Главная · На заметку · Иконы Божией Матери. Написанные при Ее жизни земной. Святой апостол и евангелист Лука (†84)

Иконы Божией Матери. Написанные при Ее жизни земной. Святой апостол и евангелист Лука (†84)

СВЯТОЙ АПОСТОЛ И ЕВАНГЕЛИСТ ЛУКА (†84)

Святой евангелист Лука не входил в число двенадцати апостолов, самого ближнего круга Христа. Он принадлежал к семидесяти - следующей группе учеников. Но жизнь его так складывалась, что он часто оказывался очевидцем всех важнейших событий зарождения и становления христианства.

Конечно, каждый из апостолов был по-своему яркой личностью. Но Лука и на этом фоне выделялся необыкновенным разнообразием талантов. По первой профессии он врач. Потом, оказавшись в окружении Христа, как и другие апостолы, стал проповедником, миссионером, богословом. И христианским писателем. Это он написал одно из четырех Евангелий. А еще знаменитые Деяния святых апостолов, которые, кроме прочего, представляют собой и увлекательное сюжетное чтение. Особенно, когда речь заходит о погонях, скитаниях и кораблекрушениях, описанных очевидцем очень живо, с точными и неожиданными деталями. Наконец он, по существу, стал основоположником христианской иконописи. Именно ему принадлежит авторство первых икон Богородицы, а также апостолов Петра и Павла. Причем это была уникальная иконопись с натуры.

Святой Евангелист Лука родился в Сирийском городе Антиохии, славившемся расцветом наук и искусств, где не было недостатка в знающих учителях. Родители его не принадлежали к еврейскому племени: об этом свидетельствует отчасти самое имя Лука, сокращенное из латинского слова «Лукан», «Луциан», а в особенности одно место из послания апостола Павла к Колоссянам, где святой Павел ясно отделяет Луку от "сущих от обрезания" , т.е., иудеев. Однако из трудов святого апостола Луки совершенно очевидно, что он был очень хорошо знаком с иудейским верованием - законом Моисеевым и обычаями. Это позволяет думать, что еще до обращения в Христову веру святой Лука принял иудаизм.

С юных лет Лука посвятил себя науке. Изучив вполне иудейский закон, он научился также искусству врачевания и познакомился с греческой философией, прекрасно знал греческий и египетский языки. Он мог стать знаменитым оратором или писателем, врачом или художником, мог достичь в Антиохии богатства и почестей. Однако, услышав о Спасителе, к удивлению всех знавших его святой Лука пренебрег «блестящей карьерой», покинул родственников и друзей, оставил родной город и ушел в Галилею — на поиски явившегося там Учителя праведности. Здесь горячо воспринял спасительное учение от Самого Господа. В числе 70-ти учеников святой Лука был послан Господом на первую проповедь о Царствии Небесном еще при жизни Спасителя на земле.

В последние дни земной жизни Спасителя, когда с поражением Пастыря рассеялись и овцы Его стада, святой Лука находился в Иерусалиме, сетуя и плача о своем Господе, приявшем вольное страдание. Вероятно, во время распятия Его, в числе прочих, знавших Иисуса, стоял и Лука "вдали" и со скорбью взирал на Распятого. Но вскоре скорбь его обратилась в радость, ибо Воскресший Господь, в самый день Своего воскресения, утешил Луку, удостоив его Своего явления и беседы даже раньше, чем в собрании ближайших избранников, о чем с особенною подробностью и живостью сообщает сам Лука в своем Евангелии. Господь явился Луке и апостолу Клеопе по дороге в Емаус. Они долго беседовали, не узнавая Христа. А когда узнали, потеряли из виду. Это одна из самых таинственных и глубокомысленных ситуаций, описанная в Евангелии. Встреча человека с Христом, узнавание, переход из видимого мира в невидимый - все это так важно для каждого, кто идет к вере. И апостол Лука здесь хороший попутчик. Поэтому к нему обращаются за помощью в духовном поиске.

По вознесении Христа на небо Лука приял с прочими апостолами Святаго Духа, нисшедшего в огненных языках. Когда же, по убиении первомученика Стефана, настало гонение на христиан, и апостолы, кроме некоторых, оставили Иерусалим, чтобы проповедовать Евангелие в других странах, то и Лука отправился на свою родину, в Антиохию. По дороге он проходил с проповедью город Севастию, где находились нетленные мощи Иоанна Предтечи и Крестителя Господня. Апостол хотел было взять их с собою, но тамошние христиане, усердно почитая Крестителя, не позволили. Тогда Лука взял от мощей только правую руку, под которою некогда преклонил главу свою Христос, приемля крещение от Иоанна. С этим безценным сокровищем Лука прибыл на родину, к великой радости тамошних христиан. (В конце XVIII века десница святого Иоанна Крестителя стала достоянием России: будучи доставлена сюда с Мальты, эта великая святыня христианства освящала нашу землю.)

Святой Лука никогда не стремился первенствовать, лучшей долей для него было стать учеником достойного наставника. Он оставался в Антиохии, в кругу братии во Христе, пока не начал вершиться подвиг первоверховного Апостола Павла — просветителя народов. Начиная со второго благовестнического путешествия Апостола Павла, святой Лука стал неизменным его спутником, вместе с ним претерпевал испытания и скорби за веру Христову.

Всевышний, приуготовляя Апостолу Павлу высочайший Небесный венец, попустил ему в земной жизни жало в плоть — тяжкие болезни тела. Вот когда пригодилось святому Луке освоенное в юности искусство медицины: лекарственными средствами облегчал он страдания своего великого наставника. Такой спутник был истинным даром Божиим для первоверховного Апостола Павла, называвшего святого Луку врачом возлюбленным.

Не только талантами лекаря отличался святой Лука: это был самый любящий и верный из тех, кто следовал за Апостолом Павлом. Когда великий благовестник был отправлен под стражей из Палестины на суд римского кесаря, святой Лука оставался с ним. Позднее, когда Апостол Павел, истерзанный заключением, болезнями, пытками, ждал в римской тюрьме своей казни, его не покинул только святой Лука. И святой Апостол Павел писал из темницы: «Я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало... Ибо Димас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошел в Фессалонику, Крискент в Галатию, Тит в Далматию; один Лука со мною».

В Риме святой Лука совершил главное дело своей жизни: по внушению Духа Святого им были написаны Евангелие и книга Деяний святых Апостолов. Повод к этому свершению казался незначительным: некий знатный антиохийский христианин, державный Феофил просил святого Луку написать о житии Спасителя. Святой Лука пришел за советом к своему наставнику, первоверховному Апостолу Павлу, и тот ободрил ученика, благословив его на подвиг Евангелиста.


Скромными словами открывает святой Лука написанное им благовествование: уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях (Лк. 1:1). Действительно, в те времена было предпринято более сотни попыток создания книг о Христе Спасителе. Однако из всего этого моря первохристианской литературы Соборная Церковь Христова выделила и признала истинно богодухновенными, свободными от лживых человеческих домыслов лишь немногие творения, среди которых и труды смиренного Апостола от семидесяти, святого Луки.

Среди современных исследователей и толкователей нет единого мнения: кто из евангелистов написал свой труд раньше —Матфей или Марк? Зато можно с уверенностью сказать, что Лука был по времени третьим. Наверняка ему был хорошо знаком текст Марка, а возможно, и Матфея; пользовался он и другими источниками. Эти три Евангелия часто называют синоптическими ; это греческое слово не имеет в данном случае отношения к прогнозу погоды, а означает, что три автора «смотрели вместе». Их тексты гораздо ближе друг к другу, чем к Евангелию от Иоанна, написанному намного позже и совсем по-другому,— он как раз стремился дополнить синоптиков и подробно рассказать о том, о чём они промолчали.

Двухчастный труд святого Луки — Евангелие и Деяния святых апостолов — добросовестный и чёткий рассказ о событиях в их последовательности; он выполнен в соответствии со всеми требованиями исторического жанра. Он тщательно исследовал факты, широко использовал устное предание Церкви и рассказы Самой Пречистой Девы Марии. Для него характерны точность и внимание к деталям. Именно его Евангелие, единственное из четырёх, рассказывает так подробно историю Рождества и даже один эпизод из детства Иисуса: как вместе с семьёй Он отправился на праздник в Иерусалим и как потом задержался в доме Отца Своего, то есть в Храме. Только он рассказывает о благоразумном разбойнике, обратившемся ко Христу уже на кресте.

Как Матфей приводит в деталях ветхозаветные пророчества, как Марк подчёркивает силу и величие Иисуса, так Лука особенно подробно говорит о Его жертвенной смерти и её спасительном значении для человечества. Именно поэтому его символом, заимствованным из пророчества Иезекииля, является крылатый телец, держащий Евангелие.

Но главное отличие этого Евангелия от остальных — это его литературное изящество. Лука сочетает разные стили: тут мы видим и изысканную греческую прозу, и поэтические гимны (единственные во всём Новом Завете), и торжественное повествование в стиле Ветхого Завета, и афористические изречения. Лука явно писал для взыскательной и образованной эллинистической публики, которую надо было не просто удивить новыми мыслями, но и преподнести им эти мысли в изящной форме, иначе они и слушать не станут. Святитель Иоанн Златоуст, бывший знатоком красот литературного слога, отмечает чистоту и изящество греческого языка в книгах Нового Завета, написанных святым Лукой. Здесь святой евангелист поставил на службу боговдохновенному повествованию и то блестящее мирское образование, которое он получил в Антиохии.

Как известно, Новый Завет написан на греческом диалекте «койне», то есть на таком обиходном греческом диалекте, который был тогда языком международного общения (как сейчас - английский). Однако писания Луки — замечательное литературное произведение, написанное на отменном классическом греческом языке, и особенно его пролог. Оказывается, академик Аверинцев спрашивал своих студентов: «где в Новом Завете можно увидеть классическую античную речь?» Ответ: «в начале Евангелия от Луки».

Вершина его литературного мастерства, пожалуй, притчи . Именно у Луки мы встречаем те истории, которые прекрасно знакомы даже людям, не открывавшим Библии: например, о блудном сыне или о богаче и Лазаре. Перед нами проходит череда бытовых сценок, которые легко запомнить, но сделать из них однозначные выводы получается не всегда. Почему, например, Христос похвалил неверного управителя, который списал должникам своего господина часть долга? До сих пор толкователями предлагаются разные ответы.

Или, например, притча о блудном сыне . Разве этот сын — её главный герой? В его поведении все понятно. Совершенно нелогичным кажется поведение отца. Он не препятствует своему дерзкому сыну уйти, терпеливо ждёт его возвращения и принимает сразу же, как только видит. Имеет право сурово наказать его, но прощает, не дав даже договорить, и возвращает прежнее достоинство. Не так ли ожидает нашего покаяния Небесный Отец? Вот и выходит, что притча вовсе не о блудном сыне, а о терпеливом и бесконечно любящем отце. А может быть, она ещё и о старшем брате? Он так старательно выполнял все повеления, он был образцовым сыном. Но оказывается, что быть сыном отца можно только в том случае, если твой самый беспутный брат остаётся для тебя братом.

Немного подробнее хочется остановиться на книге Деяние святых апостолов . Деяния Апостолов - книга, входящая в состав Нового Завета, в ней апостол Лука проводит через множество стран и городов, гор и морей. Это география от Иерусалима до Рима. Апостолы, которым было велено свидетельствовать о Христе, прошли тысячи километров. Если взглянуть на маршрут их путешествия то убедимся сколько стран ими было пройдено. Это- Израиль, Сирия, Турция, Кипр, Греция, Италия. А какие города: Иерусалим, Антиохия, Дамаск, Коринф, Афины, Рим!

В Деяниях Апостолов отражается деятельность в основном двух апостолов - Петра и Павла. В первых главах рядом с Петром, говорится и об Иоанне, но главная роль отведена Петру, как главе Иерусалимской церкви. Он проповедует, исцеляет, воскрешает, смело стоит перед судом Синедриона, совершает крещение римского офицера. После чудесного освобождения из тюрьмы, он вынужден покинуть Иерусалим.

Во второй части Деяний главным героем становиться Павел, некогда яростный гонитель христиан, в один миг преображенный силой Божественной любви и ставший Его самым преданным и плодотворным служителем. Именно он с Антиохии начинает свои Евангельские проповеди, обходит пешком всю Малую Азию, затем достигает Европы, основывает церкви в Греции. К 20-й главе голос христианских проповедников прозвучал по всему Средиземноморью. В лице Павла христианство достигло столицы тогдашнего мира.

Евангелист Лука в написании святого Евангелия и Деяний поставил перед собой грандиозную задачу - рассказать, как возникла, стала расти и развиваться, обращая к вере новые страны и народы Церковь Христа, в которой продолжает действовать Его Дух.

Вполне возможно, что святому апостолу Луке довелось воочию увидеть и пережить мученическую кончину святого апостола Павла. А после того как отошли ко Господу все первоверховные апостолы, святой апостол Лука покинул Рим и проповедовал Христову веру в Италии, Галлии (ныне Франция), Далмации (ныне территория Хорватии и Черногории), вновь в знакомой ему Македонии.

Уже в старости святой апостол Лука посетил Ахайю, Ливию, Египет. Это путешествие принесло ему множество тягот, связанных не столько с морским путешествием, сколько с трудностями миссионерской деятельности, особенно в Египте, где он многих обратил в Христову веру. В Александрийской Церкви он рукоположил в епископский сан Авилия, до которого епископом был Анниан. Он был рукоположен святым евангелистом Марком и прослужил здесь 22 года.

После похода в Египет святой апостол Лука вернулся в область Греции Беотию, устраивая церкви, рукополагая в священнический сан их будущих настоятелей и служителей. Он не забывал и своей миссии врача, исцеляя больных духом и телом - кого словом Божиим, а кого - и словом Божиим, и своим врачебным ремеслом, знания о котором, очевидно, были изрядно им пополнены в годы апостольских странствий. Исследователи его трудов, и древние и современные, отмечали, что в его трудах встречается много современных тому периоду медицинских терминов, и полагали, что ему доводилось быть судовым врачом. Это весьма вероятно, учитывая его морские путешествия и неизбежные недомогания моряков и странствующих в сложных морских переходах.

"Евангелист Лука, рисующий Деву Марию", Гверчино (Джованни Франческо Барбьери), 1652-53

Предание говорит, что евангелист Лука первый в мире написал образ Божией Матери, держащей на руках Предвечного Младенца, на доске из стола, за которым обедали Иисус Христос и Его Пречистая Матерь с праведным Иосифом. А затем, написав еще две иконы Пресвятой Богородицы, желая узнать, угодно ли это Богоматери, принес их Ей. Богородица, увидав образ свой, изрекла пречистыми устами: "Благодать Родившегося от Меня и Моя да будет с сими иконами". Его авторству приписывается несколько икон Богородицы, в том числе Владимирская икона Божией Матери (хранится в Третьяковской галерее), Ченстоховская икона Божией Матери, Сумельская икона Божией Матери (хранится в храме в деревне Кастанья, Греция), Киккская икона Божией Матери, или «Милостивая» (хранится в монастыре Киккос, о.Кипр), и Тихвинская икона Божией Матери.

Свой земной путь святой апостол-евангелист Лука мученически окончил в Ахайе 84 лет, будучи повешен, за отсутствием креста, на оливковом дереве. Однако древний историк Иулий Африкан в рассказе о жизни святого апостола Луки ничего не говорит о его мученичестве, упоминая только, что умер он преисполненный Святого Духа. Его честные мощи были погребены в столице Беотии Фивах, в древней мраморной усыпальнице, и при них свершалось множество замечательных исцелений. По фиванскому преданию, усыпальница источала некое вещество в виде пасты, название которого по-гречески звучит как «колидио», а на латыни - «каллурий», и им исцелялись все глазные недуги.


Во второй половине IV века греческий император Констанций, сын Константина Великого, услыхав о целебных мощах апостола Луки, послал за ними своего воеводу. Святые мощи были с великой честью перенесены из Фив в Константинополь. И произошло чудо. Один из царских постельничих, Анатолий, лежавший много лет на одре болезни, услышав, что в город вносятся мощи апостола Луки, усердно помолился святому и велел нести себя к нему. Едва лишь он, поклонившись с верою, прикоснулся ковчега со святыней, как мгновенно получил исцеление и вместе с другими понес мощи в церковь, сооруженную во имя святых апостолов. Там мощи оставались вплоть до турецкого завоевания, после которого они, как и многие другие святыни, попали в руки венецианцев. Сегодня они хранятся в итальянском городе Падуя, а частица этих мощей была в 1990-е годы возвращена в Фивы. Там на древнем кладбище есть церковь, где справа от алтаря стоит та самая мраморная усыпальница, которая стала первой гробницей святого апостола и евангелиста Луки. Ее почитают, и каждый год 31 октября по новому стилю, в день памяти святого Луки здесь совершается полный чин праздничных богослужений, проводится крестный ход и всеобщее празднество.

Церковь св.Иустины в г.Падуя


Базилика святой мученицы Иустины находится в центре города на красивой площади Прато делла Валле. Огромная площадь (88"620 м 2) - Прато делла Валле - многое повидала за века своего существования. В римскую эпоху здесь размещался императорский театр, в Средние века проходили церковные праздники и представления, палио (конные скачки), выставки и ярмарки.

В настоящее время базилика входит в состав аббатства и принадлежит ордену монахов-бенедитинцев.

Внутри базилики почивают мощи многих святых: святой мученицы Иустины, двух первых святителей Падуи - Максима /San Massimo/ и Просдокимо /San Prosdocimo//.святых мучеников Даниила /San Daniele/ и Фиденцио /San Fidenzio/, часть мощей святого апостола Матфия /San Mattia Apostolo/.


В базилике с левой стороны находится капелла святого апостола и евангелиста Луки, где в престоле почивают его святые мощи за исключением главы. Над престолом находится икона Божией Матери, которую написал сам евангелист Лука. Капелла украшена фресками художника Джованни Сторлато /Giovanni Storlato/, которые повествуют о жизни святого апостола и евангелиста Луки.

Базилика святой мученицы Иустины была постоена на месте мученической кончины первой святой города Падуи, претерпевшей мученическую кончину в 304 году. В XVI веке базилику украсили девять куполов. А над интерьером базилики трудились многие итальянские мастера.

Честная глава святого Луки почивает в соборе святого мученика Вита в Праге.


Частицы мощей святого апостола Луки есть в трех монастырях Афона - Иверском, Святого Пантелеймона и Диосиниате.

Взирая на подвиг жития апостола Луки, каждый христианин должен понять: Бог наделяет человека умом и талантами не для развлечения, расточения или тем более обращения их во зло, предмет гордыни или соблазн для ближних. Как писатель святой Лука стал духоносным евангелистом. Как художник он сделался зачинателем священной иконописи. Как врач он облегчал болезни страждущего Апостола Павла, а впоследствии исцелял и ныне исцеляет телесные и душевные недуги множества людей. Так да последуем и мы святому его примеру, на служение Господу отдавая все силы и способности свои, чтобы не принесли они нам погибель вместо спасения.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Тропарь, глас 5:
Апостольских деяний сказателя / и Евангелия Христова светла списателя, / Луку препетаго, славна суща Христове Церкви, / песньми священными святаго апостола похвалим, / яко врача суща, человеческия немощи, / естества недуги и язи душ исцеляюща / и молящася непрестанно за души наша.

Кондак, глас 2:
Истиннаго благочестия проповедника, и таин неизреченных ритора, звезду церковную, Луку божественнаго восхвалим: Слово бо его избра, с Павлом мудрым языков учителя, Един ведый сердечная.

Молитва апостолу и евангелисту Луке:
О, святы́й Луко́, Бо́гом избра́нный и Ма́терию Бо́жиею благослове́нный, пропове́дниче по все́й вселе́нней Ева́нгелия Христо́ва, му́чениче и Апо́столе, помо́щниче все́м моли́твенно призыва́ющим тя́, помози́ и на́м, непотре́бным рабо́м Госпо́дним, я́ко мы́ по мно́гим прегреше́ниям на́шим обрета́емся во тьме́ и се́ни сме́ртней, отдале́че от Бо́га отстоя́. Чрез то́ студо́м посра́мленныя не и́мамы дерзнове́ния Го́спода моли́ти о проще́нии, призыва́ем тя́, вели́кий свети́льниче Бо́жий, я́ко пребыва́ющаго в непреходя́щем Его́ све́те, моли́ о на́с Го́спода, да поми́лует на́с.

Умоли́ Го́спода, святы́й Луко́, да обнови́т в на́с стра́х Госпо́день, о́ньже любы́ привлека́ет, а гре́х отгоня́ет. Я́ко мы́ та́ко навы́кли греши́ти по вся́к де́нь и ча́с, и во сне́, я́ко не ве́мы сло́в Го́спода: бди́те, я́ко не зна́ете часа́, егда́ хочу́ приити́, О́н же мо́жет на вся́к ча́с призва́ти на́с из сего́ привре́меннаго живота́ в ве́чный. Пробуди́ в на́с, святы́й Луко́, стра́х и прему́дрость, о ни́хже святы́й ца́рь и псалмопе́вец Дави́д рече́. Да твои́ми моли́твами получи́м покая́ния сле́зы, и́миже вси́ на́ши души́ от греха́ очи́стятся. Я́ко мы́ в духо́вной слепоте́ и дебе́лости су́ще не мо́жем пла́катися своего́ мертвеца́, си́речь сами́х себе́, мно́ги же сле́зы, пото́ки сле́з потре́бно да пролие́м за мно́жество соде́янных грехо́в.

Помози́ на́м, неразу́мным, да уразуме́ем Писа́ние, е́же ты́ са́м списа́л еси́, я́ко и́стинным ра́зумом уразуме́ем и́стинная словеса́, да бежи́м от греха́, я́ко от огня́, и вси́ си́лы приложи́м, да прибли́зит ны́ Бо́г. Да уразуме́ем, я́ко гре́х е́сть сме́рть, Бо́г же живо́т. Помози́ на́м, святы́й Луко́, да то́ уразуме́вше, очи́стимся от греха́ и пре́йдем из сме́рти в живо́т. Да бу́дет на́м Бо́г вся́ во все́м. И ны́не и во ве́ки да пребу́дем бли́з Него́. Дабы́ и на́м, я́ко ти́ с Клео́пою, егда́ путешествовали во Еммау́с, се́рдце и душа́ тре́петны бы́ша от прису́тствия Его́. Отню́дуже да сни́дет на ны́ ми́р небе́сный, к Ца́рствию Небе́сному ны́ руководящий и ра́достны ны́ творя́щий, да возмо́жем стре́лы лука́ваго, на вся́к ча́с в на́с испуща́емы, отгна́ти. С те́м же получи́м и любы́ Бо́жия, да руководи́т на́с к ве́чному Оте́честву, иде́же вси́ си́лы небе́сныя, вси́ святи́и, Ма́ти Бо́жия пред ни́ми, Ея́же благо́й ли́к в ико́не тобо́ю напи́санной, увековечен еси́. О́чи серде́ц на́ших да непреста́нно взира́ют на ту́ ле́поту и е́ю наслажда́ются, да цари́т в на́с Ца́рство Небе́сное, в ко́е ча́ем моли́твами твои́ми, святы́й Луко́, пресели́тися, егда́ на́с Госпо́дь призове́т, да та́мо ве́чно сла́вим Бо́га во Святе́й Тро́ице: Безнача́льнаго Отца́, Единоро́днаго Сы́на и Пресвята́го Ду́ха, во все́ безконечные ве́ки. А ми́нь.

Документальный фильм студии НЕОФИТ
«АПОСТОЛЫ. ЛУКА»

Съемки фильма проходили в Израиле - в Иерусалиме и Эммаусе, в Греции - в Коринфе, Афинах, где Лука сопровождал апостола Павла, и в Фивах, где он окончил свою земную жизнь, в Италии - в Падуе, где хранятся мощи святого Луки. В фильме принимают участие: монах Антоний Маграчев из Эммауса, библеисты Фредерик Манс и Бонавентура Корентин Нтонтас из Иерусалима, Спиридон Василакос, настоятель храма Евангелиста Луки в Фивах, библеист Константин Белезос из Афинского университета, историк Михаил Талалай и библеист Андрей Десницкий.

Документальный фильм телеканала «Глас»

Апостол и евангелист Лука (из цикла Мульткалендарь)

История образа Одигитрии – Богоматери-Путеводительницы, словно в фокусе собирает и проявляет многие ключевые понятия христианского вероучения и культа. По отношению к ней можно во многом судить о глубине понимания самого богословия иконы. В то же время, на протяжении веков эта икона оставалась – и в некоторых новых формах остается – одной из ключевых реликвий христианского мира.

Апостол Лука – иконописец

Предание о том, как апостол Лука – один из 70 апостолов, сподвижник апостола Павла, греческий врач и проповедник – написал образ Богоматери не то на кипарисовой дощечке, не то на доске стола, за которой совершали трапезу Иисус, Дева Мария и Иосиф, входит в число широко известных сказаний, достоверность которых легко подвергать сомнению скептикам, но которые ни в каком «ученом» анализе не нуждаются. Безусловно, настоящее почитание икон начинается только в IV в.; безусловно, на иконе Богоматерь предстает молодой и с Младенцем-Христом на руках, в то время как, согласно преданию, икона была написана Лукой через 15 лет после Вознесения… Но речь в сказании не об этих скучных материях. А о самой возможности запечатления земного, телесного образа Христа и образа его Матери, способной вместить Божественного Отрока.

Умножение образов

С самых первых шагов у неискушенного человека возникает множество вопросов и противоречий. Кто перенес образ, написанный Лукой, в Константинополь? Был ли образ исполнен в рост или по пояс? Каким было историческое изображение? Сохранилось ли оно до наших дней? И где оно находится сейчас? Будем разбираться шаг за шагом, рассматривая версии и историю главных икон. Но для начала вспомним базовый принцип: согласно богословию иконы, список с чудотворного образа принимает на себя и название, и чудотворящие свойства прототипа. И ветхая доска благополучно заменялась в древности на новую, не меняя ни имени, ни авторитетности для верующих. Потому что дело было и остается не в «досках и красках», а в самом образе. Собственно говоря, для поклонения для истинно верующему человеку нужна не «та самая, историческая доска», а образ, веками переходящий с одной доски на другую – чем и отличается настоящее почитание иконы от любопытства и трепета коллекционера. Так что, с богословской точки зрения, ВСЕ образы, о которых пойдет речь дальше, истинные! Потому что имеют прямую традицию, восходящую к первоначальному прототипу.

Появление Одигитрии

Прежде всего: исторически «иконой Луки» считается тип Богоматери Одигитрии – на нем Христос правой рукой благословляет, в левой держит свиток или книгу, представая как пастырь и Спаситель; Богоматерь поддерживает его левой рукой, она сидит спокойно и развернута к предстоящим, являя собой образ Церкви. Образ, написанный Лукой, первоначально находился в его родном городе Антиохи, затем был перенесен в Иерусалим, а оттуда в 439 г. императрица Евдокия, супруга Феодосия II, принесла его в Константинополь и подарила сестре мужа – Пульхерии. Дальше возникает первое «раздвоение» предания: по одной версии, Пульхерия преподнесла икону во Влахернскую церковь, почему образ стал называть Влахернским; по другой, икона была помещена в монастырь Одигон.

Образ из Одигона

Чудеса Одигитрии начинаются с 453 г., когда ее вынесли из монастыря Одигон на стены города при нашествии врагов – и она обратила их в бегство. Каждый вторник Одигитрию выносили 20 человек из Одигона и проносили в особой процессии через весь город до монастыря Пантократора и обратно; при этом массивная икона «летала» по воздуху – поочередно ее несли на спине, крутясь и передавая друг другу в священном танце. Именно эта икона считалась главной святыней и хранитильницей Константинополя. Она пережила взятие города крестоносцами в 1204 г., вероятно, все же осталась в нем, накануне взятия города турками в 1453 г. ее перенесли из Одигона ближе к стенам – в монастырь Хора, на этом известная история образа (точнее этой исторической «доски» с образом, должно быть, самой древней) заканчивается. Судя по описаниям, это был образ Богоматери в полный рост. Таким его скопировали венецианцы – и его можно увидеть сегодня в мозаике апсиды в Торчелло и там же на медной пластине XII в., представляющей византийскую Одигитрию.

Влахернская икона

Этот образ был поясным. Его списки – и списки со списков – исчисляются десятками и сотнями. В Византии это Богоматерь Перивлепта XIV в., Психосострия (Душеспасительница) 1312-1325 гг. В позднейшей Греции – Богоматерь Сумельская и Киккская. На Руси – Богоматерь Смоленская, Тихвинская, Казанская. Грузинская. Иверская. В Польше – Ченстоховская. Есть списки и в Италии. Историческая, «первая», Влахернитисса до нас не дошла, но явное сходство ее воспреемниц дает вполне ясное представление о типе поясной Одигитрии. Самая древняя из них – Смоленская.

Иллюстрации:

1. Апостол Лука пишет икону Богоматери. Псковская школа, 16 век

2. Мозаика в Торчелло

3. Медная пластина из Торчелло

4. Психосострия

5. Перивлепта

6. Одигитрия, византйиская икона 15 века

Ольга Чумичева

Даты памяти: 17 января / 4 января (день 70 апостолов) ; 31 октября / 18 октября; (новый стиль / старый стиль)

Житие святого евангелиста Луки

(Из книги монахини Нектарии (Мак Лиз) - Евлогите)

Древний греческий город Фивы (современное название Фива) является местом изначального погребения святого евангелиста Луки. Луки, которого раннехристианские историки Евсевий и Иулий Африкан считают уроженцем Антиохи, автора одного из четырех Евангелий и книги Деяний, римского гражданина, врача, последовавшего за Господом Иисусом Христом. Его называют “евангелист”, так как он написал одно из Евангелий, но он не принадлежит к числу первых двенадцати апостолов Христа.

Сам апостол Павел свидетельствует, что святой Лука не был евреем; приветствуя братьев в послании к колоссянам, он упоминает о нем: “Приветствует вас Лука, врач возлюбленный” отдельно от “сотрудников для Царствия Божия “из обрезанных”” (Кол. 4, 14 и 11). Агиограф более позднего времени инок Епифаний из Константинополя причислял Луку к семидесяти апостолам, а Феофилакт Грек высказывал предположение, что Лука мог быть спутником Клеопы на пути в Эммаус после Воскресения Господня. В православном церковном календаре он тоже значится как один из семидесяти апостолов Господа, хотя здесь есть кажущееся противоречие, поскольку Лука не был евреем и в прологе к своему Евангелию вроде бы исключает себя из числа бывших “с самого начала очевидцами и служителями слова” (и пишет дальше о “тщательном исследовании всего с начала”). Высказывалось также предположение, что, подобно тому, как место апостола Иуды после его смерти занял другой человек, так и вместо кого-то из семидесяти, многие из которых “отошли от Него и уже не ходили с Ним” , будучи шокированы словами Господа о необходимости есть Его плоть и пить Его кровь (Ин. 6, 30-66), могли придти другие люди. Мы знаем из Нового Завета, что Лука был известным и любимым всеми членом раннехристианской Церкви.

Святой Лука прекрасно и глубоко знал Септуагинту и иудейское предание. Эти знания он мог получить либо как прозелит в иудаизме (так считает святой Иероним), либо в процессе ежедневного общения с апостолами и учениками после обращения в Христианство. Кроме того, можно предположить, что, являясь носителем греческого языка, он имел возможность изучать арамейский язык в родной ему Антиохии. В своих письменных работах он, врач по профессии, часто использует медицинские термины. Некоторые исследователи полагают, что он получил образование в знаменитой медицинской школе в Тарсе, где, возможно, и встретился с апостолом Павлом. Предполагают, что хорошее знание восточного Средиземноморья могло быть получено святым Лукой в процессе работы в качестве судового доктора. Первое упоминание о святом Луке содержится в книге Деяний (Деяния, 16, 8). Он встречается в Троаде с апостолом Павлом, и они вместе переправляются в Македонию. С этого места Лука пишет от первого лица — мы, выступая и как автор текста Деяний, и как апостол. Он присутствовал при обращении Лидии и ее домашних, сам жил у нее в доме. О нем, вместе с апостолом Павлом, Тимофеем и Силой, женщина, одержимая духом прорицательным, кричала: “Сии человеки — рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения” (Деян. 16, 17). Его и Тимофея (отец Тимофея был язычником) не взяли под стражу вместе с апостолом Павлом и Силой, которых притащили к городским служителям за то, что они “будучи иудеями, возмущают наш народ”. Вероятно, Лука и Тимофей избежали заточения потому, что не были похожи на евреев. Когда апостол Павел ушел из Филипп, Лука остался, чтобы продолжать проповедовать Евангелие. Он все еще был там, когда Павел вновь посетил Филиппы.

Святой Иероним также считает, что святой Лука вполне мог быть тем “братом, во всех церквах похваляемым за благовествование” (2 Кор. 8, 18), и что он, вместе с другими братьями, доставил коринфянам послание святого апостола Павла. Потом, когда Павел покинул Грецию и отправился в Малую Азию, Лука сопровождал его до Троады. Он стал очевидцем нападения на апостола Павла в Иерусалиме на ступенях Антониевой крепости и часто посещал его во время его двухлетнего пребывания в Кесарии. Лука вместе с Аристархом сопровождал Павла на пути в Рим, куда Апостол отправился, дабы предстать пред кесарем, и вместе с ним пережил опаснейшее морское путешествие от Крита до острова Мелит во время многодневного шторма. Святой Лука был рядом с Павлом и в течение тех двух лет, что тот жил под стражей в Риме. Святой Иероним пишет, что книга Деяний Апостолов была написана им именно в этот период. Вероятно, Лука присутствовал и при написании Павлом посланий к Колоссянам, Ефесянам и Филимону. В посланиях к Колоссянам, Филимону и во втором послании к Тимофею он упомянут по имени.

Неясно, где находился святой Лука в период между первым и вторым заточением святого апостола Павла, но совершенно очевидно, что он был рядом с Павлом в конце его жизни, так как в послании к Тимофею Апостол пишет: “Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил. (...) Постарайся придти ко мне скоро (...) один Лука со мною” (2 Тим. 4, 7-10). Святой Лука был тесно связан и со святым Марком, единственным, кроме него самого, евангелистом, который не принадлежал к числу двенадцати апостолов. В тех трех посланиях, где святой Лука назван по имени (Кол. 4, 14; Филим. 24; 2 Тим. 4, 10-11), апостол Павел упоминает одновременно и имя святого Марка. Лука хорошо знал Евангелие от Марка, а в Деяниях он описывает подробности чудесного избавления от тюремных уз апостола Петра, который сразу же отправился в дом матери святого Марка. Он сообщает даже имя слуги, прибежавшего открыть Петру дверь. Предполагают, что он был лично знаком с апостолом Петром и, возможно, помог ему составить его Первое послание, написанное на греческом языке и по стилю похожее на работы самого святого Луки. Святой Лука, вне всякого сомнения, присутствовал при мученической кончине апостола Павла. С этого момента почти все имеющиеся у нас сведения о нем исходят от историка -раннехристианской Церкви Иулия Африкана, который утверждает, что Лука так и не женился, а Евангелие писал, живя в Ахайе (северный Пелопоннес). Примерно в это же время святой апостол Андрей находился в Патрах, но неизвестно, трудились ли они вместе. Однако, очевидно, святого Луку хорошо знали в Ахайе, поскольку и его Евангелие, и Книга Деяний адресованы “Феофилу, правителю Ахайи”. Другой церковный историк, по имени Епифаний, сообщает, что в более поздние времена святой Лука проповедовал в Далматии, Галлии, Италии и Македонии.

И все же есть одно интересное предание, связывающее святого Луку, святого Андрея и полуостров Пелопоннес, а точнее — монастырь Мега Спилеон (Великая Пещера) недалеко от города Калаврита. В монастыре хранится икона Божией Матери, которая, как принято считать, вылеплена из воска и мастики самим святым Лукой. По преданию, основателям монастыря святым Симеону и Феодору (они были монахами) явилась в видении Матерь Божия в сопровождении святого Луки, апостола Андрея и апостола Павла, то есть троих апостолов, принесших свет Евангелия на север полуострова Пелопоннес. Она сказала инокам Симеону и Феодору, что эта икона находится в пещере Мега-Спилеон. Симеон и Феодор нашли икону с помощью местной пастушки святой Евфросинии. Некоторые исследователи предполагают, что святой Лука написал свое Евангелие именно в Великой Пещере, хотя подобные предположения высказываются и относительно некоторых других мест. Святой Лука, конечно же, хорошо ориентировался и в расположенном по соседству Коринфе, так как бывал там вместе с апостолом Павлом.

Евангелие от Луки написано на греческом языке, и в нем сильнее, чем в остальных трех Евангелиях, подчеркивается универсальное значение Благой Вести для всех народов. Из всех четверых евангелистов только Лука записал притчу о Добром Самарянине. Стиль святого Луки называют “наиболее многообразным из всех авторов книг Нового Завета. Он легко изъясняется языком Септуагинты, а в других обстоятельствах так же легко избегает гебраизмов, как Плутарх. Он описывает еврейское общество языком евреев, а при описании греческого общества пишет точь-в-точь как грек...” Подобно святому апостолу Павлу, он всегда старался быть всем для всех.

Известен он и как первый в истории иконописец. Согласно преданию, он не только был лично знаком с Пресвятой Богородицей, записав с Ее слов подробности рождения Христа, но Она благословила и его иконы, сказав: “Благодать Родившегося от Меня и Моя милость с сими иконами да будут”. По некоторым сведениям, он создал около семидесяти икон, причем некоторые из них сохранились до наших дней.3 Сам св. Лука, как считает Церковь, дожил до восьмидесяти четырех лет и умер в Бетии (римская территория, включавшая Фивы). Согласно более позднему православному преданию, его распяли на масличном дереве и похоронили в Фивах, однако Иулий Африкан, единственный, кто был почти его современником, ничего не говорит о мученической кончине, но утверждает, что Лука умер в возрасте семидесяти четырех лет, “исполненный Духа Святого”.

Первая гробница святого Луки в Фивах — это римская мраморная усыпальница, сделанная еще в дохристианские времена и, вероятно, приобретенная сразу после его кончины. Согласно местному преданию, эта гробница на протяжении нескольких веков после кончины святого Луки источала чудесное пастообразное вещество, называемое у греков колидио, которое исцеляло болезни глаз. В 356 году по приказу Императора Констанция, сына Императора Константина, мощи святого Луки были перенесены в Константинополь (вместе с мощами святого Андрея Первозванного, который сначала был погребен в Патрах) и похоронены в земле в храме Святых Апостолов бывшим главнокомандующим армии Императора Константина. Этот главнокомандующий известен нам сейчас как святой великомученик Артемий.4 В эпоху крестовых походов крестоносцы перевезли мощи в Рим и положили в базилике святого Петра. Глава святого Луки до сих пор хранится там в алтаре рядом с гробницей святого Петра. На Афоне частицы мощей святого Луки имеются в трех монастырях: Иверском, Дионисиате и святого Пантелеимона.

На древнем кладбище в Фиве, в церкви, справа от алтаря до сих пор стоит первая гробница святого Луки. 18 октября, в день памяти святого Луки, служится всенощное бдение и литургия, проводится крестный ход от кладбищенской церкви и устраивается великое празднество. Память святого Луки празднуется еще 4 января, в день Семидесяти Апостолов.

Святой евангелист Лука не входил в число двенадцати апостолов, самого ближнего круга Христа. Он принадлежал к семидесяти — следующей группе учеников. Но жизнь его так складывалась, что он часто оказывался очевидцем всех важнейших событий зарождения и становления христианства.

Конечно, каждый из апостолов был по-своему яркой личностью. Но Лука и на этом фоне выделялся необыкновенным разнообразием талантов. По первой профессии он врач. Потом, оказавшись в окружении Христа, как и другие апостолы, стал проповедником, миссионером, богословом. И христианским писателем. Это он написал одно из четырех Евангелий. А еще знаменитые Деяния святых апостолов, которые, кроме прочего, представляют собой и увлекательное сюжетное чтение. Особенно, когда речь заходит о погонях, скитаниях и кораблекрушениях, описанных очевидцем очень живо, с точными и неожиданными деталями. Наконец он, по существу, стал основоположником христианской иконописи. Именно ему принадлежит авторство первых икон Богородицы, а также апостолов Петра и Павла. Причем это была уникальная иконопись с натуры.

Эль Греко. Апостол Лука

Святой Евангелист Лука родился в Сирийском городе Антиохии, славившемся расцветом наук и искусств, где не было недостатка в знающих учителях. Родители его не принадлежали к еврейскому племени: об этом свидетельствует отчасти самое имя Лука, сокращенное из латинского слова «Лукан», «Луциан», а в особенности одно место из послания апостола Павла к Колоссянам, где святой Павел ясно отделяет Луку от «сущих от обрезания «, т.е., иудеев. Однако из трудов святого апостола Луки совершенно очевидно, что он был очень хорошо знаком с иудейским верованием – законом Моисеевым и обычаями. Это позволяет думать, что еще до обращения в Христову веру святой Лука принял иудаизм.

С юных лет Лука посвятил себя науке. Изучив вполне иудейский закон, он научился также искусству врачевания и познакомился с греческой философией, прекрасно знал греческий и египетский языки. Он мог стать знаменитым оратором или писателем, врачом или художником, мог достичь в Антиохии богатства и почестей. Однако, услышав о Спасителе, к удивлению всех знавших его святой Лука пренебрег «блестящей карьерой», покинул родственников и друзей, оставил родной город и ушел в Галилею - на поиски явившегося там Учителя праведности. Здесь горячо воспринял спасительное учение от Самого Господа. В числе 70-ти учеников святой Лука был послан Господом на первую проповедь о Царствии Небесном еще при жизни Спасителя на земле.

В последние дни земной жизни Спасителя, когда с поражением Пастыря рассеялись и овцы Его стада, святой Лука находился в Иерусалиме, сетуя и плача о своем Господе, приявшем вольное страдание. Вероятно, во время распятия Его, в числе прочих, знавших Иисуса, стоял и Лука «вдали» и со скорбью взирал на Распятого. Но вскоре скорбь его обратилась в радость, ибо Воскресший Господь, в самый день Своего воскресения, утешил Луку, удостоив его Своего явления и беседы даже раньше, чем в собрании ближайших избранников, о чем с особенною подробностью и живостью сообщает сам Лука в своем Евангелии. Господь явился Луке и апостолу Клеопе по дороге в Емаус. Они долго беседовали, не узнавая Христа. А когда узнали, потеряли из виду. Это одна из самых таинственных и глубокомысленных ситуаций, описанная в Евангелии. Встреча человека с Христом, узнавание, переход из видимого мира в невидимый — все это так важно для каждого, кто идет к вере. И апостол Лука здесь хороший попутчик. Поэтому к нему обращаются за помощью в духовном поиске.

По вознесении Христа на небо Лука приял с прочими апостолами Святаго Духа, нисшедшего в огненных языках. Когда же, по убиении первомученика Стефана, настало гонение на христиан, и апостолы, кроме некоторых, оставили Иерусалим, чтобы проповедовать Евангелие в других странах, то и Лука отправился на свою родину, в Антиохию. По дороге он проходил с проповедью город Севастию, где находились нетленные мощи Иоанна Предтечи и Крестителя Господня. Апостол хотел было взять их с собою, но тамошние христиане, усердно почитая Крестителя, не позволили. Тогда Лука взял от мощей только правую руку, под которою некогда преклонил главу свою Христос, приемля крещение от Иоанна. С этим безценным сокровищем Лука прибыл на родину, к великой радости тамошних христиан. (В конце XVIII века десница святого Иоанна Крестителя стала достоянием России: будучи доставлена сюда с Мальты, эта великая святыня христианства освящала нашу землю.)

Святой Лука никогда не стремился первенствовать, лучшей долей для него было стать учеником достойного наставника. Он оставался в Антиохии, в кругу братии во Христе, пока не начал вершиться подвиг первоверховного Апостола Павла - просветителя народов. Начиная со второго благовестнического путешествия Апостола Павла, святой Лука стал неизменным его спутником, вместе с ним претерпевал испытания и скорби за веру Христову.

Всевышний, приуготовляя Апостолу Павлу высочайший Небесный венец, попустил ему в земной жизни жало в плоть - тяжкие болезни тела. Вот когда пригодилось святому Луке освоенное в юности искусство медицины: лекарственными средствами облегчал он страдания своего великого наставника. Такой спутник был истинным даром Божиим для первоверховного Апостола Павла, называвшего святого Луку врачом возлюбленным.

Не только талантами лекаря отличался святой Лука: это был самый любящий и верный из тех, кто следовал за Апостолом Павлом. Когда великий благовестник был отправлен под стражей из Палестины на суд римского кесаря, святой Лука оставался с ним. Позднее, когда Апостол Павел, истерзанный заключением, болезнями, пытками, ждал в римской тюрьме своей казни, его не покинул только святой Лука. И святой Апостол Павел писал из темницы: «Я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало… Ибо Димас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошел в Фессалонику, Крискент в Галатию, Тит в Далматию; один Лука со мною ».

В Риме святой Лука совершил главное дело своей жизни: по внушению Духа Святого им были написаны Евангелие и книга Деяний святых Апостолов. Повод к этому свершению казался незначительным: некий знатный антиохийский христианин, державный Феофил просил святого Луку написать о житии Спасителя. Святой Лука пришел за советом к своему наставнику, первоверховному Апостолу Павлу, и тот ободрил ученика, благословив его на подвиг Евангелиста.

Скромными словами открывает святой Лука написанное им благовествование: уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях (Лк. 1:1). Действительно, в те времена было предпринято более сотни попыток создания книг о Христе Спасителе. Однако из всего этого моря первохристианской литературы Соборная Церковь Христова выделила и признала истинно богодухновенными, свободными от лживых человеческих домыслов лишь немногие творения, среди которых и труды смиренного Апостола от семидесяти, святого Луки.

Среди современных исследователей и толкователей нет единого мнения: кто из евангелистов написал свой труд раньше -Матфей или Марк? Зато можно с уверенностью сказать, что Лука был по времени третьим. Наверняка ему был хорошо знаком текст Марка, а возможно, и Матфея; пользовался он и другими источниками. Эти три Евангелия часто называют синоптическими; это греческое слово не имеет в данном случае отношения к прогнозу погоды, а означает, что три автора «смотрели вместе». Их тексты гораздо ближе друг к другу, чем к Евангелию от Иоанна, написанному намного позже и совсем по-другому,- он как раз стремился дополнить синоптиков и подробно рассказать о том, о чём они промолчали.

Двухчастный труд святого Луки - Евангелие и Деяния святых апостолов - добросовестный и чёткий рассказ о событиях в их последовательности; он выполнен в соответствии со всеми требованиями исторического жанра. Он тщательно исследовал факты, широко использовал устное предание Церкви и рассказы Самой Пречистой Девы Марии. Для него характерны точность и внимание к деталям. Именно его Евангелие, единственное из четырёх, рассказывает так подробно историю Рождества и даже один эпизод из детства Иисуса: как вместе с семьёй Он отправился на праздник в Иерусалим и как потом задержался в доме Отца Своего, то есть в Храме. Только он рассказывает о благоразумном разбойнике, обратившемся ко Христу уже на кресте.

Как Матфей приводит в деталях ветхозаветные пророчества, как Марк подчёркивает силу и величие Иисуса, так Лука особенно подробно говорит о Его жертвенной смерти и её спасительном значении для человечества. Именно поэтому его символом, заимствованным из пророчества Иезекииля, является крылатый телец, держащий Евангелие.

Но главное отличие этого Евангелия от остальных - это его литературное изящество. Лука сочетает разные стили: тут мы видим и изысканную греческую прозу, и поэтические гимны (единственные во всём Новом Завете), и торжественное повествование в стиле Ветхого Завета, и афористические изречения. Лука явно писал для взыскательной и образованной эллинистической публики, которую надо было не просто удивить новыми мыслями, но и преподнести им эти мысли в изящной форме, иначе они и слушать не станут. Святитель Иоанн Златоуст, бывший знатоком красот литературного слога, отмечает чистоту и изящество греческого языка в книгах Нового Завета, написанных святым Лукой. Здесь святой евангелист поставил на службу боговдохновенному повествованию и то блестящее мирское образование, которое он получил в Антиохии.

Как известно, Новый Завет написан на греческом диалекте «койне», то есть на таком обиходном греческом диалекте, который был тогда языком международного общения (как сейчас – английский). Однако писания Луки - замечательное литературное произведение, написанное на отменном классическом греческом языке, и особенно его пролог. Оказывается, академик Аверинцев спрашивал своих студентов: «где в Новом Завете можно увидеть классическую античную речь?» Ответ: «в начале Евангелия от Луки».

Вершина его литературного мастерства, пожалуй, притчи . Именно у Луки мы встречаем те истории, которые прекрасно знакомы даже людям, не открывавшим Библии: например, о блудном сыне или о богаче и Лазаре. Перед нами проходит череда бытовых сценок, которые легко запомнить, но сделать из них однозначные выводы получается не всегда. Почему, например, Христос похвалил неверного управителя, который списал должникам своего господина часть долга? До сих пор толкователями предлагаются разные ответы.

Или, например, притча о блудном сыне . Разве этот сын - её главный герой? В его поведении все понятно. Совершенно нелогичным кажется поведение отца. Он не препятствует своему дерзкому сыну уйти, терпеливо ждёт его возвращения и принимает сразу же, как только видит. Имеет право сурово наказать его, но прощает, не дав даже договорить, и возвращает прежнее достоинство. Не так ли ожидает нашего покаяния Небесный Отец? Вот и выходит, что притча вовсе не о блудном сыне, а о терпеливом и бесконечно любящем отце. А может быть, она ещё и о старшем брате? Он так старательно выполнял все повеления, он был образцовым сыном. Но оказывается, что быть сыном отца можно только в том случае, если твой самый беспутный брат остаётся для тебя братом.

Немного подробнее хочется остановиться на книге Деяние святых апостолов . Деяния Апостолов — книга, входящая в состав Нового Завета, в ней апостол Лука проводит через множество стран и городов, гор и морей. Это география от Иерусалима до Рима. Апостолы, которым было велено свидетельствовать о Христе, прошли тысячи километров. Если взглянуть на маршрут их путешествия то убедимся сколько стран ими было пройдено. Это- Израиль, Сирия, Турция, Кипр, Греция, Италия. А какие города: Иерусалим, Антиохия, Дамаск, Коринф, Афины, Рим!

В Деяниях Апостолов отражается деятельность в основном двух апостолов — Петра и Павла. В первых главах рядом с Петром, говорится и об Иоанне, но главная роль отведена Петру, как главе Иерусалимской церкви. Он проповедует, исцеляет, воскрешает, смело стоит перед судом Синедриона, совершает крещение римского офицера. После чудесного освобождения из тюрьмы, он вынужден покинуть Иерусалим.

Во второй части Деяний главным героем становиться Павел, некогда яростный гонитель христиан, в один миг преображенный силой Божественной любви и ставший Его самым преданным и плодотворным служителем. Именно он с Антиохии начинает свои Евангельские проповеди, обходит пешком всю Малую Азию, затем достигает Европы, основывает церкви в Греции. К 20-й главе голос христианских проповедников прозвучал по всему Средиземноморью. В лице Павла христианство достигло столицы тогдашнего мира.

Евангелист Лука в написании святого Евангелия и Деяний поставил перед собой грандиозную задачу — рассказать, как возникла, стала расти и развиваться, обращая к вере новые страны и народы Церковь Христа, в которой продолжает действовать Его Дух.

Вполне возможно, что святому апостолу Луке довелось воочию увидеть и пережить мученическую кончину святого апостола Павла. А после того как отошли ко Господу все первоверховные апостолы, святой апостол Лука покинул Рим и проповедовал Христову веру в Италии, Галлии (ныне Франция), Далмации (ныне территория Хорватии и Черногории), вновь в знакомой ему Македонии.

Уже в старости святой апостол Лука посетил Ахайю, Ливию, Египет. Это путешествие принесло ему множество тягот, связанных не столько с морским путешествием, сколько с трудностями миссионерской деятельности, особенно в Египте, где он многих обратил в Христову веру. В Александрийской Церкви он рукоположил в епископский сан Авилия, до которого епископом был Анниан. Он был рукоположен святым евангелистом Марком и прослужил здесь 22 года.

После похода в Египет святой апостол Лука вернулся в область Греции Беотию, устраивая церкви, рукополагая в священнический сан их будущих настоятелей и служителей. Он не забывал и своей миссии врача, исцеляя больных духом и телом – кого словом Божиим, а кого – и словом Божиим, и своим врачебным ремеслом, знания о котором, очевидно, были изрядно им пополнены в годы апостольских странствий. Исследователи его трудов, и древние и современные, отмечали, что в его трудах встречается много современных тому периоду медицинских терминов, и полагали, что ему доводилось быть судовым врачом. Это весьма вероятно, учитывая его морские путешествия и неизбежные недомогания моряков и странствующих в сложных морских переходах.

«Евангелист Лука, рисующий Деву Марию», Гверчино (Джованни Франческо Барбьери), 1652-53

Предание говорит, что евангелист Лука первый в мире написал образ Божией Матери, держащей на руках Предвечного Младенца, на доске из стола, за которым обедали Иисус Христос и Его Пречистая Матерь с праведным Иосифом. А затем, написав еще две иконы Пресвятой Богородицы, желая узнать, угодно ли это Богоматери, принес их Ей. Богородица, увидав образ свой, изрекла пречистыми устами: «Благодать Родившегося от Меня и Моя да будет с сими иконами «. Его авторству приписывается несколько икон Богородицы, в том числе Владимирская икона Божией Матери (хранится в Третьяковской галерее), Ченстоховская икона Божией Матери, Сумельская икона Божией Матери (хранится в храме в деревне Кастанья, Греция), Киккская икона Божией Матери, или «Милостивая» (хранится в монастыре Киккос, о.Кипр), и Тихвинская икона Божией Матери.

Свой земной путь святой апостол-евангелист Лука мученически окончил в Ахайе 84 лет, будучи повешен, за отсутствием креста, на оливковом дереве. Однако древний историк Иулий Африкан в рассказе о жизни святого апостола Луки ничего не говорит о его мученичестве, упоминая только, что умер он преисполненный Святого Духа. Его честные мощи были погребены в столице Беотии Фивах, в древней мраморной усыпальнице, и при них свершалось множество замечательных исцелений. По фиванскому преданию, усыпальница источала некое вещество в виде пасты, название которого по-гречески звучит как «колидио», а на латыни – «каллурий», и им исцелялись все глазные недуги.


Гробница Евангелиста Луки в Фивах

Во второй половине IV века греческий император Констанций, сын Константина Великого, услыхав о целебных мощах апостола Луки, послал за ними своего воеводу. Святые мощи были с великой честью перенесены из Фив в Константинополь. И произошло чудо. Один из царских постельничих, Анатолий, лежавший много лет на одре болезни, услышав, что в город вносятся мощи апостола Луки, усердно помолился святому и велел нести себя к нему. Едва лишь он, поклонившись с верою, прикоснулся ковчега со святыней, как мгновенно получил исцеление и вместе с другими понес мощи в церковь, сооруженную во имя святых апостолов. Там мощи оставались вплоть до турецкого завоевания, после которого они, как и многие другие святыни, попали в руки венецианцев. Сегодня они хранятся в итальянском городе Падуя, а частица этих мощей была в 1990-е годы возвращена в Фивы. Там на древнем кладбище есть церковь, где справа от алтаря стоит та самая мраморная усыпальница, которая стала первой гробницей святого апостола и евангелиста Луки. Ее почитают, и каждый год 31 октября по новому стилю, в день памяти святого Луки здесь совершается полный чин праздничных богослужений, проводится крестный ход и всеобщее празднество.

Церковь св.Иустины в г.Падуя


Храм св.Иустины в г.Падуя

Базилика святой мученицы Иустины находится в центре города на красивой площади Прато делла Валле. Огромная площадь (88’620 м2) — Прато делла Валле — многое повидала за века своего существования. В римскую эпоху здесь размещался императорский театр, в Средние века проходили церковные праздники и представления, палио (конные скачки), выставки и ярмарки.

В настоящее время базилика входит в состав аббатства и принадлежит ордену монахов-бенедитинцев.

Внутри базилики почивают мощи многих святых: святой мученицы Иустины, двух первых святителей Падуи — Максима /San Massimo/ и Просдокимо /San Prosdocimo//.святых мучеников Даниила /San Daniele/ и Фиденцио /San Fidenzio/, часть мощей святого апостола Матфия /San Mattia Apostolo/.


Саркофаг св. Луки в храме св. Иустины (Падуя)

В базилике с левой стороны находится капелла святого апостола и евангелиста Луки, где в престоле почивают его святые мощи за исключением главы. Над престолом находится икона Божией Матери, которую написал сам евангелист Лука. Капелла украшена фресками художника Джованни Сторлато /Giovanni Storlato/, которые повествуют о жизни святого апостола и евангелиста Луки.

Базилика святой мученицы Иустины была постоена на месте мученической кончины первой святой города Падуи, претерпевшей мученическую кончину в 304 году. В XVI веке базилику украсили девять куполов. А над интерьером базилики трудились многие итальянские мастера.

Честная глава святого Луки почивает в соборе святого мученика Вита в Праге.


Собор Святого Вита в Праге
Честная глава Святого Апостола и Евангелиста Луки

Частицы мощей святого апостола Луки есть в трех монастырях Афона – Иверском, Святого Пантелеймона и Диосиниате.

Взирая на подвиг жития апостола Луки, каждый христианин должен понять: Бог наделяет человека умом и талантами не для развлечения, расточения или тем более обращения их во зло, предмет гордыни или соблазн для ближних. Как писатель святой Лука стал духоносным евангелистом. Как художник он сделался зачинателем священной иконописи. Как врач он облегчал болезни страждущего Апостола Павла, а впоследствии исцелял и ныне исцеляет телесные и душевные недуги множества людей. Так да последуем и мы святому его примеру, на служение Господу отдавая все силы и способности свои, чтобы не принесли они нам погибель вместо спасения.

Тропарь, глас 5:
Апостольских деяний сказателя / и Евангелия Христова светла списателя, / Луку препетаго, славна суща Христове Церкви, / песньми священными святаго апостола похвалим, / яко врача суща, человеческия немощи, / естества недуги и язи душ исцеляюща / и молящася непрестанно за души наша.

Кондак, глас 2:
Истиннаго благочестия проповедника, и таин неизреченных ритора, звезду церковную, Луку божественнаго восхвалим: Слово бо его избра, с Павлом мудрым языков учителя, Един ведый сердечная.

Чем отличается икона, написанная при жизни святого от созданной в более позднее время, по памяти и описаниям современников, передававшихся из поколения в поколение? Аналогия с портретами, один из которых сделан с натуры, а другой - по фотографии, будет довольно приблизительной, но в целом верной.

Жития святых доносят до нас свидетельства о том, как мученики, святители, преподобные и праведные уже после своей смерти являлись церковным писателям и иконописцам, вдохновляя их труды, сообщая важные детали и указывая на погрешности в работе. И все же произведения духовного искусства - а именно таковыми, без сомнения, являются и святые иконы - несут особую, ни с чем не сравнимую благодать в том случае, если они были созданы людьми, своими глазами видевшими жизнь (а иногда и смерть) подвижников веры Христовой.

Основателем христианской иконописи почитается святой апостол и евангелист Лука. Его кисти, как говорит Святое Предание, принадлежит около семидесяти икон Пресвятой Богородицы. Наиболее известные из них - Вифлеемская и Иерусалимская - чтимые в разных концах планеты святые образы, с каждым из которых связана многовековая драматичная история.

Однако есть среди икон, написанных апостолом Лукой, три особых иконы, написанные еще при жизни Пречистой Девы и удостоившиеся Ее владычнего благословения. Вот что говорят об этом дореволюционные Четьи-Минеи на день памяти евангелиста Луки: «Древние церковные писатели сообщают, что святой Лука, удовлетворяя благочестивому желанию первенствующих христиан, первый написал красками образ Пресвятой Богородицы, держащий на руках Своих Предвечного Младенца, Господа нашего Иисуса Христа, а потом написал и иные две иконы Пресвятой Богородицы и принёс их на благоусмотрение Богоматери. Она же, рассмотрев сии иконы, сказала: “Благодать Родившегося от Меня и Моя милость с сими иконами да будет”».

Что же это за три иконы, которые успела увидеть и благословить Владычица до своего Успения в середине сороковых годов первого века? Предание называет их поименно. Это образ Божьей Матери Киккской «Милостивая», а также Сумельская и Филермская иконы Пречистой Девы. О каждой из них, несомненно, стоит рассказать подробнее.

Киккская икона Божией Матери «Милостивая» получила такое название потому, что Царица Небесная изображена на ней умоляющей Господа о милости к христианам. Предание говорит, что написавший ее апостол и евангелист Лука передал ее чадам Церкви в Египет, в христианской среде которого уже тогда начинало зарождаться монастырское и отшельническое жительство. Здесь икона пребывала вплоть до десятого века - а после, по причине невероятно усилившихся гонений на христиан и их святыни, была тайно перевезена в Константинополь. В столице Византии Киккская икона вплоть до двенадцатого века, окруженная величайшим почтением, пребывала в царских чертогах.

Известно, что по усердным молитвам перед ней получила исцеление дочь императора Алексия Комнина, страдавшая тяжким недугом, излечить который врачи были бессильны. Произошло это так. В столицу империи морем прибыл правитель Кипра Мануил Витомит с дерзновенной просьбой: отдать святой образ в монастырь на горе Киккос. Повинуясь первому благому порыву, император дал согласие - после чего его дочь непостижимым образом исцелилась.

Убедившись в чудотворной силе святого образа, император стал сожалеть о своем великодушии и объявил, что переменил решение и икону кипрскому монастырю не отдаст. Правитель острова в печали покинул Константинополь. А Алексий Комнин после этого заболел сам. Во сне ему явилась Царица Небесная, повелев немедля отправить икону в Киккский монастырь на Кипре. Пока снаряжался корабль, которому предстояло доставить икону на остров, император приказал сделать копию с чудотворной иконы.

Император выздоровел - как и долгое время страдавший от паралича кипрский правитель. На Кипре, куда доставили икону, на вклад, сделанный Алексием Комнином, был построен императорский храм.

В последующие времена Киккская икона, находясь в монашеской обители, явила много чудес. Когда один язычник в умоисступлении хотел ударит святой образ, его рука немедленно усохла. В воспоминание об этом монастырская братия прикрепила к окладу иконы железную кисть руки.

На Киккской иконе лики Царицы Небесной и Богомладенца прикрыты как бы пеленой, по диагонали располагающейся от левого верхнего угла к правому нижнему. Как и когда она появилась - никто не знает. Эта пелена воспроизведена и на копии иконы, которая сегодня открыта для поклонения в монастыре. Оригинал также находится в святой обители на Кипре, однако в наше время недоступен для обозрения.

Самый известный в России список чудотворной Киккской иконы «Милостивая» находится в Москве, в Зачатьевском Монастыре. Перед ним регулярно читается акафист. Верующие просят Божью Матерь у иконы Ее «Милостивая» о прекращении засухи, об остановке кровотечений, об избавлении от бесплодия, об ободрении в нужде и печали, об укреплении на монашеском пути, о утолении головных болей, об исцелении расслабленных, а также в различных семейных скорбях.

Другая икона Богородицы, написанная при Ее жизни апостолом Лукой, - Сумельская. О ее происхождении и связанных с ней чудесах известно из древних источников. В 385 году двое иноков, Варнава и Софроний, пришли в одну из церквей в Афинах, чтобы поклониться Богородице у Ее иконы, написанной святым евангелистом. Сам апостол некогда отдал ее в Фивы, и уже оттуда одним из его учеников она была передана в самый большой храм Афин.

Стоя у чтимого образа, Варнава и Софроний услышали голос Пречистой, повелевший им отправиться на восток, до самого Понта, и у горы Мела построить монашескую обитель. Не смея ослушаться, не требуя уточнений, иноки отправились в долгий путь - и остановились лишь тогда, когда обнаружили уже знакомую им икону стоящей на высоком уступе скалы.

Как ни чудно было перенесение образа, иноков стали одолевать сомнения: буквально нависающее на склонах утеса место, где не было даже воды, казалось им мало пригодным для будущего монастыря. Однако инокам явилась Божья Матерь - и из скалы по Ее велению забил источник. Устыдившись собственного маловерия, Варнава и Софроний усердно принялись за строительство храма, а затем и монастыря, который со временем наполнился братией и стал известен как обитель Богородицы Черной горы или Панагия Сумела.

Святая обитель, где с тех пор и пребывала перенесшаяся по воздуху икона Богородицы, расположенная на высоте 1200 метров над уровнем моря, стала со временем центром духовной жизни всего Понта - а источник, забивший по велению Пресвятой Девы, бил здесь непрерывно (и бьет до сего дня). Тут короновалось на царствие не одно поколение Комнинов. И каждый из императоров делал в монастырь богатые вклады, выделял средства на строительство, даровал монашествующей братии привилегии. Мощи основателей святой обители пребывали здесь же.

И даже после падения Византии монастырь продолжал действовать. С этим временем связано старинное предание. Сулейман Великолепный, властвовавший в XVI веке, однажды во время охоты оказался у подножия Черной горы. Подняв глаза и увидев христианский монастырь с сияющим над ним золотым крестом, султан пришел в ярость и повелел сопровождавшим его воинам сравнять обитель с землей. Не успел он договорить, как был невидимой силой повержен с коня на землю и забился в припадке, как это иногда бывает перед смертью. На следующий день, все же придя в себя, мусульманский властелин оставил за Сумельским монастырем все прежние привилегии, добавив к ним и свою благосклонность.

Однако века спустя, во время принудительного переселения греков в Элладу в 1922 году, насельникам все же пришлось покинуть Сумельскую обитель. Чудотворную икону Божьей Матери монахи, уходя с намоленного места, забрали с собой. А древний монастырь постепенно превратился в живописные развалины, пусть и имеющие в современной Турции статус архитектурного памятника.

В 2010 году, в великий праздник Успения, здесь была торжественно совершена первая за почти девяносто лет литургия, за которой вместе молились тысячи христиан, прибывших из разных стран.

Оригинал чудотворной иконы в настоящее время находится в Греции; известно немало списков с нее. Перед иконой Божьей Матери Сумельская родители молятся о выздоровлении своих чад, супруги - об избавлении от бесплодия и даровании детей, а все христиане, независимо от пола, возраста и семейного положения - о помощи в насущных нуждах.

Из трех икон, написанных апостолом Лукой при жизни Богородицы, Филермская - единственная, где Она изображена без Младенца на руках. Лик Пречистой будто умоляет Господа о снисхождении к людям. Написав эту икону, святой евангелист отдал ее антиохийским монахам-назореям, связавшим себя обетами строгой жизни. У них образ находился в течение почти трех столетий, а затем был отправлен в Иерусалим. Там ее и обнаружила супруга императора Евдокия, посещавшая Святую Землю с паломничеством. Заручившись благословением иерусалимского епископа, она перевезла икону в Константинополь, где передала ее сестре мужа, Пульхерии Благоверной.

После этого образ был торжественно водворен в новопостроенном Влахернском храме столицы, где многие верующие получали исцеление и другое, просимое ими в молитве перед иконой. А в 626 году святой образ, перед которым верующие возносили горячие мольбы, избавил Константинополь от завоевания персами - после этого иконе был составлен акафист, особое духовное песнопение, которое полагалось слушать стоя.

Всего же этот образ Богородицы находился в Царьграде более семи веков. А вот имя, под которым она известна, икона получила позже, когда вместе с захватившими Константинополь рыцарями-крестоносцами она попала сперва в Иерусалим, затем в Акру - а после захвата ее турками - на Крит, и, наконец, в 1309 году - на остров Родос, где она пребывала два последующих столетия.

На Родосе специально для чудотворной иконы рыцарями был возведен храм на фундаменте византийской базилики в Ялисе, на горе Филермиос. Отсюда и произошло ее название - Филермская. Храм этотсохранился, он действует и поныне, причем православные христиане и католики молятся в нем перед списком с чтимой иконы, находясь при этом в разных частях здания, каждые в своей.

Когда в 1522 году, после длительной осады, Родос был полностью захвачен турками, рыцари покинули остров, увозя с собой христианские святыни, в числе которых была и Филермская икона. Семь лет рыцари-мальтийцы оставались в Италии, переезжая с места на место - и реликвии путешествовали вместе с ними. Наконец в 1530 году император Священной Римской Империи Карл V передал ордену Мальту, Комино, Гоцо и другие средиземноморские острова. Филермская икона была перевезена в форт Святого Ангела, и позже - в резиденцию ордена, замок святого Михаила.

С иконой связывают победу над турками, атаковавшими Мальту в 1565 году. А вот при завоевании Мострова войсками Наполеона в 1798 году магистру ордена Гомпешу пришлось спешно вывозить святыни с острова: вместе с Филермской иконой он увез десницу святого Иоанна Крестителя и часть Животворящего Креста Господня.

После того, как русский император Павел I стал великим магистром Мальтийского ордена, состоялось перенесение мальтийских святынь в Санкт-Петербург. Для Филермской иконы Павел заказал массивную золотую ризу с драгоценными камнями. В России икона пребывала вплоть до революционных событий и была отмечена многими чудотворениями. Так, страшный пожар, бушевавший в столице империи в 1837 году, совершенно не повредил ее, хотя буквально все вокруг было уничтожено огнем. Находясь в Гатчине, икона торжественно выносилась для поклонения верующих, что ежегодно сопровождалось крестным ходом и другими церковными церемониями.

В течение многих десятилетий Мальтийский орден не прекращал попыток вернуть Филермский образ. Николай II намеревался отдать его, и даже заказал список и фотокопии иконы, но известные события помешали его намерению. Реликвии, принадлежавшие Мальтийскому ордену, в том числе и Филермскую икону, тайно вывезли из России и после того, как они некоторое время находились в Эстонии, передали матери последнего русского царя, императрице Марии Федоровне в Данию. Мальтийский же орден получил сделанную по указанию царя точную копию иконы, которая в настоящее время находится в базилике города Ассизи. Остались почитаемые копии иконы и в России - например, в Павловском соборе Гатчины находится список с неё, сделанный протоиреем Алексием Благовещенским.

После того, как императрица Мария Федоровна умерла в 1928 году, ее дочери передали святыни предстоятелю Русской Православной Церкви Заграницей митрополиту Антонию (Храповицкому). Он благословил поместить Филермскую икону в православном соборе Берлина. Накануне прихода к власти нацистов, опасаясь за судьбу святынь, епископ Тихон передал образ югославскому королю Александру I Карагеоргиевичу. После Второй Мировой войны Филермская икона и другие мальтийские святыни, хранившиеся в тайнике черногорского монастыря Острог, попали в руки спецслужб утвердившегося коммунистического режима и были недоступны для верующих вплоть до 1993 года.

В настоящее время Филермская икона Божьей Матери отделена от других реликвий и находится в Голубой часовне монастыря в Цетинье, на территории Народного музея. Часовня эта представляет собой комнату без окон, посреди которой в подсвеченной стеклянной витрине и пребывает святой образ, к которому ежегодно съезжается множество паломников. Православные черногорцы глубоко почитают эту древнюю святыню, волей Божьей оказавшуюся в их стране, и называют икону Божия Матерь Филермоза.

Перед Филермской иконой молятся об укреплении веры, об умножении духовных сил, о сохранении от раздоров и ересей. Божья Матерь Филермская почитается как покровительница иноков и благочестивых мирян.

Кроме Филермской, Сумельской и Киккской икон других образов Божьей Матери, написанных при Ее земной жизни, Святое Предание не называет. Однако есть немало чудотворных ликов Пречистой, созданных апостолом и евангелистом Лукой после Успения Богородицы. О некоторых из них, возможно не столь широко известных как Вифлеемская или Иерусалимская иконы, но также отмеченных многими чудотворениями, мы обязательно расскажем в одной из наших будущих статей на сайте «Свеча Иерусалима».