как будто скакала с волны на волну, и уклонялась от последнего, похожего на буй, острова на входе в гавань Нагасаки. Затем, когда вода стала темно-синей, мы миновали пролив между островами Йоима и Кояги, обогнули западное побережье Такашимы и вышли в открытое пространство Восточно-китайского моря, где Хашима, наконец, предстал нашему взору.

Когда я спрыгнул с лодки на облюбованный казарками бетонный выступ, возможно когда- то служивший опорой для пристани, я почувствовал, как будто я влез на борт гигантского корабля, который мистически растерял всех своих пассажиров, пока несся на парусах через некие заколдованные воды, наподобие Бермудского треугольника.

Два часа спустя я бродил среди опустевших жилых построек и исследовал дорожки и коридоры, заглядывая в комнаты, переворачивая куски бумаги и вызывая в воображении картинки человеческой деятельности. Степень разрушения была больше, чем я ожидал. Почти все окна были разбиты, и стекла хрустели под ногами везде, где я гулял. Огромные куски бетонного фасада отвалились от стен и были разбросаны на земле. Наполовину сгнившие двери, ставни и перила качались на петлях, скрипя и гремя на ветру.

По острову было разбросано устаревшее электрооборудование, мебель и прочее личное имущество, которое сейчас невозможно найти даже в кучах утиля. Это было подобно народному музею шестидесятых. В парикмахерской потускневшие ножницы всё ещё лежали на стойке, чехлы стульев потрескались, и стены были увешаны кино-постерами из прошлого. На стене комнаты, в которой люди ожидали регулярное судно на Нагасаки, -расписание отправлений, часы и календарь, где время буквально застыло на 1974 годе.

Беспорядок внутри здания был удивительным. Театр, офис, больница и другие общественные места выглядели, как сцена последствий землетрясения. В храме Сенпукьюи какой- то заботливый посетитель повязал кусок пластиковой веревки вокруг головы статуи, чтобы уберечь её от раскола на части. Но сейчас Будда в медитации больше походил на забинтованного солдата, сидящего в шоке среди обломков разоренного города.

Было ли это проказами вандалов, мне интересно, или работа островных привидений, разъяренных этим безлюдьем? Или Духи корейских и китайских рабочих, которые умерли не своей смертью, слоняются здесь по коридорам и комнатам по ночам, разбивают окна, рвут татами и колотят по двери офиса управляющего, чтобы потребовать свободу?

Когда я прогуливался я высматривал котов, как говорят, оставшихся единственными обитателями острова. Но ни одно живое создание не обнаружило себя, не было даже таракана, этого живучего соседа человечества. Только обрывки сорняков – растущих как будто по ошибке – протягивали болезненные цветы к небу и отправляли свои корни в потрескавшийся бетон. Некоторые посетители передо мной, возможно, бывшие жители, с помощью баллончика с краской оставили сообщение на японском на стене одного из зданий:

Как много десятилетий минуло

С тех пор как Хашима был оставлен на произвол судьбы,

Оставлен, чтобы сгнить, разрушиться, разложиться?

Жизнь никогда не вернется на этот остров…

Мне не захотелось обернуться, когда я шагнул с бетонного выступа на палубу милостиво вернувшейся за мной зафрахтованной лодки. И я представил, как мы набрали скорость, вышли в море по направлению к Нагасаки: нас тащила вперед ни сила моторов, но приманка из сочных зеленых холмов на горизонте и перспектива воссоединения с семьей и друзьями.


То, что вы видите на экранах своих мониторов, не стоп-кадры из фильмов ужасов, хотя каждая из локаций, запечатлённых на этих фото, может стать готовой съёмочной площадкой для леденящего душу триллера или ленты в стиле хоррор. А кое-где кинематографисты уже поработали. Онлайн-журнал Необычные Отели предлагает вам отправиться в виртуальную экскурсию по заброшенным местам планеты, от вида которых становится не по себе даже самым убеждённым прагматикам. 1.

Ныне это город-призрак в Киевской области, который был основан в 1970 году в связи со строительством Чернобыльской атомной станции, а опустел в апреле 1986 года после взрыва одного из её энергоблоков. На момент катастрофы в Припяти проживало порядка 43960 человек, включая 15500 детей. Большинство горожан являлось сотрудниками злополучного объекта.

2.
Подземный алмазный рудник «Мир».

Он находится в посёлке Мирный Республики Саха (Якутия) в Западной Сибири. Строго говоря, это месторождение и в наши дни активно разрабатывается, поэтому заброшенным его назвать нельзя. Однако теперь добыча ведётся только под землёй, а открытая часть рудника глубиной 525 метров и диаметром 1200 метров не используется с 2001 года. Этот карьер является 4-м в мире по глубине после другого якутского месторождения «Удачная», чилийского Чукикамата и американского Бингем-Каньон.

3.
Заброшенный дом на озере Сенека, штат Нью-Йорк, США.

Мрачный коттедж, давным-давно покинутый его обитателями, производит ещё более жуткое впечатление из того, что в непосредственной от него близости нашли своё последнее пристанище несколько старых автомобилей.

4.
Гостиница Рюгён в Пхеньяне, Северная Корея.

Её строительство началось ещё в далёком 1987 году. Согласно первоначальному проекту, высота отеля Рюгён должна была составить 330 метров. Будь он сдан вовремя, смог бы стать самым высоким отелем и 7-м по высоте зданием в мире. Тщетные попытки завершить работы по возведению Рюгёна продолжались более чем 20 лет, пока власти северокорейской столицы не объявили о намерении частично ввести объект в эксплуатацию в 2013 году. Чего, правда, не произошло до сих пор.

5.
Психиатрическая лечебница Уилларда в Нью-Йорке.

Стоит ли объяснять причины того, почему здесь царит такая гнетущая атмосфера. Учреждение было основано в 1869 году, года методы излечения душевных недугов не отличались какой бы то ни было гуманностью. Больные находились в стенах Уилларда не по собственной воле и подвергались довольно жестоким процедурам. Вот уже 20 лет клиника закрыта.

6.
Дома НЛО в Саньчжи, Тайвань.

Также известны под названием «дома-тарелочки». Это так и не введённый в эксплуатацию комплекс из 60 зданий в футуристическом дизайне.

7.
Парк развлечений сети «Six Flags» в Новом Орлеане, штат Луизиана, США.

Некогда грандиозный увеселительный комплекс прекратил своё существование в 2005 году после того, как печально известный ураган Катрина практически разрушил город.

8.
Парк развлечений Gulliver’s Travels в Кавагути, Япония.

Великолепный вид на гору Фудзияма не спас этот комплекс от разорения. Просуществовав менее 5 лет, Gulliver’s Travels закрылся из-за финансовых проблем владельцев.

9.
Замок Баннермана на острове Поллепель, Нью-Йорк, США.

Фрэнк Баннерман был состоятельным торговцем оружием из Шотландии, заработавшим огромное состояние на перепродаже боеприпасов во время испано-американской войны. Не найдя лучшего места для хранения товара, он купил остров и построил на нём замок в традиционном европейском стиле и использовал его как склад. В 1969 году сильный пожар нанёс непоправимый ущерб строениям, а правительство штата, выкупившее землю за несколько лет до этого, решило не восстанавливать их.

10.
Парк Disney’s Discovery Island в городе Лейк Буэна Виста, Флорида, США.

Территория, находящаяся во владении Walt Disney Company, использовалась как зоопарк и заповедник с 1974 года. Остров был закрыт для посещений в 1999 году, а все его обитатели переселились в расположенный неподалёку тематический парк Disney’s Animal Kingdom.

11.
Маяк на мысу Анива в Сахалинской области.

Сооружение высотой в 31 метр было построено в 1939 году, но вот уже много лет не функционирует и подвергается разграблению мародёрами.

12.
Железнодорожный вокзал в Канфранке, Испания.

Станция международного сообщения была открыта в муниципалитете Канфранк неподалёку от границы с Францией в 1928 году. Вокзал сумел пережить Вторую мировую войну, но обрушение железнодорожного моста в 1970 году привело к его закрытию.

13.
Замок Миранда в Селе, Бельгия.

Построенное в 1886 году здание никем не обитаемо с 1991 года из-за правовых разногласий между наследниками бывшего владельца и местным муниципалитетом.

14.

Прекратил функционировать из-за полной выработки месторождения.

15.
Замок Эйлен-Донан на острове во фьорде Лох-Дуйх, Шотландия.

Был возведён в 13 веке вместе с каменным мостом, по которому осуществлялось сообщение с большой землёй. В 1719 году во время очередной битвы шотландцев с англичанами сооружение было разрушено. В начале 20 века представители клана МакРэй выкупили замок и начали работы по его реставрации. Сегодня это место является достопримечательностью и принимает туристов со всего мира.

16.
Остров Хасима, Япония.

Это небольшой тихоокеанский остров, расположенный неподалёку от города Нагасаки. Местность была богатой и густонаселённой с 1810 года, когда здесь обнаружили уголь. После того, как запасы иссякли, в 1974 году шахты были закрыты. Население в несколько недель покинуло остров.

17.
Здание мельницы в Онтарио, Канада.

Можно только догадываться, почему никто не проявил интереса к реставрации исторического здания, которое пришло в запустение, так как используемое в производстве муки оборудование безнадёжно устарело и мельницу закрыли.

18.
Подземная станция City Hall в городе Нью-Йорк, США.

Торжественное открытие новой станции нью-йоркского метро состоялось в 1904 году. Через 40 лет стало очевидно, сооружение не отвечает техническим стандартам эксплуатации. В 1945 году City Hall была закрыта.

19.
Зал театра Орфей в Нью-Бедфорде, штат Массачусетс, США.

Был популярным местом развлечения городской публики с 1912 по 1958 годы. После закрытия использовался как склад табачной продукции. В настоящее время благотворительные организации проводят сбор средств, которые помогут вернуть былое величие театру.

20.
Парк Holy Land в Уотербери, Коннектикут, США.

Вероятно, библейские сюжеты, на которых основывалась тематика парка, перестали пользоваться популярностью у посетителей, и 1984 году заведение было закрыто.

21.
Здание электростанции в городе Монсо, Бельгия.

Точнее, её охлаждающая башня для воды, которая за долгие годы бездействия поросла мхом.

22.
Лайнер СС Америка, потерпевший крушение у берегов острова Фуэртевентура Канарского архипелага.

За более чем 50 лет эксплуатации судно сменило несколько имён и множество владельцев. В начале 1993 года было принято решение устроить на его борту 5-звёздочный отель. Но этого так и не случилось, так как лайнер попал в шторм и сел на мель.

23.
Подводный город Ши Чен в Китае.

Территория древнего города оказалась затопленной искусственным озером после завершения строительства местной ГЭС. Таинственный город, погребённый под толщей воды в 26-40 метров, неплохо сохранился и по-прежнему привлекает к себе внимание многочисленных исследователей.

24.
Сахарный завод Domino в нью-йоркском Бруклине, США.

Пустующая несколько десятилетий территория наконец привлекла внимание инвесторов. В ближайшем будущем здесь должен появиться новый жилой квартал с развитой инфраструктурой.

25.
Морские форты Манселла - Силенд, Великобритания.

Это укрепления, возведённые в годы Второй мировой войны для защиты Объединённого Королевства от немецкого вторжения. Они получили имя своего разработчика Гая Манселла. Войска покинули эти сооружения в 50-х, после чего они использовались в иных целях. Так, один из фортов превратился в непризнанное государство, именуемое княжеством Силенда.

26.
Участок Великой Китайской стены, Китай.

Это монументальное пограничное укрепление, которое было возведено для защиты рубежей Китайской империи от набегов кочевников с севера. Строительство стены началось ещё до нашей эры, и за свою историю она не раз подвергалась разрушению и забвению. Несмотря на то что реставрационные работы ведутся уже более 30 лет, удалённые от туристических маршрутов участки стены по-прежнему находятся в плачевном состоянии.

27.
Мичиганский центральный вокзал в Детройте, штат Мичиган, США.

Он просуществовал с момента своего открытия в 1913 году до января 1988 года, когда было принято решение о прекращении работы станции.

28.
Парк развлечений Dadipark в Дадизеле, Бельгия.

Был открыт в 1949 году. После несчастного случая, приведшего к серьёзной травме у ребёнка, в 2002 году парк был закрыт на реконструкцию, но так и не возобновил свою работу.

29.
Военный госпиталь в Белице, Германия.

Расположенный в 40 км от Берлина комплекс зданий был построен в период с 1898 по 1930 год. После Второй мировой войны эту территорию заняли советские войска, и госпиталь перешёл в их ведение. Падение Берлинской стены и последовавшие за этим политические события привели к прекращению работы учреждения.

30.

Где бы он ни находился, музыка здесь не звучит уже давно.

31.

Частично сохранившиеся готические витражи почти не пропускают свет, но стулья по-прежнему ждут прихожан.

32.
Парк развлечений Wonderland в Пекине, Китай.

Его строительство было приостановлено в 1998 году из-за финансовых проблем, да так и не возобновилось.

33.
Железнодорожное депо в Ченстохове, Польша.

И здание депо, и сами составы оказались не нужны городу.

34.

Это лишь один из многих объектов военной промышленности, который пришёл в упадок в 90-е годы.

35.
Отель Дель Сальто в Колумбии.

В 1923 году был построен особняк по проекту архитектора Карлоса Артуро Тапиа, впоследствии превращённый в отель. Из-за ухудшения состояния живописного водопада Текендама, расположенного неподалёку, поток туристов стал иссякать. В 90-е годы начался период упадка сооружения. В настоящее время отель, получивший статус объекта культурного наследия, реконструирован и превращён в музей.

36.
Христос из бездны бухты Сан-Фруттуозо у берегов Италии.

Бронзовая статуя вовсе не затонула. Её установил аквалангист Дуилио Марканте, желая увековечить память погибшего коллеги. Высота статуи - 2,5 метра, глубина размещения - 17 метров.

37.
Железная дорога в Лебаноне, штат Миссури, США.

По-видимому, оказалась невостребованной после закрытия шахт по добыче железной руды.

38.
Восточная государственная тюрьма в Филадельфии, штат Пенсильвания, США.

Неоготическое здание, возведённое в 1829 году по проекту архитектора Джона Хэвиленда, сто лет спустя удостоилось чести принимать в своих стенах знаменитого гангстера Аль Капоне, осуждённого за нелегальное ношение оружие и приговорённого к 10 месяцам заключения. Тюрьма была закрыта в 1971 году, а в настоящее время здесь проводятся экскурсии для всех желающих.

39.
Тоннель Любви в Клевани, Украина.

Отрезок железнодорожного пути длиной в 4 км стал природным памятником, привлекающим внимание туристов. Заросли деревьев и кустов плотно сплелись, образуя живописный тоннель идеальной арочной формы.

В Восточно-Китайском море примерно в 15 километрах от Нагасаки расположен крохотный островок Хашима (Hashima) , что переводится как «Пограничный остров», который обычно называют Гунканджима (означает «Остров боевых кораблей»), он является одним из 505 островов в префектуре Нагасаки и находится на расстоянии 15 км от самого города Нагасаки.

160 метров с запада на восток и 480 метров с севера на юг, при береговой линии острова около 1 км - обломок скалы, слегка поросший зеленью. Веками остров Хашима и был домом для птиц и временным прибежищем для рыбаков из Нагасаки и Такашимы.

В 19ом веке в Японию пришли паровые механизмы, работавшие на каменном угле. С развитием собственной индустрии и парового транспорта остро встал вопрос о сырьевых источниках, в том числе - и каменного угля. И в 1890ом году компания "Mitsubishi " (в 1870 г основана пароходная компания «Tsukomo Shokai» (Тсукомо Шокаи). В 1875г. после нескольких смен названий она стала называться Mitsubishi Mail Steamship Company (Почтовая пароходная компания Мицубиси), в то время - всего лишь пароходство, купила остров Хашима для разработки месторождения каменного угля на самом острове и - с дальним прицелом - на океанском шельфе.

Для обслуживания шахт на остров были завезены рабочие и началось строительство жилого комплекса для персонала «Митсубиси» со всей инфраструктурой. В 1916 году на острове были возведены первые в Японии бетонные жилые дома, а по всему периметру острова - «морская стена», защищавшая остров от бурь и штормов. Именно в те времена остров приобрел облик, за который и получил свое второе имя - «Гунканджима» (Gunkanjima) – «Крейсер» (а так же «Остров-Крейсер» и «Остров боевых кораблей»)

К началу Второй Мировой войны угольная шахта на Хашиме была одним из основных угледобывающих предприятий Японии. Добыча угля и население острова росло. В 1959 году на острове проживало 5 259 человек, что в пересчете на площадь острова давало самую высокую плотность населения, когда-либо зафиксированную в мире - 139 100 человек на кв.км. (В России плотность населения - 8,3 чел. на км?, в Москве - 9 722; в Японии - 337; город с самой высокой плотностью населения это Каир – 36 143 чел. на км?) На острове были свои начальная и средняя школа для детей сотрудников. Госпиталь, буддийский и синтоистский храмы. И все остальное, необходимое для жизни без выезда на «большую землю». Такое маленькое островное государство.

В 1960 году случился энергетический кризис: уголь был признан невыгодным и «экологичеки-грязным» топливом. Японский транспорт и промышленность переключились на нефть. По всей стране начали закрываться угольные шахты и сокращаться число рабочих, занятых в этой отрасли. Понятно, что шахта на Хашиме не стала исключением. В течение последующей декады добыча угля на шахте сокращалась и рабочие покидали остров. К 1974 году на Острове-Крейсере осталось только около двух тысяч человек.

15 января 1974 года «Митсубиси» объявила о закрытии шахты и остановке всех работ. 20 апреля 1974 года Хашиму покинула последняя партия жителей. Остров-Крейсер стал Кораблем-Призраком.

Остров был «открыт» заново уже в 21ом веке. И немедленно приобрел совершенно бешеную популярность, особенно среди любителей руин. Причем, даже не столько в самой Японии, сколько в западном мире. С августа 2005 года на остров разрешены посещения журналистских групп. Но только на очень ограниченную площадь. Потому как разрушающиеся здания представляют собой серьезную угрозу. Некоторые строения уже обрушились.

В сентябре 2008 года остров Хашима (Гунканджима) был включен в список на получение статуса «Мировое наследие ЮНЕСКО» как памятник эпох Тайшо и Шова. Правительство префектуры Нагасаки объявило о намерении превратить остров в своего рода парк-музей. Но осуществление этой идеи требует изрядных капиталовложений. Как уже упоминалось, разрушающиеся здания делают прогулки по острову весьма опасным занятием.

С 22 апреля 2009 года открыты регулярные теплоходные рейсы к острову и вокруг него из города Нагасаки. В ближайших планах - расчистка и установление примерно 200-метрового прогулочного коридора по острову для осмотра достопримечательности «изнутри».

Эту статью написал не я, но всё равно она очень хорошая) Понравится тем, кто любит заброшенные острова, таинственные развалины, Японию. Ссылка на источник в конце статьи.

В часе (или около того) плавания из японского порта Нагасаки, находится заброшенный остров Hashima. По непроверенной информации, название переводится как «Пограничный остров». Этот утёс был когда-то вполне обитаемым, точнее говоря — рекордно обитаемым. Hashima на протяжении многих лет считался самым густонаселённым местом на Земле: во второй половине прошлого века, плотность его населения составляла более тринадцати тысяч (13 000) человек на квадратный километр суши.

Сегодня всё, что было создано людьми на этом острове, тихо рушится. Он оказался ненужным новой цивилизации. Объект, созданный для проживания специалистов по добыче угля, принадлежал корпорации Mitsubishi Motors. Подразделение компании работало с 1887 до 1974 года, после чего угольная промышленность пришла в упадок и добыча была прекращена навсегда. Типичный моногород остался без своего единственного предприятия. Исчезновение рабочих мест не оставило людям шансов на выживание и всё население Hashima, практически в один день, покинуло свои дома. Причём, из-за дороговизны транспортных услуг и собственной бедности, люди бросили здесь большую часть своих вещей.

Пребывание на Hashima сегодня незаконно. Сначала правительство пыталось, таким образом, оберегать брошенные жилища от мародёрства, видимо надеясь найти применение пустому городку. С течением лет, охранять от грабителей стало нечего. Время уничтожило все ценности без остатка, лучше любого варвара. Теперь посещение этого мрачного места просто опасно по причине ветхости строений.

(В оригинальной публикации автор утверждает, что японское правительство не стремится привлекать нежелательное внимание к этому объекту — свидетельству трудностей и ошибок в промышленном развитии послевоенной Японии. Однако, скорее всего японские чиновники просто не хотят тратить время и деньги на охрану острова от различного рода экстремалов и зевак — примечание С. Ш.)

Наказание за посещение острова Hashima (если, конечно, вас поймают, что крайне сомнительно) — 30 дней тюрьмы (для иностранцев — немедленная депортация). Но, спустя две недели после прибытия в Нагасаки, договорившись с местными рыбаками, я и несколько моих друзей, ранним утром, до восхода солнца, высадились на остров Hashima.

Порт Нагасаки — это крупный транспортный узел, в котором у вас больше шансов арендовать круизный лайнер или нефтяной танкер, чем обычную лодку. Однако, мы нашли рыбака, который согласился нарушить закон за несколько зелёных бумажек. Правила японского этикета таковы, что никогда не следует напрямую говорить, чего вы хотите. Поэтому, даже находясь уже на борту лодки, мы не были уверены, что сможем побывать на Hashima. На всякий случай, мы приготовились к компромису — и согласились бы просто осмотреть его с воды, поближе.

Возникший в поле зрения Hashima, заслоняя горизонт серым бетоном, сразу напомнил очертания боевого корабля. Вот почему, у острова есть ещё одно название: в просторечии это звучит как Gunkanjima, что значит «Остров Броненосец» или «Остров Боевых Кораблей».

Подходим к берегу, причаливаем и ведём долгие переговоры с рыбаком. Наш лодочник с трудом соглашается дать нам несколько часов, чтобы мы могли не спеша побродить по заброшенному городу. Договорились, что к определённому времени он вернётся и заберёт нас.

Бетонные джунгли Hashima.

Первое, что бросается в глаза — скелеты фасадов. В некоторых кварталах, передние плиты отвалились и упали на землю у целых зданий. Первое, что приходит на ум — супермаркет бытовой техники, в котором разбили выстроенные телевизоры. Представьте, 70 огромных выбитых экранов… за которыми когда-то шла обычная жизнь. Уму непостижимо, как можно было жить в этих каменных клетках, без привычных улиц, площадей, парков. Кажется, тут любой человек заболеет клаустрофобией.

Повсюду встречаются брошенные личные вещи — старая обувь, бутылки из под шампуня, газеты и даже постеры, оставшиеся на стенах комнат, где жили подростки — это самые яркие свидетельства пребывания здесь человека.

Сложная электронная техника.

Мы исследовали пустые классы огромной школы острова. Ржавые металлические каркасы, полусгнившее дерево. Кое-где почти целые столы и стулья. Школьная доска, на которой при желании можно рассмотреть знаки и символы, оставленные 30 лет назад.

Школьные пособия.

Классная комната.

Из верхнего этажа гимназии мы смотрели вниз, на спортивный зал, крыша которого обвалилась задолго до нашего появления на острове. Здесь мы впервые чётко осознали, насколько опасно наше путешествие по этажам этих развалин. Посмотрели под ноги и стало ясно, что на полу лежат плиты, которые упали с потолка. Может быть давно. А может — недавно…

Спортивный зал школы.

Примерно, на девятом этаже жилого дома, я вошел в одну из комнат, чтобы полюбоваться видом на море из окна. Под ногами лежала циновка — традиционная японская плетенная дорожка. Не успел я понять, что происходит, как под ногами исчезла опора и раздался страшный, как мне показалось в тот момент, грохот. Похоже было, что здание рушится. И я упал…

… примерно с высоты около одного метра. Однако, этого было достаточно, чтобы каждый следующий шаг в этом городе мы делали со всеми возможными предосторожностями.

На самом деле, остров совсем крошечный. Его площадь всего 1,2 квадратных километра. Но, находясь внутри города, вы никогда не сможете этого ощутить. Из окон зданий одинаковой высоты видно либо соседние окна, либо море. Мы нашли только одну точку, откуда можно было увидеть круговую панораму Hashima — это странная сторожевая вышка, совершенно нетипичная для окружающего пейзажа. Она находилась на единственном господствующем холме и,при всей кажущейся простоте восхождения, подъём к ней оказался настолько сложным и неочевидным, что мы отказались от этой идеи.

За время пребывания в этом мрачном месте, никому из нас не пришла в голову мысль, что мы будем делать, если рыбак не вернется за нами. С утра мы думали лишь о том, что у нас есть всего два часа на экскурсию по Hashima. Теперь, по истечении этого времени, мы подумали о подобной перспективе практически синхронно, не сговариваясь. Правда, опасения оказались беспочвенными, лодка вернулась в назначенное место вовремя.

http://www.shinkareff.ru/news/1/728/mertvyi-gorod-ostrov-hashima/

Японский остров, в 18 километрах от побережья Нагасаки. Остров Хасима примечателен своей историей. В конце ХІХ cтолетия на острове нашли уголь, в 1890 году япоская корпорация Митсубиси приобрела остров и начала добычу угля. Чтобы каждый день не возить шахтеров из Нагасаки, было решено отстроить на острове небольшой город. В 1915 именно на этом остраве был построен первый высотный дом в Японии.

Остров развивался, появились бары, рестораны, кинотеатр. Все здания на острове соединены между собой системой подземных туннелей, по которым люди и ходили в кафе, на работу, в кино. На крышах домов жители Хасимы устраивали сады и растили деревья.

В 1959 году плотность населения этой скалы была самой большой на Земле – 83500 человек на квадратный километр. А в жилой зоне – 139100.

В 1974 году уголь перестал быть важным топливным ресурсом в Японии и Митсубиси закрыла угольную шахту. Вместе с угольной шахтой погиб и остров.

35 лет остров-призрак пребывал в полном запустении, дома медленно разрушались, а природа потихоньку отбирала позиции у цивилизации. В 2009 году появилась возможность посетить Хасиму с экскурсией. Разрабатывается план превращения острова в музей угольной добычи. Но пока Хасима виднеется на горизонте, как одинокий всеми покинутый корабль-призрак. Его так и называют в Нагасаки – Gunkanjima – остров-корабль.

http://tavi.ws/?p=6604

фото http://gakuranman.com/the-heavens-open-on-hashima/

Одни из этих островов ранее использовали в военных целях, другие были домом для народов, населявших их веками. Как бы то ни было, утеря стратегической важности, природные катастрофы, ядерные испытания или же простое желание их обитателей переехать ближе к цивилизации привели эти острова в запустение. Теперь время на них будто остановилось: их дома остаются нетронутыми уже многие десятилетия…

1. Хирта, Шотландия

Хирта – самый крупный остров архипелага Сент- Кильды на востоке Шотландии. Историки склоняются ко мнению, что люди жили на этом острове, по меньшей мере, два тысячелетия, однако население здесь никогда не превышало 180 человек, а после 1851 года здесь точно жило не более ста человек одновременно. В 1930 году все население было эвакуировано с острова в связи с острой эпидемией. Теперь здесь обитают лишь временные жители – волонтеры да ученые, которые приезжают сюда в летние месяцы.

2. Остров Голландия, Мэриленд, США


Остров Голландия – болотистый островок в бухте Чезапик в Мэриленде. Ранее остров населяли фермеры и лодочники, но теперь он пустует. В 1910х годах на острове проживало около 360 человек, но из-за ветров и течений западное побережье острова, где располагалась большая часть домов, подверглось сильной эрозии. Это вынудило его обитателей переехать на материк.

3. Остров Норс-Бразер, Нью-Йорк, США


Остров Норс-Брозер расположен в реке Ист-ривер, разделяющий Бронкс и остров Рикера. Остров был необитаем до 1885 года, до тех пор, пока сюда не переместили госпиталь Риверсайд, предназначенный для лечения от оспы (а позже – и других заболеваний, требующих карантина). В 1940 году госпиталь закрыли. Теперь остров заброшен и закрыт для посещений. Большинство его зданий все еще сохранились, но, так как за ними никто не следит, они могут обрушиться в любой момент.

4. Атолл Бикини, Маршалловы острова


Бикини атолл, находящийся в списке ЮНЕСКО – часть Маршалловых островов в Тихом океане. Он был населен на протяжении не менее двух тысяч лет. Между 1946 и 1958 годами американцы произвели здесь десятки ядерных испытаний. Обитателей атолла переместили на остров Кили. Изначально предполагалось, что переезд будет временным, однако из-за радиации жители на Бикини так и не вернулись. Правительство США выплачивает им компенсации.

5. Остров Хасима, Япония


Остров Хасима (или, как его еще называют, Гункадзима - «Остров боевых кораблей»), находится примерно в 15 километрах от Нагасаки. С 1887 до 1974 года остров был населен, в первую очередь, работниками угольных шахт; долгое время он являлся одним из самых густонаселенных островов в мире. Однако, когда угольная промышленность пришла в упадок, город начал пустеть. Сейчас его заброшенные бетонные здания являются популярным туристическим объектом.

6. Остров Грейт-Бласкет


Ранее здесь находилось самое западное поселение Ирландии. Небольшое рыбацкое сообщество (численность населения здесь никогда не превышала 150 человек) проживало в простых домах, расположенных, преимущественно, на северо-восточном берегу. Люди покинули остров в 1953 году.

7. Остров Строма, Шотландия


Ныне необитаемый, этот остров находится во владении шотландского фермерае, который разводит здесь овец. Ранее население острова насчитывало 550 человек, однако к 1901 году сократилось до 375. В 20м веке население все сокращалось и сокращалось. Последние обитатели покинули остров в 1960х годах, отправившись работать на строительстве электростанции.

8. Грейт Айзек Кэй, Багасы


Грейт Айзек Кэй – маленький багамский островок примерно в 32 километрах от островов Бимини. Самая выдающаяся черта острова – 46-метровый маяк, возведенный в 1859 году. В 1969 году последние двое смотрителей маяка – единственные жители острова - пропали без вести (многие, кто верит в загадку Бермудского треугольника, утверждают, что те стали жертвами потусторонних сил). Остров открыт для посетителей, которые могут осмотреть сам маяк и несколько заброшенных зданий вокруг него.

9. Остров Поллепель, Нью-Йорк, США


Небольшой островок на реке Гудзон, в 80 километрах к северу от Нью-Йорка. Главная его достопримечательность – замок Баннермана, который ранее использовался как военный склад. На сегодняшний день замок находится в полуразрушенном состоянии: от него остались лишь внешние стены. Остров немало пострадал от вандалов.