Главная · Бытовая техника · Правила поведения на уроке. Дисциплина на уроке – это высокий деловой настрой при выполнении учебных заданий учителя. Подлинная дисциплина обучающихся на уроке характеризуется их

Правила поведения на уроке. Дисциплина на уроке – это высокий деловой настрой при выполнении учебных заданий учителя. Подлинная дисциплина обучающихся на уроке характеризуется их

Почему так важна дисциплина на уроке ? Ответ, кажется, очевиден: без осознания правил корректного поведения - в классе, на улице, в общественном месте, даже просто наедине с собой - достижение личностного роста и профессионального успеха не представляется возможным. Несвоевременные шутки, превращающие аудиторию в подобие цирковой арены; проявления агрессии по отношению к соученикам или преподавателю; выкрики с места; срывы уроков, в том числе за счет непрекращающихся разговоров и хамских выходок; невыполнение заданий, запугивание отличников с целью либо унизить, либо получить доступ к домашним работам сводят на нет попытки учителя создать в классе атмосферу . А без последней - мы уже об этом говорили - невозможно сделать процесс получения образования качественным; труд педагога - имеющим смысл.

Превентивные меры - как установить дисциплину на уроке

Лучший способ избежать подобных проблем - расставить все точки над «і» при знакомстве с классом. Обычно, именно это происходит с шестилетками, переступившими школьный порог первого сентября. Но даже малыши время от времени сталкиваются с другим педагогом (например, на уроке пения или в случае замены по причине отсутствия постоянного учителя); каждый из них имеет собственные специфические требования и свое представление о здоровой рабочей атмосфере.

Ожидания учителя должны быть сразу донесены до детей и восприниматься ими однозначно. Понятно, что они - ожидания - не могут быть одинаковыми для учеников начальной школы и студентов университета (предполагается, хотя не всегда подтверждается практикой, что вторые - достаточно сознательны). На первых же стоит потратить классный час: пусть малыши сами предложат свое видение хорошего и плохого поведения; договорятся между собой, как будут объединяться против обидчика, если таковой объявится; что сделают, если у них попросят списать задание или, например, обмануть учителя, убедив его в том, что он ничего не задавал?!

Учитель должен помнить, что до определенного возраста дети склонны повторять кажущиеся им смешными действия сверстников (гримасы, шалости; имитация жужжания, мяуканья или кукареканья). Лучшей реакцией на демонстрацию специалисты считают ее игнорирование; умение оставаться спокойным в центре урагана. Но, вероятно, ученики просто устали и нуждаются в разрядке: можно уделить пару минут и устроить соревнование под лозунгом «Кто мычит лучше всех?» (главное, чтобы взрослый не сильно увлекся и не победил).
Создание атмосферы взаимоуважения и взаимопонимания пресечет на корню любые попытки детей перетянуть канат на себя.

Нарушения дисциплины на уроке

Разговоры и болтовня

Непрерывные разговоры, способностью к которым отличаются отдельные «элементы» независимо от того, к какой возрастной категории они относятся, легко останавливаются повышением голоса обычно уравновешенного учителя. Говорю не о крике на виновника, а просто о некотором дополнительном напряжении голосовых связок. Кстати, неожиданным и действенным может оказаться и снижение тона: пусть попробуют разобрать объясняемое шепотом.

Игры во время урока

Не меньшим врагом дисциплины, чем болтовня, являются и игры во время урока. Нет, не только вчерашних воспитанников детского сада: выход каждой новой революционной модели телефона или навороченного гаджета способен сорвать не одно занятие у самого гениального учителя. Конфискация (временная, конечно) - не выход… Пару раз не выдерживала и отбирала, оставляла у себя на столе. Потом забывала и мучилась: забрал ли великовозрастный ребенок свою новую игрушку?! А вот запрет на любые не имеющие отношения к дисциплине предметы на парте - вполне логичное и уместное требование.

Практические методы поддержания дисциплины на уроке

Какие методы могут быть использованы для достижения поставленной цели? Прежде всего, поддерживающая дисциплина, дающая студенту альтернативу. Например, не выдворять решившего вдруг прогуляться из класса, а предложить выбор: «Займите свое место или я буду вынужден(а) задержать весь класс после урока из-за потраченного впустую времени»; дать время на выполнение распоряжения; возможно - если остальные начнут роптать - объяснить, что не видите другого выхода. Часто проявляющие неуважение к учителю не позволяют себе вызывать недовольство учеников.

Хорошо зарекомендовал себя и косвенный контроль, выражающийся в использовании невербальной коммуникации для предотвращения деструктивного поведения и поощрения сосредоточенности (когда класс уважает педагога, ему бывает достаточно поднять брови, чтобы в аудитории восстановилась тишина; думаю не ошибусь, если отнесу сюда же умение держать паузу).

Некоторым ученикам (студентам) проще придерживаться дисциплины в случае осознания серьезности последствий при выявлении нарушений; утверждения преподавателем своей власти; четкого понимания соответствия наказания проступку. В американских школах применяется тайм-аут, а в тяжелых случаях - отстранение от занятий. Последняя форма наказания тщательно прописана в статутах каждого учебного заведения США, она имеет основной целью дать возможность «штрафнику» обдумать свое поведения в отрыве от коллектива, продолжая занятия дома и сдавая пропущенный материал экстерном. Метод «выйди из класса!» применяется в российских и украинских школах нелегитимно, и часто связан вовсе не агрессивными проявлениями, а с отсутствием у школьника «подобающего» внешнего вида или медицинской справки. В уставах образовательных учреждений на постсоветском пространстве прописан пункт об отсутствии права у преподавателя выдворять дебошира из учебной аудитории. Требуется переключение его внимания на какое-либо индивидуальное задание.

В особо сложных случаях - такие редко, но по разным причинам встречаются, думаю, в практике любого преподавателя - стоит обсудить проблему с коллегами, школьным психологом, родителями (даже если «бунтарь» заканчивает в этом году ВУЗ). Возможно, у такого поведения есть объективные, но глубоко скрытые причины (их необходимо выяснить, возможно, благодаря письменному изложению); помочь разобраться с ними - прямая задача всех вышеупомянутых.
Основным результатом такой встречи должно стать осознание учеником своих ошибок, недопустимости их повторения; выработка конкретных рекомендаций по исправлению ситуации; обеспечение обязательности их исполнения.

Можно ли выставлять из класса? Мне всегда виделась в такой мере некая доля признания собственного бессилия. Если уж нервы совсем сдали, то отправить следует точно не шататься по коридору, а в кабинет директора, например: малоприятная процедура даже для отъявленных бездельников; особо агрессивных лучше туда сопроводить, назначив ответственного за дисциплину - на несколько минут - кого-нибудь из остающихся. При этом не будет лишним напомнить о том, что домашнее задание никто не отменял, а всё прослушанное становится неотъемлемой частью самостоятельной работы.
С проверки успешности выполнения и того, и другого можно начать следующий урок.

Что еще должен делать учитель, чтобы диалог с классом оказался максимально конструктивным? В первую очередь, заинтересовывать происходящим (но об этом я уже писала); соблюдать дистанцию - и эмоциональную, и физическую. Предотвращать все возможные попытки неадекватного поведения: идя, в частности, на групповую экскурсию, наиболее непредсказуемых постоянно держать в поле зрения; поручить им заранее какое-то задание (например, фотографировать происходящее). Не превращать урок в бесконечную нотацию с пеной в уголке рта: сделать замечание его заслужившему и тут же переключить внимание на других детей. Действует как холодный душ. Ребенок должен понять раз и навсегда, что его попытки вывести учителя из себя изначально обречены на провал. Позвольте ему в этом убедиться.

Максимально настраиваться на позитивный лад. Не злоупотреблять, но и не игнорировать примеры успеха реальных личностей (важно уметь связать достижения со способностью, если не учиться с утра до ночи, то хотя бы сосредоточиться на достижении цели). Ставить «СТОПы» (термин, присущий скорее фондовому рынку, прекрасно срабатывает в классе, который пора усмирить). В качестве такого сигнала может быть использована поднятая рука, указка, для младших - яркая табличка; для футбольных фанатов - желтая или красная карта.

Уметь выступить арбитром в случае возникновения спора: совершенно не обязательно виновен тот, кто попал под горячую руку. Награждать за хорошее поведение, например, свободным временем, «веселой пятиминуткой» - работая продуктивно, дети позволят выкроить такой промежуток.

И не бояться. Трудно представить себе ребенка, которого не удастся убедить, если не принимать все происходящее исключительно на свой счет; быть последовательным и настойчивым. Победа не заставит себя ждать.

Нелегкая, она окажется вдвойне приятной.

Инструкция

Сделайте четкое разграничение всех этапов урока. Выделите организационный момент, озвучьте перед учащимися цели и задачи урока. Четкое поэтапное распределение времени на уроке стимулирует учащихся к более ответственному подходу к процессу обучения.

Разнообразьте методы и средства обучения на уроке . Чем интереснее урок, тем меньше времени остается ученикам для посторонних занятий. Эффективным способом организации плодотворной учебной деятельности является групповая творческая работа. Постарайтесь включить абсолютно всех учащихся в ход урока, не ограничивайтесь общением только с сильными учениками.

Уважайте личность ребенка. Не допускайте уничижительных слов и действий по отношению к слабым учащимся. Ваша задача – видеть человека в каждом , пусть он даже и отъявленный и двоечник. Такие дети, как правило, чувствуя, что к ним относятся с уважением, стараются соответствовать ожиданиям учителя и ведут себя хорошо.

Если ход урока внезапно нарушен, если учащиеся мешают вам вести урок, никогда не продолжайте объяснение в шуме и крике. Остановитесь, замолчите, сядьте, внимательно посмотрите на детей. Выждите паузу. Когда в классе наступит тишина, спокойным тоном объясните, что вы не будете вести урок дальше, пока не будет порядка. Как правило, это действует.

Заведите традицию оценки за поведение после каждого урока, поддерживайте связь с родителями учащихся, ставьте в известность школьное начальство, если вы сами уже не можете контролировать ситуацию с поведением учащихся.

В неплохо действуют различные игровые системы наказания: система штрафов, выдача карточек, доска позора и т.п. Конечно, вы можете поставить в двойку, но вряд ли это надолго решит проблему дисциплины. Необходимо различные методы, подходы, способы повышения уровня заинтересованности учащихся в учебном процессе.

С трудностями налаживания дисциплины на уроках сталкиваются как молодые, так и опытные педагоги. Отсутствие дисциплины негативно сказывается на усвоении материала. Как наладить контакт с детьми, воспитать в них дисциплинированность и ответственность?

Инструкция

Отсутствие дисциплины на уроке у педагога нередко , когда в есть неразрешенная конфликтная ситуация, для разрешения которой не всегда достаточно лишь откровенного разговора между учителем и учениками. Обратитесь за помощью к психологу или к социальному педагогу, если понимаете, что самостоятельно решить конфликт вы не сможете.

Отсутствие дисциплины на уроках чаще всего наблюдается в 6-8 , когда ребята вступают в переходный возраст. Для того чтобы в классе на уроке была рабочая атмосфера, мотивируйте ребят на активную деятельность. Проводите интересно - они должны быть разнообразными по типу и форме. Запланируйте такие уроки, как урок-путешествие, урок-суд, интегрированный или дифференцированный уроки.

Заинтересуйте ребят темой урока. Проведите экскурсии на предприятия или в перед занятиями. Например, изучая каучука на уроке , сходите с учащимися на производство, изготавливающее изделия из каучука. Все это вызовет интерес к материалу, изучаемому во время урока - проблем с лдисциплиной у вас не возникнет.

Хорошая дисциплина на уроке часто является следствием хороших взаимоотношений между учителем и детьми, поэтому относитесь к учащимся тактично, уважайте их достоинство, и они не позволят себе бестактного поведения.

Поддерживайте контакт с родителями. Но обращайтесь за помощью к ним и к администрации только в экстренных случаях. Таким путем вы сможете добиться поведения лишь на некоторое время.Если хотите, чтобы дети соблюдали дисциплину на ваших уроках, налаживайте отношения с ними, станьте им другом, но не переходите черту, когда ребята посчитают, что им все дозволено. Любите - они очень хорошо чувствуют это.

У детей столько энергии, что часто она бьет через край. И учителю очень сложно удерживать внимание на теме урока, особенно ели он преподает сложный предмет - алгебру, физику, геометрию или химию.

Инструкция

Как только вы заметили, что ученики начали шептаться, отвлекаться, заниматься посторонними делами, смените тему разговора. Если вы объясняли способы решения сложных задач или , переходите к практике. Вызовите к доске тех, кто больше всех мешал проведению урока. Напишите или формулу и попросите ребят решить их. Обязательно подсказывайте, если эти задания ученики видят впервые.

Если вы преподаете в младших классах, отсутствие дисциплины на может говорить о том, что дети просто устали на одном месте в одной позе. Проведите небольшую зарядку. Пусть ученики встанут возле парт, поднимут руки , опустят вниз. Сделают несколько приседаний. Побегают столов паровозиком. Во время упражнений включите веселую музыку, чтобы переключить внимание малышей с предмета на . Пять физической разрядки вполне хватит, чтобы оставшееся до звонка время прошло в тишине и спокойствии.

Завоевывайте авторитет у . Не ругайтесь, не повышайте голос. Спокойно и строго объясните, почему нужно сделать так, как говорите вы. Старайтесь к каждому школьнику найти свой подход. Станьте ребятам старшим товарищем, на которого можно во всем положиться. Тогда они начнут уважать вас и тот предмет, который вы преподаете.

Разнообразьте учебную программу практическими занятиями, подготовьте интересные пособия, придумайте сложные логические задачи. Стимулируйте совместное творчество. Тогда ваши станут интересны ребятам, они сами будут поддерживать дисциплину, борясь с ее нарушителями.

Видео по теме

Полезный совет

Лучше всего налаживать с детьми контакт в неформальной обстановке. Походы в музеи, кино, выезды на природу, способствуют сближению учеников с учителем. Взрослых, заслуживших авторитет, ребята начинают воспринимать как лидеров и стараются не доставлять им беспокойства.

В семье ребенок окружен всеобщей любовью, для родителей, бабушек и дедушек он самый умный, общительный и честный. Его любят за то, что он просто есть. Но у одноклассников ваш ребенок не вызывает особой любви, потому что в детском коллективе ценятся несколько иные достоинства, чем в семье.

Инструкция

Помогите ребенку повысить успеваемость. Во все времена успешные люди пользуются авторитетом. Возьмитесь вместе с ним за домашние задания, приобретите дополнительную литературу, которая расширит кругозор вашего ребенка по определенному предмету.

Воспитывайте в своем ребенке волевые качества: честность, справедливость и решительность.

Прививайте ребенку чувства доброты и сострадания, подберите на улице брошенного котенка или подкормите дворовую собаку.

Не обсуждайте при малыше его одноклассников, ведь ваше мнение может отличаться от его. Старайтесь подмечать в его сверстниках хорошие черты и поступки, тогда ваш ребенок не будет к ним относится свысока и быстрее вольется в коллектив.

Встречайтесь с учителем в школе после уроков, когда не видят одноклассники вашего ребенка. Дети не уважают «подлиз», и любой приход родителя в образовательное учреждение, кроме классного родительского собрания или вызова за плохое поведение, воспринимается детьми как заигрывание с учителем.

Если все предпринятые попытки не помогли вашему ребенку стать «равноправным» членом детского коллектива, обратитесь к психологу, он предложит более профессиональные методы.

Видео по теме

Полезный совет

В школе действуют не писаные правила общения, отличные от семейных и, придя в школу, каждый ребенок должен быть готов к переменам. Легче приходится детям, пришедшим в образовательное учреждение из местного детского сада, когда добрая половина одноклассников знакома, что называется с горшка. Тяжелее, когда ребенок попадает в класс, где его никого не знает из детей, или переходит в новую школу в связи с переездом. Родителям нужно помочь ребенку влиться в школьный коллектив.

С трудностью налаживания дисциплины на занятии сталкиваются не только молодые, но и опытные преподаватели. Отсутствие порядка крайне негативно сказывается на усвоении информации. Чтобы наладить контакт и воспитать в учениках дисциплинированность и ответственность, вы можете воспользоваться следующими советами.

Инструкция

В процессе занятия преподавать должен быть максимально внимательным, быть в курсе всего, что происходит в , уметь следить за успехами каждого ученика. На занятии необходимо вовлекать в работу как можно больше , избегать того, чтобы некоторые из них оставались без внимания. На уроке каждый должен иметь собственное задание. Например, если один из учеников решает на доске, то остальная аудитория должна это в тетради, если один из них справился раньше остальных, то преподавателю нужно держать наготове другую интересную работу.

Каждый учитель должен помнить о том, что ритм жизни его и учеников различен. Зная это, педагог по возможности ведет занятие так, чтобы постоянно двигался вперед, без ненужных остановок, в гибком темпе. В «сильных» группах, в которых ученики чрезмерно энергичны и шумливы, преподаватель должен избегать бесполезных остановок, иначе они быстро потеряют интерес и начнут развлекать себя

Партитура урока написана. Я довольна своим конспектом. Можно смело нести разумное-доброе-вечное моим неугомонным непоседам. Теперь-то дисциплина в классе будет на высоте. Ведь я подготовилась по максимуму, учла практически все, чтобы урок был интересным и увлекательным для ребят. Урок расписан, как по ноткам: помимо увлекательного начала урока есть и смена деятельности, и подвижные игры, и даже музыкальные паузы.

В первых двух пятых классах урок прошел на ура, дети были увлечены, с удовольствием откликались на мои «придумки» и задачки в стихах на устном счете. А вот в 5А все рухнуло по непонятным для меня причинам. Дети пришли на урок взвинченные и возбужденные, как будто у них был забег на 10 км.

Я пыталась, как бабочка, порхать у доски, увлекать, завлекать, но все тщетно.
Как установить дисциплину в классе я просто не знала. Ничего не получалось. Я, конечно же, вела урок, но мой задор и энтузиазм куда-то испарились. Не было отклика от ребят. Удовольствия от работы никакого. Я была зла и раздражена на детей. Ну почему они так себя ведут? Они что, не видят, что я старалась для них? И вообще у меня прекрасная дисциплина в 9 классе, а тут неуправляемые дети в средней школе.

В чем причины и почему не получается сыграть ту же вдохновенную мелодию урока, что и в других классах?

Как создать дисциплину в классе

Когда советы коллег не сработали: усиленная подготовка и множество индивидуальных заданий не принесли результата – возник вопрос: что же делать? Продолжать просто смотреть на эту головоломку под названием: как наладить дисциплину в классе, и утверждать, что она не решается. Или все-таки попытаться разобраться и понять, как создать дисциплину в классе?

Я как математик часто подхожу к решению любых проблем как к задачкам. Когда разбираешься в условии – задача обычно решается. А вот когда не ясно условие, то, кажется, что задача не решаема.

Когда я познакомилась с Системно-векторной психологией Юрия Бурлана, многие педагогические головоломки тут же решились.

Задачка как навести дисциплину в классе имеет решение

Человек – это я и другие люди , говорит системно-векторная психология Юрия Бурлана. Все выстраивается на отношениях с другими людьми. Школа — особое место. Тут целый клубок самых разных взаимосвязей и отношений: учителей с детьми, детей между собой, родителей и учителей, родителей между собой и т.д.

Когда мы рассматриваем вопрос дисциплины, мы не можем обойти ни один из этих аспектов.

Итак, рассмотрим основных «игроков», а также те взаимосвязи, которые влияют на дисциплину.

  • Учитель/учителя школы
  • Коллектив ребят
  • Родители

Учитель и дисциплина в классе

На учителе огромная ответственность: учебный процесс, успеваемость дисциплина в классе, все эти составляющие зависят целиком от педагога.

Учитель – центральная фигура, именно он выстраивает взаимодействие с детьми, коллегами, родителями, администрацией и т.д.

Влияет ли на успеваемость дисциплина в классе? Несомненно! Именно поэтому необходимо точно во всем разобраться.

При этом мы должны понимать, что дисциплина – это ВНЕШНЕЕ воздействие на детей, некий свод правил, которым необходимо подчиняться. Но есть еще ВНУТРЕННИЕ желания, стремления, которые иногда входят в противоречие с правилами.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана точно разбирает все механизмы и принципы общения между людьми, в том числе, принципы взаимодействия учителя с учениками и родителями. В основе всех наших взаимодействий лежат бессознательные желания, то есть внутренние причины. С ними и будем разбираться.

Дети и дисциплина в классе

Для детей школа не только возможность получить знания. Нам, взрослым, кажется, что дети приходят в школу за знаниями. На самом деле, для них это не только школа знаний, но и школа жизни. Именно в школе они создают свои первичные коллективы, выстраивают иерархию. А это процесс бессознательный. Когда учитель не понимает этих внутренних законов формирования детского коллектива, то и возникают проблемы с дисциплиной в классе.

А если учитель умеет ориентироваться в этих бессознательных потоках, то организация дисциплины в классе будет на высоте.

Если бы психика детей была простая, как квадратики, они бы легко выстраивались по линеечке. Но их психика устроена иначе. Это сложный, объемный пазл самых разных свойств и желаний. И любой коллектив согласно бессознательным законам выстраивается в свою иерархию. Вершина этой иерархии – вождь с уретральным вектором . Таких детей немного, всего 5%, но если уж повезло быть такому вожаку в классе, то учителю надо держать ухо востро, так как здесь нужен особый подход.

Не заметить уретрального ребенка просто невозможно, к нему, как к магниту, бессознательно тянутся все ребята. Вот как выглядел мой вожак.

Неформальный лидер или портрет маленького вождя

  • При маленьком росте он обладал какой-то невероятной силой. Часто бывали моменты, когда его было просто не остановить. При этом другие дети всегда реагируют на замечания или даже сами притормаживают свое движение, когда видят учителя. С ним все было не так. Если он куда-то бежал, то его было не остановить. А если он с кем-то дрался, то вообще никакой силой было не растащить драчунов. И вообще он просто не слышал ничего в определенные моменты.
  • Темно-русая челка, которую он не рукой убирал, а как-то взмахом головы. В глазах была какая-то «чертовщинка», особенно, когда дерзил учителям. Походка – не могу описать иначе, кроме как вальяжная. Руки в карманах. Кстати, у доски учителя у него постоянно требовали: «вынь руки из карманов!»
  • По внутренним ощущениям такой ребенок напоминал, как будто маленькую пружину. Он всегда был готов сорваться с места. А еще он стоял и качался – с пяток на носки, и смотрел всегда либо в конец класса, либо в окно, как будто куда-то вдаль за горизонт. Ничего удивительного в этом нет. Ведь он всей душой устремлен в будущее, поэтому он и смотрит вдаль. И ведет свою стаю в будущее. И внутренне он уже там, поэтому прямо сейчас он часто не понимает, почему он еще «здесь». И он почти всегда улыбался.
  • Воздействовать на него плохими оценками, замечаниями или вызовом родителей было бесполезно. Если другие дети всегда реагировали на эти «воспитательные приемы» и начинали переживать, то здесь было полное равнодушие. По ощущениям он был просто выше всего этого «мелкого шебуршения».

Как объясняет системно-векторная психология Юрия Бурлана, ребенок с уретральным вектором вообще не понимает слово «дисциплина», при том, что является самым социализованным. Ребенок с уретральным вектором не признает никаких ограничений, никаких внешних запретов, однако, внутри себя он – самый адекватный ребенок. Именно такие дети психологически созревают раньше других и способны принимать взрослые ответственные решения, хотя со стороны они могут казаться хулиганами, а их выходки – верхом безответственности и озорства.

У них просто невероятный запас энергии – огромное жизнелюбие, которое притягивает к себе других детей, которые получают защиту и покровительство вождя. Талант уретрального ребенка создавать и консолидировать вокруг себя ребят – уникален.

Почему он всех притягивает к себе? Почему дети липнут к нему? Чем он их консолидирует?

Все просто. У такого ребенка есть огромное бессознательное желание к отдаче. Он получает удовольствие, когда ОТДАЕТ от себя, у него в этот момент просто биохимия головного мозга выравнивается. Рядом с ним дети ощущают себя надежно и уверенно, как под защитой системы ПВО. Рядом с таким парнишкой им ничего не страшно.

Причем тут надо очень точно понимать разницу. Это не лидер с кожным вектором, который сам растолкает всех вокруг, лишь бы быть первым. Здесь задействован совершенно другой психологический механизм. Он заступается за слабых, не позволяет их обижать и готов биться насмерть с их обидчиками.
Что, в общем-то, и произошло на перемене перед моим уроком. Оказывается, была битва: мой вожак заступался за девочку из своего класса…

Конечно же, это была чувственная красивая кожно-зрительная девочка. Она от природы всего боится, и защиту ей всегда дает юный вождь. Ее чувственность и эмоциональность очень созвучны его свойству милосердия.

Отдача не может быть ничем ограничена. Уретральный ребенок отдает от себя чувство защищенности и безопасности. И другим детям комфортно рядом с ним. Даже если он двоечник и хулиган.

Учитель: или командовать парадом буду я!

Из бесед с учителями я выяснила, что в этом коллективе была такая же дисциплина в 1 классе. На самом деле, здесь всегда остро стоял вопрос, как наладить дисциплину в классе. На эту тему даже неоднократно собирались родительские собрания.

И даже определяли главного смутьяна и зачинщика беспорядков. Такой ребенок всегда считал себя самым главным и авторитет учителя для него был как пустой звук, он мог просто проигнорировать мнение учителя.

Для его психических свойств любое ограничение во времени и пространстве равнозначно вызову. А поскольку его бессознательные желания многократно сильнее учительского авторитета, то он будет сопротивляться командам, а весь коллектив будет неосознанно идти за своим вождем.

Любой конфликт мешает учебе, а в данном случае не только конкретному ребенку, но и всем детям.

Любые стандартные и работающие с другими детьми методы педагогического воздействия тут не срабатывают. Но учитель человек упорный и продолжает свою борьбу за дисциплину в классе.

Учитель – родители

Возникает мысль, а вдруг поможет родительское собрание: дисциплина в классе, где можно посоветоваться с родителями что делать.

Вероятнее всего нет, потому что сами родители часто приходят в школу за советом, как им справиться со своим сорванцом. А уж как налаживать дисциплину в классе и в коллективе детей они точно не знают. Хотя все соглашаются с тем, насколько влияет на общую успеваемость дисциплина в классе, и поэтому требуют от учителя создать гармоничную рабочую атмосферу. Но учитель сам не во всем разбирается и, в итоге, будет только ругать детей и призывать родителей как-то повлиять на них.

И вот когда после родительского собрания такого ребенка начинают жестко ограничивать и подавлять дома, то дисциплина в школе классе резко ухудшается, просто потому, что ребенок тут же находит, где именно можно проявить свои свойства вождя и в школе противопоставляет себя учителю, как будто специально стараясь срывать уроки. Так он выражает свой бессознательный протест против ограничений.

Что делать

Чтобы мелодия урока звучала точно, каждый должен верно играть свою партию.

Учитель, как дирижер этого оркестра должен понимать все эти бессознательные механизмы и давать «первой скрипке» играть свою партию.

По мнению учителей, дисциплина — это подчинение. А уретральник не подчиняется по определению, с ним необходимо выстраивать другое взаимодействие. Прививать ему мысль, что он ответственен за всех, за весь свой класс, за все, что происходит: «Кто, если не ты? Ну, как же мы без тебя, Серега!»

Когда бессознательное желание исполняется, ребенок получает удовольствие и продолжает консолидировать детский коллектив и вести его в будущее.

Когда по каким-то причинам ставят запреты на поход в будущее – бессознательно возникает огромный четырехкратный протест. И он начинает точно также консолидировать свою стаю, но уже против кого-то.

Уретральник всех активирует вокруг себя и выводит из состояния «вяло». Это необходимо учитывать. Потому что если уретральный ребенок плохо учится, то дети будут к нему тянуться и бессознательно подражать своему вождю. Если он дерзит учителям, то другие ребята будут стараться стать на него похожими, и будут по-своему делать что-то похожее.

Дисциплина в классе классный час проводить бесполезно, особенно если читать нотации и призывать к сознательности. Ведь действуют бессознательные программы, особенно если в классе есть такой вот неформальный лидер.

Но у учителей, не знающих эти механизмы, просто срабатывает стереотип поведения, и они опять и снова начинают командовать парадом. В результате вместо активного взаимодействия и сотрудничества с детьми получается противостояние. Причем учитель оказывается в заведомо проигрышной позиции, потому что коллектив детей бессознательно консолидируется вокруг своего вождя.

Но мы же понимаем, что любое коллективное действие, и учеба не исключение, эффективно, когда согласовано. Всегда мы достигаем общей цели, когда едины, поэтому лучше всего действовать в согласии и сотрудничестве с детьми, родителями и педагогами.

Дисциплина в 5 классе или кто руководит оркестром?

Дисциплина в 1 классе напрямую зависит от того, насколько учитель может привлечь внимание детей, заинтересовать открытиями, которые предстоит сделать во время урока. В 5 классе, когда интерес к учебе уже несколько снизился, вопросы, как навести дисциплину в классе, возникают на другом уровне.

Если дисциплина в начальных классах прививается, в том числе, через игровые методики преподавания, то дисциплина в 5 классе, а уж тем более вопросы дисциплины в 7 классе решаются только через сотрудничество с учениками.

Учитель обладает ключами от увлекательной страны знаний. Он по сути своей проводник для ребят в этом увлекательном путешествии. Учитель всегда находится в поиске, его стремление научить и передать ребятам знания достойны всяческой похвалы. Системно-векторная психология Юрия Бурлана раскрывает, что к каждому ребенку необходим свой подход согласно его векторам.

Как же заинтересовать уретрального ребенка учебой? Только через понимание его особенностей.

Мы уже знаем, что он изначально настроен на свою «стаю» всегда хочет, чтобы все было справедливо и милосердно по отношению к коллективу. Поэтому учителю стоит обязательно возложить на такого парнишку ответственность за класс. Помните, как это сделал гениальный Макаренко в «Педагогической поэме».

Потому что сами по себе дети могут сложить архетипичную стаю, а под руководством учителя они пойдут в нужном направлении.

  • Задача учителя тренировать заданный от рождения талант такого ребенка брать ответственность за других на себя.
  • Вождь всегда имеет своих приближенных, он опирается на них, а они подражают ему во всем.
  • Он обладает тактическим умом. Все неожиданные ходы делает он.
    Хорошие отношения уретрального ребенка с учителем – это выбор лучшей судьбы. Для юного вождя вдохновляющей музой, подталкивающей его к развитию и реализации своих свойств, становится учительница с кожно-зрительной связкой векторов. В идеале это вообще его муза – учительница русского языка и литературы. Она вдохновляет его на будущее и показывает горизонты проявления его милосердия.

Как решить проблему

Когда мы разобрались в причинах и понимаем бессознательные механизмы, которые руководят детским коллективом – решение находится легко. Не насильно, а через принцип наслаждения.

Многие учителя находят решение и подходы к такому вождю в силу своих природных свойств. Когда у учителя есть кожно-зрительная связка векторов – настройка с таким вот природным вождем происходит естественным образом.

Конечно же, это зависит от учительницы. Когда она интеллигентная, обладает способностью к сопереживанию и эмпатии и одновременно организованная, она умеет разумно договариваться с учениками. К каждому ученику она найдет подход, каждому даст стимул. Тогда за ней пойдут дети.

Если нет таких свойств – происходят конфликты и непонимание, вплоть до противостояния. В таких случаях дисциплина со временем только ухудшается.

В долгосрочной перспективе бессознательное всегда сильнее сознательных установок.

Почему в одном коллективе урок проходит организованно, а в другом нет? Просто потому, что в других классах место вождя занимают лидеры с кожным вектором, которые очень хорошо воспринимают запреты и ограничения. Дисциплина, запреты и ограничения их развивают. А вот истинного вождя нельзя ограничивать, он все равно выскочит за флажки.

Сверяем настройки нашего оркестра

Итак, проблема дисциплины решаема. Более того, есть действенные практические инструменты от системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Проверено на практике – работает безупречно, не причиняет вреда другим детям, а самому участнику педагогического воздействия доставляет радость и наслаждение, поскольку мягко направляет его в русло реализации его природных желаний.

Множество учителей прошедшие тренинг нашли ответы на свои вопросы не только о дисциплине, но и смогли существенно улучшить методику преподавания.

Системно-векторная психология взята на вооружение уже многими учителями и психологами. Это практический инструмент в руках каждого педагога дает ответ на любой вопрос.

Пора уже окончательно разобраться в этом вопросе и начать получать огромное удовольствие от самого процесса передачи детям знаний, имея эту систему координат, где сразу же с математической точностью можно предсказать ответ и решение любой педагогической задачи.

Чтобы точнее разобраться в вопросе, как наладить дисциплину в классе без крика, записывайтесь на бесплатный онлайн-тренинг по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана
Раздел:

Методический семинар

для преподавателей

"Дисциплина на уроке"

С той же силой, с какой верим мы сегодня в строгую дисциплину, отметки, принуждения мы должны поверить, что ребенка можно учить по-другому, без принуждения.

С. Соловейчик

1. Введение.

С поступлением школьника в училище изменяется характер его жизни. Содержание новой для него деятельности требует организованности, самодисциплины, усидчивости. Работа, начатая в школе по формированию дисциплинированности учащихся, находит свое дальнейшее продолжение в училище.

Процесс воспитания обучающихся в этом возрасте (особенно обучающихся 1 и 2 курсов) является наиболее сложным, так как этот возраст характеризуется интенсивными изменениями в анатомо-физиологическом, психическом и умственном развитии обучающегося, которые влекут за собой изменения в его поведении. У обучающихся отмечается быстрая смена настроения, высокая подвижность, чрезмерное стремление к самостоятельности, независимости, что приводит к неустойчивости поведения.

Обучающий, особенно подросткового возраста, нередко не может осознанно управлять своими поступками и эмоциональным настроением, становится весьма чувствительным к интонациям и характеру предъявляемых к нему требований. Учебный процесс обладает большими возможностями для формирования у обучающихся понимания сущности дисциплины, роли дисциплинированности человека в достижении поставленных перед ним целей.

Каждый преподаватель из своего опыта знает, как трудно работать в группе, которая не слушает, не слышит педагога. Дисциплина в распространенном понимании - это послушание, подчинение порядкам. Дисциплина - это подчинение. Обучающийся обязан соблюдать дисциплину. Но для чего? Чтобы преподаватель мог учить, чтобы группа и каждый обучающийся в отдельности работали - учились и продвигались вперед. Значит, конечный смысл дисциплины не в послушании, а в работе, в работоспособности группы и обучающегося.

Дисциплина - это не послушание, а трудоспособность, сосредоточение на работе.

Дисциплинированная группа не та, где все сидят боясь под страхом окрика или наказания шелохнуться, а та, которая работает на уроке. Все работают. Все заняты делом - слушают объяснения преподавателя, обсуждают проблемы вместе или в группах, решают задачи, проводят опыты. Все работают с известным напряжением сил и потому продуктивно. Дисциплина группы измеряется продуктивностью ее работы и больше ничем. (С. Соловейчик Воспитание школы, Москва "Первое сентября", 20002 г.)

Дисциплина обучающихся на уроке - это высокий деловой настрой при выполнении учебных заданий преподавателя. Подлинная дисциплина обучающихся характеризуется их хорошим эмоциональным настроем, внутренней сосредоточенностью, но не скованностью. Это порядок, но не ради самого порядка, а ради создания условий для плодотворного учебного труда.

2. МЕТОДЫ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ДИСЦИПЛИНАРНЫХ ПРОБЛЕМ НА УРОКЕ.

1. Занятость каждого обучающегося делом . Преподаватель понимает, что "владеть ситуацией" на уроке - значит вовлечь как можно больше обучающихся в работу и избегать концентрации внимания только на нескольких обучающихся. На уроке все имеют задания. Если кто-то решает пример на доске, остальные решают его в тетрадях. Преподаватель просит каждого написать ответ на вопрос, затем один обучающийся отвечает вслух, в то время как другие его проверяют. Если кто-то быстро выполняет задание, преподаватель держит наготове интересную дополнительную работу. В процессе занятия преподаватель должен умело распределять свое внимание, быть в курсе всего, что происходит в аудитории, уметь сосредотачиваться, следить за успехами каждого обучающегося. Необходимо предотвращать переход мелких неполадок в серьезные конфликты (памятка № 1).

2. Контроль темпа урока. Преподаватель должен понимать, что ритм жизни его и обучающегося различается. Помня об этом, педагог по возможности регулирует ритм жизни данной группы и ведет урок так, чтобы группа двигалась вперед с наименьшими остановками в нужном и гибком темпе. В так называемых "сильных" группах обучающихся особенно энергичны и шумливы. Работая с ними, педагог избегает ненужных и бесполезных остановок, иначе обучающиеся теряют интерес к занятию и начинают сами развлекать себя. Хотя темп жизни у молодежи выше, чем у взрослых, но со временем люди приспосабливаются друг к другу. Обращаясь ко всей группе, преподаватель останавливается, делает паузу, изменяет тон. Скоро обучающиеся по тембру голоса знают: разговаривает ли преподаватель с отдельным обучающимся или обращается ко всем сразу. Педагог не затягивает время при переходе к другому заданию, урок проходит "на одном дыхании" не дающем ни на секунду отвлечься от работы.

Многие преподаватели добиваются от обучающихся порой лишь ложного внимания, но еще великий В.С. Станиславский отмечал, что "внимание заключается не в том, чтобы пялить глаза на объект". Обучающиеся должны не просто смотреть на преподавателя и слушать его, а быть деятельными по отношению к изучаемому материалу, на уроке должна царить рабочая обстановка, способствующая эффективной деятельности.

3. Установка необходимых правил и процедур. Установление основных правил и процедур, - безусловно, важнейшая часть работы. Иначе преподавателю придется терять много времени, отвечая на вопросы: "Как исправить двойку?", "Кому и когда сдавать работу?", "У меня не пишет ручка", "Как дальше решать пример?" и т.д. Педагог должен понимать, что обучающиеся в ситуации неопределенности теряются и, пытаются избавиться от чувства неадекватности ситуации, начинают самоутверждаться, что интерпретируется как нарушение дисциплины. Нежелательно тратить время на выяснение причин опоздания отдельных обучающихся на урок, других нарушений дисциплины, об этом можно вести разговор после звонка. Первоначально неправильно созданные установки в дальнейшем очень трудно поддаются изменению. С целью поддержания дисциплины преподаватель должен проявлять определенную требовательность, сочетающуюся с уважением к личности каждого обучающегося. Создание и закрепление педагогом правил и норм позволит обучающимся помнить, что от них ожидают, без лишних указаний со стороны преподавателя. Необходимо добиваться, чтобы коллектив группы был нетерпим к нарушениям дисциплины, поскольку дисциплина на уроке - это основа для устойчивого внимания (памятка № 2).

4. Мотивирование учебы и организация группы. Преподаватель старается создать позитивное отношение к учению, повысить самоуважение обучающихся в их познавательной деятельности, стимулировать любознательность. Педагог постоянно должен думать о близости содержания занятия и интересов обучающихся, учить обучающихся сотрудничать, поддерживать хорошее поведение и опираться на сильные стороны каждого. Он не боится юмора, шуток, не говорит много и долго, отрабатывая четкую реакцию (на уровне рефлекса) на голос преподавателя, - если он говорит, это важная информация, надо слушать (памятка №3).

5. Тщательно разработанная программа обучения с ясными критериями достижения результатов. Преподаватель имеет полный план работы над предметом, программу и способы оценки знаний на каждом этапе обучения. Он стремится осведомить обо всем обучающихся. Педагог объясняет обучающимся все "правила игры", план действий на семестр, желаемый результат деятельности, сообщает о способах оценивания знаний, вариантах действий для достижения цели. Каждый обучающийся может видеть перспективу, фиксировать свой постепенный рост и продвижение от одного этапа к другому, что дает чувство удовлетворенности, развивает самоуважение и ощущение собственной компетентности.

6. Создание условий для повышения качества знаний. Преподавателю необходимо выбрать такие методы обучения, чтобы обучающийся мог достичь успеха, создать возможность повторного изучения материала. Для слабых обучающихся использовать конкретный материал, изучать каждый аспект отдельно, готовить специальные задания для отстающих. Практиковать работу в группах и парах смешенного состава, устраивать консультации (памятка № 4).

3. КОРРЕКЦИЯ УСТАНОВОК И ПОВЕДЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ .

1. Измените свое восприятие обучающихся или группы. Найдите что-то хорошее и в "трудных" обучающихся. Один из способов облегчить задачу - начать воспринимать их слабости как сильные стороны. Избегайте несправедливых и импульсивных решений, не имейте любимчиков и отщипенцев, поощряйте заслуженной похвалой и реально значимыми для обучающихся стимулами.

2. По возможности действуйте уверенно. С "трудными" обучающимися особенно важен уверенный стиль общения. Даже когда вы не чувствуете уверенности в себе, делайте вид, что держите под контролем конфликтную ситуацию. Делая это постоянно, вы можете в какой-то момент действительно почувствовать уверенность.

Вашу неуверенность может выдать агрессивность, направленность на самоутверждение, что появляется в попытках использовать личную власть, а не правила. Это может быть замечено обучающимися и спровоцирует ответную агрессию. Говорите громким внятным внушительным голосом, короткими фразами, понятными обучающимся словами. Если обучающийся начинают высмеивать педагога это часто их защита в ситуации, когда они банально не понимают, не слышат. Реакция вполне законная, вы мямлите, а они будут в итоге виноваты, если сделают не то, что вы требовали.

3. Помните, что все обучающиеся имеют право на то, чтобы с ними обращались достойно и уважительно. Подростки нуждаются несколько в любви преподавателя, сколько в заботе и помощи. Педагог должен показывать обучающимся, что ему небезразлично то, что с ними случается. Забота - это действие, которое в отличие от чувств можно контролировать, даже если педагог переживает в это время совсем иные чувства. Преподаватель должен откликаться на просьбы о помощи, сам подходить и помогать в трудных решениях, предлагать варианты выхода из трудного положения, если он действительно хочет, чтобы "трудные" обучающиеся почувствовали себя достойными и начали уважать себя.

4. Акцентируйте внимание на поступках и поведении, а не на личности обучающихся. Обсуждая поступок обучающегося, говорите только о том, что случилось, не обобщайте, не приклеивайте ярлыки: "Ты как всегда:". Контролируйте свои негативные эмоции, лишите желаемой реакции "проблемного" обучающегося. Например, гнев - это то, чего добивается обучающийся, жаждущий власти. Мстительному обучающемуся нужны ваш страх или беспомощность. Готовьте почву для дальнейшего успешного взаимодействия. Думайте о деле, а не о самозащите.

5. Не добивайтесь напряжения ситуации. Не используйте позы превосходства, уничижительные жесты, оскорбительные выражения, сарказм. Не сравнивайте обучающихся друг с другом, не втягивайте в конфликт других ребят. Не давите, не командуйте, не настаивайте жестоко на своей правоте, не прибегайте к необоснованным изобличениям. Не обсуждайте ситуацию в состоянии возбуждения, дайте "остыть" и себе, и обучающемуся.

6. Позволяйте обучающемуся "сохранять свое лицо". Если обучающийся выполняет ваше распоряжение, но при этом "тянет" несколько секунд, прежде чем согласиться, делает какой-то жест свидетельствующий о неуважении, говорит "не буду, не хочу", чтобы оставить за собой последнее слово, делайте вид, что не заметили этого. Не делайте "из мухи слона", создавая "козла отпущения", не самоутверждайтесь за счет обучающегося.

7. Демонстрируйте неагрессивное поведение. Не позволяйте себе вспышек агрессии, таких как крик, обвинения, унижения, ругань. Показывайте выход из сложной ситуации без агрессии.

8. Умейте организовать себя и свой труд. Хорошая дисциплина обучающихся на уроке бывает тогда, когда педагог обладает способностью организовать целенаправленную деятельность обучающихся, увлечь их не развлекательностью приемов, а умением раскрыть значение учебной работы и знаний, четко определить цель и задачи учебных заданий на каждом этапе урока, вовлечь каждого обучающегося в работу. Многое зависит от умения преподавателя организовать себя и свой труд, направленный на руководство познавательной деятельностью обучающихся. К.Д. Ушинский писал: "Если ввели: порядок и стройность в занятиях: не оставляя ни на одну минуту одного дитя без дела, если мы сумели сделать занятия занимательными для ребенка, внушили детям уважение к исполнению своих обязанностей, сделали эти обязанности не слишком трудными, если, наконец, нравственная природа наша такова, что дети могут полюбить нас, - то классная дисциплина в наших руках."

Основными недостатками организации урока являются :

Слабая занятость всех обучающихся учебно-познавательной деятельностью в целом на уроке и отдельных этапах. Это проявляется в том, что деятельность обучающихся конкретно не определена: не поставлены задачи, не указано, чем, как и почему должны заниматься обучающиеся. Поэтому работа идет в основном с опорой на возможности сильных обучающихся.

Нерациональная занятость обучающихся на уроке. Недостатки такой организации состоят в том, что, хотя все обучающиеся на уроке участвуют в учебной работе, учебные задания по своей сложности не учитывают реальные возможности обучающихся. В результате организация учебного процесса на уроке закладывает предпосылки к низкой учебной продуктивности обучающихся и создает у них неудовлетворенность трудом, порождает недисциплинированность.

4. ПРИЕМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИЙСЯОВ

  • Правильно используйте поощрения.
  • Делайте упор на положительные начинания.
  • Убедитесь, что все обучающиеся, особенно проблемные, получают подкрепление, когда делают что-либо хорошее.
  • Хвалите обучающихся, учитывайте их индивидуальные особенности и недостатки, используйте индивидуальные нормы оценивания.
  • Соотносите успех обучающихся с его личными усилиями и возможностями так, чтобы он обрел уверенность в повторном успехе.
  • Убедитесь, что подкрепление действительно позитивно воспринимается обучающимися.
  • Хвалите за малейшее продвижение в нужном направлении, за позитивные тенденции поведения, хотя чем привычнее становится успех, тем реже должна быть похвала.
  • Поощряйте признание обучающимся своих ошибок.

Одним из стимулов является оценка. Оценка стимулирует:

  • Если обучающийся уверен в ее объективности.
  • Если обучающийся воспринимает ее как полезную для себя.
  • Знает, что нужно сделать для того, чтобы достигнуть более высоких показателей.
  • Уверен в том, что ему окажут в этом достижении помощь.
  • Уверен в том, что для достижения высоких результатов есть условия - места, где это можно реализовать.
  • Наказание - это негативное подкрепление, средство подавления нежелательного поведения посредством лишения чего-то позитивного.
  • Для того чтобы наказание обладало наибольшим эффектом, придерживайтесь следующих правил:

Будьте последовательны в применении наказания:

  • Опишите желаемую перемену в поведении, предложите модель правильного поведения.
  • Заранее сообщите о правилах и возможных последствиях их нарушения.
  • Предупредите обучающихся, что они получат только одно предупреждение, а затем последует наказание, настаивайте на действиях, а не на обещаниях.
  • Избегайте случайного подкрепления авторитета хулигана среди одногруппников, наказывайте наедине.
  • Сделайте наказание неизбежным и непосредственно следующим за поступком, оценивайте только действия обучающегося, а не личные качества.

Делайте предупреждение в спокойной манере:

  • Говорите спокойно, но твердо.
  • Избегайте мстительного или саркастического тона, иначе его повторят обучающиеся.
  • Сделайте акцент на необходимость остановить конкретное проблемное поведение, а не выражайте неприязнь в целом.

Используйте наказание применительно к конкретному нарушению:

  • Игнорируйте незначительные нарушения, которые не мешают работе группы, останавливайте неправильное поведение взглядом или движением, адресованным нарушителям.
  • Не используйте домашнее задание как наказание за разговоры на уроке.
  • Если обучающийся ведет себя демонстративно с целью привлечения к себе внимания, удалите его на время ("Выйди и подумай о своем поведении").
  • Выбирайте подходящий для конкретного обучающегося и случая вид наказания, иначе вы можете подкреплять негативное поведение, а не уменьшать его.

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Умение предотвратить негативное поведение - один из важнейших организационных навыков педагога. Специалисты считают, что большинство проблем, связанных с поведением на уроке, возникает из-за того, что обучающиеся не знают правил и не следуют им. Взаимопонимание между обучающимися и преподавателями создаются похвалами, поощрением хорошего поведения и управлением доверия в группе. Дисциплинарные меры крайне редки в обстановке уважения и доверия между преподавателем и обучающимися.

Ключом к минимизации дисциплинарных проблем является именно умение преподавателя управлять группой. Хорошим преподавателям удается обратить должное внимание на потребности всех обучающихся во время урока. К сожалению, исследования показывают, что большинство преподавателей чаще всего уделяют внимание одним и тем же обучающимся, игнорируя других. Естественно, такое поведение преподавателя увеличивает вероятность плохого поведения обучающихся.

Хороший преподаватель умеет анализировать поведение обучающихся и делать вывод, поможет ли установленное им правило справиться с ситуацией. Поэтому преподаватели, устанавливающие ясные, прозрачные требования к поведению обучающихся, более успешны в управлении группой и сталкиваются с меньшим количеством дисциплинарных проблем, чем те, кто не формулирует подобных требований. Когда же четко сформулированное требование не выполнено, преподаватель дает обучающемуся возможность осознать проблему и приводит примеры, как обучающийся мог избежать совершения того или иного поступка. Заранее продекларированные правила предоставляют возможность педагогу решать дисциплинарные проблемы в индивидуальном порядке, и потому поступки нескольких обучающихся никогда не отразятся на поведении всей группы.

Важно помнить, что требования должны быть ясные и конкретные. Постоянство, с которым преподаватель реагирует на нарушение правил, важно так же, как и установление требований к поведению. Постоянство в сочетании с должным управлением помогает преподавателю снизить до минимума показатели плохого поведения обучающихся на уроке.

Чуткий преподаватель способен решать большинство дисциплинарных проблем, не прибегая к помощи администрации училища. Он понимает, что снизив количество дисциплинарных проблем в группе, сможет значительно повысить успеваемость обучающихся. Ведь чем меньше времени уходит на решение подобных проблем, тем больше его остается на обучение, а чем больше времени идет на обучение, тем больше знаний получают обучающиеся.

Сила преподавателя - в мастерстве, в умении вовлечь каждого, в умении организовать работу так, что каждому есть дело по его способностям. (Антология гуманной педагогики. С. Соловейчик, Москва Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2007 г.)

ПАМЯТКА №1 Предотвращение конфликта и спасение ситуации

  • Не начинать с категорических требований.
  • Предоставлять выбор.
  • Предлагать действия, в которых взрослый может оказаться желанным помощником.
  • Искать поводы для взаимного соревнования.
  • Превратить задание в игру с неожиданным концом.

ПАМЯТКА №2 Начни урок как песню

  • Начинай урок со звонком.
  • Радуйся встречи с группой.
  • Организуй погружение в свой предмет.
  • Используй доску как информационное табло.
  • Четко ставь цели и определяй план урока, продумывай домашнее задание.
  • Планируй всю серию уроков по теме, опираясь на особенности группы.
  • Снимай трудности, предотвращай ошибки.
  • Слушай внимательно ответы, не перебивай.
  • Люби детей и себя.

ПАМЯТКА №3 Преподаватель - личность

  • Преподаватель учит внешним видом, делом, словом.
  • Требуешь от обучающихся - будь образцом во всем.
  • Не кричи, а учи!
  • Познай каждого обучающегося.
  • Преподаватель учится всегда.
  • Доводи любое дело до конца, делай его только хорошо.
  • Дети - зеркало нравственной жизни взрослых.

ПАМЯТКА №4 Карта достоинств преподавателя - профессионала.

Для профессиональной подготовки и проведения урока:

  • Старается знать многое о новых достижениях в науке, которую преподает, в психологии и педагогике, а также в методике преподавания предмета.
  • Серьезно и обстоятельно готовится к урокам.
  • Очень точно и корректно формулирует учебные цели и задачи урока.
  • Владеет умением превращать организационный момент на уроке в организационно-психологический момент, задающий добрую, человечную, деятельную тональность всему уроку.
  • Умеет увлечь обучающихся на уроке, мотивируя их работу, настойчиво и без раздражения работает с каждым обучающимся, стараясь добиться настоящего эффекта.
  • Умеет переключать виды деятельности на уроке и снимать усталость за счет специальных способов разрядки.
  • Знает и использует методику дифференциального обучения.
  • Создает творческую атмосферу на уроке; разработал и использует щадящую разумную систему неразрушающего контроля за знаниями и развитием обучающихся.
  • Владеет умением задавать проблемные вопросы, активизирующие мыслительную деятельность.
  • Постоянно работает с понятийной базой предмета.
  • Умеет обеспечивать активизацию познавательной деятельности в процессе работы над новым материалом.
  • Знает кого и как поощрять, в какой форме оценивать знания, умения и навыки.
  • Умеет организовать групповую творческую деятельность обучающихся.
  • Всегда внимательно и уважительно слушает и слышит обучающихся на уроке и справедливо выставляет отметки.
  • Подбирает и выдает разно-уровневые, интересные оригинальные творческие домашние задания.

ПАМЯТКА №5 Что должен уметь компетентный педагог?

  • Успешно решать свои жизненные проблемы, проявляя инициативу, самостоятельность и ответственность.
  • Ориентироваться на рынке труда и понимать, какие умения потребуются обучающимся, чтобы найти себе работу в современных условиях и успешно продвигаться по лестнице профессионального успеха.
  • Видеть и понимать действительные жизненные интересы своих обучающихся.
  • Проявлять уважение к обучающимся, к их суждениям и вопросам.

Педагог должен понимать, что:

  • Нужно быть готовым к постоянным переменам.
  • Строить сегодняшнее и завтрашнее поведение на основе вчерашних знаний и вчерашнего опыта невозможно.
  • Главная задача - обеспечить максимум успеха и минимум неудач в будущей жизни своих обучающихся, поэтому родители - самые верные союзники преподавателя.
  • Любая человеческая деятельность красива и эффективна, и это представление передать обучающимся.

ПАМЯТКА №6 Педагог должен остерегаться:

  • По привычке считать себя самым главным и единственным источником знаний.
  • Передавать обучающимся свой жизненный опыт и воспитывать их исходя из того, как был воспитан сам.
  • Придерживаться представлений о том, что существуют раз и навсегда заданные способы правильного и неправильного решения различных проблем.
  • Следовать мелочным правилам и инструкциям.

Литература

  1. Абасов З.А. Завуч / З.А. Абасов // Проектирование и совершенствование контрольно-оценочного компонента учебной деятельности школьников. - 2004. - №8. - С. 21-45.
  2. Бардин, К.В. Чтобы ребенок успешно учился / К.В. Бардин. - М.: Просвещение, 1998. - 252 с.
  3. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. / А.А. Гин. - М.: Вита-Пресс. - 1999. - 88 с.
  4. Дьяченко, В.К. Сотрудничество в обучении. - М.: Просвещение, 1990. - 62 с.
  5. Касицина Н.В. Как разбудить собственную активность ученика: педагогика поддержки: тактика защиты / Н.В. Касицина. - М.: Чистые пруды, 2007. - 32 с.
  6. Литвак, М.Е. Командовать или подчиняться? / М.Е. Литвак. - 16-е изд. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1992. - 64 с.
  7. Литвак М.Е. Психологическое айкидо / М.Е. Литвак. - Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского педагогического института, 1992. - 64 с.
  8. Маслоу А. Личность и мотивации / А. Маслоу. - СПб.: Евразия, 1999. - 478 с.
  9. Петрушин, В.И. Завуч / В.И. Петрушин // Психология крика. - 2002. - №2. - С. 109-119.
  10. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ. пед. вузов / И.П. Подласый. - М.: Владос,1999. - 576 с.
  11. Русаков А.С. С.Л. Соловейчик Антология гуманной педагогики / А.С. Русаков. - М.: ИД Шалвы Амонашвили, 2007. - 224 с.
  12. Скороходова Н.Ю. Завуч / Н.Ю. Скороходова // Успешность педагогического труда. - 2004. - №7. - С. 50-74.
  13. Соловейчик С.Л. Педагогика для всех. / С.Л. Соловейчик. - 2-е изд. - М.: Первое сентября, 2000. - 496 с.: ил.
  14. Соловейчик С.Л. Статьи для своей газеты / С.Л. Соловейчик. - М.: Первое сентября, 2002. - 184 с.

Трудности во время уроков возникают не только у начинающих преподавателей, но и у опытных учителей. Однако молодому педагогу сложнее справиться с детьми, найти нужный подход и правильно избрать методику установления в классе порядка. Необходимо знать разные способы налаживания контакта с учениками, уметь поддерживать здоровую обстановку на занятиях, держать детей на необходимой дистанции и создавать нужную иерархию отношений. Педагог должен быть для своих учеников авторитетом, пользоваться их уважением и доверием. Молодые учителя вынуждены делать многое опытным путём, именно поэтому иногда они успевают быстро разочароваться в профессии, либо тратят слишком много времени и усилий, чтобы наладить дисциплину в классе. При этом установить правильные отношения с учениками очень важно, поскольку только так можно проводить обучение достаточно эффективно, все силы направляя непосредственно на образовательный процесс, не отвлекаясь на вопросы, связанные с порядком, тишиной, дисциплиной.

Как наладить дисциплину в классе и правильно установить отношения с учениками? Нюансы, особенности, советы

Дисциплина в классе иногда становится труднодостижимой целью. Особенно сложно её установить, когда педагог молод, а преподаёт он в средних классах. Ученики, находясь в переходном возрасте, достаточно непросто поддаются общим методикам воспитания, стремятся к самовыражению, быстро теряют интерес к занятиям и склонны высказывать своё мнение, демонстрировать личную позицию. Для учителя в таких случаях на первый план выходит сразу несколько важнейших задач:

  • вызвать искренний интерес к предмету;
  • грамотно создать свой образ педагога, который должен вызывать уважение;
  • ни в коем случае не показывать свои слабые стороны: неуверенность, страх перед аудиторией, отсутствие готовых решений возникающих проблем и их поиск «на месте»;
  • вести урок последовательно и логично, не терять его нить и не останавливаться, не прерываться, не сбивать темп, чётко следить за временем;
  • контролировать поведение каждого ученика и всего класса в целом;
  • установить контакт с каждым ребёнком, не оказывая излишнего давления;
  • выработать собственную линию поведения, придерживаться её в любых ситуациях, даже критических.
Если педагогу удастся решить основные задачи, наладить дисциплину в классе не составит труда. Существует целый ряд нюансов, которые необходимо знать начинающему учителю. Несложные рекомендации помогут найти к детям подход, правильно организовать процесс обучения, верно выстроить отношения с ребятами.
  1. В первую очередь вам понадобится ответственно подойти к организации уроков. Каждый ваш урок должен быть детально продуман. Если вы сами не сумеете грамотно проводить уроки, распределять время, правильно чередовать разные занятия, увлекать детей и заставлять их постоянно думать, отвечать, рассуждать, работать, ученики почувствуют вашу неуверенность, поймут, что у вас не хватает личной дисциплины. В итоге установить порядок в классе будет гораздо сложнее.
  2. Каждый урок должен иметь чёткую структуру. Делите его на этапы, отграничивайте их друг от друга. Обязательно пишите конспекты уроков и постоянно ориентируйтесь на время. Отмечайте в ваших записях, сколько минут отводится на ту или иную работу в классе. Оставляйте всегда небольшой запас времени, но и планируйте заранее, чем вы займёте ребят, если все задания будут выполнены раньше срока.
  3. Выделяйте организационный момент, объясняйте ученикам в начале урока его задачи и цели. Постарайтесь своим вступительным словом настроить детей на ответственное отношение к занятиям. Обозначайте стимулы: роль темы или предстоящей работы в общем учебном процессе, значение для дальнейших занятий, проверочных работ, итоговых контрольных.
  4. Охватывайте на уроке всех учеников. Не допускайте «перекосов», когда основное внимание уделяется слабым ученикам, которых необходимо опросить, или, наоборот, отличникам, отвечающим на все вопросы.
  5. Избегайте ситуаций, в которых вы не сможете сориентироваться и точно направить ход урока. Незаметно смотрите на часы и не выходите за установленные вами рамки, постоянно руководите действиями учеников, избегайте пауз. Рассчитывайте время объективно, чтобы всё успевать. Не продолжайте урок после звонка – нужно укладываться в заданный период.
  6. Используйте различные средства и методы обучения на уроках, старайтесь делать их увлекательными, захватывающими. Если ваш урок действительно заинтересует учеников, дисциплину установить будет гораздо легче. Есть много способов вывести урок за рамки обычного рутинного занятия:
    • используйте иллюстрации, музыкальные фрагменты, проводите интегрированные уроки;
    • создавайте специально для уроков презентации;
    • выведите учеников на экскурсию, связанную с темой урока;
    • проводите уроки в нестандартном формате: урок-диспут, урок-семинар, урок-конференция, урок-путешествие;
    • используйте таблицы, карточки, проводите мини-соревнования между учениками.
  7. Работайте над собой. Обязательно следите за своим психологическим состоянием, тщательно его контролируйте, не позволяйте эмоциям брать верх. Заранее продумайте ваш образ педагога и неуклонно ему следуйте. Даже когда вы впервые входите в класс, вас ждут совершенно незнакомые ученики, вы чувствуете страх и неуверенность, демонстрируйте всем своим видом: вы полностью контролируете ситуацию и нисколько не боитесь, не стесняетесь. Если уверенности нет – сыграйте её. Ваш настрой обязательно почувствуют ученики. Будьте внешне абсолютно спокойны. Постепенно вы ощутите, что действительно берёте ситуацию в свои руки. Главное – убедите в своих возможностях себя и учеников.
  8. Настраивайтесь на занятия позитивно. Очень важно, чтобы вы действительно любили свою работу и детей. Временные сложности бывают у всех, но преодолеть их быстро и результативно поможет ваш правильный внутренний настрой. Не позволяйте себе раздражаться, расстраиваться на уроках, не паникуйте.
  9. Уважайте в учениках личность. На детей не следует повышать голос – это демонстрирует слабость, не допускается использование уничижительных характеристик, пренебрежение в тоне, оценках, комментариях. Почувствовав негативный посыл, ученики моментально ответят тем же. Очень важно, чтобы ребята начали уважать молодого педагога. Сдержанный, деликатный, корректный, настойчивый, но полностью уравновешенный учитель обязательно вызовет положительное отношение. Ребята, как и все люди, всегда оценят уважение к себе
  10. Когда ученики начали вам мешать вести урок, не теряйте контроль над собой. Ведите себя спокойно, не нервничайте. Пытаться продолжать говорить, перекрывая шум, чтобы наладить дисциплину в классе, не стоит. Лучше просто остановиться, сделать небольшую паузу, успокоиться, а затем, если ученики не замечают вашего молчания, привлечь их внимания. Хорошо помогает в таких случаях лёгкий, но непривычный звук. Вы можете постучать по столу ручкой, указкой, обратиться к ученикам с какой-то побудительной фразой. Важно всем своим видом продемонстрировать уверенность и твёрдость. Это всегда хорошо действует. Также вы можете встать, подойти к доске, двери. Ваши действия наверняка вызовут интерес и отвлекут детей. Ещё один хороший вариант – определить самых задорных учеников, так называемых «заводил», и подойти к ним. Таким образом вы моментально отделите их от остальных детей: другие ученики начнут затихать, следя за развитием событий и ожидая ваших дальнейших шагов. После этого достаточно строго напомнить ученикам о том, что идёт урок и есть ещё незаконченная работа, которую вам предстоит вместе с ними провести. Обратите внимание, что вам нужно не отделиться от детей, а объединить себя с ними – вы вместе трудитесь на уроках. Поэтому следите за вашими выражениями и формулируйте их тщательно, продуманно. Ученики обязательно обратят внимание на ваши слова, уловят все нюансы и оценят ваше отношение.
Помните, что даже опытные педагоги не всегда способны разрешить конфликт, справиться с конкретными учениками, успешно наладить дисциплину в классе. Иногда обстоятельства настолько серьёзны, что без вмешательства психолога, социального педагога, администрации школы и родителей не обойтись. Не торопитесь с выводами, снимая ответственность с себя, но и не снижайте объективность, анализируя положение в классе. В некоторых случаях помогают только экстренные и жёсткие меры. Если вы чувствуете, что столкнулись именно с такой ситуацией, посоветуйтесь с другими учителями, школьным социальным педагогом.