Главная · Сети · Техника проведения гигиенической ванны новорожденного. Алгоритм проведения гигиенической ванны новорожденного. Цель: оценка физического развития

Техника проведения гигиенической ванны новорожденного. Алгоритм проведения гигиенической ванны новорожденного. Цель: оценка физического развития

(В ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ)

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Первую гигиеническую ванну новорожденного ребенка выполняют через 1-2 дня после отпадения пуповинного остатка. На протяжении первых недель жизни ребенка купают в кипяченой воде. В ванну добавляют раствор калия перманганата до светло-розового цвета. Гигиеническую ванну с раствором калия перманганата рекомендуется проводить до полного заживления пупочной ранки.

В первом полугодии жизни гигиенические ванны выполняются ежедневно, во втором – через день, после года – 2 раза в неделю. Температура воды в ванне должна быть 37–37,5°С, для недоношенных – 37,5–38°С. При ополаскивании ребенка используется вода с температурой на 1°С ниже. Продолжительность ванны для детей первого года жизни не более 5–7 минут, на втором году 8–10 минут, для детей старше 2 лет 10–15 минут. Гигиенические ванны желательно проводить в определенные часы, не ранее 1 часа после кормления или за 10–15 минут до него, за 1–1,5 часа до сна. Во время купания необходимо соблюдать меры предосторожности.

ОСНАЩЕНИЕ

2.1. Мебель медицинская: стол пеленальный; стол для проведения дезинфекционных мероприятий; кроватка детская.

2.2.ЛС: масло вазелиновое; раствор калия перманганата профильтрованный (1:10000 или 1 мл 5% раствора на 100 мл воды).

2.3.Ванночка эмалированная (пластмассовая), кувшин.

1.1. Термометры (2) для измерения температуры воды и воздуха
в комнате.

2.5. Шампунь детский (мыло детское, средство жидкое очищающее для купания), средства косметические по уходу за кожей.

2.6. Пеленки (одежда детская); подгузники одноразового применения; «рукавичка» из махровой ткани (фланели).

2.7. СИЗ: перчатки; передник.

2.8. Контейнеры: «№3», «№4» или «Физический метод».

2.9. Санитарно-гигиенические изделия: дозатор локтевой настенный с антисептиком; дозатор настенный с жидким мылом; полотенце.

2.10. Санитарно-техническое оборудование: умывальник; ведро педальное; емкость «Пеленки».

ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

2.2. Обработать руки в соответствии с ТНПА.

2.3. Надеть передник, перчатки.

3.3. Провести дезинфекцию наружных поверхностей передника, стола пеленального рабочим раствором химического средства дезинфекции в соответствии с Инструкцией №2.

3.4. Вымыть ванночку щеткой с мылом. Провести дезинфекцию методом протирания (орошения) химическим средством дезинфекции, ополоснуть водой.

3.5. Снять перчатки, поместить в контейнер №4 или контейнер «Физический метод».

3.6. Обработать руки в соответствии с ТНПА.

3.1. Проинформировать мать ребенка (законного представителя)
о предстоящей манипуляции.

3.6. Подготовить необходимое оснащение. Расстелить на столе пеленальном пеленку, выложить распашонки, одежду (пеленки).

3.7. Наполнить ванночку водой на 1/2 или 1/3 объема. Вначале налить холодную, затем горячую воду небольшими порциями попеременно во избежание образования водяного пара в помещении и возможного ожога кожи.

3.8. Измерить температуру воды. Показания фиксируют, не вынимая термометр из воды.

3.9. Набрать в кувшин воду из ванночки для ополаскивания ребенка.

ОСНОВНОЙ ЭТАП

3.10. Обработать руки в соответствии с ТНПА. При необходимости надеть перчатки (удлиненного образца).

3.11. Раздеть ребенка. После дефекации следует подмыть его проточной водой. Грязное белье поместить в емкость «Пеленки». Вымыть руки.

3.12. Зафиксировать ребенка рукой, охватив кистью руки его подмышечную область (4 пальца расположить в подмышечной впадине, большим пальцем охватить плечо сверху и снаружи; затылок и голова ребенка опираются на предплечье медсестры). Большим и средним пальцами другой руки охватить ножки ребенка на уровне голеностопных суставов.

3.13. Медленно погрузить ребенка в ванночку: сначала ягодицы, затем ножки и туловище. Уровень погружения в воду должен доходить до сосков. Отпустить ножки ребенка, плечо фиксировать на протяжении всего купания.

3.14. Надеть «рукавичку» на руку.

3.15. Намылить тело мягкими круговыми движениями и сразу ополоснуть намыленные участки: вначале вымыть голову (от лба к затылку, чтобы мыло не попало в глаза, а вода – в уши), шею, подмышечные области, верхние конечности, грудь, живот, нижние конечности. Особенно тщательно промыть естественные складки. В последнюю очередь обмыть половые органы и межъягодичную область.

3.16. Снять «рукавичку».

3.17. Извлечь ребенка из воды в положении лицом книзу.

3.18. Ополоснуть тело и вымыть лицо водой из кувшина (кувшин держит помощник).

3.19. Набросить на ребенка пеленку, положить его на стол пеленальный, осушить кожу осторожными промокательными движениями.

3.20. Обработать складки кожи согласно подпункту 3.21. Инструкции №5.

3.21. Новорожденному ребенку обработать пупочную ранку согласно Инструкции №6.2.

3.22. Запеленать (одеть) ребенка и уложить в кроватку.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

3.23. Поместить использованные пеленки и «рукавичку» в емкость «Пеленки».

3.24. Слить воду.

3.25. Провести дезинфекцию ванночки, рабочей поверхности стола пеленального, передника (после каждого ребенка) согласно Инструкции №2.

3.26. Снять передник.

3.26. Снять перчатки, поместить в контейнер №4 или контейнер «Физический метод».

3.27. Обработать руки в соответствии с ТНПА.

3.28. Сделать запись в листе назначений и медицинской карте стационарного пациента (ф. 003/у-07).

ИНСТРУКЦИЯ №12

АНТРОПОМЕТРИЯ

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Измерение массы тела проводится в утренние часы до приема пищи, предпочтительно, чтобы ребенок был обнажен. Ослабленных детей рекомендуется взвешивать в одежде, вычитая из полученной величины ее вес.

Массу тела у детей до двух лет измеряют на весах для взвешивания грудных детей (электронных или чашечных), у детей старше двух лет – на электронных или рычажных медицинских весах.

Длина тела у детей до 1 года измеряется горизонтальным ростомером, у детей старшего возраста – вертикальным. В возрасте от 1 года до 3 лет вместо нижней площадки используют откидную скамейку и отсчет длины тела ведут по шкале слева.

Измерение длины тела у детей старшего возраста выполняют на вертикальном ростомере. Ребенка ставят на площадку ростомера спиной к вертикальной стойке так, чтобы он касался ее пятками, ягодицами, спиной и теменной областью. Руки должны быть опущены вдоль тела, пятки вместе, носки врозь. Голова устанавливается в положении, при котором нижнее веко и верхний край козелка уха находятся в горизонтальной плоскости. Затем без надавливания опускается к голове подвижная планка и от ее нижнего края определяется по шкале длина тела.

Измерение окружности головы и грудной клетки проводится сантиметровой лентой. Окружность грудной клетки у детей раннего возраста определяют только в состоянии покоя, у старших – в покое,
при вдохе и выдохе. Руки должны быть свободно опущены вдоль тела. Необходимо контролировать, чтобы ребенок не поднимал плечи, не отводил руки вперед или в сторону.

ОСНАЩЕНИЕ

2.1. Мебель медицинская и оборудование: стол пеленальный (кушетка медицинская); стол для проведения дезинфекционных мероприятий; весы медицинские; ростомер (горизонтальный, вертикальный); лента сантиметровая.

  • II. Контроль исходного уровня знаний студентов, полученных при подготовке дома (опрос, программированный контроль).
  • II.3. Личностно-ориентированный подход в воспитательной деятельности
  • III. Организация проведения технического освидетельствования
  • Цель:

    Соблюдение гигиены тела;

    Обеспечение универсальной потребности ребенка «быть чистым»;

    Формирование навыков чистоплотности;

    Закаливание ребенка.

    Показания:

    Правильный гигиенический уход за кожей ребёнка.

    Противопоказания:

    Повышение температуры тела;

    Заболевания ребёнка;

    Нарушение целостности кожных покровов.

    Оснащение:

    Ванночка для купания;

    Пеленка для ванны;

    Кувшин для воды;

    Водный термометр;

    Махровая или фланелевая рукавичка;

    Детское мыло

    Флакон с 5% раствором перманганата калия*;

    Большое махровое полотенце;

    Чистый набор для пеленания или одежда, распо­ложенные на пеленальном столике;

    Стерильное растительное масло или детский крем;

    Резиновые перчатки;

    Дезинфицирующий раствор, ветошь;

    Мешок для грязного белья.

    Обязательные условия:

    Первую гигиеническую ванну проводить после за­живления пупочной ранки;

    Не купать сразу после кормления;

    При купании обеспечить в комнате температуру 22-24°С;

    Определять температуру воды для купания толь­ко с помощью термометра

    (не допускается определе­ние температуры воды путем погружения локтя в воду).

    Техника безопасности: - не оставлять ребёнка одного без присмотра в ванночке или на пеленальном столике во избежание опасности аспирации воды или падения;

    Обращать внимание на состояние ребенка, дыхание, цвет кожи, движения.

    * вместо раствора перманганата калия можно использовать отвар ромашки или череды

    Этапы Обоснование
    Подготовка к манипуляции
    1.Объяснить маме цель и ход проведения процедуры Обеспечение правильного ежедневного ухода за ребенком
    2. Подготовить необходимое оснаще­ние Обеспечение четкости выпол­нения процедуры
    3. Поставить ванночку в устойчивое положение Обеспечение безопасности проведения процедуры
    4. Вымыть и осушить руки, надеть пер­чатки Обеспечение инфекционной безопасности
    5.Обработать внутреннюю поверх­ность ванночки дезинфицирующим раствором Вымыть ванночку щеткой, ополос­нуть кипятком Обеспечение инфекционной безопасности
    6. Протереть пеленальный столик де­зинфицирующим раствором и поло­жить на него пеленку Обеспечение инфекционной безопасности Создание комфортных условий для ребенка
    7. Положить на дно ванночки пеленку, сложенную в несколько слоев (края пеленки не должны заходить на бо­ковые стенки ванночки) Создание комфортных условий Сохранение правильного поло­жения пеленки в ванночке
    8.Положить в ванну водный термо­метр Наполнить ванну водой на 1/2 или 1/3 t 36-37 о C Примечание: а) при заполнении ванны водой че­редовать холодную и горячую воду; б) до эпителизации пупочной ранки купать ребенка в кипяченой или пропущенной через фильтр воде; в) проводить контроль температуры воды только с помощью термометра; г) при необходимости добавить в ванну несколько капель 5% раство­ра перманганата калия до бледно-розового окрашивания воды Профилактика ожогов у ребен­ка Обеспечение безопасности ребенка Исключение образования водя­ного пара в большом количестве
    9.Набрать из ванны воду в кувшин для ополаскивания ребенка За время купания вода в кув­шине остывает на 1-2" С и обес­печивает закаливающий эффект
    10.Раздеть ребенка (при необходи­мости подмыть под проточной во­дой) Подготовка ребенка к процеду­ре
    11.Сбросить одежду в мешок для гряз­ного белья Предупреждение загрязнения окружающей среды
    Выполнение манипуляции
    1. Взять ребенка на руки, поддержи­вая одной рукой спину и затылок, правой – ягодицы и бедра Наиболее удобная фиксация ребенка
    2.Медленно погрузить малыша в воду (сначала ножки и ягодицы, за­тем – верхнюю половину туловища). Вода должна доходить до линии со­сков ребенка, верхняя часть груди остается открытой Освободить правую руку, продол­жая левой поддерживать голову и верхнюю половину туловища ребен­ка над водой Обеспечивается максимальное расслабление мышц Исключается перегревание ре­бенка Наиболее удобная фиксация ма­лыша при проведении процеду­ры Предупреждается попадание воды в слуховые ходы ребенка
    3. Надеть на свободную руку «рука­вичку» (при необходимости намы­лить ее детским мылом) и помыть ребенка в следующей последова­тельности: голова (от лба к затыл­ку) – шея – туловище – конечнос­ти (особенно тщательно промыть ес­тественные складки кожи). Послед­ними обмыть половые органы и межъягодичную область Исключение травмирования кожи Предупреждение попадания воды и мыла в глаза, уши Предупреждение переноса ин­фекции из наиболее загрязнен­ных участков кожи на другие ее поверхности
    4.Снять «рукавичку» Приподнять ребенка над водой Перевернуть ребенка лицом вниз Ополоснуть малыша водой из кув­шина (вода остыла до 35-36» С) Примечание: желательно иметь помощника Достижение инфекционной бе­зопасности Уменьшение вероятности попа­дания воды в глаза и уши Обеспечение закаливающего эффекта
    5.Накинув полотенце, положить ре­бенка на пеленальный столик Осушить кожные покровы промо­кательными движени-ями Предупреждение переохлажде­ния Обеспечение безопасности ре­бенка Предупреждение появлений раздражения кожных покровов ребенка
    Завершение манипуляции
    1.Обработать естественные складки кожи стерильным растительным маслом или детской присыпкой Предупреждение появления оп­релостей
    2. Одеть ребенка и уложить в кро­ватку Обеспечение комфортного со­стояния
    3.Пеленку с пеленального стола и «рукавичку» поместить в мешок для грязного белья («рукавичку» обя­зательно прокипятить) Слить воду из ванночки и сполос­нуть ее Обработать внутреннюю поверх­ность ванны и рабочую поверхность пеленального стола дезраствором Снять перчатки, вымыть и осушить руки Обеспечение инфекционной бе­зопасности

    Примечание: - первую гигиеническую ванну проводят после отпадения пуповинного остатка;


    В первом полугодии жизни гигиенические ванны выполняют ежедневно, во втором – через день, после года – 2 раза в неделю;

    Продолжительность ванны для детей первого года жизни не более 5-7 мин., на втором году 8-10 мин., для детей старше 2-х лет – 10-15 мин.;

    Мыло при купании детей первого года жизни используют 2 раза в неделю, у старших – 1 раз в неделю;

    Гигиенические ванны желательно проводить в определенные часы, не ранее 1 часа после кормления или за 10-15 минут до него, за 1-1,5 часа до сна;

    Предметы, необходимые для проведения ванны и ухода за ребенком, нужно приготовить заранее, чтобы купание, уход за кожей и пеленание проходили как можно быстрее;

    Температура воздуха в помещении должна быть 22-24 градуса, двери и окна следует закрыть;

    При необходимости рядом с ванночкой и столом для пеленания включают обогреватель.

    Техника проведения гигиенической ванны

    Цель: гигиенический уход.

    Показания: для очищения кожи.

    Противопоказания: повышение температуры тела выше 38 градусов, гнойничковые заболевания кожи.

    Оснащение: ванночка, мыло детское, мягкая губка (рукавичка), водяной термометр, вода (t - 37), кувшин с теплой водой (t - 36 -) для ополаскивания ребенка, простыня или полотенце для высушивания, чистая одежда для ребенка, для грудных детей 5% р-р перманганата калия или отвар трав череды, ромашки и т.д.

    Примечание:

    1. Первую гигиеническую ванну новорожденному ребенку проводят после отпадения пуповинного остатка и эпителизации пупочной ранки.

    До 6 месяцев ребенка купают ежедневно;

    С 6 месяцев - через день;

    До 2 лет - 2 раза в неделю;

    С 2 лет -1 раз в неделю;

    Летом следует купать детей чаще.

    2.Температура воды:

    для детей первого полугодия 36,5-37 градусов

    Старше 6 месяцев 36-36,5 градусов

    3.Продолжительность ванны:

    Для детей первого года 5-7 минут;

    На втором году жизни 8-10 минут;

    Старше 2-х лет 10-20 минут.

    4.Лицо водой из ванны не моют;

    5.Детей первого полугодия купают в положении лежа, а старшего сидя;

    6.Купать детей следует перед кормлением, лучше перед ночным сном; Старайтесь не купать ребенка сразу после еды (чтобы избежать срыгивания), а также непосредственно перед кормлением (чтобы малыш не чувствовал голод и не нервничал).



    7.Детей до 2-х месяцев купают в кипяченой воде. В кипяченой воде купать ребенка следует как минимум до заживления пупочной ранки.

    9. Во время купания ласково разговаривайте с ребенком, чтобы успокоить его. Купание следует проводить вдвоем по принципу – один держит ребенка, другой поливает. Если во время первых ванн малыш плачет, будьте терпеливы и ласковы, это не повод отказываться от купаний. Со временем ребенок привыкнет, будет чувствовать себя свободно, и ванна станет удовольствием не только для него, но и для Вас.

    Подготовка к процедуре:

    1.Вымойте ванночку теплой водой с мылом

    Ополосните ее горячей водой;

    Примечание: если купание производить в детском учреждении, то

    Вымойте ванночку горячей водой с мылом и щеткой;

    Обработайте ванночку дез. раствором;

    Ополосните ванночку горячей водой;

    2.Налейте в ванну воду температурой 36,5-37 градусов (проверьте термометром);

    3. Подготовить кувшин с водой температурой 37С.

    4. Вымойте руки.

    5. Раздеть ребенка.

    Выполнение процедуры:

    1.Уложите ребенка себе на левую руку так, чтобы его голова лежала у Вас на средней трете предплечья, а кистью захватите левое плечо ребенка;

    Поддерживая правой рукой ножки ребенка осторожно погрузите ребенка в воду;

    Опустить ребенка в воду так, чтобы головка была над водой.

    2. Надеть и намылить фланелевую рукавичку.

    Намылить тельце ребенка рукавичкой.

    Помыть все складки тельца ребенка.

    Перевернуть ребенка спинкой кверху.

    Помыть голову водой из кувшина.

    ЗАПОМНИТЕ! Особенно тщательно следует мыть естественные кожные складки.

    3.Облейте ребенка чистой водой 36-36,5 градусов из кувшина.

    4.Заверните ребенка в полотенце.

    Окончание процедуры:

    5. Обсушите кожу промокательными движениями.

    6. Оденьте ребенка в чистую одежду соответственно возрасту.

    При необходимости: Обработать складки детским маслом. Осушить слуховые проходы, глаза, очистить носовые проходы.

    Инфекционный контроль:

    1.Обработать ванночку дез. раствором.

    2.Обработать руки на социальном уровне и осушить индивидуальным полотенцем.

    Техника гигиенической ванны

    соблюдение гигиены тела

    обеспечение универсальной потребности быть чистым

    формирование навыков чистоплотности

    закаливание ребёнка

    Оснащение:

    Ванночка для купания

    Пелёнка для ванны

    Кувшин с водой для обливания ребёнка

    Водный термометр

    Махровая или фланелевая рукавица, махровая салфетка

    Детское мыло

    5% раствор перманганата калия

    Тёплая пелёнка

    Набор для пеленания

    Ведро кипячёной охлаждённой воды

    Ведро горячей кипячёной воды

    Обязательные условия:

    Первую гигиеническую ванну лучше проводить на следующий день после выписки из роддома, после отпадения пуповинного остатка, так как в первый день ребёнок адаптируется к условиям пребывания дома.

    Купать ребёнка до кормления.

    Температура в помещении для купания 22 – 24 градуса.

    Продолжительность купания 5 – 6 минут.

    Определять температуру воды для купания только с помощью водяного термометра (не допускается определять температуру воды путём погружения в воду локтя)

    С использованием детского мыла купать 2 – 3 раза в неделю.

    До 6 месячного возраста купать ежедневно, затем через день (до 1 года).

    Недоношенных детей начинают купать в возрасте 12 – 14 дней после отпадения пуповинного остатка, а детей с массой тела до 1000 граммов - на 15 – 18 день жизни.

    Подготовка к процедуре

    Объяснить матери/ родственникам цель и ход проведения процедуры

    Вымыть и осушить руки. Поставить ванночку в устойчивое положение.

    Вымыть ванну горячей водой с мылом, щёткой, обдать кипятком.

    Положить на дно ванночки пелёнку, сложенную в несколько слоёв (края пелёнки не должны заходить за боковые стенки ванночки).

    Положить в ванну водный термометр. Налить воды на 1/3 или 2/3.

    При заполнении ванны водой сначала наливают холодную кипячёную воду до температуры 37 – 38 градусов для доношенного ребёнка и температурой 38 градусов для недоношенного.

    Подготовить воду в кувшине для ополаскивания ребёнка.

    Водным термометром проконтролировать температуру.

    Перед обливанием она должна быть на 1 – 2 градуса ниже температуры при купании (35 – 360) у доношенных детей и температурой 380 у недоношенных.

    Перед началом купания недоношенного ребёнка необходимо:

    включить обогревающую аппаратуру

    согреть пелёнки и распашонки

    закрыть задвижку на двери, чтобы во время купания не было движения воздуха

    Выполнение процедуры

    Раздетого ребёнка опустить в ванночку медленно, левой рукой придерживая за затылок и плечики, а правой за ягодички и бёдра

    При погружении в воду сначала опустить ножки, ягодицы, затем верхнюю половину туловища

    Вода должна доходить до линии сосков ребёнка, верхняя часть груди остаётся открытой

    Левую руку провести под спинку, чтобы ребёнок располагался на левом предплечье

    Кистью руки зафиксировать ребёнка за ягодицы и бёдра

    И только после этого освободить правую руку

    Освобождённой правой рукой в рукавичке (или марлевой салфеткой) моют голову, движением от лица к затылку, затем шею, туловище, конечности

    Особенно тщательно промывают складки в следующем порядке: шея, за ушами, подмышечки, локтевые сгибы, под коленками. В последнюю очередь - паховые, ягодичные

    Затем ребёнка повернуть спиной кверху (правая рука на груди и животе, левая – на спине) и облить водой из кувшина, начиная с головы

    Не выпуская ребёнка из двух рук, переложить его на тёплую приготовленную пелёнку и быстро обсушить осторожными промокательными движениями

    Завершение процедуры

    После этого смазать места кожных складок стерильным растительным маслом, провести туалет пупочной ранки

    Рыхло запеленать ребёнка, уложить в кроватку на 10 – 15 минут.

    Через 10 – 15 минут снять влажное бельё, ребёнка одеть и перепеленать в сухое бельё.

    Цель: профилактическая: профилактика заболеваний кожи

    Показания: ежедневное купание здорового ребёнка.

    Противопоказания: острые заболевания ребенка, гнойничковые заболевания кожи.

    Возможные проблемы: беспокойство ребенка,

    Техника безопасности:

    Не оставлять ребенка без присмотра,

    Устойчивое положение детской ванны для купания

    Температура воды не должна быть выше 38,5 0 С

    Температура воздуха в помещении должна быть 22-24 0 С

    Уровень воды в ванне должен доходить примерно до мечевидного отростка грудины ребёнка.

    Не мыть лицо ребенка водой из ванны.

    Мыть ребенка с мылом необходимо не чаще 1 раза в неделю.

    Купать ребенка первого месяца жизни необходимо в кипяченой воде.

    Продолжительность купания не более 5-10 минут.

    Купание ребёнка лучше осуществлять вдвоём.

    Подготовка пациента:

    Раздеть ребёнка в кровати

    При необходимости подмыть ребёнка

    Оснащение:

    Детская ванна для купания ребёнка

    Водный термометр

    Махровая рукавичка или мягкая тряпочка или губка

    Детское мыло, детский шампунь

    Чистая пелёнка или подставка в ванну

    Фланелевая пеленка или мягкое полотенце

    Комплект для пеленания или комплект чистого нательного белья: подгузник (памперс), ползунки, распашонки, кофточка

    - Ёмкость со стерильным вазелиновым или растительным маслом

    Стерильные ватные шарики и стерильный пинцет в крафт-пакете или биксе.

    Лоток для сброса, использованных шариков материала

    - Ёмкость для сброса, использованного белья.

    - Ёмкость с дез раствором и чистая ветошь, ёмкость для сброса ветоши.

    - Ёмкость для сброса, использованной рукавички (мягкой тряпочки или губки).

    Последовательность действий:

    Получите согласие родителей ребёнка на проведение манипуляции.

    1. Приготовьте на пеленальном столе, (обработанном ветошью, смоченной дез. раствором), комплект для пеленания или комплект чистого нательного белья
    2. Вымойте ванну горячей водой.
    3. Наполните ванну сначала холодной водой, затем горячей.
    4. Измерьте водяным термометром температуру воды в ванне (38-38,5 о С).
    5. Наполните кувшин водой на 1 о С ниже, чем вода в ванной и поставьте его рядом с ванной
    6. Постелите на дно ванны чистую пеленку или специальную подставку
    7. Осторожно погрузите ребенка в ванну, придерживая левой рукой голову и плечи, так, чтобы вода в ванне доходила до мечевидного отростка грудины ребёнка.
    8. Вымойте ребенка правой рукой с помощью махровой рукавички (тряпочки или губки), начиная с волосистой части головы. Сбросьте использованную рукавичку (тряпочку или губку) в специальную ёмкость для их сброса.
    9. Выньте ребенка из ванны двумя руками, таким образом, чтобы его лицо было обращено к вам, ладонями обхватите грудную клетку ребёнка в области подмышечных впадин, фиксируя пальцами его спину и заднюю поверхность шеи.
    10. Положите ребёнка к себе на левое предплечье, лицом вниз.
    11. Возьмите кувшин правой рукой и облейте ребенка чистой водой. Верните кувшин на прежнее место.
    12. Возьмите правой рукой чистую фланелевую пеленку (полотенце) и накройте ею ребенка
    13. Просушите кожу ребенка осторожными промокательными движениями.
    14. Перенесите ребёнка на пеленальный стол, снимите с него мокрую фланелевую пеленку (полотенце) и сбросьте пеленку (полотенце) в ёмкость, для сброса, использованного белья
    15. Обработайте естественные кожные складки, согласно алгоритму
    16. Запеленайте ребёнка согласно алгоритму или оденьте его.
    17. Дайте попить ребёнку.
    18. Положите ребёнка в кровать, на бок.

    Примечание:

    1. После проведения гигиенической ванны в детском учреждении детскую ванну для купания дезинфицируют.

    Манипуляция №14

    Техника измерения температуры тела у детей различного возраста.

    Графическая запись

    Цель: диагностическая.

    Показания: измерить температуру тела по назначению врача.

    Противопоказания: нет.

    Возможные проблемы: беспокойство ребенка, чувство тревоги и страха, отказ от проведения процедуры. Негативное отношение матери к проведению манипуляции, недоверие медперсоналу.

    Техника безопасности: не оставлять ребёнка без присмотра, проверить целостность термометра.

    Подготовка пациента:

    Оснащение:

    Последовательность действий:

    1. Просушить кожу в месте постановки термометра (детям старшего возраста термометр ставить в подмышечную впадину, малышам – в паховую).

    2. Стряхнуть ртутный столбик, если он выше 35°С.

    3. Поместить ртутный резервуар термометра в подмышечную (паховую) область так, чтобы он полностью охватывался кожной складкой и не соприкасался с бельём.

    4. Фиксировать руку (плечо прижать к грудной клетке) или ногу ребёнка (нога несколько согнута в тазобедренном суставе)

    5. Засечь время и через 10 минут извлечь термометр и определить его показания.

    6. Зафиксировать температуру в температурном листе (каждая клеточка температурного листа соответствует 0,2°С. Точку, фиксирующую температуру, необходимо ставить в центре, а не по краям клеточки)

    7. Встряхнуть термометр так, чтобы ртутный столбик опустился в резервуар.

    8. Полностью погрузить термометр в лоток с дез.раствором (длительность дезинфекции зависит от используемого дез.раствора)

    9. Вынуть термометр из дез.раствора, промыть под проточной водой и вытереть насухо салфеткой.

    10. Поместить термометр в футляр или в стеклянную банку, на дно которой уложена вата.

    Примечание.

    1. Возможно измерение температуры в прямой кишке (по показаниям). Перед этим ребёнку предварительно ставят очистительную клизму. Ребенка укладывают на бок, левой рукой раздвигают ягодицы, а правой вводят в прямую кишку смазанный вазелином ртутный резервуар на глубину 2 сантиметра. Затем ягодицы ребенка сжимают и удерживают в течение 5 минут. Нужно помнить, что температура в прямой кишке на 0,5 градуса выше, чем в подмышечной впадине. Противопоказаниями являются заболевания прямой кишки, запоры, поносы.
    2. В стационаре измерение температуры проводят два раза в день: в 7-8 утра и в 17-18 вечера. По показаниям иногда температуру измеряют каждые 2-3 часа.
    3. В домашних условиях можно измерять температуру тела пероральным и внутриушным электронными термометрами, не забывая их обрабатывать. Желательно, чтобы такой термометр был индивидуальным.
    4. Без особой необходимости нельзя будить ребёнка в утренние часы или в другое время суток, чтобы измерить у него температуру.
    5. Не следует обсуждать результаты термометрии в присутствии детей дошкольного и школьного возраста.
    6. Не рекомендуется измерять температуру у детей через короткое время после психоэмоционального возбуждения, приёма пищи, значительных мышечных нагрузок, физиотерапевтических процедур.

    Манипуляция № 15

    Определение частоты дыхательных движений,

    Измерение артериального давления.

    Исследование пульса.

    Цель: диагностическая, оценка состояния дыхательной системы.

    Показания: согласно назначению врача.

    Противопоказания: нет.

    Возможные проблемы: беспокойство ребёнка, отказ от проведения процедуры. Негативное отношение матери к проведению манипуляции, недоверие медперсоналу.

    Техника безопасности: не оставлять ребёнка без присмотра.

    Подготовка пациента: успокоить ребенка и мать, объяснить цели проведения манипуляции, убедить в необходимости проведения процедуры. Провести инструктаж о ходе выполнения манипуляции.

    Оснащение:

    • Секундомер или часы с секундной стрелкой
    • Фонендоскоп
    • Температурный лист, ручка

    Последовательность действий:

    1. Успокоить ребёнка или подождать, когда он заснёт (у детей раннего возраста ЧДД лучше считать во сне, поднеся фонендоскоп к носу ребёнка).
    2. Придать ребёнку удобное положение (сидя или лёжа).
    3. Вымыть руки. Сесть лицом к лицу ребёнка.
    4. Взять его руку в области пульса и положить вторую руку на живот или грудную клетку ребенка, не фиксируя его внимание на производимом подсчете.
    5. Подсчитать количество дыхательных движений за 1 минуту (делая вид, что считает пульс с целью отвлечения ребёнка).
    6. Записать полученные данные в температурный лист или в лист наблюдения и сравнить с возрастной нормой.

    Примечание:

    1. Подъём температуры тела сопровождается увеличением частоты дыхания:

    на каждый градус её повышения ЧДД увеличивается на 4 дыхательные движения

    Соотношение частоты дыхания к пульсу: новорождённый 1: 2,5-3

    у более старших 1: 3,5-4

    у взрослых 1: 4

    1. Чем моложе ребёнок, тем поверхностнее у него дыхание.
    2. В первые 2-3 недели у новорождённого ребенка отмечается аритмия дыхания.
    3. Тип дыхания:в раннем возрасте брюшной, в 3-4 года преобладает грудное дыхание,

    в период полового созревания: у мальчиков брюшной тип, у девочек - грудной тип дыхания.

    Возрастные нормы ЧДД

    Медицинская сестра

      должна приготовив теплую воду температуры 37,5 °С, ванночку детское мыло, фланелевую рукавичку, водяной термометр, кувшин с теплой водой для ополаскивания, фланелевую пеленку, флакон с концентрированной марганцовкой (5% р-р КМнО4), простынку для вытирания, чистый комплект белья

      ванночку вымыть с мылом, ополоснуть горячей водой

      налить теплую воду температуры 37.5 градусов

      добавить раствор марганцовокислого калия в воду до слабо розового цвета воды

      размешать воду

      на дно положить свернутую фланелевую пеленку

      измерить температуру воды водяным термометром;

      на правую руку надеть рукавичку, взять ребенка на руки так, чтобы головка его лежала на предплечье левой руки, а пальцами левой руки поддерживать туловище под левой рукой ребенка. Правой рукой поддерживать ребенка под коленями

      опускать в воду сначала ножки, ягодицы и затем все туловище, чтобы уровень воды доходил до середины груди ребенка;

      намылить мокрую рукавичку детским мылом;

      намылить волосистую часть головы, шею, затем туловище спереди и сзади, и, наконец, ноги;

      осторожно водой из ванны смывать мыло в той же последовательности, в какой намыливали

      вынуть ребенка из воды

      обдать теплой водой из кувшина (температура воды на 1° ниже, чем в ванне)

      завернуть ребенка в простыню

      обсушить кожу осторожными промокательными движениями

      обработать кожные складки стерильным подсолнечным маслом

      запеленать ребенка в чистое белье

    Примечание : лицо водой из ванны не моют во избежание заноса инфекции; продолжительность гигиенической ванны 7-10 минут.

    Методика проведения гигиенической ванны детям старшего возраста

    Медицинская сестра:

      моет ванну с чистящим средством и мылом, ополаскивает горячей водой

      набирает в ванну сначала холодной воды, а затем добавляет в нее горячей, чтобы не было парообразования, доводя температуру воды до 36,5-37 градусов

      размешивает воду, контролирует температуру водяным термометром

      помогает ребенку сесть в ванну, пол голову кладет свернутое полотенце, ноги упираются в специальную деревянную подпорку

      чтобы ребенок не скользил, вода должна доходить до середины груди

      намыливает мочалку детским мылом и намыливает все тело ребенка сверху донизу.

      смывает мыло водой из кувшина или душа (температура этой воды на 1-2 градуса ниже, чем в ванне)

      заворачивает ребенка в простыни, вытирает его:

      одевает в чистое белье, чистую одежду

    Примечание : продолжительность гигиенической ванны 10-15 минут, после каждого ребенка ванну необходимо тщательно вымыть и продезинфицировать

    Уход за кожей, профилактика пролежней

      Медицинская сестра ежедневно утром и вечером покрывает кожные покровы полотенцем или мягкой тканью, смоченной дезинфицирующим средством (полуспиртовой раствор, одеколон, столовый уксус, камфорный спирт). Один конец полотенца смачивает дезинфицирующим средством, слегка отжимает и протирает за ушами, шею, спину, ягодичную область, переднюю часть грудной клетки, подмышечные и паховые складки, кладки на руках и ногах. Затем сухим концом полотенца протирает кожу насухо в том же порядке.

      Медицинская сестра каждые 2 часа должна менять положение ребенка в постели, осматривая места возможного образования пролежней.

      Следить, чтобы на простыне не было складок и крошек.

      Немедленно менять мокрое или загрязненное белье.

      Под крестец и копчик подкладывать резиновый круг (в чехле), а под пятки, локти, затылок - ватно-марлевые круги.

      Использование аэропадов - надувных матрасов с гофрированной поверхностью и подачей воздуха через специальные отверстия.

    Примечание : появление у детей пролежней свидетельствует о неправильном, плохом уходе, низкой медицинской культуре и недобросовестном отношении медицинской сестры к своим обязанностям.