Главная · Освещение · Жил адам и ева. Откуда взялись жены у детей Адама и Евы 

Жил адам и ева. Откуда взялись жены у детей Адама и Евы 

По оценкам социологов в 2011 году на планете Земля проживало чуть больше 7 миллиардов человек. И с каждым годом эта цифра увеличивается (прогноз на 2050 год - 9 миллиардов). Чем больше людей живет на планете, тем чаще мы задаемся вопросом: "А с чего все началось?" Сколько людей жило на планете в стародавние времена, откуда они появились, и откуда берется индивидуальность в таком густо населенном мире? И самое главное - как остаться самим собой, не быть похожим ни на кого?

Чаще всего мы сталкиваемся с тем, что основной источник информации по этой теме - Библия. Именно в ней говорится, сколько было детей у Адама и Евы. Конечно, есть еще теория Дарвина и разного рода фантастические версии происхождения человечества. Но библейское объяснение нам как-то ближе и понятнее.

Почему нам это интересно

Сколько было детей у Адама и Евы? Этим вопросом в то или иное время задается каждый человек. И неважно, движет нами простое любопытство или мы сознательно ищем ответ, чтобы понять, чем в действительности так отличаются представители разных народов. А порой и в одной семье встречаются чуть ли не противоположные характеры, что изумляет еще больше. Все мы настолько разные, что сложно себе представить, что у всех людей на планете всего-то два прародителя: Адам и Ева.

Что достоверно известно из Библии

Эту книгу человечество изучает уже не одно тысячелетие. И можно ответственно заявлять, что в Библии нет четкого указания на то, сколько у Адама было детей. То есть все мы знаем, что после изгнания из рая и грехопадения Ева родила двоих сыновей. И еще через 800 лет Адам зачал третьего сына, Сифа. Этими тремя официальная версия и ограничивается. Во что сложно поверить современному человеку? Как Адаму и Еве удалось прожить столь длинную жизнь и ни разу больше не зачать ребенка? В такое "везение" не поверит даже глубоко верующий человек. Что уж говорить об атеистах!

И еще у скептиков возникает вполне резонный вопрос: если все дети Евы мужского пола, то как им удалось размножиться? Способность к деторождению ведь есть только у женщин. Мужчины в этом случае могут всего лишь помочь зачать ребенка, а вот выносить и родить - только женщина. Некоторые специалисты ставят под сомнение само наличие только двух прародителей человечества и утверждают, что Бог создал больше людей. Просто они были первыми и "прославились" тем, что согрешили. Вот мы и знаем только их историю и то, как звали детей Адама и Евы.

О чем еще можно прочесть в Библии

Однако теологи все же настаивают на том, что в Библии есть ответы на все вопросы. Нужно искать смысл в каждой строчке. В этом случае получается, что подсчитать, сколько было детей у Адама и Евы, практически невозможно. Ведь, изгнав их на Землю, Бог дал повеление: "Плодитесь и размножайтесь". За 930 лет жизни на Земле, вероятно, Адам зачал не троих сыновей, а несколько больше.

Возьмем, к примеру, факты современной истории. В книге рекордов Гиннеса зафиксировано рекордное количество детей, рожденных одной женщиной: 58. И это в начале XIX века! Поэтому сомневаться в том, что дети Адама и Евы в Библии "плохо посчитаны", не приходится. Один из историков, изучавший этот вопрос, пришел к выводу, что Адам зачал 33 сына и 23 дочери. Но и это недоказуемо.

Сыновья Адама

Имена детей Адама и Евы известны каждому мало-мальски просвещенному человеку. Библейская история о братоубийстве Авеля Каином учит нас не завидовать и не предавать самых близких и родных людей. Имя Каина стало нарицательным для обозначения злобного, завистливого и нечестного человека.

Возвращаясь к вопросу, сколько детей было у Адама и Евы, необходимо признать, что если бы их было лишь двое, то после убийства Авеля все люди были бы потомками Каина. Библия не может допустить того, чтобы человечество происходило от грешного в самом плохом смысле этого слова человека. Поэтому Каин погибает от Всемирного потопа. И тогда остается только третий официальный сын Адама - Сиф, который считается прародителем Ноя, выжившего во

Можно считать, что для определения истоков человечества все довольно просто. Дети Адама и Евы - это трое сыновей. Один (Авель) погиб от рук старшего брата. Поэтому предоставить ему, Каину, возможность плодиться дальше и сеять на Земле грех было бы неправильно. Поэтому в результате Потопа он не выживает. Но человечество все равно продолжает свою историю, а значит, был и третий сын. Именно он, Сиф, и стал продолжателем рода человеческого.

Женщины в роду Адама

Согласно древней традиции род ведется по мужской линии. Поэтому в Библии очень редко встречается упоминание чьих-то дочерей. Возможно, поэтому мы и не знаем ни одной дочери, которых зачали Адам и Ева. О них просто никто и никогда не писал, и не упоминал их имен.

Но, как уже отмечалось выше, только три сына не могли расплодиться и дать жизнь всем народностям, населяющим современную Землю. Поэтому неоспорим тот факт, что у Адама были еще и дочери. Тем более что есть прямое указание на это: и родил он сынов и дочерей. Так что смело утверждаем, что дети Адама и Евы в Библии упоминаются далеко не все. Вероятно, для Библии представляли интерес только те личности, чья жизнь принципиально повлияла на развитие человечества.

Ведь иначе опять возникает вопрос: "Откуда у Каина взялась жена?" В Библии четко говорится, что, когда он ушел в землю Нод, он был женат. Но поскольку нет никакого намека на происхождение жены Каина, остается только догадываться, кем она приходилась братоубийце: сестрой, племянницей или кем-то еще.

Браки с близкими родственниками

Если остановиться на версии, что первых людей было двое, то, без сомнения, приходит понимание того, что женились и создавали семьи с ближайшими родственниками. Буквально первые поколения людей, помимо того что были мужем и женой, приходились друг другу еще и братьями и сестрами.

Это противоречит современной морали, когда во многих странах существует запрет на браки между близкими родственниками. Но мы-то говорим о событиях, происходивших более двух тысяч лет назад. Поэтому современные принципы морали и генетики нельзя переносить на поведение первых поколений людей.

Генетические уродства

Генетические уродства - это нарушения и ошибки в генах, которые ребенку передают отец и мать. Не первый день известно, что половину генов ребенок получает от отца, а половину - от матери. За тысячелетия существования человечества накопилось невероятное множество наборов генов, и почти в каждом наборе есть так называемые "ошибки".

Современными исследователями доказано, что, чем меньше родство родителей, тем меньше вероятность передать ребенку одинаковый набор этих ошибок. В природе побеждает сильнейший, а значит, в каждой паре генов "ущербный" будет подавлен "сильным". И человек спокойно проживет жизнь, будучи красивым и здоровым. Так, если у папы в роду у всех кривой нос, а у мамы - асимметричные уши, то ребенку с большой долей вероятности достанутся нормальный нос и аккуратные уши. В крайнем случае, огрехи будут не очень заметны.

Совершенно другое дело - родители, которые состоят в близком родстве между собой. Набор их генетических ошибок почти одинаковый, и потомству он передается с коэффициентом «2». Кривой нос папы плюс кривой нос мамы даст совершенно безобразное лицо ребенку.

Запрет на браки близких родственников

В древности никем не проводились доскональные исследования. Ученых и просвещенных людей было немного. Но и обычные "дети Адама и Евы" стали подмечать такие особенности рожденного от близких родственников потомства. Поэтому сначала возникли которые осуждали интимные взаимоотношения между близкими родственниками. Появилось даже утверждение, что каждому роду нужна "свежая кровь". Поэтому принято было жен и мужей выбирать даже не из своего поселка, чтобы наверняка избежать родства родителей.

Со временем большинство стран ввело запрет на браки внутри одной семьи. На родословную и традиции стали закрывать глаза даже такие страны, как Англия, Франция и Испания. Ведь чистота крови у вельмож этих государств стояла превыше всего. Однако невероятное количество уродцев и умственно отсталых детей заставило пересмотреть свои каноны и их. Сейчас никого не удивляет, что принц женится на фотомодели, а принцесса выходит замуж за предпринимателя. А еще сто лет назад это было невозможно!

Библейская мораль

В продолжение темы запретов на близкородственные браки следует отметить, что в Библии впервые осуждение таких союзов возникает аж во времена Моисея. А это 2500 лет спустя после грехопадения Адама и Евы. Вполне понятно, что первые поколения были, что называется, "абсолютами". В генах Адама и Евы не было никаких ошибок, ведь их сотворил Бог по образу и подобию своему. Вероятно, и их дети получили чистейшие гены.

Но за грех Бог проклял людей и послал им болезни, уродства и старость. Сколько поколений так продолжалось, и в какой момент появились те самые генетические ошибки, сказать практически невозможно. Однако осуждение браков между близкими родственниками пришло в человечество через закон Божий, который огласил Моисей. Как уже говорилось, он жил почти три тысячи лет спустя. Конечно, за такое время собралась весьма обширная база генетических ошибок. Учитывая разросшуюся численность населения планеты, вполне можно было отказаться от близкородственных браков в пользу здоровья наций.

Заключение

Несмотря на массу исследований, которые теологи, генетики, историки и прочие специалисты проводят не один десяток лет, у нас нет точного ответа на вопрос: "Сколько было детей у Адама и Евы?"

Генетики, проводившие исследования сотен тысяч ДНК на протяжении 20 лет, пришли к выводу, что вполне вероятна ситуация, при которой все люди на планете могут считаться родственниками. По крайней мере, это не противоречит ни ни библейской версии появления рода человеческого.

Хочется только отметить, что если все мы - одна семья, то почему же мы так часто не понимаем близких и обижаемся друг на друга? Давайте жить дружно, родственники!

И Сифа - первых людей, рожденных за пределами Эдемского сада. Соблазненная змеем, дала мужу Адаму попробовать запретный плод с Древа познания Добра и Зла, что в христианской мифологии стало причиной грехопадения первых людей.

Сотворение человека

Бог создал первых людей, Адама и Еву, по собственному образу и подобию. Предполагалось, что прародители человечества станут властвовать над всем, что ни есть на земле живого. Первым Бог «из праха земного» изготовил Адама и вдохнул в того жизнь через ноздри. Затем Бог Адама усыпил и взял у него ребро, и из этого материала создал Еву - первую женщину.

Ева стала женой Адама. Оба жили в Эдемском саду, ходили «наги и не стыдились». «Каноническая» история Адама и Евы содержится в книге Бытия. Однако есть и апокрифы, согласно которым Ева - не второй человек, созданный после Адама, а третий, потому что второй стала Лилит, первая «неудачная» жена Адама, которую Бог создал до Евы. Об этом рассказывается в книге Зогар.

Лилит можно назвать первой в мифологической истории феминисткой, подавшей голос в пользу равноправия мужчин и женщин. Лилит отказалась подчиняться Адаму, заявив, что Бог сотворил женщину равной тому. Лилит улетела от Адама, произнеся тайное имя Бога, и Адам пошел к Богу жаловаться.


Вслед за беглянкой послали трех ангелов, которые настигли Лилит у Красного моря. Женщина отказалась возвращаться к супругу и понесла наказание. Лилит превратилась в злого демона, который убивает младенцев, а по версии каббалы - в дьяволицу, которая приходит к молодым холостякам во сне и соблазняет тех.

Созданная из ребра Ева уже не считала себя равной мужу, но тоже принесла тому неприятности.

Первородный грех

Создавая Эдемский сад, Бог «включил в проект» два особенных дерева - Древо познания Добра и Зла и Дерево Жизни. Плоды со второго даровали вечную жизнь, а плоды с первого Господь запретил пробовать. Наказанием тем, кто преступит запрет, станет смерть. Остальная флора в Эдеме была в полном распоряжении Адама и Евы.


Первое время люди соблюдали господень запрет, пока к Еве не обратился змей, бывший «хитрее всех зверей полевых». Змей стал уламывать Еву отведать запретного плода. Сначала Ева отказывалась слушаться змея и говорила, что Бог запретил приближаться к тому дереву и пробовать плоды с него под угрозой смерти.

Змей убеждал Еву, что смерть им не грозит, напротив – съевши плод, люди сами станут как боги. Увлеченная речами дьявольской рептилии, Ева попробовала плод, который в массовой культуре принято считать яблоком. На самом деле вид плода в Библии не уточняется и на счет того, что конкретно съела Ева, есть разные мнения - от фиги или инжира в версии иудеев до персика в версии армян.


Попробовав плод, Ева накормила тем и мужа. Отведав запретного плода, Адам и Ева неожиданно заметили, что оба обнажены, смутились и попытались спрятаться от Бога. Господь наказал каждого участника событий. Змея проклял, чтобы тот вечно ползал на брюхе и питался прахом. А совершивших первородный грех Адама и Еву изгнал из Эдема.

За пределами райского сада мужчине пришлось всю жизнь трудиться в поте лица и возделывать землю, а Ева была обречена подчиняться мужу и «в болезни рождать детей». Люди утратили бессмертие, которое было им свойственно в саду Эдема, и после смерти обречены были вернуться в прах - в землю. Чтобы люди не пробрались обратно в Эдем и не вкусили там плодов Дерева жизни, которые дают бессмертие, Господь поставил на входе херувима - многокрылого ангела с огненным мечом.


После изгнания из рая люди начали плодиться и размножаться. Ева родила первого сына - Каина, а за ним второго - Авеля. Третий сын, Сиф, родился у Евы, когда той было уже 130 лет. Из рода этого Сифа произошел Ной - ветхозаветный патриарх, который спасся в ковчеге во время Всемирного потопа вместе с небольшой группой избранных праведников. Потомки других сыновей Евы - Каина и Авеля - погибли во время потопа. Таким образом, Сиф считается родоначальником современного человечества.

Экранизации

В 11 эпизоде первого сезона сериала «Секретные материалы» имя Евы носят женщины и девочки-клоны, искусственно созданные в ходе генетического эксперимента. Эти усовершенствованные в лаборатории детки должны были стать суперсолдатами. Но что-то пошло не так, и подопытные Евы начали в подростковом возрасте слетать с катушек, превращаясь в убийц-психопаток.


В 2014 году вышел библейский эпический фильме «Ной», где образ Евы воплотила актриса Ариан Райнхарт.

В сериале «Сверхъестественное» Ева - праматерь монстров, могущественное существо, которое появилось задолго до ангелов и людей. Обитала в Чистилище, пока не вырвалась оттуда на Землю, где облике смертной женщины собирает собственную армию, чтобы противостоять ангелам, демонам и вообще всем.


В 2013 году вышел фильм Джима Джармуша «Выживут только любовники», где речь идет о паре вампиров - андеграундном музыканте (), который живет в полузаброшенном Детройте и подумывает о самоубийстве, и его стильной жене (), которая любит поэзию и поболтать по вечерам с современником английским поэтом Кристофером Марло в теплом марокканском городе Танжере. Оба вампира названы именами библейских прародителей - Адам и Ева.

  • Образы Адама и Евы многократно обыгрывались в искусстве. Знамениты на весь мир изображения прародителей человечества на диптихе немецкого художника Альбрехта Дюрера и на створках Гентского алтаря братьев ван Эйков. Иероним Босх изобразил Адама и Еву на левой створке знаменитого триптиха «Сад земных наслаждений», где показаны последние три дня творения мира.

  • Молекулярные биологи окрестили «митохондриальной Евой» женщину, которая стала последним общим предком по материнской линии для всех живущих сейчас людей и жила примерно две сотни тысяч лет назад. Митохондриальная ДНК этой гипотетически существовавшей дамы есть у всех человеческих женщин, но это не значит, что та была единственной «праматерью» человечества, как библейская Ева. В одно время с так называемой «митохондриальной Евой» жили и другие женщины, и тоже вносили в генофонд человечества собственный вклад. Этому открытию посвящен двухсерийный фильм «Discovery» «Настоящая Ева».
  • В Петергофе есть парные фонтаны «Адам» и «Ева», изваянные итальянцем Джованни Бонацца по заказу русского дипломата Рагузинского во времена . За три века существования фонтаны не менялись и сохранили изначальный вид.
  • В авраамических религиозных традициях считается, что у ветхозаветных персонажей есть вполне реальные места погребения. Прародительница Ева, согласно иудаизму, погребена в пещере Патриархов, она же пещера Махпела, в древней части города Хеврон на берегу реки Иордан. Вместе с Евой там покоятся Сарра, жена Авраама, Ревекка, жена Исаака, и Лия, супруга Иакова. А по исламской версии могила Евы находится в городе Джидда в Саудовской Аравии, где есть место под названием Гробница Хаввы, или Мукбарат умна Хавва.

  • В мусульманской традиции Ева именуется Хаввой. В Коране о супруге Адама ничего не сказано, та только упоминается, без подробностей. Зато подробности присутствуют в хадисах, или преданиях, которые рассказывают о жизни . В этой версии Господь услал Адама и Хавву в различные части света: мужчина после грехопадения оказался в Индии, а женщина - на Аравийском полуострове. Считается, что Хавва рожала не три раза, а двадцать, причем каждый раз - близнецов. Последним Хавва родила одного сына. Всего у Хаввы по исламской версии родилось 39 детей.
  • Именем Евы назван астероид 164, обнаруженный в 1876 году.

Цитаты

«И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих». - Быт.3:20
«И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел». - Быт.3:1-6
«Наш Сад есть единое Древо,
С многолиственным сонмом ветвей.
Его насадила лучистая Ева,
В веках и веках непорочная Дева...»

Адам и Ева – первые, сотворенные Богом, люди на земле.

Имя Адам означает человек, сын Земли. Имя Адам часто отождествляется со словом человек. Выражение «сыны Адамовы» означает «сыны человеческие». Имя Ева – дающая жизнь. Адам и Ева являются прародителями человеческого рода.

Описание жизни Адама и Евы можно прочесть в первой книге Библии – – в главах 2 – 4 (на страницах также доступны аудиозаписи).

Создание Адама и Евы.

Александр Сулимов. Адам и Ева

Адам и Ева были созданы Богом по подобию Его на шестой день творения. Адам был создан «из праха земного». Бог наделил его душой. Согласно еврейскому календарю Адам был сотворён в 3760-м году до н. э.

Бог поселил Адама в Эдемском саду и разрешил есть плоды с любого дерева, кроме Дерева Познания Добра и Зла. Адам должен был возделывать и хранить Эдемский сад, а также дать названия всем, созданным Богом, животным и птицам. Ева была создана как помощница Адама.

Создание Евы из ребра Адама подчеркивает идею двуединства человека. В тексте Бытия подчеркивается, что «не хорошо быть человеку одному». Создание жены - это один из главных замыслов Бога - обеспечение жизни человека в любви, ибо «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем».

Первый человек – венец сотворенного Богом мира. Он обладает царским достоинством и является владыкой новосотворенного мира.

Где находился Эдемский сад?

Мы уже привыкли к появлению сенсационных сообщений о том, что найдено место, где находился Эдемский сад. Конечно же, местоположение каждого «открытия» отличается от предыдущего. В Библии описывает область вокруг сада, и даже используются узнаваемые топонимы, такие, как Эфиопия, и название четырех рек, включая Тигр и Евфрат. Это привело многих, в том числе и исследователи Библии, к выводу, что райский сад находился где-то в ближневосточной области, известной сегодня как Долина рек Тигр и Евфрат.

На сегодняшний день существует несколько версий местоположения Эдемского сада, ни одна из которых не имеет под собой веских доказательств.

Искушение.

Неизвестно, как долго Адам и Ева жили в Эдемском саду (согласно Книге Юбилеев, Адам и Ева прожили в Эдемском саду 7 лет) и находились в состоянии чистоты и невинности.

Змей, который «был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог», уловками и хитростью убеждал Еву попробовать плод запретного Дерева познания Добра и Зла. Ева отказывается, ссылаясь на Бога, который запретил им есть с этого дерева и обещал смерть всякому, кто вкусит этот плод. Змей искушает Еву, обещая, что, вкусив плод, люди не умрут, но станут Богами, знающими Добро и Зло. Известно, что Ева не выдержала искушения и совершила первый грех.

Почему именно змей выступает как символ зла?

Змей – важный образ в древних языческих религиях. Ввиду того, что змеи сбрасывают кожу, их часто олицетворяли с перерождением, в том числе и с природными циклами жизни и смерти. Поэтому изображение змеи использовали в ритуалах плодородия, особенно тех, которые связаны с сезонными циклами.

Для еврейского народа, змея была символом многобожия и язычества, естественного врага Яхве и единобожия.

Почему Безгрешная Ева допустила себе быть обманутой змием?

Сравнение, пусть и опосредованное, человека и Бога, привело к появлению богоборческих настроений и любопытства в душе Евы. Именно эти настроения подталкиваю Еву к намеренному преступлению заповеди Божией.

Сопричиной грехпадения Адама и Евы была их свободная воля. Нарушение заповеди Божией было лишь предложено Адаму и Еве, но не навязано. И муж, и жена участвовали в своем падении по доброй воле, ибо вне свободной воли - нет греха и нет зла. Дьявол лишь возбуждает на грех, а не принуждает к нему.

История грехопадения.


Лукас Кранах Старший. Адам и Ева

Адам и Ева, не выдержав искушения, которому они подверглись со стороны диавола (Змея), совершили первый грех. Адам, увлеченный своей женой, нарушил заповедь Божию и вкусил от плода Дерева Познания Добра и Зла. Так Адам и Ева навлекли на себя гнев Создателя. Первым признаком греха было постоянное ощущение стыда и тщетные попытки скрыться от Бога. Воззванные Создателем они слагали вину: Адам - на жену, а жена - на змея.

Грехопадение Адама и Евы судьбоносно для всего человечества. Падением был нарушен Богочеловеческий порядок жизни и принят дьяволочеловеческий, люди пожелали стать Богами, минуя Бога. Грехопадением Адам и Ева ввели себя в грех и грех в себя и всех потомков.

Первородный грех – отвержение человеком определенной Богом цели жизни - уподобления Богу. Первородный грех содержит в зародыше все грядущие грехи человечества. В первородном грехе содержится сущность всякого греха - его начало и природа.

Последствия греха Адама и Евы сказались на всем человечестве, унаследовавшем от них испорченную грехом человеческую природу.

Изгнание из рая.

Бог изгнал Адама и Еву из рая, чтобы те возделывали землю, из которой и был создан Адам, и питались плодами трудов своих. Перед изгнанием Бог сделал людям одежду, чтобы те прикрыли срам свой. Бог поставил на востоке у сада Эдемского Херувима с пламенным мечом, чтобы тот охранял путь к дереву жизни. Иногда принято считать, что вооруженным мечом херувимом был архангел Михаил – страж у ворот в рай. По второй версии – это был архангел Уриил.

Два наказания ждали Еву и всех ее дочерей после грехопадения. Во-первых, Бог умножил боли Евы в родах. Во-вторых, Бог сказал, что отношения между мужчиной и женщиной будут всегда характеризоваться конфликтами (Бытие 3:15 - 3:16). Эти наказания сбываются снова и снова в жизни каждой женщины на протяжении всей истории. Независимо от всех наших медицинских достижений, деторождение – это всегда болезненный и напряженный опыт для женщины. И не важно, насколько у нас передовое и прогрессивное общество, в отношениях между мужчиной и женщиной прослеживаются борьба за власть и борьба полов, полная раздоров.

Дети Адама и Евы.

Доподлино известно, что у Адама и Евы было 3 сына и неизвестное количество дочерей. Имена дочерей прародителей не запечатлены в Библии, так как, согласно древней традиции, род велся по мужской линии.

О том, что у Адама и Евы были дочери свидетельствует текст Библии:

Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот лет, и родил он сынов и дочерей.

Первыми сыновьями Адама и Евы были . Каин из зависти убивает Авеля, за что был изгнан и поселился с женой отдельно. Из Библии известно о шести поколениях Каинового колена, далее информация не прослеживается, считается что потомки Каина погибли во время Великого Потопа.

Третьим сыном Адама и Евы был . Потомком Сифа был Ной.

Согласно Библии, Адам прожил 930 лет. По еврейскому сказанию, Адам покоится в Иудее, рядом с патриархами, по христианскому сказанию - на Голгофе.

О судьбе Евы неизвестно, однако в апокрифическом «Житии Адама и Евы» сказано, что Ева умирает через 6 дней после смерти Адама, успев завещать детям своим высечь на камне историю жизни первых людей.

), а также как имя собственное. Оно входит в выражение «сыны Адамовы» , которое никогда не означает непосредственных потомков первого человека. Им могут быть названы «люди» (в синодальном переводе «сыны человеческие») (Притч. 8, 31 ; Пс. 44, 3). Употребленное в единственном числе (букв. «сын Адамов»), оно обозначает конкретного человека (Иез. 2, 1) или любого (Иер. 49, 18).

Сотворение первых людей

Адам создан «из праха земного» (Быт. 2, 7), поэтому он - «перстный» (1 Кор. 15, 47). Бог «вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2, 7). Адам сотворен как духовно-телесное существо, являющееся носителем образа Самого Бога (Быт. 1, 27). Согласно Божественному творческому замыслу, он должен также быть подобным Богу (Быт. 1, 26). Это подобие в отличие от образа не дано, а задано человеку и должно осуществляться им в течение всей его жизни.

О создании жены кн. Бытия повествует дважды, кратко: «И сотворил Бог человека... мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1, 27), и более подробно: «...для человека не нашлось помощника, подобного ему. И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа» (Быт. 2, 20 -23).

Созданием жены не независимо от мужа, а из его природы (древнеевp. sela - это не только «ребро» (как в cинодальном переводе), но и «бок», «сторона» и вообще часть чего-либо) подчеркивается двуединство человека. На него обращает внимание и сам Бытописатель, производя слово «жена» (евр. issah) от слова «муж» (is) (Быт. 2, 23). Появление жены обусловлено тем, что человек имел потребность в общении. Как носитель образа Божия он не мог оставаться один: «не хорошо быть человеку одному» (Быт. 2, 18); Божественный образ должен был найти отражение как в единстве человеческой природы, так и во множественности ипостасей . Создание жены - это одна из главных предпосылок для жизни человека в любви, которая является непременным условием его «пребывания» в Боге, ибо «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4, 16).

Первый человек является венцом сотворенного Богом мира и как таковой обладает царским достоинством, о чем свидетельствует тот факт, что в творческом акте Сам Бог благодатно вселяется в человека и делает его владыкой мира (Быт. 1, 28). В соответствии со своим высоким предназначением человек дает имена животным (Быт. 2, 19 -20), он призван «возделывать... и хранить» окружающий мир (Быт. 2, 15). Однако совершенство Адама не было абсолютным. Оно лишь служило основанием для осуществления его призвания и открывало для него возможность стать совершенным, «как совершен Отец... Небесный» (Мф. 5, 48). Соответственно не была совершенной и свободная воля человека, т. к. она могла избирать не только добро, но и зло, о чем свидетельствует данная человеку заповедь, запрещавшая ему вкушать плоды от Древа познания добра и зла (Быт 2, 17). Поскольку только Бог дает сотворенному Им миру «жизнь и дыхание и всё» (Деян. 17, 25) и только Им «мы... живем и движемся и существуем» (Деян. 17, 28), первый человек мог достигнуть богоподобия лишь в единстве с Богом. В противном случае он обрекал себя на автономное, внебожественное существование, которое неминуемо вело к смерти (Быт. 2, 17).

Первое грехопадение и его последствия

Неизвестно, сколь долгое время Адам и Ева находились в блаженном состоянии чистоты и невинности; известно только, что они лишились его. Наши прародители не выдержали искушения, которому они подверглись со стороны диавола , и совершили первый грех , захотев без Бога стать, как боги (Быт. 3, 1 -6). Адам нарушил заповедь Божию, увлеченный своей женой, которая, прельщенная змеем, вкусила от плода древа познания добра и зла, Адам также вкусил от него, и этим грехом они навлекли на себя гнев своего Создателя. Первым признаком греха было ощущение стыда, и затем тщетная попытка скрыться от лица вездесущего и всеведущего Бога, ходящего около вечернего времени в раю. Воззванные Богом они высказали свою боязнь и слагали свою вину: Адам - на жену, а жена - на змея. Страшное наказание постигло всех причастных этому грехопадению, а в лице падших прародителей весь род человеческий; впрочем оно было растворено первым обетованием (первоевангелием) о Спасителе мира , имеющем родиться от жены: семя жены сотрет главу змея (Быт. 3, 15), сказал Господь.

Первыми сыновьями Адама и Евы были Каин и Авель . Каин из зависти убивает Авеля, за что был изгнан и поселился с женой отдельно и имел потомство (Быт 4).

О дальнейшей жизни прародителей известно немного: «Адам жил сто тридцать лет и родил [сына] по подобию своему [и] по образу своему, и нарек ему имя: Сиф . Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот лет, и родил он сынов и дочерей. Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умер» (Быт 5, 3 -5).

По еврейскому сказанию, Адам покоится в Иудее , рядом с патриархами , по христианскому сказанию - на Голгофе .

Общечеловеческое значение природы первого человека

Первые люди, Адам и Ева, являются родоначальниками всего человечества. Другого корня, от которого человеческий род брал бы свое начало, не было ни до, ни после них. В Быт. 2, 5 сказано, что до создания Адама еще не было человека для возделывания земли, а в Быт. 3, 20 сообщается имя жены и объясняется, что она названа Евой (древнеевр. hawwah - жизнь), т. к. стала матерью всех живущих, т. е. праматерью. О единстве человеческого рода свидетельствуют ведущиеся от Адама ветхозаветные родословные (Быт. 5, 1 ; 1 Пар 1), а в Новом Завете в родословии Иисуса Христа евангелист Лука указывает, что Христос не только Сын Божий, но и Сын (т. е. потомок) Адама (Лк 3, 23 -38). Наконец, в Деяниях повествуется о том, что весь человеческий род сотворен «от одной крови» (Деян. 17, 26).

О двух Адамах вслед за ап. Павлом учит св. Ириней Лионский , отмечая при этом, что «мы в первом Адаме оскорбили [Бога] неисполнением Его заповеди» и «примирились [с Ним] во Втором Адаме, «быв послушны даже до смерти»» . В Искуплении , по мысли того же св. отца, Христос «возглавил (recapitulavit) все человечество, даруя нам спасение, так что потерянное нами в Адаме... мы опять получили во Христе Иисусе» .

Мысль о всечеловеческом характере природы первого человека нашла свое отражение в святоотеческом и литургическом предании правосл. Церкви. Св. Григорий Нисский считает, что «сие имя «Адам»... сотворенному человеку дается не как какому-либо одному, но как вообще роду» .

Пытаясь понять всечеловеческий характер природы Адама, некоторые христианские мыслители (напр., Вл. С. Соловьёв , прот. С. Булгаков) уклонились в спекулятивные построения, в результате которых первый человек становился уже не одной (точнее, первой) ипостасью , обладающей общечеловеческой природой, а многоипостасной личностью, в которой каждый человек каким-то невероятным образом уже присутствовал своей ипостасью. Антропологическая ошибочность таких представлений неизбежно приводила к ошибке и в области сотериологии , к искажению учения о первородном грехе и о спасении , совершенном Вторым Адамом - Иисусом Христом .

Предания об Адаме и Еве у разных народов

История Адама и Евы, с большими или меньшими видоизменениями, сохраняется в предании почти всех древних народов, особенно семитического поколения.

С библейскими сказаниями о первом человеке сходны сказания Зенд-авесты у персов. Ормузд создал первого человека из огня, воды, воздуха, земли и вдунул в него бессмертную душу. В саду Эдем растет древо жизни - Hôm, плоды которого дают бессмертие. Мстительный Ариман в образе змия является к прародителям, соблазняет их и нарушает счастье бессмертной души. По сказаниям персов, грифы охраняют золотую гору.

Согласно Брокгаузу, как евреи, так и персы, заимствовали свои предания о первых людях из древних ассиро-вавилонских источников, так как тождественные сказания находятся и в клинообразных надписях, составленных за 2000 лет до н.э., т. е. задолго до Моисея и Зороастра, и открытых в новейшее время в развалинах древней Ниневии . На одной плитке из коллекции плиток, извлеченных из развалин Сарданапалова дворца, хранящихся в Британском музее, находится следующая фрагментарная надпись: "После того как боги сотворили живых существ, скот и зверей и гадов полевых... бог (Хао) создал двоих...". Здесь, очевидно, речь идет о сотворении первого человека, и ассирийское предание, таким образом, согласуется с Быт. 1, 26 -30. Подобное же совпадение между библейским и древневавилонским преданием находим и относительно сказания о грехопадении, которое в ассирийских источниках иллюстрируется даже барельефными изображениями. Так, один барельеф на цилиндре, хранящемся также в British museum, изображает мужчину и женщину, сидящих у дерева и простирающих руки к его плодам. Сзади женщины подымается змея. Другой барельеф представляет также покрытое плодами дерево, окруженное крылатыми фигурами. Очевидно, первый барельеф изображает факт вкушения запрещенного плода, а второй - изгнание из рая и охранение его херувимами.

Более поздние учения наследовали представления о сотворении мира у иудеев и христиан, с той или иной степенью "творческой переработки". Так, в Коране сказано, что Бог создал тело из глины, а душу из огня. Все ангелы признали новое творение, один Эблис отказался и был изгнан из рая, где поселился Адам. В раю была создана Ева. Эблис из мести соблазнил первых людей, и они были сброшены на землю. Бог сжалился над раскаявшимся Адамом и послал Древа познания добра и зла , вокруг которого обвился змей. На саркофаге Юния Басса рядом с Адамом сноп колосьев, около Евы овца, что указывает на их труды после изгнания из рая.

Сюжеты из истории Адама и Евы подробно иллюстрируются в миниатюрах ранних рукописей.

Святоотеческая традиция сопоставления Христа с Адамом и предание о том, что Голгофа , где был распят Спаситель, является местом погребения Адама, обусловили изображение Адама или главы Адама в композиции «Распятие». Мысль о том, что кровь Спасителя искупила грех Адама в иконографии выражается непосредственным образом - капли крови из ран Христа падают на главу Адама. Изображение главы Адама в пещере под Голгофой известно с в. . В византийском искусстве встречаются композиции, где в нижней части по сторонам от Голгофы представлены восстающие из гробов Адам и Ева . Эту деталь можно объяснить влиянием иконографии «Сошествия во ад», известной с IX в. . Адам предстает седовласым старцем, в хитоне и гиматии, Ева - в красном платье и мафории.

Коленопреклоненные Адам и Ева по сторонам от Этимасии (престола уготованного) изображаются в композиции «Страшный Суд» . В образе старца Адам изображается в числе ветхозаветных праотцев и пророков в храмовых росписях .

В западной иконографии получил распространение тип «Распятия» с полуфигурой Адама в основании креста .

Литература

  • Малов Е., прот. Об Адаме по учению Библии и по учению Корана. Каз., 1885
  • Филарет (Дроздов), архим. [митр. Московский]. Записки на книгу Бытия.
  • Богородский Я. А. Начало истории мира и человека по первым страницам Библии. Каз., 1902
  • Thielicke H. How the World Began: Man in the First Chapters of the Bible. Phil., 1961
  • Резная пластина с изображением «Распятия», XI в. (ГЭ)

    Хлудовская Псалтирь. ГИМ. Греч. № 129

    Собор Санта-Мария-Ассунта в Торчелло, кон. XI в.

    Монастырь Хора (Кахрие-джами) в Константинополе, 1316-1321 гг.; ц. Спаса на Ильине в Новгороде, 1378 г.; Благовещенский собор Московского Кремля, XVI в.

    Оклад Евангелия, XII в., Дармштадт (Hessisches Landesmuseum); Переносной алтарь св. Маурициуса, XII в. (cокровищница ц. св. Серватия, Зигбург

Что же такое конкретно сделали Адам и Ева, раз Господь их выгнал из Рая, и более того - что мы все почему-то расплачиваемся за их поступок? О чем здесь речь, о каком запретном плоде, что это за древо познания, зачем это древо было помещать рядом с Адамом и Евой и при этом запрещать к нему приближаться? Что случилось в раю? И как это связано с нашей жизнью, с жизнью наших близких, друзей? Почему наша участь зависит от не нами совершенного поступка, причем совершенного очень и очень давно?

Что случилось в раю? Там случилось самое страшное из всего, что только может случиться между любящими существами, доверяющими друг другу. В райском саду случилось то, что спустя время повторится уже в саду Гефсиманском, когда Иуда приведет туда толпу вооруженных стражников, искавших Иисуса. Проще говоря, в раю случилось предательство.

Адам и Ева предали своего Создателя, когда поверил клевете на Него и решил жить исключительно по своей собственной воле.

Человек научился предавать самых близких ему людей, когда обвинил жену в собственном грехе.

Человек предал самого себя. Ведь «предать» означает буквально - передать. И человек передал себя из доброй воли создавшего его Бога в злую волю своего убийцы - дьявола.

Вот что случилось в раю. А как это все произошло и почему оказалось связанным с жизнью каждого из нас, сейчас попробуем выяснить более подробно.

Вы представить себе не можете!

Бог создал человека и поместил его в место, наиболее благоприятное для его жизни. То есть в прекрасный сад Эдем, который также принято называть раем. Сегодня мы можем лишь строить различные предположения и догадки - что же представлял собой райский сад. Но зато смело можно биться о заклад, что любая из этих догадок окажется неверной. Почему?

А потому, что и сам человек тогда был другим - чистым, радостным, не знающим тревог и забот, открытым миру, встречающим этот мир счастливой и властной улыбкой его повелителя. Причина тут проста: Адам и Ева тогда еще не вычеркнули Бога из своей жизни, были с Ним в теснейшем общении и получали от Бога такие познания, утешения и дары, о которых мы сегодня и представления не имеем.

Нам, нынешним, как уже было сказано, остается только пофантазировать на райскую тему. Причем - с натугой протискивая эти свои фантазии сквозь узенькие просветы между невеселыми думами о падающем курсе рубля, обидами на тещу, заботами о покупке зимней резины для автомобиля, грядущем ЕГЭ для старшего сына и еще тысячью неприятных мыслей, одновременно терзающих любого современного человека каждый день с утра до ночи. Тот скудный фарш фантазий, который вывалится на выходе этой мысленной мясорубки, и будет нашими сегодняшними представлениями о рае.

Конечно же, райский сад был прекрасен. Но жизнь с Богом может оказаться для человека раем даже посреди безводной пустыни, поросшей кустиками верблюжьей колючки. А жизнь без Бога и райский сад мгновенно превращает в обычные заросли травы, кустов и деревьев. Лишь поняв это, можно понять и все остальное, случившееся в раю с первыми людьми.

В творении Божьем человек занял уникальное место. Дело в том, что Бог сотворил мир духовный и мир материальный. Первый населяли ангелы - бестелесные духи (часть из которых впоследствии отпала от Бога и стала демонами). Второй - все жители Земли, имеющие тело. Человек же оказался неким мостиком между этими двумя мирами. Он был создан духовным существом, но при этом обладал материальным телом. Правда, это тело было совсем не таким, каким мы знаем его сегодня. Вот как описывает его святитель : «То тело не было такое смерт­ное и тленное. Но как светло блестит золотая статуя, только что вышедшая из горнила, так и тело то было свободным от всякого тления, его ни труд не тяготил, ни пот не изнурял, ни заботы не мучили, ни скорби не осаждали, и никакое подобное страдание не удручало». А святитель говорит о еще более удивительных возможностях тела первозданного человека: «…Облеченный в такое тело, с такими органами чувств, человек был способен к чувственному видению духов, к разряду которых он принадлежал душой, был способен к общению с ними, к тому Боговидению и общению с Богом, которые сродны святым духам. Святое тело человека не служило для сего препятствием, не отделяло человека от мира духов».

Способный к богообщению, человек мог возвещать волю Бога всему материальному миру, над которым он получил от Бога огромную власть. И в то же время только он один мог предстоять от лица этого мира перед его Творцом.

Человек был создан как царь или, точнее говоря, наместник Бога на Земле. Поселив его в прекрасном саду, Бог дал ему заповедь - хранить и возделывать этот сад. В сочетании с благословением плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю это означало, что со временем человеку предстояло сделать райским садом весь мир.

Для этого он получил широчайшие полномочия и возможности. Весь мир с радостью повиновался ему. Дикие звери не могли причинить ему вреда, болезнетворные микроорганизмы не вызывали в нем болезней, огонь не мог обжечь, вода не могла утопить, земля не могла поглотить его в своих пропастях.

И всего лишь один запрет получил от Бога этот почти полновластный владыка мира: «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» ().

Вот этот-то единственный запрет и нарушил человек в райском саду. Адам и Ева, у которых было всё, решили, что для полного счастья им осталось сделать еще и то, чего нельзя.

Песочница заминирована

Но для чего же насадил Бог в раю такое опас­ное дерево? Прямо хоть табличку вешай на него с черепом и костями «Не влезай - убьет». Что за странная затея - посреди самого прекрасного места на планете взять и развесить на ветках смертоносные плоды? Как если бы современный архитектор при планировке детского сада вдруг зачем-то спроектировал на игровой площадке небольшое минное поле, а воспитательница потом говорила бы: «Дети, везде можете играть - и на горке, и на каруселях, и в песочнице. Но вот сюда даже подходить не вздумайте, иначе будет большой бабах-бадабум и очень много неприятностей для нас всех».

Здесь сразу же нужно пояснить: запрет на вкушение плодов от древа познания добра и зла вовсе не означал, будто человек без этих плодов ничего не знал о добре и зле. Иначе какой смысл был давать ему такую заповедь?

Златоуст пишет: «Добра и зла не знают только те, которые по природе не имеют разума, а Адам обладал великою мудростью и мог распознавать то и другое. Что он исполнен был духовной мудрости, смотри ее обнаружение. “Привел”, сказано, к нему Бог зверей, “чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей” (). Подумай, какою мудростью обладал тот, кто мог дать имена разнообразным породам скотов, пресмыкающихся и птиц. Сам Бог так принял это наречение имен, что не изменил их и даже после грехопадения не восхотел отменить названия животных. Сказано: Как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей… Итак, знавший столько, неужели, скажи мне, не знал, чтó есть добро и чтó зло? С чем же это будет сообразно?»

Адам и Ева — почему за грех Адама и Евы расплачиваемся мы?

Итак, древо не было источником знаний о добре и зле. И ядовитыми его плоды тоже не были, иначе Бог оказался бы подобен уже упомянутому здесь альтернативно одаренному архитектору детского садика. А называлось оно так по одной простой причине: человек имел представления о добре и зле, но - лишь теоретические. Он знал, что добро - в послушании и доверии создавшему его Богу, а зло - в нарушении Его повелений. Однако на практике познать, что есть добро, он мог, лишь исполняя заповедь и не трогая запретных плодов. Ведь и сегодня любой из нас понимает: знать о добре и делать добро - очень сильно не одно и то же. Точно так же, как знать о зле и не делать зло. И для того чтобы свои знания о добре и зле перевес­ти в практическую плоскость, необходимо совершить некоторое усилие. Например, в ситуации, когда близкий человек сгоряча сказал тебе нечто обидное, добром, безусловно, будет промолчать в ответ, подождать, пока он остынет, и лишь потом спокойно и с любовью выяснить, что же так вывело его из себя. А злом в этой ситуации, столь же безусловно, будет - наговорить ему в ответ с три короба всяких гадостей и рассориться на долгие мучительные часы, а то и дни. Каждый из нас знает об этом. Но вот использовать это знание в реальном конфликте получается, увы, далеко не всегда.

Древо познания добра и зла названо так в Библии потому, что было для первых людей возможностью опытным путем проявить свое стремление к добру и отвращение от зла.

Но человек (Адам и Ева) был создан не как робот, жестко запрограммированный на одно лишь добро. Бог дал ему свободу выбора, и древо познания стало для первых людей именно такой точкой, где этот выбор мог быть осуществлен на прак­тике. Без него райский сад, да и весь сотворенный Богом прекрасный мир оказался бы для человека лишь золотой клеткой с идеальными условиями содержания. И суть Божьего запрета сводилась к заботливому предупреждению, обращенному к людям, свободным в своем решении, им словно бы говорилось: «Вы можете не послушать Меня и сделать по-своему. Но знайте, что такое непослушание - смерть для вас, сотворенных Мною из праха земного. Вот, я оставляю вам открытым также и путь зла, на котором вас ждет неминуемая погибель. Но не для этого Я вас создал. Укрепитесь же в добре через отказ от зла. Это и будет для вас познанием того и другого».

Но - увы! - люди не вняли этому предупреждению и решили познать зло через отвержение добра.

Не виноватые мы!

Далее Библия описывает события в райском саду так: «Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел» ().

Под змеем здесь подразумевается сатана - глава ангелов, отпавших от Бога и превратившихся в бесов. Один из самых могучих и прекрасных духов, он решил, что Бог ему не нужен, и превратился в сатану - непримиримого врага Бога и всего Его творения. Но с Богом справиться сатана, конечно же, не мог. И потому всю свою ненависть направил на венец Божьего творения - на человека.

В Библии сатана назван отцом лжи и человекоубийцей. И то, и другое мы можем увидеть в процитированном выше отрывке из книги Бытие. Сатана сочинил лживую историю, в которой Бог выглядел как завистливый обманщик, боящийся конкуренции со стороны людей. И Адам и Ева, уже получившие от Бога столько даров и благ, знавшие Его, общавшиеся с Ним и из опыта этого общения убедившиеся, что Он - благ, вдруг поверили этой грязной лжи. И решили отведать плодов с запретного древа, чтобы стать «как боги».

Но вместо этого всего лишь обнаружили, что они - голые, и стали срочно сооружать себе примитивную одежку из древесных листьев. А когда услышали Божий глас, призывающий их, испугались и стали прятаться между райскими деревьями от Того, Кто и насадил для них этот рай.

Предатели ведь всегда боятся встречи с теми, кого предали. А то, что сделали первые люди, и было самым настоящим предательством по отношению к Богу. Сатана ненавязчиво намекнул им, что, поев запретных плодов, они смогут стать как Бог, стать равными своему Создателю. А значит - жить без Него. И люди поверили этой лжи. Поверили сатане и перестали верить Богу.

В этом страшном перевертыше и заключалась главная трагедия происшедшего в раю. Люди отказались слушаться Бога и добровольно отдали себя в послушание дьяволу.

Адам и Ева — почему за грех Адама и Евы расплачиваемся мы?

Бог простил им это первое предательство и дал шанс вернуться к Себе, но воспользоваться им Адам и Ева не захотели. Жена стала оправдываться тем, что ее соблазнил змей. А Адам и вовсе обвинил в своем преступлении заповеди жену и… Бога, который дал ему такую «неправильную» спутницу. Вот он, последний разговор людей с Богом в раю: «…не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела» ().

Так первый человек предал в раю Бога, свою жену и самого себя. Созданный для царствования над материальным миром, он превратился в жалкое существо, прячущееся по кустам от своего Создателя и упрекающее Его за жену, …которую Ты мне дал. Таким сделал его яд принятой от сатаны лжи. Однажды исполнив волю Божьего врага, человек сам стал врагом Богу.

Святитель пишет: «Отпадение от Бога совершилось полное с отвращением неким и враждебным восстанием против Него. Потому и Бог отступил от таких преступников - и живой союз прерван. Бог везде есть и все содержит, но внутрь свободных тварей входит, когда они Ему себя предают. Когда же в себе самих заключаются, тогда Он не нарушает их самовластия, но, храня их и содержа, внутрь не входит. Так и прародители наши оставлены одни. Если б покаялись поскорее, может быть, Бог возвратился бы к ним, но они упорствовали, и при явных обличениях ни Адам, ни Ева не сознались, что виноваты».

Все в Адама

Вот, собственно, и всё. Предав Бога, Адам и Ева отпали от источника своей жизни. И стали медленно умирать. Так отломанная от родного ствола ветка какое-то время еще зеленеет в придорожной пыли, но дальнейшая ее участь предопределена и неизбежна. Прекрасное человеческое тело, сияющее красотой и силой пребывающего с ним Бога, тут же превратилось в тело жалкое, подверженное болезням и угрозам стихий, когда Бог отошел от него. А сам рай - место встречи человека и Бога на земле - стал для человека местом страха и мучения. Теперь, услышав голос своего Создателя, он, объятый ужасом, метался по райскому саду в поисках укрытия. Оставлять такого человека в раю было бы бессмысленной жестокостью.

Так, по слову Библии, человек оказался изгнаным из рая, стал уязвимым, смертным и подвластным сатане существом. Таким было начало человеческой истории. Все эти страшные изменения в человеческой природе, связанные с отпадением первых людей от Бога, унаследовали их потомки, а значит - и мы, и наши друзья, и все современники.

Почему так получилось? Потому что человек был задуман как постоянно пребывающий с Богом и в Боге. Это не какой-то дополнительный бонус к нашему существованию, а самая главная его основа, фундамент. С Богом человек - бессмертный царь вселенной. Без Бога - смертное существо, слепое орудие дьявола.

Череда рождений и смертей не приближала человека к Богу. Напротив, каждое поколение, живя в духовной тьме, принимало в себя все новые и новые оттенки зла и предательства, зерна которых были посеяны согрешившими людьми еще в раю. Макарий Великий пишет: «…Как преступивший заповедь Адам принял в себе закваску зловредных страстей, так и родившиеся от него, и весь род Адамов, по преемству, стали причастниками этой заквас­ки. А при постепенном преуспеянии и возрастании до того уже умножились в людях греховные страсти, что простерлись до прелюбодеяния, непотребств, идолослужений, убийств и других нелепых дел, пока все человечество не вскисло пороками».

Такова вкратце связь между тем, что случилось в раю с прародителями человечества, и тем, как мы вынуждены жить сегодня.