Главная · Прочее · Растениеводство в нашем крае план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему. Презентация по окружающему миру "растениеводство в нашем крае" Полевые культуры в нашем крае

Растениеводство в нашем крае план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему. Презентация по окружающему миру "растениеводство в нашем крае" Полевые культуры в нашем крае

Тема: РАСТЕНИЕВОДСТВО В НАШЕМ КРАЕ

Цели урока:

Сформировать представления учащихся о растениеводстве в нашем крае; ознакомить с отраслями растениеводства, расширить знания о растениях, умение работать с гербарием, наблюдать и использовать свои наблюдения в практической деятельности.

Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться).

Личностные УУД:

Формировать интерес к изучению отраслей растениеводства;
- понимать важность отрасли растениеводства;
- повышать уровень мотивации учебной деятельности;

Проводить самооценку своих действий.

Предметные результаты:

    различать по внешним признакам отрасли растениеводства в наших краях;

    уметь различать зерна и крупы полевых культур;

    правильно подбирать примеры к разным отраслям растениеводства;

    знать пословицы о хлебе.

Метапредметные результаты:

Познавательные УДД – самостоятельно находить информацию в материалах учебников, делать обобщения, выводы.

Коммуникативные УДД – с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные УДД - формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала.

Тип урока: открытия новых знаний на основе жизненного опыта.

Методы и формы работы учащихся: частично-поисковый, практический; фронтальная и индивидуальная, работа в парах.

Необходимое оборудование:

ПК, презентации (электронный ресурс) «Отрасли растениеводства», презентация «Отрасли растениеводства».

Учебник. ФГОС, А. Плешаков: Окружающий мир. 4 класс.

Рабочая тетрадь А.А. Плешаков: Окружающий мир. 4 класс.

Компьютер.

Таблица «Отрасли растениеводства».

Гербарий полевых культур.

Муляжи овощей и фруктов.

Зерна и крупы полевых культур.

Ржаная и пшеничная мука в баночках.

Старинный ручной холст.

Современная льняная ткань.

Раздаточный материал для опроса.

Кроссворд.

Ход урока

I . Организационный момент

Прозвенел звонок
Начинаем наш урок.
Все друг к другу повернитесь.

Улыбнитесь мне, гостям.
Мило, дружно улыбнитесь.
И садитесь по местам.

Я рада видеть ваши улыбки и думаю, что этот урок принесет нам всем радость общения друг с другом, принесет много нового и интересного. Сегодня на уроке мы начнем работу с проверки домашнего задания. Нам понадобятся все ваши знания, полученные на уроках окружающего мира, выдержка, дисциплина, инициатива, активность, умение слушать своих товарищей.

II. Актуализация опорных знаний .

1.Кроссворд. ( Слайд 2).

2

2

3

4

11

5

6

Эту работу мы будем выполнять в группе (учитель раздает листочки с кроссвордами) . Вы должны заполнить кроссворд и у вас должно получиться ключевое слово.

Кроссворд «Обитатели водоема»

    Растение с плавающими на поверхности водоёма листьями и жёлтыми цветами. Занесено в Красную Книгу.

    Животное-грызун, хорошо плавает, строит плотины, его хвост похож на лопатку.

    Детёныш лягушки.

    Растение, имеющие листья – стрелы с большими широкими наконечниками.

    Грызун, хорошо плавает и ныряет.

    Растение, часто называемое камышом, с мягким коричневым наконечником на стебле.

Проверка задания (слайд 3)

Ответы

1 . К у б ы ш к а

2 . Б о б р

3 . Г о л о в а с т и к

4 . С т р е л о л и с т

5 . О н д а т р а

6 . Р о г о з

Ключевое слово: БОЛОТО (слайд 4)

2. Охрана болота.

Продолжим наш разговор о болоте. Надо ли охранять болото? (Ответ ученика).

Выполняя какие-либо действия, человек всегда должен задумываться о последствиях. В природе нет ничего лишнего.

3.Правила поведения у водоема.

Расскажите о правилах поведения у водоема. (Ответы детей, дополнения).

4. Подведение итога по домашнему заданию.

III. Самоопределение к деятельности.

    Определение темы и цели урока

А теперь… мы с вами немного поиграем. Любите играть? А отгадывать загадки?

Слайд 5. - Отгадайте загадки:

С неба Солнце золотое

Золотые льют лучи

В поле дружною стеною

Золотые усачи. (Пшеница)

Слайд 8. Загадка:

Что за две недели зеленится,

Две недели колосится,

Две недели отцветает,

Две недели наливается,

Две недели подсыхает? (Рожь)

Чем похожи рожь и пшеница? (Это зерновые культуры.) (Слайды 7,9,10).

- Как вы думаете, какая отрасль сельского хозяйства занимается выращиванием зерновых культур? ( Слайд 12.)

Догадываетесь, о чём же мы сегодня будем говорить на уроке? (О растениеводстве). (Слайд 13.)

Прочитаем тему урока, записанную на слайде. (Слайд 14 «Растениеводство в нашем крае»).

    Работа со справочной литературой.

Давайте вместе посмотрим в словаре, как толкует слово растениеводство С.И. Ожегов? (чтение определения детьми).

(Слайд 15). Растениеводство –наука о разведении культурных сельскохозяйственных растений.

Что означает культурные растения?

Растения, которые человек выращивает, называют культурными.

Где растут культурные растения?

Что вам известно по этой теме? (Ответы детей)

Что вам еще хотелось бы узнать?

Какие вопросы у вас возникли?

Какие учебные задачи мы поставим перед собой? Давайте эти вопросы мы запишем на доске.

Сегодня мы узнаем, как появились культурные растения, какие сорта культурных растений выращивает человек, познакомимся с отраслями растениеводства, будем учиться различать полевые культуры по их характерным признакам.

А может ли человек обходиться без растений? (Слайд 16).

IV. Открытие нового знания.

    Рассказ ученика. (Слайд 17).

В далекой древности первобытный человек занимался охотой и собирательством. Ведь для того чтобы жить, человеку надо есть. Успех охоты и собирательства во многом зависел от капризов природы: то лесной пожар погубит деревья со съедобными плодами, прогонит зверей, то засуха уничтожит траву, которая давала зерна и корешки…. И вот однажды женщины заметили, что в том месте, где обычно на каменной терке перетирали зерна, выросли колоски с такими же зернами. Они догадались, что это проросли случайно рассыпанные зернышки. Попробовали специально рассыпать зерна – получилось, да еще как: где упало зерно – вырос целый колосок. Теперь можно было выращивать зерно рядом с домом, а не бродить в поисках по лесам и лугам. Случалось так, что мужчины, убив на охоте дикую свинью, приносили домой её поросят. Детенышей помещали в загон, кормили их, растили. Так возникло земледелие и скотоводство.

(Слайд 18). Шли годы, развивался человек, совершенствовалось земледелие - все разнообразнее становились растения, которые выращивал человек. Вырастить хороший урожай – дело очень непростое, для этого очень много надо знать. Знать, когда пахать землю, когда сажать, поливать, что необходимо растениям для хорошего роста, когда убирать созревшие плоды. Так образовалась наука - растениеводство.

Узнайте из текста на с. 188 учебника, на какие отрасли делится растениеводство?

(Растениеводство делится на отрасли: (слайд 24).

Полеводство

Овощеводство

Плодоводство

Цветоводство

Рассмотрите схему, предположите, чем занимается каждая отрасль? (Ученики высказывают свои мнения).

В каждом крае растениеводство зависит от природных условий и имеет свои особенности. Вырастить хороший урожай дело непростое, для этого очень много надо знать. Слайд 19. Какие профессии вы знаете? (Слайд 20). Всем этим делом занимается агроном.

Как же человек сделал дикорастущие растения культурными? (Ответы детей).

Он отбирал лучшие, сохранял и размножал их. Как хороший хозяин заботится о будущем урожае картофеля? (Ответы детей).

Рассмотрим простой пример. Люди убрали картофель, и что дальше?

(Картофель увозят в погреб, сортируют по размеру, отбирают на семена для посадки в следующем году)

И не просто отбирают, а берут самые лучшие. Больной картофель никогда не оставляют на семена. Хороший хозяин, опираясь на свой опыт, заботится о будущем урожае. Над выведением новых сортов работают лаборатории и опытные станции. У нас в Цивильском районе такая станция есть в поселке Опытном. Выведение новых сортов продолжается. Сейчас в мире только лука репчатого около 1000 сортов.

Выведением новых сортов (слайд 21) занимался Вавилов Николай Иванович (25.11.1887г. Москва - 26.01.1943г. Саратов. (Слайд 22). Он очень много путешествовал, под его руководством открыли новые виды дикого и культурного картофеля и других культурных растений. По инициативе Вавилова в стране стали выращивать новые ценные культуры: джут, тунговое дерево, многолетние эфирномасличные, лекарственные, дубильные, кормовые и другие растения. Вавилов создал школу растениеводов.

Также этим делом занимался Иван Владимирович Мичурин. Он выводил новые сорта яблонь, ягод. (Слайд 23).

V. Первичное закрепление.

1.Работа в группах.

Полеводство.

Дети получают материалы гербария: пшеница, рожь, овес, ячмень, гречиха, зерна кукурузы, подсолнечника, картофеля. Работа с гербарием и учебником. (Стр. 189- 190)

Задания:

Что получают из каждого растения;

Чем отличаются зерна

Овощеводство . Дети получают картины. Пользуются учебником. (стр. 190- 191)

Плодоводство . Дети получают иллюстрации картин фруктов и ягодных картин. Пользуются учебником. (стр.191)

Цветоводство. Дети получают иллюстрации картин цветов, атлас –определитель. Пользуются учебником. (стр.192)

( Ученики готовятся в группах, выполняют записи на стр. рабочей тетради.)

2. Сообщения учащихся

(Выступления групп)

Полеводство. ( Слайд 25).

Эти растения выращивают на полях, значит, это полевые культуры. Из пшеницы и ржи получают муку и пекут хлеб. Эти растения отличаются по форме колосков, у ржи - длинные, твердые, разные по высоте усы. Рожь выше пшеницы. Зерна ржи и пшеницы отличаются по форме, но похожи по цвету. Зерна овса продолговаты, из них варят кашу. Гречиха отличается зернами коричневого цвета и необычной формы. Из неё получают гречневую крупу.

Итак, из ржаной муки пекут черный хлеб, из пшеницы получают пшеничную муку и пекут белый хлеб. Вот у меня в баночках два вида муки. Определите, в какой баночке ржаная и пшеничная мука.

А что получают из ячменя? (Из ячменя получают перловую и ячневую крупу., а из проса - пшено). (Показываю зерна и крупы).

А что получают из пшеницы? (Пшеничную и манную крупы). (Показываю).

Из зерновых культур у нас в республике выращивают: яровую и озимую пшеницу, ячмень, овес, рожь.(Показ круп). А еще выращивают полбу. Полба – это улучшенный вид пшеницы. Из него делают крупу. (Показываю).

Вот в наш магазин привезли хлеб. Где его пекут? (в Цивильске, там есть хлебозавод).

Также у нас на Михайловке есть хлебоприемное предприятие. Чет там занимаются рабочие? Там делают пшеничную крупу, кормосмесь для животных, отрубь, привозят разные удобрения для сельского хозяйства.

Люди занимаются растениеводством не только для того, чтобы получать продукты питания, но и для того, чтобы обеспечить кормами домашних животных. (Слайд 26).

. К кормовым культурам у нас относится кормовая свекла. (Слайд 26).

Есть еще другие полевые культуры. К ним относятся подсолнух, лен, хлопок, хмель. (Слайд 27).

Что получают из подсолнечника? (Подсолнечное масло и семечки).

А из льна? (Льняное масло)

Это очень интересная культура. Из льна получают льняное волокно. (Слайд 28).В старину из этого волокна ткали холсты и шили одежду. (Слайд 29, 30). (Показ холста). Сейчас дома у нас таких станков нет. Ткань ткут на фабриках. (Показ льняной ткани). Одежда из льна очень востребовательна. Летом в жару в этой одежде кожа дышит.

А картофель? (У него используют в пищу подземные части- клубни)

Еще из картофеля получают крахмал. Любите кисели?

Еще у нас в Чувашии выращивают хмель. А из хмеля что делают? (Слайд 32).

Хмель- многолетняя культура. Шишки хмеля являются незаменимым сырьем для пивоварения. Без него не обходятся медицинская, парфюмерная, консервная, хлебопекарная и лакокрасочная промышленности. Чувашия является единственным регионом России, где много возделывают хмель. У нас в Цивильском районе есть Институт хмелеводства. Он расположен в Цивильске. Крупнейшим производителем хмеля является и наш Цивильский район. Недаром у нас у чувашей и на гербе Чувашии есть изображение листьев и шишек хмеля. (Слайд 33).

Также у нас в республике возделывается конопля и махорка.

Итак, выращиванием таких сельскохозяйственных культур занимается … полеводство.

VI. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Мы стоим на огороде,

Удивляемся природе. (потягивания – руки в стороны)

Вот салат, а здесь укроп,

Там морковь у нас растет. (правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот)

Поработаем с тобой,

Сорнякам объявим бой –

С корнем будем выдирать

Да пониже приседать. (приседания)

У забора всем на диво

Пышно разрослась крапива. (потягивания – руки в стороны)

Мы её не будем трогать –

Обожглись уже немного. (потягивания – руки вперед)

Все полили мы из лейки

И садимся на скамейки. (сесть за парту).

Овощеводство. ( Слайд 34) .

- Эта отрасль занимается выращиванием овощей. Овощи выращивают не только на полях, но и на огородах (открытом грунте) и в теплицах (закрытом грунте). Овощные культуры - эта капуста, огурцы, кабачки, морковь, свекла, лук и др. овощи играют огромную роль в питании человека..

Овощи играют огромную роль в питании человека. Такие овощи как лук, чеснок способны убивать болезнетворные микробы, потому что они содержат фитонциды. (Слайд 35). Не случайно их рекомендуют употреблять в пищу во время эпидемий гриппа в сыром виде.

Какие овощные культуры, выращиваемые в нашем крае вы знаете?

В южных районах значительные площади занимают лук и другие овощи) самыми крупными производителями овощей является Чебоксарский и Моргаушский районы. Овощи выращиваются на специализированных предприятиях.примером такого предприятия является агрофирма «Ольдеевская». Она расположена в Чебоксарском районе. Здесь выращивают круглый год огурцы, помидоры, зелень, редис

Игра «Узнай меня»

закрытыми глазами учащиеся должны узнать овощ на ощупь)

Плодоводство. Слайд 36 . Плодоводство – это выращивание плодовых культур, дающих фрукты. Они полезные и вкусные.

Какие фруктово-ягодные деревья и кустарники вы знаете? (слайды 24-26).

Рассматривание муляжей фруктов.

В Чувашии климат позволяет выращивать яблоки и ягоды, поэтому в республике, особенно в Цивильском, Чебоксарском, Канашском, Мариинско- Посадском районах получило развитие садоводство. В Батырево есть плодопитомник. Там выводят новые сорта фруктово-ягодных деревьев. (Показываю на карте районы Чувашской Республики )

Игра «Узнай меня»

(с закрытыми глазами учащиеся должны узнать фрукт на ощупь)

Цветоводство. Слайд 37. В теплицах и комнатах цветы выращивают круглый год. А в открытом грунте выращивают растения, которые успевают отцвести до холодов. Большинство цветов теплолюбивых.

Самостоятельна я работа с учебником.

О цветоводств вы прочитаете самостоятельно на стр. 206.

Почему одни цветы выращивают в открытом грунте, другие – в теплицах, а третьи- в комнате?

( В теплицах и комнатах цветы выращивают круглый год. А в открытом грунте выращивают растения, которые успевают отцвести до холодов.Большинство цветов теплолюбивых. )

(слайды 27-29)

V I I. Работа по новой теме.

    Беседа.

- Какие отрасли развиты в нашем крае?

2.Выполнение заданий из электронного приложения к учебнику Плешакова

Распределите изображения по группам – отраслям растениеводства.

Определить из каких культур получены указанные продукты питания.

Слайды 35 -50. Тест

Попробуй объяснить, что такое «сорта культурных растений»? Откуда они взялись?

Ответ. Сорт – группа культурных растений, объединённых определенными хозяйственными признаками. Сорта культурных растений выведены учеными-селекционерами из окультуренных диких растений.

С помощью учебника установи, на какие отрасли делят растениеводство?

Ответ. Растениеводство – отрасль сельского хозяйства, специализирующаяся на выращивании культурных растений. Отрасли растениеводства – полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство.

Каковы особенности растениеводства в вашем крае? Об этом можно узнать из краеведческой литературы. Подумай, как эти особенности связаны с природными условиями края?

Ответ. Сельское хозяйство Челябинской области - отрасль экономики Челябинской области, занимающая производством сельскохозяйственной продукции.

Особенности развития сельского хозяйство области зависят от особенностей ее климата и почвенного покрова. Челябинская область расположена на Южном Урале в центре Евразии. Большие площади заняты под посевами. Этому способствуют плодородные черноземные почвы и климатические условия – тепло и достаточно осадков.

Отрасли - полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство.

Выберите одну из отраслей растениеводства. Познакомьтесь с ней по учебнику и краеведческой литературе.

Выполните задания в рабочей тетради, относящиеся к этой отрасли.

Ответ. Полеводство - важнейшая отрасль растениеводства, в которой возделывают полевые культуры. Оно обеспечивает население основными продуктами питания, животноводство - кормами, легкую и текстильную промышленность - сырьем.

В полеводстве работают люди многих профессий: агрономы, агрономы-семеноводы, агрохимики, механизаторы, и другие.

Тракторист-машинист широкого профиля - самая распространенная профессия в полеводстве. Тракторист-машинист должен знать в совершенстве не только сельскохозяйственную технику, но и приемы возделывания растений, их биологические особенности. Он должен уметь провести техническое обслуживание и ремонт сельскохозяйственных машин.

По назначению продукции, хозяйственным признакам и особенностям возделывания полевые культуры делят на группы6 зерновые, зернобобовые, масличные, прядильные, кормовые.

Кормовые травы выращивают на корм скоту. Они относятся к двум ботаническим семействам: злаковым и бобовым. По продолжительности жизни их делят на однолетние, двулетние и многолетние.

Травы имеют большое агротехническое значение. Бобовые травы благодаря симбиозу с клубеньковыми бактериями обогащают почву азотом. Злаковые, имея мощную корневую систему, способствуют накоплению в почве органических веществ. Кормовые травы улучшают структуру почвы.

С. 189 Практическая работа

1. Рассмотрите в гербарии полевые культуры вашего края. Определите их названия с помощью рисунка. Сравните их между собой. По каким признакам можно различать эти растения?

Ответ. Полевые растения гербария – рожь, пшеница, ячмень, овес. Они различаются строением наземных органов – листьями, колосом.

2. Научитесь различать зерна пшеницы, ржи, овса и других зерновых культур.

Ответ. Зерна злаков различаются по размеру, цвету, блеску, поверхности.

С. 192.

Проверь себя

1. Перечисли известные тебе отрасли растениеводства.

Ответ. Полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство.

2. Какие полевые, овощные, плодовые, цветочные культуры выращивают в вашем крае?

Ответ. Полевые: рожь, пшеница, ячмень, картофель, подсолнечник, лен.

Овощные: морковь, помидоры, огурцы, капуста.

Плодовые: яблоки, груши, слива, клубника, земляника, черноплодная рябина.

3. Что нового интересного тебе удалось узнать на уроке о сельском хозяйстве?

Ответ. Я узнал отрасли растениеводства, особенности выращивания некоторых растений.

Задания для домашней работы

1. Запиши в словарик названия отраслей растениеводства, которые развиты в вашем крае.

Ответ. Отрасли:

полеводство - это выращивание полевых культур (пшеница, рожь, овес, кукуруза, гречиха, картофель, лён, подсолнечник)

овощеводство – выращивание овощей (огурцы, помидоры);

плодоводство – выращивание плодово-ягодных культур (яблони, груши, земляника, вишня, слива);

цветоводство – выращивание декоративных культур. (хризантемы, астры, пионы, розы, гиацинты, гладиолусы).

2. Если ты живешь в сельской местности, понаблюдай за весенними работами в поле, в огороде, в саду. Сделай фотографии. Узнай у взрослых, какая работа уже выполнена, а какую еще предстоит выполнить. О том, что удалось узнать и сделать, приготовься рассказать в классе.

Ответ. Весной проводится следующая работа:

Проводится уборка с полей камней, которые выжаты морозом на поверхность;

Разрыхление прочной корки на поверхности земли. Это обеспечит необходимый воздухообмен для семян;

Отведение застоявшейся воды с полей. Избыток влаги губителен для многих культур, он приводит к загниванию корневой системы и может значительно снизить урожайность посевов;

Очистка свободных земельных площадей от мха, кустарников, наносного песка;

Прежде всего, пополнение минеральных и органических веществ в почве, удобрение почвы навозом;

Проведение мер, направленных на подготовку полей к посеву;

Очистка, сортировка семян для посева;

Засевание почв;

Запахивание привезенного навоза.

Одновременно с этими работами, проводятся другие, знакомые каждому садоводу и огороднику:

Разрабатываются плодородные почвы с последующим удобрением;

В теплицах, парниках, на открытых грядках высеивают рассаду;

Высаживаются семенные растения, клубни;

Устраиваются ловчие кучи (для личинок майского жука).

3. Побывай в теплице. Обрати внимание на то, как она устроена, какие растения в ней выращивают. Если представится возможность, познакомься с условиями парника. Чем он похож на теплицу и чем отличается от нее?

Парник – небольшое мобильное неотапливаемое сооружение, предназначенное для выращивания рассады и защиты от неблагоприятных погодных условий с последующей высадкой ее в открытый грунт.

Теплица – отапливаемое сооружение, в котором можно организовать рост растений в течение всего года, начиная от высадки семян/рассады и заканчивая сбором урожая.

Теплица имеет более сложную и крепкую конструкцию, нежели парник. Зачастую она устанавливается на прочный фундамент, имеет стены и крышу, выполненные из полиэтилена, стеклянных рам или сотового поликарбоната. Парниковая конструкция намного проще, ее несложно соорудить даже непрофессионалу. Часто парник состоит из съемной дугообразной крыши, которая представляет собой каркас, обтянутый полиэтиленовой пленкой. Реже парник покрывается стеклом или поликарбонатом.

В теплицах чаще всего выращивают овощные и цветочные культуры.

Вспомни, что вы узнали о животноводстве и животноводческих профессиях, изучая природные зоны нашей страны. Каких домашних животных разводят в вашем крае?

Ответ. Животноводство – отрасль сельского хозяйства, занимающаяся разведением домашних животных. В разных природных зонах занимаются разведением разных животных. Это зависти от природных условий. Например, в тундре разводят оленей, в пустынях – верблюдов.

В нашем крае – зоне степей и лесостепей разводят крупный рогатый и мелкий рогатый скот, лошадей. В нашем крае есть большие птицефабрики, где разводят кур, уток, индюков. В озерах и прудах разводят карпов и форель.

1. Перечисли отрасли растениеводства. Приведи примеры культур, которые они выращивают.

1) Полеводство. Примеры культур: пшеница, рожь, овёс, ячмень, просо, кукуруза, подсолнечник, лён, гречиха, картофель
2) Овощеводство. Примеры культур: капуста, морковь, томаты, огурцы, лук, чеснок.
3) Плодоводство. Примеры культур: яблоня, груша, вишня, слива, смородина, земляника, малина, крыжовник.
4) Цветоводство. Примеры культур: пионы, лилии, ирисы, тюльпаны

2. Соедини стрелками рисунки растений и названия мест их выращивания.

3. Есть ли у тебя в доме декоративные цветы? Если есть, запиши их названия.

Фиалка, бегония, герань, гиацинт, анютины глазки, роза

4. Разгадай кроссворд.

По горизонтали:

4. Что за скрип?
Что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста,
Если я - ... .
Ответ: Капуста
6. Вырастает он в земле,
Убирается к зиме.
Головой на лук похож.
Если только пожуёшь
Даже маленькую дольку -
Будет пахнуть очень долго.
Ответ: Чеснок
8. Проглотил лишь две щепотки -
И во рту горит, и в глотке,
И в желудке - чуть не сутки!
Ответ: Перец
11. Живу хоть в поле, а всё в неволе:
Солнышком не ласкан, ветерком не таскан,
Дождиком не мыт, воздухом не сыт;
А в потёмках сплю и запас коплю.
Ответ: Картофель
13. Я репы сестра на язык остра.
Ответ: Редька
15. Растут на грядке зелёные ветки,
А на них красные детки.
Ответ: Помидор
16. Любопытный красный нос
По макушку в землю врос.
Лишь торчат на грядке
Зелёные пятки.
Ответ: Морковь

По вертикали:

1. В длинной светлице
Сели в ряд сестрицы.
Ответ: Фасоль
2. В десять одёжек плотно одет,
Часто приходит к нам на обед.
Но лишь за стол ты его позовёшь,
Сам не заметишь, как слёзы польёшь.
Ответ: Лук
3. Он хорош для кислых щей
(Помимо прочих овощей).
Ответ: Щавель
5. Круглая, а не месяц, желта, а не масло,
Сладка, а не сахар, с хвостом, а не мышь.
Ответ: Репа
7. Хоть я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла.
Крупна, кругла, сладка на вкус.
Узнали вы? Я - ... .
Ответ: Свёкла
9. Белый, худенький и длинный
Этот корень витаминный.
Мама трёт и слёз не прячет.
Нам смешно, а мама плачет.
Стали есть его - и сами
Обливаемся слезами.
Ответ: Хрен
10. Снаружи красна, внутри бела,
На голове хохолок - зелёненький лесок.
Ответ: Редиска
12. Стебли ползучие, листья колючие,
Цветок - воронкой, с жёлтой коронкой;
А зелёный плод с грядки годен в рот.
Ответ: Огурец
14. Раскололся тесный домик
На две половинки,
И посыпались в ладони
Бусинки - дробинки.
Ответ: Горох


Напиши название отрасли растениеводства, которая выращивает культуры, названные в отгадках.

Название отрасли растениеводства - овощеводство.

5. Закрась кружочки около рисунков декоративных цветов, которые выращивает человек.


6. Прочитай текст.

Подсолнечник

Подсолнечник попал в Европу из Мексики. Триста лет назад это растение попало в Россию. Своё название подсолнечник получил из-за того, что его цветок в течение дня поворачивается вслед за движением солнца.
Сначала его разводили для украшения садов. Затем человек обнаружил, что семена подсолнечника можно употреблять в пищу. И только 200 лет назад люди догадались получать из этих семян масло.
Человек полностью использует всё растение. Сам ест семена подсолнечника, выжимает из них масло. Животным же дают порубленные обработанные стебли и жмых (остатки семян после отжима масла).

Что ты узнал из текста о подсолнечнике? Озаглавь текст. Запиши название.
Составь 4 - 5 вопросов по тексту. Запиши их.
Задай эти вопросы соседу по парте.

Где Родина подсолнуха?
Для чего сначала разводили подсолнух?
Сколько лет тому назад подсолнух попал в Россию?
Когда люди догадались, что из семян подсолнуха можно получать масло?
Как использует подсолнух человек?

1. Выполните задания для групповой работы. 1) Полеводство. а) Запишите определение. Полеводство - это выращивание полевых культур.

б) Приведите примеры полевых культур, выращиваемых в вашем крае.

пшеница, рожь, овес, кукуруза, гречиха, картофель, лён, подсолнечник 2) Овощеводство. а) Запишите определение. Овощеводство - это выращивание овощных культур.

капуста, морковь, лук, чеснок, томаты, огурцы 3) Плодоводство. а) Запишите определение. Плодоводство - это выращивание плодовых культур.

б) Приведите примеры плодовых культур, выращиваемых в вашем крае.

яблони, груши, земляника, вишня, слива 4) Цветоводство. а) Запишите определение. Цветоводство - это выращивание цветочных культур.

б) Приведите примеры цветочных культур, выращиваемых в вашем крае.

хризантемы, астры, пионы, розы, гиацинты, гладиолусы 2. Мудрая Черепаха хочет знать, умеешь ли ты классифицировать культурные растения. Покажи стрелками, к каким группам относятся растения, изображённые на рисунке. Попроси соседа по парте или учителя проверить твою работу.

3. Зачеркни лишнее слово в каждом ряду.

земляника, смородина, редис, вишня
лук, морковь, помидоры, рожь
тюльпан, ячмень, пшеница, овес
Выслушай и оцени ответы одноклассников. 4. По заданию учебника (с. 193) понаблюдайте за весенними работами в поле, в огороде, в саду. Сами выполните необходимую работу. Напиши краткий отчёт об увиденном и сделанном. Можно выполнить рисунок или наклеить фотографию. Этой весной я помогала своей бабушке сажать на огороде лук. Это было очень интересно. Сначала мы взяли лопату и вскопали землю под грядку. Потом граблями мы разровняли землю и сформировали прямоугольную грядку. Затем бабушка взяла палку и прочертила на грядке прямые продольные бороздки. Именно в эти бороздки мы и стали сажать маленькие луковицы, которые бабушка называла “лук - севок”. Бабушка сказала, что все луковицы должны быть на равном расстоянии друг от друга. Мы немного углубляли их в землю и следили, чтобы корень всегда был внизу, а хвостик с зеленым проростком вверху. Потом мы присыпали посаженные луковицы землей и хорошо полили их из лейки. Надеюсь наши луковицы быстро прорастут и мы будем есть их всю зиму.

Вернуться - Плешаков, Крючкова, 4 класс. 1 часть рабочей тетради

Растениеводство – наука о разведении культурных сельскохозяйственных растений, а также само такое разведение. («Толковый словарь» С.И.Ожегов) Растения, которые человек сам высаживает, ухаживает за всходами, собирает урожай, использует в пищу, называют культурными .

Растениеводство делят на несколько основных отраслей: полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство.

Растения поля

Поле - это открытое, безлесное пространство, на котором выращивают культурные растения.

В Пермском крае возделывают на полях зерновые культуры - рожь, пшеницу, ячмень, овес, просо и гречиху; овощные культуры - капусту, морковь, свеклу, огурцы и др.; кормовые культуры - клевер, вику, горох, турнепс, кормовую свеклу и др; технические культуры - лен, картофель.

Ведущее место в полеводстве занимают зерновые культуры. Они являются базой для развития других отраслей сельского хозяйства и промышленности.

Среди зерновых культур первое место по посевам в крае занимает озимая рожь . Ее возделывают на севере, в центральных и южных районах. Она не боится холодов, дает хороший урожай и рано созревает.

Второе место по посевам зерновых растений занимает пшеница - самая ценная хлебная культура. Она любит тепло, поэтому ее возделывают в южной части края.

В северных районах выращивают также ячмень и овес. На юге края - просо .

Все эти культурные растения отличаются друг от друга, но в строении их много общего. Все они травянистые растения, корень пучком, стебель - соломина, внутри полый, имеет крупные узлы, что делает его прочным и устойчивым. Листья - узкие, длинные. Мелкие цветочки ржи, пшеницы, ячменя собраны в колосья, а проса и овса - в метелки. Позднее из цветков образуются плоды - зерновки. Такие растения называют зерновыми злаками.

Зерна этих растений отличаются друг от друга. Например, у ржи зерно продолговатое, более темное, у пшеницы - округлое, светлое.

Использование культурных злаков

Растения, из которых получают хлеб, называют хлебными.

Много времени, сил, средств приходится тратить земледельцам, чтобы вырастить зерновые культуры, собрать урожай и приготовить хлеб. Поэтому его надо беречь!

Овощные растения

На полях выращивают много овощей: капусту, огурцы, помидоры, морковь, свеклу, редиску, редьку, лук и др.

Белокочанную капусту часто называют «королевой овощей».

Когда станет тепло, рассаду высаживают на поля и огороды. Все больше и больше появляется у растений листочков. Все плотнее прижимаются они друг к другу. Так образуется кочан. Внутренние листы становятся сочными и белыми. В кочане их насчитывается 40 - 70, а иногда и более и держатся они крепко, прижимаясь друг к другу. Урожай капусты собирают осенью.

Зеленые огурчики являются любимым овощным растением. Хороши они и зимой маринованные или соленые.

Весной семена моркови , свеклы , редиса сеют прямо на грядки и тщательно поливают водой. Появляются невысокие растения с зелеными листьями. Корни их разрастаются и становятся все толще и сочнее. В них накапливаются питательные вещества: сахар, крахмал, витамины. Через месяц уже созревает редис, а позднее - морковь и свекла.

Растения, у которых в пищу употребляются утолщенные корни, называются корнеплодами .

Лук - ценный продукт питания. Он содержит сахар и различные витамины. Ни одно мясное или рыбное блюдо не обходится без лука. Еще в древности лук применяли как целебное растение от многих болезней. Поэтому народ сложил такую поговорку:»Лук от семи недуг». Наши ученые установили, что лук выделяет летучие вещества (фитонциды), от которых гибнут гнилостные и болезнетворные бактерии. Поэтому употребление лука в пищу имеет целебное значение.

У лука едят зеленые листья и луковицу. Родиной лука являются сухие степи. Растение приспособилось сохранять в сухой период питательные вещества в луковице, которая обладает чудесными свойствами. Многие хранят лук зимой, и он не высыхает. Весной луковица легко прорастает и дает зеленые листья, а в теплицах даже зимой. Она может легко зимовать. Иногда сажают лек на грядки под зиму. Когда начнет таять снег, у лука уже появляются зеленые листочки.

Картофель - ценный продукт питания. Его часто называют «вторым хлебом». Картофель - важная техническая культура. Из него получают крахмал, спирт, патоку.

В подземной части стебли картофеля выпускают подземные белые ветви, на концах которых образуются утолщения - молодые клубни. Они постепенно увеличиваются и заполняются крахмалом. Осенью обычно собирают богатый урожай клубней картофеля.

Плодово-ягодные растения

Из-за холодных и продолжительных зим садоводство в Пермском крае развито недостаточно. Но все же садоводы выращивают облепиху, вишню, садовую землянику, смородину, малину, крыжовник, сливу, яблоню и др.

Садоводство сосредоточено на юге края и в пригородах Перми, Чусового, Краснокамска, Оханска и в других населенных пунктах. Но все же большую часть фруктов для населения привозят из других стран и южных районов нашей страны.

Цветоводство

Из года в год наши города и поселки в весенне-летний период украшают цветы. Весной, когда только сойдет снег, появляются на садовых участках первые многолетники: белоснежные нарцисс ы с незабываемым тонким ароматом, красные и желтые тюльпаны , фиолетовые ирисы .

Позднее зацветают пионы . Они восхищают богатством красок и величиной с блюдце цветков: алые, нежно-розовые, белые с приятным запахом.

Затем появляются красные и белые гвоздики , лилии . Зацветают высокие и стройные флоксы : сиреневые, фиолетовые, розовые и белые. Они цветут все лето.

Гвоздики Лилии Флоксы

Во второй половине лета распускаются прекрасные георгины различной окраски и формы и удивительно нарядные гладиолусы .

В скверах, парках и на улицах цветут в основном однолетники: астры , космеи , петуньи , бархатцы , колендулы и многие другие.

Календула Астры Космея Бархатцы

В городе Перми есть предприятие «Цветы Прикамья», где в теплицах круглый год цветут растения, в том числе - прекрасные розы .

Здесь выращивают рассаду однолетников для озеленения и украшения города.

Огромна сила воздействия цветов на чувства людей. Они нас лечат, вдохновляют и улучшают настроение. Ими украшают жилища, улицы, парки и сады. Их вручают на торжественных мероприятиях, дарят на праздники, возлагают на могилы умерших, у обелисков. В День Победы 9 Мая их дарят ветеранам войны.

1. Выполните задания для групповой работы.

1) Полеводство.

а) Запишите определение.

Полеводство - это выращивание полевых культур.

б) Приведите примеры полевых культур, выращивае­мых в вашем крае.

Пшеница, рожь.

2) Овощеводство.

а) Запишите определение.

Овощеводство - это выращивание овощных культур.

б) Приведите примеры овощных культур, выращивае­мых в вашем крае.

Картофель, капуста, морковь.

3) Плодоводство.

а) Запишите определение.

Плодоводство - это выращивание плодовых культур.

б) Приведите примеры плодовых культур, выращивае­мых в вашем крае.

Клубника, малина, яблоня.

4) Цветоводство.

а) Запишите определение.

Цветоводство - это выращивание цветочных культур.

б) Приведите примеры цветочных культур, выращивае­мых в вашем крае.

Розы, астры, тюльпаны.

2. Мудрая Черепаха хочет знать, умеешь ли ты классифицировать культурные рас­тения. Покажи стрелками, к каким груп­пам относятся растения, изображённые на рисунке. Попроси соседа по парте или учителя проверить твою работу.

3. Зачеркни лишнее слово в каждом ряду.

а) Пшеница, рожь, морковь, ячмень.

б) Томат, капуста, лук, слива.

в) Яблоня, кукуруза, вишня, абрикос.

г) Огурец, пион, лилия, нарцисс.

Объясни свои решения (устно). Придумай для одно­классников подобное задание с другими примерами. За­пиши.

Яблоко, клубника, малина, картофель.

Выслушай и оцени ответы одноклассников.

4. По заданию учебника (с.193) понаблюдайте за весенними работами в поле, огороде, саду. Сами выполните необходимую работу. Напишите краткий отчет об увиденном и сделанном. Можно сделать рисунок или наклеить фотографию.

Весной мы с родителями вышли в огород, для того чтобы приготовить землю к посадке овощей. Это было в середине апреля. Папа копал огород, а мама с помощью граблей делала грядки. Они у нее получались ровными и одинаковыми.

Мне дали небольшую палочку и я делал борозды на грядках. Потом мы в них засыпали семена свеклы и моркови. В конце мы полили наши грядки водой, для того чтобы они хорошо проросли и дали уорожай осенью.

1. (с. 86) Выполните задания для групповой работы.

1) Полеводство.

а) Запишите определение.

Полеводство – это выращивание полевых культур.

б) Приведите примеры полевых культур, выращиваемых в вашем крае.

Полевые культуры – картофель, пшеница, рожь, овес, ячмень, просо, кукуруза.

2) Овощеводство.

а) Запишите определение.

Овощеводство – это выращивание овощных культур.

б) Приведите примеры овощных культур, выращиваемых в вашем крае.

Овощные культуры – морковь, свекла, капуста, томаты, лук.

3) Плодоводство.

а) Запишите определение.

Плодоводство – это выращивание плодовых культур.

б) Приведите примеры плодовых культур, выращиваемых в вашем крае.

Плодовые культуры – яблоня, груша, вишня,слива.

4) Цветоводство.

а) Запиши определение.

Цветоводство – это выращивание цветочных культур.

б) Приведи примеры цветочных культур, выращиваемых в вашем крае.

Цветочные культуры – пионы, лилии, тюльпаны, розы.

2. (с. 87) Мудрая Черепаха хочет знать, умеешь ли ты классифицировать культурные растения. Покажи стрелками, к каким группам относятся растения, изображенные на рисунке. Попроси соседа по парте или учителя проверить твою работу.

3. (с. 87) Зачеркни лишнее слово в каждом ряду.

а) пшеница, рожь, морковь (лишнее), ячмень;

б) томат, капуста, лук, слива (лишнее);

в) яблоня, кукуруза (лишнее), вишня, абрикос;

г) огурец (лишнее), пион, лилия, нарцисс.

Объясни свои решения (устно). Придумай для одноклассников подобное задание с другими примерами. Запиши.

а) капуста, лук, подсолнечник, морковь.

б) тюльпан, роза, просо, лилия.

в) вишня, яблоня, груша, пшеница.

4. (с. 88) По заданию учебника (с. 193) понаблюдай за весенними работами в поле, в огороде, в саду. Сами выполните необходимую работу. Напиши краткий отчет об увиденном и сделанном. Можно выполнить рисунок или наклеить фотографию.

Весенние работы начинаются с обработки земли. Эти работы чаще всего выполняют с помощью специальной техники. Далее следует посев семян и высадка культурных растений. Возле нашего дома есть небольшой цветник. Там с мамой мы высаживаем цветочные культуры. Часть из них мы высадили в грунт семенами, другие – саженцами. Дальше мы будем регулярно поливать цветы и пропалывать.

1. Выполните задания для групповой работы.

1) Полеводство.
а) Запишите определение. Полеводство - это выращивание полевых культур .
б) Приведите примеры полевых культур, выращиваемых в вашем крае.

пшеница, рожь, овес, кукуруза, гречиха, картофель, лён, подсолнечник

2) Овощеводство.
а) Запишите определение. Овощеводство - это выращивание овощных культур .
б) Приведите примеры овощных культур, выращиваемых в вашем крае.

капуста, морковь, лук, чеснок, томаты, огурцы

3) Плодоводство.
а) Запишите определение. Плодоводство - это выращивание плодовых культур.
б) Приведите примеры плодовых культур, выращиваемых в вашем крае.

яблони, груши, земляника, вишня, слива

4) Цветоводство.

а) Запишите определение. Цветоводство - это выращивание цветочных культур.
б) Приведите примеры цветочных культур, выращиваемых в вашем крае.

хризантемы, астры, пионы, розы, гиацинты, гладиолусы

2. Мудрая Черепаха хочет знать, умеешь ли ты классифицировать культурные растения. Покажи стрелками, к каким группам относятся растения, изображённые на рисунке. Попроси соседа по парте или учителя проверить твою работу.

3. Зачеркни лишнее слово в каждом ряду.

а) Пшеница, рожь, морковь , ячмень — морковь это овощ, а все остальное полевые культуры.

б) Томат, капуста, лук, слива — слива это плодовая культура, а все остальное это овощи.

в) Яблоня, кукуруза , вишня, абрикос — кукуруза это полевая культура, а все остальное относится к плодовым культурам.

г) Огурец , пион, лилия, нарцисс — огурец это овощ, а все остальное — цветы.

Объясни свои решения (устно). Придумай для одноклассников подобное задание с другими примерами. Запиши.

  • земляника, смородина, редис , вишня
  • лук, морковь, помидоры, рожь
  • тюльпан , ячмень, пшеница, овес

Выслушай и оцени ответы одноклассников.

4. По заданию учебника (с. 193) понаблюдайте за весенними работами в поле, в огороде, в саду. Сами выполните необходимую работу. Напиши краткий отчёт об увиденном и сделанном. Можно выполнить рисунок или наклеить фотографию.

Этой весной я помогала своей бабушке сажать на огороде лук. Это было очень интересно.

Сначала мы взяли лопату и вскопали землю под грядку. Потом граблями мы разровняли землю и сформировали прямоугольную грядку.

Затем бабушка взяла палку и прочертила на грядке прямые продольные бороздки. Именно в эти бороздки мы и стали сажать маленькие луковицы, которые бабушка называла “лук — севок”.

Бабушка сказала, что все луковицы должны быть на равном расстоянии друг от друга. Мы немного углубляли их в землю и следили, чтобы корень всегда был внизу, а хвостик с зеленым проростком вверху.

Потом мы присыпали посаженные луковицы землей и хорошо полили их из лейки. Надеюсь наши луковицы быстро прорастут и мы будем использовать их для приготовления пищи всю зиму.