Главная · На заметку · Бионика в моде. Бионика.Биоформы в интерьере. Жан-Мари Массо. Все лучшее – от природы

Бионика в моде. Бионика.Биоформы в интерьере. Жан-Мари Массо. Все лучшее – от природы

Природа – самая комфортная среда обитания и неисчерпаемый источник вдохновения человека. Еще в давние времена наши предки многие идеи устройства жилья перенимали из окружающего мира. В настоящее время зародилась и успешно развивается наука – бионика, которая занимается разработкой новых форм, материалов и цветовых сочетаний, перенимая их у объектов природы и приспосабливая к условиям жизни человека. Основная концепция бионики состоит в том, что между формой и функциональностью любого предмета существует реальная связь.

Свойства среды, отраженные в бионике

Органичное сочетание с окружающей средой

Например, дом является продолжением склона холма или кресло, имеющее сетчатую структуру, напоминает воздушную легкую дымку.

Растворение в пространстве

Основываясь на том, что живой природе не свойственны назойливые цвета и четкие линии, бионика создает и использует предметы, лишенные пестрых красок и выраженных объемов. Блестящий стальной смеситель как бы сливается со струей воды, невесомая ширма из полупрозрачного стекла слегка заметна в комнате.

Природные очертания

В природе не существует идеально ровных линий и прямых углов. Природным объектам свойственна текучесть очертаний, плавность линий. Исключением являются кристаллы. Но даже строгие линии, повторяющие строение кристаллической решетки, в бионике должны смотреться органично с другими предметами интерьера.

Отсутствие четкого зонирования

Нередко современные жилища представляют собой просторные квартиры-студии. Зонирование в таких помещениях очень условно, тематическая территория слегка отмечается цветом, отделяется ширмой или неполной стеной и т.д.

Лаконичность форм

Несложные и эргономичные силуэты предметов обстановки создают явное удобство. Так ванна по форме напоминает раскрытую морскую раковину или умывальник повторяет абрис распустившегося цветка.

Современные экологичные материалы

В интерьере представлены высокотехнологичные материалы: полимеры, сплавы металлов, стекло, сочетающиеся с традиционными натуральными: шерсть, кожа, камень, лен, шелк, хлопок.

Позитивные сенсорные впечатления

При соприкосновении с предметами обстановки возникает ощущение удовольствия. Мягкая мебель, в которую приятно погружаться, положительные тактильные чувства порождает взаимодействие с текстурой материалов, применяемых в создании составляющих интерьера.

Подчеркнутая структура

Ярко выраженное структурное строение (ячейки, рисунок веток, пузырьки воды) не только придает оригинальность оформлению помещения, но и во многом способствует уменьшению веса предметов дизайна и придает особую прочность используемым изделиям. Кресло из термопластика с пористой структурой весит вдвое меньше, чем аналогичный традиционный предмет мебели.

Натуральные цвета

Превалирует в бионике дизайна белый цвет и его оттенки: молочный, слоновая кость, очень светлый . Но востребованы и другие натуралистичные цвета: окраска зелени, неба, воды, коры, песка и пр. Возможны элементы ярких цветов: синий, алый, лимонный. Все, как в природе!

Модульное решение конструкций

Модульный принцип оформления позволяет всячески обыгрывать пространство, комбинируя предметы интерьера по форме и цвету, формируя вертикальные и горизонтальные ряды.

Освещение, сходное с естественным

Используются разные источники освещения, также задействуются глянцевые, зеркальные поверхности для получения мягких бликов.

Легкая ироничность

Хороший легкий юмор всегда радует. Поэтому необычные предметы обстановки как-то диванчик в виде спонжа или часы, похожие на каплю, стекающую по стене, дарят здоровый оптимизм.

Бионика помогает обрести гармонию в отношениях с окружающим сложным миром, делая жилище максимально комфортным и функционально продуманным.

«Бионика» – слово, которое имеет греческие корни, в переводе означает «живущий». Эта наука занимается изучением разных методов организации живой природы в области промышленности.

Бионика в строительстве

Первые попытки использовать природные формы в строительстве предпринял еще испанский архитектор Антонио Гауди в 19 веке. Заказчик Эусебио Гуэль давно мечтал «о практичном здоровом доме с красивыми формами». Гауди справился с задачей виртуозно. Он втиснул в узкое пространство (18 на 22 метра) особняк, напоминающий одновременно мечеть и венецианское палаццо с просторным цокольным этажом, каретным двором и конюшнями. За серым мраморным фасадом дворца Гуэля – роскошные интерьеры. На отделку денег не жалели: черное дерево, палисандр, черепаховый панцирь, слоновая кость, одна комната облицована эвкалиптом, другая – буком, резные потолки с накладными листьями из золота и серебра. Именно здесь Гауди впервые превратил кровлю с дымоходами и вентиляционными трубами в «сад стоящих камней». Каждая башенка одета в свой керамический наряд.

Также Гуэль и Гауди мечтали превратить Лысую гору в сад. И это был прорыв! Парк Гуэля, или, как говорили раньше, «природа, застывшая в камне», до сих пор не имеет аналогов. Частные виллы утопали бы в зелени, вокруг усадеб – дорожки, аллеи, беседки, фонтаны, гроты, акведуки, плюс охрана по периметру. Коммерчески проект провалился. Было продано всего два участка из шестидесяти, состоятельные люди не захотели жить так далеко от города. Нынешние барселонцы выбор места одобряют. Планировка парка напоминает сжатую пружину – от подножия к вершине серпантином поднимаются извилистые тропинки и крутые лестницы. Теперь парк Гуэля не только радость для души и глаз, но и большое удовольствие для барселонцев и туристов, ведь там и пальмовые рощи, и чистый воздух. Парк оказался выше уровня смога. А те, кто добираются до вершины, получают в награду великолепный вид на Барселону и море.

Особняк « Наутилус »

В качестве своего творческого манифеста мексиканский архитектор Хавьер Сеносиан и его коллеги из бюро построили дом в местечке Наукальпан (Мехико). Критики тут же объявили постройку аллюзией на безумные «растительные» структуры Антонио Гауди. И действительно, что-то общее в архитектонике и декоре обнаружить можно. Хотя прототипом жилища стало не растение или цветок, а закрученная раковина моллюска наутилуса.

«Мне всегда было интересно почувствовать, каково это – жить в раковине», - смеется архитектор. Интерьер дома динамичен благодаря спиральным лестницам, криволинейным объемам и перламутровой отделке (мозаике). Дневной свет, проникая сквозь главный цветной витраж и круглые световые люки в крыше, создает таинственную атмосферу. Основным строительным материалом стал невероятно пластичный армоцемент. Кроме него, архитекторы использовали гранитокерамику Grancrete, мозаичную плитку, стекло и натуральный камень.

Бионика в интерьере

Бионика появилась и начала активно развиваться в Европе в двадцатых годах двадцатого века, но своего полного расцвета она достигла лишь в семидесятых годах, приобретя свой нынешний облик и будучи признанной как самостоятельный стиль.

Стремительность жизни современного общества, огромные расстояния и активная деятельность человека приводят к тому, что у жителей городов практически не остается свободного времени для личной жизни. Но ведь и для занятых, мобильных и деловых людей очень важен комфорт и уют личного пространства. Часто дом становится единственным местом, где человек может полноценно отдохнуть, расслабиться и отгородиться от суеты большого города. Бионическая архитектура обращена к человеку, к его внутреннему миру, ведь интерьер должен положительно влиять на самочувствие, настроение человека и раскрывать его творческие способности.

Интерьер биодома является продолжением самого дома. Этот стиль старается избегать прямых углов и прямых линий. Характерными элементами данного стиля является плавность линий и массивность предметов обстановки. Текстуры и декоративные элементы интерьера повторяются с той же гармоничностью и тем же изяществом, какие мы привыкли видеть в живой природе. Четкое разграничение и зонирование пространства окажется здесь неуместным, равно как и четкий переход между поверхностями. Формы в интерьерах, как правило, заимствуются из живой среды и воссоздаются современными технологиями.

Традиционным для данного направления является использование светлой цветовой гаммы, глянцевые и даже зеркальные текстуры, а также характерные для природы орнаменты . В предметах обстановки может использоваться перфорация с целью уменьшения веса конструкции. Цвета бионики: белый, молочный, слоновая кость, бежевый, очень светлый серый,окраска зелени, неба, воды, коры, песка и прочие. Возможны элементы ярких цветов: синий, алый, лимонный. Все, как в природе!

Элементы биоинтерьера

Согласитесь, любопытно оказаться среди цветов или забавных предметов, может быть, напоминающих что-то определенное, а может, совсем ни на что не похожих и пробуждающих фантазию? В бионических формах природные стилизации могут быть применены как ко всей предметной среде интерьера в целом, так и к отдельным предметам дизайна.

Например, бионические светильники выбиваются из ряда геометрически правильных форм. Так, если взять любую классическую люстру в стиле модерн или классика – с хрустальными подвесками, коваными элементами, – беглого взгляда хватает, чтобы увидеть в ее основании геометрию. А в бионике чаще необычные формы, нелогичные линии . Впрочем, зачастую люстры классических направлений могут содержать в себе элементы бионики: так, довольно популярна идея украшения потолочных светильников декоративными фруктами из муранского стекла .

Бионические светильники можно условно разделить на две группы: классическую и авангардную.

Классическую линию в интерьерной бионике образовывают светильники из традиционных материалов: бронзы, хрусталя, стразов, детально воспроизводящих цветы и с оцветия, а также букеты экзотических растений, кленовые или дубовые резные листочки . Используются любые растительные мотивы: листья, травы, цветы, плоды – здесь фантазия художников неисчерпаема, как неисчерпаем мир флоры.

Однако к стилю бионика относятся не только изображения цветов и плодов. Авангардную линию составляют навеянные природой ассоциации , воплощенные дизайнером в статичном интерьере, объектах мебели, конструкций, оформлениях проемов и т.д. Например, застывшие в углу медузы или камни – это на самом деле светильники, дающие мягкий и рассеивающие свет; в углу стоит стул, напоминающий пчелу или лепесток цветка, а в центре комнаты вырос диван, похожий на облако. В интерьерах бионики часто встречается такое «цитирование» природных элементов и их форм.

Жан-Мари Массо. Все лучшее – от природы

Один из самых плодовитых архитекторов и дизайнеров, прославившихся в 2000-е годы, Жан-Мари Массо, в своих проектах следует идеям бионики и технофутуризма. Идеи для дизайна интерьера и архитектуры он призывает подсматривать у природы. Рассмотрим, какими же должны быть предметы мебели, чтобы соответствовать этим принципам.

1. Состоять из высокотехнологичных материалов. Интерьерная бионика часто использует высокотехнологичные материалы и продукты органического синтеза. Жан-Мари Массо считал, что полимеры отлично сочетаются с традиционными натуральными материалами, дополняя их и создавая принципиально новое органичное пространство. Искусственно синтезированные и переработанные материалы дают совершенно новый уровень комфорта, отлично выдерживают высокие нагрузки и крайне просты в уходе. Материалы «будущего» устойчивы к загрязнениям, имеют малый вес, и в зависимости от своего назначения, могут долгое время сохранять тепло или, напротив, не нагреваться.

2. Вписываться в окружающее пространство. В бионике архитектурная постройка или садовая ме бель обязательно гармонируют с ландшафтом. Например, бионика предлагает дом, который встраивается в склон холма и плавно продолжает его, или парящий в воздухе отель в виде облака, или если речь идет о мебели для сада кресло с каркасом из тонкой сетки, напоминающее нежную дымку с мягкими очертаниями.

3. Мимикрировать и растворяться в ландшафте или интерьере. Назойливые акценты не свойственны живой природе, поэтому и бионика в интерьере не пестрит избытком цветов и объёмов, позволяя пространству всегда оставаться воздушным и легким. Диван на тонком каркасе, ширма из дымчатого стекла, смеситель из блестящей стали, будто сливающейся с потоком воды, обозначают свое присутствие, но не навязывают его.

4. Обладать природными формами. Силуэты зданий и предметов могут быть обтекаемыми и плавными, как раковины или живые организмы, реже строгими, как кристаллы, но всегда гармоничными. Криволинейные предметы часто стремятся к форме капли воды, морской звезды, цветка, ортогональные – к призме.

5. Дарить тактильные удовольствия. Без них немыслима живая природа, и потому бионика в интерьере ценит мелкие предметы обтекаемой формы, которые будто сами ложатся в руку, круглящиеся формы изделий из пластика, следующие изгибам тела, сплошь состоящие из мягких поверхностей кресла и диваны.

6. Быть лаконичными. Простые формы и ясно читающиеся силуэты диктуются целесообразностью, удобством и эргономикой, будь то силуэт здания или держателя бумаги, похожего на сучок дерева, абрис дивана, напоминающего очертание холма или волны, ванны в виде створки раковины.

7. Демонстрировать природную структуру. Не только внешняя форма, но и связанное с ней «содержание» напоминают о связи с природой. Сферическая постройка внутри предстанет как серия пещер-промоин в мягкой породе, стеклянный призматический стол продемонстрирует ячеистость внутренних отсеков, поверхность кресла из термопластика явит пористую структуру материала.

8. Уметь строиться по модульному принципу. Принцип пчелиных сот и точно пригнанных друг к другу кристаллов подсказывает такие идеи, как секционные постройки, модульная мебель, которую удобно комбинировать, составлять в ряд по горизонтали или вертикали.

9. Радовать глаз естественными цветами. Бионика в интерьере приветствует оттенки снега и почвы, зелени, воды и неба, они в бионике самые «ходовые». Как и в естественных условиях, вкрапления ярко-красного или ослепительно-синего делегируются единичным «акцентным» предметам с тонкими силуэтами.

10. Будить чувство юмора. Без него самый «умный» дизайн становится холодно-прагматичным. Без толики самоиронии не «сочинить» диван, похожий на спонж и ванну, или скульптуру ростом с оранжерейное дерево, в которую можно высаживать растения.

"Правила строительства", №4 5 /2, июль 2014

Правообладателем всех материалов сайта является ООО «Правила строительства». Полная или частичная перепечатка материалов в любых источниках запрещена.

В последнее время стало популярно сочетать новые технологии с природными свойствами. Стилистическое направление бионика воплотило в себя передовые технические идеи в единении с натуральными законами природы, которые идут человеку на благо.

Говоря о дизайне, бионика делает комнату функциональной и удобной. Этот интерьер не должен иметь ни острых углов, ни четких линий, которые не свойственны природе. Каждый элемент интерьера имеет обтекаемые формы, словно деревья или облака. За счет воздушности и легкости, а так же отсутствия четкого зонирования помещения, человек будет ощущать себя в бионической комнате вполне комфортно.

Цветовое оформление в интерьере "бионика"

Как правило, для природного интерьера подбираются оттенки, свойственные природным. Здесь не встретишь слишком ядовитых или, наоборот, монохромных цветовых решений. Голубой, белый, все оттенки зеленого, серого, пастельных тонов, - это то, что используется в бионике. Предпочтение отдается текстурам и палитрам, напоминающим снег, воду, деревья и песок. Так же будут уместны глянцевые и зеркальные поверхности. При этом оттенки должны хорошо сочетаться между собой. Допускаются лишь небольшие контрастирующие акценты, как это бывает во время осеннего листопада, когда желто-красные листья выглядывают сквозь местами зеленые кроны деревьев.

Формы

Округлые очертания, легкость форм, плавность силуэтов придают цельную картину бионике. Здесь нет места четкой геометрии, потому как природа по своей сути - это гармоничная ассиметрия. Самая натуральная и эргономичная форма - это капля, поэтому каплевидные контуры являются наиболее приемлемыми для данных интерьеров. В форме капли может быть , кресло, раковина в ванной, абажур в торшере.

Мебель

В бионическом интерьере вся мебель имеет плавные углы и формы. Как правило, она приятна на ощупь и подстраивается под очертания своего хозяина. При этом даже визуально она должна иметь хотя бы косвенное соприкосновение с природой, например, переплетением нитей. Мебель должна гармонично вливаться в интерьер. Часто дизайнеры используют в таком интерьере модульную мебель авторской разработки.

Текстиль и декор

Основные принципы выбора текстиля - натуральные расцветки, при помощи которых можно легко обозначить связь с природой. На окнах не должно быть ничего, что бы преграждало солнечному свету. Если все же не обойтись без занавесок, то предпочтение отдается жалюзям из или соломки. На подоконник можно поставить красивые горшки с комнатными растениями.

Лучше выбирать природных цветовых оттенков, и чтобы они были приятными на ощупь: лен, бязь, хлопок, шелк.

Все декоративные предметы должны подчеркивать бионические принципы, поэтому выбираем удобные, округлые, естественно вписывающиеся элементы, которые бы не противоречили всему вышеперечисленному.

Как вы уже поняли, в интерьере, выполненном в стиле бионика, обычная мебель не годится, здесь требуется индивидуальный подход. Компания "ВекоНика" готова изготовить по индивидуальным размерам и с учетом стилистического оформления помещения.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия

Направление 072500.62 Дизайн

Профиль - Дизайн среды

КУРСОВАЯ РАБОТА

Бионика как современное направление дизайна. Целесообразность биоформ в архитектурном дизайне

Введение

Глава 1. Бионика как современное направление дизайна

1.1 Бионика как наука

1.2 Бионика и дизайн

Выводы к главе 1

Глава 2. Целесообразность биоформ в архитектурном дизайне

2.1 Архитектурная бионика

2.2 Перспективы использования биоформ в архитектурном дизайне

Выводы к главе 2

Заключение

Использованная литература

Приложение

Введение

Актуальность исследования темы «Бионика как современное направление дизайна. Целесообразность биоформ в архитектурном дизайне» обусловлена тем, что бионика, как прикладная наука, изучающая использование в технических устройствах и принципах организации различных систем свойств и функций природных объектов Бабицкий А. Бионика в архитектуре [Электронный ресурс] , получила сегодня большое распространение не только в развитии технического знания, но и в сфере дизайна, особенно дизайна архитектурной среды.

В архитектурном дизайне бионика заняла положение перспективного направления, открывающего широкие горизонты решения различных архитектурных проблем с помощью патентов живой природы Архитектурная бионика /Лебедев Ю.С. и др. - М.: Стройиздат, 1990. - 269 с. С. 8. . Бионика способна решать вопросы эффективности, рациональности и экологичности технического развития, поэтому, несмотря на то, что эта наука возникла уже более полувека назад, исследования в этой области по-прежнему актуальны и практически необходимы для работы современного дизайнера.

Целью работы является исследование бионики как современного направления дизайна и целесообразности биоформ в архитектурном дизайне.

1. рассмотреть современное понимание бионики как науки;

2. исследовать роль бионики в дизайне;

3. изучить на основе имеющихся исследований взаимосвязь бионики и архитектуры;

4. определить практическую целесообразность использования биоформ в современном архитектурном дизайне.

Цели и задачи работы определили ее структуру. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Объект исследования - дизайн.

Предмет исследования - применение бионики в архитектурном дизайне.

Научная разработанность : по теме исследования существует не много литературы, по крайней мере, доступной для исследователя, при этом она носит в основном популярный характер.

Важное значение имеет совместная работа коллектива авторов под редакцией Ю.С. Лебедева «Архитектурная бионика», а также, ставшие классикой, работы Крайзмер Л.П., Сочивко В.П., Мартека В., Литинецкого И. Б.

В последние годы появился ряд статей на сайтах и в периодике, посвященных дизайну и архитектуре: Бабаев А.И., Бабицкий А., Бочкарев Д.Н., Белько Т.В., Заболотная А., Козлов Д., Постникова О., Сидорин А.М. Сосунова И. А.

Существуют учебные пособия по дизайну и архитектуре в связи с бионикой: Мазурина Т.А., Маслов В.Н.

Важно отметить работы молодых исследователей: Архиповой А.А., Кононовой Ю.А., Лебедевой Т.В., Микерчук А.Ю, Левиной Е.К., Суворовой А.И.

Практическая значимость данной работы заключается в обобщении имеющихся сведений о применении бионике в дизайне, в том числе архитектурном дизайне, и в выработке практических знаний, которые могут быть использованы в работе дизайнера.

Глава 1. Бионика как современное направление дизайна

1.1 Бионика, как наука

Бионика как междисциплинарное научное направление возникла в 60-е годы ХХ века на стыке биологии и технических наук и стала одним из наиболее ярких проявлений общей тенденции развития науки во второй половине ХХ века, когда наряду с продолжающейся дифференциацией наук, стали появляться и развиваться междисциплинарные области исследования Архитектурная бионика / Лебедев Ю.С. и др. - М.: Стройиздат, 1990. - 269 с. С. 8. .

В настоящее время единого определения бионики как науки не существует Суворова А.И. Роль курса «Введение в практическую бионику» в подготовке будущих дизайнеров // Сайт Шадринского государственного педагогического института [Электронный ресурс] . Это связано со сравнительно недавним временем возникновения этой области исследования.

Термин «бионика», предложенный американским ученым Джеком Стилом, был принят на Первом симпозиуме по бионике, проходившем в г. Дайтоне (США) в 1960 г. Бионикой была названа прикладная наука, «усилия которой направлены на исследование биологических систем и процессов, происходящих в живой природе, и на творческое использование их в технике» Архитектурная бионика / Лебедев Ю.С. и др. - М.: Стройиздат, 1990. - 269 с. С. 16. . Лозунгом симпозиума стали слова: «Живые прототипы - ключ к новой технике», а эмблемой бионики тогда же стало изображение скальпеля и паяльника, объединенных знаком интеграла Суворова А.И. Роль курса «Введение в практическую бионику» в подготовке будущих дизайнеров // Сайт Шадринского государственного педагогического института [Электронный ресурс] .

Обсуждению понятия «бионика», а также определению предмета исследования этой науки, было уделено внимание на 1-й Международной конференции «БИОНИКА-75» в Варне (Болгария) Суворова А.И. Роль курса «Введение в практическую бионику» в подготовке будущих дизайнеров // Сайт Шадринского государственного педагогического института [Электронный ресурс] и ряде других научных мероприятий.

В результате был определен предметом бионики как прикладной науки: «исследование структуры и функционирования биологических объектов различной сложности - от клеток до живых организмов и их популяций с целью создания новых более совершенных технических устройств и синтеза биотехнических комплексов, оптимально использующих свойства биологических и технических элементов, объединенных в единую функциональную систему целенаправленного поведения» Архитектурная бионика /Лебедев Ю.С. и др. - М.: Стройиздат, 1990. - 269 с. С. 12. .

Нужно отметить, что в качестве синонима термина «бионика» в западной литературе используют термины «биомиметика», «биомимикрия» Суворова А.И. Роль курса «Введение в практическую бионику» в подготовке будущих дизайнеров // Сайт Шадринского государственного педагогического института [Электронный ресурс] .

Таким образом бионика можно определить как прикладную науку, изучающую биологические системы, с целью использования их в техникеАрхитектурная бионика /Лебедев Ю.С. и др. - М.: Стройиздат, 1990. - 269 с. С. 11. или как «науку о системах, характеристики, которых приближаются к характеристикам живых систем» Крайзмер Л. П., Сочивко В.П. Бионика. Архитектурная бионика - М.: «Энергия», 1968. - 112 с. С. 8. .

Значение бионики как прикладной науки нельзя переоценить, об этом свидетельствует то, что именно бионике человечество обязано появлением таких, например, великих достижений науки, как оптическая линза, химические источники электричества, закон сохранения и превращения энергии, основы аэродинамики, принципы эхолокации Мартека В. Бионика / Под ред. Н.П. Наумова. - М.: Издательство «Мир», 1967. - 143 с. С. 7-10. . Человек получил широчайшие возможности для развития науки и техники: он смог подняться в воздух, увидеть космос, а затем подняться в него, смог опуститься на большую глубину и существовать в условиях крайнего севера и еще многое другое.

В условиях современного развития научного знания бионический подход способствует повышению эффективности экономики через внедрение наукоемких производств, через расширение сырьевой базы промышленности, через по синтез новых органических материалов и появление новых технических возможностей (например, робототехника). Бионика исключительно важна в области улучшения и сохранения экологической ситуации на планете. Неоценимо значение этой науки в медицине, например, в области протезирования органов или в области сохранения здоровья человека в условиях его существования в космосе, на крайнем севере, в глубоководных условиях Архитектурная бионика /Лебедев Ю.С. и др. - М.: Стройиздат, 1990. - 269 с. С. 8-10; Крайзмер Л.П., Сочивко В. П. Бионика. Архитектурная бионика - М.: «Энергия», 1968. - 112 с. С. 8. .

Бионика, имея тесную связь с техникой, относится к точным наукам, но совершенно не чужда она и искусству. Используя оптимальные решения биологических конструкций, бионика влияет на форму создаваемой конструкции, тем самым формируя синтез науки и искусстваКононова Ю.А., Лебедева Т.В., Микерчук А. Бионика заимствует у природы не только функцию, но и форму, что позволяет использовать достижения бионики в дизайне.

1.2 Бионика и дизайн

Бионическое направление в дизайне занимает прочное место и относится к одним из самых перспективных путей развития дизайна.

Биодизайн позволяет ученым получать неординарные решения, выявлять новые функциональные особенности и трансформацию конструкции, предоставляет возможность увидеть перспективы синтеза функции и эстетической формы, использовать интересные формы и фактуры, приемы трансформации, необычные формы, гармоничные цветовые сочетания Суворова А.И. Роль курса «Введение в практическую бионику» в подготовке будущих дизайнеров // Сайт Шадринского государственного педагогического института [Электронный ресурс] .

Важно отметить, что несмотря на сравнительно недавнее развитие бионического направления в дизайне, использование законов формообразования живой природы с изобразительно-декоративными целями было характерно во все периоды развития изобразительного искусства. Примером тому могут служить колонны египетских и греческих зданий (Рис. 1), образно-художественные приемы формообразования русских храмов, создающие гармонию с живой природой (Рис. 2), конструктивные и декоративные решения стиля модерн Архитектурная бионика /Лебедев Ю.С. и др. - М.: Стройиздат, 1990. - 269 с. С. 24. .

Модерн, получивший широкое развитие в России в конце XIX - начале XX веков широко использует формы, заимствованные в живой природе. Один из многочисленных примеров - собственный дом архитектора Ф.Ф. Лумберга в Санкт-Петербурге (Рис. 3). Криволинейность и мягкость, свойственные растительному миру, просматриваются в различных по форме оконных проемах, в ограждениях балконов, козырька, в ограде кровли, из которой «прорастают» металлические цветы на изогнутых ножках. Стремясь перебороть прозаически стереотипную структуру многоквартирного здания, Лумберг сумел выразить одну из ключевых идей раннего модерна: спонтанное, иррегулярное саморазвитие архитектурной формы под воздействием внутренних сил, полных жизненной энергии. Подвижность и пластичность нераздельных частей композиции, непредсказуемость их вариации и взаимопереходов представляются зримой метафорой органического роста, живой изменчивости и обновления Собственный дом архитектора Ф. Ф. Лумберга// Сitywalls. Архитектурный сайт Санкт-Петербурга [Электронный ресурс]. URL: http://www.citywalls.ru/house968.html?s=5driblptvu7sp9m44apju5dt92 (25. 12. 2015). .

Широкое обращение к формам живой природы было не только бессознательным подражанием, но обдуманным действием. Например, еще римский архитектор Марк Витрувий (1 в. н.э.) в своем трактате «Десять книг об архитектуре» предлагает архитекторам для эффективного строительства зданий в тех или иных климатических условиях исследовать средства приспособления живых организмов к местности их проживания Архитектурная бионика /Лебедев Ю. .

В процессе развития изобразительного искусства и архитектуры происходило заимствование форм живой природы, зачастую это заимствование было и является сегодня исключительно механическим, приводящим к хаотичному разнообразию продуцируемых дизайном форм Кузнецова Г.Н. Принципы взаимодействия структурного формообразования и визуальной экологии в средовом дизайне // Афтореф. дисс. к. искусств. М., 2006. [Электронный ресурс] . На фоне такого процесса важнейшим вопросом применения бионики в дизайне стал вопрос формообразования - взаимодействия формы и функции: необходимо найти такую форму, чтобы она наиболее полно обеспечивала функционирование объекта. Наивысшая гармония формы и функции являет нам живая природа Архитектурная бионика /Лебедев Ю. С. и др. - М.: Стройиздат, 1990. - 269 с. С. 70. .

Для достижения цели гармонизации формы и функции важным представляется средовой подход. Человек, формируя пространство жизни вокруг себя, создает «вторую природу» - среду, которая должна взаимодействовать с живой природой, в таком случае она будет максимально эффективна.

Представлениями об облике, стилевых или образных характеристиках средового объекта или среды занимается дизайн среды Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник. - М.: «Архитектура - С», 2004. - 288 с. С. 30. , который в наибольшей степени среди других видов дизайна взаимодействует с бионикой.

Средовой подход к проектированию должен исходить из понимания дизайнером среды как совокупного места сосредоточения всепроникающих полей: световых, акустических, гравитационных, информационных, а также биополей, образующих ультраструктуры, реагирующие на любые встраиваемые в них материальные объектыКузнецова Г. Н. Принципы взаимодействия структурного формообразования и визуальной экологии в средовом дизайне // Афтореф. дисс. к. искусств. М., 2006. [Электронный ресурс] .

Высшей формой дизайна среды является дизайн архитектурной среды Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник. - М.: «Архитектура - С», 2004. - 288 с. С. 31. . Архитектурный дизайн - это искусство проектирования предметно-пространственной среды, имеющее целью оптимизировать функциональные процессы жизнедеятельности человека Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник. - М.: «Архитектура - С», 2004. - 288 с. С. 27. , как вид проектирования, он связан с постановкой и решением особого типа проектных задач, отличается комплексным использованием средств пространственной среды обитания Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник. - М.: «Архитектура - С», 2004. - 288 с. С. 27 . Одним из важных и перспективных направлений архитектурного дизайна стало использование для создания предметно- пространственной среды методов бионики.

Выводы к главе 1

В соответствие в поставленной целью и задачами в первой главе исследования автор остановился на рассмотрении понятия бионика, а затем определил отношение бионики к дизайну. Были сделаны следующие выводы:

1. бионика - это наука, исследующая биологические системы для создания механических систем, служащих пользе человека;

2. бионика оказала огромное влияние на развитие науки и техники;

3. бионика - это в первую очередь техническая наука, однако, она тесно связана с искусством, потому что рассматривает вопросы заимствования не только функций, но и форм живой природы. Природа содержит гармонию функции и формы, что используется дизайнерами в создании искусственной среды;

4. вершиной средового дизайна является дизайн архитектурной среды, создающий «вторую природу», для архитектурного дизайна важнейшее значение имеет взаимосвязь с бионикой.

природный биоформа архитектурный творческий

Глава 2. Целесообразность биоформ в архитектурном дизайне

2.1 Архитектурная бионика

«Подлинно любознательные, подлинно преданные науке глаза ученых не раз пытались заглянуть в архитектурную мастерскую природы»Литинецкий И.Б. Беседы о бионике. - М.: Издательство «Наука», 1968. - 592 с. С. 269. , создавая объекты искусственной среды архитекторы и исследователи «второй природы» стремились и стремятся использовать в своих целях богатства живой природы.

«Исследование законов функционирования и формообразования объектов живой природы (биологических объектов) с целью применения их для совершенствования архитектурных решений, формирования комплексных архитектурных и градостроительных систем, гармонизации взаимосвязи архитектуры и природной среды» стало предметом архитектурной бионикиАрхитектурная бионика /Лебедев Ю.С. и др. - М.: Стройиздат, 1990. - 269 с. С. 18. .

Архитектурная бионика как научное направление в архитектуре России возникла в 60-е годы ХХ века. Начало ее развитию положила статья молодых архитекторов Ю.С. Лебедева и В.В. Зефельда «Конструктивные структуры в архитектуре и растительном мире» (Вопросы архитектуры. - М.: Стройиздат, 1962). В 1970 г. Ю.С. Лебедев ввел термин «Архитектурная бионика». Центром изучения и использования новой науки стал Центральный научно-исследовательский институт теории и истории архитектуры (ЦНИИТИА; ныне Научно-исследовательский институт теории и истории архитектуры и градостроительства РААСН http://niitiag.ru/), в котором в 1984 г. была создана Центральная научно-исследовательская и эксперементально-проектная лаборатория архитектурной бионики Архитектурная бионика /Лебедев Ю.С. и др. - М.: Стройиздат, 1990. - 269 с. С. 6. .

Архитектурная бионика сразу же проявила себя, показав свои возможности в развитии архитектуры России.

Сегодня сложились основные направления развития архитектурной бионики как науки и творческого метода:

Основные теоретические положения;

Методология научно-исследовательской работы и методика архитектурно-бионического моделирования;

История использования форм живой природы в архитектурной практике, в том числе в народном зодчестве;

Проблемы формообразования живой природы;

Вопросы обеспечения жизнедеятельности живых систем, термодинамические факторы;

Явления природной стандартизации и унификации;

Проблема использования в архитектуре природных проявлений гармонии

Пластики, пропорций, ритмов, симметрии-асимметрии, тектоники, колористики и т.д.;

Исследование тектонических форм живой природы, принципов их трансформации и способности природных конструкций накапливать упругую энергию;

Вопросы гармоничного формирования архитектурно-природной среды (экологический аспект архитектурной бионики) Козлов Д. Архитектурная бионика в ХХI веке // Архитектура, строительство, дизайн. Архитектурный журнал. 2006. №2. [Электронный ресурс] .

К достоинствам архитектурной бионики следует отнести:

· поиск новых функционально оправданных архитектурных форм, отличающихся красотой и гармонией;

· создание новых рациональных конструкций с одновременным использованием свойств строительных материалов живой природы;

· открытие путей реализации единства конструирования и создания архитектурных средств с использованием природной энергии;

· создание условий сохранения живой природы и формирование гармонического ее единства с архитектурой Архитектурная бионика /Лебедев Ю.С. и др. - М.: Стройиздат, 1990. - 269 с. С. 6. .

Таким образом архитектурная бионика нацелена на совершенствование архитектурных форм, гармонизацию формы и функции, на единение архитектуры с окружающей средой.

Метод архитектурной бионики в отличие от чисто математических методов технической бионики соединяет в одно целое абстрактное и конкретное - математические законы формы и ее эмоциональный образ. Иначе говоря, архитектурная бионика является синтезом науки и искусства. Козлов Д. Архитектурная бионика в ХХI веке // Архитектура, строительство, дизайн. Архитектурный журнал. 2006. №2. [Электронный ресурс]

Одним из шедевров взаимодействия технических достижений и архитектурного искусства стали природные аналогии в произведениях знаменитого испанского архитектора Антонио Гауди. Его работы выделяются удивительной оригинальностью, поражают схожестью с дикорастущими растениями и являются настоящей лабораторией по исследованию природных и созданию формообразующих архитектурных средств Архитектурная бионика /Лебедев Ю. С. и др. - М.: Стройиздат, 1990. - 269 с. С. 33. . Выдающимся произведением Гауди является храм Святого Семейства в Барселоне (Рис. 4). Постройка начата в 1882 г., Гауди трудился над ней до своей смерти в 1926 г., но работы над ним продолжаются до сегодняшнего дня. Храм освящен папой Римским Бенедиктом XVI в 2010 г.

Особый интерес представляет работы русского, советского инженера, академика В.Г. Шухова. Главное его творение - радиобашня на Шаболовке в г. Москве. К числу его шедевров относятся также светопрозрачные перекрытия ГУМа и Пушкинского музея в Москве, главного московского почтампта, более 20 сетчатых водонапорных башен в разных местах России. Его творения характеризуются новаторскими идеями, конструктивно заимствованными из живой природы - это гиперболоидные башни, висячие и арочные сетчатые покрытиях (Рис. 5), тонкостенные покрытия-мембраны Шухова Е. Новая эпоха варварства // Наука и жизнь. 2014. №5. С. 17. .

Современное развитие архитектурной бионики тесно связано с экологическими проблемами. Сегодня, в условиях загрязненной отходами жизнедеятельности человека окружающей среда, а также проблемы невосполняемости ресурсов, стали активно подниматься вопросы так называемой «зеленой» или органической архитектуры Глазычев В.Л. Архитектура. Энциклопедия. - М.: «Дизайн. Информаия. Картография». Астрель. АСТ, 2002. - 627 с. С. 580; Левина Е.К. Архитектура в гармонии с природой // Сайт Сибирского федерального университета [Электронный ресурс] .

Под органической архитектурой понимается в первую очередь не та архитектура, которая слепо следует формам, но та, которая хорошо вписывается в определенный ландшафт, живет в гармонии с природой Левина Е.К. Архитектура в гармонии с природой // Сайт Сибирского федерального университета [Электронный ресурс] . Хотя на деле «органическое» направление в архитектуре не имеет прямого отношения к бионике и сводится зачастую к установлению внешней связи архитектурных форм с местным ландшафтом, тем ни менее, интересна идея формирования систем, характерных живому мируБабаев А.И. Бионическая архитектура. Бионический Hi-tech // Архитектура и проектирование/ Справочник [Электронный ресурс] и повышенное внимание к проблемам экологии.

Архитектура стремится учитывать общепризнанные экологические требованиям для проектирования городской среды:

· повышение энергоэффективности жилых зданий и застройки за счет применения автономных систем энергообеспечения, использующих вовозбновляемые источники энергии (солнце, ветер);

· компенсация недостающих элементов природной среды при озеленении и обводнении территории общественных зон и приквартирных двориков, а также озеленение открытых террас, крыш и стен зданий;

· применение экологических систем для снижения антропогенного воздействия процессов жизнедеятельности человека на окружающую среду (экономное бытовое потребление воды, замкнутые циклы для очистки канализационых стоков и переработки твердых бытовых отходов) Сосунова И.А. Экодизайн в России: социально-технологические аспекты и проблемы развития // Вестник международной Академии наук (русская секция). 2015. №1. С. 66. .

Эти тенденции влияют на формообразование современной архитектуры: дизайнеры и архитекторы ищут пути создания средовой искусственной природы, для которой характерны: типологическое разнообразие композиционных решений, гармоничность, ритмичность и пропорциональностьКузнецова Г.Н. Принципы взаимодействия структурного формообразования и визуальной экологии в средовом дизайне // Афтореф. дисс. к. искусств. М., 2006. [Электронный ресурс] . Для осуществления указанных тенденций в архитектурном дизайне активно используются биоформы.

2.2 Целесообразность биоформ в архитектурном дизайне

Современный архитектурный дизайн широко использует бионический подход. Дизайнер-архитектор при создании современной архитектурной среды стремится использовать принципы живой природы: он заимствует не только внешние формы, но и функции. Биоформы современной архитектуры функциональны, они решают задачи, поставленные временем и обстоятельствами сегодняшней жизни Бабаев А.И. Бионическая архитектура. Бионический Hi-tech // Архитектура и проектирование/ Справочник [Электронный ресурс] .

Дизайнеры-архитекторы, синтезируя принципы построения природных структур, создают совершенно новые, необычные формыЛитинецкий И.Б. Беседы о бионике. - М.: Издательство «Наука», 1968. - 592 с. С. 295. . С развитием технологий, появлением новых конструктивных материалов использование биоформ становится практически безграничным Суворова А.И. Роль курса «Введение в практическую бионику» в подготовке будущих дизайнеров // Сайт Шадринского государственного педагогического института [Электронный ресурс] .

Создаваемые биоформы дают неоспоримые преимущества, такие как:

внешне ярко выраженная физическая легкость природных форм при больших возможностях сопротивляемости механическим воздействиям;

свободно развивающееся пространство, отличающееся многоплановостью и прозрачностью, которая способствует проникающему визуальному наблюдению и целостному восприятию;

структуризация пространства; чередование различных форм, структур, масс и пространства с постепенными переходами, осуществляемое при помощи действия механизма закона дифференциации и интеграции;

пластичность форм;

упругие и легкие изгибы сплошных и широких поверхностей, подобных выполненным из железобетона и пластмасс оболочкам скорлупам, применяемым в архитектурной практике; динамичность - как реальные движения, так и образное выражение роста и развития формАрхитектурная бионика /Лебедев Ю.С. и др. - М.: Стройиздат, 1990. - 269 с. С. 116. .

Для обозначения способа образного конструирования с помощью разнообразных биологических форм существует особый термин - биоморфизм.

Наряду с разнообразием, которое можно заимствовать в живой природе, ценно для нас и биологическое однообразие. В живой природе в полноте присутствует характерная для архитектуры стандартность и комбинаторность необходимая для выживания и эффективного функционирования. В архитектуре эти свойства служат средством экономии ресурсов и, одновременно, средством композиции, влияющим на внешние формы Архитектурная бионика /Лебедев Ю.С. и др. - М.: Стройиздат, 1990. - 269 с. С. 127. .

Говоря о биологическом формообразовании, необходимо отметить важное значение ассоциаций. Гармония формы, достигнутая вне связи с ассоциациями, не затрагивает глубин человеческого сознания. Архитектуре свойственны не прямые ассоциации, воссоздающие зрительные картины, а ассоциации, пробуждающие, связанные с этими картинами настроения и психологические состояния. В разные эпохи, в разной архитектуре они не одинаковы. Например, античная архитектура ассоциируется с человеком, а древнерусская представляется связанной с образами природыАрхитектурная бионика /Лебедев Ю.С. и др. - М.: Стройиздат, 1990. - 269 с. С. 117 . В современной терминологии мировой архитектуры появилось понятие архитектурно-бионического процесса, ставшего одним из направлений архитектуры хай-текаБабаев А.И. Бионическая архитектура. Бионический Hi-tech // Архитектура и проектирование/ Справочник [Электронный ресурс] .

Здания, спроектированные в соответствии с современными тенденциями в архитектуре, включают в себя максимальную экономию ресурсов. Ставка делается на технические конструкции, а также на использование солнечного света и тепла для чего применяются материалы, сохраняющие энергию Глазычев В.Л. Архитектура. Энциклопедия. - М.: «Дизайн. Информаия. Картография». Астрель. АСТ, 2002. - 627 с. С. 580 - 581 , широко используется рельеф местности - дома, встроенные в склон местности, озелененные крышиГлазычев В.Л. Архитектура. Энциклопедия. - М.: «Дизайн. Информаия. Картография». Астрель. АСТ, 2002. - 627 с. С. 586 - 587 . Анализируя современные тенденции формирования архитектуры жилых зданий, нельзя не заметить, как все большую значимость приобретает тема пластической организации оболочки здания. Многие решения, появившиеся в последние десятилетия в проектировании общественных зданий связаны с организацией и регулированием естественного освещения, вентиляции, теплоэффективности. Все чаще в проектировании жилых зданий при проектировании закладываются технологии так называемого «умного дома», интегрирующие интеллектуальные строительные материалы и микроэлектронику. Главная особенность таких домов заключается в возможности управлять практически всеми процессами в доме с помощью единой компьютерной сети. Входят в обиход жилища «нулевой энергии» или «пассивные» дома, объединяемые общим термином «энергоэффективные дома». Концепция «пассивного» дома - один из самых значительных прорывов в строительстве. Такой дом не зависит от внешних источников энергии. Аварийное отопление (на случай длительных морозов), система горячего водоснабжения, электропитание пассивного дома осуществляются за счет энергии природных источников Белько Т.В. Организация средовых пространств и инновации в области архитектуры // Архив научных публикаций [Электронный ресурс] .

Еще одна проблема современного архитектурного дизайна - градостроительная - создание выразительного, монументального облика города. Сегодня, в условиях быстрого роста и развития городской среды, притупилась ориентация в хаосе крупных типовых форм, смешалось понятие четкого силуэта города с ближней и дальней зонами восприятия Архитектурная бионика /Лебедев Ю.С. и др. - М.: Стройиздат, 1990. - 269 с. С. 118. . Как отмечал известный архитектор Ле Карбюзье: «Огромные конструкции будущей планировки раздавят нас. Нужно найти общую меру между нами и этими гигантскими произведениями» Цит. по: Архитектурная бионика /Лебедев Ю. С. и др. - М.: Стройиздат, 1990. - 269 с. С. 118. . Решением проблемы могут стать синтезированные произведения архитектуры и скульптуры, здания-образы, которые будут своими образно новой формой, масштабом, доминантами в градостроительстве создавать своеобразное эмоциональное силовое поле в зоне своего функционированияАрхитектурная бионика /Лебедев Ю. С. и др. - М.: Стройиздат, 1990. - 269 с. С. 118. .

В России доля сельских поселений превышает городские, поэтому важен дизайн первых. Для осуществления этой функции возникло понятие агроэкосистемы - сельского поселения, совмещающего в себе хозяйственную деятельность, необходимую для этого искусственную среду, органично сочетаемую с природной средой Сосунова И.А. Экодизайн в России: социально-технологические аспекты и проблемы развития // Вестник международной Академии наук (русская секция). 2015. №1. С. 67. .

Проблема утраты национальных черт также не является последней в архитектурном дизайне. Бионика помогает найти еще один путь к развитию национальных черт, а именно в аспекте интерпретации региональных, местных форм живой природы в их целостной, пространственной экоистеме. Последняя же составляет, правда, далеко не единственную, но неотъемлемую часть национальной средыАрхитектурная бионика /Лебедев Ю.С. и др. - М.: Стройиздат, 1990. - 269 с. С. 117. .

Обозначив ряд тенденций архитектурного дизайна, необходимо привести ряд примеров современной архитектуры, в которой используются биоформы.

Лесной дом Роберта Харви Ошатца (Рис. 6) - оригинальный дом среди деревьев, построенный архитектором Робертом Харви Ошатцом в лесу близ г. Портленда (США) расположен на склоне, он удачно вписался в ландшафт и отлично сочетается с окружающей природой Левина Е.К. Архитектура в гармонии с природой // Сайт Сибирского федерального университета [Электронный ресурс] .

Каменный дом в горах Новой Зеландии (Рис. 7). Одноэтажный каменный дом на берегу озера Вакатипу, отделанный местным камнем, буквально врастает в гору, вход выполнен через инверсную крышу, являющуюся естественным продолжением рельефа. Стеклянный фасад расширяет общую зону великолепными видами, объединяя её с окружающими буковыми лесами. В доме есть всё необходимое для круглогодичного проживания, тёплые полы обеспечивают дополнительный комфорт в холодную зиму, есть запас газа в баллонах, вода берётся из находящейся рядом речки Левина Е.К. Архитектура в гармонии с природой // Сайт Сибирского федерального университета [Электронный ресурс] .

Здание, застекленное с защитой от птиц (Рис. 8). Стекла этого здания при любом освящении человеку кажутся совершенно прозрачными, но птицы видят в нем паутину, отражающуюся в ультафиолетовых лучах. Эту стратегию использует паук-шелкопряд, заинтересованный в том, чтобы в паутину попадали насекомые, но птицы не рвали ее. Такое стекло было разработано немецкой компанией Arnold Glass совместно с Институтом орнитологии Макса Планка в 2006 г. Такие стекла используются по всему миру, например, в Германии число несчастных случаев с птицами упало на 76% Заболотная А. Дизайн от природы: стекло-паутина и павильон - морской еж в Германии // The Village [Электронный журнал] .

Институт вычислительного дизайна и Институт строительных структур и структур дизайна вместе со студентами Штутгартского университета осуществили проект постройки павильона для бионических исследований (Рис 9). Благодаря наблюдениям за морфологией скелета морского ежа, создали конструкцию из многоугольных пластин, соединенных кальцитовыми «пальчиками». Кострукция имеет большую прочность при этом имеет функцию быстро менять форму. Для павильона использовали 850 различных по форме и размерам пластин фанеры толщиной 6, 5 мм и 100 тысяч соединений Заболотная А. Дизайн от природы: стекло-паутина и павильон - морской еж в Германии // The Village [Электронный журнал] .

На здание небоскреба на западе Германии, спроектированного архитектурным агентством JSWD Architekten, 400 тысяч металлических «перьев» прикреплены к стальным направляющим (Рис. 10). В зависимости от условий окружающей среды, «перья» могут двигаться, например, полностью закрывая фасад от прямых солнечных лучей, регулируя тем самым, уровень освящения и вентиляции внутри офисов. Такая система стала результатом наблюдения за мышцами млекопитающих Заболотная А. Дизайн от природы: стекло-паутина и павильон - морской еж в Германии // The Village [Электронный журнал] .

Биодом «Наутилус», построенный в 2006 г. архиектором Хавьером Сеносианом в форме раковины молюска (Рис. 11). При этом форма раковины сохранена не только снаружи, но в оформлении интерьера: комнаты, имеющие обтекаемые формы, как бы вытекают одна из другой по спирали. Здание сооружено из пластичного армоцемента, который может приобрести практически любую форму Постникова О. Био дом // Архитектура и архитекторы. Информационный сайт об архитектуре [Электронный ресурс] .

Перечисленные примеры применения достижений бионики в архитектуре вполне подтверждают, как представляется автору, целесообразность применения биоформ в архитектурном дизайне.

Выводы к главе 2

Определившись в первой главе с понятием «бионики» и взаимодействием этой науки с дизайном, во второй главе автором было рассмотрено понятие «архитектурная бионика», а затем проведено исследование целесообразности биоформ в архитектурном дизайне. В результате были сделаны следующие выводы:

1. архитектурная бионика - это наука, стоящая на стыке биологии, техники и архитектуры, она занимается исследованием вопросов заимствования принципов биологических систем для использования их в архитектурной среде;

2. архитектурная бионика сравнительно новая наука, однако, уже имеющая устойчивое положение не только за рубежом, но и в России;

3. архитектурная бионика использует функции и формы живой природы в создании архитектурной среды;

4. биоформы являются объектом архитектурного дизайна;

5. архитектурный дизайн, используя формообразование живой природы, не останавливается, однако, только на внешнем копировании формы, уделяя основное внимание гармоничному соотношению формы и функции, формируя, таким образом, органическую архитектурную среду, вписывающуюся в ландшафт внешне и внутренне за счет использования естественных природных условий, естественных материалов, естественных источников энергии;

6. важнейшей целью архитектурного дизайна является, помимо создания комфортной и экономичной среды обитания человека, защита экологии.

Заключение

Во-первых, автор остановился на рассмотрении понятия бионика и определил отношение бионики к дизайну, установив, что бионика - это наука, исследующая биологические системы для создания механических систем, служащих пользе человека. Бионика оказала огромное влияние на развитие науки и техники. Являясь в первую очередь технической наукой, она, однако, тесно связана с искусством, потому что рассматривает вопросы заимствования не только функций, но и форм живой природы. Природа содержит гармонию функции и формы, что используется дизайнерами в создании искусственной среды. Вершиной средового дизайна является дизайн архитектурной среды, создающий «вторую природу», для архитектурного дизайна важнейшее значение имеет взаимосвязь с бионикой.

Во-вторых, автором было рассмотрено понятие «архитектурная бионика» и проведено исследование целесообразности биоформ в архитектурном дизайне. Архитектурная бионика - это наука, стоящая на стыке биологии, техники и архитектуры, она занимается исследованием вопросов заимствования принципов биологических систем для использования их в архитектурной среде, используя для этого функции и формы живой природы. Архитектурный дизайн активно использует биоформы, не останавливается, однако, только на внешнем копировании формы, уделяя основное внимание гармоничному соотношению формы и функции, формируя, таким образом, органическую архитектурную среду, вписывающуюся в ландшафт внешне и внутренне за счет использования естественных природных условий, естественных материалов, естественных источников энергии. Важнейшей целью архитектурного дизайна является, помимо создания комфортной и экономичной среды обитания человека, защита экологии.

Таким образом, в ходе исследования было установлено важное значение бионики в науке, технике и искусстве, в частности в дизайне. Исследование в этой области с целью использования биоформ в формировании архитектурной среды чрезвычайно актуальны и, безусловно, целесообразны для архитектурного дизайна, поскольку позволяют создавать среду гармоничную среду обитания человека.

Данное исследование может послужить необходимым пособием для работы дизайнера, а также стать основой для дальнейших исследований по бионике, в частности, архитектурной бионике, в области дизайна, в том числе архитектурного дизайна.

Использованная литература

1. Архитектурная бионика / Лебедев Ю.С. и др. - М.: Стройиздат, 1990. - 269 с.

2. Архипова А.А. Бионика в архитектурном генезисе мобильной архитектуры // Архитектон: известия ВУЗов / Периодическое издание ФГБОУ ВПО Уральская государственная архитектурно-художественная академия. №42. 2013 г. [Электронный ресурс]

3. Бабаев А.И. Бионическая архитектура. Бионический Hi-tech // Архитектура и проектирование/ Справочник [Электронный ресурс]

4. Бабицкий А. Бионика в архитектуре [Электронный ресурс]

5. Байкова Е.В. Биоморфизм как система образного моделирования в культуре / Автореф. дисс. д. культурологии // Наука и человек. Сайт гуманитарных диссертаций [Электронный ресурс]

6. Белько Т.В. Организация средовых пространств и инновации в области архитектуры // Архив научных публикаций [Электронный ресурс]

7. Бочкарев Д.Н. Метод бионического конструирования в архитектурном проектировании // SCI-ARTICLE [Электронный научный журнал]

8. Глазычев В.Л. Архитектура. Энциклопедия. - М.: «Дизайн. Информаия. Картография». Астрель. АСТ, 2002. - 627 с.

9. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник. - М.: «Архитектура - С», 2004. - 288 с.

10. Заболотная А. Дизайн от природы: стекло-паутина и павильон - морской еж в Германии // The Village [Электронный журнал]

11. Козлов Д. Архитектурная бионика в ХХI веке // Архитектура, строительство, дизайн. Архитектурный журнал. 2006. №2. [Электронный ресурс]

12. Кононова Ю.А., Лебедева Т.В., Микерчук А.Ю. Бионика в архитектуре // Сайт Сибирского федерального университета [Электронный ресурс]

13. Крайзмер Л.П., Сочивко В.П. Бионика. - М.: «Энергия», 1968. - 112 с.

14. Кузнецова Г.Н. Принципы взаимодействия структурного формообразования и визуальной экологии в средовом дизайне // Афтореф. дисс. к. искусств. М., 2006. [Электронный ресурс]

15. Левина Е.К. Архитектура в гармонии с природой // Сайт Сибирского федерального университета [Электронный ресурс]

16. Литинецкий И.Б. Беседы о бионике. - М.: Издательство «Наука», 1968. - 592 с.

17. Мазурина Т.А. Бионическое формообразование в графическом дизайне. - Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2009. - 132 с.

19. Маслов В.Н. Пропорции и конфигурации в природе, архитектуре и дизайне. - Ухта: УГТУ, 2007. - 55 с.

20. Постникова О. Био дом // Архитектура и архитекторы. Информационный сайт об архитектуре [Электронный ресурс]

21. Собственный дом архитектора Ф.Ф. Лумберга // Сitywalls. Архитектурный сайт Санкт-Петербурга [Электронный ресурс]

22. Сосунова И.А. Экодизайн в России: социально-технологические аспекты и проблемы развития // Вестник международной Академии наук (русская секция). 2015. №1. С. 66-69.

23. Суворова А.И. Роль курса «Введение в практическую бионику» в подготовке будущих дизайнеров // Сайт Шадринского государственного педагогического института [Электронный ресурс]

24. Шухова Е. Новая эпоха варварства // Наука и жизнь. 2014. №5.

Приложение

Рисунок 1. Оформление капителей колонн храмов Древнего Египта по аналогии с формами цветов лотоса и папируса: от акцентирования внимания на декоративной стороне (1-4) до тектонического освоения (5-6). (Лебедев, 21)

Рисунок 2. Единство форм архитектуры и окружающей природы. Церковь Покрова на Нерли, XII век

Рисунок 3. Собственный дом архитектора Ф.Ф. Лумберга, Санкт-Петербург, 1904 г.

Рисунок 4. Антонио Гауди. Храм Святого семейства (Саграда Фамилия)

Рисунок 5. Шухов В.Г. Сетчатое покрытие овального павильона Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде. 1896 год

Рисунок 5. Лесной дом Роберта Харви Ошатца

Рисунок 7. Каменный дом в горах на берегу горного озера Вакатипу

Рисунок 8. Стекло, отпугивающее птиц

Рисунок 9. Павильон «Морской еж»

Рисунок 10. Здание, созданное по аналогии с мышцами животных

Рисунок 11. Дом «Наутилус»

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Рост городов и деградация природной среды как естественной фактор развития общества. Современное представление об экологии города; отражение природных концепций в градостроительтве. Использование достижений архитектурной бионики в строительстве зданий.

    реферат , добавлен 11.10.2013

    Город как природно-техногенная система. Зонирование территории городов - природные аналогии. Физические факторы в городах. Оценка воздействия физических факторов в городской среде. Архитектурная бионика, использование природных аналогий в архитектуре.

    реферат , добавлен 15.10.2014

    Синергетика как междисциплинарное направление научных исследований, задачей которого является изучение природных явлений и процессов на основе принципов самоорганизации систем. Общая методология и принципы синергетики, ее отражение в архитектуре.

    реферат , добавлен 01.12.2012

    Архитектурно-строительная бионика. Принципы "зеленой" (органической) архитектуры. Творчество Р. Пиетиля. Основные постройки Аалто. Проект инженера-мостовика Г. Эйфеля. Аналогия строения стеблей злаков и некоторых современных высотных сооружений.

    курсовая работа , добавлен 15.09.2013

    Стилевые и функциональные характеристики декоративных элементов в развитии архитектурных стилей. Виды декоративных элементов интерьера. Особенности восприятия предметно-пространственной среды в дизайне. Мифопоэтика в системе проектирования объектов.

    курсовая работа , добавлен 08.12.2014

    Взаимосвязь закона доминанты через средство гармонизации художественной формы. Основные способы выявления композиционного центра. Понятие об фокальной точке в интерьере. Основные способы создания композиционного центра. Примеры доминанты в дизайне.

    презентация , добавлен 25.12.2013

    Понятие фактуры как свойств материала, предмета, которые мы ощущаем при прикосновении к нему, ее значение в восприятии форм. Использование в отделке интерьеров идеи фактурности. Варианты использования свойств текстуры в дизайне. Правила фактуры и цвета.

    контрольная работа , добавлен 19.05.2014

    История возникновения внутренних двориков, их основные виды, конструктивные особенности и принципы проектирования. Конструктивно-архитектурные элементы планировки. Характеристика отделочных материалов в ландшафтном дизайне и составление сметы проекта.

    дипломная работа , добавлен 21.09.2012

    Развитие направления хай-тек в архитектуре в рамках мирового архитектурно-исторического процесса. Материалы и их роль в архитектурном направлении хай-тек. Творчество Нормана Фостера как одного из пионеров и лидеров направления хай-тек в архитектуре.

    дипломная работа , добавлен 27.06.2013

    Начало жизненного пути. Работа в области промышленного дизайна в архитектурном бюро Петера Беренса. Новый язык архитектурных форм. Время осмысления пройденного пути, создание "Баухауса". Деятельность в эмиграции. Актуальность принципов Гропиуса.

Био-тек – современный стиль “нео-органического” направления в области архитектуры и интерьера, который отличается выразительными конструкциями, напоминающими естественные природные формы. Другое его название – бионика. Новое движение появилось относительно недавно, поэтому стиль закрепился только на уровне отдельных крупных архитектурных композиций. Основные черты био-тека – стремление повторить гармонию природных объектов на примере архитектурных строений, а также создании интерьеров в жилых и коммерческих помещениях.

История возникновения Бионики как стиля

Стиль возник и развивался из науки прикладного характера под названием бионика. Приверженцы этой науки искали решения для сложных инженерных и технических задач, обращаясь за вдохновением к формам природного характера.

Впервые био-тек проявил себя в работах Леонардо да Винчи. Великий мастер наблюдал за птицами, после чего создавал проекты летательных аппаратов.

Конкретных дат возникновения концепций бионики в архитектуре и интерьере нет, однако считается, что первый шаг на пути становления стиля в современное время сделал Фрэнк Ллойд Райт (1939 г.) – британский архитектор. Он был убежден, что сооружения должны быть аналогичны живым организмам, рост которых происходит согласно природным законам.

По словам Ллойда, органическая бионика в строительстве – это единство науки, религии и искусства.

Становление био-тека как архитектурного стиля приходится на конец 20-го века, однако по сей день это направление пользуется высокой популярностью и продолжает развиваться в строительной области.

Архитектура Биотека

Био-тек архитектура отличается отсутствием симметричности. Строения этого направления зачастую имеют формы паутины, деревьев, коконов и прочих композиций, которые встречаются в природе. Этот стиль направлен на воплощение конкретной философской концепции, преследующей идею создания новейшего пространства для проживания человека. Для этого происходит объединение принципов архитектурного строительства, инженерного дела и биологии, благодаря чему дома в этом стиле отличаются своей экологичностью.

Стиль био-тек в области архитектурного строения направлен на создание экодомов, которые представляют собой комфортабельные энергоэффективные постройки. Их отличительная черта – системы жизнеобеспечения независимого типа.

Основные черты в строительстве

В таких строениях устанавливаются озелененные террасы, коллекторы, куда собирается дождевая вода, солнечные батареи, вентиляционные системы и естественное освещение.

Примеры архитектурной бионики:

  • Гостиница Майкла Соркина, спроектированная в виде медузы.
  • Зеркально остекленный Фред Олсен-сентр в Лондоне – творение Нормана Фостера.
  • Дом в форме яйца, авторами которого стали бельгийские архитекторы студии DMVA.
  • Здание Хавьера Сеносьяйна, созданное по примеру раковины моллюска Наутилуса и получившее одноименное название.
  • Небоскреб «Сент-Мэри-Экс, 30», именуемый в простонародье Корнишоном, возведенное по проекту Нормана Фостера.

Здания могут повторять как формы людей, животных (в том числе и части их тел), так и образы, наблюдаемые в неживой природе.

В современной архитектуре бионика находится на пике своего развития, о чем говорят новые необычные строения по всему миру. Их конструкция может состоять из разнообразных материалов, подобных структуре природных форм (например, пузыри, пчелиные соты или слоистые композиции).

Интерьер: дизайн и мебель

Био-тек в интерьере современных зданий отличается тем, что все детали декора и самой постройки напоминают всевозможные природные объекты. Он отдаленно напоминает и своими яркими красками, и особой щепетильностью в выборе всех элементов. Интерьер жилого помещения в этом стиле может быть выполнен как в традиционной планировке, так и в криволинейном решении.

Направление бионики в области организации внутренних помещений исключает прямолинейность, наличие острых углов и резких линий. Кроме того, бионика в вопросе оснащения техникой требует включение в пластичные и криволинейные формы интерьера высокотехнологичных элементов: интерактивные модули, а также новейшие технические приборы (что отличает данный стиль от ).

Сегодня очень модно придерживаться естественности в оснащении своего жилища, поэтому бионика заслужила многочисленные положительные отзывы не только в нашей стране, но и в европейских странах по всему миру.