Главная · Монтаж · Небольшой фруктовый сад произведение. Фруктовый сад. Рассказ. Распределение садовых высадок на раздельные зоны

Небольшой фруктовый сад произведение. Фруктовый сад. Рассказ. Распределение садовых высадок на раздельные зоны

Моему саду семь лет. Когда я приступала к его планированию, то была во власти энтузиазма: мне хотелось посадить все. Ведь на свете так много разных плодовых деревьев: сложно отдать предпочтение чему-то одному! Но как впихнуть все то, что рисует воображение, в ограниченное пространство участка?

Фото: Оксана Панфилова

Предел плотности

Сейчас, по прошествии времени, я вынуждена признать, что по неопытности погорячилась с плотностью посадки плодовых деревьев: выбрала схему 2×2 м, со сдвигом на 1 м в следующем ряду. Сейчас мне кажется, что это слишком плотно.

В дело вмешался случай. Несколько лет назад случилось зимнее нашествие мышей, они сильно обгрызли основания молодых деревьев. Повреждения пережили не все. По счастливому стечению обстоятельств деревья погибли не подряд, а через одно. И мы посадили вместо них кусты смородины. Вот такое расположение мне показалось более удачным: с одной стороны, для кроны деревьев остается больше места, с другой - посадки достаточно плотные. В этом случае шахматный порядок образуется за счет чередования кустов и деревьев.

Схемы посадки в нашем любительском садоводстве - больная тема. Небольшие участки не согласуются с понятным желанием иметь в саду и то, и это. Сложившееся у автора расположение растений вполне разумно с точки зрения места для развития кроны, однако, на мой взгляд, ягодные кустарники все же лучше сажать отдельно от плодовых деревьев. Например, часто бывает необходимо провести химическую обработку деревьев в то время, когда кустарники в опрыскиваниях не нуждаются, да и до сбора урожая остались считаные дни. А из-за ветра вероятность попадания препарата на смородину при обработке довольно высока.

«Мы можем обрезать только крону, а не корни. Поэтому надземные части получаются гораздо меньше корневой системы, а такому растению легче прокормить себя», – считает Оксана. Но на самом деле надземная и подземная части тесно взаимосвязаны и всегда стремятся уравновесить друг друга. Ограничивая габариты кроны, вы автоматически замедляете рост корней. Следовательно, подкормки должны соответствовать внешним размерам растения.

Хватает ли питания саду? Поскольку у нас бедные песчаные почвы, мы руководствуемся принципом «дробного рациона», потому что иначе все просто вымывается дождями, не успевая дойти до растений.

Такой подход к подкормкам весьма целесообразен даже и на более тяжелых почвах, где вероятность вымывания в более глубокие слои намного ниже. Особенно хорошо, если подкормки приурочены к периодам более высокой потребности растений в питательных веществах и дождям или поливам.

Рост под контролем

Когда я раздумывала, как бы сделать сад компактным, решение пришло вместе с покупкой секатора: надо «вручную» контролировать рост деревьев! В пользу «жестокого обращения» с растениями было еще одно соображение: в то время мои дети были маленькими, и очень хотелось, чтобы они имели возможность сорвать яблоко, грушу, сливу и вишню сами, когда захотят. Я видела много старых садов: в поисках света ветви устремлялись высоко вверх и сбор урожая превращался в эквилибристические этюды. Каким бы обильным ни был урожай на таких деревьях, нормально и полностью собрать его было невозможно. А нам было важно, чтобы в течение лета созревало то одно, то другое, что можно сразу съесть (остатки - пустить на сок). К счастью, почти все современные сорта плодовых деревьев прививаются на полукарликовый или карликовый подвой. Это наполовину облегчило задачу.

Уточню: в наше время многие (но не все!) саженцы выращиваются на карликовых или полукарликовых подвоях независимо от того, современный это сорт или старинный. В серьезных питомниках найти такой материал вполне реально.

Легче всего оказалось обрезать груши: у них довольно компактная крона и не слишком обильное побегообразование. Главная задача заключалась в переводе ветвей на внешние почки, чтобы расширить крону. Яблони были более трудоемки, так как побегов они давали больше.

Описанная ситуация справедлива только для того набора сортов, который оказался в распоряжении хозяйки. Груша со сдержанным ростом - дело нетипичное: большинство представителей этой культуры - как раз мощные и густые деревья. К тому же грушу на слаборослом подвое для средней полосы России днем с огнем не отыщешь - таких подвоев пока не выведено. Яблони же бывают не только с сильным ветвлением: существует множество сортов с низкой побегообразовательной способностью.

Больше всего хлопот доставили вишни, сливы и алыча: мы с ними соревновались, кто кого обгонит. Время от времени они вырывались вперед, и тогда мне приходилось прореживать крону, вырезая целые горы молодых побегов. Важно, чтобы ветви не пересекались и не росли внутрь, а также не слишком раскидывались в стороны, перекрывая проходы между растениями. Обрезкой я направляла ветки в нужном направлении и ограничивала их рост и количество.

Побегообразовательная способность у косточковых действительно намного выше, чем у семечковых, при этом побеги они дают более сильные. Но у них тоже есть сортовые различия, в особенности - у вишни. И вот здесь-то и таится опасность, подстерегающая неопытных садоводов, излишне нацеленных на прореживание кроны. Так называемые кустовидные сорта вишни закладывают цветковые почки и дают урожай преимущественно на побегах прошлого года. При таком типе плодоношения увлекаться сильным прореживанием не стоит, чтобы, как говорится, «не выплеснуть с водой ребенка».

Кроме того, я довольно сильно укорачивала приросты. Эффект был ожидаем: в месте обрезки появлялось много новых побегов. Из них выбирался наиболее удачный и через 3-4 недели остальные удалялись. Так я замедляла рост нужного мне побега и не давала расходовать питательные вещества впустую на те побеги, которые все равно осенью или ранней весной были бы удалены. К периоду покоя все побеги успевали вызреть и хорошо переживали зиму.

Формировка путем различных манипуляций с неодревесневшими зелеными побегами в приусадебном садоводстве достойна внимания и широкого применения.

Через пару лет я планирую вырезать у каждого дерева центральный проводник для лучшего освещения середины кроны, чтобы урожай был не только на периферии. Эксперимент продолжается!

Что касается косточковых, то такой прием представляется вполне разумным. А вот с яблоней и грушей я бы не советовал это делать: особых преимуществ это не даст, а вот трудоемкость последующего поддержания кроны в надлежащем порядке повысить - может.

Советы эксперта

Рассказ и фотографии показывают, что формировка растений выполнена вполне грамотно. Однако я бы предложил немного другой подход: уменьшать количество скелетных ветвей при сохранении того же объема кроны за счет ветвей более высоких порядков. Думаю, что это позволило бы сделать процесс формировки деревьев менее трудоемким. Да и вряд ли стоило столь рьяно бороться с отрастающими побегами, вполне можно было обойтись более слабым укорачиванием и в какой-то мере выжидательной тактикой. Как показывает практика, значительная часть побегов активно растет в первые годы, затем их рост становится более сдержанным.

Пряное варенье из персиков с корицей, бадьяном и гвоздикой. Варенье очень густое, ароматное, с прозрачными кусочками фруктов. Немного повозиться придётся с обработкой - с персиков обязательно нужно счистить кожицу, зато готовится варенье довольно быстро. Для заготовки на зиму выбирайте спелые персики без признаков порчи и видимых повреждений. Кожицу можно счистить обычным овощным скребком или, как в этом рецепте, ошпарить фрукты кипятком. Сорт персиков подойдет любой.

Перед каждым владельцем садового участка возникает вопрос об улучшении качества почвы. Либо - в самом начале при освоении участка. Либо через некоторое время, потому что на участке неплохо растут одни культуры, но чахнут, болеют или вовсе отказываются - другие. Либо из-за того, что снижается урожайность тех культур, которые раньше плодоносили без проблем. В таких случаях покупают машину перегноя, торфа, чернозема или навоза, или отравляются в магазин за минеральными удобрениями.

Торжественные и строгие «ромашки» гацании – одни из самых крупных и оригинальных среди всего семейства Астровых. Это растение привлекает поклонников геометрии и современных узоров в горшечном формате. И если на улицах, балконах, верандах и террасах гацания кажется настоящей звездой, то в качестве комнатного растения она очень мало неизвестна. А между тем именно гацания из всех ярких и модных летников к выращиванию в комнатах приспособлена лучше всего.

Говяжьи рёбрышки тушеные с овощами и лисичками - блюдо, на приготовление которого хотя и понадобится 2-3 часа, при этом особенных усилий прикладывать не придётся: все ингредиенты слоями укладываются в жаровню, а затем долго томятся на плите. Мясо получается таким нежным, что просто опадает с рёбрышек, а овощи, пропитавшись соками, становятся невероятно вкусными, и отлично дополняют говядину. Словом, особенно не утомляясь, можно приготовить мясо с гарниром на обед или на ужин.

Пересадка почки – это сложная и ответственная операция вообще. Даже если речь идет о почках розы. В этой статье расскажу всю правду про прививку роз методом окулировки. Вы поймете, почему обычно садоводы не прививают розы, а предпочитают покупать уже привитые и в питомнике. Окулировка – это пересадка почки с сортового растения на подвой шиповника. Пересадить почку можно на любую часть ствола. Причем не только на шиповник. Розу можно прививать на другую розу.

Последний в календарном значении месяц лета для каждого садовода становится первым месяцем подготовки к будущей зиме. Кроме насущных проблем и обильного урожая, приходится задумываться о многом другом. Ведь и подготовка почвы, и разделение цветов, и правильная закладка на хранение ничуть не менее важны, чем подготовка газона и уход за овощами. Этот месяц в лунном календаре также особенный. Работы в декоративном саду и огороде разбиты на удлиненные периоды.

Традиционный чай из чайных листьев, пожалуй, один из самых любимых напитков во всем мире. Но в этой статье пойдет речь о не менее модных травяных чаях. Сегодня они стали незаменимой составляющей здорового образа жизни. Я расскажу о моем опыте: как я заготавливаю и храню мятный, лавандовый, укропный, из виноградных и яблочных листьев чай в домашних условиях, об их пользе для здоровья и правилах использования. С незапамятных времен на Руси пили травяные чаи.

Салат из помидоров и огурцов на зиму - самый вкусный и простой рецепт. Различные виды овощных салатов заготавливают в промышленных масштабах. В дополнение к большому количеству уксуса, там ещё и различные пищевые добавки, с непонятными рядовому человеку индексами. В домашнем салате на зиму всё по-другому - кислоту регулирует хозяйка, она же следит за стерильностью и пастеризацией, поэтому такие заготовки невероятно популярны за праздничным столом.

Венерины башмачки сегодня почти вытеснены из прилавков и подоконников выносливыми фаленопсисами. Роскошно цветущие, некрупные и очень вариативные, пафиопедилумы - орхидеи, любоваться цветением которых можно бесконечно. И ностальгичные, и модные одновременно, они для многих остаются малознакомыми растениями, окутанными мифами и легендами. На практике они куда дружелюбнее, чем гласит их королевская репутация. Без тщательного ухода пафиопедилумы не цветут.

Персиковый компот на зиму с красными сливами и садовыми ягодами приготовлен методом горячей заливки. Заливка может быть двух- или трёхкратной, для надежности можно добавить ещё и стерилизацию, если планируете хранить заготовки в квартире. Фрукты для компота лучше выбрать чуточку недозрелые, чтобы ломтики сохраняли форму. А из спелых персиков и слив лучше приготовить варенье или джем. Я обычно закатываю компот в небольшие банки и делаю его концентрированным.

Томаты родом из Перу, где климат очень жаркий и засушливый. Как же обеспечить родные условия томатам в нашем климате? Они, например, у меня растут в открытом грунте, а лето прохладное, и идут очень частые дожди. При этом хочется, чтобы куст плодоносил до самой осени, и плодов дал, как на пакетике с семенами пишут - 10 кг с куста. Чтобы этому южанину обеспечить комфортные условия и, соответственно, себе - большой урожай, нужно уметь правильно формировать куст.

Довольно часто садоводам хочется получить понравившиеся растения без особых затрат. Первое, что приходит на ум в таких случаях - черенкование. А если вы начинающий или «ленивый» садовод? Или приезжаете на дачный участок только в выходные, да и то через раз, и еще хотите там отдыхать? Тогда затея с черенками может и не удаться. Почему бы не предоставить природе возможность сделать почти всю работу за нас - размножить наши любимые растения отводками?

Плов с булгуром - очень ароматный, рассыпчатый, такой вкусный, что просто пальчики оближешь! Для этого рецепта понадобится крупнозернистый или крупный булгур, также в продаже встречается «Булгур для плова». Это не сорта пшеницы, а виды булгура, в которых разнятся только фракции помола. Также подходит для рецепта цельное зерно, очищенное от оболочки и нешлифованный булгур. Последний вид наиболее полезный, он часто используется в рецептах для диетического питания.

Мои грядки с клубникой существуют десять лет. Кусты я, естественно, обновляю. Раньше, когда май и июнь были сухими, я снимала со своей «плантации» два ведра вкусных ягод и еще полведра ягод, покрытых серой гнилью. Если начало лета было дождливым, то мне доставалось два ведра серой гнили и только полведра спелой клубники. Обидно делиться урожаем с какой-то гнилью! Я начала атаку на эту бяку. Итак, пошагово - почему моя клубника никогда не болеет серой гнилью.

Сделать большое доброе дело для людей, да не крича об этом на каждом шагу, а так, между прочим, — это одно, а делать себе громкое имя под видом добрых дел — это совсем другое. Путь к добрым делам подсказывает сердце, а не желание прославиться. Люди и так заметят того, кто умеет творить добро.

«Фруктовое дерево»

Он решил разводить большие фруктовые сады, так как в теплом климате, где он жил, народ в больших количествах употреблял фрукты; и он мог таким образом сделаться благодетелем для людей, а имя его стало бы знаменитым у потомков . Быть может, более всего он и добивался этого последнего, хотя сам не хотел в этом сознаться даже самому себе.

Но шло время, а жаждущий славы человек, как это ни казалось ему странным, не имел никакого успеха в своих добрых намерениях. То червячки поедали все листы и цветы с его деревьев, то страшные бури ломали ветки. Так шел год за годом, пока ему не надоела не приносящая плодов работа.

С годами ему на душе становилось все тяжелее. Человеку казалось, что он не совершил на свете ничего такого, что могло бы иметь значение для потомков. И на старости лет он уже больше стал думать о реальной пользе дела, чем о похвалах, которые его деяния могли бы ему доставить.

Чтобы развеяться, он как-то раз решил посетить свои родные места, там где он играл, учился, жил. В его бывшем родном доме жили теперь чужие люди, которых он не знал.

Когда он, после долгого путешествия добрался до родного дома, то нашел это место мало изменившимся. Единственная разница заключалась в том, что перед домом стояло роскошное высокое фруктовое дерево, которое, насколько он помнил, раньше там не росло. Ветви его были усыпаны вкуснейшими плодами, которыми хлебосольные хозяева его угостили, когда он, уставший и голодный, расположился на отдых в прохладной тени фруктового дерева.

— Какое прекрасное фруктовое дерево вы посадили, — воскликнул он, вздыхая при мысли о своих несбывшихся надеждах. — Благодаря этому вы сделались благодетелями для своих ближних и потомков.

— Не мы его посадили, — ответили хозяева дома, — оно уже росло здесь, когда мы переехали сюда, но мы ежедневно вспоминаем посадившего его. Страстно желая узнать его имя, мы отправились к одному из здешних старожилов, который с детства жил в этом краю.

По просьбе старика они назвали имя человека, посадившего дерево.

Старик встрепенулся, — это было его собственное имя!

— Это ошибка, — сказал он, запинаясь. — Имя точно мое, но в детстве я никогда не сажал здесь никакого дерева.

— Однако, это сделал ты, — ответили они, обрадованные тем, что их гость и есть тот самый человек. — Старожил нам все рассказал. Как то раз, когда ты был маленьким мальчиком, тебе дали большой и вкусный плод, какие теперь растут на этом дереве. Ты очень обрадовался и, собираясь его съесть, увидел нищего мальчика, который стоял в дверях дома и бросал жадные взгляды на плод, который ты держал в руке. Тогда ты, взяв ножик, разрезал плод пополам и протянул половину бедному мальчику.

Маленькое семечко, упав тогда на землю, взошло и пустило корень. Когда ты покинул край, бедный мальчик, из благодарности к тебе, ухаживал за растением, пока оно не превратилось в это роскошное дерево, которое ты видишь теперь перед собою. Мальчик этот был никто другой, как тот человек, что рассказал нам историю дерева.

Тогда старик, склонив голову, скрестил руки и слезы радости и благодарности полились из его глаз. Мечты его юности исполнились, хоть и иначе, чем он предполагал.

— Моя жизнь, значит, все же не пропала даром, — сказал он, — и теперь мне понятно, почему то, что мною было посажено в гордыне, не взошло. Ведь семена, которое мы сеем, сами того не ведая, со временем приносят самые богатые плоды.

УЧИМ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ, СОСТАВЛЯТЬ РАССКАЗЫ ПО КАРТИНАМ.

Пересказ рассказа "Богатый урожай" с использованием сюжетных картин.



1.Чтение рассказа.
Богатый урожай.
Жили-были трудолюбивые гусята Ваня и Костя. Ваня очень любил трудиться в саду, а Костя - в огороде. Решил Ваня вырастить урожай груш и винограда, а Костя - урожай гороха и огурцов. Овощи и фрукты выросли на славу. Но тут Костин урожай стали поедать ненасытные гусеницы, а к Ване в сад повадились шумные галки и стали клевать груши и виноград. Гусята не растерялись и стали бороться с вредителями. Костя позвал на помощь птичек, а Ваня решил сделать пугало. В конце лета Костя и Ваня собрали богатый урожай овощей и фруктов. Теперь никакая зима им была не страшна.

2. Беседа.
- О ком этот рассказ?
- Где любил работать Ваня? Как его можно назвать?
- Где любил работать Костя? Как его можно назвать?
- Что выращивал в саду Ваня?
- А что в огороде Костя?
- Кто мешал Ване? А кто Косте?
- Как можно назвать гусениц и галок?
- Кто помог Ване избавиться от гусениц?
- А что сделал Костя, чтобы отпугнуть галок?
- Чему радовались трудолюбивые гусята в конце лета?
3.Пересказ рассказа.

Пересказ рассказа "Лебеди" с использованием сюжетных картин.



1.Чтение рассказа.
Лебеди.
Дедушка перестал копать, наклонил голову вбок и к чему-то прислушался. Таня спросила шёпотом:
- Что там?
А дедушка ответил:
- Слышишь, лебеди трубят?
Таня поглядела на дедушку, потом на небо, потом опять на дедушку, заулыбалась и спросила:
- А что же, у лебедей труба есть?
Дедушка засмеялся и ответил:
- Какая там труба? Просто они кричат так протяжно, вот и говорят, что они трубят. Ну, слышишь?
Таня прислушалась. И правда, где-то высоко были слышны протяжные далёкие голоса, а затем она увидела лебедей и закричала:
- Вижу, вижу! Верёвочкой летят. Может, они где-нибудь сядут?
- Нет, они не сядут, - задумчиво сказал дедушка. - Они улетают в тёплые края.
А лебеди летели всё дальше.

2.Беседа.
- О ком этот рассказ?
- К чему прислушивался дедушка?
- Почему Таня заулыбалась на слова дедушки?
- Что значит "лебеди трубят"?
- Кого увидела в небе Таня?
- Чего очень хотелось Тане?
- А что ответил ей дедушка?
3.Пересказ рассказа.

Составление рассказа "Как солнышко ботинок нашло" по серии сюжетных картин.





1.Беседа по серии картин.
- Где гулял мальчик Коля?
- Чего было много вокруг дома?
- Почему Коля стоит в одном ботинке?
- Как поступил Коля, когда заметил, что у него нет ботинка?
- Как вы думаете, он нашёл его?
- Кому рассказал Коля о своей потере?
- Кто стал искать ботинок после Коли?
- А после бабушки?
- Где Коля мог потерять ботинок?
- Почему солнышко нашло ботинок, а все остальные нет?
- Нужно ли поступать так, как поступил Коля?
2.Составление рассказа по серии картин.
Как солнышко ботинок нашло.
Однажды Коля вышел во двор погулять. Во дворе было много луж. Коле очень нравилось бродить по лужам в своих новых ботинках. И тут мальчик заметил, что на одной ноге у него нет ботинка.
Стал Коля искать ботинок. Искал, искал, но так и не нашёл. Пришёл он домой и рассказал всё бабушке и маме. Во двор отправилась бабушка. Искала, искала она ботинок, но так и не нашла. Вслед за бабушкой во двор вышла мама. Но и она не смогла найти ботинок.
После обеда из-за туч выглянуло яркое солнышко, осушило лужи и нашло ботинок.

3.Пересказ рассказа.

Общая горка. Пересказ по картине.

1.Беседа по картине.
- Какое время года изображено на картине?
- По каким признакам вы догадались, что это зима?
- Где собрались дети?
- Подумайте, кто построил горку?
- А кто из детей только что пришёл на горку?
- Обратите внимание на мальчиков. Как вы думаете, из-за чего они поспорили?
- Посмотрите на Наташу. Что она говорит мальчикам?
- Как закончилась эта история?
- Дайте название картине.
2.Образец рассказа.
Общая горка.
Наступила зима. Выпал белый, пушистый, серебристый снег. Наташа, Ира и Юра решили построить из снега горку. А Вова им не помогал. Он болел. Хорошая вышла горка! Высокая! Не горка, а целая гора! Ребята взяли санки и весело катались с горки. Через три дня пришёл Вова. Он тоже хотел съехать с горки на санках. Но Юра закричал:
- Не смей! Это не твоя горка! Ты её не строил!
А Наташа улыбнулась и сказала:
- Катайся, Вова! Это горка общая.

3.Пересказ рассказа.

Составление рассказа "Семейный ужин" по серии сюжетных картин.





1.Беседа по серии картин.
- Как вы думаете, какое время суток нарисовано на картинках?
- Почему вы так думаете?
- Откуда вернулись домой Саша и Маша?
- А откуда пришли папа и мама?
- Как называется вечерний приём пищи в семье?
- Что стала делать мама? Зачем?
- Какую работу выполняет Саша?
- Что можно приготовить из картошки?
- А чем занята Аня?
- Что она будет делать?
- Кого вы не увидели в кухне за работой?
- Какую работу выполнял папа?
- Когда всё было готово, что сделала семья?
- Как можно закончить наш рассказ?
- Как вы думаете, чем займутся родители и дети после ужина?
- Как можно назвать наш рассказ?
2.Составление рассказа.
Семейный ужин.
Вечером вся семья собралась дома. Папа и мама вернулись с работы. Саша и Наташа пришли из школы. Они решили вместе приготовить семейный ужин.
Саша почистил картошку для картофельного пюре. Наташа помыла огурцы и помидоры для салата. Мама пошла в кухню, поставила чайник на плиту и стала заваривать чай. Папа взял пылесос и почистил ковёр.
Когда ужин был готов, семья села за стол. Все были рады видеть друг друга за семейным ужином.

3.Пересказ рассказа.

Составление рассказа "Новый год на пороге" по серии сюжетных картин.





1.Беседа по серии картин.
- Какой праздник приближается?
- Как вы можете это доказать?
- Чем заняты ребята?
- Назовите, какие ёлочные украшения у них получатся?
- Чем пользуются дети для изготовления ёлочных игрушек?
- Они работают с удовольствием или нет?
- Какие получились у них украшения?
- Куда они повесили свои игрушки?
- Как дети проводили праздник?
- Во что они были одеты?
- Какой сюрприз ждал их в конце праздника?
2.Составление рассказа.
Новый год на пороге.
Приближался любимый детский праздник - Новый год. А ёлка стояла в углу и грустила. Оля посмотрела на ёлку и предложила:
- Давайте украсим её не только шарами, но и сами сделаем игрушки!
Ребята согласились. Каждый из них вооружился ножницами, красками и цветной бумагой. Работали они с удовольствием. Вскоре яркие, красочные украшения были готовы. Ребята с гордостью повесили на ёлку свои работы. Ёлка сверкала и светилась.
Наступил праздник. Ребята надели маскарадные костюмы и отправились к ёлке. Они пели, танцевали и водили хоровод. Ну, и конечно же, к ребятам пришёл Дедушка Мороз с долгожданными подарками.

3.Пересказ рассказа.

Пересказ рассказа "Как мы общаемся", составленного по отдельным сюжетным картинам.



img src=/font



1.Беседа.
- Как мы общаемся друг с другом, если находимся рядом?
- А если человека нет рядом, то что мы делаем?
- Что можно отнести к средствам связи?
- Что можно отправить по почте?
- Как раньше доставляли почту?
- Как работал телеграф?
- Сколько времени нужно сейчас, чтобы послать сообщение?
- Что для этого используют люди?
- А как почтовая связь доставляет нам письма и поздравительные открытки?
- Почему люди пишут друг другу письма и поздравительные открытки?
2.Составление рассказа.
Как мы общаемся?
Разговаривая, мы общаемся друг с другом. Но иногда близкий человек находится далеко. Тогда на помощь приходят телефон и почта. Набрав нужный номер телефона, мы услышим знакомый голос. А если нужно послать письмо или поздравительную открытку, то можно пойти на почту.
Раньше почту доставляли на лошадях. Затем появился телеграфный аппарат Морзе, и сообщения стали передавать по проводам с помощью электрического тока. Инженер Белл усовершенствовал аппарат Морзе и изобрёл телефон.
В наше время сообщения с текстом и картинками можно передать очень быстро. Для этого люди используют сотовый телефон и компьютер. Но и сейчас люди продолжают писать друг другу письма, посылать поздравительные открытки и телеграммы по почте. Почту доставляют на автомобилях, по железной дороге или по воздуху.

3.Пересказ рассказа.

Составление рассказа по сюжетной картине "В живом уголке".

1.Беседа.
- Кого вы видите на картине?
- Назовите растения, которые находятся в живом уголке.
- Нравится ли детям трудиться в живом уголке? Почему?
- Кто сегодня трудится в живом уголке?
- Чем заняты Катя и Оля?
- Какие листья у фикуса?
- Почему Даше нравится ухаживать за рыбками? Какие они?
- Что нужно делать, если в живом уголке живёт хомяк? Какой он?
- Какие птицы живут в живом уголке?
- Где находится клетка с попугаями? Какие попугаи?
- Как ребята выполняют свою работу?
- Почему им нравится ухаживать за животными и растениями?
2.Составление рассказа по картине.
В живом уголке.
В живом уголке много растений и животных. Детям нравится наблюдать и ухаживать за ними. Каждое утро, когда ребята приходят в детский сад, они идут в живой уголок.
Сегодня в живом уголке трудятся Катя, Оля, Даша, Ваня и Наталья Валерьевна. Катя и Оля ухаживают за фикусом: Катя вытирает влажной тряпочкой его большие блестящие листья, а Оля поливает растение. Даше нравятся рыбки: они очень яркие и с удовольствием едят корм, который она насыпает в аквариум. Ваня решил поухаживать за хомячком: он чистит его клетку, а затем будет менять воду. Наталья Валерьевна кормит пёстрых попугаев. Их клетка висит высоко и ребятам до неё не дотянуться. Все очень сосредоточены и стараются хорошо выполнить свою работу.

3.Пересказ рассказа.

Составление рассказа "Заяц и морковка" по серии сюжетных картин.



1.Беседа по серии картин.
- Какое время года изображено на картинке?
- Что вы можете сказать о погоде?
- Какой стоит снеговик?
- Кто пробегал мимо снеговика?
- Что он заметил?
- Что решил сделать зайка?
- Почему ему не удалось достать морковку?
- Что он задумал потом?
- Помогла ли ему лестница добраться до морковки? Почему?
- Как изменилась погода по сравнению с первой картинкой?
- Что можно сказать о настроении зайчика на второй картинке?
- Что происходит со снеговиком?
- Как светит солнышко на третьей картинке?
- На что похож снеговик?
- Какое настроение у зайчика? Почему?
2.Составление рассказа.
Заяц и морковка.
Наступила весна. Но солнышко ещё редко выглядывало из-за туч. Снеговик, которого слепили дети зимой, стоял и даже не думал таять.
Однажды мимо снеговика пробегал зайчик. Он заметил, что вместо носа у снеговика вкусная морковка. Стал подпрыгивать, но снеговик был высокий, а зайчик маленький, и он никак не мог достать морковку.
Зайчишка вспомнил, что у него есть лестница. Он побежал в дом и принёс лестницу. Но даже она не помогла достать ему морковку. Зайчик загрустил и сел возле снеговика.
Тут из-за туч выглянуло тёплое весеннее солнышко. Снеговик медленно начал таять. Вскоре морковка оказалась на снегу. Радостный зайчик с удовольствием её съел.

3.Пересказ рассказа.

Пересказ сказки "Колосок" с использованием серии сюжетных картин.





1.Чтение сказки.
2.Беседа.
- О ком эта сказка?
- Чем занимались целый день мышата?
- Как можно назвать мышат, какие они? А петушок?
- Что нашёл петушок?
- Что предложили сделать мышата?
- Кто обмолотил колосок?
- Что предложили сделать мышата с зерном? Кто это сделал?
- Какую ещё работу выполнял петушок?
- А что в это время делали Круть и Верть?
- Кто первый сел за стол, когда пироги были готовы?
- Почему голос у мышат становился тише после каждого вопроса петушка?
- Почему петушок не пожалел мышат, когда они вышли из-за стола?
3.Пересказ сказки.

Составление рассказа "Откуда хлеб пришёл" по серии сюжетных картин.









1.Беседа.
- Какое время года изображено на первой картинке?
- Где работает трактор? Как называется профессия человека, который работает на тракторе?
- Какую работу выполняет трактор?
- Как называется техника, которую вы видите на третьей картинке? Какую работу выполняет сеялка?
- Какую работу выполняет самолёт? Зачем нужно удобрять поле?
- Когда созревает пшеница?
- С помощью чего убирают урожай пшеницы? Как называется профессия человека, который работает на комбайне?
- Из чего пекут хлеб?
- А что нужно сделать с зёрнами пшеницы, чтобы получилась мука?
- Где пекут булки, батоны? Кто их печёт?
- Куда затем везут хлеб?
- Как нужно относиться к хлебу? Почему?
2.Составление рассказа.
Откуда хлеб пришёл.
Наступила весна. Растаял снег. Выехали в поле трактористы, чтобы вспахать и взрыхлить землю под будущий хлеб. Хлеборобы засыпали зерно в сеялки и стали рассеивать по полю. А затем в небо поднялся самолёт, чтобы удобрить пшеничное поле. Удобрение попадёт в землю, а пшеница будет расти и созревать. К концу лета пшеничное поле заколосится. Выйдут в поле комбайнеры. Поплывут по пшеничному полю комбайны, как по синему морю. Намолоченное зерно смелют в муку. В пекарне из неё испекут тёплый, душистый, вкусный хлеб и отвезут в магазин.

3.Пересказ рассказа.

Составление рассказа по сюжетной картине "Одни дома" с придумыванием начала рассказа.

1.Беседа.
- Кого вы видите на картинге?
- Какие игрушки вы видите на картине?
- Кто из детей любит играть с мишкой? А кто с машинками?
- Какое настроение у мамы? Чем она недовольна?
- Когда это могло случиться?
- Как вы думаете, куда ходила мама?
- Кто оставался дома один? Что дети обещали маме?
- Чем занималась Катя? А Вова?
- А чьи бусы рассыпаны на полу?
- Как вы думаете, мама разрешила брать бусы?
- А кто их взял?
- Почему бусы оказались разорванными?
- Что почувствовали дети, когда вернулась мама?
2.Составление рассказа.
Одни дома.
Мама ушла в магазин за покупками. А Катя и Вова остались дома одни. Они обещали маме, что всё будет хорошо. Катя взяла своего любимого мишку и стала рассказывать ему сказку, а Вова играл машинками.
Но вдруг Катя увидела мамины бусы. Ей очень захотелось их примерить. Она взяла бусы и стала примерять. Но Вова сказал, что мама не разрешала Кате их трогать. Катя не слушала Вову. Тогда Вова стал снимать бусы с Катиной шеи. А Катя не давала их снимать.
Вдруг ниточка разорвалась, и бусы рассыпались по полу. В это время мама вернулась из магазина. Вова от испуга спрятался под одеяло, а Катя стояла и виновато смотрела на маму. Детям было очень стыдно, что они не выполнили своё обещание.

3.Пересказ рассказа.

Составление рассказа "Граница Родины - на замке" по серии сюжетных картин.





1.Беседа.
- Кого вы видите на первой картинке?
- Куда они направляются?
- Что заметил пограничник?
- Кому он показал следы?
- К кому привели следы?
- Что в руках у нарушителя?
- Рассмотрите вторую картинку. Что вы можете сказать о Трезоре? Почему он такой злой?
- Что сделал нарушитель, когда Трезор напал на него?
- Как можно назвать пограничника и Трезора, какие они?
- Если все защитники будут такие, то какой будет наша Родина?
2.Составление рассказа.
Граница Родины - на замке.
Границу нашей Родины охраняют пограничники.Однажды в дозор вышли солдат Василий и его верный друг - пёс Трезор.Вдруг пограничник заметил свежие следы. Он показал их Трезору. Трезор тут же отправился по следам.
Вскоре пограничник и Трезор увидели нарушителя границы. Он был вооружён, а увидев пограничника и Трезора, направил на них пистолет. Трезор весь напрягся и напал на преступника. Он схватил нарушителя за руку, и тот от испуга уронил пистолет. Верные друзья арестовали нарушителя.
Пусть каждый знает, что граница нашей Родины - на замке.

3.Пересказ рассказа.

Нина Балашова
Сказки про овощи и фрукты

СКАЗКИ ПРО ОВОЩИ И ФРУКТЫ

Сказка про Морковку

Жила – была морковка в огороде у бабы Вари. Увидела ее внучка Иринка и спрашивает :

Приходите чаще в гости.

Чтобы глазки заблестели,

Чтобы щечки заалели,

Ешь морковку, сок мой пей,

Будешь только здоровей! – ответила ей морковка.

Побежала Иринка к бабе Варе и все ей рассказала .

В моркови содержится большое количество витамина А, который укрепляет организм и защищает его от инфекций, а также положительно действует на зрение. Однако морковь - это не только копилка витамина А. В ней содержится чуть ли не весь витаминный алфавит – сказала бабушка .

Хочешь, мы приготовим вкусный витаминный салат? – спросила она.

Хочу, хочу! – обрадованно закричала Иринка.

Тогда за дело!

Мы морковку чистим- чистим,

Мы морковку трем- трем.

Сахарком ее посыпим

И сметанкою польем.

Вот какой у нас салат,

Витаминами богат!

Иринке очень понравился салат из морковки. С тех пор они стали подружками.

Сказка про Яблочко

В деревне Сказкино , в саду у бабы Вари выросло Яблочко. Увидела его внучка Иринка и спрашивает :

Я - крепкое, хрустящее,

Чудо настоящее.

Желтое и красное –

Кожица атласная.

Яблочко румяное

Детям всем желанное! – ответило яблоко.

Побежала Иринка к бабе Варе и рассказала о чудесном фрукте .

Яблоки - самый ценный фрукт из наших отечественных плодов. Среди фруктов это , можно сказать , наш хлеб насущный. Свежие яблоки у нас не переводятся почти целый год. Они придают силу, продлевают молодость и помогают бороться с болезнями – сказала баба Варя .

Яблоко - чудесный фрукт

Оно растет и там и тут

Полосатое, цветное

Свежее и наливное

Сок его всем полезен,

Помогает от болезней.

Чтоб здоровым сильным быть,

Надо яблоки любить

Все без исключения-

В этом нет сомнения! – воскликнула Иринка.

Решила Иринка, что будет всегда есть яблоки и про болезни забудет навсегда.

Груша - Фастунишка

В деревне Сказкино , в саду у бабы Вари выросла огромная груша. Она так гордилась своими размерами, что постепенно превратилась в фастунишку.

Называют меня грушей.

Я скажу, а ты послушай :

Полюбите меня, дети!

Я полезней всех на свете.

Так любила она хвастаться.

Сначала все фрукты и ягоды в саду снисходительно посмеивались над ней, но вскоре им это надоело, и они решили проучить фастунишку.

Всех размеров и цветов

Ягоды и фрукты

Собрались на совет,

Чтоб проучить невежу.

Они долго думали и придумали. По выходным в гости к бабе Варе из города приезжала внучка Иринка. Бабушка ее очень любила и разрешала рвать любые фрукты и ягоды в саду . Иринка очень любила груши. Этим и решили воспользоваться заговорщики.

В воскресенье приехала внучка и сразу же побежала в сад. Все фрукты и ягоды стали дуть на грушу, наша фастунишка не удержалась и упала на землю, прямо под ноги Иринки.

Какая огромная груша, отнесу- ка я ее бабе Варе.

Мы спечем большой пирог

С грушовой начинкой,

Выдавим грушовый сок

В стакан для Иринки. – сказала бабушка

Вот так фрукты и ягоды проучили фастушишку!

Хрустик – Путешественник

Жил – был на огороде огурец Хрустик. Он был очень любопытным мальчуганом. Хрустика интересовало все вокруг. Почему Солнышко светит только днем? Куда бегут облака? Мама Хрустика часто терялась, когда слышала подобные вопросы.

Однажды Хрустик решил покинуть заросли огуречной ботвы и отправиться путешествовать. Ему так хотелось узнать, что же происходит дальше его дома.

Когда солнышко стало припекать, и мама заснула в тени под листиком, Хрустик отправился в путешествие.

Первым ему встретился на пути Помидор, большой и красный.

Я – толстый красный помидор,

Люблю детишек с давних пор.

Я – витаминов сундучок,

А ну-ка, откуси бочок!

Давай лучше с тобой дружить! Меня зовут Хрустик, я живу вон на той грядке.

Давай, приходи почаще в гости! – ответил Помидор.

Ты кто? - спросил его Хрустик.

Я – Морковка, рыжий хвостик.

Приходите чаще в гости.

Чтобы глазки заблестели,

Чтобы щечки заалели,

Ешь морковку, сок мой пей,

Будешь только здоровей!

Давай с тобой дружить! Меня зовут Хрустик, я живу вон на той грядке.

Давай, у меня много друзей! – ответила Морковка.

Тут Хрустик заметил, что Солнышко стало прятаться за горизонт. Значит скоро наступит ночь, и мама будет волноваться.

До свидания, я завтра обязательно приду в гости. А сейчас мне пора домой! - сказал Хрустик и заспешил к своей грядке.

Приключения Помидорки

На одном маленьком огороде, на грядке жила семья Помидорчика. Помидорчик рос очень жадным. Самыми любимыми его словами были слова : «Мои!» , «Моя!» , «Мое!» .

Шел однажды Помидорчик по огороду. Навстречу ему Чеснок бежит, урожай несет. «Мой!» - закричал Помидорка и отнял у Чеснока урожай. Тот обиделся и заплакал.

Собрались обиженные овощи и решили проучить жадину.

Заставлю плакать всех вокруг,

Хоть я и не драчун, а лук – сказал обиженный Лук .

Не корень, а в земле,

Не хлеб, а на столе;

И к пище я приправа,

И на жадину управа – сказал обиженный Чеснок .

Говорят, я горький,

Говорят, я сладкий,

Я расту на грядке.

Я полезный самый,

В том даю я слово,

Ешьте меня всяким

Излечу от злобы

Будете здоровы – сказал обиженный Перчик .

Собрались они вместе и подловили жадину, да так поддали ему, что взмолился Помидорка о пощаде. Поверили ему овощи и дали шанс исправится.

С тех пор Помидорка изменился на радость маме и папе.

Приключения Вишенки.

В деревне Сказкино , в саду у бабы Вари росла старая вишня. Весной она зацветала, а летом на ней созревали вишенки. Вишенки росли, наливались соком и превратились в розовощеких красавиц .

Но однажды в сад залетел злой Ветерок. Он стал раскачивать ветки старой вишни. Одна Вишенка не удержалась и упала на землю. Огляделась по сторонам и испугалась. Все вокруг было незнакомым и большим.

Покатилась вишенка по дорожке. Катится, катится, а навстречу ей маленький Ежик :

Вишенка - Вишенка, я тебя съем!

Не ешь меня, а то подавишься!

Вишенка - Вишенка, я тебя съем!

Не ешь меня, а то подавишься!

Не послушался Медвежонок, съел Вишенку и подавился. Раскашлялся Медвежонок, заплакал. На шум прибежала Медведица :

Что случилось, сынок?

Я подавился вишней.

Сколько раз тебе говорила, что надо выплевывать косточку!

И стала лапой хлопать Медвежонка по спине, приговаривая :

Хоть круглая и гладкая, красная и сладкая,

А чтоб довольным быть, надо косточку выплевывать!

Все понял, сынок?

Да понял, понял! – ответил Медвежонок и посеменил за матерью