Главная · Освещение · Митрополит Иларион: Царственные страстотерпцы с искренним христианским чувством и смирением восприняли выпавшие на их долю испытания. Проповедь митрополита Илариона (Алфеева) в день памяти святых Царственных страстотерпцев

Митрополит Иларион: Царственные страстотерпцы с искренним христианским чувством и смирением восприняли выпавшие на их долю испытания. Проповедь митрополита Илариона (Алфеева) в день памяти святых Царственных страстотерпцев

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры!

В сонме новомучеников Русской Церкви императорская семья занимает совершенно особое место.

В апостольском чтении нынешнего дня мы слышим слова: А кого Онъ предопределилъ, техъ и призвалъ, а кого призвалъ, техъ и оправдалъ; а кого оправдалъ, техъ и прославилъ... Кто будетъ обвинять избранныхъ Божиiхъ? Богъ оправдываетъ ихъ (Рим. 8, 30 и 33).

Подлое убийство членов царской семьи и их верных слуг, позорное сокрытие и уничтожение тел, даже недостойная дискуссия и обследование якобы останков царской семьи в 90-х гг. были задуманы организаторами всего этого ради того, чтобы подвергнуть их сугубому позору и оскорблению. Исполненные горя, ужаса и стыда смотрим мы на конец царской семьи и ее приближенных. «Разве так умирают избранные Господни? Те, которых Он призвал и оправдал?» – вот какой вопрос можно задать себе перед лицом их смерти.

Апостол Павел дает ответ на этот вопрос или на это сомнение: кого Онъ предузналъ, темъ и предопределилъ быть подобными образу Сына Своего, дабы Онъ былъ первороднымъ между многими братiями (Рим. 8, 29).

Взгляните на смерть Господа: Он Сам подвергся этому позору, бичеванию, осмеянию, крестной смерти, и даже поспешное положение во гроб было унизительным, поскольку Его убийцы хотели исполнить Моисеев закон о праздничном покое. Тот, Кто пришел в мир, не чтобы нарушить закон, но исполнить (Мф. 5, 17), был убийцами подчинен этому закону.

Слова Апостола об избранности поясняют, что позорный конец царской семьи был одновременно великой милостью Господа: убиенные стали братьями «первородного», ибо были предузнаны и предопределены и таким образом оправданы Самим Господом.

Говоря об избранности, Апостол вопрошает и напоминает: Кто будетъ обвинять избранныхъ Божiихъ?.. Кто осуждаетъ?.. Кто отлучитъ насъ отъ любви Божiей? (Рим. 8, 33-35). Не смирение царской семьи и ее приближенных, не их глубокая вера, не их благочестие, даже не благоволение к Церкви суть основа их святости, а единственно их избранность Богом. Они были предопределены и избраны, призваны Богом к святости. «Кто их осудит?» – спрашивает Апостол. Кто осмелится осуждать или судить тех, кого избрал Бог?

Убийство царской семьи в течение десятилетий политически оправдывалось атеистами. Николая Второго прозвали «кровавым». Тела были изуродованы, сожжены и погребены в неизвестном месте. Убийцы постарались скрыть все следы своего злодеяния. В течение десятилетий безбожники говорили о царской семье в презрительном тоне, множили обвинения, осуждали ее. То есть делали все, чтобы осквернить ее память и изгладить все воспоминания о ней.

Но можно ли избранных Богом изгнать из памяти? Кто отлучитъ насъ отъ любви Божiей? – спрашивает Апостол (Рим. 8, 35). Никто не может отлучить нас от этих избранных и предопределенных, ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не можетъ отлучить насъ отъ любви Божiей во Христе Iисусе, Господе нашемъ (Рим. 8, 38-39).

Сколько же истины открывается в этих словах, когда мы думаем о кровавом конце царской семьи! Те, кто стяжал любовь Божию, не могут быть изгнаны из нашей памяти. Они могут быть оболганы, поругаемы и презираемы, но они призваны к святости. И можно ли, имея в виду эту избранность, вообще обсуждать вопрос о том, допустимо ли было прославлять во святых царскую семью? Да, можно – если посчитать, что мы должны «признать» ее святость и вообще вправе решать о ней. Но тогда мы одновременно совершаем грех перед Богом, потому что подвергаем сомнению избранность царской семьи и прославление ее Господом. Если она была призвана Богом к святости, тогда давайте молиться этим святым, прося их о защите. И они услышат нашу мольбу и пошлют нам помощь и защиту.

В одном из последних писем перед кончиной великая княжна Ольга Николаевна писала: «Отец просит всех, кто остался ему верен... не мстить за него, ибо он простил всех и молится о них... Нынешнее зло в мире усилится, но не злом побеждается зло, а лишь любовью».

Читая эти слова, мы невольно думаем о слове апостола Павла, назидавшего Коринфскую церковь в любви: Злословятъ насъ, мы благословляемъ (1 Кор. 4, 12). Кто последовал за Христом и призван к святости, тот любит врагов своих и молится за гонящих его (Мф. 5, 44). Господь призвал нас к совершенству, и мы должны быть совершенны, какъ совершенъ Отецъ нашъ Небесный (Мф 5, 48). Высшая ступень совершенства есть святость. Мы все призваны к святости, даже если путь этот труден и тернист и проходят его немногие.

Об этом св. Амвросий писал, что тот, кто следует путем совершенства, молчит, когда его ложно обвиняют, и не отвечает, когда его злословят. Тот же, кто достиг совершенства, благословляет злословящих, как поступал Апостол, говоря: Злословятъ насъ, мы благословляемъ (1 Кор. 4, 12; ср.: св. Амвросий, Об обязанностях, т. 3, абз. 235). Достигший такого совершенства с любовью прощает несправедливость, причиняемую ему, и молится за тех, кто ненавидит и чернит его.

Царь достиг такого совершенства перед своей смертью, как об этом свидетельствуют слова из письма царевны Ольги. И сегодня в тропаре праздника мы воспеваем это совершенство: «сего ради мученическимъ венцемъ на небесехъ венча тя, с царицею, и чады, и слуги твоими Христосъ Богъ, Егоже моли помиловати страну Россiйскую, и спасти душы наша». Аминь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Поздравляю вас с днем памяти святых страстотерпцев: императора Николая, императрицы Александры, царевича Алексея, великих княгинь Татьяны, Ольги, Марии, Анастасии. Они пострадали не просто как мученики, а пострадали за заповеди Божии. Страдание за заповеди Божии – это то страдание, которое было у Иоанна Крестителя. Иоанн проповедовал закон Божий настолько, что готов был пойти на смерть и пошел, лишь бы не отречься от закона Божия. Этот путь наиболее яркий по нему на Руси пошли князья Борис и Глеб, они готовы были погибнуть лишь бы не развязать братоубийственную войну. К ним близок подвиг царя мученика, который отрекся, чтобы избежать гражданской войны и не проливать невинной крови.

Суть подвига царственных страстотерпцев заключается в том, что Николай II находясь у власти хотел править по Христову, он отвергал тот тезис, который сейчас все признают, что «политика – грязное дело». Он утверждал обратное, «политика – чистая вещь!». Правитель должен управлять страной, чтобы она шла ко Христу. И это не новость, вся история православной Церкви за последнее полторы тысячи лет, начиная с святого Константина Великого, была построена именно на этой идеи, что все люди должны служить Богу и не только лично, но и на работе и в обществе. Все люди объединены во Христе, чтобы исполняя заповеди идти всем вместе к Богу. И земная власть должна не мешать этому делу, а наоборот всемирно поспешествовать, ограничивая нашествия зла. Этому служили все христианские правители, в том числе и Николай II.

Россия начала XX века в духовном плане была гниющим государством, зараженной коммунизмом, безбожием, жидовством, спиритическими учениями и масонством.
И в этом зараженном духовно обществе царь Николай II очень успешно пытался сдерживать зло, и через этот мрак стоя на вершине власти оставался хорошим христианином. У него были ошибки, но у каждого живущего на земле они есть. Мы часто думает, что святой это какой-то недостижимый такой человек, который не ошибается, любое его дело святое и праведное. Нет. Чем отличается святой от грешника? Грешник падает и не встает, а праведник падает, встает и идет дальше. Святые страстотерпцы отличались именно тем, что всячески старались укреплять Церковь. Чтобы не говорили клеветники о царе Николае II, его арест, заключение и душевные переживания того периода, оправдывают его. Церковь не прославляла царя-политика, потому что политика временная вещь, Она прославила царя-христианина, который достиг высот христианских добродетелей. Мы видели, что царь и его семья находясь в заключении отличались смирением и прощением всех. Умение прощать врагов, является величайшей добродетелью, при том, что царь был свержен с вершины власти, обладал чрезвычайным смирением. Он умел всецело полагаться на волю Божию, не унывал, умел молиться, сохранить любовь – это то, чему мы должны учиться у страстотерпцев.

Царскую семью убили ритуально, об этом образованный человек спорить не будет. Их убийство явилось закономерным, не трагическим, а победным завершением их пути. Это была трагедия для богоотступников: Ульянова-Ленина, Бронштейна-Троцкого, Эймана – Свердлова и для всей этой безбожной швали, которая захватила нашу страну. Трагедия для них потому что, это невинная кровь, как кровь Авеля кричит Богу об отомщении. И мы знаем, что все эти мерзавцы получили по заслугам еще на земле. Для самих царских мучеников и для Церкви – это день славы, потому что день кончины человека, который умирает в Боге, это день его прославление, день вознесения его на Небеса. Эти ступени, которые прошел Государь со своей семьей вниз в Ипатьевский подвал, стали для них ступенями вверх – на Небо. Он умирая оживает, и смывает своей кровью все свои грехи, воспаряя как птица к Небесам, показав тем самым нам, что дорога туда открыта для всех. Мы знаем, что мученическая кровь смывает все грехи, кроме грехов раскола и ереси.

Бог принимает людей по изволению сердца, а не по внешнему какому-то расположению или за успехи в политической жизни, и не за успехи в государственном строительстве, а принимает за то, что человек возлюбит Его всем сердцем, и старается свою жизнь пропитать этой Божественной любовью. Какие бы не были обстоятельства в обществе, человек всегда может подняться к вершинам. Большая часть князей до революции входила в масонские ложи, где они занимались спиритизмом, колдовством, чародейством, развратом, и другими мерзостями. Но были и те кто сохранил чистоту и веру Христову к этому числу относился и государь Николай II. И это нам пример, что никакое духовное состояние в обществе, никакая политическая обстановка, не может нас оправдать, если мы заповеди Божии не выполняем. Они выполнимы всегда и везде, поэтому ни какое дело человека само по себе не грязно, в том числе и политика, и властительство. И политика может не только не мешать, но и помогать делу сердечного, духовного восхождения человека.

Еще один пример, мы можем почерпнуть из жизни страстотерпцев, как относится нам к страданиям? Многие люди стараются всякими силами от страданий отбиться. Это понятное и естественное желание любого человека. Но мудрый человек знает, что страданий ему не избежать, и он умеет их обращать ко своей пользе. Если мы видим, что взрывчатку некуда нельзя деть, то ее нужно переложить так, чтобы она взорвалась в нужном направление. И в результате, при умелом перекладывании взрывчатки, мы даже себе можем дорогу из тюрьмы проложить. Энергия направленного взрыва должна быть направленная нам на пользу. Также и страдания. Если они правильно ориентированы, восприняты, то они тогда способны давать величайшие блага. Само имя царственных мучеников – страстотерпцы, говорит о том, что они терпели страдания, и через это достигшие славы. Они терпели страдания и унижения, которые для них были гораздо тяжелее, потому что они имели большую честь. И эту боль они смогли направить на укрепление сердца, на очищения его от всякой нечистоты, на любовь. А в таких случаях его обычно направляют на гнев, на злобу, на раздражения, саможаления.

Когда страдает христианин ради Христа, то ему намного легче страдать, чем когда он страдает не ради Христа. Как говорили отцы Церкви: «Если связывают мученика за Христа, то вместе с ним связывается и Христос, если бьют мученика, то боль на себя берет Христос». Потому что Христос страдает с мученика, утешает сломленных, поддерживает падающих. Потому что Христос наше утверждение, наше сердце, наше дыхание, наша любовь, и источник всех благ. Давайте в этот день будем учиться правильно использовать страдание, использовать себе на пользу, а не на вред. Нужно не ругать окружающих за страдание, а получать Божественные силы, чтобы молится кротко за врагов, - так писала страстотерпица княгиня Ольга. Поможет нам в этом Господь! Спаси Господи!

Эта проповедь отца Даниила Сысоева, приведена из книги "Уроки святости"

Чин освящения закладного камня на месте строительства храма Державной иконы Божией Матери в монастыре святых Царственных страстотерпцев на Ганиной Яме, после чего обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Христос Воскресе!

Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Кирилл! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Уважаемое высокое руководство области! Дорогие отцы, братья и сестры!

Я с большой радостью прибыл на Екатеринбургскую землю в год, когда мы вспоминаем 400-летие Дома Романовых. Эта царская династия пришла к власти после решающей битвы за независимость нашего Отечества, которая состоялась на излете так называемого Смутного времени. Страна, по крайней мере ее значительная часть, была освобождена от иноземной оккупации, и у русского народа появилась возможность избрать законную власть. Тогда на Земском соборе был избран Михаил Федорович Романов — еще совсем молодой человек, из благочестивой, хорошо всем известной боярской семьи, который положил основу династии, правившей более 300 лет. Среди государей и государынь были выдающиеся люди, а если даже и были среди них менее удачные и менее способные к правлению, то и они служили Родине своей и народу своему.

Мы знаем, что в течение этих 300 лет из небольшого государства страна наша стала великой державой от Балтийского моря до Тихого океана. Россия, особенно в годы правления государя императора Николая II — до начала Первой мировой войны, — явила чудеса экономического, социального и политического развития. В ближайшие десятилетия Россия могла стать лидером всего мира, и происходило это без лагерей, без тюрем, без насильственной коллективизации, потому что проистекало из народного потенциала, который действительно раскрывался в те годы в России. Но мы знаем, что война, которая была направлена в первую очередь на ослабление мощи Российской державы, повлекла за собой раскол нашего общества, а затем революционные события, гражданскую войну и все тяжкие последствия, которые пережил народ наш в ХХ веке.

Мы вспоминаем также 145-летие со дня рождения государя императора Николая II и 95-летие со дня его мученической кончины. Это дает нам возможность подумать об истории нашего Отечества, о трагедии нашего народа, еще раз вспомнить о духовном подвиге государя императора Николая II и его семьи, который был явлен в принятии смерти так, как надлежит ее принять любому христианину, — в незлобии и спокойствии, в прощении врагам, в полном смирении и в предании души своей и тела своего в руки Божии. Потому и прославляем мы святого страстотерпца государя императора Николая II и его семью.

На этом месте, в Ганиной яме, где было совершено тягчайшее преступление — сокрытие останков святых страстотерпцев, — ныне воздвигнут замечательный монастырь; и в день, когда мы вспоминаем все эти события на Екатеринбургской земле, освящен фундамент храма, возводимого в честь Державной иконы Божией Матери.

Наверное, теми, кто убивал царскую семью, кто старался истребить их тела и полностью вычеркнуть все, что произошло, из истории, руководил, с одной стороны, страх, а с другой стороны — ненависть. На стороне тех людей была власть и была возможность распоряжаться судьбами, в том числе плененного государя императора и его семьи. Казалось бы, последующие десятилетия легли на память этой семьи подобно огромной бетонной плите, через которую не может прорасти зеленая трава. Многим казалось, что память о них истреблена, а если и сохраняется, то лишь в качестве предмета насмешек и поругания. Мало кто мог себе представить, что память о царской семье жива в народе и что еще в то время, когда политическая система крайне отрицательно оценивала деятельность почившего императора, началось поминовение государя и его семьи, почитание страшного Ипатьевского дома в Екатеринбурге, где произошел расстрел.

Сегодня мы видим, что народ наш с глубокой верой почитает память почившего государя и его семьи. И возникает вопрос: а как все это стало возможным? На ум приходят слова великого Пасхального песнопения — кондака Святой Пасхи: «Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову сокрушил еси силу». Господь Своим Воскресением сокрушил силу ада. А это значит, что всякое зло, которое присутствует в человеческой истории, не может одержать окончательную победу — оно уже побеждено. Победа зла, особенно в масштабах истории, — временная, скоротечная. И как явственно для всех нас свидетельствует о сокрушении адовой силы прославление царской семьи! Как удивительно пробились зеленые ростки, ростки жизни через бетонную плиту, которой пытались закрыть всякую память о тех временах в историческом сознании народа!

Для того чтобы иметь крепкую веру, нужно уметь читать историю, видеть знаки Божиего присутствия. Нам иногда кажется, что происходящее необъяснимо; люди отмахиваются от всяких попыток объяснить, в том числе, то, что произошло с нашим Отечеством в ХХ веке. Но мы, верующие люди, понимаем, что зло было наказано и разрушено именно потому, что Христос Воскресший сокрушил адову силу.

А что все это означает для нашей современной жизни? А это означает, что мы должны жить со страхом Божиим в сердце, не делать зла, не нести с собой лжи и неправды. Нам иногда кажется, что о том, что мы делаем плохого, гадкого, знаем только мы или, может быть, какой-то узкий круг людей, и никто и никогда об этом ничего не узнает. Однако опыт жизни показывает, что все становится явным, и история дает удивительно правильные оценки историческим личностям, несмотря на все попытки исказить историю.

Я очень рад видеть всех вас, мои дорогие. С особым душевным чувством я посещаю это место, где сейчас молился вместе с вами. Сегодня и завтра мы еще продолжим эти юбилейные торжества на Екатеринбургской земле. Пусть Господь хранит всех вас, укрепляя в вере православной, в чистоте жизни, в чистоте помыслов, в таком образе мысли и образе действий, которые соответствовали бы всегда Божией правде. А если что-то у кого-то не получается, если враг искушает, если кажется, что зло непобедимо, вспомните Ганину яму и вспомните удивительные слова Пасхального песнопения «адову сокрушил еси силу», и эти воспоминания, как и эти слова, помогут нам воспрять духом даже в самых тяжелых жизненных обстоятельствах. Пусть Господь хранит Отечество наше, землю Екатеринбургскую и всех вас.

Христос Воскресе!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

17 июля 2016 года, в Неделю 4-ю по Пятидесятнице и день памяти страстотерпцев царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии и Анастасии, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в московском храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Архипастырю сослужили клирики храма.

После сугубой ектении владыка Иларион вознес молитву о мире на Украине.

По отпусте Литургии митрополит Иларион обратился к присутствующим со словом проповеди:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

В этот воскресный день наша Святая Церковь празднует память святых страстотерпцев царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии и Анастасии. Одно из самых трагических событий российской истории стало одним из самых славных событий в истории нашей Церкви. Как это произошло?

Вспомним жизнь святого страстотерпца царя Николая – когда он родился на свет, когда он рос, когда принимал царскую державу, ничто, казалось бы, не предвещало такого ужасного конца. Представьте себе рождение наследника престола – вся страна Богу радуется. Ребенок растет, окруженный любовью, почетом, славой; он еще младенец и отрок, а на него уже сыплются государственные награды. Жизнь всякого венценосного монарха с внешней стороны имеет много привлекательного, много блестящего, но мы знаем из истории, как много самодержцев заканчивали свою жизнь трагически, сколько было свергнуто с престола, жестоким и бесчеловечным образом умерщвлено.

Говоря о царе-страстотерпце Николае, мы вспоминаем, прежде всего, его последние месяцы, последние дни и то, как с глубоким христианским смирением он встретил свою кончину. А вместе с ним мы вспоминаем и всю его семью, которая также была уничтожена большевистской властью, опасавшейся, что монархия тем или иным образом будет восстановлена.

Почему христианская Церковь именно так относится к подвигу благоверных царей, благоверных цариц? Почему в церковном календаре так много людей, которые носили монарший сан? Потому что Церковь воспринимает служение царя как служение священное – неслучайно все наши российские монархи помазывались на царство. Это был особый чин, особый обряд, можно даже сказать, особая радость. Как в древности пророки помазывали царей на царство, так и Святая Церковь видела в жизни и трудах царя особое служение, и если внешне оно и казалось блестящим и привлекательным, то внутренне для самих монархов оно было служением жертвенным. Это проявлялось, в частности, в том, что они не были хозяевами своей жизни.

В 1897 году во время переписи населения Российской империи император Николай II, заполняя анкету, в графе «род занятий» указал: «хозяин земли Русской». И он действительно был самодержцем, абсолютным монархом, хозяином целой Русской земли, но он не был хозяином собственной судьбы. Это проявлялось, в частности, в том, что будущих монархов отдавали на обучение не туда, куда они хотели, а туда, куда пожелал отец-самодержец. Их женили не на тех девушках, которые им нравились, а на тех, брак с которыми соответствовал государственным интересам. Это приводило к разным результатам, и очень редко монарший брак был браком по любви.

Но святой страстотерпец царь Николай, как мы знаем из истории его жизни, женился на любимой. Это был тот, пожалуй, редкий случай, когда государственные интересы совпали с личными чувствами. Он, будучи еще очень молодым человеком, влюбился в совсем юную Гессенскую принцессу и терпеливо ждал, когда она подрастет и достигнет принятого брачного возраста. Он сделал ей предложение, несмотря на то, что родители поначалу были против этого союза. И он вступил в брак, который был счастливым от начала до самого конца, потому что верность друг другу царственные супруги сохранили и в дни славы, и в пору тяжелых испытаний. Об этом свидетельствует сохранившаяся переписка – они почти каждый день писали друг другу письма и, что бы ни происходило, делились друг с другом своими впечатлениями, мыслями и чувствами.

У них было пятеро детей. Сначала родилось четыре дочери, но, как вы понимаете, вся страна ждала появления в императорской семье сына, потому что престол наследовался по мужской линии. Поэтому, когда родился этот долгожданный царевич, вся страна радовалась и ликовала. Ликовали и родители до тех пор, пока не узнали о том дамокловом мече, который висел над всем гессенским родом и уносил жизни его представителей мужского пола, – о страшной наследственной болезни, передавшейся через мать ее сыну.

А дальше произошли ужасные события, о которых мы с вами знаем. Постепенно умами людей в стране овладевало бесовское наваждение – иными словами невозможно это назвать. Еще за несколько десятилетий до революции Достоевский в своем романе «Бесы» описал тех людей, которые, в конце концов, и пришли к власти. На их совести миллионы жертв, в том числе Царская семья.

Но когда мы вспоминаем Царственных страстотерпцев, для нас это повод не только очередной раз задуматься об истории, но и возблагодарить Господа за мужество тех людей, которые с искренним христианским чувством и смирением восприняли выпавшие на их долю испытания. Не случайно сегодня на всех приходах нашей Церкви прославляют Царственных страстотерпцев. Не случайно всю сегодняшнюю ночь многотысячный крестный ход шел от места, где их убили, к предполагаемому месту захоронения. Не знаю, сколько людей в этом году приняло участие в молитвенном шествии, но обычно 60-70 тысяч человек идут ночью пешком пять часов для того, чтобы почтить память святых страстотерпцев царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии и Анастасии.

Я вспоминаю время, когда они еще не были проставлены в лике святых, когда в Церкви спорили, надо ли канонизировать последнего царя и его семью. Было много споров, много публикаций, потом эту тему подняли на Архиерейском Соборе 2000 года. Митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием был прочитан доклад; кто-то выступил против, кто-то – за, а затем предложили голосовать. И когда весь Собор проголосовал за прославление их в лике святых, в том числе и те, кто еще до недавнего времени был против или сомневался, то, думаю, всех участников Архиерейского Собора посетило совершенно особое чувство. Они ощутили веяние Духа Божия, Который подсказал, что именно так, а не иначе надо было оценить этот подвиг, что именно так, а не иначе надо было прославить этих невинных людей – кроткого царя, царицу и их детей, которые разделили судьбу родителей, хотя они-то не могли быть обвинены ни в чем, кроме того, что родились в царской семье.

Церковь недавно прославила еще одного человека, который пострадал вместе с ними, – доктора Евгения Боткина. Это был человек особой судьбы: он родился в семье потомственных медиков, в честь его отца названа известная больница в Москве. Евгений Боткин не захотел покинуть Царскую семью, хотя ему предлагали уехать и он знал, что конец будет трагическим. Осталось письмо, в котором он написал своим родным, что скоро умрет, но не может поступить иначе и должен остаться. И с тем же подлинно христианским смирением, с которым Царская семья взошла на свою Голгофу, и он взошел на свою Голгофу, вместе с ними отдав свою жизнь Богу.

Церковь прославляет Царственных страстотерпцев как тех, кто последовал за Христом на Голгофу, кто был послушным Отцу даже до смерти, и смерти крестной. До сего дня они являются нашими небесными молитвенниками и заступниками.

Будем молиться святым Царственным страстотерпцам, чтобы они никогда не позволили нашей стране оказаться у края бездны, чтобы никогда не повторилось то ужасное наваждение, которое мы допустили, чтобы никогда больше не гибли невинные люди, чтобы никогда больше не насаждалась насильственными средствами безбожная идеология, чтобы Русь Святая хранила веру Православную, а народ наш укреплял свои силы и веру. Будем молиться, чтобы Господь всех нас хранил под омофором Его Пречистой Матери. Аминь».

Служба коммуникации ОВЦС

В день памяти Святых царственных страстотерпцев 17 июля в храмах звучали проповеди о мученической кончине Царя Николая II и его многострадальной семьи - Царицы Александры Федоровны и Великих княжон- Татианы, Марии, Ольги, Анастасии и Цесаревича Алексея.

Опуская подробности зверского цареубийства, невозможно обойти вопрос духовного предательства своего Государя со стороны народа русского. Сто лет прошло уже с этого позорного пятна в летописи истории России. Звучат покаянные песни, в храмах с икон смотрят на нас лики прославленных в мученической кончине святых царственных страстотерпцев, - их лики светлы, озарены улыбками, они молятся там, на Небесах за свой народ, который и по их смерти не перестал быть Их народом, а вот народ научился жить без царя - в душе и в голове.

Но ведь строятся храмы в честь Святых Царственных страстотерпцев по всей земле русской! Вот один такой храм -в деревне Пеники в десяти километрах от Ломоносова- уже минуло десятилетие,- не могут достроить. Кто живет в этих самых Пениках?-спросите Вы. Да простые русские люди, выпивают, бывает, что разбойничают в соседних хозяйствах, трудно живут, без работы и средств. И еще там встречаются приезжие люди, которые никак не относятся к нашему Царю, в силу своих национальных и религиозных особенностей. Так что жертвовать на храм изредка, понемногу, наверное, могут, но чтоб всем миром собраться и доделать храм, - пока не созрели люди. Мимо проезжают дорогие автомобили, издалека видны башенки коттеджей и особняков, а храм все стоит в лесах...

Но внутри церкви светло, уютно, золотистые бревенчатые стены с немногочисленными иконами, подсвечники со свечами горящими, и батюшка-настоятель, один: и как священник, и как дьякон ведет службу. 17 июля - Престольный праздник, за несколько дней до даты украшали церковь внутри, а в самый день памяти убиенной семьи последнего русского царя шел Крестный ход. Немногочисленный, надо сказать.

Ну что же - не созрел пока духовно наш простой православный народ для искреннего почитания Царя, который положил свою голову на плаху той революции, которую назвали Великой Октябрьской и провозгласили ее кровавые жертвы во благо и процветание простого рабочего люда? Так до сих пор и считаем, что ради «теории счастья для всех» надо было пережить гражданскую войну, когда брат на брата? Или молчим, не касаемся этой темы, дабы не задеть памяти героев, « павших за наше общее счастье»?

Не касаемся, и не каемся… Скорбный этот день, слезы и комок в горле, когда думаешь о Них, заколотых солдатскими штыками по живому еще телу, с прекрасными недоуменными взорами встретившими своих убийц. Сначала Их народ поднял руку на Царя, Помазанника Божия, а потом и на священство, потом обезглавил церкви, в пылу войны и в послереволюционные годы строительства «светлого будущего», народ, ставший Богоборцем, снимал и сбрасывал колокола с церквей, крушил храмы.

Это Святой день - день Их казни, день, которому надлежит стать днем объединения народа в покаянии перед совершенным преступлением, и тогда Господь может дать народу еще шанс на спасение как носителю истинной веры, раскаявшемуся в предательстве, у которого нет срока давности.

Хочется привести выдержки из нескольких проповедей в день святых Царственных мучеников.

«Мы прославляем в этот день всю Царскую Семью. По всей Руси и по всему миру сегодня поются молебны нашему Государю Николаю Александровичу Романову и Его Святому Семейству. Повсюду и, конечно, в Екатеринбурге идут многочисленные Крестные ходы в память святых Царственных Страстотерпцев. Льется колокольный звон.

С каждым годом растет почитание Царской Семьи. С каждым годом мы видим все яснее величие Их подвига и нравственную красоту Их жизни. И с каждым годом все больше осознаем глубину трагедии, случившейся 17 июля 1918 года. Стреляя тогда в Царя, стреляли в Самого Христа. Ведь Царь — Помазанник Божий.

То, что произошло тогда, чудовищно и невероятно. … Только великое умопомрачение всего русского народа могло привести к такой духовной катастрофе. Ведь грех Цареубийства — это катастрофа для всего народа. …

И вот Царь, приняв мученические страдания вместе со Своей Семьей, зверски расстрелян в Ипатьевском доме. Кто посмел поднять руку на нашего Царя? На Великого Государя, державного правителя, поднявшего Русь на большие духовные высоты, давшие ей небывалые материальные возможности.

Вспомним, что при Царе Николае II завершено строительство Великого Сибирского рельсового пути, по которому православие и русская культура устремились к берегам Тихого океана. И Русь окончательно утвердилась на Дальнем Востоке. Уровень благосостояния народа был такой, что с экономическими показателями 1913 года потом пытались равняться все советские правители.

А сколько храмов было построено! Почти половина монастырей в Российской Империи была основана при Государе Николае II. …При Императоре Николае II святых было прославлено больше, чем за все предыдущие годы Синодального периода, начиная с петровских времен.

Вспомните, как был прославлен преподобный Серафим Саровский Чудотворец. На докладе Синода о начале подготовки к прославлению Государь начертал: «Немедленно прославить». Вся Царская Семья была в Дивеевском монастыре на великих торжествах прославления преподобного Серафима, горячо любимого и почитаемого русским народом.

Сколько пишут сегодня о Святом Царе! Сколько критики и всякого рода комментариев его действий, политических решений. Но способен ли хоть кто-нибудь из критикующих знать, что испытывал наш Царь Мученик, что думал, как страдал? Велико страдание преданного, невинно оклеветанного и осужденного человека. Но каково страдание Царя, отвечающего пред Господом за свой народ, и преданного этим народом! … А народ совершил грех Цареубийства и этот грех на всех, кто принадлежит к этому народу. На всех поколениях, пока не наступит всенародное покаяние.

Святой Царь Мученик Николай и Его святое Семейство прославлены в 2000-м году. Это великий шаг в покаянии русского народа.

Сегодняшний день в народе называют Русской Пасхой. Ведь наш Царь и Его Семья — победители. Вслед за Христом своими страданиями Они победили смерть. Они обрели святость. И высочайшую славу у Господа. Они взирают на нас с высоты духовного неба и молятся о нас. О своем народе, о России. И верим мы, что наш народ молитвами святых Царственных Страстотерпцев прозреет, принесет покаяние пред Господом. И воскреснет Русь, воссияет в своем державном величии, славя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь.» Митрополит Вениамин (Пушкарь)

«Святые Царственные мученики, как и все святые, настолько близки к подвигу Христа, что все, связанное с их мученичеством, исполнено пророческого смысла. Неслучайно они занимают центральное место в истории русской святости минувшего столетия. И то, что происходило в доме Ипатьева, имеет таинственное продолжение в уже совершившихся и еще ожидаемых событиях в жизни нашей Церкви и нашего народа.

…Когда Царская Семья оказалась в плену у безбожной власти, комиссары были вынуждены все время менять охрану. Потому что под чудесным влиянием святых узников, находясь с ними в постоянном контакте, эти люди невольно становились другими, более человечными.

…Царь-мученик особенным образом, духовно связан с русским народом. И судьбой своей, и служением, и готовностью принести себя в жертву за спасение России. Он это совершил. И мы молимся ему, отдавая ясный отчет в том, что грех цареубийства сыграл главную роль в страшных событиях XX века для Русской Церкви и для всего мира. Перед нами стоит только один вопрос: есть ли искупление этого греха и каким образом оно может быть осуществлено. Церковь призывает нас к покаянию. Это значит, к осознанию того, что произошло и какое это имеет продолжение в сегодняшней жизни.

Если мы действительно любим Царя-мученика и молимся ему, если по-настоящему ищем нравственного и духовного возрождения нашего Отечества, мы должны не пожалеть никаких сил для того, чтобы преодолеть страшные последствия массовой апостасии (отступничества от веры отцов и попрания нравственности) в нашем народе.

Есть только два варианта того, что ожидает Россию. Либо чудом заступничества Царственных мучеников и всех новых мучеников Российских Господь дарует нашему народу возродиться ради спасения многих. Но это произойдет только при нашем участии — вопреки естественной немощи, греховности, бессилию и маловерию. Либо, согласно Апокалипсису, Церковь Христову ждут новые, еще более грозные потрясения, в центре которых всегда будет Крест Христов.

Молитвами Царственных страстотерпцев, возглавляющих сонм новых мучеников и исповедников Российских, да будет дано нам выстоять в этих испытаниях и стать причастниками их подвига.»

Протоиерей Александр Шаргунов

Константино-Еленинскмй монастырь сохраняет одну из реликвий, оставшихся от семьи последнего императора - локон цесаревича Алексея. Ковчежец с этой реликвией находится в храме Святых Равноапостольных Константина и Елены.