Главная · Электробезопасность · Правила установки приборов учёта ХВС и ГВС (счётчиков) в квартире: нормативы, рекомендации, ограничения по установке. Состояния приборов учета и правильности снятия их показаний Правила поверки приборов учета холодной воды

Правила установки приборов учёта ХВС и ГВС (счётчиков) в квартире: нормативы, рекомендации, ограничения по установке. Состояния приборов учета и правильности снятия их показаний Правила поверки приборов учета холодной воды

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 22.05.2019) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг...

VII. Порядок учета коммунальных услуг с использованием

приборов учета, основания и порядок проведения проверок

состояния приборов учета и правильности снятия их показаний

80. Учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.

К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.

81. Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

В заявке указывается следующая информация:

сведения о потребителе (для физического лица - фамилия, имя, отчество, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон, для юридического лица - наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации, контактный телефон);

предлагаемая дата и время ввода установленного прибора учета в эксплуатацию;

тип и заводской номер установленного прибора учета, место его установки;

сведения об организации, осуществившей монтаж прибора учета;

показания прибора учета на момент его установки;

дата следующей поверки.

К заявке прилагаются копия паспорта на прибор учета, а также копии документов, подтверждающих результаты прохождения последней поверки прибора учета (за исключением новых приборов учета).

Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.

(см. текст в предыдущей редакции)

Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета, а также форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета и порядок ее заполнения утверждаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

81(1). Исполнитель обязан рассмотреть предложенные в заявке дату и время осуществления ввода прибора учета в эксплуатацию и в случае невозможности исполнения заявки в указанный срок согласовать с потребителем иные дату и время проведения ввода в эксплуатацию установленного прибора учета.

При этом предложение о новых дате и времени осуществления работ направляется потребителю не позднее чем через 3 рабочих дня со дня получения заявки, а предложенная новая дата осуществления работ не может быть позднее 15 рабочих дней со дня получения заявки.

81(2). В случае если исполнитель не явился в предложенные в заявке дату и время для осуществления ввода прибора учета в эксплуатацию или иные согласованные с потребителем дату и время и (или) предложенные исполнителем новые дата и время были позднее сроков, установленных пунктом 81(1) настоящих Правил, прибор учета считается введенным в эксплуатацию с даты направления в адрес исполнителя заявки, отвечающей требованиям, установленным пунктом 81 настоящих Правил, и с этой даты его показания учитываются при определении объема потребления коммунальных услуг.

81(3). В случае выполнения монтажа прибора учета исполнителем ввод в эксплуатацию осуществляется исполнителем путем оформления и подписания акта ввода прибора учета в эксплуатацию, предусмотренного пунктом 81(6) настоящих Правил.

81(4). В ходе ввода прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат:

а) соответствие заводского номера на приборе учета номеру, указанному в его паспорте;

б) соответствие прибора учета технической документации изготовителя прибора, в том числе комплектации и схеме монтажа прибора учета;

в) наличие знаков последней поверки (за исключением новых приборов учета);

г) работоспособность прибора учета.

81(5). Несоответствие прибора учета положениям, предусмотренным пунктом 81(4) настоящих Правил, выявленное исполнителем в ходе проверки, является основанием для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию.

81(6). По результатам проверки прибора учета исполнитель оформляет акт ввода прибора учета в эксплуатацию, в котором указываются:

а) дата, время и адрес ввода прибора учета в эксплуатацию;

б) фамилии, имена, отчества, должности и контактные данные лиц, принимавших участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию;

в) тип и заводской номер установленного прибора учета, а также место его установки;

г) решение о вводе или об отказе от ввода прибора учета в эксплуатацию с указанием оснований такого отказа;

д) в случае ввода прибора учета в эксплуатацию показания прибора учета на момент завершения процедуры ввода прибора учета в эксплуатацию и указание мест на приборе учета, где установлены контрольные одноразовые номерные пломбы (контрольные пломбы);

е) дата следующей поверки.

81(7). Акт ввода прибора учета в эксплуатацию составляется в 2 экземплярах и подписывается потребителем и представителями исполнителя, принимавшими участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию.

81(8). Перед подписанием акта ввода прибора учета в эксплуатацию (при отсутствии оснований для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию) представитель исполнителя осуществляет установку контрольных пломб на приборе учета.

81(9). Ввод приборов учета в эксплуатацию в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, осуществляется исполнителем без взимания платы.

81(10). Эксплуатация, ремонт и замена приборов учета осуществляются в соответствии с технической документацией. Поверка приборов учета осуществляется в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

81(11). Прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу. В целях установления факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета исполнитель при проведении очередной проверки состояния прибора учета потребителя вправе установить контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, а также пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета с обязательным уведомлением потребителя о последствиях обнаружения факта нарушения таких пломб или устройств, при этом плата за установку таких пломб или устройств с потребителя не взимается.

При проведении исполнителем проверки состояния прибора учета проверке подлежат:

целостность прибора учета, отсутствие механических повреждений, отсутствие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора;

Наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета;

отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета.

Нарушение показателей, указанных в абзацах третьем - пятом настоящего пункта, признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета. При обнаружении в ходе проверки указанных нарушений исполнитель составляет акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета. При этом, если прибор учета установлен в жилом помещении и иных помещениях, доступ к которым не может быть осуществлен без присутствия потребителя, исполнитель производит перерасчет платы за коммунальную услугу и направляет потребителю требование о внесении доначисленной платы за коммунальные услуги. Такой перерасчет производится за период, начиная с даты установления указанных пломб или устройств, но не ранее чем с даты проведения исполнителем предыдущей проверки и не более чем за 3 месяца, предшествующие дате проверки прибора учета, при которой выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, и до даты устранения такого вмешательства, исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10.

Акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета составляется в порядке, установленном настоящими Правилами.

В случае если размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется без учета показаний индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии, то нарушение показателей, указанных в абзацах третьем - пятом настоящего пункта, не признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета.

(см. текст в предыдущей редакции)

При отсутствии информации о постоянно и временно проживающих в жилом помещении гражданах объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

Стоимость потребления коммунальных ресурсов при несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета потребителем в нежилом помещении взыскивается ресурсоснабжающей организацией.

(см. текст в предыдущей редакции)

81(12). Прибор учета считается вышедшим из строя в случаях:

а) неотображения приборами учета результатов измерений;

б) нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки;

в) механического повреждения прибора учета;

г) превышения допустимой погрешности показаний прибора учета;

д) истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.

81(13). Потребитель в случае выхода прибора учета из строя (неисправности) обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности) и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности). В случае если требуется проведение демонтажа прибора учета, исполнитель извещается о проведении указанных работ не менее чем за 2 рабочих дня. Демонтаж прибора учета, а также его последующий монтаж выполняются в присутствии представителей исполнителя, за исключением случаев, когда такие представители не явились к сроку демонтажа прибора учета, указанному в извещении.

81(14). Ввод в эксплуатацию прибора учета после его ремонта, замены и поверки осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 81 - настоящих Правил. Установленный прибор учета, в том числе после поверки, опломбируется исполнителем без взимания платы с потребителя, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом.

82. Исполнитель обязан:

а) проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия;

б) проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители).

83. Проверки, указанные в пункте 82 настоящих Правил, должны проводиться исполнителем не реже 1 раза в год, а если проверяемые приборы учета расположены в жилом помещении потребителя, то не чаще 1 раза в 3 месяца.

(см. текст в предыдущей редакции)

84. При непредставлении потребителем исполнителю показаний индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в течение 6 месяцев подряд исполнитель не позднее 15 дней со дня истечения указанного 6-месячного срока, иного срока, установленного договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, обязан провести указанную в пункте 82 настоящих Правил проверку и снять показания прибора учета.

(см. текст в предыдущей редакции)

85. Проверки, указанные в пункте 82 настоящих Правил, если для их проведения требуется доступ в жилое помещение потребителя, осуществляются исполнителем в следующем порядке, если договором, содержащим условия предоставления коммунальных услуг, не предусмотрено иное:

Пользование жилищно-коммунальными услугами в РФ - это специфическая категория правоотношений, в рамках которой права и обязанности имеют как поставщики соответствующих услуг, так и их потребители. Так, начисление платежей по воде сейчас чаще всего осуществляется на основе показаний индивидуальных счетчиков. Основное обязательство, которое возлагается на потребителей воды - обеспечивать своевременную поверку данных приборов. В какие сроки она должна быть проведена? Каков наиболее корректный механизм ее осуществления?

Что такое поверка?

Поверка - это процедура, в рамках которой измеряется точность счетчика. Если она соответствует технологическим критериям, то устройство признается прошедшим поверку и допускается к эксплуатации. Показания счетчиков, которые не поверены, признаются недействительными.

Процедура, о которой идет речь, должна осуществляться с определенной периодичностью. Соответствующие сроки могут быть прописаны в законах, действующих на разных уровнях.

Законодательные сроки поверки: федеральный и муниципальный аспект

Сроки поверки счетчиков воды определены, с одной стороны, на уровне федерального законодательства РФ. При этом критерии для устройств, фиксирующих расход по горячей и холодной воде, разные. Это объясняется технологической спецификой функционирования приборов. Что касается такой процедуры, как поверка счетчиков горячей воды, сроки ее проведения - раз в 4 года. Касательно устройств, измеряющих расход холодной воды, - раз в 6 лет.

С другой стороны, муниципальные органы власти вправе в ряде случаев устанавливать иные критерии. Дело в том, что основной правовой акт, регулирующий то, какой срок поверки счетчиков воды должен быть установлен - Постановление Правительства РФ № 354, которое содержит диспозитивные положения. В законе сказано, что потребитель коммунальных услуг обязан осуществлять поверку - но в сроки, установленные производителем. Как правило, для устройств, измеряющих расход холодной воды, это 4 года, а срок поверки счетчика холодной воды - 6 лет. Но не исключено, что производитель прибора учета укажет иные критерии. Например, некоторые западные бренды, выпускающие счетчики, устанавливают срок поверки в 15 лет и более.

Сроки поверки - в документах

Сроки поверки счетчиков воды, установленные производителем, следует искать в документах, прилагающихся к устройству. Чаще всего это технический паспорт. Как мы определили выше, в соответствии с указанным выше Постановлением Правительства № 354, а также по ГОСТ Р 50193, сроки поверки счетчиков воды должны осуществляться с определенным интервалом - типичные его значения мы также рассмотрели. Теперь мы также знаем, что данные критерии могут корректироваться на уровне муниципальных правовых актов. Но на практике производители счетчиков обычно указывают в технических паспортах устройств именно те сроки, что мы отметили выше.

Отметим, что специфика актуальных технических регламентов - в том, что период между поверками отсчитывается не с момента установки счетчика, а с даты его производства, поскольку соответствующая процедура осуществляется на заводе. Поэтому, если купить устройство, которое залежалось на стенде в магазине, то, возможно, придется заниматься его поверкой ощутимо раньше, чем по срокам, установленным ГОСТ, нормативно-правовыми актами или прописанным в документах.

Обязательна ли поверка?

Да, обязательна. Если закончился срок поверки счетчика воды, то показания устройства признаются недействительными. В результате начисление коммунальных платежей осуществляется не по расходу воды, а по средним показателям в течение полугода, далее - по нормативу, размер которого зависит от количества прописанных жильцов. В ряде регионов РФ - и в этом вновь прослеживается локализация законодательства - установлены иные критерии, в соответствии с которыми ТСЖ и управляющие компании могут, например, исчислять платежи по среднему темпу потребления не за 6 месяцев, а за 3. Могут разниться также, но обычно не слишком значительно, нормативы потребления в различных регионах и муниципалитетах.

ТСЖ предупредит?

Во многих ТСЖ и управляющих компаниях существуют внутренние реестры, в которых отражаются сроки действия поверки счетчиков по квартирам. Некоторые фирмы рассылают потребителям услуг информационные уведомления о том, что необходимо в такие-то сроки осуществить поверку приборов учета. Но есть организации, которые автоматически начинают исчислять платежи за поставку воды, если владелец квартиры не успеет обновить данные о поверке счетчиков.

Как осуществить поверку?

Как осуществляется поверка счетчиков воды? Сроки действия результатов прежней проверки должны быть в силе - это желательно, чтобы избежать возможных расхождений по данным о потреблении с поставщиком коммунальных услуг.

Потребитель должен, прежде всего, осуществить корректный демонтаж функционирующих устройств. Это можно сделать, обратившись к специалистам в ТСЖ или управляющую компанию. Иногда требуется согласовать данную процедуру с фактическим поставщиком коммунальных услуг за 2 рабочих дня до ее проведения. Перед тем как счетчик будет снят, следует зафиксировать его показания и передать поставщику воды.

Фактор аккредитации

Поверку обычно осуществляют лаборатории, аккредитованные управляющей компанией или получившие иной тип разрешения на осуществление деятельности (например, одобренные производителями счетчиков). Устройства необходимо относить туда. Услуги данных структур обычно платные - порядка 200-300 руб. за одно устройство. Срок поверки счетчиков воды в лаборатории обычно не превышает одного рабочего дня, но есть организации, выполняющие соответствующую услугу в течение нескольких часов. Рекомендуется обращаться в лаборатории, которые имеют разрешение, выданное Росаккредитацией.

После того как устройства прошли поверку в лаборатории, необходимо вновь установить их на водопроводную систему. Для этого следует обратиться в ТСЖ или управляющую компанию и вызвать специалиста, который осуществит монтаж счетчиков, опломбирует их и составит акт о том, что устройство допущено в эксплуатацию.

Возможен также вызов представителей лаборатории, занимающейся поверкой счетчиков, на дом. Но эта услуга дороже, чем расценки для потребителей, которые сами привозят устройства на поверку. Современные лаборатории обычно оснащены мобильными приборами, которые позволяют осуществлять поверку без снятия счетчика - посредством измерения потока воды через кран.

Взаимодействие с поставщиком после поверки

Как только все необходимые процедуры, связанные с поверкой, завершены, то в ТСЖ или управляющую компанию необходимо направить документ, в соответствии с которым организация должна будет исчислять платежи за воду на основании индивидуальных показаний потребления. Обычно это заявка с указанием Ф. И. О. владельца квартиры, его паспортных данных, контактного телефона, даты ввода счетчика в эксплуатацию, сведений об устройстве (заводской номер, а также тип). Указываются также данные об организации, которая установила устройство, текущие показания измерений, дата проведения следующей поверки. В некоторых случаях требуется также предоставление в ТСЖ или управляющую компанию копии техпаспорта счетчика. Обновить сведения о поверке счетчика, установленного в квартире заявителя, поставщик должен в течение 15 дней. Если этого сделано не будет, то счетчик будет, так или иначе, считаться введенным в законную эксплуатацию.

Возможна ли поверка сразу двух счетчиков?

Возможна, и это часто практикуется. Необходимо отметить следующее относительно такой процедуры, как поверка счетчиков горячей воды: сроки ее могут наступать быстрее, чем в отношении приборов учета холодной воды. Но в этом случае владелец квартиры может инициировать поверку обоих устройств одновременно. При этом сроки следующей процедуры соответствующего типа в большинстве случаев будут исчисляться в соответствии с нормами федерального или муниципального законодательства - например, через 4 года для счетчиков горячей воды, через 6 лет - для устройств, фиксирующих расход холодной воды.

Поверка или покупка нового счетчика?

Если сроки проведения поверки счетчиков воды близятся, то владелец квартиры может выбрать альтернативный рассматриваемой процедуре вариант - покупку новых устройств. С точки зрения закона не важно, установлен ли счетчик новый или же поверенный. Главное, чтобы он функционировал, и это было отражено в документах аккредитованных организаций. Цена устройства - в среднем 400-500 руб. Расценки на услуги специалистов по его установке и оформлению в эксплуатацию - еще порядка 1000 руб. Это дороже, чем осуществление поверки, но обычно намного быстрее.

Если владелец квартиры решил установить новый счетчик, то документы, касающиеся его ввода в эксплуатацию, он должен принести в ТСЖ или управляющую компанию. Только после того как соответствующие сведения о приборах учета будут зарегистрированы в организации, платежи за коммунальные услуги начнут исчисляться на основании индивидуальных показаний потребления.

Возможна ли самостоятельная установка счетчика?

Да. Однако из ТСЖ или управляющей компании должен быть вызван человек для осмотра и опломбировки устройства. Согласно действующим законам, плата за соответствующую услугу не должна взиматься. Таковы положения Постановления Правительства РФ № 824, регулирующего правила предоставления жилищно-коммунальных услуг.

Приобретение нового счетчика: нюансы

Рассмотрим сценарий, при котором срок поверки счетчиков воды уже подошел, но владелец квартиры решил не тратить время на взаимодействие с лабораториями, а приобрести новое устройство. На что следует обращать внимание при покупке счетчиков?

Прежде всего, рекомендуется приобретать устройства в специализированных торговых точках. Обязательно нужно проверить, есть ли в комплектации технический паспорт. Без этого документа счетчик не будет опломбирован представителем ТСЖ или управляющей компании. Можно также отметить - техпаспорт нежелательно терять. Как только подходит срок поверки счетчиков воды, закон предписывает проверяющим лабораториям вносить данные о работе с устройством именно в технический паспорт. Если его не окажется на руках у владельца квартиры, то придется в любом случае покупать другой прибор. Новые сроки поверки счетчиков воды отсчитываются с даты, прописанной в техпаспорте специалистами лаборатории.

Следует по возможности покупать счетчик, который выпущен недавно - выше мы определили, по какой причине. Поэтому обращаем внимание на дату его производства. Указывается она обычно в техпаспорте.

Комплектация - под контролем

Другой важный нюанс - комплектация счетчиков должна быть полной. С устройством должны отпускаться присоединительные элементы - штуцеры, гайки, прокладки и т. д. Специфика комплектации счетчиков также обычно отражается в техпаспорте.

Счетчики могут быть универсальными (рассчитанными на работу при температуре от 5 до 90 градусов) или же предполагающими эксплуатацию только в горячей либо холодной воде. Приобретая устройства, необходимо удостовериться о том, что они подходят для тех или иных целей использования.

Санкции за не прошедший поверку счетчик: теория и практика

Выше мы отметили, каким образом исчисляются платежи за коммунальные услуги, если истек срок поверки счетчика воды. Но на практике работа ТСЖ и управляющих компаний может выражаться в действиях, идущих вразрез с предписаниями законодательства. Изучим специфику подобных прецедентов.

Известны случаи, когда владельцы квартир получали некую штрафную квитанцию, основанием для выставления которой было отсутствие поверенных приборов учета. ТСЖ и управляющие компании, оправдывая свои действия, ссылались на источники права различного уровня.

Однако законодательством РФ не установлено такого понятия, как штраф, в отношении жилищно-коммунальных услуг. ТСЖ и управляющие компании часто используют этот термин для того, чтобы обозначить тот факт, что кубометры начислены альтернативным способом, так как возможности точно подсчитать их в силу отсутствия поверенного счетчика не было.

Юристы рекомендуют обращаться в ТСЖ и управляющие компании за разъяснениями по поводу того, какими законодательными актами руководствовались специалисты организаций при исчислении потребления воды. Критерии, содержащиеся в законах на уровне регионов и муниципалитетов, достаточно редко различаются между собой. Достаточно стандартна формула, при которой норматив по холодной воде определяется как 7 кубометров на одного прописанного человека, по горячей - 5 кубометров. Если ТСЖ или управляющая компания начислили по 10 и более единиц измерения воды, то это повод обратиться к специалистам соответствующих организаций за разъяснениями.

Счетчики воды позволяют экономить и оплачивать только потребленные кубометры холодной/горячей воды. Установите их, и вам будут нипочем общедомовые расходы, случайные порывы, невнимательные соседи, забывшие закрыть кран. Вы сможете сами регулировать, когда и сколько воды использовать. В случае, если в квартире или доме стоит прибор учета, то в квитанции будет только сумма за израсходованную воду - но только при условии, что контролирующие организации будут уверены в реальности показаний. А для этого нужно, чтобы счетчики своевременно прошли поверку. Что это такое и как часто необходимо? Давайте разбираться.

Зачем нужна поверка и что это такое?

Вся коммунальная сфера, включая поставку и плату воды, регулируется законодательно. В различных актах и постановлениях указываются обязанности и права поставщиков и потребителей коммунальных услуг. В частности, в них указано, что потребители должны контролировать правильность работы счетчиков и своевременно передавать приборы учета на поверку.

Поверка - это специальная процедура, во время которой проверяется точность замеров и работоспособность прибора. В паспорте каждого устройства есть граничные пределы точности: если при проведении замеров выявлена большая погрешность, то счетчик считается не прошедшим поверку. Если же все в пределах нормы, то прибор можно эксплуатировать и дальше - вплоть до следующего межповерочного интервала или пока срок службы прибора не закончится.

Как регулируют сроки поверки

Периодичность поверки водомеров регулируется на законодательном уровне - и муниципальными, и федеральными законами. Также этот период указан в документах на счетчик - в том паспорте прибора, который предоставляет производитель.

Однако следует учесть, что для разных приборов периоды поверки разные:

  • для горячей воды - 4 года;
  • для холодной воды - 72 месяца или 6 лет.

Такая разница обусловлена тем, что в системе горячей воды механизм (крыльчатка и прокладки) изнашиваются быстрее, поскольку приходится работать в условиях повышенных температур, от 70 до 90 градусов.

Но всегда стоит помнить, что эти сроки, в общем-то, ненормируемые. Ведь последний муниципальный закон рекомендует проводить поверку по тем интервалам, что указаны в паспорте прибора учета производителем. Об этом говорит и правительственное постановление 354. Как правило, для отечественных приборов эти значения не отличаются от общих установленных норм, а вот для устройств иностранных производителей могут отличаться.

Основные виды счетчиков

В коттеджах и многоквартирных домах могут устанавливать два вида счетчиков - отечественные (простая механическая конструкция) и импортные (электронные, с высокой точностью замеров). Среди отечественных самыми популярными считаются: Водоприбор, Берегун, Пульсар, ТеплоВодомер, Метер, Старорусприбор (СГВ) и Газэлектроника (СВК). Поскольку все они производятся по ГОСТ, то и межповерочные интервалы указываются одинаковые, вне зависимости от названия, от 4 до 6 лет. Импортные (немецкие, польские, корейские и американские) представлены брендами Сименс, Зеннер, Minomess. Все они работают благодаря встроенному компьютерному чипу. В таких счетчиках надежнее защита и качественнее материалы корпуса, служат они почти в 2 раза дольше (межповерочный интервал по паспорту может достигать 10-16 лет), но и стоят в 5 раз дороже. Именно по причине высокой цены они недостаточно популярны.

Сегодня считается, что межповерочный интервал определяется не законодательно, а по паспорту прибора. То есть нужно ориентироваться на ту информацию, что указана в документации. Так, компании ПК Прибор и ТеплоВодомер устанавливают межповерочный интервал для универсальных приборов учета 6 лет, а счетчики воды типа СГВ должны проверяться каждые 4 года при работе на холодной воде или каждые 6 лет при работе на горячей.

Нюансы проведения поверки - обязательна ли она и можно ли ее избежать?

О том, что вашему водомеру понадобится поверка, нужно побеспокоиться еще в момент покупки. Ведь межповерочный интервал начинает отсчитываться не с момента установки, а с даты выпуска счетчика, его упаковки на заводе. Если вы приобретете прибор, который 3 года пролежал на складе, то уже через год после установки его придется снимать и отдавать на поверку. А это - дополнительные затраты.

А может, можно вообще избежать поверки? Нет, эта процедура обязательна. Норма, утверждающая поверку, есть и в законодательстве, действующем на государственном уровне, и в технических документах на прибор учета. Если вы проигнорируете сроки выполнения поверки, то показания счетчика не могут приниматься контролирующей организацией как достоверные. Получится, что все замеры, сделанные по истечению межповерочного интервала, считаются недействительными. И вам придется оплачивать счета по среднему нормативу потребления, рассчитанному для всей семьи, проживающей в одной квартире. Сумма счета может увеличиться в 3-5 раз, а это намного выше, чем вы заплатили бы за поверку и утвержденные документы, позволяющие пользоваться счетчиком и дальше.

Кто предупредит вас о сроках? Не забывайте, что обязанность своевременно обеспечить поверку лежит на вас, на потребителе. Конечно, многие управляющие компании ведут учет, и могут уведомить вас о наступлении сроков, но это их право, а не обязанность. Лучше всегда сверяться с имеющимися на руках документами (паспортом водомера, где проставлены все даты и интервалы), чем внезапно оказаться в ситуации, когда обслуживающая организация автоматически прекратит расчет по показаниям и выполнит начисления по нормативам.

И последний момент - что нужно, чтобы осуществить поверку? Можно обратиться в водоканал, но счетчик придется демонтировать. В этом случае вы получите еще и длительное ожидание, и массу бумажной волокиты. А можно обратиться в аттестованную организацию и пригласить специалиста, который сможет проверить ваш счетчик на выезде. Стоит это совсем недорого, а все поверочные процедуры выполняются по закону, с подписанием необходимых актов и отметке в паспорте.

Компании мошенники по поверке водосчетчиков

Потребность в экономии энергетических и природных ресурсов стала причиной появления различных законодательных норм, в том числе и тех, которые обязывают собственников жилья, нежилой недвижимости, производственных, торговых и иных площадей, устанавливать , осуществлять оплату использованной воды, исходя из их показаний.

Законодательное регулирование и ГОСТы

Любой измерительный прибор, используемый в человеческой деятельности, имеет собственный срок, на протяжении которого производитель гарантирует его беспрепятственную работу.

Завершение данного периода может стать причиной мелких технических сбоев, становящихся поводом для искажения тех показателей, которые фиксируются им.

У каждого индивидуального прибора учета коммунальных услуг (счетчика), установленного в квартире, имеется свой срок эксплуатации и .

Срок эксплуатации счетчика и своевременность его поверки могут влиять на размер платы за пользование холодной и горячей водой. Период эксплуатации счетчика указывается в его техническом паспорте .

Периодичность проведения поверки счетчика регламентируют следующие документы:

Что касается сроков поверки водомеров, то приборы, установленные для подачи горячей воды, поверяются раз в 4 года. Аналогичные устройства, измеряющие расход холодной воды, подлежат поверке каждые 6 лет.

Положениями ГОСТа определен период действия приборов учета горячей и холодной воды. Продолжительность срока эксплуатации для счетчиков марки Р50601 – 93 составляет 12 лет.

Но данный показатель для каждого счетчика индивидуален и зависит от конкретной модели прибора. Гарантийный срок на новый счетчик, установленный производителем, составляет 18 месяцев. Так же на продолжительность срока эксплуатации прибора напрямую влияет качество воды. Счетчик будет находиться в рабочем состоянии дольше, если вода соответствует требованиям ГОСТ 2874.

Определение понятий

Наряду с иными приборами, призванными осуществлять измерение каких-либо величин (использования, отпуска, подачи), ПУ водоснабжения имеет индивидуальный временной отрезок использования.

Срок его службы определяется производителем , который делает об этом соответствующее указание в техническом паспорте, передаваемом совместно с прибором. В качестве такого срока необходимо понимать период, в течение которого механизм будет беспрепятственно действовать.

Завершение этого времени свидетельствует о необходимости проведения замены ПУ на новый .

Интервалом поверки именуется период, по истечении которого прибор учета необходимо проверить в части наличия отклонений в работе. Если неисправности не будут выявлены в процессе поверки, специалист ее проводящий сделает заключение о возможности использования счетчика в будущем периоде.

Наличие неисправностей и отклонений влечет за собой потребность в осуществлении замены ПУ.

От чего зависит период использования ПУ, основные причины поломки

Законодателем определена обязательность проведения поверочных процедур.

В ходе их проведения могут быть выявлены определенные отклонения, свидетельствующие о порче учитывающего воду аппарата и невозможности принятия его показаний в качестве действительных.

Стоит отметить, что период действия поверки для ИПУ, учитывающих потребление холодной воды более длительный, чем у аналогичных механизмов, призванных учитывать горячее водоснабжение. Причиной тому служит тот фактор, что первые менее подвержены износу и повреждениям.

Своевременность проведения поверки позволяет вовремя обнаружить неисправность в работе прибора, которая может привести к неправильному расчёту объёмов использованной воды и начислению платы с использованием , установленных на законодательном уровне, по количеству лиц, имеющих регистрацию в жилой недвижимости.

Практика показывает, что существует ряд основных причин , наличие которых влечет за собой выход ИПУ из строя:

  • низкие качественные показатели потребляемой воды, несоответствующее установленным нормам (присутствие в ней твердых частиц и примесей, которые подвергают деформации внутренние элементы механизма);
  • изношенность систем водоснабжения, подвергающая загрязнениям фильтрующие устройства, что чаще всего отмечается в домах старой постройки;
  • сезонные перерывы, характерные для подачи горячего водоснабжения, в результате чего происходит ссыхание частей счетчика и возникает необходимость его замены;
  • так же негативно влияют на состояние ИПУ действия потребителей, направленные на искажение реальных сведений о потреблении, путем установки магнитов.

Что делать пользователю после окончания срока службы ИПУ

При истечении срока эксплуатации ПУ, установленного в квартире, требуется проведение его замены.

Для произведения этой процедуры необходимо снятие устаревшего механизма.

Это можно сделать самостоятельно при наличии специальных знаний и опыта. Обратиться за получением данной услуги можно в или Управляющую компанию.

При самостоятельном снятии у собственника возникает обязанность уведомления управляющего его домом органа о своих намерениях. Это необходимо для того, чтобы контрольные показания, отраженные на старом ПУ, были зафиксированы и по ним были выполнены соответствующие начисления.

Новый расходомер потребует проведения опломбировки , для чего необходимо вызвать специалиста из ТСЖ или организации, осуществляющей управление домом.

Вместе с заявлением об опломбировке в адрес УК или ТСЖ должны быть предъявлены документы, на основании которых можно сделать вывод о собственнике жилья, а также технический паспорт на водомер. Выполнение работы по такому заявлению осуществляется бесплатно.

Досрочная замена

В процессе использования расходомеров может возникнуть ситуация, при которой требуется досрочная замена ИПУ . Причиной тому может послужить:

О преимуществах установки приборов учета потребленной воды смотрите в следующем видеосюжете: