Главная · Инструмент · Перенесение Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа. Перенесение из едессы в константинополь нерукотворенного образа господа иисуса христа

Перенесение Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа. Перенесение из едессы в константинополь нерукотворенного образа господа иисуса христа

Перенесение из Эдессы в Константинополь Нерукотворного образа (убруса) Господа Иисуса Христа в 944 году.

Предание свидетельствует , что во времена проповеди Иисуса Христа в сирийском городе Эдессе правил царь Авгарь. Он был поражен по всему телу проказой. Слух о великих чудесах, творимых Иисусом Христом, распространился по Сирии и дошел до Авгаря, который уверовал в него как в Сына Божия и написал письмо с просьбой прийти и исцелить его. С письмом он послал в Палестину своего живописца Ананию, поручив ему написать изображение Божественного Учителя. Анания пришел в Иерусалим и увидел Иисуса Христа, окруженного народом. Он не мог подойти к нему из-за большого стечения людей, слушавших проповедь. Тогда он стал на высоком камне и попытался издали написать образ Иисуса Христа, но это ему никак не удавалось. Христос сам подозвал Ананию, назвал по имени и передал для Авгаря краткое письмо, в котором восхвалил веру правителя и обещал прислать своего ученика для исцеления от проказы и наставления ко спасению. Потом Господь попросил принести воду и убрус (холст, полотенце). Он умыл лицо, отер его убрусом, и на нем отпечатлелся его Божественный Лик.

Убрус и письмо Спасителя Анания принес в Эдессу . С благоговением принял Авгарь святыню и получил исцеление; лишь малая часть следов страшной болезни оставалась на его лице до прихода обещанного Господом ученика. Им был апостол от 70-ти святой Фаддей, который проповедал Евангелие и крестил уверовавшего Авгаря и всех жителей Эдессы.

Описывая это в своей Церковной истории, римский историк IV века Евсевий Кесарийский в качестве доказательства приводит два переведенных им документа из архивов Эдессы — письмо Авгаря и ответ Иисуса. Цитируются они и армянским историком V века Моисеем Хоренским.

А в VI веке Прокопий Кесарийский в книге "Война с персами. Война с вандалами. Тайная история" описывает посещение Авгаря апостолом Фаддеем.

Написав на Нерукотворном Образе слова "Христе Боже, всякий, уповая на Тебя, не постыдится", Авгарь украсил его и установил в нише над городскими воротами. Много лет жители хранили обычай поклоняться Нерукотворному Образу, когда проходили через ворота.

Один из правнуков Авгаря, правивший Эдессой, впал в идолопоклонство. Он решил снять Убрус с городской стены. Христос явился в видении эдесскому епископу и повелел спрятать свое изображение. Епископ пришел ночью к воротам, зажег перед образом лампаду и заложил его глиняной доской и кирпичами.

В 545 году, во время осады Эдессы войсками персидского царя Хозроя, эдесскому епископу Евлалию было дано откровение о местонахождении Нерукотворного Образа. Разобрав в указанном месте кирпичную кладку, жители увидели не только прекрасно сохранившийся образ, но и отпечаток Пресвятого Лика на керамике — глиняной доске, закрывавшей святой убрус. После этого чудесного обретения и после общегородского молебна перед образом, войска неприятеля неожиданно сняли осаду и спешно покинули пределы страны.

В 630 году Эдессой овладели арабы, но они не препятствовали поклонению Нерукотворному образу, слава о котором распространилась по всему Востоку.

Нерукотворной образ стал главной святыней города Эдессы, пробыв в нем до 944 года.

В 944 году император Константин Багрянородный (912-959) пожелал перенести образ в тогдашнюю столицу православия Константинополь и выкупил его у эмира — правителя города. С великими почестями Нерукотворный Образ Спасителя и его письмо Авгарю были перенесены духовенством в Константинополь. 16 августа образ Спасителя был поставлен в Фаросской церкви Пресвятой Богородицы.

О последующей судьбе Нерукотворного образа существует несколько преданий. По одному, его похитили крестоносцы во времена их владычества в Константинополе (1204-1261), но корабль, на который была взята святыня, потонул в Мраморном море. По другим преданиям, Нерукотворный образ был передан около 1362 года в Геную, где хранится в монастыре в честь апостола Варфоломея. Известно, что Нерукотворный образ неоднократно давал с себя точные отпечатки. Один из них, называемый "на керамии", отпечатался, когда Анания прятал образ у стены Эдессы. Другой, отпечатавшись на плаще, попал в Грузию.

Почитание Нерукотворного образа пришло на Русь в XI-XII веках и особенно широко распространилось начиная со второй половины XIV века. В 1355 году новопоставленный московский митрополит Алексий привез из Константинополя список иконы Спаса Нерукотворного, для которого был заложен храм. По всей стране стали строить церкви, монастыри и приделы храмов, посвященные Нерукотворному образу и получавшие название "Спасских".

Перед иконой Спаса молился Дмитрий Донской, воспитанник митрополита Алексия, получив известие о нападении Мамая. Хоругвь с иконой Спаса сопровождала русское войско в походах начиная с Куликовской битвы вплоть до Первой мировой войны, и эти хоругви стали называть "знамениями" или "знаменами" — так слово "знамя" заменило древнерусское "стяг".

Иконы Спаса размещали на крепостных башнях. Так же как и в Византии, Спас нерукотворный стал "оберегом" города и страны и одним из центральных образов русского православия, близким по значению и смыслу к кресту и распятию.

В народе Спас нерукотворный стал называться "Спасом на полотне" или Третьим Спасом — праздником, завершающим Успенский пост (исторически совпавшее с Успением перенесение Нерукотворного образа в Константинополь было решено вспоминать на следующий день, что бы не смешивать два эти торжества). В этот день освящали домотканые холсты и полотна и пекли хлеб из зерна нового урожая.

Называли Третий Спас и Ореховым, так как к этому дню поспевали лесные орехи и начинался их сбор.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Нерукотворный образ, переданный царю Авгарю

Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа было в 944 г. Предание свидетельствует, что во времена проповеди Спасителя в сирийском городе Едессе правил Авгарь. Он был поражен по всему телу проказой. Слух о великих чудесах, творимых Господом, распространился по Сирии (Мф. 4, 24) и дошел до Авгаря. Не видя Спасителя, Авгарь уверовал в Него как в Сына Божия и написал письмо с просьбой прийти и исцелить его. С этим письмом он послал в Палестину своего живописца Ананию, поручив ему написать изображение Божественного Учителя. Анания пришел в Иерусалим и увидел Господа, окруженного народом. Он не мог подойти к Нему из-за большого стечения людей, слушавших проповедь Спасителя. Тогда он стал на высоком камне и попытался издали написать образ Господа Иисуса Христа, но это ему никак не удавалось. Спаситель Сам подозвал его, назвал по имени и передал для Авгаря краткое письмо, в котором, ублажив веру правителя, обещал прислать Своего ученика для исцеления от проказы и наставления ко спасению. Потом Господь попросил принести воду и убрус (холст, полотенце). Он умыл лицо, отер его убрусом, и на нем отпечатлелся Его Божественный Лик. Убрус и письмо Спасителя Анания принес в Едессу. С благоговением принял Авгарь святыню и получил исцеление; лишь малая часть следов страшной болезни оставалась на его лице до прихода обещанного Господом ученика. Им был апостол от 70-ти святой Фаддей (память 21 августа), который проповедал Евангелие и крестил уверовавшего Авгаря и всех жителей Едессы. Написав на Нерукотворном Образе слова «Христе Боже, всякий, уповая на Тебя, не постыдится», Авгарь украсил его и установил в нише над городскими воротами. Много лет жители хранили благочестивый обычай поклоняться Нерукотворному Образу, когда проходили через ворота. Но один из правнуков Авгаря, правивший Едессой, впал в идолопоклонство. Он решил снять Образ с городской стены. Господь повелел в видении Едесскому епископу скрыть Его изображение. Епископ, придя ночью со своим клиром, зажег перед ним лампаду и заложил глиняной доской и кирпичами. Прошло много лет, и жители забыли о святыне. Но вот, когда в 545 г. персидский царь Хозрой I осадил Едессу и положение города казалось безнадежным, епископу Евлавию явилась Пресвятая Богородица и повелела достать из замурованной ниши Образ, который спасет город от неприятеля. Разобрав нишу, епископ обрел Нерукотворный Образ: перед ним горела лампада, а на глиняной доске, закрывавшей нишу, было подобное же изображение. После совершения крестного хода с Нерукотворным Образом по стенам города персидское войско отступило. В 630 году Едессой овладели арабы, но они не препятствовали поклонению Нерукотворному Образу, слава о котором распространилась по всему Востоку. В 944 году император Константин Багрянородный (912-959) пожелал перенести Образ в тогдашнюю столицу Православия и выкупил его у эмира — правителя города. С великими почестями Нерукотворный Образ Спасителя и то письмо, которое Он написал Авгарю, были перенесены духовенством в Константинополь. 16 августа Образ Спасителя был поставлен в Фаросской церкви Пресвятой Богородицы. О последующей судьбе Нерукотворного Образа существует несколько преданий. По одному — его похитили крестоносцы во времена их владычества в Константинополе (1204-1261), но корабль, на который была взята святыня, потонул в Мраморном море. По другим преданиям, Нерукотворный Образ был передан около 1362 года в Геную, где хранится в монастыре в честь апостола Варфоломея. Известно, что Нерукотворный Образ неоднократно давал с себя точные отпечатки. Один из них, т. н. «на керамии», отпечатался, когда Анания прятал образ у стены по пути в Едессу; другой, отпечатавшись на плаще, попал в Грузию. Возможно, что разность преданий о первоначальном Нерукотворном Образе основывается на существовании нескольких точных отпечатков.

Во времена иконоборческой ереси защитники иконопочитания, проливая кровь за святые иконы, пели тропарь Нерукотворному Образу. В доказательство истинности иконопочитания папа Григорий II (715-731) прислал письмо к восточному императору, в котором указывал на исцеление царя Авгаря и пребывание Нерукотворного Образа в Едессе как на общеизвестный факт. Нерукотворный Образ помещался на знаменах русских войск, ограждая их от врагов. В Русской Православной Церкви есть благочестивый обычай при входе верующего в храм читать вместе с другими молитвами тропарь Нерукотворному Образу Спасителя.

По Прологам известны 4 Нерукотворных Образа Спасителя: 1) в Едессе, царя Авгаря — 16 августа; 2) Камулианский; обретение его описал святитель Григорий Нисский (память 10 января); по сказанию преподобного Никодима Святогорца († 1809; память 1 июля), Камулианский образ явился в 392 году, но он имел в виду образ Матери Божией — 9 августа; 3) при императоре Тиверии (578-582), от которого получила исцеление святая Мария синклитикия (память 11 августа); 4) на керамии — 16 августа.

Празднество в честь перенесения Нерукотворного Образа, совершаемое в попразднство Успения, называют третьим Спасом, «Спасом на холсте». Особое почитание этого праздника в Русской Православной Церкви выразилось и в иконописании; икона Нерукотворного Образа одна из наиболее распространенных.

2. Плат святой Вероники (Ватикан)

ВЕРОНИКА — [Верника, Вереника; греческий Βερονίκη; латинский Veronica] (I в.), святая (память в греческой Церкви 12 июля, память в западной 4 февраля). Отождествляется христианским Преданием с неназванной в Евангелиях по имени кровоточивой женой, получившей исцеление, прикоснувшись к одеждам Спасителя (Мф 9. 20-22; Мк 5. 25-34; Лк 8. 43-48), и благочестивой жительницей Иерусалима, отершей платом лик Спасителя во время Крестного пути на Голгофу. Кровоточивая жена, согласно Оригену (1-я четв. III в.), в учении гностиков-валентиниан выступала как одно из олицетворений Мудрости (Προυνικὸν σοφίαν — Orig. Contra Cels. VI 35). Впервые имя Вероники появляется в «Актах Пилата» (III-IV в.), вошедших впоследствии в качестве составной части в апокрифическое Евангелие от Никодима (IV-V вв.): во время суда над Христом Вероника свидетельствовала, что 12 лет страдала кровотечением и исцелилась от одного прикосновения к краю одежды Спасителя (Гл. 7). Евсевий Кесарийский сообщает, что исцеленная Спасителем кровоточивая жена происходила из Кесарии Филипповой (Панеады) на севере Палестины (Euseb. Hist. eccl. VII 18) и рядом с ее домом находилась бронзовая скульптурная композиция, изображавшая Иисуса и кровоточивую, из каменного пьедестала которой росла целебная трава, излечивавшая различные недуги. Эта скульптура была уничтожена при императоре Юлиане Отступнике. (Sozom. Hist. eccl. V 21). Рассказ Евсевия повторяется и варьируется многими восточнохристтианскими и западнохристианскими авторами. Имя Вероники и рассказ о панеадской статуе соединены в середине VI в. в тексте Хроники Иоанна Малалы (Ioan. Malal. Chron. P. 237).
В Псевдо-Климентовых гомилиях имя Вероника носит дочь хананеянки (Clem. Rom. Hom. 3. 73), об исцелении которой Спасителем говорится в Евангелии (Мф 15. 22-28).

Другой цикл апокрифов о плате Вероники возник под влиянием преданий об эдесском царе Авгаре, его переписке с Иисусом Христом и Нерукотворном образе Спасителя. Сказания о Веронике как о владелице изображения Спасителя получили распространение исключительно в западнохристианском ареале; несомненна вторичность этих легенд о Веронике по отношению к авгаровскому циклу. В поздних вариантах этой легенды говорится о том, что изображение Спасителя было отослано в Эдессу и передано дочери царя Авгаря по имени Вероника. Предполагают, что само имя Вероника произошло от латинского названия изображения Христа — vera icon (подлинный образ).

Согласно латинскому апокрифу «Смерть Пилата» (Mors Pilati) (Гл. 2-3), последовательница Христа Вероника решила заказать Его портрет художнику, но Спаситель, узнав ее желание, приложил холст к Своему Лику и запечатлел на нем Свой Образ. Через некоторое время после Распятия до тяжело болевшего императора Тиберия дошли слухи о знаменитом целителе, совершавшем чудеса в Палестине. Не зная о казни Иисуса, он отправил за ним своего служителя Волусиана. Вероника убедила посланца императора, что для исцеления достаточно с благоговением воззреть на Нерукотворный образ. Волусиан и Вероника доставляют образ Спасителя в Рим, и воздавший Ему почести Тиберий выздоровел. В апокрифе «Кара Спасителя» (Vindicta Salvatoris) рассказывается, что Волусиан отнял силой у Вероники изображение Спасителя и отослал его для поклонения императору Тиберию, который исцелился от проказы. Перед смертью Вероника передала плат с изображением Спасителя священномученику Клименту, папе Римскому.

Наибольшее распространение получило средневековое предание о встрече Иисуса Христа во время Его следования на Голгофу с Вероникой, которая протянула Ему свое головное покрывало, чтобы отереть с лица пот и кровь. Когда Господь вернул его Веронике, на плате отобразился Его искаженный страданием Лик. Это предание возникло в XII-XIII вв. и зафиксировано в Библии Рожера из Аржантёя (ок. 1300). Крестный путь (Via Dolorosa), которым идут паломники в Иерусалиме, включает VI остановку на том месте, где произошло это событие. В настоящее время здесь находится храм (арх. А. Барлуцци), принадлежащий греко-католическому (униатскому) женскому монастырю «младших сестер Иисуса», в нижней части которого, по преданию, располагался дом Вероники.

Образ на плате хранился долгое время в церкви Санта-Мария Маджоре, а затем — в базилике святого Петра в Риме. Первые достоверные сведения о почитании плата Вероники в часовне Девы Марии, находившейся перед внутренней входной стеной базилики святого Петра, относятся к IX в.

Из западных средневековых легенд одна отождествляет Веронику с Марфой, сестрой праведного Лазаря (Гервасий из Тилбери, ок. 1210), другая называет ее женой мытаря Закхея (впоследствии, согласно легенде, отшельник Амадур) и повествует о проповеди ими Евангелия в Центральной Галлии.

Памяти Вероники нет в Иеронимовом Мартирологе и других древнейших календарях. Она почиталась местно: например, в Бордо чтилась ее гробница, в Милане память Вероники праздновалась с особой службой до XVI в., когда архиепископ Карло Борромео († 1584) исключил ее из амвросианского миссала. После изобретения фотографии Вероника была объявлена папским декретом покровительницей фотографов.

Память Вероники Кровоточивой (греч. ἡ αἱμορροοῦσα) отмечена под 12 июля в Синаксаре Константинопольской Церкви Х в. (SynCP. Col. 818) и Типиконе Великой Церкви X в. (Mateos. Typicon. Т. 1. P. 338), под 13 июля — в ряде византийских календарей (например, Paris. Coisl. 223, 1301 г.) и древнерусских Прологах (РГАДА. Тип. 173. Л. 160; Тип. 174. Л. 116 об., XIV в.). В древнерусскую литературу сказание о Веронике попало из славянского перевода хроники Иоанна Малалы (через посредство Летописца Еллинского и Римского) и вошло в некоторые списки Четиих Миней под 16 августа (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 415-417 (2-я паг.)). В русском Хронографе редакции 1617 г. в главе 53 содержится статья «О вопрошении кровоточивым недугом исцелевшия жены от Ирода царя сотворити Образ Христов», восходящая к тому же тексту Хроники Малалы (Творогов. С. 6-7).

3. Анчисхатский образ (Грузия)

АНЧИЙСКИЙ СПАС — [Анчисхатский Спас; груз. ანჩის ხატი], Нерукотворный образ Спасителя — одна из наиболее чтимых грузинских святынь. В древности икона находилась в монастыре Анчи в Юго-Западной Грузии; в 1664 г. была перенесена в тбилисскую церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, VI в., получившую после перенесения иконы название Анчисхати (в настоящее время хранится в Государственном музее искусств Грузии). Согласно гимнографу Иоанну, епископу Анчийскому, Анчийский Спас был принесен апостолом Андреем Первозванным из Иераполя в Кларджети (Джанашвили. С. 310). Народное предание отождествляет эту икону с Нерукотворным Образом Спасителя из Эдессы. Так, в одной из чеканных надписей XVIII в. на окладе Анчийского Спаса в нарушение хронологии событий говорится, что икона «была доставлена из Эдессы в Константинополь, и, когда же появились Лев Исавр и другие иконоборцы, ее оттуда перенесли и поставили в Кларджети, в кафедральной церкви Анчийской» (Цит. по: Микеладзе. С. 92).
Чудотворная икона (105´ 71´ 4,6 см без киота) заключена в средник разновременного (XII, XIV, XVII-XIX вв.) оклада-триптиха, оставляющего видимым только лик Спасителя, Его древнее энкаустическое изображение, близкое по стилистическим признакам к сир. живописи, датируется не позднее VII-VIII вв. Икона поновлялась в 1-й четверти XIX в., тогда же был исполнен серебряный чеканный оклад. Однако на нем Иисус Христос представлен не в изводе, характерном для изображения Нерукотворного Образа Спасителя, а как Господь Вседержитель. Ш. Я. Амиранашвили, описавший икону в 1929 г. после снятия оклада, отметил сильную поврежденность красочного слоя и неясность многих деталей иконографии и стиля. Ученый датировал первоначальное изображение VI-VII вв., а поздний живописный слой — XVII в. Установление исходной иконографии древней иконы строится на свидетельстве епископа Анчийского Иоанна, заказавшего в конце XII в., при святой царице Тамаре, золотое чеканное обрамление для чудотворного Нерукотворного образа Спасителя, исполненное Бекой Опизари. На раме XII в. выполнены ростовые фигуры Богородицы и святого Иоанна Предтечи, которые должны были составить вместе с иконой Спасителя деисус. Оклад XIX в. трактует триптих как деисус с Господом Вседержителем в центре. В надписях, выполненных в разное время на чеканных створках киота, икона обозначена только как «Нерукотворный Образ», «Образ Воплощения», «Лик Божий» и «Эдесский Образ».

Отражением характерного для Грузии XIII-XIV вв. приема повторного украшения старинных чеканных икон можно считать факт создания для Анчийского Спаса киота с 2 боковыми створками, обложенными чеканными по серебру композициями праздников (Благовещение, Рождество Христово, Крещение, Преображение, Распятие, Воскресение и Вознесение в полукружии киота над самой иконой), выполненными в 1-й половине XIV в. по заказу атабагов Самцхе (1308-1344). В 1686 г. золотых дел мастер Бертаука Лоладзе украсил чеканкой наружные створы киота. Композиции «Воскресение Лазаря», «Успение», «Тайная вечеря», «Вход в Иерусалим», «Уверение Фомы» и «Сошествие Св. Духа на апостолов» разделены, как и на внутренних сторонах створок, полосами чеканных орнаментов. Возможно, тогда же уголки верхней части киота по сторонам от вписанного в полукруг Вознесения были заполнены изображениями летящих херувимов, заняв место поврежденных чеканных орнаментов XIV в.

О местном праздновании Анчийского Спаса в Грузии сведения отсутствуют. Возможно, оно происходило по византийскому установлению 16 августа, в день празднования перенесения из Эдессы в Константинополь Нерукотворного образа Господа нашего Иисуса Христа. В настоящее время Грузинская Православная Церковь в этот день отмечает праздник «анчисхатоба». В XII в. Иоанн, епископ Анчийский, посвятил иконе «Песнопения Анчийского образа»; в XIII в. католикос-Патриарх Арсений IV (Булмаисимисдзе) создал «Восхваление в честь невидимого Нерукотворного Образа»; впоследствии появился «Молебен Анчийского Нерукотворного Образа, составленный по древним рукописным песнопениям».

Молитвы пред Нерукотворным Образом

Тропарь Нерукотворенного Образа
глас 2

Пречистому Твоему образу покланяемся, Благий,/ просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже:/ волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест,/ да избавиши яже создал еси от работы вражия./ Тем благодарственно вопием Ти:/ радости исполнил еси вся, Спасе наш,// пришедый спасти мир.

Кондак Нерукотворенного Образа
глас 2

Неизреченнаго и Божественнаго Твоего к человеком смотрения,/ неописанное Слово Отчее,/ и образ неписанный,/ и богописанный победителен,/ ведуще неложнаго Твоего воплощения,// почитаем, того лобызающе.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

С праздником, дорогие братья и сестры! Сегодня мы вспоминаем событие, которое случилось более тысячи лет назад: из града Едессы был передан образ Спасителя Нерукотворенный. Икона, написанная чудесным образом самим Богом на плате (или убрусе), была перенесена в Константинополь. Для Саратова этот праздник - один из самых значимых. Икона, которая уже несколько столетий пребывает здесь, в Свято-Троицком кафедральном соборе, является одной из самых почитаемых святынь нашего края. Наши благочестивые предки с величайшим благоговением и любовью прибегали к этому образу: носили ее по домам, служили перед ней молебны.

Нам известно о многих свидетельствах чудесных исцелений и благодатной Божией помощи тем людям, которые с верой обращались к Спасителю и имели на Него великую надежду. Перед этой иконой молились наши предки во время войны: это был единственный действующий храм во всей области. Сюда приходили тысячи людей и проливали слезы перед этим образом. Они просили, чтобы Господь дал силы пережить ужасы войны.

Люди приносили сюда свое покаяние, ибо до этого, многие русские люди отступили от своей веры. Собор несколько лет был закрыт, все иконы, включая Спаса Нерукотворного, были изъяты. Нерукотворный образ восемь лет пребывал вне стен Троицкого собора.

Сегодня почитание этой святыни зависит в полной мере от нас – с каким благоговением мы будем молиться перед ней, столько Господь и даст нам. Часто мы задаемся вопросом: «Почему вокруг нас нет благочестия? Почему столько греха, злобы?». Казалось бы, Господь принес на землю весть о спасении, и Ему не сложно всех обратить к Себе. Но мы видим в Церкви лишь малую часть людей, только малое стадо, как говорил Сам Господь, идет за Ним.

Сегодня на Литургии мы слышали евангельское чтение о том, как Господь идет в Иерусалим со своими учениками. Они входят в самарянскую весь. Люди видят, что это паломники из Иерусалима, а значит иудеи, и не принимают их. Апостолы Иаков и Иоанн обращаются к своему Учителю и предлагают свести с неба на этих людей огонь. Апостолами движет благочестивый помысел. Они не понимают: «Мы обратились ко Христу. Уразумели Его как Спасителя. А почему люди не понимают и не видят этого? Почему нет благоговения и почитания?». Я думаю, что и в наших сердцах что-то подобное может появиться. Сколько сегодня присутствует в храме людей? Сто-двести человек. Но ведь эта святыня не только епархиального, но и общецерковного масштаба. Что говорить о людях нецерковных, неверующих, которые не знают своих святынь и своих подвижников. Порой и православные до конца не понимают ту радость, то счастье, которые даны нам Богом. Но унывать, братья и сестры, нельзя. И ни в коем случае нельзя думать, что Бог должен наказать кого-либо, что Бог должен кого-то силой к Себе привести.

Христос говорит: «Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня » (Ин. 6 , 44). И поэтому, сколько бы мы не говорили нашим близким, о том, как надо молиться, что нужно ходить в Церковь, родные наши не чувствуют той благодати, которая когда-то поселилась в наших сердцах. Мы можем лишь молиться о них. И верить, что Господь Сам откроет им дорогу к Себе.

Господь говорит: «Не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать » (Лк. 9 , 55,56). Вот чем должны руководствоваться мы, христиане. Наше слово должно иметь власть. Но не власть силы, не власть оружия, а власть благоговения, молитвы, любви. Через доброе отношение к нашим близким, через слово, через молитву мы можем привести людей к Богу.

Господь пытается наставить Своих учеников, пытается достучаться до их сердца, но при этом говорит: «Никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть » (Мф.11 , 27). Оказывается, для того, чтобы познать Бога, нужно склонить свою голову перед Христом Спасителем.

И вот, братья и сестры, сегодня, когда мы склоняем свои главы перед чудотворной иконой, будем просить Христа Спасителя, чтобы Он открыл нам знания о Боге, чтобы Он привлек нас к своему Родителю, а Бог Отец открыл в наших сердцах любовь и почитание Спасителя нашего. Будем просить Господа, чтобы наши близкие и родные обратились к Нему. Будем стараться подавать им добрый пример своей жизнью, своими поступками, своим прощением.

Икона Спаса Нерукотворного очень дорога многим саратовцам. О себе могу сказать, что в этот праздник несколько лет назад я впервые увидел этот образ, приехав в Саратов для служения. И вот также помолившись здесь в Троицком соборе за Литургией, я остался один в храме, сидел перед этой иконой и молился. И хотя я ничего еще не знал о ней, мне было понятно, что это непростой образ. В нем есть великая сила. И сила не только в том, что Господь через эту икону открывают свою волю многим и многим людям, но еще и в молитвах тысяч людей, которые шли в этот храм, принося сюда свою боль и радость. Лик Спасителя, который изображен на этой иконе, видели многие поколения наших предков.

И сегодня, братья и сестры, Господь ждет от нас искреннего и доброго сердца. Неравнодушного отношения к Церкви и к Себе. Будем, братья и сестры, помнить об этом. Будем просить Господа даровать нам ревность открыть нам знания о Боге и утвердить в нашем сердце любовь и благоговение. Храни вас Бог, дорогие братья и сестры.

+ Епископ Покровский и Николаевский Пахомий,
Свято-Троицкий собор города Саратова,
29 августа 2015 года.

Нерукотворный Образ (Убрус).

Эдесский Убрус (Нерукотворный Спас, Мандилий) - изображение Иисуса Христа на полотенце (убрусе, мандилии), согласно легенде, сложившейся не ранее VI в., посланное Спасителем правителю г. Эдесса Абгару V Ухаме (4 г. до P. X. - 7 г. от P. X. и 13-50 гг.), известному в апокрифах как Авгарь Черный. Легенда гласила, что эдесский топарх Абгар Ухама, состоявший в переписке с Христом, пожелал иметь Его изображение и послал к Нему живописца для написания портрета. Заметив, что посланник безуспешно пытается нарисовать Его, Христос умылся и отер полотенцем лицо, отчего на этом убрусе отпечатался Его лик - «нерукотворный образ», который и был доставлен апостолом Фаддеем в Эдессу. Правнук Абгара не признавал христианства, поэтому в его правление изображение Спасителя было замуровано в городскую стену и заложено глиняной плитой. Много лет спустя, во время осады Эдессы весной 544 г. войсками иранского шаха Хосрова I, убрус был найден. С его чудесной помощью осажденные эдессцы смогли поджечь неприятельский вал у стен своего города, окропив его водой с иконы. Впервые Эдесский Убрус упоминается в «Церковной истории» Евагрия Схоластика *) , византийского историка VI в. По другой версии, эдесская икона Спасителя была написана местным живописцем Хананом на квадратной доске. Однако подлинность Нерукотворного образа была подтверждена на Седьмом Вселенском соборе. Образ хранился в Эдессе до середины X в., когда он был торжественно перенесен в Константинополь, и в память этого события в Церкви установлен праздник Нерукотворного Спаса. Эдессцы расстались со святыней в 944 г. под угрозой уничтожения города во время его осады византийцами в правление императора Романа I Лакапина (920-944); в качестве компенсации горожане получили от императора 12 тыс. серебряных монет, и, кроме того, были освобождены 200 знатных эдесских пленников. В столице империи Мандилий хранился в храме Богоматери Фаросской и выносился к народу только в дни величайших праздников. После захвата Константинополя крестоносцами в 1204 г. следы Эдесского Убруса теряются. По одним сведениям, он был вывезен в Рим и хранился в храме Святого Сильвестра, по другим - икона оставалась в Константинополе до царствования Иоанна V Палеолога (1341-1391), который подарил ее генуэзскому командору Леонардо Монтальдо за военную помощь в династических междоусобицах. Затем якобы образ был перенесен в Геную, а позже отписан армянскому монастырю Святого Варфоломея. Позднее икона оказалась в Риме и хранится там под именем Святого Убруса. Есть и третья версия, по которой подлинный образ Спасителя утонул во время его перевозки морем в Венецию. Эта икона послужила образцом для распространенного в православной иконографии типа, именуемого «Нерукотворный Спас», «Спас на Убрусе», «Святой Убрус», «Спас на Холсте».

Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 2, с.505-506.

Примечания:

*) Евагрий Схоластик - византийский историк и богослов VI в. Родился в 535 или 536 гг., умер в конце VI в. Выходец из семьи богатых сирийских христиан, жил в Антиохии, занимаясь юридической практикой и богословием. Автор «Церковной истории», охватывающей период с 431 по 595 гг.

Происхождение

О происхождении реликвии, послужившей источником иконографии, существуют две группы легенд, каждая из которых сообщает о её нерукотворном происхождении.

Реконструкция Константинопольской иконы Спас Нерукотворный

Восточный вариант легенды

Восточный вариант сказания о Нерукотворном образе прослеживается в сирийских источниках с IV века . Нерукотворный образ Христа был запечатлён для царя Эдессы (Месопотамия , современный г. Шанлыурфа , Турция) Авгаря V Уккамы после того, как посланный им художник не сумел изобразить Христа: Христос умыл лицо, отёр его платом (убрусом), на котором остался отпечаток, и вручил его художнику. Таким образом, согласно преданию, Мандилион стал первой в истории иконой .

Льняной плат с изображением Христа долгое время хранился в Эдессе как важнейшее сокровище города. В период иконоборчества на Нерукотворный образ ссылался Иоанн Дамаскин , а в 787 году Седьмой Вселенский собор , приводя его как важнейшее свидетельство в пользу иконопочитания . 29 августа 944 года образ выкуплен у Эдессы императором Константином VII Багрянородным и торжественно перенесён в Константинополь , этот день вошёл в церковный календарь как общецерковный праздник. Реликвия была похищена из Константинополя во время разграбления города участниками IV Крестового похода в 1204 году , после чего утеряна (по преданию, корабль, перевозивший икону, потерпел крушение).

Наиболее близкими к первоначальному образу считаются Мандилион из храма Сан-Сильвестро-ин-Капите , находящийся сейчас в капелле Санта-Матилда Ватикана , и Мандилион, с 1384 года хранящийся в церкви Св. Варфоломея в Генуе . Обе иконы написаны на холсте, укреплены на деревянных основах, имеют одинаковый формат (приблизительно 29x40 см) и закрыты плоским серебряным окладом , прорезанным по контурам головы, бороды и волос. Кроме того о виде первоначальной реликвии могут свидетельствовать створки триптиха с утраченным ныне средником из монастыря св. Екатерины на Синае . По наиболее смелым гипотезам, средником служил «оригинальный» Спас Нерукотворный, присланный Авгарю .

Западный вариант легенды

Святой Лик из Манопелло

Западный вариант легенды возник по разным источникам от XIII до XV в., вероятнее всего, в среде францисканских монахов. Согласно нему, благочестивая еврейка Вероника , сопровождавшая Христа в Его крестном пути на Голгофу , подала Ему льняной платок, чтобы Христос мог отереть с лица кровь и пот. Лик Иисуса запечатлелся на платке. Реликвия, именуемая «плат Вероники » хранится в соборе св. Петра в Риме. Предположительно, имя Вероники при упоминании Нерукотворного образа возникло как искажение лат. vera icon (истинный образ ). В западной иконографии отличительная особенность изображений «Плат Вероники» - терновый венец на голове Спасителя.

В честь «Плата Вероники» в своё время называлось ныне отменённое созвездие . На платке, на просвет видно изображение лица Иисуса Христа. Попытки исследовать изображение установили что изображение было нанесено не краской и не какими-либо известными органическими материалами. В данное время учёные намерены продолжать исследования.

Известны, как минимум, два «Плата Вероники»:1. в соборе Святого Петра в Ватикане и 2. «Лик из Манопелло» , который также называется «Вуаль Вероники», но на нём нет тернового венца, рисунок в позитиве, пропорции частей лица нарушены (нижнее веко левого глаза сильно отличается от правого и др.), что позволяет сделать вывод, что это список со «Спаса Нерукотворного», присланного Авгарю , а не «Плат Вероники».

Версия связи образа с Туринской плащаницей

Существуют теории, связывающие Нерукотворный образ Спасителя с другой известной общехристианской реликвией - Туринской плащаницей . Плащаница представляет собой ростовое изображение Христа на холсте. Выставляемый в Эдессе и Константинополе плат с изображением лика Спасителя, согласно теориям, мог быть плащаницей, сложенной несколько раз, таким образом, оригинальная икона могла быть не утеряна во времена крестовых походов, а вывезена в Европу и обретена в Турине. Кроме того, один из изводов Нерукотворного Образа - «Спас Нерукотворный - Не рыдай Мене, Мати » (Христос во гробе ) исследователями возводится к плащанице, как к историческому прототипу.

Икона Спас Нерукотворный в русском письме

Первые образцы. Начало русской традиции

Иконы Спаса Нерукотворного попадают на Русь , по некоторым источникам, уже в IX веке . Древнейшая из сохранившихся икон данного иконографического типа - Новгородский Спас Нерукотворный (вторая половина XII века). Можно выделить следующие иконографические типы Нерукотворного образа: «Спас на убрусе » или просто «Убрус », где лик Христа помещен на изображении плата (убруса) светлого оттенка и «Спас на чрепии » или просто «Чрепие » (в значении «черепица», «кирпич»), «Керамида ». По преданию, образ Христа проступил на черепице или кирпичах, скрывавших нишу с иконой Нерукотворного Спаса. Изредка на этом типе икон фоном служит изображение кирпичной или черепичной кладки, чаще же фон дан просто более тёмным (по сравнению с убрусом) цветом.

Изводы

Наиболее древние изображения выполнялись на чистом фоне, без какого-либо намёка на материю или черепицу. Изображение ровного прямоугольного, либо слегка изогнутого убруса в качестве фона встречается уже на фреске церкви Спаса на Нередице (Новгород) конца XII в. Убрус со складками начинает распространяться со второй половины XIII века , прежде всего в византийской и южнославянской иконописи , на русских иконах - с XIV в. С XV века драпированный плат могут держать за верхние концы два ангела . Кроме того, известны различные варианты иконы «Спас Нерукотворный с деяниями », когда образ Христа в среднике иконы окружают клейма с историей образа. С конца XVII в. в русской иконописи под влиянием католической живописи появляются изображения Христа в терновом венце на плате, то есть в иконографии «Плат Вероники ». Изображения Спасителя с бородой клинообразной формы (сходящейся к одному или двум узким концам) известно и в византийских источниках, однако, только на русской почве они оформились в отдельный иконографический тип и получили название «Спас Мокрая Брада ».

В собрании Государственного музея искусств Грузии находится энкаустическая икона VII века, называемая «Анчисхатским Спасом », представляющая Христа погрудно и считающаяся «оригинальной» эдесской иконой.

Христианская традиция рассматривает Нерукотворный образ Христа как одно из доказательств истинности воплощения второго лица Троицы в человеческом образе, а в более узком смысле - как важнейшее свидетельство в пользу иконопочитания.

По традиции, икона «Спас Нерукотворный» - первый самостоятельный образ, который доверяют писать иконописцу , прошедшему ученичество.

Различные изображения Спаса

Вятский Спас Нерукотворный

Список с чудотворной Вятской иконы Спас Нерукотворный до 1917 года висел с внутренней стороны над Спасскими воротами Московского Кремля . Сама икона была доставлена из Хлынова (Вятки) и оставлена в московском Новоспасском монастыре в 1647 году . Точный список был отправлен в Хлынов , а второй установлен над воротами Фроловской башни . В честь образа Спасителя и фрески Спаса Смоленского с внешней стороны ворота, через которые была доставлена икона и сама башня были названы Спасскими.

Отличительной особенностью вятского Спаса Нерукотворного является изображение ангелов, стоящих по сторонам, фигуры которых не полностью прописаны. Ангелы не стоят на облаках, а как бы парят в воздухе. Можно выделить и воеобразные особенности лика Христа. На вертикально свисающем полотнище убруса с волнообразными складками фронтально изображен чуть удлиненный лик с высоким лбом. Он вписан в плоскость иконной доски так, что центром композиции становятся крупные глаза, наделенные большой выразительностью. Взгляд Христа направлен прямо на зрителя, брови высоко подняты. Пышные волосы опускаются длинными, отлетающими в сторону прядями, по три слева и справа. Короткая борода разделена на две части. Пряди волос и борода выходят за пределы окружности нимба. Глаза написаны легко и прозрачно, их взгляд обладает притягательностью реального взгляда. Лик Христа выражает спокойствие, милосердие и кротость.

После 1917 года оригинал иконы в Новоспасском монастыре и список над Спасскими воротами был утрачен. Ныне в монастыре хранится список XIX века, который занимает в иконостасе Спасо-Преображенского собора место оригинала. Список оставленный в Вятке хранился до 1929 года , после чего также был утрачен.

В июне 2010 года при помощи научного сотрудника Вятского художественного музея Галины Алексеевны Моховой было установлено, как точно выглядела чудотворная Вятская икона, после чего был написан новый точный список Спаса Нерукотворного и в конце августа отправлен в Киров (Вятку) для установки в Спасском соборе.

Харьковский Спас Нерукотворный

Основная статья: Спас Обновлённый

Исторические факты

Копию с древней чудотворной Вологодской иконы Нерукотворного Спаса имел при себе Император Всероссийский Александр III во время крушения поезда у станции Борки . Практически сразу после чудесного спасения по указу Правильствующего Синода был составлен и издан специальный молебен в честь чудотворного образа Спаса Нерукотворного.

См. также

Примечания

Ссылки

  • Игумен Иннокентий (Ерохин). Нерукотворный образ Спасителя как основа иконописи и иконопочитания на сайте Владивостокской епархии
  • Шарон Герстель. Чудотворный Мандилион. Образ Спаса Нерукотворного в византийских иконографических программах
  • Ирина Шалина. Икона «Христос во гробе» и нерукотворный образ на Константинопольской плащанице
  • Воинские реликвии: Знамена с Образом Спаса Нерукотворного