Главная · Прочее · Становление цивилизации. Неолитическая революция. Возникновение цивилизации

Становление цивилизации. Неолитическая революция. Возникновение цивилизации

На рубеже 4-3 тыс. до н.э. начинается знаменитая неолитическая революция. «Неолит» означает «новый каменный век» («неос» по-гречески означает «новый»).

Прежде всего, новый шаг вперед сделала обработка каменных орудий . Люди научились сверлить камень, стали полировать его поверхность. Изготовлением массивных полированных острых топоров с отверстиями для насаживания их на деревянную рукоятку, скребков, ножей, наконечников, копий, стрел занимались целые мастерские. Замечательные камнетесы тех лет обменивали продукты своего труда на пищу, одежду. Начался первый обмен товарами. Это было преддверие будущей торговли . В качестве оружия появились булавы - огромные деревянные дубины, которые при ударе могли сокрушить даже сильного и большого зверя. Новые орудия труда помогали рубить деревья, вязать из них плоты, долбить из стволов лодки, челноки, строить бревенчатые хижины.

Широкое распространение лодок способствовало появлению рыболовства при помощи не только удочек и костяных крючков, но и сетей, которые делали из лыка и стеблей крапивы. Был изобретен в век неолита гончарный круг , в результате стало возможным изготавливать глиняную посуду, которую позднее стали обжигать. Сосуды стали ровными и удобными для питания, хранения продуктов, воды. В то же время зародилось прядение шерсти и ткачество , как из шерстяных, так и из растительных волокон. Это позволило человеку использовать более удобную одежду по сравнению с прежней, изготовленной из шкур животных, шить различного рода мягкие и теплые настилы и покровы. В период неолита люди изобрели колесо , что произвело подлинную революцию в средствах передвижения, в строительной технике, в быту.

На исходе неолита в человеческом обществе окончательно сформировались такие новые отрасли хозяйства, как скотоводство и земледелие . Это были отрасли производящего хозяйства, означающего, что человек не просто брал то, что ему давала природа - ягоды, орехи, дикий мед, коренья, злаки, не только то, что он брал у нее с боя, убивая диких животных, но и создавал, производил, выращивал сам.

Во многом это произошло потому, что люди стали использовать наряду с каменными орудиями труда и оружием металл. Сначала они научились выплавлять медь, которая, однако, была мягким металлом и не могла еще конкурировать с камнем. Позднее в мир камня, кости, дерева прочно вошла бронза - сплав меди и олова, что позволило в более короткие сроки делать твердые и острые орудия труда и оружие. Появились бронзовые мотыги, топоры, кинжалы, серпы, ножи, шила, а еще позднее мечи. Из бронзы стали делать и украшения. Постепенно каменный век стал уступать свое место веку бронзовому.


Раньше всего скотоводство, земледелие, выплавка металла появились там, где природные условия жизни людей были наиболее благоприятными. Этими районами стали Египет, Междуречье, Индия, Китай.

Основоположником производящего хозяйства явилась женщина . Именно она, собирая злаки, обратила внимание на то, что, оброненные в землю семена дают всходы. Именно она первая в своем домашнем хозяйстве приручила детенышей убитых животных, а потом стала использовать этот опыт для создания постоянного стада, которое давало пищу, молоко, кожу. Женщина полностью оправдала отведенную ей историей роль в период матриархата, создав основу для будущего взлета человеческой цивилизации.

Тем самым она подготовила почву, чтобы уступить ведущую роль в обществе мужчине - земледельцу, запахивающему обширные поля и вырубающему и выжигающему лес для новых посевов; скотоводу, пасущему тысячи голов скота и находящемуся долгое время в седле; охотнику, воину. В новых хозяйственных условиях требовалась мужская сила, ловкость и мужская доблесть. Наступило время патриархата, когда ведущее место в семье, роде, племени заняли мужчины. Женщина с этого времени подчинилась мужчине. Появилась даже традиция вместе с умершим главой семьи хоронить его жену, чтобы ему было не одиноко в загробном мире.

Развитие земледелия и скотоводства, появление ремесел, строительство древнейших городов свидетельствуют о том, что человек стал активно преобразовывать природу. Он начал создавать искусственную среду обитания. Организация жизни общества стала более сложной. Появились люди, управлявшие другими людьми.

Примерно в середине 4 тысячелетия до н. э. начался переход человечества от первобытности к цивилизации.

Показателями этого перехода было возникновение первых государств, развитие городов, письменности, новых форм религиозной и культурной жизни.

Слово "цивилизация " происходит от латинского слова "цивилис", означающего "гражданский, городской, государственный".

Древние народы создали на своих землях большие организованные сообщества с высокоразвитой культурой и религией, которые называют цивилизациями.

Исследования ученых показали, что древнейшие цивилизация зародились в долинах крупнейших рек. В плодородные долины Нила, Евфрата, Тигра, Инда и Хуанхэ устремлялись большие массы людей. Они создавали на их берегах свои города и поселения, которые затем объединялись в государства.

Несмотря на большие расстояния и различия в развитии, древние цивилизации были связаны между собой.

обнаруживающаяся в Чатал‑Хююке, сияет точно сверхновая среди довольно тусклой галактики современных ей сельских культур… Наиболее длительное ее влияние сказалось не на Ближнем Востоке, а в Европе, ибо именно этот новый континент неолитические культуры Анатолии познакомили с первыми начатками сельского хозяйства и животноводства и культом богини‑матери, основой нашей цивилизации».

Здесь были обнаружены свидетельства беспрецедентного уровня развития технологии: сотни ножей, кинжалы, наконечники стрел и копья, из кремня или обсидиана, сработанные с поразительным и невиданным мастерством, намного опережающим уровень технического развития любых других культур, известных на Ближнем Востоке того времени. Обсидиан, в частности, является чрезвычайно твердым вулканическим стеклом, и отбитые куски этого стекла могут иметь невероятно тонкий режущий край, гораздо более острый, чем любое современное металлическое лезвие.

Были также найдены великолепно отполированные обсидиановые зеркала, бусы с тончайшими отверстиями, ювелирные украшения и тканые изделия высочайшей пробы, в их числе ковры - свидетельство жизни в комфортных условиях. Эти поселенцы не использовали глиняную посуду, однако пользовались деревянными и плетеными изделиями, которые по своей сложности и мастерству исполнения не имеют себе равных среди изделий той эпохи.

Их техническое совершенство столь велико, что нам до сих пор неизвестно, как эти люди создавали некоторые из предметов своего быта. Мы не знаем, как они полировали свои твердые обсидиановые зеркала, не оставляя ни единой царапины на поверхности; были найдены каменные бусы, а также несколько из обсидиана, в которых, трудно поверить, просверлено отверстие столь тонкое, что через него невозможно просунуть современную иголку.

Невозможно представить себе, как они могли сделать их, не прибегая к использованию очень твердых металлических сверл. Тем не менее они каким‑то образом сумели их сделать. Возможно, однажды мы узнаем их секрет.

Поселенцы исповедовали сложную и тщательно выстроенную религию, центром которой, судя по всему, была богиня‑мать, воспринимавшаяся как три человека в одном: молодая девушка, беременная женщина и старая ведунья. Даже в той небольшой части города, которую удалось раскопать к настоящему времени, было раскопано свыше сорока алтарей или святилищ, использовавшихся для отправления этого культа, хотя не все они действовали в одно и то же время.

Другими словами, что касается археологии, городская культура Чатал‑Хююка была уникальной; у нее не имелось никаких явных предшественников, не было никаких мест поблизости, где бы жители городища могли усвоить все свои навыки и умения.

Должно быть, жители города усвоили свои уникальные технические навыки где‑то еще. Но это не могло быть в каких‑либо известных общинах того времени, вроде тех, что найдены в Иерихоне в долине Иордана или в Джармо на плоскогорье Курдистана. Поскольку эти общины не имели даже отдаленно схожего уровня развития культуры и ремесла.

Нелепо полагать, что эта сложная, высокоразвитая городская культура взялась вдруг и ниоткуда около 8000 лет до н. э. И слепому ясно, что оседлая культура должна была начать свое развитие гораздо раньше и в каком‑то другом месте.

Вопрос в том, где и когда?

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме «Неолитическая цивилизация,:

  1. § 38. Понятие и типы цивилизаций в истории общества. Противоречия и проблемы техногенной цивилизации, информационного общества
  2. Раздел 3 Рождение индустриальной цивилизации и противоречия мирового развития (XVIII – первая половина XIX вв) Глава 1 Революции и реформы в становлении западной цивилизации

За 10 000 лет до нашей эры географическое строение Земли в общих чертах было похоже на современное. Вероятно, именно в это время океанские воды прорвали тот перешеек, где теперь находится Гибралтарский пролив, и на месте бывшей низменности образовалось Средиземное море, примерно в тех же берегах, что и сегодня. Возможно, более обширным был тогда Каспий, который мог соединяться с Черным морем севернее Кавказских гор. Вокруг этого Центрально-Азиатского моря, на месте нынешних степей и пустынь, простирались плодородные и уже заселенные земли. В общем, мир тогда был более влажным и изобильным; в европейской России преобладали болота и озера, а Азия и Америка на месте Берингова пролива соединялись перешейком. К этому времени уже сформировались современные главные расы. Теплые области тогдашнего жаркого и лесистого мира населяли смуглые народы гелиолитической культуры, предки нынешних обитателей Средиземноморья: берберов, египтян и большинства жителей Южной и Восточной Азии. Конечно, в пределах этой великой расы имелось немало разновидностей: иберийская или средиземноморская раса на побережье Атлантики и Средиземного моря; «хамитские» народы, к которым относятся берберы и египтяне; темнокожие жители Индии - дравиды; многие из населяющих Восточную Индию племен; полинезийские расы, а также маори из Новой Зеландии. Западные разновидности оказались светлее восточных. В лесах Центральной и Северной Европы появился светлый тип людей с голубыми глазами, которых теперь многие называют нордической расой. На просторах Северо-Восточной Азии расселились монголоидные народы - иная разновидность смуглого человека - с раскосыми глазами, широкими скулами, желтоватой колеей и прямыми черными волосами. В Южной Африке, Австралии, на тропических островах Южной Азии сохранялась древняя негроидная раса. Зато Центральная Африка стала областью расового смешения: почти все современные цветные африканские народы являются, вероятно, результатом смешения смуглого северного типа с негроидным субстратом.

Следует помнить, что человеческие расы могут свободно смешиваться, расходиться и соединяться, подобно облакам на ветру, а не ветвям деревьев, которые никогда не сходятся друг с другом. Это надо постоянно учитывать, чтобы не впасть в жестокие разочарования и предрассудки. Люди употребляют слово «раса» слишком свободно и основывают на нем самые невероятные обобщения. Говорят, например, о «британской» или «европейской» расе. Однако почти все народы Европы представляют собой сложное смешение смуглых, темнобелых, белых и монголоидных черт.

Именно в неолите люди монгольского происхождения перешли в Америку, по-видимому, через Берингов пролив, и двинулись далее в южном направлении. На севере они встретились с канадским оленем, на юге - с бесчисленными стадами бизонов. Достигнув Южной Америки, они застали там глиптодонтов (гигантских броненосцев) и мегатериев (неповоротливых ленивцев величиною со слона). Последних пришельцы, вероятно, истребили, так как те были столь же беззащитны, сколь и огромны.

Большая часть американских племен так и не поднялась выше кочевой жизни, присущей эпохе неолита Они не знали железа и использовали преимущественно самородное золото и медь. Впрочем, в Мексике, Юкатане и Перу условия оказались благоприятными для оседлого земледелия, и здесь около 1000 г. н. э. возникли цивилизации, в чем-то похожие (но по своему типу отличные) на более ранние первобытные цивилизации Старого Света. Здесь также широко практиковалось принесение человеческих жертв во время сева и жатвы. Но если, как мы увидим, в Старом Свете эти обычаи отмирали и уступали место новым, в Америке они развивались и невероятно усложнялись. Цивилизованными странами Америки правили жрецы, которые, как и военные вожди, сами подчинялись жестоким законам.

В астрономической науке жрецы достигли очень глубоких познаний, например, определяли продолжительность года точнее, чем вавилоняне. В Юкатане была создана изощренная и своеобразная письменность, так называемое письмо майя. Частичная расшифровка показала, что ее использовали главным образом для ведения точных и сложных календарей. Искусство майя достигло вершины около 700-800 г. н. э. Их скульптуры поражают современного зрителя невероятной пластической выразительностью, а часто и красотой, но в то же время ошеломляют гротесковой фантастикой воображения и традицией какого-то безумия, выходящего за пределы нашего понимания. В Старом Свете нет ничего подобного. Очень отдаленное сходство можно уловить в работах первобытных индийских резчиков. И тут, и там мы видим переплетающиеся перья и свивающихся змей. Многие надписи майя напоминают рисунки пациентов европейских психиатрических клиник, словно их мышление развивалось в направлении, не только отличном от Старого Света, но, по нашим понятиям, совершенно иррациональном.

Предположение о всеобщей умственной «сдвинутости» этих американских народов находит свое подтверждение в их маниакальной приверженности к пролитию человеческой крови. Особенно отличалась этим мексиканская цивилизация, где жрецы вспарывали грудь еще живым жертвам и вырывали из нее бьющееся сердце. Общественная жизнь и народные празднества концентрировались вокруг этих фантастически-ужасающих действ.

Повседневное существование простых людей в таких обществах соответствовало тому, что мы видим у других земледельцев на стадии варварства. Они хорошо делали посуду, ткали и красили ткани. Письмена майя не только вырезались на камне, но и наносились цветными красками на шкуры и другие материалы. В музеях Европы и Америки хранится немало загадочных рукописей, почти не прочитанных, за исключением упомянутых в них дат. Похожая письменность зарождалась и в Перу, но была вытеснена совершенно другим способом - завязыванием узелков на веревках. Нечто подобное употребляли китайцы тысячи лет назад.

В Старом Свете четыре-пять тысяч лет назад существовали подобные первобытные цивилизации. Основой их служило святилище с многочисленными кровавыми жертвоприношениями и жрецами - искушенными астрономами. Но в Старом Свете цивилизации взаимодействовали друг с другом, и их развитие привело к образованию современного мира, а американские цивилизации так и не покинули первобытного состояния, поскольку каждая из них замыкалась в своем маленьком мирке. По всей видимости, до появления европейцев Мексика ничего не знала о Перу: например, главный продукт питания перуанцев - картофель - был там совершенно неизвестен.

Век за веком эти народы поклонялись своим богам, жрецы совершенствовали календарь и ритуалы жертвоприношений, но во всем остальном практически ничего не менялось.

Студент , изучивший раздел I , должен:

  • знать : мирохозяйственные процессы, происходившие в условиях "неолитической революции"; причины и следствия глобального разрыва цивилизации на "Восток" и "Запад"; особенности развития экономики восточных деспотий, античного мира, европейского и российского феодализма; экономики прединдустриальной цивилизации;
  • уметь: определять и находить реликты доиндустриальных цивилизаций в экономической жизни современных стран и народов;
  • владеть : навыками самостоятельного поиска и систематизации историко-экономического материала из литературных, статистических и интернет-источников с целью пополнения собственных знаний истории доиндустриальных цивилизаций.

Расколотый мир "человека производящего"

Неолитическая революция – медленный процесс созревания цивилизации

Мы – экономисты – люди гуманные и предпочитаем говорить и писать о созидании, а не о разрушении. Мы не любим резких движений, так как стремительные процессы зачастую деструктивны. Многие из нас не интересуются войнами и политическими революциями, ибо чем больше люди борются, тем меньше они работают. А ведь только в труде создается богатство обществ.

Экономист, какой бы отраслью науки он ни занимался, так или иначе разрабатывает проблемы производства. Возьмите любой экономический текст, и вы обязательно встретите это хорошо знакомое всем слово – производство.

Однако дать определение процессу производства нелегко. Мало кто задумывался о том, что производство вообще, а тем более производство общественное, очень молодое явление. Поэтому и плохо знакомое большинству из нас.

По мере накопления археологических знаний все далее вглубь веков удаляется от нас период появления человека на земле. Говорят, что предки современного человека появились на территории современной Эфиопии 2,5 млн лет назад. И бо́льшую часть своей истории человек ничего не производил. Как же жили люди, ничего не производя? А так же, как живут некоторые северные народы России до сих пор, потребляя все то, что в готовом виде дает им природа. Охота, рыболовство и собирательство – вот сфера человеческой деятельности в течение многих тысяч лет . Даже огнем человек овладел всего каких-то 500 тыс. лет назад. И лишь 300 тыс. лет назад заговорил и стал строить наземные жилища. И где бы ни появились человеческие сообщества, стада, племена, родовые объединения, всюду человек сосуществовал с природой, не выделяясь из нее, примерно одинаковым способом. С экономической точки зрения бо́льшую часть человеческой истории занимала огромная эпоха потребляющего хозяйства. Нет, не будем преувеличивать и утверждать, что в далекие доцивилизационные времена человек ничего не производил вообще. С тех пор как человек прожарил для себя кусок мяса или соединил два куска шкуры, превратив их в подобие плаща, он уже начал производственную деятельность, но эта деятельность долго носила характер инстинктивных импульсов. Тем не менее человек отличался от животных хотя бы тем, что заботился не только о себе, но и об общине, добычу съедал не на месте охоты, а нес в пещеру для всех. И это уже показывало, что на земле появились, а это произошло около 100 тыс. лет назад, разумные существа, которых мы гордо именуем Homo sapiens .

Так почему мы не можем придать примитивной хозяйственной деятельности человека статус производства?

Потому что производство – это сознательное, постоянно повторяющееся преобразование веществ и сил природы с заранее поставленной целью создать материальные и нематериальные блага, способные удовлетворить возрастающие человеческие потребности .

Такого рода производство появилось совсем недавно – всего каких-то 10–12 тыс. лет назад. Из 2,5 млн лет существования человека на земле! Человеческая цивилизация еще очень молода. Более того, человечество даже еще не расселилось как следует по земле. Большинство людей и сегодня живет там, где оно исторически появилось – в Азии и в некоторых благоприятных зонах Африки.

С легкой руки английского археолога В. Г. Чайлда период перехода человеческих сообществ к производящему хозяйству называется неолитической революцией. Исторические и археологические данные подтверждают, что этот относительно длительный, но революционный процесс произошел в эпоху неолита, когда большинство орудий труда еще оставались каменными, но человек уже научился пользоваться металлическими орудиями, сначала медными, а затем более прочными бронзовыми. И произошло это в различных ареалах расселения людей в период с XII по III тысячелетие до н.э. Наиболее бурно процесс перехода к производящему хозяйству осуществлялся в VI– IV вв. до н.э. Примерная карта неолитических культур выглядит так :

Именно в период неолита появились земледелие и скотоводство, искусственное орошение, гончарный круг и горн, обжиг глиняной посуды, прядение и ткачество. Наконец, именно в эпоху неолита появилась письменность – первая знаковая форма передачи информации . При повсеместном распространении кочевого образа жизни в этот период появляется оседлость и соответствующая ей форма хозяйства, когда человек не просто присваивает предметы потребления, а воспроизводит их. Именно переход к воспроизводству благ, т.е. к постоянному сознательному повторению процесса производства, и придает неолитическим преобразованиям статус революции. Революция – это кардинальное изменение качества социально-экономической жизни. Иной раз в сознании людей слово революция ассоциируется с краткосрочными и взрывными процессами. Однако в экономике понятия "быстро" или "медленно" очень трудно связывать исключительно с астрономическим временем. Здесь главное – понять сущность происходящих процессов. Календарная протяженность изменений не отрицает их кардинальности, революционности.

Неолит принес человечеству возможность сделать первый шаг па пути к свободе. Правда, пока только к свободе от господства сил природы .

  • Уже понятно, что не следует преувеличивать человеческий прогресс. Огромная масса людей на профессиональном или любительском уровне и сегодня занимается охотой, рыболовством и собирательством.
  • В вопросе о разумности человека много спорного. Грубо округленно современный человек живет в среднем около 75 лет. Треть своей жизни, 25 лет, человек просто спит. Еще примерно треть жизни тратит на удовлетворение своих биологических потребностей: готовит пищу, ест, пьет, занимается поиском одежды, приведением в порядок жилища, производит детей, занимается гигиеной своего тела, просто гуляет, разминая затекшее тело. Остается для разумной деятельности всего 25 лет. И чего только мы ни делаем, чтобы сократить это время? Курим, злоупотребляем алкоголем и наркотиками, мучаем ближних своих, бесконечно воюем друг с другом в переносном и, к сожалению, буквальном смысле слова, бездумно тратим время на массу бессмысленных поступков. Вот мы какие, Homos sapiens!
  • Валянский С. И., Калюжный Д. В. Другая история Руси. От Европы до Монголии. М.: Вече, 2001. С. 11; citycat.ru/historycentre/. Легко увидеть, что все эти даты приходятся на период "неолитической революции", с которого и начинается цивилизация.

Во-первых, она означала новый статус взаимоотношений человека и природы, первый шаг к ноосфере, формирование неолитического экологического способа производства. Если прежде человек, как и другие виды животного мира, потреблял продукты природы (иногда нанося крупный ущерб флоре и фауне и порождая локальные или крупномасштабные экологические кризисы), то теперь он сам стал воспроизводить условия своего существования, преобразуя природную среду с помощью земледелия, скотоводства, ремесла, строительства; он начал трансформировать естественную среду обитания в искусственно созданную и тем самым уменьшил свою зависимость от природных процессов и цикличных колебаний.

Во-вторых, радикальные перемены произошли в орудиях труда и технологиях, сформировался неолитический технологический способ производства. Потребовалась широкая гамма специализированных орудий труда и технологий для обработки почвы, занятия земледелием и животноводством, переработки их продуктов, занятия разнообразными ремеслами и строительством. Появились колесный транспорт, парусные лодки. Многократно повысилась производительность труда вместе с его разделением, специализацией и кооперацией. Это создало условия для появления межобщинного обмена продуктами труда и создания прибавочного продукта. Коллективный труд все больше уступал место индивидуальному.

В-третьих, технологические перемены повлекли за собой

изменения в экономике, формирование неолитического экономического способа производства. Его основы: сочетание общинной собственности на землю с семейной собственностью на орудия труда и основную часть произведенных продуктов; преобладание семейного воспроизводства при сохранении некоторых коллективно выполняемых работ; развитие натурального обмена как между семьями в общине, так и между общинами и племенами. К концу периода создаются предпосылки для возникновения частной собственности, накопления богатства у племенной верхушки.

В-четвертых, увеличилась численность населения, изменились условия его проживания и формы социальной организации. Благодаря неолитической революции, то есть переходу к земледелию и скотоводству, численность населения в областях с производящим хозяйством возросла в несколько раз. Улучшение и повышение стабильности питания (хотя и сохранились цикличные сезонные колебания) привели к сокращению смертности, продлению жизненного цикла человека, увеличению численности семей и общин. Возникли постоянные поселения, огражденные стенами и рвами, естественными преградами. Созданы первые города -- начала развертываться городская революция, изменившая условия жизни и общения людей. Возникали территориальные общины, которые объединялись в племена, управляемые племенной верхушкой. Возникали и более крупные культурноисторические общности -- но еще не государства и тем более нелокальные цивилизации.

В-пятых, скопление значительных масс людей в поселениях и первых городах, более крупных социальных образованиях, рост продуктивности земледелия и животноводства создавали условия для развития духовной жизни, накопления первичных, эмпирических знаний, передававшихся из поколения в поколение, более углубленного занятия искусством, созданием разнообразных украшений, строительством культовых зданий, формированием более устойчивых религиозных взглядов.