Главная · Монтаж · Эпоха просвещения в философии начинается с. Общая характеристика эпохи просвещения

Эпоха просвещения в философии начинается с. Общая характеристика эпохи просвещения

С л о в а р ь

Атеизм – безбожие; отрицание существования Бога и связанное с этим отрицание религии.

Деизм (лат. deus – Бог) – религиозно-философское воззрение, распространенное в эпоху Просвещения, согласно которому Бог, сотворив мир, не принимает в нем какого-либо участия и не вмешивается в закономерное течение его событий. Противостоит теизму и пантеизму.

Детерминизм (лат. determinare – определяю) – философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира.

Материализм – философское направление, утверждающее, что материя первична по отношению к сознанию и существует вне и независимо от сознания.

Механицизм – философское воззрение, объясняющее законы развития природы и общества через законы механики и механического движения.

Механика – раздел физики, изучающий равновесие и перемещение материальных тел в пространстве.

Просвещение – политическая идеология, философия и культура эпохи крушения феодализма и утверждения капиталистического общества. Термин впервые употреблен Вольтером. Просвещение рассматривалось как необходимая историческая эпоха развития человечества, сущность которой состоит в широком использовании человеческого разума для реализации социального прогресса.

Фатализм (лат. fatum – рок, судьба) – мировоззрение, рассматривающее каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор и случайность.

П р а к т и ч е с к и й к о н с п е к т

1). XVIII в. вошел в историю как эпоха Просвещения. Просвещение – особое идейное и культурное течение, которое зародилось в Англии, у ее истоков стоял Дж. Локк. Развитие философии Просвещения шло и в других странах Европы: Германии, Франции, России. Но наибольшую известность снискали деятели французского Просвещения: Ш. Л. Монтескье, Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, Ж. О. Ламетри, К. А. Гельвеций, Э. Б. де Кондильяк, П. А. Гольбах.

В центре идеологии Просвещения – вера в безграничные возможности разума и здравый смысл . Деятели Просвещения были убеждены, что развитие разума может оказать решающее воздействие на все стороны жизни общества. Подобно тому, как познание законов природы помогает ее осваивать и преобразовывать, так и познание законов общественной жизни может способствовать его разумному переустройству. Познав природу человека, можно ее усовершенствовать разумным воспитанием и образованием.

Следует принять во внимание, что просветители культивировали не просто разум, а разум научный . Именно развитие науки, по их мнению, способствует решению экономических, политических и социальных проблем. Потребность в жизненных удобствах также стимулировала научные открытия. Отсюда стремление к популяризации и распространению философских и научных знаний.

По убеждению просветителей, причины общественного неблагополучия коренятся в первую очередь в невежестве людей, мракобесии, религиозном фанатизме. Поэтому прогрессивное развитие общества возможно лишь благодаря образованию, просвещению людей, отсюда и название эпохи. Поэтому своей главной задачей они считали пропаганду знаний, направленную на воспитание в народе смелости мысли, независимости суждений. Эта идея блестяще выражена И. Кантом: «Имей мужество пользоваться собственным умом!» - таков, следовательно, девиз Просвещения.

Идеология Просвещения выражала интересы нового прогрессивного класса – буржуазии. Философы-просветители идеологически подготовили Великую французскую революцию 1789–1794 гг.

Наука и прогресс – главные лозунги этой эпохи. Разум должен быть освобожден от всех предрассудков.

Главные идеи Просвещения:

ü разумность, естественность, свободомыслие, скептицизм

ü вера во всесилие человеческого разума и общественный прогресс

ü критика феодализма и церковной идеологии

ü ориентация на светскую культуру

ü внимание к педагогике и вопросам воспитания

ü внимание к проблемам общественного устройства

Преобразование общества мыслилось просветителями как результат постепенного развития, в котором главную роль играло распространение просвещения среди народа. Изменение общественного строя должно последовать за познанием и распространением истины, рассеивающей мрак невежества и устраняющей заблуждения. Мирное, постепенное преобразование общества связывалось, прежде всего, с реформами, проводимыми «просвещенным монархом». От государя-философа просветители ожидали покровительства просвещению, борьбы с предрассудками, содействия социальному прогрессу.

Выдающимся памятником Просвещения является великая 35-томная «Энциклопедия» , или «Толковый словарь наук, искусств и ремесел» (1751–1788), ставшая, по выражению Дидро, символом «века философии». Замысел «Энциклопедии» состоял в том, чтобы составить общую картину всех знаний, которые человечество приобрело к середине XVIII в., и определить место каждому конкретному знанию. Перспективы были захватывающими: показать возможности покорения человеком природы, от которой он пока лишь зависел. Кредо создателей было изложено в подготовленном Даламбером Введении в «Энциклопедию». Читателя приглашали самостоятельно мыслить и искать истину в естественных науках, в истории, а не в Библии или церковных проповедях. Человек сам держит в руках свое счастье, он способен всего достичь, если освободиться от оков, мешающих его движению вперед.

Идейным вдохновителем и организатором издания «Энциклопедии» был философ Д. Дидро. Если в целях рекламы Дидро громко объявил имена всех великих людей, давших согласие на участие в «Энциклопедии», то сами великие люди приняли в этом деле весьма скромное участие. Так, Руссо написал 390 статей по музыке и политической экономии, Фонтенель, Бюффон и Монтескье много обещали, но ничего не сделали. Скуп оказался и Вольтер: написал только лишь 45 литературных и исторических статей. Барон Гольбах, специалист по горному делу и металлургии был более надежным автором. Менее известный, но очень талантливый и разносторонний шевалье де Жокур написал 17 тысяч статей по самым различным темам, часто делая копии источников!

Учение о природе. В эту эпоху знание из лаборатории выходит в свет. Царит всеобщая уверенность в мощи человеческого разума, его безграничных возможностях, в прогрессе, создающем условия для экономического и социального благоденствия. Эпоха Просвещения считает себя эпохой разума и света, возрождения свободы, расцвета наук и искусств. В XVIII в. сильнее подчеркивается связь науки с практикой, ее общественная полезность.

Новые сферы деятельности познания в XVIII в. становятся науками: ботаника, биология, анатомия, химия.

XVIII век – это век механики и математики. Это обусловило механистическое понимание природы. Систему просветительских воззрений на природу изложил Поль Гольбах в своей книге «Система природы» (1770). П. Гольбах философски обобщил достижения механики, и его «Система природы» стала философским компендиумом (единой системой) представлений о мире и человеке. Если для Спинозы природа это Бог, то для Гольбаха природа – это только природа. Если у Ньютона Бог есть причина движения (запуск небесной механики), то Гольбах утверждает самодвижение природы, как единственной субстанции. Формируется материалистическое понимание природы. Сама природа есть не что иное, как модифицируемая движением материя. Гольбах дает определения материи, пространства, времени и др. Материя, по его определению, вообще есть все то, что воздействует каким-либо образом на наши чувства.

Механика в то время была не просто отдельной, особой наукой, она выступала от лица науки вообще (она отождествлялась с наукой). Поэтому ее методы легли в основу всеобщей методологии. В целом понимание природы было механистическим. Философия развивалась в тот период в тесной связи именно с механикой, она осмысливала достижения механики, и не случайно одной из господствующих форм философии был механистический материализм.

Механицизм – особый способ рассмотрения предметов и явлений. Создается общий подход к предметам в результате философского осмысления достижений механики. Механическая форма движения признается универсальной. Все сложные формы движения сводятся к механическому. Биологическое сводится к физическому, а физическое – к механическому. Мышление сводится к физиологии, а физиология опять-таки к механике.

Другая ограниченность механицизма – механистическое толкование причинности, так называемый механический детерминизм– представление, согласно которому все процессы в мире жестко предопределяются их физическими (точнее, механистическими) причинами. Детерминизм – учение, утверждающее закономерность и причинную обусловленность всех явлений природы и общества.

Детерминизм может перейти в фатализм. Фатализм вера в судьбу; мировоззрение, согласно которому все должно свершиться так, как того хочет божественное предопределение, слепой рок (фатум), и человек бессилен противостоять судьбе. Механистическое понимание причинности сопряжено с неизбежностью или необходимой предзаданностью следствий, случайности не рассматриваются, как связанные с одним только незнанием.

Распространение фатализма на область социальных явлений ведет к отрицанию свободы человека и ответственности за свои поступки.

Эволюционные идеи. В сочинениях просветителей содержатся некоторые эволюционные идеи. Успехи Карла фон Линнея (1707 – 1778) в классификации нового фактического материала накопленного ботаникой и зоологией, а также исследования палеонтологии подготовили идею об эволюции органического мира. Крупнейший представитель эволюционизма Жорж Луи Бюффон (1707 – 1788) вместе с сотрудниками создал грандиозную «Естественную историю» (36 томов, 1749–1789), в которой рассказывалось о трех царствах природы: минеральном, растительном и животном. Бюффону принадлежит статья «Природа» в «Энциклопедии».

Шевалье де Ламарк (1744 – 1829) выдвинул первую теорию эволюции живых существ: от «инфузорий» - именно так он назвал живые одноклеточные существа – происходят все более сложные организмы вплоть до современных видов. Ламарк стал основателем трансформизма, согласно которому живые существа приспосабливаются к изменениям среды обитания и передают новоприобретенные качества потомству. При жизни Ламарк был совершенно неизвестен. Через 30 лет после кончины его имя прославил британский биолог Чарльз Дарвин (1809 – 1882).

В конце века была разработана космогоническая гипотеза Канта-Лапласа. В XVIII в. усиленно развиваются новые отрасли физики – учение о теплоте, электричестве, магнетизме, развиваются химия и биология.

Успехи естественных наук и технические достижения способствовали развитию производства. В XVIII в. многие инженеры поняли возможность практического применения научных открытий в области физики – законов о равновесии тел, траекториях полетов, сопротивлении материалов, а также использования новых веществ (например, каучука) или более точных измерительных приборов. Изобретения той эпохи были отмечены вечной устремленностью человека к покорению новых пространств – освоению морских глубин, воздушного океана: водолазный костюм (1715), воздушный шар – монгольфьер (1783), парашют. Технологическое несовершенство и нелепый внешний вид не мешали многим из представленных тогда проектов предвосхищать изобретения последующих веков.

Учение о человеке и обществе. Для французских просветителей характерно натуралистическое понимание человека. Человек понимается как природное существо, все свойства и потребности которого телесны и определены природой, а ум и здравый смысл выглядят так же как естественный свет. «Мы маленькие животные с двумя ногами и двумя руками, как обезьяны, менее проворные, чем они, такие же комичные и имеющие большое количество идей. Мы подчиняемся всем общим законам природы» (Вольтер).

Апеллируя к природному равенству людей, просветители обосновывают и борьбу за социальное равенство. По их убеждению надо прислушиваться к природе, ибо она никогда не обманывает и всегда права.

О воспитании. Особое значение просветители придавали воспитанию человека. Для французов воспитание и образование, по сути дела, составляли смысл Просвещения. Предполагалось, что если людей поставить в одинаковые условия и дать им равные возможности, то под воздействием воспитания и образования они, в конечном счете, приобретут схожий моральный и просвещенный облик. При этом, по мнению Гельвеция ,несмотря на то, что способности людей от рождения равны, важную роль играет случай, который может нарушить разработанные планы, давая совсем не тот результат. Руссо с ним не соглашался. Он полагал, что способности людей от природы не одинаковы. Это обстоятельство больше чем случай влияет на конечный результат. Но результат все же зависит от воспитания.

Прославление «естественного состояния» легло в основу педагогики Руссо. Он считал, что лучшие задатки детей подавляются обществом, где царят неравенство, порабощение, коррупция. Поскольку общество мешает правильному воспитанию детей, их нужно воспитывать на лоне природы, соответственно естественным требованиям. Ребенку нужно помочь реализовать свой собственный опыт, который только и может его чему-либо научить. Педагогические идеи Руссо оказали влияние на Гете, Л. Н. Толстого.

«Вам не удастся никогда создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов. Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении!» (Руссо).

Теория разумного эгоизма . Философы Просвещения понимали, что в реальной жизни человек больше думает о себе и своих личных интересах, чем о справедливости и общем благе. В XVIII в. получила развитие теория разумного эгоизма . Забота о самом себе первая и важнейшая обязанность человека. Но неограниченное удовлетворение своих потребностей и интересов вызовет столкновение интересов различных индивидов. Чтобы этого не случилось, каждый должен несколько ограничивать свои желания и запросы, но не ради других, а ради самого себя. Тогда совместная жизнь будет уравновешена и лишена конфликтов. Это эгоизм, но облагороженный и уравновешенный разумом.

Общественный договор . Французские просветители развили теорию общественного договора. Монтескье считал, что до появления государства существовало «естественное состояние», где люди беспрепятственно проявляли свои инстинкты и удовлетворяли потребности, не считаясь друг с другом, но когда подобное существование стало невозможным, люди создали государство на основе «общественного договора», который предусматривал взаимное признание прав и обязанностей друг друга и возникновение публичной власти.

Монтескьепредложил разделить политическую власть на законодательную, исполнительную и судебную, причем законодательная власть доминирует. Чтобы не возникало злоупотреблений, необходимо, чтобы эти три власти существовали раздельно и контролировали друг друга.

Теория общественного договора была подкорректирована Руссо . К числу наиболее важных добавлений относится принцип народного суверенитета, согласно которому власть есть достояние народа и не может быть отчуждаема от него. Руссо обосновывает автономию личности , не противопоставляя ее обществу. И еще одно из важнейших положений: Руссо допускает право народа на «расторжение» несправедливого общественного договора и устранение антинародной государственной власти. По сути дела, в изящной философской форме он выдвигает идею революционного восстания.

Философы-просветители

Вольтер ,настоящее имяФрансуа Мари Аруэ (1694 – 1778)

Философ, писатель, публицист, был типичным представителем высших слоев «третьего сословия» – рождающейся буржуазии. Относится к старшему поколению французских просветителей. Подверг жесткой критике религиозный фанатизм, различного рода суеверия и заблуждения, феодальный абсолютизм, произвол властей. Блестящий сатирический ум, глубина знаний, широта эрудиции позволили Вольтеру создать яркие памфлеты против церкви.

Вольтер – деист , считал Бога основателем окружающего мира, связующим началом всего сущего, однако был убежден, что никакая теория и практика не сможет достоверно доказать ни его наличие, ни его отсутствие.

Деизм – представление о Боге, согласно которому Бог является только первопричиной, творит мир, приводит его в движение и устанавливает законы, но далее не вмешивается в естественный ход природных событий, не влияет на окружающий мир, человека, ход истории.

Однако Вольтер видел необходимость в признании существования Бога с морально-эстетической точки зрения для того, чтобы поддерживать порядок в обществе, держать людей под угрозой Божьего наказания в повиновении и жестких рамках нравственности. «Если бы Бога не существовало, его следовало бы выдумать» (Вольтер).

В философских трудах Вольтер выражает одно из основных требований восходящей буржуазии – равенство людей. Однако он понимает его как равенство политическое, равенство перед законом и правом. «Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов» (Вольтер). Социальное и имущественное неравенство он считал предпосылкой сохранения общественного равновесия и нормального развития общества.

Вольтер выступал за гуманное отношение к простому народу и уважение его прав, однако идеалом государства считал абсолютную монархию во главе с просвещенным властителем (т.е. выдвинул идею «просвещенного абсолютизма» ). Вел переписку с «просвещенными» монархами, в т.ч. с Екатериной II, и давал практические рекомендации по обустройству государства.

Вольтер по приглашению прусского короля Фридриха II прибыл в 1750 г. в Сан-Суси, где его поразило лицемерие придворной жизни. Отбыв три года на службе у Фридриха, он добился отпуска и уехал под предлогом лечения на водах.

Жан-Жак Руссо (1712 – 1778)

В отличие от Вольтера, является представителем низших слоев «третьего сословия».

Руссо пытался доказать, что с прогрессом культуры вместе с тем идет падение нравственности, что заблуждения и предрассудки, облаченные в философско-научную форму, заглушают голос природы и разума.

Центральным мотивом его творчества выступает проблема неравенства между людьми и пути его преодоления. Имущественное неравенство, расслоение на бедных и богатых, является, по Руссо, первой ступенью общественного неравенства. Вторая ступень неравенства связана с возникновением государства, как результата общественного договора. Третья ступень неравенства появляется с превращением законной власти в деспотизм. Если раньше народ был обманут государством и законами, то деспот обманывает законы и народ. Такое понимание ступеней неравенства позволяет Руссо морально и юридически обосновать право народа на бунт против деспота.

Там, где нет собственности, не может быть и несправедливости. Таково естественное состояние общества. Оно нарушается с появлением собственности. Прямым следствием появления частной собственности являются противоречивость человеческих интересов, конкуренция и жажда обогащения за счет других.

В справедливом, идеальном обществе все должны обладать равными правами, а частная собственность равномерно должна быть распределена между всеми гражданами в размерах, необходимых для жизни, но не для обогащения.

В 1750 г. Руссо принял участие в конкурсе Дижонской Академии на тему, приносят ли искусства и науки пользу человечеству. Руссо ответил: «нет» и получил премию за блестящее доказательство того, что развитие производства, культуры и науки приносит и нечто иное, чем выгода и польза.

В 1762 г. вышел в свет «Эмиль, или О воспитании». В своей этике Руссо утверждает, что наши естественные чувства указывают правильное направление поступкам, тогда как разум сбивает нас с толку. Затем «Общественный договор» (1762), содержащий его политическую теорию. Обе работы были осуждены, первая за ее обоснование естественной религии, вторая – за демократический дух.

Руссо был одним из тех, кто духовно подготавливал Великую Французскую революцию.

Дени Дидро (1713 – 1784)

Писатель и философ, основатель и один из издателей «Энциклопедии», иностранный почетный член Петербургской Академии наук.

В 1750–70-е гг. Дидро пишет большое число произведений, в которых разрабатывает материалистическую теорию. Его философия была философией механистического материализма. Он считал мир объективным и реальным. Материя – единственная существующая реальность, движение – свойство материи.

С начала 1750-х годов возникают собственно философские салоны. Один из них открыл Гольбах, другой – Гельвеций. Душой гольбахского салона был Дидро. Салон играл роль своего рода генерального штаба просветительского движения, его мозгового центра.

Дидро хотел, чтобы до 1780 г. осуществить за границей исправленное и дополненное, выдержанное «в свободном духе» издание «Энциклопедии». Этот проект Дидро представил Екатерине II, в которой он страстно желал видеть воплощение «просвещенного государя», каковым она всячески стремилась представить себя в общественном мнении Европы. Русская императрица дала согласие на этот проект, но сделала все, чтобы он был похоронен посредством проволочек и оговорок. Дидро приехал в Санкт-Петербург осенью 1773 г. и жил по весну 1774 г. Чтобы облегчить ему путешествие, Екатерина II приказала построить карету таких размеров, чтобы в ней можно было ехать лежа. Чтобы материально помочь Дидро, Екатерина купила его богатую библиотеку, оставив книги ее хозяину в пожизненное пользование.

Поль Анри Гольбах (1723 – 1789)

Философ, соратник Дидро и Гельвеция, принимал участие в создании «Энциклопедии», иностранный почетный член Петербургской Академии наук. Был материалистом и атеистом. Основная работа «Система природы, или О законах мира физического и мира духовного» (1770) – это систематическое изложение принципов механистического материализма. Природа, по Гольбаху, не что иное, как совокупность различных движущих сил материи. Природа есть великое целое из соединения различных веществ. Природа как целое подчинена универсальным закономерностям, которые проявляются через причины и следствия.

Человек, считал Гольбах, есть произведение природы, живет в ее системе и подчинен ее законам и не может освободиться от нее даже в мыслях. Человек есть чисто физическое существо, подчинен механически действующей цепи причин и следствий.

Представления о Боге возникли в результате невежества, тревоги и бедствий. «Невежество – первая предпосылка веры, и поэтому церковь так высоко его ценит. Все религии, какие мы только видим на земле, дают нам лишь клубок вымыслов и бредней, возмущающих ум. Незнание естественных причин заставило человека создать богов; обман превратил их во что-то грозное. Не Бог создал человека по своему образу и подобию, а человек всегда творил Бога по своему образцу, наделяя его своим умом, своими качествами, особенно пороками. Суеверие – явление преходящее; никакая сила не может быть долговечной, если она не основывается на истине, разуме и справедливости» (Гольбах). «Просвещенный человек перестает быть суеверным». В данном случае Гольбах смешивает два понятия, веру и суеверия, что не одно и то же.

Просвещением в Европе называется идейное течение среди образованной части населения Европы во второй половине XVII - XVIII вв. Главными идеями Просвещения были:

Идея гуманизма, естественного права каждого человека на признание ценности его личности, на счастье. Личность ценна независимо от ее происхождения, народности, расы.

Осуждение социального неравенства людей, эксплуатации человека человеком. Антифеодальные настроения.

Идея перестройки общества на началах разума и науки. Разум для просветителей - это активное орудие преобразования, а не пассивное вместилище идеально правильных знаний, данных Богом, как рассматривали его классицисты.

Критика церкви, религиозных запретов и предрассудков, критический пересмотр общепринятых духовных и интеллектуальных ценностей.

Осуждение политической тирании.

- Идея просвещенного абсолютизма - правители стран должны заботиться о развитии науки и образования среди населения («союз королей и философии»)

Просвещение в литературе сделало бесценный вклад в развитие такого жанра, как роман. Жанры европейского философского романа и драмы основаны именно просветителями. В центре литературных произведений, написанных просветителями - образ интеллектуального героя, часто деятеля искусства или науки, который стремится реформировать мир или борется за достойное место в жизни. Произведения просветителей наполнены пропагандой чтения книг и образования. Герои выражают авторские идеи лучшего устройства общества. Авторы часто приводят объемные рассуждения своих персонажей, их переписку по поводу проблем экономики, эстетики, религии и церкви, политики, педагогики и др.

Выдающиеся представители Просвещения в литературе: Вольтер, Шарль Луи де Монтескье, Дени Дидро, Жан-Жак Руссо, Оливер Голдсмит, Михаил Ломоносов, Григорий2 Сковорода.

К культурным ценностям эпохи Просвещения следует отнести быстрое распространение газет, начало издания журналов и энциклопедий, а также появление общественных клубов, где проходили дебаты по важным общественным вопросам. Это академии, научные общества, масонские ложи, кружки, светские и художественные салоны и кафе.

ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ Просвещение, интеллектуальное и духовное движение конца 17 – начала 19 вв. в Европе и Северной Америке. Оно явилось естественным продолжением гуманизма Возрождения и рационализма начала Нового времени, заложивших основы просветительского мировоззрения: отказ от религиозного миропонимания и обращение к разуму как к единственному критерию познания человека и общества. Название закрепилось после выхода статьи И.Канта Ответ на вопрос: что такое Просвещение? (1784). Корневое слово «свет», от которого происходит термин «просвещение» (англ. Enlightenment; фр. Les Lumières; нем. Aufklärung; ит. Illuminismo), восходит к древней религиозной традиции, закрепленной как в Ветхом так и в Новом Заветах. Это и отделение Творцом света от тьмы, и определение самого Бога как Света. Сама христианизация подразумевает просвещение человечества светом учения Христа. Переосмысляя этот образ, просветители вкладывали в него новое понимание, говоря о просвещении человека светом разума

Просвещение зародилось в Англии в конце 17 в. в сочинениях его основателя Д.Локка (1632–1704) и его последователей Г.Болингброка (1678–1751), Д.Аддисона (1672–1719), А.Э.Шефтсбери (1671–1713), Ф.Хатчесона (1694–1747) были сформулированы основные понятия просветительского учения: «общее благо», «естественный человек», «естественное право», «естественная религия», «общественный договор». В учение о естественном праве, изложенном в Двух трактатах о государственном правлении (1690) Д.Локка, обоснованы основные права человека: свобода, равенство, неприкосновенность личности и собственности, которые являются естественными, вечными и неотъемлемыми. Людям необходимо добровольно заключить общественный договор, на основе которого создается орган (государство), обеспечивающий охрану их прав. Понятие об общественном договоре было одним из основополагающих в учении об обществе, выработанном деятелями раннего английского Просвещения.

В 18 веке центром просветительского движения становится Франция. На первом этапе французского Просвещения главными фигурами выступали Ш.Л.Монтескье (1689–1755) и Вольтер (Ф.М.Аруэ, 1694–1778). В трудах Монтескье получило дальнейшее развитие учение Локка о правовом государстве. В трактате О духе законов (1748) был сформулирован принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. В Персидских письмах (1721) Монтескье наметил тот путь, по которому должна была пойти французская просветительская мысль с ее культом разумного и естественного. Однако Вольтер придерживался иных политических взглядов. Он был идеологом просвещенного абсолютизма и стремился привить идеи Просвещения монархам Европы (служба у Фридриха II, переписка с Екатериной II). Он отличался явно выраженной антиклерикальной деятельностью, выступал против религиозного фанатизма и ханжества, церковного догматизма и главенства церкви над государством и обществом. Творчество писателя разнообразно по темам и жанрам: антиклерикальные сочинения Орлеанская девственница (1735), Фанатизм, или Пророк Магомет (1742); философские повести Кандид, или Оптимизм (1759), Простодушный (1767); трагедии Брут (1731), Танкред (1761); Философские письма (1733).

На втором этапе французского Просвещения основную роль играли Дидро (1713–1784) и энциклопедисты. Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел , 1751–1780 стала первой научной энциклопедией, в которой излагались основные понятия в области физико-математических наук, естествознания, экономики, политики, инженерного дела и искусства. В большинстве случаев, статьи были основательными и отражали новейший уровень знаний. Вдохновителями и редакторами Энциклопедии явились Дидро и Ж. Д"Аламбер (1717–1783), в ее создании принимали активное участие Вольтер, Кондильяк, Гельвеций, Гольбах, Монтескье, Руссо. Статьи по конкретным областям знания писали профессионалы – ученые, писатели, инженеры.

Третий период выдвинул фигуру Ж.-Ж. Руссо (1712–1778). Он стал наиболее видным популяризатором идей Просвещения, введшим в рационалистическую прозу просветителей элементы чувствительности и красноречивого пафоса. Руссо предложил свой путь политического устройства общества. В трактате Об общественном договоре, или Принципы политического права (1762) он выдвинул идею народного суверенитета. По ней, правительство получает власть из рук народа в виде поручения, которое оно обязано выполнять в соответствии с народной волей. Если оно эту волю нарушает, то народ может ограничивать, видоизменять или отобрать данную им власть. Одним из средств такого возврата власти может стать насильственное свержение правительства. Идеи Руссо нашли свое дальнейшее развитие в теории и практике идеологов Великой французской революции.

Период позднего Просвещения (конец 18 – нач. 19 в.) связан со странами Восточной Европы, Россией и Германией. Новый импульс Просвещению придает немецкая литература и философская мысль. Немецкие просветители были духовными преемниками идей английских и французских мыслителей, но в их сочинениях они трансформировались и принимали глубоко национальный характер. Самобытность национальной культуры и языка утверждал И.Г.Гердер (1744–1803). Его основное произведение Идеи к философии истории человечества (1784–1791) стала первой основательной классической работой, с которой Германия вышла на арену мировой историко-философской науки. Философским исканиям европейского Просвещения было созвучно творчество многих немецких писателей. Вершиной немецкого Просвещения, получившей мировую славу, стали такие произведения, как Разбойники (1781), Коварство и любовь (1784), Валленштейн (1799), Мария Стюарт (1801) Ф.Шиллера (1759–1805), Эмилия Галотти , Натан Мудрый Г.Э.Лессинга (1729–1781) и особенно Фауст (1808–1832) И.-В. Гете(1749–1832). В формировании идей Просвещения важную роль играла философы Г.В.Лейбниц (1646–1716) и И.Кант (1724–1804). Традиционную для Просвещения идею прогресса развивал в Критике чистого разума И.Кант (1724–1804), ставший основателем немецкой классической философии.

На протяжении всего развития Просвещения в центре рассуждений его идеологов находилось понятие «разум». Разум, в представлении просветителей, дает человеку понимание как общественного устройства, так и самого себя. И то и другое можно изменить к лучшему, можно усовершенствовать. Таким образом обосновывалась идея прогресса, который мыслился как необратимый ход истории из тьмы неведения в царство разума. Наивысшей и самой продуктивной формой деятельности разума считалось научное познание. Именно в эту эпоху морские путешествия приобретают систематический и научный характер. Географические открытия в Тихом океане (о-ва Пасхи, Таити и Гавайи, восточное побережье Австралии) Я.Роггевена (1659–1729), Д.Кука (1728–1779), Л.А.Бугенвиля (1729–1811), Ж.Ф.Лаперуза (1741–1788) положили начало планомерному изучению и практическому освоению этого региона, что стимулировало развитие естественных наук. Большой вклад в ботанику внес К.Линней (1707–1778). В работе Виды растений (1737) он описал тысячи видов флоры и фауны и дал им двойные латинские наименования. Ж.Л.Бюффон (1707–1788) ввел в научный оборот термин «биология», обозначив им «науку о жизни». Ш.Ламарк (1744–1829) выдвинул первую теорию эволюции. В математике И.Ньютон (1642–1727) и Г.В.Лейбниц (1646–1716) почти одновременно открыли дифференциальное и интегральное исчисления. Развитию математического анализа способствовали Л.Лагранж (1736–1813) и Л.Эйлер (1707–1783). Основатель современной химии А.Л.Лавуазье (1743–1794) составил первый перечень химических элементов. Характерной особенностью научной мысли Просвещения было то, что она ориентировалась на практическое использование достижений науки в интересах промышленного и общественного развития.

Задача просвещения народа, которую ставили перед собой просветители, требовала внимательного отношения к вопросам воспитания и образования. Отсюда – сильное дидактическое начало, проявляющееся не только в научных трактатах, но и в литературе. Как истинный прагматик, придававший большое значение тем дисциплинам, которые были необходимы для развития промышленности и торговли, выступил Д.Локк в трактате Мысли о воспитании (1693). Романом воспитания можно назвать Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо (1719) Д.Дефо (1660–1731). В нем была представлена модель поведения разумного индивидуума и с дидактических позиций показано значение знаний и труда в жизни отдельной личности. Дидактичны и произведения основоположника английского психологического романа С.Ричардсона (1689–1761), в романах которого – Памела, или Вознагражденная добродетель (1740) и Кларисса Гарлоу, или История молодой леди (1748–1750) – воплотился пуританско-просветительский идеал личности. О решающей роли воспитания говорили и французские просветители. К.А.Гельвеций (1715–1771) в работах Об уме (1758) и О человеке (1769) доказывал влияние на воспитание «среды», т.е. условий жизни, общественного устройства, обычаев и нравов. Руссо, в отличие от других просветителей, сознавал ограниченность разума. В трактате О науках и искусствах (1750) он подверг сомнению культ науки и безграничный оптимизм, связанный с возможностью прогресса, считая, что с развитием цивилизации происходит обеднение культуры. С этими убеждениями были связаны призывы Руссо вернуться к природе. В сочинении Эмиль, или О воспитании (1762) и в романе Юлия, или Новая Элоиза (1761) он развивал концепцию естественного воспитания на основе использования природных способностей ребенка, свободного при рождении от пороков и дурных наклонностей, которые формируются у него позже под влиянием общества. По мнению Руссо, детей следовало воспитывать в изоляции от общества, один на один с природой.

Просветительская мысль направлялась на конструирование утопических моделей как идеального государства в целом, так и идеальной личности. Поэтому 18 в. может называться «золотым веком утопии». Европейская культура этого времени породила огромное количество романов и трактатов, повествующих о преобразовании мира по законам разума и справедливости, – Завещание Ж. Мелье (1664–1729); Кодекс природы, или Истинный дух ее законов (1773) Морелли; О правах и обязанностях гражданина (1789) Г.Мабли (1709–1785); 2440 год (1770) Л.С.Мерсье (1740–1814). Одновременно как утопию и антиутопию можно рассматривать роман Д. Свифта (1667–1745) Путешествие Гулливера (1726), в котором развенчиваются такие основополагающие идеи Просвещения, как абсолютизация научных знаний, вера в закон и естественного человека.

В художественной культуре Просвещении не было единого стиля эпохи, единого художественного языка. В нем одновременно существовали разнообразные стилевые формы: позднее барокко, рококо, классицизм, сентиментализм, предромантизм. Менялось соотношение различных видов искусства. На первый план вышли музыка и литература, возросла роль театра. Происходила смена в иерархии жанров. Историческая и мифологическая живопись «большого стиля» 17-го столетия уступила место картинам на бытовые и нравоучительные темы (Ж.Б.Шарден (1699–1779), У.Хогарт (1697–1764), Ж.Б.Грез (1725–1805). В жанре портрета наблюдается переход от парадности к интимности (Т.Гейнсборо, 1727–1788, Д.Рейнольдс, 1723–1792). В театре возникает новый жанр буржуазной драмы и комедии, в которых выводится на сцену новый герой, представитель третьего сословия – у П.О.Бомарше (1732–1799) в Севильском цирюльнике (1775) и Женитьбе Фигаро (1784), у К.Гольдони (1707–1793) в Слуге двух господ (1745, 1748) и Трактирщице (1753). В истории мирового театра заметно выделяются имена Р.Б.Шеридана (1751–1816), Г. Филдинга (1707–1754), К.Гоцци (1720–1806).

В эпоху Просвещения происходит небывалый взлет музыкального искусства. После реформы, проведенной К.В.Глюком (1714–1787), опера становится синтетическим искусством, соединяющим в одном спектакле музыку, пение и сложное драматическое действие. На высшую ступень классического искусства поднял Ф.Й.Гайдн (1732–1809) инструментальную музыку. Вершиной музыкальной культуры Просвещения является творчество И.С.Баха (1685–1750) и В.А.Моцарта (1756–1791). Особенно ярко просветительский идеал проступает в опере Моцарта Волшебная флейта (1791), которую отличает культ разума, света, представление о человеке как о венце Вселенной.

Просветительское движение, имея общие основные принципы, развивалось в разных странах не одинаково. Становление Просвещения в каждом государстве было связано с его политическими, социальными и экономическими условиями, а также с национальными особенностями.

Английское Просвещение. Период становления просветительской идеологии приходится на рубеж 17–18 веков. Это был результат и следствие английской буржуазной революции середины 17-го столетия, что является коренным отличием островного Просвещения от континентального. Пережив кровавые потрясения гражданской войны и религиозной нетерпимости, англичане стремились к стабильности, а не к кардинальному изменению существующего строя. Отсюда умеренность, сдержанность и скептицизм, отличающий английское Просвещение. Национальной особенностью Англии было сильное влияние пуританизма на все сферы общественной жизни, поэтому общая для просветительской мысли вера в безграничные возможности разума сочеталась у английских мыслителей с глубокой религиозностью.

Французское Просвещение отличалось наиболее радикальными взглядами по всем вопросам политического и социального характера. Французские мыслители создавали учения, отрицающие частную собственность (Руссо, Мабли, Морелли), отстаивающие атеистические воззрения (Дидро, Гельвеций, П.А.Гольбах). Именно Франция, на столетие ставшая центром просветительской мысли, способствовала быстрому распространению передовых идей в Европе – от Испании до России и Северной Америки. Этими идеями вдохновлялись и идеологи Великой французской революции, коренным образом изменившей социальную и политическую структуру Франции.

Американское просвещение. Движение американских просветителей тесно связано с борьбой английских колоний в Северной Америке за независимость (1775–1783), завершившейся созданием Соединенных Штатов Америки. Разработками социально-политических программ, подготовивших теоретическую базу для построения независимого государства, занимались Т.Пейн (1737–1809), Т.Джефферсон (1743–1826) и Б.Франклин (1706–1790). Их теоретические программы легли в основу главных законодательных актов нового государства: Декларации независимости 1776 и Конституции 1787.

Немецкое Просвещение. На развитие немецкого Просвещения влияли политическая раздробленность Германии и ее экономическая отсталость, что определило преимущественный интерес немецких просветителей не к социально-политическим проблемам, а к вопросам философии, морали, эстетики и воспитания. Своеобразным вариантом европейского Просвещения было литературное движение «Буря и натиск», к которому принадлежали Гердер, Гете и Шиллер. В отличие от своих предшественников они отрицательно относились к культу разума, отдавая предпочтение чувственному началу в человеке. Особенностью немецкого Просвещения являлись также расцвет философской и эстетической мысли (Г.Лессинг Лаокоон, или о границах живописи и поэзии ,1766; И.Винкельман История искусства древности ,1764).

Просвещением считают этап развития европейской культуры конца XVII - начала XIX столетие. Рационализм, ум, наука - эти три понятия стали выходить на первый план. Основой идеологии Просвещения становится вера в человека. Восемнадцатое столетие - это время больших надежд человека на себя и свои возможности, время веры в человеческий ум и высокое назначение человека. Просветители были убеждены, что здоровую фантазию, воображение, чувство необходимо формировать. Стали появляться книги, в которых писатели хотели вложить как можно больше информации о мире вокруг людей, дать им представление о других странах и континентах. Конечно, нельзя не вспомнить таких известных людей, как Вольтер, Дидро, Руссо. Целое разнообразие жанров от научной энциклопедии к роману воспитания появляется в этот период. Вольтер в связи с этим сказал: «Все жанры красивы, кроме скучного».

Вольтер (1694-1778 гг.)

Творческое наследие Вольтера огромное: пятьдесят томов по шестьсот страниц каждый. Именно о нем сказал Виктор Гюго, что «это не человек, это - ЭПОХА». Вольтер и до сих пор имеет славу выдающегося ученого, философа, поэта. Что можно найти в «Философских письмах» Вольтера? Принципы философии, которые и теперь являются актуальными: терпимость, право на свободное высказывание собственной мысли. А как относительно религии? Это также была горячая тема. Оказывается, просветители, в частности Вольтер, не отбрасывали существования Бога, но отбрасывали влияние Бога на судьбу человека. Известно, что в переписке с Вольтером состояла российская императрица Екатерина Великая. После смерти философа она хотела купить его библиотеку вместе с их перепиской – однако письма купил и впоследствии опубликовал Пьер Огюстен Бомарше, автор «Женитьбы Фигаро».

Кстати, рабочий день Вольтера длился от 18 до 20 часов. По ночам он часто вставал, будил секретаря и диктовал ему, или же писал сам. А еще он выпивал до 50 чашек кофе в день.

Жан Жак Руссо (1712 – 1778 гг.)

Руссо не был сторонником радикальных мер, но его идеи вдохновлялись борцов за идеалы Великой французской революции.

Также, как и Вольтер, является французским философом, одним из самых влиятельных мыслителей 18 века, идейным предшественником французской революции. В своих первых произведениях Руссо выразил положения своего мировоззрения. Основы гражданского быта, разделение труда, собственность, государство и законы являются лишь источником неравенства, несчастья и порочности людей. Исходя из мысли, что человек от природы наделен склонностью к добру, Руссо считал, что основной задачей педагогики является развитие вложенных в человека природою добрых задатков. С этой точки зрения Руссо восставал против всяких насильственных приемов в деле воспитания и в особенности против загромождения детского ума ненужными знаниями. Идеи Руссо оказали влияние на деятелей Великой французской революции, они записаны в американской Конституции, его педагогические теории все еще дают о себе знать косвенным образом почти в каждой школе во всем мире, и его влияние на литературу сохранилось до наших дней. Руссо развил свои политические идеи в ряде трудов, вершиной которых является вышедший в 1762 году трактат «Об общественном договоре». «Человек рожден быть свободным, а между тем он везде в оковах». Эти слова, которыми начинается первая глава трактата, обошли весь мир.

Кстати, Жан Жак Руссо был автором музыкального словаря и написал комическую оперу «Деревенский колдун», ставшую родоначальницей французских опер-водевилей и продержавшуюся на французской оперной сцене более 60 лет. В результате его конфликта с церковью и правительством (начало 1760-х, после выхода книги «Эмиль, или О воспитании») изначально свойственная Руссо подозрительность приобрела крайне болезненные формы. Ему везде мерещились заговоры. Именно его «Общественным договором» вдохновлялись борцы за идеалы Великой французской революции; сам Руссо, как ни парадоксально, никогда не был сторонником столь радикальных мер.

Дени Дидро (1713- 1784 гг.)

Дидро с удовольствием путешествовал по России и жил в Петербурге.

Французский философ-просветитель - иностранный почетный член Петербургской АН. Основатель и редактор «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел». В философских произведениях Дени Дидро, будучи сторонником просвещенной монархии, выступал с непримиримой критикой абсолютизма, христианской религии и церкви, отстаивал (опираясь на сенсуализм) материалистические идеи. Литературные сочинения Дидро написаны в основном в традициях реалистически-бытового романа Просвещения. Если буржуазия стремилась разрушить сословные перегородки между собой и привилегированным дворянством, то Дидро разрушал сословные перегородки в литературных жанрах. Отныне трагедия становилась более очеловеченной. Все сословия могли быть представлены в драматическом произведении. Вместе с тем рационалистическое построение характеров уступило место реальному изображению живых людей. Подобно Вольтеру, он не доверял народной массе, неспособной, по его мнению, к здравым суждениям в «нравственных и политических вопросах». Дидро поддерживал дружеские отношения с Дмитрием Голицыным. Как критик искусства он писал ежегодные обзоры художественных выставок - "Салоны". А с 1773 по 1774 год Дидро, по приглашению Екатерины II, совершил путешествие в Россию и жил в Петербурге.

Монтескьё (1689-1755)

Монтескьё разработал доктрину о разделении властей.

Полное имя-Шарль-Луи де Секонда, барон Ля Брэд и де Монтескьё. Французский писатель, правовед и философ, автор романа «Персидские письма», статей из «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел», труда «О духе законов», сторонник натуралистического подхода в изучении общества. Разработал доктрину о разделении властей. Монтескьё вёл простую уединённую жизнь и с полной душевной силой и глубокой серьёзностью концентрировался на задаче наблюдателя, думающего и ищущего нормы. Пост президента парламента Бордо, доставшийся Монтескьё в 1716 г., вскоре стал его тяготить. В 1726 году он оставил эту должность, но, как владелец замка Ла-Бред, верно сохранял корпоративные убеждения парламентской аристократии.

Он представлял собой уже редко встречавшийся в то время тип французского аристократа, не дававшего уловить себя соблазнам двора, и стал ученым в духе дворянской независимости. Большие путешествия по Европе, предпринятые Монтескьё в 1728-1731 гг., имели характер серьёзных исследовательских поездок. Монтескьё активно посещал литературные салоны и клубы, был знаком со многими литераторами, учеными, дипломатами. К числу его собеседников, например, можно отнести французского исследователя спорных вопросов международного права Габриэля Мабли.


1 См.; Марков Г.Е. История хозяйства и материальной культуры в первобытном и раннеклассовом обществе. М.: МГУ, 1979. С. 1920.

1 Шелльская культура – около 600-400 тыс. лет назад названа так по находкам близ г. Шелль (Франция). Характеризуется крайне примитивными каменными орудиями, ручными рубилами. Хозяйство: охота и собирательство. Физический тип человека – питекантроп, синантроп, атлантроп, гейдельбергский человек и т.п.

2 Экзогамия – запрет браков в пределах одного коллектива.

1 Ригведа – собрание религиозных гимнов мировоззренческого и космологического содержания, оформилось в Х в. до н.э.

1 См.: История народного хозяйства: Словарь-справочник / Под ред. А.Н. Марковой.
– М.:ВЗФЭИ, 1995.– С. 19.

1 Хеттское царство возникло в XVII в до н.э. на территории Малой Азии; в период расцвета (XIV-XIII вв. до н.э.) включало также некоторые области Восточного Средиземноморья и Северной Месопотамии. В XII в. до н.э. под натиском народов моря государство хеттов прекратило свое существование.

1 Основано в XVI в. до н.э. племенами хурритов, пришедших с Иранского нагорья; занимало значительную часть Северной Месопотамии, в XIV в. до н.э. было подчинено хеттами.

1 На территории Восточного Средиземноморья еще в III-II тыс. до н.э. появляются города-государства, наиболее крупными среди которых были Эбла и Угарит в Сирии, Хацор в Палестине, Библ и Сидон в Финикии. В XII в. до н.э. на территории Палестины начинает формироваться Израильское государство.

2 Это государство возникло в середине III тыс. до н.э. в долине рек Керхе и Карун (юго-запад современного Ирана): история Элама тесно связана с историей Месопотамии. XII в. до н.э. был временем расцвета государства, в VI в. до н.э. оно вошло в состав Ахеменидской державы.

1 Существовало в конце IV-I вв. до н.э., охватывало часть территории Ближнего Востока, Ирана и Афганистана.

1 Греч. archaio – древний.

1 Города, объединенные в Союз (от нем. ганза – союз).

1 Испанские завоеватели-авантюристы.

1 Индепенденты (англ. – букв. независимые) – политическая партия, выражавшая интересы радикального крыла буржуазии и обуржуазившегося нового дворянства, находались у власти в 1649-1660 гг.

1 Левеллеры (англ. – букв. уравнители) – радикальная политическая партия.

2 Диггеры (англ. – букв. копатели) – крайне левое крыло революционней демократии, выделились из движения левеллеров.

1 В XV-XVII вв. французские короли вели длительную борьбу с Габсбургами: итальянские войны 1494-1559 гг., Тридцатилетняя война 1618-1648 гг. В 1667 г. Франция начала Деволюционную войну против Испании, использовав в качестве предлога наследственное, так называемое деволюционное право. По заключенному в 1668 г. Анхенскому миру Франция удержала 11 захваченных ею городов, но вернула Испании Франт – Конте.

1 Анабаптисты требовали вторичного крещения (в сознательном возрасте), отрицали церковную иерархию, выступали против богатства, за общность имущества.

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 7. – С. 342.

1 Ансэйские договоры – неравноправные договоры, заключенные США, Россией, Англией и Францией с Японией в 18541858 гг., положившие конец внешней изоляции Японии.

1 Маркс К. Энгельс Ф. Соч. Т.4. – С. 524.

За сто лет - с 1689 по 1789 год - мир изменился до неузнаваемости.

Просвещение, интеллектуальное и духовное движение конца XVII – начала XIX вв. в Европе и Северной Америке. Оно явилось естественным продолжением гуманизма Возрождения и рационализма начала Нового времени, заложивших основы просветительского мировоззрения: отказ от религиозного миропонимания и обращение к разуму как к единственному критерию познания человека и общества. Название закрепилось после выхода статьи И.Канта Ответ на вопрос: что такое Просвещение? (1784). Корневое слово «свет», от которого происходит термин «просвещение».

Важнейшими представителями культуры Просвещения являются: Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, К.А. Гельвеций, Д. Дидро во Франции, Дж. Локк в Великобритании, Г.Э. Лессинг, И.Г. Гердер, И.В. Гете, ф. Шиллер в Германии, Т. Пейн, Б. Франклин, Т. Джефферсон в США, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев в России. Эпоху Просвещения называют еще именами великих философов: во Франции - веком Вольтера, в Германии - веком Канта, в России - веком Ломоносова и Радищева.

Просвещение зародилось в Англии в конце XVII в. в сочинениях его основателя Д. Локка (1632–1704) и его последователей Г. Болингброка (1678–1751), Д. Аддисона (1672–1719), А.Э. Шефтсбери (1671–1713), Ф. Хатчесона (1694–1747) были сформулированы основные понятия просветительского учения: «общее благо», «естественный человек», «естественное право», «естественная религия», «общественный договор».

В 18 веке центром просветительского движения становится Франция. На первом этапе французского Просвещения главными фигурами выступали Ш.Л.Монтескье (1689–1755) и Вольтер/

На втором этапе французского Просвещения основную роль играли Дидро (1713–1784) и энциклопедисты.

Третий период выдвинул фигуру Ж.-Ж. Руссо (1712–1778).

Период позднего Просвещения (конец XVIII – нач. XIX в.) связан со странами Восточной Европы, Россией и Германией. Новый импульс Просвещению придает немецкая литература и философская мысль. Немецкие просветители были духовными преемниками идей английских и французских мыслителей, но в их сочинениях они трансформировались и принимали глубоко национальный характер.



В художественной культуре Просвещении не было единого стиля эпохи, единого художественного языка. В нем одновременно существовали разнообразные стилевые формы: позднее барокко, рококо, классицизм, сентиментализм, предромантизм. Менялось соотношение различных видов искусства. На первый план вышли музыка и литература, возросла роль театра. Происходила смена в иерархии жанров.

В эпоху Просвещения происходит небывалый взлет музыкального искусства. Вершиной музыкальной культуры Просвещения является творчество И.С. Баха (1685–1750) и В.А. Моцарта (1756–1791).

Просветительское движение, имея общие основные принципы, развивалось в разных странах не одинаково. Становление Просвещения в каждом государстве было связано с его политическими, социальными и экономическими условиями, а также с национальными особенностями.

Новое естествознание влечет за собой изменение картины мира. В центр интереса становится эмпирическое исследование окружающего мира. Лишь в XVIII веке становится общепринятым понимание солнечной системы, предложенное Коперником еще в XVI веке. Земля - больше не центр мироздания; человек в новом мировоззрении становится лишь песчинкой во Вселенной, но в то же время, благодаря своему разуму, он подчиняет себе эту Вселенную. Аристотелианское понятие формы сменяется механико-атомистическим миропониманием: мир состоит из неизменного пространства, вещи состоят из частиц, механически взаимодействующих друг с другом. Человек больше не воспринимает субстанциональные формы, но лишь материальные единицы, которые являются основными элементами мироздания. Следствием этого механистического объяснения природы становится принципиальное противопоставление между конечным и бесконечным, между материей и духом, чувственным и сверхчувственным. Тем самым оно далеко отходит не только от прежней схоластической метафизики, но и от картины мира в первоначальном лютеранстве (с его «ftnitum capax infmiti»). За этой новой картиной мира стоит убеждение в способности человеческого разума охватить мир и овладеть им, установить законы миропорядка, а также правила человеческого общежития. Рационалистическое объяснение природы и рационалистическое нравственное учение возникают как последствия нового отношения. Для эпохи Просвещения характерна наивная вера в человека и его возможности.

Век Просвещения проходил в Европе под знаком научных открытий и философского осмысления перемен в обществе, которые должны были принести народам свободу и равенство, уничтожить привилегии Церкви и аристократии. Открытия XVII века в области естественных наук подтверждали мысль о том, что разум и научные методы позволяют создать истинную картину мира. Казалось, мир и природа организованы в соответствии со строгими и абсолютными законами. Вера в авторитеты уступила место последовательному скептицизму. Традиционную сословную структуру общества должна была сменить новая форма государства, основанная на власти разума и закона.

Просветители верили в то, что каждый человек рождается свободным, что первобытное общество было наиболее правильным. Их идеалом было царство Разума. Характерен Общественный договор Руссо, в котором он говорит, что, избавившись от сословности, люди создадут общество, в котором каждый ограничит свою свободу ради общественного согласия. Государство станет носителем общей воли.

Для культуры эпохи Просвещения характерна тенденция к быстрой секуляризации. Естествознание в новом облике способствует имманентному объяснению мира. Светская культура вырастает независимо от церкви и конфессий. Государство также освобождается от религиозных целей и связи с христианскими конфессиями.

Просвещение представляет собой не только историческую эпоху в развитии европейской культуры, но также мощное идейное течение, основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в познании «естественного порядка», соответствующего подлинной природе человека и общества.

Просветители выступали поборниками равенства всех перед законом, права каждого на обращение в высшие органы управления, лишения Церкви светской власти, неприкосновенности собственности, гуманизации уголовного права, поддержки науки и техники, свободы печати, аграрной реформы и справедливого налогообложения. Краеугольным камнем всех просветительских теорий была вера во всесилие разума.

Успехи Просвещения стали возможными только потому, что на историческую сцену вышла еще одна мощная социальная сила - класс буржуазии

Эпоха Просвещения явилась важнейшим поворотным пунктом в духовном развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы жизни. Просвещение выразило себя в особом умонастроении, интеллектуальных склонностях и предпочтениях. Это, прежде всего цели и идеалы Просвещения - свобода, благосостояние и счастье людей, мир, ненасилие, веротерпимость и др., а также знаменитое вольнодумство, критическое отношение к авторитетам всякого рода, неприятие догм - как политических, так и религиозных.

Эпоху Просвещения характеризует противостояние двух стилей-антагонистов - классицизма, основанного на рационализме и возвращении к идеалам античности и возникшего как реакция на него романтизма, исповедующего чувственность, сентиментализм, иррациональность. Сюда же можно добавить третий стиль - рококо, который возник как отрицание академического классицизма и барокко. Классицизм и романтизм проявили себя во всем - от литературы до живописи, скульптуры и архитектуры, а рококо - в основном только в живописи и скульптуре.

Попытки объяснить поведение людских масс естественным и закономерным ходом истории, устремленным к новым прогрессивным формам жизни, независимым от власти правителей, вызвали ярость реакционных кругов. Многие мыслители эпохи Просвещения жестко преследовались. Их сочинения сжигались. Но идея прогрессивного исторического развития народа и его культуры как факторов, определяющих сознание отдельных индивидов, укрепилось и обогатилась в следующую эпоху, оказав глубокое влияние на искания и в области психологии.

Эпоха Просвещения - один из важнейших периодов не только в европейской истории, а и в мировой культуре. Первые ее идеи зародились в

Англии и сразу же распространились во Франции, Германии, России и других государствах Европы. Большинство историков датируют эту идеологическую эпоху концом XVII-началом XIX века, но время проявления ее мыслей в различных странах и областях науки и искусства варьируется.

Представители эпохи Просвещения

В XVIII веке яркими представителями французской просветительской литературы стали такие писатели и философы, как Вольтер, Дидро, Руссо, Монтескье и другие деятели культуры. Их работы были направлены на вопросы социально-политического характера и получили общеевропейское значение. Немецкие философы эпохи Просвещения, такие как Кант, Ницше работали над решением моральных и религиозных проблем. В Англии Локк, Беркли и Юм развивали идеи спиритуализма, деизма и скептицизма. Американская эпоха Просвещения сильно отличалась от европейской. Действия просветителей Америки были направлены на борьбу с английскими колониями и на разрыв с Англией в общем.

Принципы эпохи Просвещения

Несмотря на некоторые различия во взглядах, эпоха Просвещения в целом

была направлена на постижение естественных принципов жизни человека (права, религии и т.д.). Все существовавшие отношения и формы были подвержены критике с точки зрения естественного и разумного начала. Большое внимание уделялось морали, воспитанию и педагогике, в которых проповедовались идеалы гуманности. Острые формы принял вопрос о достоинстве человека.

Признаки эпохи

Можно выделить три основных признака эпохи Просвещения:

1. Теория равенства всех перед человечеством и законом. Люди являются на свет равными в своих правах, удовлетворение их индивидуальных интересов и потребностей направлено на установление справедливых и разумных форм сосуществования.

2. Превосходство разума. На основе научных достижений сложилось представление о том, что общество и Вселенная подчиняются разумным и логичным законам, все загадки мироздания разгаданы, и распространение знаний способно избавить от всех социальных проблем.

3. Исторически оптимистический настрой. Эпоха Просвещения строилась на вере в возможность изменения человечества к лучшему и преобразования социально-политических устоев "рациональным" способом.

Выводы

Как показала эпоха Просвещения, философия этого периода сильно повлияла на развитие дальнейших теорий об аспектах человеческой жизни. Его идеи легли в основу демократии и политической свободы как базовых ценностей современного общества. Либерализм, будучи современным общественно-политическим течением, возник на базе просветительских теорий. На принципах Просвещения основаны Декларация независимости Америки и Декларация прав человека и гражданина во Франции. Однако принципы Просвещения не избежали и критики. С началом постмодернизма некоторые аспекты философии стали восприниматься как недостатки. Деятельность просветителей казалась нереалистической. Порицались невнимание к традициям и чрезмерная специализация.

Просвещение, интеллектуальное и духовное движение конца 17 – начала 19 вв. в Европе и Северной Америке. Оно явилось естественным продолжением гуманизма Возрождения и рационализма начала Нового времени, заложивших основы просветительского мировоззрения: отказ от религиозного миропонимания и обращение к разуму как к единственному критерию познания человека и общества. Название закрепилось после выхода статьи И.Канта Ответ на вопрос: что такое Просвещение? (1784). Корневое слово «свет», от которого происходит термин «просвещение» (англ. Enlightenment; фр. Les Lumières; нем. Aufklärung; ит. Illuminismo), восходит к древней религиозной традиции, закрепленной как в Ветхом так и в Новом Заветах. Это и отделение Творцом света от тьмы, и определение самого Бога как Света. Сама христианизация подразумевает просвещение человечества светом учения Христа. Переосмысляя этот образ, просветители вкладывали в него новое понимание, говоря о просвещении человека светом разума

Просвещение зародилось в Англии в конце 17 в. в сочинениях его основателя Д.Локка (1632–1704) и его последователей Г.Болингброка (1678–1751), Д.Аддисона (1672–1719), А.Э.Шефтсбери (1671–1713), Ф.Хатчесона (1694–1747) были сформулированы основные понятия просветительского учения: «общее благо», «естественный человек», «естественное право», «естественная религия», «общественный договор». В учение о естественном праве, изложенном в Двух трактатах о государственном правлении (1690) Д.Локка, обоснованы основные права человека: свобода, равенство, неприкосновенность личности и собственности, которые являются естественными, вечными и неотъемлемыми. Людям необходимо добровольно заключить общественный договор, на основе которого создается орган (государство), обеспечивающий охрану их прав. Понятие об общественном договоре было одним из основополагающих в учении об обществе, выработанном деятелями раннего английского Просвещения.

В 18 веке центром просветительского движения становится Франция. На первом этапе французского Просвещения главными фигурами выступали Ш.Л.Монтескье (1689–1755) и Вольтер (Ф.М.Аруэ, 1694–1778). В трудах Монтескье получило дальнейшее развитие учение Локка о правовом государстве. В трактате О духе законов (1748) был сформулирован принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. В Персидских письмах (1721) Монтескье наметил тот путь, по которому должна была пойти французская просветительская мысль с ее культом разумного и естественного. Однако Вольтер придерживался иных политических взглядов. Он был идеологом просвещенного абсолютизма и стремился привить идеи Просвещения монархам Европы (служба у Фридриха II, переписка с Екатериной II). Он отличался явно выраженной антиклерикальной деятельностью, выступал против религиозного фанатизма и ханжества, церковного догматизма и главенства церкви над государством и обществом. Творчество писателя разнообразно по темам и жанрам: антиклерикальные сочинения Орлеанская девственница (1735), Фанатизм, или Пророк Магомет (1742); философские повести Кандид, или Оптимизм (1759), Простодушный (1767); трагедии Брут (1731), Танкред (1761); Философские письма (1733).

На втором этапе французского Просвещения основную роль играли Дидро (1713–1784) и энциклопедисты. Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел , 1751–1780 стала первой научной энциклопедией, в которой излагались основные понятия в области физико-математических наук, естествознания, экономики, политики, инженерного дела и искусства. В большинстве случаев, статьи были основательными и отражали новейший уровень знаний. Вдохновителями и редакторами Энциклопедии явились Дидро и Ж. Д"Аламбер (1717–1783), в ее создании принимали активное участие Вольтер, Кондильяк, Гельвеций, Гольбах, Монтескье, Руссо. Статьи по конкретным областям знания писали профессионалы – ученые, писатели, инженеры.

Третий период выдвинул фигуру Ж.-Ж. Руссо (1712–1778). Он стал наиболее видным популяризатором идей Просвещения, введшим в рационалистическую прозу просветителей элементы чувствительности и красноречивого пафоса. Руссо предложил свой путь политического устройства общества. В трактате Об общественном договоре, или Принципы политического права (1762) он выдвинул идею народного суверенитета. По ней, правительство получает власть из рук народа в виде поручения, которое оно обязано выполнять в соответствии с народной волей. Если оно эту волю нарушает, то народ может ограничивать, видоизменять или отобрать данную им власть. Одним из средств такого возврата власти может стать насильственное свержение правительства. Идеи Руссо нашли свое дальнейшее развитие в теории и практике идеологов Великой французской революции.

Период позднего Просвещения (конец 18 – нач. 19 в.) связан со странами Восточной Европы, Россией и Германией. Новый импульс Просвещению придает немецкая литература и философская мысль. Немецкие просветители были духовными преемниками идей английских и французских мыслителей, но в их сочинениях они трансформировались и принимали глубоко национальный характер. Самобытность национальной культуры и языка утверждал И.Г.Гердер (1744–1803). Его основное произведение Идеи к философии истории человечества (1784–1791) стала первой основательной классической работой, с которой Германия вышла на арену мировой историко-философской науки. Философским исканиям европейского Просвещения было созвучно творчество многих немецких писателей. Вершиной немецкого Просвещения, получившей мировую славу, стали такие произведения, как Разбойники (1781), Коварство и любовь (1784), Валленштейн (1799), Мария Стюарт (1801) Ф.Шиллера (1759–1805), Эмилия Галотти , Натан Мудрый Г.Э.Лессинга (1729–1781) и особенно Фауст (1808–1832) И.-В. Гете(1749–1832). В формировании идей Просвещения важную роль играла философы Г.В.Лейбниц (1646–1716) и И.Кант (1724–1804). Традиционную для Просвещения идею прогресса развивал в Критике чистого разума И.Кант (1724–1804), ставший основателем немецкой классической философии.

На протяжении всего развития Просвещения в центре рассуждений его идеологов находилось понятие «разум». Разум, в представлении просветителей, дает человеку понимание как общественного устройства, так и самого себя. И то и другое можно изменить к лучшему, можно усовершенствовать. Таким образом обосновывалась идея прогресса, который мыслился как необратимый ход истории из тьмы неведения в царство разума. Наивысшей и самой продуктивной формой деятельности разума считалось научное познание. Именно в эту эпоху морские путешествия приобретают систематический и научный характер. Географические открытия в Тихом океане (о-ва Пасхи, Таити и Гавайи, восточное побережье Австралии) Я.Роггевена (1659–1729), Д.Кука (1728–1779), Л.А.Бугенвиля (1729–1811), Ж.Ф.Лаперуза (1741–1788) положили начало планомерному изучению и практическому освоению этого региона, что стимулировало развитие естественных наук. Большой вклад в ботанику внес К.Линней (1707–1778). В работе Виды растений (1737) он описал тысячи видов флоры и фауны и дал им двойные латинские наименования. Ж.Л.Бюффон (1707–1788) ввел в научный оборот термин «биология», обозначив им «науку о жизни». Ш.Ламарк (1744–1829) выдвинул первую теорию эволюции. В математике И.Ньютон (1642–1727) и Г.В.Лейбниц (1646–1716) почти одновременно открыли дифференциальное и интегральное исчисления. Развитию математического анализа способствовали Л.Лагранж (1736–1813) и Л.Эйлер (1707–1783). Основатель современной химии А.Л.Лавуазье (1743–1794) составил первый перечень химических элементов. Характерной особенностью научной мысли Просвещения было то, что она ориентировалась на практическое использование достижений науки в интересах промышленного и общественного развития.

Задача просвещения народа, которую ставили перед собой просветители, требовала внимательного отношения к вопросам воспитания и образования. Отсюда – сильное дидактическое начало, проявляющееся не только в научных трактатах, но и в литературе. Как истинный прагматик, придававший большое значение тем дисциплинам, которые были необходимы для развития промышленности и торговли, выступил Д.Локк в трактате Мысли о воспитании (1693). Романом воспитания можно назвать Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо (1719) Д.Дефо (1660–1731). В нем была представлена модель поведения разумного индивидуума и с дидактических позиций показано значение знаний и труда в жизни отдельной личности. Дидактичны и произведения основоположника английского психологического романа С.Ричардсона (1689–1761), в романах которого – Памела, или Вознагражденная добродетель (1740) и Кларисса Гарлоу, или История молодой леди (1748–1750) – воплотился пуританско-просветительский идеал личности. О решающей роли воспитания говорили и французские просветители. К.А.Гельвеций (1715–1771) в работах Об уме (1758) и О человеке (1769) доказывал влияние на воспитание «среды», т.е. условий жизни, общественного устройства, обычаев и нравов. Руссо, в отличие от других просветителей, сознавал ограниченность разума. В трактате О науках и искусствах (1750) он подверг сомнению культ науки и безграничный оптимизм, связанный с возможностью прогресса, считая, что с развитием цивилизации происходит обеднение культуры. С этими убеждениями были связаны призывы Руссо вернуться к природе. В сочинении Эмиль, или О воспитании (1762) и в романе Юлия, или Новая Элоиза (1761) он развивал концепцию естественного воспитания на основе использования природных способностей ребенка, свободного при рождении от пороков и дурных наклонностей, которые формируются у него позже под влиянием общества. По мнению Руссо, детей следовало воспитывать в изоляции от общества, один на один с природой.

Просветительская мысль направлялась на конструирование утопических моделей как идеального государства в целом, так и идеальной личности. Поэтому 18 в. может называться «золотым веком утопии». Европейская культура этого времени породила огромное количество романов и трактатов, повествующих о преобразовании мира по законам разума и справедливости, – Завещание Ж. Мелье (1664–1729); Кодекс природы, или Истинный дух ее законов (1773) Морелли; О правах и обязанностях гражданина (1789) Г.Мабли (1709–1785); 2440 год (1770) Л.С.Мерсье (1740–1814). Одновременно как утопию и антиутопию можно рассматривать роман Д. Свифта (1667–1745) Путешествие Гулливера (1726), в котором развенчиваются такие основополагающие идеи Просвещения, как абсолютизация научных знаний, вера в закон и естественного человека.

В художественной культуре Просвещении не было единого стиля эпохи, единого художественного языка. В нем одновременно существовали разнообразные стилевые формы: позднее барокко, рококо, классицизм, сентиментализм, предромантизм. Менялось соотношение различных видов искусства. На первый план вышли музыка и литература, возросла роль театра. Происходила смена в иерархии жанров. Историческая и мифологическая живопись «большого стиля» 17-го столетия уступила место картинам на бытовые и нравоучительные темы (Ж.Б.Шарден (1699–1779), У.Хогарт (1697–1764), Ж.Б.Грез (1725–1805). В жанре портрета наблюдается переход от парадности к интимности (Т.Гейнсборо, 1727–1788, Д.Рейнольдс, 1723–1792). В театре возникает новый жанр буржуазной драмы и комедии, в которых выводится на сцену новый герой, представитель третьего сословия – у П.О.Бомарше (1732–1799) в Севильском цирюльнике (1775) и Женитьбе Фигаро (1784), у К.Гольдони (1707–1793) в Слуге двух господ (1745, 1748) и Трактирщице (1753). В истории мирового театра заметно выделяются имена Р.Б.Шеридана (1751–1816), Г. Филдинга (1707–1754), К.Гоцци (1720–1806).

В эпоху Просвещения происходит небывалый взлет музыкального искусства. После реформы, проведенной К.В.Глюком (1714–1787), опера становится синтетическим искусством, соединяющим в одном спектакле музыку, пение и сложное драматическое действие. На высшую ступень классического искусства поднял Ф.Й.Гайдн (1732–1809) инструментальную музыку. Вершиной музыкальной культуры Просвещения является творчество И.С.Баха (1685–1750) и В.А.Моцарта (1756–1791). Особенно ярко просветительский идеал проступает в опере Моцарта Волшебная флейта (1791), которую отличает культ разума, света, представление о человеке как о венце Вселенной.

Просветительское движение, имея общие основные принципы, развивалось в разных странах не одинаково. Становление Просвещения в каждом государстве было связано с его политическими, социальными и экономическими условиями, а также с национальными особенностями.

Западноевропейская художественная культура XVIII века . М., 1980
Просветительское движение в Англии . М., 1991
Культура эпохи Просвещения . М., 1993
Зарубежная литература эпохи классицизма и Просвещения . М., 1994
Лабутина Т. Л. У истоков современной демократии: Политическая мысль английского Просвещения . М., 1994
Разумовская М. В. От «Персидских писем» до «Энциклопедии»: Роман и наука во Франции в XVIII веке . СПб, 1994
Аверинцев С. С. Два рождения европейского рационализма // Он же. Риторика и истоки европейской литературной традиции; Человек эпохи Просвещения . М., 1999
Кривушина Е.С. Французская литература XVII–XX вв. Поэтика текста. Иваново, 2002