Главная · Прочее · Удвоенные буквы на стыке приставки и корня. Живая русская грамота

Удвоенные буквы на стыке приставки и корня. Живая русская грамота

§ 1 Удвоенные буквы согласных на стыке приставки и корня

Вспомним, что слова, в которых на месте одного звука в корне пишутся две буквы, называются словами с двойными (или удвоенными) согласными. Такие слова надо запоминать. В них непроверяемые орфограммы. Слова с удвоенными согласными в корне пришли к нам из иностранных языков. Например: тонна, класс, телеграмма, троллейбус, антенна. Такие слова называются заимствованными.

Но удвоенные согласные встречаются не только в корне. На этом уроке мы как раз и рассмотрим один из таких случаев.

Прочитайте слова в столбиках. Что в них общего и чем они отличаются?

В словах обоих столбиков есть удвоенные согласные. Но обратите внимание, что в корне удвоенные согласные стоят только в словах первого столбика. Чтобы определить место орфограммы во втором столбике, понаблюдаем над составом этих слов. Выделим корень в словах:

В каждом из них есть приставка. Мы видим, что приставка заканчивается, а корень начинается на одну и ту же согласную букву. Поэтому на стыке (т.е. на месте соединения) приставки и корня в таких словах пишутся удвоенные согласные. Какие же приставки оканчиваются на согласную? В-, с-, из-, ис-, об-, под-, от- , без-, бес-, рас-, раз-.

Что же произойдёт, если допустить ошибку в написании слов и потерять одну из согласных букв? Рассвет - в этом слове вы без труда найдёте корень свет, а вот приставки ра- не бывает, бессвязный - корень связ, приставки бе- не бывает.

Ошибка в написании чаще всего возникает в словах, образованных при помощи приставок по- и под, о- и от-. Рассмотрим пример:

В слове дело корень начинается с буквы д. От этого слова образуются слова: поделка,поделать при помощи приставки по- и подделка, подделать при помощи приставки под-. Данные слова являются однокоренными, но отличаются лексическим значением.

Орфограмма - удвоенная согласная на стыке приставки и корня может встретиться:

В словах, обозначающих предметы (рассказ, отток, подделка);

В словах-признаках (беззубый, бессменный);

В словах-действиях - таких слов больше всего (оттащить, ввести, расстроить, поддать, восстановить) и т.д.

§ 2 Краткие итоги по теме урока

Удвоенная согласная на стыке приставки и корня пишется, если корень начинается, а приставка заканчивается на одну и ту же согласную букву. Чтобы знать, в каких случаях есть удвоение согласной на стыке приставки и корня, необходимо понять, как образовано данное слово. Чтобы найти орфограмму, нужно найти в слове корень и приставку.

Список использованной литературы:

  1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Русский язык. Учебник для 3 класса. - М.: Баласс, 2012.
  2. Бунеева Е.В., Яковлева М.А. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык», 3 класс. - М.: Баласс, 2014. – 208с.
  3. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. – М.: Просвещение, 1985. – 400с.
  4. Исаева Н.Е Рабочая тетрадь по русскому языку для 3 класса.- М.: Баласс, 2012.-78с.

Тема: Удвоенные согласные на стыке приставки и корня.
Цели:
Создать условия для исследовательской деятельности учащихся
Формировать умения писать удвоенную согласную на стыке
Развивать устную речь детей, внимание, интеллектуальные
практические умения: составлять модель орфографического
Воспитывать чувства коллективизма во время работы в группе и в
при объяснении нового материала.
приставки и корня.
умения: анализировать, обобщать, систематизировать материал;
правила и работать по ней.
паре.
ХОД УРОКА:
Оборудование: учебник, карточки с заданиями, модели,презентация.
1. Организационный момент.
Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнем скорей урок!
Сегодня отправляемся в путешествие в страну «Грамотеев». Мы
откроем ещё одну маленькую тайну русского языка. Чтобы открыть эту
тайну, мы будем наблюдать, сравнивать и анализировать, выполнять
упражнения в парах. Я рада, что у вас прекрасное настроение, и вы
готовы подняться вверх ещё на одну ступеньку знаний.А теперь
откройте тетради, запишем число и классная работа.
Минутка чистописания.
пп бб сс (запись на доске)
­ Посмотрите на доску и скажите, что объединяет данные записи?
(Согласные, удвоенные)
­ Давайте их запишем красиво и правильно. На что надо обратить
внимание? (на наклон, параллейность элементов, соединение, высоту
букв)
2. Актуализация знаний.
1 остановка «Отгадай и думай»
­Отгадайте загадки.Кто первым отгадает, напишет на доске, а мы
напишем в тетрадях.
Что за странная машина?
Есть салон, рога и шины.
Не автобус, не трамвай…
Эй, прохожий, не зевай,
Разгадай скорее ребус
Это новенький … (троллейбус)
На ледяной площадке крик,
К воротам рвется ученик:
Кричат все: « Шайба, Клюшка! Бей!»
Веселая игра …(хоккей)
В самолете он летает.
Ездит в поезде, в трамвае
Чтобы быть им много лет
Нужен не один билет! (пассажир)
Ежедневно по утрам
Он в окошко входит к нам
Если он уже вошел­
Значит, новый день пришел. (рассвет) –

­Посмотрите на доску и проверьте правильность написания этих слов.
Самопроверка.Оцените свою работу. (Молодцы)
3. Постановка учебной задачи.
Что общего между этими словами? Всегда ли удвоенные согласные
находятся только в корне слова? Среди этих слов найдите лишнее
слово? Почему так решили?
­А теперь проверим в какой части слова находится удвоенная
согласная. Выделим корень.
­Что надо сделать, чтобы правильно выделить корень? (Надо подобрать
как можно больше однокоренных слов)
­ Что называется корнем слова? + Общая часть родственных слов
называется корнем.
Свет, светает. Скажите,чем является рас­?­ В данном слове какая
приставка?
–Что такое приставка? (Приставка ­ это значимая часть слова, которая
стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
­ Как же получилось, что в слове удвоенная согласная?
­Проблемный вопрос: Почему пишется удвоенная согласная?
(Потому что одна буква находится в приставке, а другая в корне)
­ Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (Работать
со словами в которых одна согласная в корне, а другая в приставке)
Как думаете, это орфограмма или нет? Как она может называться?
Помогаю: место, где соединяются, сходятся два конца чего­ нибудь?
Вам поможет словарное слово стык.
Работа со словарём.
­ Что значит стык! Нам поможет толковый словарь русского
языка.
­Какая тема нашего урока? + Удвоенные согласные на стыке приставки
и корня.
­ Какую задачу поставим перед собой? Чему будем учиться на уроке?
Познакомимся со словами, где встречаются удвоенные согласные на
стыке приставки и корня.
Узнаем ­почему пишутся удвоенные согласные на стыке приставки и
корня
Будем учиться правильно писать эти слова.
4.Решение учебной задачи.
2 остановка «Исследуй­ка». Поиск решения.
1)Образовать новые слова с помощью приставки.
­ Проблема! Бывают ли в словах утроенные согласные?
Рас + ссориться=? (нет)
­ Значит это слово исключение из правила!
А теперь в группах укажите правильный порядок разбора таких слов.
Какой первый шаг, второй, третий… Давайте проверим ответ по
образцу. Как называется это, что вы составили?(алгоритм)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7. Обозначь орфограмму.
2)Работа в парах. Объясните написание этих слов по алгоритму.
1 ряд­поделка ­подделка
2 ряд­расписание –распахать­ рассыпать
Прочитай слово.
Выдели корень (подбери однокоренные слова).
Выдели приставку.
Сравни согласные буквы на стыке приставки и корня.
Сделай вывод.
Запиши слово.
Самооценка.

3 ряд­бесстрашный ­бестолковый
– Где можно посмотреть значение слов? (В словаре.)
Поделка – мелкое изделие, изготовленное ручным способом.
Подделка – подделанная вещь. Подделать ­ это значит изготовить
фальшивое подобие чего – нибудь с целью обмана.
Какие поделки делаете на уроках технологии? Давайте составим
предложения с этими словами.
­ Оцените себя. Задание какого уровня выполняли? (Повышенного)
6.Физминутка­игра.
Если в корне долгий звук,
Я должна услышать... (хлопок в ладоши с показом).
Коль в приставочке и в корне,
Приседайте на здоровье.
Аллея, рассказ, дрессировка, рассудить,
бассейн, рассвет, телеграмма, касса.
5. Закрепление. 3 остановка «Закрепляй­ка». Работа с учебниками.
а) ­ Выполняем упражнение 158. В парах устно.
­ Прочитайте задание, работаем по «шагам».Друг другу объясняйте,
почему в этих словах пишется удвоенная согласная буква.
б)Работа в тетрадях. Упр. 159. Письменно. На доске объясняем
написание каждого слова, графически разбираем.
6. Итог к уроку.
4 остановка «Проверяй­ка».
1) А теперь будем исследователями. Исследовать мы будем слова из
упражнения 160. Мальчики должны найти слова с удвоенной согласной
буквой в корне слова, а девочки ­ на стыке приставки и корня. Слова
записываем в столбик, обозначая орфограмму. Работаем в тетради.
­ Чья же исследовательская лаборатория работает лучше?
Мальчики Девочки
массаж рассмешил
кроссворд оттолкнул
аттестат оттаял
ввинтил оттуда
­ теперь проверьте, если ошибок нет, поставьте «5»,ели 1­2 ошибки­«4»,
больше 3 ошибок­«3».
2) Самостоятельная работа по тестам.
1. В какой части слова содержится главный смысл слова?
А) приставка
М) корень
2. С нахождения какой части слова начинаем разбор по составу?
О)корень
В)приставка
Что нужно сделать для того чтобы найти корень слова?
Л) подобрать родственное слово
Б)подобрать синоним
4. Какие слова являются однокоренными?
О)больной, больница, боль, болит
Р)светит, светлячок, свет, свистит
5. Отметь слово с приставкой:
А) посуда Д) поспешил
6. Удвоенные согласные на стыке приставки и корня пишутся в
слове:
А) за(сс)ох Е) ра(сс)мешил
7. Место, где соединяются приставка и корень

А)соединение Ц)стык
Какое слово получилось? Молодцы, ребята.
7. Рефлексия.
Молодцы, ребята, вы попали в страну «Грамотеев», вы открыли ещё
одну тайну русского языка, стали немножко грамотнее.
­ Какие же цели были поставлены в начале урока? Достигли мы этих
целей?
­ Какое задание было самым интересным?­ Какое задание было
трудным?
­Кто себе поставит за работу «5», «4»,»3»? Почему?
­ Оцените свою работу на уроке смайликами.
Д.з. Упр. 161,­написать 5 новых слов на изученную тему.
Дополнит.задание –резерв.
Работа в группах с карточками.
1. Подберите синонимы к словам с удвоенными согласными.
Разозлился, пришёл в ярость, разглядел.
2. «Соберите слова». В, тепель, бес, везти, от, держать, под, совестный.

Тема: Удвоенные буквы согласных на стыке приставки и корня.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель урока : развить умение анализировать слова с удвоенной буквой согласных, находить орфограмму-удвоенную букву согласного на стыке приставки и корня по алгоритму, графически её обозначать, отличать эту орфограмму от орфограммы-буквы удвоенного согласного в корне.

1.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята.

Сегодня на уроке мы с вами попытаемся открыть ещё одну маленькую тайну русского языка. Чтобы подобрать ключ к этой тайне, мы будем наблюдать, сравнивать и анализировать, выполнять упражнения в парах. Я рада, что у вас прекрасное настроение, и вы готовы подняться вверх ещё на одну ступеньку знаний.

2. Минутка чистописания.

Откройте тетради и запишите сегодняшнее число и классная работа.

пп

бб

сс (запись на доске)

Посмотрите на доску и скажите, что объединяет данные записи? (Согласные, удвоенные )

Давайте их запишем красиво и правильно. На что надо обратить внимание? (на наклон, параллейность элементов, соединение, высоту букв )

У нас выработано 4 критерия (наклон, параллейность элементов, соединение, высота букв )

Запишите по три раза каждое буквосочетание.

Выставьте себе оценку на полях в соответствии с выбранными критериями. Какими? Если соблюдались все 4 критерия можете поставить оценку 4, т.к. это задание было необходимого уровня.

3.Актуализация знаний.

- Как вы думаете встречались ли нам данные буквосочетания в словах? Да

- Как правильно называется эта орфограмма? (Написание удвоенной буквы согласного в корне слова)

Что надо сделать, чтобы правильно написать такие слова? (Запомнить написание таких слов)

4. Создание проблемной ситуации.

А сейчас я буду зачитывать значение этих слов из толкового словаря в которых встречаются вот эти удвоенные согласные, а вам необходимо догадаться о каком слове идёт речь и записать его.

У этого слова несколько значений вот некоторые из них 1. Прибор, механическое устройство. Например телефонный…2. Совокупность органов, выполняющих какую - нибудь особую функцию организма. Например пищеварительный …

Следующее слово шестой день недели

И последнее слово у которого тоже несколько значений 1. Словесное изложение каких – нибудь событий.2. Художественное, повествовательное произведение небольшого размера.

Сверти свою запись с записью на доске открываю карточки ПП АРАТ, СУББ ОТА, РАСС КАЗ)

Поднимите руки у кого нет ни одной ошибки. (Молодцы)

Поднимите руки у кого есть хотя бы одна ошибка. С чем она связана?

Что необходимо повторить, чтобы эти ошибки больше не допускать?

А теперь проверим в какой части слова находится удвоенная согласная. Выделим корень. Что надо сделать, чтобы правильно выделить корень? (Надо подобрать как можно больше однокоренных слов )

- Кто желает выйти к доске и выделить корень? Аппарат (аппаратура, аппаратик)

- Кто выделит корень в слове суббота? Суббота (субботний, субботник)

Кто ещё желает? Рассказ (сказ, сказка, пересказ, пересказать)

Что заметили, какое слово лишнее? (Рассказ )

Почему оно лишнее? (Потому что одна буква находится в приставке, а другая в корне)

В данном слове какая приставка? (рас ) выделяю

Что такое приставка? (Это часть слова, которая стоит перед корнем )

Для чего она нужна?

Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (Работать со словами в которых одна согласная в корне, а другая в приставке)

- Опираясь на выполненное нами задание попробуйте определить какие слова могут быть ключевыми т. е. главными на сегодняшнем уроке? (Корень, приставка, удвоенные согласные ) переворачиваю карточки

5. Изучение нового материала. Тема урока.

А тему урока вы назовёте мне позже, когда мы познакомимся с ещё одним ключевым словом. В этом слове заключена тайна нашего урока. И сегодня мы попытаемся её раскрыть. Мы познакомимся ещё с одной новой орфограммой русского языка и её графическим обозначением. Я уверена, что каждый из вас сможет сделать для себя маленькое открытие.

А это ключевое слово вы назовёте мне сами, когда прочитаете правило в учебнике на стр. 128

Назовите ключевое слово? (Стык ) переворачиваю карточку

Как вы поняли, что такое стык? (Это значит, что приставка оканчивается и корень начинается с одного и того же звука )

А в толковом словаре слово стык означает ___________________________

Опираясь на ключевые слова, попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (Удвоенная согласная на стыке приставки и корня .)

Давайте сделаем вывод: Всегда ли удвоенная согласная находится в корне слова? (Нет, т.к. есть такие слова, в которых она встречается на стыке приставки и корня)

Как вы думаете, это орфограмма? (Да, это написание по правилу)

А как она называется? (Орфограмма называется – удвоенная согласная на стыке приставки и корня).

В каком месте можно встретить удвоенную согласную? (В корне, или на стыке приставки и корня).

Вы можете привести свои примеры таких слов? Затрудняетесь?

Что надо сделать, чтобы назвать такие слова? поупражняться

Но сначала давайте немного отдохнём.

Встаньте, пожалуйста. Определите на слух слова с удвоенными согласными, когда они вам встретятся, то приседая, поднимайте руки вверх.

Спросите, не повысив тона:
Что больше, центнер или тонна ?
Необходимы соль и крупы,
Чтоб кашу наварить для группы .
Кто получит низкий балл,
Не придёт на школьный бал.
Радиоволна идёт сквозь стену.
Мы её поймаем на антенну.
Если пьёте в школе квас,
Не забрызгайте весь класс .
Если в доме много сора,
Может в доме вспыхнуть ссора.
Приятнее найти под ёлкой гриб,
Чем получить ангину или грипп .

6. Первичное закрепление нового материала.

Я хочу предложить вам поработать в парах.

У вас у всех на партах лежат карточки с заданиями, возьмите белую карточку.

Сейчас вам надо будет обсудить, какие шаги и в каком порядке нужно выполнить, чтобы данные слова написать без ошибок

1) Обсудите, какие шаги, и в каком порядке надо выполнять, чтобы правильно писать слова с удвоенной согласной на стыке приставки и корня.

2) Составьте алгоритм из предложенных предложений.

3) Подумайте, как правильно написать слова и графически обозначить (т.е. выделить части слова и подчеркнуть орфограмму

бе (с, сс)трашный

ра (с, сс)вет

о (т, тт)ащу

Давайте проверим что у вас получилось. Какой первый шаг, вы выбрали? Кто не согласен? Кто же прав? Давайте проверим ответ по образцу.

1. Прочитай слово.

2. Выдели корень (подбериоднокоренные слова).

3. Выдели приставку.

4. Сравни согласные буквы на стыке приставки и корня.

5. Сделай вывод.

6. Запиши слово.

7. Обозначь орфограмму.

Согласны, что именно в таком порядке мы будем работать с этой орфограммой? Да

А теперь докажите по предложенному алгоритму, что данные слова вы написали правильно.

Кто желает?

Бесстрашный

Рассвет

оттащу

4 шаг. Сравни согласные буквы на стыке приставки и корня одна с в приставке, а вторая в корне

5шаг. Сделай вывод: значит пишу удвоенную согласную

7шаг. Как ты обозначила орфограмму? Корень, приставку, удвоенную согласную.

Как ты оцениваешь себя?

7. Закрепление изученного.

- У вас на столах есть ещё карточка - зелёного цвета поработаем с ней, каждый самостоятельно по алгоритму.

А теперь свою запись сравните с образцом на слайде.

исследую

посуда

поделка подделка

расписание

А почему у меня одно слово написано по разному? (Т.к. это два разных слова)

А кто может объяснить 1 и 2 слово?

Где можно посмотреть значение слов? (В словаре .)

Поделка – мелкое изделие, изготовленное ручным способом.

Подделка – подделанная вещь. Подделать - это значит изготовить фальшивое подобие чего – нибудь с целью обмана.

Какая может быть оценка? 5 или 4. поставте на листочке.

8. Итог урока. Рефлексия. - Что нового узнали на уроке? Или С какой орфограммой познакомились?

Чему мы хотели научится сегодня на уроке? (Грамотно писать слова с удвоенной согласной на стыке приставки и корня)

Как вы думаете, достигли ли мы поставленной цели нашего урока? да

Какой вид работы вам больше понравился?

Что было сложным? Вызвало затруднения?

Самооценка. - Возьмите кружочек и нарисуйте такую рожицу смайлику, которая показывает ваше настроение на уроке и прикрепите его на доску.

Вы знаете, что если человек доволен собой значит он поработал хорошо, и у него всё получилось

а если у него не получилось что – то, то он не совсем доволен своей работай

но, а если было очень трудно и не понятно, то человек будет не доволен, огорчён

9. Домашнее задание. - А что вам поможет грамотно писать слова с удвоенной согласной на стыке приставки и корня? (Алгоритм) – Вот именно его я и хочу вам подарить.

Как вы думаете, каким будет домашнее задание? (Выучить правило на стр.128, алгоритм и в учебнике вам необходимо выполнить упр.162 на стр.129. Откройте учебник, прочитайте задание. Для того, чтобы правильно выполнить упражнение, что необходимо сначала повторить? (Все изученные орфограммы.)

- А какие именно?.......обратите внимание под номером 3,что есть и такие слова которые не относятся ни к первой ни ко второй группе, значит с этими словами мы познакомимся на следующих уроках.- Урок окончен, всем большое спасибо!

Здравствуйте, ребята.

Сегодня на уроке мы с вами попытаемся открыть ещё одну маленькую тайну русского языка. Чтобы подобрать ключ к этой тайне, мы будем наблюдать, сравнивать и анализировать, выполнять упражнения в парах и группах. Я рада, что у вас прекрасное настроение, и вы готовы подняться вверх ещё на одну ступеньку знаний.

_____________________________

мм пп лл рр (запись на доске)

Как всегда урок свой мы начнём с минутки каллиграфии. Посмотрите на доску и скажите, что общего в предложенных мною элементах? (Согласные, удвоенные)

Попробуйте разделить эти буквы на две группы. (одинаковые элементы при написании: м, л и п, р )

Какая буква может быть лишней? (п – обозначает глухие согласные звуки)

Запишите данные соединения себе в тетрадь в алфавитном порядке, соблюдая при этом высоту букв и наклон.

Проверка. В каком порядке записали буквы? (л, м, п, р)

Приведите примеры слов, в которых встречаются данные соединения.

Что общего в написании этих слов? (У них есть удвоенная согласная).

В какой части слова находятся эти удвоенные согласные? (В корне)

Кто из вас может показать графическое обозначение удвоенной согласной в корне? (один ученик чертит схему на доске)

с с

Слова удвоенная согласная и корень – это ключевые слова нашего сегодняшнего урока. (Вывешиваю карточки с этими словами на доску). Остальные ключевые слова вы должны будете сами подсказать мне в ходе занятия. В этих словах заключена тайна нашего урока. И сегодня мы попытаемся её раскрыть. Мы познакомимся ещё с одной новой орфограммой русского языка и её графическим обозначением. Я уверена, что каждый из вас сможет сделать для себя маленькое открытие.

(Слайд 1 презентации к уроку).

Прочитайте слова и подумайте, на какие группы их можно разделить. (Ребята предлагают свои варианты)

Сколько групп вы можете выделить? (2).

Какие слова отнесём к 1 группе? (коллектив , аккорд, массаж )

По какому признаку мы объединили слова в эту группу? (пропущена парная согласная в конце слова).

Какие слова отнесём ко 2 группе? (рассказал, оттолкнул, поддержал )

По какому признаку мы объединили слова в эту группу? (пропущена безударная гласная в корне).

- Итак, у нас с вами получилось 2 группы слов:

(Слайд 2).

Спишите слова, вставляя пропущенные буквы.

- Проверка. Прочитайте слова 1 столбика и скажите, какие буквы вставили. Каким правилом пользовались, когда записывали слова.

Прочитайте слова 2 столбика и скажите, какие буквы вставили. Каким правилом пользовались, когда записывали слова.

Что общего в словах 1 и 2 столбика? (Удвоенная согласная)

Проблемные вопрос.

В какой части слова находится удвоенная согласная в этих словах? (вызвать слабого ученика, который даст частично правильный ответ – в корне)

Ваши мнения разошлись. (Одни говорят, что удвоенная согласная находится в корне, а другие считают, что не только в корне)

Значит, на какой вопрос мы с вами попытаемся сегодня

ответить? (Всегда ли удвоенная согласная находится в корне слова?)

- Работа в парах. Понаблюдайте за двумя группами слов с удвоенной согласной, сравните их, вчитайтесь в слова. Возможно, вы сможете увидеть что-то интересное в словах каждого столбика, и свои наблюдения графически обозначить.

Проверка.

1) - Что вы можете сказать о словах 1 столбика? (Удвоенная согласная находится в корне.)

Докажите. (Чтобы выделить корень, подбираю однокоренные слова… )

Как графически обозначили свои наблюдения?

2) - Что вы можете сказать о словах 2 столбика? (В них удвоенная согласная находится и в приставке и в корне).

Докажите. (Чтобы выделить корень, подбираю однокоренные слова… Перед корнем выделяю приставку … )

Как графически обозначили свои наблюдения.

Если в наших словах мы выделили приставки рас -, от -, под -, значит, они должны встречаться и в других словах. (Приведите примеры таких слов)

Сообщение нового

В какой части слова возникла удвоенная согласная в словах 2 столбика? (Между приставкой и корнем.)

- Кто из вас знает, как называется такое место в слове?

Прочитайте об этом на следующем слайде (Слайд 3).

Что вы узнали нового?

Давайте сделаем вывод: Всегда ли удвоенная согласная находится в корне слова?

Что мы с вами сделали? (Открытие)

Как вы думаете, это орфограмма? (Да, это написание по правилу)

А как она называется? (Варианты ответа).

Орфограмма называется – удвоенная согласная на стыке приставки и корня.

Работа в парах.

А теперь попробуйте найти в парах ответ на следующий вопрос: Всегда ли на стыке приставки и корня возникает удвоенная согласная? (Обсуждение в парах)

- Вывод: Если приставка заканчивается на согласную, а корень начинается с этой же согласной, то на стыке приставки и корня пишется удвоенная согласная.

Нарисуйте схему слова и обозначьте орфограмму удвоенная согласная на стыке корня и приставки (один ученик чертит на доске, а все - оценивают)

Какие ещё ключевые слова будут отражать тему и проблему урока? (Орфограмма, приставка, стык).

Вывешиваю карточки с ключевыми словами на доску.

Когда же возникает удвоенная согласная на стыке приставки и корня?

1) стр. 108 № 000.

Спиши слова. Объясни графически, почему в них пишется удвоенная согласная буква.

Рассыпать, рассмотреть, рассвирепел, расследование, оттащу, ссохлись.

Прочитайте задание.

Начинаем выполнять с комментированием. Образец комментирования даёт учитель на примере первого слова. (Пишу слово рассыпать , выделяю в нем корень –сып, приставку рас- . Так как приставка заканчивается на согласную с, а корень начинается с этой же согласной, то на стыке приставки и корня пишется удвоенная согласная сс, подчеркиваю новую орфограмму одной чертой).

Вывод: когда же на стыке приставки и корня образуется удвоенная согласная.

2) стр. 108 № 000.

Сейчас мы с вами станем на некоторое время исследователями. Объектами исследования будут слова из упр. 160. Мальчики должны выписать слова с удвоенной согласной в корне, а девочки – слова с удвоенной согласной на стыке приставки и корня. Орфограмму обозначить.

Массаж, рассмешил, кроссворд, оттолкнул, аттестат, одноклассник, оттаял, ввинтил, оттуда.

Проверка. Какие слова выписали мальчики? Где находится удвоенная согласная? Как графически обозначили орфограмму?

кроссворд

аттестат

одноклассник

Какие слова выписали девочки? Где находится удвоенная согласная? Как графически обозначили орфограмму?

1 - понятность задания

2 – трудность выполнения

3 - правильность

Кто выполнил всю работу правильно?

Кто допустил одну ошибку?

Кому было трудно? В чем была трудность?

Вывод. В какой части слова может находиться удвоенная согласная? (В корне и на стыке приставки и корня)

Когда же на стыке приставки и корня образуется удвоенная согласная?

3) Работа в группах (задание творческого характера).

Сейчас вам надо будет подумать, как правильно написать предложенные слова и обсудить, какие шаги и в каком порядке нужно выполнить, чтобы данные слова написать без ошибок. Надеюсь, что в выполнении этого задания вам помогут знания, полученные на сегодняшнем уроке. (Каждая группа получает карточку с заданием).

Проверка:

Как записали предложенные слова. Докажите. (Слайд 5).

Какие шаги, и в каком порядке надо выполнять, чтобы правильно писать слова с удвоенной согласной на стыке приставки и корня. (Шаги появляются по мере называния на слайде 6 )

Как вы думаете, достигли ли мы поставленной цели нашего урока?

Что нового узнали на уроке?

Когда удвоенная согласная возникает на стыке приставки и корня?

Что было для вас самым интересным на уроке?

Что было сложным? Вызвало затруднения?

Самооценка.

Возьмите карточки человечков с разной мимикой и оцените свою работу на уроке

человечек с прямым ротиком усвоил новое знание, но ему еще нужна помощь.

человечек с грустной улыбкой расстроился, тема сегодняшнего урока осталась для него непонятной.

Как вы думаете, каким будет домашнее задание?

С. 111, Упр. 5 (списать слова и объяснить графически, почему в этих словах написаны удвоенные буквы)

По желанию составить словарь слов, в которых пишется удвоенная согласная на стыке приставки и корня. (На следующем уроке эти дети могут выступить в роли учителя при проведении словарного диктанта).

1. Двойные согласные пишутся на стыке приставки и корня, если приставка оканчивается, а корень начинается одной и той же согласной: рассказ, воззвание, подделать, в преддверии, исстари.

2. Двойные согласные пишутся в сложносокращённых словах, если одна часть кончается, а другая начинается одной и той же согласной: главврач, роддом.

3. Две буквы ж пишутся в словах вожжи, дрожжи, жуж жать, можжевельник, а также однокоренных с ними (дрожжевой, жужжание, можжевеловый и др.).

4. Две буквы ж пишутся также в слове жжение и однокоренных с ним (если не произносится жг, жег): выжжешь жжётся, жжёнка, жжёте (но: выжгу, жёгся и т. д.).

Примечание. В словах со звуковыми чередованиями зг - зж, зд - пишется зж: визжать - визг, приезжать - приезд, мозжечок - мо

5. Две буквы с пишутся в слове ссора и однокоренные с ним (ссориться, поссорившиеся, перессориться и т. д.).

6. Две буквы с пишутся в слове ссуда и однокоренных с ним (ссудить, ссудосберегателъный).

7. Две буквы с пишутся в слове Россия и однокоренных с ним (россиянин, российский и т. д.). Слова с корнем -рас­ пишутся с одним с в корне: русист, русифицировать, Бело русь (но: русский, белорусский).

8. Двойные согласные корня сохраняются перед суффиксом: балл - пятибаллъ-н-ый, группа - группка, компро­ мисс - компромисс-н-ый, программа - программ-к-а.

Исключения: 1) слова: кристальный (но: кристалл), опереточный (но: оперетта), финский (но: финн), антен-ка (но: антенна); 2) уменьшительно-ласкательные формы личных имён, образованных от слов с двойными согласны­ми: Алла - Алка, Инна - Инночка, Филипп - Филипка, Кирилл - Кирилка; 3) сложносокращённые слова, образованные от корня с двойной согласной: корпункт (корреспондентский пункт).

9. Написание двойных согласных в словах иноязычного происхождения необходимо проверять по орфографическому словарю: апелляция, беллетристика, теннис, хобби, коммерсант, эффект, территория, оккупация, коттедж и др.

Двойные согласные пишутся на стыке приставки и корня, если приставка кончается, а корень начинается одной и той же согласной буквой, напр.: беззаконный, бессердечный, ввести, восстановить, иззябнуть, исстари, оттереть (но ср. отереть, где приставка о), поддержать, преддверие, преддипломный, ссыпать, рассыпать, раззвонить, чересседельник, контрреволюция, посттоталитарный.

Примечание. Различаются в написании, с одной стороны, слова с корнем -чет (расчёт, расчётный, расчётливый; расчесть, расчесться), а с другой – слова с корнем -чит (рассчитать, рассчитывать).
Двойные согласные пишутся на стыке составных частей сложносокращенных слов, если одна часть кончается, а другая начинается одной и той же согласной, напр.: главврач, госсобственность, Моссовет, поммастера.

В слитно пишущихся словах не пишется больше двух одинаковых согласных подряд, хотя бы это и требовалось составом слова, напр.: рассориться (рас+ссориться), колонный (от колонна: колонн+ный), ванная (от ванна: ванн+ная), пятитонный (от тонна: пяти+тонн+ный), одесский (от Одесса: одесс+ский), прусский (от Пруссия: прусс+ский), донбасский (от Донбасс: донбасс+ский). Но ср. сохранение трех одинаковых согласных в пишущихся через дефис словах: пресс секретарь, пресс служба, масс старт, грамм молекула, килограмм метр.