Главная · Сети · День памяти святых равноапостольных константина и елены. Елена равноапостольная константинопольская царица

День памяти святых равноапостольных константина и елены. Елена равноапостольная константинопольская царица

3 июня христиане отмечают День святых Константина и Елены. Елена, жена римского императора, сумела воспитать сына Константина в духе веры в Христа, убедив мужа не совершать гонения на верующих. Ее сын, став правителем, сделал христианство официальным. Поздравить всех с этим важным днем поможет подборка поздравлений.

Эпоха становления христианской веры изобилует трудностями. Многие святые прошли через страшные испытания, истязания, гонения и казни. И все же люди не отреклись от своих взглядов.

В языческом Риме были люди, которые, вопреки всем трудностям, придерживались постулатов христианской веры. Жена императора Елена была христианкой и те же взгляды воспитала в своем сыне Константине.

Женщина совершила паломническое путешествие в Иерусалим, привезла оттуда крест, на котором был распят в свое время Христос. В настоящее время к святым Елене и Константину обращаются за поддержкой, укреплением духа в сложных жизненных ситуациях.

Чтобы поздравить близких с Днем святых Елены и Константина, можно воспользоваться уже готовой подборкой стихотворений.

С Днем святых Елены и Константина
спешу вас поздравить, друзья.
Чтобы жизнь не казалось рутиной,
человеку необходима семья,

Чтобы сердце внутри не черствело,
чтобы каждый из нас был добрей,
Нужно задуматься о жизни Елены и Константина,
задуматься и поскорей,

Ведь их путь, их тернистые тропы
наводят невольно на мысль,
Что недаром, не напрасно нам
Богом дарована жизнь.

В День Константина и Елены
Пусть будут все благословенны.
На веру, добрые дела,
Поможет Господа рука!

Кто христианство прославляет
Того Господь в свой дом пускает,
И мир становится добрей,
Душа - мудрее и светлей!

Пусть вера воцарится навека,
Во имя дел святых и Господа Христа!

Константин с Еленой веру прославляли,
Людям стать светлее помогали!
Чтобы души были неизменно
Господом всегда благословенны!

Вспоминаем добрые дела,
Их святые жизни, имена,
Лучше стать и чище обещаем,
Господа Иисуса восхваляем!

Готовые поздравления в День святых Елены и Константина

Сегодня не только христианский праздник. День Ангела отмечают все, кого зовут Еленой или Константином. Имя Елена имеет греческие корни. В переводе оно обозначает «избранная» или «светлая».

Константин – имя, которое имеет русское и латинское происхождение. Переводится как «постоянный».

Поздравить друзей и родных с Днем Ангела или Днем святых Елены и Константина помогут готовые стихотворения. Они продемонстрируют ваше неравнодушие.

С Днем святых Елены, Константина,
Святых — прекрасных женщины, мужчины.
Пускай же в этот день и остальные
Преодолеть все беды будут силы.

Не знать ни трудных жизненных преград,
Не знать тоски, печали, грусти и утрат,
Пускай ключом бьет жизненный родник,
Пускай прекрасным будет каждый новый миг.

Пусть будет счастье неизменно
В день ангела сегодня, Лена,
Пускай тебя удача ждет
И все хорошее придет!

Желаю счастье отыскать,
И жизнь твою не променять,
А цельно и разумно жить,
И только искренне любить!

Сегодня славим Константина,
И мать - прекрасную Елену.
Их вера, сила, доброта
Уже столетия - нетленны.

Пускай святые вам помогут,
Когда другой надежды нет.
Пусть сохранять вас от печали,
От боли, горестей и бед.

Важнейшей задачей истории является осмысление того, что полно смысла (Sinndeutung des Sinvollen), а не придание смысла бессмысленному (Sinngebung des Sinnlosen).

[Голландский философ Йохан Хейзинга (Johan Huizinga). Из обращения к историкам в 1927 году.]

Первый возвеститель человеческих прав

21 мая по православному стилю, 3 июня по современному западному стилю, Православная церковь отмечает день святых равноапостольных царя Константина и матери его царицы Елены. Это большой христанский вселенский праздник. Император Константин Великий не только прекратил гонения на христиан в древней Римской Империи и созвал Первый Вселенский собор в 325 году в Никее, но и учредил новый основополагающий цивилизационный принцип свободного исповедания религиозных верований: «В вопросах веры, каждый должен следовать велениям своего сердца.». Это было первым в истории провозглашением человеческих прав.

На Руси святые Константин и Елена пользовались особенным почитанием и были прообразом хороших правителей в рамках хорошего политического строя, в согласии с Шестой Новелой императора Юстиниана Великого, обыкновенно называемой «Законом о симфонии». Согласно этому конституционному принципу, хороший, сиречь легитимный, государственный строй должен быть «правильным и порядочным» (по-­латыни: «recte et decenter», а по-­гречески: «орфос те ке просиконтос»), а сами правители должны быть порядочными и компетентными (decenter et competenter). Терминология этого конституционного закона в основном заимствована из определений Платона и Аристотеля, согласно которым, в хорошем политическом режиме должны преобладать политические начала монархии, аристократии или республики, но не тирании, олигархии или демократии.

В Русской эмиграции этот день Святого Равноапостольного Царя Константина и матери его Царицы Елены имел также и общественное значение, ибо он был корпусным праздником Крымского кадетского корпуса и шефским праздником Первого Русского

Великого Князя Константина Константиновича кадетского корпуса. Выпускники этих кадетских корпусов играли не малую роль в общественной жизни в большинстве стран рассеяния Русской Эмиграции, особенно после Второй Мировой войны.

Кадетское Объединение в Аргентине считало этот праздник своим и отмечала его торжественно и публично. Председатели и большинство членов Правления Аргентинского Объединения были крымскими кадетами до начала 90-­ых годов прошлого столетия, как и в некоторых других кадетских объединениях. Одновременно, этот праздник отмечали и остальные Кадетские Объединения и кадеты-­‐одиночки в Русском Зарубежье.

Один из источников нашей шкалы ценностей

По своему глубокому замыслу, подобные годовые праздники учреждены, главным образом, для того, чтобы возобновлять в памяти те или иные определенные принципы, убеждения и концепции, тесно связанные с отмечающейся датой. Значит, суть таких торжеств не заключается только в одном воспоминании «давно минувших лет», а в напоминании определенной программы, продолжающей быть актуальной и являющейся инструкцией (меморандумом) для будущего. Если история является учительницей жизни, как говорили древние римляне, очевидно, что современные воспоминания прошлого на самом деле направлены на будущее.

В данном конкретном случае, кроме всего прочего, можно провести некоторую параллель между временами святых царей Константина и Елены и нашей современностью. Тогда, как и сегодня, цивилизованный мир находился на распутье. Римская Империя, приблизительно с середины 3-­го века после Р. Х., вступила в окончательный всеобщий кризис, вызванный не только тогдашним устремлением варваров на территорию тогдашней цивилизации, но также, главным образом, и глубоким нравственным разложением самой этой цивилизации.

Интересно, что именно с этого момента в Империи начинается период царствования военных императоров, уроженцев тогдашней Иллирии, чья территория совпадала приблизительно с территорией бывшей Югославии. Самым известным из них был император Диоклетиан, чей дворец в городе Сплите, в Далмации, сохранился частично до сих пор. Он предпринял титанические усилия, чтобы преодолеть надвигающийся коллапс Империи, прибегая для этого, в первую очередь, к глубоким политическим и административным перестройкам. Перестройки же всегда являются бесплодным эрзацем подлинного возрождения. Сам Диоклетиан, по-­видимому, чувствовал недостаточность своих административных перестроек, а посему он и обрушился со страшными гонениями на христиан, видя в них угрозу для старой языческой римской религии, каковая тогда уже перестала быть фундаментом Римской Республики (Государства). Римская языческая религия давно уже изжила сама себя, растворившись в нескончаемом потоке разнообразных языческих верований, нахлынувших и затопивших полностью Рим, так что спасти государство с её помощью было невозможно. Христианство не было причиной смерти этих уже умерших верований, а целебной им сменой для новой жизни и надеждой для преображения общества и государства.

Диоклетиан разделил административно Империю на две половины, каждую со своим императором, с титулом августа, а затем каждую половину еще раз разделил пополам, поставив во главе вторых половин подсобных императоров с титулом кесаря. Кесарем, то есть подсобным императором, в западной части Римской Империи стал Констанций Хлор, отец Константина Великого, со столицей в рейнском городе Треверис, сегодня Трир. В 305 году Диоклетиан и его август-­коллега Максимилиан подали в отставку и удалились на покой (Диоклетиан в город Сплит). Из заменили Галерий и Констанций Хлор. В 306 году Констанций Хлор умер, и его место заступил его сын Константин, родившийся в городе Нише, на юге Сербии. Вскоре стало очевидным, что от этих перестроек положение в Империи отнюдь не улучшилось. Наоборот, оно еще более усложнилось, из-­‐за созданной системы «четверовластия» (так называемой «тетрархии»). Наступил период перманентной гражданской войны между «тетрархами», предел каковой был положен триумфом Христианства, через триумф Константина Великого.

Константин Великий поначалу занялся благоустройством своей германской территории, следы каковой деятельности, по крайней мере в области архитектуры, сохранились частично и по сей день в Трире. Однако, как и все великие гении истории, он вскоре убедился, что подлинное спасение не в административных и не в политических манипуляциях, а в нахождении новых широких путей в будущее.

Первым таким путем был возврат к единоначалию, сиречь к подлинной монархии, и к восстановлению единства в империи. Если императорская власть до этого и была абсолютной в области управления, все же она не зиждилась на принципе верховной власти. Учрежденная во времена Августа империя не была настоящей монархией, а пожизненной диктатурой. Высшая власть самого Августа определялась римскими республиканскими титулами диктатора и народного трибуна, с одновременным присоединением и титула верховного жреца. В этом заключалось глубокое противоречие, ибо чрезвычайная диктатура была типичным кратковременным учреждением Римской Республики, как и должность народного трибуна, а не пожизненным, как титулы верховного жреца и монарха. Лишь во второй половине третьего века римские императоры начинают носить диадему, то есть царскую корону, но при этом они одновременно начинают величать сами себя на своих монетах также и «богами». Для христиан и для иудеев такое величание было абсолютно неприемлемым.

Рядом победоносных войн со своими соперниками, Константин Великий добивается единства верховной власти в Империи, практически ликвидируя для этого перестройки Диоклетиана. Он также понимает, что с инфляцией и с экономической разрухой нельзя бороться одними лишь бюрократическими запретами, как это пытался делать Диоклетиан. Константин Великий вводит новую золотую монету, «солидум», как средство солидного денежного обращения в Империи, просуществовавшую затем более семи веков после него.

Главным поворотом Константина в имперской политике было обращение его взора к единственным здоровым элементам, продолжавшим существовать и развиваться в его государстве, несмотря на всеобщие процессы распада. Этой сокровищницей благих начал в тогдашнем обществе, как и в нашем сегодняшнем, были Христианская Церковь и её учение. Христианские принципы и концепции были лучше остальных убеждений и норм поведения, господствовавших в тогдашнем обществе. Однако, численно христиане не преобладали в тогдашнем обществе. Христиане, по-­видимому, представляли лишь немного более десяти процентов всего населения Империи. Причём, в городах христиан было больше, чем в деревне. Также и в вооруженных силах в процентном отношении их было больше, чем во всей Империи. Особенно много их было среди лучших элементов общества и армии.

Неписаная конституция Римского Государства с начала его существования основывала свою легитимность на согласии государственных структур и государственной символики с народными верованиями. Однако, несокрушимое развитие Христианства, несмотря на все гонения, выбивало из-­под ног Римского Государства его прежнюю легитимность. Кроме того, если тогда и был «консенсус» для превращения императорской диктатуры в монархию, то «консенсус» для слияния фигур монарха и «божества» для значительной части населения был абсолютно невозможен. Подлинная историческая заслуга Константина Великого заключается в том, что он ясно увидел необходимость разделения между этими двумя категориями: монарха и «божества», с упрочением первой категории и с ликвидацией второй. В таком разделении, затем подтвержденном отказом императора Феодосия Великого от титула верховного жреца, можно видеть корень православной доктрины симфонии, окончательно оформленной Святым Юстинианом Великим через двести лет, в 530 году.

Константин Великий имел видение Креста Господня с надписью « Сим победиши». Он мгновенно переменил символику своего войска, выдвигая перед ним новое Знамя с изображением Креста. С этим победоносным Знаменем он побеждает, и с тех пор оно

становится Знаменем Христолюбивого Воинства Римской, Византийской и Российской империй. Больше того, именно это Знамя создает само Христолюбивое Воинство, как таковое. Вскоре это понятие фиксируется Святым Иоанном Златоустом в Христианской Литургии, во время которой возносятся моления за «Филохристу страту» (Христолюбимое воинство). Однако, было бы неправильно думать, что в результате воздвижения новой символики совершилось мгновенное преобразование Империи, из языческой в христианскую. Исторические процессы никогда не бывают мгновенными. Они всегда являются весьма длительными, и лишь отдельные вспышки на тех или иных поворотах этих процессов бывают мгновенными.

Константин Великий в 313 году даровал Христианской Церкви и христианам лишь свободу верования, исповедания и обладания имуществом наравне с другими верованиями. Это был лишь акт терпимости по отношению к Христианству, акт поистине великолепный, после всех предыдущих кровавых и жестоких гонений. Но процессы дальнейшего вырождения языческих элементов в тогдашней цивилизации продолжались еще долго. Коренная перемена заключалась в том, что процессы возрождения получили свободу для своего развития. Так, тогда началась открытая борьба между процессами вырождения и процессами возрождения, или, вернее, процессами преображения. Для окончательного триумфа христианского преображения тогдашнего Римского Государства понадобилось еще около 80 лет. Лишь в 391 году испанский император Феодосий Великий официально провозгласил в Константинополе Римскую Империю христианским государством, в результате чего он и отказался от титула верховного жреца.

За эти 80 лет произошло очень много знаменательных событий в истории человечества. Силы Ада, всегда умеющие поддерживать непрерывную цепь провокаций в истории человечества, на прекращение открытых гонений на Христианство ответили новым видом провокаций: ересями. В борьбе со страшной ересью арианства, снова ярко выделился Святой Константин. Еще даже не будучи крещённым, осенённый Свыше, он созвал в 325 году Первый Вселенский Собор в Никее, который он лично открыл, хотя затем официально и не присутствовал на нем. На этот Никейский Собор были приглашены также епископы и из соседних стран. Значит, это был не только имперский, но поистине вселенский Собор. Профессор А. В. Карташев считает, что это было первое проявление глобальной «вселенскости» в истории Человечества.

Несмотря на первоначальное арифметическое превосходство сторонников Ария на этом Соборе, Святой Константин помог вождям Православия одержать победу над ересью Ария, утверждением первой части Символа Веры, в котором определяется единосущность Сына Божия с Богом Отцом. Так утверждается принцип соборности, согласно которому Истина требует соборного единодушного согласия, ибо она преобладает над временными арифметическими подсчетами голосов. Сам Арий и последователи его ереси (занявшие левое крыло зала заседаний, став прообразом всех левых парламентских фракций) были преданы Никейским Собором анафеме. Одновременно, Никейский Собор утвердил принципы нового Христианского календаря, являющегося синтезом ветхозаветного еврейского лунного календаря с римско-­египетским Юлианским солнечным календарем.

Затем Святой Константин заверил подписи святых отцов Первого Вселенского Собора, полагая этим начало роли православных царей, как нотариусов Христианской Церкви. С этого момента, все церковные соборные постановления одновременно санкционировались и как государственные постановления. Согласно Льву Тихомирову, Константин Великий хорошо понял, что на месте Древнего Рима было невозможно установить в полном расцвете новый христианский дух. Так он решил построить Новый Рим, в будущем Константинополь, или по-­‐славянски Царьград, который с 330 года становится столицей Римской Империи, а также и кафедрой Вселенского Патриарха, в чью юрисдикцию в 988 году вошла и наша Русь.

Сам Константин Великий, канонизированный Христианской Церковью, как равноапостольный, стал прообразом православных царей, в том числе и русских. Патриарх Иоасаф II Константинопольский, в соборной грамоте 1562 года, разрешает царю Ивану Грозному «быти и зватися царем законно и благочестиво; царем и государем православных христиан всей вселенной от востока до запада и до океана: да будешь ты между царями как равноапостольный и славный Константин».

Крестившись незадолго перед смертью, постигшей его в 337 году, Святой Константин оставил после себя еще окончательно не устоявшееся христианское государство. И в государстве, и в Церкви и после его смерти еще продолжалась борьба двух великих исторических процессов человечества: преображения и вырождения. Были моменты колебания даже самого царя Константина, под упорным давлением сторонников Ария, но на этом гибельном пути неизменно вставала спасительной преградой анафема арианству и принцип соборности, а в государстве – его символика. Даже из самого царского рода вскоре восстал дерзкий Отступник, попытавшийся провозгласить торжество антихристианской реакции.

Реакция Юлиана Отступника была лишь первым звеном в цепи антихристианских реакций и провокаций в истории человечества. Но никакие реакции никогда не смогут окончательно победить стремление человека к своему собственному преображению и преображению человеческого общества. Необходимо лишь всегда помнить, что процессы преображения, как и вырождения, всегда являются длительными. Ни окончательной победы, ни окончательного поражения здесь, на Земле, в этом веке, никогда не будет, вплоть до самого второго пришествия Господа Нашего Иисуса Христа. Поэтому, никогда не надо отчаиваться перед лицом тех или иных отступлений или даже поражений, ибо таковые являются всегда лишь временными, то есть всего лишь извилинами в общем ходе истории. Важно знать, где кому, на чьей стороне, надо стоять, и сознательно принимать участие в процессах положительных, одновременно сопротивляясь процессам отрицательным.

Праздник Крымского кадетского корпуса

В этом смысле и наши Кадетские Объединения в течение всех десятилетий их существования, были также и трибунами возрождения России, понимаемой нами как православное государство. В этом заключался всегда наш долг: верно стоять на своем месте, всегда принимая участие в положительных процессах возрождения нашей страны и принципиально отвергая всё преданное анафеме и все реакционные, отрицательные процессы, ведущие к вырождению.

В этом 2016 году исполняется 95-­летие первого выпуска в Русском Зарубежье славного Крымского кадетского корпуса. Крымский кадетский корпус был учрежден приказом Верховного главнокомндующего Русской Армии генерала П. Н. Врангеля в 1919 году. Это был сводный корпус Владикавказского и Полтавского кадетских корпусов, прибывших 9 июня 1920 года в Крым. К ним были приписанны кадеты других российских кадетских корпусов, воевавших в составе Русской Армии. Приказом генерала Врангеля они были откоммандированны с фронта Гражданской войны и направлены в Крымский кадетский корпус, иногда под конвоем, как и предыдущий председатель нашего Аргентинского кадетского объединения, георгиевский кавалер С. А. Якимович. (Будучи поначалу кадетом Киевского кадетского корпуса, он пошел добровольцем в Русскую Армию, под командованием генерала Врангеля. Закончив Крымский корпус в Изгнании, он поступил в Военное Училище Королевства С. Х. С. В чине майора Югославянской Армии, он был взят в плен немцами в 1941 году. Он просидел почти четыре года в немецком плену в Германии, а сразу после войны был включен во Французскую оккупационную армию в Германии, откуда затем демобилизовался в Аргентину).

В октябре 1920 года Крымский кадетский корпус был эвакуирован, через Царьград (Константинополь), в Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев, затем переименованное в Королевство Югославию, куда он прибыл в декабре 1920 года. В Крымском корпусе тогда было почти 650 кадет, из них около 230 ветеранов Гражданской войны, в том числе 40 георгиевских кавалеров, в семи классах, разделённых на 20 классных отделений и пять рот, под командованием 29 офицеров, при административном персонале в 8 человек.

Директором Крымского корпуса был генерал В. В. Римский-­Корсаков, бывший директор Первого Московского кадетского корпуса. Занятия по классам начались в городе Стрнище, в Боснии, в январе 1921 года, а первый выпуск Крымского корпуса состоялся в октябре того же 1921 года. В 1922-­ом году Крымский корпус был переведен в город Белая Церковь, на румынской границе, в две большие трёхэтажные казармы Королевства. В 1929 году Крымский корпус был закрыт, а остававшиеся к этому моменту в нём кадеты были влиты в Сводный Киевско-­Одесский кадетский корпус, который после эвакуации в Королевство С. Х. С. в 1921 году был переименован в Первый Русский кадетский корпус, в котором затем учился и автор этой заметки. Однако, и после временного закрытия Крымского корпуса, крымские кадеты продолжали всегда и повсюду отмечать свой корпуной праздник в День святых Константина и Елены, 3 июня по новому стилю.

Аргентинское объединение, как было сказано, считало этот день своим праздником и тоже его всегда отмечало. Незадолго перед смертью предыдущего председателя нашего Аргентинского Объединения, крымского кадета С. А. Якимовича, в начале 90-­‐х годов прошлого столетия, я ему обещал, что буду придерживатья в нашем Объединения этой традиции до самого конца. Настоящая заметка в «Кадетском письме» (основанном крымским кадетом А. Г. Денисенко, чей сын Г. А. Динесенко сегодня являяется председателем Кадетского Президиума немногочисленных оставшихся в живых русских зарубежных кадет) мною написана тоже в исполнение этого моего обещания.

На IV Общекадетском Съезде Открытого содружества суворовцев, нахимовцев, кадет России (ОС СНКР), состоявшемся в 2014 году в Хабаровске и Владивостоке, я предложил обратиться к надлежащим властям, чтобы снова открыть славный Хабаровский кадетский корпус в Хабаровске и славный Крымский кадетский корпус в Крыму и чтобы один из следующих Общекадетских съездов организовать в Крыму.

История христианской веры знает много примеров настоящих подвигов, на которые люди шли, искренне веря в помощь и заступничество Господа. Именно эти качества позже даровали им признание своих близких, окружающих и почетное место среди святых и праведников. Не каждый человек во имя своей веры может пожертвовать чем-то важным и значимым, поэтому таких людей следует не только уважать, но и ценить.

История праздника.

3 июня ежегодно отмечается светлый праздник – День памяти святых Елены и Константина. Сегодня в истории церкви Константина все знают как Равноапостольного, именно так его окрестили за все благие дела во имя своей веры и всего христианства в целом. История матери и сына начинается о времена римской империи. Елена была женой правителя Западной половины империи, поскольку в то время целая страна была разделена на две части. Елена была истинной христианкой, и муж не ущемлял ее в своей вере, поэтому и ребенок с самого детства воспитывался не только во внимании этой религии, но и уважении ко всему христианскому миру. Следует отметить, что лояльное отношение правителя к христианам не заканчивалось только на его жене. В тех странах, где он был правителем, никого не преследовали за то, что человек выбрал своей верой христианство. В остальных частях империи такие люди не только передавались, но и жестоко истязались на глазах у остальных в качестве примера.

Константин стал правителем Галлии и Британии после того, как умер его отец, это случилось в 306 году. В первую очередь сразу же после того, как он взошел на престол, Константин объявил полную свободу для исповедания христианской веры. Такая тактика не понравилась двум диктаторам, которые правили в прилегающих частях империи, они все время старались убить Константина, но его вера в Господа и его заступничество помогли избавиться от всех врагов, они были разгромлены, ни один из их коварных планов не воплотился в реальность. Согласно сказанию и источникам во время одного из сражений, правитель искренне молился Господу, чтобы он послал его войскам знамение, что смогло воодушевить их и вселить веру в победу. После этого люди увидели в небе сияющий Крест и надпись "Сим побеждай".

Постепенно власть Константина полностью установилась в западной части римской империи, и в этой части страны был им издан указ «о веротерпимости» после того, как он стал единственным правителем всей империи, по его приказу действие эдикта распространилось и на остальные области. Константин прекратил любые гонение и наказания тех людей, которые исповедовали христианство. В первый раз за несколько сотен лет люди перестали прятать свои истинные убеждения, у них появилась свобода и право выбора во что верить, выбор бога для поклонения и по каким заповедям строить свою жизнь.

Это были не все изменения, которые император внес во время своего правления. Столицей государства стала Византия, названная через какое-то время Константинополем. Правитель действительно верил в то, что единая вера среди народа поможет всем объединиться и в итоге получится большое и сильное государство с едиными взглядами на важные вещи и едиными целями. Константин старался всячески оказывать посильную помощь людям, которые выбрали своим занятием – проповедование среди простого народа. Духовенство всегда могло рассчитывать на помощь и поддержку своего правителя во всех благих начинаниях.

Животворящий крест.

Константин был глубоко убежден, что просто он просто обязан найти Животворящий Крест, который стал смертным пристанищем Иисуса Христа. Для того чтобы осуществить этот план Константин попросил помощи у своей матери Елены, поскольку она полностью разделяла его взгляды по отношению к религии и была настоящей опорой и поддержкой. Елена отправилась в экспедицию в Палестину, наделенная очень большими полномочиями от своего сына и значительными материальными средствами, которые могли понадобиться в этом деле.

В поисках Елене помогал Иерусалимский Патриарх Макарий, они вместе медленно искали Животворящий Крест, преодолевали возникающие препятствия и в итоге все же нашли эту значимую святыню. Находясь в экспедиции, Елена была занята не только поисками Животворящего Креста, в то время многие узнали ее как решительную женщину, которая способна многое сделать для своих братьев по вере. Именно по ее приказу все святые места, которые касались жизни Иисуса и Божьей Матери были избавлены от следов языческой веры. Все памятники и алтари были разрушены, а на их местах она приказала воздвигнуть христианские церкви.

В тот момент, когда было обнаружено захоронение с крестом под языческим храмом, Елена увидела там три креста и чтобы понять, какой из них является животворящим, они прикладывали по очереди каждый к мертвому человеку. И только один из них смог вернуть ему жизнь. Эта святыня была оставлена на хранение иерусалимскому патриарху, а с собой Елена забрала только часть животворящего креста. Перед тем, как покинуть Иерусалим Елена приказала приготовить щедрый пир, на котором сама прислуживала бедным и больным людям. Гости этого банкета не только смогли вкусно поесть и пообщаться с Еленой, но и получить щедрую милостыню с ее рук, с самыми теплыми искренними пожеланиями.

Праздник сегодня.

Сегодня Равноапостольного Константина и его мать Елену почитают во всех церквях. Люди помнят об их свершениях ради своей веры, их преданности народу и стремлению дать христианам как можно больше. В этот праздник обязательно нужно пойти в церковь и поблагодарить святых за возможность свободно говорить о своей вере и ничего не бояться.

История христианства знает много прекрасных имен и долг каждого человека сегодня не оставлять эту память в книгах, а делится ею со своими детьми, передавая историю все дальше и дальше.

Часто, поздравляя человека с днем рождения, многие называют его именинником, а сам день появления его на свет - именинами. Но это не всегда правильно, ведь день рождения не всегда совпадает с днем именин. Это в старые времена было принято называть новорожденного по Церковному календарю: выбор имени зависел от того, в день какого святого он появился на свет.
А в наше время детей называют в основном в честь близких родственников или кумиров, а иногда родители выбирают для младенца модное или просто красивое и благозвучное с их точки зрения имя. Как же узнать в таком случае день своих именин и, соответственно, своего небесного покровителя? Рассмотрим это на примере того, когда отмечаются именины Константинов.

Константин Великий - образцовый христианский правитель

Имя Константин соотносится в христианском именослове со многими святыми. Наиболее известен среди них Константин Великий - римский император, почитаемый в лике равноапостольного вместе с его матерью Еленой. Император Константин Великий наиболее известен тем, что после сотен лет гонений легализовал христианство. Он переименовал Византию в Константинополь, сделав этот город христианской столицей Римской империи. Правда, государственной религией христианство тогда не стало, но при Константине Великом оно было религией господствующей, благодаря чему христиане смогли, наконец, исповедовать свою веру открыто. Константин был объявлен историками образцовым христианским правителем, и именно за это его нарекли Великим.

Сам Константин был крещен уже будучи практически на смертном одре. Похоронен он в Апостольской церкви в городе Константинополе.

Прихожане православной церкви чтят его память как святого и равноапостольного. День имени отмечается 3 июня.

3 июня - именины Елены, Константина

Эта дата наиболее известна. Кстати, в день 3 июня почитается не только сам Константин, но и Елена. Названы обоими этими именами и храмы, возведенные в эту дату, и храмовый праздник. Имена святых Константина и Елены носит также один из болгарских курортов, расположенный в шести километрах от города Варна.

Знаменитый остров Святой Елены (именно на него был сослан Наполеон) также назвали в честь именно этой Елены, поскольку он был открыт как раз в день памяти святой.

Елена - мать Константина

Празднуя именины Константина и Елены 3 июня, некоторые ошибочно полагают, что они супруги. На самом деле, Елена - его мать. Женщина эта была из простого рода. В юности помогала своему отцу, работавшему на конной станции, работала в трактире служанкой. Там она познакомилась с будущим мужем Констанцием Хлором, ставшем при Максимиане Геркулии цезарем Римской империи. Затем в этой семье родился будущий император Константин.

Став таким образом царицей, Елена совершила много добрых дел. По ее повелению были сооружены христианские церкви. И сам император Константин повелел воздвигнуть храм во славу Воскресения Христова.

Другие святые Константины

Римский император Константин Великий был настолько популярен, что его именем в последующие времена нарекли одиннадцать императоров Рима и Византии.

И на Руси в XII-XIV столетиях, после принятия православия, также многие известные исторические личности носили это имя. Например, Константин Всеволодович - князь Владимирский, Константин Васильевич - суздальский князь, еще один Константин Васильевич - ростовский князь, а также Константин Михайлович - князь Тверской и многие другие. Вероятно, именно поэтому у современных Константинов так много дней, в которые они празднуют именины.

Именины Константина по церковному календарю

Эти именины празднуются множество раз в течение года. Приведем несколько из них.

Именины различных святых Константинов празднуются также 15 и 21 июня, 8, 14 и 16 июля, 11 и 17 августа, 16 сентября, 2 и 15 октября, 4, 23 и 27 ноября, а также 11 декабря. Имена святых, именины которых отмечаются в эти дни, можно посмотреть в православном церковном календаре.

Как определить свой день Константина

Для того чтобы узнать день именин Константина, который подходит конкретному Косте, нужно найти день памяти святого с таким же именем, самый близкий к дате его рождения. Принципиально, что день, когда отмечаются именины человека, в том числе и именины Константина, определяется датой, следующей за днем рождения, а не предшествующей ему, даже если последняя находится ближе к дате рождения.

Например, у Константинов, родившиеся после 11 декабря и до 8 января, именины, соответственно, 8 января, и их небесный покровитель - преподобный Константин Синадский. Родившиеся после 8 января и до 27 февраля Кости отмечают день именин 27 февраля и своим покровителем считают равноапостольного Константина Моравского.

18 марта, в день князя Константина Ярославского, нужно отмечать именины Константина, появившегося на свет между 27 февраля и 18 марта, и так далее, пользуясь датами приведенного выше церковного календаря.

По такому же принципу люди с любыми именами могут определить день своих именин.

А когда ваши именины?

Не так давно коллекция моих артефактов пополнилась Римской монетой датируемой IV веком с изображением Святой Елены. Из истории мы знаем, кем была Елена, и какой вклад внесла эта женщина в распространение христианства.

Флавия Юлия Елена Августа (лат. Flavia Iulia Helena, ок. 250-330 гг.) - мать римского императора Константина I. Прославилась своей деятельностью по распространению христианства и проведёнными ею раскопками в Иерусалиме, в ходе которых, по утверждениям христианских хронистов, были обретены Гроб Господень, Животворящий Крест и другие реликвии Страстей.

Елена почитается рядом христианских церквей как святая в лике равноапостольных (Святая Равноапостольная царица Елена, Елена Константинопольская).

Точный год рождения Елены неизвестен. Родилась она в маленьком посёлке Дрепана (лат. Drepanum) в Вифинии (недалеко от Константинополя в Малой Азии), как о том сообщает Прокопий. Позже её сын, император Константин Великий, в честь матери «прежнее селение Дрепану сделал городом и назвал Еленополисом». Сегодня это поселение отождествляется с турецким городом Херсек, окрестности Алтиновы, провинция Ялова.

Как полагают современные историки, Елена помогала своему отцу на конной станции, разливала вино путникам, ожидавшим перепряжки и перекладки лошадей, или просто работала служанкой в трактире. Там она, видимо, и познакомилась с Констанцием Хлором, при Максимиане Геркулии ставшем правителем (цезарем) Запада. В начале 270-х годов она стала его женой, либо конкубиной, то есть неофициальной постоянной сожительницей.

27 февраля 272 года в городе Наисс (совр. сербский Ниш) Елена родила сына - Флавия Валерия Аврелия Константина, будущего императора Константина Великого, сделавшего христианство государственной религией Римской империи. О том, были ли у Елены ещё дети, ничего не известно.

В 293 году Констанций был усыновлён императором Максимианом и разошёлся с Еленой, женившись на падчерице Максимиана Феодоре. После этого и до начала царствования её сына сведения о жизни Елены отсутствуют. Вероятно, она не удалялась далеко от родных мест, так как её сын Константин начал возвышение из Никомедии (центр Вифинии), откуда был вызван в 305 году на запад отцом, ставшим императором западной части Римской империи. Не исключено, что Елена перебралась на запад поближе к сыну в Тревир (современный Трир), который стал резиденцией Константина после того, как он унаследовал от отца самую западную часть Римской империи. В брошюре, изданной епископатом и духовенством Трирского собора, сообщается, что святая Елена «отдала часть своего дворца епископу Агритиусу» под церковь, став основательницей Трирского кафедрального собора Святого Петра.

Когда Константин принял христианство (после победы у Мульвийского моста в 312 году), Елена, следуя его примеру, тоже обратилась в христианство, хотя к тому времени ей было уже за шестьдесят. Об этом сохранилось свидетельство современника, Евсевия Кесарийского. Первые монеты с изображением Елены, где она титулуется Nobilissima Femina (букв. «благороднейшая женщина»), были отчеканены в 318-319 гг. в Фессалониках. В этот период Елена вероятно проживала при императорском дворе в Риме или Трире, но упоминаний в исторических хрониках об этом нет. В Риме ей принадлежало обширное поместье рядом с Латераном. В одном из помещений её дворца была устроена христианская церковь - Еленинская базилика (Liber Pontificalis приписывает её постройку Константину, но историки не исключают того, что идея перестройки дворца принадлежала самой Елене).

В 324 году Елена была провозглашена своим сыном августой: «венчал он царским венцом богомудрую мать свою, Елену, и позволил ей, как царице, чеканить свою монету». Евсевий отметил, что Константин доверил Елене распоряжаться царской казной по её усмотрению. О большом уважении императора к матери есть также свидетельство со стороны нехристианского историка. Аврелий Виктор передаёт историю, как Константин убил свою жену Фаусту из-за упреков Елены в её адрес.

В 326 году Елена (уже в очень преклонном возрасте, хотя и в добром здравии) предприняла паломническое путешествие в Иерусалим: «эта старица необыкновенного ума с быстротой юноши поспешила на восток». О её благочестивой деятельности во время путешествия подробно рассказал Евсевий, и отголоски его сохранились в раввинском антиевангельском сочинении V века «Тольдот Иешу», в котором Елену (мать Константина) назвали правительницей Иерусалима и приписали роль Понтия Пилата.

Скончалась Елена на 80-м году жизни - по разным предположениям, в 328, 329 или 330 году. Место её смерти точно неизвестно, называется Трир, где у неё был дворец, или даже Палестина. Версия о кончине Елены в Палестине не подтверждается сообщением Евсевия Памфила, что она «окончила свою жизнь в присутствии, в глазах и в объятиях столь великого, служившего ей сына».

В возрасте около 80-ти лет Елена предприняла путешествие в Иерусалим. Сократ Схоластик пишет, что это она сделала после того, как получила указание во сне. То же сообщает и «Хронография Феофана»: «имела видение, в котором ей повелевалось отправиться в Иерусалим и вывести на свет божественный места, закрытые нечестивыми». Получив поддержку в этом начинании от своего сына, Елена отправилась в паломничество:

«…божественный Константин отправил с сокровищами блаженную Елену для отыскания животворящего креста Господня. Иерусалимский патриарх, Макарий, встретил царицу с подобающею честью и вместе с нею отыскивал желанное животворящее древо, пребывая в тишине и прилежных молитвах и пощениях ».

(Хронография Феофана, год 5817 (324/325)

В поисках реликвий Страстей Христовых Елена предприняла раскопки на Голгофе, где, раскопав пещеру, в которой, согласно преданию, был погребён Иисус Христос, обрела Животворящий Крест, четыре гвоздя и титло INRI. Также с паломничеством Елены в Иерусалим предание IX века, не основанное на исторических хрониках, связывает происхождение святой лестницы. Обретение ею Креста положило начало празднеству Воздвижения Креста. Помощь в раскопках Елене оказали иерусалимский епископ Макарий I и упоминаемый в апокрифах местный житель Иуда Кириак.

Эта история описана многими христианскими авторами того времени: Амвросием Медиоланским (ок. 340-397 гг.), Руфином (345-410 гг.), Сократом Схоластиком (ок. 380-440 гг.), Феодоритом Кирским (386-457 гг.), Сульпицием Севером (ок. 363-410 гг.), Созоменом (ок. 400-450 гг.) и другими.

Путешествие и благотворительность Елены во время паломничества описаны в «Жизни блаженного Василевса Константина» Евсевием Кесарийским, написанным после смерти Константина для прославления императора и его семьи (Обретение Животворящего Креста Еленой в Иерусалиме, Аньоло Гадди, 1380 г.).

Путешествуя по всему востоку с царственным великолепием, она осыпала бесчисленными благодеяниями как вообще народонаселение городов, так, в частности, каждого приходившего к ней; се десница щедро награждала войска, весьма много помогала бедным и беспомощным. Одним она оказывала денежное пособие, других в изобилии снабжала одеждой для прикрытия наготы, иных освобождала от оков, избавляла от тяжкой работы в рудокопнях, выкупала у заимодавцев, а некоторых возвращала из заточения.