Главная · Прочее · Православные церкви в болгарии. Отрывок, характеризующий Болгарская православная церковь. Болгарская старостильная церковь

Православные церкви в болгарии. Отрывок, характеризующий Болгарская православная церковь. Болгарская старостильная церковь

Описание:

На территории современной Болгарии христианство начало распространяться с древних времен. По преданию, епископская кафедра имелась в г. Одес (ныне Варна), где епископом был ученик апостола Павла Амплий. Всеобщее крещение болгарского народа произошло в 865 г., при святом князе Борисе I (†907).

В 919 г. на Соборе в Преславе была провозглашена автокефалия Болгарской Церкви. Собор также заявил о возведении ее в ранг Патриархата. В 927 г. Константинополь признал эти решения.

В Болгарской Церкви особенно почитаются: святой князь Борис — креститель болгарского народа; святые равноапостольные братья Кирилл (†869) и Мефодий (†885) — создатели славянской письменности, переведшие на славянский язык книги Священного Писания и богослужебные книги; святитель Климент, епископ Охридский (†916) — один из учеников святых братьев; Патриарх Тырновский святой Евфимий (XIV в.), служение которого было направлено на духовное возрастание Церкви и укрепление страны; игумен Хиландарского монастыря преподобный Паисий (†1798) и святой Софроний, епископ Врачанский (†1813), прославленные в 1964 г. Основатель одного из известнейших монастырейпреподобный Иоанн Рыльский (†946) почитается как небесный покровитель Болгарии.

Каноническая территория — Болгария; юрисдикция Болгарской Православной Церкви распространяется также на епархии в Европе и Америке.

Титул Предстоятеля: Святейший Патриарх Болгарский, Митрополит Софийский.

Патриаршая резиденция и кафедральный собор во имя св. блгв. кн. Александра Невского находятся в Софии.

В 1992 г. в Болгарской Церкви произошел раскол. Раскольники составили свой альтернативный Синод. Большинство священнослужителей не присоединились к расколу, однако каноническая иерархия официально не признавалась государством, а почти все имущество Церкви было передано в распоряжение раскольников. В 1996 г. бывший Неврокопский митрополит Пимен был провозглашен альтернативным Патриархом.

В 1998 г. в Софии состоялся Всеправославный Собор, в котором приняли участие представители 13 автокефальных Церквей, в том числе семь Патриархов.

Раскольники принесли покаяние, которое было принято Собором; анафема, наложенная на бывшего митрополита Пимена, была отменена, а его епископский сан был восстановлен. Неканонически совершенные епископские, священнические и диаконские хиротонии были признаны действительными.

В 2003 г. каноническая иерархия получила официальную регистрацию и была признана государством. В 2004 г. раскольнические храмы были переданы Болгарской Церкви.

Епархии Болгарской Церкви

Софийская митрополия

  • кафедра и резиденция Патриарха: София
  • Патрирший кафедральный собор: храм св. Александра Невского

Варненская и Преславская митрополия

  • кафедра: Варна

Велико-Тырновская митрополия

  • кафедра: Велико Тырново

Видинская митрополия

  • кафедра: Видин

Врачанская митрополия

  • кафедра: Враца

Доростольская митрополия

  • кафедра: Силистра

Ловчанская митрополия

  • кафедра: Ловеч

Неврокопская митрополия

  • кафедра: Гоце Делчев (бывший Неврокоп)

Пловдивская митрополия

  • кафедра: Пловдив

Русенская митрополия

  • кафедра: Русе

Сливенская митрополия

  • кафедра: Сливен

Стара-Загорская митрополия

  • кафедра: Стара Загора

Американо-Австралийская митрополия

  • кафедра: Нью-Йорк

Западно-Европейская митрополия

  • кафедра: Берлин
Страна: Болгария Город: София Адрес: 7 Tsar Kaloyan St., 1000 Sofia Телефон: 882 340, 872 683, 872 681,872 682 (Secretary), 876 127 (Chef de Cabinet) Web-сайт: www.bg-patriarshia.bg Дочерняя организация: Храм Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах в Москве (подворье Болгарской Православной Церкви) Предстоятель:

Материал из Азбука паломники

Болга́рия (болг. България ), полная официальная форма - Респу́блика Болга́рия (болг. Република България ) - государство в Юго-Восточной Европе, в восточной части Балканского полуострова, занимает 22 % его площади.

Крупнейшие города

  • София
  • Пловдив
  • Варна
  • Бургас

Православие в Болгарии

Православие в Болгарии - одна из традиционных христианских деноминаций, получившая распространение на территории Болгарии с V-VII веков. Православие исповедует около 82,6 % населения страны (2010).

История

На территории современной Болгарии Христианство начало распространяться уже в I веке. По преданию Болгарской церкви, епископская кафедра имелась в г. Одес (ныне Варна), где епископом был ученик апостола Павла Амплий.

Крещение Преславского двора (Н. Павлович)

Евсевий Кесарийский сообщает, что во II веке, на территории сегодняшней Болгарии, имелись епископские кафедры, в городах Дебелт и Анхиал. Участником Первого вселенского собора, 325 года, был Протогон, епископ Сардики (нынешняя София).

В 865 г. при св. князе Борисе происходит всеобщее крещение болгарского народа. После четырёхлетней унии с Римской церковью, в 870 г. Болгарская церковь стала автономной в юрисдикции Константинопольского патриархата.

Болгарская православная церковь

В настоящее время более чем 5 905 000 человек причисляют себя к последователям Болгарской православной церкви - самой многочисленной православной организации страны. Несмотря на произошедший в 1992 году при содействии политической власти раскол, когда часть иерархов выступила против Патриарха Максима, обвинив его в связях с бывшей коммунистической властью, а его интронизацию посчитав неканонической, а также образование раскольниками альтернативного Синода, большинство священнослужителей не присоединилось расколу. В 1990-е годы канонические иерархи Болгарской православной церкви официально не признавались государством, а почти всё недвижимое имущество церкви (кроме храмов) было передано в распоряжение раскольникам. В 1996 году, бывший Неврокопский Митрополит Пимен (Энев) был провозглашён альтернативным Патриархом. Группировка Пимена объявила о канонизации иеродиакона Игнатия (Васила Левского).

На Всеправославном совещании в 1998 году часть большинство иерархии во главе с Пименом принята в лоно канонической Церкви. а в 2003 году иерархия Болгарской церкви получила официальную регистрацию и была признана государством. В 2004 году раскольнические храмы были переданы Болгарской православной церкви, а в 2012 году принёс покаяние глава Альтернативного синода, что и можно считать завершеним раскола.

9 декабря 2011 года Совет министров Болгарии принял решение выделить в 2012 году из государственного бюджета на нужды Болгарской православной церкви около 880 тысяч евро. На ремонт церковных зданий национального значения будет выделено 150 тысяч евро. Почти 300 тысяч евро (597 тысяч левов) отдельно будут выделены знаменитому Рильскому монастырю. В настоящее время православные священнослужители с высшим образованием (то есть окончившие духовную академию) получают по 300 левов, а окончившие духовную семинарию - 240 левов. В больших городах священники могут получать 1500-2500 левов благодаря требам, прежде всего венчаниям и крещениям, а в сельских приходах доход священников часто ограничивается одной лишь зарплатой.

Болгарская старостильная церковь

Болгарская старостильная церковь отделилась от Болгарской православной церкви в 1990 году в связи с недовольством среди консервативной части населения Болгарии введением в 1968 году в Болгарской православной церкви новоюлианского календаря.

В настоящее время возглавляется митрополитом Триадицким Фотием (Сиромахой) и насчитывает 17 храмов, 9 часовен, 2 монастыря, 20 священнослужителей и порядка 70 тысяч верующих.

Старообрядцы

На территории Болгарии традиционно проживали последователи русского старообрядчества. В настоящее время несколько сёл исповедающих старообрядчество находятся под юрисдикцией Русской православной старообрядческой церкви, а также Русской Древлеправославной церкви.

Святыни

Мощи святых и чудотворные иконы в Болгарии находятся в храмах и монастырях Болгарской Православной Церкви.

  • Мощи св. короля Стефана Милютина Сербского (XIV в.) (София, Собор Воскресения Христова)
  • Мощи св. свт. Модеста Иерусалимского (VII в.) (София, Церковь св. Иоанна Рыльского Софийской Духовной Семинарии)
  • Мощи св. свт. Серафима Соболева (ХХ в.) (София, Русский Никольский собор)
  • Мощи св. прп. Иоанна Рыльского (Х в.) (Рыльский монастырь, Кюстендилская область, ок. 20 км. к северо-востоку от Рилы)
  • Икона Божией Матери «Одигитрия» (Рыльский монастырь)
  • «Иверская» икона Божией Матери (Роженский монастырь, Благоевградская область, 6 км. от Мельника, близ с. Рожен)
  • Оригинал «Бачковской» иконы Божией Матери (Бачковский монастырь, 10 км. к югу от Асеновграда, близ с. Бачково)
  • «Влахернская» икона Божией Матери (Бачковский монастырь)
  • Икона «Рождество Пресвятой Богородицы» (Калоферский монастырь Рождества Богородицы, ок. 20 км. к востоку от Карлово, близ Калофера)
  • Икона Божией Матери «Троеручица» (Троянский монастырь, 10 км. от Трояна, близ с. Орешак)
  • Икона св. Георгия Победоносца (Гложенский монастырь, к западу от Ловеча, близ д. Гложене)
  • Икона св. Георгия Победоносца (Поморие, Монастырь св. Георгия Победоносца)
  • «Иерусалимская» икона Божией Матери (Казанлык, Казанлыкский Введенский монастырь)
  • Икона Божией Матери «Одигитрия-Черная» (Несебыр, Собор Успения Пресвятой Богородицы)
  • Икона Божией Матери «Герондисса» (Варна, Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы)

Храмы

  • Церковь Святых Архангелов Михаила и Гавриила (Арбанаси)
  • Церковь Рождества Христова (Арбанаси)
  • Церковь Святой Недели (Батак)
  • Собор Успения Пресвятой Богородицы (Варна)
  • Собор святого Димитрия (Видин)
  • Церковь Святого Иоанна Алитургетоса (Несебыр)
  • Церковь Святых Архангелов Михаила и Гавриила (Несебыр)
  • Церковь Христа Пантократора (Несебыр)
  • Соборная церковь Святой Троицы (Свиштов)
  • Храм-памятник Александра Невского (София)
  • Церковь святителя Николая Чудотворца (София)
  • Собор святой Недели (София)
  • Собор святой Софии (София)
  • Церковь Успения Пресвятой Богородицы (Тырговиште)
  • Храм-памятник Рождества Христова (Шипка)

Монастыри

  • Бакаджикский монастырь (близ села Чарган, в 10 км от Ямбола)
  • Бачковский монастырь (10 км. к югу от Асеновграда, близ с. Бачково)
  • Монастырь св. Георгия Победоносца (Поморие)
  • Гложенский монастырь (к западу от Ловеча, близ д. Гложене)

БОЛГАРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

На территории современной Болгарии и на соседних с ней землях Христово учение начало распространяться довольно рано. Согласно преданию Болгарской Церкви, ученик св. апостола Павла – Амплий возглавлял епископскую кафедру в одном из городов на территории Болгарии. В 865 г. болгарский царь Борис I принял крещение от византийского епископа, и вскоре произошло массовое крещение болгарского народа. В 919 г. на Церковном Соборе в Преславе была впервые провозглашена автокефалия Болгарской Церкви и возведение ее в ранг Патриархата.

ИСТОРИЯ БОЛГАРСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

На территории современной Болгарии и на соседних с ней землях Христово учение начало распространяться довольно рано. Согласно преданию Болгарской Церкви ученик св. апостола Павла – Амплий возглавлял епископскую кафедру в одном из городов на территории Болгарии. Церковный историк Евсевий сообщает, что во II в. здесь уже имелись епископские кафедры в городах Дебелт и Анхиал. Среди участников Первого Вселенского Собора состоявшегося в 325 году был и Протогон, епископ Сардики (современная София).

В V и VI веках христианство проникало к балканским славянам благодаря активным контактам с Византией - многие из них служили в качестве воинов-наемников. Находясь среди христианского населения, воины-славяне принимали крещение и по возвращении домой нередко становились благовестниками святой веры.

Во второй половине VII столетия в восточной части Балкан образовалось Болгарское государство. Создателем новой державы был пришедший с северных берегов Черного моря воинственный народ тюркского племени – болгары. Покорив живших на Балканском полуострове славян, болгары с течением времени совершенно смешались с местным населением. Два народа – болгары и славяне – слились в один, получив от первого имя, а от второго язык.

В 865 г. болгарский царь Борис I (852–889) принимает крещение от византийского епископа, и вскоре происходит массовое крещение болгарского народа. Молодая Болгарская Церковь становится на некоторое время камнем преткновения между Римом и Константинополем. Вопрос о подчинении Болгарской Церкви активно обсуждался на проходившем в 870 г поместном соборе в Константинополе. В итоге было принято решение о подчинении болгар византийской Церкви, при этом они получили некоторую церковнуюя самостоятельность.

Первым архиепископом Болгарской Церкви стал святитель Иосиф, рукоположенный в этот сан Константинопольским патриархом Игнатием. Страна была разделена на несколько епархий, которые с расширением границ Болгарского государства постепенно возрастали в количественном отношении.

Св. князь Борис делал все необходимое для роста и укрепления Болгарской Церкви. Большое содействие его просветительному труду оказали ученики святых просветителей славян Кирилла и Мефодия – свв. Климент, Наум, Горазд и многие другие. Прибыв в Болгарию, они встретили здесь радушный прием со стороны князя Бориса и под его покровительством смогли развить широкую благовестническую деятельность. Начался славный период в истории славянской письменности, который с не меньшим успехом продолжался и во время правления сына св. Бориса - Симеона (893–927). По личному указанию князя Симеона был составлен сборник “Златоструй”, в который вошли переводы творений святителя Иоанна Златоуста.

В X столетии Церковь сыграла значительную роль в возвышении могущества Болгарской державы. Она способствовала консолидации государственных правителей и поднятию их авторитета, стремилась объединить болгар как нацию.

Внутренняя крепость болгарской страны дала возможность князю Симеону значительно расширить пределы своих владений и объявить себя “царем болгар и ромеев”. В 919 г. на Церковном Соборе в Преславе была провозглашена автокефалия Болгарской Церкви и возведение ее в ранг Патриархата.

Однако Константинополь только в 927 году признал главу Болгарской Церкви -архиепископа Доростольского Дамиана - патриархом. Позднее в Константинополе не слишком были расположены признавать титул Патриарха за преемниками Дамиана, особенно, после того как восточная Болгария была покорена византийским императором Иоанном Цимисхием (971). Однако Болгарская Патриархия продолжала существовать.

Первоначально патриарший престол находился в Доростоле, после покорения части Болгарии была перенесена в Триадицу (ныне София), затем в Преспу и, наконец в Охрид - столицу западногоболгарского царства, во главе которого стоял царь Самуил (976 – 1014).

Завоевавший в 1018 – 1019 гг. Болгарию император Василий II Болгаробойца признавал автокефалию Болгарской Церкви, но она была лишена патриаршего ранга, и низведена до архиепископии. Охридские архиепископы назначались указом императора и были, за исключением архиепископа Иоанна, греками. Одним из выдающихся церковных деятелей этой эпохи был архиепископ Феофилакт Болгарский, оставивший после себя в числе многих литературных трудов известный “Благовестник”.

После восстания 1185 – 1186 гг. и восстановления независимости Болгарского государства была вновь организована независимая Церковь во главе с архиепископом. На этот раз резиденцией предстоятеля Болгарской Церкви становится Тырнов.

Первый Тырновский архиепископ Василий не признавался Константинополем, но вскоре архиепископия настолько упрочила свое положение, что встал вопрос и о возведении ее предстоятеля в ранг Патриарха. Это событие произошло в 1235 г. после заключения болгарским царем Иоанном Асеном II с Никейским императором Иоанном Дукой военного союза, одним из условий которого было признание Тырновского архиепископа патриархом. В этом же году церковный собор, прошедший под председательством Константинопольского Патриарха Германа II и при участии греческого и болгарского духовенства признал патриаршее достоинство за Тырновским архиепископом Иоакимом. С решением собора согласились все восточные Патриархи, приславшие своему собрату “рукописание своего свидетельства”.

Вторая Болгарская Патриархия просуществовала 158 лет (1235–1393) до самого покорения Болгарии турками. За эти годы она достигла полного расцвета своих духовных сил и оставила церковной истории имена своих славных предстоятелей. Одним из них был св. Иоаким I, выдающийся подвижник Афона, прославившийся в патриаршем служении своей простотой и милосердием. Тырновский Патриарх Игнатий известен своей стойкостью и твердостью в исповедании православной веры во время Лионской унии 1274 года Константинополя с католическим Римом. Нельзя не упомянуть и святителя Евфимия. Этот ревностный архипастырь отдал все свои силы на благо Церкви и народа.

Патриарх Евфимий собрал вокруг себя целую школу церковных писателей из болгар, сербов и русских и сам оставил несколько сочинений, среди которых жизнеописания болгарских святых, похвальные слова и послания. В 1393г. во время кровопролитной войны болгар с турками он, в отсутствие царя, занятого войной, был правителем и опорой бедствующего народа. Святитель показал высокий пример христианского самопожертвования, отправившись в лагерь турок просить их о помиловании вверенной ему паствы. Сам турецкий военноначальник был изумлен этим подвигом Патриарха, принял его довольно ласково и отпустил с миром.

После взятия Тырнова турками патриарх Евфимий был приговорен к смерти, но затем отправлен в пожизненную ссылку во Фракию, где и скончался.

С падением Второго Болгарского царства Тырновская кафедра была подчинена Константинопольской Патриархии на правах митрополии

Одним из выдающихся деятелей Болгарской Церкви XVIII века был преподобный Паисий Хилендарский (1722–1798гг.) В молодости он отправился на Афон, где в монастырских библиотеках начал изучать материалы, касавшиеся истории родного народа. Такого же рода материалы он собирал во время поездок по стране в качестве монастырского проповедника и проводника паломников, стремившихся посетить Святую Гору. В 1762 г. преподобный Паисий написал “Историю славяно-болгарскую о народах, и о царях, и о святых болгарских”, в которой привел факты минувшей славы болгарского народа. После успешной русско-турецкой войны 1828–1829гг. укрепились связи болгар с Россией. Болгарские иноки стали обучаться в русских Духовных школах.

К началу второй половины XIX в. болгары настойчиво выражали требование о восстановлении Болгарской церковной автономии. В связи с этим в1858 г. на созванном Константинопольским Патриархом Соборе болгарские представители выдвинули ряд требований по устройству болгарской церковной организации.

В связи с тем, что эти требования были отвергнуты греками, епископы болгарского происхождения решили самостоятельно провозгласить свою церковную независимость. Настойчивость болгар в решении добиться церковной самостоятельности заставила Константинополький патриархат со временем пойти на некоторые уступки в этом вопросе. 28 февраля 1870 г турецкое правительство обнародовало султанский фирман об учреждении независимого Болгарского Экзархата для болгарских епархий, а также тех епархий, православные жители которых пожелают войти в его юрисдикцию. Экзархату предлагалось поминать Константинопольского Патриарха за богослужением, ставить его в известность о своих решениях и получать для своих нужд Святое Миро в Константинополе. Фактически султанским фирманом восстанавливалась независимость Болгарской Церкви.

Первым экзархом был избран 11 февраля 1872 г. епископ Ловчанский Иларион, но через пять дней из-за своих немощей он отказался от данного поста. На его место был избран Видинский митрополит Анфим (1816–1888 г.), выпускник Московской Духовной Академии. Новый экзарх немедленно отправился в Константинополь и получил от турецкого правительства берат, предоставлявший ему права, частично провозглашенные султанским фирманом 1870 г. После этого Константинопольский Синод объявил экзарха отлученным от Церкви и объявил Болгарскую Церковь схизматической.

Православие в Болгарии со стороны понять очень трудно. С одной стороны, каждый русский турист или паломник с радостью, как и в любой православной стране, откроет для себя, что в болгарском храме, все как и в родной России, все – как дома. Но не во всяком храме можно причаститься, даже в воскресный день, в самых больших монастырях едва ли больше 10 монахов…

Мы беседуем с иеромонахом Зотиком (Гаевским) о его пути к вере, к служению во священном сане, служению в Болгарии и о судьбах болгарского православия.

Монашество – это на всю жизнь.
– Батюшка, расскажите, пожалуйста, как Вы пришли к вере?

– Я родился в православной воцерковленной семье. Мама воспитала меня в православной вере. С детства она не просто водила меня в церковь, а приобщала к церковным таинствам, к духовной жизни. Мы старались всей семьей часто причащаться – и не только в , но и вне пощений.
После школы я решил поступить в Духовную семинарию.

– А как Ваши сверстники относились к тому, что Вы ходите в храм, да еще и в Семинарию решили поступать?

– Нормально, и даже с уважением. Спрашивали, у кого какие были вопросы, о церковной жизни. А я старался по мере возможности отвечать.
– Батюшка, а почему именно монашество, а не белое духовенство? Значит, это призвание?

– Я родился в Молдавии, а народ там православный и отношение к Православной Церкви у него хорошее. После школы я поступил в Кишиневскую Духовную семинарию, которая находится на территории Свято-Вознесенского Ново-Нямецкого Кицканского мужского монастыря. И это очень повлияло на мой выбор. Наблюдение монашеской жизни вблизи сыграло свою роль – я укрепился в своем желании посвятить всю жизнь служению Богу.
Я думаю, что неправильно говорить, что это призвание некоторых. Все мы призваны Богом, и Он всех нас призывает к Себе. Все зависит от того, кто отзовется на этот призыв Божий.

– А как Ваши родители приняли Ваш выбор?

– И мама, и папа нормально отнеслись к этому. Правда, мама переживала, что я был еще молод. Мне было восемнадцать лет, когда я стал послушником. Единственный совет ее был, чтобы я не торопился с принятием монашеского пострига: “Не торопись, потому что монашество – это на всю жизнь. Это ни на день, ни на два, ни на год, на всю жизнь.”

Православие в Болгарии
– Батюшка, расскажите пожалуйста, как Вы оказались в Болгарии?

– После того, как я закончил Кишиневскую духовную семинарию, мой научный руководитель предложил мне обучаться в Болгарии, в Софии, на Богословском факультете.

– Почему в Болгарии, а не в Киеве или в Москве?

– Желающих обучаться в Москве, в Киеве, в Троице-Сергиевой Лавре было много, а поступить в Московскую духовную академию очень сложно. В Болгарию меня бы направили по обмену, то есть я бы учился на Богословском факультете в Софии без поступления. Также мне была очень интересна эта православная страна.

– Болгария похожа на Молдавию?

– Нет, не похожа. Потому что болгары – это славяне, а молдаване принадлежат к другой группе – к романской. Румыны и молдаване похожи между собой по традициям и обычаям, а болгары и молдаване – в вере православной.

– Скажите, пожалуйста, а что Вы думаете делать после окончания обучения на Богословском факультете в Софии?

– Конечно, пути Господни неисповедимы, но думаю вернуться в Молдавию, преподавать в Духовной семинарии или в Духовной академии. Если будет возможность преподавать в светском учебном заведении, конечно же, с удовольствием воспользуюсь ею.

– Когда Вы приехали в Болгарию, что Вас поразило? Есть ли отличия в вере? Многие отмечают, что в Болгарии происходит оскудение веры. Так ли это?

– Да, на самом деле это так. Во-первых, удручающая картина в воскресные и в праздничные дни – храмы в Болгарии полупустые. Нет такой церковной жизни, которую я видел в Молдавии, на Украине, в России, в Греции, в Сербии. Здесь как-будто духовное омерщвление.

– А почему это, на Ваш взгляд, происходит?

– Я искал ответы на этот вопрос, но ответить на него очень трудно. Нужно хорошо знать специфику болгарского народа, менталитет, историческое прошлое.

– Возможно, сказывается зависимость от Турции в течение нескольких столетий?

– Я думаю, что нет. Под турецким владычеством были и греки, и сербы. Но в Сербии и Греции храмы в воскресные дни заполнены до предела.

– В советское время были ли гонения на православных в Болгарии?

– Да, в те времена были. Но не такие, как, скажем, в СССР. Почти ни одного храма в Болгарии не было разрушено. То есть все церкви, все монастыри сохранены. Не было гонений против священнослужителей, против православных. Коммунистический режим в Болгарии довольно лояльно относился к Православной Церкви. Единственный случай, это убийство архимандрита Бориса в Благоевоградской епархии одним ревностным коммунистом. Но это – исключение.

– Батюшка, а молодежь приходит в храм?
– Приходит, но только чтобы зажечь свечку, перекреститься, попросить священника прочитать молитву о здравии.
– А как Вы относитесь к тому, что болгарские прихожанки не носят платков?

– Я думаю, что в каждой православной стране есть свои традиции, свои обычаи. Если в России православные женщины носят платки, то здесь, на Балканах – нет. Почему я говорю на Балканах? Потому что платками не покрывают голову не только женщины Болгарии, но и Греции, Сербии. Это местная традиция – ходить женщинам в храм без головных уборов, без платков. Думаю, не нужно русским туристам, паломникам возмущаться по поводу того, что болгарки не носят платков. Это же их традиция.

– Батюшка, очень многие русские паломники удивляются, почему в болгарских храмах на литургии не всегда причащают. Почему так бывает?

– Да, это проблема в Болгарии. Потому, что в турецкий и в царский период, в период коммунизма люди очень редко ходили в храм и очень редко причащались. Да и в России в советский период православные тоже не всегда имели возможность принять Святых Христовых Таин. Обычно ограничивались причастием несколько раз в году, в том числе в Великий пост. Сейчас же мы замечаем перемены в православной жизни России – духовное возрождение, воцерковление многих. Люди ходят в храм, причащаются часто, чуть ли не каждое воскресенье. А в Болгарии имеется негласное учение, что православные должны причащаться не более четырех раз в год, то есть во время постов. К сожалению, эту точку зрения поддерживают многие священнослужители, архипастыри Болгарской православной Церкви. Хотя мы не находим ни в Священном писании, ни в учениях святых отцов подтверждения того, что православные христиане должны причащаться только четыре раза в год.

Несмотря на то, что и Вы, и я заметили омерщвление духовной жизни в Болгарии, как бы отсутствие церковной жизни, нужно признать, что это – святая земля, здесь чуть ли не на каждом шагу святыни. В этой небольшой стране насчитывается около пятисот православных монашеских обителей. Представляете?

– И все действующие?

– Да, все монастыри действующие, но, к сожалению, полупустые. Самый большой Ставропигиальный монастырь в Болгарии – Рыльский, насчитывает… одиннадцать монахов. Он считается самой большой болгарской обителью. В Болгарии в самом деле очень много святынь и святых – это преподобный Иоанн Рыльский – покровитель болгарской земли, святой Климент Охридкий, святой равноапостольный князь Борис, царь Петр, Преподобная Параскева и многие другие. И мы верим, что молитвами этих святых угодников Божиих и на Болгарской земле произойдет духовное возрождение.

Краткая история церкви

По преданию, первыми на территории Болгарии проповедовали христианство ученик апостол Амплий (в Одиссе, ныне Варна) и апостол от 70 (в Филиппополе Фракийском, ныне Пловдив). Именно в этих городах и появились первые епископские кафедры.

В 865 году болгарский царь Борис I принял крещение от византийского епископа, и вскоре произошло массовое крещение жителей. В 919 году была впервые провозглашена независимость (автокефалия) Болгарской церкви, которая получила статус патриархата. Автокефалию упразднили в 1018 году, после победы Византии над Болгарией.

В XIV веке среди болгарских монахов широко распространилась особая, спасительная духовная практика - исихазм, провозглашенный святителем . Исихастами были преподобный Феодосий Тырновский, патриарх Евфимий Тырновский и их ученики.

В конце XIV века Болгария была завоевана турками и пребывала под турецким игом до 1878 года. В это время православные болгары подчинялись Константинопольскому патриархату. В некоторые периоды священникам даже запрещали служить на славянском языке, а принуждали служить по-гречески. Болгарская церковь получила независимость только в 1872 году

В Болгарской церкви особенно почитаются святой князь Борис - креститель болгарского народа; святые равноапостольные братья и - создатели славянской письменности, переведшие на славянский язык книги Священного Писания и богослужебные книги, и святитель Климент, епископ Охридский - один из учеников святых братьев. Также почитаются патриарх Тырновский святой Евфимий, служивший духовному возрастанию Церкви и укреплению страны; игумен Хиландарского монастыря преподобный Паисий и святой Софроний, епископ Врачанский, прославленные в 1964 году. Небесный покровитель Болгарии - основатель одного из известнейших монастырей, преподобный .

В 1992 году при активном участии политиков в Болгарской церкви начался раскол. Часть иерархов выступила против действующего патриарха Максима и образовала «альтернативный синод». Почти все имущество церкви, кроме большинства храмов, было передано в распоряжение раскольникам. Только в 1998 году конфликт начал угасать. В 2003 году каноническая иерархия получила официальную регистрацию и была признана государством, а годом позже раскольнические храмы были переданы Болгарской церкви.

Патриарх Болгарский

Будущий патриарх Неофит (в миру Симеон Николов Димитров) родился 15 октября 1945 года в столице Болгарии Софии. После окончания Софийской духовной академии в 1971 году заканчивал образование в Московской духовной академии, получил степень кандидата богословия за диссертацию по теме «Московское синодальное направление в русском церковном пении и его значение». В 1973 году вернулся в Софию и преподавал церковное пение в духовной академии, в 1975-м принял монашество, а в 1976-м рукоположен в иеромонаха. В 1985 году был рукоположен во епископа, в 1989-м назначен ректором Софийской духовной академии, с 1992 года занимал должность главного секретаря Священного Синода Болгарской Православной Церкви. В 1994 году стал митрополитом Доростольским и Червенским, а в 2013-м был избран Патриархом Болгарским.