Главная · Прочее · Славянские традиции обустройства дома. Дом по славянски - истории земли

Славянские традиции обустройства дома. Дом по славянски - истории земли

«Не свисти дома, денег не будет», - гласит народная мудрость.
«Режущие слух звуки способны нарушить течение Ци», - поучает китайский фэн-шуй.

Фэн-шуй… как много в этом в звуке для сердца русского слилось… На сегодняшний день фэн-шуй считается одним из самых популярных учений по благоустройству своего пространства. Оно уже давно получило признание за пределами восточных стран и с успехом применяется на самых разных континентах. Наверняка в вашем доме уже стоит какой-нибудь талисман для привлечения любви или благосостояния, и вы даже увидели хороший результат.

И как же наши предки без него раньше жили? Оказывается, очень даже неплохо! Потому что у них был свой, славянский фэн-шуй , который по своей эффективности не только не уступает восточному собрату, но даже имеет с ним схожие черты.

– это целая коллекция народных примет и суеверий, дошедшая до нас в виде поверий и даже пословиц. Какие из них схожи с ныне популярным течением? Давайте посмотрим…

Славянский Фэн-шуй

Китайский Фэн-шуй

Славяне старались строить свои дома на таких участках, чтобы позади стояла гора или дремучий лес (для защиты), а впереди, посреди двора, сажалось дерево (например, орешник).

Наличие холма (или другого здания) позади дома – символ .
Наличие маленького пригорка (кустарника) напротив входной двери вашего дома – символ малинового феникса.

Идеальное место для дома – на вогнутом берегу реки со средним течением, чтобы всегда водились деньги (слишком быстрое – вымывает финансы, слишком медленное – тормозит доход). Если нет реки, то на приличном расстоянии от дороги, которая не должна упираться в дом.

Дом с внутренней стороны искривленной дороги наслаждается благотворным дыханием Ци! Здание, стоящее близко и перпендикулярно подходящей к нему прямой дороге может негативно сказаться на его обитателях.

Порог дома должен быть крепким и высоким. Сначала там хоронили прах умерших родственников, а потом стали считать его местом обитания духов.

Дорога не должна находиться на одном уровне с домом. Лучше либо достроить отдельный этаж, либо увеличить высоту порога.

Прихожую славяне делали светлой и просторной, а над дверью вешали оберег или подкову для защиты от зла.

Хорошо освященная прихожая и металлические колокольчики помогут рассеять негативную энергию, идущую извне.

Порог – не место для разговоров.
Не передавайте ничего на пороге!

Входную дверь следует держать закрытой, иначе к вам влетит негативная Ша.

Зеркало – символ богатства и процветания. Его предпочитали вешать на кухне. В же размещать его категорически воспрещалось, чтобы не зазывать бесов.

Повесив зеркало напротив кухонного стола, вы удвоите стоящую на ней пищу и привлечете достаток. Зеркало в спальне – неблагоприятный знак. Отражающиеся в нем супруги могут разойтись.

В доме должны всегда быть порядок и чистота. Нельзя хранить поломанные вещи и собирать хлам, чтобы не разгневать домового.

– залог течения благоприятной энергии Ци.

Не сиди на углу - в девках останешься!
Не давай предметы острием к человеку - к ссоре.

Углы и другие острые предметы – «ядовитые стрелы», которые могут нанести вред человеку.

Льняные полотенца, куклы-Берегини, резные голубки и другие обереги размещались не только для украшения дома, но и для привлечения здоровья, любви и достатка.

Талисманы Фэн-шуй – эффективный способ для материализации ваших желаний. Одна только железная жаба с монеткой во рту способна повлиять на рост дохода…

Конечно, эти примеры – лишь малая часть учения «Славянский Фэн-шуй» , и в нем еще много, своих, народных методов, никак не связанных с восточной традицией. Однако одно можно утверждать наверняка – каким бы ни был фэн-шуй, он работает! А иначе, зачем бы человек уделял столь пристальное внимание созданию гармонии со своим окружающим пространством?


РОДОЛАД- Это система гармоничного дома, очень отличается, от китайского.Прежде всего расположением благоприятных мест и направлений.

Звезда Алатырь (Крест Сварога),Око Бога Рода
Восьмилепестковая звезда, древний символ сворачивания и разворачивания Вселенной, – Алатырь, камень-заря, на котором отдыхают и набираются силы Боги, Алатырь-камень – основа мира. От этого названия пошло название алтарь.Единство и многопроявленность сил всевышнего.
Алатырь – Око Рода, из него сияет Свет Рода Всевышнего, Божья благодать, которую он дарует всему сущему и несущему. На Алатыре высечена вся мудрость Вселенной. Алатырь вышивают на рубашках ведающих людей, или как оберег в далекий и опасный путь.
В нем сокрыты все четы и резы (руны), сварги, круги, триглавы и двуглавы, ужи и другие священные знаки, ибо он – основа и конец. Все другие обереги лишь малые проявления его.
Алатыри как символ гармонии Вселенной – это еще и образ капища. Если верхние цветы расположены как крест (вертикально), то это капище солнечной (мужской) силы, если как кряж (по диагонали), то лунной (женской) силы. Вышивается на рубахах как мужских, так и женских, очищает и наполняет солнечной силой (жизненной) или лунной (понимание Магии
Алатырь расположен по сторонам света,каждая сторона имеет свое божество, отражает определенные свойства. Имеет свой цвет. Растение и стихию.Эти знания применялись в славянском фен-шуе. Алатырь накладывался на план дома или участка.
Далее описание сторон света, посолонь. То есть по солнцу,

Центр:
Божество: РОД
Свойства: лад,гармония, творение
Цвет: белый
Стихия:эфир

Восток:
Божество:Ярило, Жива.
Свойства:Дух, развитие жизни,наполнение, прибыль,единство семьи.
Цвет: желтый, золотой
Стихия:воздух, Символ:сокол, стрела,ароматы.
Окна должны выходить на восток, в восточной части дома располагали гостиную, столовую, спали тоже только головой на восток, у славян восток считался самым благоприятным направлением.

Юго-восток:
Божество:Купало
Свойства:почет, слава,здоровье, духовная благодать.
Цвет:оранжевый.
Юго-восток это направление в котором устраивали алтарь. Место главы дома. Красный угол. Сажали почетных гостей.

ЮГ
Божество:Перун,Стрибог.
Свойства:Закон, жизнь,воплощение кармы,соединение мужчины и женщины.
Цвет:Красный.
Стихия: огонь.
Символ: Солнце,Петух, калина,рябина.
На юге располагали печь. Это место кухни. Очага.(К стати Борщ священное блюдо солнца.)

Продолжение следует….
Пишу из головы. поэтому быстро не обещаю.

В наш быстротечный век людям особенно необходимо хоть где-то чувствовать себя под защитой и в безопасности. И естественным местом, дающим такое ощущение является родной дом. Недаром народная поговорка гласит: «мой дом - моя крепость». Но, чтобы дом был домом, его нужно правильно построить и обустроить. Сегодня у всех на слуху искусство обустройство дома фэн-шуй, пришедшее к нам из Китая, чуть меньше людей знает древнеиндийскую «Васту-шастра». Однако, у наших Предков – Славян было своё искусство обустройства дома, складывавшееся на протяжении тысячелетий и созвучное нашему родовому Духу. В древнем славянском волховском искусстве «ВойЯрг» был целый раздел, посвящённый устройству и обустройству дома, который именовался «Ладный дом» или «Дом-оберег».

Если обратиться к миропониманию наших Предков, то мы увидим, что всё мироздание для них строилось по принципу подобия, где малое - Яр, отражает великое - Ярг. Так и дом был подобием Вселенной, своеобразным мирозданием, творимым хозяином и связующим его с внешним миром. Но, чтобы дом стал подобием живой Вселенной надо наполнить его Жизненной Силой - Жилом. Для этого необходимо было соблюсти ряд условий, первое из которых выбор правильного места для будущего жилья.

Места есть сильные, нейтральные и гиблые. На последних возводить жильё нельзя, к таким местам относят кладбища, места рядом с действующими храмами и святилищами, или же места, на которых храмы и святилища стояли и были разрушены. Так же к местам, на которых не следует селиться относились крутые излучины рек, места, где раньше проходила дорога - считалось, что в таком месте в доме не задержится счастье и богатство. Сильное же место богато подземными ключами, деревья да кустарники на нём растут ровные да высокие.

Был и специальный обряд, помогающий определить то ли место выбрано для постройки дома.

Расположение дома так же было немаловажным, оно согласовывалось со сторонами света и, соответственно, с т. н. геомагнитной сетью или, по старому - Линиями Нави. Сам дом возводился в традиционной пядевой системе мер, которая была привязана к телу человека. А значит, был изначально сладен со своим хозяином, создавался исключительно под него. И человек в таком доме чувствовал себя свободно и уютно. Внутренняя планировка дома согласовывалась с коловратами, порождаемыми стихийными Потоками Небес и Земли. Внешнее убранство дома обрамлялось обережными узорами, чтобы привлечь в дом положительные стихийные Потоки и устранить воздействие худых Потоков. В комнатах дома помещались специальные Предметы Силы, посвящённые Богам-покровителям данных частей дома.

При строительстве дома, под его фундамент ложился заклад - специальные обереги с рунными символами и заговорами, которые должны были привлекать, притягивать в дом Жило. Такие же обереги и знаки клались или чертились на полу под верхним покрытием, закладывались в углы, под плинтуса и под косяки дверей и окон.

Сам дом устраивался по определённому принципу и каждая часть его была взаимосвязана с Богами. Горизонтально дом делился Перуновым крестом на четыре сектора, соотнесённых с четырьмя Богами - устроителями домового пространства. Причём, каждый из этих секторов так же мог быть разделён по принципу вложенных пространств. Вертикально дом повторял трёхчастное строение мира: нижняя часть - фундамент и подпол или погреб - Навь, прошлое, основа; средняя часть - жилая - Явь, то место, где проходит жизнь домочадцев; чердак и крыша - небесный свод, Правь - обитель высших Сил. Через крышу в дом идут небесные Потоки, именно поэтому в старину крыша любого дома была со скатами, что бы текущая с Небес Сила не застаивалась и не создавала лишнего напряжения, а омывала дом, подобно дождю. Двускатная крыша обычно располагалась по направлению восток-запад, а на коньках её вырезали конские головы, символизирующие колесницу или лодью Дажьбога-Солнца, в которой плывёт он по Небу.
Самой сильной считалась южная сторона дома, сторона в которой по земному коловрату стихий властвовал Стриб (стихия) земли, а по небесному коловрату - Стриб солнечного огня. Именно на южной стороне, по которой ходит Солнце располагали фасад - лицо дома. С этой стороны было обычно и больше всего окон.

В южной стороне дома располагали так же гостиную и кухню, поскольку южная сторона - сторона плодородия, блага и здоровья. Причём гостиная смыкалась с восточной стороной, ибо восточная сторона несёт Потоки бродяжные, кочевые - как раз гостей привечать. Покровительствовали гостиной Белобог - устроитель явной жизни и Стривер - хозяин пространства, Отец ветров. Потому и решались в гостиной все важные семейные дела, велись семейные советы и здесь же привечались пришедшие в дом гости. Кухня смыкалась со стороной западной, поскольку запад несёт Потоки материального достатка и стабильности. Находится кухня под управлением Числобога - хранителя времени, чисел и Божества счёта и расчётов и Макоши - небесной пряхи, покровительницы женщин. Пространство кухни от печи до южной стены именовалось женским кутом - тут женщина была полноправной хозяйкой. В кухне же находится и одно из самых значимых Мест Силы дома - печь. По древним славянским преданиям первое, что сварганил небесный коваль Сварог - была печь. И первыми словами его были: «Да будет огонь в этом очаге!». А свет, уже от огня, сам по себе появился. Первым печником был Бог Сварог, оттого все Мастера печные – Свароговы братья. Печь – это ворота в Навь – древний мир человечества. За каждой печью живет Бог начала, наш Первопредок. Он и сейчас там живет, только люди забыли про это, кто с печью дружит, тот Его увидеть может. Обычно Он появляется в пламени в виде Огневика. Женское лоно устроено по образу той печи, внутри которой Сварог поместил огонь Животворящий. Вкладываешь в неё сырое, а получаешь готовое, с Духом и Душою. Печь из смерти в жизнь переводит, из минувшего в будущее. Очаг в доме - жизнь в доме. Дом без очага вовсе не дом, даже во временном доме есть очаг. В современных квартирах на кухнях стоят газовые, электрические, но печи. У огня всякая может быть природа. Любая печь – дитя той Божественной Первопечи. Любой огонь, у которого греешься и на котором еду готовишь, дом в храм превращает. С очагом обращаться нужно с пониманием, по всем правилам: содержать в чистоте, как содержишь в чистоте свое тело, каждый день протирать. Если печь хорошо попросить, она и дом сохранит от всякой нечисти, и болезнь прогонит, и печаль всякую. В печи можно печаль свою сжечь, любую беду прогнать. А еще огню печному можно дурные сны рассказывать, предчувствия нехорошие. Печь – почти как Бог, всемогуща! Прабог живет в мире, называемом Навь, там живут Навьи - Души Предков, и туда после смерти уйдем и мы. Оттуда же в мир приходят новые Души. Печь это образ Матери-Земли. У печи молят о будущих детях и перепекают недоношенных и больных. В печи дикий огонь превращается в ручной и служит человеку.

С запада к южной стороне обычно примыкала, приожая или веранда. При чём вход в дом должен быть с заподной стороны, чтобы в дом текли Потоки достатка материального и стабилности. Находиться прихожая и вход под управлением Перуна — он правит потоки, тякущие в дом. И стоя на страже межи отделяющий пространство дома от чужого мира задомья, правит течением Жила в доме. С внешней стороны на крыльце над входной дверью вешают обычно поткову, обязательно побывавшую под лошадью и найденую самостоятельно. Чтобы привлечь счастье и достаток вешают её рогами вверх., рассположеная так подкова семволизирует ещё и полную чашу в доме. А вот с внутренней стороны под наличник обычно втыкают иглы или нож, чтобы перебить течение худых потоков и отвадить иущих в дом с худыми намерениями. Сами же наличники над входной дверью и фронтон крыльца украшают резными знаками Перуна — Градинами.
С заподной стороны дома должны распологаться все материальные ценности, буть то деньги, драгоценности или кладовые с запасами продуктов. Тогда в доме непрерывно удет господствовать достаток и благополучие. На западе нужно обустраивать и деловое место, тогда любое дело будет приносить ощутимый материальный результат.

Это лишь некоторые принципы обустройства Ладного дома нашими Предками, способного быть оберёгом и настоящим родовым гнездом для населяющих его. Сами же Славянские знания по обустройству дома, весьма обширны, и включают в себя в том числе и сведения о создании домашних оберёгов, отгоняющие несчастья и недуги, и превликающих благо, древнии обряды, призывающие в дом Силу и Благодать Богов и Стихий. И многое многое другое.

И даже если вы живёте не в собственном доме, а в квартире многоэтажки, пользуясь мудростью наших Предков можно превратить её из серого типового холодного склепа в согревающий Душу и сердце родной уголок.

Аура дома Фад Роман Алексеевич

Глава 2 Славянский Фэн-Шуй - РОДОЛАД

Славянский Фэн-Шуй - РОДОЛАД

РОДОЛАД - старинное славянское ведическое искусство, которое в повседневной жизни постоянно использовали еще наши предки. Вернее, это даже не искусство, а наука, мудрость жизни и знаний, которая учит умению жить с миром в гармонии и любви и создавать их своими руками. Это определенный миропорядок, знание законов которого необходимо всем людям, и в первую очередь - женщинам, как хранительницам домашнего очага, от которых зависит рождение и воспитание детей, покой и счастье семьи, почитание предков и многое другое.

Например, древние славяне считали, что Берегиня - великая богиня, породившая все сущее. Ее повсюду сопровождают светозарные всадники, олицетворяющие солнце. К ней особенно часто обращались в период созревания хлебов, что, безусловно, указывает на принадлежность богини к верховным покровителям человеческого рода. Поклонение берегиням сочеталось с поклонением Роду и Мокоши - покровителям плодородия. Женщина тоже своего рода Берегиня, оберегающая свою семью, свой род и детей, от нее зависит счастье и покой в доме.

Позже стали считать, что в берегинь обращались просватанные невесты, умершие до свадьбы (например, покончившие с собой из-за измены коварного жениха). Но это уже сказки. С принятием христианства ведическая мудрость предков была скрыта под церковно-христианским «Домостроем».

Если же говорить о «Родоладе», то мы сразу же без труда вычленяем образующие его слова: «род» и «лад», то есть, жизнь в ладу. Лада - богиня весны, весенней пахоты и сева, покровительница брака и любви. А еще лад - деталь конструкции некоторых струнных инструментов, представляющая собой выпуклую поперечную полоску на грифе и служащая для изменения тона звучащей струны. И лад в музыке непосредственно связан с гармонией, что опять-таки возвращает нас к тому, что лад способен гармонизировать звучание, мелодию. А что может быть важнее для Рода, чем гармония? Жить в ладу с собой и с миром - главная задача разумного существа.

Род - общеславянский бог, создатель всего живого и сущего. Род - Сущий, Единый, прародитель богов и творец мира, «Вседержитель, иже единъ бесмертенъ и непогибающихъ творецъ, дуну бо человеку на лице духъ жизни, и бысть человекъ въ душю живу: то ти не Родъ, седя на вздусе, мечеть на землю груды - и въ томъ ражаются дети…», упомянут в поучениях против язычества «О вдохновении святаго духа», «Слове об Идолах», «Слово Исайи пророка», рукописи Четьи Минеи из древнерусского духовника.

Византийский писатель Григорий, живший в XII веке, в «Слове об идолах» сообщал, что культ Рода - это одна из мировых религий, а летописец немецкого епископа Герольда Гельмольд в 1156 году писал: «Среди многообразных божеств, которым они (славяне) посвящают поля, леса, горести и радости они признают и единого бога, господствующего над ними в небесах, признают, что он всемогущий, заботится лишь о делах небесных, другие боги повинуются ему, выполняют возложенные на них обязанности, и что они от крови его происходят и каждый из них тем важнее, чем ближе он стоит к этому богу богов». Таким «Богом богов» у западных славян именуют Свентовита, скорее всего, это одна из главных ипостасей Рода.

Сейчас под словом род мы понимаем родственников, наших предков, потомков, но суть его гораздо глубже и шире. Корень «род» мы, не задумываясь, употребляем в словах родитель, родной, родина, родить/рожать, урожай, народ, порода, родник, природа. Но в первую очередь, род - это огромная сила, животворная, призывающая подпитываться ею и позволяющая с ее помощью обрести гармонию с мирозданием.

Если женщина призвана творить лад и гармонию семейного очага, то мужчина - добытчик, кормилец и защитник этого очага. Он творит жизнь, заронив семя в женское чрево, а его избранница хранит и взращивает его, в свой срок являя миру нового человека. Женщина и мужчина творят любовь. Женщина гармонизирует ее и поддерживает пламя, мужчина защищает эту любовь, спокойствие и порядок.

РОДОЛАД - искусство гармоничного общения и взаимодействия с Мирозданием через стихии земли, воздуха, воды и огня.

Наш дом - наша крепость, это место сакральное, место, где человек должен быть защищен от вторжения чужеродных энергий, место, где ему всегда хорошо и спокойно. В доме мы совершаем самые важные действия: едим, спим, творим любовь, воспитываем и учим детей, заботимся о престарелых родственниках, мечтаем, задумываем новые дела, отдыхаем и набираемся сил. В дом мы приглашаем только самых близких, тех, кому доверяем. И в доме мы проводим больше всего времени, поэтому искусство правильного устройства дома - одно из важнейших. Игнорируя детали и нюансы, из которых складывается аура нашего дома, мы тем самым пускаем «на авось» всю нашу жизнь, не понимая, что именно с этого места начинается точка отсчета. Если наш дом грязен, не прибран, полон сломанных вещей, то и вся жизнь будет идти кое-как, поскольку ни внутри нас, ни в нашем доме нет гармонии, а соответственно - нет и гармонии с самой жизнью, с мирозданием. Что такое благосостояние? Из чего состоит благо? Оно, как мозаика, состоит из множества деталей, и только гармонично сложив их, мы получим нужную картинку, а не бессмысленный и аляповатый рисунок.

Создайте свою гармонию. Начните с себя, с изменения образа мыслей, с уюта в доме, с лада, которому вам, может быть, еще только предстоит научиться. Умея жить в ладу с собой, умея поддерживать порядок в доме, вы сможете научить этому детей, и тогда они тоже смогут жить в гармонии и любви: правильно выбрать себе профессию, мужа или жену, находить достойные цели и воплощать их в жизнь.

Живя в ладу с собой и мирозданием, вы становитесь со-творцами нового мира и нового миропорядка, вы сами выбираете свой путь, а не плывете безвольно по течению, как многие другие, те, кого не научили этому простому, но очень важному искусству.

Казалось бы, современный мир обладает уникальными знаниями и технологиями, недоступными нашим предкам, но тогда почему в мире не стало больше счастливых людей, научившихся жить в гармонии? Ведь можно победить множество болезней, перелететь за несколько часов полмира, отправиться в путешествие хоть на край земли или высадиться на Луне, но счастья, как не было, так и нет. Люди умирают от новых болезней, лекарств от которых еще не создано, они болеют от загрязнения окружающей среды, войн, болеют от собственных страхов и приобретенных фобий, впадают в депрессии от бессмысленности существования. Однако все новое - это хорошо забытое старое. Все великое не имеет сложной математической формулы и не требует изощренного мозга гения для решения простейшей задачи. Разгадка проста. Хочешь быть счастливым - будь им. Открой свое сердце миру, открой его любви и научись жить в ладу с собой, родными и близкими, родом, природой, миром. Гармония мужского и женского начал, мужской и женской энергии, природа их взаимодействия, где каждому определено свое место (не первое и второе, не главное и второстепенное, а свое, изначально естественное), гармония физического и материального, и духовного и нематериального - вот секрет, который нужно понять и принять.

Не может быть здоровой нации, счастливой страны там, где большинство людей пребывает в иллюзиях, когда слово не сочетается с делом, а понимание с принятием и исповеданием определенного порядка.

Я не пытаюсь вас агитировать за ту или иную религию, веру, образ мыслей, не стремлюсь сделать из сангвиника холерика, из гуманитария - специалиста какой-либо из точных наук, но открываю вам свою действенную модель счастья, проверенную на практике мной лично. Воспользоваться ею или нет - дело ваше. Но почему бы не попробовать?

Центральный символ Родолада

Звезда Алатырь (Крест Сварога), Око Бога Рода - Восьмилепестковая звезда, древний символ сворачивания и разворачивания Вселенной.

Алатырь расположен по сторонам света, каждая сторона имеет свое божество, отражает определенные свойства, имеет свой цвет, растение и стихию.

Алатырь накладывался на план дома или участка перед его строительством, его вышивали на рубашках ведунов и колдунов, а также путников, отправлявшихся в дальнюю дорогу.

В нем сокрыты четы и руны, сварги, круги, триглавы и двуглавы, ужи и все остальные священные знаки, потому что он - основа и конец всего. Другие обереги только части его, детали, отражающие отдельные свойства.

Русский дом по сторонам света

Ключевые области русского, славянского дома: вход, печь, красный угол.

Вход

В соответствии с большинством произведенных ранних дохристианских раскопок, можно утверждать, что у жилищ наших предков-славян вход был сориентирован на юг.

В более поздних раскопках также можно обнаружить восточное направление входа. Позже выбор конкретного направления входа был утерян. По традиции у входа в доме или перед домом сажали тряпичную куклу-берегиню на уровне чуть выше человеческой головы. У куклы отсутствовали черты лица - считалось, что их наличие могло превратить ее в злого духа. В китайском Фэн-Шуй лучшее направление входа также, как у славян - южное.

Юг представляет стихия огня.

Символика: солярная, жар-птица, красные ягоды и плоды.

Порог

Порогу у славян придавалось большое охранное значение, по традиции славяне хоронили под порогом прах умерших родственников, таким образом предки охраняли вход. А еще традиционно порог славянского дома должен быть высоким, чтобы отсекать чужеродную энергию, не позволяя ей проникать в дом.

Печь

Печи в домах наших предков располагались у дальней - северной стены, или в северо-западном углу. Считалось, что печь, как представительница стихии огня, защищает дом от приходящих с севера и запада злых духов. В более поздних жилищах (судя по раскопкам и письменным свидетельствам) печь могла быть в других секторах дома, иногда в центре.

Север - направление богини Макоши, покровительницы домашнего очага.

Символика Макоши - оленица, женщина с оленьими рогами.

Северо-запад считается направлением богини Доли. Доля отвечает за предстоящие события и судьбу. В этом углу по обычаю складывали записки с пожеланиями на будущее.

Цвета направления - красный, черный.

Красный угол

Красный угол у славян традиционно располагался по диагонали от печного угла.

Юго-восток - его характерное направление.

Красный угол призван отвечать за благоденствие и здоровье в широком смысле. Здесь находился алтарь и ставился обеденный стол. В красном углу находилось место хозяина дома и самых дорогих гостей.

Цвета - оттенки красного, золотого, желтого.

Окна

В древнейших постройках наших славянских предков окон не было, но в более поздних жилищах, с появлением разбивки на различные помещения, наилучшим направлением для окон жилых комнат считались восточное и южное.

Восток - направление бога Ярило. Это направление отвечает за приход новых возможностей. На восточной стене находили свое место лук со стрелами.

Символика солярная, цвет золотой, желтый. Следует отметить, что славяне спали головой на восток.

Юго-запад у наших предков был предназначен для хранения металлической утвари и оберегов. Дух юго-западного направления - священная птица Сва (вполне вероятно, сова).

Запад - направление стихии земли. Здесь было место для глиняной посуды. Дух-покровитель - Овсень.

У Коляды был брат-близнец Овсень (или Авсень), который появился на свет чуть позже и потому считался вторым, младшим. Ему же досталась роль на практике осуществлять те божественные знания, которым учил людей Коляда. В «Книге Коляды» записано:

Как два сокола летели - Овсень и Коляда! Там лето - здесь зима! Как они летели - все люди глядели. Как они садились - все люди дивились. Как они вспорхнули - все люди вздохнули…

Чествование двух братьев приходилось на один и тот же сезон - зиму. Сначала праздновали Коляду затем по деревням ходили «овсенщики», славившие Овсеня. «Лето» в песне символизирует вечное благоденствие жизни на небесах. «Зима» - это трудности земной жизни. Еще не так давно по белорусским селам под Новый год водили двух братьев. Один, одетый богато и красиво, был Колядой, другой, во всем старом и рваном, - Овсень. Входили в дом, прикрывали братьев занавеской, а хозяин дома должен был выбрать одного из двух «коляд». Угадает первого - будет ему во всем удача, счастье в жизни и богатый урожай. Ну а если выберет второго, то тут уж все наоборот: сплошные заботы и труды, а урожай все равно соберет скудный. Но сильно огорчаться не стоило - это ж не на всю жизнь, а только на год. На следующие колядки снова следует попытать счастья, авось оно и улыбнется горемыке. Главное же в том, что следовало запомнить: небесное - Коляда - выше земного - Овсеня, выбирать нужно его.

Овсень - это мост в будущее, по которому брат Коляды первым переправляется в наступающий новый год. Он первым идет в неизведанное будущее, встречается там с нечистью, рассеивает ее и тем самым расчищает путь людям, словно бы говоря: «Добро пожаловать в новую жизнь!» После этого люди начинали выпекать особое печенье - в виде жаворонков, которым следовало угощать не только близких и соседей, детей и странников, но и стихии - огонь и воду, чтобы те были послушными в новом году и не доставляли людям неприятностей.

Северо-восток - место для оберегов супружества. Ему покровительствует Лада.

Символы - пара уточек.

Эта картинка изображает Макошь: женщину с поднятыми вверх руками, обозначение крестика на туловище женщины - носимый в ее утробе ребенок.

Символы земли - разные варианты вложенных друг в друга ромбов. Ромбы с черными вкраплениями означают засеянную зерном плодоносящую землю и беременную женщину.

Парные птицы - оберег семейных отношений.

Зигзагообразный узор - символика воды, реки, дождя.

Восьмиконечная звезда символизирует человека.

Кони, самовары, грифоны и т. д. - более поздние фантазии, несущие скорее украшательский, чем сакральный смысл.

Из книги Тайны рун. Наследники Одина автора Кормилицын Сергей

Славянский рунический строй. По Антону Платову. Толкование значения рун по Антону Платову, «Славянские руны». МирБелбог, внутреннее «Я», Древо МираРуна Белого Бога - одного из самых сложных образов славянской мифологии. В германском Футарке эта руна носит имя «Madr»

Из книги 08_Неизлечимых болезней нет. автора Панова Любовь

Из книги 06_Переселение Душ автора Панова Любовь

Из книги Свет - это Жизнь или Апокалипсис сего дня (книга 4) автора Малярчук Наталья Витальевна

Глава SEQ Глава * ARABIC 4. ПРИЧИНЫ И ЛЕЧЕНИЕ НЕКОТОРЫХ БОЛЕЗНЕЙ На следующий день мы снова встретились с Любашей. Я приготовил список болезней, для лечения которых требовались народные рецепты.Опять вышел Серафим Саровский и дал подробные ответы на все

Из книги Астрология имени автора Глоба Павел Павлович

Глава SEQ Глава * ARABIC 5. ЧТО СЕЙЧАС ПРОИСХОДИТ В ПЕРЕПРАВНОЙ В августе 2005 года я в очередной раз приехал к Любаше в станицу Переправная.В усадьбе у Любы можно было заметить множество новых сооружений, строительство шло полным ходом.Сама хозяйка поместья выглядела усталой.

Из книги Славянские обряды, заговоры и ворожба автора Крючкова Ольга Евгеньевна

Глава SEQ Глава * ARABIC 6. КТО МЕШАЛ РАЗВИТИЮ МЕДИЦИНЫ Небольшой рассказ о том, как строились отношения между медициной и религией на протяжении последних пятисот лет.Чтобы понять, насколько изменилась медицина хотя бы за последние пятьсот лет, мысленно представьте себе, что

Из книги Деструктивные психотехники [Технологии изменения сознания в деструктивных культах] автора Лири Тимоти

Глава SEQ Глава * ARABIC 7. НЕИЗЛЕЧИМЫХ БОЛЕЗНЕЙ НЕТ Да, это действительно так.Бог, создавая человека, заложил в него могучую программу самоисцеления.Но, к сожалению, правильно пользоваться этой программой умеет далеко не каждый. Люди до сих пор не могут поверить в свои

Из книги 150 ритуалов для привлечения денег автора Романова Ольга Николаевна

Глава SEQ Глава * ARABIC 8. КАК ПРАВИЛЬНО ВЫБРАТЬ ДИЕТУ Готовясь к этой теме, я просмотрел специальную литературу и подготовил небольшое вступление к следующей беседе.Диет в мире великое множество, их число измеряется тысячами. Вот названия некоторых из них - самых последних и

Из книги Амулеты на богатство. Амулеты на привлечение денег автора Гардин Дмитрий

Глава SEQ Глава * ARABIC 9. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ Как определить свой биологический возраст Биологический возраст - это тот возраст, насколько вы реально здоровы. Например, по паспорту вам будет сорок лет, а показатели здоровья у вас как у тридцатилетнего.И наоборот, некоторые

Из книги автора

Глава 3 Переселение душ…13 Глава 4 Прошлые жизни великих людей…20 This file was createdwith BookDesigner

Из книги автора

Из книги автора

Славянский эгрегор К славянскому эгрегору относятся имена, уходящие своими корнями в историю славянских народов. Многие из древних славянских имен были незаслуженно забыты после принятия христианства и вытеснены греческими, библейскими и римскими именами.

Из книги автора

Древний славянский обряд на зачатие Для благоприятного зачатия в домашних условиях женщина проводила следующий ритуал: наливала воды в глиняную чашу, правым коленом ступала на порог, который символизировал границу реального и потустороннего миров, затем произнести

Из книги автора

Глава 18 Нейрологические основы промывания мозгов (Отрывок из книги Т. Лири «Нейрополитика», глава написана Т. Лири совместно с Р.А. Уилсоном) Фундаментальный пример программирования мозга, который помогает нам понять трансформацию Келли, Линетт, Патти и себя самих, связан

Из книги автора

Языческий славянский оберег Может иметь различные варианты, в зависимости от желаний владельца. Его изготавливают из подвесок на разделителе для бижутерии (рис. 74).Среди подвесок могут быть самые разные славянские символы. Среди наиболее популярных – ложка (достаток,

Из книги автора

«Славянский узел счастья» «Славянский узел счастья» по своим свойствам близок к амулетам. Относится к ряду магических узлов – наузов. «Узел счастья» был широко распространен среди славянских народов, а так же в Китае и Монголии. «Узел счастья» символизирует равновесие

Место. Ландшафт.

Наши Предки имели иные, нежели у нас, взгляды на то место, называемое домом, где им предстояло жить, растить детей, праздновать, любить, принимать гостей.

Попробуем обратиться к их опыту, восстановить для себя их ощущение пространства бытия, которое «делалось» ими с соблюдением обычаев и обрядов чтобы максимально успешно обслуживать их жизнь.
Прежде всего, выбор места был неслучаен. Русская деревня, как правило, очень живописно расположена. Ставилось поселение на берегу реки, озера, на возвышенности при ключах. Место хорошо продувалось и омывалось энергетическими потоками воздуха и воды.

При постройке жилья крестьянин придавал ему ориентацию по сторонам света. Он ставил избу там, где лучи солнца давали больше тепла и света, где из окон, с площадки крыльца, с территории двора открывался наиболее широкий вид на обрабатываемые им угодья, где был хороший подход и подъезд к дому. Например, в Нижегородской губернии дома старались ориентировать на юг, «на солнышко»; если это было невозможно, то «лицом» к востоку или юго-западу. Дома однорядных поселений ориентированы только на юг. Естественная нехватка мест на солнечной стороне при росте поселения приводила к возникновению второго ряда домов, с фасадами, обращенными на север. На ровной и сухой площадке он строил овин и гумно, «на глазах» - перед домом ставил амбар. На вершину холма поднимал ветряную мельницу, внизу у воды, сооружал баню.

Нельзя было строить жилье, где раньше проходила дорога. Пространство бывшей дороги было пронизывающим, "продувающим"; в доме энергия жизни не скапливалась, а проходила сквозь него по старому маршруту.
Место считалось неблагоприятным для строительства, если там были найдены человеческие кости, или кто-нибудь поранился топором или ножом до крови, или произошли другие, памятные деревне неприятные, неожиданные события. Это грозило несчастьем для жителей будущего дома.

Нельзя было строить дом на месте, где стояла баня. В бане человек не просто смывал с себя грязь, а как бы погружался в сосуд с живой и мертвой водой, рождался каждый раз заново, подвергая себя испытанию огнем и водой, парясь при высокой температуре, и затем окунался в прорубь или реку, или просто обливался ледяной водой. Баня была и родильным домом, и местом обитания духа банника. Баня - место неосвященное - там нет икон. Баня - место, где много всего происходит, если не придерживаться ритуалов ее посещения.

Исходя из всего этого, дом, поставленный на месте бани, строился в пространстве, где много всего происходило и оно продолжало хранить память об этом. Последствия проживания на месте бани были непредсказуемыми.
Благоприятным для строительства считалось то место, где ложится на отдых рогатый скот. Ему в народе приписывалась сила плодородия. Животные более чувствительны к энергетической характеристике места. Древние знали это и широко использовали в жизни. У народов мира есть множество сходных примет и обрядов, где используется чутье животных.
Весь процесс домостроительства сопровождался ритуалами. Один из обязательных обычаев - принесение жертвы, чтобы дом хорошо стоял.

Здесь уместно будет напомнить, что православие имеет языческие корни, которые христианство не уничтожило. Язычество христианина отражает реальность его бытия среди живой природы, которую он воспринимал как одухотворенную, то есть проявляющуюся как равный ему субъект. Предки наши - славяне, как правило, облекали знания в мифологические метафоры, пословицы, поговорки, приметы. От этого нисколько не снижалась ценность накопленного ими знания, сегодня забытого и мало используемого. Мы склонны скорее обратиться к современному дизайнеру, опирающемуся на опять таки на традиционное, но китайское фен-шуй, чем использовать опыт собственных предков.
Осколки картины мира древних славян сохранились у русских практически до конца ХIХ века. Говоря о строительстве дома, мы можем наблюдать ее проявления и в ниже описанном обряде.

На месте будущего сруба устанавливалось деревце, обычно - березка или рябина, которое символизировало «мировое древо» - «центр мира». На наш взгляд этот ритуал отражает представление наших предков о собственном времени и месте пребывания в мире. Заметим, что крестьянами ХIХ века это делалось вряд ли осознанно, с пониманием. Архаический смысл обряда мог означать, что именно здесь, в пространстве будущего дома, будут происходить все самые значимые для хозяина дома события, протекать его жизнь, жизнь его детей и,возможно внуков и правнуков. Ритуальное дерево заменялось живым, посаженным возле дома. Оно несло сакральный смысл древа мирового, а кроме этого, человек, посадивший дерево, манифестировал, что пространство вокруг дома - не дикое, а культурное, освоенное им. Специально посаженные деревья запрещалось рубить на дрова или для иных хозяйственных нужд. Выбор породы дерева - чаще всего сажали рябину, тоже был неслучайный. И плод рябины и лист имеет графику креста, а значит, в картине мира русских, являются естественным оберегом.

Особое значение придавалось закладке первого венца: он делил все пространство на домашнее и недомашнее, на внутреннее и внешнее. Из хаоса окружающей природы, стихии, выделялся остров обетованный - макрокосм человеческой жизни.

Усадьба. ДОМ.

Рассмотрим типическую форму традиционного жилья. Изба - клеть, представляющая из себя прямоугольник, над которой возвышается двускатная крыша. Попробуем прочесть это в системе фен-шуй. По стихиям - это земля, обогреваемая огнем. То есть энергетически дом являлся как бы продолжением стихии Земля, но чтобы она не была размыта стихией воды, льющейся сверху, крыша - огонь защищала и согревала. Огонь соединял пространство дома с Огнем небесным, Солнцем, Светом Звезд и Луны. По двускатной крыше энергия стекает на дом, омывая его. Для сравнения: наши сегодняшние дома-коробки лишены вертикали, которая бы способствовала как антенна, соединению с энергией Космоса. Это на прямую связано с самочувствием человека, живущего в таком доме и среди такой плоской архитектуры. В архитектуре Нижнего Новгорода, например, последних 10 лет стараются сделать башню, шпиль, высокую, устремленную к небо крышу, причем, как у жилых домов, так и у административных. Это интуитивное стремление компенсации за долгий период своеобразного серого застоя во внешнем убранстве и самочувствии. Что мы можем вспомнить из «архитектурных стилей» советского периода? «Сталинки», «хрущевки», панельное строительство. Как их внешний вид, так и внутреннее убранство нельзя назвать комфортным для человека.

На фасадах домов наших предков, например, в нашем лесном Нижегородском крае, была отражена в деревянной резьбе картина мира древних предков или присутствовали отдельные ее детали, как бы намеками ее обозначающие. Суть орнаментального украшения - изображение трех миров. Фронтон - верхний мир, срединная часть фасада - земля. Нижняя часть, как правило, не заполненная орнаментом - хтонический, непроявленный мир. Обилие солярных знаков, знаков плодородия, мирового древа - все было призвано не украшать, а нести определенные смыслы, через которые развертывалось пространство нужного качества. То есть предполагалось, что дом должен быть полной чашей, его пространство способствовать здоровью и счастливой жизни семьи. Это и обслуживали орнаменты фасада.

Интерьер.

Сакральные смыслы в простой русской избе, проявляющиеся в ритуалах, доминировали над чистотой и комфортом с нашей современной точки зрения.

Практически все домашнее пространство как бы «оживало», участвуя как место для проведения определенных семейных обрядов, связанных с взрослением детей, свадьбой, похоронами, приемом гостей
Начнем, как принято, от печки.

Русская печь - самый крупный объем в интерьере дома. Они занимала площадь 2,5 - 3 кв. м. Теплоемкость печи обеспечивал равномерный обогрев жилого помещения в течение круглых суток, позволяя долго держать в горячем состоянии пищу и воду, сушить одежду, в сырую и холодную погоду спать на ней.

Печь, как уже нами отмечалось, домашний алтарь. Она согревает дом, огнем преображает продукты, принесенные в дом. Печь - место, возле которого происходят различные ритуалы. Например, если в дом пришла нарядно одетая женщина и почти без слов подходит к печи и греет у огня руки, значит - сваха, пришла сватать.
А человек, переночевавший на печи, становится «своим».

Дело здесь не в печи как таковой, а в огне. Из всех стихий, огонь - самая почитаемая. Ни один из языческих праздников не обходился без возжигания ритуальных костров. Затем огонь перекочевал в православный храм: огоньки лампад, зажженные с молитвой свечи. В традиционной культуре русских помещение, не имеющее печки, считалось не жилым.
Отметим, что, например, в Нижегородском крае печь топилась по-черному, и ни о каком удобстве в нашем понимании - чистоте, свежем воздухе,- речи вообще не шло. Топка печи по-белому преобразила дом. В то же время традиционная мебель и интерьер заволжской крестьянской избы оставался неизменным. Еще в середине ХIХ века П.И. Мельников-Печерский писал: «Великорусская изба на севере, на востоке и по Волге имеет везде одинаковое почти расположение: направо от входа в углу печь (редко ставится налево, такая изба зовется «непряхой», потому что на долгой лавке, что против печи, от красного угла до коника прясть не с руки - правая рука к стене приходится и не на свету). Угол налево от входа и прилавок от двери до угла зовется «коник», тут место для спанья хозяина, а под лавкой кладутся упряжь и разные пожитки. Передний угол направо от входа - «бабий кут», или «стряпной», он часто отделяется от избы дощатой перегородкой. Лавка от святого угла до стряпного называется « большою», а иногда «красною». Прилавок от бабьего кута к печке - «стряпная лавка», рядом с ней до самой печи - «стряпной ставец», вроде шкапчика и стола вместе, на нем кушанья приготавливаются».(5, с. 199)

У каждого члена семьи в доме было свое пространство. Место хозяйки- матери семейства - у печи, поэтому оно так и называлось - «бабий кут». Место хозяина - отца - у самого входа. Это место стража, защитника. Старики часто полеживали на печи - теплое, комфортное место. Дети, как горох были рассыпаны по всей избе, или сидели на полатях - настиле, поднятом на уровень печи, где им во время длинной русской зимы не страшны были сквозняки.

Грудной ребенок качался в зыбке, прикрепленной к концу шеста, который крепился к потолку через кольцо, укрепленное в нем. Это давало возможность перемещать зыбку в любой конец избы.

Красный угол .

Обязательной принадлежностью крестьянского жилища была божница («тябло», «киот»), которая располагалась в переднем углу над обеденным столом.

Место это называлось «красный угол». Это был домашний алтарь. Человек начинал свой день с молитвы, и молитва, со взором, обращенным в красный угол, на иконы, сопровождала все его жизнь в доме. Например, молитва обязательно читалась перед и после трапезы.

Красный угол - христианский алтарь и печь - алтарь «языческий», составляли некое напряжение, располагаясь по диагонали пространства дома. Именно в это - передней части избы - располагалась красная скамья, стол, перед печкой готовилась еда. События будничной жизни протекали в очень насыщенном силой энергетическом пространстве. Входящий в дом гость сразу видел иконы красного угла и крестился, приветствуя хозяев, но останавливался у порога, не смея без приглашения пройти дальше, в это обжитое, хранимое Богом и Огнем, пространство.

Кроме уже выше описанного первого уровня интерьера, был второй, расположенный на печном столбе, который располагался у внешнего угла печи - почти посреди избы и доходил по высоте до плеча печи. От печного столба, опираясь на него, шли два толстых бруса - один к передней, другой к боковой стенам противоположным печи. Они располагались примерно на высоте 1,6 - 1,7 метра от пола. Первый - палатный, так как служил несущей конструкцией палатного настила - традиционного спального места. Хлебный брус ограничивал по высоте печи «бабий кут». На хлебный брус как на полку, ставили свежевыпеченные хлеба и пироги. Как мы видим, второй жилой ярус непосредственно связан с жизненными процессами домочадцев - трапезой и сном. Если открыть дверь и заглянуть в избу, то что творится на полатях вообще не будет видно - они располагаются над головой вошедшего, а место у печки будет скрыто выступающим печным столбом и занавеской, которой иногда отгораживался бабий кут как раз по верхней границе, обозначенной хлебным брусом. Естественно, что с печным столбом - как бы самой сильной несущей конструкцией в дому - связано множество ритуалов. Например, когда ребенок становился на ножки и делал первые шаги, его навещала повитуха. Она ставила своего питомца спиной к печному столбу с приговором: «Как печной столб крепок, так и ты будь здоров и силен»

Из передвижной мебели можем назвать только стол и одну или две переметные скамьи. Пространство избы не предполагало излишеств, да они в крестьянской жизни и не были возможны. Совсем иное пространство в доме зажиточных поволжских или всегда свободных северных крестьян.

Окна и двери.

Вход в избу предварялся сенями, вход в дом - крыльцом. Крыльцо - это несколько ступенек вверх, потом дверь, ведущая в сени, сени, и дверь, ведущая в избу. Никогда двери не располагались на одной прямой. Поток воздуха и всего, что он нес, как бы завихрялся, ослабевал и в саму избу попадал уже «очищенный», наполненным добрым ароматом сушившихся в сенях трав и доносившимся со двора запахом коровы.

Окна и двери, как некие магистрали, проходы в дом и из дома всегда обрамлялись внешне и их пересечение сопровождалось ритуалами. Перед выходом хозяев на улицу она могла быть такой: «Господи благослови на хороший день, убереги от плохих, злых людей!». Перед тем, как войти в чужой дом, тоже читалась молитва.

Эти обычаи связаны с тем, что человек на подсознательном уровне различал пространство дома, где ему ничего не угрожало и пространство внешнее, где могло произойти всякое.

Окно - это и связь с миром мертвых. Например, через окно выносили умерших некрещеных детей: они умерли, хотя еще не были приняты миром живых. «Бог дал - Бог взял». То есть почти нет времени их земной жизни и душу ребенка возвращают в мир, откуда он только что пришел.

Через окно подадут на Святки колядующим - то есть тем, кто принес божественные пожелания хозяевам.

Освоение пространства.

Дом являлся как бы моделью самого человека и самой своей конструкцией призван был помогать жизни в нем.
Жилище уподоблялось телу человека. Лоб, лицо (наличники), окно (око), устье (уста), чело, зад, ноги - и т.д. термины общие для описания человека и жилища. Это отражено и в обрядах. Например, при рождении ребенка, открывались двери дома, который мыслился женским телом.

Отстроенный полностью дом - еще не жилое пространство. Его надо было правильно заселить и обжить. Дом считался обжитым семьей, если в нем произошло какое-либо событие, важное для домочадцев: рождение ребенка, свадьба и т.д.
До наших дней даже в городах сохранился обычай впускать вперед себя кошку. В деревнях традиционно кроме кошки дом "обживали" оставленные на ночь петух и курица По народным повериям, дом всегда строился «на чью-либо голову»: это означало возможную смерть одного из домочадцев. Поэтому дом заселялся в определенной последовательности, причем сначала животными, потом людьми.

Переходу на новое жительство предшествовали обряды, связанные с "переселением" домового.
Домового в деревнях до нашего времени почитают как хозяина жилища, и, заселяясь в новый дом, спрашивают у него позволения:

«Хозяин домовой, пусти нас пожить» или:
«Хозяин и хозяюшка,
Будьте вместе с нами,
Дайте жизни хорошей.
Нам не ночь ночевать,
А век вековать».(3, с. 24, 21)