Главная · Бытовая техника · Природные объекты, перспективные для включения в Предварительный список. Доисторический скорпион и современные коты

Природные объекты, перспективные для включения в Предварительный список. Доисторический скорпион и современные коты

Любая наука может быть интересной, если ее преподать с лучшей стороны. Например, как объяснить учащимся, что такое географические объекты? Скорее всего, школьникам будет неинтересно слышать само словосочетание. Географические объекты - это все, что есть в окружающем мире: реки и моря, города и села, горы и долины, пустыни и джунгли.

Географический объект. Что это?

В географии это одна из самых интересных и простых тем. Почему? Запоминать никакой терминологии не нужно, достаточно понять, что можно подразумевать под этим словосочетанием. А примеров можно привести множество.

Любой ученик может назвать свои любимые места - географические объекты. Примеры он может привести даже самые распространенные. Этим летом запомнилась рыбалка на реке Ока или прогулка в заповеднике? Значит, объектами будут река Ока и заповедник.

Матушка Россия, ты самая красивая!

Во все времена наша страна считалась одной из красивейших. На сегодняшний день многие географические объекты России являются поводом для восхищения как для своих соотечественников, так и для туристов. Чтобы было проще понять, можно по порядку привести примеры. Логичнее начать с главных городов страны.

Столица России - это город Москва. Огромный мегаполис, в котором существует много удивительных мест: московский метрополитен (считается одним из самых крупных в мире), Третьяковская галерея, Кремль, Воробьевы горы, Храм Христа Спасителя. В Московской области также достаточно много достопримечательностей. Географическими объектами можно назвать любые города, поселки, деревни.

Санкт-Петербург - вторая столица. Славится своим местонахождением практически на острове, который окружает Финский залив. Окрестности города радуют глаз не только рукотворными объектами, но и природой, морским воздухом.

Кстати, Финский залив, Кронштадт (городской округ Санкт-Петербурга) - это тоже географические объекты. Примеры можно приводить многочисленные: памятник Петру Великому, крейсер "Аврора", Морской порт и так далее.

Объекты Земли на территории Российской Федерации

Природные географические объекты - это любые реки, озера, леса, горы, степи, даже пещеры и рудники.

Водоемы. Реки Волга и Лена, озеро Байкал, Черное и Баренцево моря, Северный Ледовитый океан, святой источник Серафима Саровского, водохранилища, водопады, родники. В России очень много рек и озер, которые не только дают воду для нужд людей, но и радуют красивыми местами. Множество людей приезжает на рыбалку, отдыхать, купаться. Без водоемов жить невозможно.

Горы, равнины, леса. Сибирь - вот что является нетронутым. Благодаря лютому климату природа сохранилась практически неизменной. Объектами в восточной части России считаются тундра, тайга. Стоит ещё напомнить о потрясающих горах в Алтайском крае.

Выше были приведены известные и самые крупные географические объекты России. Перечислять их можно до бесконечности.

Экзотические страны

В любой стране есть свои достопримечательности. Не стоит повторяться о том, что такое географические объекты. Это будет уже лишним. Ниже приведены лишь самые интересные места на планете.

Египет. Кто не знает о пирамидах в Луксоре (недалеко от столицы Египта Каира)? А о пустыне Сахара знают все ученики с 7 класса. Великая река Нил, которая является единственным источником питьевой воды для засушливой страны.

Польша, Австрия, Венгрия, Шотландия и другие европейские страны. Не только географическими, но и культурно-историческими объектами можно назвать готические сооружения, целые города, которые сохраняют по сей день атмосферу Средних веков.

Австралия. Очень далекая страна, которая находится в южном полушарии. Главные географические объекты Австралии - столица Сидней и два океана: Тихий и Индийский.

Индия, Китай, Вьетнам, Таиланд. Эти страны славятся тем, что жители государств буддисты. Очень много объектов связано с верой: Мекка, Непал. В горах индусы строят монастыри. Это тоже географические объекты, так как нередко туристы и любители восточных знаний считают такие места достопримечательностями, объектами посещения.

Стоит ли перечислять другие страны, чтобы привести массу примеров? Обо всех объектах можно найти любую информацию.

Необычные места и сведения о них

На Земле существует несколько удивительных мест, которые создала сама природа. Человеку остается только диву даваться. Ниже будут приведены сведения о географическом объекте, который остается загадкой для всех.

Бермудский треугольник . Таинственный объект, находящийся в одном из районов Атлантического океана. Пуэрто-Рико и Флорида - это географические объекты, которые являются по сути вершинами треугольника. Да, того самого знаменитого Бермудского треугольника! В этой зоне происходят необъяснимые явления: исчезают транспортные средства и люди. Не важно, в воздухе или в воде перемещается объект, он все равно исчезнет. До сих пор остается загадкой, как такое случается.

Есть и другие удивительные места на планете.

Афарская котловина . Данный географический объект Земли - это самое жаркое место. Некоторые люди называют адом на нашей планете. Находится котловина между Эфиопией (Афарский регион) и Эритреей.

Климат здесь самый жаркий и засушливый. На дне котловины может виднеться лава, способная расплавить камни, которые попадаются ей на пути. Туристам и жителям рискованно находиться в таком месте.

Памуккале в Турции . На юго-западе Турции в провинции Денизли существует удивительное место - это "хлопковые замки". Вода, стекающая с вершин горы, образует красивые стены, чаши благодаря известняку. Туристы, посетив раз в жизни это удивительное место, запоминают его на всю жизнь.

На Земле ещё очень много необыкновенных мест не только аномального характера, но и просто очень красивых.

Местонахождение объектов

Есть такое понятие, как объекта. Что это значит? Современные смартфоны и навигаторы, а также карты Google оснащены функцией ввода координат места назначения. Нужно ввести градусы, минуты, секунды.

На уроках географии в школе в 7 классе учеников знакомят с понятиями широты и долготы. Обязательно у них есть начало отсчета. считается Гринвич - долгота начинается с него. Возрастает в сторону востока.

Отсчет широты начинается с экватора, то есть там, где находится середина Земли между Южным и Северным полюсами. От экватора до Северного полюса - градусы с положительной величиной, а от экватора до Южного - с отрицательной.

Но ведь одних градусов будет недостаточно. Планета огромная, а нужный географический объект (точка назначения), скорее всего, очень маленький, поэтому вводят дополнительные величины - минуты и секунды.

Объекты нашей планеты

Как было рассказано выше, географическими объектами могут считаться любые места на планете. Но не упомянуто о том, что невидимые объекты тоже можно отнести к данной теме. Какие именно? Например, в океане находится целый или подводные пещеры. А может быть, кто-то знает о подземных муравьиных городах? Они тоже географические объекты. Это лишь небольшая часть примеров. Ученикам остается только самостоятельно размышлять на эту тему и назвать те объекты, что еще не упомянуты в статье.

Здравствуйте, Я ЕСМЬ Великий Божественный Направитель.

Я ЕСМЬ Великий Божественный Направитель прихожу сегодня к вам, чтобы дать очередной урок по работе с вашим восприятием Мира.

Как уже говорилось ранее, вы можете приближать объекты, удалять их в своём сознании при необходимости, используя свойство расфокусировки объектов и глубинное Световое восприятие Сути объекта (диктовка от ).

Я ЕСМЬ Великий Божественный Направитель предлагаю сегодня научиться воспринимать сразу несколько объектов, находящихся на различных уровнях Единого Сознания и на одном уровне, но на удалённых расстояниях от вас. Вы и раньше это делали, но не произвольно. Теперь у вас есть возможность понять основу даваемой методики и использовать её в жизни.

Вся материя на всех уровнях Сознания имеет определенное искажение пространственно-временных структур. Когда у вас расширенное Сознание, вы способны расширить своё восприятие и фокусироваться не только на одном объекте, но и на нескольких объектах с вибрациями разных уровней Единого Сознания и находящихся на удаленном расстоянии друг от друга.

Перед началом урока продиагностируйте себя, восстановите поля психики, чистоту каналов, чистоту сознания Душ, Духа и Сознания. Восстановите чистоту эмоционального и ментального тела, внутреннюю гармонию и равновесие. Призовите моё присутствие и защиту Ангелов Архангела Михаила.

Начнём урок.

Создайте вокруг себя сферу. Это сфера вашего восприятия - первый круг восприятия . Прочувствуйте, что попадает в её границы: какие предметы, объекты, люди. Сконцентрируйтесь на одном предмете, который находится в этой сфере или на её границе.

Не убирая эту концентрацию, сформируйте ещё большую сферу - второй круг восприятия . Точно так же, как и в первый раз, выберите объект для концентрации. Обратите внимание, что вы сфокусировались одновременно на двух объектах и одинаково четко и хорошо их воспринимаете. Причем объекты лучше выбирать разного характера. Например, если в первом случае это был предмет, то во втором лучше выбрать человека.

Теперь создаём третью сферу . Постарайтесь третьей сферой охватить как можно больше пространства. Можно взять город, область или всю Землю. В третьем случае выберите для концентрации определенный план тонкого пространства. Например, ментальный или астральный и продиагностируйте его. Потом для сравнения выберите каузальный или буддхиальный план того же пространства.

Теперь мы соединяем все виды вашего восприятия и концен трации в Единое Сознание . Посмотрите на себя со стороны: ваши поля пульсируют, излучают Свет, а ваше Сознание воспринимает несколько предметов, уровней пространства одновременно.

Это и был наш с вами урок по одновременному восприятию нескольких объектов Мира.

Был с вами сегодня с Любовью,

Великий Божественный Направитель

Объекты Всемирного наследия, включенные в специальный список ЮНЕСКО, представляют колоссальный интерес для всего населения планеты. Уникальные природные и культурные объекты дают возможность сохранить те неповторимые уголки природы и рукотворные памятники, которые демонстрируют богатство природы и возможности человеческого разума.
По состоянию на 1 июля 2009 года в списке Всемирного наследия - 890 объектов (в том числе 689 культурных, 176 - природных и 25 - смешанных) в 148 странах: отдельные архитектурные сооружения и ансамбли - Акрополь, соборы в Амьене и Шартре, исторический центр Варшавы (Польша) и Санкт-Петербурга (Россия), Московский Кремль и Красная площадь (Россия) и др.; города - Бразилиа, Венеция вместе с лагуной и др.; археологические заповедники - Дельфы и др.; национальные парки - Морской парк Большого Барьерного Рифа, Йеллоустонский (США) и другие. Государства, на территории которых расположены объекты Всемирного наследия, берут на себя обязательства по их сохранению.



1) Туристы осматривают буддийские скульптуры Гроты Лунмэнь («Драконовы ворота») недалеко от города Лоян в китайской провинции Хэнань. В этом месте расположено более 2 300 пещер; 110 000 буддистских изображений, более 80 дагоб (буддистских мавзолеев), содержащих реликты Будд, а также 2 800 надписей на скалах близ реки Ишуй протяженностью в километр. Впервые буддизм в Китае был представлен именно в этих местах во времена правления Восточной династии Хань. (China Photos/Getty Images)

2) Храм Байон в Камбодже славится своими многочисленными гигантскими каменными лицами. В регионе Ангкор существует более 1000 храмов, которые варьируются от невзрачный груды кирпича и щебня разбросанных среди рисовых полей, до великолепного Ангкор Ват, который считается крупнейшим в мире единым религиозным памятником. Многие из храмов в Ангкоре были восстановлены. Ежегодно их посещают более миллионна туристов. (Voishmel/AFP - Getty Images)

3) Одна из частей археологического объекта Аль-Хиджр - также известного как Мадаин-Салих. Этот комплекс, расположенный в северных районах Саудовской Аравии был добавлен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО 6 июля 2008. Комплекс включает 111 скальных захоронений (I век до н. э. - I век н.э), а также систему гидротехнических сооружений, приуроченных к древнему набатейскому городу Хегра, являвшемуся центром караванной торговли. Также имеется около 50 надписей в скалах, относящихся к донабатейскому периоду. (Hassan Ammar/AFP - Getty Images)

4) Водопады "Garganta del Diablo" («Горло Дьявола» расположены на территории Национального парка Игуасу в аргентинской провинции Мисьонес. В зависимости от уровня воды в реке Игуасу, в парке имеется от 160 до 260 водопадов, а также свыше 2000 разновидностей растений и 400 видов птиц. Национальный парк Игуасу был включен в Список всемирного наследия в 1984 году. (Christian Rizzi/AFP - Getty Images)

5) Загадочный Стоунхендж каменное мегалитическое сооружение, состоящее из 150 огромных камней, и расположенное на Солсберийской равнине в английском графстве Уилтшир. Этот древний памятник, как полагают, был построен в 3000 г. до н.э. Стоунхендж был включен ЮНЕСКО в список Мирового Наследия в 1986 году. (Matt Cardy/Getty Images)

6) Туристы прогуливаются у павильона Бафанг в Летнем дворце, знаменитом классическом имперском саду в Пекине. Летний дворец, построенный в 1750 году был разрушен в 1860 году и восстановлен в 1886 году. Он был включен в Список всемирного наследия в 1998 году. (China Photos/Getty Images)

7) Статуя Свободы на закате в Нью-Йорке. "Леди Свобода", которую подарила США Франция, стоит у входа в гавань Нью-Йорка. Она была внесена в Список всемирного наследия в 1984 году. (Seth Wenig/AP)

8) "Solitario George" (Одинокий Джордж), последняя живая гигантская черепаха этого вида, родившаяся на острове Пинта, живет в Национальном парке Галапагос в Эквадоре. Ей сейчас приблизительно 60-90 лет. Галапагосские острова были изначально включены в Список всемирного наследия в 1978 году, но в 2007 были отмечены, как находящиеся под угрозой году. (Rodrigo Buendia/AFP - Getty Images)

9) Люди катаются на коньках на льду каналов в районе мельниц Киндердайк, внесенного в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, и расположенного близ Роттердама. В Киндердайке расположена крупнейшая в Нидерландах коллекция исторических мельниц, кроме того, этот регион является одной из главных достопримечательностей в Южной Голландии. Оформление шарами праздников проходящих здесь, придает некий колорит этому месту. (Peter Dejong/AP)

10) Вид на ледник Перито-Морено расположенный в национальном парке Лос-Гласиарес, на юго-востоке аргентинской провинции Санта-Круз. Это место было внесено в список Всемирного природного наследия ЮНЕСКО в 1981 году. Ледник является одним из наиболее интересных туристических объектов в аргентинской части Патагонии и 3-м по величине ледником в мире после Антарктиды и Гренландии. (Daniel Garcia/AFP - Getty Images)

11)Террасированные сады в северном израильском городе Хайфа окружают златоглавую Усыпальницу Баба, основателя веры бахаи. Тут расположен всемирный административный и духовный центр религии бахаи, число исповедующих которую во всем мире менее шести миллионов. Это место было объявлено объектом мирового наследия ЮНЕСКО 8 июля 2008. (David Silverman/Getty Images)

12) Аэрофотосъемка площади Св. Петра в Ватикане. По данным веб-сайта Всемирного наследия, в пределах этого небольшого государства находится уникальная коллекция художественных и архитектурных шедевров. Ватикан был включен в Список всемирного наследия в 1984 году. (Giulio Napolitano/AFP - Getty Images)

13) Красочные подводные сцены Большого Барьерного Рифа в Австралии. В этой процветающей экосистеме находится самая большая в мире коллекция коралловых рифов, в том числе 400 видов кораллов и 1500 видов рыб. Большой Барьерный Риф был включен в Список всемирного наследия в 1981 году. (AFP - Getty Images)

14) Верблюды отдыхают в древнем городе Петра перед главным памятником Иордании, Аль-Хазне или казначейством, предположительно представляющем собой гробницу набатейского царя, вырезанную из песчаника. Этот город, расположенный между Красным и Мертвым морями, находится на пересечении путей из Аравии, Египта, Сирии и Финикии. Петра внесена в список всемирного наследия в 1985 году. (Thomas Coex/AFP - Getty Images)

15) Сиднейский Оперный Театр - одно из наиболее известных и легко узнаваемых зданий мира, являющееся символом Сиднея и одной из главных достопримечательностей Австралии. Сиднейский Оперный театр внесен в программу Всемирного наследия в 2007 году. (Torsten Blackwood/AFP - Getty Images)

16) Наскальные рисунки, сделанные людьми племени Сан в Драконовых горах, расположенных на востоке Южной Африки. Люди племени Сан жили в районе Дракенсберг тысячи лет, пока не были уничтожены в ходе столкновений с зулусами и белыми поселенцами. Они оставили после себя невероятные наскальные рисунки в Драконовых горах, которые были внесены ЮНЕСКО в программу Всемирного наследия в 2000 году. (Alexander Joe/AFP - Getty Images)

17) Общий вид на город Шибам, расположенный на востоке Йемена в провинции Хадрамаут. Шибам славится своей ни с чем не сравнимой архитектурой, которая включена в программу Всемирного наследия ЮНЕСКО. Все дома тут построены из глиняных кирпичей, примерно 500 домов можно считать многоэтажными, так как они имеют 5-11 этажей. Шибам часто называют «старейшим городом небоскрёбов в мире» или «Пустынным Манхэттаном», это также древнейший пример городского планирования, основанного на принципе вертикального строительства. (Khaled Fazaa/AFP - Getty Images)

18) Гондолы у берега Большого канала в Венеции. На фоне видна церковь Сан-Джорджо Маджоре. Островная Венеция - морской курорт, центр международного туризма мирового значения, место проведения международных кинофестивалей, художественных и архитектурных выставок. Венеция внесена ЮНЕСКО в программу Всемирного наследия в 1987 году. (AP)

19) Некоторые из 390 брошенных огромных статуй из спрессованного вулканического пепла (моаи на языке рапа-нуи) у подножия вулкана Рано Рараку на острове Пасхи, в 3700 км от побережья Чили. Национальный парк Рапа-Нуи включен в программу Всемирного наследия ЮНЕСКО с 1995 года. (Martin Bernetti/AFP - Getty Images)


20) Посетители идут вдоль Великой Китайской стены в районе Симатай, к северо-востоку от Пекина. Этот крупнейший памятник архитектуры был построена в качестве одного из четырех главных стратегических опорных пунктов с целью обороны от вторжения племен с севера. Великая стена протяженностью 8851,8 км является одним из крупнейших когда-либо завершенных строительных проектов. Она была включена в Список всемирного наследия в 1987 году. (Frederic J. Brown/AFP - Getty Images)

21) Храм в Хампи, вблизи южно-индийского города Хоспет, к северу от Бангалора. Хампи расположен посреди руин Виджаянагара - бывшей столицы Виджаянагарской империи. Хампи и ее памятники были включены в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1986 году. (Dibyangshu Sarkar/AFP - Getty Images)

22) Тибетский паломник вращает молитвенные мельницы на территории дворца Потала в столице Тибета Лхасе. Дворец Потала – это царский дворец и буддийский храмовый комплекс, который был основной резиденцией Далай-Ламы. Cегодня дворец Потала является музеем, активно посещаемым туристами, оставаясь местом паломничества буддистов и продолжая использоваться в буддийских ритуалах. Ввиду огромной культурной, религиозной, художественной и исторической значимости, внесён в 1994 году в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. (Goh Chai Hin/AFP - Getty Images)

23) Цитадель инков Мачу-Пикчу в перуанском городе Куско. Мачу-Пикчу, особенно после получения статуса Всемирного Наследия ЮНЕСКО в 1983 году, стал центром массового туризма. В день город посещают 2000 туристов; с целью сохранности памятника ЮНЕСКО требует сократить количество туристов в день до 800. (Eitan Abramovich/AFP - Getty Images)

24) Буддийская пагода Компон-дайто на горе Коя, в провинции Вакаяма, Япония. Гора Коя, расположенная к востоку от г. Осака, была внесена в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2004 году. В 819 тут первым поселился буддийский монах Кукай, основатель школы сингон, ответвления японского буддизма. (Everett Kennedy Brown/EPA)

25) Тибетские женщины ходят вокруг Ступы Бодхнатх в Катманду - одной из самых древних и почитаемых буддийских святынь. На гранях венчающей его башни изображены "глаза Будды", инкрустированные слоновой костью. Долина Катманду высотой около 1300 м - горная долина и историческая область Непала. Тут имеется множество буддистских и индуистских храмов от ступы Боднатх до крохотных уличных алтарей в стенах домов. Местные жители говорят что в Долине Катманду живёт 10 миллионов Богов. Долина Катманду была внесена в Список всемирного наследия в 1979 году. (Paula Bronstein/Getty Images)

26) Птица пролетает над Тадж-Махалом – мавзолеем-мечетью, находящийся в индийском городе Агра. Он был построен по приказу императора Великих Моголов Шах-Джахана в память о жене Мумтаз-Махал, умершей при родах. Тадж Махал был внесен ЮНЕСКО в Список всемирного наследия в 1983 году. Архитектурное чудо также было названо одним из "Новых семи чудес света" в 2007 году. (Tauseef Mustafa/AFP - Getty Images)

27) Расположенный в северо-восточной части Уэльса, 18-километровый акведук Понткисиллте – подвиг гражданского строительства времен промышленной революции, строительство которого было завершено в первые годы 19-го века. Спустя более чем 200 лет после своего открытия всё ещё используется и является одним из наиболее загруженных участков канальной сети Великобритании, пропуская около 15 000 лодок в год. В 2009 году акведук Понткисилте был занесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как «веха в истории гражданской инженерии эпохи промышленной революции». Этот акведук – один из необычных памятников сантехникам и водопроводу (Christopher Furlong/Getty Images)

28) Стадо лосей пасется на лугах Йеллоустонского национального парка. На фоне видна гора Холмс, слева, и гора Доум. В Йеллоустонском национальном парке, который занимает почти 900 тыс. гектар, находится более 10 тысяч гейзеров и термальных источников. Парк был включен в программу Всемирного наследия в 1978 году. (Kevork Djansezian/AP)

29) Кубинцы едут на старом автомобиле по набережной "Малекон" в Гаване. ЮНЕСКО внесло Старую Гавану и ее фортификации в Список всемирного наследия в 1982 году. Хотя Гавана расширилась, и ее население составляет более 2-х млн. человек, ее старый центр сохраняет интересную смесь памятников в стиле барокко и неоклассицизма и однородных ансамблей частных домов с аркадами, балконами, воротами из кованого железа и внутренними двориками. (Javier Galeano/AP)

Ведутся работы по представлению в Список следующих природных объектов: Дельта Волги , Дельта Лены , Зеленый пояс Фенноскандии , Курильские острова , Валдай - Великий водораздел ,Западный Саян, Берингия и Соловецкие острова.

Природные объекты, включенные в Список всемирного наследия

Площадь Состояние
Девственные леса Коми 3,279 млн га Включен в Список всемирного наследия (1995 г.)
Критерии - N ii, iii
1. Государственный биосферный заповедник "Печоро-Илычский" 721 322
2. Национальный парк "Югыд Ва" 1 891 701
3. Охранная зона заповедника 666 000
Озеро Байкал 8,8 млн га Включен в Список (1996 г.)
Критерии - N i, ii, iii, iv
1. Государственный биосферный заповедник "Байкальский" 165 724
2. Государственный биосферный заповедник "Баргузинский" 374 322
3. Государственный природный заповедник "Байкало-Ленский" 660 000
4. Национальный парк "Прибайкальский" 418 000
5. Национальный парк "Забайкальский" 246 000
6. Заказник "Фролихинский" 910 200
7. Заказник "Кабанский" 18 000
8. Национальный парк "Тункинский" (частично)
Вулканы Камчатки 3,996 млн га Включен в Список (1996 г.). Расширен в 2001 г.
Критерии - N i, ii, iii, iv
1. Государственный биосферный заповедник "Кроноцкий" 1 147 619,37
2. Природный парк "Быстринский" 1 368 592
3. Природный парк "Налычевский" 286 025
4. Природный парк "Южно-Камчатский" 500 511
5. Заказник федерального значения "Южно-Камчатский" 322 000
6. Природный парк "Ключевской" 371 022
Золотые Горы Алтая 1,509 млн га Включен в Список (1998 г.)
Критерий - N iv
1. Государственный биосферный заповедник "Алтайский" 881 238
2. Государственный биосферный заповедник "Катунский" 150 079
3. Природный парк "Гора Белуха" 131 337
4. Природный парк "Укок" 252 904
5. Буферная зона "Телецкое озеро" 93 753
Западный Кавказ 0,301 млн га Включен в Список (1999 г.)
Критерии - N ii, iv
1. Государственный биосферный заповедник "Кавказский" с буферной зоной 288 200
2. Природный парк "Большой Тхач" 3 700
3. Памятник природы "Верховья рек Пшеха и Пшехашха" 5 776
4. Памятник природы "Верховье реки Цица" 1 913
5. Памятник природы "Хребет Буйный" 1 480
Куршская Коса (совместно с Литвой) 0,031 млн га Включен в Список (2000 г.)
Критерий - C v
1. Национальный парк "Куршская Коса" (Россия) 6 600
2. Национальный парк "Kursiu Nerijos" (Литва) 24 600
1,567 млн га Включен в Список (2001 г.). Расширен в 2018 г.
Критерий - N iv
1. Государственный биосферный заповедник "Сихотэ-Алинский" 401 600
2. Национальный парк "Бикин" 1 160 469
3. Заказник "Гораловый" 4 749
Убсунурская Котловина (совместно с Монголией) 0,883 млн га Включен в Список (2003 г.)
Критерии - N ii, iv
1. Государственный биосферный заповедник "Убсунурская Котловина" (Россия) 73 529
2. Биосферный заповедник "Uvs Nuur" (Монголия) 810 233,5
Остров Врангеля 2,226 млн га Включен в Список (2004 г.)
Критерии - N ii, iv
Государственный природный заповедник ""Остров Врангеля""
Плато Путорана 1,887 млн га Включен в Список (2010 г.)
Критерии - vii, ix
Государственный природный заповедник "Путоранский"
Ленские столбы 1,387 млн га Включен в Список (2012 г.)
Критерии - viii
Природный парк Республики Саха (Якутия) "Ленские столбы"
Ландшафты Даурии (совместно с Монголией) 0,913 млн га Включен в Список (2017 г.) Критерии - (ix), (x)
1. Государственный природный биосферный заповедник "Даурский" 49 765
2. Охранная зона Государственного природного биосферного заповедника «Даурский» 117 690
3. Заказник федерального значения «Долина Дзерена» 111 568
Общая площадь в Российской Федерации: 279 023
4. Строго охраняемая территория «Монгол Дагуур» 110 377
5. Буферная зона Строго охраняемой территории «Монгол Дагуур» 477 064
6. Природный заказник «Угтам» 46 160
Общая площадь в Монголии: 633 601

Природные объекты, включенные в Предварительный список

Объекты и входящие в их состав территории Площадь Состояние
Валаамский архипелаг 0,026 млн га Включен в Предварительный список РФ 15.05.1996 г.
Природный парк "Валаамский архипелаг"
Магаданский заповедник 0,884 млн га
Номинация подготовлена
Государственный природный заповедник "Магаданский"
Командорские Острова 3,649 млн га Включен в Предварительный список РФ 07.02.2005 г.
Номинация подготовлена
Государственный природный заповедник "Командорский"
Большое Васюганское болото 0,4 млн га
Государственный комплексный заказник Тюменской области "Васюганский"
Красноярские столбы 0,047 млн га Включен в Предварительный список РФ 06.03.2007 г.
Государственный природный заповедник "Столбы"
Ильменские горы 0,034 млн га

Включен в Предварительный список РФ 11.08.2008 г.

Номинация подготовлена

Государственный природный заповедник РАН "Ильменский"
Башкирский Урал 0,045 млн га Включен в Предварительный список РФ 30.01.2012 г.

Природные объекты, перспективные для включения в Предварительный список

Объекты и входящие в их состав территории Площадь Состояние
Берингия 2,911 млн га Рекомендован МСОП к включению в Список
1. Национальный парк "Берингия" (РФ) 1 819 154 га
2. Национальный заповедник "Беринг-лэнд-бридж" (США) 1 091 595 га
Дельта Волги 0,068 млн га критерием N iv.
Номинация подготовлена
Государственный природный биосферный заповедник "Астраханский"
Дельта Лены 1,433 млн га Рекомендован МСОП к включению в Список в соответствии с критерием N iv.
Номинация подготовлена
Государственный природный заповедник "Усть-Ленский"
Курильские Острова 0,295 млн га Номинация подготовлена
1. Государственный природный заповедник "Курильский" и его буферная зона 65 365 и 41 475
2. Биологический заказник "Малые Курилы" 45 000
3. Заповедник областного значения "Остров Уруп" 143 000
Зеленый пояс Фенноскандии (совместно с Финляндией и Норвегией) 0,541 млн га Российская часть номинации подготовлена
1. Государственный биосферный заповедник "Лапландский" 278 436
2. Государственный природный заповедник "Костомукшский" 47 457
3. Государственный природный заповедник "Пасвик" 14 727
4. Национальный парк "Паанаярви" 104 354
5. Национальный парк "Калевальский" 95 886
Валдай - Великий водораздел 0,183 млн га Номинация подготовлена
1. Национальный парк "Валдайский" 158 500
2. Государственный природный биосферный заповедник "Центрально-лесной" 24 447

Природные объекты, не включенные в Список

Объекты и входящие в их состав территории Площадь Состояние
Водлозерский Национальный парк 0,58 млн га
1. Национальный парк "Водлозерский" 404 700
2. Заказник "Кожозерский" 178 600
Башкирский Урал 0,2 млн га Не включен в Список (1998 г.)
1. Государственный биосферный заповедник "Шульган-Таш" 22 531
2. Государственный природный заповедник "Башкирский" 49 609
3. Национальный парк "Башкирия" (строго охраняемая территория) 32 740
4. Заказник "Алтын Солок" 93 580
Тебердинский заповедник (расширение объекта "Западный Кавказ") 0,085 млн га Не включен в Список (2004 г.)
Государственный биосферный заповедник "Тебердинский"

Россия, безусловно, богата неповторимыми и, что очень важно, не затронутыми хозяйственной деятельностью природными комплексами. По приблизительным оценкам ученых, в нашей стране насчитывается около 20 территорий, достойных статуса объекта Всемирного природного наследия. Список наиболее перспективных территорий был определен в ходе совместного проекта ЮНЕСКО и Международного Союза Охраны Природы и природных ресурсов (МСОП) по бореальным лесам.


Под научной картиной мира классики естествоиспытатели понимают систематизированные, исторически полные образы и модели природы и общества. Огромен и разнообразен окружающий нас мир природы. Но каждый человек должен пытаться познать этот мир и осознать свое место в нем. Чтобы познать мир, мы из частных знаний о явлениях и закономерностях природы пытаемся создать общее - научную картину мира (НКМ). Содержанием ее являются: основные идеи наук о природе, принципы, закономерности, не оторванные друг от друга, а составляющие единство знаний о природе, определяющие стиль научного мышления на данном этапе развития науки и культуры человечества.

В каждый период развития человечества формируется определенная научная картина мира, которая отражает объективный мир с той точностью, адекватностью, которую позволяют достижения науки и практики. Кроме того, картина мира содержит и нечто такое, что на данном этапе наукой еще не доказано, т. е. некоторые гипотезы, предвидения, которые в будущем могут прийти в противоречие с опытом и достижениями науки, так что некоторые места в картине мира придется дополнять.

Научная картина мира уточняется и развивается на протяжении многих веков - проникновение в сущность явлений природы - бесконечный, неограниченный процесс, поскольку материя неисчерпаема. С развитием науки представления людей о природе становятся все более глубокими и адекватными, все более отражающими истинное, реальное состояние окружающего мира. Неплохо об этом сказал В. И. Ульянов: «...человеческое мышление по природе своей способно давать и дает нам абсолютную истину, которая складывается из суммы относительных истин. Каждая ступень в развитии науки прибавляет новые зерна в эту сумму абсолютной истины, но пределы истины каждого научного положения относительны, будучи то раздвигаемы, то суживаемы дальнейшим ростом знания».

Способы познания на различных этапах развития общества отражались в научных мыслях исследователей. Поскольку наука – это деятельность людей по получению нового знания, его систематизации и проверке, то, отражая мир в сознании человека, она образует единую, взаимосвязанную, развивающуюся систему знаний о его законах, т.е. представляет собой научную картину мира, характерную для определенной исторической эпохи.

Понятие «научная картина мира» активно используется в естествознании и философии с конца XIX в. Специальный анализ его содержания стал проводиться более или менее систематически с 60-х годов XX в., но до сих пор однозначное его понимание не достигнуто. Вероятно, это связано с объективной размытостью, неопределенностью самого понятия, занимающего промежуточное положение между философским и естественнонаучным уровнями обобщения и отражения результатов, методов и тенденций развития научного познания.

Так под научной картиной мира классики естествоиспытатели понимают систематизированные, исторически полные образы и модели природы и общества. Огромен и разнообразен окружающий нас мир природы. Но каждый человек должен пытаться познать этот мир и осознать свое место в нем. Чтобы познать мир, мы из частных знаний о явлениях и закономерностях природы пытаемся создать общее - научную картину мира. Содержанием ее являются основные идеи наук о природе, принципы, закономерности, не оторванные друг от друга, а составляющие единство знаний о природе, определяющие стиль научного мышления на данном этапе развития науки и культуры человечества.

Научная картина мира в отличие от строгих теорий обладает необходимой наглядностью, характеризуется сочетанием абстрактно-теоретических знаний и образов, создаваемых с помощью моделей. Наиболее показательные особенности различных картин мира выражаются в присущих им парадигмах (определенных стереотипах в понимании объективных процессов и способов их познания, интерпретации), стилях мышления и т.п. Таким образом, научная картина мира – это особая форма систематизации знаний, преимущественно качественное обобщение и мировоззренческо-методологический синтез различных научных теорий.

Существуют общенаучные картины мира и картины мира с точки зрения отдельных наук – физическая, биологическая, астрономическая…, с точки зрения каких-то господствующих, просто авторитетных в то или иное время представлений, методов, стилей мышления – вероятностно-статистическая, эволюционистская, системная. Информационно - кибернетическая, синергетическая и т.п. картины мира. В мировоззренческом и методологическом отношении научные картины мира выполняют функции связующего звена между философией и отдельными науками, специальными научными теориями.

Начало развития научных представлений о мире восходит к VII-VI вв. до н. э. Это было время рабовладельческого общества, в котором обращение к физическому труду наказывалось презрением; поэтому природа исследовалась силой ума, а опыты игнорировались. Научные обобщения строились на начальных наблюдениях, в красочных картинах мира было еще много наивного, часто рядом с реальным отражением действительности в них уживался вымысел, который сегодня нам кажется несовместимым с мудростью древних мыслителей.

В период развития феодального общества наряду с земледелием развивается ремесленничество, появляются мануфактуры. Их рост создает предпосылки для возникновения науки, опирающейся на эксперимент. Вначале опыты были примитивными и проводились без всякой системы - это было время «ползучего эмпиризма», но они подготавливали почву для новых опытов, приводили к открытию закономерностей, которые использовались для объяснения явлений природы, построения картины мира. В это время производство было примитивным; основным видом движения, с которым оно имело дело, было механическое движение. Естественно, что первыми были открыты и исследованы законы механики, они стали основой научного объяснения мира. В XVI-XVII веках вместо натурфилософской утвердилась механистическая картина мира, распространившая на все явления в мире законы механики Галилея – Ньютона, которые принимались за основу всех других законов природы. Господствующее положение в научном познании в духе этой картины мира занял односторонний анализ, разделивший мир на группы обособленных и неизменных самих по себе явлений. В XIX в. в рамках механистической картины сложилась термодинамическая картина мира, основанная на молекулярно-кинетической концепции и вероятностно-статистических законах. Окончательное крушение механистической картины мира вызвала теория электромагнитного поля, созданная М. Фарадеем и Дж. К. Максвеллом во второй половине XIX в. Если до Максвелла физическая реальность мыслилась в виде материальных точек, то после него - предстала в виде непрерывных полей, не поддающихся механистическому объяснению. Наступила эра принципиально новой физической картины мира, трансформировавшейся в XX в. в релятивистскую и квантово-механическую картины мира.

В XX веке на роль лидера научного познания наряду с физикой претендует и биология, к которой относятся такие мощные направления, как эволюционное учение, генетика и экология, ставшая наукой о биосфере в целом. Биологическая картина мира (к которой принадлежит и человек) соседствует с аналогичными построениями, основанными на системных исследованиях, кибернетике и теории информации.

В последние годы на первый план все больше выходит новое междисциплинарное направление исследований, именуемое синергетикой, порожденное переходом науки к познанию сложно организованных эволюционирующих систем. Это направление возникло в начале 70-х годов и связано в первую очередь с именами И. Пригожина и Г. Хакена. Синергетика ставит целью познание общих принципов самоорганизации систем самой разной природы – от физических до социальных, лишь бы они обладали такими свойствами, как открытость, нелинейность, неравновесность, способность усиливать случайные флуктуации. Предмет синергетики – это прямые и обратные переходы систем от стабильности к нестабильности, от хаоса к порядку, от разрушения к созиданию.

Природа, общество и человек соединены и в действительном мире, и в мировоззрении людей в единую картину. Вселенское, социальное и индивидуальное составляют мировое целое, в виде научных образов, научной картины мира (НКМ).

НКМ физическую, химическую и биологическую отражают естественные науки. Жизнь общества, материальную и духовную культуру людей в форме соответствующих образов представляют науки социальные, или гуманитарные.

Внутренний личностный мир человека, его душевные проявления пытается изучить психология, но наиболее адекватно личность - как собирательный образ человека - отражена в произведениях литературы и искусства. Однако художественное воплощение человека всегда идеализировано (как в положительную, так и в отрицательную сторону), а значит, упрощено, даже если изображается конкретная историческая личность, даже если автор изображает самого себя. Глубины личностного сознания остаются тайной, дух (или душа) человека непознаваемы.

Если же и есть закономерности движения и развития внутреннего мира человека, то у каждой личности они настолько своеобычны и неповторимы, что не могут быть предметом научного познания.

Развитие общества шло по направлениям восходящим и нисходящим, прогрессивным и регрессивным, через скачки и замирания. Закономерности исторических периодов постоянно обновлялись, поэтому социальные законы не оставались неизменными. Познать их полностью нельзя, так как целые исторические эпохи безвозвратно ушли в небытие.

Первым ощущением, которое должно было возникать у каждого человека, было чувство опасности, исходящей извне, из мира, таящего в себе массу опасностей (например, экологической). Чтобы действовать в нем, человек должен определить: конкретные источники внешней опасности; то, что надо сделать, чтобы не навлечь эту опасность на себя, чтобы ее преодолеть; то, в каких отношениях он должен быть с другими людьми; то, нуждается ли он в их помощи; то, каким образом возможно совместное действие и какими качествами должен обладать коллектив людей, чтобы решиться на конкретные действия. Если окружающую действительность не рационализировать таким образом, то в ней невозможно осмысленно действовать. Структурирование же мира создает призму, через которую человек видит мир и себя в нем. Человек адаптируется к реальному миру тем, что всему в мире дает как бы свое название, определяет его место в мироздании. Так создается картина мира, т.е. некоторое связное представление о бытии присущее членам какого-либо этноса.

М. Хайдеггер излагает следующее понимание отношения человека и картины мира:

Человек изображает мир как картину;

Человек понимает мир как картину;

Мир превращается в картину;

Человек покоряет мир как картину.

М. Хайдеггер делает очень важный вывод: человек изображает, составляет для себя картину мира, и с этого момента начинается его деятельность как субъекта исторического процесса. Для Хайдеггера проблема формирования картины мира теснейшим образом связана с мировоззрением, ведь если «мир становится картиной, позиция человека понимается как мировоззрение». По М. Хайдеггеру картина мира – это изображение «сущего», а мировоззрение – это отношение человека к «сущему».

А. Эйнштейн отмечал, что человеку свойственно стремление «каким-то адекватным способом создать в себе простую и ясную картину мира для того, чтобы оторваться от мира ощущений, чтобы в известной степени попытаться заменить этот мир созданной таким образом картиной. Этим занимаются художник, поэт, философ, естествоиспытатель, каждый по-своему. На эту картину и ее оформление человек переносит центр тяжести своей духовной жизни, чтобы в ней обрести покой и уверенность.

Проблема картины мира, начиная с 60-х годов ХХ века, рассматривается при изучении первичных моделирующих систем (языка) и вторичных моделирующих систем (мифа, религии, фольклора, поэзии, прозы, кино, живописи, архитектуры и т.д.).

Далее понятие «картина мира» используется весьма активно представителями самых разных наук: философии, психологии, культурологи, гносеологии, когнитологии, лингвистики. Тем не менее, прочно войдя в разряд «рабочих» понятий многих наук, оно, до известной степени, по прежнему остается метафорой, не всегда получает достаточно четкое и однозначное толкование в среде специалистов одного профиля.

В.Н. Топоров дает следующее определение картины мира: «В самом общем виде модель мира определяется как сокращенное и упрощенное отображение всей суммы представлений о мире внутри данной традиции, взятых в их системном и операционном аспектах. Модель мира не относится к числу понятий эмпирического уровня (носители данной традиции могут не осознавать модель мира во всей ее полноте). Системность и операционный характер модели мира дают возможность на синхронном уровне решить проблему тождества различия инвариантных и вариантных отношений, а на диахроническом уровне установить зависимость между элементами системы и их потенциями исторического развития».

А.Я. Гуревич определяет картину мира как «сетку координат», при посредстве которой люди воспринимают действительность и строят образ мира, существующий в их сознании. В каждой модели мира характерны: этнические особенности; специфические черты членов определенной социальной группы; универсальные понятия и категории (время, пространство, изменения, причина, судьба, число, отношение чувственного к сверхчувственному, отношение части и целого и т.д.). Так, например, категория числа является универсальной для всех культур, но она глубоко национальна по способу выражения в языке конкретного народа как отражение склада ума в наивных и языковых картинах мира.

Исследование национальной, языковой картины мира опирается на работы фольклористов, этнографов, культурологов, лингвистов (А.Н. Афанасьев, А.А. Потебня, О.М. Фрейденберг, А.М. Золотарев, А. Эйнштейн). В этих работах данный термин трактуется как система представлений, используемых человеком независимо от его знаний или других научных дисциплин и владения научной картиной мира.

Картина мира получает в каждом национальном языке национальную форму выражения, потому, что каждый язык, воспринимая действительность, оформляет ее в соответствии со своей собственной оригинальной системой отражения действительности.

Язык – неотъемлемая и важнейшая часть любой национальной культуры, полноценное знакомство с которой обязательно предполагает не только изучение материальной составляющей этой культуры, не только знания ее исторической, географической, экономической и прочих детерминант, но и попытку проникновения в образ мышления нации, попытку взглянуть на мир глазами носителей этой культуры.

Картина мира не есть простой набор «фотографий» предметов, процессов, свойств и т.д., ибо включает в себя не только отраженные объекты, но и позицию отражающего субъекта, его отношение к этим объектам, причем позиция субъекта такая же реальность, как и сами объекты. Более того, поскольку отражение мира человеком не пассивное, а деятельностное отношение к объектам не только порождается этими объектами, но и способно изменить их (через деятельность). Отсюда следует естественность того, что система социально-типичных позиций, отношений, оценок находит знаковое отображение в системе национального языка и принимает участие в конструировании языковой картины мира. Таким образом, языковая картина мира в целом и главном совпадает с логическим отражением мира в сознании людей.

Большинство ученых соотносят языковую картину мира с концептуальной, где последняя оказывается богаче первой, которая тесно связана с вопросом о соотношении языка и мышления, языка и действительности, инвариантного и идиоматического в процессе отображения действительности как сложном процессе интерпретации мира человеком.

Дж. Лакофф, рассматривая проблему знаний человека о мире, делает акцент на том, как человек осмысливает мир, то есть на особенностях человеческого сознания, мышления, восприятия, преломляющих определенным образом явления действительности.

Многие лингвисты считают, что основу концептуальной картины мира составляет база знаний, состоящая из нескольких компонентов:

1) языковых знаний;

2) внеязыковых знаний (то есть обыденное знание в контексте ситуации и адресата);

3) общефоновых знаний (научные факты).

При этом ни один из типов знания не является ведущим; только их взаимодействие и интегрирование является необходимым условием для процесса понимания и осмысления человеком окружающей его действительности. Объединение всех перечисленных типов знания, полученных и переработанных при активном участии мышления и сознания человека, а также интегрирование всех аспектов сознания индивида составляют в совокупности концептуальную картину мира, которая одновременно является и индивидуально-личностной и общественно-социальной.

Итак, это соотношение между реальным миром и языком мы можем представить следующим образом:

реальный мир (предмет, явление) = мышление (представление, понятие) = язык / речь (слово)

реальный мир = мышление = языковая картина мира

А.А. Потебня во многом продолжил и развил концепцию немецкого ученого. Последовательно проводя семантический подход к самому разному языковому материалу, он анализировал эволюцию значений на уровне истории языка, мифологии, литературного произведения. Ему принадлежит мысль о влиянии языка на мифологическое сознание.

В исследовании языковой картины мира формируются два противоположных направления. Согласно одному из них, языковая картина мира, складывающаяся в мышлении, требует адекватного выражения в языке, согласно другому, прежде всего выраженному в концепции Сепира-Уорфа, структура языка определяет структуру мышления и способ познания внешнего мира. В гипотезе лингвистической относительности на первое место выдвигается язык, рассматриваемый Э.Сепиром в сложной системе социальных отношений: язык связан с культурой, а всякая культура может быть выражена с помощью языка.

К концу XX века появилось много работ, посвященных проблеме языковой картины. Это коллективная монография «Человеческий фактор в языке. Язык и картина мира» (М., 1988) Г.А. Брутяна, С.А.Васильева, Г.В. Колшанского, Н.И. Сукаленко, М. Блэка, Д. Хаймса.

В ней Г.А. Брутян освещает проблематику языковой картины мира и теории лингвистической относительности Сепира-Уорфа. По его мнению, мир языковых представлений возникает и формируется в процессе познания; обусловленный имманентными законами данного языка, он обладает относительной самостоятельностью.

Понятийный образ мира в процессе познания соединяется с вербальным образом мира. Язык по-своему преобразует результаты мыслительной деятельности, однако словесный образ, каким бы иллюзорным он ни был, не может свернуть нас с правильного пути познания, т.к. в целом вербальная модель мира - лишь часть человеческой практики, которая реализуется под контролем мыслительного опыта, общего для людей разных стран. В целом и главном она совпадает с логическим отражением в сознании людей. При этом сохраняется периферийные участки в языковой картине мира, которые остаются за пределами логического отражения, и в качестве словесных образов вещей и лингвистических моделей отношения между ними варьируется от языка к языку в зависимости от специфических особенностей последних.

Через вербальные образы и языковые модели происходит дополнительное видение мира; эти модели выступают как побочный источник познания, осмысления реальности и дополняют общую картину знания, корректируют ее. Словесный образ сочетается с понятийным образом, лингвистическое моделирование - с логическим его отображением, создавая предпосылки воспроизведения более полной и всесторонней картины окружающей действительности в сознании людей.

Итак, языковая картина мира исторически сложившаяся в обыденном сознании данного языкового коллектива и отраженная в языке совокупность представлений о мире, определенный способ концептуализации действительности. Раскрыть характер народа, значит, выявить его наиболее значимые социально-психологические черты, которые исторически вырабатывались у нации под воздействием условий проживания, образа жизни, социально-экономического строя и др. Национальный образ жизни народа формируется природными условиями, животным и растительным миром, которые в свою очередь, определяют род труда, обычаи и традиции.

Поскольку картина мира приобретает «новые краски» в ракурсе эмоциональной сферы сознания личности, то можно выделить эмоциональную картину мира. Эмоциональная картина мира представляет собой мировидение, спроецированное эмоциональной сферой сознания и отражающее аксиологические приоритеты в национальной картине мира

Различные эмоции, выраженные в словах и высказываниях, понятны всем говорящим на данном языке, потому что они обобщены, потому что они действительно являются формой отражения окружающего человека мира и потому что они – часть картины этого мира.

Если провести краткий очерк эволюции человека, то можно обнаружить, что эмоции сыграли важную роль в выживании человека. Очевидно, что человек не стал бы человеком, если бы не эмоции, которые побуждали его к единению и, в конце концов, сделали существом глубоко социальным.

Угроза жизни была обыденностью для древнего человека. Успешный охотник должен был уметь испытывать страх, чтобы в нужный момент избежать опасности, но он также должен был уметь контролировать свой страх, управлять им. Он должен был уметь оперировать страхом с такой изощренностью, чтобы тот не притуплял его умственные и физические способности. Охотник умел «откладывать» переживание страха, и эту способность можно рассматривать как исключительно человеческую способность, отразившуюся в мифологической картине мира.

Мифологическая картина мира, как известно, самая ранняя форма эмоционального восприятия мира человеком. Изучение мифологических картин мира на основе древних мифов, легенд, сказаний открывает возможности для проникновения в самые первые когнитивные процессы. Картину мира древнего человека отличало то, что человек не представлял себя отдельно от природы, его жизнь и жизнь природы - были одним целым. Стремление к единению с силами природы, потребность рисовать в сознании картины овладения природой, что вселяло уверенность, укрепляло волю и сплачивало первобытный коллектив, отражает постоянное чувство страха, в котором пребывал первобытный человек. Страх отражался так же и в почтенном отношении к слову (явление табу). Восторг древних людей характеризуется как «чувство удивления и благоговения, соединенное с признанием какой-то глубокой и непостижимой тайны, сокрытой в процессе появления огня и дерева.

Разные культуры по-разному относятся к различным эмоциям, (что для японца хорошо – например, он будет гордиться сырой рыбой на обеденном столе, то для европейца, не знакомого с японскими обычаями и кухней, послужит источником совсем других эмоций), наделяя переживания и проявления отдельных эмоций социальной коннотацией, что влияет на воспитание и социализацию, а это, в свою очередь, - на систему представлений о мире, социальную организацию и семантическое воплощение тех или иных элементов в структуре значения эмоциональной лексики.

Для современного периода развития общества (науки, культуры, отношений) характерна доминанта системного подхода в отражении окружающего мира, запечатленная в различных научных, эмоциональных и обыденных образах.