Главная · Инструмент · Тестирование по теме шиномонтажные работы. Инструкция по охране труда при выполнении шиномонтажных работ. Требования охраны труда в аварийных ситуациях

Тестирование по теме шиномонтажные работы. Инструкция по охране труда при выполнении шиномонтажных работ. Требования охраны труда в аварийных ситуациях

Настоящая инструкция по охране труда при работе на шиномонтажном станке доступна для бесплатного просмотра и скачивания.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. К самостоятельному выполнению работ на шиномонтажном станке допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинский осмотр, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья, имеющие необходимую теоретическую и практическую подготовку, получившие необходимые практические навыки по выполнению шиномонтажных работ и имеющие допуск к выполнению этой работы, прошедшие вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по охране труда и обучение по специальной программе и проверку знаний, аттестованные квалификационной комиссией и получившие допуск к самостоятельной работе.
1.2. Работник, выполняющий работу на шиномонтажном станке должен периодически, не реже одного раза в год проходить проверку знаний по безопасности труда и получить допуск к работам повышенной опасности.
1.3. Работник, выполняющий работу на шиномонтажном станке, независимо от квалификации и стажа работы, не реже одного раза в три месяца должен проходить повторный инструктаж по охране труда; в случае нарушения требований безопасности труда, при перерыве в работе более чем на 30 календарных дней, работник должен пройти внеплановый инструктаж.
1.4. Работник, выполняющий работу на шиномонтажном станке должен пройти инструктаж по электробезопасности и получить I группу.
1.5. Работник, выполняющий работу на шиномонтажном станке должен знать: устройство, принцип работы и правила эксплуатации шиномонтажного станка, приспособлений и контрольно-измерительных приборов.
1.6. Работник, показавший неудовлетворительные знания и практические навыки выполнения работ на шиномонтажном станке, к самостоятельной работе не допускается и должен вновь пройти инструктаж по охране труда.
1.7. Работник, направленный для участия в несвойственных его профессии работах, должен пройти целевой инструктаж по безопасному выполнению предстоящих работ.
1.8. Не следует пользоваться инструментом, приспособлениями и оборудованием, безопасному обращению с которым работник не обучен.
1.9. Во время выполнения работ на шиномонтажном станке на работника могут оказывать неблагоприятное воздействие в основном следующие опасные и вредные производственные факторы:
— ударная волна и разлетающиеся осколки (например, при взрыве сосуда, работающего под давлением);
— струя сжатого воздуха, истекающая с большой скоростью из трубопровода или баллона со сжатым воздухом;
— повышенная запыленность воздуха в рабочей зоне;
повышенный уровень шума (например, при работе компрессора или заполнении колеса сжатым воздухом);
— острые кромки, заусенцы и шероховатости на поверхностях оборудования, приспособлений, инструмента;
— физические перегрузки (например, при перемещении тяжелых автомобильных колес вручную);
электрический ток, путь которого в случае замыкания может пройти через тело человека.
1.10. Лицам, выполняющим шиномонтажные работы, следует помнить о том, что устройства, создающие давление, а также сосуды и системы, находящиеся под давлением сжатого воздуха, представляют опасность для человека, так как при разрыве трубопроводов, шлангов, взрыве баллона со сжатым воздухом создается угроза получения тяжелых травм и осколочных ранений.
1.11. Для предупреждения неблагоприятного воздействия на здоровье работника опасных и вредных производственных факторов, ему следует пользоваться спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты.
1.12. Для предупреждения возможности возникновения пожара работник должен соблюдать требования пожарной безопасности сам и не допускать нарушения этих требований другими работниками.
1.13. Работник обязан соблюдать трудовую и производственную дисциплину, правила внутреннего трудового распорядка.
1.14. Если с кем-либо из работников произошел несчастный случай, то пострадавшему необходимо оказать первую помощь, сообщить о случившемся руководителю и сохранить обстановку происшествия, если это не создает опасности для окружающих.
1.15. Работник, при необходимости, должен уметь оказать первую помощь, пользоваться медицинской аптечкой.
1.16. Для предупреждения возможности заболеваний работнику следует соблюдать правила личной гигиены, в том числе, перед приемом пищи необходимо тщательно мыть руки с мылом; в рабочем помещении не следует хранить и применять пищу, а также курить.
1.17. Работник, допустивший нарушение или невыполнение требований инструкции по охране труда, рассматривается, как нарушитель производственной дисциплины и может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, а в зависимости от последствий — и к уголовной; если нарушение связано с причинением предприятию материального ущерба, то виновный может быть привлечен к материальной ответственности в установленном порядке.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Перед началом работы следует надеть спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов.
2.2. Спецодежда должна быть соответствующего размера, чистой и не стеснять движений.
2.3. Прежде чем приступать к выполнению шиномонтажных работ следует проверить состояние рабочего места; при необходимости, следует навести чистоту, порядок и обеспечить наличие свободных проходов.
2.4. Подготовка к началу проведения работ должна включать в себя проверку исправности и технического состояния шиномонтажного станка, инструмента и приспособлений, которые будут использоваться в работе.
2.5. Перед тем, как приступить к работе, необходимо проверить наличие и качество крепления заземляющей шины шиномонтажного станка, привода компрессора и другого электрооборудования.
2.6. Перед началом работы следует проверить наличие защитных ограждений, исправность электрической проводки, местной вытяжной вентиляции.
2.7. Работник должен лично убедиться в том, что все меры, необходимые для обеспечения безопасности выполнены.
2.8. Не следует приступать к работе, если имеются сомнения в обеспечении безопасности на рабочем месте для выполнения предстоящей работы.

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Установку, снятие и перемещение по шиномонтажному участку тяжелых автомобильных колес и покрышек следует производить с помощью грузоподъемных механизмов либо средств малой механизации; при этом необходимо знать и соблюдать допустимые нормы перемещения тяжестей вручную.
3.2. При переноске тяжестей на расстояние до 25 м для мужчин допускается максимальная нагрузка 50 кг.
3.3. При демонтаже покрышки с диска колеса воздух из камеры должен быть полностью выпущен; при этом следует вначале ослабить золотник, полностью выпустить воздух из камеры, а затем его вывернуть из клапана.
3.4. Во избежание несчастного случая нельзя пользоваться для демонтажа покрышки, плотно приставшей к диску кувалдой или молотком.
3.5. При снятии края покрышки с диска с помощью рабочей лопатки следует быть осторожным, чтобы пальцы рук не попали между лопаткой и покрышкой.
3.6. Перед каждым нажатием ножной педали нужно убедиться в том, что перемещение рабочих частей станка не представляет опасности для работника.
3.7. При пользовании монтажной лопаткой необходимо прочно и уверенно удерживать ее в руках для предупреждения возможности травмирования рук.
3.8. Для осмотра внутренней поверхности покрышки необходимо применять специальный расширитель.
3.9. Перед монтажом покрышки на диск необходимо тщательно осмотреть ее, удалить врезавшиеся в протектор мелкие камни и другие твердые предметы, в случае необходимости, вытащить при помощи клещей металлические предметы; во избежание травмирования рук выполнять эту операцию рекомендуется именно клещами, а не отверткой, шилом или ножом.
3.10. Перед тем, как начать монтировать покрышку следует проверить состояние диска; при этом нужно помнить о том, что нельзя монтировать покрышку на диск, покрытый ржавчиной или имеющий вмятины, трещины и заусенцы.
3.11. При монтаже покрышек на диски не следует использовать неисправные и не соответствующие размерам покрышек диски колес.
3.12. Перед тем как начать накачивание шины необходимо убедиться в том, что диск колеса зажат на поворотном столе изнутри.
3.13. Во время накачивания шины воздухом нельзя исправлять ее положение на диске постукиванием с помощью молотка либо кувалды.
3.14. Для контроля величины давления воздуха во время накачивания шины, следует пользоваться манометром.
3.15. Редуктор на станке для демонтажа и монтажа шин во время работы должен быть закрыт кожухом.
3.16. Во время работы работник должен быть вежливым, вести себя спокойно и выдержанно, избегать конфликтных ситуаций, которые могут вызвать нервно-эмоциональное напряжение и отразиться на безопасности труда.
3.17. Во время работы следует быть внимательным, не отвлекаться от выполнения своих обязанностей.
3.18. Во время работы не разрешается допускать к работе на шиномонтажном станке посторонних лиц, не имеющих на это права.
3.19. Нельзя использовать шиномонтажный станок не по назначению, предусмотренному технической документацией фирмы-изготовителя.

4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. В случае обнаружения нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу здоровью или личной безопасности, работник должен обратиться к руководителю работ и сообщить ему об этом; до устранения угрозы следует прекратить работу и покинуть опасную зону.
4.2. При несчастном случае, внезапном заболевании необходимо немедленно оказать первую помощь пострадавшему, вызвать врача или помочь доставить пострадавшего к врачу, а затем сообщить руководителю о случившемся.
4.3. При ушибах или растяжении связок первая помощь заключается в следующем:
— для уменьшения боли и предупреждения кровоизлияния следует прикладывать «холод»;
— наложить тугую повязку;
— ушибленному месту создать покой;
— не следует смазывать ушибленное место йодом, растирать и накладывать согревающий компресс, так как это лишь усиливает боль.
4.4. При обнаружении пожара или признаков горения (задымление, запах гари, повышение температуры и т.п.) необходимо немедленно уведомить об этом пожарную охрану по телефону 101 или 112.
4.5. До прибытия пожарной охраны нужно принять меры по эвакуации людей, имущества и приступить к тушению пожара.

5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

5.1. По окончании работы свое рабочее место следует привести в порядок и обесточить станок для шиномонтажных работ.
5.2. Инструмент и приспособления необходимо убрать в отведенные для них места.
5.3. После окончания рабочего дня необходимо убрать спецодежду и другие средства индивидуальной защиты в специально отведенное для этого место.
5.4. По окончании работы необходимо тщательно вымыть руки теплой водой с мылом.


Выбираем шиномонтажную мастерскую


От правильного выбора сервиса для проведения шиномонтажных работ зависит половина успеха. Первым делом необходимо обратить внимание на оборудование шиномонтажного комплекса и определить квалификацию его сотрудников. Для среднестатистического автолюбителя задача не простая. Тем не менее, обратив внимание на некоторые моменты, можно существенно минимизировать риск низкого качества работ.


В первую очередь, следует смотреть не на количество станков или поиск знакомого логотипа, а на то в каком состоянии оно находится. Стоит задуматься о целесообразности выполнения работ, если оборудование грязное, имеет отломанные элементы или доработанные своими силами части, находится в неотапливаемом помещении или вовсе установлено под открытым небом. Дело в том, что шиномонтажное оборудование представляет собой высокоточные станки, требующие определенных условий эксплуатации, соответствующего ухода и регулярной калибровки.



Квалификацию сотрудников можно определить по работе специалиста. Зачастую, нескольких минут наблюдения за действиями сотрудника достаточно для принятия верного решения. Не стоит связываться с шиномонтажником в случае, если он балансирует грязные колеса, использует для работы кувалду или молоток, запрещает удостовериться в данных балансировочного станка и уровне давления в шинах.


Помимо этого, необходимо обратить внимание на то, как вывешивают (поднимают) автомобиль для снятия колес. В профессиональном сервисе никогда не будут вывешивать машину с помощью одного домкрата для снятия двух колес одновременно. Оптимально, если автомобиль поднимают на подъемнике или снимают колеса по одному.



Основные этапы шиномонтажных работ


При кажущейся простоте шиномонтажной услуги, она представляет собой процесс, состоящий из определенного количества последовательных действий, зная которые можно, также, определить квалификацию сотрудников.


На первом этапе высококвалифицированный сотрудник шиномонтажного центра осматривает , которые планируется устанавливать на автомобиль. Все колеса должны быть досконально исследованы на предмет наличия повреждений, иметь разрешенную для эксплуатации допустимую глубину протектора и быть очищены от грязи.


Далее колесо проходит процедуру демонтажа, подразумевающую снятие шины с диска. Он происходит на шиномонтажном станке, где колесо фиксируется с помощью специальных зажимов. На том же станке мастер осуществляет монтаж и накачку шины до рекомендованного заводом производителем давления.



После завершения процесса монтажа шина устанавливается на балансировочный стенд, который определяет место и степень дисбаланса колеса. Иными словами, он показывает, какую массу груза на каком месте диска необходимо закрепить. Нужно быть готовым, что результатом данного процесса может стать отказ от установки колеса в связи с потерей геометрии диска или рекомендация к его ремонту.


Перед установкой смонтированного колеса шиномонтажник внимательно осматривает тормозной диск и крепежные элементы на предмет соответствия нормам безопасности. Процесс наживления и обтягивания болтов или гаек производится строго вручную. Далее автомобиль опускают на землю и крепежные элементы обтягиваются с необходимым усилием.



Проверка качества шиномонтажных работ


Несмотря на то, что правильный выбор шиномонтажного комплекса, квалификация сотрудников и строгое соблюдение всех процессов существенно сокращает вероятность снижения качества выполненных работ, не стоит пренебрегать личной проверкой. Проверку можно осуществить еще в процессе выполнения шиномонтажа. Стоит обратить внимание на данные с экрана балансировочного стенда и соотнести их с весом грузов, которые были установлены на колесный диск.



Перед выездом из сервиса необходимо осуществить визуальный осмотр на предмет выявления ненакачанных шин или незакрученных крепежей. В случае возникновения подозрений необходимо проверить давление в шинах и соотнести его с рекомендованным давлением указанным заводом производителем автомобиля и усилие с которым осуществлен крепеж колес на автомобиль. Каждый автопроизводитель устанавливает собственное усилие затяжки крепежных элементов, измеряемое в Ньютон-метрах.


Данные по рекомендованному давлению шин и усилию затяжки болтов отображены в инструкции по эксплуатации автомобиля, на этикетке расположенной в дверной стойке или на лючке бензобака. В современных автомобилях эту информацию можно найти в меню бортового компьютера.


Если при наборе скорости начинается биение руля, это свидетельствует о неправильной балансировке колеса. В этом случае необходимо вернуться в шиномонтажную мастерскую и указать на возникшую проблему.

Относительно недавно, всего 150 лет тому назад, в мире появилась первая автошина - упругая резиновая оболочка для колесного обода. Это изделие должно было обеспечить комфортабельную езду и безопасность скоростного движения. Лопанье шины или прокол к ней приводят к серьезным авариям. Сегодня в мире ездят сотни тысяч автомобилей о четырех колесах, и каждое из них необходимо вовремя заменить или отремонтировать. И здесь не обойтись без обладателя специальности СПО - мастера шиномонтажной мастерской.

Это технически образованный человек, обладающий навыками работы на современных шиномонтажных агрегатах. Профессия предполагает умение производить ремонт покрышек и внутренних камер для грузовиков, легковых автомобилей, мотоциклов и прочего транспорта. В шиномонтажных мастерских мастер способен:

  • удалить порезы на боковинах;
  • отремонтировать корд;
  • устранить «грыжи»;
  • восстановить целостность дисков.

Поскольку специальность шиномонтажника ориентирована на налаживание, сборку, полноценную эксплуатацию, ремонт и техобслуживание движущихся аппаратов, то для полноценного выполнения указанных работ мастеру не обойтись без умения образно мыслить. Помимо выносливости в обычной шиномонтажной мастерской не обойтись без желания выполнять грязную ручную работу.

Чему учат шиномонтажников

В недалеком прошлом обучением мастеров шиномонтажных мастерских занимались ПТУ. Сегодня профессия стала востребованной и престижной, а уровень автомобилестроения вырос настолько, что требует качественных знаний. Посему образовательную эстафету перехвалили колледжи. Во время учебы молодые люди узнают:

  • процесс обслуживания оборудования на шиномонтаже;
  • подготовку устройства к приему автомобилей;
  • процесс выполнения техобслуживания и регулировочных работ;
  • как заниматься дефектоскопией;
  • процесс монтажа/демонтажа колес;
  • как осуществляется балансировка;
  • способы контроля качества, выполненного шиномонтажа;
  • как проводить ремонт колес после выявления в них повреждений;
  • проведение механической обработки составляющих колес на имеющемся оборудовании;
  • как осуществляется процесс вулканизация и многое другое.

После приобретения этих знаний у выпускников вряд ли возникнут вопросы, кем им можно работать. Тем более что хороших мастеров, обладающих фундаментальными знаниями в шиномонтажных мастерских не так уж и много.

Прежде чем мастера шиномонтажных мастерских отправятся в «самостоятельное плавание», они должны получить базовые знания по математике, хорошо понимать физические и химические процессы. А учиться этому нужно там, где работают опытные преподаватели, в недалеком прошлом сами занимавшиеся манипуляциями с колесами. Только они смогут четко и последовательно рассказать, как провести спецификацию, снять размеры и определить конструкцию обрабатываемого изделия.

Смежные специальности мастера-шиномонтажника

«Готовым» мастерам шиномонтажных мастерских в трудовой книжке присваивается номер 240123.07. Но это не означает, что профессионалу можно на этом остановиться. Необходимо совершенствование умений и приобретение новых знаний, позволяющих в случае необходимости подменить своих коллег. Ведь под одной крышей трудятся сразу несколько человек, выполняющих различные операции по исправлению дефектов «автомобильных конечностей».

Аппаратчик вулканизации

Найти настоящего аппаратчика вулканизации - специалиста, контролирующего техпроцесс термопластификации, приготовления каучуковых и резиновых составов, компоновку покрышек и действие измерительных устройств, непросто, поскольку этой профессии мало где обучают. Он занят подключением оборудования и выводом его на оговоренную мощность, наблюдением за исправностью вверенных механизмов, устранением выявленных нарушений и мелких неисправностей функционирования приборов.

Балансировщик шин

Балансировщик шин проверяет точность сборки колес на специальном оборудовании, проводит центрирование, выверяет баланс, очищает зоны дисбаланса, промывает бензином и устраняет неуравновешенный вес резиновым клеем.

Всавщик камер

Вставщики камер заняты наполнением поданных на восстановление покрышек с помощью сложных станков и специфических приспособлений. Специалисты этого профиля вставляют варочные камеры, разводят борта покрышек нагнетаемым воздухом, промазывают внутренние части изделий различными композитами или опудривают стенки покрышек. На финальной стадии поддувают камеры до необходимого размера.

Вулканизаторщик

В отличие от некоторых прочих специалистов, работающих в шиномонтажной мастерской, мастер, занятый «заделыванием» проколов и порезов в шинах, способен достичь определенных успехов в продвижении по карьерной лестнице. Вулканизаторщики имеют градацию - от 2 до 6 разряда, соответственно, уровень знаний и умений у таких специалистов разнится. Но в начале трудовой деятельности все они постигают азы подготовки резиновых изделий к началу вулканизации: надевают викели на дорны, укладывают заготовки на противни, загружают вулканизационные агрегаты. По завершении работ выполняют отдельные манипуляции по подготовке к следующему этапу обработки камер или покрышек.

Монтировщик шин

Монтировщик шин использует в своей деятельности наборы специализированных инструментов и сложные приспособления. Эти устройства позволяют облегчить одевание шин на бандажи, исправить дефектные места, накачать камеры воздухом, проверить давление, определить годность колес в сборе и определить нуждаются ли они в ремонте и каков их предельный срок эксплуатации.

Нормализаторщик

Специалист нормализаторщик трудится над доводом веса резиносодержащих изделий до оговоренной нормы, применяя искусственное набухание в термостатах согласно технологическому режиму, выполняя в процессе работы, иные предусмотренные регламентом процедуры.

Обработчик материалов латексом

В своей деятельности обработчик материалов латексом применяет особые пульверизаторы, действующие на сжатом воздухе. Местом работы этого сотрудника служат специализированные камеры, куда на транспортере подаются обрабатываемые детали.

10.09.2014 (обновлено 09.05.2019) – Представляем вашему вниманию инструкцию по охране труда при выполнении шиномонтажных работ. Инструкция включает пять глав: 1) общие требования по охране труда; 2) требования по охране труда перед началом работы; 3) требования по охране труда при выполнении работы; 4) требования по охране труда по окончании работы; 5) требования по охране труда в аварийных ситуациях.

Глава 1. Общие требования по охране труда

1. К выполнению шиномонтажных работ допускаются лица, возраст которых соответствует установленному действующим законодательством, прошедшие медицинский осмотр в установленном порядке и не имеющие противопоказаний к выполнению этих работ, прошедшие обучение по соответствующей программе, проверку теоретических знаний и практических навыков безопасных способов работы и допущенные к самостоятельной работе в установленном порядке.

Перед допуском к самостоятельной работе рабочий должен пройти стажировку в течение 2-14 смен (в зависимости от характера работы, квалификации работника) под руководством специально назначенного лица.

2. Рабочий допускается к работе с применением электро- и пневмоинструмента после соответствующей подготовки, проверки знаний и получения допуска к выполнению работ с этим инструментом.

Лица, допускаемые к работе с электроинструментом класса I в помещениях с повышенной опасностью поражения электрическим током и вне помещений должны иметь группу по электробезопасности не ниже II, а к работе с электроинструментом II и III класса — I группу по электробезопасности.

Книги по охране труда в издательствах , «Альпина Паблишер» , 1С Интерес , «Бамбук» (Украина), Yakaboo (Украина), «Букля» (Украина)

Книги по аттестации рабочих мест по условиям труда в , «Бамбук» (Украина)

3. К работе на простейших станках (сверлильный и шлифовальный станки, механические ножницы и т.д.) допускаются рабочие, знающие устройство станков, режим работы на них и правила безопасности выполнения работ.

4. Периодический медицинский осмотр рабочий проходит в порядке, установленном Минздравом.

5. Рабочий должен соблюдать требования по охране труда, также правила поведения на территории организации, в производственных, вспомогательных и бытовых помещениях.

6. Периодическую проверку знаний по вопросам охраны труда рабочий должен проходить не реже одного раза в 12 месяцев.

7. Рабочий должен:

знать требования, изложенные в технологической инструкции, инструкциях (паспортах) заводов-изготовителей оборудования и инструкциях по охране труда;

знать требования электро- и пожаробезопасности при выполнении работ, знать порядок действия при пожаре и уметь пользоваться средствами пожаротушения. Курить разрешается только в специально отведенных местах.

иметь четкое представление об опасных и вредных производственных факторах, связанных с выполнением работ и знать основные способы защиты от их воздействия; на слесаря могут воздействовать следующие опасные и вредные производственные факторы:

недостаточная освещенность рабочей зоны;

движущиеся машины и механизмы;

падающие предметы;

повышенная температура поверхности оборудования и материалов;

повышенное давление воздуха;

углы и детали автомобиля или трактора ;

падение колеса;

вылет стопорного кольца при накачке неправильно смонтированного колеса;

оборудование и инструмент;

повышенный уровень шума на рабочем месте.

8. Правильно использовать и применять средства индивидуальной защиты и коллективной защиты в соответствии с условиями и характером выполняемой работы, а в случае их отсутствия или неисправности немедленно уведомить об этом непосредственного руководителя, пользоваться при выполнении работ средствами индивидуальной защиты, выдаваемыми в соответствии с «Отраслевыми типовыми нормами выдачи средств индивидуальной защиты рабочим и служащим предприятий».

Выдаваемые спецодежда, спецобувь, СИЗ:

Наименование средств

индивидуальной защиты

Классификация (маркировка) средств индивидуальной защиты по защитным свойствам

Костюм хлопчатобумажный

Головной убор

Ботинки кожаные

Рукавицы комбинированные

Зимой на наружных работах

дополнительно:

куртка хлопчатобумажная на утепляющей прокладке

брюки хлопчатобумажные на утепляющей прокладке

сапоги кирзовые утепленные на резиновой подошве

рукавицы утепленные

В остальное время года на наружных работах дополнительно:

плащ непромокаемый

сапоги резиновые

До износа

До износа

Дежурный

9. Немедленно сообщить непосредственному руководителю о любой ситуации, угрожающей жизни или здоровью работающих и окружающих, несчастном случае, произошедшем на производстве, ухудшении состояния своего здоровья, оказывать содействие по принятию мер для оказания необходимой помощи потерпевшим и доставки их в организацию здравоохранения.

10. Оказывать содействие и сотрудничать с нанимателем в деле обеспечения здоровых и безопасных условий труда, немедленно извещать своего непосредственного руководителя или иное должностное лицо нанимателя о неисправности оборудования, инструмента, приспособлений, транспортных средств, средств защиты, об ухудшении своего здоровья.

11. Выполнять правила внутреннего трудового распорядка;

12. Соблюдать правила личной гигиены, знать санитарно-гигиенические условия труда и соблюдать требования производственной санитарии.

13. Рабочий не должен подвергать себя опасности и находиться в местах производства работ, которые не относятся к непосредственно выполняемой им работе.

14. Рабочий не должен появляться на рабочем месте или в рабочее время, а также на территории организации в состоянии алкогольного, токсического и наркотического опьянения и не употреблять на рабочем месте, в рабочее время и на производственной территории алкогольные, токсические, психотропные, наркотические вещества (см. контроль трезвости ).

15. Рабочий несет ответственность в соответствии с законодательством за выполнение требований технологических инструкций, инструкций (паспортов) заводов-изготовителей оборудования и настоящей инструкций по охране труда, правил пожаро- и электробезопасности, проектов производства работ и технологических карт.

Глава 2. Требования по охране труда перед началом работы

16. Перед началом работы рабочий должен надеть спецодежду.

17. Получить задание на работу у своего непосредственного руководителя.

18. Осмотреть и подготовить свое рабочее место, убрать все лишние предметы, не загромождая при этом проходов.

19. Проверить состояние пола на рабочем месте. Если пол скользкий или мокрый, необходимо убрать его или засыпать опилками.

20. Проверить наличие и исправность инструмента, приспособлений и оборудования. Не работать неисправным инструментом, приспособлениями или на неисправном оборудовании и не производить самому устранение неисправностей.

21. Перед снятием колеса необходимо убедиться в том, что автомобиль надежно установлен на козелках, а под снятые колеса подложены упоры.

22. Перед тем, как снять колеса, следует убедиться, что на их внутреннем колесе покрышка не сошла с обода, в противном случае необходимо предварительно полностью выпустить воздух из нее.

23. Перед демонтажем шины воздух из камеры должен быть полностью выпущен. Демонтаж шины должен выполняться на специальном стенде или с помощью специального съемного устройства.

24. О замеченных нарушениях на своем рабочем месте, а также о неисправностях оборудования, приспособлений, инструмента и средств индивидуальной защиты сообщать своему непосредственному руководителю и не приступать к работе до устранения замеченных нарушений.

Глава 3. Требования по охране труда при выполнении работы

25. Осуществлять шиномонтажные работы можно только в специально выделенных для этого местах, оснащенных необходимым специальным оборудованием, инвентарем, приспособлениями и инструментом.

26. Шины перед ремонтом должны быть очищены от пыли, грязи, льда.

27. Принятые в шиномонтажное отделение шины и ободья хранятся на стеллажах, а камеры и ободные ленты — на вешалках.

28. Перед монтажом необходимо проверить комплектность шины и обода, производить сборку обода с шиной только установленного размера для данной модели транспортного средства.

29. Монтаж и демонтаж шин следует проводить только при помощи предназначенных для этого устройств, оборудования, приспособлений и инструмента с обязательным применением специальных ограждений, обеспечивающих безопасность работающих.

30. Демонтаж шины должен выполняться на специальном стенде или с помощью съемного устройства.

31. Перед монтажом шины необходимо проверить исправность и чистоту обода, бортового и замочного колец, а также шины.

32. После монтажа шины на обод необходимо проверить положение вентиля и посадку бортов покрышки на полки обода колеса.

33. Установка замочного кольца на колесо должна выполняться с помощью специальной монтажной лопатки без применения ударного действия.

34. При установке сдвоенных колес на ось транспортного средства необходимо совместить окна дисков обоих колес для обеспечения возможности подхода к вентилю шины внутреннего колеса при замере или подкачке внутреннего давления в шине без снятия наружного колеса.

35. При проведении монтажных работ необходимо следить за тем, чтобы обозначения одинарных шин и наружных шин сдвоенных колес находились снаружи транспортного средства, обозначения внутренних шин — обращены внутрь транспортного средства.

36. Замочное кольцо при монтаже шины на диск колеса должно надежно входить в выемку обода всей внутренней поверхностью.

37. Не допускается:

демонтаж с обода шин, находящихся под давлением;

снятие с транспортного средства колеса с разборными ободьями, когда шина находится под давлением;

выбивать диск кувалдой (молотком);

при накачивании шины воздухом исправлять ее положение на диске постукиванием;

монтировать шины на диски колес, не соответствующие размеру шин;

во время накачивания шины ударять по замочному кольцу молотком или кувалдой;

накачивать шины свыше установленной организацией-изготовителем нормы;

перекатывать вручную колеса, диски и шины. Следует пользоваться для этой цели специальными тележками или тельферами;

применять при монтаже шины замочные и бортовые кольца, не соответствующие данной модели;

демонтаж одного из сдвоенных колес без применения домкрата путем наезда второго сдвоенного колеса на выступающий предмет;

заменять золотники различного рода заглушками;

накачивать шины на разборных ободьях с болтовыми соединениями, не убедившись, что все гайки затянуты одинаково в соответствии с инструкцией по техническому обслуживанию транспортного средства. Не допускаются к эксплуатации ободья, у которых нет хотя бы одной гайки;

работа на неисправном оборудовании, применение неисправного инструмента и приспособлений;

производство работ без применения необходимых средств коллективной и индивидуальной защиты.

38. Накачивание шин следует вести в два этапа: вначале до давления 0,05 МПа (0,5 кгс/кв.см) с проверкой положения замочного кольца, а затем до максимального давления, предписываемого организацией-изготовителем.

39. В случае обнаружения неправильного положения замочного кольца необходимо выпустить воздух из накачиваемой шины, исправить положение кольца, а затем повторить ранее указанные операции.

40. При накачивании шин необходимо пользоваться специальными наконечниками, соединяющими вентиль камеры (шины) со шлангом от воздухораздаточной колонки и обеспечивающими прохождение воздуха через золотник.

41. В случае неплотной посадки бортов шины на полки обода после накачивания воздуха необходимо выпустить воздух из шины, демонтировать ее и устранить причину, вызвавшую неплотную посадку бортов шины, после чего произвести заново монтаж шины на обод, накачку шины и проверку плотности посадки бортов.

42. Накачивание бескамерных шин производится при повышенной подаче воздуха в начале накачивания.

43. В целях уменьшения осевого и радиального биения колеса затяжку болтовых соединений обода и колеса необходимо производить в следующей последовательности: сначала завернуть верхнюю гайку, затем диаметрально противоположную ей, остальные гайки завертывать также попарно (крест-накрест).

44. Подкачка шин без демонтажа производится, если давление воздуха в них снизилось не более чем на 40 % от нормы и есть уверенность, что правильность монтажа не нарушена.

45. Перед монтажом шины на обод необходимо ее внутри, а камеру снаружи припудрить тальком или покрыть смазкой.

46. Для предохранения золотников от загрязнения и повреждения все вентили должны быть снабжены металлическими или резиновыми колпачками.

47. Накачивание шин в сборе с ободом производится в специальном металлическом ограждении, способном защищать обслуживающий персонал от ударов съемными деталями обода при самопроизвольном демонтаже.

48. На участке накачивания шин должен быть установлен манометр или дозатор давления воздуха.

49. Во время работы на стенде для демонтажа и монтажа шин редуктор должен быть закрыт кожухом.

50. Для осмотра внутренней поверхности покрышки необходимо применять спредер.

51. Для изъятия из шин металлических предметов, гвоздей следует пользоваться клещами, применение отвертки, шила или ножа не допускается.

52. При работе с пневматическим стационарным подъемником для перемещения покрышек большого размера обязательна фиксация поднятой покрышки стопорным устройством.

53. Не допускаются монтаж и использование на транспортных средствах шин, не предусмотренных типоразмеров и назначения, а также шин (покрышек) с предельно изношенным или отслоившимся протектором, поврежденными бортами или значительными местными повреждениями протектора и боковин.

54. Не допускается монтировать шину на обод колеса, если:

обод и диск имеют повреждения или деформацию;

замочное кольцо деформировано, неплотно прилегает к ободу и устанавливается с большим усилием;

ремонт (вулканизация) камеры, покрышки выполнен некачественно и не обеспечивает требуемой герметичности;

воздушный вентиль слабо укреплен на камере шины.

55. В процессе накачки шины необходимо вести постоянное наблюдение и контроль за:

показаниями манометра, не допуская повышения давления воздуха в шине выше установленной нормы (при отсутствии автоматического ограничителя или регулятора давления);

положением замочного кольца, которое должно равномерно войти в обод и стать заподлицо с кромкой бортового кольца.

56. Манометры, контролирующие давление воздуха в шинах при накачке, должны проходить регулярную поверку в установленном порядке и быть опломбированы (иметь клеймо поверки).

57. Не допускается производить накачку шин при неисправных манометрах, отсутствии пломб (клейма поверки) и нарушении сроков испытания (поверки) манометров.

Глава 4. Требования по охране труда по окончании работы

58. По окончании работы необходимо:

выключить оборудование;

привести в порядок рабочее место;

убрать инструмент и приспособления в отведенное для них место;

снять спецодежду и убрать ее в предназначенное для нее место. Своевременно сдавать спецодежду и другие средства индивидуальной защиты в химчистку (стирку) и ремонт;

выполнить правила личной гигиены.

59. Доложить руководителю работ обо всех недостатках, замеченных в процессе работы.

Глава 5. Требования по охране труда в аварийных ситуациях

60. При возникновении аварийной (экстремальной) ситуации необходимо прекратить проведение работ, принять меры к эвакуации людей из опасной зоны, вызову аварийных специальных служб, устранению по возможности причин аварийной ситуации, сообщить о ней руководителю работ.

61. При возникновении пожара необходимо: прекратить работу, выключить электрооборудование, вызвать пожарную службу, сообщить руководителю работ, приступить к тушению пожара имеющимися средствами пожаротушения.

62. При несчастном случае на производстве необходимо:

быстро принять меры по предотвращению воздействия травмирующих факторов на потерпевшего (действия электротока, сдавливающих тяжестей и других);

оказать потерпевшему доврачебную помощь, используя препараты, имеющиеся в аптечке, и принять необходимые меры по оказанию потерпевшему медицинской помощи;

вызвать на место службу скорой помощи или организовать доставку потерпевшего в медучреждение;

сообщить о происшедшем непосредственному руководителю или другому должностному лицу нанимателя.

63. При авариях и несчастных случаях на производстве следует обеспечить до начала расследования сохранность обстановки, если это не представляет опасность для жизни и здоровья людей.

64. Если во время работы работник почувствовал резкое недомогание, — прекратить работу, поставить в известность руководителя, обратиться в медучреждение или ждать оказания медицинской помощи.

Обращаем ваше внимание, что другие материалы по охране труда и аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях вы можете скачать в разделе «Охрана труда ».

1. Для чего нужна балансировка колёс?

2. Чем отличаются динамическая и статическая балансировка?

3. Рассказать процесс балансирования колёс.

4. Для чего применяются разные программы балансирования колёс?

8. Отчёт по работе

В отчёт по работе включить:

1. Рисунок 5.1, 5.2

2. Описание вводимых размеров колеса.

3. Описать и зарисовать схемы прикрепления грузов у всех программ балансирования.

4. Заполнить протокол по работе.

Протокол проведения балансировки колеса

Марка шины колеса и размер .

Вид диска и диаметр .

Расстояние до внутренней стороны диска А, мм. .

Ширина диска L , дюймов.

Величина дисбаланса на внутренней стороне колеса .

Величина дисбаланса на наружной стороне колеса .

Работа № 6. Монтаж и демонтаж шин легковых

АВТОМОБИЛЕЙ

1. Оборудование, приборы и инструменты

1. Шиномонтажный стенд W– 500;

2. Колесо диаметра 10´´ – 18´´;

3. Компрессор.

2. Задание

1. Изучить устройство и принцип работы шиномонтажного стенда W– 500;

2. Проверить техническое состояние колёс автомобиля;

3. Провести демонтаж и монтаж шин.

3. Техника безопасности при выполнении работы

1. Работы по шиномонтажу проводить в спецодежде;

2. Не включать прибор без преподавателя или учебного мастера;

3. Во время зажима не помещать руки между ободом колеса и кулачками;

4. Следить, чтобы обод шины был прочно зажат кулачками;

5. Давление в шине должно быть в пределах, указанных заводом – изготовителем;

4. Техническая характеристика стенда

Максимальный диаметр колеса

Максимальная ширина колеса

Размер обода по наружному зажиму

Размер обода по внутреннему диаметру

Максимальный раствор лопаты отжима покрышки

Рабочее давление воздуха питания

Максимальный момент вращения монтажного стола

Напряжение питания

Мощность электропривода

5. Устройство стенда

Рисунок 6.1 Общий вид стенда W– 500

1 – педаль отжима покрышки; 2 – педаль отжима кулачков; 3 – педаль вращения стола; 4 – монтажный стол; 5 – кулачки; 6 – монтажная головка; 7 – штанга; 8 – стрела;9 – блокировка; 10 – стойка; 11 – регулятор давления; 12 – лопата отжима; 13 – буфер; 14 – монтажная лопатка

Рисунок 6.2 Монтажный стол

1 – монтажный стол; 2 – кулачки; 3- салазки.

Рисунок 6.3 Регулятор давления

1 – винт ручной регулировки; 2 – быстросъёмная муфта; 3 – манометр; 4 – ёмкость для масла.

Рисунок 6.4 Органы управления

1 – педаль поворота монтажного стола; 2 – педаль отжима кулачков; 3 – педаль отжима покрышки.