Главная · На заметку · Объяснить пословицу язык мой враг мой. Большая христианская библиотека

Объяснить пословицу язык мой враг мой. Большая христианская библиотека

Все, наверняка, слышали выражение Язык мой - враг мой . И это правда. Иногда нам случается говорить такое, о чем впоследствии мы горько жалеем. Мы злимся на собственный язык и думаем, как бы его обуздать. В серии занятий "Язык мой…" мы поговорим о том, как перестать воевать с собственным языком, как превратить его в своего самого лучшего друга, как находить общий язык с разными людьми независимо от пола и темперамента.

"Слово, сказанное от сердца, попадает прямо в сердце".

Занятие 1. Как подружиться с собственным языком.

Сегодня мы разберемся с природой языка. Для начала вспомним чеховского "Хамелеона". Обстоятельства достаточно курьезны - некая собака укусила мастерового за палец (он ткнул ей горящей сигаркой в нос), и они не меняются, меняется ситуативная окраска обстоятельств (собака может быть либо непонятно чьей, либо генеральской). Ну и как тут быть бедному полицейскому надзирателю Очумелову?

Гм!.. Хорошо... - говорит Очумелов строго, кашляя и шевеля бровями. - Хорошо... Чья собака? Я этого так не оставлю. Я покажу вам, как собак распускать! Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям! Как оштрафую его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот! Я ему покажу кузькину мать!.. Елдырин, - обращается надзиратель к городовому, - узнай, чья это собака, и составляй протокол! А собаку истребить надо. Не медля! Она наверное бешеная... Чья это собака, спрашиваю?

Это, кажись, генерала Жигалова! - говорит кто-то из толпы.

Генерала Жигалова? Гм!.. Сними-ка, Елдырин, с меня пальто... Ужас, как жарко! Должно полагать, перед дождем... Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить? - обращается Очумелов к Хрюкину. - Нешто она достанет до пальца? Она маленькая, а ты ведь вон какой здоровила! Ты, должно быть, расковырял палец гвоздиком, а потом и пришла в твою голову идея, чтоб сорвать. Ты ведь... известный народ! Знаю вас, чертей!

Язык мой - враг мой! Прав, ох, как прав был Мартин Лютер, когда сказал: "Чтобы узнать, какие плоды на дереве, его нужно потрясти". В минуты потрясений язык - особенно четкий барометр. Стоп-стоп-стоп!!! С этого места поподробнее... Какой барометр, о чем мы вообще говорим?

ОК. Давайте по порядку.

Итак, принцип действия языка. Лучше и подробнее всего он описан в Послании Апостола Иакова. Я не буду приводить библейский текст полностью - каждый может открыть Библию и прочесть его (Иак. 3:1-12). Но советую обратить пристальное внимание на восьмой стих: "а язык никто из людей укротить не может: это - неудержимое зло". Вот это да! Да это же отличная новость! Поскольку, это занятие невозможное (Иаков дважды говорит об этом), следовательно, стоит перестать заниматься бесполезным делом, ибо повторение одних и тех же действий с надеждой на другой результат - признак безумия. Вздохните глубоко и чувствуйте себя хорошо - с языком бороться не нужно! По причине неуместности действий.

Иаков в качестве иллюстраций приводит в пример лошадей и корабли, но мы не станем разбирать эти примеры, потому что большинство слабо представляет себе управление кораблями и конями. Поэтому переведем все на более современные рельсы. КАМАЗ! Отличный пример! Современный Иаков сказал бы так: "КАМАЗ - о-о-очень тяжелая машина, ее невозможно остановить или пытаться удержать. Но КАМАЗ не самостоятелен! Его поведение на дорогах зависит от водителя. Если водитель нормален, трезв и добропорядочен - все отлично, КАМАЗ никому не причинит вреда, но если за рулем пьяный маньяк... Все ховайтесь!".

Золотые слова! И почему никто не читает их буквально, так же как и другие слова того же Иакова: "течет ли из одного источника сладкая и горькая вода?"

Разберемся с источниками. Во-первых, что такое источник. Как геолог, я бы сказала, что это естественный выход на земную поверхность подземных вод. Т.е., то, что находится внутри под давлением, выливается наружу , как только найдет подходящее отверстие. Или подходящий повод.

Другими словами, пытаясь обуздать язык - мы, как бы, пытаемся заткнуть отверстие в земной коре. Смысл? То, что внутри под давлением, найдет себе другой повод выйти наружу. Следовательно, имеет смысл обратить внимание на то, что под давлением. Сладкая или горькая вода?

Вопрос, таким образом, упирается в то, чтобы заменить внутреннее содержимое или состояние, как вам удобнее. А язык? А язык не враг, он всего лишь озвучка того, что внутри.

Все просто - не боритесь с языком, лучше займитесь своими мозгами, своим мировосприятием, своими отношениями с Богом, наконец.

Ведь слова вторичны по отношению к мыслям. А сам человек есть то, что есть его мысли. И все наши неудачи и несчастья - это, ни что иное, как сигнал о том, что мы находимся в дисгармонии с окружающим миром, а причина этому - негативные или просто бесполезные мысли, блуждающие в нашем сознании . И если мы хотим изменить свою жизнь в лучшую сторону, то нам надо сначала изменить своё мышление. Изменив мышление, мы изменим себя, а как следствие - окружающий нас мир .

Что нужно делать? Послушать мудрых людей:

  1. Апостол Павел "Наконец, братья мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что любезно, что достославно, о том помышляйте"
  2. Моисей "Берегись, чтобы не вошла в сердце твоё беззаконная мысль"
  3. Йоги Остерегайтесь невоздержанности в мыслях. За мыслями своими следите строго. Отвергнув все дурное в мыслях, стремитесь чистой мыслью к совершенству"
  4. Не знаю, кто, но очень правильно подтвердил: Следите за своими мыслями, они становятся вашими словами. Следите за своими словами, они переходят в . Следите за своими привычками, они формируют ваш характер. Следите за своим характером, ибо он определяет вашу судьбу"
  5. Марк Аврелий "Наша жизнь такова, какой ее делают наши мысли"

Как это можно воплотить на практике?

«Каковы мысли в душе его, таков и он» (ц. Соломон).

Наши уста являются выражением наших мыслей. На основе рассуждений человека основана лингвистическая психотерапия, в Крыму разрабатываемая Калиной Н. Ф. В ТНУ им. Вернадского.

Через речь и рассуждения субъекта возможно выявить психологическую проблему этой личности и помочь ей.

В психологии существует оригинальный способ успешного решения промышленных, административных и других задач – «мозговой штурм». Собирается группа людей и каждый участник высказывает всё, что приходит ему на ум и иногда не кажется относящимся к проблеме. Все идеи тщательно записываются и критически оцениваются другой группой людей. По окончании «мозгового штурма» выбирается наилучшее предложение для решения задачи.

Наш язык говорит о том, кто мы. Наши слова выражают суть нашего естества. «От избытка сердца говорят уста» : учит Господь в Евангелие от Матфея.

При помощи языка мы общаемся, передаём свои мысли, чувства, информацию.

Наши уста, язык имеют многофункциональное предназначение.

Язык – враг.

Мудрый царь Соломон в своих притчах написал: «Язык мудрых врачует». Мы все хорошо помним, когда мы были маленькими и у нас возникали проблемы, нам было плохо, как сразу становилось легче, когда кто-то из родителей говорил нам слова утешения. Казалось бы, только простые слова, а какое облегчение приносят в моменты скорби и печали в нашу жизнь. «Как хорошо слово вовремя» , - подтверждает царь Соломон.

В. Франкл, представитель гуманистической психологии, создал метод логотерапии, то есть терапии при помощи слова.

Этот принцип широко используют психологи, психотерапевты, священники, а так же различные шарлатаны и псевдоцелители для обмана доверчивых людей.

При помощи языка мы можем обуздывать своё тело и достигать совершенства. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и всё тело. Наш язык управляет нашей жизнью. «Корабли, как ни велики они и как ни сильными ветраминосятся, небольшим рулём направляются, куда хочет кормчий; так и язык – небольшой член, но много делает» (Послание Иакова 3:5)

Язык – руль нашей жизни. Все сказанные нами слова имеют силу материализоваться, а также обладают творческим потенциалом. В начале всего была мысль, идея, слово, а потом материя, воплощение слова в жизнь. Так Бог создавал и творил землю по Слову Своему.

В начале было Слово, и Слово было у Бога и Слово было Бог. Оно было вначале у Бога. Всё через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.

Наши слова также творят и управляют нами, нашим телом и разумом.

То, что мы имеем сегодня в нашей жизни, мы говорили вчера. То, что исповедуем сегодня – будем иметь завтра.

Частично можно назвать это также приёмом внушения. Используя позитивные слова веры (то, что о нас говорит Бог в Святом Писании), наполненные обетованиями жизни, мы будем «плыть» в этом направлении, наполняться здоровьем, верой, оптимизмом, получать исцеление духа, души и тела, разума, эмоций, физических недугов.

Наши внутренности наполняются тем, что произносят наши уста.

От плода уст человека наполняется чрево его; произведением уст своих он насыщается.

«Кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, удерживай язык свой от зла и от лукавых речей», - пишет мудрый Соломон.

Не зная разрушительной силы действия языка, мы часто попадаем в беду.

Язык – огонь.

Если вспомнить, что является началом всякой ссоры, разрушения отношений, то мы обнаружим, что это сказанные нами слова.

Подобно подбрасыванию дров для разжигания костра, наши слова разжигают ссору. Огонь сжигает всё живое на своём пути, также и наши слова, язык, за одно мгновение может уничтожить и разрушить всё доброе и хорошее, что строилось годами, принести жизнь или смерть. Смерть и жизнь – во власти языка.

Наши слова либо помогают нам строить и созидать свою жизнь, либо разрушают.

Поэтому, прежде, чем что-либо сказать, надо хорошо подумать, а не наоборот: сказать, а потом думать.

Очень часто бывает полезно просто промолчать. «Молчание - золото», гласит народная мудрость. Кто хранит уста свои, тот хранит душу свою и язык свой от бед. Наши уста могут уберечь нас от различных бед и неприятностей.

Уста глупых изрыгают глупость, уста мудрых охраняют их.

Язык – средство осквернения.

Своим языком человек может сам себя осквернить, произнося грубые, скверные, матерные слова, а также распространяя сплетни.

Господь Иисус в Евангелие от Матфея нас учит: «Не то, что входит в уста оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека»

Оскорбляя или обзывая какого-либо человека, мы оскверняем не его, а себя. Всё, что мы желаем и говорим в адрес других людей, обязательно придёт в нашу жизнь по закону сеяния и жатвы.

Язык – враг.

Неприличная брань в простонародье называемая мат, имеет культовую функцию. В древнерусских рукописях мат рассматривался как черта бесовского поведения. Мат напрямую связан с нечистой силой, произнося матерные слова, человек притягивает в свою жизнь проклятия, которые распространяются на его детей, его род.

Со сквернословием связано одно интересное наблюдение.

В тех странах, в национальных культурах которых отсутствуют ругательства, указывающие на детородные органы, не обнаружены заболевания ДЦП и Дауна. Когда человек ругается, матерится, кричит – он выбрасывает отрицательную энергию. Упоминая в своих словах детородные органы, эта отрицательная энергия направляется на них. Поэтому матершинники рано становятся импотентами, а также страдают урологическими заболеваниями.

Все произносимые нами слова влияют не только на всю нашу жизнь, но также мы будем держать ответ перед Господом за каждое сказанное нами слово в день суда, после нашей смерти.

Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда. Ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься.

Язык – друг

Все мы с вами много согрешаем и делами и словами, как бы мы не старались не грешить. И оправдаться перед Богом, избежать суда мы сможем только через принятие Иисуса Христа Господом и Спасителем и Его искупительной жертвы на голгофском кресте за всех нас.

От решения нашего сердца и произнесённых слов молитвы покаяния зависит, где окажемся мы с вами в вечности: с Богом на небесах или с чёртом в аду.

Ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мёртвых, то спасёшься.

Отец Небесный, я верю, что Иисус Христос был распят за мои грехи на голгофском кресте и воскрес из мёртвых. Я признаю себя грешником и раскаиваюсь во всех совершённых мною грехах. Я принимаю Иисуса Христа моим Господом и Спасителем и прошу: прости меня, Господь! Приди Духом Святым в мою жизнь, исцели все мои немощи и болезни. Я верю, что в ранах твоих я уже исцелён. Помоги мне наблюдать за путями моими, не согрешать языком. Помоги мне принять Твою Любовь и пребывать в страхе Господнем во все дни жизни моей.

Час общения: Язык мой: враг или друг?

Цель: показать, какую роль играет владение культурной речью в облике современного человека в целом и профессионала в частности.

Оборудование: плакаты с пословицами и высказываниями о языке, DVD -плейер, диск с фильмами «12 стульев», «Джентльмены удачи», ноутбук, интерактивная доска.

Ход часа общения

Воспитатель: Дорогие друзья! Тема нашего разговора сегодня «Язык мой: враг или друг». Мы

поговорим о том, какое значение имеет речь в жизни человека. У каждого из нас в течение дня происходят десятки встреч с разными людьми – в училище, на улице, в библиотеке, в спортзале, в магазине. И я думаю, что всякий раз ваше настроение, самочувствие, работоспособность зависят от того, приветливы ли были с вами окружающие вас люди, проявили они доброжелательность или были раздражены и грубы? Мы живем среди людей, и наши слова, жесты и поступки тем или иным образом влияют на окружающих. И прежде всего это относится к нашей речи, к нашему языку. Язык возвышает человека над миром всего живого. Вы наверное согласитесь, что жизнь людей немыслима без языка, без речи. Язык – это средство общения между людьми, способ обмена информацией. Владение языком ценится в обществе очень высоко. Эта способность является частью общей культуры человека. Нередко мы судим о людях по тому, что и как они говорят, какими собеседниками являются, как доносят до окружающих свои мысли. Правильным языком можно укрепить человека в вере и надежде, поддержать в трудную минуту, направить к серьезным жизненным достижениям, но можно и,наоборот, внести в его душу неуверенность, привести к беде.

А сейчас послушайте вот такую притчу.

(Демонстрация слайда с портретом Эзопа)

В Древней Греции жил знаменитый баснописец Эзоп, который был рабом у философа Ксанфа. Однажды Ксанф пригласил гостей и попросил Эзопа приготовить на обед лучшее кушанье. Эзоп отправился на базар, купил языки и сделал из них три блюда. Гости очень удивились и стали спрашивать, почему Эзоп считает лучшим на свете блюдом какие-то языки. На это Эзоп отвечал: «Ты велел, Ксанф, купить самое лучшее. А что на свете может быть лучше языка? С помощью языка люди объясняются друг с другом, получают знания, приветствуют друг друга, мирятся, объясняются в любви». Такое рассуждение понравилось Ксанфу и его гостям.

В следующий раз, чтобы испытать Эзопа, Ксанф приказал приготовить блюдо из самого плохого, что есть на свете. Эзоп оправился на базар и купил… языки. Все опять удивились. Тогда Эзоп начал объяснять: «Ты велел мне сыскать самое плохое, а что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и обманывают друг друга, хитрят, ссорятся. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и целые государства. Может ли быть что-нибудь хуже языка?». Словом, этот ответ заставил Ксанфа и его гостей задуматься над мудрыми словами Эзопа.

Воспитатель: В самом деле, не зря ведь существует поговорка: «Словом можно убить. Словом можно спасти. Словом можно народ за собой повести».

Как быстро словом можно ранить

Как быстро словом можно ранить,
Еще быстрее им убить.
Но тяжелее все исправить,
И невозможно все забыть.
Как острым лезвием по венам.
Скользнет неосторожное словцо.
Как раны свежие на теле.
Затянутся потом рубцом.
Сделать мир добрее очень важно,
Относитесь бережно к словам.
Чтобы в человеке каждом.
Было милосердия 100 грамм.

Дина Беспутина

Воспитатель: Вот какое большое значение имеют слова в нашей жизни. А теперь представьте, что к вам на улице подходит хорошо одетый симпатичный мужчина с портфелем, в галстуке и говорит: «Эй, чувак, где здесь бабло поменять можно?». Конечно, вы поймете его речь, но, не сомневаюсь, что ваше впечатление о его культуре изменятся. Вот и получается, что о культуре человека мы можем судить не только по его внешнему виду, а по тому, как он говорит, какие слова употребляет.

Древний поэт Саади сказал так:

Умен ты или глуп,

Велик ты или мал,

Не знаем мы,

Пока ты слова не сказал.

Таким образом, мы с вами поняли, что каждому человеку очень важно говорить правильно, употребляя культурные слова. Однако значение правильной речи состоит не только в том, чтобы подчеркнуть культуру человека, а в том, чтобы помочь людям понимать друг друга. А теперь давайте обратимся к речи современного подростка

Сценка

Лифт под­нимается вверх. В кабине – пожилая женщина и подросток.

Женщина задает подростку вопрос:

Как дела?

У, дела моща. Ща один фитиль такое сморозил. Подкатывается к шкету. Дай, говорит, велик погонять! Сел и почесал. А тут училка. А он давай выпендриваться. Варежку разинул. Да как дерябнется. Сам с фингалом. Училка чуть не с катушек, а велик гикнулся. Во ржачка! Клево, да?

А что, там лошадь была? – спрашивает женщина.

Какая лошадь? – недоумевает подросток.

У женщины нарастает потребность разо­браться, понять и переработать «поток инфор­мации».

Ну-ка, давай все сначала, – то, предлагает она.

Ну давайте. И чего Вы не поняли?! Значит, один фитиль...

Без свечки?

Без.

А что же это за фитиль?

Ну, парень один, длинный, подкатил к шкету...

Он на чем подкатил, на велосипеде?

Да нет, велосипед у шкета был.

У какого шкета?

Ну, шибздик один. Вы его знаете, ходит здесь, вот с таким шнобелем.

С кем, с кем?

Да не с кем, а с чем. Нос у него в виде шнобеля. Ну вот, говорит, дай велик погонять. Сел и почесал.

У него что, чесалось что-нибудь?

Да нет, попилил он.

Ну и как, распилил?

Что распилил?

Ну, велик?

Чем?

Ну, этим самым, шнобелем.

- Да нет, шнобель у шкета был. А у фитиля фингал, ему бзик в голову ударил, он и стал кочевряжиться. Варежку-то разинул, вот и дерябнулся.

А почему варежка, он что, зимой дерябнулся?

Да не было там никакой зимы, там училка была.

Учительница, ты хочешь сказать?

Ну да, с фингалом, то есть с великом, нет, с катушками. Но самая-то укатка, что велик гикнулся.

Как гикнулся?

А так – накрылся. На мелкие кусочки. Теперь понятно?

Понятно! – ответила собеседница.

Воспитатель: Итак, вы услышали, что женщина не могла понять то, о чем говорил подросток. Как вы думаете, почему?

Ответы воспитанников: «Он употреблял жаргонные слова».

Воспитатель: Как вы думаете, почему такие слова преобладали в речи подростка? Да, это сленг, жаргонизмы. Они очень сильно засоряют нашу речь. Зачастую подростки только с их помощью и могут выражать свои мысли, и окружающие их не всегда понимают. Хорошо ли это?

Не напоминает ли это вам Эллочку-Людоедку? Вспомним фрагмент из фильма «12 стульев». (Демонстрация видеофрагмента)

Можем ли мы называть эту даму культурной? Может ли общение с ней быть интересным? Человек, который использует мало слов, напоминает нам неразвитых древних людей из племени Мумбо-Юмбо, которые знали только 300 слов.

Так почему подростки и молодые люди зачастую не хотят сделать свою речь красивой, выразительной без всякого словесного мусора?

Ответы воспитанников

Воспитатель: Может быть, изобретая свой язык, вы хотите отличаться от нас, взрослых?

Может быть, у вас маленький словарный запас? Вы не знаете значения произносимых вами слов? Или вы часто бываете агрессивны и злы по отношению к вашим товарищам?

По-видимому, по всем этим причинам ваша речь не всегда такая, какой она должна быть у культурного человека, у человека с чувством собственного достоинства, то есть уважающего себя и окружающих его людей.

Особо это относится к общению юношей и девушек. Странно бывает слышать диалог юноши и девушки, которые употребляют грубые и, что самое плохое, нецензурные слова, или, как их называют ученые, «ненормативную лексику».

Послушайте же балладу о Прекрасной Даме и постарайтесь ответить на вопрос, есть ли сейчас настоящие Рыцари и Прекрасные Дамы. И если их осталось мало, то почему?

Баллада о Прекрасной Даме

Богу неведомо, людям незнамо,

Где пропадает Прекрасная Дама,

И неизвестно, что делает с ней

Этот похитивший даму злодей.

Где же тот верный и преданный рыцарь,

Что к этой даме на помощь стремится,

Воду топча, презирая огонь,

Где его добрый и преданный конь.

Где ж, наконец, и копье боевое,

Вечно готовое к правому бою,

Доблесть мужская и женская честь,

Я призываю вас именно здесь.

Но не является рыцарь тот смелый,

Конь ускакал, и копье заржавело,

Да и Прекрасная Дама не там,

Где ее видеть хотелось бы вам.

И ничего не случилось с нею,

Просто она загуляла у Змея,

Непутевая дочь, да поможет ей Бог,

Кончится ночь, и взойдет на порог.

Евгений Бачурин

Вспомним, кто встречается нам среди окружающих нас людей. К сожалению, среди них мы видим не только культурных и вежливых, а также бомжей, тунеядцев, алкоголиков. Можем ли мы их назвать Рыцарями?

А ведь Рыцарь – это человек чести, слова, верный, чистый, бескорыстный, справедливый.

Чем меньше среди нас Рыцарей, тем меньше Прекрасных Дам, так как “даме” не надо стараться быть лучше, чтобы понравиться “рыцарю”…

И вот сейчас необходимо обсудить вопрос о чрезмерном употреблении жаргонных слов и недопустимости нецензурной брани, которую можно, к сожалению, услышать из ваших уст!

Какие вы предлагаете способы борьбы со словесным мусором и ненормативной лексикой?

Работа по карточкам. Обсуждение ответов воспитанников.

Какие Вы предлагаете способы борьбы с ненормативной лексикой (подчеркните)

    каждому самому следить за своей речью;

    принять закон, запрещающий сквернословить, а нарушителей не только штрафовать и подвергать аресту, но и наказывать телесно (порка);

    прививать культуру речи разными способами (чтение книг, искусство, СМИ…);

    выплачивать премию и повышать зарплату тем, кто не сквернословит;

    не общаться с людьми, употребляющими ненормативную лексику, сделав их изгоями;

    не обращать внимание на сквернословие;

    никак не бороться, так как это бесполезно;

Ваши предложения _______________________________________

Воспитатель: Почему же мы затронули эту тему, привлекли вас к её обсуждению. В будущем вы – штукатуры-маляры и в процессе вашей работы вы должны будете общаться с заказчиком, с коллегами по работе при совместном выполнении производственного заказа, уметь договариваться. От вас потребуется знание многих профессиональных терминов, а также простых обиходных слов. Насколько вы к этому готовы?

Выполнение практических заданий:

    Произнесите правильно: алфави т, докуме нт, кварта л, краси вее, догово р, ку хонный.

    Употребите слова правильно: кто крайний – кто последний; мороженка – мороженое; пирожки с повидлой – пирожки с повидлом;

    Назовите во множественном числе в родительном падеже:

блюдце – блюдец

дело – дел

место – мест

сапоги – сапог

полотенце – полотенец

яблоко – яблок

апельсин – апельсинов

кочерга – кочерёг

баржа – барж

туфля – туфель

Анализ ответов воспитанников.

Воспитатель: Ребята, вам необходимо пополнять свой словарный запас, читать больше книг, чтобы в дальнейшем успешно взаимодействовать с коллегами по работе. На этом наше занятие закончено. Я благодарю всех участников за работу. До новых встреч!

Список литературы

    Говорите правильно Эстетика речи: книга для учащихся / Е.В. Язовицкий. – Л. Просвещение, 1969.- 304 с.

    Мы живем среди людей: Кодекс поведения / авт.-сост. И.В. Дубровина. – М.: Политиздат, 1989. – 383 с.

    Энциклопедия этикета / сост. Н.Л. Рукавчук. – СПб: Мим- ЭКСПЕСС, 1996. – 352 с.

Язык мой - враг мой

Язык мой - враг мой
Выражение известно с древнейших времен. Встречается, в частности, у римского сатирика Ювенала (Децим Юний Ювенал, ок. 60 - ок. 127): «Язык глупого - гибель для него».

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Язык мой - враг мой" в других словарях:

    - (наперед ума лепечет). См. ЧЕЛОВЕК Язык мой враг мой. Свой язычок первый супостат. См. ЯЗЫК РЕЧЬ …

    Mein liebster Feind Klaus Kinski … Википедия

    Язык мой враг мой: прежде ума (наперед ума) глаголет. См. ЯЗЫК РЕЧЬ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    Язык мой враг мой: прежде ума рыщет, беды ищет. См. ЯЗЫК РЕЧЬ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    Кабы не сойка да не свой язычок (так бы я не погибла). Ср. Если и напредки тебе... языком побаловать захочется, так ты вспомни пословицу: язык мой враг мой, и вспомнивши плюнь. Салтыков. Невинные рассказы. 9, 2. Ср. Она... такую подняла историю,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Языкъ мой врагъ мой: прежде ума глаголетъ: Кабы не сойка да не свой язычекъ (такъ бы и не погибла). Ср. Если и напредки тебѣ... языкомъ побаловать захочется, такъ ты вспомни пословицу: языкъ мой врагъ мой, и вспомнивши плюнь. Салтыковъ. Невинные… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Языка (языка книжн. устар., только в 3, 4, 7 и 8 знач.), м. 1. Орган в полости рта в виде подвижного мягкого выроста, являющийся органом вкуса, а у человека способствующий также образованию звуков речи. Коровий язык. Больно прикусить язык. Лизать … Толковый словарь Ушакова

    Толковый словарь Даля

    ВРАГ, вражек муж. враговина, враговина жен. овраг, овражек; вершина курск., орл. глубокая водороина. Сивцев вражек, местность в Москве. Вражистый, овражистый. II. ВРАГ муж. врагуша жен. или ворог и ворогуша; ·умалит. вражек, вражко, вражишка;… … Толковый словарь Даля

    ВРАГ, врага, муж. 1. (как о мужчине, так и о женщине). Человек, борющийся за иные, противоположные интересы, противник. Классовый враг. Идейный враг. || Недоброжелатель, человек, стремящийся причинить вред. После этой ссоры мы стали врагами на… … Толковый словарь Ушакова

Книги

  • Язык мой враг мой , Валянский С.И.. В 60-х годах прошлого века правители США поставили задачу контролировать американских граждан, не прибегая к силовому насилию. Разработанные ими механизмы и принципы стали распространяться по…

Оглавление [Показать]

Язык мой - враг мой (прежде ума глаголет)

ЯЗЫК МОЙ - ВРАГ МОЙ (ПРЕЖДЕ УМА ГЛАГОЛЕТ). О несдержанности в высказываниях у в выражениях, о привычке говорить лишнее во вред себе. Однако ж нам пора. Ведь я рассказ Готовил,- а шучу довольно крупно И ждать напрасно заставляю вас. Язык мой враг мой: все ему доступно. Он обо всем болтать себе привык! Пушкин, Домик в Коломне (из ранних редакций). Хоть мне и не хотелось с ней ссориться, ну да что делать? язык мой - враг мой. Островский, Старый друг лучше новых двух.- Ну, вот уж и «шпионитИ Какие у вас, право, глупые слова всегда наготове… Вот от этого-то мне и неудивительно, что вы часто за них попадаетесь… язык мой - враг мой. Лесков, Смех и горе.- Какая голова у вас, Виталий Кузьмич! Ах, какая голова!.. Если бы к этой голове да другой язык,- цены бы вам не было…- Так, змий-искуситель, так! Язык мой - враг мой. Мамин-Сибиряк, Горное гнездо. Скудость языка - первый признак равнодушия писателя и к народу, и к стране, сколько бы этот писатель ни бил себя в грудь и ни произносил громких слов. В этом случае старинное выражение: «Язык мой - враг мой» получает новое и острое содержание. Паустовский, Большие надежды.
- Вы мне когда-то говорили, что он племянницу обобрал, в казне воровал..- Помолчи, помолчи об этом,- торопливо отозвалась бабушка,- помни правило: «Язык мой - враг мой, прежде ума моего родился!» Гончаров, Обрыв.
- Симони: Языкъ мой -врагъ мой, прежде ума моего рыщет; Снегирев: Я з ы к враг, прежде ума глаголет; Язык наш враг наш; Даль: Язык мой враг мой: прежде ума г л а г о л ет; Михельсон: Я з ы к мой - враг мой: прежде ума глаголет; Рыбникова: Язык мой - враг мой.

29 апреля в Академическом лицее были подведены итоги конкурса эссе среди 6 классов «Язык – мой друг, мой враг – язык», который прошел в рамках недели русского языка и литературы. Свои рассуждения младшие лицеисты готовили под руководством опытнейших педагогов Ю.Г. Поляковой и Д.З. Сулеймановой. Места распределились следующим образом. Обучающиеся Юлии Григорьевны Поляковой: Гран-при — Коновалова Яна, 6Б, 1 место — Реунова Валерия, 6Б, 2 место — Музафарова Ксения и Жданова Ксения, 6Б, 3 место — Антипина Ева и Исакова Алена, 6Б. Обучающиеся Диляры Закировны Сулеймановой: 1 место – Кривоносова Дарья, 6В, 2 место– Осмирко Ульяна, 6В, Ларина Дарья, 6В, Болотная Ирина, 6А,3 место – Меркулов Андрей, 6А, Чевычелов Максим, 6А, Ханина Виктория, 6А, Радченко Юлия, 6А. Поздравляем ребят с прекрасными работами. А всем вам предлагаем ознакомиться со спорной, противоречивой и интересной темой «Язык и Я» в исполнении победителей. Начнем с обладательницы Гран-при – Яны Коноваловой.

Каждый человек хоть раз задумывался о значении языка. Не в физическом плане, а в интеллектуальном. Какое значение имеет язык (речь) в нашей жизни? Как он нам помогает? Как мешает? Все эти вопросы посещали нас, наших предков и будут посещать наших потомков, заставляя их размышлять.

Есть много народных пословиц типа: «Враг мой – язык мой», «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь», «Словом можно убить, а можно воскресить». Думаешь, ну зачем, зачем так много пословиц с одинаковым, синонимичным смыслом? А затем, что язык занимает большое место в нашей жизни. Что мы без языка? Что без языка Россия? Правильно, ничего. Не будет языка, не будет стихотворений, рассказов, былин. Не будет истории. Не будет прошлого. А без прошлого не будет будущего.

Почему говорят, что языком можно убить? Это ведь не пистолет, не нож. Им ведь нельзя ранить. Нельзя ранить физически, но можно ранить морально. Можно одним предложением и даже одним словом убить весь наш внутренний мир, убить нас. После такого удара редко кто отходит. Многие остаются бездушной оболочкой, не живущей, а существующей. Нет смысла жить, нет того, ради чего жить.

Но словом можно и воскресить. Одним словом, одной фразой можно воскресить все рухнувшие мечты, все умершие надежды, все перечеркнутые планы. Воскресить желание жить, воскресить желание мечтать, воскресить желание верить.

Так ли прост язык, как кажется на первый взгляд? Не думаю. Это огромный айсберг, у которого видна только верхушка, но если присмотреться, если порассуждать, можно найти огромную пищу для размышлений, мыслей и ответов на вопросы, на которые нельзя ответить.

Словом можно убить, а можно воскресить. Как им пользоваться, решать только вам!

Коновалова Яна, 6Б класс

С ранних лет ребенок начинает учиться говорить, ведь владение языком — поистине волшебное умение. Язык для любого человека — то, без чего он ни в коем случае не может обойтись ни в какой ситуации. Что же язык значит для меня?

Но ведь в любом случае есть как положительные, так и отрицательные моменты. Не всегда мы выражаемся чисто, вежливо и правильно. Например, человек может иметь дефекты речи, неправильно строить предложения, за счет чего у него не получится корректно объясниться, люди просто не смогут его верно понимать, а возможно, перестанут общаться. В силу эмоций человек может сказать что-то грубое в адрес собеседника, задеть его чувства и поссориться, а ведь слово не воробей, вылетит — не поймаешь.

Так кем же язык является для меня — другом или врагом? На самом деле, в определенных моментах мы скажем по-разному, однако я придерживаюсь мнения, что язык – это уникальное явление. Ведь разве не великолепно то, что мы умеем говорить?

Реунова Валерия, 6Б класс

Задумываемся ли мы о том, зачем человеку язык? С помощью языка мы можем вознести человека на небеса или же убить его. Ведь всего несколько слов могут нанести глубокую моральную рану или согреть человеку душу.

Давайте представим Олю и Лизу. Эти девочки – лучшие подруги. Все жизненные препятствия они проходили вместе, никогда не бросали друг друга и просто жили не разлей вода. И вот однажды, выходя из школы, Оля услышала, как Лиза с кем-то обсуждала её на улице. Безусловно, Оле было обидно, ведь Лиза плохо и жестоко поступила с ней. В будущем, возможно, Оле будет очень трудно кому-либо довериться или завести новых знакомых.

Зачастую мы не задумываемся о последствиях. Часто сначала скажем, а потом только подумаем о сказанном. И почти всегда это заканчивается плачевно для нас. Или же мы можем представить совсем другую ситуацию. Сейчас главные герои – это Лёня и его мама. У Лёни проблемы со здоровьем – мальчик не может ходить. Но его мама не сдаётся, она борется и верит, что всё будет хорошо. И в один прекрасный день доктор Лёни сказал его маме, что им все-таки удалось собрать нужную сумму денег на операцию, и её сын сможет встать на ноги. Вроде бы ничего особенного, всего каких-то четыре слова: «Ваш сын будет ходить», но для Лёниной мамы это счастье.

Наш язык – вещь необыкновенная. С помощью него мы можем сказать такие слова, которые будут самыми желанными, или же те, что приведут к ужасным последствиям. Поэтому нам всем нужно научиться контролировать свой язык, и он всегда будет нам другом.

Осмирко Ульяна, 6В класс

Язык — это совокупность звуков, каждый из которых имеет определенное значение. Язык играет важную роль во взаимодействии и общении. Благодаря ему мы можем выражать свои мысли, чувства в речевой форме.

С раннего возраста нас учат владеть языком. Первые слова получаются нелепые, невнятные и даже забавные. Существует такая пословица: «Язык до Киева доведет». И правда, чтобы облегчить себе жизнь, нужно просто владеть языком. При владении языком мы можем с легкостью построить отношения, устроиться на работу, влиться в коллектив, попросить помощи или совета у других. В таких ситуациях язык будет являться другом.

Но есть и другие свойства и стороны языка. Любые грубые слова могут нанести сильный удар при общении с человеком, ранить его чувства. Мы очень часто говорим то, о чём впоследствии сожалеем. Есть подходящая пословица: «Слово не воробей, вылетит — не поймаешь». Это явно будет являться плохим качеством, и язык будет являться нашим врагом.

В моей жизни были такие ситуации, когда я очень сожалела о том, что сказала. Обычно такое случается с друзьями. Когда хочу рассказать шутку, я пытаюсь привести примеры. Примеры иногда бывают обидными и неудачными. Я этого не замечаю, а мои друзья обижаются. И только в конце дня я понимаю, что поступила неправильно. Я стараюсь исправлять свои ошибки, работаю над собой и просто держу язык за зубами. Исходя из собственного опыта, хочу сказать, следите за своими словами, не говорите их просто так, чтобы в дальнейшем не сожалеть о сказанном.

Антипина Ева, 6Б класс

Язык. Это слово у каждого вызывает свои ассоциации. Но если вдуматься, то все языки (русский, китайский, английский и другие) – это способ передачи информации своему собеседнику.

Язык – это наша гордость, наше наследие. Мы передаём знания о нем новым членам общества. Если мы перестанем делать это, то с языком пропадёт и культура, традиции страны. Это такое уникальное, полезное умение — умение разговаривать, выражать свои мысли.

К сожалению, сейчас многие русские слова заменяются иностранными. Мы не должны допустить, чтобы наша гордость, наш язык ушёл в небытие.

А может ли язык стать нашим врагом? Да, если неправильно с ним обращаться. В «руках» злых людей язык может даже причинить боль. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

Давайте беречь наш язык, использовать его в мирных целях, стремиться знать его на «отлично». Язык – наше культурное наследие, мы обязаны сохранить его на долгие годы.

Исакова Алена, 6Б класс

Язык, а если выражаться точнее, речь – очень важный компонент в жизни любого человека. Мало того, что без неё мы бы совсем не отличались от животных, так речь ещё и может раскрыть многие тайны, встречающиеся как в быту, так и в деловых ситуациях. Не верите? Посмотрите сами…

Я думаю, Вам известен случай из детства, когда человек сделал что-то, но скрывает свои действия. И в тот момент, когда с ним обсуждают случившееся, он начинает говорить нечисто. Он запинается практически в каждой реплике, старается всё проговорить быстро, думая, что это скроет его ошибку. Но он не прав. Не зря говорят: «У тебя всё на лбу написано». А ведь это правда! Люди умеют раскрывать чужие тайны, опираясь на речь, другое дело, что не все это практикуют. Если Вы совершили ошибку, то следует сразу в этом признаться. В этом случае язык – наш враг.

Другом же он является в более простых ситуациях. Самое примитивное – это общение. Ведь без умения говорить Вы бы не смогли этого делать. Я, конечно, понимаю, что пример двойственный. Но кто может не согласиться с тем, что язык является нашим другом во время общения?

Я хочу, чтобы современные люди уважали родной язык. Возможно, тогда из их лексикона уйдут слова, придуманные людьми с не самым высоким интеллектом. Я желаю русскому языку развития и приобретения новых, полезных для выражения своих мыслей слов.

Жданова Ксения, 6Б класс

Язык — мой друг или враг? Конечно, чтобы дать ответ на этот вопрос, надо немного об этом подумать и поразмышлять. Наверно, каждый человек задавался этим вопросом, кто ему язык: друг или враг.

Все люди в течение своей жизни используют язык, каждый день они что-нибудь говорят. Хоть по делу, хоть просто так. С помощью языка человек в раннем детстве познает мир, учится говорить, иногда передает эмоции, пытается общаться, сообщать и т.д. Недаром существует пословица: «Язык до Киева доведет». Да, правда приятно общаться с человеком, который умеет грамотно разговаривать. Владея грамотной, хорошо поставленной речью и богатым словарным запасом, в жизни можно добиться многого. Так получают люди высокие должности, становятся директорами, министрами, профессорами, академиками, это могут только те, кто прекрасно владеет языком.

Для меня язык – и друг, и враг. С помощью него я могу общаться, изучать и познавать мир. Но не всегда. В порыве злости я могу сказать что-то обидное или грубое, и позже об этом сожалею. Но каждый человек сам выбирает, как ему поступать, делая язык добрым другом либо опасным врагом.

Болотная Ирина, 6А класс

Перед нами сейчас стоит вопрос: язык наш друг или враг? На эту тему можно рассуждать долго, но я постараюсь изложить всё кратко.

Слова могут как сильно ранить, так и заживить раны. Бывает так, что от одного неосторожного и грубого высказывания у человека падает самооценка, он начинает чувствовать себя хуже других. Обидчик забудет о конфликте уже через час, а у обиженного человека, может быть, жизнь сломается.
Из-за излишней грубости возникают конфликты, ссоры, скандалы и иногда даже войны. Глобальные и не очень, но всё же война, она всегда война. Какая разница – какого масштаба?
При сильной обиде люди могут перестать общаться. «Я с тобой больше не разговариваю!» И не разговаривает. А действительно – пускай помучается. И я помучаюсь. Мы все помучаемся.
Обида, зависть, гнев, ненависть – целый спектр «прекрасных» эмоций, вызванных, так сказать, недобрым языком.

Что же, хватит «о грустном». Ведь язык предстаёт перед нами не только как злодей. Им мы произносим слова любви и нежности, описываем красоту мира, создаём литературные произведения.
Слова дают людям надежду на светлое будущее, утешают, мотивируют.
Да просто сказать: «спокойной ночи», «люблю», «привет!», «как дела?», — вроде бы такая мелочь, пустяк. А сколько в этом пустячке нежности и тепла.
Из всего сказанного можно сделать вывод: язык не друг и не враг. Важен человек. И то, как он пользуется языком.

Кривоносова Дарья, 6В класс

Язык – это важнейшая часть общения и наивысшее богатство для человека. Русский язык очень красноречив, в нём есть много красивых слов и словосочетаний, которые выражают с точностью наши эмоции и чувства. Каждый день вы общаетесь со своими сверстниками, учителями, родителями, друзьями и так далее. Поэтому на вопрос «Язык – мой друг или враг?» ответить трудно.

С одной стороны, язык – наш друг, потому что при помощи языка мы получаем знания, задаём и решаем какие-то вопросы, делимся впечатлениями, общаемся с друзьями. Например, вам нужно узнать дорогу в музей, и с помощью языка вы вежливо можете спросить прохожих. Не зря в народе говорят «Язык и до Киева доведёт». С помощью языка можно делиться эмоциями и передавать чувства радости, лёгкости, нежности, благодарности. Например, когда мне мама говорит: «Доченька, ты у меня молодец!», я понимаю, что мама радуется за меня, гордится мной и благодарит. С помощью языка мы можем сделать людям приятно, раздавая им комплименты. Так, когда мой папа говорит моей маме комплимент, например, что она самая красивая, у мамы поднимается настроение, и она по-настоящему счастлива.

Но с другой стороны, язык — наш враг, потому что при помощи языка мы говорим порой обидные слова. Так язык может сделать людей врагами. Например, однажды я поссорилась с подругой из-за того, что наговорила ей обидных слов. После этого мы долго не разговаривали.

Язык может быть и другом, и врагом. Смотря как его использовать, но чтобы язык был вашим другом, никогда не оскорбляйте и не обижайте людей плохими словами.

Ларина Дарья, 6В класс

Я недавно задумался над тем, насколько для человека важен его родной язык, речь вообще. И пришёл к довольно неоднозначному мнению.Начну с хорошего. Я понял, что без языка, а именно: без речи, человек как личность не смог бы существовать в принципе.

Хотя ты, конечно, мог подумать, мой дорогой читатель, что люди, жившие далеко до нашей эры, могли обмениваться мыслями только с помощью жестов, звуков и наскальных рисунков. Это да, но задай себе вопрос: являлись ли они личностями? Конечно же, нет. Они не могли абсолютно точно выразить свою мысль. Так что мне кажется, что в нашем обществе, городе, стране язык является другом.

Но несмотря на это, не стоит забывать о том, что сколько людей, столько и мнений. Часто бывает, что для некоторых людей главной пословицей, характеризующей их жизнь, является пословица «Язык мой – враг мой». Они могут сказать много и при этом перейти тонкую грань, дополнить высказывание и сказать лишнее. Я это нередко замечал в людях, да что уж врать, я сам не раз переходил эту грань. Грубо говоря, в таких случаях язык для людей является врагом. Но даже в таких случаях мне кажется, что язык и письменность — это одни из главных вещей современного мира.

Меркулов Андрей, 6А класс

На нашей планете живет более семи миллиардов людей, и почти каждый из них наделен способностью разговаривать и общаться. Без сомнения, это прекрасное умение, но и у него есть свои минусы.

Общение — важная часть всей нашей жизни. Человек начинает говорить с раннего детства и продолжает этим заниматься всю свою жизнь. Общение помогает нам заводить новых друзей, заниматься творчеством, любимым делом. Без общения человеку будет очень трудно уживаться в современном обществе.

Но с другой стороны, человек может самовольно использовать своё умение, тем самым вредя и себе, и другим. Существует такая пословица: «Слово — не воробей, вылетит — не поймаешь», и я абсолютно с ней согласна. Можно словом очень сильно обидеть человека, оставив ему рану в душе, потерять друга или приятеля. Очень трудно определить, друг ли мне язык или же враг. Я думаю, что человек должен сам решить, кем ему будет умение разговаривать — другом или наоборот.

Ханина Виктория, 6А класс

Часто ли вы слышите пословицу «Язык мой — враг мой»? Скорее всего, да. Ведь эта пословица применяется тогда, когда человек скажет что-либо не в тему или, хорошенько перед этим не подумав, выдаст какой-либо секрет. Поэтому можно даже угадать, о чем человек думал в данный момент. Но виноват ли полностью в этом язык? Я думаю, что виноват он только наполовину.

Как я уже писал, по случайно высказанной фразе можно узнать, о чем человек размышлял. Мечтать или думать человек может только головой. И поэтому виноват не язык, а мозг. Язык является лишь исполнителем определенных команд, которые дает мозг. Во всяком, случае мозгом управляет человек, поэтому, если во время разговора думать, то такого конфуза не произойдет.

Однажды мы говорили с мамой.

Ты во сколько из школы пришел?

Руки у меня задрожали, ведь пришел через три часа после окончания уроков.

В пол шес…,- я не договорил.

Мама переспросила. Но язык помог:

— В полчетвертого, как обычно!

В этом случае я чуть не выдал тайну.

В итоге получается, что язык для меня является скорее другом, чем врагом. Вреда язык не наносит. Вред человек наносит себе сам.

Чевычелов Максим, 6А класс

Наверное, у каждого человека возникала мысль, является ли его язык другом или врагом?

Владея грамотной четкой речью, человек может грамотно выразить мысль, может легко найти общие интересы с другими людьми, успешно пройти собеседование при устройстве на работу. Зачастую разносторонне развитый человек является душой компании, имеет много друзей. В этом случае можно с уверенностью сказать, что язык – это его друг.

Но бывают ситуации, когда язык превращается в нашего врага. Иногда скажешь что-то не подумав, а сказанное обернётся против тебя, так же оно может больно ранить человека. Как говорится: «Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь». Можно долго рассуждать о том, является ли язык врагом или другом. В разных жизненных ситуациях язык – и враг, и друг, но стоит помнить, прежде чем что-то сказать, нужно хорошо подумать, чтоб не пришлось потом жалеть.

Радченко Юлия, 6А класс

Язык мой — враг мой: прежде ума глаголет. - Язык мой враг мой: прежде ума (наперед ума) глаголет. См. ЯЗЫК РЕЧЬ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

Язык мой - враг мой: прежде ума глаголет - Языкъ мой врагъ мой: прежде ума глаголетъ: Кабы не сойка да не свой язычекъ (такъ бы и не погибла). Ср. Если и напредки тебѣ… языкомъ побаловать захочется, такъ ты вспомни пословицу: языкъ мой врагъ мой, и вспомнивши плюнь. Салтыковъ. Невинные… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

ЯЗЫК - муж. мясистый снаряд во рту, служащий для подкладки зубам пищи, для распознанья вкуса ее, а также для словесной речи, или, у животных, для отдельных звуков. Коровий язык, лизун; рыбий, тумак; змеиный, жало, вилка; песий, лопата; кошачий, терка.… … Толковый словарь Даля

язык наперед ума рыщет - Ср. Помолчи, помолчи об этом, торопливо отозвалась бабушка: помни правило: язык мой враг мой, прежде ума моего родился. Гончаров. Обрыв. 2, 2. Ср. Πολλοις η γλωττα προτρέχει της διανοίας. У многих язык бежит впереди мышления. Isocrat. 1, 41. См.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Язык и языки - (в лингвистическом смысле) в значении речи человеческой. Это название применяется в русском Я. переносно, метафорически, причем главный, видимый орган произношения, язык, берется в значении процесса, в значении деятельности и всей совокупности… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Язык наперед ума рыщет - Языкъ напередъ ума рыщетъ. Ср. Помолчи, помолчи объ этомъ, торопливо отозвалась бабушка: помни правило: языкъ мой врагъ мой прежде ума моего родился. Гончаровъ. Обрывъ. 2, 2. Ср. Πολλοῖς ἡ γλῶττα προτρέχει τῆς διανοίας. Пер. У многихъ языкъ… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

ЯЗЫК — РЕЧЬ - По разговорам всюды (годится), а по делам никуды. Не та хозяйка, которая говорит, а та, которая щи варит. Я тебе говорю не глум, а ты бери на ум! Кто меньше толкует, тот меньше тоскует. Зарубай, сглаживай, да никому не сказывай! Больше говорить… … В.И. Даль. Пословицы русского народа

Держи язык на привязи - Держи языкъ на привязи (иноск.) обуздывай свой языкъ. Ср. А ты бы лучше языкъ то на привязи подержала! Достоевскій. Униженные и оскорбленные. 2, 4. Ср. Зачѣмъ же быть, скажу вамъ напрямикъ, Такъ невоздержну на языкъ? Грибоѣдовъ. Горе отъ ума. 3,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Lingua mali pars pessima servi. - См. Язык мой враг мой: прежде ума глаголет … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Сломить шею - Сломить (себѣ) шею (иноск.) погубить себя убить(ся). Ср. (Здѣсь на Кавказѣ) l’amour des femmes непремѣнно, рано или поздно, сломила бы Гордону шею, какъ мнѣ мой языкъ… Маркевичъ. Двѣ маски. 7. Ср. Пускай себѣ сломилъ бы шею! Васъ чуть было не… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)