Главная · Освещение · Станция метро новокузнецкая. Ст.м. Новокузнецкая

Станция метро новокузнецкая. Ст.м. Новокузнецкая

Вопреки известному мнению, название станции "Новокузнецкая" не имеет никакого отношения к городу Новокузнецк, ибо тот в то время назывался Сталинск. В проекте станция носила название "Климентовский переулок", а "на выходе" станцию "окрестили" по Новокузнецкой улице. Изначально название писалось через дефис — "Ново-Кузнецкая", но потом упростили и получилось то, что мы имеем сейчас.


1. Итак, Станция открыта в составе третьей очереди строительства Московского метрополитена во время Великой Отечественной войны 20 ноября 1943 года на действующем перегоне "Площадь Свердлова" ("Театральная") — "Павелецкая".

2. Имеется наземный вестибюль в форме ротонды, облицованный изнутри мрамором «уфалей» (авторы — И. Г. Таранов, Н. А. Быкова). Внутреннюю отделку вестибюля украшают барельефы работы Г. И. Мотовилова, а также мозаика В. А. Фролова "Парад физкультурников". Выход из вестибюля на Пятницкую улицу.

3. Конструкция станции — пилонная трёхсводчатая глубокого заложения (глубина заложения — 37,5 метров). Авторы проекта — И. Г. Таранов и Н. А. Быкова. Построена по типовому проекту. Диаметр центрального зала — 9,5 метров, диаметр боковых залов — 8,5 метров. Отделка из чугунных тюбингов.

4. Внутренний интерьер станции богат элементами художественного оформления. Тема оформления — стойкость и борьба советского народа в годы Великой Отечественной войны. Из центра зала по эскалаторным наклонам можно осуществить пересадку в оба зала станции "Третьяковская" Калужско-Рижской и Калининской линий.

5. Переход в южный зал сооружён в 1970 году, в этих целях центральный зал "Новокузнецкой" был удлинён. Построенные при этом пилоны заметно отличаются от старых. Переход в северный зал из центральной части станции открыт в 1985 году. В 1996 году был сооружён дополнительный переход в южный зал станции "Третьяковская". В переходе в южный зал станции «Третьяковская» находится мозаичное панно «Фронт и тыл в борьбе против немецких захватчиков» (автор — Б. В. Покровский); до удлинения центрального зала в 1970 году (в связи со строительством перехода) панно находилось в его южном торце.

6. Пилоны и свод станции облицованы прохоро-баландинским мрамором и украшены барельефами, изображающими эпизоды боевых операций.

7. На потолке, напротив каждого из проходов к платформам, расположены мозаичные панно, выполненные В. А. Фроловым по эскизам А. А. Дейнеки в блокадном Ленинграде (после гибели художника вывезены из осаждённого города моряками Ладожской флотилии) и посвящённых героическому труду советских людей в тылу.

8. Панно с мирными сюжетами были задуманы ещё до войны и предназначались первоначально для станции "Павелецкая". Зал пересекает ряд торшеров, расположенных под панно.

9. Путевые стены покрыты чёрным мрамором (внизу).

10. Потолочный фриз средней части посадочного зала изображает эпизоды боевых операций. Скульпторы — А. Е. Зеленский, Н. В. Томский, С. Л. Рабинович, Н. М. Штамм.

16. Особое место занимают великолепные скамьи из белого сибирского мрамора, которые ошибочно приписываются храму Христа Спасителя.

17. Боковые залы станции освещаются подвесными люстрами, а центральный зал бронзовыми торшерами.

18. Бронзовые скульптурные вставки работы скульптора Н.В.Томского. В центре - щит в обрамлении знамен, оружия и лавровых венков.

Проект станции в 1946 году году удостоен Сталинской премии 1-й степени.

Станции Московского метрополитена отснятые мной в разное время в рамках проекта "". Кто еще не видел, заходите.

Всё самое оперативное можно смотреть у меня в

Станция «Новокузнецкая»

Станция была открыта для пассажиров 20 ноября 1943 года в составе Замоскворецкой линии метро. За время существования название не менялось.

Станция открыта в составе третьей очереди строительства Московского метрополитена во время Великой Отечественной войны 20 ноября 1943 года на действующем перегоне «Площадь Свердлова» (ныне - «Театральная») - «Павелецкая». С 1 января 1943 года поезда на уже действующем участке «Театральная» - «Автозаводская» следовали через «Новокузнецкую» без остановки. Изначально название писалось через дефис - «Ново-Кузнецкая». В проекте носила название «Климентовский переулок».

Название - по Новокузнецкой улице и не имеет никакого отношения к городу Новокузнецк, который в то время назывался Сталинск.

Проект станции в 1946 году году удостоен Сталинской премии 1-й степени.

Имеется наземный вестибюль в форме ротонды, облицованный изнутри мрамором «уфалей» (авторы - И. Г. Таранов, Н. А. Быкова). Внутреннюю отделку вестибюля украшают барельефы работы Г. И. Мотовилова, а также мозаика В. А. Фролова «Парад физкультурников». Выход из вестибюля на Пятницкую улицу.

Из центра зала по эскалаторным наклонам можно осуществить пересадку в оба зала станции «Третьяковская» Калужско-Рижской и Калининской линий. Переход в южный зал сооружён в 1970 году, в этих целях центральной зал «Новокузнецкой» был удлинён. Построенные при этом пилоны заметно отличаются от старых. Переход в северный зал из центральной части станции открыт в 1985 году. В 1996 году был сооружён дополнительный переход в южный зал станции «Третьяковская».

Станция «Новокузнецкая » расположена в районе Замоскворечье на территории Центрального административного округа города Москвы.

Выход в город на улицу

Новокузнецкая — уникальная станция Московского метро. Строилась во время войны и была открыта в 1943 году, что не могло не отразиться на внешнем облике станции.
Внимательный человек может запросто провести час на станции, читая и перечитывая ее как старую идеологическую, но мастерски написанную книгу.

Открытая во время войны станция должна была показать преемственность и единую историю СССР и прошлой России. Удивительно, но русские князья и царские полководцы вдруг изображались героями на барельефах станции. Стоит вспомнить, что в 1920-30-е гг. на волне призыва «Отречемся от старого мира» многие дореволюционные герои ушли в небытие. В частности, те же Александр Невский и Дмитрий Донской стали просто удельными князьями, а про царских военноначальников и вообще в школе могли не упоминать. В частности, мощи Александра Невского какое-то время даже выставлялись в бывшем Страстном монастыре, тогдашнем Антирелигиозном музее на всеобщее обозрение и призваны были наглядно демонстрировать тленность остатков святых. В преддверие войны старых героев стали робко воскрешать. Эйзенштейн, например, снял фильм «Александр Невский» (правда, фильм сразу же перестали демонстрировать после подписания пакта с Германией в 1939 г.).

Одним из главных, толчков к пересмотру истории стала речь Сталина 7 ноября 1941 г. перед уходящими на фронт войсками.

Новокузнецкая, по сути, является иллюстрацией к этой речи.

Война, которую вы ведёте, есть война освободительная, война справедливая. Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков - Александра Невского, Димитрия Донского….


Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского….

Александра Суворова, Михаила Кутузова
[приведены фотографии не всех барельефов, но именно в порядке перечисления Сталиным они представлены на станции]


…. Товарищи красноармейцы и краснофлотцы, командиры и политработники, рабочие и работницы, колхозники и колхозницы, работники интеллигентного труда, братья и сестры в тылу нашего врага, временно попавшие под иго немецких разбойников, наши славные партизаны и партизанки, разрушающие тылы немецких захватчиков!

…Пусть осенит вас победоносное знамя великого Ленина!
[как видите, все точно по речи, и «знамя Ленина» здесь]

Враг рассчитывал на то, что после первого же удара наша армия будет рассеяна, наша страна будет поставлена на колени. Но враг жестоко просчитался. Несмотря на временные неуспехи, наша армия и наш флот геройски отбивают атаки врага на протяжении всего фронта, нанося ему тяжелый урон, а наша страна, - вся наша страна, - организовалась в единый боевой лагерь, чтобы вместе с нашей армией и нашим флотом осуществить разгром немецких захватчиков.

Помимо героической борьбы советских людей с врагом станция должна была продемонстрировать величие страны и будущую счастливую эпоху мирного созидания. Что хорошо отражено на потолочных мозаиках. Монументальные панно из смальты языком художественной мозаики рассказывают о мирной жизни: люди убирают урожай, строят дома, ведут детей в школу. Эти панно были сделаны в блокадном Ленинграде умиравшим от голода мастером мозаики Владимиром Александровичем Фроловым и с великим риском доставлены в Москву по «дороге жизни» — через Ладогу. В блокадном Ленинграде, голодный и больной, он по эскизам А.Дейнеки выкладывал эти мозаики. Закончил работу совершенно обессиленный. Тем не менее проводил бетонные картуши с мозаикой до Ладоги и проследил за их погрузкой. А после этого умер. Похоронен Фролов в Ленинграде, на Смоленском кладбище, в братской могиле профессоров.

Интересные воспоминания о строительстве станции оставила архитектор Надежда Быкова, жена одного из авторов проекта станции Ивана Таранова.

Третьей моей станцией, которую я опять делала с И. Г. Тарановым, была «Новокузнецкая». Консультировал нас академик Иван Владиславович Жолтовский. Это быд художник с необычайно тонким вкусом. Он мог легко согласиться с мнением молодого автора, умел и тактично, не навязывая своего решения, подсказать очень ценное. По предложению Жолтовского появились на «Новокузнецкой» мраморные скамьи с волютами. Он поддержал нашу идею установки ряда торшеров вдоль центральной линии подземного зала, одобрил рисунок свода, тему которого мы позаимствовали из римской гробницы Валериев.

Мы заканчивали «Новокузнецкую» уже во время войны. Заготовленные для нее архитектурные детали были спрятаны в подвал. Муж вернулся в Москву из эвакуации раньше меня. В письме написал мне, что обнаружил оставшиеся не у дел прекрасные мозаичные плафоны А. А. Дейнеки, предназначавшиеся для «Павелецкой» и что намеревается использовать их в нашей станции. Мне не хотелось отягащать мозаикой легкий свод, но я не успела отговорить мужа. Когда приехала в Москву, плафоны уже были установлены…

Стоит отметить, что упомянутые мраморные скамьи с волютами были изготовлены из мрамора, снятого со взорванного Храма Христа Спасителя (что в общем-то было не худшей судьбой для мрамора в то время как часть мемориальных плит с именами героев войны 1812 г. раскрошили и посыпали дорожки в московских парках).

Новокузнецкая не так проста, как это может показаться в суете дня. Это практически музей, достойный отдельного посещения не в часы пик.

Любите метро! И оно раскроет вам свои страницы, а заодно и ответит вам взаимностью: не кинет вас в толпу и поезда будет подавать свободными =)

Станция Новокузнецкая - пересадочная в Московском метрополитене в составе Замоскворецкой линии . Она является центральным участком этой линии и соседствует со станциями «Театральная» и «Павелецкая». Расположена в Центральном административном округе столицы на территории Замосквореченского района.

История названия

Станция «Новокузнецкая» в проектной документации носила другое название - Климентовский переулок, названный в честь православного Храма Священномученика Климента.

В итоге, открытую 20 ноября 1943 года станцию назвали по проходящей возле нее Новокузнецкой улице. Сначала в названии станции писали дефис - «Ново-Кузнецкая». Со временем название стали писать слитно. В 1992 году станцию «Новокузнецкая» предлагали переименовать в «Замоскворечье», но этого пока не произошло.

Описание станции

Оформление станции «Новокузнецкая» воспевает стойкость и упорство советского народа в годы Великой Отечественной войны. Тема избрана неслучайно, ведь станцию открыли в самый разгар военных действий - в 1943 году. Стены и потолок отделаны светлым мрамором, пол выстелен гранитом разных цветов. На потолочном фризе центрального зала растянулся барельеф с фрагментами боевых операций. Своды украшают шесть мозаик с изображениями тружеников тыла - садоводов, сталеваров, машиностроителей, строителей-высотников, авиаторов, лыжников. Каждую мозаику освещает бронзовый торшер.

В центре эскалаторного наклона изображен щит в обрамлении оружия, знамен и лавровых венков. На щите слова: «Слава доблестным бойцам Великой Отечественной войны».

Переход с «Новокузнецкой» на «Третьяковскую» украшает мраморное панно «Фронт и тыл в борьбе против немецких захватчиков» работы Б. Покровского.

Проект оформления станции «Новокузнецкая» в послевоенные годы получил Сталинскую премию первой степени.

Технические характеристики

Станция трехсводчатой пилонной конструкции «Новокузнецкая» построена по типовому проекту и является станцией глубокого заложения (глубина 37,5 м). Центральный зал в диаметре имеет 9,5 м, боковые - 8,5 м. Авторы проекта - архитекторы И. Таранов и Н. Быкова.

«Новокузнецкая» имеет путевое развитие, состоящее из 4 стрелочных переводов и 1 станционного пути для отстоя и оборота подвижного состава. Кроме того, «Новокузнецкая» пересекается со станцией «Третьяковская».

Вестибюли и пересадки

«Новокузнецкая» имеет лишь один вестибюль - наземный. Его проектировали архитекторы В. Гельфрейх, И. Рожин и Г. Тосунов. Круглое в основании сооружение внутри облицовано «Уфалейским» мрамором серо-дымчатого оттенка. Стены украшены барельефами Г. Мотовилова и мозаикой «Парад физкультурников» В. Фролова. Подъем к вестибюлю осуществляется по эскалатору с северного торца. Он выводит к улицам Пятницкая и Новокузнецкая.

На «Новокузнецкой» есть пересадки в южный и северный залы станции «Третьяковская».

Достопримечательности

У станции «Новокузнецкая» много интересных мест. Но все же изюминкой этой части Москвы являются культовые сооружения. Храм Архангела Михаила в Овчинниках представляет первую половину ХVII века. Его построили на месте деревянной церкви, построенной веком раньше царскими слободскими овчинниками. Поначалу церковь Архангела Михаила была небольшой и ассиметричной. В начале XVIII века к ней пристроили двухъярусную колокольню, а самому храму придали черты московского барокко. В следующем столетии церковь Архангела Михаила уже была переделана под стиль ампир. В 1932 году храм был закрыт. И лишь в конце ХХ века здесь возобновились богослужения. Не менее интересен и православный Храм святителя Николая в Пыжах, являющийся памятником архитектуры XVII века. Его соорудили на месте деревянной церкви, датируемой 1593 годом. После разорения войсками Наполеона в 1812 году храм восстановили местные купцы Лямины. Во времена советской власти храм закрыли. В 1990 году его возвратили РПЦ, и храм вновь стал действующим. Еще одно культовое сооружение, достойное внимания, - Церковь Богоматери Всех Скорбящих Радость.

В 1688 году сюда поместили икону Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». После того как образ прославился чудесными исцелениями, храм переименовали. С установлением советской власти у церкви «изъяли ценности», а колокола уничтожили. В 1948 году храм освятили и возобновили богослужения. Монументальность церкви придает гладкий полусферический купол с небольшими люкарнами. При храме организовали воскресные школы для прихожан, библиотеку и Центр реабилитации жертв неорелигий.

Наземная инфраструктура

У метро «Новокузнецкая» находится очень много заведений общественного питания, рассчитанных на любой вкус и кошелек. Здесь также имеются в наличии магазины, аптеки, здание ЗАГСа, гостиницы «Медея» (в двух минутах ходьбы от станции), «Аквамарин» и «Балчуг Кемпински» (10-15 минут пешком). Сферу образования в районе метро «Новокузнецкая» представляют общеобразовательная школа, Государственный музыкальный колледж эстрадного и джазового искусства, Академия водного транспорта, политики и права, институт экономики и физико-технический институт.

Полезные факты

Первых утренних пассажиров метро «Новокузнецкая» начинает принимать в 5:35. В час ночи станция закрывается. Первый поезд в направлении станции «Речной вокзал» идет в 5:46. Первый поезд в сторону метро «Красногвардейская» в 5:45.Здесь работают операторы «Билайн», «МТС» и «Мегафон».

Шесть мозаик с изображениями мирных советских тружеников, которые расположены на сводах станции метро «Новокузнецкая», задуманы еще в довоенное время и были предназначены для станции «Павелецкая». Их эскизы разработал известный в те годы русский художник А. Дейнека, который погиб в блокадном Ленинграде. Из осажденного города работы вывезли моряки. Панно из смальты по уцелевшим эскизам изготовил художник В. Фролов.

Не менее интересна история и скамеек из белого мрамора для пассажиров станции «Новокузнецкая». До этого они служили прихожанам в храме Христа Спасителя.