Главная · Прочее · Продемонстрируйте утверждение что объекты изучения географии уникальные. Предмет изучения в географии

Продемонстрируйте утверждение что объекты изучения географии уникальные. Предмет изучения в географии

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ГЕОГРАФИИ 1 глава

География по-гречески означает «описание Земли». Это на­ука, отвечающая на вопросы: ЧТО И ГДЕ НАХОДИТСЯ, КАК РАЗМЕЩАЕТСЯ, ПОЧЕМУ ИМЕННО ТАК, КАК ЭТО РАЗ­МЕЩЕНИЕ ИЗМЕНЯЕТСЯ ВО ВРЕМЕНИ?

География - комплекс научных дисциплин, изучающих особен­ности размещения объектов природы и общества на земной поверх­ности.

Цель географии - раскрыть единую географическую картину целостности мира как составной части ноосферы Земли (сферы " разума, по В.И. Вернадскому). Она достигается благодаря комп­лексному анализу взаимосвязи природы, человека и его деятель­ности.

Главные отличия географии от других наук;~изучаемые явле­ния и процессы природы и человеческого общества рассматри­ваются как сложные пространственные структуры, jcccho взаи­мосвязанные в своем развитии с территорией;-пространственное (географическое) мышление опирается на использование и ана­лиз географической карты;, главное внимание уделяется поис­ку территориальных различий изучаемых явлений и процессов; в основе географии лежит комплексный (системный) анализ вза­имодействия природных, общественных и культурных явлений на одной территории.

1.1. Объект и предмет изучения географии

Объектом изучения географии является, поверхность- З.е.мли во всем ее разнообразии, которую иногда называют географиче­ской оболочкой. Последняя включает в себя территорию, при­роду (географическую среду) и человеческое общество. Природа состоит из отдельных компонентов (сфер): литосферы (твердой поверхности Земли), гидросферы (водной оболочки Земли), ат­мосферы (воздушной оболочки), почвенного покрова, биосферы (области распространения жизни на Земле). Человеческое обще-/ ство включает в себя людей (население), их деятельность (хозяй­ство), культуру, социальную и политическую жизнь.

Основной предмет изучения географии- пространственная структура географической оболочки и пространственные про­цессы взаимодействия природы^ человека и его деятельности на земной поверхности. -

На становление географии как науки большое влияние оказа­ли смежные научные Дисциплины. Как наука мировоззренческая она тесно связана с философией; как наука природоведческая она использует знания, полученные в физике, химэд| биолощи, геологии; и поскольку география занимается ещё" [территориальных различий в пространственной организации об- Дцества, она гёсно"связана с экономикой, сопио югпси," ie\mi paf фией,этнографией и другими гуманитарными науками.

География^"наука" древняя. Первые географические зна­ния сформировались в древности, когда люди начали постигать особенности и свойства тех"земных ландшафтов, в которых они проживали. Позже эти знания стали" обогащаться благодаря пу­тешествия;^, открытию новых земель и"новых народов, изучению особенностей их существования, культуры, способов ведения хозяйства. И. В. Зорид в свдс$ книге,«Феноменология путешест­вий» писал, что дГ."о^сутствие письменности делало путешествие практически единственным способом коммуникаций», путешест­венник нее «с собой в мир культуру своего этноса». Постепенно знания расширялись, росли сведения о пространственном раз­нообразий форм жизни, культуры разных народов. Если первые географические сведения распространялись устно (через мифы, саги, былины, сказания), то позже появились сведения рукопис­ные и печатные.

Со временем одним из способов сохранения и передачи ин­формации стали географические карты, атласы и глобусы. Древ­нейшие географические карты и планы датируются IV-III ты­сячелетиями до н.э. и составлены в Вавилоне, Древнем Египте и Древнем Китае.

В античное время Аристотель ввел представление о шаро­образности Земли. Эратосфен определил длину окружности земного шара, сформулировал понятия «параллели» и «мериди­аны», ввел термин «География». В этот же период Поседоний вЭдШшл 13 поясов широтной зональности, а родоначальник страноведения Страбон в 17 томах описал разные территории ЗёИй. Птолемей в «Руководстве по географии» заложил осно­вы для картографического построения и изучения Земли (Дья­конов, 2005).

Эпоха Великих географических открытий (середина XV - середина" XVfl вв.) расширила горизонты научного мышления и утвердила представления о целостности Земли и о единстве

Мирового океана. География выдвинулась на положение одной из важнейших отраслей знаний. В этот период голландский кар­тограф Меркатор составил карту мира, где были показаны реаль­ные очертания материков и береговых линий/.

В 1722 г.:в России.был создан первый рукописный атлас «Боль­шого Чертежа всему государству Московскому». В Сибири и на Дальнем Востоке совершали свои экспедиции В.И. Беринг, Кра­шенинников, Хабаров, Атласов, и многие другие. Материалы этих экспедиций позволили уточнить границы Российского государс­тва, создать серию топографических карт сибирских территорий. В XVIII-XIX вв. состоялись экспедиции по изучению побережья Северного Ледовитого океана, Камчатки.

На рубеже XVIII-XIX веков И. Кант, классифицируя все на­уки, отнес математику и физику к сущностным, предметным на­укам; историю - к временным, хронологическим наукам, а гео­графию - к пространственно-хронологическим наукам. Согласно. И. Канту, предметом изучения географии стал анализ размещения объектов в пространстве-времени, а также законов и закономер­ностей их размещения.

Важную роль географическая наука того времени уделяла климату. HI.JI. Монтескьё писал о его роли в развитии общества: «.. .власть клима|аесть первейшмвл^тъв,мире>>.

В XVIII в. Александр фон Гумбольдт вывел взаимосвязь между живой и неживой, природой и определил в качестве главной за­дачи географий? изучение взаимосвязи земных явлений. В XIX в. география перестала быть целостной наукой и распалась на эко­номическую и физическую географию, а затем и они разделились на отдельные ветви знаний. В то же время В.В. Докучаев выдви­нул идею создания ландшафтоведения - единой интегральной географическОй"науки, которая должна синтезировать частные знания по отдельным природным компонентам в единое знание о ландшафте." 1

В XX в. в географии возникли новые направления исследо­ваний и методологические подходы. Прежде всего усилился ин­терес к человеку, всем сферам и циклам его жизнедеятельности. Возникло новое мировоззрение, утверждающее ценности обще­человеческого, общекультурного достояния и рассматривающее I! первую очередь жизнь людей и их общественные отношения. Так появились школа «географии человека» во Франции, регио­нальное планирование и геополитика в Германии. После Второй мировой войны стали изучаться 1 географические особенности пространственного поведеНия|Йейовека через его личное воспри­ятие мира.

Рост промышленного производства в мире, обусловивший ухудшение качества природной среды, привел к необходимо­сти изучения ее состояния. Так возникла новая отрасль знания - экология. Большой вклад в ее развитие внесла география, которая предложила свои знания о ландшафтном устройстве земной обо­лочки и причинно-следственных связях взаимодействия ее ком­понентов.

В СССР в послевоенные годы сформировались такиеотрасли географии, как география населения, позже - география культу­ры, политическая география, социальная география. В 1970-х гг. зародилось новое направление в географии - рекреационная география, предметом которой стало изучение деятельности человека в свободное от работы время. Ее теорию разработал B.C. Преображенский и его коллеги. Именно география зало­жила основы первых исследований в области туризма и рекре­ации.

Развиваясь в контакте с другими естественными и гуманитар­ными науками, география активно использует методологию и ме­тоды смежных наук: исторический, системный и другие подходы, математические и статистические методы, и в свою очередь обо­гащает своей теорией и методологией смежные Науки, в частно­сти экологию, демографию, региональную экономику, районную планировку, экономику и менеджмент туризма.

1.2. Задачи географии

Перед географией стоит целый ряд задач, которые она реша­ет как научная дисциплина: 1) выявление особенностей распо­ложения различных объектов природы и человеческого обще­ства; 2) выявление законов и закономерностей их размещения; 3) изучение пространственных закономерностей взаимодей­ствия человека и его деятельности с природной средой; 4) рай­онирование и зонирование территории по разным признакам; 5) типология территорий - регионов, ландшафтов, городов и др.

Выявление особенностей местоположения различных объектов природы и общества связано с географическим описанием мира, например, с описанием местоположения материков, крупнейших горных систем или пустынь земного шара, размещения населе­ния, городов, промышленности, туризма и т.д.

Выявление законов и закономерностей размещения объектов природы и общества вскрывает причины, обусловливающие по­ложение этих объектов на конкретной территории, например, причины появления горных систем или пустынь в данном месте, тех или иных городов, зон и центров туризма.

Изучение взаимодействия человека и видов его деятельности с природной средой дает возможность понять масштабы взаимо­влияния - насколько природа влияет на жизнедеятельность чело­века, и какова степень ее изменения в результате хозяйственной деятельности, возможно ли сохранение природных ландшафтов при устойчивом развитии человеческого общества. Мы живем в эпоху обострения экологического кризиса, когда происходит глобальное преобразование природной среды, приводящее к планетарным изменениям (например, глобальному потеплению климата, вызванному деятельностью человека). Поэтому одной из задач географии становится изучение устойчивого развития общества и природной среды, сохранения биологического и ланд­шафтного разнообразия на Земле.

Районирование - разделение территории на части (районы или регионы) по определенным признакам (особенностям): природным, социальным, культурным или экономическим, отличающим их от соседних территорий, но имеющим между собой сходные черты. Районы могут иметь общие черты либо, наоборот, сильно отличаться друг от друга. Районирование тер­ритории позволяет понять территориальное разнообразие при­родных, культурных и социально-культурных явлений. В про­цессе районирования территории выделяют либо однородные, либо узловые районы. При зонировании территории выделяют участки с преобладанием какого-либо одного признака, причем зоны обычно имеют линейный, полосный или концентриче­ский вид. Выделяют также зоны тяготения (участки террито­рии, которые тесно связаны с каким-либо городом или эконо­мическим центром), природными зонами или климатическими поясами.

Типология территорий, регионов, ландшафтов и городов - одна из самых главных задач географии. Типология - выделение раз­личных типов явлений и процессов одновременно по разным ос­нованиям (признакам). Она отличается от классификации 1*1 раз­деления объектов и явлений природы и человеческого общества по какому-то одному основанию (признаку). Типизация геогра­фических объектов является главной особенностью географии, которая отличает ее от других наук, поскольку благодаря выявле­нию специфических типов объектов географ познает все разно­образие изучаемых им объектов и явлений природы и человечес­кого общества.

* 1.3. Структура географической науки

^ География делится,на две главные ветви - физическую и со­циально-экономическую, которые в свою очередь.подразделяют- ся на научные, подотрасли. Представить это мржно в виде схемы (рис. 1). Физическую географию по специфике изучаемых ею от­дельных KQM^diteHTOB. природы делят на геоморфологию (науку о рельефе), климатологию (науку о климате), биогеографию (на­уку о ^закономерностях размещения разных видов растительнос­ти и животного с мира}, географию почв (науку"о, географическом распространении,разных типов почвы), .гляциологию (науку о ледниках), океанологию (науку о Мировом океане)^ гидрологию суши (науку, о.водах суши) и другие. Отраслью, синтезирующей знания обо всех-компонентах природы, является ландшафтове- дение. В каждой-из отраслей, физической географии важную роль играет экология - наука об окружающей рреде.

Социально-экономическая география делится на политичес­кую географию, географию населения, географию городов, социальную, географиюд-географиюцхрзяйства (промышлен­ности и сельского.хозяйства), географию транспорта, геогра­фию сферы услуг (в т.ч. рекреационную географию, или геогра­фию туризма),--географию культуры, историческую географию и другие.

Физическая и социально-экономическая география имеют различные объекты исследования (природу и человеческое обще­ство). Одна изучает устройство и пространственную организацию природных комплексов, другая - пространственную организа­цию жизни и деятельности людей. Однако природа и человечес­кое общество не изолированы друг от друга, а наоборот, тесно взаимодействуют, воздействуют друг на друга. Социально-эконо­мическая география не может существовать в отрыве от физичес­кой географии, потому что человеческое общество живет, и разви­вается, используя природу как свою географическую среду и как ресурсную базу для человеческой деятельности.

Поэтому, изучая природу, территориальное размещение де­ятельности человека и самих людей, физическая и социально- экономическая географии взаимодействуют между собой, до­полняя друг друга. На их стыке появляются новые направления географических исследований. Например, рекреационная гео­графия изучает как социально-экономические явления (рекреа­ционную деятельность отдыхающих, формирование туристской отрасли хозяйства), так и природные объекты (природные ресур­сы и климат).

Рис. 1. Структура географии

Люди сами являются компонентами природы и испытывают влияние законов природы. В тоже время человеческое общество оказывает сильное воздействие на природу, причем это влияние зависит от уровня развития человечества.

Воздействие природы на общество велико, оно нередко оп­ределяет развитие общественной жизни. И природа, и общество развиваются по своим собственным законам, хотя человек явля­ется не только общественным существом, но и частью природы. Природа, окружающая человеческое общество и испытывающая воздействие последнего, образует географическую среду челове-



ческого общества. От природных условий зависит образ жизни населения и тип ведения хозяйства. Таким образом, география изучает три взаимосвязанных блока (триаду): «природа - населе­ние - хозяйство». Изучение взаимодействия природы, общества и хозяйства лежит в основе географии.

Менеджеры туризма изучают географию как базовую науку, поскольку она дает представления о природно-климатических, демографических, социально-экономических особенностях того или иного региона, формирующих его туристский потенциал и характер туристской деятельности. Знания о пространственном размещении природных ресурсов, людей и хозяйства, о тенден­циях его развития необходимы для регионального планирования развития туризма, планирования развития объектов туристской индустрии, инвестиций в туристскую отрасль. Область примене­ния географических знаний в туризме показана на рис. 2.


ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ

Карта -"основное средство познания в географии. Как модель действительности она обладает большой информативностью, об­зорностью, наглядность^., Это делает ее важнейшим средством изучения объектов и явлений"в разных областях знаний о Земле и обществе. Туризм тесно связан с картой и в большинстве случа­ев немыслим без нее.

2.1 ; . Карта и план местности

Карта - уменьшенное, обобщенное изображение поверхно­сти Земли и относящихся к ней объектов и явлений на плоскости, построенное по Определенному математическому закону в систе­ме условных обозначений. Математическая основа картй"включа­ет масштаб й картографическую проекцию, который "Определяют степень yivieiи.шбния величины объектов на карте, их правильное географичёское^псйожение, а также характер и степень искаже­ний, неизбежных при изображении шара на плоскости (Геогра­фический энциклопедический словарь, 1960).

План местности ^удйЬвно-зйаковый чертеж небольшого участка местности в крупном масштабе (1:5000 и крупнее), пост­роенный без учета кривизны земной поверхности. Масштаб пла­на постоянен во всех точках.

Для определения положения географических объектов на зем­ной поверхности используется градусная сеть- система мери­дианов (долгот) и параллелей (широт). При суточном вращении Земли сохраняются две неподвижные точки - полюса, которые служат точками отсчета.

На плане изображаются небольшие участки земной поверх­ности. Он составляется непосредственно на местности. На карте изображают большие территории. При этом используют разнооб­разную информацию в зависимости от содержания карты, в том числе космические снимки.

На план обычно наносят все объекты и детали конкретной местности. На карту в зависимости от их содержания и назначе­ния наносят самые разные объекты, явления или показатели.

При вычерчивании плана кривизна земной поверхности из-за ничтожно малой величины не учитывается. При построении карт обязательно учитывается шарообразность Земли, поэтому неиз­бежно искажение изображения объектов. При этом объекты, по­каз которых необходим, но не проходит в масштабе карты, изоб­ражаются внемасштабными знаками.

На планах нет градусной сетки, а на картах обычно есть ме­ридианы (долготы) и параллели (широты). На планах направле­ние на север показывают стрелкой с обозначением «север - юг». На картах направление «север- юг» определяют меридианы, а направление «запад - восток» - параллели.

2.2. Масштаб карты.

Измерения расстояний по планам и картам

Для измерения расстояний по планам и картам надо уметь пользоваться масштабом, который показывает степень умень­шения длины линии на плане или карте по сравнению с действи­тельным расстоянием на местности. Масштабы бывают числен­ные, именованные, графические (линейные).

Численный масштаб выражается дробью, где вчислителе - еди­ница, а в знаменателе - число т, показывающее, во сколько раз расстояние на карте меньше истинного расстояния на местности, то есть степени уменьшения данных. Числитель и знаменатель обычно даются в одинаковых единицах измерения - сантимет­рах; на английских и американских картах - в дюймах. Чем боль­ше знаменатель, тем меньше (мельче) изображение объектов на карте.

Если масштаб сопровождают пояснением, указывающим со­отношение длин линий на карте и на местности, то это именован­ный масштаб. Его указывают на всех картах.


Часто масштаб рисуют в форме графика внизу карты в виде прямой линии, разделенной на сантиметры. Такой масштаб на­зывается линейным. Справа от нуля подписано истинное рассто­яние на местности, равное одному, двум, или нескольким ве­личинам масштаба. Например, масштаб 1: 10 ООО ООО означает, что 1 см на карте соответствует 100 км (х) на местности. Для того чтобы проще воспринять величину масштаба, необходимо в пра­вой части дроби у числа, состоящего из большого числа нулей, отбросить 5 нулей, получив соотношение 1 см = х км. Зная это соотношение, легко подсчитать расстояние на карте, измерив его линейкой или циркулем и умножив на х. Конечно, при этом не­избежны погрешности, которые зависят от масштаба и проекции карты. Чем крупнее масштаб карты, тем точнее результат изме­рений. Масштаб мелкомасштабных карт обширных территорий непостоянен в разных частях карты, поэтому следует учитывать, что указанный на них масштаб относится к определенным лини­ям или точкам, а не ко всему полю карты. Принятый на топогра­фических картах России масштабный ряд показан в табл. 1.

Таблица 1

2.3. Виды карт. Условные обозначения

Современные географические карты весьма разнообразны. Они подразделяются по содержанию, назначению; охвату терри­торий:

Но содержанию карты бывают общегеографическими и тема­тическими." Н&* общегеографических картах изображают рельеф, реки, озера^ а также^нйселенные пункты, дороги и т.д. Ни один из объектов " нанесенных на карту, не выделяется особо среди дру­гих. Тематические карты передают с большой подробностью один или несколько определенных элементов в зависимости от темы карты. Среди них выделяются физико-географические карты и со­циально-экономические.

При анализе размещения и развития туризма и рекреации используются тематические физико-географические и социаль­но-экономические карты, а также составляются специальные карты туризма. Геоморфологические карты дают информацию о рельефе, климатические - о климате и погодных условиях, биогеографические - об ареалах распространения отдельных растительных сообществ и видах животных, карты населения - о численности населения в городах и сельской местности, плот­ности населения и так далее. Такие карты помогают выделить участки земли, наиболее или наименее благоприятные для от­дыха. Кроме того, специалистами используются синтетические карты, дающие представление сразу о нескольких характеристи­ках территории, например, карты промышленных зон и загряз­нения воздушного и водного бассейнов выбросами в атмосферу и сточными водами. Или, например, составляются оценочные карты с выделением территорий, наиболее или наименее благо­приятных для отдыха или какого-либо вида туризма, когда в од­ну оценку входят разные показатели. При составлении районных планировок курортных зон и местностей часто используются синтетические оценочные карты рекреационных ресурсов. Есть карты, созданные на основе математических моделей, напри­мер, карты частоты схода лавин или землетрясений; динамики разрушения берегов и многие другие. Все эти виды карт в целом помогают менеджерам туризма получить более полное представ­ление об особенностях природы, населения, хозяйства террито­рии, характере и специализации туризма в этом районе. Карты позволяют устанавливать причинно-следственные связи и взаи­мозависимости, как в природе, так и в обществе, а также между природными и социально-экономическими объектами, распо­ложенными на одной территории.

По величине масштаба карты делятся на крупномасштабные (изображают небольшие участки земной поверхности крупным планом), среднемасштабные и мелкомасштабные (показывают обширные участки земной поверхности мелким планом). Планы местности имеют масштаб 1: 5000 и крупнее. Крупномасштаб­ные карты с масштабом 1: 200 000 и крупнее передают основные особенности территории. Их создают по результатам обработки аэрофотоснимков и путем непосредственных наблюдений и из­мерений на местности. Искажения на топографических картах весьма незначительны. Среднемасштабные- обзорно-топогра- фические карты масштаба 1: 200 000 - 1 000 000 включительно создают по крупномасштабным картам путем генерализации, т.е. отбора и обобщения объектов в соответствии с назначени­ем карты. Мелкомасштабные - обзорные карты масштаба мельче 1:1000 000 предназначены для изучения больших территорий.

По назначению различают карты учебные, справочные, турист­ские и др. По охвату территории создают карты мира, материков и их частей, океанов и морей, государств и их частей.

В настоящее время с помощью компьютерных технологий со­здаются интерактивные карты. По сути, они напоминают много­слойный пирог, когда на одну картографическую основу нано­сится послойно различная информация о территории. Эти карты можно увеличивать или уменьшать в масштабе, в них можно до­бавлять нужную или убирать ненужную информацию, считывать необходимые данные, одновременно производя расчеты или ри­суя графики. С помощью таких карт осуществляется управление территориями, оценивается качество рекреационных ресурсов и разрабатывается их кадастр, прокладываются новые туристские маршруты и т.д. В прикладных информационных исследованиях эти технологии обобщены в единое научное направление «геоин­форматика». Фактически все географические карты сейчас про­изводят с помощью геоинформационных компьютерных техно­логий.

Для изображения географических объектов на картах приме­няют специальные условные знаки, объяснения которых даются в легенде карты. Легенда Ш ключ к пониманию и чтению карты, поэтому изучение карты необходимо начинать с легенды.

Условные знаки бывают площадными (контурными), ли­нейными и внемасштабными, пояснительными. К площадным (контурным) знакам относят контур леса, озера, городского квартала, ареал распространения растений и животных, террито­рия государства и др.; к линейным - реки, дороги, каналы и т.д. Особую категорию линейных знаков на географических картах составляют изолинии, определяющие высоту над уровнем моря. Цифровые значения горизонталей дают через определенные ин­тервалы. Кроме того, на картах ставят то^ШШ® водоразделах и у урезов воды рек и озер, где подписывающих абсолютные вы­соты. Направление склонов отмечают короткими ^черточками - бергштрихами, проставляемыми перпендикулярно горизонтали и направленными в сторону понижения/склонов.; Разность высот двух соседних горизонталей называют высотой сечения рельефа. Зная эту величину, по числу горизонталей можно вычислить как абсолютную, так и относительную высоту местности. Абсолют­ная высота местности - высота над уровнем мОря; относительная высота - превышение одной точки над другойУВнемасштабными знаками отмечаются объекты, которые не могут быт» выражены в масштабе карты (источник, церковь, памятник, пещера, горная вершина, вулкан). Пояснителъные"щг&ки -т-. это цифры и надписи на карте..

Все условные знаки на топографической карте объединены в следующие группы: отдельные местные предметы; дорожная сеть; гидрография (реки, озера) и сооружения при ней; почвенно- растительный покров; рельеф.

Для определения крутизны склонов на карте измеряют зало­жение (расстояние между двумяасмежными изолиниями).

На топографических картах принято, что заложению в 1 мм соот­ветствует крутизна склона 10 градусов. Вычисляют также высоту сечения h (разность между двумя высотами). Затем по формуле: tg = h /d определяется крутизна склона.

2.4. Использование карт в туризме

В туризме наиболее часто используются: туристские карты и картосхемы. В экскурсионных поездках обычно пользуются мелкомасштабными картами, дающими представления о боль­ших территориях и отдельных регионах, а в походах и путеше­ствиях- крупномасштабными топографическими картами, как правило, масштаба 1: 200 ООО или 1: 100 000 («двухсотки» и «со­тки»), а также специальными спортивными и туристскими, кар­тосхемами. На таких картах показаны населенные пункты, реки, озера, транспортные пути и дороги, специальные объекты туриз­ма. В настоящее время публикуется большое число туристских карт, атласов, картосхем для разных регионов мира - от мировых карт до туристских карт отдельных местностей.

Особенно важны туристские картосхемы. Картосхемы в от­личие от карт не имеют строгого соответствия топографической основе. Здесь может быть искажена проекция, условно показаны объекты, использованы внемасштабные знаки. Туристские кар­тосхемы выпускаются для отдельных, интересных в туристском отношении районов, на которых нанесены объекты культурно- исторического наследия, объекты рекреационной сети (сана­тории, дома отдыха, учреждения спортивного туризма, детские учреждения отдыха), а также объекты транспортной инфраструк­туры (железные дороги^ автомагистрали, аэропорты, морские и речные порты) .

При анализе размещения туризма составляются специальные карты туризма. На них в отличие от туристских карт и картосхем изображаются не только главные объекты туризма (природные, историко-культурные, этнографические), но также выделяют­ся точечными и внемасштабными значками главные и второ­степенные турцентры, курорты всех видов (морские, озерные, бальнеологические, бальнеогрязевые, грязевые, климатические, горноклиматические), элементы рекреационной сети (гостини­цы, санатории и т.д.), наиболее аттрактивные объекты туризма; линейными знаками - транспортная инфраструктура туризма (сеть железных и автомобильных дорог, морских и речных пу­тей) и сеть туристских маршрутов; площадными знаками ку­рортные зоны и агломерации, зоны туристской специализации (на одном или нескольких видах туризма), районы с максималь­ной и минимальной рекреационной нагрузкой на территорию, зоны активной и пассивной туристской притягательности.

2.5. Поясное время и часовые пояса Земли

Земля совершает полный оборот (360°) вокруг своей оси за сутки, т.е. за 24 часа, а за 1 час поворачивается на 15° (360°:24). По поверхности земного шара через каждые 15° проведены мериди­аны, разница между которыми составляет 1 час времени. Поверх­ность Земли условно разделена на 24 часовых пояса от 0 до 23. Время во всех пунктах, лежащих в пределах одного пояса, при­нято считать одинаковым, и называется оно местным временем срединного меридиана этого пояса. Поясное время - это время в границах одного часового пояса. В некоторых странах сущест­вует свое местное время, которое может отличаться от поясного на 30 мин и 45 мин. На Северном и Южном полюсах меридианы сходятся в одной точке, поэтому там понятие часовых поясов, а заодно и местного времени, теряет смысл.

Увлекательный предмет география является научным направлением, изучающим земную поверхность, океаны и моря, окружающую среду и экосистемы, а также взаимодействие между человеческим обществом и окружающей средой. Слово географии в буквальном переводе с древнегреческого означает "описание земли". Ниже приведено общее определение термина география:

"География - система научных знаний, изучающая физические особенности Земли и окружающей среды, включая влияние деятельности человека на эти факторы, и наоборот. Предмет также охватывает закономерности размещения населения, землепользования, наличия и производств".

Ученые, которые изучают географию известны как географы. Эти люди занимаются исследованием природной среды нашей планеты и человеческого общества. Хотя картографы античного мира были известны как географы, сегодня это относительно самостоятельная специализация. Географы, как правило, сосредоточены на двух основных областях географических исследований: физической географии и географии человека.

История развития географии

Термин "география" был придуман древними греками, которые не только создали подробные карты окружающей местности, а также объяснили отличие людей и природных ландшафтов в разных местах Земли. С течением времени, богатое наследие географии осуществило судьбоносное путешествие в яркие исламские умы. Золотой век ислама стал свидетелем поразительных достижений в области географических наук. Исламские географы прославились новаторскими открытиям. Были исследованы новые земли и разработана первая сетка-основа для системы карт. Китайская цивилизация также инструментально способствовала развитию ранней географии. Компас, разработанный китайцами, использовался исследователями для изучения неизвестного.

Новая глава в истории науки начинается с периода великих географических открытий, период, совпадающий с Европейским Ренессансом. В европейским мире проснулся свежий интерес к географии. Марко Поло - венецианский купец и путешественник возглавил эту новую эпоху исследований. Коммерческие интересы в установлении торговых контактов с богатыми цивилизациями Азии, такими как Китай и Индия стали основным стимулом путешествий в те времена. Европейцы продвинулись вперед по всем направлениям, открыв новые земли, уникальные культуры и . Был признан огромный потенциал географии для формирования будущего человеческой цивилизации и в 18 веке, ее ввели в качестве основной дисциплины на университетском уровне. Опираясь на географические знания, люди начали открывать новые пути и средства для преодоления трудностей, порождаемых природой, что привело к процветанию человеческой цивилизации во всех уголках мира. В 20-м веке, аэрофотосъемка, спутниковые технологии, компьютеризированные системы, и сложное программное обеспечение радикально изменили науку и сделали изучение географии более полным и подробным.

Ветви географии

География может рассматриваться как междисциплинарная наука. Предмет включает в себя трансдисциплинарный подход, что позволяет наблюдать и анализировать объекты в пространстве Земли, а также разрабатывать пути решения проблем на основе этого анализа. Дисциплина география может быть поделена на несколько направлений научного исследования. Первичная классификация география разделяет подход к предмету на две обширные категории: физическая география и социально-экономическая география.

Физическая География

определяется как ветвь географии, которая включает в себя изучение природных объектов и явлений (или процессов) на Земле.

Физическая география дополнительно подразделяется на следующие отрасли:

  • Геоморфология: занимается изучением топографических и батиметрических особенностей поверхности Земли. Наука помогает прояснить различные аспекты, связанные с формами рельефа, такие как их история и динамика. Геоморфология также пытается предсказать будущие изменения физических характеристик внешнего облика Земли.
  • Гляциология: раздел физической географии, занимающийся изучением взаимосвязи динамики ледников и их влияния на экологию планеты. Таким образом, гляциология предполагает исследование криосферы, включая альпийские и материковые ледники. Ледниковая геология, гидрология снега и т.д. являются некоторыми субдисциплинами гляциологических исследований.
  • Океанография: так как океаны содержат 96.5% от всей воды на Земле, специализированная дисциплина океанография посвящена их изучению. Наука океанография включает в себя геологическую океанографию (изучение геологических аспектов дна океана, подводных гор, вулканов и т.д.), биологическую океанографию (изучение морской флоры, фауны и экосистем океана), химическую океанографию (изучение химического состава морских вод и их воздействие на морские формы жизни), физическую океанографию (исследование океанических движений, таких как волны, течения, приливы и отливы).
  • Гидрология: еще одна важная отрасль физической географии, занимающаяся изучением свойств и динамики движения воды по отношению к суше. Она исследует реки, озера, ледники и подземные водоносные горизонты планеты. Гидрология изучает непрерывное движение воды от одного источника к другому, выше и ниже поверхности Земли, через .
  • Почвоведение: раздел науки, который изучает различные типы почв в их естественной среде на поверхности Земли. Помогает собирать информацию и знания о процессе формирования (почвообразование), составе, текстуре и классификации почв.
  • : незаменимая дисциплина физической географии, исследующая рассредоточение живых организмов в географическом пространстве планеты. Она также занимается изучением распределения видов в течение геологических периодов времени. Каждый географический регион имеет свои уникальные экосистемы, а биогеография исследует и объясняет их взаимосвязь с физико-географическими особенностями. Существуют различные ветви биогеографии: зоогеография (географическое распределение животных), фитогеография (географическое распределение растений), островная биогеография (изучение факторов, влияющих на отдельные экосистемы) и т.д.
  • Палеогеография: отрасль физической географии, которая изучает географические особенности в различные моменты времени геологической истории Земли. Наука помогает географам получить информацию о континентальных положениях и тектоники плит, определяющиеся путем изучения палеомагнетизма и ископаемых записей.
  • Климатология: научное исследование климата, а также важнейший раздел географических исследований в современном мире. Рассматривает все аспекты, связанные с микро или местным климатом, а также макро или глобального климатом. Климатология также включает в себя изучение влияния человеческого общества на климат, и наоборот.
  • Метеорология: занимается изучением погодных условий, атмосферных процессов и явлений, влияющих на местную и глобальную погоду.
  • Экологическая география: исследует взаимодействие между людьми (отдельными лицами или обществом) и их природной средой с пространственной точки зрения.
  • Прибрежная география: специализированная область физической географии, которая также включает в себя изучение социально-экономической географии. Она посвящена исследованию динамического взаимодействия между прибрежной зоной и морем. Физические процессы, формирующие побережья и влияние моря на изменение ландшафта. Исследование также предполагает понимание воздействия жителей прибрежных районов на рельеф и экосистему побережья.
  • Четвертичная геология: узкоспециализированный раздел физической географии, занимающаяся изучением четвертичного периода Земли (географическая история Земли, охватывающая последние 2,6 миллиона лет). Это позволяет географам узнать об экологических изменениях, произошедших в недавнем прошлом планеты. Знания используется в качестве инструмента для прогнозирования будущих изменений в окружающей среде мира.
  • Геоматика: техническая отрасль физической географии, которая включает в себя сбор, анализ, интерпретацию и хранения данных о поверхности земли.
  • Ландшафтная экология: наука изучающая влияние различных ландшафтов Земли на экологические процессы и экосистемы планеты.

География человека

География человека, или социально-экономическая география - ветвь географии, занимающаяся исследованием воздействие окружающей среды на человеческое общество и земную поверхность, а также влияние антропогенной деятельности на планету. Социально-экономическая география ориентирована на изучение самых развитых с эволюционной точки зрения существ мира - людей и их окружение.

Эта ветвь географии делится на различные дисциплины в зависимости от направленности исследований:

  • География население: занимается изучением того, как природа определяет распределение, рост, состав, образ жизни и миграции человеческих популяций.
  • Историческая география: объясняет изменение и развитие географических явлений с течением времени. Несмотря на то, что этот раздел рассматривается как отрасль человеческой географии, он также фокусируется на определенных аспектах физической географии. Историческая география пытается понять, почему, как и когда изменяются места и регионы Земли, а также какое влияние оказывают на человеческое общество.
  • Культурная география: исследует, как и почему культурные предпочтения и нормы меняются в зависимости от пространства и места. Таким образом, она занимается изучением пространственных вариаций человеческих культур, включая религию, язык, выбор источников средств к существованию, политику и т.д.
  • Экономическая география: важнейший раздел социально-экономической географии, охватывающий исследование расположения, распределение и организацию хозяйственной деятельность человека в географическом пространстве.
  • Политическая география: рассматривает политические границы стран мира и разделение между странами. Она также изучает, как пространственные структуры влияют на политические функции, и наоборот. Военная география, электоральная география, геополитика - некоторые из субдисциплин политической географии.
  • География здоровья: исследует воздействие географического положения на здоровье и благополучие людей.
  • Социальная география: изучает качество и уровень жизни человеческого населения мира и пытается понять, как и почему такие стандарты меняются в зависимости от места и пространства.
  • География населенных пунктов: занимается исследованием городских и сельских поселений, экономической структуры, инфраструктуры и т.д., а также динамики расселения человека по отношению к пространству и времени.
  • География животных: изучает животный мир Земли и взаимозависимость между людьми и животными.

География как наука зародилась в глубокой древности. Александрийский ученый Эратосфен 22 столетия назад выпустил книгу под названием «География», т.е. «Землеописание».

Если ранее объектом изучения географии называлась Земля («Ге», отсюда «география»), то постепенно откристаллизовался вывод, что объектом изучения географии является географическая оболочка , сделавшаяся почти полностью средой обитания человека.

В том узле проблем, который предстоит решить всему человечеству и потому названных глобальными, по крайней мере, 2 географических: а) рациональное использование природных богатств и б) сохранение среды обитания человека. Главной целью науки географии следует считать познание связей человека (общества, цивилизации) с внешним миром. Задачи: изучение общих закономерностей структуры и развития географической оболочки, в т.ч. под влиянием деятельности человека, разработка конструктивных подходов в вопросах взаимодействия общества со средой обитания, научное прогнозирования результатов этого взаимодействия.

2. Системная классификация географических наук

Вместе с географией вцикл наук о Земле входят биология, геология, геофизика, геохимия. У всех этих наук один объект изучения – Земля, но каждая из них имеет свой предмет изучения (биология – органическая жизнь, геохимия – химический состав Земли, геология – недра, география – земная поверхность как неразрывный комплекс естественного и социального происхождения). На уровне цикла мы видим предметную сущность единства географии. В цикле наук о Земле географию обособляет не один предмет изучения, но и основной метод – описательный. Старейший и общий для всех географических наук описательный метод продолжает усложняться и совершенствоваться вместе с развитием науки. В самом названии география (от греческого ge – Земля и grapho – пишу), заключен предмет и основной метод исследования.

География на уровне цикла – это нерасчлененная география, родоначальница всех других географических наук. Она изучает наиболее общие закономерности и нерасчлененной называется потому, что ее выводы одинаково распространяются на все последующие подразделения географической науки.

Семейство географических наук образуют физическая и экономическая география, страноведение, картография, история и методология географической науки.

Род физико-географических наук представлен общим землеведением, ландшафтоведением, палеогеографией и частными отраслевыми науками. Эти разные науки объединяет один объект изучения – географическая оболочка; предмет же изучения каждой из наук специфичен, индивидуален – это какая-либо одна из структурных частей или сторон географической оболочки (геоморфология – наука о рельефе земной поверхности, климатология и метеорология – науки, изучающие воздушную оболочку, формирование климатов и их географическое распространение, почвоведение – закономерности образования почв, их развитие, состав и закономерности размещения, гидрология – наука, изучающая водную оболочку Земли, биогеография изучает состав живых организмов, их распространение и формирование биоценозов). Предметом изучения общего землеведения (ОЗ) являются структура, внутренние и внешние взаимосвязи, динамика функционирования ГО как целостной системы.

Савцова Т.М. Общее землеведение, М.,2003, стр. 5-9

Мильков Ф.Н. «Общее землеведение», М., 1990, стр. 5-9

ЛЗ 3-4. Космические факторы формирования ГО.

1. Вселенная. Галактики.

2. Солнечная Система. Солнце

Вселенная. Галактики.

1. З емля - одно из бесчисленных тел Вселенной или Космоса. Процессы, которые на ней происходят, во многом определяются космическими причинами. Формы материи Вселенной разнообразны: электромагнитная радиация, твердое, сверхтвердое, жидкое, газообразное, плазменное вещество. Наибольшая часть материи Вселенной (98%) сосредоточена в массивных телах - звездах, планетах, их спутниках, кометах.

Эти космические тела группируются в различные системы, в которых они связаны силами взаимного тяготения и отталкивания.

Каждая система входит в систему более высокого порядка. Так, планеты бывают окружены спутниками (планетные системы ); вращающиеся вокруг звезды Солнца планеты и планетные системы образуют Солнечную систему . Совокупность звезд образует звездные системы . Наше Солнце является частью звездной системы Галактики , которая состоит из звезд различных типов, звездных скоплений, туманностей, а также заполняющих межзвездное пространство частиц и атомов. Звезды , в т.ч. и Солнце, - гигантские раскаленные самосветящиеся шары с температурой ядер в среднем от 10 до 30 млн. градусов. Звездное вещество - ионизированный газ - плазма. По современным представлениям, основным источником звездной энергии являются ядерные реакции, протекающие в недрах звезд и сопровождающиеся выделением огромного количества энергии. Главную роль здесь играет превращение самого распространенного элемента Вселенной водорода в гелий (H 2 - 80% He - 18% вещества Метагалактики . Метагалактикой называется доступная изучению часть Вселенной). В Метагалактику, кроме Галактики, входит множество других галактик, удаленных от нас на сотни тысяч и миллиарды световых лет.

Расстояние от Солнечной системы до центра Галактики составляет 23-28 тыс. св. лет. Солнце находится на периферии Галактики. Для Земли это обстоятельство очень благоприятно: она расположена в относительно спокойной части Галактики и в течение миллиардов лет не испытывает влияния космических катаклизмов.

Солнечная система вращается вокруг центра Галактики со скоростью 200-220 км/с, совершая один оборот за 180-200 млн. лет. За все время существования Земля облетела вокруг центра Галактики не больше 20 раз. На Земле 200 млн. лет – продолжительность тектонического цикла. Это очень важный этап в жизни Земли, характеризующийся определенной последовательностью тектонических событий. Цикл начинается погружением земной коры. Накоплением мощных толщ осадков, подводным вулканизмом. Далее усиливается тектоническая деятельность, возникают горы, меняются очертания материков, что, в свою очередь, вызывает изменение климата.

2. Солнечная система имеет сложное строение. В ее состав входят 9 планет со спутниками, десятки тысяч астероидов, комет, метеорное вещество и единственная звезда - Солнце. Все планеты обращаются вокруг Солнца в одном направлении. В том же направлении происходит вращение вокруг оси всех планет, кроме Урана и Венеры. Путь каждой планеты - примерно окружность, по которой планета обходит Солнце. Чем ближе планета к Солнцу, тем меньше ее орбита, тем короче путь, который ей приходится пробегать.

Массы планет малы, но достаточны для удержания некоторых газов (атмосфер).

Солнце- раскаленный плазменный шар, который совершает оборот вокруг своей оси за 27 земных суток в экваториальной части и за 32 – у полюсов. Оно относится к звездам небольших размеров, типичный карлик, которые характеризуются невысокой светимостью. На нем обнаружено около 70 химических элементов, но преобладают водород (90%) и гелий (10%). Диаметр Солнца в 109 раз больше диаметра Земли, средняя плотность - 1,41 г/см 3 . Во внутренних частях его плотность достигает 100 г/см 3 .

В Солнце сосредоточено 99,86 % массы, температура на его поверхности достигает 6000 К, в центре - около 15млн. К В ядре Солнца в результате термоядерных реакций происходит превращение водорода в гелий, сопровождающегося выделением огромного количества энергии, которая излучается в окружающее пространство. Излучение равно 3,8 10 26 Вт, что соответствует расходу массы в 4 млн.т /сек..

Излучающим внешним слоем Солнца является фотосфера - слой мощностью около 300 км. В фотосфере часто наблюдаются темные пятна и яркие образования - факелы . Фотосфера переходит в атмосферу, нижний слой которой носит название хромосферы , простирающейся на расстояние 15 тыс. км. В хромосфере наблюдаются сильные внезапные кратковременные хромосферные вспышки . Над хромосферой простирается солнечная корона , состоящая из очень разреженного газа. На фоне разреженного газа короны бывают, видны громадные “фонтаны” звездной материи - протуберанцы . Совокупность названных физических изменений, происходящих на Солнце, называют солнечной активностью .

Савцова Т.М. Общее землеведение, М.,2003, стр. 12-30

Мильков Ф.Н. «Общее землеведение», М., 1990, стр. 45-48

Любушкина С.Г Общее землеведение, М.,2004, стр. 5-7

ЛЗ 5-6. Планетарные факторы формирования географической оболочки

1. Форма и размеры Земли

2. Годовое вращение Земли

Определение понятия географии. Существует много определений предмета географии. Но одно остаётся очевидным, что география изучает поверхность земли, которая образует географическую среду для человеческого общества ". Можно так определить понятие географии: география есть наука, комплексно изучающая в целом и по частям поверхность земного шара в отношении к человеческому обществу. Каковы особенности предмета географии? Из самого понятия земной поверхности, как предмета изучения географии, вытекает необходимость локального 2 рассмотрения географических предметов и процессов. География изучает явления в связи с определённым местом на земном шаре. География понимает под поверхностью Земли место взаимодействия литосферы, атмосферы, гидросферы, биосферы 3 . Все эти сферы имеют отношение к месту обитания человечества, влияют на человеческое общество и сами подвергаются воздействию со стороны общества. Поверхность Земли есть географическая среда.

1 «Ведь как бы ни определять содержание географии,- писал проф.
В. П. Буданов,- бесспорно одно: объектом изучения в географии является
поверхность всего земного шара и его отдельных частей...» («Карта в преподавании географии», 1938, стр. 5).

2 Слово локальный происходит от латинского слова локус (locus), что
означает «место», «территория». Синонимом ему является греческое слово
«хорос» (прилагательное «хорологический»). В географической литературе
часто встречаются эти слова.

3 Литое - камень; атмос - воздух; гидор - вода; биос - жизнь.

Географическая среда и мыслится как территория на Земле со всеми наполняющими её вещами, находящимися во взаимозависимости и в развитии, а также в определённых исторически изменяющихся отношениях к человеческому обществу. География изучает географическую среду как со стороны её структуры, так и происходящих в ней процессов.

География изучает Землю в целом (землеведение) и её отдельные части (страноведение) с точки зрения сходства и различия явлений, процессов, происходящих на земной поверхности.

Нахождение на одной и той же территории множества разнообразных предметов и процессов порождает различные формы связей и взаимодействия между ними, обусловленные фактом смежного существования и генетическими отношениями.

Изучаемые географией географические связи обнимают собой явления неорганической и органической природы в их отношении к деятельности человеческого общества. На основе своеобразия географических явлений и различия форм их сочетания возникают особые географические комплексы, развивающиеся по своим законам. Изучаемая географией поверхность Земли, как место обитания человечества, представляет собой совокупность разнообразных географических комплексов. География устанавливает законы развития как целых комплексов (ландшафтов), так и составляющих их элементов.

Географический комплекс представляет собой такое сочетание элементов природы и общества, в котором отдельные элементы в процессе своего развития взаимодействуют между собой, влияют друг на друга, вследствие чего изменение в одном из них вызывает соответствующие изменения в других.

Так значительное изменение климата в какой-нибудь местности повлечёт за собой изменение режима вод и всей гидрографии, растительного и животного мира. В конце концов это скажется на рельефе и вызовет другие отношения человека к природе.

В состав географического комплекса входят структурные элементы различных типов: астрономические, геоморфологические, гидрологические, климатические, биологические и социальные. Но сущность географической среды нельзя сводить к сумме составляющих её отдельных видов элементов.

В географическом комплексе данные астрономии, геоморфологии, гидрологии, климата, биологии образуют единое целое. Комплексирование элементов живой и мёртвой природы на поверхности Земли даёт в результате качественно своеобразную географическую среду в отношении человеческого общества, подчинённую своей особой закономерности.

Локальность придаёт органическое единство комплексному географическому процессу. Поэтому предмет географии не есть какой-то конгломерат предметов других наук.

2. Географическая среда - основной объект географических наук.

3. Географическая картина мира

4. Основные методы и подходы современной географии.

1. Объект и предмет географических наук.

Длительный процесс постепенного становления и развития географии был буквально пронизан «сквозными» темами. Они продолжают обсуждаться и в наши дни. К таким темам относятся:

    представления об объекте и предмете географической науки;

    представления об основных способах научного географического познания;

    положения о содержании и структуре географической науки, происходящих в ней процессах дифференциации и интеграции, анализа и синтеза;

Идеи географического детерминизма и индетерминизма и др.

При изучении любой науки первостепенное внимание уделяется определению этой науки, которое включает в себя понятие ее объекта и предмета.

География - наука о законах развития пространственно-временных систем (геосистем), формирующихся на земной поверхности в процессе взаимодействия природы и общества масштабе, позволяющем представить их на общегеографических и тематических картах), о методах прогнозирования этих систем и управления ими; наука о происхождении, строении, функционировании, динамике и развитии пространственно -временных природно-общественных геосистем; систе ма естественных и общественных наук о природных, терри­ ториально-производственных и социально-территориальных комплексах Земли и их компонентах.

Объект географического исследования - любое материальное образование или явление (состояние, отношение, процесс) на земной поверхности, которое отвечает трем важнейшим методологическим принципам географии - пространственность, комплексность, конкретность, картируется (т. е. отвечает основному методическому признаку), влияет на развитие или состояние предельного объекта географии - географической оболочки (географической среды); его изучение предполагает получение нового знания (фактов, теории) об этой оболочке.

Географическая оболочка: 1) природная геосистема, в пределах которой соприкасаются, взаимно проникают друг в друга и взаимодействуют нижние слои атмосферы, приповерхностные толщи литосферы, гидросфера и биосфера; 2) предельный объект исследования географии, сложная, многослойная оболочка, состоящая из трех основных «сфер» - литосферы (земной коры), гидросферы (водной оболочки), атмосферы (воздушной оболочки). В особую сферу выделена биосфера. Именно в этом пространстве развивается разумная жизнь - человек, человеческое общество. Этот пятый по счету слой получил название социосферы.

Объект географического наблюдения - объект географического исследования, доступный количественному измерению в соответствующих единицах географического наблюдения; в качестве которого могут фигурировать различные меры - единицы расстояния, площади, количества каких-либо явлений, признаков, позволяющих соизмерять объекты наблюдения в пространстве и во времени.

Решая вопрос об объекте и предмете науки, следует постоянно обращаться к истории науки. Понятия объекта и предмета науки теснейшим образом связаны с ее структурой.

Основываясь на этих положениях, выясним, что же представляет объект географии, исходя из парадигмы ее целостности как единой географии, под которой понимается система географических наук. Многие авторы сходятся на том, что объектом географии служит поверхность Земли, которая представляет собой арену сложного взаимодействия и переплетения самых различных процессов живой и неживой природы, человеческого общества, в связи с чем объект географии отличается от объектов других наук своей сложностью, комплексностью, разнообразной системной организацией, пространственным распределением.

В соответствии с традициями, собственным опытом, знаниями, имеющимися возможностями, поставленными целями и руководящей идеей, географ выделяет интересующий его предмет, отбирая нужные ему явления и оставляя в стороне все прочее. В наше время даже в рамках исторически сложившихся отдельных, часто очень узких, обособленных географических дисциплин (отраслей науки) все труднее и труднее решать задачи вычленения «своего», монодисциплинарного предмета исследо­вания. Становится необходимым установление тесных взаимосвязей между предметами различных дисциплин.

В современную эпоху, по мере возрастания техногенного воздействия цивилизации на природную среду, расширения и углубления глобального экологического кризиса, усиливается интерес к общегеографическим проблемам. Ряд географов считает, что интегрирующим ядром географических наук может стать общая география, призванная служить теоретико-методологическим стержнем естественной и общественной ветвей географической науки.

Считается, что в теоретическое ядро общей географии входят: метагеография, история географии, общая физическая география, включая землеведение, ландшафтоведение, эволюционную географию (палеогеографию), а также общественная география, состоящая из экономической и социальной географии.

Предмет географии - исследование пространственно-временных особенностей процесса возникновения, функционирования, динамики и развития пространственно-временных природно-общественных геосистем (географической оболочки, географической среды).

Оценивая роль географии в познании пространственно-временных особенностей процесса возникновения, функционирования, динамики и развития системы «общество - природа», мы исходим из парадигмы целостности географии. Под парадигмой понимается исходная концептуальная схема, модель постановки проблем, их решения и методов изучения, господствующих в течение конкретного исторического периода в научном сообществе.

В развитии представлений о единой географии прослеживаются три основных этапа, задачи каждого последующего из которых накладываются на предшествующие и каждому из которых соответствует определенная парадигма (схема), которые в совокупности составляют парадигму целостности (единства) географии.

На первом этапе в рамках хорологической парадигмы решалась задача пространственного анализа геосистем на основе сравнительно-описательного метода. География должна была ответить на вопросы: где, чего, сколько. С середины XIX в. начинается новый этап развития географии, когда в рамках хронологической парадигмы решается задача временного анализа геосистем естественно-историческим методом, их объяснение. География стала пытаться ответить еще и на вопросы: когда, как и почему. Вместе эти две парадигмы образуют в первой половине XX в. единую парадигму - пространственно-временную. И, наконец, в рамках антропоэкологической парадигмы с середины XX в. решается задача анализа взаимодействия общества и природы на разных исторических этапах и его прогноза. Ко всем предыдущим добавились еще вопросы: где будет, что будет и т. д. Кроме того, на пересечении трех названных направлений формируется ряд географических дисциплин, да и сама география, в частности пространственно-временной анализ геосистем, изучение их строения, функционирования и динамики, хозяйственного освоения природной среды, развития природно-социально-экономических геосистем.

Эта концепция поддерживается и К.К. Марковым, который пишет, что географическая среда, или в еще более широком понимании географическая оболочка в целом, есть общий объект всех географических наук.

В дальнейшем идеи единства географии были развиты в ряде работ отечественных и зарубежных ученых.

Для надежды на успешное решение интеграционной проблемы географии имеются все основания.

Морфологический подход является исходным, объединяющим предметы исследования частных географических наук.

Феномен современной географии заключается в том, что она объединяет науки, изучающие как природные (физическая география), так и общественные (социально-экономическая и политическая география) закономерности, акцентируя свое внимание на территориальных (пространственных) аспектах. Физическая география, в свою очередь, распадается на науки, изучающие природные компоненты и их свойства (рельеф, воды, климат, атмосферу и др.) и природные комплексы (географическая оболочка, ландшафты). Не менее объемными являются и отрасли общественной географии: география хозяйства, политическая география, география населения и др.

Жизнь сформулировала социальный заказ ученым: исследовать с возможной полнотой механизм взаимодействия природы, и общества, объективно и всесторонне оценить экологическую обстановку в мире, наметить пути улучшения использования природных ресурсов, запасы которых стали катастрофически истощаться.

Главной задачей географии уже давно стало не простое землеописание, а изучение пространственно-временных взаимосвязей, природных и антропогенных факторов и особенностей развития различных территориальных систем. Именно в этом качестве географы активно участвуют в решении многих проблем политического, экономического, социального и экологического характера, возникающих на разных уровнях - от мирового до локального. Поэтому география занимает уникальное место в системе наук, играя роль своего рода связую­щего звена между естественными и общественными науками.

Все это позволяет отнести географию к числу тех классических предметов, на которые ложится особая ответственность не только за формирование гуманистического мировоззрения, воспитания патриотизма и любви к Родине, но и умений и навыков ориентации и социально-ответственного поведения в окружающем мире.

В попытке определения интегрирующего географическую науку общего аспекта ее многообразных объектов И. П. Герасимов (1976) назвал пять «принципов», обеспечивающих, по его мнению, сохранение единства географии: историзм, регионализм, экологизм, социологизм и антропогенизм.

Мы можем утверждать вслед за А.Н. Ласточкиным, что связующими здесь могут быть только взаимосвязанные принципы:

    Принцип регионализма, так как он имеет отношение ко всем объектам и отражает общее явление естественной и антропогенной делимости географического пространства на его составляющие.

    Принцип экологизма, отражающий взаимоотношения этих естественных и антропогенных частей, единую цель и прикладное значение географических наук, которые исследуют данное пространство, и включающий все остальные названные выше «принципы». Без их реализации многие отраслевые, прежде всего физико-географические, исследования обычно обходятся или могут обойтись. Обойти же выполнение принципов регионализма и экологизма ни одной из отраслей и ни одному виду современных географических исследований не удается или уже не удастся. Однако пока они в самых разных науках реализуются не в качестве «всеобщих и одинаковых явлений» (по Геттнеру), а автономно, основываясь на собственном эмпирическом опыте каждой дисциплины и на необходимости решения частных экологических задач.

Перед географией стоит сложная задача: свести все знание о человеке и окружающей его среде в единую научную отрасль, которая должна представлять собой целостную познавательную систему со своим объектом и предметом, единым понятийно-терминологическим и методическим аппаратом.

В 60-е годы XX в. активно обсуждалась проблема станов­ления единой географии, говорилось о целесообразности объединения двух основных ее частей (физической или социально-экономической) для развития, прежде всего ее тео­ретических основ. В настоящее время в связи с резким обост­рением экологических отношений человека с окружающей средой эта проблема приобрела острое и в первую очередь практическое звучание с осознанием необходимости ее скорейшего решения.

Цель современной географии - изучение законов развития природно-общественных пространственно-временных геосистем, формирующихся на земной поверхности в процессе взаимодействия общества и природы, разработка методов прогнозирования этих систем и управления ими. География призвана в целом решать задачу пространственной организации жизни общества.

В основе названных подходов всегда лежало исследование классической триады: природы, населения и хозяйства, а суть географии сводится к пространственно-временному анализу процессов, обстановок и структур (как природных, так и социально-экономических).

Отличительная черта географического подхода к изучаемым явлениям - анализ взаимовлияния и взаимообусловленности природной среды и общественной жизни, их развития в пространстве и времени, познание законов пространственной организации человеческого общества. Следовательно, можно сделать вывод, что к географии относятся исследования, так или иначе связанные с территориальными, или пространственными, объектами.

Понятие географичности исследований довольно основательно рассмотрено В.П. Нарежным (1991). По его мнению, сущность географического исследования определяется наличием совокупности признаков, необходимых для познания окружающей действительности, таких как территориальность (акваториальность) изучаемых процессов; их развитие; вещественно-энергетический и организационно-функциональный (системный) характер; полная комплексность территориальных образований; описание предметов (анализ в натуральных и основных стоимостных показателях). Перечисленные признаки, взятые по отдельности, не являются только географическими и лишь в совокупности формируют географичность предмета исследований.

Все сказанное справедливо, но это лишь часть географических исследований. Для дальнейшего анализа этого вопроса рассмотрим расчленение научного знания по разновидности. Существуют разные подходы к его расчленению на виды. Выделяют:

    интуитивное (доэмпирическое) знание;

    эмпирическое знание (факты);

    теоретическое (послеэмпирическое) знание;

    методическое знание.

В доэмпирическое знание входят три компонента: 1) понятие о предмете исследования; 2) формулировки проблем и 3) эвристическое знание. Научные факты вместе с документацией, систематизацией и описанием образуют эмпирическое знание. Теоретическое знание состоит из гипотез, теорий, прогнозов, ретрогнозов, законов и принципов. Методическое знание включает целостную систему приемов практического и теоретического освоения мира.

Все, что ранее говорилось об объекте и предмете географии и географичности исследований, относится к области эмпирического знания. Что же касается теоретического и методического знания, то здесь мерки будут иными. Только для эмпирического знания характерны те атрибуты географичности, и, прежде всего территориальность и историчность, о которых говорилось ранее. Доэмпирическое знание, теоретическое и методическое знание имеют своим объектом саму географию. Иногда эту часть географии объединяют в метагеографию, которая рассматривает историю, теорию и методологию географии.