Главная · Освещение · Тесты по дисциплине "ремонт, монтаж и наладка производственных линий и оборудования". Правильный шиномонтаж Тестирование по теме шиномонтажные работы

Тесты по дисциплине "ремонт, монтаж и наладка производственных линий и оборудования". Правильный шиномонтаж Тестирование по теме шиномонтажные работы

Шиномонтажные и шиноремонтные работы включают , текущий ремонт дисков колес и балансировку колес в сборе, а также ремонт камер. Ремонт покрышек, как правило, производится на специализированных шиноремонтных заводах или в мастерских.

Для вывешивания при снятии колес с шинами грузовых автомобилей применяют гидравлические подъемники, а для отвертывания гаек крепления - электромеханические или пневматические гайковерты. Колеса снимают со ступиц и транспортируют к месту демонтажа при помощи тележек или электротельферов.

Для наружной очистки шин от грязи перед разборкой применяют скребки, щетки и смоченную водой ветошь. Демонтируют шины на стендах, описанных ранее.

Рис. Ручной борторасширитель модели 6108:
1 и 4 - штуцеры; 2 - трехходовой кран; 3 - воздушный шланг; 5 - поршень; 6 - корпус цилиндра; 7 - шток; 8 - неподвижная пластина; 9 - подвижная пластина

Разобранные шины дефектуют. Покрышки осматривают с применением ручных пневматических борторасширителей или спредеров. Для определения мест повреждений (проколов) камер их подкачивают воздухом, погружают в ванну с водой н следят за выходом пузырьков воздуха, показывающих место прокола. Ободья колес очищают от коррозии, спекшейся резины и грязи на стенде. Обод очищается вращающимся с большой скоростью (2000 об/мин) барабаном с кардолентой, при этом сам обод также вращается, но с меньшей скоростью (14 об/мин), что обеспечивает большую относительную скорость в месте касания и быструю очистку обода. После очистки ободья окрашивают.

Рис. Схема стенда для очистки ободьев колес

Монтируют на стендах, после чего их накачивают воздухом до нормального давления и устанавливают на ступицы колес с применением указанных выше подъемников и гайковертов.

Во избежание несчастных случаев при накачивании шин (вследствие соскакивания запорного кольца), смонтированных на плоский обод, применяют различные предохранительные приспособления в виде скоб, вставляемых в отверстия в диске колеса, металлических клеток или «пауков».

Рис. Предохранительное приспособление для накачки шин

Ремонт камер

Подлежащие ремонту участки камер зашероховываюг на карборундовом круге и очищают от пыли. Небольшие повреждения (размером до 30 мм) ремонтируют наложением заплат из невулканизированной резины, а большие - заплатами из вулканизированной резины. Заплату из невулканизированной камерной резины промазывают один раз клеем концентрации 1:8, накладывают на подготовленное к ремонту место повреждения и прикатывают роликом от середины к краям. Заплату из вулканизированной резины шерохуют по краю на ширину 40 - 45 мм, промазывают клеем концентрации 1:8, просушивают и обкладывают со стороны промазанной клеем плоской сырой камерной резиной шириной 8-10 мм. Подготовленную таким образом заплату наклеивают на камеру и прикатывают роликом.

Рис. Электровулканизационный аппарат модели 6131:
1 - нажимной винт; 2 - фиксатор; 3 — кронштейн; 4 - нагревательный элемент; 8 - корпус; 6 - шасси электроприбора; 7 -сигнальная лампа

Камеры вулканизируют при помощи паровых или электронагревательных аппаратов. Нагревательный элемент электроплиты состоит из керамической плитки и нихромовой спирали. Для поддержания постоянной температуры вулканизации (143°С) на поверхности плиты служит биметаллический терморегулятор, контакты которого включены в цепь обмотки промежуточного реле, размыкающего и замыкающего силовую цепь.

Ремонтируемую камеру накладывают заплатой на рабочую плиту и при помощи нажимного винта и прижимной плитки плотно прижимают, создавая давление в 4-5 кГ/см2. Продолжительность вулканизации - 15-20 мин.

При ремонте камер возможны замена и ремонт вентиля, изготовление и замена фланца под вентиль.

Отремонтированную камеру проверяют на герметичность. Проколы у бескамерных шин ремонтируют двумя способами. При малых проколах (не больше 2 мм) отверстие заполняют специальной пастой при помощи шприца, прилагаемого к комплекту шин. Перед шприцеванием давление воздуха в шппе снижают до 0,5 кГ/см2, а через 10-15 мин после введения пасты доводят давление до нормы.

Проколы диаметром 5 - 6 мм ремонтируют при помощи резиновых пробок, которые вводят в шину, не снимая ее с колеса, или при помощи грибков в снятом состоянии.

Рис. Планировка шиномонтажного цеха:
1 - подъемник для вывешивания автомобилей при снятии и установке колес; 2 - электрогайковерт; 3 - тележка для транспортирования колес; 4 - установка для мойки колес; 5 - стеллаж; 6 - стенд для монтажа и демонтажа шин; 7 - ванна для испытания камер; 8 - вешалка для камер; 9 - борторасширитель; 10 - переносная лампа; 11 - стол для подготовки шин к монтажу; 12 - слесарный верстак; 13 - ларь для обтирочного материала; 14 - пылесос; 15 - установка для накачивания шин; 16 - стенд для очистки и окраски дисков; 17 - стеллаж для дисков; 18 — стеллаж для колес: 14 - стеллаж для покрышек

На рисунке представлена планировка шиномонтажного цеха с постом для снятия и установки колес.

Правилами техники безопасности при шиномонтажных работах запрещается монтировать шины на обод колеса, имеющий вмятины или заусеницы или покрытой ржавчиной. Не допускается выбивание диска колеса кувалдой; исправление положения шины на диске колеса постукиванием молотком разрешается только после прекращения поступления в нее воздуха. Подкачивание шины, снятой с автомобиля, разрешается только с применением ограждающих приспособлений.

Паровые плиты для вулканизации камер должны быть укомплектованы исправными манометрами, которые следует проверять не реже одного раза в год и пломбировать. Запрещается работать на аппарате с неисправным манометром.

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новосибирский государственный педагогический университет»

Материалы для внутреннего лицензирования программы дополнительного профессионального образования

« Шиномонтаж, ремонт камер и покрышек легковых автомобилей, балансировка колес»

Новосибирск 2011

РАЗДЕЛ I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ

1.1. Цели и задачи курса.

Подготовка и переподготовка специалистов по контролю и регулировки установки колес автомобиля. В рамках курса закладываются навыки по работе с технической документацией, принципами работы компьютерных диагностических стендов. Изучаются теоретические основы углов установки колёс (УУК) автомобилей, формируются практические навыки по диагностике и регулировке УУК. Отдельное время выделяется определению основных признаков, указывающих на необходимость проверки УКК на автомобиле.

Обучающийся будет знать:

Теоретические основы принципов УУК автомобиля;

Принципы работы компьютерного диагностического стенда (КДС);

Методики диагностики основных критериев указывающих на нарушенные УУК автомобиля;

Методика регулировки УУК.

Обучающийся будет уметь:

Работать с технической документацией;

Осуществлять контроль параметров УУК любых типов автомобилей;

Производить регулировку УУК всех типов автомобилей (где это предусмотрено заводом изготовителем);

В совершенстве владеть навыками работы с КДС.

1.2. Предварительный уровень подготовки

Владение школьным курсом физики и математики.

Базовые навыки работы с ПК;

1.3. Требования к уровню освоения курса

В результате изучения курса слушатели смогут изучить теоретические основы УУК и приобрести практические навыки по контролю и регулировки УКК разных типов легковых автомобилей. Что позволит им повысить свою квалификацию как специалиста.

1.4. Виды и формы контроля

Для успешного освоения слушателями курса, осуществляются следующие виды контроля:

1) Текущий контроль - проводится систематически с целью установления уровня овладения слушателями предлагаемого материала. В течение срока обучения проводится тестирование, результаты которого являются основанием для выставления баллов текущего контроля.

2) Итоговый контроль. Для проверки усвоения данного курса предусмотрена итоговая аттестационная работа и зачет в виде тестирования. Оценка за выполненную аттестационную работу проставляется в выдаваемом слушателям удостоверении.

1.5. Виды активных методов и форм обучения

При реализации образовательного процесса проводятся следующие формы обучения:

Лабораторно-практические занятия;

Для проведения теоретических занятий предназначен специально оборудованный класс техническими средствами обучения. При подготовке и переподготовке специалистов по контролю и регулировке УУК используются два руководящих принципа:

1) интерактивность, которая предусматривает максимально возможное вовлечение обучающихся в обсуждение той или иной темы;

Замена рычагов подвески.

Замена рычагов подвески и пружин.

После проведения работ по изменению клиренса автомобиля.

Увод руля в сторону.

Запоздалая реакция на движение рулём, тугой руль.

При торможении автомобиль тянет в сторону или стремится развернуться (при и исправной тормозной системе).

Повышенный износ резины.

Разный радиус разворота на право и влево.

Плохой самовозврат руля при выходе из поворота.

3. Устройство подвески управляемых колёс и рулевого управления автомобиля.

Схождение.

Угол развала.

Обратное схождение в повороте.

Угол наклона шкворня (поперечный) и дополнительный поперечный угол.

Максимальный угол поворота.

Продольный угол наклона шкворня.

Максимальный угол поворота.

Задние управляемые колеса.

Ось симметрии и отклонение осей.

4. Подготовка стенда к работе.

Схемы размещения платформ.

Требования к рабочему месту на яме и на подъёмнике.

Калибровка измерительных блоков.

5.Принцип работы и устройство диагностических стендов с компьютерной диагностикой.

Составные части КДС.

Назначение КДС.

6.Методы диагностики и регулировки УУК с использованием КДС-5.

Установка и подготовка автомобиля.

Крепление захватов на ободах колес.

Запуск программы и выбор модели автомобиля.

Регистрация автомобиля.

Выбор режимов диагностики.

Компенсация биения дисков.

Центровка передних колёс.

Измерение углов развала и схождения колес.

Измерение углов наклона оси поворота колёс.

Работа с режимами «Регулировка».

Запоминание измеренных параметров.

Работа с программой архив клиентов.

Ввод пароля и реквизитов.

Выход из программы.

2.3. Содержание и организация практической работы

Целью практической работы слушателей является обучение навыкам работы с шинами и покрышками автомобилей, необходимыми для работы специалистов. Практикуется постановка конкретных вопросов в сжатые сроки, при этом весь процесс обучения неразрывно связан с решением реальных задач и с воспроизведением существующих условий работы.

РАЗДЕЛ III. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

3.1. Средства обеспечения освоения дисциплины

Перечень материально-технических средств аудитории для чтения лекций должен включать специализированную мебель, технические средства обучения и специальное проекционное оборудование (видеоэкран, видеопроектор, персональный компьютер (ПК), средства комбинированного изображения), а также технику звуковоспроизведения.

Для проведения лекционных занятий должен быть набор демонстрационного оборудования и (или) учебно-наглядных пособий для тематических иллюстраций (презентации по техническому обслуживанию, диагностике и ремонту электрооборудования и электроники легковых автомобилей, плакаты, проспекты и т. д.). Количество технических средств определяется исходя из численности студентов в учебных потоках.

3.2 Список вопросов для подготовки к экзамену

Физический смысл термина развал-схождение.

Необходимость развала схождения.

Подготовительные операции для регулировки УУК.

Типы регулировки.

Типы диагностических стендов.

Установочная высота.

Ось симметрии и ось отклонения.

Поперечный угол наклона оси поворота колёс.

Периодичность проверки УУК.

Итоговая работа выполняется по теме предложенной слушателем и согласованной с преподавателем курсов.

3.3. Список основной и дополнительной литературы:

1. Автослесарь учебное пособие / Книжное изд. За рулем.2007 г.- с.272.

2. , Гаевский В. В . /Книжное изд. За рулем.2005 г.- с. 336.

10.09.2014 (обновлено 09.05.2019) – Представляем вашему вниманию инструкцию по охране труда при выполнении шиномонтажных работ. Инструкция включает пять глав: 1) общие требования по охране труда; 2) требования по охране труда перед началом работы; 3) требования по охране труда при выполнении работы; 4) требования по охране труда по окончании работы; 5) требования по охране труда в аварийных ситуациях.

Глава 1. Общие требования по охране труда

1. К выполнению шиномонтажных работ допускаются лица, возраст которых соответствует установленному действующим законодательством, прошедшие медицинский осмотр в установленном порядке и не имеющие противопоказаний к выполнению этих работ, прошедшие обучение по соответствующей программе, проверку теоретических знаний и практических навыков безопасных способов работы и допущенные к самостоятельной работе в установленном порядке.

Перед допуском к самостоятельной работе рабочий должен пройти стажировку в течение 2-14 смен (в зависимости от характера работы, квалификации работника) под руководством специально назначенного лица.

2. Рабочий допускается к работе с применением электро- и пневмоинструмента после соответствующей подготовки, проверки знаний и получения допуска к выполнению работ с этим инструментом.

Лица, допускаемые к работе с электроинструментом класса I в помещениях с повышенной опасностью поражения электрическим током и вне помещений должны иметь группу по электробезопасности не ниже II, а к работе с электроинструментом II и III класса — I группу по электробезопасности.

Книги по охране труда в издательствах , «Альпина Паблишер» , 1С Интерес , «Бамбук» (Украина), Yakaboo (Украина), «Букля» (Украина)

Книги по аттестации рабочих мест по условиям труда в , «Бамбук» (Украина)

3. К работе на простейших станках (сверлильный и шлифовальный станки, механические ножницы и т.д.) допускаются рабочие, знающие устройство станков, режим работы на них и правила безопасности выполнения работ.

4. Периодический медицинский осмотр рабочий проходит в порядке, установленном Минздравом.

5. Рабочий должен соблюдать требования по охране труда, также правила поведения на территории организации, в производственных, вспомогательных и бытовых помещениях.

6. Периодическую проверку знаний по вопросам охраны труда рабочий должен проходить не реже одного раза в 12 месяцев.

7. Рабочий должен:

знать требования, изложенные в технологической инструкции, инструкциях (паспортах) заводов-изготовителей оборудования и инструкциях по охране труда;

знать требования электро- и пожаробезопасности при выполнении работ, знать порядок действия при пожаре и уметь пользоваться средствами пожаротушения. Курить разрешается только в специально отведенных местах.

иметь четкое представление об опасных и вредных производственных факторах, связанных с выполнением работ и знать основные способы защиты от их воздействия; на слесаря могут воздействовать следующие опасные и вредные производственные факторы:

недостаточная освещенность рабочей зоны;

движущиеся машины и механизмы;

падающие предметы;

повышенная температура поверхности оборудования и материалов;

повышенное давление воздуха;

углы и детали автомобиля или трактора ;

падение колеса;

вылет стопорного кольца при накачке неправильно смонтированного колеса;

оборудование и инструмент;

повышенный уровень шума на рабочем месте.

8. Правильно использовать и применять средства индивидуальной защиты и коллективной защиты в соответствии с условиями и характером выполняемой работы, а в случае их отсутствия или неисправности немедленно уведомить об этом непосредственного руководителя, пользоваться при выполнении работ средствами индивидуальной защиты, выдаваемыми в соответствии с «Отраслевыми типовыми нормами выдачи средств индивидуальной защиты рабочим и служащим предприятий».

Выдаваемые спецодежда, спецобувь, СИЗ:

Наименование средств

индивидуальной защиты

Классификация (маркировка) средств индивидуальной защиты по защитным свойствам

Костюм хлопчатобумажный

Головной убор

Ботинки кожаные

Рукавицы комбинированные

Зимой на наружных работах

дополнительно:

куртка хлопчатобумажная на утепляющей прокладке

брюки хлопчатобумажные на утепляющей прокладке

сапоги кирзовые утепленные на резиновой подошве

рукавицы утепленные

В остальное время года на наружных работах дополнительно:

плащ непромокаемый

сапоги резиновые

До износа

До износа

Дежурный

9. Немедленно сообщить непосредственному руководителю о любой ситуации, угрожающей жизни или здоровью работающих и окружающих, несчастном случае, произошедшем на производстве, ухудшении состояния своего здоровья, оказывать содействие по принятию мер для оказания необходимой помощи потерпевшим и доставки их в организацию здравоохранения.

10. Оказывать содействие и сотрудничать с нанимателем в деле обеспечения здоровых и безопасных условий труда, немедленно извещать своего непосредственного руководителя или иное должностное лицо нанимателя о неисправности оборудования, инструмента, приспособлений, транспортных средств, средств защиты, об ухудшении своего здоровья.

11. Выполнять правила внутреннего трудового распорядка;

12. Соблюдать правила личной гигиены, знать санитарно-гигиенические условия труда и соблюдать требования производственной санитарии.

13. Рабочий не должен подвергать себя опасности и находиться в местах производства работ, которые не относятся к непосредственно выполняемой им работе.

14. Рабочий не должен появляться на рабочем месте или в рабочее время, а также на территории организации в состоянии алкогольного, токсического и наркотического опьянения и не употреблять на рабочем месте, в рабочее время и на производственной территории алкогольные, токсические, психотропные, наркотические вещества (см. контроль трезвости ).

15. Рабочий несет ответственность в соответствии с законодательством за выполнение требований технологических инструкций, инструкций (паспортов) заводов-изготовителей оборудования и настоящей инструкций по охране труда, правил пожаро- и электробезопасности, проектов производства работ и технологических карт.

Глава 2. Требования по охране труда перед началом работы

16. Перед началом работы рабочий должен надеть спецодежду.

17. Получить задание на работу у своего непосредственного руководителя.

18. Осмотреть и подготовить свое рабочее место, убрать все лишние предметы, не загромождая при этом проходов.

19. Проверить состояние пола на рабочем месте. Если пол скользкий или мокрый, необходимо убрать его или засыпать опилками.

20. Проверить наличие и исправность инструмента, приспособлений и оборудования. Не работать неисправным инструментом, приспособлениями или на неисправном оборудовании и не производить самому устранение неисправностей.

21. Перед снятием колеса необходимо убедиться в том, что автомобиль надежно установлен на козелках, а под снятые колеса подложены упоры.

22. Перед тем, как снять колеса, следует убедиться, что на их внутреннем колесе покрышка не сошла с обода, в противном случае необходимо предварительно полностью выпустить воздух из нее.

23. Перед демонтажем шины воздух из камеры должен быть полностью выпущен. Демонтаж шины должен выполняться на специальном стенде или с помощью специального съемного устройства.

24. О замеченных нарушениях на своем рабочем месте, а также о неисправностях оборудования, приспособлений, инструмента и средств индивидуальной защиты сообщать своему непосредственному руководителю и не приступать к работе до устранения замеченных нарушений.

Глава 3. Требования по охране труда при выполнении работы

25. Осуществлять шиномонтажные работы можно только в специально выделенных для этого местах, оснащенных необходимым специальным оборудованием, инвентарем, приспособлениями и инструментом.

26. Шины перед ремонтом должны быть очищены от пыли, грязи, льда.

27. Принятые в шиномонтажное отделение шины и ободья хранятся на стеллажах, а камеры и ободные ленты — на вешалках.

28. Перед монтажом необходимо проверить комплектность шины и обода, производить сборку обода с шиной только установленного размера для данной модели транспортного средства.

29. Монтаж и демонтаж шин следует проводить только при помощи предназначенных для этого устройств, оборудования, приспособлений и инструмента с обязательным применением специальных ограждений, обеспечивающих безопасность работающих.

30. Демонтаж шины должен выполняться на специальном стенде или с помощью съемного устройства.

31. Перед монтажом шины необходимо проверить исправность и чистоту обода, бортового и замочного колец, а также шины.

32. После монтажа шины на обод необходимо проверить положение вентиля и посадку бортов покрышки на полки обода колеса.

33. Установка замочного кольца на колесо должна выполняться с помощью специальной монтажной лопатки без применения ударного действия.

34. При установке сдвоенных колес на ось транспортного средства необходимо совместить окна дисков обоих колес для обеспечения возможности подхода к вентилю шины внутреннего колеса при замере или подкачке внутреннего давления в шине без снятия наружного колеса.

35. При проведении монтажных работ необходимо следить за тем, чтобы обозначения одинарных шин и наружных шин сдвоенных колес находились снаружи транспортного средства, обозначения внутренних шин — обращены внутрь транспортного средства.

36. Замочное кольцо при монтаже шины на диск колеса должно надежно входить в выемку обода всей внутренней поверхностью.

37. Не допускается:

демонтаж с обода шин, находящихся под давлением;

снятие с транспортного средства колеса с разборными ободьями, когда шина находится под давлением;

выбивать диск кувалдой (молотком);

при накачивании шины воздухом исправлять ее положение на диске постукиванием;

монтировать шины на диски колес, не соответствующие размеру шин;

во время накачивания шины ударять по замочному кольцу молотком или кувалдой;

накачивать шины свыше установленной организацией-изготовителем нормы;

перекатывать вручную колеса, диски и шины. Следует пользоваться для этой цели специальными тележками или тельферами;

применять при монтаже шины замочные и бортовые кольца, не соответствующие данной модели;

демонтаж одного из сдвоенных колес без применения домкрата путем наезда второго сдвоенного колеса на выступающий предмет;

заменять золотники различного рода заглушками;

накачивать шины на разборных ободьях с болтовыми соединениями, не убедившись, что все гайки затянуты одинаково в соответствии с инструкцией по техническому обслуживанию транспортного средства. Не допускаются к эксплуатации ободья, у которых нет хотя бы одной гайки;

работа на неисправном оборудовании, применение неисправного инструмента и приспособлений;

производство работ без применения необходимых средств коллективной и индивидуальной защиты.

38. Накачивание шин следует вести в два этапа: вначале до давления 0,05 МПа (0,5 кгс/кв.см) с проверкой положения замочного кольца, а затем до максимального давления, предписываемого организацией-изготовителем.

39. В случае обнаружения неправильного положения замочного кольца необходимо выпустить воздух из накачиваемой шины, исправить положение кольца, а затем повторить ранее указанные операции.

40. При накачивании шин необходимо пользоваться специальными наконечниками, соединяющими вентиль камеры (шины) со шлангом от воздухораздаточной колонки и обеспечивающими прохождение воздуха через золотник.

41. В случае неплотной посадки бортов шины на полки обода после накачивания воздуха необходимо выпустить воздух из шины, демонтировать ее и устранить причину, вызвавшую неплотную посадку бортов шины, после чего произвести заново монтаж шины на обод, накачку шины и проверку плотности посадки бортов.

42. Накачивание бескамерных шин производится при повышенной подаче воздуха в начале накачивания.

43. В целях уменьшения осевого и радиального биения колеса затяжку болтовых соединений обода и колеса необходимо производить в следующей последовательности: сначала завернуть верхнюю гайку, затем диаметрально противоположную ей, остальные гайки завертывать также попарно (крест-накрест).

44. Подкачка шин без демонтажа производится, если давление воздуха в них снизилось не более чем на 40 % от нормы и есть уверенность, что правильность монтажа не нарушена.

45. Перед монтажом шины на обод необходимо ее внутри, а камеру снаружи припудрить тальком или покрыть смазкой.

46. Для предохранения золотников от загрязнения и повреждения все вентили должны быть снабжены металлическими или резиновыми колпачками.

47. Накачивание шин в сборе с ободом производится в специальном металлическом ограждении, способном защищать обслуживающий персонал от ударов съемными деталями обода при самопроизвольном демонтаже.

48. На участке накачивания шин должен быть установлен манометр или дозатор давления воздуха.

49. Во время работы на стенде для демонтажа и монтажа шин редуктор должен быть закрыт кожухом.

50. Для осмотра внутренней поверхности покрышки необходимо применять спредер.

51. Для изъятия из шин металлических предметов, гвоздей следует пользоваться клещами, применение отвертки, шила или ножа не допускается.

52. При работе с пневматическим стационарным подъемником для перемещения покрышек большого размера обязательна фиксация поднятой покрышки стопорным устройством.

53. Не допускаются монтаж и использование на транспортных средствах шин, не предусмотренных типоразмеров и назначения, а также шин (покрышек) с предельно изношенным или отслоившимся протектором, поврежденными бортами или значительными местными повреждениями протектора и боковин.

54. Не допускается монтировать шину на обод колеса, если:

обод и диск имеют повреждения или деформацию;

замочное кольцо деформировано, неплотно прилегает к ободу и устанавливается с большим усилием;

ремонт (вулканизация) камеры, покрышки выполнен некачественно и не обеспечивает требуемой герметичности;

воздушный вентиль слабо укреплен на камере шины.

55. В процессе накачки шины необходимо вести постоянное наблюдение и контроль за:

показаниями манометра, не допуская повышения давления воздуха в шине выше установленной нормы (при отсутствии автоматического ограничителя или регулятора давления);

положением замочного кольца, которое должно равномерно войти в обод и стать заподлицо с кромкой бортового кольца.

56. Манометры, контролирующие давление воздуха в шинах при накачке, должны проходить регулярную поверку в установленном порядке и быть опломбированы (иметь клеймо поверки).

57. Не допускается производить накачку шин при неисправных манометрах, отсутствии пломб (клейма поверки) и нарушении сроков испытания (поверки) манометров.

Глава 4. Требования по охране труда по окончании работы

58. По окончании работы необходимо:

выключить оборудование;

привести в порядок рабочее место;

убрать инструмент и приспособления в отведенное для них место;

снять спецодежду и убрать ее в предназначенное для нее место. Своевременно сдавать спецодежду и другие средства индивидуальной защиты в химчистку (стирку) и ремонт;

выполнить правила личной гигиены.

59. Доложить руководителю работ обо всех недостатках, замеченных в процессе работы.

Глава 5. Требования по охране труда в аварийных ситуациях

60. При возникновении аварийной (экстремальной) ситуации необходимо прекратить проведение работ, принять меры к эвакуации людей из опасной зоны, вызову аварийных специальных служб, устранению по возможности причин аварийной ситуации, сообщить о ней руководителю работ.

61. При возникновении пожара необходимо: прекратить работу, выключить электрооборудование, вызвать пожарную службу, сообщить руководителю работ, приступить к тушению пожара имеющимися средствами пожаротушения.

62. При несчастном случае на производстве необходимо:

быстро принять меры по предотвращению воздействия травмирующих факторов на потерпевшего (действия электротока, сдавливающих тяжестей и других);

оказать потерпевшему доврачебную помощь, используя препараты, имеющиеся в аптечке, и принять необходимые меры по оказанию потерпевшему медицинской помощи;

вызвать на место службу скорой помощи или организовать доставку потерпевшего в медучреждение;

сообщить о происшедшем непосредственному руководителю или другому должностному лицу нанимателя.

63. При авариях и несчастных случаях на производстве следует обеспечить до начала расследования сохранность обстановки, если это не представляет опасность для жизни и здоровья людей.

64. Если во время работы работник почувствовал резкое недомогание, — прекратить работу, поставить в известность руководителя, обратиться в медучреждение или ждать оказания медицинской помощи.

Обращаем ваше внимание, что другие материалы по охране труда и аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях вы можете скачать в разделе «Охрана труда ».

(ГБОУ СПО КГиС №38)

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Учебно – методический комплекс

Предназначен для обучения по профессии 14700 Монтировщик шин

Составлен на основе Единого тарифно – квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС)

Соответствует 2 разряду ЕТКС

Разработчики:

Руководитель структурного подразделения по УПР, методист, Почетный работник НПО

Мастер производственного обучения, вторая квалификационная категория

Мастер производственного обучения, высшая квалификационная категория

Рецензент

Генеральный директор _______________

Предметной (цикловой) комиссией «Транспортные средства»

Протокол № ____ от «__» _________ 20___ г.

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования города Москвы

«Колледж градостроительства и сервиса № 38»

(ГБОУ СПО КГиС №38)

Утверждаю

Директор ГБОУ СПОКГиС №38

________________

«__»________________ 2014 г.

ПРОГРАММА

профессионального обучения (подготовки)

по профессии 14700 Монтировщик шин

Раздел 1. 1. Общие положения

1.1.1. Нормативно-правовые основы разработки программы профессионального обучения (подготовки) по профессии 14700 Монтировщик шин:

1. Федеральный закон -ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения».

3.Приказ Минобрнауки России «Об утверждении перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение»

4.Единый тарифно – квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС)

1.2. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы профессионального обучения (подготовки) по профессии 14700 Монтировщик шин

В соответствии с учебным планом профессионального обучения (подготовки) по профессии 14700 Монтировщик шин максимальный срок обучения составляет 160 часов, включая часы для самостоятельной (внеаудиторной) работы слушателей.

Раздел 1.2. Характеристика профессиональной деятельности работника по изучаемой профессии

1.2.1. Область и объекты профессиональной деятельности

Область профессиональной деятельности: ремонт и шиномонтаж колес автомобилей в шиномонтажных мастерских.

Объекты профессиональной деятельности: автотранспортные средства:

технологическое оборудование, инструменты и приспособления для ремонта и шиномонтажа колес автотранспортных средств, материалы и технологический процесс ремонта и шиномонтажа колес автотранспортных средств

1.2.2. Вид профессиональной деятельности: ремонт и шиномонтаж колес автомобилей

Раздел 1.3. Учебный план

Учебный план

профессионального обучения (подготовки)

по профессии 14700 Монтировщик шин


Наименование дисциплин, профессиональных модулей, МДК, практик

Формы аттестации

Максимальное количество часов освоения профессии

Максимальное количество часов для самостоятельной работы слушателя

Максимальное количество аудиторных занятий слушателей

Профессиональный модуль

Ремонт и шиномонтаж

колес автомобилей

Оборудование шиномонтажного производства

Технология шиномонтажа

Технология ремонта колес

Производственная практика

Консультации

Квалификационный экзамен

Раздел 1.4. Паспорт рабочей программы профессионального модуля

1.4.1 Цели и задачи профессионального модуля

Цель профессионального модуля:

Сформировать у слушателей компетенции, необходимые для профессиональной деятельности в качестве монтировщика шин 2 разряда.

Задачи профессионального модуля:

Познакомить слушателей с видами работ монтировщика шин;

Познакомить слушателей с теоретическими понятиями и основами профессиональной деятельности;

Отработать умение шиномонтажа;

Отработать умение диагностировать и ремонтировать колеса;

Сформировать навыки составления инструкционной карты;

Сформировать навыки оформления технической документации.

С целью овладения видом профессиональной деятельности Ремонт и шиномонтаж колес автомобилейи соответствующими профессиональными компетенциями слушатель в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

ПО.1Подготовки к работе оборудования, работы с приспособлениями и инструментами в шиномонтажной мастерской

ПО.2Подбора шиноремонтных материалов

ПО.3Соблюдения правил охраны труда, правил производственной санитарии и противопожарной безопасности

ПО.5Ведения процесса шиномонтажа шин

ПО.6Выявления повреждений колес

ПО.7Подготовки колес к ремонту

ПО.8Выполнения ремонта

У –1Подготавливать рабочее место для выполнения шиномонтажных работ

У – 2

У – 3Выбирать оптимальный способ ремонта колес

У – 4Подбирать материалы к ремонту колес

У – 5Осуществлять монтаж – демонтаж колес

У – 6Осуществлять балансировку колес

У – 7 Диагностировать колеса

У – 8 Производить работы по техническому обслуживанию колес

У – 9 Ремонтировать колеса

У – 10 Определять качество выполненных работ

З – 1 Основные сведения о конструкционно-ремонтных материалах

З–2 Устройство, назначение и принципы действия оборудования шиномонтажной мастерской

З – 3 Технологический процесс выполнения шиномонтажных работ

З – 4 Типы повреждений колес и способы их устранения

З – 5 Нормы давления воздуха в шинах различных размеров и типов

З – 6 Правила эксплуатации и хранения шин

З– 7 Нормы пробега покрышек

З–8 Правила пользования измерительными приборами, рабочими инструментами и приспособлениями

З – 9 Правила охраны труда при выполнении работ

З – 10 Влияние шиномонтажных работ на окружающую среду

1.4.2. Результаты освоения профессионального модуля

Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение слушателями видом профессиональной деятельности Ремонт и шиномонтаж колес автомобилей, который складывается из соответствующих профессиональных компетенций (ПК):



Раздел 1.5. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)

практических занятий, самостоятельной работы слушателей

Объем часов

ПМ.01 Ремонт и шиномонтаж колес автомобилей

МДК.01.01 Оборудование шиномонтажного производства

Раздел 1 Технологическое и диагностическое оборудование, приспособления и инструменты

Тема 1.1. Технологическое и диагностическое оборудование

применять различное оборудование, приспособления и инструменты при выполнении работ

Знать: Классификация технологического и диагностического оборудования по функциональному назначению, принципу действия, степени специализации.

Система ТО и ремонта оборудования. Эксплуатационные свойства оборудования.

Правила пользования измерительными приборами, рабочими инструментами и приспособлениями.

Основные свойства материалов, используемых при ремонте колёс.

Самостоятельная работа

Задание 1Составление инструкционной карты технического обслуживания оборудования

Приспособления и инструмент для шиномонтажных работ

Уметь: подготавливать рабочее место для выполнения шиномонтажных работ;

применять различное оборудование, приспособления и инструменты при выполнении работ

Знать: Приспособления и инструменты, применяемые при ремонте шин и камер, балансировке колес

Правила пользования измерительными приборами, рабочими инструментами и приспособлениями

Самостоятельная работа

Задание 2 Составление описания приспособлений и инструментов, применяемых при ремонте шин и камер

Задание 3

Ответы на контрольные вопросы

МДК.01.02 Технология шиномонтажа

ПК. 1 Готовить оборудование к работе

ПК. 2 Выполнять монтаж-демонтаж и балансировку колес

ПК. 4 Выполнять техническое обслуживание колес

Раздел 2. Выполнение шиномонтажа

Технологический процесс монтажа и демонтажа колес автомобилей

Диагностировать состояние колес

Выполнять снятие - установку колес автомобиля

Выполнять монтаж и демонтаж шин

Провести контроль качества выполненной работы монтажа и демонтажа колес

Знать: Основные сведения о колесах и шинах. Маркировку шин. Правила монтажа и демонтажа колес автомобилей. Нормы давления воздуха в шинах. Основные виды дефектов при сборке шин. Правила охраны труда при выполнении работ

Самостоятельная работа

Задание 4 Заполнение таблицы «Диагностика автомобильных колес»

Задание 5 Составление последовательности перестановки колес


Технологический процесс балансировки колес автомобилей

Выполнять калибровки балансировочного станка с соблюдением ОТ и технологического процесса

Осуществлять балансировку колес

Провести контроль качества выполненной работы балансировки колес

Знать: процесс калибровки балансировочного станка. Технологический процесс балансировки колес. Материалы для сборки и балансировки колес. Правила охраны труда при выполнении работ

Самостоятельная работа

Задание 6 Сравнительная характеристика статической и динамической балансировки шин (письменно)

Задание 7 Составление технологической карты балансировки колеса (стандартный диск, литой диск)


МДК.01.03 Технология ремонта колес

ПК. 1 Готовить оборудование к работе

ПК. 3 Определять повреждения колес и способы ремонта шин

Проводить контроль качества ремонтных и шиномонтажных работ

Раздел 3. Выполнение ремонта шин

Тема 3.1. Ремонт и восстановление шин и камер холодной вулканизацией

Восстанавливать шины с помощью жгутиков;

Восстанавливать камеры постановкой заплатки;

Восстанавливать шины постановкой грибков;

Восстанавливать шины постановкой кордовой заплатки;

Знать: Технические требования восстановления шин и камер холодной вулканизацией с помощью жгутиков, грибков, кордовых заплаток. Материалы, применяемые для ремонта покрышек холодной вулканизацией.

Клеи и жидкости, применяемые при ремонте покрышек. Влияние шиномонтажных работ на окружающую среду. Правила охраны труда при выполнении работ

Самостоятельная работа

Задание 8 Составление тематического кроссворда «Материалы для ремонта шин»

Задание 9 Электронная презентация о фирмах – производителях материалов для шиномонтажа

Ремонт и восстановление шин и камер горячей вулканизацией

Диагностировать повреждения шин

Восстанавливать шины горячей вулканизацией.

Восстанавливать камеры горячей вулканизацией

Проводить контроль качества ремонта шин и камер.

Знать: Технические требования восстановления шин и камер горячей вулканизацией. Материалы, применяемые для ремонта покрышек горячей вулканизацией.

Правила охраны труда при выполнении работ. Влияние шиномонтажных работ на окружающую среду.

Самостоятельная работа

Задание 10

Решение ситуационных задач

ПП (практический опыт) – трудовые действия

Раздел 1 Шиномонтажные работы

Тема 1.1. Оборудование и технология шиномонтажных и балансировочных работ

Тема 1.2. Монтаж, демонтаж шин и балансировка колес

ПО.1 Подготовки к работе оборудования, работы с приспособлениями и инструментами в шиномонтажной мастерской

ПО.2 Подбора шиноремонтных материалов

ПО.4 Работы с нормативной и технической документацией

ПО.5 Ведения процесса шиномонтажа шин

ПО.9 Диагностики качества выполненных работ


Раздел 2. Ремонтные работы

Тема 2.1. «Горячий способ» ремонта шин и камер

Тема 2.2. «Холодный способ» ремонта шин и камер

Иметь практический опыт:

ПО.7 Подготовки колес к ремонту

ПО.8 Выполнения ремонта

ПО.9Диагностики качества выполненных (шиномонтажных) работ

ПО.3 Соблюдения правил охраны труда, правил производственной санитарии и противопожарной безопасности


Департамент образования города Москвы

Рисунки протектора бывают следующих основных видов:

1) Дорожный – состоит из мелких элементов. При контакте с дорожным покрытием ламели деформируются, точно повторяя микропрофиль покрытия.

2) Универсальный – предназначен и для шоссе, и для бездорожья. Имеет меньше ножевых канавок. Резина более твердая.

3) Повышенной проходимости - рисунок выполнен в виде крупных элементов (грунтозацепов). Резина весьма твердая и при движении по шоссе сильно шумит.

4) Зимний – на резиновых элементах расположены углубления для установки стальных шиповых элементов, обеспечивающих надежное сцепление с поверхностью обледенелой дороги.

5) Карьерный - применяют на спецтехнике, производящей разработку карьерным способом.

6) Ассиметричный - обеспечивает хорошее сцепление дорогой и высокую маневренность на больших скоростях. Шины имеют знак о направлении вращения колеса при движении вперед.

Методика определения неисправности автомобиля по виду износа протектора.

1. Неравномерный износ шашечек протектора свидетельствует о неправильных углах установки колес. По направлению вершины изношенной части можно определить чрезмерное или недостаточное схождение установлено на оси автомобиля.

2.Боковой износ протектора шины может быть вызван потерей упругости одной из пружин. В этом случае износ шашечек протектора неравномерен. Шашечки заострены вершиной во внутреннюю сторону. Похожий износ может наблюдаться на заднем мосту, если балка задней оси изогнута.

3. Если шашечки протектора изношены местами – значит, изогнута ось вращения колеса или изношен ступичный подшипник.

4. Равномерный износ 2-х боковых поверхностей протектора шины - следствие низкого давления в ней.

5. Повышенное давление в шине перегружает среднюю часть протектора, выгибая его наружу. Из-за этого изгиба интенсивно изнашивается средняя часть протектора.

6. Неправильно установленный развал приводит к одностороннему износу протектора шины.

7. Выедание покрышки пятнами является следствием дисбаланса колес.

Предельно допустимая остаточная высота рисунка протектора:

Мотоцикл – 0,8мм.

Легковое авто – 1,6мм.

Грузовое авто – 1,0мм.

Автобус – 2,0мм.

Технологический процесс

Ремонт покрышки

(резиновым грибком)

  1. Определяем и отмечаем мелом место повреждение снаружи и внутри шины. Удаляем предмет, повредивший шину.
  2. При помощи спирального напильника Т 109 определяем угол повреждения и его размер. Если угол повреждения превышает 25градусов, то необходимо применять двух детальный метод ремонта.
  3. Подбираем грибок, соответствующий размеру повреждения.
  4. Грибок подбирается таким образом, чтобы диаметр его ножки был на 1-2 мм больше размера повреждения.
  5. Отмечаем мелом внутри шины место механической обработки под шляпку грибка, отступая от края шляпки 10-15 мм.
  6. Обрабатываем отмеченное место буферным очистителем А110 , убирая грязь скребком Т130. Повторяем эту операцию 2-3 раза.
  7. Высверливаем отверстие под ножку грибка при помощи фрезы, соответствующей размеру ножки грибка и низкооборотной дрели (до 2500 об/мин). Высверливание следует начинать с внутренней стороны, затем снаружи. Операцию повторяем 3-4 раза.
  8. .Еще раз обрабатываем место под шляпку грибка буферным очистителем А 110, убирая грязь скребком Т103.
  9. Обрабатываем очищенное место абразивным инструментом при скорости вращения на более 5000 об/мин. Обязательно используем защитные очки.
  10. Удаляем резиновую крошку и остатки корда при помощи пылесоса или мягкой щетки.
  11. Промазываем отверстие под ножку грибка клеем А024 при помощи спирального напильника в отверстии.
  12. Наносим клей А 024 на поверхность,обработанную под шляпку грибка тонким равномерным слоем. Даем ему просохнуть в течение 3-5 минут.
  13. Снимаем защитную пленку с адгезивного слоя ножки и шляпки грибка, не касаясь его руками.
  14. Наносим клей на металлический кончик ножки грибка.
  15. Вынимаем спиральный напильник из отверстия и вводим металлический кончик грибка в отверстие с внутренней стороны шины.
  16. Захватываем плоскогубцами кончик ножки грибка и выводим ее на поверхность шины, контролируя плотное прилегание шляпки к внутренней поверхности шины
  17. Прикатываем шляпку грибка роликом от центра к краям. Снимаем защитную пленку с наружной поверхности шляпки и еще раз прикатываем ее (шляпку) от центра к краям.
  18. Обрабатываем кромку шляпки и оставшуюся зачищенную поверхность у бескамерной шины герметиком внутреннего слоя А305, а у камерной тальком. Отрезаем выступающую часть ножки грибка на расстоянии 2-3 мм от поверхности шины. Проверяем место ремонта на герметичность.
  19. Отремонтированная шина готова к эксплуатации.