Главная · Монтаж · Шедевры русской архитектуры. Смольный Воскресенский собор - святая благодетель

Шедевры русской архитектуры. Смольный Воскресенский собор - святая благодетель

В истории Мировой архитектуры нет, и никогда не было ничего лучше, чем зодчество на Руси. Это обусловлено тем, что история Руси — это не просто информация, написанная на листе бумаги, это жизнь целого народа, который на своих плечах перенес все беды и горести, радость и покаяние, а также другие условия жизни, с которыми пришлось столкнуться лицом к лицу. Поэтому, чтобы каждый из нас мог двигаться дальше и развиваться в правильном направлении, нам необходимо знать историю своего народа. Собственно, сегодня, мы поговорим о том, что представляло собой зодчество на Руси.

Стоит отметить, что зодчество на Руси нельзя охарактеризовать каким-то узким периодом времени, так как период расцвета длился не менее семи веков, где каждый последующий отрезок времени вносил все новые и новые устойчивые директивы, особенности, признаки и черты в элементы архитектуры. Так вот, рассматривая Русское зодчество, прежде всего, нужно выделить основной строительный материал, которым на тот период времени являлось дерево. Именно оно дало основной толчок для дальнейшего развития архитектуры, а именно переход на новый строительный материал – камень. Из дерева, раньше строили все, что душе угодно, начиная от индивидуального жилья (терема, дома, избы, хаты) и заканчивая зданиями администрации.

Также из дерева строили церкви, часовни, крепости, защитные рубежи. Все это объяснялось тем, что дерево было доступным, а также легким в обработке, с учетом того, что среди основного инструмента, который использовался в строительстве, был топор. С его помощью делали все — рубили деревья, очищали их от коры, подгоняли друг к другу, укладывали бревна, строили и т.д. Несмотря на это, только у нас было такое разнообразие деревянных построек, среди которого выделялись как простые крестьянские дома, так и сложные решения в плане строительства многоярусных храмов. Но все же, у всех деревянных построек, независимо от их сложности, был один общий элемент, который придавал зданию индивидуальность, подчеркивал русский дух и характер хозяина здания — это была резьба по дереву с элементами художественной росписи.

Несмотря на всю красоту зданий, для постройки которого, было использовано дерево, будет справедливо, если среди основных лидеров архитектуры древней Руси, мы выделим именно крестьянскую избу, так как народ и вся Русь, всегда держалась только на простых людях, таланты которых, восхищают до сих пор. Так и есть, ведь крестьянские избы строились, прежде всего, в рамках строгого соблюдения красоты и изысканности, их делали теплыми, удобными, и просторными. Украшали избы резьбой по дереву, где мастерство передавалось от отца к сыну из поколения к поколению. Причем, стоит отметить, что в каждом отдельном регионе нашей страны были свои особенности, не только в плане строительства, но и в технологии резьбы.

Например, крестьянские избы, срубленные на севере, были совсем не такие, в каких проживали крестьяне из центральной Руси. Прежде всего, это обусловлено территориальной разницей, различием культур, а также породой дерева, ведь не всё растёт на юге, что растёт на севере. Касательно сибирского строительства, где первостепенная задача была направлена на защиту от холода, дома строили из кедра, выбирая максимальную ширину ствола.

Для севера характерно — широкие стены, несколько горниц, минимальное количество оконных проемов.

Несколько домов рядом, которые соединялись между собой узкими защищенными проходами, что делалось для удобства проживания одной большой семьи.

Что касается южных территорий, где в своем большинстве преобладают широколиственные деревья, в качестве основного строительного материала использовали липу, ясень и другие. Здесь строили настоящие шедевры архитектуры, в которых, прежде всего, отражалась культура древнего народа, а также то, что дома были расположены вблизи судоходных рек, морей и озер. Именно поэтому, раньше часто можно было встретить дома, на вершине которых красуется русалка, а также коты, львы и другие благородные животные. Конечно, такие дома вряд ли были крестьянские, но все же, об их красоте никак нельзя было умолчать.

Стоит отметить, что применялась одинаковая технология строительства, независимо от того, будет строиться церковь или обычный крестьянский дом. Это объяснялось неразвитостью технологий, вследствие чего, полным отсутствием инструмента. Мягко говоря, кроме топора, как мы уже говорили, ничего не было. Поэтому, простой человек брал топор в руки, шел в зимний лес и рубил то дерево, которое ему подходило. Почему он это делал зимой, спросите вы, ведь раньше люди не могли знать о том, что такое влажность дерева. На самом деле это так, но человек выбирал зимний лес потому, что считал его спящим, а, значит, оно не чувствует боли при рубке. Кроме того, со временем эксплуатации деревянных домов, люди заметили, что дерево из зимнего леса, дает меньшую усадку, а значит, дом будет меньше деформироваться под собственным весом.

Итак, срубив дерево и обработав его при помощи топора, плотники прошлых лет приступали к строительству. В качестве основы прошлых лет, для строительства дома использовали твердый грунт, так как ничего другого просто-напросто не было. Для первых трех венцов (объединение 4 бревен в квадрат) выбирали бревна с большим диаметром. Это делалось для того, чтобы первые три венца в доме, непосредственно контактировали с влагой, которая образовывалась после зимнего таяния снега, дождя или от земли. Поэтому, первые три венца должны быть лучше защищены, что, собственно и делали наши предки.

Как только первый венец был собран, на него устанавливали второй, затем третий и последующие венцы, пока дом не будет полностью собран. Стоит отметить, что все это делалось без единственного гвоздя, причем стены дома были очень прочными, разрушить которые, мог только пожар. После сборки дома, производился монтаж крыши и утепление стен. В завершении различные отвесы и рамы украшались резьбой.

На этом история зодчества Руси окончена и пришло время опять вернуться в современный мир строительства и технологий.

Включенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО Кижский погост находится на острове Кижи в Карелии. В его составе — две церкви и колокольни XVIII—XIX веков, огороженные реконструированным забором. По легенде, церковь Преображения Господня (на фото) построил плотник Нестор — без гвоздей и с помощью одного топора


Пожарное депо в архитектурно-этнографическом музее «Хохловка» в 43 километрах от Перми. На территории почти в 40 гектаров находятся 23 памятника XVII-XX веков, среди них — деревянные строения, привезенные со всего Пермского края. Например, это созданное в 1930-х депо попало сюда из деревни Скобелевка

Большая Спасская башня на территории музея «Тальцы» в 47 километрах к югу от Иркутска. Сооружение перенесли из затопленного в 1975 году при строительстве Ангарского каскада ГЭС города Илимска. Башня является частью реконструированной стены Илимского острога — укрепленного населенного пункта XVII века

Построенная в 1774 году Успенская церковь — действующий православный храм в городе Кондопога в Карелии. Это один из главных памятников заонежской деревянной архитектуры

Покровская церковь расположена в Невском лесопарке в Ленинградской области. Строение в форме креста и с 25 главами представляет собой копию постройки 1708 года

Петропавловская церковь в селе Погост (Архангельская область) принадлежит к ярусной деревянной архитектуре: она состоит из нескольких срубов, поставленных один на другой. Этот православный храм был возведен в 1722 году

Музей деревянного зодчества и народного искусства севера России «Малые Корелы» находится в 25 километрах к югу от Архангельска. На площади почти в 140 гектаров расположено около ста изб, амбаров, колодцев, изгородей и ветряных мельниц. Самая древняя постройка, колокольня, была создана в XVI веке

В Костромском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике хранится более полумиллиона экспонатов. Среди них — рукописи XVI века, извлеченные из курганов предметы времен Древней Руси, лубок и авангардная живопись прошлого столетия. Также на территории находятся строения Ипатьевского монастыря, ведущего свою историю с 1432 года

Церковь Ильи Пророка вблизи деревни Цыпино в Вологодской области представляет собой ярусную башню, сложенную из трех восьмиугольных элементов — восьмериков. Построенный в 1755 году храм с трудом дотянул до реставрации 2003 года. К тому моменту верх строения обвалился, из-за чего здание пришлось полностью разбирать и возводить заново

Построенная в 1653 году Старо-Вознесенская церковь в Торжке многократно перестраивалась. В 1780-е под сооружение подвели фундамент, а деревянную крышу заменили железной. В 1828 году была обновлена глава. Последний раз церковь реконструировали в 1980-х

Ярусная церковь Николы 1757 года постройки в музее деревянного зодчества Витославлицы неподалеку от Новгорода. Певучее название заимствовано у села XII века, следы которого археологи нашли в прошлом году. На территории музея находятся сооружения, собранные здесь со всей Новгородской области

Сретенско-Михайловская церковь в Архангельской области была возведена в 1655 году. Это один из немногих дошедших до нас восьмигранных шатровых храмов, купол которого заменяет пирамида. Эклектичный декор фасада церковь приобрела в ходе реставрации 1894-1895 годов

Чтобы узнать больше об истории нашей культуры, все что нужно сделать, это посмотреть вокруг. Русская архитектура с ее автографом -куполом-маковкой - расскажет тысячу сказок о прошлом нации.



Русская архитектура со своими куполами в стиле барокко самобытна и узнаваема.


Многочисленные ценные с архитектурной точки зрения здания в больших и малых городах России являются памятниками не только национальной самобытности, но имперскому духу. Наиболее интересные из них:

СМОЛЬНЫЙ МОНАСТЫРЬ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ


Смольный собор, первоначально предназначенный быть центральной церковью монастыря, несомненно, является одним из архитектурных шедевров России. Спроектирован итальянским архитектором Франческо Бартоломео Растрелли, который также является архитектором Зимнего дворца, Екатерининского дворца в Пушкине, большого дворца в Петергофе и многих других достопримечательностей Санкт-Петербурга.

ЕКАТЕРИНИНСКИЙ ДВОРЕЦ В ЦАРСКОМ СЕЛЕ


ПЕТЕРГОФСКИЙ ДВОРЕЦ


ДРЕВНИЙ ГОРОД КОЛОМНА



Основанный в 1177 году, этот старинный серый провинциальный городок как памятник архитектуры, полон ярких красок. Его кремль построен из красного кирпича, а цветочные композиции оживляют главную площадь города.

ГОРОД ВЕРЕЯ



Возраст Вереи - более 650 лет (1371 год). Здесь - Рождественский собор местного Кремля, который был перестроен на рубеже 18 века в стиле лофт, неоклассическая колокольня.

ЦЕРКОВЬ ЗНАМЕНИЯ БОГОМАТЕРИ В ДУБРОВИЦЫ


Чрезвычайно ценная с архитектурной точки зрения церковь Знамения Пресвятой Богородицы в небольшом городке Дубровицы мало кому известна, несмотря на то, что находится недалеко от Москвы. Расположена в Золотом Кольце России, дата основания 1690 год.

ТРОИЦКИЙ СОБОР В ГОРОДЕ ПСКОВЕ


Троицкий собор в основном построен в 17 веке, его восстановили после пожара.


ПЕЧЕРСКИЙ ВОЗНЕСЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ В НОВГОРОДЕ

Печерский Вознесенский монастырь, основанный в 14 веке, стал духовным и религиозным центром Суздаля и Нижнего Новгорода. Окружен красной кирпичной стеной в стиле традиционного русского кремля.



СПАСО-ЯКОВЛЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ В РОСТОВЕ

Основан в 14 веке. Последняя перестройка относится к концу 18 - началу 19-го века в нео-классическом стиле.




Здесь наиболее интересен Спасо-Евфимиев монастырь.




Муром - один из древнейших городов России (почти с 9-го века). Город часто упоминается в российском фольклоре.

Свято-Троицкий женский монастырь, построен в 17 веке. Здесь интересны Казанская церковь, колокольня, деревянная церковь Св. Сергия и др.


Церковь Вознесения с миниатюрными золотыми куполами.



ПАМЯТНИКИ ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА.

Обратившись к истории исконно русского деревянного домостроения, можно убедиться в том, что наиболее обширный и уникальный заповедник народного творчества – это Русский Север. Именно в Архангельской губернии можно найти больше деревянных построек, чем где бы то ни было еще в России. Они были расположены на достаточно большой территории, потому осмотреть все их них представлялось физически невозможным. Именно поэтому было принято решение часть из этих памятников деревянной архитектуры перенести в знаменитый архитектурный музей России в деревне Малые Корелы, которая расположена недалеко от Архангельска.

В данном музее была предпринята успешная попытка воссоздать жилые комплексы разных районов – Мезенского, Каргопольско-Онежского, Северо-Двинского и Пинежского. Следует сказать, что все постройки в музее сгруппированы по «географическому» признаку. Это помогло создать на небольшой территории прекрасную модель Русского Севера.

Недалеко от деревеньки Кижи располагается еще один архитектурный ансамбль, отличающийся невероятной красотой. Если говорить о Кижском историко-культурном природном комплексе в разрезе концентрации объектов архитектурного наследия, то данный комплекс можно назвать уникальным и не имеющим себе равных на всей территории Европейского Севера России. Это старейший в Российской Федерации музей, устроенный под открытым небом, который привлекает внимание множества отечественных и иностранных туристов. Параллельно с памятниками архитектуры, которые сохранились в неизменном виде со времен строительства или же были перемещены из других регионов и воссозданы уже на просторах заповедника, кижский музей иллюстрирует главные аспекты традиционной для коренного населения Карелии (вепсов, карелов, русских) культуры.

Также достаточно прекрасного материала, который дает возможность изучать основные направления деревянного домостроения средних веков, представляет и город Кострома. Данный населенный пункт был основан в Среднем Поволжье, которое славится своими богатыми лесными массивами. Это был главный фактор, который определил характер городской застройки. Следует отметить тот факт, что вплоть до XVII века каменная архитектура была очень редким явлением в Костроме. Даже дома богатейших купцов и представителей дворянства, а также место обитания матушки царя Михаила, были построены исключительно из дерева. Костромские памятники архитектуры, которые сохранились в музее деревянной архитектуры и на территории области, дают прекрасную возможность восстановить образ деревянных храмов древности.

Невиданным архитектурным богатством может похвастать и такой древнерусский город, как Суздаль. Памятники архитектуры равномерно и живописно расположены по территории Суздаля, образуя целостный и невероятно красивый архитектурный ансамбль. Стиль, который избрали зодчие древности, придает особое очарование этому старинному городу, история которого исчисляется тысячелетиями.

Некоторые фотографии памятников деревянного зодчества, которые объединили неповторимость и красоту русских архитектурных ансамблей деревянного домостроения Кижей, Малых Корел, Костромы и Суздаля.

В данном собрании были использованы снимки из альбома «Русское деревянное зодчество», изданного Продюсерским центром «М+К» в 2002 году. Редактор Румянцев В. Н. Мастера-фотографы: Фетисов Р. О., Фетисов О. В. и Белкин А.