Главная · Электробезопасность · Понятие и структура политической системы. Политическая система

Понятие и структура политической системы. Политическая система

Системный подход и политическая наука. Современная теория политической системы сформировалась под воздействием достижений в биологии, кибернетике. Впервые понятие «система» в отношении объекта исследования внес в науку немецкий биолог фон Берталанфи (20-е гг. ХХ века) для обозначения процесса обмена веществ между клеткой и внешней средой.

Определения политической системы в политологии: Т. Пар-сонс определяет политическую систему как подсистему общества, назначение которой в определении коллективных целей, мобилизации ресурсов, принятии решений. С точки зрения Истона политическая система – это совокупность взаимодействий по поводу волевого распределения ценностей.

Общее понятие: политическая система общества – это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.д.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

Понятие политической системы показывает, как регулируются политические процессы, как формируется и функционирует политическая власть. Это – механизм организации и функциони-рования политической власти.

Термин «политическая система» появился в 50–60-е гг.

ХХ века. Этот факт отражал нарастающее понимание системного характера политики. Ранее для понимания властных отношений использовалось понятие «тип правления», «система правления»

и т.п. Оперировавшие этими понятиями, обычно сводили политику к деятельности государственных структур, выделяя их в качестве главных субъектов властных отношений. С установлением демократических систем власть перестала быть монополией государства, а властные отношения приобрели более сложный характер, поскольку в них стали участвовать негосударственные организации.

Была и более важная причина введения системного подхода в политологию: поиск универсальных закономерностей и механизмов, которые обеспечивали бы обществу устойчивость и выживаемость в условиях неблагоприятной внешней среды.

Структура политической системы:

■ политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии, общественные организации, трудовые коллективы и т.д.;

■ политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы;

■ социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти;

■ политические отношения, складывающиеся между элементами политической системы по поводу политической власти;

■ политическая практика, состоящая из политической деятельности и совокупного политического опыта.

Системообразующей категорией, интегрирующей данные эле-менты в единую политическую систему, является категория «политическая власть». Именно понятие «власть» наиболее полно характеризует процесс функционирования политической системы.

Механизм функционирования политической системы. Постоянно поддерживая связи с внешней средой, компонентами которой могут выступать природа, экономика, культура, социальная структура, политическая система при помощи регулирующих механизмов вырабатывает ответные реакции на поступающие импульсы, приспосабливается к внешним условиям функционирования. Обмен и взаимодействие со средой осуществляются по принципу «вход» – «выход». Существует два типа входа: требование и поддержка. Требование – это обращенное к властным органам мнение по поводу желательного или нежелательного распределения ценностей в обществе. Требования имеют тенденцию ослаблять политическую систему. Поддержка ведет к усилению политической системы. Она обеспечивает относительную стабильность властных органов, преобразующих требования среды в соответствующие решения, а также создает необходимые условия для принятия практических мер с целью осуществления преобразований.

Политическая система находится в отношении всесторонней взаимозависимости с внешней средой. Она должна преобразовывать поступающие требования в соответствующие решения и действия при условии, что способна саморегулироваться.

Функции политической системы. Сущность политической системы наиболее полно проявляется в ее функциях. Выделяются следующие функции политической системы:

■ обеспечение политической власти определенной социальной группы или большинства членов данного общества (полити-ческой системой устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования – демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные);

■ управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения (действие политической системы как управляющей включает постановку целей, задач, путей развития общества, конкретных программ деятельности политических институтов);

■ мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач (без огромной организаторской работы, людских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и задачи обречены на заведомое недостижение);

■ выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений;

■ удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества (именно в сфере распределения сталкиваются интересы разнообразных общностей людей);

■ интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры (объединяя различные политические силы, политическая система пытается сглаживать, снимать неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты);

■ политическая социализация (посредством которой формируется политическое сознание индивида и он «включается» в работу конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путем обучения все новых членов общества и приобщения их к политическому участию и деятельности);

■ легитимация политической власти (т.е. достижение определенной степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам).

Типология политических систем. Категория политической системы выполняет в политологии двоякую функцию: с одной стороны, она позволяет выделить различные элементы политической жизни, выяснить характер их взаимодействия, с другой – представить политику как определенную целостность, выделить общие черты политической жизни в разных странах, сопоставить разные типы ее организации. В этом случае можно говорить о различных типах политических систем. Ясно, что поскольку основания выделения и сопоставления способов организации политической жизни могут быть разные, то различными оказываются и типологии политических систем.

В зависимости от характера политического режима политические системы бывают демократическими, авторитарными и то-талитарными.

Характерные черты политической системы демократического типа:

■ правление большинства;

■ свобода критики и оппозиции правительству;

■ защита меньшинства и в свою очередь его лояльность к по-литическому сообществу;

■ право народа на участие в решении государственных дел; уважение и охрана прав человека.

■ использование сильных, жестких средств решения социальных и политических проблем, опора на репрессивные органы в деятельности;

■ ограничение политических свобод граждан, подавление оппозиции;

■ централизация управления, подавление региональной и личностной автономии;

■ сосредоточение функций управления обществом в одном лице или узком социальном слое.

Характерные черты политической системы тоталитарного типа:

■ отрицание или значительное ограничение прав и свобод личности, установление жесткого контроля государства над всеми сторонами жизни общества;

■ стирание грани между личным и общественным, индивидуальным и публичным, смешение свободы с властью;

■ радикальное ограничение инициативы индивида, его полная зависимость от государственной машины в решении практически всех политических проблем.

СССР 1977 года. До этого использовались такие термины как «политическая организация классового общества», «система социалистической демократии».

Существует множество определений политической системы, которые отличаются концептуальными подходами. Приведем некоторые из них.

Политическую систему общества в самом общем виде можно определить как систему государственных и негосударственных социальных институтов, осуществляющий определенные политические функции.

Под политический системой общества понимается система государственных и негосударственных социальных институтов, осуществляющих определенные политические функции. В состав политической системы входят следующие социальные институты: государство, партии, профсоюзы и другие организации и движения, участвующие в сфере общественной жизни, где ядром является завоевание, удержание и использование власти . Именно власть и отношения по ее поводу характеризуют политические функции различных социальных институтов, являются системообразующими факторами, формирующими, образующими политическую систему.

Политическая система - это совокупная связь общественных отношений, представленных в органах государства, общественных организациях, с которыми связано осуществление государственной власти .

Политическая система общества - это единство взаимодействующих между собой органов государства, общественных объединений и институтов непосредственной демократии, через которые народ участвует в управлении делами общества и государства.

Политическая система включает в себя четыре подсистемы: 1) политические организации; 2) политические нормы; 3) политические отношения; 4) политическая идеология.

Политическая система образует совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них политических институтов и действий, организующих политическую власть, взаимосвязь граждан и государства. Основным назначением этого многомерного образования служит обеспечение целостности, единства действий людей в политике. Основные компоненты политической системы: политическая структура, политические и правовые нормы , политическая деятельность, политическое сознание и политическая культура.

Политическая система общества - целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических партий , отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчиненных кодексу политических, социальных, юридических, идеологических, культурных норм, историческим традициям и установкам политического режима конкретного общества. Политическая система включает организацию политической власти, отношения между обществом и государством, характеризует протекание политических процессов, включающих институционализацию власти, состояние политический деятельности, уровень политического творчества в обществе.

Политические системы понимаются как совокупность государственных, партийных и общественных органов и организаций, участвующих в управлении делами общества.

Структура политической системы общества

В научной литературе элементы политической системы подразделяются на следующие группы:

а) собственно-политические: государство , политические партии , отдельные общественные организации.

Характерным признаком этих организаций является их прямая связь с политикой, их активное воздействие на политику. Непосредственной целью их создания и функционирования выступает политическая цель. Она заключается в формировании и осуществлении внутренней и внешней политики на разных этапах развития общества ; в политическом и идеологическом воздействии (воспитании) на различные слои и классы, существующие в обществе; в проведении политических интересов господствующих кругов и отчасти всего общества в жизнь.

б) несобственно-политические объединения - это такие организации, которые возникают и развиваются не в силу непосредственно политических, а в силу экономических и других причин. Это - профсоюзные , кооперативные и иные организации. Прямой целью их создания и функционирования, в отличие от собственно-политических объединений, никогда не выступает политическая цель. Свою деятельность данные институты осуществляют не в политической, а в производственной, социально-бытовой, культурной и других сферах жизни. Они не ставят перед собой непосредственных задач активного воздействия в политических целях на государственную власть . Политическая деятельность этих организаций не составляет основу их функционирования. Она не имеет для них решающего значения.

в) организации, имеющие незначительный политический аспект. Они возникают и функционируют на основе личных склонностей и интересов того или иного слоя людей к занятию определенной деятельностью. К их числу следует отнести объединения типа нумизматов, туристов и т.п.

Политический оттенок они приобретают лишь как объекты воздействия на них со стороны государственных и иных политических по своему характеру органов и организаций, но отнюдь не как субъекты, носители политической власти и соответствующих политических решений.

Решающую роль среди всех вышеназванных объединений - составных частей политической системы общества всегда играло и продолжает играть государство.

Политическая система состоит из подсистем, которые взаимосвязаны друг с другом и обеспечивают функционирование публичной власти. По функциональному признаку можно выделить следующие виды подсистем: институциональная, нормативная, коммуникативная, культурная и функциональная.

Институциональная подсистема включает в себя государство, политические партии, социально-экономические и общественные организации и отношения между ними, которые в совокупности образуют политическую систему общества. Центральное место в этой подсистеме принадлежит государству. Особое значение имеют церковь и средства массовой информации, обладающие способностью существенно влиять на процесс формирования общественного мнения.

Нормативная подсистема включает в себя правовые, политические, моральные нормы и ценности, традиции, обычаи . Через них политическая система оказывает регулярное воздействие на деятельность институтов, поведение граждан . Нормативную подсистему образуют всевозможные нормы, которыми определяют внешнее поведение людей в политической жизни, а именно их участие в процессах выдвижения требований, превращения этих требований в решения, осуществление принятых решений. Эти нормы - основные правила участия во всех типах политического процесса. Нормы можно разделить на два типа: нормы-привычки и нормы-законы.

Функциональная подсистема - это методы политической деятельности, способы осуществления власти. Она составляет основу политического режима , деятельность которого направлена на обеспечение функционирования, преобразования и защиту механизма осуществления власти в обществе.

Коммуникативная подсистема включает в себя все формы политического взаимодействия как внутри системы (например, между институтами государства и политическими партиями), так и с политическими системами других государств. Коммуникативная подсистема устанавливает связи между институтами политической системы. К элементам данной подсистемы можно отнести каналы передачи информации правительству (процедура слушания дел на открытых заседаниях, комиссии по расследованию, конфиденциальные консультации с заинтересованными группами и т.д.), а также средства массовой информации (телевидение, радио, журналы, книги, рассчитанные на огромную аудиторию).

Типы политических систем

Тип политической системы - это совокупность общих признаков, свойственных определенным группам политических систем. Данная категория отображает прежде всего момент изменчивости, развития изучаемого явления. Классификации политических систем проводят по различным основаниям.

По основанию формационный подход можно выделить политическую систему рабовладельческого, феодального, буржуазного и социалистического общества .

а) Государство выступает как единая организация политической власти в масштабах всей страны. Государственная власть распространяется на все население в пределах определенной территории , Целостность общества и взаимосвязь его членов обеспечивает институт гражданства , или подданства. Именно в наличии института гражданства выражается сущность государства для отдельного индивида. Осуществление власти на определенной территории требует установления ее пространственных пределов - государственной границы , которая отделяет одно государство от другого. В пределах данной территории государство обладает верховенством и полнотой законодательной и судебной власти над населением.

б) Государство представляет собой особую организацию политической власти, обладающую специальным механизмом, системой органов и учреждений, которые непосредственно управляют обществом. Механизм государства предоставлен институтами законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Для поддержания нормальных условий существования общества государство применяет также принуждение, осуществляемое с помощью органов насилия: армии, служб охраны правопорядка и безопасности.

в) Государство организует общественную жизнь на основе права . Только государство может регулировать жизнь общества с помощью законов , имеющих общеобязательный характер. Требования правовых норм государство проводит в жизнь с помощью своих специальных органов (судов , администраций).

г) Государство представляет собой суверенную организацию власти. Суверенитет государственной власти выражается в ее верховенстве и независимости от любых других властей внутри страны или во взаимоотношениях с другими государствами. Верховенство государственной власти проявляется: а) в общеобязательности ее решений для населения; б) в возможности отмены постановлений и решений негосударственных политических организаций; в) в обладании рядом исключительных прав , например правом издания законов, имеющих для населения обязательный характер; г) в наличии специальных средств воздействия на население, отсутствующих у других организаций (аппарат принуждения и насилия).

д) Государство располагает системой принудительного взимания налогов и обязательных платежей, которая обеспечивает его экономическую самостоятельность.

Рассмотрим некоторые из них. В зависимости от взаимоотношений с церковью, различают государство светское, теократическое и клерикальное.

Светское государство предполагает отделение церкви от государства, разграничение их сфер деятельности. Церковь не выполняет политических функций и, следовательно, в этом случае не является элементом политической системы общества . Светское государство не вмешивается во внутрицерковную деятельность, не оказывает церкви материальной поддержки, однако охраняет законную деятельность религиозных организаций и регулирует наиболее важные, с точки зрения общего интереса, аспекты.

Теократическое государство является противоположностью светского государства, поскольку в нем государственная власть принадлежит церкви, монарх является одновременно и верховным священнослужителем. Таким государством является Ватикан.

Промежуточный вариант между светским и теократическим - клерикальное государство, которое с церковью не слито, однако церковь через законодательно установленные институты определяющим образом влияет на государственную политику. Клерикальными государствами в настоящее время являются Великобритания, Дания, Норвегия, Израиль и некоторые другие. Так, в Великобритании представители высшего духовенства заседают в палате лордов. Церковь занимается регистрацией актов гражданского состояния, иногда - регулирует брачно-семейные отношения. Церковь обладает широкими полномочиями в области воспитания подрастающего поколения и образования, ведет религиозную цензуру печатной продукции. Также следует отметить достаточно сильное экономическое положение церкви: она получает от государства различные субсидии, является крупным собственником, обычно пользуется льготным налогообложением.

Влияние религиозных общин и церквей на политическую жизнь зависит прежде всего от уровня развития демократии в стране, от характера политического режима . В демократических государствах, как правило, признаются равноправие религий и церквей, свобода совести и вероисповедания, церковь отделена от государства, любые привилегии и любая дискриминация по религиозным мотивам запрещены. Однако ряд демократических государств являются государствами клерикальными.

В тоталитарно-распределительных политических системах формальные покрывала невмешательства скрывали фактическое вмешательство государства в дела церкви, попытки контроля за священнослужителями.

А в обществах, где господствовали некоторые религиозные системы, например, ислам, напротив, религиозные организации оказывали и оказывают воздействие на функционирование государственных институтов, задают и определяют социальные цели и смыслы общественной, политической жизни, выступают фактически важным институтом политической системы.

В этих обществах взаимоотношения государства и религиозных образований весьма противоречивы: от полного подчинения государственных институтов религиозным правилам и требованиям до периодических острых конфликтов государства и так называемых фундаменталистски настроенных членов общества.

Государство и органы местного самоуправления

Местное самоуправление - организация власти на местах, предполагающая самостоятельное решение населением вопросов локального значения. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем различных форм прямого волеизъявления (референдум , выборы и т.п.), а также через выборные и другие органы местной власти.

Органы местного самоуправления и самоорганизации общества возникают для решения местных дел: бытового и коммунального, обрядовой, духовной жизни. Это различные советы, муниципалитеты, сходы, собрания, клубы и т.п. К таким органам, самоорганизации относятся и трудовые коллективы, их руководящие органы. Удельный вес органов самоуправления, самоорганизации в политической системе общества весьма велик. Например, трудовые коллективы в некоторых обществах наделялись специальными политическими функциями: выдвижением кандидатов в депутаты представительных органов власти, их участием в избирательных кампаниях.


Политическая система: понятие, структура и функции

Выполнил студент 2-го курса

12-й группы дневного отделения

Путятин Д. Г.

Понятие политической системы...................................................................................3

Структура политической системы................................................................................7

Функции политической системы............................................................................ .....10

Литература......................................................................................................................15


«Ассоциация может быть названа политической постольку, поскольку принудительное введение ее порядка осуществляется постоянно на данной территории путем применения или угрозы применения физической силы со стороны административного аппарата».

Макс Вебер.

Понятие политической системы

Понятие «политической системы» является одним из основных в политологии и позволяет представить политическую жизнь, политический процесс в определенной целостности и устойчивости, акцентируя внимание на структурной, организационно-институциональной, и функциональной сторонах политики.

Прежде чем раскрыть понятие политической системы необходимо кратко остановиться на интерпретации понятия система и определить его смысл применительно к социально – политическим явлениям.

Понятие системы очень широко и общо. В очень широком значении его можно определить как «взаимозависимых элементов, т. е. они так связаны между собой, что если изменить один элемент, то изменяться остальные тоже и, следовательно, изменится вся совокупность», писал Людвиг фон Берталанфи. Таким образом, уточнение понятия имеет огромное значение.

Система (гр. systema – целое, составленное из частей; соединение) – множество закономерно связанных друг с другом элементов (предметов, явлений, взглядов, знаний и т.д.), представляющее собой определенное целостное образование, единство.

Сама теория систем активно начала формироваться на Западе с конца XIX в.: а) в рамках так называемой «общей теории систем», преимущественно на уровне биологических организмов (Л. Фон Берталанфи – основатель школы, М. Месарович, А. Раппопорт, У. Эшби и др.); б) в кибернетике (Н. Винер, У. Эшби, Ст. Бир и др.); в) в социологии (Ч.Кули, Г. Зиммель, Т. Парсонс и др.); г) в теории управления производством (Ф. Тейлор, А. Фойоль и др.), позднее в «менеджеризме»; д) в экономике (В. Леонтьев).

Из отечественных ученых следует отметить А.А. Богданова (Малиновского), работы которого посвящены общей организационной теории. Его труд «Тектология» (1912 г.), в некотором роде эскиз общей теории систем, представляет значительный интерес и в настоящее время, а некоторые идеи Богданова были развиты кибернетикой. В теорию систем внесли свой вклад А.А. Гастев, П.К. Керженцев, О.А. Ерманский, А.И. Берг, В.М. Глушков.

Таким образом, в разработке общей теории систем налицо значительные традиции и достижения как в зарубежной, так и в отечественной литературе. В меньшей степени это относится к социально-политическим аспектам теории систем, хотя и в этой области следует отметить плодотворные попытки В.Г. Афанасьева, А.К. Белых, Ф.М. Бурлацкого и др.

Одним из первых общую теорию систем к социально-политическим процессам пытался применить Т. Парсонс, который определял политическую систему как подсистему общества, назначение которой, определении коллективных целей, мобилизации ресурсов, принятии решений. Но это было только начало. Основателем же теории политических систем считается американский политолог Д. Истон.

Нередко и у нас, и на Западе имеет место фактическое отождествление понятий "политическая система" и "системный подход" в политике. Такое смешение не чуждо таким известным политологам Запада, как Д. Истон, К. Дойч, М. Дюверже и др. Однако не составляет труда доказать, что системный подход является одним из методологических направлений в политологических исследованиях и его никак нельзя путать с политической системой. Это разноплановые категории, которые нельзя смешивать без существенных издержек с точки зрения качества и достоверности результатов исследования.

Большинство западных политологов под политической системой понимают совокупность политических взаимосвязей и отношений, существующих в каждом политическом сообществе. Одно из них принадлежит Д. Истону, по мнению которого "можно идентифицировать политические взаимодействия (интеракции) в обществе как его политическую систему, нежели как правительство, государство, власть или комплекс процессов принятия решений". Как считает Истон, "мы можем охарактеризовать политическую систему как поведение или комплекс взаимодействий, с помощью которых достигается и осуществляется для общества властное размещение ресурсов (или обязывающие решения)". При таком подходе под данное понятие подводится почти любое общественное отношение, в котором имеет место оказание политического влияния или принятие авторитетно властных решений. Политическая система предполагает наличие не только системы отношений, но и в первую очередь структур институциональной инфраструктуры, на основе которых могут развертываться эти отношения. Как подчеркивал Т. Парсонс, структура составляет "анатомию" социальной системы, а функции - ее "физиологию". Этот постулат в не меньшей мере верен и применительно к политической системе.

Справедливости ради следует отметить, что в принципе сторонники системного анализа, например Г. Олмонд, признают необходимость выделения при анализе политической системы структур, выполняющих политические функции. Но при этом, определяя политическую систему как "набор взаимодействующих ролей, или ролевую структуру", Олмонд понимал под структурой "стандартизацию взаимодействий". Исходя из этого, определял уже саму политическую систему как "стандартизованное взаимодействие ролей, влияющих на решения, подкрепленные угрозой физического принуждения". Очевидно, что при таком подходе вопрос об институциональной структуре, "анатомии" политической системы как бы теряет актуальность.

Г. Алмонд предложил понимать под политической системой «все типы действий, имеющих отношение к принятию решений к принятию политических решений в сфере государственных отношений.

С точки зрения Уорда и Макридиса, политической системой является механизм выявления, постановки проблем, выработки и принятия решений в сфере государственных отношений.

Ряд политологов предполагают, что политическую систему необходимо связывать, прежде всего, с теми субъектами политических отношений, которые носят институциональный характер. И саму политическую систему необходимо рассматривать как институциональный механизм политики, различные элементы которого организуют и нормативно закрепляют отдельные виды политических отношений. В этом усматривается специфика данного понятия, которая и дает ему право на существование. При этом нужно исходить из того, что властные отношения в современном обществе реализуются, главным образом, через политические институты. Мельник

Первой исторической формой таких институтов является государство. В последующем возникли политические партии, которые также имеют институциональный характер. Подобными признаками обладают и те общественные организации и движения, хотя бы один из аспектов деятельности которых связан с политико-властными отношениями. Институциональной основой всех их являются первичные субъекты политики.

Разумеется, политическая жизнь общества не ограничивается деятельность политических институциональных структур, она включает в себя всю совокупность отношений, складывающихся между социальными субъектами по поводу завоевания и использования политической власти.

Таким образом, по их мнению, политическую систему общества можно определить как комплекс соответствующих институтов (государство, партии, общественные объединения), складывающихся между субъектами политики отношений и регулирующих эти отношения политических и правовых норм. Данный подход к пониманию политической системы характерен и для ряда зарубежных авторов, в числе которых американский политолог Майкл Паренти. Под политической системой он подразумевает различные органы государственной власти, а также политические партии, законодательство, лица и группировки представителей частных интересов, которые воздействуют на государственную власть.

Структура политической системы

Среди политологов не наблюдается единства мнений относительно структуры политической системы.

В литературе отмечается, что политическая система представляет собой диалектическое единство четырех сторон:

1) институциональной (государство, политические партии, социально-экономические и другие организации, образующие в совокупности политическую организацию общества);

2) регулятивной (право, политические нормы и традиции, некоторые нормы морали и т.д.);

3) функциональной (методы политической деятельности, составляющие основу политического режима);

4) идеологической (политическое сознание, прежде всего господствующая в данном обществе идеология).

Соловьев А.И. в качестве основополагающих структурных компонентов политической системы выделяет следующие:

Институциональный, раскрывающий наиболее характерные для данного общества способы артикуляции и агрегирования социальных интересов; тип формирования политических ассоциаций, партий, групп интересов; набор институтов, структур и организаций, участвующих в конкурентной борьбе за власть; особенности электоральной системы, государственного строя и т.д.;

Нормативный, характеризующий устоявшийся в обществе тип принятия решений; господствующие методы политического принуждения; формы государственного контроля за принятыми решениями; технологии контроля общественности за властью; особенности конституционной и судебной систем; принципы и нормы политической этики и т.д.;

Информационный, демонстрирующий принятый в обществе тип культурного языка; традиции, обычаи, символы, ритуалы, используемые для обеспечения политического процесса; особенности политической семантики, форм межличностного и межгруппового общения и т.д.

Существует и другая структура политической системы общества предложенная Мельником В.А. Он включает в структуру политической системы следующие элементы: государство, политические партии, общественные организации и движения, политические и правовые нормы.

Мельник В.А выделяет несколько свойств государства, которые придают ему статус основного компонента политической системы: во-первых, это право государства на применение физического принуждения, для чего оно имеет в своем распоряжении специальные органы; во-вторых, всеобщность влияния государства на своих граждан, обязательность его велений для всех членов общества.

Политические партии не являются непосредственно органами власти. Они выступают как самодеятельные организации определенных классов, социальных групп и слоев общества и оказывают опосредованное влияние на функционирование институтов политической власти. Однако, вне всякого сомнения, основным назначением политической партии является достижение политической власти, борьба за овладением органами государства с тем, чтобы реализовать представляемые партией интересы социальных слоев. Партия учувствуют в разработке политического курса страны и его осуществления, оказывает влияние на выдвижение лидеров государства и формирование представительных учреждений. Партии являются основным источником кадров для законодательных, исполнительных и судебных органов.

Специфическая роль в политической системе принадлежит общественным организациям и движениям. И те и другие являются добровольными объединениями граждан, деятельность которых направлена на достижение каких-либо групповых или общественных целей. Примером таких объединений могут служить национальные движения, профессиональные, молодежные, ветеранские, предпринимательские союзы и иные общества и ассоциации. В сущности, общественной организацией является также церковь. Политическая роль каждой из этих объединений выражается в оказании влияния на ход избирательных компаний, а также давления на политические партии и органы государства. Некоторые из общественных объединений имеют тенденцию превращаться в политические партии, как это произошло, например, с народными фронтами в странах бывшего СССР.

Политические и правовые нормы выполняют роль регулятивного элемента политической системы, они призваны упорядочивать отношения между различными субъектами политики – как первичными, так и вторичными. Политическая норма – это образец, привило, принцип деятельности, признанный субъектом политики и которому он следует на практике. Существуют различные политические нормы: формальные и неформальные, устные и письменные, явные и латентные, универсального и частного характера. Принятые в установленном порядке, зафиксированные на бумаге и обязательные для социальных субъектов, политические нормы являются одновременно и правовыми нормами. Совокупностью политических и правовых норм, выработанных данным обществом, обеспечивается определенная последовательность, согласованность и предсказуемость в действиях субъектов политики. Благодаря им поддерживается целостность и относительная устойчивость самой политической системы общества.

Функции политической системы

Надо отметить, что среди политологов существует значительный разброс мнений в понимании функций политической системы. Видно, это является отражением того факта, что эти функции не являются постоянными, они видоизменяются по мере развития исторической обстановки.

Одна из важных характеристик политической системы – это рассмотрение ее в качестве системы управления, призванной гибко адаптироваться к меняющимся условиям общественного развития. Жизнедеятельность политической системы проявляется в процессе выполнения ее функций с помощью тех или иных методов и средств, отражающих конкретно-историческую обстановку.

Функции политической системы определяют ее структуру, институты и процесс действия. В научных исследованиях функции, однако, выделяются очень редко. Возможно, это происходит потому. Что раскрытие природы политической системы, призванной воплощать власть класса, народа и достигать удовлетворения классовых, общественных интересов, признается достаточным для выражения направленности ее деятельности. Но этого мало, поскольку при таком подходе не выявляется в полной мере содержательность действия системы в целом. Ведь функционально-целевое единство служит одной из ее определяющих характеристик.

Определение функций политической системы не простое дело, поскольку нельзя механически переносить функции составных частей на функции в целом, ведь первым присущ собственный набор функций.

В связи с изучением функциональных аспектов развития политической системы требуется уточнить само понятие «функции». Оно обычно используется в трех смыслах: как определение задачи, как деятельность и как результат или вклад. Адекватным определением понятия «функция» является характеристика его как свойства субстанции, находящей свое проявление в определенном роде деятельности.

Все социальные системы, согласно Т. Парсонсу, имеют четыре общих основных функции: система должна соответствовать своей «модели», особенно в аспекте управления и короля над обществом; она должна адаптировать и регулировать свои отношения с внешней средой и другими системами; она должна интегрировать свои функции и задачи, т.е. определять отношения между составляющими ее элементами; система, имея конкретные цели, должна делать все для достижения этих целей, а именно: формулировать их, осуществлять соответствующие меры, ориентировать на них население.

В связи с этим, по мнению Краснова Б.И, основными функциями политической системы как единого целого являются следующие:

Определение целей и задач общества, выработка программ деятельности в соответствии с интересами граждан страны. Цели могут быть: ближайшими, промежуточными и конечными (по времени осуществления); экономическими, социальными, политическими, идеологическими (по содержанию). Бесцельная политика – это кризис развития общества;

Мобилизация ресурсов и организация деятельности общества на осуществление его целей и задач;

Укрепление единства общества;

Распределение ценностей в соответствии с интересами всего общества и отдельных социальных групп, наций, каждого человека;

Урегулирование конфликтов. Любая политическая инстанция, обладающая монополией на законное принуждение, порождена необходимостью справляться с конфликтами.

Говоря о функциях политической системы, мы собственно, ведем речь о «работе» политической системы, ее функционировании.

Одна из общепризнанных классификаций функций политической системы была представлена Г. Алмондом и Дж. Пауэллом. Они выделили по значимости те функции, каждая из которых удовлетворяет определенную потребность системы, а все вместе они обеспечивают «сохранение системы через ее изменение».

Сохранение или поддержание существующей модели политической системы осуществляется с помощью функции политической социализации. Политическая социализация представляет собой процесс приобретения политических знаний, верований, чувств, ценностей, присущих тому обществу, в котором живет человек. Приобщение индивида к политическим ценностям, следование принятым в обществе стандартам политического поведения. Лояльное отношение к институтам власти обеспечивают поддержание существующей модели политической системы. Стабильность политической системы достигается в том случае, если ее функционирование основывается на принципах, соответствующих политической культуре общества. Так, американская политическая культура основана на ряде мифов, идеалов и представлений, которые признаются большинством населения страны несмотря на религиозные и расовые различия. Среди них – отношение к своей стране как к богоизбранной, предоставляющей человеку уникальную возможность для самореализации или ориентация на личный успех, дающей уверенность в том, что вырваться из нищеты и достичь богатства можно, только полагаясь на свои способности, и т.д.

Жизнеспособность системы обеспечивается ее способностью к адаптации к окружающей среде, ее возможностям. Функция адаптации может осуществлять с помощью политической рекрутирования – подготовки и отбора субъектов власти (лидеров, элит), способных находить наиболее эффективные пути решения актуальных проблем и предлагать их обществу.

Не менее важна функция реагирования. Благодаря этой функции политическая система отвечает на импульсы, сигналы, идущие извне или изнутри ее. Высокоразвитая реагирующая способность позволяет системе быстро адаптироваться к меняющимся условиям функционирования. Особенно это важно тогда, когда появляются новые требования групп, партий, игнорирование которых может привести к дезинтеграции и распаду общества.

Политическая система способна эффективно реагировать на возникающие требования при наличии у нее ресурсов. Эти ресурсы она черпает из внутренней или внешней экономической, природной и т.д. среды. Данная функция называется экстракционной. Полученные ресурсы необходимо распределить так, чтобы обеспечить интеграцию и согласие интересов различных групп внутри общества. Следовательно, распределение политической системой благ, услуг и статусов составляет содержание ее дистрибутивной (распределительной) функции.

Наконец, политическая система осуществляет влияние на общество посредством управления, координации поведения индивидов и групп. Управленческие действия политической системы выражают сущность регулирующей функции. Она реализуется путем введения норм и правил, на основе которых взаимодействуют индивиды, группы, а также за счет применения административных и иных мер в отношении нарушителей правил.

Литература

Краснов Б. И. Политическая система // Социально-политический журнал. – 1995. - №5. – С. 67 – 80

Чиркин В.Е. Глобальные модели политических систем современного общества: индикаторы эффективности // Государство и право. 1992. №5. С. 83.

Жан-Мари Денкэн «Политическая наука» Издательство МН ЭПУ Москва 1993

Основы теории политической системы. – М., 1985. – 248 С.

Соловьев А.И Политология: Политическая теория, политические технологии: Учеб для ВУЗОВ. – М.: Аспект Пресс, 2001.–559 С.

Г.А. Белов «Политология». Учеб. Пособие. – М.: ЧеРо, 1996

Мухаев Р.Т. Политология: учебник для вузов. Издание второе. – М.: Издательство ПРИОР, 2001. – 432 с.

Мельник В.А. Политология: Учебник. – Минск, 1996. – 479 с.

К.С. Гаджиев Политическая наука Пособие для преподавателей, аспирантов, и студентов гуманитарных факультетов. Москва 1994 г.


См.: Жан-Мари Денкэн «Политическая наука» Издательство МН ЭПУ Москва 1993

См.: Краснов Б. И. Политическая система // Социально-политический журнал. – 1995. - №5. – С. 67 – 80

См.: К.С. Гаджиев Политическая наука Пособие для преподавателей, аспирантов, и студентов гуманитарных факультетов. Москва 1994 г.

См.: Г.А. Белов «Политология». Учеб. Пособие. – М.: ЧеРо, 1996

См. напр.: Мельник В.А. Политология: Учебник. – Минск, 1996. – 479 с.

См. напр.: Чиркин В.Е. Глобальные модели политических систем современного общества: индикаторы эффективности // Государство и право. 1992. №5. С. 83.

См.: Соловьев А.И Политология: Политическая теория, политические технологии: Учеб для ВУЗОВ. – М.: Аспект Пресс, 2001.–559 С.

См.: Мельник В.А. Политология: Учебник. – Минск, 1996. – 479 с.

См.: Основы теории политической системы. – М., 1985. – 248 С.

См.: Краснов Б. И. Политическая система // Социально-политический журнал. – 1995. - №5. – С. 67 – 80

См.: Мухаев Р.Т. Политология: учебник для вузов. Издание второе. – М.: Издательство ПРИОР, 2001. – 432 с.

Политическая система общества: понятие, структура, функции

Политическая система общества или политическая организация общества - организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и управлением обществом.

Данное понятие объединяет разнообразные действия и взаимоотношения властвующих групп и подвластных, управляющих и управляемых, господствующих и подчинённых, теоретически обобщает деятельность и взаимосвязи организованных форм властеотношений - государственных и иных институтов и учреждений, а также идеологических и политических ценностей и норм, регулирующих политическую жизнь членов данного общества. Понятие «политическая система» обозначает характерные для определённого общества структуры политической деятельности и отношений и типы политического процесса.

Основные формы политических систем : Демократия, Теократия, Тоталитаризм, Авторитаризм

Взгляды на политическую систему :

Понятие политической системы носит многоаспектный характер. Тем и объясняется неоднозначность подходов в его анализе:

Если рассматривать систему в институциональном плане, то её можно свести к совокупности государственных и негосударственных институтов и норм, в рамках которых проходит политическая жизнь данного общества.

В другом варианте подчёркивается властный аспект политической системы и её определение связывается, главным образом, с узаконением государственного принуждения как средства регуляции взаимоотношений между людьми.

В третьем - политическую систему рассматривают как систему авторитарного (при помощи власти) распределения ценностей в обществе.

Каждый из названных подходов будет корректным при условии конкретного указания аспекта определения понятия.

Рациональная основа:

Следует также отметить, что политическая система не только формируется, но и действует главным образом на рациональной основе (на основе знания). Рациональность политики воплощается в таких её институтах (по Т. Парсонсу), как лидерство, органы власти и регламентация. Признание института лидерства достаточно точно характеризует специфику политической системы, целенаправленно формирующейся и действующей. В данном контексте понятие «лидерство» означает некую нормативную модель поведения индивида или группы (элиты, партии), включающую, в силу занимаемого ими в данном обществе положения, право и обязанность осуществлять инициативу во имя достижения общей цели и привлекать к её реализации всё сообщество.

Системность:

Политическую систему можно рассматривать как социальную систему, для которой предполагается такая взаимосвязь её элементов, которая образует определённую целостность, единство. А это означает объединённость входящих в систему субъектов (общественных групп, организаций, индивидов) специфическими признаками, характеризующими систему, а не отдельные элементы. Причём эти признаки не сводимы к сумме свойств, составляющих систему элементов. В свою очередь, свойства элементов не выводимы из признаков целого.

Политической системе свойственны общие черты социальных систем. Кроме того, её характеризуют специфические признаки, вытекающие из природы политики и власти. Эта система, в отличие, скажем, от экономической, формируется в основном целенаправленно. В её фундаменте заключена совокупность соответствующих идей, ценностей - идеология, отражающая социальные интересы больших социальных групп и определяющая облик системы. Образующие политическую систему институты, как уже говорилось, представляют собой опредмеченные политические идеи и проекты. Отсюда необходимость учитывать в анализе особую роль духовного фактора в отработке механизмов функционирования и модернизации системы.

Политическая система, будучи обусловленной социально-экономическими структурами, выступает по отношению к ним и ко всей социальной среде как целое, функционирует в качестве относительно самостоятельного комплекса социальных институтов и политических отношений. Она имеет свою жизнь, свои закономерности, что определяется наличием специальных структурных связей, ролей, функций, а также закреплением и регулированием их особыми нормами - правовыми и политическими.

Как часть общества, функционируя в социальной среде, политическая система подвергается влиянию тех воздействий, которые исходят извне, от общества, а также импульсов изнутри - взаимодействий её институтов, ценностей и т. д.

Структура политической системы:

Структура политической системы означает, из каких элементов она состоит, как они между собой взаимосвязаны. Выделяют следующие компоненты политической системы:

1) организационный (институциональный) компонент - политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы, группы давления, профсоюзы, церковь, средства массовой информации.

2) культурный компонент - политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы (политическая культура, политические идеи/идеологии).

3) нормативный компонент - социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти, традиции и обычаи, моральные нормы.

4) коммуникативный компонент - информационные связи и политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти, а также между политической системой и обществом.

5) функциональный компонент - политическая практика, состоящая из форм и направлений политической деятельности; методы осуществления власти.

Структура - важнейшее свойство системы, поскольку указывает на способ организации и соотношение её элементов.

Функции политической системы :

Сущность политической системы общества наиболее ярко проявляется в её функциях. Выделяют следующие функции политической системы:

1) Обеспечение политической власти для определённой социальной группы или для большинства членов данного общества (политической системой устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования - демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные и т. п.).

2) Управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения (действие политической системы как управляющей включает постановку целей, задач, путей развития общества, конкретных программ в деятельности политических институтов).

3) Мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач (без огромной организаторской работы, людских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и задачи обречены на заведомое недостижение).

4) Выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений (без селекции, чёткого определения и выражения на политическом уровне данных интересов никакая политика невозможна).

5) Удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества (именно в сфере распределения сталкиваются интересы разнообразных общностей людей).

6) Интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры (объединяя разные политические силы, политическая система пытается сглаживать, снимать неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты, устранять коллизии).

7) Политическая социализация (посредством которой формируется политическое сознание индивида и он включается в работу конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путём обучения всё новых членов общества и приобщения их к политическому участию и деятельности).

8) Легитимация политической власти (то есть достижение определённой степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам).