Главная · На заметку · Третий исаакиевский собор. Исаакиевский собор

Третий исаакиевский собор. Исаакиевский собор

Исаакиевский собор является одной из главных высотных доминант Санкт-Петербурга и символом Северной столицы. Построенный в первой половине 19 века, Собор стал олицетворением духовной силы Российской империи, которая в это время находилась на историческом пике своего могущества, победив «великую армию» Наполеона и став на три десятилетия сильнейшей европейской державой. Исаакиевский собор— это больше чем культовое сооружение, это — памятник великой эпохе, вобравший в себя самые лучшие достижения и высочайшие душевные порывы всего нашего Отечества.

Назван храм в честь византийского монаха 4 в. н.э. — Исаакия Далматского, который обладал даром предвидения и почитается церковью. День его памяти, 30 мая, — совпадает с днём рождения Петра Великого по юлианскому календарю, именно Исаакия Далматского император почитал за своего небесного покровителя, и один из первых храмов Санкт-Петербурга был освящен в честь этого святого.

Данный собор является четвёртым Исаакиевским собором Петербурга. Первая Исаакиевская церковь была освящена в 1707 г. Именно здесьв 1712 г. состоялась церемония бракосочетания Петра 1 и Екатерины 1, будущей императрицы. Церковь располагалась напротив Адмиралтейства, где сейчас бьетфонтан.

Камень в основание второй Исаакиевской церкви заложил лично Пётр 1 в 1717 г., и стояла она на месте нынешней Сенатской площади, именно там где находится знаменитый памятник Медный всадник. По облику она напоминала Петропавловский собор. Это сходство ещё более усиливалось благодаря стройной колокольне с часами-курантами, привезёнными Петром 1. Однако, находясь столь близко от реки, фундамент церкви сильно размывался, а после пожара её вовсе разобрали.

Екатерина II повелела перенести собор дальше от Невы, на его современное место. Проект создал Антонио Ринальди, любимый архитектор императрицы. «Мастер мраморных фасадов», как называли Ринальди, подобный приём применил и в строительстве третьего Исаакиевского собора.

Но к моменту смерти Екатерины II, стены были возведены лишь на половину своей высоты и облицованы мрамором. Новый хозяин земли русской, Павел Петрович,матушку не любил, и все её начинания стремился свести на нет. Впрочем, у него были на то причины… Винченцо Бренна было предложено насколько возможно скорее закончить строительство, поэтому стены и своды доделали из кирпича, а от четырёх ринальдиевских куполов решили отказаться вовсе.

Конечно, можно согласиться с автором этой острой эпиграммы. Собор получился приземистым, неказистым и совершенно не соответствовал статусу, ему подобающему. Но это обстоятельство заставило искать пути выхода из положения. Недолгое правление Павла 1 закончилось, и «дней Александровых прекрасное начало» сулило перемены, в том числе и в вопросах градостроительства и застройки Петербурга. Александр 1, воспитанный своей бабкой Екатериной Великой, считал себя продолжателем её дел. Не был обойдён вниманием и Исаакиевский собор. Объявлялись конкурсы на переделку собора, главным условием которых царь постановил максимальное сохранение техфундаментов и стен собора, что успели возвести при Ринальди. Весь цвет русской и даже мировой архитектуры (А. Д. Захаров – создатель современного Адмиралтейства, А. Н. Воронихин – строитель Казанского собора, Ч. Камерон – создатель резиденции Павла 1, и др.)представили свои проекты, однако каждый из них был отвергнут, т.к. не соответствовал главному условию – сохранению стен или хотя бы алтарной части ринальдиевского собора. Начавшаяся Отечественная война 1812 г. и заграничные походы русской армии, отвлекли внимание от строительства, но к вопросу вернулись позже.Августин Бетанкур, глава Комитета по делам строений и гидравлических работ, предложил рассмотреть проект на тот момент молодого архитектора — Огюста Рикара де Монферрана. Монферран подготовил более 20 набросков, и один из проектов Александру понравился. Согласился Монферран выполнить и условие – максимальное сохранение стен старого собора. Карьера никому не известного француза на русской службе пошла наилучшим образом: он был назначен императорским архитектором и разработал детальный проект реконструкции (а фактически строительства нового) собора.

20 февраля 1818 г. пришло высочайшее утверждение, а летом следующего года состоялась закладка.

Главные усилия по строительству леглина плечи крепостных крестьян. Работа шла в тяжелейших условиях, 13-16 часов в день, в том числе в праздничные и воскресные дни. Более 400 000 строителей со всех концов Империи в разное время принимало участие в работах. Для начала, чтобы укрепить болотистую почву, было забито более 10 000 свай. После этого приступили к возведению портиков. Каждая колонна – это гранитный монолит, высеченный из скалы, весом 114тонн и высотой 17 метров. С помощью специальных лесов конструкции Бетанкура, одна колонна устанавливалась в течении всего лишь 45 минут. Все колонны были установлены с 1828 по 1830 гг.

Затем пришло время стен и купола. Они выполнены из кирпича, облицованы различным камнем. Толщина стен достигает 5 метров. Купол на самом деле состоит из 3 куполов: внутреннего круглого, среднего конического, внешнего параболического. Внутренние конструкции выполнены из металла для облегчения веса, что было новшеством в то время. Внутри купола для термоизоляции и улучшения акустики помещены особым образом 10 000 керамических горшков.

Колоннадой также украшен и внешний барабан собора, диаметр которого 25,8 метра. Кстати, знаменитое здание в Вашингтоне, столице США – Капитолий, архитектурно очень напоминает Исаакиевский собор. И это не случайно. Американской стороне были предоставлены чертежи собора и строение купола выполнено в схожей манере.

Высота Исаакиевского собора 101,5 м., 111,3 м. в длину и 97,6 м. в ширину. Это четвертый по величине в мире купольный собор.Портики украшены барельефами на библейские сюжеты, а также изображениями страниц жизни Исаакия Далматского:восточный(«Исаакий Далматский останавливает Императора Валенса») и западный («Исаакий Далматский благословляет Императора Феодосия»). Каждая архитектурная деталь внешнего и внутреннего убранства глубоко символична и о них необходимо говорить отдельно, что невозможно в подобном формате. Созданием скульптур занимались лучшие зодчие того времени – Клодт, Витали, Логановский и др. Коленопреклонённые ангелы по углам собора держат в руках факелы. До революции 1917 г. они использовались по назначению – в праздничные дни в факелах зажигались специальные газовые горелки, что делало сооружение ещё более монументальным и потрясающим воображение.

Однако настоящее чудо ожидает нас внутри храма. Лучшие художники расписывали своды и стены (К. Брюллов, Т. Нефф и др.). Мастера-мозаичисты и камнерезы создали великолепный интерьер.Карл Брюллов, автор знаменитой картины «Гибель Помпеи», прекрасно расписал купол (Богоматерь в окружении апостолов), …ценой собственной жизни. Работы шли на большой высоте, мастер часто лично поднимался на леса, простудился и заболел. После неудачного лечения в Италии Брюллов умер, так и не вернувшись в Россию. На самой вершине помещён голубь – символ Святого Духа.

Стены облицованы мрамором, а иконостас оформлен колоннами из уральского малахита, выполненными в стиле русской мозаики, царские врата украшены двумя бесценными колоннами из афганского лазурита. В таких количествах лазурит нигде в мире больше не использовался.

Живопись в сыром петербургском климате сохраняется плохо и по предложению
Николая 1 началась работа по замене живописи мозаикой. Эта работа шла с 1851 г. до 1917 г., но так и не была доведена до конца. Использовалось более 12 000 оттенков смальты (сплав стекла и металла) для создания мозаик. На одной из Всемирных выставоквторой половины 19 в. мозаики Исаакиевского собора были признанынеподражаемыми и совершенными произведениями искусства.

Единственным в своём роде является витраж. Для русской церковной архитектуры этот элемент является совершенно не типичным и нигде в церквях его невозможно встретить. Но Николай 1 увлекался европейской готикой и по предложению немецкого архитектора Лео фон Кленце (строителя Нового Эрмитажа и придворного архитектора Баварского королевства) витраж решено было сделать. Особое разрешение Священного Синода понадобилось, чтобы эта идея воплотилась. Немецкий мастер Айнмиллер изготовил этот витраж, размещённый за царскими вратами, в алтаре. Во время богослужений, в кульминационный момент, когда отворялись царские врата, перед прихожанами возникал образ Христа, будто спускающегося с небес. Особую торжественность и трепет придавала система освещения витража – за ним были помещены газовые горелки, и витраж на фоне языков пламени просто оживал.

Церемония освящения состоялась 30 мая 1858 г., в день памяти Исаакия Далматского. Сорок лет ушло на строительство этого выдающегося храма. Огюст Монферран полностью реализовал себя как архитектор в этом проекте, он получил признание ещё при жизни, построил великолепные сооружения (Александрийский столп, особняк Лобанова-Ростовского и др. здания в городах России). Умер великий зодчий спустя месяц после освящения храма… Ирония Клио (музы истории) прошла красной нитью через жизнь этого человека: Монферран в составе наполеоновской армии воевал против России, затем приехал в нашу страну, стал императорским архитектором и даже создал великолепный памятник победе над Францией (Александрийскую колонну), грандиозный Исаакиевский собор; носупруга после смерти мастера приняла решение перевезти его тело во Францию, где могила затерялась. Монферран совершенно не известен на своей родине, но он смог пройти свой творческий путь здесь, в России. К нашей стране зодчий относился с любовью и теплом, своим творчеством он осознанно работал на её благо, считал (это достоверно подтверждается по переписке и документам Монферрана), что создание памятников и зданий должно служить цели воспитания в людях высших моральных принципов, и делал это.

Исаакиевский собор стал главным храмом Российской империи. После Октябрьского переворота 1917 г. собор оставался действующим до 1928 г. Затем тут был устроен антирелигиозный музей. Во время Великой Отечественной войны собор не был разрушен, но серьёзно пострадал. В его подвалах хранились ценности изпригородных дворцов. После победы начались реставрационные работы, а с 1990 г. проводятся церковные службы. Однако здание собора, к счастью, остается в ведении музея.

Потрясающее чувство трепета и подъёма появляется в сердце каждого, кто посещает Исаакиевский собор. Совершенство пропорций, лучшие творения мастеров, гений зодчего соединяются для высокой цели храма быть тем местом, где соприкасаются Небо и Земля. Чтобы почувствовать это стоит посетить Исаакиевский собор.

Собор святого Исаакия в Санкт-Петербурге является вторым по высоте храмом в России (первое место принадлежит восстановленному в Москве храму Христа) и одновременно одним из самых грандиозных купольных зданий мира, уступая в этом только римскому собору св. Петра и флорентийской церкви св. Марии.


По архитектуре он представляет собой монументальное здание в стиле классицизма, внешне ничем не напоминающее традиционный облик русских церквей. Внутри собор поражает роскошью отделки и росписи в создании которой принимали участие лучшие русские художники своего времени.

Три предшественника Исаакиевского собора

Каждому жителю Санкт-Петербурга известно, что на месте нынешнего величавого собора св. Исаакия последовательно сменялись три церковных здания. Первое из них было возведено еще по приказу Петра Великого в 1707 году.


Храм был заложен в день рождения царя, 30 мая, и назван в честь св. прп. Исаакия Далматского – святого, почитаемого в этот день. Простая деревянная церковь была возведена очень быстро, а через пять лет Петр обвенчался с ней со своей второй супругой Екатериной.

Но деревянная церковь совсем не соответствовала столичному статусу Петербурга, поэтому в 1717 году на ее месте было начато строительство нового, каменного храма. Первая служба в нем была проведена десятилетие спустя, в 1727 году. Церковь не отличалась особой пышностью и была по архитектуре похожа на храм Петропавловской крепости. Но и она простояла не слишком долго: под весом каменного сооружения начал проседать грунт, а в 1735 году в шпиль колокольни ударила молния, и начался пожар, после которого она так и не была восстановлена.

К строительству следующего храма приступила уже императрица Екатерина Вторая. В 1768 году было начато строительство по проекту А.Ринальди, но со смертью царицы стройка остановилась, а затем проект был подвергнут переделке. В результате здание было закончено лишь в 1802 году и по красоте значительно уступало первоначальному проекту.

Четвертый и последний собор св. Исаакия

С воцарением на российский престол Александра I стало понятно, что для столицы необходим более пышный и величественный храм. Был объявлен конкурс проектов нового собора, на котором в 1818 году победил молодой француз Монферран. Но вскоре проект был подвергнут переделке, так как не отвечал требованиям прочности.


Только к 1825 году проект был окончательно готов, а последующее строительство затянулось на целых 40 лет. В 1858 году собор был, наконец, освящен, и в нем начали проводиться службы.

Высота строения достигает 101,5 метра – на тот момент это было самое высокое церковное здание России. Общая площадь, занимаемая собором, составляет около 4 тысяч квадратных метров, а вес здания достигает 300 тысяч тонн. Здание окружают колонны из уральского малахита 17-метровой высоты. Всего в соборе насчитывается 112 колонн. Диаметр центрального купола составляет 25 метров, его трехслойная медная кровля покрыта позолотой и сияет даже в ненастные дни.

Внутреннее великолепие собора св. Исаакия

Если снаружи собор производит величественное и строгое впечатление, то внутри он поражает имперской роскошью и великолепием. В росписи купола принимали участие знаменитые художники К.Брюллов и П.Васин, стены украшают работы десятков известных живописцев и скульпторов.


Мозаики храма выложены более 20 породами декоративных камней, для отделки были использованы разные виды мрамора, добытого в России, Франции и Италии. Собор по праву является одним из наиболее впечатляющих шедевров мирового архитектурного наследия.

Надо изучать, даже ту что нам дают официально, только в процессе изучения надо помнить что та фальшивая версия развития мира, которая выдаётся нам, является, мягко говоря, полным враньём. Благодаря Интернету в наше время становятся доступными некоторые летописи и книги, случайно уцелевшие во время тотального уничтожения исторических документов в 18-19 веках, а серьёзное отношение к фактам давно ушедших дней позволяет понять, что не всё в нашей истории было так, как показывают фильмы и представляют официальные учебники. От нас не просто пытаются скрыть что-то очень важное — нам нагло врут всю жизнь. Искажено абсолютно всё! Ярким примером является история Питера, а рассмотрим пока только историю знаменитого Исаакиевского собора.

То, что факты намеренно искажены, понимаешь уже после окончания школы, и тогда остаётся только досада: … мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь … Хотя лично я учился нормально хоть в школе хоть в институте. Историю, абсолютно искажённую и перевёрнутую с ног на голову, в школах и вузах преподносили под флагом марксизма-ленинизма, патриотизма и любви к Родине. Это было раньше - сейчас даже Родину любить не учат - запрещено, любить положено Запад и американский стиль жизни.


Те, кому выгодно обманывать, идут проверенными отработанными методами. Реальные факты, которые скрыть невозможно, как ни старайся, поддают сначала нападкам сомнений, искажений и массовым атакам именитых проплаченных «светил» науки, уводящих в сторону от истины, а затем окутывают завесой информационного обмана, сквозь которую лишь изредка пробиваются случайные одиночные голоса оппонентов. Дальше, через несколько лет, преподносят придуманную ими фальшивую историю уже в качестве неоспоримой истины, широко рекламируя очередную новопридуманную версию в СМИ. Глядишь, через несколько лет усиленной обработки общественного мнения Средствами Массового Инфозомбирования вместо сомнения зарождается безразличие ко всем версиям. А через одно поколение массовой обработки в народе уже и не остаётся помнящих о том как было на самом деле. Искажённые факты формируют искажённое представление о стране и месте человека в историческом процессе. При этом возникают искажённые психологические реакции людей на большие исторические периоды или крупные исторические события.

В большинстве случаев доказательства находятся буквально перед глазами, однако люди, приученные больше верить официальным источникам, проходят мимо реальных фактов, по привычке не замечая их. Тотальный обман приучил граждан не видеть реальности за вымышленными образами, внушёнными с детства. Поэтому народ в своей массе не отличает предъявляемую официальную информацию от реальной жизни. Это выгодно людям, которые контролируют весь народ, образ жизни, общественное сознание, чтобы держать всех в рабстве, предоставляя иллюзию свободы.

Для исследования взят Петербург, потому что это достаточно молодой город (так гласит официальная версия), и его история полностью прописана в летописях и учебниках. Близкую в веках историю проще изучать. Так почему же и здесь проявляются жестокие искажения действительности? Кому помешала эпоха ПетраI, «интересная и прогрессивная». Читать бы навязанную историю, да радоваться. «Короткая» история великого города даёт возможность поймать на лжи фальшивых летописцев, представить современникам несоответствие описаний исторических моментов и реального положения вещей.

Александровская колонна

Мегалиты, описанные в энциклопедиях, почему-то находятся везде, только не в России . Тем не менее, мегалитический объект есть в самом Петербурге, это подтверждают историки, перечисляя общие признаки мегалитов во всём мире.
Заготовка под Александровскую Колонну имела бы приблизительный вес около 1000 тонн, полный аналог брошенного блока в Баальбеке. Сама Колонна весит более 600 тонн. Это даёт веские основания причислить исторические сооружения Петербурга — Исаакиевский собор и Александровскую Колонну — к мегалитам прошлого времени. Они выглядят достаточно правдоподобными, если грамотно их интерпретировать, подбирая подходящие факты, то можно сделать описание, не умаляющее величия этих объектов.

Исаакиевский собор

В истории Петербурга все факты можно проверить, так как существуют официальные свидетельства и документы. Для подтверждения истинности появления Исаакиевского собора возьмём методику перекрёстного совмещения дат и событий. Энтузиасты провели для этого немало исследований, их результаты размещены в различных статьях и форумах Интернета. Однако их старательно игнорируют представители официальной науки u средств массовой информации. Да и пусть игнорируют - они ведь платные, то есть продажные. Нам самим нужно разбираться.

Исаакиевский собор — страницы фальсифицированной истории

Для начала берём историю строительства Исаакиевского собора, описанную в Википедии. По официальной версии, собор, который сегодня украшает Исаакиевскую площадь, является четвёртым строением. Получается, что его строили четыре раза. А начиналось всё с маленькой церквушки.

Первая Исаакиевская церковь. 1707 год

первая Исаакиевская церковь

Первая церковь Исаакия Далматского строилась для рабочих Адмиралтейских верфей по приказу Петра I. За основу будущей церкви царь выбрал здание чертёжного амбара. Исаакиевский собор начал строиться в 1706 году. Он возводился на деньги государственной казны. Руководил строительством граф Ф.М. Апраксин, для сооружения шпиля церкви пригласили голландского архитектора Герман ван Болес, который уже жил в России с 1711 года.
Первый храм был полностью деревянным, построен по традициям того времени — сруб из круглых брёвен; их длина составляла 18 метров, ширина здания составляла 9 метров, высота - 4 метра. Снаружи стены обили досками шириной до 20 сантиметров, в горизонтальном направлении. Для хорошего схода снега и дождя крышу сделали под углом в 45 градусов. Крыша тоже была деревянной, и по традиции кораблестроения покрыта воско-битумным составом чёрно-коричневого цвета, который использовался для смоления днища кораблей. Назвали постройку Исаакиевской церковью и освятили в 1707 году.

Торжественная встреча петербургского ополчения на Исаакиевской площади 12 июня 1814 г. Гравюра И.Иванова.

Не прошло и двух лет, как Пётр I издал распоряжение о начале реставрационных работ в церкви. Что могло произойти с деревом, обработанным по корабельным правилам, за каких-то два года? Ведь деревянные строения стоят века, показывая величавость и мощь дерева. Решение о реставрации, оказывается, было принято с целью улучшить вид церкви, и избавиться от постоянной сырости внутри храма.
История показывает, что Исаакиевский собор даже в виде деревянной церкви был главным храмом в городе. Здесь в 1712 году венчались Пётр I и Екатерина Алексеевна, с 1723 года только здесь могли приносить присягу служащие Адмиралтейства и моряки Балтийского флота. Записи об этом сохранились в походном журнале храма. Корпус первого храма сильно обветшал (?) и в 1717 году был заложен храм в камне.

Анализ фактов

По официальным данным Санкт-Петербург основан в 1703 году. От этого года ведётся исчисление возраста города. О реальном возрасте Питера поговорим в следующий раз, там потребуется не одна статья.
Церковь заложили в 1706 году, освятили в 1707 году, в 1709 она уже потребовала ремонта, в 1717 году уже обветшала, хоть дерево было пропитано корабельным воско-битумным составом, а в 1927 уже была построена новая каменная церковь. Во врут!

Если взять альбом Августа Монферрана, в нём можно увидеть литографию первой церкви, которая изображена ровно против входа на территорию Адмиралтейства. Значит, храм стоял или во дворе Адмиралтейства, или за его пределами, но напротив главного входа. Именно на альбоме, выпущенном в Париже, строится главная трактовка истории всех строений Исаакиевского собора.

Вторая Исаакиевская церковь. 1717 год

В августе 1717 года была заложена каменная церковь во имя Исаакия Далматского. И куда ж без него деться — первый камень в фундамент новой церкви собственноручно заложил Пётр Великий . Вторую Исаакиевскую церковь начали строить в стиле «петровского барокко», строительством руководил видный зодчий петровской эпохи Георг Иоганн Маттарнови, который находился на службе у ПетраI с 1714 года. В 1721 году Г.И.Маттарнови умер, строительство храма возглавил городской архитектор того времени Николай Фёдорович Гербель. Однако в послужном списке Н.Ф.Гербеля нет указания на его участие в строительстве каменной Исаакиевской церкви. Спустя три года он умирает, строительство завершает каменных дел мастер Я.Неупокоев.

С такими перипетиями церковь была построена в 1727 году. План основания храма - равноконечный греческий крест длиной 60,5 метров (28 сажень), шириной 32,4 м (15 сажень). Купол храма имел в своей основе четыре столба, снаружи был покрыт простым железом. Высота колокольни достигала 27,4 метра (12 сажень + 2 аршина), плюс шпиль длиной 13 метров (6 сажень). Всё это великолепие венчали медные вызолоченные кресты. Своды храма были деревянными, фасады между окнами украшали пилястры.

вторая Исаакиевская церковь

По внешнему виду вновь выстроенный храм был очень похож на Петропавловский собор. Сходство усиливали стройные колокольни с часами-курантами, которые Пётр I привёз из Амстердама для двух храмов. Иван Петрович Зарудный, основатель петровского стиля барокко, выполнил резной золочёный иконостас для Исаакиевского и Петропавловского соборов, что только увеличивало схожесть двух храмов.

Второй Исаакиевский собор был построен близко к берегу Невы. Сейчас там установлен Медный всадник. В то время место для собора оказалось явно неудачным - вода размывала береговую линию, разрушала фундамент. Странно, предыдущей деревянной постройке Нева не мешала.

Весной 1735 года молния вызвала пожар, довершив разрушение всей церкви.

Слишком уж много странных событий по разрушению новопостроенного здания. Странно и то что в альбоме А.Монферрана нет изображения второго здания церкви. Её изображения встречаются только на литографиях северной столицы до 1771 года. Да ещё есть макет внутри Исаакиевского собора.

Удивляет тот факт, что прежде на этом месте много лет стоял другой храм, и ему не мешали воды Невы. По данным официальной истории, это же место было выбрано для установки памятника Петру I - опять же вода не помеха. Камень - постамент для Медного Всадника был привезён в 1770 году. Памятник сооружён и установлен в 1782 году. Однако, службы в церкви велись до февраля 1800 года, о чём свидетельствуют записи её настоятеля, протоиерея Георгия Покорского. Сплошные нестыковки.

Третий Исаакиевский собор. 1768 год

Литография О.Монферрана. Вид Исаакиевского собора в период правления императрицы Екатерины II. Литография О.Монферрана

В 1762 году вступает на престол Екатерина II. За год до этого Сенат принял решение воссоздать Исаакиевский собор. Начальником строительства назначили русского архитектора, представителя стиля петровского барокко, Савву Ивановича Чевакинского. Екатерина II одобрила идею нового строительства, тесно связанного с именем Петра I. Начало работ затягивалось из-за финансирования, и вскоре С.И. Чевакинский уходит в отставку.
Начальником строительства стал итальянский архитектор на русской службе, Антонио Ринальди. Указ о начале работ был издан в 1766 году, и было начато строительство на площадке, выбранной ещё С.И. Чевакинским. Закладка здания в торжественной обстановке была проведена в августе 1768 года, в память о таком важном событии даже была отчеканена медаль.

третий Исаакиевский собор

Согласно проекту А. Ринальди, собор планировалось возводить с пятью сложными куполами и высокой стройной колокольней. Стены облицовывались мрамором. Точный макет третьего собора и его чертежи, выполненные рукой А. Ринальди, хранятся сегодня в экспозициях музея Академии Художеств. А. Ринальди не завершил работу, успел довести здание только до карниза, когда умерла Екатерина II. Финансирование строительства сразу же прекратилось, и А. Ринальди уехал.

На престол вступил Павел I. Надо было что-то делать с незаконченной стройкой в центре города, тогда вызвали архитектора В. Бренна, чтобы тот срочно завершил работу. В спешке архитектор вынужден был значительно исказить проект А. Ринальди, то есть вообще не брать его во внимание. В результате уменьшились размеры верхней надстройки и главного купола, не были возведены запланированные четыре малых купола. Изменён был и строительный материал, потому что мрамор, приготовленный для отделки Исаакиевского собора, был передан для строительства главной резиденции Павла I. В результате собор получился приземистый, нелепый, так как на роскошном мраморном основании возвышалась негармоничная кирпичная надстройка.

Замечания по ходу расследования

Здесь можно вернуться к слову «воссоздать». Что оно может значить? Смысловое значение - воссоздаётся то, что полностью утрачено. Получается, что в 1761 году второго строения храма на площади уже не было?

Как описываются эти строительства, на них работали только иностранные архитекторы. Почему не доверено строительство отечественного Храма русским зодчим?

В альбоме А. Монферрана третий храм выглядит не стройкой, а как действующее сооружение, вокруг которого прогуливаются люди. При этом опять на литографии виден центральный вход в Адмиралтейство, a здание Адмиралтейства окружает пышный сад. Что это? Вымысел художника, вырезавшего литографию, или специальное приукрашивание действительности? По официальной истории, здание Адмиралтейства окружал глубокий ров, который был засыпан в 1823 году, когда третьего храма уже не было. История служб Исаакиевского Собора указывает на то, что службы в нём проводил протоиерей Алексей Малов до 1836 года.

Резкое несовпадение дат и событий заставляет серьёзно задуматься - где вымысел, а где правда. Явно противоречащие друг другу факты содержатся в сохранившихся описаниях строительства и содержания Исаакиевского Собора, то есть в государственных документах. Это не просто невинная путаница, это один из многочисленных фактов, доказывающих что настоящая государственная документация России была уничтожена и сфальсифицирована.

Католическая версия

По официальным историческим фактам, первая церковь Исаака Далмацкого строилась на берегу Невы в годы царствования Петра I, в 1710 году. Пожар уничтожил церковь в 1717 году. Новую церковь построили только в 1727 году, также на берегу Невы. Знаменитый Адмиралтейский канал был прорыт в 1717 году, по нему от острова «Новая Голландия» к Адмиралтейству доставляли строительный лес для судов. Амстердамский картограф u издатель Рейнер Оттенс составлял план местности, на которой эта часть Петербурга представляется иначе. Согласно его плану, вторая Исаакиевская церковь начерчена с признаками католической церкви. Её форма похожа на Базилику или корабль. На плане Р. Оттенса третья церковь, построенная по проекту Ринальди, похожа на доработку второй церкви, к которой на плане добавлены только купола.

Исаакиевский собор - крупнейший на момент постройки храм Российской Империи. Даже сегодня по высоте и объему он занимает почетное второе место после восстановленного Храма Христа Спасителя в Москве, причем по высоте отстает от него всего на полтора метра. Строительство собора велось без малого 40 лет, на работах по его возведению трудилось 400 тысяч человек, 100 тысяч из которых погибло. Результатом стал один из красивейших и величественнейших храмов мира, поражающий своими размерами, роскошью и качеством исполнения.

Исаакиевский собор расположен в центре города на Адмиралтейском острове в 500 метрах от самого сердца Петербурга, а некогда и всей империи - Дворцовой площади. Назван в честь преподобного Исаакия Далматского, небесного покровителя Петра I:

Храм поражает! Монолитная громада 101 метр высотой. Строительство такого объекта стало бы вызовом даже для современных архитекторов, а в середине XIX века это было настоящее чудо инженерной мысли:

Фасады собора украшает большое количество бронзовых скульптур. Они вполне могли бы стать произведениями искусства сами по себе, но здесь выступают как часть ансамбля:

Фронтоны украшены бронзовыми барельефами. Это южный фронтон и барельеф "Поклонение волхвов":

Западный фронтон "Встреча Исаакия Далматского с императором Феодосием":

Портики собора поддерживают 48 гранитных колонн. Все они высечены из цельного куска камня, высота каждой 17 метров, вес - 114 тонн. Когда в порт Петербурга доставляли гранитные заготовки, из которых на месте высекали колонны, на набережной случалось столпотворение, в XIX веке транспортировка столь тяжелых грузов казалась немыслимой. Из установки первой колонны на фундамент будущего собора организовали целую церемонию: была приглашена царская семья, иностранные гости, ведущие архитекторы того времени. Благодаря хитроумному механизму установка колонн в вертикальное положение занимала не более 45 минут:

Эхо Второй мировой войны:

Колонны и ступени западного портика пострадали от немецких снарядов:

Сколы и выбоины решили не заделывать, оставили как напоминание о самой кровопролитной войне в истории человечества:

Вдоль колонн проложены водостоки, качество подгонки материала поражает, несмотря на стыки и использование разных материалов, желоб выглядит как единое целое:

Проработка деталей в Исаакии на высоте, здесь даже двери - произведение искусства:

Целый пост можно было бы посвятить одним только дверям:

Качество исполнения просто поразительное, это апостолы Петр и Павел:

Украшение потолка портика:

Самое время подняться наверх, билет стоит всего 150 рублей, очередь в кассу:

Как сообщает стенд у входа, наверх ведут 262 ступени:

Для удобства счета некоторые пронумерованы:

Подъем наверх занимает около трех минут:

По винтовой лестнице посетители выходят к одной из колоколен собора:

Отсюда нужно подняться по металлической лестнице, переброшенной от колокольни к колоннаде:

В соседней колокольне сделан лифт, он, как и огороженная площадка слева, предназначен для инвалидов, которым недоступен пеший подъем на саму колоннаду:

Вот я и наверху, высота 43 метра, отсюда отличный вид на Петербург:

Дворцовая площадь, вдалеке виден разведенный Троицкий мост:

Шпили Адмиралтейства и Петропавловского собора:

Купол Казанского собора:

Храм Спаса-на-Крови - собор, построенный на месте убийства императора Александра II:

На переднем плане купол католической Базилики св. Екатерины, на заднем - непонятный стеклянный диск, похожий на летающую тарелку. Если кто знает что это за здание, подскажите в комментариях:

Вид на Исаакиевскую площадь. Здание с колоннами - Мариинский дворец, стоянка автобусов организована на Синем мосту - самом широком мосту в мире, при длине всего в 30 метров, его ширина составляет 97,5:

В центре площади стоит конный памятник Николаю I:

Апостол Павел приветствует прохожих внизу:

Теперь пару слов о самой колоннаде. Она находится на высоте 43 метров и состоит из 24 колонн, уменьшенных копий тех, что поддерживают портик внизу, масса каждой - 64 тонны. Как их поднимали 180 лет назад на высоту четырнадцатого этажа - уму непостижимо:

Над колоннадой находится ангельская балюстрада. 24 бронзовых ангела стоят на чугунных постаментах аккурат над каждой из колонн расположенной ниже колоннады:

На балюстраду с колоннады ведет узкая винтовая лестница. Помню, что в 1999 году я поднимался по ней, но сейчас доступ наверх закрыт по соображениям пожарной безопасности - обеспечить быструю эвакуацию по такой узкой лестнице не представляется возможным:

Последний взгляд на обитателей крыши собора. Статуи ангелов поддерживают металлические крепежи и тросы, за ними спрятаны прожектора и камеры наблюдения:

С земли всего этого не видно:

Перед входом на лестницу заметил странную конструкцию - бетонные перекрытия уложены на обычные железнодорожные рельсы, скорее всего это следы послевоенной реставрации:

Путь вниз:

Слуховые окна разрисованы и заклеены наклейками, отношение к памятнику архитектуры как в

11 июня (30 мая ст.ст.) 1858 года состоялась торжественная церемония освящения Исаакиевского собора.

У Исаакиевского собора, который уже 150 лет остается самым большим и красивым храмом Петербурга, одним из главных символов города, весьма драматичная судьба ‑ его строили четыре раза.

Первый, деревянный, возвели в 1707 году, еще при царе Петре I. Заложили храм в день рождения царя, который совпадал с днем памяти святого Исаакия Далматского, ‑ отсюда и название. Петр понимал, что деревянный храм долго не продержится, и в 1717 году поручил немецкому архитектору Георгу Иоганну Маттарнови заменить стены на каменные. Новая церковь не имела индивидуальности, во многом повторяла Петропавловский собор, даже куранты на колокольнях обоих храмов были одинаковые. В 1735 году в собор ударила молния и начался пожар. В этом событии увидели "божье знамение", и храм был заброшен.

В конце своего царствования императрица Екатерина II взялась возродить собор, однако ставить его было решено на новом месте, за спиной знаменитого "Медного всадника", памятника Петру. Строительство доверили итальянскому зодчему Антонио Ринальди, но Ринальди заболел и уехал на родину, а вскоре скончалась и Екатерина II. Ее сын, император Павел I, поручил завершить сооружение храма другому итальянцу ‑ Винченцо Бренне.

В 1816 году во время богослужения с потолка храма рухнул огромный кусок штукатурки, вызвав ужас среди верующих. Здание явно нуждалось в серьезном ремонте. Однако следующий император, Александр I, предпочел решить проблему кардинально и приказал перестроить собор. На этот раз ставилась задача сделать Исаакий главной церковью и украшением Петербурга. Был объявлен конкурс на лучший проект.

С последним строительством Исаакиевского собора связана вся жизнь выдающегося французского архитектора Огюста Монферрана. Именно он представил на конкурс проект, поразивший воображение монарха. Монферрану и было доверено возводить новый Исаакий. Начавшееся в 1818 году строительство растянулось на сорок лет и осуществлялось при трех императорах ‑ Александре I, Николае I и Александре II.

Работу сдерживал целый ряд причин ‑ многочисленные пожелания царей, неточные технические расчеты, а также то, что фундамент ставился на болоте. Пришлось забить в землю около 11 тысяч свай и положить на них в два ряда отесанные гранитные блоки. На этой мощной опорной подушке и возводился собор. Возникли проблемы и с установкой 48 монолитных гранитных столбов в 114 тонн весом каждый, которые предназначались для портиков. Усилиями тысяч крепостных эти колонны были доставлены в Петербург из Финляндии.

Монферран принял неординарное архитектурное решение: установить колонны до возведения стен. В марте 1822 года в присутствии царской семьи и толпы горожан была поднята первая колонна. Последнюю же поставили только через 8 лет, и лишь тогда началось строительство стен. Когда все уже двигалось к финалу, на крышу был поднят огромный сферический купол диаметром 22 метра. Его медную обшивку трижды заливали расплавленным золотом. На куполе был водружен крест внушительных размеров. Монферран отказался от традиционной для русских церквей колокольни, однако сохранил присущее им пятиглавие, расставив по углам здания башни с куполами. Каменная громада собора вместе с куполом и крестом поднялась над городом более чем на 100 метров.

Строительство собора завершилось в 1848 году, однако еще 10 лет понадобилось для отделки интерьера. Торжественное открытие и освящение Исаакиевского собора, который был провозглашен кафедральным собором Русской Православной церкви, состоялись 11 июня (30 мая по ст. ст.) 1858 года.

Интересные факты .

Работы по сооружению фундамента собора продолжались пять лет и на них было задействовано 125 тысяч рабочих ‑ каменщиков, плотников, кузнецов. На каменоломнях острова Пютерлакс под Выборгом шла вырубка гранитных монолитов для колонн. Работы велись круглый год.

В каменоломнях Карелии осуществлялась добыча огромных гранитных блоков весом от 64 до 114 тонн. Гранитные монолиты для колонн четырех портиков и мрамор для облицовки фасадов и интерьера собора добывались на Тивдийских и Рускольских мраморных ломках. Первые располагались в Петрозаводском уезде Олонецкой губернии, а вторые ‑ в Сердобольском уезде Выборгской губернии. На Тивдийских ломках добывался светло и темнокрасный мрамор, а на Рускольских ‑ светлосерый с синеватыми прожилками.

Доставка этих блоков к месту строительства, возведение купола и установка 112 монолитных колонн, были труднейшими строительными операциями, потребовавшими от строителей множества технических нововведений. Когда один из инженеров, возводящих Исаакиевский собор, изобрел полезный механизм для облегчения труда строителей, он получил строжайший выговор за то, что не изобрел такую полезную штуку раньше, введя, тем самым, казну в напрасные расходы.

На внутреннее убранство собора пошло 400 кг золота, 16 тонн малахита, 500 кг лазурита и тысяча тонн бронзы. Было отлито около 300 статуй и горельефов, мозаика заняла площадь 6,5 тысяч кв. метров.

Слабый запах благовоний, который улавливается в соборе, источают малахитовые пластинки, украшающие колонны главного алтаря. Мастера скрепляли их специальным составом на основе масла миро. Готовят миро по специальному рецепту, соединяя масло священного дерева мирры с красным вином и благовониями. Смесь варится на огне, в чистый четверг, и обычно используется для обряда миропомазания.

Процесс отделки Исаакиевского собора был сложным: особенно тяжело давалось золочение куполов, на отделку которых ушло 100 кг золота. Неотъемлемой частью золочения куполов собора было использование ртути, от ядовитых испарений которой погибло около 60 мастеров.

В связи с тем, что Исаакиевский собор строился необычайно долго, в Петербурге ходили слухи о намеренной задержке стройки, поскольку главному архитектору Исаакиевского собора, Огюсту Монферрану, было предсказано, что он будет жив до тех пор, пока строится собор. Возможно, это случайное совпадение, но через месяц после окончания строительства Исаакиевского собора, ставшего делом всей жизни архитектора, Огюст Монферран скончался.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников