Главная · Инструмент · Как следить за состоянием воздуха в учебных помещениях. Температура класса в школе – санитарные нормы России различных технических средств обучения

Как следить за состоянием воздуха в учебных помещениях. Температура класса в школе – санитарные нормы России различных технических средств обучения

Требования к температурному режиму в образовательных организациях

В связи с наступлением холодного периода года, сезонным подъёмом респираторных заболеваний Управлением Роспотребнадзора по г. Москве усилен контроль за соблюдением образовательными организациями для детей и подростков требований к температурному режиму в помещениях.

В целях предотвращения неблагоприятного воздействия микроклимата помещений образовательных организаций на самочувствие, функциональное состояние, работоспособность и здоровье детей, разработаны требования к температурному режиму, которые являются обязательными для всех организаций не зависимо от форм собственности.

Здания дошкольных и общеобразовательных организаций оборудуются системами отопления и вентиляции в соответствии с требованиями, предъявляемыми к отоплению, вентиляции и кондиционированию воздуха в общественных зданиях и сооружениях. Не допускается использование переносных обогревательных приборов, а также обогревателей с инфракрасным излучением.

При установке ограждений отопительных приборов материалы должны быть безвредны для здоровья детей. Ограждения из древесно-стружечных плит и других полимерных материалов не допускаются.

В соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» температура воздуха в приемных, игровых для ясельных групповых ячеек должна составлять - 22-24°C, для младшей, средней и старшей групповых ячеек - 21-23°C, в спальнях всех групповых ячеек - 19-20°C, в туалетных ясельных групп - 22-24°C, в туалетных дошкольных групп - 19-20°C, в помещениях медицинского назначения - 22- 24°C, в залах для музыкальных и гимнастических занятий - 19-20°C; в прогулочных верандах - не менее 12°C; в зале бассейна – не менее 29°C; в раздевалке с душевой бассейна – 25-26°C; в отапливаемых переходах - не менее 15°C.

Относительная влажность воздуха в помещениях с пребыванием детей должна быть в пределах 40 - 60%.

Все помещения дошкольных организаций должны ежедневно проветриваться. Проветривание проводится не менее 10 минут через каждые 1,5 часа. В групповых помещениях и спальнях обеспечивается естественное сквозное или угловое проветривание. Сквозное проветривание в присутствии детей не проводится. Проветривание через туалетные комнаты не допускается. Длительность проветривания зависит от температуры наружного воздуха, направления ветра, эффективности отопительной системы. Проветривание проводится в отсутствие детей и заканчивается за 30 минут до их прихода с прогулки или занятий.

При проветривании допускается кратковременное снижение температуры воздуха в помещении, но не более чем на 2 - 4°C.

В помещениях спален сквозное проветривание проводится до дневного сна.

При проветривании во время сна фрамуги, форточки открываются с одной стороны и закрываются за 30 минут до подъема.

В холодное время года фрамуги, форточки закрываются за 10 минут до отхода ко сну детей.

В соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» температура воздуха в кабинетах, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе должна составлять 18-24°C, в спортзале, мастерских – 17-20°C, спальне, игровых комнатах, помещениях подразделений дошкольного образования – 20-24°C, медицинских кабинетах, раздевальных комнатах спортзала – 20-22°C, душевых - 24-25°C, санитарных узлах и комнатах личной гигиены – 19-21°C.

В помещениях общеобразовательных организаций относительная влажность воздуха должна составлять 40 - 60%, скорость движения воздуха не более 0,1 м/сек.

Учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреационные - во время уроков. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений. Продолжительность сквозного проветривания определяется погодными условиями, направлением и скоростью движения ветра, эффективностью отопительной системы. Рекомендуемая длительность сквозного проветривания учебных помещений в зависимости от температуры наружного воздуха: от +10 до +6°C в малые перемены 4 – 10 мин., 25 – 35 мин. в большие перемены; от +5 до 0°C в малые перемены 3 – 7 мин., 20 – 30 мин. в большие перемены; от 0 до -5°C в малые перемены 2 – 5 мин., 15 – 25 мин. в большие перемены; от -5 до -10°C в малые перемены 1 - 3 мин., 10 - 15 мин. в большие перемены; ниже -10°C в малые перемены 1 - 1,5 мин., 5 - 10 мин. в большие перемены.

Уроки физической культуры и занятия спортивных секций следует проводить в хорошо аэрируемых спортивных залах.

Необходимо во время занятий в зале открывать одно или два окна с подветренной стороны при температуре наружного воздуха выше плюс 5°C и скорости движения ветра не более 2 м/с. При более низкой температуре и большей скорости движения воздуха занятия в зале проводят при открытых одной - трех фрамуг.

При достижении температуры воздуха плюс 14 °C проветривание в спортивном зале следует прекращать.

Окна должны быть оборудованы откидными фрамугами с рычажными приборами или форточками. Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года.

Контроль за температурой воздуха во всех основных помещениях пребывания детей в дошкольных организациях и учебных помещениях и кабинетах общеобразовательных организаций осуществляется с помощью бытовых термометров.

За истекший период нового 2018-2019 учебного года специалистами Управления Роспотребнадзора по г. Москве случаев нарушения образовательными организациями требований к температурному режиму в помещениях не установлено. Контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований к воздушно-тепловому режиму в детских садах и школах продолжается.

Санитарно-гигиенические требования

к учебным кабинетам.

1. Размещение ученических столов (парт) в кабинете.

В учебных кабинетах обычной прямоугольной конфигурации столы размещаются в три ряда с соблюдением нужной освещенности рабочих мест, разрывов между рядами парт (столов) и стенами. При этом должно выдерживаться следующее расстояние:

· от наружной стены до первого ряда парт (столов) – не менее 0,5м;

· от внутренней стены до третьего ряда – 0,5м;

· от задней стены до последних парт (столов) – 0,65м;

· от классной доски до первых парт (столов) – 2м;

· от классной доски до последней парты (стола) – не более 8м;

· между рядами – 0,6м.

В классе в соответствии с количеством ростовых групп необходимо ставить мебель не менее трех различных групп (номеров). Если возникает затруднение с подбором мебели, лучше посадить школьника за парту большего, чем требуется, номера.

Для школьников принята ростовая шкала с интервалом в 15см. В соответствии с этой шкалой изготавливаются парты и комплекты ученических столов со стульями шести номеров.

Размеры парт, ученических столов и стульев

№ мебели

Группа мебели

Высота крышки стола, обращенного к ученику (над полом, в см)

Высота переднего края сиденья (над полом, в см)

Цветовая маркировка

Группа столов

№ стульев

Группа стульев

№ мебели

Группа мебели

Рассаживание учащихся должно проводиться учителями и классными руководителями под руководством врача (медицинской сестры) после измерения роста учащихся (в обуви) в начале каждого учебного года.

Согласно гигиеническим требованиям рабочие места в классах и кабинетах за первыми и вторыми партами в любом ряду нужно отводить учащимся со сниженным слухом. Учащиеся с пониженной остротой зрения должны сидеть за первыми партами в ряду у окна. При хорошей коррекции остроты зрения очками учащиеся могут сидеть в любом ряду. Учащимся с ревматическими заболеваниями, склонным к частым ангинам и острым воспалениям верхних дыхательных путей, рабочие места лучше отводить дальше от окон.

Не менее двух раз за учебный год учащихся, сидящих в 1-м и 3-м рядах, меняют местами, не нарушая соответствия номера парты их росту.

При оборудовании учебных помещений для учащихся 6-летнего возраста рекомендуется использовать дошкольную мебель.

При расстановке в классе мебель меньших размеров ставят ближе к классной доске, а больших размеров - дальше. В тех случаях, когда возникает необходимость поставить мебель больших номеров ближе к классной доске, ее следует ставить только первой в 1-м и 3-м (4-м) рядах.

Поверхность классной доски должна быть ровной, без изъянов и выпуклостей, равномерно окрашенной по всей площади. Цвет покрытия может быть темно-зеленым, темно-коричневым, черным. Состояние зрительных функций, а также работоспособность учащихся более бла­гоприятны при чтении и списывании текста, написанного на темно-зеленой доске ярко-желтым мелом. Нижний край классной доски над полом устанавливается: для начальной школы на уровне 75-80 см, для учащихся 5-1 1-х классов - 80-90 см.

2. Освещение учебных кабинетов .

Естественное освещение классных комнат, учебных кабинетов, лабораторий, мастерских и других основных помещений считается достаточным, когда коэффициент естественной освещенности на наи­более удаленном от окна месте достигает 1,75-2,0% (средняя полоса России).

Основной поток света в учебных помещениях должен преду­сматриваться только с левой стороны от учащихся. Во время учебных занятий яркий свет не должен слепить глаза, поэтому световые про­емы в стене, на которой расположена классная доска, не допускаются. Беспорядочное развешивание на стенах учебных помещений плакатов, стендов и др. резко снижает светоотражение поверхностей, вот почему все пособия следует развешивать на стене, противоположной доске, так, чтобы верхний край предметов не располагался выше 1,75 см от пола. Шкафы и другое оборудование следует устанавливать у задней стены помещения.

Светопроемы учебных кабинетов оборудуются регулируемых солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен, мебели. В нерабочем с стоянии шторы необходимо размещать в простенках между окнами, Шторы из поливинилхлоридной пленки не используются.

Искусственное освещение имеет не меньшее значение, чем естественное. В средней полосе России при начале занятий в 8 ч. 30 мин. на первых двух уроках освещенность на рабочем месте естественны светом оказывается недостаточной. В связи с этим необходимо на первые два урока включать искусственное освещение.

Классная доска освещается двумя установленными параллельными ей зеркальными светильниками. Указанные светильники размещают выше верхнего края доски на 0,3 м и на 0,6 м в сторону класса перед доской.

Для максимального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений рекомендуется:

· не закрашивать оконные стекла;

· не расставлять на подоконниках цветы - их следует размещать в переносных цветочницах высотой 65-70 см от пола или подвесных кашпо в простенках окон;

· очистку и мытье стекол проводить 2 раза в год (осенью и весной).

3. Отделка учебных кабинетов.

Для отделки учебных помещений используются отделочные материалы и краски, создающие матовую поверхность с коэффициента ми отражения:

Для потолка - 0,7-0,8; для стен - 0,5-0,6;

Для пола - 0,3-0,5.

Следует использовать следующие цвета красок:

Для стен учебных помещений - светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого;

Для мебели (парты, столы, шкафы) - цвета натурально дерева или светло-зеленый;

Для классных досок - темно-зеленый, темно-коричневый;

Для дверей, оконных рам - белый.

4. Объем учебной информации, передаваемой аудиовизуаль ными средствами.

При использовании в общеобразовательных учреждениях аудиовизуальных технических средств обучения (АВ ТСО) длительное их непрерывного применения в учебном процессе устанавливает согласно таблице.

Длительность непрерывного применения на уроках

различных технических средств обучения

Длительность просмотра

Воспроизведе­ние звукозаписи (мин.)

Диафильмов, диапозитивов

кино-, видео­фильмов

учебных теле­передач

5. Воздушно-тепловой режим.

Площадь исправно работающих фрамуг и форточек в учебных кабинетах должна быть не менее 1/50 площади пола. Фрамуги и фор­точки должны функционировать в любое время года.

Учебные кабинеты проветриваются во время перемен. Длитель­ность сквозного проветривания определяется погодными условиями, а до начала и после занятий осуществляется сквозное проветривание.

Длительность сквозного проветривания учебных помещений

в зависимости от температуры наружного воздуха

Наружная Температура

Длительность проветривания помещений (мин.)

в малые перемены

в большие перемены

от +10~С до +6°С

от +5"С до 0"С

от 0~С до -5"С

от-5"Сдо-10"С

ниже -1 ОС

При температуре наружного воздуха более +10°С целесообразно проводить занятия при открытых фрамугах и форточках.

Температура воздуха в классных помещениях, учебных кабине­тах, лабораториях в зависимости от климатических условий должна составлять:

> 18-20°С при их обычном остеклении и 19-21°С - при лен­точном остеклении;

> в учебных мастерских - 15-17°С;

> в актовом зале, лекционной аудитории, классе пения и му­зыки, клубной комнате - 18-20°С;

> в дисплейных классах оптимальная температура - 19-21°С, допустимая 18-22°С;

> в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий -15-17°С;

> в раздевалке спортивного зала - 19-23°С;

> в кабинетах врачей - 21-23°С;

> в рекреациях - 16-18°С;

> в библиотеке - 17-21 °С.

Перепад температуры воздуха в учебном кабинете, как по верти­кали, так и по горизонтали не должен превышать 2-3 С.

Уроки физкультуры следует проводить в хорошо аэрируемых залах. Для этого необходимо во время занятий в зале открывать одно - два окна с подветренной стороны при температуре наружного воздуха выше +5 С и слабом ветре. При более низкой температуре и большей скорости движения воздуха занятия в зале проводятся при открытых фрамугах, а сквозное проветривание - во время перемен в отсутствие учащихся.

При достижении в помещении температуры воздуха в 15-14 С проветривание зала следует прекращать.

В помещениях общеобразовательных учреждений относительная влажность воздуха должна соблюдаться в пределах 40-60%.

В школьных мастерских, где работа на станках и механизмах связана с выделением большого количества тепла и пыли, оборудуется механическая вытяжная вентиляция . Кратность воздухообмена должна составлять не менее 20 м3 в час на одного ребенка. Станки и механиз­мы должны отвечать требованиям санитарных норм и иметь соответ­ствующие защитные приспособления.

Высокая работоспособность учащихся сохраняется длительное время, если учебная и производственная деятельность протекает при благоприятных микроклиматических условиях и световом режиме помещений, правильном подборе мебели, красивой внутренней отделке интерьеров.

Особое внимание нужно уделять состоянию воздуха в учебных и производственных помещениях.

Повышенная температура и влажность, бактериальная загрязнённость, повышенное содержание органических веществ, ухудшение ионного состава воздуха способствуют нарастанию утомления и снижению работоспособности учащихся.

Теплоощущение человека зависит от комплексного воздействия всех метеорологических факторов: температуры, влажности и подвижности воздуха.

Оптимальные и допустимые параметры микроклимата в учебных помещениях (кабинетах, лабораториях) для различных климатических районов представлены в таблице.

Показатели воздуха Зима Весна Осень
Климатический район
Холодный Умеренный Жаркий Умеренный Жаркий Умеренный Жаркий
Оптимальные Температура, °С 21-22 18-20 17-19 18-22 23-24 16-22 24-26
Относительная влажность, % 30-50
Подвижность, м/с 0,06-0,25 до 0,4 0,6-0,8 до 0,4 0,6-0,8
Допустимые Температура, °С 18-23 17-22 16-21 17-23 23-26 15-23 24-28
Относительная влажность, % 25-60
Подвижность, м/с до 0,3 до 1,0

В умеренном климатическом районе оптимальная температура воздуха в холодный период года в учебных помещениях должна быть в пределах 18-20°С, в производственных мастерских (слесарных, токарных, фрезерных) - 16-17°С, в рекреациях - 15-16°С. Относительная влажность воздуха в основных помещениях (кабинетах, лабораториях, мастерских) техникумов должна составлять 30-50%. Подвижность воздуха не должна превышать 1,0 м/с.

В течение учебного дня микроклимат в помещениях значительно изменяется. Меняется состав воздуха (химический, физический, бактериальный), возрастает концентрация углекислоты в воздухе (норма CO2 для закрытых помещений составляет 0,07-0,1%), что приводит к быстрому утомлению и снижению работоспособности. Это усугубляется накоплением органических веществ, наличие которых в воздухе обусловлено дыханием присутствующих людей, а также зависит от санитарного состояния кожи, одежды учащихся и самого помещения. Вместе с пылью, поднимающейся при движении учащихся, возрастает количество бактерий в воздухе, что небезопасно в эпидемиологическом отношении. При неблагоприятных условиях внешней среды уменьшается количество отрицательных ионов в воздухе, благоприятно действующих на организм. Температура воздуха также претерпевает значительные изменения: уже через 3-4 часа учебных занятий она повышается нередко на 4°, а к концу дня - на 5,5°. Повышение температуры и влажности окружающего воздуха снижает теплоотдачу организма, что приводит к тепловому дискомфорту (учащиеся жалуются на головную боль, общую слабость, чувство усталости), способствует более быстрому утомлению. Поэтому необходимо постоянно следить за воздушным режимом учебных и производственных помещений, своевременно их проветривать в часы, когда они свободны.

Эти часы нужно использовать для широкой аэрации, которая проводится под контролем врача и педагогов. Установлено, что работоспособность учащихся, занимающихся в течение учебного дня в хорошо проветренном помещении, в 1,5-2 раза выше, чем у учащихся, работающих в непроветренном помещении. Аэрация основных помещений техникумов должна производиться как с помощью естественной, так и искусственной вентиляции. Наилучшим устройством для естественного проветривания, особенно в холодное время года, являются фрамуги, снабжённые рычажными затворами, позволяющими без труда включать систему проветривания. В тёплое время года открывают окна. На зиму следует оставлять незамазанным одно окно для проветривания во время больших перемен, а также до и после занятий: при наличии центрального отопления оптимальная температура воздуха в помещениях быстро восстанавливается. В холодное время года во время занятий следует открывать фрамуги в рекреациях и коридорах, создавая необходимый запас свежего воздуха, а на время перемен их необходимо закрывать. Длительность проветривания зависит от температуры наружного воздуха. Так, в малые перемены (10 мин) при температуре наружного воздуха от +10 до +5°С продолжительность проветривания должна составлять 4-10 мин; соответственно при температуре от +5 до 0°С - 3-7 мин; от 0 до -5°С - 2-5 мин; от -5 до -10°С - 1-3 мин; ниже -10°С - 1,0-1,5 мин. Длительность проветривания между сменами при температуре воздуха от +10 до +5°С должна составлять 25-35 мин; соответственно при температуре от +5 до 0°С - 20-30 мин; от 0 до -5°С - 15-25 мин; от -5 до -10°С - 10-15 мин; ниже -10°С - 5-10 мин.

Большой эффект достигается при сквозном проветривании, но его можно проводить только при отсутствии учащихся в помещениях. Усилить интенсивность обмена воздуха можно с помощью вытяжной вентиляции на естественном побуждении или за счёт механического побудителя. Механическая вытяжная вентиляция должна быть рассчитана на автоматическое включение как на переменах, так и во время урока (1-2 раза на 5-10 мин). Систематический контроль за состоянием вентиляционных каналов и решёток и соблюдение режима проветривания помещений ведётся медицинским, педагогическим и хозяйственным персоналом. Решётки вентиляционных систем следует систематически очищать от пыли и не замазывать при побелке стен. Не реже двух раз в год должна проводиться очистка вентиляционных каналов. В последние годы широко используется система отопления, совмещённая с вентиляцией, обеспечивающая одновременно обогрев и вентиляцию учебных помещений во время занятий.

Температура воздуха должна составлять:

    в классных помещениях, учебных кабинетах, лабораториях – 18-20 0 С при обычном остеклении и 19-21 0 С – при ленточном остеклении;

    в учебных мастерских – 15-17 0 С;

    в актовом зале, лекционных аудиториях – 18-20 0 С;

    в спортзале и комнатах проведения секционных занятий – 15-17 0 С;

    в раздевалке спортивного зала – 19-23 0 С;

    в кабинетах врачей – 21-23 0 С;

    в рекреациях 16-18 0 С;

    в библиотеке – 17-21 0 С.

    в вестибюле и гардеробе – 16-19 0 С.

Учебные занятия и уроки физкультуры проводятся в хорошо проветриваемых помещениях. Рекомендуется сквозное проветривание во время перемен при отсутствии детей в помещении.

При достижении в помещении температуры воздуха 14-15 0 С проветривание следует прекратить.

Учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреации во время уроков. Аэрация классных комнат должна контролироваться термометром, который располагается на уровне 1,0-1,2 м от пола.

Площадь фрамуг и форточек должна быть не менее 1/50 площади пола, они должны функционировать в любое время года.

Относительная влажность воздуха должна соблюдаться в пределах 40-60%.

В школьных учебно-производственных мастерских , где работа на станках и механизмах связана с выделением большого количества тепла и пыли, оборудуется принудительная вытяжная вентиляция. Кратность воздухообмена составляет не менее 20 м 3 в час на одного ученика. Станки и механизмы должны отвечать требованиям санитарных норм и иметь соответствующие защитные приспособления.

Вытяжная вентиляция оборудуется также в помещениях кухни, уборных.

Таблица 1

Длительность сквозного проветривания учебных помещений в зависимости от температуры наружного воздуха

Наружная температура, 0 С

Длительность проветривания

помещений, мин

От 10 0 С до 6 0 С

От 5 0 С до 0 0 С

От 0 0 С до –5 0 С

От –5 0 С до –10 0 С

Ниже –10 0 С

Требования к естественному освещению

    В учебных помещениях следует проектировать левостороннее естественное освещение. При двустороннем освещении, которое проектируется при глубине учебных помещений более 6 м, обязательно устройство правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее 2,2 м от потолка. При этом не следует допускать направления основного светового потока впереди и сзади от учащихся.

    В учебно-производственных мастерских, актовых и спортивных залах также может применяться двустороннее боковое естественное освещение и комбинированное (верхнее и боковое ).

-В учебных помещениях при одностороннем боковом естественном освещении коэффициент естественной освещенности (КЕО) должен быть 1,5% на расстоянии 1 м от стены, противоположной световым проемам.

-Неравномерность естественного освещения помещений, предназначенных для занятий учащихся, не должна превышать 3:1.

-Ориентация окон учебных помещений должна быть на южные, юго-восточные и восточные стороны горизонта. На северные стороны горизонта могут быть ориентированы окна кабинетов черчения, рисования, а также помещения кухни, ориентация кабинетов вычислительной техники – на север, северо- восток.

-Светопроемы учебных помещений оборудуются регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов.

-Шторы из поливинилхлоридной пленки не используются.

-Для отделки помещений используются материалы, создающие матовую поверхность с коэффициентом отражения:

-для потолка – 0,7- 0,8; для стен – 0,5 –0,6; для пола – 0,3 –0,5. Следует использовать следующие типы красок:

-для стен учебных помещений – светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого;

-для мебели (парты, столы, шкафы) – цвета натурального дерева или светло-зеленый;

-для классных досок – темно- зеленый, темно- коричневый;

-для дверей, оконных рам – белый.

-Для максимального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений рекомендуется сажать деревья не ближе 15м, кустарник – не ближе 5 м от здания;

-не закрывать оконные стекла; не расставлять на подоконниках цветы. Их следует размещать в переносных цветочницах высотой 65 – 70 см от пола или подвесных кашпо в простенках окон.

-Очистку и мытье окон проводить два раза в год: осенью и весной.

. ПАРАМЕТРЫ МИКРОКЛИМАТА В УЧЕБНЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ

Большое влияние на самочувствие и работоспособ­ность человека оказывает микроклимат (метеорологиче­ские условия) производственных помещений, который оп­ределяется температурой воздуха, его составом и давле­нием, относительной влажностью , скоростью движения воздушных потоков.

В состав атмосферного воздуха входит азот (78,08%), кислород (20,95%), углекислый газ (0,03%), аргон и дру­гие газы (0,94%). Кислород необходим для поддержания жизнедеятельности человека. При дыхании поступающая в легкие венозная кровь освобождается от углекислоты и обогащается кислородом. В процессе движения по телу кровь отдает тканям кислород и отбирает образовавшую­ся в них углекислоту. Газообмен происходит нормально при давлениях, близких к атмосферному. Азот -газ фи­зиологически безвредный. Углекислый газ слабо ядовит, но опасен тем, что, замещая кислород, уменьшает его со­держание в воздушной среде.

В состав воздуха, кроме того, входят водяные пары, пыль и другие примеси.

Небольшие отклонения в содержании указанных га­зов, и в первую очередь уменьшение концентрации кис­лорода и увеличение содержания углекислоты, снижают работоспособность, а при значительных отклонениях от нормы атмосфера становится опасной для жизни чело­века.

Самочувствие работающего в значительной мере за­висит и от температурного режима. При повышении тем­пературы окружающего воздуха (свыше 22 °С) человек быстро утомляется, снижается его трудоспособность, рас­слабляется организм, усиливается потовыделение.

При недостаточном освещении зрительное восприятие снижается, развивается близорукость , появляются болез­ни глаз_и головные боли. Из-за постоянного напряжения зрения наступает зрительное утомление. При недостаточ­ном освещении работающий наклоняется к оборудованию, вследствие чего возрастает опасность несчастного случая . Постоянный перевод взгляда с достаточно освещенного предмета на плохо освещенный вызывает профессиональ­ную болезнь - нистагм. Длительная работа при высокой освещенности может привести к светобоязни - повышен­ной чувствительности глаз к свету с характерным слезо­течением, воспалением слизистой оболочки или роговицы глаза.