Главная · Монтаж · Роль и значение этического кодекса госслужащих. Кодекс этики и служебного поведения государственных служащих

Роль и значение этического кодекса госслужащих. Кодекс этики и служебного поведения государственных служащих

Прежде всего, следует подчеркнуть, что профессия «государственный служащий», государственная служба как особый вид профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов должны иметь свою профессиональную этику (как ее имеют врачи, учителя и другие профессиональные группы).

Это необходимо, во-первых, потому, что авторитет власти напрямую зависит от нравственных качеств чиновников, их порядочности, честности, самоотверженности в служении государственным интересам. Во-вторых, серьезные аморальные проступки госслужащих являются сильнейшим фактором, дестабилизирующим общество, становятся предметом пристального внимания населения. В-третьих, сама специфика профессии - быть проводником государственной воли, всегда в центре общественного внимания, работа с населением, определенное ограничение своих гражданских прав и многое другое - диктует необходимость разработки специфических нравственных норм поведения.

Этика государственной службы - это адаптированные к практическим нуждам государственной и муниципальной службы сведения об основных этических понятиях, закономерностях и тенденциях формирования служебных отношений, о нравственных ценностях, одухотворяюще воздействующих на служащих и их окружение, о моральных требованиях к формам, методам и стилю служебной деятельности в сфере государственного и муниципального управления.

Конечно, как и любая другая профессиональная этика, этика государственной службы не содержит ни одной моральной категории, которой бы не было в общечеловеческой морали. Не может быть какой-либо специфической моральной нормы, свойственной только определенной профессии, этического качества, которое не было бы позитивным для людей разных профессий. Ответственность, гражданская позиция, долг, честность, коммуникабельность патриотизм, уважительность к человеку любой нации или цвета кожи, социального происхождения или материального достатка - все это необходимо для государственного служащего в неменьшей степени, чем для врача, банкира, учителя.

Этика государственной службы вместе с тем имеет свои специфические признаки, приоритеты, моральный идеал. Определяются они по соответствующим критериям, которые также соответствуют нравственному облику государственного служащего.

Во-первых, она должна вобрать в себя те нравственные нормы и принципы, которые абсолютно необходимы (а не «факультативны») для человека, занимающегося государственным управлением на любом его уровне.

Во-вторых, именно в этике государственного служащего должен быть определен рейтинг важности этих норм и принципов.

Рассматриваемая система этических знаний и практических рекомендаций сориентирована на систему государственной и муниципальной службы, что включает в себя как внутриаппаратные отношения, так и отношения, складывающиеся между государством и институтами гражданского общества и отдельными гражданами. Материальными носителями нравственности являются не только отдельные служащие, а прежде всего государственный аппарат власти как система. Нравственную ответственность за реализацию принятых решений несут не только отдельные служащие, как «подневольные» исполнители, она лежит на государственных структурах и организациях, системе власти в целом.

Ответ на вопрос, кто является субъектом этических оценок действий и поведения государственных служащих и государственных структур, определяется тем, что все эти действия и поступки оцениваются не госслужащими лично и даже не отдельными начальниками, а обществом и законодательством, избирателями и налогоплательщиками. Служащие в процессе исполнения своих должностных обязанностей реализуют не только свои собственные моральные представления, но, прежде всего, моральные принципы и нормы, освященные общественным мнением, законом и политическими установками легитимной власти.

По структуре мораль государственного служащего включает в себя: нравственные ценности - это совокупность моральных принципов, норм, убеждений, мотивирующих специфическое поведение в противовес всем другим способам реагирования . На общей иерархической организации ценностей строится и индивидуальная система ценностей, в том числе и субъективная ценностная структура каждого государственного служащего. Основные ценности этики государственного служащего - гуманизм, профессионализм, исполнительность, свобода, социальная справедливость, человеколюбие, патриотизм, интернационализм. Многие из этих ценностей носят, так сказать, официально признанный характер.

В целом же нравственные ценности не навязываются, не выдвигаются как идеологические установки, жестко детерминирующие поступки служащего и подавляющие его личность. Свой выбор в каждом конкретном случае служащий делает сам, сам его обосновывает и сам несет ответственность за свои действия и поступки. Но, конечно, не только должностные лица несут ответственность. Косвенно эта ответственность лежит на государстве в целом. Ведь на высокую нравственность госслужбы можно рассчитывать только тогда, когда госслужащие надежно защищены социально и экономически, защищены правом от всякого рода слухов и кривотолков, подрывающих их авторитет и порочащих их честь.

Во-вторых, это перечень личностных добродетелей служащих, их нравственные чувства и привычки - честность, скромность, дисциплинированность, сострадание, уважительность, профессиональная гордость, чувство собственного достоинства в отличие от честолюбия, тщеславия, амбициозности, «синдрома власти» и т. д. Нравственные чувства выражают как субъективные переживания реальных взаимоотношений между людьми, так и отношение служащего к самому себе, к своему месту в обществе, на службе, в среде ближайшего окружения.

В-третьих, это оценочные понятия - добро, справедливость, неподкупность, порядочность, честь, долг как антиподы бюрократизма, карьеризма, взяточничества, протекционизма, угодничества, подхалимства. Такого рода идеальные требования являются исходной базой прочных нравственных основ администрирования, задают перспективу гармонического сочетания личных, корпоративных и государственных интересов;

В-четвертых, это основополагающие принципы и нормы поведения на службе и в обществе - высококачественное выполнение служебного долга, лояльность к власти, патриотизм. Они являются своеобразным компасом поведения служащего, формируют мотивацию его мыслей и действий, моральную позицию служащего, кредо, которыми он и руководствуется, исполняя обязанности по должности. Они противостоят безответственности и непрофессионализму, правовому нигилизму, прозападничеству и сепаратизму, неуважительному отношению к своему государству и своему народу.

Главное требование, предъявляемое к профессиональной этике государственного служащего - нравственная позиция государственного и муниципального служащего как никакого другого работника должна быть здоровой и устойчивой, максимально отвечать моральному идеалу демократического, социального, правового государства. Конечно, это идеал, в чем-то даже утопическое требование. Но неоспоримо одно: обществу и государству наносится вред, когда на службе задерживаются люди с морально ущербной, рыхлой нравственной позицией, легко меняющейся в зависимости от конъюнктуры и внешних обстоятельств.

Этика государственной службы есть профессиональная мораль государственных служащих, которая включает в себя ранжированные по важности основные нравственные нормы и качества, необходимые для успешного выполнения служебных функций работниками аппарата органов государственной власти и местного самоуправления.

Можно выделить несколько блоков нравственных требований к служащим, составляющих основное содержание требований, учитываемых при отборе на государственную службу.

Прежде всего, это нравственный идеал государства как ведущая нравственная конструкция государственной и муниципальной службы. Таким идеалом для нас является признание самоценности человеческой жизни, признание и защита прав, свобод и достоинства каждого человека и гражданина. Этот идеал органически вписывается в систему демократических ценностей, следование ему позволяет преодолеть распад социальной ткани, снизить уровень отчужденности человека от власти и власти от общества, крепче увязать социальное бытие каждого человека с реалиями российской государственности.

Такой идеал достижим в условиях демократического, правового, социального, федеративного государства - государства авторитетного и уважаемого как своим народом, так и мировым сообществом. С полным правом его можно рассматривать в качестве мощного мобилизующего фактора и ориентира высококачественного и эффективного исполнения служебного долга.

Далее идут моральные приоритеты, которыми должны руководствоваться государственные и муниципальные служащие в своей работе: интересы общества и государства, авторитет власти, честное и ответственное служение, защита государственной и иной охраняемой законом тайны. В конечном счете как формулировал М.Вебер, всякое действие чиновника подчиняется одному из двух фундаментальных начал: оно может быть ориентировано либо на «этику убежденности» (поступаю так по убеждению и не размышляю о последствиях, не чувствую ответственности за то, что последует), либо на «этику ответственности» (поступаю с сознанием собственной ответственности за последствия своих действий).

Мы уже говорили о принципах этики государственного служащего как о наиболее общих требованиях, выражающих сущность нравственных отношений между служащим и государством, служащим и обществом, служащими между собой, в том числе рассматривали их правовое закрепление (п. 1.1. работы). Вернемся к ним и рассмотрим их более пристально. Они составляют сердцевину морали, выступают своеобразным духовным ориентиром человека в служебной среде. Заметим, что подавляющее большинство из них не декларируется государством, не спускается сверху. Они складываются исторически и выражают интересы общества и его требования к нравственной сущности человека, наделенного властью, в соответствии с его особым социальным статусом и назначением в системе государства. Принципы нельзя менять произвольно в угоду сиюминутной политической выгоде или по чьему-то капризу. Со временем принципы обогащаются, наполняются все более глубоким содержанием. Назовем наиболее важные принципы:

· лояльность ко всем ветвям власти, к воле избирателей, к государственным органам и учреждениям, к оппозиции и оппонентам власти;

· законность, т. е. строгое соблюдение буквы и духа закона, требований должностных инструкций;

· добровольное и сознательное ограничение служащими некоторых своих гражданских прав и свобод;

· добросовестное и ответственное исполнение служебных обязанностей - исходить из того, что есть, и ориентироваться на то, что должно быть;

· гуманизм и социальная справедливость.

Служба в органах власти - это не формальное исполнение законов и должностных инструкций, а осмысленная деятельность во имя человека, во имя создания максимально благоприятных условий для успешной реализации каждым гражданином своих интересов, устремлений и способностей. Ее главный постулат - не власть над людьми, а власть для людей.

Для успешного государственного управления во имя создания общества, достойного человека, госаппарат, аппарат органов местного самоуправления должен руководствоваться вышеизложенными принципами.

Нравственные принципы реализуются посредством соблюдения соответствующих норм. Эти нормы, как и принципы, можно классифицировать. Прежде всего, следует назвать нормы общечеловеческого характера (это первый блок): честность, правдивость, доброжелательность, уважение к личности и т. д. Скажем, с посетителями представитель власти должен вести себя спокойно, достойно, культурно, избегать легкомысленных обещаний. Разумеется, он должен быть скромен, проявлять заботу о своей репутации и личной независимости. Государственный служащий должен избегать действий, шокирующих окружающих: недопустимы пьянство, неряшливость, легкомыслие, неупорядоченность в семейных делах и т. д.

Эти нормы регулируют практически весь спектр служебных отношений, но особенно их значимость проявляется в сфере взаимодействия государства и общества, государственного аппарата и гражданина. Каждый служащий должен помнить, что по его поведению и поступкам судят не только о нем, но и обо всем ведомстве, власти в целом.

Ко второму блоку мы бы отнесли нравственные нормы внутриаппаратного поведения: коммуникабельность, умение хранить государственную и служебную тайну; дисциплинированность; неприятие таких негативных проявлений, как угодничество, панибратство, сплетни, интриги. Служащему не пристало распространяться на работе о своих личных обидах и семейных неурядицах; не следует посвящать третье лицо в возможные расхождения во взглядах между ним и руководителем по профессиональным вопросам; недопустимо присоединяться к группировкам, практикующим неформальное или некомпетентное вмешательство в служебные дела.

Наконец, третий блок - нравственные нормы разрешения служебных конфликтов: личная уравновешенность, отсутствие экстремизма, умение находить компромиссы и др. Служащий не должен затевать тяжбы и судебные процессы без необходимых на то оснований. Если таковые имеют место, он обязан соблюдать объективность, давать точную и достоверную информацию.

Анализ, выявление и изучение нравственных норм этики государственного служащего, нравственных критериев отбора на государственную службу жизненно необходимы. Данные нормы являются содержательной основой в работе по воспитанию необходимых духовно-нравственных качеств государственных и муниципальных служащих. Они выступают в качестве критерия оценки профессиональной пригодности человека к деятельности в государственных органах, учреждениях, возможностей служебного роста чиновника. Для самого же служащего они выступают как «справочник», ориентир в решении возникающих нравственных коллизий.

Итак нравственные критерии отбора на государственную службу служат формированию нравственности государственных служащих, социализации личности государственного служащего.

Вообще процесс социализации личности государственного служащего непрерывный, достаточно противоречивый и трудный для многих процесс. Каждый день приходится делать выбор между личными и общественными интересами, между такими понятиями как долг, справедливость, патриотизм, с одной стороны, эгоизм, личное материальное благополучие, привилегии - с другой. Нравственными регуляторами нередко являются страх, стыд, но главное, чтобы поведением человека руководила совесть.

Необходимо заниматься нравственным самоанализом, самоконтролем, нравственным самообразованием, развивать этическую эрудицию, давать оценку своим мыслям и поступкам.

Все это нелегко, но только так формируется нравственный облик личности служащего. Ничего другого наука и практика административной деятельности пока предложить не могут.

В процессе нравственной социализации существенную роль играет моральная диагностика служащего - изучение работника с целью выявления уровня его моральной воспитанности, нравственной культуры. В структуре диагностики фиксируются следующие качества: глубина знаний принципов и норм общей и административной этики; развитость нравственного сознания и нравственной воли; характер поведения при преодолении житейских и служебных трудностей; стиль поведения в экстремальных и конфликтных ситуациях; устойчивость к соблазнам власти. Все эти показатели выступают своеобразными индикаторами уровня нравственности работника.

Моральная диагностика крайне важна в кадровой практике. Ведь не секрет, что, принимая на работу человека или обеспечивая его карьерное продвижение, мы смотрим, прежде всего, на него как на специалиста. Каковы же его моральные установки и духовно-нравственные ориентиры, каков уровень моральной устойчивости, интересуемся редко.

Самооценка, самоконтроль, самоутверждение, самообразование, внешнее нравственное воздействие - элементы одной цепи. Все моральные принципы и нормы кажутся достаточно понятными и простыми. Но это только на первый взгляд, и они составляют лишь минимум, которым надо овладеть, чтобы стать государственным служащим современной формации.

Пока в нашей системе государственной службы нормы этики государственной службы внедряются медленно, с большим трудом. Многие из них подвергаются деформации или попросту попираются. Вековые традиции, привычки и стереотипы (причем не только хорошие) очень устойчивы, старые моральные нормы и оценки сохраняются даже тогда, когда жизнь давно изменилась. Поэтому сегодня, как никогда, необходимы целенаправленные и последовательные усилия по очищению морально-психологической атмосферы аппарата и оздоровлению образа жизни чиновничества.

I. Общие положения

1.1. Кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Кодекс) разработан в соответствии с Федеральными законами от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 22, ст. 2063, N 46 (ч. I), ст. 4437; 2006, N 29, ст. 3123; 2007, N 49, ст. 6070; 2011, N 1, ст. 31), от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6228), Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. N 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 33, ст. 3196; 2007, N 13, ст. 1531; 2009, N 29, ст. 3658), Типовым кодексом этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, одобренным решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции (протокол заседания от 23 декабря 2010 г. N 21), иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и основан на общепризнанных нравственных принципах и нормах российского общества и государства.

1.2. Кодекс представляет собой совокупность общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми рекомендуется руководствоваться государственным служащим Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - государственные служащие) независимо от замещаемых ими должностей.

1.3. Гражданину Российской Федерации, поступающему на государственную службу в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - государственная служба), рекомендуется ознакомиться с положениями Кодекса и руководствоваться ими в процессе своей служебной деятельности.

1.4. Государственный служащий призван принимать все необходимые меры для соблюдения положений Кодекса, а каждый гражданин Российской Федерации может ожидать от государственного служащего поведения в отношениях с ним в соответствии с положениями Кодекса.

1.5. Целью Кодекса является определение этических норм и правил служебного поведения государственных служащих для достойного выполнения ими своей профессиональной деятельности, а также содействие укреплению авторитета государственных служащих, доверия граждан к государственным органам и обеспечение единых норм поведения государственных служащих. Кодекс служит основой для формирования должной морали в сфере государственной службы, уважительного отношения к государственной службе в общественном сознании, а также выступает как институт общественного сознания и нравственности государственных служащих, их самоконтроля.

1.6. Кодекс призван повысить эффективность выполнения государственными служащими своих должностных обязанностей.

1.7. Знание и соблюдение государственными служащими положений Кодекса является одним из критериев оценки качества их профессиональной деятельности и служебного поведения.

II. Основные принципы и правила служебного поведения государственных служащих

2.1. Государственные служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:

а) исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственных органов;

б) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности как государственных органов, так и государственных служащих;

в) осуществлять свою деятельность в пределах полномочий Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России);

г) не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;

д) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению ими должностных обязанностей;

е) соблюдать беспристрастность, исключающую возможность влияния на их служебную деятельность решений политических партий и общественных объединений;

ж) соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;

з) проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами;

и) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

к) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении государственным служащим должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету МЧС России;

л) принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения конфликта интересов и урегулированию возникших случаев конфликта интересов;

м) не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, государственных служащих и граждан при решении вопросов личного характера;

н) воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности МЧС России, Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, если это не входит в должностные обязанности государственного служащего;

о) соблюдать установленные в МЧС России правила публичных выступлений и предоставления служебной информации;

п) уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе государственного органа, а также оказывать содействие в получении достоверной информации в установленном порядке;

р) воздерживаться в публичных выступлениях, в том числе в средствах массовой информации, от обозначения стоимости в иностранной валюте (условных денежных единицах) на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, сумм сделок между резидентами Российской Федерации, показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, размеров государственных и муниципальных заимствований, государственного и муниципального долга, за исключением случаев, когда это необходимо для точной передачи сведений либо предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, обычаями делового оборота;

с) постоянно стремиться к обеспечению как можно более эффективного распоряжения ресурсами, находящимися в сфере его ответственности.

2.2. Государственный служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным служащим, призван:

а) принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;

б) принимать меры по предупреждению коррупции;

в) не допускать случаев принуждения государственных служащих к участию в деятельности политических партий и общественных объединений.

2.3. Государственный служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным служащим, призван принимать меры к тому, чтобы подчиненные ему государственные служащие не допускали коррупционно опасного поведения, и своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости.

поведения государственных служащих

3.1. В служебном поведении государственному служащему необходимо исходить из конституционных положений о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени.

3.2. В служебном поведении государственный служащий воздерживается от:

а) любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;

б) грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;

в) угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение;

г) курения во время служебных совещаний, бесед, иного служебного общения с гражданами.

3.4. Государственные служащие призваны способствовать своим служебным поведением установлению в коллективе деловых взаимоотношений и конструктивного сотрудничества друг с другом.

3.5. Внешний вид государственного служащего при исполнении им должностных обязанностей в зависимости от условий службы и формата служебного мероприятия должен способствовать уважительному отношению граждан к государственным органам, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность.

IV. Ответственность за нарушение положений Кодекса

4.1. Нарушение государственным служащим положений Кодекса подлежит моральному осуждению на заседании соответствующих комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов или аттестационных.

4.2. Соблюдение государственными служащими положений Кодекса учитывается при проведении аттестаций, формировании кадрового резерва для выдвижения на вышестоящие должности, а также при наложении дисциплинарных взысканий.

Внимание! Данный комментарий не является официальным обращением заявителя!

Этика поведения государственного служащего в РФ предполагает набор правил и допустимых вариантов, норм и принципов, отражающих общественные ожидания относительно работы такого человека. Этика затрагивает сущность работающего. Особенности этичных требований обусловлены тем фактом, что изначально госслужащих понимали как слуг общественности. Принципы, регламентирующие работу такого человека - это присяга и кодексы, поведенческие правила, наборы ограничений, регламентирующих честь служащего. Всякая персона, принятая на такую работу, обязана соблюдать их правила и пункты.

Общая информация

Этика государственного служащего в РФ сформирована нормами, которые разработаны для конкретизации принципов. Нормы этики - это варианты отражения нравственных требований, предъявляемых общественностью к нанятым на службу государству. Поведение такой персоны контролируется этическими внешними регуляторами. К их числу относятся ценности, актуальные для всего общества в принципе, а также мораль, подчиняющая себе человечество. Учитываются профнормы этического характера. Одновременно важны внутренние регуляторы - мотивация персоны, ее осознание себя на службе державы.

Государственных служащих необходим для контроля поступков, манер, общения людей, принятых на госдолжности. Задача специальных сборников правил - установить общественных отношений, оговорить, какое поведение допустимо, какое выходит за рамки возможного. Кодексы формируют ценности оргкультуры, дух коллектива, нравственность применительно к конкретному учреждению и его рабочим.

Задача ответственных лиц - сформировать кодекс и продумать механизмы, позволяющие реализовать его положения. В коллективе нужно создать атмосферу творчества, благодаря которой каждый трудоустроенный мог бы проявлять свои интересы. Не менее важны меры, благодаря которым каждый работник интересуется в развитии собственных и параметров. Благодаря такому подходу всякая персона совершенствуется.

Актуальный вопрос

Как считают многие исследователи этой сферы, этика служебного поведения государственных гражданских служащих необходима для результативного управления персоналом. Создание таких команд, которые бы работали комплексно, поддерживая друг друга - область ответственности руководителя. Любой человек, занимающий такую должность, обязан разбираться с кадровыми проблемами.

Ученые, рассматривавшие эти вопросы, установили: в настоящий момент пока нет широко распространенных механизмов, за счет которых можно было бы на этапе отбора кандидатов отдавать предпочтение только качественным кадрам. Не менее значима сложность рациональной расстановки, осуществляемой при предварительном анализе социальной сущности нанятых. Как считают аналитики, необходимы механизмы, позволяющие учитывать этические установки, моральные устои, нравственность людей.

О терминологии

Чтобы разобраться в явлении этики государственных и муниципальных служащих, следует сперва обратиться к трактовке терминологии. Этика - слово, пришедшее к нам из Древней Греции. В языке этой страны корнем термина было слово «этос». На современный русский его можно перевести как «гнездо». Со временем смысл расширился. Термином стали обозначать стойкую природу некоторого явления, включая человека - его характер, нравственные устои. Мораль и этика, равно как и нравственность - довольно однотипные понятия. И история возникновения этих слов, и этимологическое наполнение имеют немало общего. Многие считают указанные слова взаимозаменяемыми. Однако оттенки смысла для каждого из них несколько варьируются, во многом зависят от того, что за мысль хотел передать говорящий.

Говоря об этике поведения государственного гражданского служащего, иных людей, занимающих важные должности, приходится признать: таковая должна подчиняться требованиям, параметрам, регламентирующим взгляды персон. Признаками этики считают специфические личностные особенности людей, определяющие их отношение к правовой ценности и смыслу права. Во многом именно такие персональные качества отдельных граждан, задействованных в госслужбе, определяют социальное сознание, духовный уровень общественного прогресса, строгость соблюдения нравственности. Как считают многие, госслужащие хорошо отражают ситуацию в социуме в целом.

Этические признаки: с самого начала

Этика государственных гражданских служащих подразумевает порядочное поведение человека. Персона должна действовать в четком соответствии с поведенческими нормативами, правилами, определенными общественностью. Важным качеством становится честность человека. Госслужащий, следующий этическим правилам, не совершает низких поступков и просто не способен на них. Для него невозможно антиобщественное поведение либо действия, противоречащие морали.

Не менее значимый аспект этики поведения государственного и муниципального служащего - следование оговоренным политическим, социальным стандартам, регламентирующим общественную жизнь. Нередко таковые правила в социуме устанавливают негласно, что не умаляет важности следования им. Этическое поведение предполагает неукоснительное соблюдение всех требований и нормативов. Выбор в пользу конкретного поступка нередко становится принятием решения в пользу одного из двух вариантов, причем оба не соответствуют правилам и нормам. Если необходимость решить в пользу «одного из зол» неподконтрольна и ее не исключить, нельзя сомневаться в этичности человека, оказавшегося в такой ситуации.

Этические признаки: продолжая тему

Служебная этика государственного и муниципального служащего обязывает персону не впадать в зависимость от финансовой выгоды. Госслужащий, какими бы ни были его личные материальные интересы, обязан обеспечить себе независимость от таковых. Не играет роли, с какими юрлицами, физлицами приходится взаимодействовать в ходе рабочего процесса. Материальные интересы и их контроль внешними персонами не должны корректировать исполнение обязанностей, возложенных на представителя некоторой профессии.

Еще одно важное правило - безупречная объективность. Это правило этики государственного служащего обусловлено следующим фактом: сама работа персоны возможна лишь по той причине, что она полезна общественности и обеспечивает заботу о гражданских интересах. Задача госслужащего - заботиться о социуме, при этом не играет роли, какова особенность его назначения. Политики, общественные деятели должны следить за социальными интересами и служить на их благо в той же степени, как нанятые на сравнительно низкие должности в отдельных инстанциях люди.

Этические нормы распространяются на тех, кто заключает контракты, предлагает коллег в качестве подходящих персон для некоторых рабочих мест. Этические принципы должны соблюдаться теми, на кого возложена ответственность за представление кандидатур для выдачи наград. Всякое должностное лицо обязано выбирать среди кандидатов, анализируя его заслуги, качества, важные для рабочего места.

Важные аспекты

К принципам этики государственного служащего относится ответственность. Она подразумевает необходимость брать на себя ответственность за всякое совершенное действие, принятое решение. Должностное лицо отвечает перед общественностью. Его задача - соблюдать правила, оговоренные для его профессии, подчиняться требованиям. Не менее важно следовать общепринятым моральным установкам. Это распространяется не только на непосредственно рабочие часы. Должностное лицо в частной жизни также обязано отвечать за всякое свое решение или поступок. Прежде чем принять или сделать что-то, нужно проанализировать запланированное на соответствие моральным устоям.

Профессиональная этика государственного служащего требует открытого поведения. Всякое решение, которое принимает такая персона, открывается социуму. В равной степени необходимо оповещать о любом действии. Если интересы социума требуют объяснений совершенного, должностное лицо обязано представить таковые. При необходимости нужно давать максимум подробных сведений о каждом решении, принятом человеком, взятым на государственную должность.

Верность долгу и качественная работа

Профессиональная этика государственного служащего включает самоотверженное исполнение долга. Всякий человек, принятый на такую работу, обязан принимать свои решения, руководствуясь общественными интересами. Он не может делать что-то на рабочем месте на пользу себя или своей семьи, друзей и любых других персон. Не допускается финансовая, материальная выгода от деятельности вне оговоренной должностью заработной платы. Самоотверженность предполагает отказ от выгоды для некоторой организации, поскольку таковая тоже не является социумом во всем его многообразии, а лишь выступает в качестве отдельной ячейки, небольшого блока.

Все перечисленные выше нормы этики поведения государственного служащего поочередно фиксируются во всяком типовом кодексе с расшифровкой, сходной с приведенной к ним выше. Обычно в полном перечне присутствует еще и профессионализм. Этот аспект этического нормативного служения обществу обязывает каждого, кто принят на государственную должность, владеть своей профессией в совершенстве, не допуская ошибок в работе.

Признание профессионализма бывает объективным, когда иные персоны, социум отмечают способности персоны. При этом анализируют, насколько успешно человек добивается определенных для него целей, правильные ли пути избирает для этого. Обязательно обращают внимание, какими способами достигается желаемое. Альтернативное понимание профессионализма - субъективное. О таком говорят, когда персона твердо убеждена: ей присущи отличные способности и качества профессионала в избранной сфере.

Думать, прежде чем делать

Этика поведения государственного служащего обязывает человека, принятого на такую работу, во всех поступках руководствоваться в первую очередь здравым смыслом. Каждое действие должно быть четко взвешенным, иметь рациональные обоснования. Перед совершением некоторого поступка следует объективно рассчитать его последствия. Всякое действие осуществляется, если есть оговоренная цель, к которой должен стремиться человек, принятый на госдолжность. Постановка цели должна быть логичной. При определении направлений, стремлений нужно поступать обдуманно, руководствоваться рассудительностью, и вести себя в соответствии с этими правилами.

Этика служебного поведения государственных служащих направлена на поддержание репутации отдельного человека, а через него - всех принятых на сходные позиции, а также всякого и каждого, кто служит обществу. Следовательно, одним из пунктов любого типового кодекса является соблюдение личной репутации. Если персона заняла государственную должность, ее задача - быть надежным партнером, достойным доверия человеком, совершающим честные поступки.

Социальная оценка и мнение о персональных свойствах, положительных и негативных качествах - все это формирует репутацию персоны. Нужно помнить, что в цене те, кто говорят прямо, ведут себя искренне, совершают действия в соответствии с требованиями совести. Лишь такой человек достоин доверия и имеет право называться безупречным. Именно такая персона должна занимать государственную должность и служить обществу. В качестве партнера всякий служащий должен проявлять себя надежным и стабильным. Сотрудничать захотят лишь с тем, кто достоин доверия, доказывает это своим видом и поведением, верен своим коллегам и партнерам.

Мнение: оценка извне и внутренняя

Требования и правила в кодексах этики служебного поведения государственных служащих обязывают персон, принятых на такую работу, вести себя в соответствии со сформировавшимся у общественности образом. Ценятся люди, чья способность трудиться в коллективе проявляется особенно хорошо. Личностные качества персоны, профессионализм играют важную роль для всякого, кого взяли на службу социуму, и любой этический кодекс акцентирует внимание на этом факте.

Служебная этика государственного служащего требует помнить о достоинстве персоны. Это понятие включает все моральные особенности человека и способность персоны уважать их в себе и окружающих людях. Для человека немаловажно адекватно субъективно оценивать в себе собственные качества морали, уважать себя и осознавать свою способность к активным действиям при учете заинтересованности окружающих. Достоинство - качество человека, благодаря которому нанятый на службу социуму может в сложной ситуации найти компромиссное решение, максимально удовлетворяющее всех участников общения. Такое возможно лишь в случае, когда человеком руководит здравый смысл.

Качества: важные и значимые

Всякий кодекс, регламентирующий служебную этику государственного служащего, обязывает людей, нанятых на такие должности, принимать решения и совершать действия, руководствуясь совестью. Это этическая категория, описывающая способность персоны морально контролировать себя. Человек, которому присуща совесть, своими силами формирует для себя самого обязанности, обусловленные моральными нормами. Он может потребовать от себя исполнения обозначенного. В силах человека, которому присуща сильная совесть, самостоятельно оценить поступки, которые он совершил.

Не менее важно быть справедливым. В сборниках правил, регламентирующих этику государственного служащего, справедливость рассматривается как способность совершать поступки честно, руководствуясь нормами закона. Человек, принятый на госдолжность, не вправе выказывать предпочтение некоторой персоне или организации, сообществу. Его задача - помнить о правах сторон, оговоренных законодательством. Нужно учитывать законные интересы и уделять внимание обязательствам, возложенных на всех участников рабочего вопроса нормами, регламентирующими общественную жизнь и правопорядок в пределах державы.

Про убеждения

В рамках этики государственного служащего уделяется внимание патриотизму. Это явление рассматривается как нравственный, социальный, политический принцип. Он отражает способность человека любить свои родные края и заботиться об их процветании, действовать в интересах своей страны. Патриотизм включает гордость за державные достижения. Проявления патриотизма - уважение к прошлому, наследию, истории государства. Задача госслужащего - бережно относиться ко всем традициям, особенностям культуры, народной памяти.

Еще одно значимое убеждение, о котором всегда упоминают в кодексах, повещенных этике государственного служащего, представляет собой уверенность в важности безупречного исполнения правовых норм. Соблюдать их нужно беспрекословно, и это особенно важно для госслужащего, принятого на работу в интересах общественности. Ценностное отношение к таким нормам, применение прав на практике позволяет показать каждому участнику социума, что представляет собой законопослушное поведение. Так формируются стереотипы, вырабатываются социальные привычки. Госслужащий, ведущий правомерный образ существования, тщательно соблюдающий все нормы, не просто подает своим видом пример окружающим. Постепенно просто лишь практика такого поведения трансформируется в потребность вести себя именно так.

Можно, нужно и нельзя

В рамках этики государственного служащего особенного внимания заслуживает принцип требовательности. Речь идет о способности человека оценивать свои нравственные возможности. Персона, принятая на служение общественности, обязана предъявлять к себе высокие требования (к морали). Одновременно важно признать именно себя ответственным за исполнение оговоренного, определенного.

Для госслужащего важен запрет насилия. Любая персона в современном обществе обладает свободой воли. Демократическая держава - страна, управляемая формой власти, строго запрещающей насилие. Это распространяется на любой вид агрессивного поведения. Моральный запрет является базовым для демократического строя. В равной степени насилие запрещено не только на физическом уровне, но и выражаемое через речь либо эмоциональное. Правила распространяются на любые взаимоотношения людей, включая сформировавшиеся с госслужащими.

Культура и понимание

Еще один этический аспект, фиксируемый в кодексе - толерантность. Термином принято обозначать способность персоны терпимо относиться к тем, кто мыслит иным способом. Кроме инакомыслия, толерантность включает отзывчивое отношение к интересам, присущим партнерам, сотрудникам, коллегам. Задача госслужащего - адекватно воспринимать меньшинства и выстраивать линию поведения с учетом терпимости. Для такого человека неприемлема конфронтация, запрещены радикальные настрои и экстремизм. Госслужащий обязан стремиться к компромиссу, построению диалога. Его задача - начать эффективные переговоры, спровоцировать оппонента на взаимную работу, направленную на прогресс ситуации. Задача всех участников рабочего процесса - достигнуть баланса интересов.

Еще один этический аспект - культура, связанная с нравственными аспектами и профессионализмом. Предполагается учет норм нравственности, категорий, принципов, субъективных для поведенческого анализа. Вместе с тем этика работы госслужащего предполагает практическую мораль в качестве аспекта взаимоотношений в социуме. Госслужащий должен помнить о нормативах, регламентирующих деятельность людей. Профессиональные особенности объясняют некоторые специфические запреты и обязывают устанавливать требования, отсутствующие в иных областях человеческой активности. Так, если персона выбрала для себя служение на страже правопорядка в обществе, для нее становится особенно значимым запрет на фальсификацию информации.

Работать нужно качественно

Этическая норма труда госслужащего - чувство долга. В настоящий момент оно считается одним из ключевых этических критериев. Чувство долга тесно взаимно обуславливает все прочие понятия. Оно описывает моральную деятельность персоны. Невозможно представить себе чувство долга для аморального человека или не обладающего самосознанием, для персоны, которой чужда ответственность.

Еще один аспект работы госслужащего - беспристрастность. норматив регламентирует нужду действовать строго так, как это оговорено законодательными нормативами. Всякий человек должен реализовывать данные ему права и возможности. В частности, госслужащий обязан воплощать право оценивать, учитывая исключительно социальную пользу и обстоятельства, объективно устанавливающие особенности ситуации. Ему запрещено инициировать конфронтацию обязанностей, связанных с работой, и частной заинтересованности.

О кодексах

Такие сборники, описывающие особенности этики госслужбы, приняты во многих державах. Они формируются не только для госслужащих, но и иных должностных лиц. Так, в Америке еще в 58-м году приняли этический кодекс, регламентирующий работу правительственной службы. Он оговаривал преданность работников и важность поддержки конституционального строя, обязывал работать весь день, получая за это установленную оплату, и стремиться к нахождению эффективных методов решения задач, стоящих перед державой.

В 2000 году в европейских державах были сформулированы рекомендации, согласно которым следует создавать поведенческие кодексы для госслужащих. Основное внимание привлекли этические ценности. Как посчитали составители рекомендаций, такие ценности помогут предупредить коррупцию и повысят эффективность мероприятий по борьбе с нею.

Этот документ — не просто свод правил. В его основе лежит целый перечень международных и российских документов, в том числе и главный закон страны — Конституция. А также общепризнанные нравственные нормы общественной морали.

Зачем и для чего нужен

Государственный аппарат, вся его вертикаль — это сложная система власти, подразумевающая различные уровни подчинения, доступа к информации, ответственности и полномочий. Для обеспечения слаженной и эффективной работы такого сложно структурированного «организма» требуются четкие правила поведения в рамках профессиональной служебной этики. Рассматриваемый документ обязателен к применению всеми госслужащими вне зависимости от чина, группы, класса и занимаемой должности.

Чем предусмотрен

Применение Кодекса предусматривается прежде всего особым социально-правовым статусом госслужащих. Все дело в том, что положение этой группы людей обуславливает не только влияние на них догм и правил общественной морали (не важно, задокументированы они где-либо или нет), но и влияние поведения самих государственных служащих на формирование этики служебного и межличностного общения. То есть чиновник является своего рода образцом для простых граждан и своих подчиненных.

К тому же, прямо или опосредованно, он олицетворяет собой власть, декларирует полномочия, определяет отношение к конкретным вопросам и вариантам их решения. Полезно изучить документ и простым гражданам, это поможет правильно реагировать на действия чиновников в той или иной ситуации, согласуясь со сводом правил и ожидая от властьимущих поведения и реакций в строго определенных рамках.

Типовой кодекс этики государственных и муниципальных служащих

На данный момент служебные отношения между госслужащими в нашей стране регулируются актуальным «Кодексом этики и служебного поведения». В документе четко прописаны цели и задачи свода правил, их обязательность для служащих любых должностей и даже уровень ответственности за нарушения положений документа. То, насколько госслужащие знают и соблюдают «Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих», является одним из основных критериев качественной оценки их работы и поведения на службе.

К основным принципам, регламентирующим служебное поведение чиновников, относятся:

  • добросовестное и профессиональное исполнение должностных обязанностей;
  • понимание смысла своей работы, как признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина;
  • недопущение превышения полномочий;
  • лояльность к любым группам, различающимся по социальному, профессиональному и другим критериям;
  • главенство профессионализма над личными интересами;
  • противодействие коррупционным и другим преступлениям в рамках полномочий и закона;
  • корректность, внимательность и соблюдение законности во всех ее проявлениях.

Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных и муниципальных служащих

Что будет за несоблюдение Кодекса

Каждый случай нарушения действующих положений документа рассматривается специальной комиссией. В статье 10 настоящего Кодекса определена ответственность госслужащих за любые нарушения. Помимо моральной ответственности, предусмотрена и юридическая:

  • дисциплинарные взыскания вплоть до увольнения;
  • административная и уголовная ответственность, предусмотренная законодательством.

этика государственный служащий

Актуальным сегодня становится переход от различных форм профессиональной подготовки к совершенствованию ее содержания, в том числе и этики. В современном обществе постоянно возрастает внимание к вопросам этики государственных служащих. Это обусловлено все более выраженной зависимостью перспективы развития человеческой цивилизации от тех моральных принципов и норм, которыми служащие руководствуются в своей деятельности.

Проблемы этической регламентации деятельности государственных служащих сегодня являются предметом рассмотрения особой науки - биоэтики, в рамках которой разрабатываются основы моральной регламентации взаимоотношений государственной службы и общества.

Этика государственного служащего находится под влиянием нравственных регуляторов. Вместе с тем, этическая модель действия государственного служащего не может быть простым следствием влияния общих регуляторов. Государственная служба как один из центральных элементов социального управления оказывает существенное влияние на форматирование элементов общественной системы. Другими словами, государственный служащий в силу своего положения задает нравственную модель поведения. Таким образом, этические регуляторы действия государственного служащего, с одной стороны, объективно отражают сложившуюся общественную нравственную систему, а, с другой стороны, влияют на нее «только усвоенные и творчески переработанные муниципальными служащими совокупные нравственные и эстетические ценности, значительно превышающие установленные в каждом обществе жизненные стандарты, позволяют ему занимать подобающий его личности статус».

Способности государственного служащего - особенности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления управленческой деятельности. Эти особенности имеют комплексную структуру, позволяющую проявляться компенсаторному механизму, благодаря которому сильно выраженные способности могут возмещать в управленческой деятельности недостаточное развитие других. Качества и способности персонала тесно взаимосвязаны между собой, разделить их порой практически невозможно. И все же качества государственного служащего представляют собой результат реализации его способностей в процессе управленческой деятельности. Стало быть, способности являются как бы скрытыми возможностями персонала, которые проявляются и раскрываются при определенных условиях. А так как этика это составляющая профессиональной деятельности, то от этого зависит и эффективность деятельности государственного служащего и в целом государственной службы. Особенность этики государственного служащего заключается в том, что он должен обладать знаниями особенностей соответствующей управляемой сферы.

При оценке профессиональной деятельности необходимо учитывать следующие качества: способности, умения, знания, опыт. Кроме того, оценка персонала помогает решить и другие задачи:

  • 1) выявление потенциальных возможностей государственного служащего с целью его повышения по службе;
  • 2) стимулирование повышения квалификации и роста профессионализма служащих;
  • 3) применение к служащему мер стимулирования, либо ответственности;
  • 4) формирование профессионального кадрового потенциала и резерва кадров;
  • 5) поддержание стабильности и законности в государственной службе.

С нашей точки зрения, в методологическом плане построение целостной системы кадровой политики государства, региона, области должно происходить в следующей последовательности: государственная идеология - доктрина (миссия государства) - концепция (стратегия развития) - кадровая политика - кадровая программа - конкретный план действий по реализации программы.

В условиях государственной службы сложились специфические возможности для формирования профессиональной этики чиновничества. Они связаны:

  • 1) с внешними факторами - экономическая, социальная, политическая ситуация, культурно-этнические особенности развития и др.
  • 2) с внутренними факторами - степень сформированности нормативно-правовой основы, состояние материально-технической базы государственной службы в регионах, профессиональный опыт, квалификация чиновников и т.д.

Основываясь на этом подходе, можно выделить следующие особенности этики государственного служащего, которые представлены в Таблице 1.

Такие понятия, как «честь служащего», «чувство профессионального долга», «профессиональная солидарность», всегда воспитывались и воспитываются в крупных стабильных структурах и организациях мира. В развитых странах - Франции, ФРГ, Японии, Англии - честь и ответственность государственного служащего - неотъемлемые профессиональные качества, которые во многом регламентируют стиль деятельности и влияют на принятие решений. В нашей стране в настоящий период воспитание государственного служащего упускается, следовательно, мы не сможем в будущем рассчитывать на преданность государственных служащих своему делу и будем вынуждены заниматься удовлетворением их личных потребностей, как это чаще всего происходит и теперь.

Таблица 1. Особенности этики государственного служащего

становление и развитие профессиональной и социальной компетентности служащих в условиях преодоления кризиса общества и стабилизации экономической, политической и социальной ситуации коррелирует с основными детерминантами формирования и развития государственной службы и социально-профессиональной группы (население)

уровень этики государственных служащих зависит от личностных характеристик

социальная адаптация государственного служащего к общественным преобразованиям находится в прямо пропорциональной зависимости от этики;

этика государственного служащего влияет на социальное самочувствие;

уровень этики государственного служащего не зависит от степени карьерных предпочтений;

уровень этики в самооценках государственного служащего должен быть достаточно высок;

на оценку уровня этики государственного служащего населением влияют:

  • а) объективные причины - наличие в государственной службе нерешенных проблем, относительная закрытость и труднодоступность администрации
  • б) субъективные причины - предвзятое отношение ко всему чиновничеству, личностные характеристики

социально-экономическая ситуация обусловливает неудовлетворенность населения работой государственной службы, что безусловно находит отражение в занижении оценок уровня этики государственного служащего;

этика государственного служащего, являясь элементом социальной компетентности, находится в прямой зависимости от уровня последней;

информация, предоставляемая СМИ, оказывает существенное влияние на формирование отношения населения к государственной службе в целом и отдельным ее представителям, зачастую не совсем адекватное.

К этическим навыкам государственного служащего можно отнести:

  • 1) Знания государственного служащего - результат мыслительной деятельности, включенной в процесс управления и означающий усвоение фактов, понятий, законов и т.д. Уровень знаний, их неустанное пополнение - один из критериев эффективности управленческого труда. Принято различать знания научные и обыденные, полные и неполные, системные и бессистемные. Особая роль в приобретении, закреплении и пополнении знаний, в выработке на их основе необходимых умений и навыков принадлежит системе непрерывного образования служащих, стимулирующей творческий подход к делу.
  • 2) Умения государственного служащего - относительно устойчивые характеристики, зависящие от способностей, знаний и самого характера управленческой деятельности. По сути своей умения служащего - это знания, воплощенные в решении конкретных управленческих проблем, т.е. освоенная и реализованная на практике модель деятельности. К ним относятся умение служащего быстро вникнуть в суть дела, всесторонне проанализировать ситуацию, выделить ключевую проблему, найти ее конструктивное решение и т.д.
  • 3) Навыки государственного служащего - это умения, доведенные до автоматизма, зачастую осуществляемые без продумывания. Они приобретаются в условиях, когда в практической деятельности служащий постоянно имеет дело с типичными управленческими ситуациями. Навыки позволяют экономить время, действовать с минимумом ошибок и просчетов.
  • 4) Опыт государственного служащего - это свойство, сформированное путем обучения и практики в широком смысле - единство знаний, умений и навыков. Опыт растет, как правило, со стажем работы. В качестве результата практической деятельности служащего он отражает уровень овладения «секретами» управленческого труда, достигнутый им на данный момент. Прежде всего, служащий знакомится со структурой организации, со своей конкретной работой. Овладевает деятельностью, регламентированной конституцией, уставом государственного образования, положением об отделе, должностной инструкцией и всеми нюансами, связанными с ситуацией, как в организации, так и во внешнем окружении.

Таким образом, чтобы государственные органы власти могли не только оптимально работать в ситуации столь быстрых перемен, но и эффективно влиять на эти перемены, необходимо большее внимание уделять такому важному внутреннему ресурсу организации, как кадровый потенциал. Руководитель администрации или те учреждения, которые занимаются подготовкой государственных служащих, должны иметь некоторый макет деятельности служащего нового поколения, модель его формирования, а также оценочную карту, которые включали бы в себя не голый перечень функциональных обязанностей и прав, но реально помогли бы оценивать и формировать качества, необходимые государственному служащему.