Главная · Освещение · Катастрофические сгонно-нагонные явления в азовском море. Азовская аномалия. Страшные тайны ласкового моря

Катастрофические сгонно-нагонные явления в азовском море. Азовская аномалия. Страшные тайны ласкового моря

В последние дни Азовское море находится в центре внимания мировых СМИ из-за очередного обострения российско-украинских отношений. Однако трагедии в этих водах происходили на протяжении веков. Из этого материала Вы узнаете о самых ужасных событиях, случившихся в акватории Азова.

1779 год: взрыв на фрегате «Третий»

В 1779 году в гавани города Керчь проводился ремонт на парусном фрегате «Третий» - одном из лучших кораблей российского флота, который был построен шестью годами раньше. Рабочие обивали парусиной крюйт-камеру – помещение для хранения горючих веществ. Случайный пожар спровоцировал взрыв 149 бочек с порохом. Судно буквально разнесло на щепки, погибло 20 матросов.

1781-82 годы: происшествия с «Таганрогом»

Зимой 1781 года лёд вытолкал из Таганрогской гавани новоизобретённый корабль «Таганрог». Получив пробоину, судно затонуло. При этом 39 членов экипажа погибло, десятки спасшихся получили обморожения. Через год корабль подняли со дна и стали использовать снова. Однако в ноябре 1782 года при попытке войти в ту же бухту «Таганрог» снова наткнулся на льды и был частично затоплен – это кораблекрушение унесло жизни 32 моряков.

1914 год: катастрофический шторм

В год начала Первой мировой войны уровень Азовского моря в юго-восточной части поднялся во время шторма на 4,3 метра. Причиной тому, как считает исследователь Евгению Шнюков, стало необычное явление – сгонно-нагонные волны. Множество людей унесло в море, погибло 3000 человек. Ейск и Темрюк были разрушены. Около половины жертв пришлось на район Ачуевской косы. Под Приморско-Ахтарском во время шторма утонули 150 железнодорожных рабочих.

1927 год: страшный смерч в Еникале

Смерч, поднявшийся на берегу Керченского пролива 20 сентября 1927 года, был настолько сильным, что поднял в воздух и перенёс на расстояние 150 метров два рыбацких судна. Один из рыбаков погиб, трое остались калеками.

1944 год: десант на мыс Тархан

Во время Великой Отечественной войны Красная Армия с огромными потерями провела высадку десанта на мысе Тархан в Керченском проливе. Операция проходила с 9 по 11 января 1944 года. 51 корабль Азовской флотилии вышел в море вечером, но во время перехода к мысу усилился шторм, ветер поднялся до 7 баллов, из-за чего затонули 5 десантных мотоботов.

В 8 часов утра 10 января пехотинцы стали высаживаться в ледяную воду, теряя оружие и боеприпасы. Немецкие самолёты при этом обстреливали флотилию с воздуха. Советская же авиация, которая должна была прикрывать операцию, на месте так и не появилась.

Количество жертв при высадке составило 177 десантников – они утонули или были убиты. Кроме того, погибли члены экипажей нескольких утонувших катеров, тендеров и мотоботов.

1969 год: цунами на Кубанском побережье

Одним из самых разрушительных катастроф в истории Азова стал разгул стихии в октябре 1969 года. Из-за резкой смены ветра на побережье Темрюкского района Краснодарского края обрушилась волна высотой 4 метра. Цунами уничтожило рыбацкие поселки Чайкино, Ачуево, Перекопка и Вербеная, в Темрюке пострадали здания в порту, судоремонтный и консервный заводы, курортные постройки. Была подтоплена полоса суши шириной 10-12 километров. Точное количество погибших не называлось, однако, по оценкам специалистов, счёт идёт на сотни человек. Тысячи людей лишились своих домов, полностью была уничтожена рыболовная отрасль района.

1988 год: авиакатастрофа над Ейским лиманом

8 августа 1988 года в Азовское море упал самолёт-лаборатория Ан-12, которым управляли лётчики 535-го отдельного смешанного авиационного полка. На борту воздушного судна находилось 50 пассажиров. Во время захода на посадку над Ейским Лиманом у самолёта внезапно отключились двигатели, и он рухнул на мелководье. Корпус ударился о дно и раскололся. Из 25 погибших часть получила смертельные травмы при ударе, другие утонули. Половине пассажиров удалось спастись, не без помощи местных жителей, которые подплывали к месту происшествия на маломерных судах. Причиной катастрофы стало использование смешанного с водой авиационного топлива.

Трагические загадки Азова

…Камыш-Бурунский железорудный комбинат в г. Керчи еще несколько лет тому назад добывал керченские железные руды на Камыш-Бурунском и Эльтиген-Ортельском железорудных месторождениях. Общий объем добычи руд достигал 7,5 млн. т, из которых на аглофабрике получали 4,5 млн. т агломерата - промежуточного продукта для выплавки металла на «Азовстали» в г. Мариуполе. Еще горячий агломерат грузили в Камыш-Бурунском порту прямо в специально оборудованные суда - агломератовозы - и этот «огненный флот» следовал из Керчи в Мариуполь. Агломерат грузился с колес, и суда двигались одно за другим.

В тот роковой день, когда произошла катастрофа (конец ноября 1968 г.), в Азовском море был сильный шторм, вызванный норд-остом. Но конвейер керченский рудник - аглофабрика - мариупольская домна действовал, и суда шли, невзирая на непогоду. Буксир «Коммунист» подвел лихтер «Рокшу» к Камыш-Бурунскому причалу. Лихтер «Рокша» - это огромная специально оборудованная баржа водоизмещением 4,5 тыс.т, длиной 94 м и шириной до 13 м. Она приняла на борт 3750 т агломерата, температура которого составляла 600-650°. На барже находилось 13 человек во главе с женщиной-капитаном А.И. Шибаевой. Из-за трудностей с транспортом - не было билетов на проходящие суда в Мариуполь - на баржу село несколько пассажиров, сколько - никто не знает. Норд-ост трепал судно в течение всего маршрута, а ночью 6-7-бальный шторм обрушился на него недалеко от Мариуполя - в 17,5 милях к юго-востоку от южной оконечности Бердянской косы. Наружная обшивка баржи дала течь. Внутренняя термостойкая обшивка также не выдержала ударов. Холодная вода проникла в трюм и фактически вызвала взрыв от взаимодействия с горячим агломератом. Есть версия, что были разбиты и крышки трюмов. Приняв 700 т воды, лихтер опрокинулся и затонул. Так или иначе, но на буксире с ужасом увидели огромное облако пара вместо лихтера. Команда буксира ничего не могла сделать, спасти людей не удалось. Все находившиеся на барже погибли. Они успели одеть спасательные жилеты, но, надо полагать, главным врагом была не вода, а горячий пар. Море разбросало тела погибших. Тело женщины-капитана нашли на Арабатской стрелке.

Служба безопасности мореплавания Азовского пароходства немедленно оконтурила остов затонувшей «Рокши», на один метр торчавшей из воды (рис.53). Было запрещено брать на борт агломератовозов пассажиров. Гидрографы приварили к корпусу «Рокши» металлическую ферму со светящимся знаком.

Обстоятельства гибели агломератовоза рассматривала специальная правительственная комиссия. Причины аварии не вполне ясны, но судостроители предполагают, что течь возникла от износа корпуса. Это же подтверждают и очевидцы. Боцман «Рокши» Венедикт Федорович Грошев случайно не пошел в этот роковой рейс. Он рассказывает, что лихтер был уже старым и проржавевшим, регистровый срок судовых механизмов был уже выработан, судно вышло в рейс без регистровых документов. План перевозок агломерата срывался и его выполняли любой ценой.

Корпус «Рокши» покоился близ фарватера канала в Мариуполе, и это создавало опасность для судоходства. Азовское пароходство приняло решение убрать «Рокшу» с фарватера. Взрывами корпус разделили на несколько частей, и летом вытащили все, кроме носовой части. Работу по подъему остатков корпуса планировали завершить летом 1973 г. У носовой части «Рокши» выставили 2 буя. Беды, однако, на этом не кончились.

Капитан 2 ранга Б.В. Соколов, долгие годы служивший начальником Керчь-Азовского района гидрографической службы ЧФ, рассказывает, что в эту же зиму, в марте, его разбудили ночью и передали: греческое судно «Агиос Николеос» водоизмещением 4 тыс.т, длиной 85 м, шириной 12,6 м, высотой борта 7,4 м, груженное углем, следовало с лоцманом на борту из Бердянска и ночью наткнулось на остатки корпуса «Рокши», т.к. буи не горели. В течение 17 мин греческое судно затонуло в трех милях к западу от места гибели «Рокши» (с.ш. 47°28"67, в.д. 37°04’93). Глубина моря на месте гибели судна - 12 м. Проходивший мимо агломератовоз «Енакиево» подобрал весь греческий экипаж и нашего лоцмана. Лоцман пытался организовать спасение судна, но греки просто силой стащили его в шлюпку. Пробоина в корпусе греческого парохода была огромна - до 6 м. Немедленно из Керчи была выслана комиссия во главе с капитаном Керченского порта Леонидом Денисовичем Самборским. В работе участвовало гидрографическое судно ГС-103, водолазные боты. Один из участвовавших в работах офицеров-гидрографов доложил Б.В.Соколову, что буи вокруг оставшейся части корпуса «Рокши» горят, а греческое судно затонуло в 3,5 мили от «Рокши». Водолазы обнаружили, что «грек» нарвался на носовую часть старого клепаного судна. Стали выяснять. Оказалось, что в начале Великой Отечественной войны из Мариуполя вышел и погиб танкер «Иван Богун». Водолазы нашли вокруг корпуса круглые ямы - воронки. На следующий год аварийно-спасательная служба отправила трехсоттонный кран, чтобы поднять остатки «Рокши», но найти их не удалось. Буи стояли на месте, злополучной «Рокши» не было. Возникла версия, что остатки лихтера украли на металлолом. Это была, пожалуй, фантазия. Они весили тонн 150, а мощный кран, способный их поднять, был один в Азовском море. Б.В. Соколов считает, что носовая часть «Рокши» была передвинута льдами, мощность покрова которых в ту зиму достигала 60-80 см в северной части Азовского моря. Пришлось даже перегнать ледокол с Балтики, чтобы пробивать фарватер во льдах (Балтика в тот год не замерзала!). Лед заторосило, и он увлек с собой носовую часть баржи, вмерзшую в ледяное поле. Поиски остальных частей «Богуна» ничего не дали. Греческое судно вначале оградили буями, а в 1977 г. взорвали и подняли, предварительно разгрузив уголь.

Аварии с агломератовозами бывали и ранее. Так, в пятидесятых годах затонул в Азове лихтер типа «Первомайск». Это был лихтер «Запорожье», водоизмещением около 3 тыс.т, судовладельцем которого являлось Азовское морское пароходство, он следовал из Мариуполя в г. Керчь с грузом угля. 1 мая 1957 г. лихтер столкнулся с сухогрузом «Караганда», имевшим водоизмещение 10 тыс. т. В результате столкновения лихтер «Запорожье» ушел на дно. В 1961 г. на затонувшее судно наткнулся буксир «Прибой». Обошлось, правда, без особых последствий.

29 января 1970 г. в Азовском море произошла беда со средним черноморским сейнером «Пионер» (водоизмещением 90 рег.т). Судно вышло из порта Темрюк в порт Керчь, но в условиях шестибального шторма из-за потери ориентировки в 23 часа ночи на полном ходу наскочило на камни мыса Каменного. Попытки своим ходом сняться с камней не удались. Оперативно прибывшие к месту аварии суда снять «Пионер» с мели не смогли из-за усиливавшегося шторма. Сейнер остался на камнях, экипаж был снят, корпус разбило о скалы. Причиной аварии послужила халатность судоводителей. {265}

Трагическим был для Азовского бассейна день 8 января 1982 г. Точнее ночь на 8 января. Сильный зимний шторм привел в этот день к гибели трех средних черноморских сейнеров (СЧС) в южной части Азовского моря близ Керченского пролива. Ночью суда выбросило на береговые скалы в условиях сильного норд-оста, большого волнения, снегопада и нулевой видимости.

СЧС-151 погиб в четырех милях западнее мыса Зюк. Команду сняли вертолеты.

СЧС-1239 выброшен на берег у мыса Зюк. Экипажу удалось перебраться на берег самостоятельно.

В районе Еникале Хрони у входа в Керченский пролив в 2 часа ночи разбило о береговые скалы СЧС-1148. Погибли капитан и старший механик. Остальной экипаж сняли вертолетчики.

Тяжкая ночь…

Навигация в Азовском море требует внимания. Даже особого внимания, ибо мелководья, непредсказуемые процессы создают опасность для судоходства. К тому же погибшие суда осложняют подходы к северным портам и приходится постоянно вести работы для поддержания судоходных каналов в порядке. Но вот агломератовозов не видно в Азове: Камыш-Бурунский комбинат руду больше не добывает.

Гибель судов в Азовском море - не новость. Уже приведенная статистика за прошлое столетие свидетельствует: ежегодно в этом маленьком водоеме погибали десятки судов. С тех пор улучшился состав флота, улучшилась служба погоды, улучшилась подготовка экипажей.

Но… Катастрофы по-прежнему бывают, и особенно часто с малыми судами.

Свежак надрывается. Прет на рожон

Азовского моря корыто

Арбуз на арбуз - и трюм нагружен,

Арбузами пристань покрыта.

В густой бородач ударяет бурун,

Чтоб брызгами вдрызг разлететься,

Я выберу звонкий как бубен кавун

И ножиком вырежу сердце…

Пустынное солнце садится в рассол,

И выпихнут месяц волнами…

Свежак задувает!

Наотмашь!

Дубок, шевели парусами!

Густыми барашками море полно,

И трутся арбузы, и в трюме темно…

В два пальца, по-боцмански, ветер свистит,

И тучи сколочены плотно,

И ерзает руль, и обшивка трещит,

И забраны в рифы полотна.

Сквозь волны - навылет!

Сквозь дождь - наугад!

В свистящем гонимые мыле,

Мы рыщем на ощупь

Навзрыд и не в лад

Храпят полотняные крылья.

Мы втянуты в дикую карусель,

И море топочет, как рынок,

На мель нас кидает,

Нас гонит на мель

Последняя наша путина.

Это описание азовского шторма принадлежит поэту Э. Багрицкому. {266} Мало что изменилось в природе с тех пор, с 1924 года.

…Известны многочисленные случаи обнаружения в океане судов, без экипажей. Особенно отличается этим таинственный район «Бермудского треугольника» в Атлантическом океане. Так, с 1840 по 1955 гг. в Бермудском треугольнике было обнаружено полтора десятка исправных судов, но без экипажей. Много писали о пропаже судов в море Дьявола, лежащем к юго-западу от Японии. Десятки случаев такого рода описал Л. Куше {267} . Среди пострадавших были и довольно крупные суда, и небольшие парусники. Пропадали и самолеты. Вот один из относительно недавних эпизодов в Атлантическом океане.

В июле 1969 г. в Атлантическом океане было найдено пять (!) покинутых экипажами судов и, что удивительно, на одном из них - «Тинмут Электрон» исчез участник и лидер кругосветных гонок яхтсменов-одиночек Дональд Краухерст. Об этом сообщила лондонская «Тайме» 11 июля 1969 г. Погода стояла отличная, яхта-тримаран была в полном порядке, вахтенный журнал заполнен, личные вещи, надувная лодка, спасательный плот - на своих местах. Спортсмен исчез. 27 июля 1969 г. «Нью-Йорк тайме» сообщила о прекращении поисков.

30 июня 1969 г. к северо-востоку от Бермудских островов с борта английского теплохода «Мейплбенк» заметили 60-футовое судно без экипажа и вверх килем («Тайме», 12 июля 1969 г.)

4 июля судно «Котопакси» обнаружило в центральной Атлантике яхту длиной 35 футов с автоматическим управлением, но… без экипажа («Таймс», 12 июля 1969 г.)

6 июля шведский теплоход «Голар Фрост» нашел в океане примерно в 200 милях от места находки яхты «Тинмут Электрон» парусную яхту «Вагабонд». И тоже без экипажа. Яхта была поднята на борт шведами («Тайме», 12 июля 1969 г.)

8 июля между Бермудами и Азорскими островами английским танкером «Хилисома» была подобрана перевернутая яхта длиной 36 футов («Нью-Йорк тайме» 13 июля 1969 г.) Все суда были обнаружены в спокойном океане, в ясную и тихую погоду. Представитель морской страховой компании Ллойда, по поводу несчастий с парусными судами в Бермудском треугольнике и Центральной Атлантике заявил: «Ну и чудеса творятся на таком пятачке такого огромного океана». Все это выглядит странно. Посвященная этим событиям газетная компания на Западе продолжалась долго и привлекла внимание общественности. Прочитав книгу Л. Куше о Бермудском треугольнике, я и не предполагал, что подобные загадочные события возможны в отечественных водах. Об одном таком тяжком случае в Азовском море писали в советской печати, но гораздо меньше. И тем не менее случай был совершенно неожиданным и загадочным.

…Мариупольская школа юных моряков в Донецкой области приняла решение, чтобы в середине июля 1989 г. ребята-курсанты под руководством опытных моряков провели морскую практику на" небольших судах в кругоазовском круизе и одновременно ознакомились с основными портами Азовского моря. {268}

Радиосвязи на судах не было. Это был большой недостаток круиза, обусловленный бедностью клуба. Но море было свое, рядом. Без радиосвязи плавали многие. Обойдемся! - решили руководители круиза.

В путешествие отправились девять небольших судов. За 12 дней они должны были посетить Бердянск, Керчь, Ейск. Но из Азовского похода вернулось только семь судов. Две яхты - «Мариуполь» и «ЯЛ-6» продолжили круиз. И вот там-то две яхты исчезли.

Известий не было два дня. На третий день в клуб в Мариуполе пришли два участника круиза - Светлана Ткачева, семнадцатилетняя девушка, крановщица объединения «Азовмаш» и десятилетний школьник, племянник капитана яхты Сергей Максименко. Рассказ вызвал шок у руководителей клуба.

В тот черный день ничто не предвещало беды. К вечеру на яхте сварили ужин на камбузе, и дежурный вместе с ужином перепрыгнул в шлюпку. Вдали виднелась черточка Долгой косы. Мальчик и девушка отправились в кубрик спать. Сквозь сон девушка слышала, как руководитель круиза Дмитрий Харьков вызвал из кубрика курсанта Володю Головина. Утром, еще затемно, они проснулись от того, что яхту качало. На палубе никого не было и за штурвалом тоже. «ЯЛ-6» находилась рядом. Заподозрили, что весь экипаж, все десять человек, на шлюпке. Мальчик долго махал лампой-переноской - никто не отзывался. Они долго кричали - ответа не было. Набежавшей волной яхту снесло с мели. Мальчик сумел завести дизель, выбрали якорь, подошли к шлюпке - никого. Они еще надеялись, что остальные где-то купаются. Двое суток яхта добиралась до маяка на Долгой косе. Кончилось горючее, поставили парус. Утром мимо проходили рыбаки на моторке, но, очевидно, ребят не поняли и прошли мимо. Яхту Сережа и Светлана поставили на якорь, сложили вещи в сумку, перебрались на берег. На автобусе добрались до Ейска. Билетов на «Комету» от Ейска до Мариуполя не было. Со слезами Света уговорила капитана взять их на борт и сразу же явилась в клуб.

Катастрофические сгонно-нагонные явления в Азовском море

В семидесятых годах на Тамани между Темрюком и Приморско-Ахтарском, в нескольких километрах от берега можно было увидеть лежащие на боку проржавевшие рыбацкие сейнеры. Это был результат страшного удара волн, проникших далеко в глубь низменного берега. Азовские рыбаки после путины зачастую оставляют сейнеры на якорях близ берега, а сами на лодках переправляются на берег. Вот эти СЧС - средние черноморские сейнеры - и были сорваны с якорей огромной волной, вызванной сгонно-нагонными явлениями в мелководном Азовском море.

Азовское море - относительно небольшой водоем, являющийся фактически заливом Черного моря. Акватория его - 37,6 тыс. км 2 . Длина моря от устья Дона до Арабата - 340 км, ширина от Темрюка до устья реки Берды - более 150 км. Море расположено внутри континента, глубина его до 14 м, общий объем водной массы ориентировочно до 303 км 3 . Еще древние греки пренебрежительно называли его Меотийским болотом {24} . Казалось бы, Азов должен быть спокойным и тихим. Между тем здесь штормит от 61 до 98 раз в году. Штормовые ветры достигают скорости 40 м/сек. В среднем случается до 76 штормов, иногда они бывают очень сильными и охватывают всю акваторию моря. Трудно приходится тогда рыбакам и морякам.

Очень часто причинами катастроф и человеческих жертв на Азовском море служат необычные природные явления - сгонно-нагонные волны.

В литературе удалось найти очень интересные факты об этих страшных катастрофах. В русской литературе катастрофические удары волн впервые зафиксированы в 1739 г. {25} , когда турецкие форпосты Ачуево, Темрюк и Тамань были 1 октября осаждены русскими войсками во главе с генералом Дебриллем. Войска переправились через рукав Кубани - Протоку, перевезли артиллерию, но ночью в море разразился страшный шторм. Волны залили местность, разбили паром, затопили артиллерию и боеприпасы. Назавтра море затихло. Русские войска оправились от наводнения. Удары русской артиллерии вызвали пожары в крепости Ачуево. Турецкие части ушли в сторону Темрюка. И тут Азовское море вновь покатило свои волны на русские позиции вокруг Ачуево. Войска генерала Дебрилля вынуждены были отступить от Темрюка и Тамани, оставив безлюдную крепость Ачуево.

В 1770 г. морская стихия обрушилась на вновь создаваемую базу российского флота на Азовском море - Таганрог. Об этом узнаём из записок российского морского офицера Ильи Ханыкова:

«В ноябре 10-го числа того же 1770 года с гавани на две трети унесло по берегам, после в декабре на 15 число сделался ветер еще больше… и всю гавань до основания разнесло… и после того и по сие время (т.е. по 1772 г.) по Таганрогу, казармам, землянкам ходил мор, хлестала людей лихоманка (лихорадка)». Автор книги, из которой заимствована эта цитата, - В.Н. Ганичев - пишет о сокрушительном смерче, но мне представляется, что, по всем признакам, - это удар бури, сопровождавшийся нагоном воды в районе Таганрога {26} .

Как свидетельствуют документы, через сто лет наводнение в юго-восточной части Азова повторилось. Сведения о том, были ли нагоны воды в период между этими событиями, в литературе не сохранились. Во время наводнения 1840 г. были занесены Сладкое и Рубцовское гирла Кубани.

Наводнение было и в 1877 г.

В декабре 1913 г. на севере Азовского моря наблюдалась иная картина: из-за сгонного ветра уровень моря понизился. В Таганрогском порту море отступило на 2,5 м. Суда на рейде сели на грунт и повалились на бок.

Одним из самых ужасных наводнений сопровождался шторм в феврале 1914 г. В этом месяце несколько дней дули сильные южные ветры, ночью 28 февраля сменившиеся не менее сильным северным ветром. В итоге в юго-восточном углу Азова вода поднялась на 4,3 м. Сплошная масса воды залила весь берег моря от Ейска до Керченского пролива. Города Темрюк и даже Ейск были частично разрушены волнами. Жертвы были огромны. Погибло около 3 тысяч человек! Только на Ачуевской косе всесокрушающий вал смыл почти 1500 человек. Из 200 железнодорожных рабочих, унесенных в море вблизи Приморско-Ахтарска, спаслось около 50 человек.

Вот сведения о некоторых наиболее сильных сгонно-нагонных явлениях послевоенного времени {27} .

23 декабря 1947 г. в результате сильных западных ветров (20-28 м/сек) поднялась вода в районах Приморско-Ахтарска и Темрюка. Были затоплены порт в Приморско-Ахтарске и два поселка в Темрюке.

25-26 июня 1948 г. сильный юго-западный ветер (20 м/сек) вызвал подъем воды, затопление поселков и разрушение домов в районе г. Бердянск. 25 октября 1948 г. западный шторм (ветер 30 м/сек) свирепствовал в районе ст. Должанской. С домов срывало крыши, материальные потери были велики.

28 февраля 1949 г. под воздействием юго-западного шторма (скорость ветра 20 м/сек) повысился уровень моря, в Мариуполе были разрушены льдом береговые постройки.

29-30 марта 1949 г. восточный и северо-восточный шторм, вызванный ветром со скоростью 20-25 м/сек, нанес большой материальный ущерб в Бердянске и в районе Мысовой на юге Азовского моря, где было сорвано с якорей рыболовное судно.

12-20 ноября 1952 г. восточный ветер скоростью 24-28 м/сек причинил разрушения в Бердянске (сорвал крыши, повалил столбы связи и др.), вызвал сильный шторм на море.

3-4 февраля 1954 г. сильный восточный ветер (24-28 м/сек) сопровождался метелями, что привело к остановке железнодорожного движения в районе Темрюка, сгону воды и штормам в западной части моря.

21-30 ноября 1954 г. восточный шторм (ветер 20-24 м/сек) вызвал подъем воды в Геническе, где был затоплен рыбзавод, размыта железная дорога.

12 декабря 1955 г. в результате шторма, вызванного западным ветром (20-24 м/сек), уровень моря в районе ст. Должанской поднялся на 2 м. В Приморско-Ахтарске затопило часть порта.

Памятен свирепый удар водной массы по юго-востоку Азовского моря 23 августа 1960 г. Море соединилось с прибрежными лиманами в одну безбрежную водную гладь. Материальный урон был огромен. Погибли люди.

По данным А.П. Черняковой, 30 января - 4 февраля 1962 г. сильный восточный ветер (28 м/сек) привел к подъему воды в Геническе на 236 см. Вода поднялась до уровня жилых домов, повредила железнодорожную насыпь.

Трагедия юго-востока Азовского моря повторилась еще в больших масштабах в 1969 г. 28 октября наибольший за всю историю края пятиметровый водный вал ударил опять в тот же юго-восточный угол моря. Вот описание очевидца - смотрителя Темрюкского маяка:

«В сумерках с Темрюкского маяка я увидел на северо-западе приближающуюся со стороны моря гору воды. У меня была плохо привязана лодка и, чтобы ее закрепить, я спустился с возвышенного берега, где стоит маяк, к морю. Но было уже поздно. Набежавший вал вырвал из рук цепь и закрутил лодку как пропеллер. Через несколько дней обломки лодки нашли на берегу. Я бросился к береговому обрыву и, цепляясь за кусты, успел влезть на обрыв раньше, чем его накрыл водяной вал. Море кипело до вечера, затем начало медленно затихать. Назавтра воцарился штиль, который держался два месяца».

Рис. 4. Схема движения водных масс и Азовском море 28-29 октября 1969 г. (По Н.Д. Михеенкову: «Человек и стихия», - 1971. С. 51).

Н.Д. Михеенков (1971) связывает это стихийное бедствие с действием глубокого циклона, пришедшего с берегов Балтики (рис. 4). Юго-западный ветер скоростью 16-20 м/сек нагнал через Керченский пролив черноморскую воду. После прохождения холодного фронта ветер неожиданно резко сменился на западный, а скорость его выросла до 30 м/сек, с порывами до 40 м/сек. Черноморская вода, поступившая через Керченский пролив, была согнана в Темрюкский залив. Уровень устья Кубани поднялся на 1,5 м выше среднего, а соленость достигла 13‰. Следующий нагон создали западные ветры, возникшие после прохождения второго холодного фронта. В северо-западной части Азовского моря, например близ Геническа, уровень моря резко упал. В 22 ч 25 мин, в оценке Н.Д. Михеенкова, перекос уровня моря по линии Геническ-Темрюк составлял 5 м. Наиболее высокий подъем уровня моря зафиксирован у поселка Перекопка - 850 см; севернее Приморско-Ахтарска - 650 см. Ночью с 28 на 29 октября вспучившееся Азовское морс проникло в глубь суши на 8-10, а восточнее Темрюка даже на 17 км при фронте трансгрессии 150 км. В станицах Пересыпской, Кучугурах, в городе Темрюке через несколько месяцев после наводнения. Везде были видны следы нарушений, уровень моря был как бы зафиксирован на стенах белых домиков станиц и поселков. Материальные жертвы были огромны. Каботажные суда, стоявшие у причала Темрюкского порта, были выброшены далеко от акватории порта. Та же судьба постигла уже упомянутые рыболовные сейнеры. Был разрушен Темрюкский рыбзавод, многие здания повреждены. Людей с крыш снимали вертолетами, лодками, всеми доступными средствами. О жертвах не писали, но они были. И весьма значительные, ибо страшный подъем воды произошел ночью, когда люди спали.

В 1970 г. сильные ветры, дующие в северо-западном направлении, нагнали воду, наоборот, в крайний северо-западный угол Азовского моря - в Утлюкский лиман. Вода затопила часть города Геническа и железнодорожный мост {28} . Известны случаи катастрофического подъема воды и на севере моря. Так, 6 июля 1985 г. большой, в 196 см, нагон воды наблюдался в районе Таганрога, а также у Кривой косы. Коса исчезла в морских волнах. Вместо нее образовалось три острова. Высота подъема воды на Кривой косе достигала 2-3 м. Многочисленные отдыхающие были оперативно вывезены с вновь возникших островов. На этот раз обошлось без жертв, хотя материальные потери были значительными. Известен факт из практики работы авторов в Азовском море, когда в 80-х годах научно-исследовательское буровое судно АН Украины «Геохимик» десять дней просидело на мели в Утлюкском лимане близ Бирючьего острова во время зимнего сгона воды и благополучно вышло из лимана своим ходом после того как восстановился нормальный уровень моря, и ветер прекратился.

К сожалению, Азовское море не обещает нам спокойной жизни. Катастрофы и беды из-за капризов природы возможны и в будущем. Очень важна роль гидрометеослужбы, которая должна предупреждать людей о возможном наступлении стихии.

Из книги Наркотики и яды [Психоделики и токсические вещества, ядовитые животные и растения] автора Петров Василий Иванович

Явления абстиненции Психостимулирующие препараты вызывают сильную психическую зависимость, но физическая зависимость выражена гораздо слабее, хотя на этот счет нет единого мнения.В результате внезапного прекращения приема психостимуляторов быстро развивается

Из книги Лекции автора Тесла Никола

Ток или электродинамические явления До сих пор мои выступления были посвящены эффектам, вызванным меняющейся электростатической силой в изолирующей среде, такой, как воздух. Когда такая сила действует в крупном проводнике, она вызывает в нем или на его поверхности

Из книги «О текущем моменте» № 7(67), 2007 г. автора СССР Внутренний Предиктор

Явления сопротивления Среди явлений, вызванных электрическим током, возможно, наиболее интересными являются те, что порождены сопротивлением проводника токами, меняющимися с высокой скоростью. В моей первой лекции, прочитанной в Американском институте

Из книги Из записок районного опера автора Куземко В

5. Надо называть явления их сущностными именами Явления и вещи в своём общении люди могут именовать либо их сущностными именами, либо «словами-знаками», прямое значение которых не имеет ничего общего с сущностью тех явлений и вещей, которые они обозначают в том или ином

Из книги Суеверия викторианской Англии автора Коути Кэтрин

1. ПОРТРЕТ ЯВЛЕНИЯ Закон различает два понятия: г р а б ё ж (т. е. открытое похищение чужого имущества) и р а з б о й (это - грабёж, соединённый с угрозой для жизни пострадавшего; условно и упрощённо можно сказать так: разбой - это вооружённый грабёж). Отсюда и две категории

Из книги В глубинах полярных морей автора Колышкин Иван Александрович

Атмосферные явления Для того чтобы избежать неприятностей, обращать внимание на все вышеперечисленные приметы было недостаточно. Не меньшую роль играли наблюдения за атмосферными явлениями. Непогоду суеверные умы связывали с проделками Сатаны. Если шел дождь, а на небе

Из книги Русский Бермудский треугольник автора Субботин Николай Валерьевич

Для тех, кто в море Наша жизнь резко делится на две крайне различные формы бытия: в море и в базе.В море - значит на фронте. Только фронт наш своеобразный. Он начинается с выходом из Кольского залива и простирается на сотни миль вокруг - к западу, северу, востоку. Как охотник

Из книги Вторая мировая война автора Черчилль Уинстон Спенсер

Природные и техногенные явления, ошибочно принимаемые за НЛО Вадим Андреев, автор сайта «НЛО: инопланетные корабли или ошибки наблюдателей» разрешил опубликовать его каталог наиболее характерных ошибок наблюдения аномальных явлений. С Вадимом я знаком уже лет 10,

Из книги The Beatles - полный путеводитель по песням и альбомам автора Робертсон Джон

Глава 14 Американские победы на море. Коралловое море и остров Мидуэй Теперь на Тихом океане происходили волнующие события, отражавшиеся на всем ходе войны. К концу марта первый этап японского военного плана увенчался настолько полным успехом, что это удивило даже его

Из книги Простаки за границей или Путь новых паломников автора Твен Марк

Pepperland Sea Of Time & Sea Of Holes Sea Of Monsters March Of The Meanies Pepperland Laid Waste ~ ~ ~ Пепперляндия Море времени и море дыр Море монстров Марш злодеев Отбросы Пепперляндии (George

Из книги Катастрофы в Черном море автора Шнюков Евгений Федорович

Глава XXI. Удивительные образцы искусства и архитектуры. - Как народ встречает паломников. - Дом Марии Магдалины. - Тивериада и ее обитатели. - Священное море Галилейское. - Море Галилейское ночью. Магдала не блещет красотой, - это истинно сирий­ское селение, иными

Из книги Долгота автора Собел Дава

Глава 1. ПРИРОДНЫЕ КАТАСТРОФЫ В ЧЕРНОМ И АЗОВСКОМ МОРЯХ Могущество природы… Оно проявляется в разных стихиях - движениях огромных масс воздуха и воды, землетрясениях, многих других явлениях природы. Все эти стихии в определенных условиях могут приводить к гибели судов и

Из книги Архипелаг приключений автора Медведев Иван Анатольевич

2. В море без времени Отправляющиеся на кораблях в море, производящие дела на больших водах видят дела Господа и чудеса Его в пучине. Псалом 107 - Мерзкая погода! - пробормотал адмирал сэр Клоудисли Шовелл. Его эскадра шла в густом тумане уже двенадцатый день. Он

Из книги Традиции русской народной свадьбы автора Соколова Алла Леонидовна

В море Жизнь и взаимоотношения моряков на корабле во время плавания сочетали в себе жесткую дисциплину и демократические начала.Задача капитана состояла в том, чтобы разработать план разбойничьей операции и успешно осуществить его. Проект выносился на собрание

Из книги В поисках энергии. Ресурсные войны, новые технологии и будущее энергетики автора Ергин Дэниел

Погодные явления Дождь или снег обещал новобрачным и прибавление в семействе, и богатую жизнь. Так как дождь приносит влагу и обеспечивает рост растениям, он считался предсказанием благополучия супружеской паре.На зимних свадьбах поезд дополнительно забрасывали

Из книги автора

Экстремальные погодные явления Как и сама погода, общественное мнение о климате переменчиво. Но летом 2010 г. в умах политиков и общественности традиционная грань между краткосрочными колебаниями погоды и долгосрочными климатическими тенденциями, которые формируются в

На Кубани в детском лагере «Азов» произошла страшная трагедия: утонули шестеро детей и воспитатель, один ребенок находится в больнице. Причиной трагедии стали сильные подводные течения на Ейской косе, где купались дети.

Трагедия произошла утром 7 июля. Группа из детского лагеря «Азов», расположенного на Косе Долгой неподалеку от станицы Должанская (Ейский полуостров), отправилась на катере на водную экскурсию по Азовскому морю. По предварительным данным, отдыхающих было около 70 человек, 63 детей в возрасте от 8 до 16 лет и семеро взрослых. Они плыли вдоль косы и высадились на одном из близлежащих ракушечных островков примерно в 10 км от Ейска, решив искупаться.

«Даже местные жители знают, что там купаться нельзя, — там очень сильное подводное течение, однако старшие группы, видимо, разрешили купание. Это и стало причиной трагедии», — сообщили в управлении МЧС по Краснодарскому краю.

По данным Южного регионального центра МЧС России, сигнал о ЧП поступил на пульт дежурного спасательного центра в Ейске в среду в 11.30. По словам очевидцев, группа детей пропала во время купания.

Все погибшие при купании дети — ученики московской школы № 1065.

Список погибших: Дарья Терская (12 лет), Егор Ущеренко (10 лет), Лидия Ануфриева (12 лет), Георгий Бай (10 лет), Светлана Дюмбетова (15 лет), Никита Братцев (8 лет), Виталий Морозов, 27 лет.

Стоит отметить, что тело восьмилетнего Никиты Братцева было найдено спасателями в 19.30 на месте, где купались дети. По данным МЧС РФ, в больнице находятся двое детей - 9-летний Ярослав Игнатьев и 15-летний Сергей Аверкин.

«Это остров, а не пляж, не место, где обычно купаются люди. Если бы это был необорудованный пляж на прибрежной полосе, там бы стояли таблички „купаться запрещено“. Но поскольку остров находится в море в 10 км от Ейска, таких табличек на нем никто не ставит. Это не традиционное место купания — туда можно доплыть только на лодке, а уж дети, тем более сами, туда случайно попасть не могут», — пояснил глава ГУ МЧС РФ региона.

Он подчеркнул, что море вокруг острова очень опасное, с сильными течениями и перепадами глубины. «Местные жители об этом знают. Но поскольку воспитатели приезжие, а катер был из Ростова-на-Дону, то, скорее всего, никто из взрослых об этом не знал».

Турецкие моряки сгорели, чтобы не попасть в украинский плен

Мыс Такиль - юго-восточная оконечность Керченского полуострова, географическая граница Азовского и Черного морей. Место удивительно красивое и одновременно криминальное. Здесь еще с украинских времен у самой кромки нейтральных вод идет незаконная перевалка морских грузов. Прямо в море с борта на борт перегружают зерно, уголь, горюче-смазочные материалы и прочий товар. Так обходят таможенные и санкционные запреты. Плюс круто экономят на портовой бункеровке.

Зачастую на траверзе Тактиля под «серую перевалку» выстраиваются целые ряды гражданских судов. Вечером 21 января южнее мыса со стороны Керчи вспыхнули два газовоза «Маэстро» и «Канди». Оба под флагом Танзании.

Есть такие «выгодные» флаги африканских, азиатских и островных стран, за которые судовладелец практически не платит. На самом деле, газовозы принадлежат коммерсантам из Турции. Экипажи смешанные - всего 16 турецких моряков и 15 граждан Индии. Россиян среди моряков нет.

К утру 22 января известно о 10 погибших и 12 спасенных, число пропавших без вести уточняется.

«Маэстро» пришел на керченскую перевалку, загрузившись в газовом терминале турецкого порта Мармара Эреглиси. «Канди» следовал из российского Темрюка в Ливан. Формально трагедия произошла в нейтральных водах Черного моря. Но по факту - гирло Керченского пролива, 16 миль от побережья Краснодарского края. «Там творится что-то жуткое», - сообщали очевидцы.

Погода в проливе стремительно ухудшалась. Штормовой ветер, температура морской воды понизилась до трех-четырех градусов. Стоявшие рядом суда зафиксировали громкий хлопок и вспышку на одном из «танзанийцев». Яростный пожар моментально перекинулся на второй борт. Пытаясь спастись, обожженные люди прыгали в ледяное море.

Абсурд, но у них одновременно обморожение и ожоги. Сами понимаете, какая вода зимой, - рассказывает глава крымского Центра медицины катастроф Сергей Олефиренко. Многие не успели одеть круги или жилеты, и тонули прямо на глазах спасателей. Вблизи горящих кораблей удалось поднять 12 человек живыми, все в тяжелом состоянии. В зоне бедствия действовал морской буксир «Спасатель Демидов» оборудованный вертолетной площадкой. Однако из-за шторма полеты были невозможны.

Перегружали наверняка СУГ - сжиженный углеводород газ, пропан-бутан. Далеко не новые танкера, при этом еще и низкая квалификация экипажа. Опытные не пошли бы, рискованно из-за тех же санкций. И случилось, что случилось, - крымские медиа цитируют экспертную оценку известного специалиста по морскому праву, главного редактора «Морского бюллетеня» Михаила Войтенко.

Судя по информации сайта Marinetraffic, «Маэстро» действительно принадлежит турецкой Milenyum Denizcilik Gemi. Компания в санкционном списке США за нарушение сирийского эмбарго. Последняя зафиксированная позиция - турецкий порт Зонгулдак. То есть, дальше шли с отключенной системой АИС. Именно так работают черноморские контрабандисты.

Нынешняя катастрофа подтвердила факт, известный практически всем морякам. В Керченском проливе продолжает действовать нелегальная якорная стоянка. Единственное оправдание - она вне зоны таможенного контроля.

Эта перевалка, конечно, нелегальная была, - подтвердил источник агентства «Крыминформ» - Вся легальная перевалка работает на рейде порта Кавказ, в режиме открытой границы. А эти суда находились за 12-мильной зоной, вне территориальных вод РФ. Там многие годы производится перевалка грузов и так далее. Например, бывает необходимость смешать разные виды грузов, которые нельзя смешивать на российской территории, для того, чтобы получить определенную консистенцию груза, чтобы она обладала определенными качествами и характеристиками, которые нужны. Это касается нефтепродуктов, газа и тому подобного…

Пресс-служба Росморречфлота заявила, что горящие танкеры не нанесли ущерба экологии Черного моря. Следственный комитет уже возбудил уголовное дело по факту гибели моряков в Черном море. Проводится ли расследование по «серой стоянке» у мыса Тактиль, до сих пор неизвестно. Злые языки утверждают, что перевалка в Керченском проливе стала составным звеном т.н. «сирийского экспресса».

Выживших доставляют в медицинские учреждения Керчи. Турецкие моряки дали первые показания. По их словам, экипажи имели строгое указание делать все, чтобы не попасться в руки Военно-морских сил соседней Украины. Якобы. Именно ради этого они пошли на крайне рисковую перевалку газа в открытом море.

Опасность самостийного плена для таких «танзанийцев» вполне реальна. Например, 1 января украинские военные открыли артиллерийский огонь и задержали судно под флагом Танзании. В новогодней спецоперации на траверзе поселка Курортное Одесской области участвовал ракетный катер «Прилуки» - одна их самых мощных боевых единиц ВМСУ.

Еще один характерный факт. В минувшем году украинскими пограничниками был под угрозой оружия задержан еще один танзанийский сухогруз Sky Moon. Капитана судна, заходившего в Крым, признали на Украине виновным в нарушении правил пересечения государственной границы. Sky Moon перевозил в Турцию и Молдову металлолом, семена льна, кальцинированную и техническую соду. Захваченный сухогруз хозяевам не отдали и сейчас используют как вспомогательное судно ВМСУ.

Нынешнюю трагедию в Керченском проливе сравнивают с ужасной катастрофой поздней осени 2007-го. Тогда штормовой пролив стал настоящей ловушкой для танкеров и сухогрузов. Волны высотой 6 метров и ветер скоростью 35 метра в секунду уничтожали один корабль судно за другим. Первым в 4.55 утра разломился надвое танкер «Волганефть-139». Из него в море вылилось 2 тысячи тонн солярки. Следом погиб сухогруз «Нахичевань» с 2 тысячами тонн серы. В 10.25 канул в волнах «Вольногорск» с грузом 2436 тонн серы. Из 11 человек экипажа удалось спасти шестерых. Сорвало с якоря и унесло к косе Тузла баржу «Деметра» с 3 тысячами тонн мазута. Чуть позже начальник порта Новороссийск Владимир Ерыгин заявил, что рядом сели на мель суда под грузинским и турецким флагами.

Несколько лет подряд керченскую акваторию и брега Тамани пришлось очищать от разлившегося мазута. Погибли десятки тысяч морских птиц, рыба, дельфины. Последствия экологического бедствия десятилетней давности ощущаются до сих пор…