Главная · На заметку · Первая гигиеническая ванна новорожденному проводится на сроке. Гигиеническая ванна для новорожденных. Поэтапное купание ребенка. Гигиеническая ванна ребенку грудного возраста

Первая гигиеническая ванна новорожденному проводится на сроке. Гигиеническая ванна для новорожденных. Поэтапное купание ребенка. Гигиеническая ванна ребенку грудного возраста

(В ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ)

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Первую гигиеническую ванну новорожденного ребенка выполняют через 1-2 дня после отпадения пуповинного остатка. На протяжении первых недель жизни ребенка купают в кипяченой воде. В ванну добавляют раствор калия перманганата до светло-розового цвета. Гигиеническую ванну с раствором калия перманганата рекомендуется проводить до полного заживления пупочной ранки.

В первом полугодии жизни гигиенические ванны выполняются ежедневно, во втором – через день, после года – 2 раза в неделю. Температура воды в ванне должна быть 37–37,5°С, для недоношенных – 37,5–38°С. При ополаскивании ребенка используется вода с температурой на 1°С ниже. Продолжительность ванны для детей первого года жизни не более 5–7 минут, на втором году 8–10 минут, для детей старше 2 лет 10–15 минут. Гигиенические ванны желательно проводить в определенные часы, не ранее 1 часа после кормления или за 10–15 минут до него, за 1–1,5 часа до сна. Во время купания необходимо соблюдать меры предосторожности.

ОСНАЩЕНИЕ

2.1. Мебель медицинская: стол пеленальный; стол для проведения дезинфекционных мероприятий; кроватка детская.

2.2.ЛС: масло вазелиновое; раствор калия перманганата профильтрованный (1:10000 или 1 мл 5% раствора на 100 мл воды).

2.3.Ванночка эмалированная (пластмассовая), кувшин.

1.1. Термометры (2) для измерения температуры воды и воздуха
в комнате.

2.5. Шампунь детский (мыло детское, средство жидкое очищающее для купания), средства косметические по уходу за кожей.

2.6. Пеленки (одежда детская); подгузники одноразового применения; «рукавичка» из махровой ткани (фланели).

2.7. СИЗ: перчатки; передник.

2.8. Контейнеры: «№3», «№4» или «Физический метод».

2.9. Санитарно-гигиенические изделия: дозатор локтевой настенный с антисептиком; дозатор настенный с жидким мылом; полотенце.

2.10. Санитарно-техническое оборудование: умывальник; ведро педальное; емкость «Пеленки».

ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

2.2. Обработать руки в соответствии с ТНПА.

2.3. Надеть передник, перчатки.

3.3. Провести дезинфекцию наружных поверхностей передника, стола пеленального рабочим раствором химического средства дезинфекции в соответствии с Инструкцией №2.

3.4. Вымыть ванночку щеткой с мылом. Провести дезинфекцию методом протирания (орошения) химическим средством дезинфекции, ополоснуть водой.

3.5. Снять перчатки, поместить в контейнер №4 или контейнер «Физический метод».

3.6. Обработать руки в соответствии с ТНПА.

3.1. Проинформировать мать ребенка (законного представителя)
о предстоящей манипуляции.

3.6. Подготовить необходимое оснащение. Расстелить на столе пеленальном пеленку, выложить распашонки, одежду (пеленки).

3.7. Наполнить ванночку водой на 1/2 или 1/3 объема. Вначале налить холодную, затем горячую воду небольшими порциями попеременно во избежание образования водяного пара в помещении и возможного ожога кожи.

3.8. Измерить температуру воды. Показания фиксируют, не вынимая термометр из воды.

3.9. Набрать в кувшин воду из ванночки для ополаскивания ребенка.

ОСНОВНОЙ ЭТАП

3.10. Обработать руки в соответствии с ТНПА. При необходимости надеть перчатки (удлиненного образца).

3.11. Раздеть ребенка. После дефекации следует подмыть его проточной водой. Грязное белье поместить в емкость «Пеленки». Вымыть руки.

3.12. Зафиксировать ребенка рукой, охватив кистью руки его подмышечную область (4 пальца расположить в подмышечной впадине, большим пальцем охватить плечо сверху и снаружи; затылок и голова ребенка опираются на предплечье медсестры). Большим и средним пальцами другой руки охватить ножки ребенка на уровне голеностопных суставов.

3.13. Медленно погрузить ребенка в ванночку: сначала ягодицы, затем ножки и туловище. Уровень погружения в воду должен доходить до сосков. Отпустить ножки ребенка, плечо фиксировать на протяжении всего купания.

3.14. Надеть «рукавичку» на руку.

3.15. Намылить тело мягкими круговыми движениями и сразу ополоснуть намыленные участки: вначале вымыть голову (от лба к затылку, чтобы мыло не попало в глаза, а вода – в уши), шею, подмышечные области, верхние конечности, грудь, живот, нижние конечности. Особенно тщательно промыть естественные складки. В последнюю очередь обмыть половые органы и межъягодичную область.

3.16. Снять «рукавичку».

3.17. Извлечь ребенка из воды в положении лицом книзу.

3.18. Ополоснуть тело и вымыть лицо водой из кувшина (кувшин держит помощник).

3.19. Набросить на ребенка пеленку, положить его на стол пеленальный, осушить кожу осторожными промокательными движениями.

3.20. Обработать складки кожи согласно подпункту 3.21. Инструкции №5.

3.21. Новорожденному ребенку обработать пупочную ранку согласно Инструкции №6.2.

3.22. Запеленать (одеть) ребенка и уложить в кроватку.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

3.23. Поместить использованные пеленки и «рукавичку» в емкость «Пеленки».

3.24. Слить воду.

3.25. Провести дезинфекцию ванночки, рабочей поверхности стола пеленального, передника (после каждого ребенка) согласно Инструкции №2.

3.26. Снять передник.

3.26. Снять перчатки, поместить в контейнер №4 или контейнер «Физический метод».

3.27. Обработать руки в соответствии с ТНПА.

3.28. Сделать запись в листе назначений и медицинской карте стационарного пациента (ф. 003/у-07).

ИНСТРУКЦИЯ №12

АНТРОПОМЕТРИЯ

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Измерение массы тела проводится в утренние часы до приема пищи, предпочтительно, чтобы ребенок был обнажен. Ослабленных детей рекомендуется взвешивать в одежде, вычитая из полученной величины ее вес.

Массу тела у детей до двух лет измеряют на весах для взвешивания грудных детей (электронных или чашечных), у детей старше двух лет – на электронных или рычажных медицинских весах.

Длина тела у детей до 1 года измеряется горизонтальным ростомером, у детей старшего возраста – вертикальным. В возрасте от 1 года до 3 лет вместо нижней площадки используют откидную скамейку и отсчет длины тела ведут по шкале слева.

Измерение длины тела у детей старшего возраста выполняют на вертикальном ростомере. Ребенка ставят на площадку ростомера спиной к вертикальной стойке так, чтобы он касался ее пятками, ягодицами, спиной и теменной областью. Руки должны быть опущены вдоль тела, пятки вместе, носки врозь. Голова устанавливается в положении, при котором нижнее веко и верхний край козелка уха находятся в горизонтальной плоскости. Затем без надавливания опускается к голове подвижная планка и от ее нижнего края определяется по шкале длина тела.

Измерение окружности головы и грудной клетки проводится сантиметровой лентой. Окружность грудной клетки у детей раннего возраста определяют только в состоянии покоя, у старших – в покое,
при вдохе и выдохе. Руки должны быть свободно опущены вдоль тела. Необходимо контролировать, чтобы ребенок не поднимал плечи, не отводил руки вперед или в сторону.

ОСНАЩЕНИЕ

2.1. Мебель медицинская и оборудование: стол пеленальный (кушетка медицинская); стол для проведения дезинфекционных мероприятий; весы медицинские; ростомер (горизонтальный, вертикальный); лента сантиметровая.

Этапы Обоснование
Подготовка к процедуре
1. Объяснить маме (родственникам) цель и ход процедуры. Обеспечение правильного ежедневного ухода за ребенком.
2. Подготовить необходимое оснащение. Обеспечение четкости выполнения процедуры.
3. Поставить ванночку в устойчивое положение. Обеспечение безопасности проведения процедуры.
4. Вымыть и высушить руки.
5. Обработать внутреннюю поверхность ванночки дезинфицирующим раствором. Вымыть ванночку щеткой, ополоснуть кипятком.
6. Протереть пеленальный столик дезинфицирующим раствором и положить на него пеленку. Обеспечение инфекционной безопасности. Создание комфортных условий для ребенка.
7. Положить на дно ванночки пеленку, сложенную в несколько слоев (края пеленки не должны заходить на боковые стенки ванночки или подставки). Создание комфортных условий для ребенка. Сохранение правильного положения пеленки в ванночки.

Продолжение таблицы 5

8. Положить в ванну водный термометр. Наполнить ванну водой на 1/2 или 1/3, температура должна быть 36-37 С 0 . Примечание: P При заполнении ванны водой чередовать холодную и горячую воду; P Проводить контроль температуры воды только с помощью водного термометра; P При необходимости добавить в ванну несколько капель 5% раствора перманганата калия до бледно-розового окрашивания воды. Исключение образования водного пара в большом количестве Профилактика ожогов у ребенка. Обеспечение безопасности ребенка. Кипячёная вода и раствор перманганата калия используется до полного заживления пупочной ранки
9. Набрать воду в кувшин для ополаскивания ребенка 37- 38 гр. С За время купания вода в кувшине остывает на 1-2 С 0 и обеспечивает закаливающий эффект.
10. Раздеть ребенка (при необходимости подмыть под проточной водой). Сбросить одежду в мешок для грязного белья. Подготовить ребенка к процедуре. Предупреждение загрязнения окружающей среды.
Выполнение процедуры
1. Взять ребенка на руки, поддерживая левой рукой спину и затылок, правой ягодицы и бедра. Наиболее удобная фиксация ребенка.
2. Медленно погрузить малыша в воду (сначала ножки и ягодицы, затем – верхнюю половину туловища). Вода должна заходить до линии сосков ребенка, верхняя часть груди должна оставаться открытой. Освободить правую руку, продолжая левой поддерживать голову и верхнюю часть туловища ребенка. Исключается перегревание ребенка. Обеспечивается максимальное расслабление мышц и наиболее удобная фиксация. Предупреждается попадание воды в слуховые проходы малыша при проведении процедуры.
3. Надеть на свободную руку «рукавичку» (при необходимости вичку» (при необходимости намылить ее детским мылом) и помыть ребенка в следующее последовательности: голова (от лба к затылку), шея, туловище, конечности (особенно тщательно промыть естественные складки кожи). Последними промыть половые органы и межягодичную область Исключение травмирования кожи. Предупреждение попадание воды и мыла в глаза и уши. Предупреждение переноса инфекции из наиболее загрязненных участков кожи на другие ее поверхности.
4. Снять «рукавичку» приподнять ребенка над водой, Достижение инфекционной безопасности.

Окончание таблицы 5



перевернуть ребенка лицом вниз, сполоснуть малыша водой из кувшина (вода остыла до 36-37гр.С). Примечание: желательно иметь помощника. Уменьшение попадание воды в глаза и уши. Обеспечение закаливающего эффекта.
5. Накинув полотенце положить ребенка на пеленальный столик. Осушить кожные покровы промокательными движениями. Предупреждение переохлаждения. Обеспечение безопасности ребенка. Предупреждение появлений раздражения кожных покровов ребенка.
Завершение процедуры
1. Обработать естественные складки стерильным растительным маслом или припудрить присыпкой. Предупреждение опрелостей.
2. Одеть ребенка и положить в кроватку. Обеспечение комфортного состояния
3. Пеленку с пеленального стола и «рукавичку» убрать в мешок для грязного белья («рукавичку» обязательно прокипятить). Слить воду из ванночки и ополоснуть ее. Обработать внутреннюю поверхность и рабочую поверхность пеленального стола дезраствором. Обеспечение инфекционной безопасности.
4. Вымыть и осушить руки.

Пеленание

Цель: профилактическая

Показания:

ü Создание ребенку максимального комфорта.

Оснащение:

ü тонкая и теплая распашонки;

ü фланелевая и тонкая пеленки;

ü подгузник или памперс;

ü полотенце;

ü пеленальный столик;

ü ёмкость с дезинфицирующим раствором, ветошь.

Обязательные условия:

ü использовать метод свободного пеленания (оставляется небольшое пространство в пеленках для свободного движения ребенка);

ü шапочку одевать только после ванны и на время прогулок;

ü правильная фиксация пеленок («замочек» расположен спереди);

ü при пеленании малыша с ручками – нижний край пеленки должен располагаться на середине плеч (выше локтевых суставов);

ü исключить образование грубых складок, наличие булавок, пуговиц и т.д.

  • I. Средства, применяемые при лечении заболеваний, вызванных патогенными грибами
  • IV тип гиперчувствительности (клеточно-опосредованный).
  • Автополиплоидия. Фенотипические эффекты автополиплоидии. Сбалансированные и несбалансированные полиплоиды. Полиплоидные ряды.
  • ЦЕЛЬ: соблюдение гигиены тела; обеспечение потребности «быть чистым»; формирование навыков чистоплотности; закаливание ребенка.

    ОСНАЩЕНИЕ:

    1. Детская эмалированная или пластмассовая ванночка,

    2. Кувшин для воды,

    3. две кастрюли с кипячёной холодной и горячей водой,*

    4. водный термометр,

    5. детское мыло,**

    6. 2 тонких пелёнки,

    7. фланелевая рукавичка или салфетка,

    8. большое махровое полотенце или большая фланелевая пеленка,

    9. набор для пеленания, разложенный на пеленальном столике,

    10. стерильное растительное масло или детская присыпка.

    Примечания: *Кипяченой водой ребенка купают до полного заживления пупочной ранки;

    **С мылом ребенка купают не чаще 3 раз в неделю.

    ПОДГОТОВКА ПАЦИЕНТА:

    1. Объяснить ребенку или родственникам цель и ход процедуры, получить согласие на проведение процедуры;

    2. Сообщите время и место проведения процедуры

    ПОДГОТОВКА:

    1. Помыть ванночку горячей водой с мылом щеткой, ополоснуть её кипятком.

    2. Поставить ванночку в устойчивое положение.

    3. Помыть руки.

    4. Положить на дно ванночки пелёнку, сложенную в несколько раз (края пеленки не должны заходить на стенки ванночки).

    5. Налить воду температурой 36,5 0 -38,0 0 С (чтобы не образовывались водяные пары вливать горячую воду в холодную) на ½ или 2/3.

    6. Проверить температуру водным термометров в различных частях ванны.

    Помните! Недопустимо определять температуру воды путем погружения руки /локтя в воду.

    7. Набрать из ванны кувшин с водой для ополаскивания.

    8. При купании обеспечить температуру в помещении 22 – 24 0 С.

    9. Помыть руки.

    ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ:

    1. Раздеть ребенка, при необходимость подмыть под проточной водой.

    2. Левой рукой поддерживать ребёнка под спину и затылок, правой – ягодицы и бедра (при необходимости можно слегка завернуть ребенка в тонкую пеленку).

    3. Медленно опустить в воду ноги и ягодицы малыша.

    4. Погрузить в воду всё тело ребёнка (вода должна доходить до линии сосков).

    5. Левой рукой поддерживать голову ребёнка над поверхностью воды, правую освободить для мытья.

    6. Надеть на правую руку рукавичку (при необходимости намылить ее мылом).

    7. Помыть ребенка в следующей последовательности: голова (ото лба к затылку) – шея – туловище – конечности – область половых органов и межъягодичная область (особенно тщательно промывать складки на шее, в подмышечных и паховых областях, между ягодицами).

    8. Перевернуть ребёнка кверху спиной, чуть приподняв его над водой.

    9. Облить чистой водой из кувшина (за время купания вода для ополаскивания остывает до 36 0 -35 0 С).

    10. Накинуть на ребенка полотенце и осушить промокательными движениями.

    ЗАВЕРШЕНИЕ:

    1. Положить ребенка на пеленальный столик.

    2. Обработать естественные складки кожи растительным маслом или присыпкой.

    3. Запеленать (одеть) ребёнка и положить в кроватку.

    4. Вылить воду из ванночки и сполоснуть ее.

    5. Пеленки из ванночки и пеленального столика, рукавичку сбросить в бак для грязного белья.

    6. Вымыть и осушить руки.

    Цель:

    • соблюдение гигиены тела;
    • обеспечение универсальной потребности ребенка «быть чистым»;
    • формирование навыков чистоплотности;
    • закаливание ребенка.

    Показания:

    Противопоказания:

    • повышение температуры тела;
    • заболевание ребенка;
    • нарушение целостности кожных покровов.

    Оснащение:

    1. Ванночка для купания;
    2. Пеленка для ванны;
    3. Кувшин для воды;
    4. Водный термометр;
    5. Махровая или фланелевая рукавичка;
    6. Детское мыло или флакон с 5% раствором перманганата калия;
    7. Большое махровое полотенце;
    8. Чистый набор для пеленания или одежда, расположенные на пеленальном столике;
    9. Стерильное растительное масло или детская присыпка;
    10. Резиновые перчатки;
    11. Дезинфицирующий раствор, ветошь;
    12. Мешок для грязного белья.

    Обязательные условия:

    1. Первую гигиеническую ванну проводить после заживления пупочной ранки;
    2. Не купать сразу после кормления;
    3. При купании обеспечить в комнате температуру 22-24 С;
    4. Определять температуру воды для купания только с помощью термометра (не допускается определение температуры воды путём погружения локтя в воду).

    Выполнение процедуры:

    1. Объяснить маме цель и ход проведения процедуры;
    2. Подготовить необходимое оснащение;
    3. Поставить ванночку в устойчивое положение;
    4. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки;
    5. Обработать внутреннюю поверхность ванночки дезинфицирующим раствором;
    6. Вымыть ванночку щеткой, ополоснуть кипятком;
    7. Протереть пеленальный столик дезинфицирующим раствором и положить на него пелёнку; Снять перчатки, вымыть и осушить руки.
    8. Положить на дно ванночки пеленку, сложенную, а несколько слоёв (края пелёнки не должны заходить на боковые стенки ванночки);
    9. Положить в ванну водный термометр;
    10. Наполнить ванну водой на ½ или 1/3 Т 36-37 С.

    Примечание:

    а) при заполнении ванны водой чередовать холодную и горячею воду;

    б) проводить контроль температуры воды только с помощью термометра;

    в) при необходимости добавить в ванну несколько капель 5% раствора; перманганата калия до бледно-розового окрашивания воды.



    11. Набрать из ванны воду в кувшин для ополаскивания ребёнка;

    12. Раздеть ребенка (при необходимости подмыть под проточной водой);

    13. Сбросить одежду в мешки для грязного белья;

    14. Взять ребенка на руки, поддерживая одной рукой спину и затылок, правой ягодицы – и бедра;

    15. Медленно погрузить малыша в воду (сначала ножки и ягодицы, затем – верхнюю половину туловища). Вода должна доходить до линии сосков ребенка, верхняя часть груди остаётся открытой;

    16. Освободить правую руку, продолжая левой поддерживать голову и верхнюю половину туловища ребёнка;

    17. Надеть на свободную руку «рукавичку» (при необходимости намылить её детским мылом) и поменять ребенка в следующей последовательности: голова (от лба к затылку) шея туловище конечности (особенно тщательно промыть естественные складки кожи). Последним обмыть половые органы и межягодичную область;

    18. Повернуть ребёнка лицом вниз;

    19. Ополоснуть малыша водой из кувшина (вода остыла до 35-36 С);

    Примечание: желательно иметь помощника.

    20. Накинув полотенце, положить ребёнка на пеленальный столик;

    21. Осушить кожные покровы промокательными движениями.

    Завершение процедуры:

    1. Обработать естественные складки кожи стерильным растительным маслом или детской присыпкой;
    2. Одеть ребенка и уложить в кроватку;
    3. Пелёнку с пеленального стола и «рукавичку» поместить в мешок для грязного белья (рукавичку обязательно прикреплять);
    4. Слить воду из ванночки и сполоснуть её;
    5. Одеть перчатки;
    6. Обработать внутреннюю поверхность ванны и рабочую поверхность пеленального стола дезинфицирующим раствором;
    7. Снять перчатки, вымыть и осушить руки.

    Туалет пупочной ранки

    Цель:

    • предупредить инфицирование пупочной ранки;
    • способствовать сокращению пупочной ранки и её рубцеванию.

    Показания:

    • обеспечение правильного ежедневного ухода за новорожденным;
    • отпадение пуповинного остатка;
    • наличие не эпителизированной пупочной ранки.

    Противопоказания: нет

    Оснащение:

    1. стерильные ватные палочки;

    2. лоток для отработанного материала;

    3. 3% раствор перекиси водорода;

    4. 70% этиловый спирт;

    1. раствор бриллиантового зеленого;
    2. стерильная пипетка;
    3. набор для пеленания, приготовленный на пеленальном столике;
    4. резиновые перчатки;
    5. ёмкость с дезинфицирующим раствором, ветошь.
    6. стерильные перчатки

    Обязательные условия:

    при обработке пупочной ранки обязательно растягивать её края (даже при образовавшейся корочке).

    Техника безопасности: не оставляйте ребенка на пеленальном столе без присмотра.

    Возможные проблемы: беспокойство ребенка, кровоточивость ранки, серозные или гнойные выделения, гиперемия кожи вокруг ранки.

    Этапы Обоснование
    Подготовка к манипуляции
    1.Объяснить маме цель и ход проведения манипуляции и получить её согласие Право матери на информацию
    2.Подготовить необходимое оснащение Обеспечение чёткости и быстроты выполнения манипуляции
    3.Вымыть и осушить руки, надеть перчатки. Обработать пеленальный столик дезраствором и постелить на него пелёнку. Снять перчатки, вымыть и осушить руки, обработать руки антисептиком. Надеть стерильные перчатки.
    4.Уложить ребёнка на пеленальный столик Наиболее удобное положение ребёнка
    Выполнение манипуляции
    1.Хорошо растянуть края пупочной ранки указательным и большим пальцами левой руки. Примечание:при невозможности раскрытия пупочной ранки из за наличия засохшей корочки обильно смочить ранку тампоном с 3% раствором перекиси водорода или стерильным растительным маслом и оставить на некоторое время (можно до следующего пеленания.) Обеспечение максимального доступа к пупочной ранке
    2.Капнуть из пипетки в ранку 1-2 капли 3% раствора перекиси водорода. Удалить образовавшуюся в ранке «пену» стерильной ватной палочкой движением изнутри кнаружи (сбросить палочку в лоток) Достижение механического очищения пупочной ранки
    3.Сохраняя растянутыми края пупочной ранки, обработать её стерильной ватной палочкой, смоченной 70% этиловым спиртом, движением изнутри кнаружи (сбросить палочку в лоток) Обеспечение дезинфицирующего и подсушивающего эффекта. Обработка движениями изнутри кнаружи или от центра к периферии предупреждает занос инфекции в пупочную ранку
    4.Обработать кожу вокруг ранки этиловым спиртом с помощью ватной палочки движениями от центра к периферии (сбросить палочку в лоток) Предупреждение распространения инфекции на окружающие ткани
    5.Обработать (по необходимости) пупочную ранку (не затрагивая кожу вокруг ранки) раствором бриллиантового зеленого с помощью ватной палочки (сбросить палочку в лоток) Обеспечение дезинфицирующего и подсушивающего эффекта. «крепкий» раствор перманганата калия может вызвать ожог кожи
    Завершение манипуляции
    1.Заленать ребёнка и положить в кроватку на бок Вымыть и осушить руки. Обеспечение безопасности ребёнка
    2.Одеть перчатки. Убрать пелёнку с пеленального стола и поместить её в мешок для грязного белья. Протереть рабочую поверхность пеленального стола дезраствором. Снять перчатки, вымыть и высушить руки Обеспечение инфекционной безопасности

    ^ Техника проведения гигиенической ванны новорожденного и

    грудного ребенка

    Цель:

    Соблюдение гигиены тела;

    Обеспечение универсальной потребности ребенка «быть чистым»;

    Формирование навыков чистоплотности;

    Закаливание ребенка.

    Показания:

    Правильный гигиенический уход за кожей ребёнка.

    Противопоказания:

    Повышение температуры тела;

    Заболевания ребёнка;

    Нарушение целостности кожных покровов.

    Оснащение:

    Ванночка для купания;

    Пеленка для ванны;

    Кувшин для воды;

    Водный термометр;

    Махровая или фланелевая рукавичка;

    Детское мыло

    Флакон с 5% раствором перманганата калия;

    Большое махровое полотенце;

    Чистый набор для пеленания или одежда, расположенные на пеленальном столике;

    Стерильное растительное масло или детский крем;

    Резиновые перчатки;

    Дезинфицирующий раствор, ветошь;

    Мешок для грязного белья.

    ^ Обязательные условия:

    Первую гигиеническую ванну проводить после заживления пупочной ранки;

    Не купать сразу после кормления;

    При купании обеспечить в комнате температуру 22-24°С;

    Определять температуру воды для купания только с помощью термометра

    (не допускается определение температуры воды путем погружения локтя в воду).

    ^ Техника безопасности: - не оставлять ребёнка одного без присмотра в ванночке или на пеленальном столике во избежание опасности аспирации воды или падения;

    Обращать внимание на состояние ребенка, дыхание, цвет кожи, движения.


    Этапы

    Обоснование

    Подготовка к манипуляции

    1.Объяснить маме цель и ход проведения процедуры

    Обеспечение правильного ежедневного ухода за ребенком



    Обеспечение четкости выполнения процедуры

    3. Поставить ванночку в устойчивое положение

    Обеспечение безопасности проведения процедуры

    4. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки



    5.Обработать внутреннюю поверхность ванночки дезинфицирующим раствором

    Вымыть ванночку щеткой, ополоснуть кипятком

    Обеспечение инфекционной безопасности


    6. Протереть пеленальный столик дезинфицирующим раствором и положить на него пеленку

    Обеспечение инфекционной безопасности Создание комфортных условий для ребенка

    7. Положить на дно ванночки пеленку, сложенную в несколько слоев (края пеленки не должны заходить на боковые стенки ванночки)

    Создание комфортных условий

    Сохранение правильного положения пеленки в ванночке


    8.Положить в ванну водный термометр

    Наполнить ванну водой на 1/2 или 1/3 t 36-37 о C

    Примечание :

    а) при заполнении ванны водой чередовать холодную и горячую воду;

    б) до эпителизации пупочной ранки купать ребенка в кипяченой или пропущенной через фильтр воде;

    в) проводить контроль температуры воды только с помощью термометра;

    г) при необходимости добавить в ванну несколько капель 5% раствора перманганата калия до бледно-розового окрашивания воды


    Профилактика ожогов у ребенка
    Исключение образования водяного пара в большом количестве

    9.Набрать из ванны воду в кувшин для ополаскивания ребенка

    За время купания вода в кувшине остывает на 1-2" С и обеспечивает закаливающий эффект

    10.Раздеть ребенка (при необходимости подмыть под проточной водой)

    Подготовка ребенка к процедуре

    11.Сбросить одежду в мешок для грязного белья

    Предупреждение загрязнения окружающей среды

    ^ Выполнение манипуляции

    1. Взять ребенка на руки, поддерживая одной рукой спину и затылок, правой – ягодицы и бедра

    Наиболее удобная фиксация ребенка

    2.Медленно погрузить малыша в воду (сначала ножки и ягодицы, затем – верхнюю половину туловища). Вода должна доходить до линии сосков ребенка, верхняя часть груди остается открытой

    Освободить правую руку, продолжая левой поддерживать голову и верхнюю половину туловища ребенка над водой


    Обеспечивается максимальное расслабление мышц

    Исключается перегревание ребенка

    Наиболее удобная фиксация малыша при проведении процедуры

    Предупреждается попадание воды в слуховые ходы ребенка


    3. Надеть на свободную руку «рукавичку» (при необходимости намылить ее детским мылом) и помыть ребенка в следующей последовательности: голова (от лба к затылку) – шея – туловище – конечности (особенно тщательно промыть естественные складки кожи). Последними обмыть половые органы и межъягодичную область

    Исключение травмирования кожи
    Предупреждение попадания воды и мыла в глаза, уши

    Предупреждение переноса инфекции из наиболее загрязненных участков кожи на другие ее поверхности


    4.Снять «рукавичку»

    Приподнять ребенка над водой

    Перевернуть ребенка лицом вниз

    Ополоснуть малыша водой из кувшина (вода остыла до 35-36» С)

    Примечание : желательно иметь помощника


    Достижение инфекционной безопасности

    Уменьшение вероятности попадания воды в глаза и уши

    Обеспечение закаливающего эффекта


    5.Накинув полотенце, положить ребенка на пеленальный столик

    Осушить кожные покровы промокательными движени-ями


    Предупреждение переохлаждения

    Обеспечение безопасности ребенка

    Предупреждение появлений раздражения кожных покровов ребенка


    ^ Завершение манипуляции

    1.Обработать естественные складки кожи стерильным растительным маслом или детской присыпкой

    Предупреждение появления опрелостей

    2. Одеть ребенка и уложить в кроватку

    Обеспечение комфортного состояния

    3.Пеленку с пеленального стола и «рукавичку» поместить в мешок для грязного белья («рукавичку» обязательно прокипятить)

    Слить воду из ванночки и сполоснуть ее

    Обработать внутреннюю поверхность ванны и рабочую поверхность пеленального стола дезраствором


    Обеспечение инфекционной безопасности

    Примечание:


    • первую гигиеническую ванну проводят после отпадения пуповинного остатка;

    • в первом полугодии жизни гигиенические ванны выполняют ежедневно, во втором – через день, после года – 2 раза в неделю;

    • продолжительность ванны для детей первого года жизни не более 5-7 мин., на втором году 8-10 мин., для детей старше 2-х лет – 10-15 мин.;

    • мыло при купании детей первого года жизни используют 2 раза в неделю, у старших – 1 раз в неделю;

    • гигиенические ванны желательно проводить в определенные часы, не ранее 1 часа после кормления или за 10-15 минут до него, за 1-1,5 часа до сна;

    • предметы, необходимые для проведения ванны и ухода за ребенком, нужно приготовить заранее, чтобы купание, уход за кожей и пеленание проходили как можно быстрее;

    • температура воздуха в помещении должна быть 22-24 градуса, двери и окна следует закрыть;

    • при необходимости рядом с ванночкой и столом для пеленания включают обогреватель.

    ^ Пеленание новорожденных и грудных детей
    Цель: --- создать оптимальные температурные условия для ребёнка;

    Создать ребёнку максимальный комфорт.

    Показания: --- защита ребенка от потери тепла;

    Предупреждение загрязнения постельного белья.

    Противопоказания: --- недоношенность II-IV степени;

    Возраст старше 3-х месяцев.

    Оснащение: --- тонкая и тёплая распашонки;

    Фланелевая и тонкая пелёнки;

    Подгузник или памперс;

    Пеленальный стол;

    Резиновые перчатки;

    --- ёмкость с дезинфицирующим раствором, ветошь.
    ^ Обязательные условия: --- использовать метод свободного пеленания (оставляется небольшое пространство в пелёнках для свободного движения ребёнка);

    Шапочку надевать только после ванны и на время прогулок;

    Правильная фиксация пелёнок («замочек» расположен спереди);

    Исключить образование грубых складок, наличие булавок, пуговиц и т.п.

    ^ Возможные проблемы: --- беспокойство из-за складок пелёнок,

    - -- потёртости кожи при нарушении техники пеленания,

    - -- перегревание или переохлаждение,

    - -- нарушение дыхания, пищеварения при тугом пеленании.


    Этапы

    Обоснования

    Подготовка к манипуляции

    1. Объяснить маме цель и ход пеленания

    Обеспечение правильного ежедневного ухода за ребёнком

    Предупреждение нарушений развития костно-мышечной системы


    2. Подготовить необходимое оснащение

    Обеспечение чёткости выполнения процедуры

    3. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки

    Обработать пеленальный столик дезраствором


    Обеспечение инфекционной безопасности

    4. Уложить на пеленальном столе пелёнки послойно (снизу вверх: фланелевая пелёнка тонкая пелёнка подгузник или памперс)

    Приготовить распашонки, вывернув тонкую швами наружу


    Достижение чёткости проведения пеленания

    5. Распеленать ребёнка в кроватке (при необходимости подмыть и осушить чистым полотенцем), положить на пеленальный стол

    Обеспечение проведения процедуры

    ^ Выполнение манипуляции

    1. Надеть на ребёнка тонкую распашонку швами наружу, разрезом назад, затем фланелевую разрезом вперёд

    Предупреждение охлаждения грудной клетки

    2. Надеть подгузник. Для этого:

    Уложить ребёнка на пелёнки так, чтобы широкое основание подгузника приходились на область поясницы

    Провести нижний край подгузника между ножками ребёнка

    Обернуть боковые концы подгузника вокруг тела

    Примечание: подгузник можно заменить памперсом


    Предупреждение загрязнения значительных участков тела

    3. Завернуть ребёнка в тонкую пелёнку,
    -- проводя один край её между ножек

    Другим краем обернуть ребёнка

    Подвернуть нижний край пелёнки, оставив пространство для свободного движения ножек и обернуть им туловище ребёнка

    Зафиксировать пелёнку, расположив «замочек» пелёнки спереди


    Реализация использования метода свободного пеленания

    Профилактика потертостей
    Сохранение возможности осуществлять движение ножками


    4. Запеленать ребёнка в тёплую пелёнку:

    Расположить ребёнка на фланелевой пелёнке так, чтобы её верхний край располагался на уровне козелка

    Одним краем пеленки зафиксировать плечо соответствующей стороны, переднюю часть туловища и подмышечную область другой стороны

    Другим краем пеленки нарыть и зафиксировать второе плечо

    Подвернуть нижний край пеленки так, чтобы оставалась свободное пространство для движения ножек ребенка

    Зафиксировать пеленку на уровне середины плеч, «замочек» расположить спереди


    Предупреждение переохлаждения ребенка

    Предупреждение образования «декольте» при пеленании

    Реализация метода свободного пеленания
    Фиксация ручек ребенка

    Обеспечение комфортных условий


    5. Широкое пеленание:

    завёрнутого в подгузник ребёнка уложить на фланелевую пелёнку, сложенную по длине в виде ленты шириной 10-12 см.

    На один конец её уложить головку ребёнка, а другой перебросить через промежность на живот.

    Затем запеленать ребёнка, используя тонкую и фланелевую пелёнки, как сказано в предыдущих пунктах

    Обеспечение физиологического положения бёдер, формирования головки бедренной кости и вертлужной впадины

    Препятствование вывиху головки бедренной кости в случае врождённой дисплазии тазобедренных суставов


    ^ Завершение манипуляции

    1. Уложить ребенка в кроватку

    Обеспечение безопасности ребенка

    2. Протереть рабочую поверхность пеленального стола дезраствором

    Снять перчатки, вымыть и осушить руки


    Обеспечение инфекционной безопасности

    Примечание: многих доношенных новорожденных можно с первых дней жизни одевать в распашонки, кофточки и ползунки, что способствует их более быстрому психомоторному развитию. Но дети ослабленные, маловесные, незрелые, с повышенной нервно-рефлекторной возбудимостью нуждаются в пеленании полном или частичном (пеленают только ножки).