Главная · Электробезопасность · Получение врачебной категории. Порядок получения квалификационных категорий в медицине

Получение врачебной категории. Порядок получения квалификационных категорий в медицине

Но на самом деле присвоение той или иной категории не всегда прямо соответствует реальному уровню квалификации врача. Зачастую более высокая категория отражает снисходительность комиссии к Вашему «длинному» медицинскому стажу либо наличие «нужных знакомств». А более низкая категория может указывать на конфликтную ситуацию с главным врачом либо на сомнения в своей компетентности и страх перед экзаменом.

Ранжирование врачей по категориям, на мой взгляд, характерно только для бесплатной медицины. Там, где медицинский персонал получает зарплату в зависимости от сложности и объёма выполненной работы, там, где установлены чёткие расценки на обследование и лечение, врач должен обладать только лицензией, подтверждающей его допуск и возможность оказывать предлагаемые услуги.

Тем не менее, современная культура, даже в обществе «бесплатной медицины», основана на принципе индивидуального соперничества. Поэтому всегда были, есть и будут врачи, обладающие амбициями и стремящиеся к успеху (в том числе, к защите более высокой квалификационной категории). Более высокая квалификационная категория вызывает чувство законной гордости, способствует самоутверждению, росту уважения/зависти среди коллег и маленькому материальному поощрению.

Что нужно для аттестации на категорию?

1. Иметь представление .

Для любителей бюрократических документов выложены:

  • Приказ Минздрава РФ № 808н «О порядке получения квалификационных категорий » от 25 июля 2011 года.
  • Письмо Минздрава № 2510/11568-01-32 «О применении положения о порядке получения квалификационных категорий » от 13 ноября 2001 года.
  • Приказ Минздрава РФ № 810н «О центральной аттестационной комиссии » от 25 июля 2011 года.

Обязательно полистайте полемическую статью профессора Н. Мелянченко «Квалификация врача - категория экономическая ». Из статьи вы узнаете почему отсутствуют квалификационные категории в зарубежных странах и что такое система допусков.

С 1 января 2016 года отменяется сертификация и вводится аккредитация врачей . Очередная статья профессора Н. Мелянченко даст вам возможность подготовиться к конкурентной борьбе в мире допусков и лицензий.

2. Соответствовать квалификационным требованиям по своей специальности.

Квалификационные требования для врачей подробно, вплоть до указания специальной литературы, расписаны в приказе Министерства здравоохранения СССР № 579 «Об утверждении квалификационных характеристик врачей-специалистов» от 21 июля 1988 года - ознакомиться .

Квалификационные характеристики специалистов со средним медицинским образованием раскрыты в приложении 4 к приказу Министерства здравоохранения № 249 от 19 августа 1997 года - прочитать .

Крайне важно, чтобы полученное образование и специальность (базовая, основная и дополнительная) не противоречили номенклатуре специальностей, а сама специальность, по которой Вы собираетесь защищать категорию, соответствовала занимаемой должности специалиста. В противном случае возникнут проблемы как с защитой, так и с оплатой квалификационной категории. Ознакомиться с номенклатурой специальностей можно в подразделе «Допуск к деятельности ».

3. Пройти обучение на факультете усовершенствования врачей.

Это обязательное требование. К аттестации не допускаются врачи, не прошедшие усовершенствования по аттестуемой специальности в государственных образовательных учреждениях в течение последних пяти лет. Советую сразу выбирать сертификационный цикл, чтобы после окончания обучения и успешной сдачи экзамена получить ещё и сертификат.

Перечень учреждений, в которых можно пройти усовершенствование, содержится на странице Медвузы России. Обратите внимание, что в некоторые информационные карточки включено текущее расписание учебных циклов. Там же приведён список необходимого минимума вещей и документов, которые потребуются для обучения.
4. Посмотреть примеры готовых аттестационных работ врачей и медсестёр.

Готовые аттестационные работы врачей и медсестёр выложены на веб-сайт именно в качестве примера и не предназначены для копирования или тиражирования. Неспособность самостоятельно осмыслить результаты своей деятельности является отражением интеллектуальной и профессиональной убогости.

5. Написать аттестационную работу.

Следует сказать, что подавляющее большинство аттестационных работ врачей неинтересны. Потому что обычно коллеги ограничиваются простым перечислением статистических фактов. Иногда для придания объёма статистику разбавляют вставками из учебников. Иные врачи вообще занимаются откровенным плагиатом: идут в архив, берут отчёты чужих врачей за прошлые года и только меняют цифры. Я даже видел попытки сдать откопированные на «ксероксе» листы. Понятно, что подобный «творческий подход» вызывает только презрение. Ну, а совсем тупые и ленивые медицинские работники просто покупают (например, через Интернет) готовые аттестационные работы.

  • О чём писать в своём аттестационном отчёте рассказано в документе «Примерная схема и содержание аттестационной работы»
  • Как должна выглядеть аттестационная работа можно узнать из файла «Стандарты и требования к оформлению аттестационного отчёта»

6. Представить в аттестационную комиссию необходимые документы.

Бумаги, которые необходимо представить в аттестационную комиссию, содержатся в Списке документов для врачебной аттестации .

Успехов!

Перечень приказов по аттестации

Самый первый приказ, который мне известен, датирован 11 января 1978 года. Это был приказ МЗ СССР № 40 «Об аттестации врачей-специалистов».

Спустя 4 года выходит приказ МЗ СССР № 1280 «О мерах по дальнейшему совершенствованию аттестации врачей». Приказ предусматривал 2 вида аттестации: обязательную и добровольную ().

В начале 1995 года Министерство здравоохранения и медицинской промышленности РФ издаёт приказ № 33 «Об утверждении положения об аттестации врачей, провизоров и других специалистов с высшим образованием в системе здравоохранения Российской Федерации». Этот приказ оставил только одну аттестацию - добровольную.

В 2001 году вышел приказ № 314 «О порядке получения квалификационных категорий».

Спустя 10 лет старый порядок был заменён на новый - Приказ Минздрава РФ № 808н «О порядке получения квалификационных категорий », который действует по настоящее время.

4.1 /5 (оценок: 21 )

эксклюзив

Супруги Галагановы - медицинские работники. Наталья Васильевна - фельдшер скорой помощи, Вячеслав Александрович - хирург. Многие годы они отдали сельскому здравоохранению Приморского края. За плечами семейной пары 20 лет крепкого брака, из которых 18 - совместная трудовая деятельности в Яковлевской центральной районной больнице.

4 августа 2013 года начал действовать Приказ Минздрава РФ от 23.04.2013 № 240н «О порядке и сроках прохождения медицинскими работниками и фармацевтическими работниками аттестации для получения квалификационной категории» (далее - Порядок). В связи с этим утратил силу Приказ Минздравсоцразвития РФ от 25.07.2011 № 808н «О порядке получения квалификационных категорий медицинскими и фармацевтическими работниками». Сегодня расскажем, что изменилось в порядке аттестации медицинских и фармацевтических работников, и сравним прежний и действующий порядки .

Общие положения

Порядком установлены правила прохождения медицинскими и фармацевтическими работниками аттестации. Этот порядок распространяется на специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием, специалистов с высшим профессиональным образованием, осуществляющих медицинскую и фармацевтическую деятельность.

Как и прежде, аттестация специалистов проводится по должностям, предусмотренным действующей номенклатурой должностей медицинских и фармацевтических работников, по трем квалификационным категориям (второй, первой и высшей) один раз в пять лет. При этом присвоенная работнику квалификационная категория действительна также в течение пяти лет со дня издания соответствующего распорядительного акта. Специалисты могут претендовать на присвоение им более высокой квалификационной категории и до истечения названного срока, но не ранее чем через три года со дня присвоения квалификационной категории.

Порядком скорректированы требования к стажу работы для получения квалификационных категорий. Стаж работы по специальности теперь не зависит от полученного работником образования. Так, для получения второй квалификационной категории необходим стаж работы по специальности (в должности) не менее трех лет, для получения первой категории - стаж не менее пяти лет, высшей категории - стаж не менее семи лет.

Для сравнения скажем: раньше, чтобы получить высшую квалификационную категорию, необходимо было наличие не менее 10 лет стажа для специалистов с высшим профессиональным образованием и не менее семи лет стажа для специалистов со средним профессиональным образованием.

Помимо стажа, Порядком установлены требования к теоретическим знаниям и практическим навыкам специалистов. В частности, на основании п. 8 Порядка специалист, претендующий на получение второй квалификационной категории, должен:

  • иметь теоретическую подготовку и практические навыки в области осуществляемой им профессиональной деятельности;
  • ориентироваться в современной научно-технической информации, владеть навыками анализа количественных и качественных показателей работы, составления отчета о работе.
Для получения первой квалификационной категории специалист должен:
  • иметь теоретическую подготовку и практические навыки в области осуществляемой им профессиональной деятельности и смежных дисциплин;
  • использовать современные методы диагностики, профилактики, лечения, реабилитации и владеть лечебно-диагностической техникой в области осуществляемой им профессиональной деятельности;
  • уметь квалифицированно провести анализ показателей профессиональной деятельности и ориентироваться в современной научно-технической информации;
  • участвовать в решении тактических вопросов организации профессиональной деятельности.
Обратите внимание

Чтобы получить высшую квалификационную категорию, на основании п. 10 Порядка специалист должен:

  • иметь высокую теоретическую подготовку и практические навыки в области осуществляемой им профессиональной деятельности, знать смежные дисциплины;
  • использовать современные методы диагностики, профилактики, лечения, реабилитации и владеть лечебно-диагностической техникой в области осуществляемой им профессиональной деятельности;
  • уметь квалифицированно оценить данные специальных методов исследования с целью установления диагноза;
  • ориентироваться в современной научно-технической информации и использовать ее для решения тактических и стратегических вопросов профессиональной деятельности.

Формирование аттестационных комиссий

Для проведения аттестации, как и прежде, создаются комиссии, которые в зависимости от формирующих их органов могут быть центральными, ведомственными и территориальными. Правила формирования комиссий и их состав подробно регламентированы Порядком.

Аттестационная комиссия состоит из координационного комитета (далее - комитет), осуществляющего функции по организации деятельности аттестационной комиссии и экспертных групп по специальностям (далее - экспертные группы), которые рассматривают документы и проводят квалификационный экзамен.

В состав аттестационной комиссии включаются:

  • ведущие специалисты организаций, осуществляющих медицинскую и фармацевтическую деятельность;
  • представители медицинских профессиональных некоммерческих организаций, работодателей;
  • представители органа государственной власти или организации, формирующих аттестационную комиссию, и иные лица.
Персональный состав аттестационной комиссии утверждается распорядительным актом органа государственной власти или организации, создавших аттестационную комиссию.

Общее руководство деятельностью аттестационной комиссии осуществляет председатель комиссии, который одновременно является председателем комитета. Заместитель председателя аттестационной комиссии признается заместителем председателя комитета и исполняет обязанности председателя аттестационной комиссии в его отсутствие.

Осталась должность и ответственного секретаря комиссии, который регистрирует и рассматривает поступающие в аттестационную комиссию документы специалистов, изъявивших желание пройти аттестацию для получения квалификационной категории, на предмет соответствия их требованиям к перечню и оформлению документов, формирует материалы для направления в экспертные группы, готовит материалы к заседаниям и проекты решений комитета.

У экспертной группы также есть председатель, заместитель председателя и ответственный секретарь.

Отметим, что в Порядке достаточно подробно определены функции как комитета, так и экспертных групп. Например, комитет координирует работу экспертных групп, определяет способы, методы и технологии оценки квалификации специалистов, подготавливает и направляет на утверждение в орган, создавший аттестационную комиссию, проект распорядительного акта о присвоении специалистам квалификационных категорий. Экспертные группы, в свою очередь, рассматривают документы, представленные специалистами, готовят заключения по отчетам, проводят тестовый контроль знаний и собеседования, принимают решения по вопросам присвоения специалистам квалификационных категорий.

На основании п. 18 Порядка заседания комитета проводятся при необходимости по решению его председателя, а заседания экспертных групп - не реже одного раза в месяц. Заседание комитета или экспертной группы считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов комитета или экспертной группы соответственно.

Решения комитета и экспертной группы принимаются открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов. В случае равенства голосов голос председательствующего на заседании комитета или экспертной группы является решающим (п. 19 Порядка ). Отметим, что в ранее действовавшем порядке аттестации для принятия решения было необходимо присутствие не менее 2/3 членов комиссии и в случае равенства голосов решение считалось принятым в пользу специалиста.

Решения комитета и экспертной группы оформляются протоколами, которые подписываются всеми членами комитета и экспертной группы, присутствовавшими на заседании комитета и экспертной группы соответственно.

Порядок проведения аттестации

Специалисты, изъявившие желание пройти аттестацию для получения квалификационной категории, представляют в аттестационную комиссию комплект документов. Перечень документов, входящих в квалификационную документацию, практически не изменился, но есть одно исключение: теперь вместо квалификационного листа специалист должен представить аттестационный лист.

Обратите внимание

В ранее действовавшем порядке получения квалификационных категорий было установлено, что руководитель медицинской или фармацевтической организации должен создавать специалистам условия для получения квалификационных категорий при осуществлении взаимодействия с комиссией, представлении документации и оповещении специалиста. Теперь таких обязанностей по содействию не предусмотрено.

Нововведением в части представления документов является необходимость представления заверенного в установленном порядке перевода на русский язык документов, выданных на территории иностранного государства и оформленных на иностранном языке.

Также новшеством является запрет на участие в направлении документов должностным лицом организации, уполномоченным осуществлять взаимодействие организации, в которой специалист осуществляет профессиональную деятельность, с аттестационной комиссией. Порядком установлено, что направить по почте или представить лично документы может только сам специалист. Кроме того, исключено требование о брошюровании документов.

Документы должны быть направлены в адрес органа государственной власти или организации, создавших аттестационную комиссию, по почте или представлены лично специалистом не позднее четырех месяцев до окончания срока действия имеющейся квалификационной категории. При нарушении данного срока квалификационный экзамен может быть проведен позднее даты окончания срока действия имеющейся квалификационной категории.

К сведению

Пунктом 16 Порядка установлено, что аттестация может проводиться с использованием телекоммуникационных технологий (дистанционная аттестация) и в форме выездного заседания.

Порядком скорректированы правила и сроки проведения аттестации. В частности, на основании п. 22 Порядка документы, поступившие в аттестационную комиссию, регистрируются ответственным секретарем комитета в день их поступления в аттестационную комиссию. В течение семи календарных дней со дня регистрации документов они передаются на рассмотрение председателю комитета (ранее документация регистрировалась после семидневной проверки ее соответствия требованиям комплектности).

Если отсутствуют предусмотренные Порядком документы или они неправильно оформлены, ответственный секретарь комитета должен направить специалисту письмо об отказе в принятии документов с разъяснением причины отказа также в течение семи дней (ранее этот срок составлял 14 календарных дней). В таком случае специалист может направить документы повторно. При этом на исправление недочетов ранее ему отводился месяц, теперь же такой срок вообще не установлен.

Председатель комитета не позднее 14 календарных дней со дня регистрации документов определяет состав экспертной группы для проведения аттестации и направляет ее председателю документы специалиста (п. 23 Порядка). При этом экспертная группа должна рассмотреть их не позднее 30 календарных дней со дня регистрации документов, утвердить заключение на отчет и назначить дату и место проведения тестового контроля знаний и собеседования (ранее срок для рассмотрения документов составлял 14 календарных дней).

Отметим, что изменились требования к содержанию заключения на отчет. В частности, на основании п. 24 Порядка теперь не нужно учитывать:

  • продолжительность и сроки последнего повышения квалификации;
  • формы самообразования, используемые специалистом;
  • соответствие объема теоретических знаний, фактических диагностических и лечебных практических навыков квалификационным требованиям.
Решение экспертной группы о назначении даты и места проведения тестового контроля знаний и собеседования доводится до специалиста не позднее чем за 30 календарных дней до даты проведения тестового контроля знаний и собеседования, в том числе посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте в Интернете или информационных стендах органа государственной власти или организации, создавших аттестационную комиссию.

Тестовый контроль знаний и собеседование проводятся не позднее 70 календарных дней со дня регистрации документов.

На основании п. 27 Порядка по результатам квалификационного экзамена экспертная группа может принять одно из двух решений: присвоить или отказать в присвоении специалисту квалификационной категории. Напомним, что ранее предусматривалось несколько видов решений, принимаемых экспертной группой. Например, можно было повысить вторую квалификационную категорию с присвоением первой, подтвердить присвоенную ранее квалификационную категорию, снять первую (высшую) квалификационную категорию с присвоением более низкой категории или лишить специалиста квалификационной категории.

Решение о присвоении или отказе в присвоении специалисту квалификационной категории принимается экспертной группой не позднее 70 календарных дней со дня регистрации документов, оформляется протоколом заседания экспертной группы и заносится в аттестационный лист специалиста ответственным секретарем экспертной группы. Если специалисту отказано в присвоении специалисту квалификационной категории, в протоколе указываются основания, по которым экспертная группа приняла соответствующее решение. А решение об отказе в присвоении специалисту квалификационной категории может быть принято по следующим основаниям:

  • наличие в заключении на отчет отрицательной оценки теоретических знаний или практических навыков специалиста, необходимых для получения заявляемой им квалификационной категории;
  • наличие неудовлетворительной оценки по итогам тестового контроля знаний;
  • неявка специалиста для прохождения тестового контроля знаний или собеседования.
Оформленный протокол, содержащий решение о присвоении или отказе в присвоении специалисту квалификационной категории, в течение пяти календарных дней с момента его подписания направляется председателем экспертной группы в комитет. Последний не позднее 90 календарных дней со дня регистрации документов подготавливает и представляет к утверждению распорядительный акт о присвоении специалисту квалификационной категории (п. 31 Порядка).

Обратите внимание

Распорядительный акт о присвоении специалисту квалификационной категории должен быть издан органом государственной власти или организацией, создавшими аттестационную комиссию, не позднее 110 календарных дней со дня регистрации документов. Ранее приказ о присвоении специалисту квалификационной категории издавался в течение месяца с момента принятия комиссией решения.

Специалист же должен получить посредством почтовой связи или на руки выписку из распорядительного акта о присвоении ему квалификационной категории не позднее 120 календарных дней со дня регистрации документов.

Отметим, что Порядком увеличен срок обжалования решения аттестационной комиссии с 30 дней до года. Срок для обжалования отсчитывается с даты принятия аттестационной комиссией решения.

Как видим, порядок аттестации медицинских и фармацевтических работников претерпел существенные изменения в части сроков проведения аттестации, процедуры оформления документов и результатов аттестации. Более того, остаются невыясненные моменты. В частности, ранее предусматривалось, что специалисту в течение недели со дня издания приказа о присвоении ему квалификации оформлялся и выдавался соответствующий документ. Теперь же специалисту выдается лишь выписка из приказа о присвоении ему квалификационной категории, а про документ не говорится ни слова. Полагаем, что эти моменты будут разъяснены компетентными органами в процессе действия Порядка.

Номенклатура специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.04.2009 № 210н.

Работа по повышению квалификации врача предусматривает некоторые разделы, один из них - присвоение врачу квалификационной категории. Врачи могут быть поэтапно аттестованы на вторую, первую и высшую категории. Право получения второй аттестационной категории появляется у врача уже после достижения им 5-летнего стажа работы по соответствующей специальности. Для того чтобы получить возможность аттестоваться, врач должен представить подробный отчет о своей деятельности за последние 3 года работы.

Для составления отчета нет единой формы. Такой отчет представляет собой индивидуальный творческий документ аттестуемого. Однако наличие ориентировочной программы существенно облегчает задачу врача, не исключая его инициативу.

Исходя из своего опыта , мы рекомендуем следующую схему аттестационной работы врача. Предлагаемая схема не является жестким шаблоном, она призвана лишь помочь врачу систематизировать накопленный материал, проанализировать его, сделать выводы и поставить, исходя из анализа, задачи, направленные на дальнейшее совершенствование работы на своем участке.
Аттестационная работа состоит из трех частей: введения, основной части и заключения. Во введении указываются основные направления работы врача по охране здоровья прикрепленного контингента больных.

Далее дается краткая характеристика лечебно-профилактического учреждения с его структурой и организацией работы и взаимосвязи отделений с тем отделением, в котором работает аттестуемый.
Основная часть, в свою очередь, подразделяется на несколько разделов.

В первом разделе основной части целесообразно дать характеристику отделения, его структуру, штаты, организацию работы, оснащения, организацию приема и профилактической деятельности.
Затем следует подробно охарактеризовать лечебно-диагностическую и профилактическую работу за 3 года и дать ее сравнительную оценку.

При описании лечебной деятельности прежде всего необходимо отразить и проанализировать работу на амбулаторном приеме, показав количество принятых пациентов в поликлинике и обслуженных на дому, удельный вес принятых больных и проведенных профилактических медицинских осмотров, нагрузку на 1 час приема. Необходимо проанализировать заболеваемость с временной утратой трудоспособности по нозологическим формам. Работа по оказанию помощи на дому предусматривает количество и удельный вес активных и повторных вызовов.

Оценивая работу по госпитализации больных , необходимо указать количество госпитализированных и их состав по нозологическим формам, показатель расхождений клинико-поликлинических диагнозов. Следует привести подробный анализ этих расхождений и их причины.

Анализируя лечебно-диагностическую работу , следует привести перечень и количество проведенных процедур, амбулаторных операций, манипуляций, консультаций и дать оценку этого раздела деятельности. Далее необходимо показать, как в условиях поликлиники осуществляется диагностика и лечение заболеваний, по поводу которых больные обращаются за помощью к данному специалисту. Раздел целесообразно иллюстрировать описанием наиболее интересных случаев из практики с приведением данных обследования и лечения.

В разделе профилактической работы освещают участие врача в проведении ежегодных медицинских профилактических осмотров, приводят количество, удельный вес и структуру вновь выявленных больных, своевременность и полноту взятия их на динамическое диспансерное наблюдение.

Динамическое диспансерное наблюдение больных хроническими заболеваниями характеризуется количеством больных, находящихся на диспансерном учете, их составом по нозологическим формам, движением по группам диспансерного учета, показателями нетрудоспособности.

Следует представить объем и характер лечебных и оздоровительных мероприятий (амбулаторное и стационарное профилактическое лечение, санитарно-курортное лечение и т.д.) и показать их эффективность на группе больных, состоящих на динамическом диспансерном наблюдении в течение 3 и более лет.

В четвертом разделе следует охарактеризовать санитарно-просветительскую работу, проведенную врачом за 3 года и показать ее эффективность.
Пятый раздел необходимо посвятить работе по научной организации труда, указать, какие предложения были внедрены и какой получен эффект.

Шестой раздел отчета целесообразно отвести работе врача по повышению профессионального мастерства. Следует указать, проходил ли врач повышение квалификации на различных циклах и рабочих местах, когда, в течение какого времени и по какой тематике, необходимо описать научно-практическую работу, проведенную врачом за отчетный период, ее результаты (опубликованные статьи, выступления с докладами и сообщениями на различных конференциях и т.д.).
Необходимо указать, каким образом врач участвует в общественной жизни коллектива.

В заключение делаются краткие обоснованные выводы о проделанной за 3 года работе и намечаются пути дальнейшего совершенствования деятельности аттестуемого.

Если кратко обобщить вышесказанное , то получится следующая схема.
1. Введение.
2. Краткая характеристика поликлиники и ЛОР-отделения.
3. Характеристика кадров отделения.

4. Характеристика приема:
а) количество принятых в отделении и лично аттестуемым;
б) количество обслуженных на дому и лично аттестуемым;
в) нагрузка за 1 час;
г) данные обращаемости по нозологическим формам (в %);
д) данные обращаемости по вызовам (в %);
е) количество активных вызовов(в%);

ж) количество госпитализированных планово и экстренно, куда, по нозологическим формам, сколько ждут до госпитализации;
з) процент расхождения диагнозов со стационаром и анализ расхождений;
и) средняя продолжительность нетрудоспособности больных по отделению и у аттестуемого;
к) то же по нозологическим формам;
л) количество больных, находящихся на динамическом наблюдении по ф. 30 и принципы их наблюдения и лечения. Результаты (эффективность);
м) движение диспансерных больных и анализ их нетрудоспособности;

н) средняя длительность нетрудоспособности при обострениях заболевания у больных, находящихся на ф. 30;
о) среднее количество дней, сколько продолжается обострение (если учесть, что человек пенсионер и не работает);
п) количество медицинских осмотров и выявляемость заболеваний при этом (в % и по нозологии);
р) своевременность взятия на диспансерный учет;
с) процент охвата динамическим наблюдением;
т) количество амбулаторных операций и каких;
у) количество процедур и каких.

5. Организация повышения знаний.
6. Повышение знаний по гражданской обороне.
7. Количество жалоб, выговоров, замечаний, благодарностей и т.д.
8. Участие в общественной жизни поликлиники - где, в качестве кого.
9. Лечебно-диагностическая работа.
10. Цели и задачи на будущее.
11. Заключение.

Отчет подписывается аттестуемым, ставится дата. Его подпись заверяется главным врачом поликлиники и скрепляется гербовой печатью учреждения.

Но на самом деле присвоение той или иной категории не всегда прямо соответствует реальному уровню квалификации врача. Зачастую более высокая категория отражает снисходительность комиссии к Вашему «длинному» медицинскому стажу либо наличие «нужных знакомств». А более низкая категория может указывать на конфликтную ситуацию с главным врачом либо на сомнения в своей компетентности и страх перед экзаменом.

Ранжирование врачей по категориям, на мой взгляд, характерно только для бесплатной медицины . Там, где медицинский персонал получает зарплату в зависимости от сложности и объёма выполненной работы, там, где установлены чёткие расценки на обследование и лечение, врач должен обладать только лицензией, подтверждающей его допуск и возможность оказывать предлагаемые услуги.

Тем не менее, современная культура, даже в обществе «бесплатной медицины», основана на принципе индивидуального соперничества. Поэтому всегда были, есть и будут врачи, обладающие амбициями и стремящиеся к успеху (в том числе, к защите более высокой квалификационной категории). Более высокая квалификационная категория вызывает чувство законной гордости, способствует самоутверждению, росту уважения/зависти среди коллег и маленькому материальному поощрению.

Что нужно для аттестации на категорию?

1. Иметь представление .

Для любителей бюрократических документов выложены:

  • Приказ Минздрава РФ № 808н «О порядке получения квалификационных категорий » от 25 июля 2011 года.
  • Письмо Минздрава «Разъяснения по отдельным вопросам аттестации на квалификационную категорию... » от 25 декабря 2012 года.
  • Приказ Минздрава РФ № 810н «О центральной аттестационной комиссии » от 25 июля 2011 года.

Обязательно полистайте полемическую статью профессора Н. Мелянченко «Квалификация врача - категория экономическая ». Из статьи вы узнаете почему отсутствуют квалификационные категории в зарубежных странах и что такое система допусков.

С 1 января 2016 года отменяется сертификация и вводит аккредитация врачей . Очередная статья профессора Н. Мелянченко даст вам возможность подготовиться к конкурентной борьбе в мире допусков и лицензий .

2. Соответствовать квалификационным требованиям по своей специальности.

Квалификационные требования для врачей подробно, вплоть до указания специальной литературы, расписаны в приказе Министерства здравоохранения СССР № 579 «Об утверждении квалификационных характеристик врачей-специалистов » от 21 июля 1988 года - ознакомиться .

Квалификационные характеристики специалистов со средним медицинским образованием раскрыты в приложении 4 к приказу Министерства здравоохранения № 249 от 19 августа 1997 года - прочитать .

Крайне важно , чтобы полученное образование и специальность (базовая, основная и дополнительная) не противоречили номенклатуре специальностей, а сама специальность, по которой Вы собираетесь защищать категорию, соответствовала занимаемой должности специалиста. В противном случае возникнут проблемы как с защитой, так и с оплатой квалификационной категории. Ознакомиться с номенклатурой специальностей можно в подразделе «Допуск к деятельности ».

3. Пройти обучение с целью обновления имеющихся теоретических и практических знаний.

Это обязательное требование. К аттестации не допускаются врачи, не прошедшие усовершенствования по аттестуемой специальности в государственных образовательных учреждениях в течение последних пяти лет . Советую сразу выбирать сертификационный цикл, чтобы после окончания обучения и успешной сдачи экзамена получить ещё и сертификат.

Согласно приказу Минздравмедпрома РФ от 16.08.1994 № 170 при аттестации на высшую, первую и вторую аттестационные категории врачи и медсёстры всех специальностей обязаны пройти тестирование по вопросам ВИЧ-инфекции (см. в приказе пункт 1.8). Приказ выложен на сайт и содержит информацию (классификация, диагностика и лечение ВИЧ, диспансерный учёт), достаточную для подготовки к аттестации на категорию.

Варианты последипломного образования изложены в отдельном файле . Там же выложен приказ Минздрава РФ от 03.08.2012 66н , регламентирующий порядок и сроки совершенствования.

Перечень учреждений, в которых можно пройти усовершенствование, содержится на странице Медвузы России . Обратите внимание, что в некоторые информационные карточки включено текущее расписание учебных циклов . Там же приведён список необходимого минимума вещей и документов, которые потребуются для обучения.

4. Посмотреть примеры готовых аттестационных работ врачей и медсестёр.

Готовые аттестационные работы врачей и медсестёр выложены на веб-сайт именно в качестве примера и не предназначены для копирования или тиражирования. Неспособность самостоятельно осмыслить результаты своей деятельности является отражением интеллектуальной и профессиональной убогости .

  • Примеры аттестационных отчётов врачей
  • Примеры аттестационных отчётов медсестёр

5. Написать аттестационную работу.

Следует сказать, что подавляющее большинство аттестационных работ врачей неинтересны. Потому что обычно коллеги ограничиваются простым перечислением статистических фактов. Иногда для придания объёма статистику разбавляют вставками из учебников. Иные врачи вообще занимаются откровенным плагиатом: идут в архив, берут отчёты чужих врачей за прошлые года и только меняют цифры. Я даже видел попытки сдать откопированные на «ксероксе» листы. Понятно, что подобный «творческий подход» вызывает только презрение. Ну, а совсем тупые и ленивые медицинские работники просто покупают (например, через Интернет) готовые аттестационные работы.

  • О чём писать в своём аттестационном отчёте рассказано в документе «Примерная схема и содержание аттестационной работы»
  • Как должна выглядеть аттестационная работа можно узнать из файла «Стандарты и требования к оформлению аттестационного отчёта»

6. Представить в аттестационную комиссию необходимые документы.

Бумаги, которые необходимо представить в аттестационную комиссию, содержатся в Списке документов для врачебной аттестации .

Перечень приказов по аттестации

Самый первый приказ, который мне известен, датирован 11 января 1978 года. Это был приказ МЗ СССР № 40 «Об аттестации врачей-специалистов».

Спустя 4 года выходит приказ МЗ СССР № 1280 «О мерах по дальнейшему совершенствованию аттестации врачей». Приказ предусматривал 2 вида аттестации: обязательную и добровольную ().

В начале 1995 года Министерство здравоохранения и медицинской промышленности РФ издаёт приказ № 33 «Об утверждении положения об аттестации врачей, провизоров и других специалистов с высшим образованием в системе здравоохранения Российской Федерации». Этот приказ оставил только одну аттестацию - добровольную.

В 2001 году вышел приказ № 314 «О порядке получения квалификационных категорий».

Спустя 10 лет старый порядок был заменён на новый — Приказ Минздрава РФ № 808н «О порядке получения квалификационных категорий », который действует по настоящее время .

Аттестация врачей на категорию

Но, на самом деле присвоение той или иной категории не всегда прямо соответствует реальному уровню квалификации врача. Зачастую более высокая категория отражает снисходительность комиссии к Вашему «длинному» медицинскому стажу либо наличие «нужных знакомств». А более низкая категория может указывать на конфликтную ситуацию с главным врачом либо на сомнения в своей компетентности и страх перед экзаменом.

Ранжирование врачей по категориям, на мой взгляд(от автора ), характерно только для бесплатной медицины. Там, где медицинский персонал получает зарплату в зависимости от сложности и объёма выполненной работы, там, где установлены чёткие расценки на обследование и лечение, врач должен обладать только лицензией, подтверждающей его допуск и возможность оказывать предлагаемые услуги.

Тем не менее, современная культура, даже в обществе «бесплатной медицины», основана на принципе индивидуального соперничества. Поэтому всегда были, есть и будут врачи, обладающие амбициями и стремящиеся к успеху (в том числе, к защите более высокой квалификационной категории). Более высокая квалификационная категория вызывает чувство законной гордости, способствует самоутверждению, росту уважения/зависти среди коллег и маленькому материальному поощрению.

Что нужно для аттестации на категорию?

1. Иметь представление о порядке получения квалификационных категорий.

Для любителей бюрократических документов выложены:

· Письмо Минздрава № 2510/11568-01-32 «О применении положения о порядке получения квалификационных категорий» от 13 ноября 2001 года.

· Приказ Минздрава РФ № 82 «О центральной аттестационной комиссии» от 11 января 2005 года (в редакции приказа № 835 от 28.09.2010).

Обязательно полистайте полемическую статью профессора Н. Мелянченко «Квалификация врача - категория экономическая». Из статьи вы узнаете почему отсутствуют квалификационные категории в зарубежных странах и что такое система допусков.

Возможно, что лицензирование врачей (внедрение которого уже не за горами) и в нашей стране приведёт к отмене категорий. Очередная статья профессора Н. Мелянченко даст вам возможность подготовиться к конкурентной борьбе в мире допусков и лицензий.

2. Соответствовать квалификационным требованиям по своей специальности.

Квалификационные требования для врачей подробно, вплоть до указания специальной литературы, расписаны в

Квалификационные характеристики специалистов со средним медицинским образованием раскрыты в приложении 4 к приказу Министерства здравоохранения № 249 от 19 августа 1997 года.

Крайне важно, чтобы полученное образование и специальность (базовая, основная и дополнительная) не противоречили номенклатуре специальностей, а сама специальность, по которой Вы собираетесь защищать категорию, соответствовала занимаемой должности специалиста. В противном случае возникнут проблемы как с защитой, так и с оплатой квалификационной категории.

Ознакомиться с номенклатурой специальностей можно в подразделе «Допуск к деятельности».

3. Пройти обучение на факультете усовершенствования врачей.

Это обязательное требование. К аттестации не допускаются врачи, не прошедшие усовершенствования по аттестуемой специальности в государственных образовательных учреждениях в течение последних пяти лет. Советую сразу выбирать сертификационный цикл, чтобы после окончания обучения и успешной сдачи экзамена получить ещё и сертификат.

Согласно приказу Минздравмедпрома РФ от 16.08.1994 № 170 при аттестации на высшую, первую и вторую аттестационные категории врачи и медсёстры всех специальностей обязаны пройти тестирование по вопросам ВИЧ-инфекции (см. в приказе пункт 1.8). Приказ выложен на сайт и содержит информацию (классификация, диагностика и лечение ВИЧ, диспансерный учёт), достаточную для подготовки к аттестации на категорию.

Перечень учреждений, в которых можно пройти усовершенствование, содержится на странице Медвузы России. Обратите внимание, что в некоторые информационные карточки включено текущее расписание учебных циклов. Там же приведён список необходимого минимума вещей и документов, которые потребуются для обучения.

4. Посмотреть примеры готовых аттестационных работ врачей и медсестёр.

Готовые аттестационные работы врачей и медсестёр выложены на веб-сайт именно в качестве примера и не предназначены для копирования или тиражирования. Неспособность самостоятельно осмыслить результаты своей деятельности является отражением интеллектуальной и профессиональной убогости.

5. Написать аттестационную работу.

Следует сказать, что подавляющее большинство аттестационных работ врачей неинтересны. Потому что обычно коллеги ограничиваются простым перечислением статистических фактов. Иногда для придания объёма статистику разбавляют вставками из учебников. Иные врачи вообще занимаются откровенным плагиатом: идут в архив, берут отчёты чужих врачей за прошлые года и только меняют цифры. Я даже видел попытки сдать откопированные на «ксероксе» листы. Понятно, что подобный «творческий подход» вызывает только презрение. Ну, а совсем тупые и ленивые медицинские работники просто покупают (например, через Интернет) готовые аттестационные работы.