Главная · Бытовая техника · Бездушные струны. Зачем нужна Церковь, если Бог у меня в душе? Для чего нужна Церковь человеку

Бездушные струны. Зачем нужна Церковь, если Бог у меня в душе? Для чего нужна Церковь человеку

протоиерей Валериан Кречетов

Бог в душе – это главное. Бог должен быть в душе человека. Но, увы, в душе большей частью бывает не Бог, а множество всего другого: наши страсти, наша недоброта, зависть, и прочее.

Если у человека Бог в душе, это означает, что он полностью исполнил заповедь «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим» (Лук.10,27).
Относительно распространенного выражения, что «главное чтобы Бог был в душе», можно еще сказать, что для полноты жизни одного главного мало, нужно чтобы было все остальное. В теле, например, главное, – голова и туловище. Рука не главное, но без руки не очень удобно. И без рук, без ног человек живет, вернее, существует. Поэтому когда душу и церковную жизнь делят на главное и не главное, то исчезает полнота жизни духовной.

Также, когда говорят, что Церковь – это пережиток, возникает вопрос, а откуда люди вообще о вере знают? Кто хранит знание о вере, от кого мы о вере и о Боге, пусть и в душе, знаем? Церковь хранит и передает это знание. В Церкви все сокровища духовной жизни. Поэтому когда говорят, что можно верить без Церкви, то получаются суеверия, когда человек чувствует что-то, а что конкретно, не может разобраться. Я уже не говорю о том, что жизни духовной без благодати Божьей не может быть, чтобы стяжать Бога в душе, надо очень к этому стремится, очень много труда приложить, а церковная жизнь, таинства помогаю в этом деле.

Господь после себя оставил Церковь в лице апостолов, священства, Священного Писания, таинств. Если Господь все это оставил, значит, все это нужно. Один молодой человек как-то сказал своей бабушке: «Какая разница, что я ем, это не важно – поститься, не поститься». Она ему отвечает: «Сам Господь постился, а ты говоришь – "не важно"». Как я потом понял, более убедительного довода не потребовалось.

В каждой области существует преемство, опыт, багаж знаний. В любых областях человек не становится самоучкой. Хочет ли он стать плотником или печником, он пользуется опытом других. В духовной же области люди, бывает, считают, что можно отбросить весь накопленный опыт и все с нуля постичь самому. Это, кстати, относится и к сектантам, которые не полностью, но частично отбрасывают духовный опыт, в частности святых отцов, и ставят вместо них себя.

В современном мире есть какое-то убеждение, что мы сейчас самые умные, а предыдущие поколения были отсталые, недалекие. Причина этого явления проста до примитивности. Есть такое выражение – будут тебя называть свиньей, захрюкаешь. Это пошло с тех пор как людям стали внушать, и до сих пор активно внушают в школах, что они произошли от обезьяны, а не сотворены Богом (Подробнее об этом см. «Эволюция человека из обезьяны, точнее: как ее не было » – прим. ред.). Эта обезьянья гипотеза направлена против почитания старших и против признания опыта старших поколений, мол, они же глупые были, недоразвитые.

На самом деле все было наоборот, и об этом прекрасно говорит святитель Николай Велимирович: «Первые люди не много еще знали, но все понимали, потом стали знать больше, но понимать меньше, а последние будут, может быть, много знать, но ничего не понимать». Об этом же сказал Аристотель в свое время: «Множество знаний еще не предполагает наличия ума».

Существует распространенное убеждение, что после смерти участь человека будет определяться не тем, какие религии он исповедовал или не исповедовал никаких, а тем, насколько приличным человеком он был в жизни, т.е. балансом его добрых и злых дел, при том, что добрым человеком может быть и неверующий.

Здесь надо не путать две вещи: вера – это одно, а жизнь – это несколько другое. Среди тех, кто признает Бога и догматы, т.е. верующих, достаточно тех, кто в разной мере поступает так, как учит вера: кто-то делает дела по вере, кто-то – нет. У апостолов есть такое выражение: «и бесы веруют и трепещут» (Иак.2:19). Человек может веровать, но не поступать по вере. Это в каждом вероисповедании присутствует. Поэтому сказано, что во всяком народе творящий правду приятен Богу. А о том, как Господь судить будет, сказал, по-моему, старец Силуан: тот, кто веровал, исповедовал и жил по вере, тот получит награду, а тот, кто просто не знал, но старался жить по совести, может быть помилован, но той славы не получит .

Но это суд Божий, не нашего ума дело. Мы только верим твердо – у Бога несправедливости быть не может.

Для многих препятствием для воцерковления является то, что реальная жизнь православных сильно расходится с теми идеалами, которые мы исповедуем. А обвинения священников в наличии иномарок стало уже притчей во языцех среди большинства населения, далекого от Церкви. Многих смущают дорогие мобильные телефоны батюшек или общение с «сильными мира сего». Что здесь можно сказать?

Предположим, вы пришли в больницу, а вас там обругали. И что, вы больше не будете ходить в больницу? Медицина-то не виновата.

Возьмем, для примера, органы охраны общественного порядка. Вы попадите к некоторым из них в лапы – положат наркотик в карман и отмывайся, плати деньги или сажаем. Это же не значит, что такие структуры вообще не нужны. Такая жизнь стала. Раньше этого не было, ну так ведь люди были другие, везде были люди другие, не только в Церкви, и сейчас смущающее поведение – своего рода признак и результат жизни в нашем времени.

В приведенных примерах внимание обращено не на сущность, а на людей. Переход же на личности – это признак слабости позиции. Да, часто говорят: «А вот такой-то …». Ну и что из этого следует? Рядом с Самим Сыном Божиим находился Иуда, который все видел, но отпал от Христа. Так что, теперь на него равняться, что ли?

– Многим тяжело войти в жизнь Церкви не по рациональным причинам, а из-за необъяснимого и сильного отторжения всего церковного, как говорили в советское время – «культового». Приведу такой пример. Внучка предлагает 80-летней бабушке сходить на исповедь, а та в ответ начинает кричать и чуть ли не плакать, что совершенно для нее не свойственно. При этом объяснить такую свою странную реакцию она не может. Чем это объясняется и можно ли это преодолеть?

– Существует мир невидимый, который совершенно реально действует на каждого человека и тогда действительно человек сам не может объяснить причину такой своей неприязни. Как, например, объяснить, что человек не в духе? Это и есть воздействие нечистой силы. Об этом преподобный Серафим говорил: «В духе ли ты?» Или вдохновение, что это такое? Откуда этот подъем? Пушкин говорил:
«Когда Божественный глагол до уха чуткого коснется,
Душа поэта встрепенется как пробудившийся орел».

– Неверующие, вероятно, объяснят этот подъем биологическими процессами в организме?

– Дело в том, что нервная система и духовность отличаются, как, например, ум и мозг. Мозг – это инструмент ума, так же, как нервная система – это инструмент, на который воздействует дух.

Скажите, можно ли с настроением бороться?

– Можно, хотя тяжело… То есть Вы имеете в виду, что если силой воли можно преодолеть это состояние, то оно не из категории физических, поскольку, например, боль силой воли не угасить?

– Совершенно верно. Мало того, это состояние лечится. Молитвой.

Есть такой театр, который называется «театр одного актера», а наш мир – это театр одного суфлера. Этот суфлер – дьявол. Люди же только прислушиваются к нему и выдают его реплики и поступки, считая их своими.

– Батюшка, а как можно объяснить, что люди, далекие от Церкви, если и допускают существование Бога, который якобы у них в душе, существование сатаны отрицают начисто – так, что даже говорить об этом серьезно невозможно.

– Кто-то из святых отцов писал, что самым главным достижением дьявола является то, чтобы люди думали, что его нет. Он сталкивает людей, но они не видят этого, как собака, которая грызет палку, а не руку, которая ее держит. Человек часто говорит как марионетка. Он говорит, например: «Я не говорил такого». В этом есть часть правды в том смысле, что ему мысль пришла, он тут же ее выдал, это не его мысль была. Говорят – мне пришла мысль. А если приходит, то откуда-то, она не может приходить из неоткуда. В состоянии раздражения мысль влетает и вылетает тут же. Также очень явно это стороннее воздействие проявляется во время молитвы.
Случай – это псевдоним, под которым Бог действует в мире

– Некоторые люди считают, что вера – это какой-то сорт суеверия. В чем отличие веры от суеверия?

– Говорят, что сначала в России было язычество, а потом христианство. Совершенно верное утверждение, но только с той оговоркой, что язычество не только раньше у нас было. Оно и до сих пор есть. Например, ставить рюмку водки на поминках – это чистейшее примитивное язычество. Или переживать по поводу того, что кошка дорогу перебежала и верить в подобные приметы. Есть истинная вера, а есть суеверие.

Суеверие от истинной веры отличается тем, что суеверие – это попытка падшим человеческим рассудком постигнуть промысел Божий. Происходят же эти попытки потому, что человек, сам того не осознавая, понимает, что в мире все просто так не происходит, все не случайно. В свое время Паскаль сказал: «Случай – это псевдоним, под которым Бог действует в мире». В Евангелии по этому поводу сказано, что и волос не упадет с головы без воли Божией. Осознание того, что все в мире связано и что существуют некие предупреждения, при непонимании их источника и приводит к суевериям.

А предупреждения действительно есть. Буквально вчера я слышал рассказ, как во время войны один человек услышал голос: «Уходи отсюда». Тогда он говорит товарищу: «Уйдем отсюда». Тот отказывается, первый уходит и в это место тут же падает снаряд. Вот пример того, как человек прислушался к голосу ангела-хранителя. А тот, кто признает ангела-хранителя, тот пытается понять, что происходит во внешнем мире.

Иногда ангелов видят животные. Классический пример дает Библия, когда Валаам ехал на ослице … «И увидела ослица Ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке, и своротила ослица с дороги, и пошла на поле; а Валаам стал бить ослицу, чтобы возвратить ее на дорогу … И открыл Господь глаза Валааму, и увидел он Ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке, и преклонился, и пал на лице свое. И сказал ему Ангел Господень: за что ты бил ослицу твою вот уже три раза? Я вышел, чтобы воспрепятствовать [тебе], потому что путь [твой] не прав предо Мною; и ослица, увидев Меня, своротила от Меня вот уже три раза; если бы она не своротила от Меня, то Я убил бы тебя, а ее оставил бы живою» (Числ. Гл. 22).

В основе духовных вещей лежит духовный разум, а духовный разум обнимает все, мирской же разум – только видимое, поэтому он – как надводная часть айсберга. Подводная же часть айсберга для многих просто не существует. В земной жизни мы можем видеть только внешние события, но причины их лежат глубже, и по каким-то осколкам люди пытаются понять эти взаимосвязи, что иногда приводит к суевериям.

– Не является ли тогда преодоление жизненных препятствий сопротивлением ангелу-хранителю?

– Самое главное – стараться узнать волю Божию. Препятствия бывают двух порядков: или Господь отводит, или враг мешает. Чтобы определить Божью волю, нужен духовный опыт, время. Так один батюшка однажды хотел бросить жребий для того, чтобы определить, так или так поступить по Божьей воле. А потом задумался о том, что, может, у Бога есть и третий вариант, помимо тех двух, которые он Ему предлагает.

Беседовала Наталья Смирнова

Отец Валериан Кречетов родился в семье прот. Михаила Кречетова, претерпевшего гонения за веру и прошедшего через лагеря в г. Кеми и на Соловках. Почти сорок, лет являясь для духовенства и мирян примером ревности и стойкости духа, несет нелегкий крест жертвенного пастырского служения. Имеет ряд церковных наград. Автор множества статей и проповедей. Глава большой многодетной семьи.

Один из сыновей о. Валериана - священник Тихон Кречетов служит в Марфо-Мариинской Обители милосердия (ул. Большая Ордынка, 34), куда мы приглашаем всех желающих.

О.Тихон готов побеседовать с Вами или принять исповедь каждое воскресенье после вечерней службы, с 18.00

Александра, Санкт-Петербург

Зачем нужна Церковь?

День добрый. Хочу задать такой вопрос: а зачем людям нужна Церковь? Только из-за Таинств? Ведь молиться всегда можно дома. Мне приводили цитату (простите, дословно не вспомню): «Где два человека, там и Я». Как я понимаю, подразумевается, что именно в церкви одновременно собирается большое количество верующих, а значит, там присутствует Бог. Но разве Он не присутствует постоянно во всём вокруг нас? И если так, то зачем же нужна Церковь как отдельное место?

Доброго! «Где двое или трое собраны во Имя Мое, там и я посреди их! » (Мф. 18.19-20). Скорее всего, Вам приводили эту цитату? Скорее всего, Вам знакома и цитата из трактата Свт. Киприана Карфагенского «О единстве Церкви»: «Не может назвать Бога своим Отцом тот, кто не имеет своей матерью Церковь ». «Церковь — явление Царства Божия на Земле». «Христос — глава телу Церкви » (см. Еф.5.23; Кол.1.18).

Не знаю, как и стоит ли убеждать Вас, что «вне Церкви — нет спасения!», скорее всего, у Вас уже есть убеждение, что «земные» организации не нужны Богу. «Существо Высшего порядка» само при личном общении может открыть необходимое… Для аргументированного ответа на Ваш вопрос нужна не одна жизнь. Вера в Бога, в Его Милость и то, что Он желает нашего с вами спасения, — это действительно вопрос Веры!

Могу лишь кратко сказать, что Церковь является наследницей Христианской Традиции. То есть что было передано Христом своим ученикам, сохраняется в среде духовных потомков учеников тех учеников. По апостольскому преемству, благодать рукоположения передается до сего дня. Эта Благодать, открывающая Путь ко Спасению, благодарственные Богослужения, сама Евхаристия, формы и Суть ее совершения, пришли на Русь при благоверном князе Владимире и сохраняются до нашего времени.
Состав Священного Писания принят на Вселенских Соборах — это тоже Предание Церкви. Не зная, как понимали слова Христа его ученики и люди, которых Он учил, к которым Он обращался, не обращаясь к их толкованиям, пытаясь понять все по своему, сейчас, в 21-м веке, мы получим совершенно другую «религию» — даже значение многих слов изменилось до неузнаваемости. Слова «Бог есть Любовь» теперь, в сегодняшнем восприятии, могут означать что угодно, но в оригинале — это Чистота и Хрустальность (1 Иоан. 4.7-21).

Наверное, это тяжело воспринять на веру, не почувствовав, но Церковь — это единение людей с Богом в Духе. Молиться Ему можно и нужно дома и «во всяком месте Владычества Его», а небрежно упомянутые Вами Таинства — двери, которые позволяют нам войти в Дом Божий, получив Его Дары, позволяют нам прикоснуться к Его Проявлениям здесь. Таинство Крещения, как возможность родиться свыше (Иоанн. 3.3); таинство Евхаристии, как Его Присутствие здесь, возможность для нас стать Его причастниками, наследуя Царствие Божие (почитайте описание Тайной Вечери у евангелистов и ап. Павла в послании к Коринфяном и слова Христа в 6 гл. Евангелия от Иоанна).

Потеряв Церковь и нужду в общении с ней, человек рискует остаться наедине с придуманным им самим «Богом», может быть, уютным, а может, со злобным, но — своим, вряд ли имеющим отношение к тому Создателю, которого исповедует Святая Церковь в Символе Веры:

Верую во единаго Бога Отца Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа, Исуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век. Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рождена, а не сотворена, единосущна Отцу, Им же вся быша. Нас ради человек, и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы вочеловечьшася. Распятаго за ны при Понтийстем Пилате, страдавша и погребенна. И воскресшаго в третии день по писаниих. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же царствию несть конца. И в Духа Святаго, Господа истиннаго и Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшаго пророки. И во едину святую соборную и апостольскую Церковь. Исповедую едино Крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвым. И жизни будущаго века. Аминь.

На мой взгляд, сегодняшняя духовная жизнь очень похожа на непроходимое болото: много завлекающих огоньков, при этом бодрящая мысль: «Да что, я сам дорогу не найду!?». Возможно, найдете, а может быть, воспользоваться дорогой, проложенной нам апостолами и многими поколениями людей, что старались спасти свою душу и наследовать Царство Небесное? Может, есть смысл обрести духовного наставника, находящегося в Церкви и Традиции? Выбор Ваш! Бог в помощь в рассуждениях!

Неволин М..

«Если бы мне никто не мешал,

я мог бы стать замечательным

христианином!»

Сокровенный дневник Адриана Пласса

«Зачем нужна церковь?» - этот, казалось бы, странный для верующего вопрос, не так прост, как кажется. Попробуйте поспрашивать своих знакомых, и вы получите очень широкий спектр мнений о том, что такое церковь и о том, зачем она нужна христианину.

Систематическое богословие достаточно подробно рассматривает природу и функцию Церкви. Вероятно, журнальная статья не лучшее место для несколько тяжеловесных научных определений, поэтому, постараюсь кратко и, по возможности, наглядно представить своё понимание того, как должна соотноситься жизнь верующего, его отношение с Богом и понимание себя, как части Церкви. На мой взгляд, это можно было бы выразить в четырёх пунктах.

— Личная вера и общение верующего с Богом.

— Осознание себя, как члена поместной общины, где представлены разные люди. Причём с некоторыми могут быть разные точки зрения по ряду вопросов.

— Понимание того, что община является частью той или иной деноминации, где также есть определённый «разброс мнений».

— Признание своей деноминации, как части Вселенской церкви, куда входят верующие и из других христианских деноминаций.

Совокупность всех четырёх положений - это признак здорового христианства. К сожалению, бывает так, что один из перечисленных элементов игнорируется. Или же наоборот - выбирается лишь один, а всё остальное представляется неважным и даже ненужным. Так, например, можно быть и активным членом церкви, и хорошо разбираться в вероучении своей деноминации, и признавать опыт других церквей, но при этом, игнорировать пункт номер один. В этом случае, всё остальное едва ли имеет смысл. Кто-то, наоборот, склонен возводить в абсолют первое положение, заявляя, что всё остальное не является таким уж необходимым. Это нередко приводит к утверждениям типа «главное иметь Бога в душе, а никакие церкви мне не нужны - там одна фальшь». Есть те, кто склонен игнорировать третий или четвертый пункт, ограничивая всю Церковь рамками своей общины. Это ведёт к очень узкому пониманию христианства и, в конечном итоге, к тому, что принято называть «сектантством». Выпадение любого из четырёх звеньев этой цепочки, рано или поздно, сказывается и на других звеньях.

Время от времени в жизни верующего человека случаются периоды, когда ему, например, очень хочется побыть одному. Это нормальное, и даже необходимое, явление, если оно не перерастает в желание остановиться, например, на первом из четырёх вышеперечисленных пунктов, проигнорировав все остальные (или какие-либо из них). Почему это происходит? Находясь в церкви, мы вынуждены встречаться с людьми, с которыми, зачастую, встречаться нам не очень хочется. Ничто не может так ранить нас, как могут это сделать люди, с которыми мы общаемся. Именно здесь мы можем получить такие болезненные раны, которые нам не нанесут ни в каком другом сообществе людей. Как известно, чем ближе человек, тем болезненнее может быть нанесённая обида. Если мы называем кого-то братом или сестрой, не просто соблюдая формальный обычай обращения, а осознавая его именно таковым, то это, с одной стороны, дает нам возможность понять, что мы вместе, а с другой, что в нашем окружении становится больше тех, кто может ранить нас особенно больно.

Многие христиане, к какой бы деноминации они не относились, могут вспомнить людей, которые так и не смогли пережить обиды, зачастую совсем незаслуженные, которую им нанесли их же братья в родной общине. Некоторых эти раны заставили быть более закрытым, осторожным и научили держаться, на всякий случай, подальше от единоверцев, а кого-то и вовсе подвинули к тому, чтобы уйти из церкви. Кроме того, именно находясь внутри церкви, мы ярче всего видим все её недостатки, ошибки. Причём ошибки признаются церковью всегда очень неохотно. Во многом, поэтому появляется желание отойти немного «в сторону» от всего этого, «уйти в «автономку»», оставаясь при этом, как нам кажется, один на один с Создателем, минуя ненужные «учреждения».

Существуют две крайности. Первая заключается в том, что Церковь объявляется ненужной бессмысленной организацией, время которой ушло. Вторая - провозглашение безошибочности Церкви. Некоторое время назад в нашей стране в ходу было утверждение, что партия не может ошибаться. Отдельные её члены, конечно, могут, но вот сама она нет. Этот штамп, к сожалению, часто применяется и в отношении Церкви. Это мне представляется совершенно неправильным. Не только отдельные члены и лидеры могут ошибаться, ошибается, и иногда весьма серьёзно, и сама церковь. Важно уметь, с одной стороны, видеть ценность Церкви как Тела Христова и, одновременно, не бояться признавать ошибки, которые она (то есть и мы) допускает, признавая их открыто.

Мы имеем чудесное обещание о том, что даже врата ада не смогут одолеть Церковь. Но это не значит, что решения, которые принимаются Церковью, будут всегда правильны. Означает это совершенно другое - даже не смотря на наши ошибки (иногда очень серьёзные), Бог, по милости Своей, будет хранить её. Один этот факт, как мне кажется, даёт нам понять, как много значит Церковь, насколько она важна.

На недостатки можно смотреть по-разному. Позволю себе привести пример из совсем не христианского произведения - из старинной, сатирической книги Джованни Боккаччо «Декамерон». Автор рассказывает о неком еврее. Его друг, христианин, много сил прилагал к тому, чтобы тот уверовал во Христа и вошёл в лоно Церкви. В один прекрасный день Авраам (так звали этого еврея) объявил своему другу, что решил взвесить все «за» и «против» этого предложения и отправляется в Рим, чтобы увидеть Церковь поближе, познакомиться с жизнью тех, кто представляет Церковь на земле. Друг-христианин опечалился, так как понял, что тот увидит много негативных вещей, которые, скорее всего, отпугнут его от Церкви. Спустя какое-то время, Авраам возвратился в Париж и, к удивлению друга, заявил, что принял решение стать христианином. На вопрос о том, что подвигло его к такому решению, он честно рассказал о том, что, прибыв в Рим, не увидел ни в одном из клириков ни святости, ни благочестия. Поведал он и о том, что нашёл в Церкви ужасные пороки - любострастие, обжорство, зависть, гордыню. Вывод же Авраама был таков - если пастыри делают казалось бы всё, чтобы разрушить Церковь, в Церкви гнездятся пороки, но при этом вера христианская живёт и расширяется, то как же велик должен быть Бог, чтобы Духом Своим Святым сохранять её!

Зачем нужна Церковь? Стоит ли рисковать своей верой, подвергая её испытаниям, связанным с пребыванием в Церкви среди таких же грешных людей? Почему бы не ограничиться абсолютно «автономным», индивидуальным хождением пред Богом? На первый взгляд может показаться, что в этом случае ни что и никто не сможет отвлечь нас от общения с Всевышнем, от познания Его воли. Частично это так, но, познавая Бога, изучая Писание (пусть и индивидуально) не предвзято, мы не сможем игнорировать то, что Церковь создана Богом, дорога Ему и необходима нам. Слово «общение» вообще кажется мне одним из ключевых слов в христианстве. Можно сказать, что это религия (хотя многие не любят употреблять это слово) общения. Общение происходит внутри Троицы, Бог общается с человеком, люди общаются между собой. Безусловно, общаясь, мы рискуем тем, что когда-то нам будет больно из-за того, что нас могут совершенно неправильно понять, а то и предать, и ранить в самое сердце те, кого мы называем братьями и сёстрами. Придя в церковь, мы рискуем увидеть там много того, для чего самым мягким словом будет «ошибка». Можем ли мы уже сегодня понять всю глубину этого замысла Творца, Создавшего и Сохраняющего Церковь? Вероятно, нет. Но одно можно сказать уже сегодня. Избегая риска, который сопутствует общению и пребыванию в Церкви, мы лишаем себя и того наслаждения, которое оно может дарить. А разве Бог обещал, что риска в нашей жизни не будет?

В последние часы пребывания на земле, Христос собрал Своих учеников на тайную вечерю. Он призвал их быть вместе, оставил заповедь причастия, сказав при этом, что однажды будет пить с ними вино в Царстве Отца (Матф.26:29). Можно, конечно, и избегать риска, связанного с общением и с пребыванием в Церкви. Но кто не рискует, тот не пьёт новоё вино в Царстве Божием!

Дом Мой есть дом молитвы.

Храмом, или церковью, называется здание или помещение, специально построенное или приспособленное для духовной цели — совершения собирающимися здесь христианами соборной (совместной) молитвы Богу. После постройки церковное здание освящается по особенному чину (порядку) епископом или священником по благословению епископа, после чего храм силой и действием благодати Святаго Духа приобретает своего Ангела Хранителя и иные особенные свойства, становится не простым домом, но, по словам святых отцов, земным небом.

Здесь таинственно пребывают сам Владыка мира Господь Исус Христос, Пресвятая Богородица, святые ангелы и архангелы и множество святых угодников Божиих. Здесь священнослужителями совершаются моления и Таинства церковные для духовного очищения, просвещения и освящения православных христиан. Здесь, наконец, происходит и самое великое церковное тайнодействие: во время Божественной Литургии жертвенные хлеб и вино непостижимым для человеческого ума образом прелагаются (превращаются) в истинное Тело и Кровь Самого Спасителя Христа, т.е. совершается Таинство Евхаристии. С церковного амвона (возвышения перед Царскими вратами иконостаса) в словах пастырской проповеди звучит возвышенное учение Владыки Христа, святых пророков, апостолов и святых отцов, говоривших по внушению Духа Святаго. Эти слова и поучения открывают нам истинную мудрость, истинный путь и свет и в нынешней временной жизни, и в будущей безконечной. Поэтому всякий храм есть также и школа (училище), где люди познают главные науки — правую, Богом данную, веру и христианское благочестие.

Можно по справедливости назвать храм источником нашей жизни, ибо, по словам Господа Исуса Христа, не хлебом единым будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (Мф. 4, 4). И еще: Где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них (Мф. 18, 20). Отсюда следует, что всякий человек, не ходящий в храм на молитву Богу, тяжко согрешает: он лишает себя божественной пищи и радости как в настоящей, так и в будущей жизни и становится, таким образом, духовным самоубийцей.

Но почти то же можно сказать и о человеке, который ходит во святой храм, но посещает его безчувственно, механически, по привычке, без должного внимания к совершаемому в церкви священнодействию, пению и чтению. Такие люди, находясь в храме, не получают от этого никакой пользы. К сожалению, таких прихожан немало среди современных старообрядцев. Всем нам необходимо помнить слова Спасителя: Приближаются ко Мне люди эти устами своими и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня… (Мф. 15, 8-9), — чтобы не уподобляться безплодной смоковнице (Лк. 13, 6-9). Поэтому данное пособие полезно будет прочитать и тем, кто только приобщается к церковной жизни, и тем, кто с ранних лет привык считать себя христианином.

Рассуждает о роли РПЦ в современной России

Не будем вдаваться в спор, кто более прав – православные оптимисты или скептики. Поскольку изучаем мы здесь социологию практическую, то есть прежде всего политическую, констатируем одно: да, действительно, в последние годы и даже в последнее десятилетие в России явно усилился государственный акцент на «церковное возрождение». Мало кто станет спорить с очевидным – с тем, что государство взялось за всестороннюю поддержку РПЦ, причем на всех уровнях: не только президент с премьером послушно часы напролет выступают в качестве «подсвечников», но и мэры небольших городков где-то в самой глубинке, где на дорогах зачастую и асфальта нет, – тоже каким-то образом напрягают скудные муниципальные бюджеты, «нагибают» олигархов районного разлива и пытаются возводить храмы. Всякому понятно, что без активнейшего содействия властей большинство церквей не было бы даже заложено.

Ключевой вопрос – зачем? Зачем властям это нужно? Темпы «религиозного возрождения» не думают снижаться. Наоборот – все отчетливее звучат призывы ввести в школах предмет «Закон Божий» в полном объеме, а не в усеченном варианте и не под псевдонимом вроде «Религии народов мира». Власти допустили даже такой откровенный «прогиб» перед церковью, как принятие закона «О защите чувств верующих» – буквально протолкнули его, несмотря на многочисленные и весьма обоснованные экспертные возражения, что сам факт такого закона грубо нарушает основные конституционные права разных категорий граждан, прежде всего атеистов.

Главное, что можно отметить, наблюдая «вживую» жизнь российской провинции, – то, что на самом деле никакого «запроса» на религию, идущего снизу, со стороны собственно обывателей, не наблюдается. Церкви действительно большую часть времени почти пусты, а если объявляется «сбор пожертвований на строительство храма», то приток собственно народных денег, от частных лиц, почти всегда смехотворно мал. Нет у людей и большого желания идти в священнослужители и монахи: находить батюшек на работу в отдаленные приходы – большая головная боль для церковного начальства по всей стране, а монастыри (особенно мужские) испытывают постоянный дефицит рабочей силы для своих бесчисленных хозяйственных нужд, ибо монахов мало.

И на этом фоне настойчивость властей поражает. Может быть, дело объясняется неким религиозным просветлением, которое сначала охватило верхи, а теперь таким образом понемногу «проливается» вниз, в народные массы?

Думается, причина все же не в этом. Государство резко «развернулось лицом к церкви» примерно с середины нулевых, то есть начиная со второго срока Путина. По странному, казалось бы, совпадению, этот разворот начался почти одновременно со все более откровенным сворачиванием в стране реальной демократии и с урезанием, в тех или иных формах, гражданских свобод.

Эти процессы взаимосвязаны.

Ни сама по себе церковь, ни «религиозное возрождение» нашей власти не нужны. Ей, однако, очень нужна легитимация, получаемая от церкви.

Легитимация, выражаемая одними из самых часто цитируемых фраз Христа – насчет того, что «всякая власть – от бога». И такая легитимация тем нужнее, чем условнее становится гражданская легитимность – получаемая посредством выигрыша свободных и независимых выборов по понятным и прозрачным для народа процедурам.

Российская власть, в какой-то момент урезавшая демократию практически до нуля, оказалась в сложном положении: ей стало трудно объяснять – и своим подданным, и самой себе – на каком, собственно, основании она правит? Или, если точнее сформулировать, – почему ей должны подчиняться? У нашей власти нет ни прикрытия наследственной монархии: «Я правлю, потому что таков обычай и мои предки всегда правили», ни оправдания, присущего КПСС: «Мы правим, потому что владеем самой передовой в мире идеологией ради всего человечества».

По сути, тотальная поддержка РПЦ властью началась от неуверенности последней: условные Сурков с Путиным утратили уверенность в том, что когда-либо впредь они смогут выигрывать по-настоящему конкурентные и свободные выборы, и преисполнились поэтому решимостью никогда больше таких выборов не допустить – и встал вопрос: а что предложить населению вместо этого?

Похоже, способ «а давайте окунем их снова в религиозный дурман» показался наиболее подходящим. Как-никак, проверен тысячелетиями. Сбоев, правда, давал много (последний – в 1917 году, когда «помазанника божьего» сначала свергли, а потом и расстреляли свои же православные). Но выбора-то особого и нет. «Утопающий хватается за соломинку». А вдруг на сей раз сработает?