Главная · Бытовая техника · Бухучет металлолома

Бухучет металлолома

Одну из ключевых позиций среди материалов в области переработки на данный момент занимает лом цветных металлов. Причин для этого несколько:

  • Во - первых, вторичное использование позволяет существенно экономить собственные средства и ресурсы.
  • Во - вторых, оно дает возможность сократить уровень потребления природных ресурсов, недостаток которых уже ощущается.

Более того, содержание цветных металлов в природе изначально ниже, и потому ценность такого сырья довольно высокая. Лом и отходы цветных металлов окружают нас повсюду: космические разработки, медицина и компьютерная техника, самолеты, автомобили и корабли, а также всевозможные высокотехнологичные разработки, электронная и даже текстильная промышленность.

Лом и отходы цветных металлов, а именно их переработка и реализация, аналогичны с другими видами работ с мусором, невозможна без наличия специализированных технических средств и оборудования. Крайне важную роль играет высококвалифицированный персонал, имеющий профильное образование и знания. Но самое главное - полученная от государства лицензия, дающая возможность работать в данной сфере.

Законодательно сбор, заготовка, обработка и реализация отходов цветных металлов регулируется сразу несколькими сферами. Затрагивается данная тема и в Налоговом кодексе, и в законодательной базе в области предпринимательства, в экологическом законодательстве и включается в ГОСТ. Подробнее о разных сторонах регулирования работ, связанных с ломом, расскажем далее.

О цветных металлах

Еще пару десятков лет назад металлолом считался мусором и отправлялся на свалки. Сегодня, в условиях ограниченности ресурсов, этот материал воспринимается как весьма ценный товар, а переработка и реализация его стала выгодным бизнесом. Но прежде чем говорить о тонкостях данного вида предпринимательства, стоит уточнить, что является ломом цветных металлов. К нему относятся цветные металлы и их сплавы, которые входили в состав уже недействующих или утративших ценность приборов и изделий. Эти изделия непригодны для работы и подлежат утилизации.

Цветной металлолом включает в себя все металлы за исключением железа и его сплавов. В отличие от черных, они имеют сильную устойчивость к коррозии - благодаря окислительной пленке, образующейся на их поверхности. Также к их отличительным особенностям относят антифрикционные свойства, то есть устойчивость к износу из - за постоянного трения. Кроме того, они имеют высокое электрическое сопротивление, для них характерна способность хорошо проводить электричество. Из цветных металлов создаются устойчивые к огню и воздействию кислот сплавы.

К самым востребованным и часто встречаемым в реализации цветным металлам относятся:

  • Алюминий и алюминиевые сплавы
  • Бронза, олово
  • Медь, никель, медноникелиевые сплавы
  • Титан
  • Свинец
  • Магний

Различия лома и отходов

Главный источник определения понятий «лом» и «отходы». Определение соответствия реализуемых или перерабатываемых материалов характеристикам лома или отходов содержит ГОСТ 1639 от 2009 года - «Межгосударственный стандарт. Лом и отходы цветных металлов и сплавов. Общие технические условия». Стандарт начал действовать с 9 июля 2010 года Приказом Росстандарта №175 - ст.

Данный ГОСТ разделяет понятия лома и отходов. К отходам производства ГОСТ относит, собственно, отходы, образующиеся в ходе производства продукции, а также бракованные изделия, которые невозможно исправить или восстановить. Ломом считаются изделия, в состав которых входят цветные металлы и сплавы, непригодные для применения и эксплуатации.


Процесс переработки

Переработка цветных металлов происходит сложнее, чем аналогичный процесс, связанный с металлами черными. Во многом причиной является тот факт, что видов цветных металлов изначально больше, а потому значительную часть времени занимает сортировка. Основными источниками лома на переработку становятся старые аккумуляторы - промышленные и автомобильные (из них извлекают свинец), кабели и провода (источник меди), отдельное место по сложности переработки занимают изделия, содержащие ртуть. Свою технологию имеют также и драгоценные металлы.

Переработка лома осуществляется в несколько этапов.

  1. Сортировка. Поскольку каждый вид цветного металла перерабатывается отдельно, для качественного результата требуется тщательная сортировка. Полученный лом отбирают по видам и после проверки отправляют на следующий этап переработки.
  2. Измельчение. Для удобства процесса обработки металл измельчают. Существуют разные виды обработки сырья: прессовка, нарезка, шредирование, газовая резка.
  3. Готовое сырье в необходимом объеме подготавливается к дальнейшей реализации.

Оборудование для переработки

Благодаря развитию техники и оборудования, используемого для рециклинга металлолома, переработка позволяет извлечь максимальные объемы вторичного сырья. Сегодня существует три основных типа обработки материала: резка (для уменьшения размеров), пакетирование, обработка в шредере.

Соответственно, существуют следующие типы оборудования, которые позволяют эти действия осуществлять:

  • Специальные вибро - контейнеры, позволяющие отсортировать всевозможные примеси и мусор, попавшие в металлолом.
  • Различные прессы, пакетировочные и ножницы - с их помощью полученное сырье сначала нарезается, а затем прессуется в специальные брикеты различной плотности.
  • Шредерные установки, считающиеся самым прогрессивным оборудованием для обработки металлолома, которые позволяют заметно сократить энергозатраты. К сожалению, в России шредерные установки не используются повсеместно, поскольку в целом по стране их насчитывается лишь несколько.

В ходе переработки активно используются и ломовозы - транспортные средства для перевозки лома.


Реализация

Металлообрабатывающие предприятия имеют возможность реализовывать образующиеся в процессе производства лом и отходы цветных металлов. При этом необходимо учитывать, что подобная деятельность также регулируется государством и имеет ряд нюансов, затрагивающих вопрос налогообложения, стандартов ГОСТ и лицензирования.

  • Первый нюанс - налогообложение. В первом пункте статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что реализация любых товаров на территории страны подлежит обязательному налогообложению. В то же время подпункт 25 второго пункта статьи 149 реализация лома цветных металлов на территории России относится к деятельности, которая не требует обязательного вычета НДС.
  • Второй нюанс - лицензирование. Согласно Постановлению Правительства РФ от 14 декабря 2006 года «О лицензировании деятельности в области обращения с ломом цветных и черных металлов», любые действия, связанные с переработкой и реализацией лома и отходов цветных металлов, требуют наличия лицензии. Однако если предприятие занимается реализацией материала, полученного в ходе собственного производства, наличие лицензии не требуется, а НДС при этом также не начисляется.

При этом необходимо соблюдение очень важного условия. Ранее упоминалось, что определение что такое лом и отходы цветных металлов включено в ГОСТ 1639 - 2009. Поэтому полученные на реализацию материалы должны соответствовать требованиям ГОСТ, в противном случае льгота на НДС невозможна.


Лицензирование

Выше уже упоминалось, что переработка лома, как и любые работы, нацеленные на переработку отходов любого типа, требует получения разрешения и соответствия материалов стандартам ГОСТ. Тонкости процесса переработки, а также коммерческий характер деятельности обусловили необходимость получения лицензии предприятием.

Согласно ФЗ №99 «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 4 мая 2011 года, полученная юридическим лицом или ИП лицензия является бессрочной (при условии соблюдения требований и нормативов). Она распространяется не только на переработку и реализацию, но на сбор и скупку лома, обработку и заготовку, хранение и любые другие действия.

Выдача лицензии возможна только при соблюдении определенных условий:

Этапы оформления

Естественно, предоставлением документов процесс получения лицензии не ограничится. Когда бумаги оказываются в распоряжении сотрудников лицензирующего органа, организуется специальная проверка - сначала содержания самих бумаг и информации, указанной в документах, затем и выездная, с целью подтвердить достоверность наличия помещения, техники, а также квалификации и навыков сотрудников предприятия. Проверяется и соответствие обрабатываемого материала стандартам ГОСТ.

Обработка запроса лицензирующим органом будет проходить течение 45 дней, счет ведется с дня, когда заявление было подано. Принимая оформленный лицом пакет с документацией, сотрудник органа выдает заявителю ему специальную расписку - она является подтверждением того, что заявление с документами были приняты. В ней прописывают перечень всех полученных бумаг и обязательно проставляют дату подачи заявления.

Своевременное оформление лицензии существенно облегчит деятельность организации, в противном же случае (работе предприятия без лицензии вообще) результатом станет административная ответственность, и штраф будет достигать размеров до 100 тысяч рублей. Еще один неприятный момент - временное или даже полное прекращение работы организации и запрет на ее возобновление.

Важный момент, которые нужно знать, отправляясь подавать документы, индивидуальные предприниматель или организация, обязательно должны заплатить госпошлину, которая сегодня составляет 7 500 рублей. При уплате будет выдана квитанция, которая прилагается к пакету и заявлению, без нее запрос не будет принят.

Переоформление лицензии различается по стоимости, которая зависит от причин данной процедуры. Если оно связано с необходимостью добавить новую информацию о месте деятельности организации, стоимость составит 3 500 рублей. Переоформление, связанное с любыми другими причинами, стоит дешевле - всего 750 рублей. Столько же стоит и оформление официального дубликата лицензии.


Необходимые документы

Помимо заявления ИП или юридического лица на предоставление лицензии, которое составляется по стандартной форме, соискатель должен собрать следующие бумаги:

  1. Копии документации, которая подтверждает наличие необходимых помещений, участков, строений у ИП или юр. лица, право собственности на которые официально зафиксированы в Едином госреестре прав на недвижимость.
  2. Копии документации на требуемое для данной деятельности оборудование и другое техническое обеспечение.
  3. Копии документов, которые подтверждают квалификацию сотрудников, работающих в организации.
  4. Копии приказов о назначении ответственного лица за проведение контроля радиационного фона лома и отходов и их взрывоопасность. Ответственное лицо назначается руководителем организации.
  5. Копия документа, который подтверждает полномочия лица, чья подпись стоит в заявлении.
  6. Опись всех приложенных документов.

Цветные металлы, их отходы и лом - источник сырья и возможность экономии собственных ресурсов для организации и природных ресурсов страны. Приступая к организации работы, связанной с переработкой, сбором и реализацией лома, необходимо убедиться, что получаемые материалы подходят под стандарты ГОСТ. При этом, как и другой вид предпринимательства, переработка цветного лома, а также его заготовка и реализация регулируется государством и требует получения необходимого документа - лицензии. Грамотно организованная работа, наличие квалифицированных сотрудников и лицензирования позволят сделать переработку лома цветных металлов весьма прибыльным делом.


Организация занимается обслуживанием и уборкой территории жилого фонда на основании договоров с управляющей компанией. В процессе сбора мусор сортируется. Собранный лом цветного металла сдан специализированной организации. Организация не имеет лицензии на деятельность, связанную с заготовкой, хранением, переработкой и реализацией лома цветных металлов. Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете операции по сдаче лома и получению за него денежных средств на расчетный счет? Облагается ли данная операция НДС?

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения признается, в том числе, реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), приведен в ст. 149 НК РФ.

Согласно пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации лома и отходов черных и цветных металлов.

При этом п. 6 ст. 149 НК РФ предусмотрено, что перечисленные в настоящей статье операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу пп. 34 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит, в частности, деятельность, связанная с заготовкой, хранением, переработкой и реализацией лома цветных металлов.

Порядок лицензирования указанной деятельности определяется Положением о лицензировании заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2006 N 766 (далее - Положение).

В соответствии с п. 2 Положения под реализацией лома цветных металлов понимается продажа или передача заготовленного и (или) переработанного лома цветных металлов на возмездной и безвозмездной основе. Под заготовкой лома цветных металлов понимаются сбор, покупка лома цветных металлов у юридических и физических лиц и транспортировка заготовленного лома цветных металлов грузовым автомобильным транспортом, под переработкой лома цветных металлов - процессы хранения, сортировки, отбора, измельчения, резки, разделки, прессования, брикетирования лома цветных металлов.

Таким образом, в целях применения льготы по налогу на добавленную стоимость, предусмотренной пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ, налогоплательщик, осуществляющий реализацию лома цветных металлов, должен иметь лицензию на осуществление деятельности по заготовке, переработке и реализации лома цветных металлов.

В свою очередь, следует учитывать, что для осуществления реализации лома цветных и черных металлов, образовавшегося у юридических лиц в процессе собственного производства, и не осуществляющих заготовку (закупку) лома цветных и черных металлов у физических лиц, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, получение лицензии не требуется (письма ФНС России от 16.08.2006 N 03-1-03/1562@, УФНС по г. Москве от 28.04.2006 N 19-11/35889). Под собственным производством судами понимается не только непосредственно производственный процесс. Например, в постановлении ФАС Поволжского округа от 24.11.2008 N А12-10838/08 указано, что лом, образовавшийся в результате утилизации собственных объектов капитальных вложений, является ломом, образовавшимся в процессе собственного производства.

Следовательно, если организация реализует лом цветных металлов, образовавшийся в результате ее предпринимательской деятельности, то такие операции освобождаются от обложения НДС в любом случае, то есть независимо от наличия лицензии, а п. 6 ст. 149 НК РФ (требующий наличия у налогоплательщика соответствующей лицензии на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством РФ) на реализацию лома, образовавшегося в процессе собственного производства, не распространяется.

Другими словами, если организация реализуют лом черных и (или) цветных металлов, образовавшийся в процессе собственного производства, то освобождением от уплаты НДС по пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ можно воспользоваться без лицензии.

Основанием применения освобождения от обложения НДС операций по реализации лома и отходов черных металлов являются первичные учетные документы, подтверждающие факт образования и оприходования лома черных металлов в процессе производственной деятельности.

Для подтверждения того, что хозяйствующий субъект реализует лом цветных и (или) черных металлов, образовавшийся у него в процессе собственного производства, необходимо, чтобы в учете были отражены операции по приобретению металла, использованию его в производстве, а также операции по учету возвратных отходов с исключением данной суммы из расходов, участвующих в налогообложении прибыли (то есть стоимость возвратных отходов уменьшает себестоимость продукции).

Таким образом, реализация лома цветных металлов подлежит лицензированию (за исключением реализации лома, образовавшегося в результате собственного производства). Следовательно, в рассматриваемом случае льгота, предусмотренная пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ, может применяться только при наличии у организации соответствующей лицензии. Поскольку у организации лицензия отсутствует, реализация ею лома цветных металлов облагается НДС по ставке 18% (постановления ФАС Волго-Вятского округа от 14.12.2009 по делу N А43-8532/2009-32-118, ФАС Поволжского округа от 27.05.2009 N А55-15625/2008).

Налог на прибыль

В данном случае лом цветных металлов, как безвозмездно полученное имущество, признается внереализационным доходом (п. 8 ст. 250 НК РФ). Оценка дохода в этом случае осуществляется исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений ст. 105.3 НК РФ. Информация о ценах должна быть подтверждена налогоплательщиком - получателем имущества (работ, услуг) документально или путем проведения независимой оценки.
Подпунктом 2 п. 1 ст. 268 НК РФ установлено, что при реализации прочего имущества налогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких операций на цену приобретения этого имущества. При реализации указанного в ст. 268 НК РФ имущества налогоплательщик также вправе уменьшить доходы от таких операций на сумму расходов, непосредственно связанных с такой реализацией, в частности на расходы по оценке, хранению, обслуживанию и транспортировке реализуемого имущества.

В свою очередь, на основании п. 2 ст. 254 НК РФ стоимость материально-производственных запасов, включаемых в материальные расходы, определяется исходя из цен их приобретения (без учета налога на добавленную стоимость и акцизов, за исключением случаев, предусмотренных НК РФ), включая комиссионные вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортировку и иные затраты, связанные с приобретением материально-производственных запасов.

Статьями 254 и 268 НК РФ не предусмотрен порядок определения стоимости безвозмездно полученных материально-производственных запасов. Следовательно, в ситуации, когда имущество получено безвозмездно, цена его приобретения равна нулю.

Таким образом, стоимость безвозмездно полученных материально-производственных запасов при их списании в производство или реализации (в данном случае - лома цветных металлов) не учитывается в расходах, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль организаций. При этом при реализации имущества налогоплательщик может уменьшить доходы от таких операций на сумму расходов, непосредственно связанных с такой реализацией (письма Минфина России от 26.09.2011 N 03-03-06/1/590, от 19.01.2006 N 03-03-04/1/44, УФНС России по г. Москве от 18.03.2005 N 20-12/17819).

При принятии решения о сдаче лома специализированной фирме указанные материалы сначала должны быть оприходованы в бухгалтерском учете Вашей организации.

Фактическая себестоимость материально-производственных запасов, полученных организацией безвозмездно, определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету. Под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи МПЗ (п. 9 ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов").

Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (далее - Инструкция), предусмотрено, что по кредиту счета 98 " " на субсчете 98 "Безвозмездные поступления" учитывается рыночная стоимость активов, полученных организацией безвозмездно. Лом учитывается на счете 10 "Материалы", субсчет "Прочие материалы".

В соответствии с Инструкцией суммы, учтенные на субсчете "Безвозмездные поступления" счета 98 по безвозмездно полученным материальным ценностям, списываются с этого счета в кредит счета 91, субсчет "Прочие доходы", по мере списания на счета учета затрат на производство (расходов на продажу)*(1). Аналитический учет по субсчету 98 "Безвозмездные поступления" ведется по каждому безвозмездному поступлению ценностей.

Лом учитывается на счете 10 "Материалы", субсчет "Прочие материалы".

Отметим, что при применении счета 98 порядок учета доходов будущих периодов должен быть установлен в учетной политике организации в целях бухгалтерского учета.

Реализация лома на сторону признается прочим доходом организации. Одновременно признается прочий расход в виде стоимости реализованного лома (п.п. 11, 14.1, 19 ПБУ 10/99 "Расходы организации").

Если оприходование лома произошло в одном налоговом периоде, а его реализация - в другом, в периоде получения лома организация признает в бухгалтерском учете вычитаемую временную разницу (п.п. 8-11 ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций"). Вычитаемая временная разница приводит к образованию отложенного налогового актива - отложенного налога на прибыль, который должен уменьшить сумму налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах (п. 14 ПБУ 18/02).

По мере уменьшения или полного погашения вычитаемых временных разниц будут уменьшаться или полностью погашаться отложенные налоговые активы. Суммы, на которые уменьшаются или полностью погашаются в текущем отчетном периоде отложенные налоговые активы, отражаются в бухгалтерском учете по кредиту счета 09 в корреспонденции с дебетом счета 68 (п. 17 ПБУ 18/02, Инструкция). В данном случае погашение вычитаемой временной разницы и соответствующего ей отложенного налогового актива происходит в месяце реализации лома.

Учитывая, что при реализации стоимость лома не учитывается в целях налогообложения, в бухгалтерском учете необходимо отразить постоянное налоговое обязательство (п.п. 4-7 ПБУ 18/02).

В рассматриваемой ситуации, если в учетной политике определен порядок учета доходов будущих периодов, операции могут быть отражены в бухгалтерском учете организации следующим образом:

при поступлении лома:
Дебет 10, субсчет "Прочие материалы" Кредит 98, субсчет "Безвозмездные поступления"
- принят к учету лом, подлежащий дальнейшей реализации;

Дебет 09 Кредит 68, субсчет "Расчеты по налогу на прибыль"
- отражен ;

при реализации лома:
Дебет 62 Кредит 91, субсчет "Прочие доходы"
- отражена реализация лома на сторону;

Дебет 91, субсчет "Прочие расходы" Кредит 68, субсчет "Расчеты по НДС"
- отражен предъявленный покупателю НДС;

Дебет 91, субсчет "Прочие расходы" Кредит 10, субсчет "Прочие материалы"
- списана стоимость лома;

Дебет 98, субсчет "Безвозмездные поступления" Кредит 91, субсчет "Прочие доходы"
- признан прочий доход в виде стоимости безвозмездно полученного лома;

Дебет 68, субсчет "Расчеты по налогу на прибыль" Кредит 09
- списан отложенный налоговый актив;

Дебет 99 Кредит 68, субсчет "Расчеты по налогу на прибыль"
- отражено постоянное налоговое обязательство.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Молчанов Валерий

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Мягкова Светлана

18 апреля 2012 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

*(1) Из Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (в редакции 2011 года), понятие доходов будущих периодов исключено. Однако строка "доходы будущих периодов" имеется в отчетности за 2011 год, утвержденной приказом Минфина РФ от 02.07.2010 N 66н. Так, в Бухгалтерском балансе предусмотрено отражение доходов будущих периодов по строке 1530.

В связи с этим организация вправе самостоятельно в своей учетной политике (на основании п. 7 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации") установить порядок учета доходов будущих периодов. Если же организация не закрепит в учетной политике способ учета доходов будущих периодов, то все доходы должны признаваться единовременно в момент их возникновения в соответствии с п. 16 ПБУ 9/99 (без применения счета 98):

Дебет 10 Кредит 91, субсчет "Прочие доходы"
- отражено безвозмездное поступление лома.

В таком случае отложенный налоговый актив не образуется (в учете не делается запись Дебет 09 Кредит 68).

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 мая 2001 года N 369

Об утверждении Правил обращения с ломом
и отходами черных металлов и их отчуждения


Документ с изменениями, внесенными:
(Российская газета, N 196, 16.10.2002);
(Собрание законодательства Российской Федерации, N 51, 17.12.2012);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 14.12.2016, N 0001201612140008);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 19.12.2016, N 0001201612190029).
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
В документе учтено:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 14 апреля 2003 года N ГКПИ03-151 .
____________________________________________________________________

В соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения.

2. Установить, что контроль за соблюдением настоящих Правил осуществляют Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство природных ресурсов Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 22 декабря 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2016 года N 1338 .

3. Федеральным органам исполнительной власти Российской Федерации привести свои нормативные акты в соответствие с настоящими Правилами.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Касьянов

ПРАВИЛА обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 11 мая 2001 года N 369

(с изменениями на 15 декабря 2016 года)

I. Общие положения

1. Настоящие Правила определяют порядок обращения (приема, учета, хранения, транспортировки) и отчуждения лома и отходов черных металлов на территории Российской Федерации.

2. Физические лица осуществляют отчуждение лома и отходов черных металлов с указанием основания возникновения права собственности на такие лом и отходы.

3. Юридические лица и индивидуальные предприниматели осуществляют обращение с ломом и отходами черных металлов, образовавшимися у них в процессе производства и потребления либо ими приобретенными, и их отчуждение в случае, если имеются документы, подтверждающие их право собственности на указанные лом и отходы.

II. Требования к организации приема лома и отходов черных металлов

4. Юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, осуществляющие прием лома и отходов черных металлов, должны обеспечить наличие на каждом объекте по приему указанных лома и отходов в доступном для обозрения месте следующей информации:

а) наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, номера их телефонов;

б) для юридических лиц - данные о лице, ответственном за прием лома и отходов черных металлов;

в) распорядок работы;

г) условия приема и цены на лом и отходы черных металлов.

5. На объектах по приему лома и отходов черных металлов, кроме информации, указанной в пункте 4 настоящих Правил, должна находиться и предъявляться по требованию контролирующих органов следующая документация:

а) лицензия, полученная в соответствии с Положением о лицензировании деятельности по заготовке, переработке и реализации лома черных металлов, или ее копия, заверенная лицензирующим органом, выдавшим лицензию;

б) нотариально заверенная копия документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, или свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, осуществляющего прием лома и отходов черных металлов (подпункт в редакции, введенной в действие с 24 октября 2002 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2002 года N 731 ;

в) документы на имеющиеся оборудование и приборы, а также документы о проведении их поверок и испытаний;

г) инструкции о порядке проведения радиационного контроля лома и отходов черных металлов и проверки их на взрывобезопасность;

д) инструкция о порядке действий при обнаружении радиоактивных лома и отходов черных металлов;

е) инструкция о порядке действий при обнаружении взрывоопасных предметов.

III. Порядок приема и учета лома и отходов черных металлов

6. Прием лома и отходов черных металлов проводится по массе нетто, определяемой как разность между массой брутто и массой транспортного средства, тары и засоренности.

7. Прием лома и отходов черных металлов осуществляется при предъявлении лицом, сдающим лом, документа, удостоверяющего личность. В случае сдачи лома и отходов черных металлов, не принадлежащих лицу, сдающему эти лом и отходы, кроме документа, удостоверяющего личность, необходимо предъявление соответствующей доверенности от собственника указанных лома и отходов.

8. Юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, принимающие лом и отходы черных металлов, обязаны обеспечить в установленном порядке проведение радиационного контроля и осуществление входного контроля каждой партии указанных лома и отходов на взрывобезопасность.

Контроль осуществляется лицами, прошедшими соответствующую подготовку и аттестацию.

8_1. Юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, принимающие лом и отходы черных металлов, обязаны обеспечить:

а) наличие минимального штата имеющих соответствующую квалификацию следующих работников, с которыми заключены трудовые договоры:

контролер лома и отходов металла 2 разряда - на каждом объекте по приему лома и отходов черных металлов;

прессовщик лома и отходов металла 1 разряда - не менее чем на одном из объектов по приему лома и отходов черных металлов в пределах территории субъекта Российской Федерации;

б) наличие на каждом объекте по приему лома и отходов черных металлов:

лица, ответственного за проведение радиационного контроля лома и отходов черных металлов;

лица, ответственного за проведение контроля лома и отходов черных металлов на взрывобезопасность;

в) наличие на каждом объекте по приему лома и отходов черных металлов площадки с твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием, предназначенной для хранения лома и отходов черных металлов, а также оборудования для проведения радиационного контроля лома и отходов черных металлов в соответствии с установленными требованиями;

г) наличие не менее чем на одном из объектов по приему лома и отходов черных металлов в пределах территории субъекта Российской Федерации:

пресса для пакетирования лома черных металлов (с усилием прессования не менее 2500 кН), либо пресс-ножниц (с усилием реза не менее 3000 кН), либо установки для дробления и сортировки легковесного лома (с мощностью привода не менее 495 кВт);

оборудования для сортировки или измельчения стружки.
(Пункт 8_1 дополнительно включен с 25 декабря 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2012 года N 1287)

9. Учет лома и отходов черных металлов ведется лицом, назначенным руководителем юридического лица, осуществляющего прием указанных лома и отходов, или индивидуальным предпринимателем.

10. Прием лома и отходов черных металлов осуществляется с обязательным составлением на каждую партию лома и отходов приемосдаточного акта по форме согласно приложению N 1.

Приемосдаточный акт составляется в 2 экземплярах (один передается лицу, сдающему лом и отходы черных металлов, второй остается у лица, осуществляющего прием).

Указанные акты являются документами строгой отчетности и должны иметь сквозную нумерацию.

11. Приемосдаточные акты регистрируются в книге учета приемосдаточных актов (далее именуется - книга учета).

Страницы книги учета должны быть пронумерованы и прошнурованы. На оборотной стороне последнего листа производится запись:

"В настоящей книге учета пронумеровано и прошнуровано ___ страниц". Запись заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера юридического лица (индивидуального предпринимателя), осуществляющего прием лома и отходов черных металлов, и печатью (при наличии печати).
(Абзац в редакции, введенной в действие с 27 декабря 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2016 года N 1367 .

12. На первой странице книга учета должна содержать:

а) наименование "Книга учета приемосдаточных актов";

б) наименование и место нахождения юридического лица (индивидуального предпринимателя), осуществляющего прием лома и отходов черных металлов;

в) запись "Начата" с указанием даты внесения в книгу учета первой записи о приеме лома и отходов черных металлов;

г) запись "Окончена" с указанием даты внесения в книгу учета последней записи о приеме лома и отходов черных металлов;

д) запись "Лицо, ответственное за ведение настоящей книги учета" с указанием должности, фамилии, имени, отчества этого лица, его подпись и дата.

13. При каждом случае приема лома и отходов черных металлов в книгу учета вносится следующая информация:

а) регистрационный номер приемосдаточного акта;

б) дата приема лома и отходов черных металлов;

в) данные о лице, сдающем лом и отходы:

при приеме у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - наименование и место нахождения;

при приеме у физических лиц - фамилия, имя, отчество, место постоянного проживания, данные документа, удостоверяющего личность;

г) реквизиты транспортной накладной (для юридического лица и индивидуального предпринимателя);

д) вид принятых лома и отходов черных металлов;

е) данные о проверке лома и отходов черных металлов на взрывобезопасность и о радиационном контроле с подписью лиц, проводивших проверку (контроль);

ж) процент засоренности принятых лома и отходов черных металлов;

з) вес принятых лома и отходов черных металлов;

и) подпись лица, сделавшего запись в книге.

14. Книга учета и приемосдаточные акты должны храниться на объекте по приему лома и отходов черных металлов в течение 1 года с даты внесения последней записи о приеме лома и отходов черных металлов.

15. Оплата принятых лома и отходов черных металлов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

16. Отбор (извлечение) сопутствующих лома и отходов цветных металлов при переработке лома и отходов черных металлов производится юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, осуществляющими переработку лома и отходов черных металлов.

При отборе (извлечении) сопутствующих лома и отходов цветных металлов составляется акт по форме согласно приложению N 2.

Отобранные (извлеченные) из лома и отходов черных металлов сопутствующие лом и отходы цветных металлов могут быть отчуждены в соответствии с законодательством Российской Федерации.

IV. Порядок учета отчуждаемых лома и отходов черных металлов

17. Юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, принимающие лом и отходы черных металлов, должны организовать учет отчуждаемых лома и отходов.

18. Каждая партия отчужденных лома и отходов черных металлов должна быть зарегистрирована в журнале регистрации отгруженных лома и отходов черных металлов, в котором указываются:

а) наименование и реквизиты грузополучателя;

б) номер вагона, государственный регистрационный знак автомобиля или иного транспортного средства (в зависимости от вида транспорта);

в) дата отгрузки;

г) вид лома и отходов черных металлов;

д) вес партии, перевозимой транспортным средством;

е) номер транспортной накладной.

19. Записи в журнале регистрации отгруженных лома и отходов черных металлов производятся на основании документов первичного бухгалтерского учета.

V. Документы, необходимые при транспортировке лома и отходов черных металлов

20. При транспортировке лома и отходов черных металлов организация-перевозчик (транспортная организация или юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, осуществляющие перевозку собственным транспортом) и грузоотправитель должны обеспечить водителя транспортного средства или лицо, сопровождающее груз, следующими документами:

а) при перевозке лома и отходов черных металлов транспортной организацией:

путевой лист;

транспортная накладная;

удостоверение о взрывобезопасности лома и отходов черных металлов по форме согласно приложению N 3;

б) при перевозке юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями лома и отходов черных металлов, прием которых осуществлен в соответствии с настоящими Правилами, либо лома и отходов черных металлов, переработанных и подготовленных для использования, либо лома и отходов черных металлов, образовавшихся у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в процессе производства и потребления:

путевой лист (кроме индивидуальных предпринимателей);

транспортная накладная и нотариально заверенные копии документов, подтверждающих право собственности на транспортируемые лом и отходы черных металлов;

____________________________________________________________________
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 14 апреля 2003 года N ГКПИ03-151 абзац третий настоящего подпункта признан недействующим со дня вступления решения Суда в законную силу в части слов: "нотариально заверенные".

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

____________________________________________________________________

удостоверение о взрывобезопасности лома и отходов черных металлов по форме, предусмотренной приложением N 3 к настоящим Правилам.

21. В транспортной накладной указываются:

а) номер;

б) наименование и реквизиты грузоотправителя;

в) наименование и реквизиты грузополучателя;

г) номер вагона, государственный регистрационный знак автомобиля или иного транспортного средства (в зависимости от вида транспорта);

д) дата отгрузки;

е) вид лома и отходов черных металлов;

ж) вес партии, перевозимой транспортным средством.

VI. Ответственность за нарушение настоящих Правил

22. Нарушение настоящих Правил влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Приложение N 1. Акт приема лома и отходов черных металлов

Приложение N 1
к Правилам обращения с ломом
и отходами черных металлов
и их отчуждения

Приемосдаточный акт N ____ от __________________

Получатель лома и отходов _________________________________________________

Сдатчик лома и отходов ___________ ИНН сдатчика лома и отходов _______________

Банковские реквизиты сдатчика лома и отходов (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) __________________________________________

Данные документа, удостоверяющего личность, место постоянного или преимущественного проживания (для физических лиц) ___________________________

Транспорт (марка, номер) ___________________________________________________

Основания возникновения права собственности у сдатчика лома и отходов на сдаваемые лом и отходы черных металлов ____________________________________


Краткое описание лома и отходов черных металлов _____________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Наименование

Код по ОКПО

Вес брутто (тонн)

Вес тары (тонн)

Засоренность (процентов)

Вес нетто (тонн)

Цена (рублей)

Сумма (рублей)

Вес нетто (прописью) _______________________________________________________

Итого на сумму ____________________________________________________________

В том числе НДС __________________________________________________________

За предоставление недостоверных данных об ответственности предупрежден.

Достоверность предоставленных сведений подтверждаю.

Сдачу лома и отходов произвел и акт получил ____________ (подпись сдатчика лома и отходов)

Указанный металлолом подготовлен согласно ГОСТу 2787-75, проверен пиротехником, обезврежен, признан взрывобезопасным и может быть допущен к переработке и переплавке.

Подпись лица, ответственного за прием лома и отходов __________________________

Подпись лица, ответственного за проверку лома и отходов на взрывобезопасность _________________________________________________________________________

Приложение N 2. АКТ отбора (извлечения) лома и отходов цветных металлов из лома и отходов черных металлов

Приложение N 2
к Правилам обращения с ломом
и отходами черных металлов
и их отчуждения

Утверждаю

Руководитель ___________________________________

(наименование организации)

________________ / _________________

"___" 200 ______ г.

АКТ N
отбора (извлечения) лома и отходов цветных металлов
из лома и отходов черных металлов

Комиссия в составе:

начальник участка _________________________________________________________


работник(ца) ______________________________________________________________

составили настоящий акт о том, что ________________________ (дата) на территории

_________________________________________________________________________

был произведен отбор (извлечение) лома и отходов цветных металлов из лома и отходов черных металлов.

_________________________________________________________________________

Подлежат списанию с учета лом и отходы черных металлов (вид, вес):

_________________________________________________________________________

Подлежат учету лом и отходы цветных металлов (вид, вес, цена, сумма,

Ф. И. О. ответственного) ____________________________________________________

Согласовано: ___________ (подпись бухгалтера ломоперерабатывающей организации)

Приложение N 3. Удостоверение о взрывобезопасности лома и отходов черных металлов

Приложение N 3
к Правилам обращения с ломом
и отходами черных металлов
и их отчуждения
(В редакции, введенной в действие
с 27 декабря 2016 года
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 15 декабря 2016 года N 1367 . -
См. предыдущую редакцию)

_________________________________________________________________________

наименование организации

Удостоверение N ___
о взрывобезопасности лома и отходов черных металлов

"____" ______________ 200__ г.

1. Получатель лома и отходов черных металлов: _______________________________

_________________________________________________________________________

2. Вид лома и отходов черных металлов: ______________________________________

масса ___________ тонн

вагон (автомобиль) N _________________ накладная N __________________________

Указанные лом и отходы черных металлов являются взрывобезопасными и могут быть допущены к использованию в качестве металлической шихты.

Ответственный представитель

_________________

_________________________

(личная подпись)

(расшифровка подписи)

Примечание. Печать проставляется при ее наличии.

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Ситуация : В здании, принадлежащем ООО, осуществляют работы по ремонту полов. На полу выложена алюминиевая плитка. Чтобы эту плитку не выбрасывать, решили ее продать (как металлолом).

Какие в данном случае существуют налоговые риски?

Ответ:

Металлолом в виде алюминиевой плитки, которой был покрыт пол до ремонта, в целях исчисления налога на прибыль:

— является имуществом, полученным при ремонте основных средств,

— признается внереализационным доходом,

— при этом его стоимость принимается равной признанному доходу.

Металлолом должен быть оприходован в налоговом учете по стоимости возможной продажи, одновременно признается внереализационный доход на ту же сумму; при реализации металлолома отражается доход от реализации и списывается в расходы стоимость металлолома. В итоге налогооблагаемая прибыль от данной операции будет равна сумме дохода, полученного от покупателя.

Операция по реализации металлолома не облагается НДС на основании пп.25 п.2 ст.149 НК РФ независимо от наличия у ООО лицензии на операции с металлоломом, т.к. в данном случае реализуется лом черных и цветных металлов, образовавшийся в результате утилизации собственных объектов капитальных вложений. Появление в учете операций, освобождаемых от НДС, предписывает налогоплательщику вести раздельный учет по НДС.

Несмотря на мнение Минфина о необходимости восстановления «входного» НДС по металлолому, на сегодняшний день сложилась благоприятная для налогоплательщиков судебная практика, опровергающая этот подход. ВАС подтверждает отсутствие оснований для восстановления НДС при подобных операциях.

Обоснование:

Налог на прибыль

В соответствии с приложением 8 к Положению о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000 (утв. постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 года № 279) к работам по капитальному ремонту зданий и сооружений относится частичная (более 10% общей площади пола в здании) или сплошная смена всех видов полов (несмотря на «древность» документа, по мнению Минфина именно им следует руководствоваться при определении термина «капитальный ремонт» — см. письмо Минфина РФ от 23.11.2006 года № 03-03-04/1/794). Таким образом, металлолом в виде алюминиевой плитки, которой был покрыт пол до ремонта, в целях исчисления налога на прибыль является имуществом, полученным при ремонте основных средств .

В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 254 НК РФ стоимость имущества, полученного при ремонте основных средств, определяется как сумма дохода, учтенного налогоплательщиком в порядке, предусмотренном статьей 250 НК РФ. В самой же статье 250 НК РФ не поименовано имущество, полученное при ремонте основных средств, но есть пункт 13, который гласит, что стоимость полученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств в целях исчисления налога на прибыль признается внереализационным доходом. Минфин РФ в своем письме от 15.09.2005 года № 03-03-04/1/189 разъяснил, что материалы, полученные при ремонте, хотя и не поименованы в статье 250 НК РФ как внереализационные доходы, но имеют экономическую тождественность с доходами в виде материалов, полученных при разборке основных средств, поэтому они также должны признаваться внереализационными доходами. Таким образом, материалы, полученные при ремонте основных средств признаются внереализационными доходами, при этом их стоимость признается равной признанному доходу.

Металлолом, появившийся на балансе организации в результате разбора пола, в целях исчисления прибыли будет считаться имуществом, полученным безвозмездно, на основании статьи 2 пункта 248 НК РФ, т.к. у организации не возникает задолженности перед кем-либо за оприходованный металлолом. В соответствии с абзацем 2 пункта 8 статьи 250 НК РФ стоимость безвозмездно полученного имущества определяется исходя из рыночной цены, под которой понимается возможная к получению выручка (возможная цена продажи). Возможной ценой продажи в данном случае будет являться стоимость металлолома, согласованная с покупателем (им, как правило, выступает специализированная организация).

Таким образом, операция по продаже металлолома, полученного при разборе пола, в налоговом учете в целях налогообложения прибыли должна выглядеть следующим образом:

  • Металлолом приходуется на основании первичных документов, подтверждающих его количество, по стоимости возможной продажи
  • Одновременно с оприходованием металлолома отражается внереализационный доход на ту же сумму
  • При реализации металлолома отражается доход от реализации и списывается в расходы стоимость металлолома

В итоге налогооблагаемая прибыль от данной операции будет равна сумме дохода, полученного от покупателя.

НДС

Реализация на территории РФ лома и отходов черных и цветных металлов не облагается НДС на основании подпункта 25 пункта 2 статьи 149 НК РФ. Несмотря на то, что пункт 6 статьи 149 НК РФ определяет наличие лицензии в качестве условия применения льготы, в случае реализации лома и отходов черных и цветных металлов, образовавшего у ООО в процессе собственного производства (деятельности), наличие лицензии не требуется. Об этом прямо указано в Постановлении Правительства РФ от 12.12.2012 года № 1287, регламентирующем порядок лицензирования операций с ломом черных и цветных металлов (пункты 1, 3). Аналогичный подход высказывали официальные органы и суды еще до вступления в силу указанного постановления (например, письма ФНС России от 16.08.2006 года № 03-1-03/1562@, УФНС по г. Москве от 28.04.2006 года № 19-11/35889, Минпромэнерго России от 22.12.2005 года № ИМ-1738/05). При этом под собственным производством понимается не только непосредственно производственный процесс. Так, в постановлении ФАС Поволжского округа от 24.11.2008 года по делу № А12-10838/08 указано, что лом, образовавшийся в результате утилизации собственных объектов капитальных вложений, является ломом, образовавшимся в процессе собственного производства.

Таким образом, при реализации организацией металлолома, образовавшегося в результате ее предпринимательской деятельности (в том числе при утилизации собственных объектов капитальных вложений), эта операция освобождается от обложения НДС по подпункту 25 пункта 2 статьи 149 НК РФ в любом случае независимо от наличия у организации лицензии.

Применение освобождения от обложения НДС операций по реализации металлолома необходимо обосновать: должны быть оформлены первичные документы, содержание которых должно четко указывать на то, что данный металлолом является ломом и отходами черных или цветных металлов и был получен в результате демонтажа полов при их ремонте.

Налоговый кодекс не дает определения понятиям «металлолом», «лом», «черные металлы», «цветные металлы». В этом случае необходимо действовать в соответствии с пунктом 1 статьи 11 НК РФ, т.е. воспользоваться значением этих понятий в других отраслях законодательства. По мнению Минфина РФ (письмо от 01.07.2011 года № 03-07-07/32) для целей освобождения от обложения НДС следует руководствоваться определением, данным в федеральном законе от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»: лом и отходы цветных и черных металлов — пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий (статья 1).

В ГОСТ 1639-2009 приведено определение термина «металлолом»: металлолом (вторичное сырье, скрап) – это лом и отходы цветных металлов и сплавов. Отходы производства (новый скрап) — это отходы, образующиеся при производстве продукции из цветных металлов и сплавов, а также неисправимый брак, возникающий в процессе производства. Лом (старый скрап) — это изделия из цветных металлов и сплавов, пришедшие в негодность или утратившие эксплуатационную ценность.

Во избежание разногласий с проверяющими органами из первичных документов, подтверждающих факт оприходования металлолома, должно четко следовать, что этот металлолом является ломом цветных и черных металлов и представляет собой изделия из цветных и черных металлов и сплавов, пришедшие в негодность и утратившие свои потребительские свойства.

При реализации металлолома у организации возникает обязанность ведения раздельного учета по НДС, даже в том случае, если эта операция является разовой (пункт 4 статьи 149 НК РФ).

В определенных случаях суммы НДС, ранее принятые к вычету, подлежат восстановлению. В том числе это правило применяется в случае дальнейшего использования товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, для осуществления операций, освобождаемых от НДС (подпункт 2 пункта 3 статьи 170 НК РФ). Ссылаясь на это Минфин РФ настаивает на восстановлении в периоде реализации сумм налога, ранее правомерно принятых к вычету по металлу, в отношении его остатков, которые приходуются на склад в качестве лома и отходов и в целях обложения НДС признаются товаром (письма от 16.04.2013 года № 03-07-11/12802, от 01.09.2008 года № 03-07-07/84).

Если налогоплательщик решит придерживаться позиции Минфина, то необходимо также вести раздельный учет «входного» НДС на основании пункта 4 статьи 170 НК РФ.

Однако такая позиция не бесспорна. Металлолом, образовавшийся при демонтаже основных средств, не является специально произведенным товаром. Более того, это металл, не пригодный для использования его в качестве металла; он изначально не приобретался с целью последующей переработки в лом и дальнейшей реализации. Поэтому этот металлолом не является товаром в том смысле, что предполагает подпункт 2 пункта 3 статьи 170 НК РФ.

Аналогичная позиция неоднократно высказывалась судами. При этом суды приводят следующие основные доводы:

— реализованные товары (отходы производства) по своим функциональным и физическим характеристикам отличаются от товаров (объектов основных средств), которые налогоплательщик ранее приобрел для осуществления предпринимательской деятельности;

— пункт 2 статьи 170 НК РФ содержит закрытый перечень обстоятельств, при которых налогоплательщик обязан восстановить ранее принятый к вычету НДС, и не предусматривает обязанность налогоплательщика восстанавливать к уплате в бюджет суммы, которые ранее были правомерно заявлены к вычету по приобретенным, оплаченным и принятым к учету товарам, которые впоследствии были утрачены;

— налогоплательщик в случае реализации металлолома реализует не объекты основных средств, а отходы, оставшиеся после уничтожения не полностью амортизированных объектов ОС.

На основании этих доводов суды делают выводы об отсутствии оснований для применения подпункта 2 пункта 3 статьи 170 НК РФ при реализации металлолома, оставшегося после демонтажа основных средств (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 01.04.2013 года № Ф04-1006/13, от 27.08.2013 года № Ф04-3298/13, ФАС Поволжского округа от 05.05.2011 года № Ф06-2111/11, ФАС Уральского округа от 11.12.2012 года № Ф09-12020/12). Правомерность аналогичных выводов подтверждает и ВАС, указывая, что выводы судов соответствуют сложившейся судебно-арбитражной практике (Определение ВАС РФ от 18.10.2010 года № ВАС-14097/10, от 25.11.2010 года № ВАС-14097/10, от 15.03.2011 года № ВАС-2416/11).

Таким образом, у ООО отсутствует основание для восстановления сумм «входящего» НДС при продаже металлолома, образовавшегося в результате демонтажа полов. В случае предъявления претензий налоговыми органами организация может сослаться на указанные постановления арбитражных судов и определения Высшего арбитражного суда или обратиться в арбитражный суд для снятия претензий. В последнем случае, учитывая сложившуюся судебную практику, шансы выиграть дело достаточно велики.