Главная · Электробезопасность · К вопросу создания «церковного музея. Православный музей

К вопросу создания «церковного музея. Православный музей

ДОКЛАД

ЦЕРКОВНЫЙ МУЗЕЙ МОСКОВСКОЙ ЕПАРХИИ

РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

И ЕГО РОЛЬ В СОХРАНЕНИИ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ.

Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства, всечестные отцы и матери, братья и сестры!

Благодарю вас за предоставленную возможность выступить перед высоким собранием. Я представляю на этом форуме Церковный музей Московской епархии, расположенный в московском Новодевичьем монастыре

Задача настоящего доклада - познакомить слушателей с историей создания Церковного музея, организацией его работы и его участием в деле сохранения культурного наследия.

I. История Церковного музея.

Церковный музей Московской епархии Русской Православной Церкви сравнительно молодой, ему всего четыре года. Он был создан в стенах древнего Новодевичьего монастыря в июне 2010 года по распоряжению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. Это - частное учреждение культуры, учредителем и собственником которого является Московская Епархия.

Церковный музей фактически стал приемником филиала Государственного Исторического музея, который долгие годы находился в Новодевичьем монастыре, и выехал с его территории в связи с передачей обители Московской епархии Русской Православной Церкви. В январе того же 2010 года распоряжением Правительства Российской Федерации весь комплекс зданий Новодевичьего монастыря в составе 47 строений и 5 иконостасов, был передан в безвозмездное срочное пользование Московской епархии Русской Православной Церкви. За всеми переданными объектами недвижимого имущества сохранился статус федеральной собственности, а за иконостасами еще и принадлежности Государственному музейному фонду.

Церковный музей Московской епархии осуществляет свою деятельность, в соответствии с законодательством Российской Федерации, Уставом, Указами и иными актами митрополита Крутицкого и Коломенского. В уставе Церковного музея Московской епархии прописано, что он является некоммерческой организацией, и создан для осуществления культурных, образовательных, просветительских, научных и иных функций, а также для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций.

II. Цели и задачи

На территории Новодевичьего монастыря находится ряд выдающихся памятников истории и культуры, относящихся к середине XVI- концу XVII вв. а именно: пять храмов, колокольня, дворцовые палаты, крепостные стены с башнями, а также памятники некрополя. Церковный музей Московской епархии позиционирует себя как православное научно-просветительское учреждение, хранящее мемориальные и исторические реликвии, связанные с российской государственностью и православием.

Получив в пользование комплекс Новодевичьего монастыря, Московская епархия соответственно приняла на себя и ответственность за сохранение этого особо ценного объекта истории и культуры. Следует отметить, что при передаче в пользование Московской епархии Новодевичий монастырь утратил юридический статус особо ценного объекта, и вытекающие из него преференции. Итак, с первых дней перед Церковным музеем стояла задача возвратить древней обители статус особо ценного объекта. Чтобы ее решитьсотрудникам Музея потребовалось немало времени и усилий, и сейчас ансамбль Новодевичьего монастыря вновь признан особо ценным объектом культурного наследия народов Российской Федерации.

С 2004 года ансамбль Новодевичьего монастыря включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, будучи признан универсальной мировой ценностью. Это ставит перед Церковным музеем задачи другого уровня, а именно - исполнение международных конвенций в области сохранения объектов всемирного культурного наследия и презентацию архитектурного ансамбля Новодевичьего монастыря в культурном ландшафте, исторической и природной среде, а также его мемориализацию как памятника православной культуры. Весь этот комплекс вопросов должен найти своё отражение в плане управления ансамблем Новодевичьего монастыря, находящимся в стадии разработки.

Находясь в стенах древней церковной святыни, действующего православного монастыря, сознавая себя хранителем христианского культурного наследия и частью российского и всемирного музейного сообщества, Церковный музей Московской епархии видит свою миссию в духовно-нравственном и культурном просвещении российского общества, воспитании подрастающего поколения. Этим продиктованы основные направления, деятельности Церковного музея: экскурсионно-выставочная, научная, информационно-просветительская.

III. Основные направления деятельности.

1). Экскурсионно-выставочная. С первых дней своего существования Церковный музей был глубоко заинтересован в сохранении высокого профессионального уровня экскурсионного обслуживания - такого, каким оно был в филиале Государственного Исторического музея. Поэтому его экскурсоводы были привлечены на работу в Церковный музей. Благодаря этому экскурсионное бюро ни на один день не прервало свою работу. В настоящее время оно работает без выходных, направляя свою деятельность на предоставление услуг посетителям и, соответственно, на получение музеем дополнительных финансовых средств (экскурсии, реализация сувенирной и полиграфической продукции и др.).

Следующей задачей Церковного музея было открытие новых экспозиций. В его распоряжении после вывоза фондов ГИМа и свёртывания выставок осталось 5 иконостасов, из которых четыре - в действующих храмах. Уже к Пасхе 2011 года в Ирининских палатах по благословению Митрополита Ювеналия Церковным музеем была открыта первая экспозиция под названием «Огненные язы́ки благодати», в рамках которой представлено более 50-ти икон первой четверти 18 века из иконостаса реставрируемой Духовской церкви.

Одновременно с этой экспозицией была открыта фотовыставка «Московская епархия вчера и сегодня», рассказывающая о том, как в постсоветское время в Московской области из руин восстанавливались храмы и монастыри. В прошедшем 2014 году она в обновленном и расширенном виде была перенесена в Сетунские палаты.

К Рождеству 2012 года в Софьиных палатах была открыта выставка «Величай, Душе моя, Деву Пречистую». На выставке представлено более 80 Богородичных икон конца XVIII-начала XX вв. из прежде закрытого монастырского фонда.

В Напрудной башне была размещена выставка, посвященная игуменье Серафиме (Черной) - первой настоятельнице возрожденного Новодевичьего монастыря, родной внучки священномученика Серафима Чича́гова. На выставке представлены фотографии из семейного архива, личные вещи, церковные и государственные награды матушки.

К 200-летнему юбилею Отечественной войны в подклете Софьиных палат была открыта выставка «1812 год в судьбах России и Новодевичьего монастыря», повествующая о первых месяцах войны и о том, как Москва и Новодевичий монастырь пережили французскую оккупацию.

В настоящее время в Новодевичьем монастыре действуют 5 экспозиций. В летний период Смоленский собор обители во внебогослужебное время функционирует в музейном режиме.

2). Научно-фондовая работа - является одним из основных направлений музейной деятельности, ориентированная на сохранение, исследование и использование музейных предметов. Как уже было сказано, вместе с объектами недвижимости Московской епархии были переданы в пользование 5 иконостасов из Государственного музейного фонда, ценнейшим памятником и уникальным артефактом является настенная фресковая роспись Смоленского собора.

Задачей Церковного музея является учет переданных в пользование объектов, их изучение и сохранение. Для этого несколько раз в год в плановом и внеочередном порядке в Новодевичьем монастыре проходят выездные совещания реставрационного совета ГИМа, на которых его научные сотрудники проверяют состояние и условия хранения переданных памятников искусства, дают рекомендации.

Главный хранитель Церковного музея в рабочем порядке следит за состоянием иконостасов и росписей, ведет постоянный мониторинг температурно-влажностного режима. В музее на протяжении ряда лет проводится работа по компьютеризации фондов, прежде всего, с целью формирования каталогов коллекций в электронном виде.

Прочные связи установились у Церковного музея с Российским Институтом Археологии РАН, постоянно проводящим работы на памятниках Новодевичьего монастыря, а также с Центральными научно-реставрационными производственными мастерскими, курирующими проведение всех реставрационных работ на памятниках Новодевичьего монастыря.

3). Конференции, издательская деятельность.

Представители Церковного музея регулярно принимают участие в различных российских и международных научных форумах по музейному делу, реставрации, конференциях, семинарах, круглых столах, после чего готовят отчеты и размещают материалы на сайте Церковного музея (http://ndm-museum.ru). В стенах самой обители уже не раз проводились конференции и круглые столы, в их числе семинар ЮНЕСКО для пользователей объектов религиозного значения.

В период с 2011 по 2012 гг. Церковный музей совместно с ГИМом, подготовил к изданию и выпустил фундаментальную научную антологию по истории и архитектуре Новодевичьего монастыря. К работе над этой книгой были привлечены авторитетные историки, искусствоведы, архитекторы, археологи. В прошедшем году Новодевичий монастырь выпустил новый тираж популярного путеводителя.

В монастыре уже дважды проводились международные конференции по золотному шитью, всякий раз сопровождавшиеся выпуском сборников материалов и докладов.

3). Информационно-просветительская деятельность Церковного музея Московской епархии заключается в предоставлении информации о экспозициях, фондовых коллекциях и проводимых в музее мероприятиях, которая широко распространяется, благодаря видеосюжетам и анонсам, распространяемых в СМИ. Церковный музей активно формирует связи с различными туристическими и паломническими службами, общественными организациями, сотрудничает федеральными и региональными СМИ, принимает участие в социальных программах, в стенах обители проходят практику студенты различных архитектурных и художественных ВУЗов.

В начале 2014 года по благословению Митрополита Ювеналия в монастыре начала работать общедоступная библиотека с большим читальным залом, где проводятся духовные беседы и круглые столы.

IV . Структура и подразделения.

На 1 января 2014 г. штатное расписание Церковного музея включало 50,0 единиц. В своей работе сотрудники музея руководствуются положениями об отделах и должностными инструкциями. Руководителем Церковного музея Московской епархии является директор, которого назначает митрополит Крутицкий и Коломенский.

Музей имеет компактный управленческий аппарат, в который входят следующие штатные единицы: заместитель директора по научной работе, заместитель по связям со СМИ и хозяйственным вопросам, учёный секретарь и главный хранитель.

Наиболее многочисленное подразделение (62% от общего числа сотрудников), представляет собой экскурсионно-выставочный отдел, что обусловлено наличием довольно обширных экспозиционных площадей, за которыми наблюдают смотрители.

V . Заключение.

В заключение хотелось бы отметить, что Церковный музей Московской епархии успешно продолжает традиции музеефикации Новодевичьего монастыря - одного из основных туристических объектов столицы - и удерживает высокий рейтинг среди московских музеев. После передачи обители в пользование Церкви, наблюдается устойчивое увеличение потока посетителей, в том числе и иностранцев (который по известным причинам снизился в этом году). Экспозиции музея пользуются популярностью среди различных социальных групп населения, желающих познакомиться с историческим и духовным наследием России, повысить свой культурный уровень.

После полномасштабной реставрации, которая началась в этом году, древняя обитель, которая скоро отметит свой 500-летний юбилей, предстанет в преображенном виде. Это тем более важно, т. к. Новодевичий монастырь всегда был и доныне является одним из духовных центров и святыней Первопрестольной, чудом уцелевшей среди бесчисленных разорений, стихийных бедствий, различных реформ, выдающейся христианской ценностью, своим царственным великолепием и гармонией архитектурного ансамбля свидетельствующей о Божественном величии, и наконец, знаковым объектом в системе церковно-государственных отношений.

Благодарю за внимание!

Диакон Алексий Куликов

Музей православной культуры, расположенный в финском городе Куопио, был открыт в 1957 году. На современном месте музей работает с 1969 года, когда для него было построено отдельное, небольшое по размерам здание в стиле модерн из стекла и камня.

Основу коллекции музея составляют экспонаты из Валаамского монастыря, которые были увезены оттуда вглубь страны в 1939 году, после начала войны между Финляндией и Советским Союзом, и предметы церковного искусства XVII – XX веков, эвакуированные из других православных приходов страны.

Среди экспонатов можно увидеть украшенные драгоценными камнями иконы, псалтырь в серебряном окладе, священные церковные одежды с вышивкой из золота и серебра. Особую ценность представляют каменные цепи вериги, принадлежавшие монахам-отшельникам с острова Валаам.

Краеведческий музей в Куопио

Краеведческий музей в Куопио ориентирован на природу Северо-Западной Европы. Но в коллекциях преобладают экспонаты восточной Финляндии. Коллекция Краеведческого музея Куопио была создана в 1887 году, когда Бенджамин Сталберг пожертвовал новому музею три чучела совы.

В 1901 году А. Ю. Мела поддержал новую коллекцию, подарив свои образцы растений, минералов, насекомых, птиц и яиц. Когда здание для музея было готово, в 1907 году, Общество натуралистов Куопио начало собирать материалы для коллекции и организовало первую выставку.

Сборы экспонатов продолжались до 1960 года. К этому времени в коллекции музея уже насчитывалось около 1500 позвоночных, 22000 насекомых и яйца 300 различных видов птиц.

Музей городской истории в Куопио

Куопио – это столица провинции Северное Саво в Финляндии. Основной достопримечательностью города считается каменный Кафедральный собор Tuomlokirkko, построенный в 1815 году. Также в Копио находится основной православный собор Финляндии - собор Св. Николая.

В Копио расположены несколько интересных музеев. Собор Св. Николая является самым крупным музеем православия в Западной Европе, интересен Музей-квартал, где можно посмотреть макеты домов разных времен и сословий, Художественный музей, Автомобильный музей и др.

Интересен также Музей городской истории в Куопио. Музей является частью музейного центра Куопио. Он расположен в доме, который ранее являлся жилищем священника. До этого здание было коровником. В музее можно посмотреть на экспонаты культурно-исторического наследия, в том числе, сотворенные вручную. Также здесь представлены экспонаты скотоводства, рыбалки, школьные предметы военного времени.

Главная цель создания музея - демонстрация предыстории, истории, жизни и культуры города Куопио и Северного Саво. Музей был основан в 1884 году.

Церковный православный музей

Церковный православный музей расположен в небольшом финском городе Куопио и располагает обширной коллекцией предметов церковного искусства и исторических артефактов. Несмотря на свою относительную молодость, музейная коллекция насчитывает обширное число предметов, относящихся к XVII-XIX векам. Это во многом заслуга контактов музея с Валаамским монастырем, который принимает активное участие в формировании экспозиции.

Церковный православный музей в Куопио - крупнейшее сооружение подобного рода в Западной Европе. Коллекция музея довольно обширно пополнилась во время Второй мировой войны, что позволило сохранить уникальный атрибуты церковной жизни, в частности Коневскую икону Божией Матери XVIII века. Из собранных экспонатов в 1957 году был создан музей, а в 1968 году у коллекции появилось постоянное помещение.

Приходите в церковный музей для того, чтобы лучше ознакомиться с церковной историей и культурой. Вас ждет множество уникальных экспонатов и интересные экскурсии от профессиональных работников музея.


Достопримечательности Куопио

За свою двадцатилетнюю историю Православный музей стал неотъемлемой частью жизни духовной столицы Урала. Каждого, кто побывал здесь и ощутил дух православия, услышав проникновенные рассказы православных экскурсоводов, тянет возвращаться сюда вновь и вновь. С каждым годом количество посетителей музея растёт. В 2013 году посетили самостоятельно и в рамках экскурсионного обслуживания 19 619 человек, а за 11 месяцев 2014 года эта цифра составила уже 22 580.

В единственный православный музей Свердловской области приезжают люди из различных уголков России: Перми. Ижевска, Арзамаса, Москвы, С-Петербурга, Саратова, Владивостока и многих других. Есть и постоянные клиенты – Турфирма «Городище» из Нижнего Тагила, Свердловский Областной музей из города Лесного, Паломнический Центр Челябинской епархии, Туристический центр «Диана-Тур» из Перми и другие. Особенно много желающих посетить святыни в летний период отпусков и путешествий, а также в крупные православные праздники и в дни чествования Праведного Симеона Верхотурского Чудотворца. Почти все приезжающие в Верхотурье гости отмечают особую благодатную тишину и воздух, словно напоенный свежестью и чистотой. Здесь воистину можно восстановить душевные и физические силы, а в Православном музее, пополнить свои знания истории России, судьбы православных святынь монастыря, города и края.

Уникальность музея в том, что он посвящен истории православия на территории древней столицы Урала. В нем на освященной территории Верхотурского Свято-Николаевского монастыря собраны экспонаты-свидетельства о жизни православной России. Уникален он еще и тем, что среди экскурсоводов есть монахи и послушники, экскурсоводы – миряне - люди, компетентные и верующие. Любознательному человеку, который приезжает в «Уральскую лавру» здесь можно приобщиться не только к вере, но и к истории. Монастырский музей собрал многие ценности из прошлой жизни обители, из других храмов Верхотурья: церковные реликвии, монашеские облачения, фотоснимки труда и быта братии, документы о гонениях на православие, о трагических судьбах христианских подвижников.

И даже в самый малопосещаемый зимний сезон не менее 700 человек в месяц приобщается здесь к православной культуре.

Многих именитых гостей видели старинные стены музея. Среди них Патриарх Московский и всея Руси Алексий II , митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, архиепископ Сиднейский и Австралийско-Новозеландский Илларион, руководитель Всемирной организации ЮНЕСКО Ф.Майор, иностранные дипломаты и туристы, представители Дома Романовых, известные артисты Валентина Толкунова, Галина Вишневская, Иосиф Кобзон, Олег Газманов и др.

Основу музея заложил первый после долгого периода безбожия наместник Свято-Николаевской обители игумен Тихон (Затёкин), который в начале 1990-х годов возглавил возрождение монастыря. Неподдельный интерес молодого священнослужителя к истории Свято-Николаевского монастыря и Верхотурья в целом, энтузиазм, с которым он взялся за дело, принес свои плоды: не только восстали из руин храмы и здания, но и из различных источников были получены интереснейшие музейные экспонаты. Игумен Тихон сумел поднять забытые обществом пласты исторических событий, традиций, православной культуры. Он лично участвовал в археологических раскопках, проводил изыскания во многих архивах. Общался с историками, краеведами и очевидцами событий и их потомками, которые делились воспоминаниями, дарили музею вещи, фотографии, документы. Поскольку среди них было много предметов культового и религиозно-исторического содержания, в том числе иконы, храмовое имущество, священные предметы, находившиеся в алтарях храмов и использовавшиеся в богослужениях, то их экспозиция и хранение требовали специфических условий. Когда собранное и накопленное таким образом превысило «критическую массу», возникли объективные предпосылки для создания Православного музея. Для этих целей монастырем были выделены помещения на первом этаже старейшего Игуменского корпуса монастыря, в которых и развернулась экспозиция Православного музея.

Отец Тихон в настоящее время является архимандритом и наместником Вознесенского Печёрского монастыря в Нижнем Новгороде. О Верхотурье он не забывает и в делах и в молитвах, постоянно посещает любимый город, продолжает писать о нем.

Наместником обители с 2000 года по 2015 год являлся игумен Филипп (Ельшин), который до прибытия в монастырь возглавлял экскурсионный отдел Троице-Сергиевой Лавры. Поэтому нужды и интересы Православного музея ему близки и понятны. Отец Филипп уделял большое внимание развитию музея и пополнению его фондов.

Первым руководителем музея была Раиса Николаевна Огаркова, долгое время бывшая председателем общества любителей Верхотурского края (ОЛВК). После нее несколько лет музей возглавлял коренной верхотурец Сергей Петрович Ившин. В настоящее время директором музея является насельник Свято-Николаевского монастыря иеромонах Арефа (Кульбака).

Экспозиция музея начинается у входа в игуменский корпус, где находится витрина с продукцией монастырской швейной мастерской. Часть крупных экспонатов, в том числе предметов быта дореволюционной эпохи и портреты архиереев Екатеринбургской епархии находятся в коридоре игуменского корпуса. При входе посетителей встречает фотовыставка, посвященная семье последнего российского императора. В первом зале расположены экспонаты, относящиеся к основанию города Верхотурья, Николаевского монастыря, истории обретения и перенесения мощей праведного Симеона, парсуны Феодора Иоанновича, Бориса Годунова, патриарха Филарета, реконструкции облачений и царских грамот XVII века, а также фотографии архитектурного ансамбля села Меркушино. В зале находятся мраморные плиты из усыпальницы и гробница праведного храма Святого Праведного Симеона в селе Меркушино, а также дореволюционные фотографии первых каменных храмов. Далее в экспозиции представлены личные вещи настоятелей монастыря из захоронений на братском кладбище. А также фрагменты деревянного водопровода из лиственницы, церковные облачения, рипиды и даже деталь пожарного насоса.

Период наивысшего рассвета монастыря в начале ХХ века представлен в самом большом третьем зале музея. Здесь находятся семисвечник из Иоанно-Предтеченской церкви г. Екатеринбурга, детали отделки и убранства Крестовоздвиженского собора, в том числе обломки фаянсового иконостаса и части облицовки главного купола собора, коллекция медных монет из клада, найденного в подвале этого же храма, личные вещи архимандрита Ксенофонта (Медведева), схииеромонаха Иоанна (Кевролетина), схиархимандрита Сергия (Комарова), уникальные фотографии работы монастырской фотомастерской, в том числе верхотурские снимки Г.Е. Распутина, великой княгини Елизаветы Федоровны, старинные книги XVII -XX вв.

В экспозиции следующего зала показаны фотографии советского периода, а также предметы и фотографии из истории женского Покровского монастыря, Троицкого собора и других храмов города Верхотурье. В последнем помещении хранятся различные подарки музею, отражена история духовного училища и восстановления храмов в 1990-х годах, фотографии известных посетителей музея, а также большая коллекция фотографий монастырского фотоателье, фотооборудование.

Православный музей принимает посетителей ежедневно с 9-00 до 17-00.

Сотрудниками православного музея проводятся экскурсии по территории монастыря. Они охватывают Крестовоздвиженский и Преображенский соборы, храм святителя Николая, Симеоно-Анненскую надвратную церковь.

Также, как дополнительные услуги проводятся экскурсии по храмам села Меркушино, скита Актая, села Красная Гора и по святым местам Верхотурья: женский Покровский монастырь, Троицкий собор, Старо-Покровский храм и Знаменская церковь.

Экскурсионное обслуживание оплачивается в форме добровольных пожертвований. Подробности можно узнать по телефону +7953-387-86-24.

Музей был открыт 28 января 2008 г. по благословению Преосвященнейшего Максима, епископа Барнаульского и Алтайского. Инициаторами организации музея выступили Бийское благочиние Барнаульской епархии РПЦ и Бийское отделение Демидовского фонда. По числу экспонатов и экспозиционной площади музей является одним из крупнейших церковных музеев Сибири.

На 1 августа 2015 г. в фондах музея собрано 48.917 экспонатов, из них 42.282 экспоната относятся к основному фонду. Самым древним экспонатом музея является старопечатная книга «Октоих», изданная в Москве в 1618 году. Значительный интерес представляют первопечатные книги Руси - «Апостол» 1633 и «Псалтирь» 1634 годов издания.

Среди уникальных собраний музея следует назвать коллекции:

  • православных икон ХVIII-ХХ вв. 1672 единицы хранения;
  • медного православного литья ХVIII-ХХ вв. - 146 единиц хранения;
  • старопечатных и изданных гражданским шрифтом православных книг ХVII - начала ХХ вв. - 742 единицы хранения;
  • рукописных православных книг ХIХ-ХХ вв. - 12 единиц хранения;
  • православных календарей ХХ-ХХI вв. - 2184 единицы хранения;
  • тельных крестов ХIХ-ХХI вв. - 2318 единиц хранения.

Среди раритетов: Владимирская икона Пресвятой Богородицы ХIХ в., которая чудесным образом сохранилась после пожара; большой меднолитой православный крест ХIХ века, в 2008 г. разрубленный на части жителем Бийска для сдачи в пункт приема металла; надгробные плиты, святыни…

Музеем создано и открыто 119 фондов: тематических, личных и мемориальных (бийских архиереев, священно- и церковнослужителей, монашествующих).

С сентября 2009 года музей размещается в залах Бийского архиерейского дома 1888 года постройки - уникального памятника архитектуры и истории РФ и РПЦ.

В составе музея 19 экспозиций:

— Алтайская духовная миссия;
— Бийск православный;
— Бийский архиерейский дом;
— Казначейство Алтайской духовной миссии;
— Православная ярмарка;
— За каждым именем - судьба;
— Белый клобук Алтая;
— Кабинет бийских архиереев;
— Архиерейская опочивальня;
— Зал миссионерских собраний;
— Молитва воплощенная в металле;
— Русская старопечатная книга и рукописная книга;
— Архиерейская трапезная;
Учебный класс церковно-приходской школы;
— Невинно убиенные;
— Фонд редкой книги;
— Бийский Тихвинский монастырь;
— Православная горница;
— Келья схимонаха.

При музее создана научная фундаментальная библиотека, которая насчитывает 42 тысячи книг по православию, истории, краеведению, музееведению, искусству и другим направлениям.

Музей дважды стал участником международных выставок «Интурмаркет» в г. Москве и шести региональных туристических выставок «Алтайтур. Алтайкурорт».

Музей предлагает шесть разноплановых экскурсионных программ по следующим темам:

— «Музей истории Алтайской духовной миссии»;
— «Бийское архиерейское подворье - памятник православной истории и культуры Алтая»;
— «Все это - Бийск!»;
— «Бийский Арбат»;
— «Бийск православный»;
— «К истоку Великой Оби».

Ежегодно музей проводит более 700 экскурсий и принимает до 35 тысяч туристов и паломников.

На базе музея проходят международные и региональные конференции по музееведению. Научные сотрудники музея ведут научно-исследовательскую работу по разным вопросам православного краеведения, составляют «Православную летопись г. Бийска», «Путеводитель по фондам и собраниям музея истории Алтайской духовной миссии», «Биографический справочник священно-церковнослужителей г. Бийска», публикуют научные статьи, выступают на конференциях.

В рамках издательской программы музея выпущено более 40 наименований буклетов по православному краеведению, документальный фильм «Сердце Святого Алтая».

Музей истории Алтайской духовной миссии
Адрес: 659335. Россия. Алтайский край. г.Бийск. Улица Иркутская, 1/1.
Директор музея - Павел Сергеевич Коваленко
Экскурсии по музею по предварительной записи по телефонам
Тел. +79635245674

ЦЕРКОВНЫЕ МУЗЕИ

Группа музеев, создаваемых при церквях, монастырях, епархиях, религиозных объединениях, которые являются их собственниками и учредителями; в настоящее время прослеживается тенденция увеличения количества музеев. Церковные музеи возникли как группа музеев исторического профиля, с целью собирания и хранения памятников церковной старины.

Церковные или церковно-археологические музеи находились в ведении Святейшего Синода и существовали при духовных академиях, церковно-археологических комитетах и обществах, православных братствах. Появление церковных музеев было связано с введением курса церковной археологии в программу духовных академий, наглядность преподавания которого обеспечивалась демонстрацией предметов, а также осознанная обществом потребность в сохранении памятников церковной старины. Церковные музеи создавались на базе коллекций древлехранилищ, включавших собрания церковной утвари, облачений, книг и ставили своей целью просвещение духовенства и светской публики.

История

Первые церковные музеи появились в последней трети 19 в. при духовных академиях - Киевской (1872 г.), Петербургской (1879 г.), Московской (1880 г.) Самым крупным из них был музей Киевской духовной академии, состоявший из отдела рукописей, старопечатных книг и гравюр, архитектуры, иконописи, скульптуры, нумизматики, богослужебной утвари и включавший исторические реликвии (крест, которым, по преданию, преподобный Сергий Радонежский благословил вел. кн. Дмитрия Донского и др.) Интенсивная собирательская работа значительно увеличила количество предметов музея; результаты исследований отдельных экспонатов и коллекций (см. виды коллекций) публиковались в трудах академии.

В конце 19- начале 20 в. был создан ряд музеев по инициативе церковно-археологических обществ и комитетов. Музеи церковных древностей открылись в Ростове (1883 г.), Туле (1885 г.), Архангельске (1886 г.), Подольске (1890 г.), Ставрополе (1894 г.), Воронеже (1901 г.), Кишинёве (1904 г.), Орле (1905 г.).

Церковные музеи открывались и благодаря деятельности светских лиц - в Вологде (1888 г.), Тифлисе (1888 г.), Витебске (1893 г.), Могилёве (1897 г.)

На предварительном съезде деятелей музеев в Москве (1912 г.), созванном для обсуждения назревших вопросов в области музейного дела, группа представителей церковно-археологических музеев была одной из самых значительных. К этому времени в России было около 50 церковных музеев.

После Октябрьской революции церковные музеи были ликвидированы, а их собрания влились в коллекции исторических , художественных , краеведческих музеев и образовали "церковные" отделы, пополнявшиеся в 1920-е гг. культовыми предметами закрывавшихся храмов. В 1930-е гг. многие исторические и художественные музеи были закрыты или перепрофилированы в краеведческие и антирелигиозные. Церковные коллекции были частично утрачены, наиболее ценные поступили в крупнейшие государственные музеи - Центральный музей Древнерусской культуры и искусства им. А. Рублёва, музей-заповедник "Коломенское", Новгородский объединённый историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, местные краеведческие музеи.

Первый музей после ликвидации церковных музеев вновь был открыт в 1944 г. как Церковно-археологический музей при Московской духовной академии. Церковные музеи открываются в настоящее время как в действующих монастырях (музей истории Русской православной церкви в Свято-Даниловом монастыре, Мемориальный музей патриарха Тихона в Донском монастыре), так и в приходских храмах по всей России (Музей при кафедральном соборе в г. Тутаев Ярославской обл., в планах - открытие музея при храме св. великомученицы Варвары в с. Поводнево Мышкинского р-на Ярославской области, при Троицком соборе в г. Саратове). Сложные взаимоотношения, возникшие с 1990-х гг. между крупнейшими музеями и Русской Православной церковью по вопросам собственности коллекций церковных древностей, в настоящее время урегулированы не окончательно.