Главная · На заметку · Святые младенцы. Святой мученик младенец гавриил белостокский

Святые младенцы. Святой мученик младенец гавриил белостокский

Святой мученик младенец Гавриил Белостокский (Заблудовский, Слуцкий) родился 22 марта 1684 года в селе Зверки близ города Заблудова (Речь Посполитая; сейчас в Восточной Польше). Был он сыном благочестивых крестьян Петра и Анастасии Говдель. Крестили его с именем в честь святого Архангела Божия Гавриила в храме тогдашнего Успенского Заблудовского монастыря, одной из немногих обителей, сохранивших в то время верность Православию.

Младенец Гавриил отличался от других детей необычными для его возраста качествами души. Он рос ребенком кротким и незлобивым. В нем была заметна склонность к молитве и уединению. Его родители, несмотря на притеснения, которым подвергались тогда православные Речи Посполитой, не желавшие принимать Брестскую унию, свято хранили православную веру. Большое влияние на святого младенца Гавриила оказывала близость монастыря, в котором во время богослужений он духовно созрел, учился молитве и познавал Бога.

В 1690 году семью Говдель постигло великое горе. Невинный мальчик стал жертвой сектантов-изуверов. 11 апреля, когда мать шестилетнего Гавриила понесла мужу обед в поле, в дом забрался арендатор Шутко. Он приласкал дитя и тайно увез его в Белосток, где младенца предали мучениям. Сначала его посадили в подвал, где острыми орудиями проткнули ему бок для выпускания крови. После этого мученик был распят на кресте, установленном в корыте. На девятый день ребенок скончался.

Палачи тайно вывезли бездыханное тело в поле и бросили у опушки леса вблизи села Зверки. Приближался праздник Святой Пасхи. К телу прибегали голодные собаки, над ним кружились хищные птицы, но собаки не только не растерзали его, но даже охраняли тело от птиц. На доносившийся лай сошлись жители села и обнаружили жертву изуверства.

При стечении народа, глубоко взволнованного подобным зверством, тело замученного младенца Гавриила было предано земле рядом с кладбищенским храмом в Зверках, где и пробыло около 30 лет.

В начале XVIII века по окрестностям Белостока прошел мор. Людей едва успевали хоронить. В селе Зверки умерших детей старались хоронить поближе к могиле младенца Гавриила, чувствуя необычную благодать этого места. Однажды в 1720 году во время погребения случайно задели гроб мученика. К величайшему удивлению, его тело обнаружили нетленным. Весть об этом молниеносно разнеслась среди православного народа, усиливая почитание мученика. Предание связывает с этим событием многие исцеления, происшедшие у могилы святого, и окончание эпидемии, что послужило поводом для почитания мученика. Обретенные мощи благоговейно перенесли в крипту под храмом в селе Зверки.

В 1746 году сгорела сельская церковь в Зверках, но мощи остались неповрежденными. Частично обгорела только ручка, да и то, несомненно, произошло согласно Божию Промыслу, ради укрепления веры и благочестия в православном народе. Когда святые мощи были перенесены в Заблудовский монастырь, ручка чудесно зажила и вновь покрылась кожей.

С 1752 года активное участие в прославлении честного имени мученика младенца Гавриила Белостокского принимают и православные христиане Слуцкого края. Архимандрит Слуцкого монастыря Досифей (Голяховский), наместник Киевского митрополита, составил тропарь и кондак святому младенцу. 9 мая 1755 года ввиду напряженной обстановки, вызванной внешними обстоятельствами и недоброжелательностью инославного населения, по благословению Киевского митрополита архимандрит Михаил (Козачинский) перенес мощи святого мученика младенца Гавриила в Слуцкий Свято-Троицкий монастырь и составил стихотворную повесть о младенце мученике Гаврииле. Крестный ход со святыми мощами, которые в раке несли на руках, величественно прошествовал более 300 км. Мощи младенца мученика Гавриила лежали в раке совершенно открытыми. Обе ручки младенца держали маленький наперсный крест. Было видно, что пальцы святого исколоты, на теле рваные раны.

Вместе с возрастающей славой младенца мученика Гавриила и расширяющимся его почитанием православные христиане старались особым образом украсить раку с его святыми мощами. В 1897 году на добровольные пожертвования была изготовлена новая серебряная рака.

В 1908 году в типографии Успенской Почаевской лавры была напечатана служба святому мученику младенцу Гавриилу, составленная архиепископом Волынским и Житомирским Антонием (Храповицким).

В том же году епископ Гродненский и Брестский Михаил вместе с епископом Белостокским Владимиром приняли решение перенести часть мощей святого мученика Гавриила из Слуцка в Белосток. Перенесение началось 31 мая. Святыня была доставлена из Слуцка в Успенский Жировичский монастырь. С 1 по 12 июня через деревни Ялувка, Новая Воля, Полота, Заблудов, Зверки и Дойлиды частица мощей мученика была перенесена из Жировичского монастыря в Белосток.

Частица святых мощей мученика младенца Гавриила находилась в Никольском кафедральном соборе города Белостока до 1912 года, пока не была перенесена в Благовещенский монастырь в Супрасле.

В Слуцке, где оставались мощи, находилась специальная книга, в которой записывались известные духовным и государственным властям чудесные случаи, связанные с находящимися там мощами святого мученика младенца Гавриила. Всенародное почитание святого Гавриила установилось по всей Российской империи. В день памяти святого к месту его упокоения со всей страны собирались тысячи паломников.

В 1930-х годах Свято-Троицкий Слуцкий монастырь, где до сих пор хранились мощи, был закрыт, а святые мощи мученика перенесены в музей атеизма в Минске.

Справедливым будет полагать, что Слуцк, где в течение 175 лет пребывали мощи мученика, стал основным центром, откуда слава подвига святого младенца Гавриила распространилась по всей Российской империи.

Во время Второй мировой войны репрессии стали слабеть, и в 1942 году в хаосе военной неразберихи православным жителям Минска удалось поместить святые мощи мученика младенца Гавриила в деревянную раку в кафедральном соборе Преображения Господня в Минске, настоятелем которого был митрополит Пантелеимон (Рожновский).

9-10 июля 1944 года святые мощи были перенесены из Минска в Гродно, в церковь Покрова Божией Матери, где они и находились до 21 сентября 1992 года.

21-22 сентября 1992 года по благословению архиепископов Гродненского и Волковысского Валентина и Белостокского и Гданьского Саввы (ныне митрополита Варшавского и всея Польши) святые мощи были перенесены первым, начиная с 1944 года, крестным ходом из гродненской церкви Рождества Пресвятой Богородицы, где они хранились, в Николаевский собор Белостока.

С 1993 года ежегодно 2-3 мая по новому стилю мощи младенца Гавриила переносятся из Белостока в Заблудов, где при открытой раке верующие проводят всю ночь на богослужении. Мощи привозят на автомобиле до окраины Заблудова, и оттуда на руках верующие несут их в заблудовский храм. По случаю праздника 2 мая из Белостока выходит паломнический крестный ход в Заблудов.

Слутчина помнит об оказанной ей чести быть домом для мощей святого мученика Гавриила на протяжении 175 лет. Православные жители Слуцкого края глубоко чтят святого младенца и молитвенно обращаются к нему за помощью.

Краткое житие мученика младенца Гавриила Белостокского, Слуцкого

Ро-дил-ся 22 мар-та 1684 г. в де-ревне Звер-ки Бе-ло-сток-ско-го уез-да Грод-нен-ской гу-бер-нии, в се-мье бла-го-че-сти-вых кре-стьян Пет-ра и Ана-ста-сии. Он рос крот-ким, незло-би-вым, за-мет-на бы-ла в нем склон-ность к со-зер-ца-тель-но-му уеди-не-нию. В 1690 г. 11 ап-ре-ля мать ше-сти-лет-не-го Гав-ри-и-ла по-нес-ла му-жу обед в по-ле. Вско-ре при-бли-жал-ся празд-ник Свя-той Пас-хи. В это вре-мя в дом за-брал-ся арен-да-тор-ев-рей, при-лас-кал ди-тя и тай-но увез его в г. Бе-ло-сток, где мла-ден-ца пре-да-ли му-че-ни-ям: рас-пя-ли, про-ко-ло-ли бо-ка, по-сте-пен-но ис-пус-кая кровь. На де-вя-тый день ре-бе-нок скон-чал-ся, его бро-си-ли в по-ле у опуш-ки ле-са близ де-рев-ни Звер-ки. Го-лод-ные со-ба-ки, на-шед-шие те-ло, не толь-ко не рас-тер-за-ли его, но охра-ня-ли да-же от хищ-ных птиц. На до-но-сив-ший-ся лай со-бак при-шли жи-те-ли де-рев-ни, на-шли те-ло му-че-ни-ка и при-зна-ли, что мла-де-нец по-гиб в ре-зуль-та-те ри-ту-аль-но-го убий-ства. Те-ло за-му-чен-но-го Гав-ри-и-ла при боль-шом сте-че-нии на-ро-да, глу-бо-ко взвол-но-ван-но-го по-доб-ным звер-ством, пре-да-но бы-ло зем-ле близ хра-ма.

Через 30 лет по-сле по-гре-бе-ния мо-щи св. Гав-ри-и-ла оста-ва-лись нетлен-ны-ми. В 1746 г. храм, в ко-то-ром был по-гре-бен мла-де-нец, сго-рел, но свя-тые мо-щи уце-ле-ли. Ча-стич-но об-го-ре-ла руч-ка, но ко-гда свя-тые мо-щи бы-ли пе-ре-не-се-ны в мо-на-стырь, руч-ка чу-дес-но за-жи-ла и вновь по-кры-лась ко-жей.

Св. Гав-ри-ил счи-та-ет-ся це-ли-те-лем де-тей. Свя-тые мо-щи его несколь-ко раз ме-ня-ли ме-сто сво-е-го пре-бы-ва-ния. С 1944 по 1992 гг. они хра-ни-лись в Грод-нен-ской По-кров-ской церк-ви, от-ку-да тор-же-ствен-но бы-ли пе-ре-не-се-ны в Свя-то-Ни-коль-ский со-бор г. Бе-ло-сто-ка.

Полное житие мученика младенца Гавриила Белостокского, Слуцкого

В сон-ме ис-чис-ли-мых лишь толь-ко Гос-по-дом свя-тых пра-во-слав-ной церк-ви мы на-хо-дим име-на мно-же-ства му-че-ни-ков, доб-ро-воль-но при-нес-ших се-бя в «жерт-ву жи-вую». Это они, пре-бы-вая в го-тов-но-сти быть все-це-ло пре-дан-ны-ми Хри-сту да-же до смер-ти, му-че-ни-че-ски сви-де-тель-ство-ва-ли о Том, Кто есть «путь и ис-ти-на и жизнь» (), о непре-хо-дя-щей цен-но-сти жиз-ни во Хри-сте и со Хри-стом.
Сре-ди му-че-ни-ков всех вре-мен опре-де-лен-ное ме-сто в пра-во-слав-ном ка-лен-да-ре за-ни-ма-ют де-ти. На-чи-ная со вре-мен му-че-ни-ков Мак-ка-вей-ских и 14 ты-сяч мла-ден-цев, ис-треб-лен-ных Иро-дом в Виф-ле-е-ме, пра-во-слав-ное бла-го-че-стие с осо-бой лю-бо-вью от-но-сит-ся имен-но к де-тям, став-шим жерт-ва-ми вне-зап-ной на-силь-ствен-ной смер-ти. В их слу-чае жерт-вен-ная смерть со-еди-ня-лась с чи-сто-тою их невин-но-сти. Тем са-мым еще не со-всем зре-лые в физи-че-ском смыс-ле от-ро-ки и мла-ден-цы ста-но-ви-лись ис-тин-ной «со-лью зем-ли» и «све-том ми-ра» ().
От-сю-да при-чис-ле-ние мно-гих мла-ден-цев и от-ро-ков, за-му-чен-ных за ве-ру от языч-ни-ков в пер-вые ве-ка хри-сти-ан-ства, а так-же в даль-ней-шем по-стра-дав-ших от ино-вер-ных, ино-слав-ных и ате-и-стов, к ли-ку свя-тых. От-сю-да и на-род-ное по-чи-та-ние и в даль-ней-шем при-чис-ле-ние к ли-ку свя-тых му-че-ни-ка мла-ден-ца Гав-ри-и-ла, на-зван-но-го Бе-ло-сток-ским, За-блу-дов-ским и Слуц-ким.
Лич-ность свя-то-го мла-ден-ца Гав-ри-и-ла яв-ля-ет-ся об-ра-зом совре-мен-но-го му-че-ни-че-ства. Он не про-сто стра-да-ет пе-ред су-дом языч-ни-ков или ере-ти-ков за ис-по-ве-да-ние ве-ры, но стра-да-ет без-вин-но и уми-ра-ет, не со-про-тив-ля-ясь злу, чтобы та-ким об-ра-зом по-сле-до-вать при-ме-ру Хри-ста. Он - от-ро-ча чи-стей-шее (как по-ет-ся в ака-фи-сте), плод спо-кой-ной и да-же ра-дост-ной го-тов-но-сти тер-петь стра-да-ния «да-же до кро-ве» за По-стра-дав-ше-го нас ра-ди. Вме-сте с зем-ной му-че-ни-че-ской кон-чи-ной мла-ден-ца Гав-ри-и-ла и од-новре-мен-ным его рож-де-ни-ем для но-вой, луч-шей жиз-ни мы по-лу-чи-ли осо-бен-но-го хо-да-тая за нас, греш-ных, пе-ред пре-сто-лом Все-выш-не-го.
Му-че-ник мла-де-нец Гав-ри-ил ро-дил-ся, жил и по-стра-дал на тер-ри-то-рии ны-неш-ней Поль-ши. По-это-му Поль-ская Пра-во-слав-ная Цер-ковь от-но-сит-ся к нему с осо-бен-ным по-чи-та-ни-ем. В его честь стро-ят-ся пра-во-слав-ные хра-мы, он яв-ля-ет-ся небес-ным по-кро-ви-те-лем Брат-ства Пра-во-слав-ной мо-ло-де-жи в Поль-ше, а так-же счи-та-ет-ся осо-бен-ным це-ли-те-лем де-тей. По-сле ис-то-ри-че-ски обу-слов-лен-ных взле-тов и па-де-ний в по-чи-та-нии свя-то-го му-че-ни-ка в на-сто-я-щее вре-мя его па-мять от-ме-ча-ет-ся так-же все-ми Пра-во-слав-ны-ми Церк-ва-ми.
Свя-той му-че-ник мла-де-нец Гав-ри-ил Бе-ло-сток-ский (За-блу-дов-ский, Слуц-кий) ро-дил-ся 22 мар-та 1684 го-да в се-ле Звер-ки За-блу-дов-ско-го при-хо-да Бе-ло-сток-ско-го уез-да Грод-нен-ской гу-бер-нии. Был он сы-ном бла-го-че-сти-вых кре-стьян Пет-ра и Ана-ста-сии Го-в-дель. Кре-сти-ли его с име-нем свя-то-го Ар-хан-ге-ла Гав-ри-и-ла в хра-ме то-гдаш-не-го Свя-то-Успен-ско-го За-блу-дов-ско-го мо-на-сты-ря, од-ной из немно-гих оби-те-лей в этой ча-сти Ре-чи Поспо-ли-той, со-хра-нив-шей в то вре-мя вер-ность пра-во-сла-вию.
Мла-де-нец Гав-ри-ил от-ли-чал-ся от дру-гих де-тей необыч-ны-ми для его воз-рас-та ка-че-ства-ми ду-ши. Он рос ре-бен-ком крот-ким и незло-би-вым. В нем бы-ла за-мет-на склон-ность к мо-лит-ве и уеди-не-нию, чем к дет-ским уве-се-ле-ни-ям и иг-рам. Его ро-ди-те-ли, несмот-ря на при-тес-не-ния, ко-то-рым под-вер-га-лись то-гда пра-во-слав-ные Ре-чи Поспо-ли-той, не же-лав-шие при-ни-мать Брест-скую унию, свя-то хра-ни-ли пра-во-слав-ную ве-ру. Боль-шое вли-я-ние на свя-то-го мла-ден-ца Гав-ри-и-ла ока-зы-ва-ла бли-зость мо-на-сты-ря, в ко-то-ром во вре-мя бо-го-слу-же-ний он ду-хов-но со-зрел, учил-ся мо-лит-ве и по-зна-вал Бо-га.
В 1690 го-ду се-мью Го-в-дель по-стиг-ло ве-ли-кое го-ре. Невин-ный маль-чик стал жерт-вой изу-вер-ства. 11 ап-ре-ля, ко-гда мать ше-сти-лет-не-го Гав-ри-и-ла по-нес-ла му-жу обед в по-ле, в дом за-брал-ся арен-да-тор де-рев-ни Шут-ко. Он при-лас-кал ди-тя и тай-но увез его в Бе-ло-сток, где мла-ден-ца пре-да-ли му-че-ни-ям. Сна-ча-ла его по-са-ди-ли в под-вал, где при по-мо-щи ост-рых ору-дий про-ткну-ли ему бок для вы-пус-ка-ния кро-ви. По-сле это-го му-че-ник был рас-пят на кре-сте, уста-нов-лен-ном в ко-ры-те, и ис-ко-лот ост-ры-ми ору-ди-я-ми для вы-пус-ка-ния остат-ков кро-ви. На де-вя-тый день ре-бе-нок скон-чал-ся.
Па-ла-чи тай-но вы-вез-ли без-ды-хан-ное те-ло в по-ле и бро-си-ли у опуш-ки ле-са вбли-зи се-ла Звер-ки. При-бли-жал-ся празд-ник Свя-той Пас-хи. К те-лу при-бе-га-ли го-лод-ные со-ба-ки, над ним кру-жи-лись хищ-ные пти-цы, но со-ба-ки не толь-ко не рас-тер-за-ли его, но да-же охра-ня-ли те-ло от птиц. На до-но-сив-ший-ся лай со-шлись жи-те-ли се-ла и об-на-ру-жи-ли жерт-ву изу-вер-ства. Изу-ве-ры бы-ли най-де-ны и на-ка-за-ны, а в ме-му-а-рах го-род-ско-го За-блу-дов-ско-го прав-ле-ния остав-ле-на со-от-вет-ству-ю-щая за-пись.
При сте-че-нии на-ро-да, глу-бо-ко взвол-но-ван-но-го по-доб-ным звер-ством, те-ло за-му-чен-но-го мла-ден-ца Гав-ри-и-ла бы-ло пре-да-но зем-ле близ клад-би-щен-ско-го хра-ма в Звер-ках, где и про-бы-ло око-ло 30 лет.
В на-ча-ле 18 ве-ка по всей тер-ри-то-рии Бе-ло-сток-ско-го уез-да про-шел мор. Лю-дей ед-ва успе-ва-ли хо-ро-нить. В се-ле Звер-ки умер-ших де-тей ста-ра-лись хо-ро-нить по-бли-же к мо-ги-ле мла-ден-ца Гав-ри-и-ла, чув-ствуя необыч-ную бла-го-дать это-го ме-ста. Од-на-жды в 1720 го-ду во вре-мя по-гре-бе-ния слу-чай-но за-де-ли гроб му-че-ни-ка. К ве-ли-чай-ше-му удив-ле-нию, его те-ло об-на-ру-жи-ли нетлен-ным. Весть об этом мол-ние-нос-но раз-нес-лась сре-ди пра-во-слав-но ве-ру-ю-ще-го на-ро-да, уси-ли-вая по-чи-та-ние му-че-ни-ка. Пре-да-ние свя-зы-ва-ет с этим со-бы-ти-ем мно-гие ис-це-ле-ния, про-ис-шед-шие у мо-ги-лы свя-то-го, и окон-ча-ние эпи-де-мии, что по-слу-жи-ло по-во-дом для по-чи-та-ния му-че-ни-ка. Об-ре-тен-ные мо-щи бла-го-го-вей-но пе-ре-нес-ли в крип-ту под хра-мом в се-ле Звер-ки.
В 1746 го-ду сго-ре-ла сель-ская цер-ковь в Звер-ках, но мо-щи оста-лись непо-вре-жден-ны-ми. Ча-стич-но об-го-ре-ла толь-ко руч-ка, да и то, несо-мнен-но, про-изо-шло со-глас-но Бо-жию про-мыс-лу, ра-ди укреп-ле-ния ве-ры и бла-го-че-стия в пра-во-слав-ном на-ро-де. Ко-гда свя-тые мо-щи бы-ли пе-ре-не-се-ны в За-блу-дов-ский мо-на-стырь, руч-ка чу-дес-но за-жи-ла и вновь по-кры-лась ко-жей.
В 1752 го-ду ар-хи-манд-рит Слуц-ко-го мо-на-сты-ря До-си-фей (Го-ля-хов-ский), на-мест-ник Ки-ев-ско-го мит-ро-по-ли-та, со-ста-вил тро-парь и кондак мла-ден-цу.
9 мая 1755 го-да вви-ду на-пря-жен-ной об-ста-нов-ки, вы-зван-ной внеш-ни-ми об-сто-я-тель-ства-ми и недоб-ро-же-ла-тель-но-стью ино-слав-но-го на-се-ле-ния, по бла-го-сло-ве-нию Ки-ев-ско-го мит-ро-по-ли-та ар-хи-манд-рит Ми-ха-ил (Ко-за-чин-ский) пе-ре-нес мо-щи свя-то-го му-че-ни-ка мла-ден-ца Гав-ри-и-ла в Слуц-кий Свя-то-Тро-иц-кий мо-на-стырь Мин-ской гу-бер-нии и со-ста-вил сти-хо-твор-ную по-весть о мла-ден-це му-че-ни-ке Гав-ри-и-ле. Крест-ный ход со свя-ты-ми мо-ща-ми, ко-то-рые в ра-ке нес-ли на ру-ках, ве-ли-че-ствен-но про-ше-ство-вал бо-лее 300 верст. Мо-щи мла-ден-ца му-че-ни-ка Гав-ри-и-ла ле-жа-ли в ра-ке со-вер-шен-но от-кры-ты-ми. Обе руч-ки мла-ден-ца дер-жа-ли ма-лень-кий на-перс-ный крест. Паль-цы ис-ко-ло-ты, на те-ле рва-ные ра-ны.
В 1820 го-ду мла-де-нец Гав-ри-ил был при-чис-лен к ли-ку свя-тых Рус-ской Пра-во-слав-ной Цер-ко-вью.
Вме-сте с воз-рас-та-ю-щей сла-вой мла-ден-ца му-че-ни-ка Гав-ри-и-ла и рас-ши-ря-ю-щим-ся его по-чи-та-ни-ем пра-во-слав-ные хри-сти-ане ста-ра-лись осо-бым об-ра-зом укра-сить ра-ку с его свя-ты-ми мо-ща-ми. В 1897 го-ду на доб-ро-воль-ные по-жерт-во-ва-ния бы-ла из-го-тов-ле-на но-вая се-реб-ря-ная ра-ка.
В 1908 го-ду в ти-по-гра-фии Успен-ской По-ча-ев-ской Лав-ры бы-ла на-пе-ча-та-на служ-ба свя-то-му му-че-ни-ку мла-ден-цу Гав-ри-и-лу, со-став-лен-ная ар-хи-епи-ско-пом Во-лын-ским и Жи-то-мир-ским Ан-то-ни-ем (Хра-по-виц-ким).
В том же го-ду епи-скоп Грод-нен-ский и Брест-ский Ми-ха-ил вме-сте с епи-ско-пом Бе-ло-сток-ским Вла-ди-ми-ром при-ня-ли ре-ше-ние пе-ре-не-сти из Слуц-ка часть мо-щей свя-то-го му-че-ни-ка мла-ден-ца Гав-ри-и-ла в го-род Бе-ло-сток.
Пе-ре-не-се-ние кре-ста и мо-ще-ви-ка, в ко-то-ром до 1897 го-да по-чи-ва-ли мо-щи свя-то-го му-че-ни-ка, на-ча-лось 31 мая. Свя-ты-ни бы-ли пе-ре-не-се-ны из го-ро-да Слуц-ка в Жи-ро-виц-кий мо-на-стырь Успе-ния Бо-жи-ей Ма-те-ри. С 1 по 12 июня через де-рев-ни Ялув-ка, Но-вая Во-ля, По-ло-та, За-блу-дов, Звер-ки и Дой-ли-ды свя-тые мо-щи бы-ли пе-ре-не-се-ны из Жи-ро-виц-ко-го мо-на-сты-ря в Бе-ло-сток. Та-ким об-ра-зом, по-чти через 150 лет свя-ты-ня вер-ну-лась на свою от-чиз-ну.
Ча-сти-ца свя-тых мо-щей му-че-ни-ка мла-ден-ца Гав-ри-и-ла на-хо-ди-лась в Свя-то-Ни-коль-ском ка-фед-раль-ном со-бо-ре го-ро-да Бе-ло-сто-ка до 1912 го-да, по-ка не бы-ла пе-ре-не-се-на в Бла-го-ве-щен-ский мо-на-стырь в Су-п-рас-ле.
В Слуц-ке, где оста-лись мо-щи, на-хо-ди-лась спе-ци-аль-ная кни-га, в ко-то-рой за-пи-сы-ва-лись из-вест-ные ду-хов-ным и го-судар-ствен-ным вла-стям чу-дес-ные слу-чаи, свя-зан-ные с на-хо-дя-щи-ми-ся там мо-ща-ми свя-то-го му-че-ни-ка мла-ден-ца Гав-ри-и-ла. Все-на-род-ное по-чи-та-ние му-че-ни-ка мла-ден-ца Гав-ри-и-ла уста-но-ви-лось по всей Рос-сий-ской Им-пе-рии. В день па-мя-ти свя-то-го к ме-сту его упо-ко-е-ния со всей стра-ны со-би-ра-лись ты-ся-чи па-лом-ни-ков.
В 1915 го-ду во вре-мя Пер-вой ми-ро-вой вой-ны епи-скоп Бе-ло-сток-ский Вла-ди-мир вы-вез де-ре-вян-ную ра-ку с ча-сти-цей свя-тых мо-щей му-че-ни-ка мла-ден-ца Гав-ри-и-ла в Моск-ву и вре-мен-но по-ме-стил в По-кров-ском Со-бо-ре на Крас-ной пло-ща-ди.
По-сле ок-тябрь-ско-го пе-ре-во-ро-та 1917 го-да в Рос-сии на-ча-лись кро-ва-вые го-не-ния на пра-во-слав-ных.
Вра-гам Хри-ста ме-ша-ла па-мять об упо-до-бив-шем-ся Ему мла-ден-це. Так, за-щи-щав-ший его па-мять от по-ру-га-ния свя-щен-но-му-че-ник , на-сто-я-тель мос-ков-ско-го По-кров-ско-го со-бо-ра на Крас-ной пло-ща-ди, при-вле-кал-ся боль-ше-ви-ка-ми в ка-че-стве об-ви-ня-е-мо-го и впо-след-ствии был рас-стре-лян.
Ре-ше-ни-ем Со-ве-та На-род-ных Ко-мис-са-ров от 29 июля 1920 го-да бы-ло по-ста-нов-ле-но: «пла-но-во и по-сле-до-ва-тель-но пре-про-во-дить на тер-ри-то-рии пол-ную лик-ви-да-цию мо-щей…». Это рас-по-ря-же-ние не обо-шло и свя-тые мо-щи му-че-ни-ка мла-ден-ца Гав-ри-и-ла.
В 30-х го-дах Тро-иц-кий Слуц-кий мо-на-стырь, где до сих пор хра-ни-лись мо-щи, был за-крыт, а свя-тые мо-щи му-че-ни-ка пе-ре-не-се-ны в му-зей ате-из-ма в Мин-ске.
Во вре-мя Вто-рой ми-ро-вой вой-ны ре-прес-сии ста-ли сла-беть, и в 1942 го-ду в ха-о-се во-ен-ной нераз-бе-ри-хи пра-во-слав-ным жи-те-лям Мин-ска уда-лось по-ме-стить свя-тые мо-щи му-че-ни-ка мла-ден-ца Гав-ри-и-ла в де-ре-вян-ную ра-ку в ка-фед-раль-ном со-бо-ре Пре-об-ра-же-ния Гос-под-ня в Мин-ске,на-сто-я-те-лем ко-то-ро-го был мит-ро-по-лит Пан-те-ле-и-мон (Рож-нов-ский).
В 1943 го-ду из-ве-стие о на-хож-де-нии свя-тых мо-щей в мин-ском со-бо-ре до-шло до на-сто-я-те-ля церк-ви Рож-де-ства Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы в се-ле-нии Свис-ло-чи от-ца Алеския Зноско. Отец Алек-сий за ко-рот-кое вре-мя на-пи-сал ака-фист свя-то-му му-че-ни-ку Гав-ри-и-лу, ис-поль-зуя бо-лее 40 ака-фи-стов, ко-то-рые слу-жи-ли ему об-раз-цом. Ака-фист был утвер-жден цер-ков-ной вла-стью в 1943-1944 го-дах и вве-ден в цер-ков-ное упо-треб-ле-ние.
9-10 июля 1944 го-да свя-тые мо-щи бы-ли пе-ре-не-се-ны из Мин-ска в Грод-но, в цер-ковь По-кро-ва Бо-жи-ей Ма-те-ри, где они и на-хо-ди-лись до 21 сен-тяб-ря 1992 го-да.
По-сле-во-ен-ная судь-ба этой свя-ты-ни по-кры-та за-ве-сой тай-ны. Свя-тые мо-щи на про-тя-же-нии по-след-них несколь-ких де-сят-ков лет на-хо-ди-лись в под-зе-ме-льях грод-нен-ской церк-ви вда-ле-ке от тех, кто мог бы осквер-нить их. Свя-тые мо-щи на-хо-ди-лись во влаж-ном под-валь-ном по-ме-ще-нии в крайне небла-го-при-ят-ных усло-ви-ях. Од-на-ко они не по-стра-да-ли, что в оче-ред-ной раз сви-де-тель-ству-ет об их свя-то-сти.
21-22 сен-тяб-ря 1992 го-да по бла-го-сло-ве-нию ар-хи-епи-ско-пов Грод-нен-ско-го и Вол-ко-выс-ско-го Ва-лен-ти-на и Бе-ло-сток-ско-го и Гдан-ско-го Сав-вы (ныне мит-ро-по-ли-та Вар-шав-ско-го и всея Поль-ши) свя-тые мо-щи бы-ли пе-ре-не-се-ны пер-вым, на-чи-ная с 1944 го-да, крест-ным хо-дом из грод-нен-ской церк-ви Рож-де-ства Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы, где они хра-ни-лись, в Свя-то-Ни-ко-ла-ев-ский со-бор г. Бе-ло-сто-ка. На бе-ло-рус-ско-поль-ской гра-ни-це их встре-ча-ло несколь-ко ты-сяч ве-ру-ю-щих, ко-то-рые со-про-вож-да-ли мо-щи до са-мо-го Бе-ло-сто-ка через все го-ро-да и се-ла. Мо-щи мла-ден-ца му-че-ни-ка Гав-ри-и-ла пе-ре-во-зи-лись на ав-то-мо-би-ле в ду-бо-вой ра-ке. По пу-ти сле-до-ва-ния ве-ру-ю-щие осы-па-ли ее цве-та-ми. В каж-дом го-ро-де или де-ревне, где есть храм, де-ла-ли оста-нов-ку. Свя-тые мо-щи вно-си-лись с крест-ным хо-дом в храм, где слу-жи-лись мо-леб-ны и ака-фи-сты. Ве-ру-ю-щие при-кла-ды-ва-лись к свя-тыне, оста-ва-ясь на ночь в хра-ме для мо-лит-вы пе-ред свя-ты-ми мо-ща-ми мла-ден-ца Гав-ри-и-ла.
В са-мом Бе-ло-сто-ке свя-тые мо-щи встре-ти-ли на окра-ине го-ро-да и про-нес-ли по глав-ным ули-цам крест-ным хо-дом в Ни-ко-ла-ев-ский со-бор. Крест-ный ход про-дол-жал-ся око-ло трех ча-сов. В нем участ-во-ва-ло око-ло 60 ты-сяч че-ло-век. Дви-же-ние транс-пор-та по ули-цам бы-ло оста-нов-ле-но. Крест-ный ход встре-ча-ли да-же пред-ста-ви-те-ли свет-ских вла-стей.
Бо-го-слу-же-ние в Ни-ко-ла-ев-ском со-бо-ре про-дол-жа-лось всю ночь. Утром 27 сен-тяб-ря бы-ла так-же от-слу-же-на Бо-же-ствен-ная ли-тур-гия. По-сле нее свя-тые мо-щи мла-ден-ца му-че-ни-ка Гав-ри-и-ла об-нес-ли крест-ным хо-дом во-круг хра-ма и по-ме-сти-ли в пра-вом при-де-ле со-бо-ра. Еже-не-дель-но по втор-ни-кам пе-ред ра-кой со свя-ты-ми мо-ща-ми чи-та-ет-ся ака-фист му-че-ни-ку Гав-ри-и-лу. В Поль-ше му-че-ник мла-де-нец Гав-ри-ил по-чи-та-ет-ся пра-во-слав-ны-ми как по-кро-ви-тель де-тей и мо-ло-де-жи.
С 1993 го-да еже-год-но 2-3 мая по но-во-му сти-лю мо-щи мла-ден-ца Гав-ри-и-ла пе-ре-но-сят-ся из Бе-ло-сто-ка в За-блу-дов, где при от-кры-той ра-ке ве-ру-ю-щие про-во-дят всю ночь на бо-го-слу-же-нии. Мо-щи при-во-зят на ав-то-мо-би-ле до окра-и-ны За-блу-до-ва и от-ту-да на ру-ках ве-ру-ю-щие несут их в за-блу-дов-ский храм. По слу-чаю празд-ни-ка 2 мая из Бе-ло-сто-ка вы-хо-дит па-лом-ни-че-ский крест-ный ход в За-блу-дов.
Па-мять му-че-ни-ка мла-ден-ца Гав-ри-и-ла от-ме-ча-ет-ся: 20 ап-ре-ля/3 мая (в го-дов-щи-ну его му-че-ни-че-ской кон-чи-ны), в 3-ю Неде-лю по Пя-ти-де-сят-ни-це (со-бор Бе-ло-рус-ских свя-тых), а в Поль-ской Ав-то-ке-фаль-ной Пра-во-слав-ной Церк-ви так-же 9/22 сен-тяб-ря (в го-дов-щи-ну об-ре-те-ния и пе-ре-не-се-ния его мо-щей из Грод-но в Бе-ло-сток). В про-шлом его па-мять от-ме-ча-лась так-же в День Свя-то-го Ду-ха.

Молитвы

Тропарь мученику младенцу Гавриилу Белостокскому

Святы́й младе́нче Гаврии́ле,/ ты за Прободе́ннаго нас ра́ди от иуде́й/ лю́те от о́нехже в ре́бра прободе́н был еси́/ и за Истощи́вшаго кровь Свою́ за нас/ все те́ло твое́ на истоще́ние кро́ве/ в лю́тыя я́звы пре́дал еси́,/ ны́не же во сла́ве ве́чней с Ним всели́лся еси́./ Тем помяни́ и нас, мо́лим, зде чту́щих па́мять твою́,/ прося́ нам здра́вие телеси́// и спасе́ние душа́м на́шим.

Перевод: Святой младенец Гавриил, ты за Пронзенного за нас иудеями жестоко от них же в ребра был пронзен и за Источившего кровь Свою за нас все тело свое ты отдал на источение крови из жестоких ран, сейчас же во славе вечной с Ним поселился. Потому помяни и нас, молим, почитающих здесь память твою, прося нам здоровья телесного и спасения нашим душам.

Молитва мученику младенцу Гавриилу Белостокскому

Младе́нческаго незло́бия храни́телю и му́ченическаго му́жества носи́телю, Гаврии́ле блаже́нне, страны́ на́шея адама́нте драгоце́нный и иуде́йскаго нече́стия обличи́телю! К тебе́ мы, гре́шнии, моли́твенно прибега́ем и, о гресе́х свои́х сокруша́ющеся, малоду́шия же своего́ стыдя́щеся, любо́вию зове́м ти: на́ших скверн не возгнуша́йся, чистоты́ сый сокро́вище, на́шего малоду́шия не омерзи́, долготерпе́ния учи́телю, но па́че сих не́мощи на́ша от Небе́с ви́дя, тех исцеле́ния нам твое́ю пода́ждь моли́твою и твоея́ Христу́ ве́рности подража́тели нас бы́ти научи́. А́ще ли терпели́вно крест искуше́ний и злострада́ний понести́ не возмо́жем, оба́че и тогда́ ми́лостивыя твоея́ по́мощи не лиши́ нас, уго́дниче Бо́жий, но свобо́ду и осла́бу нам у Го́спода испроси́. Та́же и моля́щияся о ча́дех свои́х ма́тери услы́ши, здра́вию и спасе́нию младе́нцем от Го́спода пода́тися умоля́яй. Несть такова́го жесто́каго се́рдца, е́же слы́шанием о му́ках твои́х, святы́й младе́нче, не умили́тся, и а́ще кроме́ сего́ умиле́ннаго воздыха́ния никоего́же блага́го дея́ния принести́ возмо́жем, но и таковы́м умиле́нным по́мыслом на́ши умы́ и се́рдце, блаже́нне, просвети́в, на исправле́ние жития́ на́шего благода́тию Бо́жиею нас наста́ви. Вложи́ в нас о спасе́нии души́ и о сла́ве Бо́жией ре́вность неуста́нную и о ча́се сме́ртнем па́мять неусы́пную храни́ти помози́ нам. Наипа́че же в сме́ртном успе́нии на́шем терза́ния де́монская и по́мыслы отча́яния от душ на́ших предста́тельством твои́м отжени́ и сия́ упова́нием Боже́ственнаго проще́ния испо́лни, во е́же и тогда́ и ны́не сла́вити нам милосе́рдие Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, и твое́ кре́пкое заступле́ние во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Родился 22 марта 1684 г. в деревне Зверки, Белостокского уезда , Гродненской губернии, в семье благочестивых крестьян Петра и Анастасии. Он рос кротким, незлобивым, заметна была в нем склонность к созерцательному уединению. В 1690 г. 11 апреля мать шестилетнего Гавриила понесла мужу обед в поле. Вскоре приближался праздник Святой Пасхи. В это время в дом забрался арендатор-еврей, приласкал дитя и тайно увез его в г. Белосток, где младенца предали мучениям: распяли, прокололи бока, постепенно испуская кровь. На девятый день ребенок скончался, его бросили в поле у опушки леса близ деревни Зверки. Голодные собаки, нашедшие тело, не только не растерзали его, но охраняли даже от хищных птиц. На доносившийся лай собак пришли жители деревни, нашли тело мученика и признали, что младенец погиб в результате ритуального убийства. Тело замученного Гавриила, при большом стечении народа, глубоко взволнованного подобным зверством, предано было земле близ храма.

В начале XVIII века по всей территории Белостокского уезда прошел мор. Людей едва успевали хоронить, в селе Зверки умерших детей старались положить поближе к могиле младенца Гавриила, чувствуя необычную благодать этого места. Однажды во время погребения случайно задели гроб мученика. К величайшему удивлению, тело обнаружили нетленным. Весть об этом молниеносно разнеслась среди православного верующего народа, усиливая почитание мученика младенца Гавриила. Это было в 1720 г. Предание связывает с этим событием многие исцеления, происшедшие у могилы святого мученика младенца Гавриила и окончанием эпидемии, что послужило поводом его почитания.

В 1746 г. храм, в котором был погребен младенец, сгорел, но святые мощи уцелели. Частично обгорела ручка , но когда святые мощи были перенесены в монастырь, ручка чудесно зажила и вновь покрылась кожей.

В 1755 году Заблудовский монастырь сгорел, но нетленные мощи уцелели и перенесены в Слуцк , где и почивали открыто, чтимые и православными и католиками . В день Сошествия Святого Духа святые мощи обносят вокруг храма в торжественном крестном ходе, а затем ставят посредине храма для поклонения, причем ясно видны исколотые руки святого мученика, держащие крест. ”


В 1820 году мученик младенец Гавриил был причислен к лику святых Российской Правосланвной Церковью.

В 1891 году над мощами святого поставили икону святого младенца мученика, дар русского художника из Калуги, но на то время постоянно проживавшего в современном литовском Вильнюсе, Ивана Петровича Трутнева , список с иконы расположенной в иконостасе большого монастырского храма Святого Духа в Вильнюсе.

Интересно и то, что художник Трутнев более 20 лет являлся старостой Вильнюсского православного Предтеченского собора. Тут же в Вильнюсе художник написавший икону святого младенца Гавриила и умер в 1912 году в возрасте 85 лет. Похоронен на Ефросиньевском кладбище Вильнюса.



Пречистеньский собор в Вильнюсе.

В 1893 году власти Литовской епархии распорядились чтобы во всех церквях губернии находились иконы святого мученика младенца Гавриила. Это был известный нам образ святот мученика младенца Гавриила, он изображен с руками сложенными на крест и положенными на грудь или же держащий в руках крестик, в простой одежде подпоясанной шнурком, без обуви.

Над мощами святого мученика младенца Гавриила горела неугасимая лампада чистого серебра, дар архиепископа Волынского и будущего первого митрополита Русской Зарубежной Церкви, Антония (Храповицкого) .

Вместе с возростающей славой младенца мученика Гавриила и расширяющемся его почитанием православные старались особым образом украсить раку с его святыми мощами.

В 1897 году на добровольные пожертвования была изготовлена новая серебрянная рака. Деревянная рака в которой до этого находились мощи была с частицей мощей мученика младенца Гавриила в июне 1908 года перенесена по благословению епископа Белостокского Владимира в Белосток.

В 1915 году эта рака с частицей мощей была перевезена епископом Владимиром Белостокским в Москву, где находилась в Покровском Соборе на Красной площади, ныне этот собор известен, как храм Василия Блаженного.

Живая память и честь, воздаваемая святому мученику младенцу Гавриилу народом, побудили построить на родине младенца Гавриила часовню.

В Слуцке находилась специальная книга в которой записывались известные духовным и государственным властям властям чудесные случаи связанные с находящимися там мощами Святого мученика младенца Гавриила.


Вот несколько примеров:

1. 5 июня 1908 года сын мещанки села Дрохичын Марии Загоровской, Борис имеющий 2 года и 3 месяца не чувствовал свои ноги. Когда же были пронесены над ним святые мощи, он без помощи матери встал и начал ходить.

2. 5 июня дочь офицера запаса Матрона Антоновна Кул, 39 лет проживающая в селе Посутыче, страдала много лет, по причине ревматизма рук, выздоровела дотронувшись до гроба Святого мученика младенца Гавриила.

3. 20 мая 1909 года житель села Гурная Яков Иванович Голуб рассказал следующее: 20 лет страдал он от какойто неизлечимой болезни левой ноги, нога была покрыта ранами. Местная медицина ничем не могла ему помочь и ему посоветовали поехать в Варшаву на операцию декабре 1908 года. Голуб обратился с горячей молитвой к Святому мученику младенцу Гавриилу и дал обет в случае выздоровления совершить поломничество к мощам младенца Гавриила. 10 декабря 1908 годла Голуб почувствовал себя лучшек и вскоре раны на ноге зажили и больной выздоровел.

4. Этого же самого дня, жительница села Кобыляны Анна Казимировна Павлович пришла в церковь и засвидетельствовала что у нее в течении трех лет нестерпимо болела правая рука, которая начала усыхать. Врачи постановили оперировать. Однако Анна обратилась в молитве к святому мученику младенцу Гавриилу и обещала прийти поклониться его святым мощам. Ее рука стала выздоравливать и в в конце концов окончательно выздоровела.

Всенародное почитание мученика младенца Гавриила установилось по всей Российской Империи. В день памяти святого к месту его упокоения со всей страны собирались тысячи паломников.

Мощи мученика сохранились замечательно . На младенце мученике надета шелковая рубашечка.

“ 20 апреля всенощное бдение у раки с мощами мученика мледенца Гавриила совершено тремя Архиереями с литией на открытом воздухе. Всю ночь совершалось бдение и поклонение святым мощам мученика. Молящиеся прибывали отовсюду. Питейные заведения в течении трех дней были закрыты.

Ввиду огромнаго числа молящихся, стекавшихся на поклонение мощам, в монастыре 20 апреля совершены две литургии с крестным ходом вокруг монастыря.

Богослужение совершал архиепископ Волынский Антоний (Храповицкий) в сослужении с епископами Минским Митрофаном и Слуцким Феофолактом и сонмом духовенства. Владыкой Антонием (Храповицким) произнесено слово памяти Святого мученика младенца Гавриила.

Во время крестнаго хода с мощами мученика младенца Гавриила на глазах народа, Архиепископа Антония (Храповицкаго) и предводителя дворянства Рыбакова шестилетний крестьянский мальчик с порализованными ногами получил исцеление . Архиепископ Антоний (Храповицкий) окропил малютку святой водой, затем всенародно произнес акафист мученику младенцу Гавриилу .

Владыка Антоний (Храповицкий) отметил, что такой наплыв паломников(35 тысяч) он наблюдал только в Почаеве, да и то редко.

Во время Первой мировой войны в период эвакуации в 1915 году епископ Белостокский Владимир вывез деревянную раку с частицей святых мощей Мученика младенца Гавриила в Москву и временно поместил в Покровском Соборе на Красной площади, который ныне известен как храм Василия Блаженного.

Во время революции и гражданской войны святые мощи мученика младенца Гавриила находились в монастыре Святой Троицы в Слуцке.


После октябрьского переворота 1917 года начались кровавые гонения на православных.

Было возбуждено уголовное дело в ноябре 1919 года “ объ антисемитской агитации в московском соборе Василия Блаженнаго, в связи с мощами мученика Гавриила”.

Вмешательство властей в церковные дела дошло до того, что они запретили употребление тропаря и кондака мученику младенцу Гавриилу.

“ Народный Суд” постановил:

” Употребление тропаря, глас 5-й и кондака глас 6-й в честь младенца Гавриила, как определенно человеконенавистнического и контрреволюционного, развращающего правосознание трудящихся, считать недопустимыми, и лиц, их публично употребляющих, привлекать к ответственности за контрреволюционные деяния. ”

Вот этот текст тропаря:

Святый младенче Гаврииле, /
ты за Прободеннаго нас ради от иудей /
люте от онехже в ребра прободен был еси /
и за Истощившаго кровь Свою за нас /
все тело твое на истощение крове /
в лютыя язвы предал еси, /
ныне же во славе вечней с Ним вселился еси. /
Тем помяни и нас, молим, зде чтущих память твою, /
прося нам здравие телеси /
и спасение душам нашим.

.

планово и последовательно препроводить на территории полную ликвидацию мощей… Это распоряжение не обошло и святые мощи Мученика младенца Гавриила .

В 30-х годах Троицкий слуцкий монастырь, где хранились мощи был закрыт, а святые мощи Мученика младенца Гавриила перенесены в Музей атеизма в Минске .

Во время Второй Мировой войны репрессии стали слабеть и в хаосе военной неразберихи удалось православным жителям Минска в 1942 году Святые мощи мученика младенца Гавриила поместить в деревянную раку в кафедральном соборе Преображения Господня в Минске, настоятелем которого был митрополит Пантелеимон (Рожновский).

Митрополит Пантелеимон (Рожновский) с 1913 по 1918 год являлся епископом Двинским (Даугавпилсским) . После революции он перешёл в Русскую Православную Зарубежную Церковь и умер в 1950 году в Германии. Похоронен на кладбище в Мюнхене.

В 1943 году известие о нахождении святых мощей в минском соборе дошли до настоятеля церкви Рождества Пресвятой Богородицы в селении Сьвислочи отца Алексия Зноско.
Святые мощи вносились с крестным ходом в храм и служились молебны и акафисты, верующие прикладывались к святыне, оставаясь на ночь в храме, что бы молится перед святыми мощами мученика младенца Гавриила.

Глава Беларусской Православной Церкви (до 2014 года) митрополит Филарет и глава Польской Православной Церкви митрополит Савва

По благословению Патриаршего Экзарха Белоруссии митрополита Филарета (Вахромеева) мощи были переданы Польской православной церкви. Архиепископ Белостокско-Гданьский Савва (митрополит Варшавский и всея Польши) (ставший в 1998 году предстоятелем Польской православной церкви) торжественно перенес их в Свято-Никольский собор Белостока, где они и в настоящее время являются объектом паломничества.

В самом Белостоке (280 тысяч жителей) святые мощи встретили на границе города и несли по главным улицам с крестным ходом в Николаевский собор.

Николаевский собор Белостока

Крестный ход продолжался около трех часов, в нем участвовало 50-60 тысяч человек. Движение транспорта по улицам было остановлено. Крестный ход встречали даже представители светских властей. Однако, как обычно, когда дело касается жизни Православной Церкви, польские средства массовой информации обошли это событие молчанием.

Богослужение в Николаевском соборе продолжалось всю ночь, литургия была отслужена утром 23 сентября, после нее святые мощи младенца мученика Гавриила обнесли с крестным ходом вокруг храма и поместили в правом приделе собора, где они будут почивать постоянно.

Ежненедельно по вторникам пред ракой со святыми мощами читается акафист младенцу мученику Гавриилу. В Польше мученик младенец Гавриил почитается православными как покровитель детей и молодежи.


В день 22 сентября Польская Православная Церковь чтит перенесение мощей мученика младенца Гавриила, обретающихся ныне в польской земле, а День памяти в русской православной Церкви совершается 3 апреля .

В деревне Зверки сегодня действует женский монастырь Рождества Пресвятой Богородицы, где построена церковь в честь Гавриила Белостокского. Это место также является местом православного паломничества как для Русской, так и для Польской Православных Церквей.



Моностырь Польской Православной Церкви в Зверках, родина святого младенца Гавриила

Церковь сообщает о многочисленных случаях исцеления от мощей Гавриила. Гавриил Белостокский почитается как покровитель детей.

Святому младенцу Гавриилу молятся за детей, особенно за болящих детей , он же является небесный покровитель скорбящих матерей по своим детям.

Матерей скорбящих утешитель, младенцев болеющих целитель , Гаврииле угодник Христов, душу мою скорбящую о грехах своих, утеши и исцелт, и сию над плотию Госпожу, молитвами твоими соделай, своея плоти Христа ради не пощадивый.

Молитва мученику младенцу Гавриилу Белостокскому

Младенческаго незлобия хранителю и мученическаго мужества носителю, Гаврииле блаженне, страны нашея адаманте драгоценный и иудейскаго нечестия обличителю! К тебе мы, грешнии, молитвенно прибегаем и, о гресех своих сокрушающеся, малодушия же своего стыдящеся, любовию зовем ти: наших скверн не возгнушайся, чистоты сый сокровище, нашего малодушия не омерзи, долготерпения учителю, но паче сих немощи наша от Небес видя, тех исцеления нам твоею подаждь молитвою и твоея Христу верности подражатели нас быти научи. Аще ли терпеливно крест искушений и злостраданий понести не возможем, обаче и тогда милостивыя твоея помощи не лиши нас, угодниче Божий, но свободу и ослабу нам у Господа испроси. Таже и молящияся о чадех своих матери услыши, здравию и спасению младенцем от Господа податися умоляяй. Несть таковаго жестокаго сердца, еже слышанием о муках твоих, святый младенче, не умилится, и аще кроме сего умиленнаго воздыхания никоегоже благаго деяния принести возможем, но и таковым умиленным помыслом наши умы и сердце, блаженне, просветив, на исправление жития нашего благодатию Божиею нас настави. Вложи в нас о спасении души и о славе Божией ревность неустанную и о часе смертнем память неусыпную хранити помози нам. Наипаче же в смертном успении нашем терзания демонская и помыслы отчаяния от душ наших предстательством твоим отжени и сия упованием Божественнаго прощения исполни, во еже и тогда и ныне славити нам милосердие Отца, н Сына, и Святаго Духа, и твое крепкое заступление во веки веков. Аминь.

3 мая (н.ст.) Православная Церковь чтит память святого мученика младенца Гавриила Белостокского (Заблудовского). Гавриил, сын благочестивых крестьян Петра и Анастасии, родился 22 марта 1684 г. в селе Зверки Гродненской губернии. Родители младенца Гавриила, находясь под гнетом иноверцев свято хранили православную веру, несмотря на притеснения, которым подвергались православные Белой Руси, не желавшие принимать унию с латинянами. Своего единственного ребенка они воспитывали в духе служения Богу, соблюдения Его заповедей, хранения святой православной веры. Младенец Гавриил - религиозный, любящий родителей, невинный мальчик стал жертвой жидовского изуверства.

В 1690 г. семью постигло величайшее горе: 11 апреля, когда мать шестилетнего Гавриила понесла мужу обед в поле, в дом забрался иудей- арендатор. Он приласкал дитя и тайно увез его в Белосток, где младенца предали мучению. Иудеи посадили младенца Гавриила в подвал, где при помощи острых орудий проткнули ему бок для выпускания крови. После чего младенец мученик был распят на кресте, установленном в корыте и исколот острыми орудиями для выпускания остатков крови.

Когда через девять дней мучений ребенок скончался, жиды тайно вывезли его бездыханное тело в поле и бросили у опушки леса, вблизи села Зверки. Приближался праздник святой Пасхи. К телу прибегали голодные собаки, над ним кружились хищные птицы, но собаки не только не растерзали его, но охраняли даже от птиц. На доносившийся лай сошлись жители и обнаружили жертву иудейского изуверства. Во время следствия выяснились обстоятельства ритуального убийства, которое совершили иудеи, они были найдены и наказаны; в мемуарах городского Заблудовского правления оставлена соответствующая запись. Жители Заблудова, еще ранее жаловавшиеся на "усиление жидов в их городе" признали, что погиб младенец в результате ритуального убийства, совершенного иудеями в Белостоке. Тело замученного младенца Гавриила при стечении народа, глубоко взволнованного подобным зверством, предано было земле близ кладбищенского храма в Зверках и пребывало здесь около 30 лет.

В начале XVIII века по всей территории Белостокского уезда прошел мор. Людей едва успевали хоронить, в селе Зверки умерших детей старались положить поближе к могиле младенца Гавриила, чувствуя необычную благодать этого места. Однажды во время погребения случайно задели гроб мученика. К величайшему удивлению, тело обнаружили нетленным. Весть об этом молниеносно разнеслась среди православного верующего народа, усиливая почитание мученика младенца Гавриила. Это было в 1720 г. Предание связывает с этим событием многие исцеления, происшедшие у могилы святого мученика младенца Гавриила и окончанием эпидемии, что послужило поводом его почитания.

9 мая 1755 г. мощи Святого мученика младенца Гавриила были перенесены в монастырь в Слуцкий Свято-Троицкий в Минской губернии. Крестный ход со святыми мощами — раку несли на руках — величественно прошествовал более 300 верст. К дороге, по которой проходил крестный ход, пришел многочисленный православный люд, православные христиане стоя по обе стороны дороги на коленях, со слезами на глазах просили святого о помощи и дарования им силы на сохранение Святого Православия.

В 1820 году мученик младенец Гавриил был причислен к лику святых Российской Православной Церковью. В 1855 году была составлена молитва мученику младенцу Гавриилу, в 1893 году власти Литовской епархии распорядились, чтобы во всех церквях губернии находились иконы святого мученика младенца Гавриила. Над мощами святого мученика младенца Гавриила горела неугасимая лампада чистого серебра, дар архиепископа Волынского Антония (Храповицкого). В 1908 году в типографии Успенской Почаевской Лавры была напечатана “ Cлужба Святому мученику младенцу Гавриилу, в лето Господне 1690-ое от иудей умученному в Белостоке граде, егоже нетленныя мощи во граде Слуцке доднесь почивают” , составленная архиепископом Антонием.

В Слуцке находилась специальная книга в которой записывались известные духовным и государственным властям властям чудесные случаи связанные с находящимися там мощами Святого мученика младенца Гавриила.

Всенародное почитание мученика младенца Гавриила установилось по всей Российской Империи. В день памяти святого к месту его упокоения со всей страны собирались тысячи паломников. Об одном из таких дней торжественного народного величия журнал “ Русский инок” писал в 1914 году: "В печати появилось в высшей степени интересное сообщение о посещении древнего Свято-Троицкого монастыря в городе Слуцке, где покоятся мощи святого мученика младенца Гавриила. Мощи младенца мученика лежат в гробике совершенно открытыми. Обе ручки младенца обхватывают маленький наперсный крест. Пальцы на руках исколоты и видны рваные раны. Мощи мученика сохранились замечательно”.

Когда после октябрьского переворота 1917 года начались кровавые гонения на православных, то врагам Христа мешала память об уподобившемся Ему младенце. Так защищавший его память от поругания священномученик Иоанн Восторгов, настоятель московского Покровского собора на Красной площади, был расстрелян большевиками. Он был обвинен в “антисемитизме”, на основании того, что служил частые молебны перед мощами младенца Гавриила, ковчег с частицей которых находился в храме Василия Блаженного.

В 1919 году безбожные власти запретили употребление тропаря и кондака мученику младенцу Гавриилу, как “определенно человеконенавистнического и контрреволюционного, развращающего правосознание трудящихся”. Нынешние россиянские власти, оставаясь духовными и юридическими наследниками большевицкого режима, пение тропарей и кондаков к уголовно наказуемым деяниям из соображений политкорректности не причисляют. Однако, принародно демонстрируя свои симпатии приверженцам того же изуверского культа, жертвой которого стал святой мученик младенец Гавриил, они открыто изобличают себя как враги Христа и Его Церкви.

В сонме исчислимых лишь только Господом святых Православной Церкви мы находим имена множества мучеников, добровольно принесших себя в «жертву живую». Это они, пребывая в готовности быть всецело преданными Христу даже до смерти, мученически свидетельствовали о Том, Кто есть «путь и истина и жизнь» (Ин.14,6), о непреходящей ценности жизни во Христе и со Христом.
Среди мучеников всех времен определенное место в православном календаре занимают дети. Начиная со времен мучеников Маккавейских и 14 тысяч младенцев, истребленных Иродом в Вифлееме, православное благочестие с особой любовью относится именно к детям, ставшим жертвами внезапной насильственной смерти. В их случае жертвенная смерть соединялась с чистотою их невинности. Тем самым еще не совсем зрелые в физическом смысле отроки и младенцы становились истинной «солью земли» и «светом мира» (Мф.5,13-14).
Отсюда причисление многих младенцев и отроков, замученных за веру от язычников в первые века христианства, а также в дальнейшем пострадавших от иноверных, инославных и атеистов, к лику святых. Отсюда и народное почитание и в дальнейшем причисление к лику святых мученика младенца Гавриила, названного Белостокским, Заблудовским и Слуцким.
Личность святого младенца Гавриила является образом современного мученичества. Он не просто страдает перед судом язычников или еретиков за исповедание веры, но страдает безвинно и умирает, не сопротивляясь злу, чтобы таким образом последовать примеру Христа. Он- отроча чистейшее(как поется в акафисте), плод спокойной и даже радостной готовности терпеть страдания «даже до крове» за Пострадавшего нас ради. Вместе с земной мученической кончиной младенца Гавриила и одновременным его рождением для новой, лучшей жизни мы получили особенного ходатая за нас, грешных, перед престолом Всевышнего.
Мученик младенец Гавриил родился, жил и пострадал на территории нынешней Польши. Поэтому Польская Православная Церковь относится к нему с особенным почитанием. В его честь строятся православные храмы, он является небесным покровителем Братства Православной молодежи в Польше, а также считается особенным целителем детей. После исторически обусловленных взлетов и падений в почитании Святого мученика в настоящее время его память отмечается также всеми Православными Церквами.
Святой мученик младенец Гавриил Белостокский (Заблудовский, Слуцкий) родился 22марта 1684 года в селе Зверки Заблудовского прихода Белостокского уезда Гродненской губернии. Был он сыном благочестивых крестьян Петра и Анастасии Говдель. Крестили его с именем святого Архангела Гавриила в храме тогдашнего Свято-Успенского Заблудовского монастыря, одной из немногих обителей в этой части Речи Посполитой, сохранившей в то время верность православию.
Младенец Гавриил отличался от других детей необычными для его возраста качествами души. Он рос ребенком кротким и незлобивым. В нем была заметна склонность к молитве и уединению, чем к детским увеселениям и играм. Его родители, несмотря на притеснения, которым подвергались тогда православные Речи Посполитой, не желавшие принимать Брестскую унию, свято хранили православную веру. Большое влияние на святого младенца Гавриила оказывала близость монастыря, в котором во время богослужений он духовно созрел, учился молитве и познавал Бога.
В 1690 году семью Говдель постигло великое горе. Невинный мальчик стал жертвой изуверства. 11апреля, когда мать шестилетнего Гавриила понесла мужу обед в поле, в дом забрался арендатор деревни Шутко. Он приласкал дитя, и тайно увез его в Белосток, где младенца предали мучениям. Сначала его посадили в подвал, где при помощи острых орудий проткнули ему бок для выпускания крови. После этого мученик был распят на кресте, установленном в корыте и исколот острыми орудиями для выпускания остатков крови. На девятый день ребенок скончался.
Палачи тайно вывезли бездыханное тело в поле, и бросили у опушки леса вблизи села Зверки. Приближался праздник святой Пасхи. К телу прибегали голодные собаки, над ним кружились хищные птицы, но собаки не только не растерзали его, но даже охраняли тело от птиц. На доносившийся лай сошлись жители села и обнаружили жертву изуверства. Изуверы были найдены и наказаны, а в мемуарах городского Заблудовского правления оставлена соответствующая запись.
При стечении народа, глубоко взволнованного подобным зверством, тело замученного младенца Гавриила было предано земле близ кладбищенского храма в Зверках, где и пробыло около 30лет.
В начале 18 века по всей территории Белостокского уезда прошел мор. Людей едва успевали хоронить. В селе Зверки умерших детей старались хоронить поближе к могиле младенца Гавриила, чувствуя необычную благодать этого места. Однажды в 1720 году во время погребения случайно задели гроб мученика. К величайшему удивлению его тело обнаружили нетленным. Весть об этом молниеносно разнеслась среди православно верующего народа, усиливая почитание мученика. Предание связывает с этим событием многие исцеления, происшедшие у могилы святого и окончание эпидемии, что послужило поводом для почитания мученика. Обретенные мощи благоговейно перенесли в крипту под храмом в селе Зверки.
В 1746 году сгорела сельская церковь в Зверках, но мощи остались неповрежденными. Частично обгорела только ручка, да и то, несомненно, произошло согласно Божию промыслу, ради укрепления веры и благочестия в православном народе. Когда святые мощи были перенесены В Заблудовский монастырь, ручка чудесно зажила, и вновь покрылась кожей.
В 1752 году архимандрит Слуцкого монастыря Досифей (Голяховский), наместник Киевского митрополита, составил тропарь и кондак младенцу.
9 мая 1755 года ввиду напряженной обстановки, вызванной внешними обстоятельствами и недоброжелательностью инославного населения, по благословению Киевского митрополита, архимандрит Михаил (Козачинский) перенес мощи святого мученика младенца Гавриила в Слуцкий Свято-Троицкий монастырь Минской губернии и составил стихотворную повесть о младенце мученике Гаврииле. Крестный ход со святыми мощами, которые в раке несли на руках, величественно прошествовал более 300 верст. Мощи младенца мученика Гавриила лежали в раке совершенно открытыми. Обе ручки младенца держали маленький наперсный крест. Пальцы исколоты, на теле рваные раны.
В 1820 году младенец Гавриил был причислен к лику святых Русской Православной Церковью.
Вместе с возрастающей славой младенца мученика Гавриила и расширяющимся его почитанием православные христиане старались особам образом украсить раку с его святыми мощами. В 1897 году на добровольные пожертвования была изготовлена новая серебряная рака.
В 1908 году в типографии Успенской Почаевской Лавры была напечатана Служба святому мученику младенцу Гавриилу, составленная архиепископом Волынским и Житомирским Антонием (Храповицким).
В том же году епископ Гродненский и Брестский Михаил вместе с епископом Белостокским Владимиром приняли решение перенести из Слуцка часть мощей святого мученика младенца Гавриила в город Белосток.
Перенесение креста и мощевика, в котором до 1897 года почивали мощи святого мученика, началось 31мая. Святыни были перенесены из города Слуцка в Жировицкий монастырь Успения Божией Матери. С 1 по 12 июня через деревни Ялувка, Новая Воля, Полота, Заблудов, Зверки и Дойлиды святые мощи были перенесены из Жировицкого монастыря в Белосток. Таким образом, почти через 150 лет святыня вернулась на свою отчизну.
Частица святых мощей мученика младенца Гавриила находилась в Свято-Никольском кафедральном соборе города Белостока до 1912 года, пока не была перенесена в Благовещенский монастырь в Супрасле.
В Слуцке, где остались мощи, находилась специальная книга, в которой записывались известные духовным и государственным властям чудесные случаи, связанные с находящимися там мощами святого мученика младенца Гавриила. Всенародное почитание мученика младенца Гавриила установилось по всей Российской Империи. В день памяти святого к месту его упокоения со всей страны собирались тысячи паломников.
В 1915 году во время Первой мировой войны епископ Белостокский Владимир вывез деревянную раку с частицей святых мощей мученика младенца Гавриила в Москву и временно поместил в Покровском Соборе на Красной площади.
После октябрьского переворота 1917 года в России начались кровавые гонения на православных.
Врагам Христа мешала память об уподобившемся Ему младенце. Так, защищавший его память от поругания священномученик Иоанн Восторгов, настоятель московского Покровского собора на Красной площади, привлекался большевиками в качестве обвиняемого и впоследствии был расстрелян.
Решением Совета Народных Комиссаров от 29июля 1920 года было постановлено: «планово и последовательно препроводить на территории полную ликвидацию мощей…». Это распоряжение не обошло и святые мощи мученика младенца Гавриила.
В 30-х годах Троицкий Слуцкий монастырь, где до сих пор хранились мощи, был закрыт, а святые мощи мученика перенесены в музей атеизма в Минске.
Во время Второй мировой войны репрессии стали слабеть и в 1942 году в хаосе военной неразберихи православным жителям Минска удалось поместить святые мощи мученика младенца Гавриила в деревянную раку в кафедральном соборе преображения Господня в Минске,настоятелем которого был митрополит Пантелеимон (Рожновский).
В 1943 году известие о нахождении святых мощей в минском соборе дошло до настоятеля церкви Рождества Пресвятой Богородицы в селении Свислочи отца Алеския Зноско. Отец Алексий за короткое время написал акафист святому мученику Гавриилу, используя более 40 акафистов, которые служили ему образцом. Акафист был утвержден церковной властью в 1943-1944 годах и введен в церковное употребление.
9-10 июля 1944 года святые мощи были перенесены из Минска в Гродно, в церковь Покрова Божией Матери, где они и находились до 21 сентября 1992 года.
Послевоенная судьба этой святыни покрыта завесой тайны. Святые мощи на протяжении последних нескольких десятков лет находились в подземельях гродненской церкви вдалеке от тех, кто мог бы осквернить их. Святые мощи находились во влажном подвальном помещении в крайне неблагоприятных условиях. Однако они не пострадали, что в очередной раз свидетельствует об их святости.
21-22 сентября 1992 года по благословению архиепископов Гродненского и Волковысского Валентина и Белостокского и Гданского Саввы (ныне митрополита Варшавского и всея Польши) святые мощи были перенесены первым, начиная с 1944 года, крестным ходом из гродненской церкви Рождества Пресвятой Богородицы, где они хранились, в Свято-Николаевский собор г.Белостока. На белорусско-польской границе их встречало несколько тысяч верующих, которые сопровождали мощи до самого Белостока через все города и села. Мощи младенца мученика Гавриила перевозились на автомобиле в дубовой раке. По пути следования верующие осыпали ее цветами. В каждом городе или деревне, где есть храм, делали остановку. Святые мощи вносились с крестным ходом в храм, где служились молебны и акафисты. Верующие прикладывались к святыне, оставаясь на ночь в храме для молитвы перед святыми мощами младенца Гавриила.
В самом Белостоке святые мощи встретили на окраине города и пронесли по главным улицам крестным ходом в Николаевский собор. Крестный ход продолжался около трех часов. В нем участвовало около 60 тысяч человек. Движение транспорта по улицам было остановлено. Крестный ход встречали даже представители светских властей.
Богослужение в Николаевском соборе продолжалось всю ночь. Утром 27 сентября была также отслужена Божественная литургия. После нее святые мощи младенца мученика Гавриила обнесли крестным ходом вокруг храма и поместили в правом приделе собора. Еженедельно по вторникам перед ракой со святыми мощами читается акафист мученику Гавриилу. В Польше мученик младенец Гавриил почитается православными как покровитель детей и молодежи.
С 1993 года ежегодно 2-3 мая по новому стилю мощи младенца Гавриила переносятся из Белостока в Заблудов, где при открытой раке верующие проводят всю ночь на богослужении. Мощи привозят на автомобиле до окраины Заблудова и оттуда на руках верующие несут их в заблудовский храм. По случаю праздника 2 мая из Белостока выходит паломнический крестный ход в Заблудов.
Память мученика младенца Гавриила отмечается:20 апреля \ 3 мая (в годовщину его мученической кончины), в 3-ю неделю по Пятидесятнице (Собор Белорусских святых), а в Польской Автокефальной Православной Церкви также 9\22 сентября (в годовщину обретения и перенесения его мощей из Гродно в Белосток). В прошлом его память отмечалась также в день Святого Духа.

Святый мучениче Гаврииле, моли Бога о нас! Аминь