Главная · Бытовая техника · Сроки поверки счётчиков федеральный закон. Нужна или не нужна поверка приборов учета воды? Московские мифы. Возможна ли самостоятельная установка счетчика

Сроки поверки счётчиков федеральный закон. Нужна или не нужна поверка приборов учета воды? Московские мифы. Возможна ли самостоятельная установка счетчика

Наличие общедомового прибора учета (ОДПУ) - важная часть системы диспетчеризации многоквартирного дома. Фиксируя реальное потребление ресурса в рамках дома, общедомовой счетчик дает возможность не переплачивать за потери, возникшие в сетях поставщика.

Важным условием при этом является правильная работа приборов учета, достигаемая путем своевременной поверки счетчиков.

Зачем производить поверку общедомовых счетчиков

Поскольку со временем детали счетчиков изнашиваются, приборы могут давать неточные показания. Для того, чтобы проверить счетчик на корректность исчисления показаний и возможные дефекты, и производится поверка счетчиков.

Поверка предполагает обследование прибора учета на предмет соответствия всех характеристик метрологическим требованиям. Во время поверки выявляется наличие или отсутствие различных дефектов, от которых зависит погрешность ОДПУ в результате его работы. Если поверка выявляет, что прибор учета соответствует необходимым требованиям, его оставляют работать на новый срок. В случае выявления каких-либо дефектов счетчик ремонтируется, а при невозможности или нецелесообразности ремонта - меняется на новый.

Необходимость поверки общедомовых приборов учета следует из Федерального закона № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» от 26.06.2008 г.

К применению допускаются средства измерений, прошедшие проверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона. При утверждении типа средств измерений устанавливаются показатели точности, интервал между поверками средств измерений, а также методика поверки данного типа средств измерений. 102-ФЗ ст. 9. п. 1, ст.12. п.1

Кроме того, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», обязывают потребителей к проведению поверок счетчиков в установленные сроки.

Потребители обязаны обеспечивать проведение поверок коллективных (общедомовых) приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета. ПП РФ РФ № 354 от 06.05.2011, п. 34

При просрочке срока поверки ОДПУ эксплуатация счетчиков запрещена. Оплата коммунальных услуг в таком случае начисляется не по фактическому потреблению, а по нормативу.

Как часто производится поверка общедомовых счетчиков

Поверка общедомовых счетчиков в обязательном порядке производится по окончанию «сроков поверки», указанных в технической документации на ОДПУ. Такие сроки устанавливаются заводами-изготовителями. В течение этих сроков гарантируется точность измерений, а по их окончании прибор учета поверяется на исправность.

Управляющие организации многоквартирных домов с установленными ОДПУ заключают с ресурсоснабжающими организациями договоры поставок коммунальных ресурсов и ведут расчеты в соответствии с порядком, изложенным в «Правилах предоставления коммунальных услуг...». В 2013 году правительство редактировало эти Правила, добавив подпункт об обязанностях потребителей проводить поверки общедомовых приборов учета в сроки, установленные их технической документацией.

Потребители обязаны обеспечивать проведение поверок коллективных (общедомовых) приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета, предварительно проинформировав исполнителя о планируемой дате снятия прибора учета для осуществления его поверки и дате установления прибора учета по итогам проведения его поверки, за исключением случаев, когда в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, предусмотрена обязанность исполнителя осуществлять техническое обслуживание таких приборов учета, а также направлять исполнителю копию свидетельства о поверке или иного документа, удостоверяющего результаты поверки прибора учета, осуществленной в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. ПП РФ РФ № 354 от 06.05.2011, п. 34, пп. «е»

Поверка общедомовых счетчиков воды

Поверка общедомовых приборов учета воды проводится в соответствии с требованиями ГОСТ 8.156 (п.3.4.8) и МИ 1592-99. Согласно этим источникам, поверка ОДПУ воды заключается во внешнем осмотре счетчика, проверке его герметичности и определении его относительной погрешности.

При внешнем осмотре ОДПУ воды проверяется:

  • соответствие комплектности требованиям нормативно-технической документации на счетчик конкретного типа;
  • состояние лакокрасочного покрытия;
  • четкость надписей на маркировочной табличке, цифр и отметок на циферблате и роликах отсчетного устройства;
  • отсутствие пятен, трещин и сколов, влияющих на считывание показаний;
  • отсутствие загрязнений на стекле, закрывающем циферблат и отсчетное устройство;
  • наличие стрелки, указывающей направление потока воды.

Герметичность счетчиков проверяют путем создания гидравлическим прессом в рабочей полости давления 1,6 МПа (16 кгс/см). Результаты проверки считают удовлетворительными, если после выдержки в течение 15 мин в местах соединений и корпусе не наблюдается отпотевания или течи воды.

Относительную погрешность ОДПУ воды определяют при трех поверочных расходах - номинальном, переходном и минимальном. При каждом расходе выполняется одно измерение и не допускается усреднение погрешности, определенной при различных расходах.

Поверка общедомовых счетчиков тепла

Методы поверки общедомовых приборов учета тепла определяются согласно правилам Госстандарта РФ. В соответствии с требованиями Закона РФ «Об обеспечении единства измерений», в заводской документации на единое средство измерения тепловой энергии и теплоносителя должен быть раздел «Методика выполнения измерений».

В общем виде поверка ОДПУ тепла состоит из внешнего осмотра, поверки электрического сопротивления изоляции счетчика и определения его метрологических характеристик.

Внешний осмотр ОДПУ тепла включает:

  • выявления внешних неисправностей и дефектов;
  • проверку маркировки;
  • проверку качества внешнего вида, исправности защитной арматуры и соединительных проводов;
  • проверку равенства длин проводов;
  • проверку отсутствия загрязненности поверхности защитной арматуры.

Проверку электрического сопротивления изоляции между чувствительным элементом счетчика и защитной арматурой проводят при температуре 25 (± 5) °С и относительной влажности воздуха от 45 до 80% мегомметром М4100/1 с переменой полярности напряжения. Сопротивление изоляции должно быть не менее 100 МОм.

Метрологические характеристики определяют по результатам измерений сопротивлений ТП при температурах 0 и 100° С. При этом сопротивления счетчика при температуре вблизи 0 и 100 °С определяют в соответствии с ГОСТ 8.461.

Поверка общедомовых счетчиков газа

Счетчики, снабженные устройствами пересчета результатов измерений объема газа, поверяют поэлементно или поканально по методике, изложенной в руководстве по эксплуатации. Поверку по каналу измерений объемного расхода и объема этих счетчиков проводят в соответствии с межгосударственным стандартом ГОСТ 8.324-2002. Такая поверка включает проведение внешнего осмотра и проведение испытаний с целью определения пригодности счетчика.

При внешнем осмотре ОДПУ газа устанавливается:

  • наличие паспорта на счетчик или свидетельства о предыдущей поверке;
  • наличие руководства по эксплуатации;
  • наличие протокола испытаний на герметичность и протокола испытаний на сопротивление изоляции;
  • наличие товарного знака предприятия-изготовителя;
  • наличие надписей с указанием типа, порядкового номера, года изготовления, наибольшего избыточного давления, максимального и минимального значений расхода.

Опробование счетчика проводят, пропуская через него поток воздуха со значением расхода не менее 10% номинального. Счетчик при этом должен работать устойчиво и без посторонних шумов. По результатам сравнения пропущенного через эталонный счетчик контрольного объема воздуха с показаниями поверяемого счетчика проверяют основную относительную погрешность.

Показания счетчиков могут быть сняты визуально по отсчетному устройству или, при наличии импульсного выхода, по числу зарегистрированных импульсов.

Поверка общедомовых счетчиков электроэнергии

Методики поверки ОДПУ электроэнергии разнятся в зависимости от модели счетчиков. В общем виде процедура включает в себя следующие действия:

  1. Проверка наличия паспорта на счетчик или свидетельства о предыдущей поверке.
  2. Осмотр счетчика на предмет наличия повреждений корпуса, внешних или внутренних частей - в том числе, проверяется прочность стекол, наличие индивидуального номера, соответствие комплектности заявленной модели и маркировки.
  3. Опробование и поверка правильности функционирования счетного механизма прибора учета. Для этого счетчик подключается к источнику питания и прогревается при номинальном напряжении и в таком же режиме подачи тока. Также допустима поверка, когда измеряется частота вращения диска и зажигания светодиодов за время изменения показаний счетного механизма на 2 цифры нижнего разряда.
  4. Проверка прочности электроизоляции. Не проверяется, если счетчик недавно ремонтировался или если с момента прошлой поверки счетчика его целостность не нарушалась, что подтверждается неповрежденной пломбой.
  5. Проверка отсутствия самохода. Для этого, при отсутствии тока в последовательной цепи и номинальном показателе напряжения источника питания счетчика, подается напряжение на параллельную цепь - 115% от номинального показателя.
  6. Поверка порога чувствительности электросчетчика. Проводится при номинальном значении напряжения параллельной цепи счетчика и таком же значении напряжения источника питания в приборе учета электроэнергии.

Также определяется соответствие систематической относительной или основной погрешности учета, предусмотренной изготовителем. Погрешность определяется методом косвенного измерения мощности. При этом используются вольтметр, амперметр и секундомер. Погрешность определяется путем сравнения показаний напряжения, силы тока или мощности нагрузки с указанными в технической документации к счетчику.

Методы поверки общедомовых счетчиков

Поверка общедомовых счетчиков проводится как в плановом режиме, так и внепланово. Внеочередная поверка проводится в случаях:

  • повреждения пломбы (поверительного клейма), либо в случае утраты свидетельства о поверке или вводе в эксплуатацию оборудования после периода длительного хранения;
  • повторной настройки, связанной с известным, либо предполагаемым повреждением счетчика.

Метрологическое обеспечение достоверности показаний ОДПУ заключается в периодической поверке этих приборов в специализированной организации. Например, в лаборатории регионального центра стандартизации и метрологии или в организации, имеющей в своем распоряжении соответствующие испытательные лаборатории.

Поверка в метрологической лаборатории

Метрологическая поверка в лаборатории заключается в испытаниях прибора учета на специализированном оборудовании. При проверке ОДПУ в метрологической лаборатории счетчик, помимо проверки на соответствие обязательным требованиями, установленными нормативными документами по поверке, очищается от отложений и, при необходимости, ремонтируется.

Для поверки общедомового прибора учета в метрологической лаборатории счетчик демонтируют в присутствии представителя поставщика ресурса, который проверяет показания прибора учета и сохранность пломб. Таким образом, демонтаж ОДПУ сопряжен с необходимостью согласования даты и времени прибытия представителя ресурсной организации. Дальнейшая доставка ОДПУ в метрологическую лабораторию происходит по предварительной договоренности о дате поверки.

После проведения поверки необходим повторный вызов представителя поставщика ресурса для установки поверенного прибора учета, его опломбировки и составления «Акта ввода в эксплуатацию».

Поверка общедомовых счетчиков без снятия

Поверку общедомовых приборов учета возможно проводить и без снятия. Такой подход будет целесообразен в ветхих домах.

Дело в том, что в случае установки общедомового прибора учета в старом жилом фонде, его снятие подвергает риску состояние инженерной системы. Демонтаж ОДПУ может привести к нарушению целостности узлов и, как следствие, к затратам на ремонтные работы.

Для того, чтобы выполнить процедуру поверки без снятия, специалисты метрологической лаборатории могут приехать к месту установки счетчиков самостоятельно и с помощью переносной системы выполнить необходимые операции, не снимая приборы. В результате такой поверки, как и при поверке в метрологической лаборатории, определяется погрешность и составляется соответствующий акт.

Однако при поверке ОДПУ без снятия существует риск того, что какая-то деталь счетчика скоро выйдет из строя, что невозможно определить без лабораторного исследования. Как следствие, снижается достоверность данных об истинном техническом состоянии прибора учета.

Документы после поверки счетчиков

Если после проведения требуемых метрологических процедур, общедомовой прибор учета признается пригодным для дальнейшей эксплуатации, то, вне зависимости от выбранного метода поверки, после ее проведения оформляются следующие документы:

  • свидетельство о поверке;
  • договор о проведении поверки;
  • документ, подтверждающий оплату поверки.

Кроме того, в техническом паспорте счетчика делается запись о том, что поверка пройдена.

Если ОДПУ признается непригодным к применению, выписывается извещение о непригодности.

Право проводить поверку имеет не каждая организация, поскольку такой вид услуг относится к подлежащим обязательному лицензированию. Помимо прочего, такая организация должна быть аккредитирована в Единой национальной системе аккредитации. Поэтому, чтобы результаты поверки признавать действительными, необходимы еще и копии документов, относительно организации, проводившей поверку:

  • аттестат об аккредитации;
  • приказ об аккредитации.

Кто оплачивает поверку общедомовых приборов учет

Ответственность за содержание общедомового имущества ложится на собственников жилого дома. Поскольку ОДПУ входят в категорию общедомового имущества, их установка и поверка осуществляется управляющей компанией многоквартирного дома за счет собственников помещений, в рамках платы по статье «Содержание жилья».

Содержание общего имущества включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д. ПП РФ №491 от 13.08.2006 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме»

Своевременная поверка ОДПУ как профилактика ОДН

Неисправные общедомовые приборы учета приводят к неучтенным потерям ресурса, оплачивать которые приходится потребителям. Такие потери включаются в квитанции на оплату коммунальных услуг, в графу ОДН.

Проведение поверок общедомовых счетчиков означает гарантию корректности работы приборов учета. И, как следствие, уменьшение разницы между показателями ОДПУ и реально потребленным объемом ресурса.

Конечно, это не единственная причина высокого ОДН. На практике их существует около десятка, и их устранение становится задачей управляющей компании. «СТРИЖ» помогает помогает разобраться с главными причинами высокого ОДН уже в первую неделю после установки, позволяя развернуть полноценную систему автоматизированного сбора показаний за разумный бюджет.

Смотрите систему автоматизированного сбора показаний «СТРИЖ»

В продолжение статьи.

Существует, так называемый, межповерочный интервал счетчиков воды, который обязан к соблюдению потребителями.

И этому есть свои объяснения. За счёт износа деталей прибора по учёту воды могут возникать погрешности в точности показаний, как в большую, так и меньшую сторону. Также поверку необходимо проводить в лабораториях на соответствующем оборудовании.

Какова периодичность

Любой счётчик воды имеет в своём техническом паспорте межповерочный интервал. У различных производителей интервалы варьируются и в основном укладываются в таких периодах:

  • счётчики холодной воды от 4 до 6 лет;
  • для горячего водоснабжения интервал составляет также до 6 лет.

С 17 мая 2013 года приказом Федерального агентства по метрологии и техническому регулированию № 509 для счётчиков учёта ГВС интервал между поверками закладывается сроком на 6 лет.

По заявлениям производителей водосчётчиков их изделия могут проработать в нормальном режиме от 8 до 15 лет без потери качества измерений. Тестирование проводится в заводских лабораториях с использованием питьевой воды подготовленной по ГОСТам.

В реальности счётчики устанавливаются на изношенные сети трубопроводов. В воде присутствуют химические и механические примеси, негативно сказывающиеся на работе измерительного прибора.

Негативным фактором, снижающим МПИ (межповерочный интервал) является и давление воды в трубопроводах. Ночью давление из-за отсутствия разбора воды потребителями повышенное, а в дневное время и утром оно падает.

Возьмите на заметку: домовое водоснабжение, в основном, не снабжено системами выравнивания давления воды. Периодические воздействия (скачки давления) приводят к преждевременному износу счётчиков. Поэтому производители снижают пороги межповерочных интервалов.

Проблема низкого качества воды и изношенных трубопроводов косвенно сказывается на потребителе в такой форме как необходимость проводить поверку приборов учёта с такой маленькой периодичностью.

Процедура проведения поверки

Потребитель обязан периодически сдавать счётчик воды на поверку.

Наступление срока поверки определяется не от момента ввода в эксплуатацию прибора, от даты проведения заводской поверки (если такие данные отсутствуют, то за основу принимается дата выпуска).

Прежде чем сдать счётчик на поверку потребитель должен согласовать эту процедуру с управляющей компанией. Демонтаж и монтаж счётчика выполняется за счёт потребителя.

Полезно знать: вся процедура поверки прибора может занять до трёх недель. За этот период следует подать заявление о перерасчёте потребления воды по средним нормам.

В случае положительных результатов поверки в паспорте счётчика ставится отметка с указанием даты. Если прибор показал отклонения в работе, то его вскрывают, производят замену изношенных деталей и затем регулировку. В таких случаях потребителю на руки выдаётся «Свидетельство о поверке».

В целом процедура длится довольно долго, связана с неудобствами и денежными затратами. Поверочная лаборатория за свои услуги взимает плату. Размеры оплат в различных центрах могут отличаться, но для потребителя они не так уж и дешевы.

В некоторых случаях выгоднее провести замену на новый водный счётчик, чем сдавать его на поверку. Фирмы, специализирующие на услугах такого рода, заменят счётчик, выдадут соответствующий сертификат.

Альтернативная поверка

Для людей ценящих своё время существует альтернативный способ поверки счётчика.

Процедуру поверки счётчика можно провести на дому без снятия прибора учёта. Выгода очевидна. Не надо выкраивать время на приезд мастера и снятие счётчика в первый раз и во второй раз на установку поверенного прибора.

По вашей заявке мастер выполнит всю работу в удобное для клиента время. Компактное специальное метрологическое оборудование позволит провести процедуру поверки счётчика воды без демонтажа.

Обратите внимание: по окончании работы мастер выдаст свидетельство о поверке прибора, которое следует представить в свою обслуживающую компанию.

Кроме этого, стоит такая услуга дешевле, чем поверка в условиях стационарной лаборатории.

Выбор счётчика воды

Для получения сертификата и лицензии на производство недобросовестные производители прибегают к таким уловкам как представление идеальных опытных образцов продукции на испытания.

В серию идут изделия из дешёвых комплектующих и низкокачественного сырья. Заявленные сроки службы не выдерживают никакой критики, когда счётчик начинает выдавать неадекватные показатели .

На рынке можно купить дешёвые подделки под известные бренды. Внимательно относитесь к выбору прибора учёта.

Желательно приобретать счётчики в специализированных салонах, магазинах имеющих лицензии и положительные отзывы покупателей.

Объяснения специалистов о межпроверочном интервале счетчиков воды смотрите в следующем видео:

VII. Порядок учета коммунальных услуг с использованием
приборов учета, основания и порядок проведения проверок
состояния приборов учета и правильности снятия их показаний


80. Учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.

81. Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
В заявке указывается следующая информация:
– сведения о потребителе (для физического лица - фамилия, имя, отчество, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон, для юридического лица - наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации, контактный телефон);
– предлагаемая дата и время ввода установленного прибора учета в эксплуатацию;
– тип и заводской номер установленного прибора учета, место его установки;
– сведения об организации, осуществившей монтаж прибора учета;
– показания прибора учета на момент его установки;
– дата следующей поверки.
К заявке прилагаются копия паспорта на прибор учета, а также копии документов, подтверждающих результаты прохождения последней поверки прибора учета (за исключением новых приборов учета).
Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная со дня, следующего за днем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.
Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета, а также форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета и порядок ее заполнения утверждаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

81(1). Исполнитель обязан рассмотреть предложенные в заявке дату и время осуществления ввода прибора учета в эксплуатацию и в случае невозможности исполнения заявки в указанный срок согласовать с потребителем иные дату и время проведения ввода в эксплуатацию установленного прибора учета.
При этом предложение о новых дате и времени осуществления работ направляется потребителю не позднее чем через 3 рабочих дня со дня получения заявки, а предложенная новая дата осуществления работ не может быть позднее 15 рабочих дней со дня получения заявки.

81(2). В случае если исполнитель не явился в предложенные в заявке дату и время для осуществления ввода прибора учета в эксплуатацию или иные согласованные с потребителем дату и время и (или) предложенные исполнителем новые дата и время были позднее сроков, установленных пунктом 81(1) настоящих Правил, прибор учета считается введенным в эксплуатацию с даты направления в адрес исполнителя заявки, отвечающей требованиям, установленным пунктом 81 настоящих Правил, и с этой даты его показания учитываются при определении объема потребления коммунальных услуг.

81(3). В случае выполнения монтажа прибора учета исполнителем ввод в эксплуатацию осуществляется исполнителем путем оформления и подписания акта ввода прибора учета в эксплуатацию, предусмотренного пунктом 81(6) настоящих Правил.

81(4). В ходе ввода прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат:
а) соответствие заводского номера на приборе учета номеру, указанному в его паспорте;
б) соответствие прибора учета технической документации изготовителя прибора, в том числе комплектации и схеме монтажа прибора учета;
в) наличие знаков последней поверки (за исключением новых приборов учета);
г) работоспособность прибора учета.

81(5). Несоответствие прибора учета положениям, предусмотренным пунктом 81(4) настоящих Правил, выявленное исполнителем в ходе проверки, является основанием для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию.

81(6). По результатам проверки прибора учета исполнитель оформляет акт ввода прибора учета в эксплуатацию, в котором указываются:
а) дата, время и адрес ввода прибора учета в эксплуатацию;
б) фамилии, имена, отчества, должности и контактные данные лиц, принимавших участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию;
в) тип и заводской номер установленного прибора учета, а также место его установки;
г) решение о вводе или об отказе от ввода прибора учета в эксплуатацию с указанием оснований такого отказа;
д) в случае ввода прибора учета в эксплуатацию показания прибора учета на момент завершения процедуры ввода прибора учета в эксплуатацию и указание мест на приборе учета, где установлены контрольные одноразовые номерные пломбы (контрольные пломбы);
е) дата следующей поверки.

81(7). Акт ввода прибора учета в эксплуатацию составляется в 2 экземплярах и подписывается потребителем и представителями исполнителя, принимавшими участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию.

81(8). Перед подписанием акта ввода прибора учета в эксплуатацию (при отсутствии оснований для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию) представитель исполнителя осуществляет установку контрольных пломб на приборе учета.

81(9). Ввод приборов учета в эксплуатацию в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, осуществляется исполнителем без взимания платы.

81(10). Эксплуатация, ремонт и замена приборов учета осуществляются в соответствии с технической документацией. Поверка приборов учета осуществляется в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

81(11). Прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу.

81(12). Прибор учета считается вышедшим из строя в случаях:
а) неотображения приборами учета результатов измерений;
б) нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки;
в) механического повреждения прибора учета;
г) превышения допустимой погрешности показаний прибора учета;
д) истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.

81(13). Потребитель в случае выхода прибора учета из строя (неисправности) обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности) и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности). В случае если требуется проведение демонтажа прибора учета, исполнитель извещается о проведении указанных работ не менее чем за 2 рабочих дня. Демонтаж прибора учета, а также его последующий монтаж выполняются в присутствии представителей исполнителя, за исключением случаев, когда такие представители не явились к сроку демонтажа прибора учета, указанному в извещении.

81(14). Ввод в эксплуатацию прибора учета после его ремонта, замены и поверки осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 81 - 81(9) настоящих Правил. Установленный прибор учета, в том числе после поверки, опломбируется исполнителем без взимания платы с потребителя, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом.

82. Исполнитель обязан:
а) проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия;
б) проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители).

83. Проверки, указанные в пункте 82 настоящих Правил, должны проводиться исполнителем не реже 1 раза в год, а если проверяемые приборы учета расположены в жилом помещении потребителя, то не чаще 1 раза в 6 месяцев.

84. При непредставлении потребителем исполнителю показаний индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в течение 6 месяцев подряд исполнитель не позднее 15 дней со дня истечения указанного 6-месячного срока, иного срока, установленного договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, обязан провести указанную в пункте 82 настоящих Правил проверку и снять показания прибора учета.

85. Проверка, указанная в пункте 82 настоящих Правил, если для ее проведения требуется доступ в жилое или нежилое помещение потребителя, осуществляется исполнителем в следующем порядке:
а) исполнитель направляет потребителю способом, позволяющим определить дату получения такого сообщения, или вручает под роспись письменное извещение с предложением сообщить об удобных для потребителя дате (датах) и времени допуска исполнителя для совершения проверки и разъяснением последствий бездействия потребителя или его отказа в допуске исполнителя к приборам учета;
б) потребитель обязан в течение 7 календарных дней со дня получения указанного извещения сообщить исполнителю способом, позволяющим определить дату получения такого сообщения исполнителем, об удобных для потребителя дате (датах) и времени в течение последующих 10 календарных дней, когда потребитель может обеспечить допуск исполнителя в занимаемое им жилое или нежилое помещение для проведения проверки. Если потребитель не может обеспечить допуск исполнителя в занимаемое им жилое помещение по причине временного отсутствия, то он обязан сообщить исполнителю об иных возможных дате (датах) и времени допуска для проведения проверки;
в) при невыполнении потребителем обязанности, указанной в подпункте "б" настоящего пункта, исполнитель повторно направляет потребителю письменное извещение в порядке, указанном в подпункте "а" настоящего пункта, а потребитель обязан в течение 7 календарных дней со дня получения такого извещения сообщить исполнителю способом, позволяющим определить дату получения такого сообщения исполнителем, информацию, указанную в подпункте "б" настоящего пункта;
г) исполнитель в согласованные с потребителем в соответствии с подпунктом "б" или "в" настоящего пункта дату и время обязан провести проверку и составить акт проверки и передать 1 экземпляр акта потребителю. Акт проверки подписывается исполнителем и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписания акта - исполнителем и 2 незаинтересованными лицами;
д) если потребитель не ответил на повторное уведомление исполнителя либо 2 и более раза не допустил исполнителя в занимаемое им жилое или нежилое помещение в согласованные потребителем дату и время и при этом в отношении потребителя, проживающего в жилом помещении, у исполнителя отсутствует информация о его временном отсутствии в занимаемом жилом помещении, исполнитель составляет акт об отказе в допуске к прибору учета. Акт об отказе в допуске исполнителя к приборам учета, расположенным в жилом или в нежилом помещении потребителя, подписывается исполнителем и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписания акта - исполнителем и 2 незаинтересованными лицами. В акте указываются дата и время прибытия исполнителя для проведения проверки, причины отказа потребителя в допуске исполнителя к приборам учета (если потребитель заявил исполнителю о таких причинах), иные сведения, свидетельствующие о действиях (бездействии) потребителя, препятствующих исполнителю в проведении проверки. Исполнитель обязан передать 1 экземпляр акта потребителю;
е) исполнитель обязан в течение 10 дней после получения от потребителя, в отношении которого оставлен акт об отказе в допуске к прибору учета, заявления о готовности допустить исполнителя в помещение для проверки провести проверку, составить акт проверки и передать 1 экземпляр акта потребителю. Акт проверки подписывается исполнителем и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписания акта - исполнителем и 2 незаинтересованными лицами.

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 22.05.2019) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг...

VII. Порядок учета коммунальных услуг с использованием

приборов учета, основания и порядок проведения проверок

состояния приборов учета и правильности снятия их показаний

80. Учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.

К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.

81. Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

В заявке указывается следующая информация:

сведения о потребителе (для физического лица - фамилия, имя, отчество, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон, для юридического лица - наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации, контактный телефон);

предлагаемая дата и время ввода установленного прибора учета в эксплуатацию;

тип и заводской номер установленного прибора учета, место его установки;

сведения об организации, осуществившей монтаж прибора учета;

показания прибора учета на момент его установки;

дата следующей поверки.

К заявке прилагаются копия паспорта на прибор учета, а также копии документов, подтверждающих результаты прохождения последней поверки прибора учета (за исключением новых приборов учета).

Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.

(см. текст в предыдущей редакции)

Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета, а также форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета и порядок ее заполнения утверждаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

81(1). Исполнитель обязан рассмотреть предложенные в заявке дату и время осуществления ввода прибора учета в эксплуатацию и в случае невозможности исполнения заявки в указанный срок согласовать с потребителем иные дату и время проведения ввода в эксплуатацию установленного прибора учета.

При этом предложение о новых дате и времени осуществления работ направляется потребителю не позднее чем через 3 рабочих дня со дня получения заявки, а предложенная новая дата осуществления работ не может быть позднее 15 рабочих дней со дня получения заявки.

81(2). В случае если исполнитель не явился в предложенные в заявке дату и время для осуществления ввода прибора учета в эксплуатацию или иные согласованные с потребителем дату и время и (или) предложенные исполнителем новые дата и время были позднее сроков, установленных пунктом 81(1) настоящих Правил, прибор учета считается введенным в эксплуатацию с даты направления в адрес исполнителя заявки, отвечающей требованиям, установленным пунктом 81 настоящих Правил, и с этой даты его показания учитываются при определении объема потребления коммунальных услуг.

81(3). В случае выполнения монтажа прибора учета исполнителем ввод в эксплуатацию осуществляется исполнителем путем оформления и подписания акта ввода прибора учета в эксплуатацию, предусмотренного пунктом 81(6) настоящих Правил.

81(4). В ходе ввода прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат:

а) соответствие заводского номера на приборе учета номеру, указанному в его паспорте;

б) соответствие прибора учета технической документации изготовителя прибора, в том числе комплектации и схеме монтажа прибора учета;

в) наличие знаков последней поверки (за исключением новых приборов учета);

г) работоспособность прибора учета.

81(5). Несоответствие прибора учета положениям, предусмотренным пунктом 81(4) настоящих Правил, выявленное исполнителем в ходе проверки, является основанием для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию.

81(6). По результатам проверки прибора учета исполнитель оформляет акт ввода прибора учета в эксплуатацию, в котором указываются:

а) дата, время и адрес ввода прибора учета в эксплуатацию;

б) фамилии, имена, отчества, должности и контактные данные лиц, принимавших участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию;

в) тип и заводской номер установленного прибора учета, а также место его установки;

г) решение о вводе или об отказе от ввода прибора учета в эксплуатацию с указанием оснований такого отказа;

д) в случае ввода прибора учета в эксплуатацию показания прибора учета на момент завершения процедуры ввода прибора учета в эксплуатацию и указание мест на приборе учета, где установлены контрольные одноразовые номерные пломбы (контрольные пломбы);

е) дата следующей поверки.

81(7). Акт ввода прибора учета в эксплуатацию составляется в 2 экземплярах и подписывается потребителем и представителями исполнителя, принимавшими участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию.

81(8). Перед подписанием акта ввода прибора учета в эксплуатацию (при отсутствии оснований для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию) представитель исполнителя осуществляет установку контрольных пломб на приборе учета.

81(9). Ввод приборов учета в эксплуатацию в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, осуществляется исполнителем без взимания платы.

81(10). Эксплуатация, ремонт и замена приборов учета осуществляются в соответствии с технической документацией. Поверка приборов учета осуществляется в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

81(11). Прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу. В целях установления факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета исполнитель при проведении очередной проверки состояния прибора учета потребителя вправе установить контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, а также пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета с обязательным уведомлением потребителя о последствиях обнаружения факта нарушения таких пломб или устройств, при этом плата за установку таких пломб или устройств с потребителя не взимается.

При проведении исполнителем проверки состояния прибора учета проверке подлежат:

целостность прибора учета, отсутствие механических повреждений, отсутствие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора;

Наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета;

отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета.

Нарушение показателей, указанных в абзацах третьем - пятом настоящего пункта, признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета. При обнаружении в ходе проверки указанных нарушений исполнитель составляет акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета. При этом, если прибор учета установлен в жилом помещении и иных помещениях, доступ к которым не может быть осуществлен без присутствия потребителя, исполнитель производит перерасчет платы за коммунальную услугу и направляет потребителю требование о внесении доначисленной платы за коммунальные услуги. Такой перерасчет производится за период, начиная с даты установления указанных пломб или устройств, но не ранее чем с даты проведения исполнителем предыдущей проверки и не более чем за 3 месяца, предшествующие дате проверки прибора учета, при которой выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, и до даты устранения такого вмешательства, исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10.

Акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета составляется в порядке, установленном настоящими Правилами.

В случае если размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется без учета показаний индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии, то нарушение показателей, указанных в абзацах третьем - пятом настоящего пункта, не признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета.

(см. текст в предыдущей редакции)

При отсутствии информации о постоянно и временно проживающих в жилом помещении гражданах объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

Стоимость потребления коммунальных ресурсов при несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета потребителем в нежилом помещении взыскивается ресурсоснабжающей организацией.

(см. текст в предыдущей редакции)

81(12). Прибор учета считается вышедшим из строя в случаях:

а) неотображения приборами учета результатов измерений;

б) нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки;

в) механического повреждения прибора учета;

г) превышения допустимой погрешности показаний прибора учета;

д) истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.

81(13). Потребитель в случае выхода прибора учета из строя (неисправности) обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности) и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности). В случае если требуется проведение демонтажа прибора учета, исполнитель извещается о проведении указанных работ не менее чем за 2 рабочих дня. Демонтаж прибора учета, а также его последующий монтаж выполняются в присутствии представителей исполнителя, за исключением случаев, когда такие представители не явились к сроку демонтажа прибора учета, указанному в извещении.

81(14). Ввод в эксплуатацию прибора учета после его ремонта, замены и поверки осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 81 - настоящих Правил. Установленный прибор учета, в том числе после поверки, опломбируется исполнителем без взимания платы с потребителя, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом.

82. Исполнитель обязан:

а) проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия;

б) проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители).

83. Проверки, указанные в пункте 82 настоящих Правил, должны проводиться исполнителем не реже 1 раза в год, а если проверяемые приборы учета расположены в жилом помещении потребителя, то не чаще 1 раза в 3 месяца.

(см. текст в предыдущей редакции)

84. При непредставлении потребителем исполнителю показаний индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в течение 6 месяцев подряд исполнитель не позднее 15 дней со дня истечения указанного 6-месячного срока, иного срока, установленного договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, обязан провести указанную в пункте 82 настоящих Правил проверку и снять показания прибора учета.

(см. текст в предыдущей редакции)

85. Проверки, указанные в пункте 82 настоящих Правил, если для их проведения требуется доступ в жилое помещение потребителя, осуществляются исполнителем в следующем порядке, если договором, содержащим условия предоставления коммунальных услуг, не предусмотрено иное:

Когда в квартире установлены счетчики воды, вы хотите и должны быть уверены в правильности их показаний. Для этого осуществляйте их своевременную проверку в срок. Это стандартная процедура, с помощью которой определяется уровень погрешности.

Производитель предоставляет гарантию на выпускаемое устройство. Со временем оборудование подвергается износу и попросту показывает неверные цифры. Чтобы избежать переплаты, по прошествии определённого заводом срока и нужно провести контрольные замеры - поверку.

Этим занимаются организации, у которых накоплен большой практический опыт и есть аккредитация на проведение таких работ. В Российском законодательстве прописано, что все индивидуальные приборы контроля холодной и горячей воды необходимо проверять на точность.

Дата проверки счетчиков воды в Москве устанавливается заводом-производителем. В среднем контроль осуществляется, спустя 4 и 6 лет после того, как водомер сошёл с конвейера, но, быть может, и больше, например, при том что вы имеете зарубежный механизм. Конечно, все зависит от марки вашего агрегата.

А также межпроверочные расстояния указываются в техническом сопроводителе. Этот документ есть в комплекте, либо выдается на руки организацией, производившей .

Дополнительно сроки проверки, касающиеся счетчиков воды, установлены законодательством и прописываются в акте о вводе в эксплуатацию. Эта бумага также выдается компанией, делавшей работу по монтажу на территории вашей квартиры.

Как проводится процедура?

Двумя способами:

1) Оборудование снимается и точно в срок передается в метеорологическую лабораторию непосредственно владельцем. Это долго и дорого. Сделать необходимо следующее:

  1. Зафиксировать показатели.
  2. Снять агрегат.
  3. Отвезти «контролёра» в лабораторию.
  4. Заполнить заявку и произвести оплату.

К этому способу стоит прибегать только в крайних случаях, так как это отнимет у вас слишком много времени и денежных средств.

2) На дому, без замены и снятия. Для этого нужно вызвать аккредитованного специалиста. Он выполнит все самостоятельно и в срок, используя переносную поверочную станцию. После завершения всех работ метролог предоставит вам официальное заключение о работоспособности установки, достоверности, правильности ее данных. Если обозначившаяся погрешность не превышает допустимый порог, то срок функционирования счетчика воды продляется на определенное время.

Когда в жилище установят прибор, вам на руки обязательно должны выдать следующие данные:

  • договор монтажа;
  • договор проведения поверки;
  • акт ввода в эксплуатацию.

Желательно вести самостоятельный мониторинг данных по воде. Ежемесячно следить за корректностью всех данных. Ведь переплачивать никто не хочет. Тем более что потраченные средства вернуть не получится. Это немаловажный фактор.

При обнаружении малейших несоответствий, резком отклонении от нормы немедленно вызывайте мастера и, если необходимо, произведите замену неисправного измерителя в срок. Это касается и горячего, и холодного кранов.

Срок поверки счетчика горячей воды

Что такое межповерочный интервал счётчиков воды? Попросту говоря, это определяемая официальными документами дата, до которой проверка водомера должна быть проведена обязательно. В случае отсутствия поверки либо ее официального подтверждения, граждане приобретают себе проблему начисления им денег за предоставление ресурса по нормативам, принятым в системе ЖКХ. То есть, аппаратура начинает считаться недействующей.

Еще раз напомним: для приборов слежения горячей воды, проверочный период обычно определяется в 4 года. У некоторых зарубежных производителей он может быть на год-два больше. Почему этот временной отрезок меньше у горячих счетчиков объясняется тем, что у них из-за более агрессивной среды воздействия, выше износ материалов, из которых изготовлены.

Срок поверки счетчика холодной воды

Периодичность поверки счетчиков воды определяет завод-изготовитель. Сегодня он фактически идентичен межповерочному интервалу и для ИПУ холодной воды в подавляющем большинстве определяется в 6 лет.

Здесь тоже, можно сказать, как и о горячем, что, если его не поверят, то гражданина будут ожидать лишние денежные траты. Другими словами, люди начинают платить за воду больше, по нормативам, которые будет указывать в платежных бумагах управляющая компания.

Сроки службы счетчиков по ГОСТу

Процесс функционирования водного оборудования регламентируется различными нормативными актами. Межповерочный интервал измерителей холодного и горячего водоснабжения отечественного производства фиксируется ГОСТом и соответственно измеряется 4 годами – для горячей и 6 – для холодной. Для импортных моделей этот срок может быть увеличен по воде до 7-8, соответственно.

Еще некоторое время назад временные промежутки поверки устанавливались различными законами и постановлениями. Но с 2017 года в Москве периодичность поверки счетчиков холодной и горячей воды устанавливается технической документацией, которая выдается вместе.

Нет смысла иронизировать по поводу ГОСТов. Также, не следует путать довольно сложные механизмы с колбасой. В их производстве недостаточно иметь просто технические условия. Это целый процесс, предусматривающий строгую точность исполнения. Учитываются максимально возможные условия эксплуатации изделий, их испытания в различных режимах нагрева воды.

Основные виды счетчиков

Сроки поверки и сроки годности счетчиков мы уже указали выше. Единственное, что можно добавить – изредка на импортную модель указывают и срок годности до 15 лет. Но это скорее исключение из правила.

Для фиксации количества холодной и горячей воды используются одинаковые типы расходомеров.

Разнообразию отечественных и импортных счетчиков горячей и холодной воды нынче почти нет предела. Выбрать нужный прибор учета подобающего качества – полдела. Но чтобы водосчетчик действовал долгие годы исправно, его нужно ещё и правильно установить.

Сегодня в России представлено свыше 500 видов такого оборудования всех типов. При желании можно поставить агрегат с дистанционной передачей показаний.

Покупая счетчик воды в Москве, (понятно, что в столице выбор больше, чем в регионах) имейте, ввиду, что эти приборы воды бывают разных классов точности - самые простые и «продвинутые».

Зачем выдерживать сроки поверки водосчетчиков? Ведь никто не узнает, что вы вовремя не представили свой измеритель для контроля. На самом деле такой номер не пройдёт. После монтажа, вы относите все имеющиеся документы в УК или ТСЖ вашего дома. Эти ведомства строго следят за периодичностью поверки.

Если сроки нарушены, то вас обязательно проинформируют об этом и попросят исправить положение вещей и осуществить все мероприятия в кратчайшие сроки любым удобным методом. Поэтому к этому вопросу нужно подходить максимально внимательно и ответственно. Помните, поверка – не рекомендация, а обязанность, которая указывается в законодательной базе. При игнорировании работ, несоблюдении установленных временных отрезков на вас могут быть наложены те или иные санкции.

Что касается срока годности водяных счетчиков, каждый производитель определяет его сам. В среднем завод-изготовитель указывает цифру для горячей и холодной воды - 12 лет при условии, если поверки проводятся вовремя.

Но иногда реальный срок сильно сокращается, например, из-за низкого качества воды или простенького фильтра.

Что делать, если просрочена поверка счетчика воды

Что грозит владельцу, если просрочена и что делать в сложившейся ситуации? Ведь начиная со дня поверки изменится принцип платы за водообеспечение и потребителя переведут на оплату по тарифу-нормативу.

Надо написать в водоснабжающую организацию заявление о проведении поверки и объяснить в нём, почему это не было сделано в срок по годам.

К вам приедет мастер и обследует ИПУ, после чего составит акт поверки.