Главная · Электробезопасность · Урок русского языка "правописание частиц не и ни". Правописание не и ни с разными частями речи

Урок русского языка "правописание частиц не и ни". Правописание не и ни с разными частями речи

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ "НАЙДЁНОВ СКАЯ ШКОЛА "

Урок по русскому языку в 7 классе

Тема:

Правописание частиц НЕ и НИ

Составила:

учитель русского языка

и литературы МБОУ

"Найдёновская школа"

Великая И.В.

с.Найдёновка,2016г

Конспект урока в 7 классе

Тема урока: Правописание частиц НЕ и НИ.

Тип урока: обобщение и закрепление знаний.

Цели урока : расширить знания учеников о правописании частиц не и ни; отработать навык различия частиц не и ни ; пока­ зать случаи, когда предложение с двумя частицами не получает положительный смысл; развивать навыки написания не с различ­ ными частями речи; учить отличать частицы не и ни от составных союзов.

Методы обучения: практические, словесные, наглядные методы

Ход урока

Ι. Организационный момент.

- Добрый день, ребята. Давайте настроимся на хорошую работу,
доброжелательное отношение друг к другу.
Повернитесь друг к другу, улыбнитесь.

ΙΙ. Мотивация к изучению нового материала.

Слово учителя:

Начнём наш урок вот с такой необычной истории:

(Ученики разыгрывают сценку)

В далекой стране есть поселок «Частица» . В этом поселке живет множество частиц.

Каждое утро все частицы выходят из своих домов и идут на рынок «Перекресток» . Частица НЕ – не исключение и тоже пошла на рынок. Там она встретила подругу частицу НИ, и они пошли вместе за апельсинами.

В ларьке к ним подошел продавец НЕЙЗНАЙКА и сказал:

НЕ и НИ! Здравствуйте! К нам сегодня завезли апельсины. Они очень вкусные. Несколько не горькие…

Не успев закончить фразу, как частица НИ закричала на весь рынок:

Как ты смеешь меня оскорблять? Как ты смог меня, частицу НИ, спутать с частицей НЕ. Если бы не я, частица НИ, ты бы не смог правильно разговаривать со своими покупателями! Тебя бы уволили давно! Я нужнее, чем частица НЕ для родного языка!

Тут, не вытерпев, вскричала частица НЕ:

Это ты нужнее? Да если бы не я, все бы говорили как иностранцы: «Ни смог, ни прийти» . Так что я нужнее для нашего родного языка!

На крики сбежались все покупатели с рынка и тоже начали спорить, кто важнее: частица НИ или НЕ?

Слово учителя:

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости к двум сестрам. Как вы уже поняли это частицы НЕ и НИ. Необходимо помирить их. Но сначала, давайте вспомним, что нам известно о правописании частицы не с различными частями речи ?

ΙΙΙ. Работа над темой урока.

1.( Класс делится на две группы, два ученика работают у доски с целью последующей проверки). Запишите словосочетания, обязательно укажите часть речи и условия слитного-раздельного написания частицы НЕ.

1 вариант 2 вариант

не участвовал негодовать

не слышится шороха неряшливый

не широкая, а узкая река неширокая, но рыбная река

не правда, а ложь говорить неправду

не в чем сомневаться нечем удивить

не за что хвалить нечего хвалиться

ничуть не злой очень недобрый

вовсе не грустный совершенно негрустный

(Проверяется степень усвоения орфограммы слитного-раздельного написания не с именами существительными, прилагательными, глаголами и местоимениями)

2.Слово учителя:

Объясните значения устойчивых выражений :

ни больше ни меньше, ни жив ни мертв, ни свет ни заря, ни пуха ни пера.

Какая частица пишется в данных выражениях?

Ставится запятая в выражениях?

Приведите свои примеры употребления частицы НИ в устойчивых выражениях .(Дети приводят примеры)

А сейчас выполните следующие задание:

на отдельных листах напечатаны предложения. Задание: спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

1.Пахота была хорошая и (н…) где по полю (н…) в…днелось (н…) одного кустика, (н…)одной травки. 2.Все прежние мысли о женихе о кн.жне Марье о д.ревенской жизни (н…) разу (н…) пришли Наташе в голову. 3.(Н.) раз друг ув.зил Долохова от п.гони (н.)раз он по городу катал их с ц.ганами. 4.Для него (н.) было (н.)каких – (н.) физических (н.) моральных оков: он все мог.делать и (н.)что его (н.)связывало. 5.Он (н…)во что (н.) верил и (н.) чего (н.) признавал.

3.Слово учителя:

Мы только что вспомнили правописание частицы не и ни , тем самым часть дела по примирению сестер частиц не и ни уже сделана.

Рассмотрим подробнее функции этих частиц. Частица не при­ дает отрицательное значение предложению или отдельным его членам. Однако в определенных случаях эта частица может приоб­ ретать и положительный смысл:

Не могу не вспомнить, как весело нам было на спортивных состязаниях.

Я не мог не поздравить своего давнего друга с днём рождения.

На этом повороте машина не могла не свернуть направо.

Какую особенность вы заметили в этих предложениях? (первая частица не находится перед формами гла­ гола мочь, вторая - перед неопределенной формой глагола).

4.Фикульминутка.

5.Слово учителя:

Вот мы и добрались до города, где живут сестры. Но, что мы видим? На помощь сестрам приехал и мэр города. Давайте посмотрим, удастся ли мэру помирить частицы.

(продолжение сценки)

Приехал мэр города НЕВЗНАЧАЙ.

Он решил сам рассудить двух спорящих частиц.

Что за шум? Что за крики? Кто не смог поладить друг с другом?

Это частицы НЕ и НИ, послышался голос НЕВЕЖДЫ.

НЕЗНАЙКА, расскажи, как все началось, - сказал НЕВЗНАЧЙ.

Она сказала, что она важнее, - сказала частица, НЕ, показывая пальцем на частицу НИ. – На самом деле, важнее я, частица НЕ.

Начинай, сказал НЕВЗНАЧАЙ, указывая на НЕЗНАЙКУ.

Они пришли ко мне купить апельсины. И вдруг у меня вырвалась неграмотная фраза: «Несколько не горькие» . И из-за этого они поссорились. Я извиняюсь перед частицей НИ и говорю еще раз эту фразу, но только правильно: «Покупайте апельсины. Они очень вкусные; Они очень вкусные; нисколько не горькие» .

Все выяснилось, частицы. Все вы нужны для нашего языка. Мы все здесь равны, все частицы нашего родного языка. Я рад, что обошлось нормально. А теперь расходитесь по своим делам, а частицы НЕ и НИ, идите по домам с миром!

Все в хорошем настроении пошли с рынка. НЕ и НИ остались довольны.

6.Слово учителя:

Вот и разрешился спор, а мы, чтобы частицы больше между собой не ругались закрепим знания об их правописании. Да и НЕЗНАЙКУ научим.

Работа с карточками

А.Отметьте строки, в которых пропущена частица НИ

1. (Н_) один переход нужно совершить, чтобы достичь вершины.

2. (Н_) одного мгновения не хочется терять.

3. Кто (н_) хотел бы оказаться в этом фантастическом месте?

4.Не могу н_ рассказать об этой поездке.

5. Эту вершину пытались покорить (н_) раз.

6. В горах на многие километры вокруг (н_) души.

7. Миша н_ пошел на каток.

Б. Исправьте речевые и грамматические ошибки.

1. Н_льзя не восхититься восторжествованием красоты.

2. Н_ один из альпинистов не перестанут стремиться к неизведанному.

(Ключ: Нельзя не восхититься торжеством красоты.

Ни один из альпинистов не перестанет стремиться к неиз­веданному.)

В. Цифровой диктант

Запишите номера предложений, разделив на две группы: НЕ и НИ.

1. Кто ни принимал участие в читательской конференции, все остались довольны.

2. Кто не принимал участие в конкурсе, очень сожалел об этом.

3. Сколько бы ни читал стихи Пушкина, всегда открываешь для себя что-то новое.

4. Сколько я еще не прочитал произведений русских классиков.

5. Сколько волка не корми, он все в лес смотрит.

6. В поле нет ни души.

7. Я не мог не улыбнуться, читая письмо.

Проверим!

НЕ: 2,4,7

НИ: 1,3,5,6

IV .Стадия рефлексии .

Расскажите о чем мы сегодня говорили на уроке?

Расскажите, в каких случаях НЕ и НИ пишется со словами слитно?

А когда НЕ и НИ пишется со словами раздельно?

Понравился вам урок? С каким настроением пойдёте на перемену?

V. Домашнее задание . Составить словарную диктовку «Правописание не и ни с различными частями речи»

Тип урока: комбинированный

Вид урока: урок-посещение картинной галереи

Технология: элементы технологии дифференцированного и проблемного обучения

Цель: показать различие частиц НЕ и НИ

Знать : условия выбора частиц НЕ и НИ

Уметь: различать и правильно писать частицы НЕ и НИ

Попутное повторение пунктуации: знаки препинания при однородных членах предложения, в сложном предложении, при причастных и деепричастных оборотах.

Оборудование: дидактические карточки, репродукции картин Н.Рериха, опорные схемы, мультимедийный проектор, компьютер, экран.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя Ребята, сегодня мы с вами продолжим изучение темы “Различение частиц НЕ и НИ”, вспомним пунктуацию в простом предложении с однородными членами, причастными и деепричастными оборотами, в сложных предложениях.

II. Актуализация опорных знаний

Цель: восстановить в памяти учащихся некоторые фрагменты прошлого урока

Обратиться к опорным конспектам (приложение 1)

НЕ с причастиями, деепричастиями,глаголами группа “А”

НЕ и НИ с местоимениями группа “В”

НЕ и НИ с существительными, прилагательными и наречиями группа “С”

Проверить дифференцированное домашнее задание

“А” - составить текст из 5-6 предложений с риторическими вопросами и восклицательными предложениями с использованием частиц НЕ и НИ на тему “Летние забавы”;

“В” - составить словарную работу на тему “Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи” по главе из повести М.Горького “Детство”;

“С” – упражнение № 1052 по “Сборнику заданий по русскому языку” для 6-7 кл. Л.Д.Беднарской, В.В.Бабайцевой.

1. Словарная работа

Неопытный стажёр, ещё не использованные резервы, неисправный прибор, далеко не единственный, не способен лгать, неподдельный восторг, не исчезая надолго, неосуществимая мечта, не сиреневый туман, не прошлогодний снег, не смотря ни на кого; не яркий, а бледный; конверт не запечатан; неясный, но тёплый день; очень необычный, несмотря на пургу, не видящий в темноте, непиленые дрова, одет не по-модному, отнюдь не скромный.

А) Работа с пятью первыми примерами на доске

Б) Проверяем у группы “С” домашнее задание (по сборнику)

2. Шуточный диктант (комментированно, по “цепочке”)

Вовсе (не)сложно решить задачу с (не)сколькими неизвестными. (Не)вероятно трудно написать диктант с бесчисленным количеством (ни)кем (не)изученных орфограмм и никогда (не)преподаваемых пунктограмм. (Не)поддающиеся проверке ударением слова так и хочется написать (не)правильно, все союзы (не)пременно нужно разделить отнюдь (не)ровной чертой или никак (не)объяснимым дефисом. При этом, как бы учитель ни пытался подсказать интонацией необходимые запятые, (ни)кто (не)собирался прислушиваться.

Дополнительный материал:

  1. Вовсе (не)большой остров посетить отнюдь (не)просто.
  2. (Ни)кем (не)исследованный маршрут мы (не)сможем пройти за (н?)сколько минут.
  3. (Не)громкую песню (не)удастся сыграть далеко (не)маленькому оркестру.
  4. (Не)ожиданное появление (не)поддаётся объяснению.
  5. Человек, (не)стремящийся к общению, начал ценить уединение.
  6. Ваш (не)возмутимый вид (н?)кого (не)удивит.
  7. Долго (не)прекращающийся дождь продолжает причинять массу (не)удобств.
  8. (Не)любимый урок (не)сможет пойти впрок.
  9. (Не)навидящий людей сосед себе сумеет принести только вред.

Прокомментировать знаки или их отсутствие во 2, 5, 7, 9 предложениях.

3. Творческая работа (на экране текст, ученики работают устно, обсуждают варианты, учитель или консультант вставляет предложенные прилагательные).Учитель читает этот отрывок в подлинном виде из рассказа А.П.Чехова, отмечаем различие.

Отрывок из рассказа А.П.Чехова. Вставить вместо точек подходящие по смыслу прилагательные с НЕ. Объяснить постановку или отсутствие запятой перед союзом И.

Старая усадьба.

Я возвращался домой и забрел в какую-то.......(незнакомую) усадьбу. (Неяркое) ........ солнце уже пряталось, и на цветущей ржи растянулись.........(неровные) вечерние тени. Два ряда старых, очень высоких елей стояли, как две сплошные.......(непроходимые) стены. Я легко перелез через.... (небольшую) изгородь и пошёл по этой......(необычной) алее. Еловые иглы на вершок покрывали землю.

Было тихо, темно, и только высоко на......(недосягаемых) вершинах кое - где дрожал......(неяркий) золотой свет и переливал радугой в......(невидимых) сетях паука. Сильно, до духоты, пахло хвоей. Потом я повернул на длинную липовую аллею. И тут....(небывалое) запустение и старость; прошлогодняя листва печально шелестела под ногами, и в сумерках между деревьями прятались.... (неподвижные) тени.

4. Из группы “А” один ученик рассказывает по опорному конспекту “Различение частиц НЕ и НИ” (приложение 2 , приложение 3)

5. Всем раздаю листы с такими примерами:

СПП (придаточная часть)

  1. Где он ни был, все о нём помнили. (Могла ли остаться память, если он там не был?)
  2. Не получалось ничего, что бы он ни делал! (Он делал, но не получалось)
  3. И куда он ни обращался, он везде получал отказ. (Мог ли он получить отказ, если бы не обращался?)

НИ в придаточном предложении - “довесок” к относительным местоимениям, его можно убрать (читаем предложения без НИ).

6. Определи: НЕ или НИ? (устно)

  1. Куда бы путник (не, ни) спешил, всегда усердную молитву он у часовни приносил. (М.Ю.Лермонтов)
  2. И кого (не, ни) спросит он, всем вопрос его мудрён. (А.С.Пушкин)
  3. А если спросит кто-нибудь...... ну кто бы (не, ни) спросил, скажи им, что навылет в грудь я пулей ранен был.

7. Учитель обращает внимание детей на то, что такое риторическое восклицание, вопрос.

Риторический вопрос, восклицание - это стилистические фигуры, с помощью которых усиливается выразительность текста. Риторический вопрос не требует ответа. Например:

Кто не ошибался в юности? (т.е. всякий ошибался)

Риторика(греч.)- наука красноречия, изящесловие.

Ритор – учитель красноречия; красноречивый, речистый человек.

Риторить – говорить или писать речисто, цветисто, искусно и искусственно, старательно подражать изящным писателям, а потому и говорить напыщенно и холодно.

Закрепление.

А) Из повести Пушкина “Станционный смотритель”:

Кто не знает станционных смотрителей?
.... Кто ж и не знал её?
Уж я ли не любил моей Дуни!
Где он только не был!
Чего он только не делал!

Куда он только не обращался!(вопросительные и восклицательные предложения) НО!!! Бывало, кто ни приедет, всякий похвалит, никто не осудит. (т.е. всякий, кто приедет, похвалит)

Б) Из статьи В.Г. Белинского об И.А. Крылове (устно объяснить постановку НЕ и НИ, указать предложения с причастными и деепричастными оборотами и объяснить знаки при них, найти сложноподчинённое предложение, определить виды придаточных, найти устаревший союз).

Не был ли он и при жизни своей живым памятником Петербурга? Кто из петербургских жителей не знал его по крайней мере с виду? Кто не имел случая любоваться этим открытым широким лицом, на коем отпечатлевалась сила мысли и отсвечивалась искра возвышенного дарования? Кто не любовался этою могучею, обросшею седыми волосами львиною головою, недаром приданной баснописцу, который также повелитель зверей- этим монументальным, богатырским дородством, напоминающим нам запамятованные времена, воспетого им Ивана Богатыря? Кто, и незнакомый с ним, встретя его, и не говорил: вот “дедушка” Крылов! И мысленно не поклонился поэту, который был близок каждому русскому?

8. Задание: давайте перенесемся мысленно в картинную галерею на выставку картин Николая Рериха. Перед нами “картинка с выставки”. Представьте себя гидом. Прочтем текст(на доске – иллюстрации картин Н.Рериха “Гималаи”)

  • Докажите, что перед вами текст.
  • Определите тему текста, придумайте заголовок.
  • Найдите средства связи предложений и охарактеризуйте их. Расставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
  • Выполните предложенные задания.

Кто (н...)слышал о знаменитом художнике Николае Рерихе и серии его картин под названием “Гималаи”?

Кто (н...) оказывался на выставке всякий не мог остаться равнодушным. Не раз замечено что горы изображенные на полотнах могут повлиять на самочувствие хотя н... разу не проводилось н...каких исследований. Н... один человек заявлял об угнетающем действии этих картин. Но н... запретить н... спрятать искусство не удастся н... кому.

  • Ученики из группы “А” – молча проверяют, объясняют по знаку учителя;
  • ученики из группы “С” – рассказывают о постановке НИ-НЕ;
  • ученики из группы “В” – комментируют постановку знаков препинания.

Эта работа не оценивается, дети проверяют себя, а на следующем уроке будет дифференцированная работа по подобному тексту.

Проверить домашнее задание у группы “А” (сочинить рассказ) .

9. Учитель: “А теперь продолжим знакомство с картинами Н.Рериха и заполним перфокарты, которые позволят очень быстро выявить уровень усвоения темы “Различение частиц НЕ и НИ”(раздаю карточки для каждой из групп).

I вариант – группа В

Горы производят незабываемое впечатление. Н... один переход нужно совершить, чтобы достичь вершины.

Н... одного мгновения не хочется терять. Кто н... хотел бы оказаться в этом фантастическом месте?

Что н... говори, горы всегда прекрасны. Сколько н... смотри на это чудо, оно никогда не надоест.

Эту вершину пытались покорить н... раз. И н... разу восхождение не было легким. Вокруг н... души.

Равнодушно относиться к горам не могут н.. начинающие, н... опытные альпинисты.

II вариант – группа С

В предрассветной тишине не слышно н.. шороха.

Ощутить себя частичкой мироздания дано н.. каждому.

Н.. славы, н.. денег не требуют отважные путешественники.

Н.. раз художники пытались изобразить горы.

Но н.. один из них не смог превзойти своим мастерством Рериха.

Разве вы н.. мечтали хотя бы на миг оказаться на вершине?

Как н.. трудно приходится альпинистам, но никто из них не отчаивается.

На подготовку к восхождению уходит н.. один день.

Группа “А” по данным ниже опорным словам пишет мини-сочинение.

Работа по составлению текста на основе картины

Цель: формирование умения самостоятельно строить письменное высказывание

Легко ли описать картину, на которой изображены горы? Сейчас каждый из вас сможет ответить на этот вопрос. Допишите текст об этом прекрасном явлении природы, вдохновлявшем и художников, и поэтов.

Когда я вижу горы, то не могу... .

Не одно столетие... Ни ветер, ни солнце не властны... . Даже человек, сколько бы ни пытался, не способен... . Горы – это непостижимая тайна, и ни один из нас не... .

Сама пробую составить текст:

Не могу оторвать свой взгляд от этих снежных исполинов. ... возвышаются они, устремив остроконечные вершины в бездонное голубое небо... над могучими созданиями, хранящими в себе много тайн и загадок природы. ... не способен покорить эти таинственные (сфинксы) творения природы... . ... не сможет сказать, что, встретившись с ними, остался равнодушным.

10. Работа по развитию речи

Цель: научить видеть и исправлять грамматические ошибки, связанные с неправильным образованием и употреблением слов.

  1. Нельзя не восхититься восторжествованием красоты.
  2. Ни один из альпинистов не перестанут стремиться к неизведанному.
  3. Рассматривая картины Н.К.Рериха, нас не покидает желание оказаться рядом с окутанными туманом вершинами.

11.. Цель задания: объяснить правило написания НЕ и НИ с различными частями речи на текстовом, напечатанном материале; организовать поиск, т.е. увидеть, как написано, понять, почему написано так, а не иначе, увидеть, какому пункту конспекта соответствует тот или иной пример.

Из повести Н.В. Гоголя “Ночь перед Рождеством”.Объяснить правописание НЕ и НИ.

  1. И уже было не пятнышко.
  2. Только разве.... по небольшим рожкам....... можно было догадаться, что он не немец, и не губернский стряпчий, а просто чёрт.
  3. И несмотря на все неудачи, хитрый черт не оставил своих проказ.
  4. Я совсем не хороша.
  5. Кумова жена была такого рода сокровище, каких немало на белом свете.
  6. Государыня не могла не улыбнуться, слыша такой комплимент из уст простодушного кузнеца.
  7. Ещё ни одна толпа парубков не показывалась под окнами хат.
  8. Где ни показывалось пятнышко, там звезды, одна за другою, пропадали на небе.
  9. Не хочу..... ни каменьев дорогих, ни золотой кузницы, ни всего твоего царства.
  10. Пацюк – ни слова и доедал остальные галушки.
  11. Тут заметил Вакула, что ни галушек, ни кадушки перед ним не было; но вместо того на полу стояли две деревянные миски.
  12. Наконец поспешно спрятал в кармане и, как будто ни в чём не бывало, побежал дальше.
  13. В Диканьке никто не слышал, как чёрт украл месяц.

12. Материал для самостоятельной работы(на карточках либо через проектор)

А) Укажите номера предложений, где пропущена буква И.

  1. Недочитанная книга что (н)пройденный путь.
  2. С тех пор нам были уже не опасны (н)хищный зверь, (н)птица.
  3. Кругом (н)деревца.
  4. (Н)какая работа не страшна.
  5. Щенок уселся как (н) в чем не бывало.
  6. Утром мы (н)ждали ни дождя, ни грома.
  7. Что (н)спроси, растолкует, научит.
  8. (Н)когда печалиться, надо работать.
  9. Куда ворона (н)полетела, везде она будет хуже сокола.
  10. В зависти нет (н)проку, (н)радости.

“Правописание частиц”

Б) Отметьте строки, в которых пропущена частица НИ.

  1. В предрассветной тишине не слышно н... шороха.
  2. Ощутить себя частичкой мироздания дано н... каждому.
  3. Н... славы, н... денег не требуют отважные путешественники.
  4. Н... раз художники пытались изобразить горы.
  5. Но н... один из них не мог превзойти своим мастерством Н.Рериха.
  6. Разве вы н... мечтали хотя бы на миг оказаться на вершине?
  7. Как н... трудно приходится альпинистам, но никто из них не отчаивается.
  8. На подготовку к восхождению уходит н... один день.
  9. Тот, кто побывал в горах, н... разу не пожалеет о проведенном времени.
  10. Мы должны добраться во что бы то н... стало.

В) Укажите номера предложений, где пропущена буква И.

  1. Н... стыдно н... знать, стыдно н... учиться.
  2. Н... брани и н... хвали того, кто н... испытан тобой н.. в деле, н.. в пути.
  3. Сад н..большой, но яблоки в нем крупные.
  4. Мальчик н..чаянно разбил стекло.
  5. По небу, н..сколько не торопясь, движутся облака.
  6. Анна была н.. в чем н.. виновата.
  7. Н.. разу я не был в туманном краю.
  8. Н..чего н..кому не скажу, так как н..кому говорить.
  9. Н.. раз пытался он постичь эту науку.

13. Дидактический сундучок.

Тестовая работа.

  1. Сколько утка н.. бодрись, а лебедем не быть.
  2. Она н..чего н.. делает.
  3. Он все делает хорошо, что н.. поручи.
  4. Если б я только н..когда не жил, н..когда не пел и не любил.
  5. Н.. раз в бездонность рушились миры, н.. раз труба архангела трубила, но н.. была добычей для игры его великолепная могила.
  6. Нежно небывалая отрада прикоснулась к моему плечу, и теперь мне н..чего не надо, н.. тебя, н.. счастья не хочу.
  7. Н..смотря на трудности, мы сделали эту работу.
  8. Борис н.. о чем не думал, н.. на что не обращал внимания.
  9. Ружье оказалось (н..)заряженным.
  10. Печаль беде н.. помощник.

14. Вставьте пропущенные буквы, пользуясь блоком-таблицей и подсказками, данными в скобках.

Иногда люди хотят, чтобы их н.. узнавали н.. родственники, н.. соседи, н.. чужие (частицу можно опустить и заменить союзом И) . Раньше в Чехии существовал обычай, согласно которому в день Масленицы горожане, встав н.. свет н.. заря (фразеологизм) , отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками.

Кто только н.. хотел примерить красивый деревянный капюшон! (простое восклицательное предложение) Кто н.. приходил в этот день в домик к мастеру, всякий получал чудесное облачение. Но как н.. старался (предложение сложное, частицу можно опустить, и смысл не изменится) этот скромный труженик, н.. одна (ничто) из его работ н.. доживала (если опустим частицу, смысл изменится на противоположный) до следующего праздника, потому что, по обычаю, все сгорало в огромном костре. Н.. раз (много раз) обижался мастер на эту традицию, но н.. разу (никогда ) никому н.. жаловался (если опустить частицу, смысл изменится на противоположный) , ведь он дарил людям радость.

(По Е. Пономареву)

Использованная литература

1. Е.А.Полежаева “Современные открытые уроки русского языка” 7 класс - Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2002 г.

2. В.В.Бабайцева, Л.Д.Беднарская. “Русский язык. Сборник заданий. 6-7 класс” к учебнику В.В.Бабайцевой “Русский язык.Теория.5-11 классы” - Москва: “Дрофа”, 2000 г.

3. С.А.Романова “Тематическая разработка уроков русского языка. 7 класс”. - Москва: “Школьная пресса”, 2004 г.

4. Учебник для ОУ под редакцией С.Н.Пименовой “Русский язык. Практика.7 класс”. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ. 13-е издание. - Москва: “Дрофа”, 2002 г.

5. В.В.Бабайцева “Русский язык.Теория.5-11 классы. Учебник для ОУ. 4-е издание. - Москва: “Дрофа”, 2002 г.

6. Д.Э.Розенталь “Практическое пособие по русскому языку для поступающих в вузы”. – Москва: “Просвещение”, 1990 г.

7-й класс

Не и ни в отрицательных наречиях

Цели урока:

Познакомить учащихся с правописанием не и ни в отрицательных наречиях;

Закрепить навык по правописанию наречий;

Повторить правописание отрицательных местоимений;

Воспитывать у учащихся интерес к изучению русского языка.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Оборудование:

1) карточки с индивидуальными заданиями;

2) материалы презентации, выполненные в программе PowerPoint.

Межпредметные связи: связь с информатикой, историей, литературой.

Тема высказывания урока: «Люби и знай русский язык».

ХОД УРОКА

I. Сообщение темы, цели урока.

1. Лексическая разминка.

Задание. Допишите нужное существительное, которое должно начинаться с не-.

1) Состояние земного тела, находящегося вне сил притяжения, – это (невесомость) .

2) Вымысел, лживое сообщение – это (небылица).

3) Незнание, неосведомленность – это (неведение).

4) Невоспитанный, грубый человек – это (невежа) .

5) Малообразованный, а также несведущий в чем-то – это (невежда) .

6) Простодушие, наивность – это (невинность).

7) Человек, настроенный к кому-либо неприязненно, – это (недоброжелатель) .

8) Слабость, болезнь – (немощь) .

2. Проблемный вопрос.

Задание. Какой частицей (не или ни ) можно заменить частицу даже и союз и?

Ответ. Частицей ни.

3. Наречия или местоимения?

Задание. Внимательно прочитайте данные предложения. Определите, какой частью речи являются выделенные слова – наречием или местоимением?

1) Нигде не видно жилья. (Наречие.)

2) Ничем не измерить просторы полей. (Местоимение.)

3) Никак не удавалось преодолеть эту вершину. (Наречие.)

4) Некем тебя заменить. (Местоимение.)

II. Объяснение нового материала.

1. Не и ни в отрицательных наречиях. (Работа с материалом учебника или материалом презентации, выполненной в программе PowerPoint.)

Не и ни в отрицательных наречиях являются приставками и пишутся всегда слитно:

не"где – ни где", не" когда – ни когда".

Под ударением пишется не, в безударном положении – ни:

не"сколько – ни ско"лько.

2. Проблемный вопрос.

Какая часть речи, кроме наречия, пользуется этим правилом? Выберите правильный отв ет.

1) Местоимение.

2) Имя прилагательное.

3) Имя существительное.

Ответ: местоимение.

III. Закрепление нового материала.

Задание 1. Выберите правильную букву в словах: е или и?

Н_кому н_ известно, приблизиться н_заметно, н_искренне вздохнуть, вести себя н_принужденно, поступить н_обдуманно, н_медленно принять меры, н_где н_ видно, н_чем н_ измерить, н_когда н_ предполагал, н_чего н_ пойму, н_ с чем н_ соглашусь, н_как н_ удавалось преодолеть, н_откуда взять.

Ответ. Никому не известно, приблизиться незаметно, неискренне вздохнуть, вести себя непринужденно, поступить необдуманно, немедленно принять меры, нигде не видно, ничем не измерить, никогда не предполагал, ничего не пойму, ни с чем не соглашусь, никак не удавалось преодолеть, неоткуда взять.

Задание 2. Ознакомьтесь с двумя группами отрицательных наречий и составьте с каждым из этих наречий предложения. Какие наречия не имеют противопоставленных пар?

Негде – нигде.

Некуда – никуда.

Неоткуда – ниоткуда.

Некогда – никогда.

Незачем – …

… – никак.

… – нисколько.

Задание 3. Пишем словарный диктант. Какое правило нужно вспомнить?

Поневоле пришлось уехать, на улице по-весеннему свежо, говорить по-французски, выехать за границу, бегать без устали, вволю поиграть, ветер продувает насквозь, кое-как передвигаться, поступать по-своему, запоминать крепко-накрепко, поссориться сгоряча, по-прежнему дружить, смущенно улыбаться.

IV. Тренировочные упражнения.

1. Запоминаем правило.

Задание. Закончите предложения.

1) В отрицательных и неопределенных местоимениях, в отрицательных наречиях под ударением пишется приставка… (не).

2) В отрицательных местоимениях, в отрицательных наречиях в безударном положении пишется приставка… (ни).

2. Не с разными частями речи.

Задание. Вставьте пропущенные буквы (е или и ), раскройте скобки.

(Н_) за что (н_) берусь.

(Н_)чего (н_) хочу.

(Н_)чуть (н_) боюсь.

(Н_)сколько (н_) страшно.

(Н_) о чем заботиться.

(Н_)где играть.

(Н_) с кем дружить.

(Н_) у кого (н_) был.

(Н_)как (н_) пойму.

(Н_)откуда взять.

3. Не или ни?

Задание. Не или ни нужно писать в словах? Выберите правильный ответ.

1) (Не,ни)где не видно жилья.

2) (Не,ни)чем не измерить простора полей.

3) (Не,ни)когда не предполагал, что (не,ни)чего (не,ни)испугаюсь, (не,ни)с чем не соглашусь.

4) (Не,ни)как (не,ни)удавалось стронуться с места.

5) Писем ждать было (не,ни)откуда.

V. Творческое задание.

Задание. Восстановите текст. Вставьте пропущенные отрицательные наречия.

1) Ум – одежда, которая (никогда) не износится, знание – родник, который (никогда) не исчерпаешь.

2) Языком и туда, и сюда, а делами не годится (никуда) .

3) Приходится вертеться, если (некуда) деться.

4) Кругом шелестела листва, пели птицы, а спасения ждать было (неоткуда) .

5) Но (никак) не ожидал, что мне с ним будет интересно.

6) Она (никак) не походила на свою сестру.

7. Вот отец выбежал на просеку, которую (некогда) сам прорубил.

VI. Задание повышенной трудности.

Не с разными частями речи.

Задание. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. В каких частях речи пропущены буквы? Укажите эти части речи.

1) (Н_)где (н_)дышится так легко, как на Родине.

2) На чужбине чувству_шь себя путником, которому (н_)где приклонить голову.

3) (Н_)откуда ждать утешения, (н_)куда (н_)тянет.

4) (Н_)как (н_)превозмочь усталости.

5) (Н_)чуть (н_)хочется уходить.

VII. Занимательный материал к уроку.

Задание 1. Из набора букв составьте два слова.

н е н е д о л я р г о к о

Задание 2. Какое слово в «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкина имеет иные грамматические признаки, чем в современном русском языке? Почему? Подберите однокоренные слова к выделенному слову.

Лебедь нас к тебе послала
И наказом наказала
Славный город твой хранить
И дозором обходить.

Ответ. Лебедь у Пушкина женского рода (послала). Это связано с тем, что она – заколдованная царевна. Дозор – обзор, позор, кругозор, подзорная, взор, взирать, зрение и т.п.

VIII. Подведение итогов урока, домашнее задание.

А.И. ГРИЩЕНКО,
г. Москва

Цель:

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Фронтальный опрос.

  1. Определите часть речи :

а) даже; б) чтобы;

в) если; г) пускай.

  1. Назовите разряд частицы:

а) разве; б) почти;

в) давай ; г) самый .

а) если (бы) оглянулся; б) я (то) знаю ;

в) неуже (ли); г) вряд (ли).

5 . :

а)отрицательные; б)формообразующие; в)противительные ; г)модальные.

6. Частицы ЛИ, РАЗВЕ, НЕУЖЕЛИ относятся к ____________ (вопросительным)

Прослушайте стихотворение

НЕ и НИ у нас частицы, Нам их нужно уважать. И при этом не лениться, И ни часу не терять.

Различение НЕ и НИ

1. Отрицание.

(Не выучил- выучил)

1. Усиление отрицания.

4. В устойчивых выражениях

Запомни: во что бы то ни стало, как ни в чем не бывало

а)

Он не бывал за границей .(Отрицание)

(Усиление отрицания)

Где он только не бывал! (Восклицательное предложение)

б) .(Двойное отрицание)

в)

Заполняется пункт 3

г)

Светило солнце в вышине Ни бледно и ни ярко. И в результате было мне Ни холодно ни жарко. К доске я вышел отвечать, Стоял я перед классом. Ни дать ни взять, ни сесть ни встать, Ни рыба и ни мясо.

5. Закрепление материала

а) Кто быстрее

Всем известна пр..тягательная сила родников. (Н..)один путник (н..)может пройти мимо что(бы) (н..)остановит(?)ся (н..)пр..пасть к хрустальной студё(н,нн)ой воде. И (н..)где (н..)в людных местах (н..)в глухой тайге родник (н..)остаётся (н..)замече(н,нн)ым к нему всегда есть тропа,— он нужен (н..)только людям но и зверям птицам. Люди (из)давна стремились пользоваться родниками, селились (во)круг них сохраняли и обустраивали источники. (По А. Порядину).

Нет ошибок-3балла, 1-2 ошибки - 2 балла, 3-4 ошибки - 1 балл, более 4 ошибок - 0 баллов. Прибавьте полученные результаты к набранным ранее баллам.

в) С.Я.Маршак в 1942 году написал стихотворение.

"Не" и "Ни"

Мне рассказывал смоленский Паренек: - В нашей школе деревенской Шел урок. Проходили мы частицы "Не" и "ни". А в селе стояли фрицы В эти дни. Обобрали наши школы И дома. Наша школа стала голой, Как тюрьма. Из ворот избы соседской Угловой К нам в окно глядел немецкий Часовой. И сказал учитель: "Фразу Дайте мне, Чтобы в ней встречались сразу "Ни" и "не"." Мы взглянули на солдата У ворот И сказали: "От расплаты НИ один фашист проклятый НЕ уйдет!"

г) Составьте предложения

д) Цифровой диктант

1. Цветы не поливали, и они засохли.

2. Кто ни

3. Кто не

4. Сколько бы ни

5. Сколько я еще не

6. Не один ты такой!

7. Сколько волка ни корми, он все в лес смотрит.

8. Нашу собаку не

Ответ: 1,2,1,2,1,1,2,1

За правильный ответ 1 балл

Вывод:

Итак, мы возвращаемся к предложению, с которого начали урок. Проверьте и объясните правильность расстановки букв. Скажите, какой частью речи являются последние два слова НИ. Правильно, это союзы, как это доказать? (Соединяют однородные члены). Но ведь о союзах мы сегодня не говорили. Почему? Различие союза ни-ни и частицы НИ - тема нашего следующего урока

Домашнее задание

Просмотр содержимого документа
«Урок "Отрицательные частицы НЕ и НИ"»

Отрицательные частицы НЕ и НИ

Цель:

Дать понятие о роли отрицательной частицы НЕ, формирование умения определять смысловое значение частиц НЕ и НИ, писать НЕ и НИ с различными частями речи;

Конструировать предложения, обогащение речи учащихся, работа с фразеологизмами;

Развивать самооценку, воспитывать культуру речи через умение четко, лаконично выражать в связной речи свои мысли, тем самым проявлять интерес к языку.

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас не совсем обычный урок. В ходе урока каждому из вас представится возможность получить оценку, причем что это будет за оценка, зависит только от вас. (Дети выбирают одного ученика, который будет вести учет знаний)

2. Фронтальный опрос. (За правильный ответ 0,5 балла)

    Определите часть речи :

а) даже; б) чтобы;

в) если; г) пускай.

    Назовите разряд частицы:

а) бы (формообр.); б) вот (указательная);

в) уж (усилительная); г) неужели (вопросительная).

    Отметьте формообразующие частицы:

а) разве; б) почти;

в) давай ; г) самый .

    Отметьте дефисное написание частиц:

а) если (бы) оглянулся; б) я (то) знаю ;

в) неуже (ли); г) вряд (ли).

5 .Характеристика, которая не относится к частицам :

а)отрицательные; б)формообразующие;
в)противительные ; г)модальные.

6. Частицы ЛИ, РАЗВЕ, НЕУЖЕЛИ относятся к ____________ (вопросительным)

3. Объяснение нового материала

На доске записано предложение:

Честный исследователь н.. может, чем бы он н.. занимался, оказаться в ряду лжеученых: он н.. пойдет н.. на обман коллег, н.. на искажение фактов

Учащимся предлагается вставить пропущенные буквы, а правильно ли они это сделали, они выяснят в конце урока.

Я надеюсь, что сегодня вы проявите себя как настоящие исследователи, и первое задание: назовите тему урока (Отрицательные частицы НЕ и НИ).

Прослушайте стихотворение

НЕ и НИ у нас частицы,
Нам их нужно уважать.
И при этом не лениться,
И ни часу не терять.

Как вы думаете, каков основной вопрос, который мы должны решить в ходе урока? (Когда пишется НЕ и когда НИ)

Дети чертят в тетради таблицу, которая заполняется в ходе урока

Различение НЕ и НИ

1. Отрицание. Нельзя убрать частицу, смысл изменится на противоположный

(Не выучил- выучил)

1. Усиление отрицания. Если убрать частицу, смысл не изменится, исчезнет оттенок усиления.

(Его не остановят ни горы ни реки- Его не остановят горы, реки)

2. В вопросительных и восклицательных предложениях.

(Кто не слышал об этом?- Куда он только не обращался!)

2. Придаточная часть начинается словами

Что ни…, кто ни…, чего ни…, сколько ни…,куда ни…, о чём ни…, где ни…

3. Двойное отрицание = утверждение

Широта его интересов не могла не изумлять меня

3.С существительными в родительном падеже при отсутствии подлежащего. (На небе ни облачка. Не слышно ни шороха.)

4. В устойчивых выражениях

(не по себе, не в духе и т. д.)

4. В устойчивых выражениях (ни свет ни заря, ни пуха ни пера, и т. д.)

Запомни: во что бы то ни стало, как ни в чем не бывало

4. Работа по заполнению таблицы

а) Сравните первую группу предложений и выясните, какой смысл вносят в них частицы НЕ и НИ

Он не бывал за границей .(Отрицание)

Он ни разу не бывал за границей (Усиление отрицания)

Где он только не бывал! (Восклицательное предложение)

Где он ни бывал, всюду его встречали радостно. (Придаточная часть, нет отрицания)

Заполняются пункты таблицы 1 и 2

б) Он не мог не приехать, не мог не позвонить .(Двойное отрицание)

в) В поле ни былинки; в доме ни кусочка (отрицание при отсутствии подлежащего)

Заполняется пункт 3

г) Прослушайте стихотворение и скажите, на основе какого лексического средства оно построено?

Светило солнце в вышине
Ни бледно и ни ярко.
И в результате было мне
Ни холодно ни жарко.
К доске я вышел отвечать,
Стоял я перед классом.
Ни дать ни взять, ни сесть ни встать,
Ни рыба и ни мясо.

Стихотворение построено на основе устойчивых сочетаний слов (фразеологизмов)

Заполняется пункт 4 и примечания.

Откройте учебники, параграф 67, прочитайте теорию, скажите, совпали ли ваши выводы о написании частиц с теми, что приводят авторы учебника?

5. Закрепление материала

а) Кто быстрее

Задание выполняется по рядам, каждый ученик разбирает одно предложение. Те ученики, чей ряд выполнит быстрее и правильнее, получают по 0,5 балла

1. Кто (не, ни) занимался математикой, тот имеет слабое представление о развитии мира. 2. Куй железо, пока (не, ни) остыло. 3. (Не, ни) одна дорожка (не, ни) была очищена от снега. 4. (Не, ни) что не пропало зря. 5. (Не, ни) веселья, (не, ни) радости (не, ни) принесла мне жизнь на новом месте. 6. В лесу (не, ни) звука.

б) Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания

Всем известна пр..тягательная сила родников. (Н..)один путник (н..)может пройти мимо что(бы) (н..)остановит(?)ся (н..)пр..пасть к хрустальной студё(н,нн)ой воде. И (н..)где (н..)в людных местах (н..)в глухой тайге родник (н..)остаётся (н..)замече(н,нн)ым к нему всегда есть тропа,- он нужен (н..)только людям но и зверям птицам. Люди (из)давна стремились пользоваться родниками, селились (во)круг них сохраняли и обустраивали источники. (По А. Порядину).

Проверьте себя (текст выводится на экран) и поставьте оценку.

Нет ошибок-3балла, 1-2 ошибки – 2 балла, 3-4 ошибки – 1 балл, более 4 ошибок – 0 баллов. Прибавьте полученные результаты к набранным ранее баллам.

в) С.Я.Маршак в 1942 году , в один из тяжелых периодов ВОв, написал стихотворение. Как ни странно, называлось оно Не и НИ. Как вы думаете о чем в нем было написано?

"Не" и "Ни"

Мне рассказывал смоленский
Паренек:
- В нашей школе деревенской
Шел урок.

Проходили мы частицы
"Не" и "ни".
А в селе стояли фрицы
В эти дни.

Обобрали наши школы
И дома.
Наша школа стала голой,
Как тюрьма.

Из ворот избы соседской
Угловой
К нам в окно глядел немецкий
Часовой.

И сказал учитель: "Фразу
Дайте мне,
Чтобы в ней встречались сразу
"Ни" и "не"."

Мы взглянули на солдата
У ворот
И сказали: "От расплаты
НИ один фашист проклятый
НЕ уйдет!"

г) Составьте предложения

1. Кто ни прочитает эту книгу….

2. Кто не прочитает эту книгу…. (0,5 балла)

д) Цифровой диктант

1. Цветы не поливали, и они засохли.

2. Кто ни принимал участия в читательской конференции, все остались довольны.

3. Кто не принимал участия в конкурсе, очень сожалел потом об этом.

4. Сколько бы ни читал стихи Пушкина, всегда открываешь для себя что-то новое.

5. Сколько я еще не прочитал произведений русских классиков!

6. Не один ты такой!

7. Сколько волка ни корми, он все в лес смотрит .

8. Нашу собаку не покорми вовремя, так она такой вой подымет!

Ответ: 1,2,1,2,1,1,2,1

За правильный ответ 1 балл

Вывод:

Итак, мы возвращаемся к предложению, с которого начали урок. Проверьте и объясните правильность расстановки букв. Скажите, какой частью речи являются последние два слова НИ. Правильно, это союзы, как это доказать? (Соединяют однородные члены). Но ведь о союзах мы сегодня не говорили. Почему? Различие союза ни-ни и частицы НИ – тема нашего следующего урока

Звучит песня «Частицы НЕ и НИ», Радионяня

Домашнее задание

Параграф 67, упражнение 387 или сочинить стих или песню о частицах не и ни

Возраст: 8 класс.

Тип урока: комбинированный (урок – закрепление пройденного материала, повторительно-обобщающий, урок – изучение новой темы)

Оборудование:

Карточки для проверки усвоения предыдущего материала,

Развернутые таблицы на доске.

Проверка усвоения предыдущего материала (повторение темы

«-н и -нн- в суффиксах разных частей речи»,

Выработка умений и навыков по применению знаний на практике,

Изучение нового учебного материала,

Развитие навыков правописания не и ни с разными частями речи,

Развитие монологической речи.

Форма проведения: урок – лекция, урок – практикум.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока.

Правописание не- и ни- с разными частями речи.

Возраст: 8 класс.

Тип урока: комбинированный (урок – закрепление пройденного материала, повторительно-обобщающий, урок – изучение новой темы)

Оборудование:

Карточки для проверки усвоения предыдущего материала,

Развернутые таблицы на доске.

Цели:

Проверка усвоения предыдущего материала (повторение темы

«-н и -нн- в суффиксах разных частей речи»,

Выработка умений и навыков по применению знаний на практике,

Изучение нового учебного материала,

Развитие навыков правописания не и ни с разными частями речи,

Развитие монологической речи.

Форма проведения: урок – лекция, урок – практикум.

Ход урока

I. Организационный момент (2-5 мин.)

Приветствие учителя. Проверка посещаемости учеников.

II. Проверка домашнего задания. (8-10 мин.)

Фронтальный опрос по правилам предыдущей темы (правописание -н- и

Нн- в суффиксах разных частей речи,

Индивидуальная работа по карточкам.

Карточка №1.

Вставить -н- или –нн-.

Безветр енн ый день, буль онн ый кубик, воро н ой конь, глин ян ый горшок, грач ин ое гнездо, див анн ая подушка, искусств енн ый шелк, карт инн ая галерея, лекарств енн ое растение.

Карточка №2.

Вставить -н- или -нн-.

Овч инн ый полушубок, мужеств енн о, разорв анн ый рукав, нежд анн ый гость, позолоч енн ое кольцо, груж енн ая кирпичом баржа, сумка нагруж ен а, посаж енн ый дуб, любимый плем янн ик.

III. Основная часть. (20-25 мин.)

Изложение нового материала. Наглядное пособие – таблицы.

1. Слитное и раздельное написание не.

1.1. не пишется слитно, если слово без не не употребляется,

1.2. не с глаголами и деепричастиями пишется раздельно. Глаголы с приставкой недо- пишутся слитно (недосыпать, недоглядеть). От глаголов с приставкой недо- следует отличать глаголы с приставкой до- и частицей не , которые обозначают неполное, незаконченное действие (ему не до стает такта, аквалангист не до стал морскую раковину).

1.3. не с существительными, прилагательными и наречиями:

Слитно

Раздельно

Если слово с не имеет синонимы без не :

Недруг – враг,

Небольшой – маленький,

Негромко – тихо.

Если есть противопоставление с союзом а:

Не друг, а враг,

Не большой, а маленький,

Не громко, а тихо.

В конструкциях типа далеко не , вовсе не , отнюдь не , нисколько не , далеко не :

- далеко не единственный случай,

Вовсе не обязательно.

1.4. не с причастиями:

1.5. не с отрицательными местоимениями:

1.6. В остальных случаях не пишется отдельно:

С числительными (не в осемь книг ),

С местоимениями (не э тот ),

Со сравнительной степенью (не с тарше, не г лубже ),

Со словами дефисного написания (не пол-лимона, не п о-старому ),

В вопросительных предложениях (Не п равда ли ).

2. Слитное и раздельное написание ни.

IV. Проверка понимания нового материала. (2 – 3 мин. мин.)

Упражнение из учебника (Власенков А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи). Устно объяснить правописание не . Выписать слова с не и ни .

Словарный диктант. Проверка результатов, объяснение правописания. (3 – 5 мин.)

Не скрывая удивления, недоумевая, не мог встретить, затаить ненависть, негодовать от возмущения, не деревянный дом, недешево стоить, неширокая река, незадолго до встречи, нечем писать, ни рыба ни мясо, нет ни у кого.

V. Подведение итогов. (2 – 3 мин.)

Как пишутся с не слова, которые без не не употребляются?

Как пишется не с глаголами и деепричастиями?

Как пишется не с прилагательными, существительными и наречиями?

Как пишется не с причастиями?

Выставление оценок.

VI. Домашнее задание. (1 – 2 мин.)

Упражнение из учебника,

Выучить материал урока.

VII. Список дидактического материала:

Власенков А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. Пособие для 8 кл. общеобразоват. Учреждений / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. – М.: Просвещение.

Власенков А. И. Дидактические материалы к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи» - М.: Просвещение, 2004.

Золотарева И. В., Дмитриева Л. П.: Поурочные разработки по русскому языку. – М.: ВАКО, 2005.