Главная · Освещение · Суть поста: Пост в радость, или Зависят ли от мяса отношения с Богом? Вербное.рф в помощь православному христианину

Суть поста: Пост в радость, или Зависят ли от мяса отношения с Богом? Вербное.рф в помощь православному христианину

Ежегодно в конце зимы или в начале весны у православных людей начинается особый период - Великий пост. Это время молитв, воздержания, душевного тепла и духовного роста.

Великий пост представляет собой особый период времени, к которому не следует относиться как к череде запретов и ограничений. Относитесь к нему как к возможности стать ближе к Богу, познать суть христианской веры.

Место Великого поста в христианстве

В православной вере есть всего 4 многодневных поста:

  • Успенский;
  • Рождественский;
  • Апостольский или Петровский;
  • Великий.

Значимость у них хоть и разная, но все четыре данных периода преследуют одну и ту же цель — сближение человека с Богом. Всю свою жизнь апостолы и великие святые пытались познать истину веры, но не всем и не всегда открывалась эта истина. Находили ее в молитвах , поэтому не стоит думать, что пост — это время, когда нельзя есть мясо. Спасти свою душу и сделать свою жизнь лучше вы не сможете одной лишь диетой. Это всего лишь дополнение к посту, а не главная его часть.

Великий пост всегда начинается в разное время, так что отслеживайте церковные календари, чтобы знать, когда встречать начало этого периода. Подготовка к посту не менее важна, чем сам пост, потому что начинается все с четырех предпостных седмиц:

  • неделя о Закхее;
  • неделя о мытаре и фарисее;
  • неделя о блудном сыне;
  • неделя о Страшном Суде.

Эти четыре недели напоминают нам о том, что в этой жизни важнее всего и как нужно жить праведно. Последнюю седмицу еще называют масленичной неделей . После нее начинается сам пост.

Смысл Великого поста

Суть поста в сближении с Богом, молитвах и спасении души, ведь Великий пост предшествует величайшему празднику христианства и православия в частности — Пасхе. Это день Воскресения Иисуса Христа из мертвых и доказательство того, что всех нас ждет вечная жизнь после смерти.

Сам Спаситель перед приходом в Иерусалим и перед распятием молился 40 дней и ночей в пустыне. Он не ел мяса и животной пищи, пребывая в молитве день за днем. Именно поэтому в то время апостолы последовали его великому примеру, неся в мир эту традицию. Это самое главное время в году. Священнослужители настоятельно рекомендуют исполнять как можно больше требований Великого поста, чтобы очистить душу.

Пасха — это не просто один из самых главных православных праздников . Это величайший день в году для любого истинного верующего. Великий пост — это часть данной радости, свидетельства того, что любой человек достоин жизни после смерти. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

21.02.2017 06:13

Великий пост - время молитв, но в силу того, что днем люди редко могут позволить...

Великий пост - время, когда каждый православный христианин очищается от грехов. В этот период молитвы...

Про самый строгий и длинный Великий пост сейчас знают многие. А некоторые неправославные люди пытаются его соблюдать на спор или ради спортивного интереса. Однако пост в православии это не только отказ от еды. Точнее сказать, смысл постов (а их всего четыре: Успенский, Петров, Рождественский, Великий) заключается отнюдь не в отказе от гастрономических излишеств.

В чем суть поста

Суть Великого, да и вообще любого православного, поста заключается в смирении духа. Так почему же запрещено в пост употреблять многие продукты питания? Русская православная церковь считает, что смирение плоти является самым первым шагом к смирению духа. Во время воздержания христианин должен очиститься от негативных эмоций, дурных мыслей, от пороков (зависти, злости), ну и конечно, укрепить свою волю и веру в Бога. А начинать духовное очищение следует с отказа от разного рода вкусностей.

Отказ от мясной пищи без очищения души становится просто диетой.

В пост запрещено употреблять продукты животного происхождения. Суть поста такова, что из меню должны полностью исключиться: молочные продукты, яйца, сливочное, масло, любые виды мяса, а также алкогольные напитки.

Что же тогда разрешено в пост? Поверьте, голодать вам не придется. Кто говорит о том, что в пост хочется кушать, кривит душой. А как же вегетарианцы, которые вообще не употребляют вышеперечисленные продукты, и чувствуют себя прекрасно. Это раньше, пост принято было проводить на хлебе и воде, а теперь церковь дает много послаблений. По сути, Великий пост считается самым строгим. Тем не менее, в определенные дни поста позволяется употреблять рыбу и морепродукты.

Во время любого поста позволительно есть крупы, овощи, фрукты, ягоды, грибы, бобовые культуры. Но при всем при этом, пища должна быть предельно простой. Православная религия не приемлет употребления в пост сытных и дорогих кулинарных изысков. Поститься на вегетарианских деликатесах сродни лукавству. В зимние и весенние месяцы, когда еще далеко до нового урожая, в ход идут соленья, варенья, маринады. С помощью домашних заготовок можно существенно разнообразить постное меню. Вместо сладостей старайтесь употреблять орехи, цукаты и сухофрукты.

Кроме того, правила питания в пост могут иметь некоторые послабления для тех, кто страдает каким-то серьезным заболеванием. Беременным, пожилым людям, а также тем, чья работа связана с повышенным физическим трудом, совсем не обязательно соблюдать всю строгость того или иного поста. А детям до 3 лет вообще не рекомендуется держать пост, так как маленький ребенок не может до конца понять всю суть Великого поста, а обычные диеты детям противопоказаны.

Поведение во время поста

Во время любого поста нужно забыть про дурные привычки. Соблюдая пост нельзя испытывать негативные эмоции: гнев, ненависть, обиду, злобу, зависть.

В пост запрещается ругаться, плевать на землю, громко кричать, обманывать, веселиться. Очищая свой дух, придется отказаться от танцев, азартных игр, зрелищ, и других радостей жизни. Также нельзя лениться.

В пост запрещена интимная близость, именно поэтому в это время в церквях приостанавливают обряд венчания.

Пост - это в буквальном смысле отказ от пищи. Именно это означают древнееврейские слова צוֹם (цом) и תַּעֲנִית (та‘анит). В христианстве же, в православии, в частности, практика поста понимается более широко, можно даже сказать, что неоднозначно. О том, как соблюдать мы и поговорим в этой статье.

Восточный пост как религиозная практика

В традициях Востока трапеза - это веселье, мир, порядок, радость. Невозможно жить обычной жизнью и наслаждаться, когда что-то не так, когда душу гложет какая-то скорбь, угроза, нужда или свершается особое действие Божие. Поэтому отказ от пищи - это есть отказ от собственной жизни, от власти над нею, это приглашение Богу действовать вместо себя. С другой стороны, это также поиск Бога, тоска по нему, а потому отрешенность от земных радостей. Такова суть поста. И, несмотря на века религиозной рефлексии, в принципе, она не изменилась.

Можно вспомнить пророков Моисея, Илию, апостола Павла и самого Христа, которые держали такой пост. Как правильно соблюдать эту форму чисто библейской аскезы, можно поучиться на их примере: уединиться, отказаться от еды, воды и любых развлечений, проводя время в молитвах.

Христианство, будучи библейской религией, поощряет именно такую форму поста, хотя и в несколько измененной форме. Кратко говоря, христиане заменяют полное воздержание от еды более или менее суровым ее ограничением. В результате сложилась целая культура, оформляющая пост. Как правильно соблюдать его, регламентируют специальные правила и уставы, и даже существует постная кухня. Православие здесь - не исключение. Восточная церковь византийской традиции предписывает более сотни в году, о чем еще будет сказано. Однако смысл православной аскезы гораздо глубже, чем вопрос о том, что едят в пост, а чего не едят.

Пост в Библии

В православии считается, что пост заповедан Богом человечеству еще в раю. В таком ключе истолковывается некоторыми святыми отцами запрет Адаму и Еве вкушать от древа познания добра и зла, о чем повествуется в

В целом евреев и христиан приводит следующие причины назначения общественных постов: семейные скорби (2 кн. Царств 12:16), скорби в церкви (Мф. 9:14-15), грядущие опасности (Есфирь 4:3, 16), общественные бедствия (2 кн. Царств 1:12), при принятии важного решения (Деян. 13:1-3).

Однако единственное прямое повеление Бога о посте в Библии встречается лишь однажды, и касается оно празднования Дня искупления, который приходится на десятое число седьмого месяца по еврейскому календарю (Лев. 16:29-31).

Остальные посты, упоминаемые в Библии, люди назначили себе сами. Существует четыре основных мотива для них:

1. Память о чем-то важном.

2. Покаяние.

3. Поиск благоволения и руководства свыше.

4. Защита.

Дань памяти значительным событиям

В данном случае главной причиной для поста служила необходимость сохранять о наиболее важных событиях. Яркими иллюстрациями этой практики служат посты в память сокрушения Моисеем двух каменных скрижалей Закона (Исх. 32), взятия Иерусалима вавилонянами (4 Цар. 24-25; 2 Пар.36; Иер. 52,4), сожжения Соломонова Храма (2 Пар. 36,19; Зах. 7:3).

Ради покаяния в грехах

Очевидно, что покаяние и вымаливание у Бога прощения за содеянные грехи несовместимо с радостью и поисками удовольствия. Поэтому к нему естественным образом присовокупляется пост. Для примера можно вспомнить покаяние евреев в многобожии и поклонении иноземным богам (1Цар.7:3-6), покаяние от лица народа пророка Даниила (Дан.9:3-19), покаяние жителей Ниневии после проповеди пророка Ионы (Ион. 3:6-9). Касательно последнего случая интересно то, что пост был наложен не только на людей, но и на домашний скот.

Поиск благоволения и руководства свыше

В ситуации, когда народ или иное сообщество стояло перед выбором, а правильное решение было неочевидным, часто принималось решение наложить на себя пост, чтобы таким образом испросить подсказки у Бога. Таким образом, например, постились израильтяне перед сражением с коленом Вениамина (Суд. 20:26-28). В целях угождения Богу часто постилась пророчица Анна, о которой повествуется в евангелии от Луки.

Пост ради защиты от врагов

К посту также прибегали, чтобы заручиться защитой Всевышнего от врагов. Человек, соблюдающий пост, приносил его как жертву Богу, рассчитывая в ответ обрести милость и покровительство в противостоянии со своими недругами. Так постились, к примеру, евреи, когда царем Артаксерксом был подписан указ об их истреблении (Есф. 4:3). Очень часто как отдельные личности, так и группы и даже народы постились, прося у Бога защиты от гонителей. Яркая иллюстрация такого поста - это молитва царя Давида (Пс. 108:24).

Время поста в Православии

Для верующих во Христа изначально не существовало никаких специальных постных дней. Члены церкви постились тогда, когда считали это необходимым, так что посты не были регулярной практикой, зависящей от календаря. Со временем, однако, церковная жизнь подверглась формализации. В недельном и годовом круге стали выделяться особые постные дни, в которые каждый год предписывалось поститься всем верующим.

Во-первых, это касается так называемого Великого поста, или святой Четыредесятницы. Данный пост предшествует Пасхе. Также он имеет некоторое отношение к сорокадневному периоду воздержания Христа от пищи и питья, о котором повествуется в Евангелиях.

Другая довольно ранняя христианская практика - это пост по дням (в среду и пятницу). Дело в том, что евреи практиковали воздержание от еды по понедельникам и четвергам. Таков был их обязательный еженедельный пост. Как правильно его соблюдать христианам, которые в то время находились под значительным влиянием синагоги? На этот вопрос отвечали по-разному, но, в конце концов, когда иудеи подвергли христиан проклятью, последние быстро решили для себя, что поститься вместе с неверными они не могут, и перенесли постные дни на среду и пятницу. Формальным поводом для этого послужила необходимость почтить дни предательства и распятия Иисуса Христа. Эта практика очень удачно прижилась. До сих пор пост по дням скорби Христа практикуется в православной церкви. В целом же на сегодняшний день, согласно восточному монашескому уставу, общее число суток в году, в которые предписывается более или менее строгое воздержание, составляет от 178 до 212.

Продолжительность поста в Православии

На страницах Библии мы встречаемся с 1-, 3-, 7-, 21- и 40-дневными постами. В большинстве повествований о посте ничего не говорится о его продолжительности. В православии существует множество однодневных постов и четыре многодневных. Продолжительность одного из них, приуроченного ко дню памяти первоверховных апостолов Петра и Павла, изменяется год от года в зависимости от даты Пасхи. Воздержание на несколько часов, которое распространено в католической церкви, в православии не практикуется.

Православные праздники и посты

Большинство постов в православии играют подготовительную роль перед тем или иным праздником. О Пасхе и дне памяти апостолов Петра и Павла уже было сказано выше. Подобным образом дело обстоит с Крещением Господним, Успением и Рождеством Христовым.

Неугодный Богу пост

Отвечая на вопросы о том, что такое пост, как правильно соблюдать его, зачем он нужен, нельзя не коснуться темы неугодного поста. В Библии есть такие, например, воздержание от пищи царя Саула, от которого отвернулся Цар. 28:20). О том же повествуется в книге когда рассказывается об иудеях, наложивших на себя обет не есть и не пить до того времени, пока не убьют апостола Павла.

В целом можно сказать, что пост неугоден Господу тогда, когда на фоне воздержания в пище человек не воздерживается в грехах. Другая причина, почему аскеза может быть не принята Богом, состоит в том, что она заключается в снискании благоволения на дурное дело. Но последний мотив очень редко применим к современной церковной действительности. Дело в том, что с развитием общецерковных постов практика личного, спонтанного однократного наложения на себя поста практически сошла на нет в православии, сохраняясь лишь в протестантстве.

Также нужно коснуться темы законничества, то есть чисто формального соблюдения ограничений. Об этой порочной практике упоминали и ветхозаветные пророки, и сам Христос, когда ему задали вопрос про пост. Как правильно соблюдать его, согласно Спасителю? Не принимать унылый вид, не демонстрировать окружающим свое положение, чтобы пост оставался, по возможности, втайне от людей, будучи посвящен одному Богу. К сожалению, словам основателя христианства вняли не все его последователи.

Надо сказать, что в современном православии большинство верующих не практикует пост в качестве духовного упражнения. Для большинства из них, включая просто время запретов, когда определенные продукты не разрешены к употреблению. Таким образом, второстепенный вопрос о том, что едят в пост, а чего не едят, становится главным, а зачастую единственным содержанием этой древней аскетической практики.

Еще один грех, обесценивающий пост, - гордыня. Другими словами, не считается духовно полезной практикой такая аскеза, которая заставляет человека считать себя праведнее остальных.

«Смысл поста не в том, чтобы мы с выгодой не ели, но в том, чтобы приготовленное для тебя съел бедный вместо тебя. Для тебя это вдвойне благо: и сам ты постишься, и другой не голодает»

Как в пост не «оскоромиться»

В житии свт. Спиридона Тримифунтского есть поучительная история, открывающая православный смысл поста и показывающая правильное к нему отношение:

На первой неделе Великого Поста, в пятницу, пришел к свт. Спиридону странник, христианин. При епископе жила дочь его. Епископ говорит ей: «Нет ли у нас угощения страннику?». Дочь ответила: «Отец мой! Ты не вкушаешь ничего в эту неделю, и я стараюсь подражать тебе, поэтому у нас нет никакой пищи приготовленной; а есть от мясоеду остаток свиных мяс». Епископ говорит: «Поставь это мясо на стол и приготовь нам трапезу». Дочь исполнила приказание отца; угодник Божий пригласил к столу своего гостя и сам сел с ним, чтоб кушать. Странник сказал: «Я - христианин, и не ем мясного в Великий Пост». Епископ ответил: «Потому-то, что ты христианин, а не иудей, и должен ты есть; мы воздерживаемся от мяса не потому, чтоб оно было нечисто, или чтоб в этом была какая добродетель, как воздерживаются от него иудеи, но чтоб телеса наши не отягчились объядением. В отличие от остальных мировых религий, отказ от мяса в Православии не несет в себе вероучительного смысла. Невкушение той или иной пищи не является для христиан самоцелью. Существует много причин, по которым человек может не соблюдать телесный пост, например, беременность, старость, нищета, болезнь. Во многих случаях врачи запрещают больным отказываться от скоромной пищи, и Церковь никогда не призывала нарушать их предписания. Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал своей заболевшей сестре: «…Непременно вкушай говяжий бульон и другую нужную по требованию твоего тела мясную пищу. Церковь положила в известные времена воздержание от мясной пищи для того, чтоб непрестанно употребляемая мясная пища не разгорячала безмерно тел, чтоб они на растительной пище постного времени прохлаждались и облегчались, а не потому, чтоб употребление мяса заключало в себе собственно какой грех или нечистоту. И потому удаление от мяса при необходимости и болезни есть грубый предрассудок русского человека, обременившего небесную религию многими своими национальными дебелостями».

Взгляд на скоромную (т. е. - непостную) пищу как на что-то нечистое, способное осквернить постящегося христианина, святитель Игнатий считал грубым суеверием и профанацией евангельского учения.

К сожалению, и сегодня в среде верующих людей можно столкнуться с подобным отношением к телесному посту. Вот человек Великим Постом съел кусочек домашнего печенья или пирога, и вдруг выяснилось, что эта пища была приготовлена на молоке и яйцах, - и начинаются расстройства с переживаниями: «Ой, как же это я оскоромился! Теперь весь пост - насмарку». Оскоромился - звучит почти как «осквернился»! Человеку кажется, что смысл поста лишь в том и заключен, чтобы питаться только овощами и готовить их исключительно на растительном масле. И даже случайно съеденный кусок скоромной пищи может, по его мнению, лишить пост некоего сакрального значения.

На самом же деле, никакой мистики в воздержании от пищи Церковь никогда не подразумевала. Отказ от мяса, молока, яиц и других продуктов животного происхождения в православном понимании бесконечно далек от мусульманского страха перед «оскверняющей» свининой, и действительно в чем-то даже ближе к обыкновенной системе диетического питания. Но есть между постом и диетой существенная разница. Диета по медицинским показаниям обычно соблюдается человеком для исцеления телесных болезней. Цель христианского поста - исцеление болезней души.

Самоотверженный культурист

М ежду режимом питания и состоянием души существует определенная связь: чем больше внимания человек уделяет своей плоти, тем меньше он заботится о душевной пользе. И речь идет вовсе не о банальном обжорстве. Служить своему телу можно весьма самоотверженно и аскетично, но принцип обратной зависимости от этого не изменяется.

Есть такой странный вид спорта - бодибилдинг. Само название говорит о том, что главной целью в нем является строительство собственного тела, увеличение объема мускулатуры. Ежедневно по несколько часов культурист мучает себя на тренажерах, методично таскает железо, выполняет силовые упражнения, поглядывая в зеркало - есть ли результаты? Стало ли его тело более мускулистым, чем несколько дней назад? Культурист не стремится быть «самым-самым». При равном весе штангист - сильнее его, а уж отправить в нокаут стокилограммового качка может и квалифицированный боксер-средневес. Но это его не смущает, у него другая задача - он растет, он увеличивает мышечную массу. Для строительства тела ему нужен строительный материал, и культурист соблюдает определенный режим питания: ест мясо, жует молочные смеси для детского питания, пьет протеиновые коктейли, одним словом - составляет свой рацион из продуктов, богатых животным белком. То есть как раз из тех, от которых христианин в пост отказывается.

Такое различное отношение к одной и той же еде, очевидно, предполагает и различие поставленных целей. Культурист усиленно питается для того, чтобы нарастить мускулы и насладиться сознанием собственного превосходства над менее «раскачанными» согражданами. Христианин, напротив, ограничивает себя в пище и ослабляет свое тело для того, чтобы увидеть в своей душе грехи и недостатки, понять, что ни о каком превосходстве над другими людьми даже речи быть не может, и попытаться с Божией помощью привести свой внутренний мир в более здоровое состояние.

И не случайно именно в первую неделю Великого Поста в православных храмах каждый день многократно звучит покаянная молитва Ефрема Сирина «Господи, Владыко живота моего…», которая заканчивается словами: «…даруй мне видеть прегрешения мои и не осуждать брата моего вовек». Оказывается, видеть свои грехи - не естественная способность человека, а - дар Божий. И постятся христиане как раз для того, чтобы сделать себя способными к восприятию этого дара.

Незадачливый астроном

Ч ем дальше мы удаляемся от источника света, тем чаще оступаемся, падаем в грязь и пачкаемся. Это, в общем-то, не так уж и страшно - можно ведь умыться, почистить одежду и опять быть в порядке. Но в том и проблема, что увидеть себя грязным в темноте невозможно. Для этого нужно вернуться к свету.

Человек часто не видит своих грехов, потому что грех - это уклонение от Божьей воли, отпадение от Бога. И чем больше мы грешим, тем дальше удаляемся от своего Создателя, рискуя уйти в такую духовную тьму, где уже и непонятно будет, в каком направлении возвращаться. Мы чувствуем, что много раз упали, что мы - в грязи, и понимаем, что, если ничего не изменить в своей жизни, то блуждание во мраке может закончиться для нас сломанной шеей.

Бог не связывает нашу волю и дает нам свободу уйти от Него, когда мы этого захотим. Но никогда Он не забывает о своих заблудившихся детях. Мы не в силах вернуться к Богу из темных дебрей своей самости. Но мы всегда можем позвать Его, осознав свою беду и беспомощность. И Господь обязательно ответит на этот зов, коснется нас лучами Своей благодати. Только тогда, в этом свете Божией любви мы сможем увидеть, как искалечили и запачкали свою душу, блуждая в темноте своих грехов.

В Священной истории такой зов к Богу о помощи всегда сопровождался постом.

Если посмотреть упоминания о посте в Ветхом Завете, легко можно увидеть, что пост рассматривался людьми именно как средство, помогающее восстановить утраченное общение с Богом. Постился Моисей перед тем как предстать перед Богом на горе Синай, и весь народ Израиля постился с ним. Постились жители Ниневии, когда мера их грехов переполнила Божие долготерпение, постились иудеи, возвращаясь из Вавилонского плена. Вообще пост объявлялся пророками и царями древнего Израиля великое множество раз. Сейчас, в эпоху Нового Завета пост соблюдают христиане, и смысл его во все времена остается тем же: пост сопровождает молитвенное обращение человека к своему Создателю.

Но неужели без поста Бог не услышит человека? Разве Всемогущий Творец Вселенной испытывает нужду в том, чтобы люди ограничивали себя в пище? Конечно, нет! Пост нужен не Богу, а нам самим. В книге Пророка Захарии Бог прямо говорит об этом иудеям: «…когда вы постились и плакали … для Меня ли вы постились? для Меня ли? И когда вы едите и когда пьете, не для себя ли вы едите, не для себя ли вы пьете?» (Зах. 7, 5). Пост для человека - не более чем инструмент. Ослабив тело воздержанием от пищи, мы делаем свою душу более восприимчивой к общению с Богом. Но если, отказавшись от мяса и молока, человек не обращается к Богу в молитве, не кается в своих грехах, не стремится к соединению с Богом в таинстве Причастия, возникает вопрос - а зачем он приобрел этот инструмент? Подобное отношение к посту можно сравнить с поведением незадачливого астронома-любителя, который много лет трудился, отказывал себе во всем, и наконец купил замечательный телескоп. Он очень им дорожил, сдувал с него пылинки, протирал кусочком замши фирменную оптику, сделал его главным украшением своего кабинета. Но за всю жизнь он так и не догадался направить свой телескоп в сияющее звездами небо. И ни разу не прильнул жадным взором к окуляру, мечтая, чтобы это прекрасное небо к нему приблизилось.

Постимся постом приятным?

П ост может быть неугоден Господу, молитва не будет Им принята, зов к Богу останется без ответа, если наше благочестие не будет растворено любовью к окружающим нас людям. Деятельное выражение такой любви у христиан называется милостыней. И это не просто десятирублевка, брошенная в кружку нищего на церковной паперти. Милостыня заключается в том, чтобы участвовать в чужой беде, помогать тем, кому сейчас плохо, ущемлять себя ради других. Вот как говорит об этом Иоанн Златоуст: «Смысл поста не в том, чтобы мы с выгодой не ели, но в том, чтобы приготовленное для тебя съел бедный вместо тебя. Для тебя это вдвойне благо: и сам ты постишься, и другой не голодает». Замену мяса рыбой в пост святитель объяснял тем, что рыба дешевле мяса, и сэкономленные деньги христианин может отдать тем, кто в них нуждается. Поэтому, когда сегодня в «постном» меню модного ресторана видишь какой-нибудь «шашлык из осетрины на шпажках», стоимостью «всего» в пятьсот рублей порция, невольно задумываешься о целесообразности такого интересного способа воздержания от мяса.

А на обложке книги, содержащей рецепты блюд постной кухни, можно прочитать вовсе уж жизнерадостный заголовок: «Постимся постом приятным!». Очевидно, предполагается, что приятность от поста должен испытывать сам постящийся, отведав постной вкуснятины, приготовленной по предложенным в книге рецептам. И как-то даже не сразу приходит на ум, что пост - это жертва. Наша жертва Богу. И приятна она должна быть, конечно же, не нам, а Господу. Как об этом и поет Церковь в первый день Великого Поста в стихире на вечерней службе (откуда, собственно, и была бездумно выдернута фраза о «приятном посте»): «Постимся постом приятным, благоугодным Господу: истинный пост есть злобы отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, обвинений, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение - пост истинный есть, и благоприятный».

Легко заметить, что ни одного рецепта постных блюд здесь нет. Так же как нет в этой замечательной кулинарной книге со странным названием самого главного рецепта - того, о котором говорил святитель Иоанн Златоуст. А ведь у него все очень понятно сказано: перейди на более простую, дешевую пищу и употреби средства, высвободившиеся от такой перемены стола, в помощь тем, кто беднее и несчастнее тебя. Это и будет тот благоугодный и приятный Господу пост, к которому призывает христиан Церковь.

С таким вопросом обратилась я к Настоятелю Успенского прихода д. Лоскутово г. Томска священнику Михаилу Фасту.

Когда мне было лет так примерно 22-23, решила я соблюдать Великий Пост. Что это для меня означало? Не есть мясного и молочного. И все было бы замечательно, но бабушка моя, дай Бог ей здоровья и долгих лет, разбила эти иллюзии, поведав мне, что Пост - это не только ограничение в еде.

Так в чем же суть поста? С таким вопросом обратилась я к Настоятелю Успенского прихода д. Лоскутово г. Томска священнику Михаилу Фасту.

- Пост это не диета, не просто ограничение в пище. Пост это время покаяния, духовного возрастания, подготовки к праздникам и особо значимыми событиями.

Это время сосредоточения на духовных вопросах, на молитве, на покаянии. И ограничения в пище, ее количестве и качестве, воздержание от удовольствий это лишь инструменты для достижения духовной пользы. Также не из вегетарианских побуждений не вкушают в пост именно мясную и молочную пищу, скорее это самая тяжелая пища, которая исключается из рациона, так как в пост пища нужна более легкая и в меньших количествах. Хотя не которые считают, что мясные продукты нагнетают страсти, но это скорее от личного опыта каждого. Например, монахи в восточной православной церкви как правило полностью отказываются от мясной пищи, молочную вне поста вкушают, а мясную нет. Так что и без мясной пищи можно вполне полноценно жить и выполнять физическую работу.

В православной церкви есть уставные указания , уставные посты, но человек может сам определять какой-то свой устав, в рамках церковного. Кто-то более строго поститься, кто-то полегче, кто-то по немощи попускает себе какое то облегчение в посте. Как каждый определяет себе какое-то молитвенное правило - кто-то больше может молиться, кто-то меньше, точно также кто-то строже может поститься, кто-то мягче. В первую седмицу принято поститься построже. Потом даем себе какие-то послабления, пищу принимаем больше и чаще, но после того как поограничивал себя в первую неделю, свыкаешься и вполне хорошо себя чувствуешь и без мясной и без молочной пищи.

Длиться Великий пост 7 недель и состоит из двух частей: Святая четыредесятница - 40 дней и страстная седмица , к которой еще добавляют Вербное воскресение и Лазаря субботу . Четыредесятница это воспоминание поста Христова, который 40 дней ничего не вкушал, постился после крещения, перед тем, как вышел на свое общественное служение и подал пример того, что перед любым великим делом надо себя подготовить. Великий пост , по всей видимости, вначале был единственным. Потом в аскетической традиции стали появляться Рождественский пост (40 дней до Рождества Христова), Петров пост (плавающий от 11 до 50 дней, через неделю после Троицы начинается, а заканчивается всегда 12 июля), Успенский пост (с 14 по 28 августа).
Бывают в пост и праздники, например, Вербное воскресение - вход Господен в Иерусалим. В этот день бывает праздничная служба, разрешается вкушение вина и рыбы. Вино не совместимо с постом как винопитие в качестве расслабления, но в небольшом количестве в праздники допускается в качестве утешения - мясо нельзя, а не много вина можно.

Можно сравнить пост духовный с постом в военном употреблении: человек стоит на посту охраняет объект, чтобы враг не проник, чтобы еще что-то плохое не случилось. Так же и мы во время поста должны быть на страже своей души, чтобы грех не входил в нашу душу, сосредоточиться на каких-то духовных проблемах, ограждать себя от искушений.