Техника гигиенической ванны. Техника проведения гигиенической ванны новорожденному ребенку Температура воды для гигиенической ванны новорожденного
Цель: профилактическая: профилактика заболеваний кожи
Показания: ежедневное купание здорового ребёнка.
Противопоказания: острые заболевания ребенка, гнойничковые заболевания кожи.
Возможные проблемы: беспокойство ребенка,
Техника безопасности:
Не оставлять ребенка без присмотра,
Устойчивое положение детской ванны для купания
Температура воды не должна быть выше 38,5 0 С
Температура воздуха в помещении должна быть 22-24 0 С
Уровень воды в ванне должен доходить примерно до мечевидного отростка грудины ребёнка.
Не мыть лицо ребенка водой из ванны.
Мыть ребенка с мылом необходимо не чаще 1 раза в неделю.
Купать ребенка первого месяца жизни необходимо в кипяченой воде.
Продолжительность купания не более 5-10 минут.
Купание ребёнка лучше осуществлять вдвоём.
Подготовка пациента:
Раздеть ребёнка в кровати
При необходимости подмыть ребёнка
Оснащение:
Детская ванна для купания ребёнка
Водный термометр
Махровая рукавичка или мягкая тряпочка или губка
Детское мыло, детский шампунь
Чистая пелёнка или подставка в ванну
Фланелевая пеленка или мягкое полотенце
Комплект для пеленания или комплект чистого нательного белья: подгузник (памперс), ползунки, распашонки, кофточка
- Ёмкость со стерильным вазелиновым или растительным маслом
Стерильные ватные шарики и стерильный пинцет в крафт-пакете или биксе.
Лоток для сброса, использованных шариков материала
- Ёмкость для сброса, использованного белья.
- Ёмкость с дез раствором и чистая ветошь, ёмкость для сброса ветоши.
- Ёмкость для сброса, использованной рукавички (мягкой тряпочки или губки).
Последовательность действий:
Получите согласие родителей ребёнка на проведение манипуляции.
- Приготовьте на пеленальном столе, (обработанном ветошью, смоченной дез. раствором), комплект для пеленания или комплект чистого нательного белья
- Вымойте ванну горячей водой.
- Наполните ванну сначала холодной водой, затем горячей.
- Измерьте водяным термометром температуру воды в ванне (38-38,5 о С).
- Наполните кувшин водой на 1 о С ниже, чем вода в ванной и поставьте его рядом с ванной
- Постелите на дно ванны чистую пеленку или специальную подставку
- Осторожно погрузите ребенка в ванну, придерживая левой рукой голову и плечи, так, чтобы вода в ванне доходила до мечевидного отростка грудины ребёнка.
- Вымойте ребенка правой рукой с помощью махровой рукавички (тряпочки или губки), начиная с волосистой части головы. Сбросьте использованную рукавичку (тряпочку или губку) в специальную ёмкость для их сброса.
- Выньте ребенка из ванны двумя руками, таким образом, чтобы его лицо было обращено к вам, ладонями обхватите грудную клетку ребёнка в области подмышечных впадин, фиксируя пальцами его спину и заднюю поверхность шеи.
- Положите ребёнка к себе на левое предплечье, лицом вниз.
- Возьмите кувшин правой рукой и облейте ребенка чистой водой. Верните кувшин на прежнее место.
- Возьмите правой рукой чистую фланелевую пеленку (полотенце) и накройте ею ребенка
- Просушите кожу ребенка осторожными промокательными движениями.
- Перенесите ребёнка на пеленальный стол, снимите с него мокрую фланелевую пеленку (полотенце) и сбросьте пеленку (полотенце) в ёмкость, для сброса, использованного белья
- Обработайте естественные кожные складки, согласно алгоритму
- Запеленайте ребёнка согласно алгоритму или оденьте его.
- Дайте попить ребёнку.
- Положите ребёнка в кровать, на бок.
Примечание:
- После проведения гигиенической ванны в детском учреждении детскую ванну для купания дезинфицируют.
Манипуляция №14
Техника измерения температуры тела у детей различного возраста.
Графическая запись
Цель: диагностическая.
Показания: измерить температуру тела по назначению врача.
Противопоказания: нет.
Возможные проблемы: беспокойство ребенка, чувство тревоги и страха, отказ от проведения процедуры. Негативное отношение матери к проведению манипуляции, недоверие медперсоналу.
Техника безопасности: не оставлять ребёнка без присмотра, проверить целостность термометра.
Подготовка пациента:
Оснащение:
- Медицинский термометр
- Лоток с дез. раствором
- Температурный лист, ручка.
Последовательность действий:
1. Просушить кожу в месте постановки термометра (детям старшего возраста термометр ставить в подмышечную впадину, малышам – в паховую).
2. Стряхнуть ртутный столбик, если он выше 35°С.
3. Поместить ртутный резервуар термометра в подмышечную (паховую) область так, чтобы он полностью охватывался кожной складкой и не соприкасался с бельём.
4. Фиксировать руку (плечо прижать к грудной клетке) или ногу ребёнка (нога несколько согнута в тазобедренном суставе)
5. Засечь время и через 10 минут извлечь термометр и определить его показания.
6. Зафиксировать температуру в температурном листе (каждая клеточка температурного листа соответствует 0,2°С. Точку, фиксирующую температуру, необходимо ставить в центре, а не по краям клеточки)
7. Встряхнуть термометр так, чтобы ртутный столбик опустился в резервуар.
8. Полностью погрузить термометр в лоток с дез.раствором (длительность дезинфекции зависит от используемого дез.раствора)
9. Вынуть термометр из дез.раствора, промыть под проточной водой и вытереть насухо салфеткой.
10. Поместить термометр в футляр или в стеклянную банку, на дно которой уложена вата.
Примечание.
- Возможно измерение температуры в прямой кишке (по показаниям). Перед этим ребёнку предварительно ставят очистительную клизму. Ребенка укладывают на бок, левой рукой раздвигают ягодицы, а правой вводят в прямую кишку смазанный вазелином ртутный резервуар на глубину 2 сантиметра. Затем ягодицы ребенка сжимают и удерживают в течение 5 минут. Нужно помнить, что температура в прямой кишке на 0,5 градуса выше, чем в подмышечной впадине. Противопоказаниями являются заболевания прямой кишки, запоры, поносы.
- В стационаре измерение температуры проводят два раза в день: в 7-8 утра и в 17-18 вечера. По показаниям иногда температуру измеряют каждые 2-3 часа.
- В домашних условиях можно измерять температуру тела пероральным и внутриушным электронными термометрами, не забывая их обрабатывать. Желательно, чтобы такой термометр был индивидуальным.
- Без особой необходимости нельзя будить ребёнка в утренние часы или в другое время суток, чтобы измерить у него температуру.
- Не следует обсуждать результаты термометрии в присутствии детей дошкольного и школьного возраста.
- Не рекомендуется измерять температуру у детей через короткое время после психоэмоционального возбуждения, приёма пищи, значительных мышечных нагрузок, физиотерапевтических процедур.
Манипуляция № 15
Определение частоты дыхательных движений,
Измерение артериального давления.
Исследование пульса.
Цель: диагностическая, оценка состояния дыхательной системы.
Показания: согласно назначению врача.
Противопоказания: нет.
Возможные проблемы: беспокойство ребёнка, отказ от проведения процедуры. Негативное отношение матери к проведению манипуляции, недоверие медперсоналу.
Техника безопасности: не оставлять ребёнка без присмотра.
Подготовка пациента: успокоить ребенка и мать, объяснить цели проведения манипуляции, убедить в необходимости проведения процедуры. Провести инструктаж о ходе выполнения манипуляции.
Оснащение:
- Секундомер или часы с секундной стрелкой
- Фонендоскоп
- Температурный лист, ручка
Последовательность действий:
- Успокоить ребёнка или подождать, когда он заснёт (у детей раннего возраста ЧДД лучше считать во сне, поднеся фонендоскоп к носу ребёнка).
- Придать ребёнку удобное положение (сидя или лёжа).
- Вымыть руки. Сесть лицом к лицу ребёнка.
- Взять его руку в области пульса и положить вторую руку на живот или грудную клетку ребенка, не фиксируя его внимание на производимом подсчете.
- Подсчитать количество дыхательных движений за 1 минуту (делая вид, что считает пульс с целью отвлечения ребёнка).
- Записать полученные данные в температурный лист или в лист наблюдения и сравнить с возрастной нормой.
Примечание:
- Подъём температуры тела сопровождается увеличением частоты дыхания:
на каждый градус её повышения ЧДД увеличивается на 4 дыхательные движения
Соотношение частоты дыхания к пульсу: новорождённый 1: 2,5-3
у более старших 1: 3,5-4
у взрослых 1: 4
- Чем моложе ребёнок, тем поверхностнее у него дыхание.
- В первые 2-3 недели у новорождённого ребенка отмечается аритмия дыхания.
- Тип дыхания:в раннем возрасте брюшной, в 3-4 года преобладает грудное дыхание,
в период полового созревания: у мальчиков брюшной тип, у девочек - грудной тип дыхания.
Возрастные нормы ЧДД
Первое купание новорожденного ребенка в ванночке следует проводить после отпадения остатка пуповины и заживления пупочной ранки. Обычно, это происходит на 2-ой неделе жизни. Для купания ребенка Вам понадобятся: ванночка (лучше эмалированная, но можно и пластмассовую), детское мыло, мягкая губка, водяной термометр, кувшин или другая емкость с теплой водой для ополаскивания ребенка, пеленка и полотенце.
Частота купания детей:
В течение первых 6-ти месяцев - ежедневно;
- с 6 мес до 1,5 лет - через день;
- до 3-х лет - 2 раза в неделю;
- старше 3-х лет - не реже 1-го раза в неделю.
Температура воды в ванной:
В течении первого месяца жизни - 37,5-37 0 С. При этом, новорожденного купают в кипяченой воде, которую остужают до нужной температуры.
- до 6 мес.- 36,5-37 С;
- с 6 мес. до 12 мес. 36,0-36,5 С.
Продолжительность принятия ванны:
До 12 месяцев - 5-10 минут
- с 12 месяцев до 2-х лет - 8-10 минут
- после 2-х лет - 10-15 минут
Продолжительность ванны наращивают постепенно, начинают от нескольких минут и с каждым последующим приемом увеличивают время.
Поэтапность процедуры:
1. Перед купанием ванночку тщательно промывают с мылом и щеткой, затем ополаскивают горячей водой;
2. Положение ребенка в ванной. Голову и верхнюю часть туловища поддерживают одной рукой, другой рукой фиксируют ягодицы и бедра. Поддерживая ноги ребенка, его осторожно помещают в воду.
В этом положении обеспечивается наибольшее расслабление мышц ребенка. Для купания так же можно использовать специальную подставку. До 6 месяцев, положение ребенка в ванне - лежа. Так,чтобы голова была несколько выше туловища (вода не должна попадать в наружные слуховые проходы). Для этого нужно придерживать голову ребенка на своей руке. Вода должна быть на уровне сосков ребенка, верхняя часть груди остается открытой. После 6 месяцев - дети могут сидеть в ванночке, свободно, без напряжения, погруженные до уровня сосков.
3. Итак, одной рукой поддерживают голову и спинку ребенка, другой намыливают шею, туловище, ягодицы. Особое внимание уделите складкам в области шеи, в локтевых сгибах, паховой области, за ушами, под коленными сгибами и между ягодицами;
4. Затем ребенка приподнимают над водой, поворачивают спинкой кверху и обливают чистой водой из отдельной посуды;
5. В согретую пеленку заворачивают ребенка и легкими промокательными движениями обсушивают кожу ребенка;
7. Запеленать (или одеть) ребенка и уложить в кроватку.
Следует помнить, что:
Ванну проводят в определенные, желательно в одни и те же, часы. Не раньше чем через час после кормления или за 40-45 мин до него, а так же за 1-1,5 часа до сна;
После ванны ребенку необходим отдых в течение 20-30 минут;
Мыло при купании новорожденного используют не чаще 2 раз в неделю.
Возможные проблемы:
У некоторых детей ежедневные купания могут вызвать раздражение кожи (особенно если жесткая вода).
Рекомендации:
искупать ребенка с добавлением крахмала - 100-150 гр крахмала развести теплой водой и влить в ванную полученную взвесь;
Иногда после частого мытья с мылом волосы становятся сухими.
Рекомендации:
смазать волосы после купания растительным маслом. После обработки маслом волосы протирают сухи ватным тампоном;
Если на коже малыша появились элементы потницы.
Рекомендации:
в ванну добавить настой череды или ромашки. Для приготовления настоя берется 1 столовая ложка травы на стакан воды (200 мл) - настаивать 10 минут.
^ Техника проведения гигиенической ванны новорожденного и
Цель:
Соблюдение гигиены тела;
Обеспечение универсальной потребности ребенка «быть чистым»;
Формирование навыков чистоплотности;
Закаливание ребенка.
Показания:
Правильный гигиенический уход за кожей ребёнка.
Противопоказания:
Повышение температуры тела;
Заболевания ребёнка;
Нарушение целостности кожных покровов.
Оснащение:
Ванночка для купания;
Пеленка для ванны;
Кувшин для воды;
Водный термометр;
Махровая или фланелевая рукавичка;
Детское мыло
Флакон с 5% раствором перманганата калия;
Большое махровое полотенце;
Чистый набор для пеленания или одежда, расположенные на пеленальном столике;
Стерильное растительное масло или детский крем;
Резиновые перчатки;
Дезинфицирующий раствор, ветошь;
Мешок для грязного белья.
^ Обязательные условия:
Первую гигиеническую ванну проводить после заживления пупочной ранки;
Не купать сразу после кормления;
При купании обеспечить в комнате температуру 22-24°С;
Определять температуру воды для купания только с помощью термометра
(не допускается определение температуры воды путем погружения локтя в воду).
^ Техника безопасности: - не оставлять ребёнка одного без присмотра в ванночке или на пеленальном столике во избежание опасности аспирации воды или падения;
Обращать внимание на состояние ребенка, дыхание, цвет кожи, движения.
Этапы | Обоснование |
Подготовка к манипуляции |
|
1.Объяснить маме цель и ход проведения процедуры | Обеспечение правильного ежедневного ухода за ребенком |
| Обеспечение четкости выполнения процедуры |
3. Поставить ванночку в устойчивое положение | Обеспечение безопасности проведения процедуры |
4. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки | |
5.Обработать внутреннюю поверхность ванночки дезинфицирующим раствором Вымыть ванночку щеткой, ополоснуть кипятком | Обеспечение инфекционной безопасности |
6. Протереть пеленальный столик дезинфицирующим раствором и положить на него пеленку | Обеспечение инфекционной безопасности Создание комфортных условий для ребенка |
7. Положить на дно ванночки пеленку, сложенную в несколько слоев (края пеленки не должны заходить на боковые стенки ванночки) | Создание комфортных условий Сохранение правильного положения пеленки в ванночке |
8.Положить в ванну водный термометр Наполнить ванну водой на 1/2 или 1/3 t 36-37 о C Примечание : а) при заполнении ванны водой чередовать холодную и горячую воду; б) до эпителизации пупочной ранки купать ребенка в кипяченой или пропущенной через фильтр воде; в) проводить контроль температуры воды только с помощью термометра; г) при необходимости добавить в ванну несколько капель 5% раствора перманганата калия до бледно-розового окрашивания воды | Профилактика ожогов у ребенка Исключение образования водяного пара в большом количестве |
9.Набрать из ванны воду в кувшин для ополаскивания ребенка | За время купания вода в кувшине остывает на 1-2" С и обеспечивает закаливающий эффект |
10.Раздеть ребенка (при необходимости подмыть под проточной водой) | Подготовка ребенка к процедуре |
11.Сбросить одежду в мешок для грязного белья | Предупреждение загрязнения окружающей среды |
^ Выполнение манипуляции |
|
1. Взять ребенка на руки, поддерживая одной рукой спину и затылок, правой – ягодицы и бедра | Наиболее удобная фиксация ребенка |
2.Медленно погрузить малыша в воду (сначала ножки и ягодицы, затем – верхнюю половину туловища). Вода должна доходить до линии сосков ребенка, верхняя часть груди остается открытой Освободить правую руку, продолжая левой поддерживать голову и верхнюю половину туловища ребенка над водой | Обеспечивается максимальное расслабление мышц Исключается перегревание ребенка Наиболее удобная фиксация малыша при проведении процедуры Предупреждается попадание воды в слуховые ходы ребенка |
3. Надеть на свободную руку «рукавичку» (при необходимости намылить ее детским мылом) и помыть ребенка в следующей последовательности: голова (от лба к затылку) – шея – туловище – конечности (особенно тщательно промыть естественные складки кожи). Последними обмыть половые органы и межъягодичную область | Исключение травмирования кожи Предупреждение попадания воды и мыла в глаза, уши Предупреждение переноса инфекции из наиболее загрязненных участков кожи на другие ее поверхности |
4.Снять «рукавичку» Приподнять ребенка над водой Перевернуть ребенка лицом вниз Ополоснуть малыша водой из кувшина (вода остыла до 35-36» С) Примечание
: желательно иметь помощника | Достижение инфекционной безопасности Уменьшение вероятности попадания воды в глаза и уши Обеспечение закаливающего эффекта |
5.Накинув полотенце, положить ребенка на пеленальный столик Осушить кожные покровы промокательными движени-ями | Предупреждение переохлаждения Обеспечение безопасности ребенка Предупреждение появлений раздражения кожных покровов ребенка |
^ Завершение манипуляции |
|
1.Обработать естественные складки кожи стерильным растительным маслом или детской присыпкой | Предупреждение появления опрелостей |
2. Одеть ребенка и уложить в кроватку | Обеспечение комфортного состояния |
3.Пеленку с пеленального стола и «рукавичку» поместить в мешок для грязного белья («рукавичку» обязательно прокипятить) Слить воду из ванночки и сполоснуть ее Обработать внутреннюю поверхность ванны и рабочую поверхность пеленального стола дезраствором | Обеспечение инфекционной безопасности |
Примечание:
первую гигиеническую ванну проводят после отпадения пуповинного остатка;
в первом полугодии жизни гигиенические ванны выполняют ежедневно, во втором – через день, после года – 2 раза в неделю;
продолжительность ванны для детей первого года жизни не более 5-7 мин., на втором году 8-10 мин., для детей старше 2-х лет – 10-15 мин.;
мыло при купании детей первого года жизни используют 2 раза в неделю, у старших – 1 раз в неделю;
гигиенические ванны желательно проводить в определенные часы, не ранее 1 часа после кормления или за 10-15 минут до него, за 1-1,5 часа до сна;
предметы, необходимые для проведения ванны и ухода за ребенком, нужно приготовить заранее, чтобы купание, уход за кожей и пеленание проходили как можно быстрее;
температура воздуха в помещении должна быть 22-24 градуса, двери и окна следует закрыть;
при необходимости рядом с ванночкой и столом для пеленания включают обогреватель.
^
Пеленание новорожденных и грудных детей
Цель:
--- создать оптимальные температурные условия для ребёнка;
Создать ребёнку максимальный комфорт.
Показания: --- защита ребенка от потери тепла;
Предупреждение загрязнения постельного белья.
Противопоказания: --- недоношенность II-IV степени;
Возраст старше 3-х месяцев.
Оснащение: --- тонкая и тёплая распашонки;
Фланелевая и тонкая пелёнки;
Подгузник или памперс;
Пеленальный стол;
Резиновые перчатки;
--- ёмкость с дезинфицирующим раствором, ветошь.
^
Обязательные условия:
--- использовать метод свободного пеленания (оставляется небольшое пространство в пелёнках для свободного движения ребёнка);
Шапочку надевать только после ванны и на время прогулок;
Правильная фиксация пелёнок («замочек» расположен спереди);
Исключить образование грубых складок, наличие булавок, пуговиц и т.п.
^ Возможные проблемы: --- беспокойство из-за складок пелёнок,
- -- потёртости кожи при нарушении техники пеленания,
- -- перегревание или переохлаждение,
- -- нарушение дыхания, пищеварения при тугом пеленании.
Этапы | Обоснования |
Подготовка к манипуляции |
|
1. Объяснить маме цель и ход пеленания | Обеспечение правильного ежедневного ухода за ребёнком Предупреждение нарушений развития костно-мышечной системы |
2. Подготовить необходимое оснащение | Обеспечение чёткости выполнения процедуры |
3. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки Обработать пеленальный столик дезраствором | Обеспечение инфекционной безопасности |
4. Уложить на пеленальном столе пелёнки послойно (снизу вверх: фланелевая пелёнка тонкая пелёнка подгузник или памперс) Приготовить распашонки, вывернув тонкую швами наружу | Достижение чёткости проведения пеленания |
5. Распеленать ребёнка в кроватке (при необходимости подмыть и осушить чистым полотенцем), положить на пеленальный стол | Обеспечение проведения процедуры |
^ Выполнение манипуляции |
|
1. Надеть на ребёнка тонкую распашонку швами наружу, разрезом назад, затем фланелевую разрезом вперёд | Предупреждение охлаждения грудной клетки |
2. Надеть подгузник. Для этого: Уложить ребёнка на пелёнки так, чтобы широкое основание подгузника приходились на область поясницы Провести нижний край подгузника между ножками ребёнка Обернуть боковые концы подгузника вокруг тела Примечание: подгузник можно заменить памперсом | Предупреждение загрязнения значительных участков тела |
3. Завернуть ребёнка в тонкую пелёнку, -- проводя один край её между ножек Другим краем обернуть ребёнка Подвернуть нижний край пелёнки, оставив пространство для свободного движения ножек и обернуть им туловище ребёнка Зафиксировать пелёнку, расположив «замочек» пелёнки спереди | Реализация использования метода свободного пеленания Профилактика потертостей |
4. Запеленать ребёнка в тёплую пелёнку: Расположить ребёнка на фланелевой пелёнке так, чтобы её верхний край располагался на уровне козелка Одним краем пеленки зафиксировать плечо соответствующей стороны, переднюю часть туловища и подмышечную область другой стороны Другим краем пеленки нарыть и зафиксировать второе плечо Подвернуть нижний край пеленки так, чтобы оставалась свободное пространство для движения ножек ребенка Зафиксировать пеленку на уровне середины плеч, «замочек» расположить спереди | Предупреждение переохлаждения ребенка Предупреждение образования «декольте» при пеленании Реализация метода свободного пеленания Обеспечение комфортных условий |
5. Широкое пеленание: завёрнутого в подгузник ребёнка уложить на фланелевую пелёнку, сложенную по длине в виде ленты шириной 10-12 см. На один конец её уложить головку ребёнка, а другой перебросить через промежность на живот. Затем запеленать ребёнка, используя тонкую и фланелевую пелёнки, как сказано в предыдущих пунктах | Обеспечение физиологического положения бёдер, формирования головки бедренной кости и вертлужной впадины Препятствование вывиху головки бедренной кости в случае врождённой дисплазии тазобедренных суставов |
^ Завершение манипуляции |
|
1. Уложить ребенка в кроватку | Обеспечение безопасности ребенка |
2. Протереть рабочую поверхность пеленального стола дезраствором Снять перчатки, вымыть и осушить руки | Обеспечение инфекционной безопасности |
Примечание: многих доношенных новорожденных можно с первых дней жизни одевать в распашонки, кофточки и ползунки, что способствует их более быстрому психомоторному развитию. Но дети ослабленные, маловесные, незрелые, с повышенной нервно-рефлекторной возбудимостью нуждаются в пеленании полном или частичном (пеленают только ножки).
Туалет пупочной ранки
Цель: профилактика гнойно – септических заболеваний новорожденного
Обеспечение:
1. лекарственные средства- 3%раствор перекиси водорода,70%спирт,5% р-р калия перманганата или 1% р-р бриллиантового зеленого;
2. стерильный материал (деревянные палочки с ватными тампонами, ватные шарики)в биксах или в крафт- пакетах;
3. латок для стерильного материала;
4. латок для использованного материала;
5. пинцет;
6. пеленки;
7. перчатки;
8. фартук;
9. пипетка стерильная.
Подготовительный этап выполнения манипуляции:
1. распеленать ребенка в кроватке или не «нестерильном» пеленальном столике.
2. вымыть, просушить и обработать руки (перчатки) антисептическим раствором.
3. подмыть ребенка (при необходимости) и уложить на пеленальный столик.
Основной этап выполнения манипуляций:
4. вымыть, просушить и обработать руки (перчатки) антисептическим раствором.
5. развести края пупочного кольца.
6. с помощью пипетки или ватного тампона, взятого пинцетом, обильно покрыть пупочную ранку в 3% раствором перекиси водорода.
7. через 20-30 секунд просушить ранку, тушируя ее ватным тампоном на палочке.
8. обработать ранку и кожу вокруг деревянной палочкой с ватным тампоном, смоченным 70% этиловым спиртом.
9. другой палочкой с ватным тампоном, смоченным 5% р-ре калия перманганата или в 1% р-ре бриллиантового зеленого, обработать только ранку, не касаясь кожи вокруг.
Заключительный этап выполнения манипуляции:
10. запеленать ребенка.
11. уложить ребенка в кроватку.
12. вымыть и просушить руки в перчатках.
13. снять и обеззаразить перчатки и фартук.
14. использованные пеленки сбросить в бак для грязного белья.
15. вымыть и просушить руки.
Измерение окружности головы и грудной клетки ребенку.
Оснащение: сантиметровая лента, дезинфицирующий раствор, температурный лист, ручка.
Алгоритм:
1. Объяснить ребенку ход манипуляции.
2. Взять сантиметровую ленту.
3. Наложить ее горизонтально на голову ребенка через затылочный бугор сзади и надбровные дуги спереди. Отметить результат.
4. Затем наложить сантиметровую ленту на грудную клетку под углами лопаток сзади и по нижнему краю околососковых кружков спереди. Отметить результат.
5. Записать данные в температурный лист.
6. Сантиметровую ленту обработать 1% раствором хлоромина.
Измерения длины тела ребенка до 1 года.
Цель: оценка физического развития
Оснащение : ростомер, дезраствор, ветошь, емкости, пеленку.
Алгоритм:
1. Обработать ростомер дезраствором.
2. Покрыть ростомер пеленкой так, чтобы шкала осталась открытой.
3. Уложить ребенка на ростомер так, чтобы голова касалась неподвижной планки.
4. Попросить маму зафиксировать голову ребенка в этом направлении.
5. Выпрямить ножки ребенка нажатием левой ладони на колени.
6. Придвинуть к подошвам ребенка подвижную планку ростомера.
7. Зафиксировать на шкале цифру длины тела ребенка.
8. Снять ребенка с ростомера.
9. Убрать ребенка с ростомера.
10. Протереть ростомер дезраствором.
Гигиеническая ванна ребенку грудного возраста.
Цель:
- профилактика инфекционных заболеваний кожи новорожденного
Обеспечить комфортные условия
Оснащение:
ванночка, теплая кипяченая вода температура 37С, фланелевая рукавичка (марлевая салфетка), водяной термометр, фланелевая пеленка, 5% раствор перманганата калия, кувшин с теплой водой для ополаскивания, полотенце (пеленка) для вытирания, чистый комплект белья, стерильное растительное или вазелиновое масло, детское мыло(применяют 1-2 раза в неделю).
Алгоритм:
1. Ванночку вымыть с мылом, ополоснуть горячей водой.
2. Налить теплую кипяченую воду Т 37С.
3. Добавить раствор перманганата калия до слаборозового цвета воды. Размешать.
4. На дно положить свернутую фланелевую пеленку.
5. Измерить Т воды термометром.
6. На правую руку надеть рукавичку и взять ребенка на предплечье левой руки лицом вверх. Правой рукой поддерживать ребенка под коленями.
7. Опустить в воду сначала ножки, ягодицы, затем туловище, чтобы уровень воды доходил до середины груди ребенка.
8. Намылить рукавичку детским мылом.
9. Намылить волосистую часть головы, шею, туловище спереди и сзади, ноги.
10. Водой из ванны смыть мыло в той же последовательности.
11. Вынуть ребенка из воды.
12. Обдать водой из кувшина (температура воды на 1С ниже,чем в ванне).
13. Завернуть ребенка в полотенце.
14. Осушить кожу осторожными промокательными движениями.
15. Обработать кожные складки вазелиновым маслом (профилактика опрелостей).
16. Запеленать ребенка в чистое белье.
17. Ребенка накормить, уложить спать.
ЗАПОМНИТЕ!!! Лицо водой из ванны не моют во избежание заноса инфекции.
Продолжительность ванны: до 1 года -5-7 минут
1-2 года- 8-10 минут
с 2 лет- 10-20 минут
Частота: до 6 мес – ежедневно
с 6 мес до 1 года – через день
с 1 года до 2х лет - 2р в неделю
с 2х лет- 1р в неделю
Для очищения кожи ребенка, а также с целью закаливания.
ПОКАЗАНИЯ:
Здоровый ребенок
III. СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС ПРОТИВОПОКАЗАНИЙ:
Высокая температура, заболевания кожи.
IV. ОСНАЩЕНИЕ:
Теплая вода, ванночка, детское мыло, мягкая мочалка, пеленка, простыня, чистая одежда, стерильное масло, стерильные шарики, дез. раствор, водный термометр, детское мыло, фланелевая рукавичка.
ПОДГОТОВКА РЕБЁНКА: Купать детей следует перед кормлением и лучше перед ночным сном. Кратность проведения ванны: первую ванну ребенок получает после выписки его из родильного дома, через 1-2 дня после отпадения пуповины, если пупочная ранка правильно заживает. До 6 месяцев ребенка купают ежедневно, с 6-12 месяцев — через день, до 2-х лет -2 раза в неделю, а с 4-5 лет – 1 раз в неделю.
V . Алгоритм выполнения простой медицинской услуги.
Подготовка к процедуре:
Выполнение процедуры:
- Раздеть ребенка. Детей первых-месяцев жизни можно погружать в воду в пеленке, погружение проводят медленно, осторожно, одной рукой поддерживая спинку и головку ребенка, а свободной рукой в рукавичке намыливают волосистую часть головы, шею, затем туловище, спереди и сзади, и, наконец, руки и ноги. Лицо водой из ванны не умывают, для этого используют кипяченую воду. Ребенка держат так, чтобы вода доходила до его плечиков.
- После окончания купания ребенка вынимают из воды, держат спинку кверху, обливают чистой водой из кувшина (36 С), заворачивают в простыню, обсушивают промокательными движениями.
- Обрабатывают складки кожи стерильные шариками со стерильным маслом.
- Затем ребенка пеленают (одевают).
Окончание процедуры:
- Пеленку, простыню и рукавичку убирают для дезинфекции.
- Обрабатывают внутреннюю поверхность ванночки дез. раствором.
- Обработать руки гигиеническим способом, осушить их.
- Сделать запись о манипуляции в медицинской документации.
Осложнения и профилактика.
Ребенок может захлебнуться, может произойти остановка дыхания.
Для профилактики — ребенка осторожно погружают в воду, одной рукой поддерживая его голову.