Главная · Инструмент · Пантократор, монастырь, святая гора, афон. Монастырь пантократор

Пантократор, монастырь, святая гора, афон. Монастырь пантократор

>

  • E-mail >
  • На крутой скале высотой в 30 метров расположился монастырь Пантократор. К нему можно добраться как по суше (со стороны монастыря Ватопед или из Кариеса), так и с моря на корабле. Построен монастырь приблизительно в конце 14 века великим военачальником Алексием и благочестивым Иоанном (братья Стратигопуло). Мавзолей, где они похоронены, датируется 1363 годом.

    Соборный храм монастыря посвящен Преображению Спасителя и празднует свой день 6 августа. Монастырь был расписан в 1538 году.

    В монастырской библиотеке, находящейся в крепости, 317 рукописей, из которых 68 пергаментных кодексов 11-14 веков, 185 кодексов, написанных на бумаге, 15-19 веков, 2 пергаментных свитка и 3.500 печатных изданий. Среди святынь монастыря правая голень Святого Андрея Протоклита и часть мощей Святых Козьмы и Дамиана; Евангелие Иоанна Коливити (Кущника), которое хранится в Агио Вима, размером 0,17 на 0,12 см. Оно написано мелким почерком и украшено 12 миниатюрными иконами и кусочком щита Святого Меркурия, который стал мучеником в 225 году во время царствования Валериана и Галиния.

    В 15 веке к монастырю были присоединены монастыри Факину, Фалакру, Сотира, Святого Димитрия, Килоподари: Святого Авксентия и Равдоха. Среди других святынь в монастыре хранится и икона Богородицы "Геронтиссы" (Старицы), которая находится в Соборном храме монастыря на левой колонне, ближе к востоку. (Когда-то она находилась внутри, в алтаре). Богородица изображена в полный рост. Икона была восстановлена и отделана резьбой по серебру. Монастырь имеет 8 часовен на территории монастыря и 7 – вне ее. Недалеко от монастыря находится поселок Капсалас со множеством монашеских хижин.

    Скит Ильи Пророка монастыря Пантократор. Святой Скит Пророка Ильи, принадлежащий монастырю Пантократор, находится в часе ходьбы от Кариеса и в 25 минутах от главного монастыря Пантократор. Был создан в 1839 году, а в 1881 году завершилось строительство его прекрасного храма, посвященного Илье Пророку. Среди святынь Скита хранится великолепный артофор (поднос для освященного хлеба), ризы, предметы литургии и многое другое. Большой интерес представляет позолоченный деревянный иконостас Скита.

    Использование материалов возможно
    при условии указания активной гиперссылки
    на портал «Русский Афон» ()

    Смотри также:

    Святая Гора – единственная в мире монашеская республика, автономная область, в политическом отношении принадлежащая Греческой Республике, а в церковном – Вселенской Константинопольской Патриархии. Нез

    Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь расположен в юго-западной части Святой Горы, между портом Дафнии и монастырем Ксенофонта. Построенный неподалеку от берега живописной бухты, он имеет пои

    Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь издревле имел на Святой Горе принадлежащие ему монашеские скиты и кельи, где подвизались русские иноки. Наиболее известными, сохранившимися и по сей день

    В лесной долине на северо-восточной стороне Святого Афона, в 45 метрах от моря на высоте 50 метров расположился Святой монастырь Хиландар. Основан он был сербскими царями Рацко и Стефаном I Немани (ег

    На вершине одной из гор Афона, на высоте 160 метров, южнее ущелья, в 1 часе ходьбы от моря находится Святой монастырь Зограф. До Кариеса от монастыря 3,5 часа ходьбы. Монастырь был основан в 10 веке т

    Монастырь Есфигмен находится в глубоком живописном ущелье на северо-восточной стороне Святого Афона. С двух сторон он сжат горами, чему и обязан своим названием – «сжатый". По преданию, монастырь был

    Монастырь Пантократор, как и монастырь Кутлумуш посвящён Преображению Господню. Расположен он на северо-востоке полуострова, на скалистом мысу. Пантократор был основан братьями Алексием (имевшим титул командующего военным лагерем) и Иоанном Примикериосом (занимавшим высокий пост в суде). Сначала браья подвизались в небольшой келье, называвшейся Пантократор, но впоследствии и при непосредственной помощи императора Иоанна V Палеолога, родственника Иоанна Примикериоса выросла до размеров монастыря.

    В 1362 году обитель была перестроена патриархом Каллистом I. В этот же период в состав Пантократора вошли несколько более мелких монастырей. Основатель монастыря Алексий умер около 1368 года. На пожертвования, сделанные братьями, были построены подворья, существующие до настоящего времени. Дар братьев - икона Христа Пантократора (Вседержителя) - сейчас находится в Эрмитаже.

    Монастырь перестраивался и расширялся в XVI веке. Несмотря на огромные долги во времена турецкого ига Пантократор выстоял. В нем жили такие выдающиеся святые, как патриарх Каллист II Ксанфопул, Симеон и Феона, архиепископы Солунские.

    После падения Константинополя монатырь существовал на пожертвования правителей стран, расположенных в низовьях реки Дунай. Благодетельницей монастыря Пантократор была и русская императрица Екатерина Великая.
    В 1393, 1773 и 1948 годах монастырь пострадал от пожаров, но, к счастью, не был разрушен полностью.
    В небольшом по размерам главном соборе похоронены иноки Алексий и Иоанн, основатели монастыря. В этом же храме хранится чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Герондисса» - Старица. От этой иконы происходит множество чудес. По преданию, однажды через эту икону Матерь Божия возвестила о близкой кончине игумена монастыря и попросила одного из священников поскорее закончить литургию, чтобы игумен успел перед смертью причаститься.

    В настоящее время 7 храмов расположены на территории обители, а еще 7 - вне ее. Пантократор имеет 5 келлий в районе Кареи. Сейчас у монастыря множество подворий в Греции, Малой Азии и Валахии. В подчинении обители находится скит пророка Илии, вкотором подвизался и наставлял иноков святой Паисий Величковский. Монастырю принадлежат также 5 келлий и 38 калив на Капсале.

    В обители находится много святынь, среди них: мощи вмч. Феодора Стратилата, св. бессребреников Космы и Дамиана , а также частица Животворящего Креста, часть щита св. Меркурия, иконы XIV века. Иконостас собора, вероятно, самый древний на Афоне.

    Библиотека содержит около 350 рукописных кодексов и примерно 3500 печатных книг. В братии - 15 монахов.

    Монастырь Пантократор (Греция) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

    • Туры на майские в Грецию
    • Горящие туры в Грецию

    «Всесильный» - так переводится название монастыря Пантократор с греческого. Глядя на его мощные стены, возвышающиеся на 50-метровой скале над морем, веришь, что из всех афонских обителей эта стоит ближе всего к Богу. Несмотря на то, что Пантократор седьмой по иерархии на Афоне, с точки зрения туриста он один из самых интересных. Здесь прекрасно все: суровые и живописные пейзажи северо-восточного побережья полуострова, неприступный характер его крепостных стен, невероятно торжественный храм во славу Преображения Господня со старейшим на Афоне иконостасом и, конечно, примечательное количество реликвий, в числе которых мощи великомученика Феодора Стратилата и одна из самых почитаемых икон афонских икон - Богоматерь Геронтисса. А поблизости от монастыря можно погулять по руинам античного города Тисс.

    Покровительница монастыря - чудотворная икона Богородицы Геронтисса.

    Немного истории

    Народное предание связывает основание монастыря Пантократор с именем византийского императора Алексия I Комнина. Однако документы свидетельствуют о том, что обитель появилась благодаря двум греческим вельможам-братьям: Алексию и Иоанну. Один занимал значимый военный пост, другой добился высокого положения при дворе; оба считали своим долгом развивать монашество на Афоне. Точная дата основания Пантократора неизвестна, однако в летописях 1358 г. обитель уже упомянута.

    В 16 веке монастырь расширился благодаря поддержке правителей дунайских провинций. Многие видные деятели греческой православной церкви в разное время жили в обители.

    Дар братьев Алексия и Иоанна монастырю - икона Христос Пантократор, которую сегодня можно увидеть в Государственном Эрмитаже .

    Монастырь Пантократор, Афон

    Что посмотреть

    Монастырь Пантократор величественен и уютен одновременно. За первое отвечают его массивные каменные стены, кажется, крепко оседлавшие вершину скалистого холма, у подножия которого разбивается пенный прибой. А за второе - аккуратные деревянные кельи, будто прилепившиеся к суровым стенам - синие, бирюзовые, белые, розовые, красные.

    Внутреннее пространство монастыря разделено на два двора: один занимают главный храм с колокольней и трапезная, другой - ризница, жилые покои и башня с церковью. Кафоликон Пантократора был возведен вместе с сооружением монастыря и посвящен Преображению Господню. Его иконостас - старейший на Афоне, многим иконам более 600 лет. А вот оригинальные фрески, увы, не сохранились - после пожара храм заново расписали в 1854 г. Колокольня собора также была возведена в 19 веке.

    В главном храме и церквях Пантократора хранятся многочисленные реликвии. Паломники приходят сюда в первую очередь чтобы поклониться чудотворной и очень почитаемой на Афоне иконе Богородицы Геронтисса - она считается покровительницей монастыря. Другие святыни - мощи Феодора Стратилата, Космы и Дамиана, частица Животворящего Креста Господня и фрагмент щита великомученика Меркурия Кесарийского. В библиотеке Пантократора содержатся около 350 манускриптов и 3500 печатных книг.

    Практическая информация

    О том, как добраться до монастыря из Уранополиса и как передвигаться между монастырями, читайте на странице

    Эта обитель – одна из живописнейших по устройству и расположению на северо-восточном побережье Афонского полуострова. Она находится на берегу в бухте, закрытой с трех сторон. Подобно Лавре св. Афанасия, монастырь Пантократор состоит из множества зданий и служб.

    Крепкая четырехсторонняя стена с высокими башнями заканчивается монашескими кельями в несколько этажей. Снаружи монастырь выглядит довольно высоким, впечатление усиливает расположение его на высоком скалистом холме.

    Пантократор (что значит «Вседержитель») был основан в 1361 году родственниками греческого императора – великим стратопедархом (военачальником) Алексием и его братом великим примикарием (первым сановником Цареградского двора) Иоанном. Приняв монашество, братья поначалу подвизались в одноименной келлии Пантократора, затем расширили ее и превратили в монастырь. Сохранились портреты двух ктиторов Алексия и Иоанна, они хранятся в российском Эрмитаже. В конце XIV - начале XV века обитель быстро росла территориально и укреплялась экономически, во многом благодаря помощи правителей из династии Палеологов. После утверждения на Балканах турок (1453) она пережила тяжелый экономический кризис и выжила благодаря неоценимой помощи со стороны греков-господарей дунайских княжеств.

    Немаловажную роль в сохранении обители сыграли и русские цари. Императрица Екатерина II специальным указом 1762 года разрешила монахам Пантократора организовать сбор пожертвований в России. В 1773 году монастырь пострадал от сильного пожара и был восстановлен на средства жертвователей. Тем не менее, с 1574 года и по настоящее время Пантократор занимает 7-е место в иерархии афонских монастырей. Сильный пожар вновь нанес серьезный ущерб в 1948 году, уничтожив часть северо-восточных построек. Восстановлением их занимался департамент по реставрационным работам Греции. Монастырь разделен на два двора. Во внешнем располагаются кельи для паломников, высокая башня с параклисом Успения Пресвятой Богородицы наверху и ризницей внизу. Во внутреннем дворе находится главный храм, трапезная и колокольня. Соборный храм Преображения Господня построен основателями монастыря в 1363 году и сохраняет стенные росписи, выполненные величайшим представителем византийской церковной живописи Мануилом Панселиносом.

    Без поновления дошли до нашего времени фрески Панселиноса «Успение Божией Матери» и «Деисис». Собрание икон монастыря является одним из самых значительных на Святой Горе. В соборном храме у северо-восточной колонны находится чудотворный образ Божией Матери «Геронтисса» («Старица»), Предание повествует о том, что один престарелый благочестивый игумен обители заболел и находился уже при кончине. Предузнав о времени своего исхода из этого мира и желая причаститься Святых Таин, он просил чередного иеромонаха поспешить отслужить Литургию. Но иеромонах не обратил должного внимания на просьбу своего игумена и не торопился совершать своего служения. Тогда вдруг услышал он от иконы Божией Матери, находившейся в ту пору в алтаре храма, грозный глас, повелевающий иеромонаху исполнить желание и волю игумена. По этому-то случаю икона Богородицы, прославившаяся столь знаменательным образом, и получила название «Геронтиссы».

    Божия Матерь изображена во весь рост, у Ее ног стоит сосуд с изливающимся из него маслом - в память того, что по молитве игумена пред этой чудотворной иконой случалось дважды умножение елея в пустых монастырских сосудах. Образ обновлен и обложен серебряной ризой. Во время нападения на обитель сарацин святая икона была брошена ими в колодезь, находившийся недалеко от монастыря. Один из сарацин в безумном презрении к христианской святыне хотел было разрубить икону на части, чтобы щепками раскурить свою трубку. Но Господь не допустил совершиться святотатству. Безумец в то же мгновение лишился зрения. Тогда варвары бросили икону в колодец, где она находилась в продолжение 80 лет. Здесь она и была обретена по указанию родственников сарацина, наказанного слепотой. Перед смертью он раскаялся в своем безумном поступке и, надеясь через раскаяние получить облегчение своей судьбе, заповедал домочадцам отправиться на Святую Гору и открыть там брошенную в колодец икону Богородицы. После этого чудотворная икона с честью была вынута из колодца и отнесена в соборный храм. Впоследствии Богоматерь многократно изъявляла свою особую заботу об умирающих в обители старцах.

    Среди святынь монастыря – части Древа Креста Господня, частицы мощей апостола Андрея Первозванного, свтт. Иоанна Милостивого, Иоанна Златоуста, Афанасия, Патриарха Константинопольского, персты мч. Трифона. В монастырской библиотеке хранится замечательная редкость – Евангелие, принадлежавшее прп. Иоанну Кущнику (V в.), а также около 350 древних рукописей (самые ранние от IX века), более 3500 старопечатных книг. В братстве монастыря около 20 монахов. Обители Пантократор принадлежит келлия «Достойно есть», где, по преданию, Архангел воспел песнь «Достойно есть» перед иконой Пресвятой Богородицы. Монастырь известен и тем, что поблизости от него, в северном направлении, находилось множество калив (хижин), в которых обитали монахи, взявшие на себя обет добровольного поста.

    Питались они лишь необходимой для поддержания жизни пищей, существуя на подаяния насельников Пантократора. На землях монастыря, в часе ходьбы от него, на одном из пустынных холмов между оврагами, среди роскошной афонской растительности расположен русский скит святого пророка Илии. Он был основан в 1759 году преподобньм Паисием Величковским, знатоком книжных древностей и составителем «Добротолюбия» – знаменитого сборника святоотеческих творений. Преподобный Паисий, родом из Полтавы, родился в 1722 году. Грамоте отрок Петр научился по Псалтири и на 13-м году был отдан на учение в Киевскую Духовную Академию, где душа его потянулась к монашескому житию. В 17 лет юноша ушел в Любечский монастырь, основанный преподобным Антонием Печерским. Здесь для Петра началось первое послушание по списыванию книг – это была Лествица Иоаннова. Но в рясофор с именем Платона его постригли в Николаевском Медведовском монастыре на реке Тясмин.

    Недолго пришлось здесь подвизаться иноку Платону, ибо униаты воздвигли гонение на православие. Он отправился в Валахию. Путь странствования его пролегал через келлии и пещеры подвижников скитских и пустынных, окормляемых старцем Василием Поляномерульским, который, поговорив с Платоном, удивился опытности молодого монаха. Некоторое время он пустынножительствовал в горном скиту Кырнул. Плодом странствования инока Платона по обителям и пустыням Малороссии и Молдо-Валахии явилось опытное знание послушания, смирения и умной молитвы, в сердце совершаемой, которую преподобный Паисий непрестанно совершал до самой своей кончины. Наконец инок Платон, упросив старцев благословить его, отправился на Афон. Дорога сопровождалась многими трудностями, а спустя четыре дня по прибытии на Святую Гору он остался один – спутник его иеромонах Трифон, заболев, скончался.

    Многие места Афона обошел инок Платон в поисках старцев, сильных в подвиге и знании святоотеческих писаний, и не найдя таковых, вселился один в пустыню, пробыв в этом подвиге сорок месяцев. В это время на Афон явился отец молдавских пустынников и старцев Василий Поляномерульский. Найдя блаженного Платона, он беседовал с ним несколько дней и ночей. Тогда по просьбе пустынника отец Василий облачил его в мантию с переменой имени на Паисий; ему в это время было двадцать восемь лет. Спустя некоторое время к преподобному Паисию пришел монах Виссарион, прося оставить его жить при себе в послушании, но старец не считал себя достойным учительствовать, поэтому согласился принять Виссариона только в качестве друга, но не ученика, чтобы вместо отца и наставника иметь обоим учение святых отцов Церкви.

    С таким условием принимал преподобный и других братьев, поэтому-то среди Паисиева братства возникло стремление собирания писаний свв. отцов, традиция книжности. Это было необычным явлением для афонских монастырей того времени, ибо большинство монахов книг не имело, а о святых писателях даже не слышало. Каждая находка древней книги была огромной радостью для преподобного Паисия. Однажды он увидел у монаха-каппадокийца на столе книгу св. Петра Дамаскина, которую тот переписывал. Старец много позже писал по этому поводу: «Не могу сказать, какой неизъяснимой духовной радости я исполнился, когда увидел ее. Я думал, что вижу на земле небесное сокровище». Книжное накопление сопровождалось нестяжанием в духе преподобного Нила Сорского, ибо преподобный Паисий не имел даже нижней одежды, только подрясник и рясу «изодраны и в заплатах».

    Вскоре братии набралось двенадцать человек и назрела необходимость в священнике и духовнике, поэтому не только собратия, но и другие афонские подвижники стали умолять Паисия принять священный сан. В 1758 году в возрасте 36 лет он принял рукоположение. Будучи иереем, преподобный никогда не мог совершать Литургию без слез. Наконец Паисий выпросил у монастыря Пантократор старую, разрушающуюся и никем не занятую келлию пророка Илии и, с благословения Цареградского Патриарха Серафима, начал строить одноименный скит. Когда работы были окончены, братия переселилась на новое место. Преподобный написал для своего скита Устав, сообразуясь с чиноположениями Святой Горы, и установил в нем общежитие. Ильинский скит по примеру других национальных на Афоне монастырей стал обителью малороссов. Сюда прибывали выходцы из Запорожской Сечи и других мест Украины. До середины XIX века скит был известен еще под названием Малороссийского.

    В новый скит собралось до ста монахов. Испытания не заставили себя ждать. Монах Афанасий, имевший под своим началом скит Кавсокалив, начал публично осуждать образ жития Паисиева братства за их книжное собирание и опущение молитвенных правил. Преподобный Паисий объявил про Афанасия, что он даже и Евангелия не читал, а пытается учить братию и хулит Священное предание, содержащееся в святоотеческой письменности. По поводу молитвенных правил старец ответил – слово в слово как на такое же обвинение тысячу лет назад отвечал св. Нил Синайский – для пения тропарей, прокимнов, канонов и прочего необходимы чтецы, певцы, диаконы, священники; пустынникам же подобает читать Псалтирь, молитвы и святоотеческие писания.

    Афонское пустынно-общежительное пребывание старца Паисия продолжалось 17 лет. Из-за притеснения турками-мусульманами монахов Святой Горы он покинул Афон... Возвратившись в Валахию вместе с 64 иноками, вселился в пустующий Драгомирнский монастырь. Здесь Паисиева книжность – переводы и переписка – расцвела во всей красе: ученые монахи переводили с разных языков святоотеческие творения и составляли под руководством преподобного Паисия славянский свод Добротолюбия. После русско-турецкой войны (1774) земли монастыря отошли Австрии. Старец с 350 братиями переселился в горный Секульский монастырь, а затем в Нямец, где собрались иноки 10 национальностей, а число их в 1790 году достигло тысячи.

    Нямецкий монастырь в это время был самой многолюдной обителью Восточной Православной Церкви. На протяжении всего времени старческих своих подвигов в молдавских монастырях авва Паисий учил братию умной молитве, продолжая единую линию отцов Добротолюбия, прп. Григория Синаита, свт. Григория Паламы и прп. Нила Сорского. Преставился преподобный Паисий Величковский в 1794 году. Житие и деяния его сказались на духовной истории сотни российских монастырей. Известные пустыни – Софрониевская, Глинская, а в особенности Оптина, в которых расцвело возрожденное в России в начале XIX века старчество, были продолжательницами духовного наследия старца Паисия, нямецкого архимандрита. После отъезда преподобного из афонского Ильинского скита обитель постепенно пришла в полный упадок. Однако старец Паисий за сто лет предсказал славу этого скита: «Со временем будет в скиту другой Паисий, и при нем обитель устроится, возвеличится и прославится». Пророчество сбылось в середине XIX века при игуменстве Паисия II. В это время в скиту проживало до 300 иноков.

    Русский скит св. пророка Илии во внешнем расположении и устройстве выказывает строгий характер афонских киновий. Все здания как нельзя лучше приспособлены к общежительной жизни. Во внутреннем дворе с колокольней расположены два главных корпуса с кельями и помещениями для паломников, недалеко от них устроен колодец, выложенный снаружи мрамором. Главенствует во дворе соборный храм во имя св. пророка Илии, имеющий в плане форму креста. Он увенчан пятью живописными куполами, видными с моря. В XIX веке в соборе установлен монументальный резной иконостас, иконы поздней работы, большие по размеру. Особую ценность представляют две Богородичные иконы: «Млекопитательница» и Тихвинская. Последняя пожертвована благотворителем скита М. А. Вьюшиным и находится на горнем месте в алтаре. В феврале 1877 года настоятель вместе с некоторыми из братии наблюдали, как из очей Божией Матери Тихвинской обильно текли слезы. Главная святыня – часть левой стопы св. мощей апостола Андрея Первозванного.

    Расположен в 7,5 км от Кареи на северо-восточном склоне Святой Горы.
    Основан в 1361 году.
    Престольный праздник - Преображение Господне. Настоятель - архимандрит Гавриил.
    Занимает седьмое место в святогорской иерархии.
    В начале ХХ века в монастыре было 200 монахов. Сейчас их около 30.

    Монастырь стоит на отдельном скалистом холме, возвышающемся на 47 метров над поверхностью обычно бурного моря, и окружен живописной долиной.

    История основания монастыря

    Греческое название Пантократор на русском языке означает “Вседержитель”. Основателем монастыря считается византийский полководец («великий стратопедарх») Алексий, освободивший Константинополь от рабства латинян, и его брат Иоанн, один из сановников цареградского двора («великий примикирий»). Оба брата нашли себе покой в стенах Пантократора, где и до настоящего времени хранится мраморная гробница с прахом создателей монастыря. Важно, что организации обители способствовал византийский император Иоанн V Палеолог, их родственник.

    Последующие императоры продолжали оказывать помощь Пантократору. Преодолевать экономический кризис, возникший после турецкого завоевания, монастырю помогали простые и сановные греки и господари придунайских княжеств. Существенную помощь монастырю оказала и императрица Екатерина II, позволившая в 1762 году инокам Пантократора собирать деньги в России. Сильные пожары в 1773 г. и потом в 1948 г. нанесли монастырю большой ущерб. После первого пожара значительные усилия для восстановления обители приложил старший ризничный обители монах Кирилл, а последствия второго были ликвидированы греческим государством.

    Устройство Пантократора

    В плане монастырь представляет собой неправильный четырехугольник, обнесенный каменной стеной с высокими башнями-бойницами. На стене расположены кельи насельников в несколько этажей, отчего монастырь кажется снаружи еще более высоким. Монастырь разделен как бы на два двора. В меньшем первом дворе - гостиные кельи, комнаты для рабочих, высокая башня с часовней наверху и ризницей внизу; во втором дворе - Соборная церковь, трапезная, колокольня.

    Монастырский собор и часовни

    Соборный храм во имя Преображения Господня построен из белого мрамора. Его легкий купол покоится на четырех толстых мраморных колоннах. Из такого же мрамора в 1847 году выложен и весь пол. Позади деревянного иконостаса, восстановленного в 1748 году, стоит иконостас времен постройки собора, изготовленный из мрамора. Собор и его притвор были расписаны знаменитым византийским живописцем и иконописцем Палеологовского периода Мануилом Панселином (конец XIII - начало XIV вв.).

    Н. Муравьев, пораженный произведениями Панселина, убедил пантократорцев сохранить на стенах собора следы древнего живописного творчества, которые представляют собой лучшие образцы византийской живописи. В литийном притворе собора сохранились лики Спасителя, сидящего на престоле с Евангелием в руках, Пречистой Девы Богородицы и Предтечи Господня, уцелевшие фрагменты колоссальной картины, находившейся над дверьми входа. Внутри храма - Успение Пресвятой Богородицы, лики Предтечи, Богослова, двух великомучеников Феодоров и отшельников Саввы и Антония.

    Кроме главного собора в Пантократоре имеются часовни Успения Пресвятой Богородицы, трех Святителей, собора Архангелов, Вознесения Господня, св. Предтечи Иоанна, свт. Николая, св. Георгия Победоносца, св. вмч. целителя Пантелеймона.

    Уникальное собрание икон Пантократора

    Коллекция икон монастыря является одной из самых значительных на Афоне. Среди монастырских святынь в храме хранится чудотворная икона Божией Матери Геронтисса (Старица). Она расположена на левом столбе Соборного храма и имеет большие размеры: 196х76 см2. На иконе, с богатым серебряным окладом новой чеканки, Пресвятая Богородица в престарелом возрасте представлена в полный рост, в молитвенной позе, без Младенца Христа.

    Название иконы (Геронтисса) связано с тем, что Богоматерь несколько раз Сама изъявляла Свою особенную заботу об умирающих старцах. Так, однажды во время Литургии Богоматерь предстала служащему иеромонаху и приказала ускорить службу для того, чтобы немедленно напутствовать Святыми Дарами старца, готового уже испустить дух.
    А когда сарацины грабили Пантократор, то прельщенные богатством, они сняли с иконы Пресвятой Богородицы серебряные ризы. Саму икону бросили в колодец и ушли. Но дорогой они были наказаны слепотой, и сами признали карающую силу Божией правды за святотатственный поступок с иконой. Прошло много лет, иноки опять собрались в монастырь. Икону они нашли в колодце невредимой.

    Кроме частицы Животворящего Древа, здесь находятся части мощей св. Иоанна Предтечи, св. апостола Андрея, св. первомч. и архидиакона Стефана, св. Игнатия Богоносца, св. апостола Тита, свт. Иоанна Милостивого, свт. Иоанна Златоустого, свт. Афанасия Константинопольского и сщмч. Харалампия, преп. Иоанникия Великого, св. Феодора Стратилата, св. мч. Трифона, св. вмчч. Меркурия и Артемия, св. мч. Евстафия Плакиды, св. мц. Иулитты, св. вмч. Пантелеймона и сщмч. Ермолая, св. мц. Митродоры, преп. отец в Синае и Раифе избиенных, св. мчч. Антипы, Прокопия и Фотинии, св. бесср. Космы.

    Библиотека Пантократора

    Из богатой рукописями и старинными книгами библиотеки выделяется знаменитая Псалтырь и так называемое «Евангелие Каливита». Это Евангелие приписывается св. Иоанну Кущнику. Хотя св. Иоанн Кущник жил в V в., а в Евангелии есть статьи, которые относятся к XI веку, эта своего рода энциклопедия духовных наук вне всякого сомнения является величайшей книгой в коллекции и представляет несомненный интерес.

    Монастырские кельи

    Игумен Пантократора св. Феона впоследствии стал митрополитом Солунским, (мощи его находятся в монастыре св. Афанасия близ Солуня), а в келье св. Василия Великого, принадлежащей Пантократору, пребывал прп. Феофил Мироточивый.

    Пантократору принадлежит келья иконы Божьей Матери «Достойно есть», где по преданию святой ангел явился старцу перед иконой Богоматери и начертал молитву «Достойно есть» пальцем на камне.

    Скит пророка Илии также принадлежит Пантократору.