Главная · Освещение · Спор о происхождении сифилиса разрешён. Откуда появился сифилис и когда

Спор о происхождении сифилиса разрешён. Откуда появился сифилис и когда

Первая эпидемия сифилиса в Европе развернулась на стыке XV и XVI веков. К тому времени человечество знало много неизлечимых и мучительных заболеваний. Тем не менее, новая болезнь сумела произвести глубочайшее впечатление на людей и вписать отдельную главу в историю.

Откуда есть пошел сифилис

Старые названия сифилиса изобилуют географическими названиями. Сифилис всегда был позорной болезнью, стигмой, поэтому в каждой стране при его появлении виновными выставлялись враги или соседи. Так, жители сегодняшних Италии, Германии и Великобритании называли его «французской болезнью», французы - «неаполитанской болезнью», одно из старых русских названий - «польская болезнь» (в «Домострое» фигурирует как «френчьюги»), поляки - «немецкой болезнью», датчане, португальцы и жители северной Африки - «кастильской» или «испанской». Отразилась в названиях и межрелигиозная напряженность: турки называли болезнь «христианской», на севере Индии мусульмане и индуисты обвиняли друг друга, а все вместе они были уверены, что болезнь идет от европейцев. Однако господствующее научное мнение склоняется к тому, что сифилис имеет американские корни и не встречался в Европе до экспедиции Колумба.

Согласно «колумбовой» гипотезе, сифилис в Старый Свет привезли конкистадоры, вернувшиеся из Нового Света в 1493 году. Ее подтверждают документы, записи Фернандеса де Овьедо и Руй Диас де Ислы, двух испанских врачей, присутствовавших при прибытии Колумба. Де Исла, позже посетивший Новый свет, утверждал, что в Америке знали неизвестную Европе болезнь и имели способы ее лечения.


Прибытие Колумба. Фото: Wikipedia

Эту теорию возникновения сифилиса регулярно пытаются опровергнуть. Для этого прибегают к исследованию специфических сифилитичесиких повреждений на костях, которые обнаруживают археологи в Старом Свете. Однако обычно поражения оказываются другой природы или недостаточно старыми. В мире есть менее 20 костных фрагментов с подтвержденными сифилитическими поражениями старше даты возвращения Колумба, и те подвергаются сомнению. В Новом Свете проблем с доказательствами доколумбового сифилиса нет, некоторым «сифилитическим находкам» несколько тысяч лет.

Сторонники доколумбовых гипотез утверждают, что свидетельства о трепонемных болезнях (к ним относят пинту, фрамбезию и два вида сифилиса) стерты, поскольку их часто путали с лепрой. Предполагается, что бледная трепонема (возбудитель сифилиса) произошла от возбудителя фрамбезии под действием низких температур в Старом Свете в районе 3000 г до н.э. Болезнь распространилась по всему миру и к XV веку приобрела тяжелое течение. Унитарная гипотеза является самостоятельным вариантом доколумбовых теорий. Согласно ей, оба вида сифилиса (эндемический и половой), пинта и фрамбезия вызываются одним микробом, свойства которого меняются в зависимости от среды, являются адаптивным ответом бледной трепонемы. Грубо говоря, когда люди начинали мыть руки, она переключалась на половой путь передачи.

Французский король Карл VII пришел в Италию с армией в 25000 человек через год после возвращения Колумба. Еще год спустя во время битвы при Форново итальянские врачи впервые обратили внимание на болезнь французских солдат: на их коже были гнойные пузырьки, более страшные, чем при лепре, болезнь была смертельной и передавалась при половом контакте. С обеих сторон воевали наемники, собранные со всей Европы, война длилась 30 лет, проституция и изнасилования помогали распространению болезни, которую легионеры потом везли к себе домой. Характерно, что болезнь тогда протекала гораздо острее и тяжелее, чем сейчас, были часты смертельные исходы. Это также поддерживает колумбову теорию сифилиса: в те годы трепонема была нова для иммунитета европейцев. До России болезнь добралась быстро, уже к 1499 году, миновав территории Великого княжества Литовского и нынешней Украины.

Многие исторические хроники того времени винят в распространении сифилиса евреев. В 1492 году вышел указ об изгнании евреев, не принявших католицизм, с испанских территорий. 200000 евреев направились в Северную Африку и Южную Европу. Часть временно осела в окрестностях Рима, где около 30000 из них погибло от сифилиса. Несмотря на то, что самих евреев в Рим не пустили, болезнь проникла в город и могла поджидать французов там.



Фото: Wikipedia/Wolfgang Sauber

Это были лихие 1490-е. Мы лечились, как могли

Принципиально важным вопросом была дилемма: лечить или не лечить сифилис вообще, поскольку такая божья кара дается неспроста. Прогрессивные врачи защищали позицию, что доктор должен лечить всех пациентов без предрассудков. Естественно, первые виды лечения сифилиса были малоэффективными и вызывали много побочных реакций. Коснемся лишь основных тенденций, не ставя цели выбрать самый жестокий метод.

Учитывая, что болезнь ассоциировалась с «открытием Америки», лечение включало растения, привезенные из Нового Света: гваяковое дерево (Guaiacum Officinale) и иву. Считалось, что их мочегонное, слабительное и потогонное действие очищает кровь. Ожидалось, что ртуть тоже действует подобным образом, изгоняя болезнь с потом и повышенным отделением слюны (при отравлении) . Одним из ведущих адептов лечения ртутью был сам Парацельс, считавший «травки» бесполезными. Среди противостоящих ему был бывший священник Ульрих фон Хуттен, который описал симптомы отравления ртутью на собственном примере. Побочные эффекты ртути были ужасны: поражения нервов, почечная недостаточность, потеря зубов и другие. Вот одно из описаний лечебных процедур:

«Пациент изолировался в душной комнате и растирался ртутной мазью несколько раз в день. Массаж проводился около огня, где страдальца затем оставляли для потения. Эта процедура продолжалась от недели до месяца или дольше, а при необходимости повторялась. Использовались также купорос и мышьяк, но их польза подвергалась сомнению».



Лечение сифилиса окуриванием. Фото: Wikipedia

Профилактические меры в виде закрытия борделей и публичных бань проводились по всему миру, но отсутствие последовательности и эффективного лечения делало их недейственными. Еще одной идеей профилактики сифилиса было использование презервативов, которые были изобретены специально для этой цели.

До появления антибиотиков лечение сифилиса претерпело несколько прогрессивных поворотов. В 1908 году Пауль Эрлих открыл препарат на основе мышьяка арсфенамин, который прицельно действовал на недавно открытую бледную трепонему. За это он был удостоен Нобелевской премии. Юлиус Вагнер-Яурегг получил ту же премию за метод лечения, который может удивить несведущего в медицине человека. Он вводил сифилитикам культуру малярийного плазмодия (Plasmodium vivax), чтобы вызвать длительный приступ лихорадки. Благо, к тому времени уже был известен хинин, с которым приходилось перемежать это лечение. При такой высокой температуре бледная трепонема не может размножаться, что дает существенное облегчение болезни. Ранее ученый с той же целью опробовал тифозную сальмонеллу, ртуть и туберкулин. С 1943 года основным лечением сифилиса стала терапия антибиотиками.

Эксперименты на людях

Но пенициллин не решил всех моральных и социальных проблем. Эксперимент Такскиги, начатый в 1932 году и разработанный для изучения естественного течения сифилиса без лечения, не стали прерывать с появлением антибиотиков. Он проводился на юге США (Алабама) среди темнокожего деревенского населения. Это исследование удалось закрыть только в 1972 году после 6 лет борьбы с Центром контроля заболеваемости и другими органами. Эксперимент проводился под видом бесплатной медицинской помощи больным «плохой кровью». Так местное население называло сифилис, анемию и просто слабость. Ученые ревностно следили, чтобы участники не получали медицинскую помощь в других местах. Участникам предлагалось питание и бесплатная похоронная страховка. В эксперименте участвовало 400 больных мужчин. Помимо них жертвами стали 40 заразившихся женщин и 19 детей с врожденным сифилисом.

Менее известный эксперимент - Гватемальский. Он проводился Соединенными Штатами в Гватемале с 1946 по 1947 год. Больных (солдат, проституток, заключенных и психически больных) лечили антибиотиками, предварительно заражая сифилисом без их согласия и ведома. Эксперимент повлек не менее 83 смертей. В 2010 году Соединенные Штаты принесли извинения Гватемале.


Исцеление сифилитика. Фото: Everett Historical/Shutterstock

Культура и знаменитости

Отражение сифилиса в культуре крайне интересно. Можно сказать, что он тесно с ней ассоциирован: даже наиболее распространенные его названия были даны не простыми врачами, а врачами-писателями. Само название «сифилис» пошло из поэмы Джироламо Фракасторо, поэта, врача, популяризатора медицинских знаний. В его произведении страшной болезнью богами был наказан пастух Syphilus. Собственно, это одно из первых упоминаний болезни в литературе. А ныне устаревший термин «люэс» дал сам Рабле, также ведший медицинскую практику в горячие постколумбовские годы. Даже один из симптомов болезни назван по имени поэта-романтика, а не врача: симптом Мюссе. По всей видимости, у него развилось сифилитическое поражение сердца (недостаточность аортального клапана), из-за которого голова немного покачивалась в такт сердечного ритма.

Описания сифилиса в литературе бесчисленны. Очень часто упоминание болезни используется именно для социальной критики или акцента на моральном падении героя (Агеев «Роман с кокаином», Бабель «Конармия», Маяковский «Сифилис», Ги де Мопассан «Койка №29», Куприн «Яма», ряд упоминаний у Булгакова и многих других писателей). Старейшим изображением сифилиса считается рисунок на перуанском кувшине, датируемом VI веком: страдающая сифилисом мать держит ребенка. У нее седловидный (проваленный) нос и специфические поражения зубов. В Европе на болезнь первым отреагировал Альбрехт Дюрер. Его гравюра 1496 года изображает наемника с множеством кожных язв и содержит предостережения о новой неизлечимой болезни от врача Теодоруса Ульзениуса. На работе Себастьяна Брандта Дева Мария с младенцем наказывают больных сифилисом. Сюжет Девы Марии и сифилиса позже использовал и Эдвард Мунк.

У художника Герарда де Лересса на портрете работы Рембрандта видны явные признаки врожденного сифилиса. Сифилис приписывают множеству известных людей. Им совершенно точно болели Э.Т.А. Гофман, Ги де Мопассан, Альфонс Доде, Фредерик Дилиус, Франц Шуберт, Анри де Тулуз-Лотрек, Поль Гоген, Джордж Браммел, Гарри Пильсбери.

В течение веков сифилис поражал как низы общества, так и монархов, философов, писателей, композиторов. Изучение истории болезни показывает, как просто происходит стигматизация не только отдельных людей, но и целых народов. Сегодня сифилис сравнительно неплохо контролируется, но уроки истории нельзя забывать.

Андрей Украинский

Сифилис - болезнь человека; животные им в естественных условиях не болеют. Бледные трепонемы, полученные от больных сифилисом, патогенны для кроликов, обезьян, хомяков. У белых мышей и крыс течение инфекции латентное. Инфицирование морских свинок наступает в 15-30 % случаев.

В отношении возникновения и распространения сифилиса на земном шаре существуют три теории. Часть исследователей полагает, что инфекция в Европу была завезена из Америки моряками Колумба. Последние якобы инфицировались от местных жителей, которые заражались от больных спирохетозом лам (скотоложество). Со временем болезнь приняла характер венерической инфекции у человека. В подтверждение этой точки зрения ее сторонники приводят случаи возникновения эпидемии сифилиса в портовых городах Испании (1493 г.), которая появилась после возвращения из экспедиции Колумба и его команды. В дальнейшем заболевание стало постепенно распространяться по странам Европы. Этому способствовали быт и нравы, социальные сдвиги эпохи нарождающегося капитализма: разорение крестьянства, рост городов, развитие торговых связей, длительные войны, массовые передвижения населения, рост проституции, неограниченная свобода половой жизни у мужчин, общественные бани, публичные дома.

Другая группа исследователей (европеисты) считает, что сифилис в Европе, Азии, на Ближнем Востоке существует с доисторических времен. Доказательством этого являются описания учеными древности (Гиппократ, Гален, Плутарх, Авиценна и др.) язв, афт, кондилом и других поражений, сходных с сифилитическими. Имеются подтверждения, что врачи восточной Индии знали о сифилисе и его лечении препаратами ртути за 1000 лет и более до н. э. В Китае за 2600 лет до н. э. были описаны сифилитический шанкр и сифилис новорожденных. Данная точка зрения подтверждается археологическими раскопками, произведенными многочисленными отечественными и зарубежными учеными, в результате которых были найдены большие берцовые кости человека с гуммозными изменениями (захоронение 2000 лет и более до н. э.).

Согласно Кокберну и Гудзону (1961, 1965 гг.), родиной сифилиса является Африка. Авторы считают, что возбудители тропических трепонематозов (фрамбезия, пинта, беджель) и возбудитель сифилиса являются различными вариантами бывшей когда-то единой трепонемы.

По мнению африканистов, венерические болезни стали распространяться в Европе через Аравию и страны Азии, а способствовали этому миграция населения, войны, крестовые походы, торговые связи, вывоз рабов из Африки в Азию и Америку, паломничество христиан в Иерусалим, мусульман в Мекку. Подтверждением данной теории являются морфологическая и биологическая идентичность бледной трепонемы и возбудителей тропических трепонематозов (передающихся неполовым путем), сходство клинической картины и патоморфологии при сифилисе, фрамбезии, беджеле и пинте, положительные серореакции крови, в том числе РИБТ, при всех трепонематозах и сифилисе, эффективность терапии всех трепонематозов антибиотиками. Приведенные факты свидетельствуют об общности их происхождения, а размежевание их могло произойти в далекие времена вследствие различных условий существования.

Если у вас есть сомнения по поводу вашего здоровья – Вам не помешает консультация врача, в частности дерматовенеролога.

ЕВРОПА
1493 г

Миллионы людей, которых не коснулась «Черная Смерть», умерли от продлившейся 50 лет эпидемии сифилиса, терзавшей Европу с 1493 по 1543 гг.

В самый разгар «Черной Смерти» часть Европы и Нового Света опустошались эпидемией сифилиса, которая продлилась 50 лет. Мнения о ее происхождении противоречивы. Согласно одной школе, получившей название «Колумбийской школы», болезнь получила эпидемическое распространение среди местного населения в Вест-Индии. Карибские женщины передали ее половым путем морякам Колумба, которые и привезли ее в Европу.

Более убедительным по сравнению с колумбийским вариантом является теория Морбуса Галликуса, или «Французской болезни», согласно которой болезнь возникла во Франции в 1493 г. и уже оттуда распространилась в Испанию, на острова Средиземного моря и в Италию посредством французской армии короля Карла VIII.

Хирург папы Юлия II Джованни ди Виго видел причину ее появления в Италии в осаде Неаполя в 1494 г. Родриго Руис де Исла подтверждает эту теорию в книге «Трактат о коварном заболевании»: «В… 1494 г. благочестивейший христианский король Карл Французский, сидевший тогда на троне, собрав огромную армию, вступил в Италию. К тому времени, когда он вошел в Италию вместе с союзными испанцами, зараженными болезнью, в его лагере появились больные. Французы, не знавшие о ее происхождении, посчитали, что виной всему воздух этой местности, поэтому и окрестили болезнь «Неапольской».

Независимо от источника, это заболевание было новым. И поэт, врач и философ Джироламо Фракасторо назвал его в своем эссе «Сифилис, или Французская болезнь» сифилисом. Сипилус — сын Ниобеи, требовавшей, чтобы ей поклонялись не меньше, чем Лете, матери Аполлона, потому что она родила детей в семь раз больше, чем Лета. В отместку за дерзость Аполлон уничтожил ее сыновей.

Очевидно, ученым потребовалось некоторое время, чтобы установить, что болезнь передается половым путем. Армии после вступления в страну оставляли после себя болезнь, и в последующем армии заражались от горожанок, с которыми воины вступали в половой контакт.

Фракасторо описал прогресс заболевания на примере «славного юноши из Вероны»: «… Несчастный человек, слишком уверенный в себе, такой ужасной судьбы, оказался зараженным этой болезнью… Постепенно, по мере того, как уходили его жизненные соки, его блистательная весна, этот цветок молодой мужской силы начал угасать; потом, страшно представить такую связь, но началось гниение его охваченных болезнью членов, болезнь все глубже и глубже проникала в них, и кости уже стали набухать от пакостных абсцессов. Гниющие язвы (позор милостивым небесам!) стали пожирать его прекрасные очи, которые так любили взирать на радостный свет дня; потом, перекинувшись на ноздри, вместо них недуг оставил большие раны. И тогда, так скоро на гибель обреченный неблагосклонною судьбой, несчастный юноша оставил теперь ему так ненавистный свет белого дня и ясный воздух небес…»

Лекарство было скоро найдено: для рассасывания струпов применяли ртуть. И такое лечение просуществовало до 19 века. Все же во время этой эпидемии конца 15 и начала 16 века умерли миллионы людей. Британский исследователь Р. С. Мортон заметил: «Но с распространением влияния Ренессанса на образование, развитием утонченности платья, улучшением личной гигиены комплекс симптомов, широко известных как Morbus Gallicus («Французская болезнь»), из центральной Европы постепенно исчез. Его еще можно было встретить в удаленных от центра районах, и иногда возникали спорадические всплески».

В 20 веке для лечения болезни начали применять мышьяк и висмут, потом на смену им пришел пенициллин. Таким образом были пресечены эпидемии сифилиса в будущем. Все же есть сообщения, что болезнь имеет тенденцию к росту.

Эта болезнь повлияла на Европу сильнее, чем любая другая. Но, несмотря на это, ей не посвящено ни одного романа, как это сделал Альбер Камю относительно чумы. Сифилис был «малоаппетитной» и тайной болезнью. С ним можно было долго жить, а язвы припудривать и смазывать ртутной мазью. Но до изобретения пенициллина победить эту болезнь было невозможно.

В девятнадцатом веке, чтобы считаться гением, нужно было переболеть сифилисом. Героический знак отваги получили Густав Флобер, Бодлер, Доде, Ги де Мопассан, Жуль де Гонкур. Были ли другие великие писатели, которым удалось избежать этого? «Если и были, то оказались гомосексуалистами», — писал Джулиан Барнс в своей книге «Попугай Флобера».

Шарлю Бодлеру, Шуберту и Карен Бликсен диагноз установили абсолютно точно. Эта болезнь влекла за собой ряд других болезней, глубокие изменения в психике и преждевременную смерть Моцарта, Бетховена, Эдгара Алана По, Гейне, Шопена, Ван Гога, Флобера, Мопассана и Ницше. Вопросы о том, действительно ли Бетховен умер от отравления, Моцарт — от почечной недостаточности, а По вообще от чего-то другого, не смогли развеять спекуляций вокруг сифилиса.

И разве «Смерть и девушка» Шуберта не рассказывает об ощущении больного человека, который надеется на смерть как спасительницу от мук? А стихотворение Бодлера «Больная муза» разве не посвящено болезни, которая исполняет роль музы? А сам творец «Цветов зла» разве не создал в этом стихотворении историю болезни целой эпохи? СПИД также спровоцировал подобную волну произведений, но значительно более откровенную: в романах, фильмах, мюзиклах, песнях болезнь обвиняли и ставили на пьедестал.

Итальянский врач Джироламо Фракасторо в 1530 году в своей поэме на латыни дал имя этой болезни, описав страшные язвы, съедающие тело жертвы — пастуха по имени Syphilis. Он же приписал происхождение этой болезни Франции, где она распространилась после войны 1495 года. С тех пор сифилис начали называть «французской болезнью» не только в Италии. Это свидетельствует в первую очередь о том, что сифилис считали болезнью других, кого угодно, только не собственной. Так же и СПИД: болезнь видели там, где чувствовали за собой вину.

В образованных и зажиточных странах Европы говорили о Lues venerea (любовная эпидемия), употребляя именно это латинское название, которое недвусмысленно помещало болезнь в парадигму греха и наказания. Еще герой романа Гриммельсгаузена Симплициссимус, пионер сексуального туризма в Париже, беспокоился, что «подхватил французскую болезнь, и все его тело покрылось пятнами, „словно у тигра“…». Но ему повезло — это была всего лишь обычная ветрянка.

Болезни вроде сифилиса и СПИДа нельзя затянуть в моральный корсет, потому что природа болезни такова, что она время от времени «взрывается», и именно там, где этого менее всего ожидаешь. В этом болезни похожи на войны. И то, что началось много веков назад на поле сражений, впоследствии вынырнуло на полотнах Отто Дикса и других художников — целые колонны привидений, трупов солдат, сифилитических проституток и победителей.

Дочка пастора, поэтесса и романистка Эмили Бронте считала единственной страшной для себя болезнью туберкулез. Через столетие ситуация резко изменилась. Если у Томаса Манна Ганно Будденброк в 1901-м умирает от тифа, а представители туберкулезной эры 1924 стремились выйти на «Волшебную гору», то в его позднем произведении «Доктор Фаустус» уже фигурирует сифилис.

Еще в 1905 году у Томаса Манна возникла идея: «Фигура сифилитика доктора Фауста, чья душа продана дьяволу. Яд действует как наркотик, стимулирует, вдохновляет, на этом подъеме он творит гениальные вещи». А через четыре десятилетия композитор Адриан Леверкюн добровольно заразится сифилисом — такое своеобразное соглашение с чертом, с которым уже в 1947 году начинает бороться пенициллин.

Заметки Томаса Манна, датированные 1905 годом, отражают взгляды писателя на болезнь как на метафору, показывающую двусмысленность его отношений к миру. Алкоголизм и болезнь находятся на одной стороне медали, а вдохновение — на другой. Сама же медаль является платой для Харона, перевозчика человеческих душ в царство мертвых.

В этом заключается человеческая самовлюбленность и разочарование, поскольку даже перед лицом сифилиса и СПИДа люди все еще хотят сохранить за собой последнее слово. Как это сделал американский писатель Гарольд Бродки, который за два года до трагической даты (в 1996-м в журнале «Нью-Йоркер») официально предупредил общественность о своей смерти от СПИДа.

Человечество уже более 500 лет знакомо с сифилисом. Несмотря на то, что медицина научилась бороться с «прилипчивой болезнью», ученые по-прежнему не могут дать точный ответ, где она зародилась.

Разноплеменная зараза

В 1495 году жители Европы впервые столкнулись с неизвестной болезнью, характерными симптомами которой было появление язв в наиболее интимных местах тела. С течением времени заболевание поражало кости, ткани, кровеносную систему, меняло до неузнаваемости внешний вид человека, и, в конце концов, приводило к смерти.

Эпидемия новой болезни началась в войсках французского короля Карла VIII, осаждавших Неаполь. А дальше разноплеменные наемники Карла VIII и солдаты противостоявшей ему военной коалиции, вернувшись домой, принесли в свои семьи новую заразу, которая через считанные годы расползлась по всему континенту.

Французский автор Ги Бретон отмечал возможные причины «странной» болезни: «Некоторые врачи рассказывали, что все произошло от женщины, заразившейся от прокаженного; другие утверждали, что это последствия каннибализма и обвиняли солдат в том, что те отведали человеческого мяса; третьи полагали, что источник этой болезни - половая связь человека с кобылой, больной сапом».

В 1530 году свет увидело сочинение профессора Падуанского университета, врача и астронома Джироламо Фракасторо «Сифилис, или история галльской болезни», где он впервые популярно обобщил медицинские знания об этом заболевании. Труд написан в форме мифологической поэмы, в которой бросивший вызов богам свинопас Сифил в наказание получил тяжелый недуг.

Нужно сказать, что не только современники Фракасторо достоверно не знали, как и откуда появился сифилис. Ученые XXI века также не могут дать точного ответа на этот запутанный вопрос, однако выдвигают несколько версий.

Версия американская

Гипотеза, согласно которой сифилис в Европу из Нового Света завезли матросы Колумба, наиболее популярна. Так, советский эпидемиолог Лев Громашевский считал, что моряки могли заразиться от местных племен, среди которых практиковалось скотоложество.

Американскую версию подтверждал современник Колумба, испанский врач Диац де Исла. Он фиксировал у вернувшихся из дальнего плавания моряков приступы неизвестной дотоле болезни, которой вскоре были заражены жители Барселоны.

Известно, что 300 испанцев, среди которых вполне могли быть сифилитики, влились в ряды армии Карла VIII, что объясняет вспышку болезни в осажденном Неаполе.

Версия африканская

Обнаруженные в Европе более ранние, средневековые скелеты со следами сифилиса могут опровергнуть ее американские истоки. Правда, ученые находят объяснение в действии другого штамма трепонемы (возбудителя сифилиса), пришедшего в Старый Свет из глубин Африки. На Черном континенте до сих пор существует похожее заболевание – фрамбезия (невенерический сифилис).

Согласно этой теории возбудители сифилиса имеют единого предка (тропических трепонематозов), исчезнувшего к настоящему времени. Из Африки вирус сифилиса вполне мог перебраться на торговых судах через зараженных рабов.

Версия европейская

Впрочем, европейские находки не дают ученым покоя. Некоторые специалисты считают, что сифилис существовал здесь в глубокой древности. Они ссылаются на описания Гиппократа, Галена и Авиценны, сходные с симптомами течения этой болезни. В качестве зримого подтверждения европейских корней сифилиса может выступать искусство. Так, на бюстах Сократа в музеях Ватикана и Лувра выделяется типичный сифилитический седловидный нос.

Но сифилис может быть древнее, чем мы думаем. Специалисты, изучившие останки людей, живших в бронзовом веке, обнаружили разрушения костей, изменения зубов и черепа, характерные для симптомов сифилиса.

Такие останки найдены, в том числе, и на территории России. К примеру, при проведении археологических раскопок в районе бывшей Хазарской крепости Саркел (позднее – русского поселения «Белая Вежа») у 26 скелетов из 294 захоронений (X–XII веков) были обнаружены сифилитические изменения.

Плата за удовольствие

Основной путь передачи сифилиса – половой. Поэтому неудивительно, что болезнь процветала в тех сообществах, где нравственные устои оставляли желать лучшего. Благоприятной средой для распространения заразы стали войска Карла VIII, за которыми следовала интернациональна я «армия» проституток.

«В своем легковерном походе на Италию французы приобрели Геную, Неаполь и сифилис. Потом они были отброшены и потеряли Неаполь и Геную, но сифилис остался при них», – издевался над горе-вояками Вольтер.

Последствия похождений французских войск описывал уже упомянутый Ги Бретон: «Весной 1496 г. на Париж обрушилась эпидемия “неаполитанской болезни” с такими “отвратительными и зловонными” последствиями, что у народа появилось отвращение к плотскому акту. Церковь воспользовалась этим для проповеди целомудрия; весьма галантные дамы, прославившиеся пылкостью в “постельных играх”, толпами уходили в монастыри кающихся. Король Карл VIII был в отчаянии, ибо монахинями стали самые красивые придворные фрейлины».

Чаще всего рассадник «прилипчивой болезни» приходилось искоренять мерами государственного масштаба. Так, согласно указу Петра I, женщин, ведущих распутный образ жизни, помещали в прядильные дома. Под страхом наказаний запрещалось содержать «непотребных жен и девок».

Но если Петр I закрывал публичные дома, то в XIX веке, по примеру Франции, в России занялись регламентацией проституции. Для этих целей в 1847 году в Санкт-Петербурге была создана «Комиссия для надзора за бродячими женщинами».

Вслед за массами

Историки давно обратили внимание, что всплеск эпидемий сифилиса совпадал с военными потрясениями, сопровождавшимис я масштабными перемещениями людских масс. Так, пики заболеваний сифилисом были отмечены в периоды «Итальянских войн» (1494-1559), «Наполеоновских войн» (1799 -1815), а также Первой и Второй мировых войн.

Первая эпидемия сифилиса, совпавшая с «Итальянскими войнами», оказалась самой масштабной по своей географии. Уже в 1499 году сифилис добрался до России. Около 1500 года благодаря торговым связям болезнь перемахнула через Средиземноморье на Восток. Менее чем через год пораженным оказалось население Китая, Индии, а затем и Японии.

В конце «наполеоновской кампании» русский военный врач Яков Говоров отмечал, что «взятием Парижа хотя и кончились причины болезней от перемены воздуха, трудов и недостатка пищи происходящих, но зато открылись гораздо важнейшие к произведению между воинами такой болезни, от которой едва ли не больше их погибнет, нежели от самой войны».

Мощнейшая волна эпидемии сифилиса захлестнула Европу в период Первой мировой войны. По статистике носителем штамма трепонемы был практически каждый седьмой европеец.