Главная · Инструмент · Пребывание Иисуса Христа в Самарии. Беседа его с самарянкой. Самарянка под взглядом божиим

Пребывание Иисуса Христа в Самарии. Беседа его с самарянкой. Самарянка под взглядом божиим

Иисус Христос и самарянка у колодца

Однажды, когда Иисус с учениками возвращался из Иудеи в Галилею, проходил он через Самарию, а между самарянами и иудеями с давних пор существовала рознь. И оказался на пути Иисуса колодец. Устав от долгой дороги, сел Иисус у колодца, а было это около шестого часа. И вот когда ученики Его отлучились в соседний город купить пищи, приходит одна самарянка набрать воды, и говорит ей Иисус: «Дай мне пить».

И ответила ему женщина: «Как же ты, иудей, просишь пить у самарянки. Ведь иудеи не общаются с самарянами».

А Иисус сказал ей: «Если бы ты знала, кто с тобой говорит, то и сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую».

Самарянка же усомнилась, поскольку колодец был глубок, а Иисусу и зачерпнуть было нечем. «Откуда возьмется у Тебя вода живая?» - спросила она.

Иисус ответил ей: «Всякий, кто пьет воду из этого колодца, будет снова испытывать жажду. А тот, кто будет пить воду, которую Я ему дам, больше не будет жаждать никогда. И вода, которую Я дам ему, сделается источником воды, текущей в вечную жизнь». И тогда сказала ему женщина: «Дай мне этой воды, господин, чтобы больше не испытывала я жажды и не приходила сюда черпать».

И сказал ей Иисус: «Настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, потому что таких поклонников и ищет себе Отец. А Я, говорящий с тобою, и есть Мессия, который пришел возвестить об этом». И тогда женщина пошла в город рассказать людям о том, что видела и слышала.

А ученики, вернувшись, предложили Иисусу еду, но он ответил им «У меня есть пища, которой вы не знаете. Моя пища - это творить волю пославшего Меня и совершать дело Его».

Иисус сказал самарянке: - «Вода, которую даю Я, - живая вода»

Вокруг Иисуса с Его учениками собиралось много людей, и Иисус рассказывал им притчи

Из книги Вера Церкви. Введение в православное богословие автора Яннарас Христос

ИИСУС ХРИСТОС Возмутительная несообразность Имя Иисуса Христа, разделяющее надвое человеческую историю, представляет собой наибольшую несообразность, с которой доводилось сталкиваться нашему рассудку. Бог становится человеком! Подобное соединение непостижимо с

Из книги Начало пути христианина автора Борисов, священник Александр

Иисус Христос Бог приходит в мирПрошло две тысячи лет со времени Авраама. Умерли великие пророки, умерли великие цари, кончилось время великих первосвященников, а люди все ждали, что явится в мир Мессия, Христос. И Он пришел. Но не так, как думали многие из народа

Из книги Библия в иллюстрациях автора Библия

Из книги София-Логос. Словарь автора Аверинцев Сергей Сергеевич

Из книги Размышления о Евангелии от Иоанна автора Чистяков Георгий Петрович

Глава 5 ИИСУС И САМАРЯНКА. ИСЦЕЛЕНИЕ В КАПЕРНАУМЕ В 4-й главе Евангелия от Иоанна рассказывается о встрече Иисуса с женщиной-самарянкой, о том довольно долгом, сложном и необычном разговоре, который ведут у колодца двое – Иисус и женщина, имя которой нам неизвестно. В

Из книги Систематическая теология том 1,2 автора Тиллих Пауль

Из книги Иллюстрированная Библия автора

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

Иисус Христос и самарянка. Евангелие от Иоанна 4:5-14 Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа. Приходит

Из книги Толковая Библия. Том 10 автора Лопухин Александр

20. Тогда [Иисус] запретил ученикам Своим, чтобы никому не сказывали, что Он есть Иисус Христос. (Мк. 8:30; Лк. 9:21). Марк и Лука, пропуская изложенное у Матфея в ст. 17-19 и связывая 8:30 (Мк.) и 9:21 (Лк.) с предыдущей своей речью, говорят о том же, о чем и Матфей, но выражаются совершенно

Из книги Священное писание. Современный перевод (CARS) автора Библия

30. Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей. 31. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его. Здесь Иоанн дает первое заключение к своему Евангелию. Он замечает, имея в

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

Самарянка у колодца 1 Блюстители Закона услышали о том, что Иса приобретал и погружал в воду a больше учеников, чем Яхия, 2 хотя на самом деле совершал обряд погружения в воду b не Иса, а Его ученики. 3 Когда Иса узнал, что о Нём говорят, Он покинул Иудею и направился обратно в

Из книги Избранные места из Священной истории Ветхого и Нового Завета с назидательными размышлениями автора Дроздов Митрополит Филарет

Иисус говорит с самарянкой у колодца 1 Фарисеи услышали о том, что Иисус приобретал и крестил больше учеников, чем Иоанн, 2 хотя на самом деле крестил не Иисус, а Его ученики. 3 Когда Иисус узнал, что о Нем говорят, Он покинул Иудею и направился обратно в Галилею. 4 Путь Его

Из книги Велик Бог наш автора Сент-Джон Патриция

Иисус и Самарянка (Ев. Иоанн гл. 4)Иисус Христос узнал о дошедшем до фарисе­ев слухе, что Он более приобретает учени­ков и крестит, нежели Иоанн (хотя сам Иисус и не крестил, а ученики Его); поэтому Он оста­вил Иудею и снова удалился в Галилею. А над­лежало Ему проходить через

Из книги Календарь антирелигиозника на 1941 год автора Михневич Д. Е.

Иисус Христос- путь, которым Бог приходит к нам. Почему Христос явился нам? (См.Евр. 1:1-2; 2:9-18) 4. Шейх Али и его сын Али, арабский шейх, сидел за столом в своём роскошном кабинете. Это была просторная комната, выходящая окнами в сад, где под сенью раскидистой шелковицы цвели

Из книги Православие и ислам автора Максимов Юрий Валерьевич

Жил ли Иисус Христос? Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим, что говорят о Христе исторические памятники первых веков христианства. Ведь если бы Христос на самом доле жил на земле и был тем деятелем, каким изображают его евангелия и церковь, то о нем, несомненно, до нас

Из книги автора

Мы видим Христа, беседующим с самарянкой у колодца Иакова на пути из Иерусалима в Галилею. Самария находится между ними и путь через нее – кратчайший, однако иудеи обычно избегали идти этим путем, а шли в обход, по Иорданской долине.

Точно также происходит и сегодня: на машинах с израильскими номерами ехать по территории Палестинской автономии, к которой относится Самария, небезопасно. А самаряне, как и тысячелетия назад: также закалывают на еврейскую Пасху ягнят на горе Гаризим, читают ту же Тору на древнем иврите. Если не замечать тех удобств, что принес технический прогресс и которыми пользуются и бедуины в пустыне, и австралийские аборигены, попадая на Пасху в Самарию, путешественник ощущает себя перенесенным в библейские времена до Рождества Христова, когда и возник раскол между самарянами и иудеями.

Это произошло, когда евреи, вернувшись из Вавилонского плена, обнаружили центральную территорию своей страны занятой народом, возникшим из смешения иудеев и язычников и весьма своеобразно исповедующим иудаизм. Возвращение иудеев из Вавилона самарян, считавших себя истинными потомками Авраама, не обрадовало, как и воссоздание Иерусалимского Храма: они считали, что поклоняться Богу правильнее на горе Гаризим, а не на горе Сион, о чем вспомнит самарянка, говоря со Спасителем. К этому их разговору мы сейчас и перейдем.

Итак – пишет евангелист Иоанн – приходит Он (Иисус) в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа. Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Для нас в этом нет ничего странного. Но любой житель Ближнего Востока был бы озадачен этим появлением. Это самое жаркое время суток, время послеобеденного отдыха. Девицы и женщины Востока средь бела дня на колодец не ходят: они предпочитают утренние и вечерние часы. То, что эта женщина приходит за водой в самое пекло, говорит о том, что у нее есть причины не встречаться с односельчанками, и по ходу дела оказывается понятно – почему. Но далее с точки зрения восточного человека, человека патриархальной культуры, происходит нечто еще более странное: Иисус говорит ей: дай Мне пить. Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи. Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются.

У Иисуса, в Котором пришедшая узнает паломника в Иерусалим, нет кувшина, чтобы зачерпнуть воды, у самарянки – есть, но она – самарянка.

Уважающий себя иудей вряд ли обратился бы к ней с такой просьбой: иудеи не едят и не пьют с самарянами, как не едят и не пьют с язычниками и явными грешниками, не пользуются с ними одной посудой (как старообрядцы-кержаки с «никонианами»): для них это – осквернение и едва ли не Богу Израилеву.

Разделять стол с язычниками и нечестивцами – значит, самому становиться язычником и нечестивцем. Отголосок этого убеждения мы находим в послании апостола Павла, запрещающего христианам есть с тем, кто, называясь братом (т.е. христианином) ведет распутную жизнь. Но есть и еще одно обстоятельство: держащийся общепринятых норм религиозной нравственности мужчина никогда не будет говорить с женщиной в отсутствие ее мужа, которому та принадлежит душой и телом, является его собственностью. Потому и ученики Иисуса, вернувшись с добытой ими провизией, остолбенеют, увидев Учителя говорящим с женщиной, да еще и самарянкой. Удивлена и женщина. Хотя ответ прост.

Итак, приходит Он в город самаринский, называемый Сихарь, близ земли, которую дал Иаков Иосифу, сыну своему. Был же там источник Иакова. Итак, Иисус, утомившись от дороги, сидел у источника. Было около шестого часа. Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Говорит ей Иисус: дай Мне пить. Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи. Говорит Ему женщина самарянка: как Ты, иудей, просишь пить у меня, самарянки? Ибо не имеют иудеи общения с самарянами. Ответил Иисус и сказал ей: если бы ты знала дар Божий и Кто есть говорящий тебе: дай Мне пить, - ты бы просила Его, и Он дал бы тебе воду живую. Говорит Ему женщина: господин, Тебе и зачерпнуть нечем, и колодец глубок. Откуда же у Тебя вода живая? Разве Ты больше отца нашего Иакова, который дал нам колодец, и сам из него пил и сыновья его и скот его? Ответил Иисус и сказал ей: всякий, пьющий от воды этой, будет жаждать снова; тот же, кто будет пить от воды, которую Я дам ему, не будет жаждать вовек, но вода, которую Я дам ему, станет в нем источником воды, текущей в жизнь вечную. Говорит Ему женщина: господин, дай мне этой воды, чтобы мне не жаждать и не приходить сюда черпать. Говорит ей Иисус: иди, позови мужа твоего и приходи сюда. Ответила женщина и сказала: у меня нет мужа. Говорит Иисус: хорошо ты сказала: у меня нет мужа, ибо было у тебя пять мужей, и тот, который у тебя теперь, тебе не муж. Это ты истину сказала. Говорит Ему женщина: господин, вижу, что Ты пророк. Отцы наши на этой горе поклонялись Богу, а вы говорите, что в Иерусалиме то место, где должно поклоняться. Говорит ей Иисус: верь Мне, женщина, что приходит час, когда не на горе этой и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы поклоняетесь тому, чего не знаете; мы поклоняемся тому, что знаем, потому что спасение - от иудеев. Но приходит час, и теперь есть, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо и Отец ищет, чтобы такими были поклоняющиеся Ему. Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в Духе и Истине. Говорит Ему женщина: знаю, что Мессия грядет, называемый Христос. Когда придет Он, то возвестит нам всё. Говорит ей Иисус: это Я, говорящий с тобой. Тут пришли ученики Его и удивлялись, что Он говорил с женщиной. Никто, однако, не сказал: что Ты ищешь? или: о чем говоришь с ней? Оставила тогда женщина свой сосуд для воды и пошла в город и говорит людям: пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне всё, что я сделала. Уж не Христос ли Он? Вышли люди из города и направились к Нему. Тем временем просили Его ученики, говоря: Раввй, ешь! Он же сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете. Говорили тогда ученики друг другу: не принес ли Ему кто-нибудь поесть? говорит им Иисус: пища Моя - творить волю Пославшего Меня и совершить Его дело. Не вы ли говорите: еще четыре месяца, и жатва наступит? Так вот, говорю вам: поднимите глаза ваши и взгляните на нивы, как они уже побелели к жатве. Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, чтобы вместе радовались и сеющий и жнущий. Ибо здесь оправдывается слово: один сеет, а другой жнет. Я послал вас жать то, над чем не вы потрудились: другие потрудились, и вы вошли в труд их. Из города же того многие самаряне уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей: Он сказал мне всё что я сделала. Поэтому, когда пришли к Нему самаряне, они просили Его остаться с ними. И Он остался там два дня. И еще больше народа уверовало по слову Его; и женщине говорили: уже не по твоим рассказам веруем, ибо мы сами услышали и знаем, что Он есть воистину Спаситель мира. (Ин. 4, 5-42)

Впервые ученики Христа стали называться христианами в Антиохии – в Сирии, где они оказались в результате самых первых гонений во второй половине I века. С тех самых пор мы носим на себе имя Христово, а сама Церковь называется «тезоименитым», то есть таким же по имени «местом жительства» Христа Бога. В Духе Святом, Который везде пребывает и все наполняет, Христос живет в Своей Церкви, живет среди нас, живет в людях, которые посвящают ему свои сердца.

В Преполовение Пятидесятницы, на половине пути от Пасхи до дня схождения на учеников Духа Святого, мы вспоминаем беседу Христа с женщиной самарянкой. Известно, что в Евангелии от Иоанна, в котором и рассказана эта история, самый меньший из всех четырех Евангелий словарный запас – всего около 1 000 слов. В то же время именно Евангелие от Иоанна самое глубокое, самое богословское и самое таинственное. И откровением тайны богословия, тайны поклонения Богу является в том числе и запечатленная в нем беседа Христа и самарянки, произошедшая еще в первый год служения Спасителя.

Депортация народов была придумана не в XX веке, древние правители переселяли захваченные народы, чтобы оторвать их от родной земли и лишить корней. Именно таким образом после Вавилонского пленения и сформировалось население Самарии, заселенной язычниками. В дни земной жизни Христа Спасителя Самария была, наряду с Галилеей и Иудеей, одной из трех областей Палестины, ее жители, приняв Моисеев закон, сохранили при этом языческие верования. И хотя самаряне историю своего рода возводили к библейским праотцам, иудеи презирали их и не общались с ними. Самаряне отвечали тем же. Однажды, когда Господь шел из Галилеи в Иерусалим, самаряне не приняли Его. Именно учитывая взаимную неприязнь самарян и иудеев, Господь сделал героем притчи о том, кто нам ближний, доброго самаритянина.

И поэтому однажды, когда после жаркого раскаленного дня уставший от долгого пути Христос присел у колодца и сказал черпавшей из колодца воду самарянке: «Дай мне пить», она была очень удивлена: «Как Ты, будучи иудей, просишь пить у меня?» С этого и началась беседа, которая удивительна среди прочего и тем, что в ней отсутствует причинно-следственная связь: на поставленные вопросы нет прямых ответов, а произносимые в диалоге фразы хотя и идут к определенной цели, тем не менее не связаны внешней логикой. В этом плане беседа с самарянкой похожа на другую беседу – с Никодимом, ему Господь тоже говорил о Духе, и точно так же Никодим, не получая прямых ответов, узнавал нечто большее: ответы Христа были больше его вопросов.

И сейчас Господь не дает ответа удивленной самарянке, почему с ней заговорили, но утверждает, что если бы только женщина знала «дар Божий» – могла осознать, Кто перед ней находится, то сама просила бы у Него и Он дал бы ей живую воду. Женщина выражает сомнение, ведь Господу даже нечем почерпнуть воду, она с иронией (или же она такая доверчивая?) спрашивает «Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодец, и сам из него пил, и дети и скот его?» Господь же говорит, что та вода, которою даст Он, отличается от воды в колодце: тот, кто будет ее пить, уже не будет жаждать вовек, и эта вода станет в человеке источником вечной жизни. Мы понимаем, что Господь говорит о Духе Святом, мы знаем, что о Духе как воде жизни Господь будет говорить на празднике кущей, но, конечно, этого не знает самарянка, и она просит дать ей эту воду, чтобы ей, бедной, не носить по жаре воду из колодца. В ответ Господь просит, чтобы она позвала мужа. И когда женщина сообщает, что у нее нет мужа, то Господь открывает ей, что Он действительно больше «отца Иакова», потому что Он знает всю ее жизнь, знает, что у нее было пять мужей и того, кто с ней сейчас, законным мужем никак нельзя назвать. И здесь беседа кардинально меняется

.

Евангелие от Иоанна композиционно и литературно выстроено самым удивительным образом: здесь везде параллели и каждая фраза, каждый рассказ, каждый диалог имеет свои параллели, свое продолжение. В связи с этим вспомним, что и ход беседы с Нафанаилом изменился сразу же после того, как Господь открыл ему то, что и видел и знает его.

И здесь происходит такая же перемена, Господь, открыв женщине, что он знает всю ее жизнь, достучался до ее сердца, и тогда она спросила о самом главном, о том, что есть единое на потребу, – о поклонении Богу. Где поклоняться Всевышнему: на горе Гаризим (как это делали самаряне) или же в Иерусалиме? Господь упрекает самарян, так как «они не знают, чему кланяются», ибо совместили Божию заповедь с идолопоклонством и произносит то, что составляет суть всей беседы: «Наступает время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в Духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе: Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине». И самарянка, которая сначала совершенно не понимала Христа, затем признала Его за пророка, теперь делает предположение, Кто же Он на самом деле: «Знаю, – говорит она, – что, когда придет Христос, то все возвестит нам». И тут Господь открывает, что это – Он, Тот, Кто говорит с нею!

И значит, Он уже возвестил – открыл ей – самарянке и нам – слышащим и читающим Евангелие, тайну Богопоклонения!

Бог есть Дух, Он не ограничен ни временем, ни пространством, и поклоняться Ему нужно ни в том или и ином месте, там или здесь – поклоняться Богу необходимо в Духе и Истине. И время для этого настало тогда, когда Господь – Бог Истинный – пришел в наш мир, это время настало, когда Дух Святой сошел на учеников Христовых в день Пятидесятницы, когда началась земная история Церкви, в которой мы призваны поклоняться Отцу и Сыну и Святому Духу.

И как поразительно и непостижимо избрание Божие! Господь открывает самые возвышенные истины не ученым мужам, посвятившим свою жизнь изучению и толкованию Писания, а самой простой женщине, грешнице, бывшей презренной в глазах иудеев. Даже ученики, когда вернулись из городка и увидели Господа, разговаривавшего с самарянкой, были удивлены этим.

Потомки древних самарян, многие из которых тогда уверовали, что Иисус «истинно Спаситель мира, Христос» до сих пор живут своим обособленным миром вблизи горы Гаризим на территории государства Израиль. Их совсем немного – менее тысячи, и совсем недавно, чтобы разрешить демографическую проблему, доселе закрытое общество было вынуждено набрать жен со стороны – из бывших республик Советского Союза.

А предание донесло до нас имя этой женщины получившей от Господа воду жизни и ставшей мученицей за Христа. Самарянку утопили в колодце, ее имя по-гречески звучит, как «Фотиния», по-славянски – «Светлана». И это опять возвращает нас к Евангелию от Иоанна, ведь согласно ему, «Бог есть Свет и в Нем нет никакой тьмы». Аминь.

Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа.

Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи. Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются.

Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую.

Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая? Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?

Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.

Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать.

Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда.

Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала.

Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме.

Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.

Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все.

Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою.

В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однако ж ни один не сказал: чего Ты требуешь? или: о чем говоришь с нею?

Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям: пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?

Они вышли из города и пошли к Нему. Между тем ученики просилиЕго, говоря: Равви! ешь. Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете. Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть?

Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его. Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве. Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут, ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет. Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их.

И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала. И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня. И еще большее число уверовали по Его слову. А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос.


Толкование на Евангельское чтение

Святейший Патриарх Кирилл

Нынешняя, пятая неделя по Пасхе называется в церковном календаре «Неделею о самаряныне». Сюжет праздника составляет беседа Спасителя с некоей женщиной у колодца Иакова в Самарии.

Обстоятельства этой встречи необычайны во многих отношениях. Во-первых, речь Христа была обращена к женщине, тогда как иудейские законоучители того времени наставляли: «Никто не должен на дороге разговаривать с женщиной, даже с своей законной женой»; «не разговаривай долго с женщиной»; «лучше сжечь слова Закона, чем научить им женщину». Во-вторых, собеседницею Спасителя была самарянка, то есть представительница иудео-ассирийского племени, ненавидимого «чистыми» иудеями до такой степени, что всякое соприкосновение с самарянами почиталось ими оскверняющим. И, наконец, жена самарянская ко всему оказалась грешницей, имевшей пять мужей до того, как соединиться в блудной связи с еще одним мужчиной.

Но именно этой женщине, язычнице и блуднице, «терпящей зной премногих страстей», сердцеведец Христос благоволил преподать «воду живую, иссушающую источники грехов». Более того, Иисус открыл самарянке, что Он есть Мессия, помазанник Божий, что делал не всегда и не перед всеми.

Говоря о воде, наполняющей колодезь Иакова, Спаситель замечает: «Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять; а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную». Это, конечно, аллегорическое различение между ветхозаветным законом и чудесно преумножающейся в душе человека благодатью Нового Завета.

Важнейший момент беседы — ответ Христа на вопрос самарянки о том, где надлежит поклоняться Богу: на горе Гаризим, как это делают ее единоверцы, или же в Иерусалиме, по примеру иудеев. «Поверь Мне, что

наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу, - говорит Иисус. - Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине; ибо таких поклонников Отец ищет Себе».

В Духе и Истине - это означает, что вера не исчерпывается обрядом и ритуалом, что не мертвая буква закона, а деятельная сыновняя любовь угодна Богу. В этих словах Господа мы находим одновременно и самое полное опреде- ление христианства как жизни в Духе и Истине.

Беседа Христа с самарянкою была первой проповедью Нового Завета перед лицом неиудейского мира, и она заключала в себе обетование того, что именно этот мир примет Христа.

Великое событие встречи человека с Богом у колодца Иакова приводит на ум и замечательные слова одного древнего богослова, утверждавшего, что человеческая душа по природе своей христианка. «А по грешному житейскому обычаю - самарянка», - возможно, возразят нам. Пусть так. Но Христос, вспомним, не открылся ни иудейскому первосвященнику, ни царю Ироду Четверовластнику, ни римскому прокуратору, но исповедал Свое Небесное посланничество в мир сей перед грешной самарянкою. И именно через нее, по промыслу Божию, были приведены ко Христу жители ее родного города. Воистину, вокруг единого, стяжавшего истину Святого Духа, спасутся тысячи. Так было, так будет. Ибо источник воды Спасения, которою благословил нас всех Христос, есть ключ неиссякающий.

Согласно преданию, собеседницею Спасителя была самарянка Фотина (Светлана), которая за проповедание Господа после жестоких истязаний была сброшена в колодец.

Обращение митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла к читателям газеты «Коммерсантъ» от 27 мая 2000 г.

Каждый может назвать одну-две встречи, которые оставили неизгладимый след и стали поистине поворотными в наших взглядах и судьбе. Для того, кто однажды пришел к Богу, встреча с Ним непременно имела благие последствия.
Как это случилось с женщиной-самарянкой, мы узнаем из 4-й главы Евангелия от Иоанна. Вражда и зависть фарисеев к растущему признанию Христа в народе побудила Его оставить Иудею и отправиться с учениками в Галилею. «Надлежало же Ему проходить через Самарию» (Иоан.4:4).
Сам путь, избранный Господом, говорит о многом. Самаряне являлись ассимилированными потомками тех колен Израилевых, которые за 7 веков до этого были покорены и уведены в плен ассирийцами. Иудеи считали их нечистыми по крови и верованиям. По этой причине относились к ним, как к язычникам, – с враждой и презрением. Отправляясь в Галилею, правоверные иудеи старались миновать Самарию, хотя дорога и занимала у них вдвое больше времени. Сколь велико было чувство брезгливости к самарянам, можно судить по пословице: «Есть хлеб самарян значит есть свинину». Христу такого рода предубеждение было чуждо, поэтому Он последовал прямым путем. И, как мы далее увидим, Господь сделал это не напрасно.
В жаркий палестинский полдень апостолы вместе с Учителем подошли к городу Сихарь и остановились у древнего колодца, некогда принадлежавшего патриарху Иакову. Ученики отправились в город за едой, оставив Христа одного. Через некоторое время к колодцу пришла женщина-самарянка почерп¬нуть воды. Подойдя ближе, она с удивлением признала в человеке у колодца иудея, походившего на священника. Ее замешательство можно было понять. Помимо давней вражды между самарянами и иудеями, она знала, что раввину недозволительно разговаривать на людях не только с посторонней женщиной, но даже с собственной женой или дочерью. Подойдя ближе, женщина удостоверилась, что этот человек не похож на строгого законника.
Между тем, она немало удивилась, когда Христос попросил у нее пить: «Как Ты, будучи Иудеем, просишь пить у меня, самарянки? Ибо Иудеи с самарянами не сообщаются» (Ин. 4:9). По ее словам можно понять, как непросто было Христу расположить к себе недоверчивую женщину. Но и в этот раз Он с терпением совершает дело, ради которого пришел на землю.
Евангелие гласит, что Господь пришел «спасти людей Своих от грехов их» (Мф. 1:21). Продолжая разговор, Иисус сказал ей: «…если бы ты знала дар Божий, и кто говорит тебе: «дай Мне пить», то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую» (Ин. 4:10).
Слова незнакомца еще более удивили самарянку: этот человек не скрывал своей значимости и обещал дать ей некую живую воду. Такой водой у самарян считалась не колодезная, а проточная, родниковая. При этом незнакомец полагал, будто она гораздо лучше той воды, что черпали из древнего колодца. Осмелев, женщина спросила: «Неужели Ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь, и сам из него пил, и дети его, и скот его? Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять; а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4:12-14).
Казалось, женщина глуха к словам Иисуса и явно не понимает их смысла. Не теряя надежды, Иисус пытается подвести собеседницу к принятию столь важной для нее истины. В душе она уже начинает подсмеиваться над чудаковатым раввином. Не имея при себе веревки, чтобы зачерпнуть из колодца, Он обещает напоить ее водой, испив которую она уже никогда не станет испытывать жажду. Как далека она от того, о чем пророчествовал Исайя: «И в радости будете почерпать воду из Источников спасения» (Ис.12:3). Не без иронии самарянка обращается к Иисусу: «Господин! дай мне этой воды, что бы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать» (Ин. 4:15). А Тот, чувствуя насмешливое недоверие, решается на последнее средство, чтобы вразумить ее.
Известно, что потребность в Боге, жажда очищения и святости возникает по мере осознания собственной греховности. Увлеченная разговором, женщина на время забыла о причине, заставившей ее отправиться за водой в такую даль. Она могла бы почерпнуть из любого колодца в самом городе. А объяснялось это просто: все знали ее как блудницу, жившую с пятым по счету мужем. Избегая людского осуждения, она предпочитала ходить по воду за город.
Изобличающие слова Господа прозвучали как гром среди ясного неба, усмиряя ее: «Пойди, позови мужа твоего и приди сюда» (Ин. 4:16). Смутившись, она ответила: «У меня нет мужа». Иисус говорит ей: «Правду ты сказала, что у тебя нет мужа; ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала» (Ин. 4:16-18).
Устыженная, она сердцем распознала в Нем пророка и с трепетом прониклась всем, что до этого Он говорил ей. Голос совести пробудил в ней потребность в покаянии. Как язычница она знала, что это можно сделать через принесение жертвы. Самаряне совершали жертвоприношение не в Иерусалиме, а у себя на горе Гаризим, где сохранились развалины их храма, разрушенного иудеями.
Иисус, видя, что сердце ее открылось для принятия истины, провидчески предсказал: «Поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу; Вы не знаете, чему кланяетесь; а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев; Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе» (Ин. 4:1-23).
Христос, видя сомнения самарянки о месте для жертвоприношения, отвечал ей, что это можно сделать где угодно. В ответе Спасителя заключен общечеловеческий и всеобъемлющий универсализм Евангелия. После этих слов женщина с радостью осознала, что и она может стать последовательницей Бога Живого. Диалог с Христом внутренне приготовил ее к принятию Истинного Бога и посланного Им Мессии.
«Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все. Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою» (Ин. 4:25-26).
На этот раз самарянка принимает услышанное без тени сомнения. Любовь и долготерпение Христа сделали свое дело! Возвратившись в город, она с жаром рассказывает людям о своей встрече с Мессией. «И многие жители из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала» (Ин. 4:39).
В жизни случается, что наши греховные стежки-дорожки нечасто пересекаются с путями Господа. Тому препятствуют упрямая привязанность ко злу и частоколы предубеждений. Но Господь неутомим в трудах благовестия, Он ищет встречи с нами, которая способна переиначить нашу жизнь.
«…если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее…» (Мф.16:24-25).