Главная · Прочее · Необычные музыкальные инструменты своими руками. Делаем музыкальные инструменты из подручных вещей. Расширять представление родителей о многообразии самодельных шумовых музыкальных инструментов

Необычные музыкальные инструменты своими руками. Делаем музыкальные инструменты из подручных вещей. Расширять представление родителей о многообразии самодельных шумовых музыкальных инструментов

Главные преимущества инструментов, изготовленных собственными руками, не только в том, что они почти ничего не стоят. Это, конечно, также важно, но не надо забывать о еще одном – воспитательном процессе. В детском садике или дома можно сколько угодно разговаривать о полезности самостоятельного труда, дети такие нравоучения слушают, но не реагируют должным образом. Положительные последствия могут быть только тогда, когда они вместе с родителями или воспитателями занимаются ручным трудом. Это аксиома любого воспитания, надо всегда помнить о ней и при первом удобном случае пытаться ее применять.

В зависимости от сложности работ игрушки могут изготавливаться детьми различных возрастов, самые сложные надо делать совместно с детьми старшего дошкольного возраста. Во время занятий они знакомятся со способами изготовления некоторых инструментов, в основном шумовых. Одновременно изучаются методы игры на них. Пользу от совместных занятий получают обе стороны: дети приобретают непосредственные практические навыки изготовления различных , а взрослые имеют неоценимый опыт близкого и доверительного общения с детьми.

Примеры самодельных инструментов

Для примера мы приведем лишь некоторые наиболее простые и интересные инструменты. Вы можете их изменять, придумывать свои решения и т. д. Главное требование – всем должно быть интересно.

Таблица. Варианты инструментов для самостоятельного изготовления

Наименование инструмента Краткое описание и особенности изготовления

Надо подготовить обыкновенные деревянные пяльцы, которые используют для вышивания. Это будет корпус инструмента, а звуки издаются крышками от лимонада (10шт.), которые фиксируются на металлических осях (проволока Ø 1 мм). Твердый пластик размером примерно 1,5×1,5 см и изолента применяются для фиксации двух частей инструмента. Пяльцы рассоединяются, а между ними вставляются кусочки проволоки, на каждую одеваются металлические крышки. Всего получается пять пар. Затем между отдельными элементами вставляются картонные или пластиковые пластинки и вся конструкции связывается скотчем или изоляционной лентой.

Музыкальный инструмент может создавать не только шум, но и подобие звуков. Его можно изготовить из соломинок для коктейлей, но лучше найти трубочки немного большего диаметра. Понадобится 7 соломинок, скотч и плотный картон. Каждую трубочку немного укорачивайте, длина первой должна быть в пределах 15 см. Пусть каждый ребенок самостоятельно экспериментирует со звуками и длиной. Это ему очень понравится, он должен понять зависимость звука от длины. Когда все трубочки издают различные звуки, закрепите их на картонке соответствующих размеров, верхние концы должны располагаться в одной плоскости. Картонку можно раскрасить различными красками, инструмент станет более привлекательным. Не забывайте, что нижние концы трубок должны быть герметизированы, в противном случае инструмент играть не будет.

Он делается из консервной банки, желательно металлической. Диаметр значения не имеет, можно использовать разный и делать целые наборы инструментов. На банки надеваются пластиковые крышки, вместо них можно использовать тонкий, но прочный полимер. Стенки барабана протыкаются, в отверстия заводится лента и с двух сторон завязывается узлом для фиксации.

Поделка вывешивается на улице и издает звуки только в ветреную погоду. Для колокольчиков используйте твердые трубочки, издающие во время ударов звонкие ноты. Можно магазинные колокольчики зафиксировать на картонной трубочке или деревянной ручке.

Эти примеры даны лишь для того, чтобы вы смогли сориентироваться в различных видах самодельных инструментов.

Инструкция по изготовлению барабанов из пластиковых бутылок

Такой инструмент делается не за один день, а дети не могут длительное время концентрироваться на одном деле. Быстро устают, им становится неинтересно. Но можно найти эффективный способ заинтересовать маленьких мастеров. Для изготовления инструмента требуется две двухлитровые пластиковые бутылки.

Шаг 1. Положите бутылку на ровное место, под линейку проведите параллельные полоски между выступами дна. Таких выступов пять, соответственно, линий должно быть также пять. Обращайте внимание, чтобы они были параллельными, если у детей не получается, то окажите им помощь. Не надо все делать вместо них, просто придержите бутылку или линейку, так проводить линии намного легче.

Шаг 2. Ножницами по кругу отрежьте дно и горлышко бутылок, длина ровной части должна составлять примерно 10 см. Точные размеры не имеют значения, в любом случае игрушка будет действующей.

Шаг 3. Выровняйте и закруглите края при помощи горячего утюга. Такие работы должны делать только взрослые, тем более в садике. Утюг надо нагреть примерно до + 120°С, при этой температуре пластик начинает плавиться. Как правильно закруглять края?

  1. Одной рукой придерживайте утюг, а второй прижмите к его поверхности торец отрезанного куска пластиковой бутылки.
  2. Осторожно надавливайте по мере размягчения материала, старайтесь одновременно выравнивать плоскость среза. Надо добиться, чтобы она была перпендикулярной оси бутылки.
  3. Загибайте торцы внутрь бутылки примерно на 0,5 см. Не переживайте, при нагреве пластик уменьшает линейные размеры и загибаться будет только внутрь.

Работайте очень внимательно, не перегревайте материал. С первой заготовкой работать сложнее, научитесь загибать и выравнивать края на отрезанном дне или горлышке. При наличии практического опыта работы пойдут быстрее и качественнее.

Шаг 4. Сверлом диаметром примерно 1 мм высверлите в согнутых полках отверстия по одному около каждой начерченной ранее линии. Точный диаметр сверла подбирать не надо, мы даем лишь примерные технологические параметры. С другой стоны сверлите дырочки между линиями, это очень важно.

Шаг 5. Изнутри покрасьте барабан яркими красками, другими цветами покройте палочки.

Важно. На палочках надо оставить продольную полоску шириной примерно 2–3 мм неокрашенной. Здесь будет наноситься горячий клей, а он не приклеивается к краске.

Акриловыми красками сделайте две полоски по окружности с наружной стороны барабана, они намного улучшают внешний вид поделки.

Шаг 6. Вденьте в большую иголку шерстяную нить и проденьте ее в первую дырочку барабана, конец завяжите узелком, чтобы она не вынималась. Далее продевайте ее в верхние и нижние отверстия, получатся косые линии. Именно для них проделывались отверстия в согнутых частях конструкции. Последнюю нитку надо отрезать и конец также завязать большим узлом.

Шаг 7. Вторую бутылку разрежьте вдоль, чтобы получить прямоугольную пластину, положите ее под груз для выравнивания. Нанесите на один торец заготовки горячий клей и плотно его прижмите к пластине. В таком положении надо подержать несколько минут, за это время клей застынет.

Шаг 8. Ножницами аккуратно отрежьте лишний материал. Такие же действия надо повторить и с другой стороной барабана.

Шаг 9. В небольших пенопластовых шариках сделайте выемки, наполните их горячим клеем и вставьте трубочки. Шарики надо прикрепить с двух сторон. После того как клей застынет, приклейте эти красивые трубочки по периметру барабана на одинаковом расстоянии.

Шаг 10. Палочками для суши проколите дырочки в пенопластовых шариках, наполните их клеем и вставьте на место. Получатся красивые элементы для игры на барабане. Если палочки очень длинные, то их надо немного укоротить с таким расчетом, чтобы ребенку было удобно стучать.

Музыкальный инструмент из обрезков пластиковых труб

Эта поделка для более взрослых детей, отлично с такими работами справляются ребята подготовительного возраста. Для работ понадобятся отрезки пластиковых труб — их можно купить в специализированном магазине или попросить у мастеров на стройке. Диаметр трубы 40 мм, толщина стенки 3 мм.

Подготовка элементов

Шаг 1. Специальными ножницами отрезайте от трубы различные куски, длина зависит от ноты, примерные значения имеются в таблице. Работать надо очень внимательно.

Шаг 2. Проверьте качество среза, если есть неровности, то надо их исправить наждачной шкуркой. Узнайте звук, побейте по концу трубы любым подручным предметом подходящего размера. Если звук не устраивает, то надо его подбирать за счет изменения длины трубы. Вначале могут появляться сложности, но потом появится опыт и вы уже будете примерно понимать, на сколько сантиметров надо укоротить или удлинить ее.

Шаг 3. Для фиксации труб в корпусе следует надеть на внешний периметр пластиковые муфты. Они увеличат диаметр и не позволят трубам проваливаться в отверстие. Муфты одеваются следующим образом.


Такие операции нужно сделать со всеми трубками.

Шаг 4. Покрасьте поверхности труб прочной полимерной краской из баллончика, дайте время на полное высыхание. А пока займитесь изготовлением корпуса инструмента.

Изготовление корпуса

Он делается из листовой фанеры толщиной 10 мм. В нашем случае размеры инструмента 60×30 см. Приготовьте четыре листа таких размеров.

Шаг 1. Сделайте разметку под отверстия для пластиковых труб.

Шаг 2. Перьевым сверлом диаметром 40 мм проделайте отверстия. Для того чтобы они были полностью симметричными, сверлить надо одновременно две плиты. Прочно стяните их струбцинами, работайте внимательно.

Шаг 3. Соберите корпус инструмента. Пользуйтесь саморезами соответствующего диаметра. Для того чтобы фанера не трескалась, надо просверлить отверстия. Диаметр сверла должен быть примерно на 1 мм меньше диаметра самореза.

Важно. Перед сборкой детали надо обязательно обильно смазывать столярным клеем. Излишки сразу убирайте влажной тряпочкой.

Качественным лаком покройте лицевые поверхности.

Шаг 4. Для повышения прочности установите с обратной стороны корпуса горизонтальную перемычку. Ее можно выпилить из остатков фанеры или использовать деревянную планку. Перед прикручиванием поверхности обязательно намазываются клеем, выступившие излишки убираются.

Теперь осталось установить на место пластиковые трубы. Намазывайте клеем место стыка муфты и трубы, вставляйте их в отверстия согласно разработанной схемы.

Практический совет. Для улучшения внешнего вида закройте отдел корпуса с клеевыми соединениями декоративной крышкой. Ее можно прибить маленькими гвоздиками. Кроме декоративной функции, крышка усиливает конструкцию корпуса.

Шаг 5. Переверните инструмент на 180°, положите на ровное место. Наденьте на баллончик монтажной пены тонкие длинные пластиковые трубочки, они помогут добраться до всех мест. Запените объем, не оставляйте воздушных карманов. Дайте время для застывания пены. Перед запениванием закройте поверхности, к ним не должна касаться пена.

Шаг 6. Острым монтажным ножом отрежьте излишки пены, работайте аккуратно, не повредите корпус инструмента.

Шаг 7. Шлифовальной шкуркой уберите все остатки материала с торцов корпуса. Закройте отверстие планкой, прибейте ее декоративными гвоздиками.

Теперь осталось сделать приспособления для нанесения ударов. Их можно вырезать из кусков пенопласта, но такие приспособления не имеют нужной прочности и очень легко ломаются. Более прочные колотушки готовятся из старых резиновых тапочек. Материал выбирайте сами, проблем никаких нет. Но есть одно обязательное условие – колотушки должны быть всегда мягче труб, в противном случае они деформируются и инструмент перестанет звучать. Потребуется сложный и длительный ремонт.

Заключение

Детский садик – место для обучения детей первичным жизненным навыкам. У родителей часто нет возможности и физических сил заниматься этим. Но всегда надо помнить, что изготовление собственными руками инструментов, участие в процессе взрослых, очень нравится ребятишкам. А если вы еще с ними будете вместе музицировать, то детской радости не будет предела. Не ленитесь заниматься с детьми.

Видео — Музыкальные инструменты своими руками для детского сада

Изготовление музыкальных инструментов совместно с детьми – увлекательное и интересное занятие. Чем больше они будут работать своими руками, тем лучше подготовятся к взрослой жизни. Заниматься поделками нужно в удобном положении, не портить осанку. Изготовьте для них удобные детские стульчики. На страницах сайта есть изготовления табурета из фанеры, советуем знакомиться с ней.

Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах одна из развивающих задач воспитателя в детском саду. Порой детишкам и их родителям дают задание придумать нетрадиционные музыкальные инструменты. Вся их не «традиционность» заключается в том, что они делаются из подручных материалов и сыпучих круп. Свой оркестровый инструмент вы можете сделать совместно со своим чадом.

Можно играть дома в нестандартный оркестр извлекая разнообразные звуки. Изготовление музыкального инструмента развивает творческие навыки, и не нужно говорить, что сделанный предмет своими руками намного лучше, да и к тому же сближает родителя и ребенка.

Итак, в детском саду будет играть оркестр, нам нужно определиться какой музыкальный инструмент соорудить. Классификация детских музыкальных инструментов – разнообразна и познавательна.

Вот некоторые виды музыкальных инструментов для деток :

  1. Духовые музыкальные инструменты – туба, флейта, кларнет, саксофон (в них дуют);
  2. Ударные – барабан, колокольчики, тамтамы, погремушки, ксилофон, кастаньеты (по ним бьют и трясут);
  3. Струнные – балалайка, гитара, гусли (играют по струнам).

Издаваемые звуки музыкальных инструментов зависят от их вида. Звук может быть шуршащий, звенящий, трещащий. Труба музыкальный инструмент – духовой, издающий дудящий звук разной высоты и тембра.

Самодельные музыкальные инструменты издающие шумящий звук, такие как барабан, маракас или кастаньеты помогают ребенку развивать чувство темпа и музыкальный слух.

Как сделать музыкальный инструмент своими руками из подручных материалов? Просто включите фантазию или подсмотрите идеи ниже.

Интересный мастер класс музыкальные инструменты своими руками чтобы ваш малыш попал в детсадовский оркестр и приобщался к миру искусства и музыки.

Китайский барабан

  • Берем любую банку, желательно по больше (консервная, из-под майонеза или круглый глубокий контейнер) оба дна вырезаем и закрываем подходящими по размеру крышками или натягиваем воздушный шарик (мембрана для нашего барабана). Украшаем аппликацией, наклейками или красками.
  • Осталось приготовить палочки, подойдет любой карандаш, фломастер или китайские палочки надеваем на нихплотный шарик или пластмассовый контейнер из-под киндера. И все наш шумовой инструмент готов.
  • Если барабан гремит слишком громко, то во внутрь можно насыпать небольшой слой песка или муки (манки). Тем самым это приглушит звон.

Гусли

Нам понадобится крышка или сама картонная коробка, ее можно обклеить самоклеящимися обоями под дерево или оригинально разукрасить. По длине коробки натягиваем резинки. Игравший ребенок на таких гуслях может постепенно учиться азам игры на гитаре.

Кстати помимо гуслей можно сделать и гитару для детского сада своими руками. Принцип тот же, только форму гитары или балалайки можно сделать при помощи папье-маше и резинки разрезать и натянуть как струны.

Шейкеры

Любая банка или втулка от туалетной бумаги заглушенная с двух сторон, засыпается крупой (горохом, гречкой, фасолью и т.д.)

Палочки-хлопалки

Берем любые деревянные или пластмассовые палочки шириной 1,5-3 см и любой длины, разукрашиваем их и крепим на небольшом одинаковом расстоянии друг от друга. Ребенок будет ими хлопать, звук похож на трещотку с деревянными ложками.

Музыка ветра (колокольчики)

На горизонтальную палочку подвешиваем звенящие предметы (ключи, металлические пробки, палочки). Извлекаемый звук похож на колокольчики такой же как использует настоящий оркестр. Можно разобрать уже готовую фен-шуй подвеску, и использовать некоторые предметы из нее.

Флейта Пана

Возьмите обыкновенные пластиковые трубочки для напитков. Понадобиться штук 10. Затем одну оставляем длинной, следующие укорачиваем, должна получиться лесенка. Выкладываем в ряд и скрепляем бумагой с клеем ПВА или скотчем. Играть на ней просто, достаточно дуть в отверстия как в гармошке. На том же принципе основана труба музыкальный инструмент.

Тамбурин

Музыкальные инструменты своими руками изготовить проще-простого. Надо взять два одинаковых пальца для вышивания, расположить их друг над другом на расстоянии. Между ними на гвоздики прикрепить железные крышки из-под кока-колы.

Крышек нужно по две, располагая плоской стороной друг к другу, а по середине пробить гвоздем. Затем прикрепить к двум кольцам из пялец чтобы крышки прыгали и гремели. Обязательно изолировать изолентой или скотчем гвоздики, чтобы малыш не поранился.

Шумовые инструменты своими руками

Детское музицирование открывает ребёнку волшебный мир музыкальных звуков, помогает окунуться в мелодичную красоту звучания инструментов, пробудить творческую инициативу. В малыше важно развивать всё ценное, чем так щедро одарила его природа, создавая благоприятную среду для формирования музыкальной культуры, основываясь на врождённых способностях ребёнка, раскрывая и совершенствуя заложенные в нём наклонности и задатки.

Цели проведения занятий о музыкальных инструментах в детском саду, конкретные задачи и приёмы

Эстетическое удовольствие, получаемое от игры на разнообразных инструментах, сопутствующие творческие и подвижные игры способствуют расширению набора музыкальных впечатлений, личностному развитию ребёнка, стимулируют творческую активность, развивают мышление, внимание, память и волевые качества. Именно поэтому так важно работу по музыкальному воспитанию проводить систематично и целенаправленно, внимательно изучая методы и приёмы обучения.

На любом инструменте легко играть: нужно всего лишь в нужный момент тронуть нужную клавишу, и инструмент сам зазвучит.

И. С. Бах

Цели и задачи занятий, методические приёмы, актуальные для разных групп

Цели: развитие музыкальных и творческих способностей, воспитание любви к музыке и художественного вкуса.

  • развивать ритмический слух;
  • знакомить с классификацией и звучанием музыкальных инструментов;
  • обучать игре на простейших ударных, шумовых, струнно-щипковых инструментах.

Общие приёмы обучения:

  • словесные:
    • познавательная беседа;
    • практические пояснения;
    • наводящие и проблемные вопросы;
    • загадки;
    • стихотворения;
  • наглядные:
    • демонстрация и рассматривание инструментов;
    • обсуждение тематических иллюстраций;
    • показ способов и приёмов игры;
  • практические:
    • воспроизведение детьми приёмов игры на различных музыкальных инструментах;
    • совершенствование приобретённых навыков;
    • изготовление музыкальных инструментов и игровых пособий из подручного и бросового материала;
  • игровые:

Видео: игра «Весёлый бубен»

Занятие музыкой предполагает грамотное чередование фронтального, группового, индивидуального формата работы педагога с детьми. Такой подход позволяет детям глубже познакомиться с выразительными возможностями каждого инструмента, стимулирует интерес к музицированию, творческой импровизации, пробуждает вдохновение к сочинительству.

Методические приёмы работы с разными возрастными группами

Каждый возрастной период обладает своими особенностями и требует своего педагогического подхода. Отличаются также и методические рекомендации.

Возраст: 2–3 года (первая младшая группа)

Игровые приёмы: знакомство детей с музыкальными инструментами происходит во время обыгрывания сюрпризной ситуации. Например, мишка принёс мешочек с какими-то удивительными предметами (дудочки, погремушки, барабаны, кубики), малыши рассматривают инструменты, пробуют извлечь звуки. Затем под музыкальное сопровождение выполняют погремушкой ритмические движения разной силы, позволяющие добиваться то тихого, то громкого звучания. Занятие превращается в небольшое исследование, познание нового, и дарит свои открытия. Так создаётся атмосфера непринуждённого радостного удивления и наслаждения от общения с музыкой. На следующем занятии общение с лесным другом продолжается, косолапый мишка предлагает потанцевать с ним под звуки бубна. Малыши с удовольствием будут подражать полюбившемуся герою, передвигаясь медленным шагом с ноги на ногу, ковыляя вперевалочку и стараясь соблюдать ритмический рисунок танцевальных движений. В игровых забавах дети также учатся:

  • различать звучание разных музыкальных инструментов;
  • определять звуки по высоте;
  • развивать чувство ритма.

Возраст: 4 года

Малыши четвёртого года жизни дополнительно знакомятся с музыкальным молоточком и металлофоном, с радостью принимают участие в ритмических играх с инструментами. Например, малышам предлагают передать ускоряющийся или замедляющийся звук стука колёс движущегося поезда или цоканье копыт бегущей лошади. В игровых дидактических заданиях дети этого возраста без особых затруднений могут:

  • воспроизводить быстрый и медленный звуковой ритм на одном инструменте (шустрый зайчик быстро скачет, большой неуклюжий слон медленно и тяжело шагает);
  • различать высокое и низкое звучание колокольчика;
  • передавать элементарный ритмический рисунок мелодии;
  • узнавать известный им музыкальный инструмент по «голосу».

Дети среднего дошкольного возраста осваивают искусство игры на металлофоне

Возраст: 5 лет

Дети этого возраста осваивают искусство игры на металлофоне. Этот инструмент помогает развить музыкальный слух, чувство ритма, а также музыкальную память. Педагог уделяет большое внимание показу и синхронному объяснению правильного положения корпуса, движений рук. Первичное знакомство с техникой игры на металлофоне происходит на занятии, а тренировка и закрепление навыков продолжается во время индивидуального общения с детьми - например, когда ребёнка просят изобразить ритмический рисунок собственного имени с одновременным голосовым сопровождением. Для верного изображения ритма воспитатель предлагает сначала прохлопать, а затем воспроизвести ритмический рисунок на бубне или музыкальных молоточках. Большое значение приобретают воспроизведение мелодической линии, соблюдение темпа, слаженность движений.

Игра на струнно-щипковых инструментах к тому же развивает мелкую моторику

Возраст: 6 лет

Дети знакомятся с новыми и довольно сложными струнно-щипковыми (арфа, цитра, гусли) и клавишными (аккордеон, баян) инструментами. Освоение умения игры на цитре проводится в индивидуальной форме. Важнейшее значение приобретают дидактические игры музыкальной направленности, пробуждающие детскую фантазию и воображение и развивающие сенсорные способности. Во втором полугодии дети приступают к освоению музыкальной грамоты. Изучение нотного стана и названия нот проходит с помощью игровых ситуаций, вызывающих живой эмоциональный отклик и познавательный интерес; активно используются стихотворения, песенки, сказочные сюжеты.

Этапы знакомства с музыкальными инструментами

Приёмы игры:

  1. Младший дошкольный возраст:
    • погремушка: удары инструментом по ладошке или твёрдой горизонтальной поверхности (стол, пол); встряхивание;
    • бубен: инструмент фиксируется в одной руке, ладошкой или кулачком другой руки наносится удар; встряхивание;
    • колокольчики: инструмент держат в вертикальном положении, наносят удар палочкой, толкают пальчиком или свободно потряхивают;
    • барабан: синхронные, поочерёдные ритмичные удары палочками или дробь;
    • деревянные ложки: приём «ладушки», удары «пяточкой» по «пяточке»;
    • металлофон: уверенное вождение молоточком в воздухе, удар с отскоком по одной пластиночке.
  2. Средний дошкольный возраст:
    • бубен: новый приём - удар подушечками пальцев;
    • металлофон: отработка приёма глиссандо (медленное скольжение от звука к звуку);
    • ложки: новый приём - «блинчики» (поочерёдные удары по «пяточке» левой ложки, затем по «пяточке» правой ложки).
  3. Старший дошкольный возраст:
    • металлофон:
      • свободно разворачивая кисть, исполнять приём «удар-отскок»;
      • добиваться правильного движения молоточка вверх-вниз;
      • учиться передавать звуковой ритмический рисунок с помощью выстукивания;
    • ксилофон, румба: приём «Бурдон» (непрерывный звук);
    • знакомство с приёмами игры на ударно-шумовых инструментах:
      • колотушки,
      • маракасы,
      • кастаньеты,
      • бубенцы.

Видео: концертный номер (средний и старший дошкольный возраст)

Организация занятия по знакомству с музыкальными инструментами

Структура занятия:

  1. Вводная, мотивационная часть:
    • музыкальное приветствие,
    • просмотр презентационного ролика,
    • познавательная беседа,
    • обсуждение темы.
  2. Основная часть:
    • творческие задания и упражнения,
    • игра на детских музыкальных инструментах,
    • музыкально-дидактические игры.
  3. Итоговая часть:
    • итоговая беседа педагога с детьми,
    • благодарность за активную работу и интерес, проявленный к занятию.

Интерес к музицированию помогут пробудить профессиональный подход и личная фантазия воспитателя, который для активизации творческого потенциала своих воспитанников может использовать в работе:

  • стихотворения;
  • загадки;
  • игры;
  • костюмированные представления;
  • демонстрацию иллюстраций;
  • прослушивание фрагмента музыкального произведения;
  • просмотр мультимедийных презентаций, видео или мультипликационных фильмов.

Вдумчивый подход воспитателя к организации занятия, комплексная предварительная подготовка создадут неформальную, живую обстановку, повысят заинтересованность и эмоциональную отдачу детей.

Таблица: идеи для вводной части занятия

Тема занятия Содержание вводной части
«Путешествие с Емелей в музыкальную сказочную страну» Под звуки русской народной плясовой мелодии появляется Емеля.
Емеля: Здравствуйте, ребята, я очень люблю на своей печке путешествовать по миру, предлагаю вам составить мне компанию и отправиться в далёкое путешествие!
Воспитатель: Емеля, мы с удовольствием принимаем твоё приглашение, но сначала отгадай нашу загадку (читает загадку о ложке).
Емеля: Это же ложка, ух ты, как это я сам не догадался? Верно, перед дальним волшебным путешествием не мешало бы основательно подкрепиться, а есть я люблю!
Воспитатель: Емеля, это не просто ложка, а народный музыкальный инструмент.
Емеля: Это как? По чайникам да кувшинам?
Воспитатель: Нет, конечно, исполнитель ударяет ложку об ложку, вот так.
Емеля: Это всё очень интересно, но какое это имеет отношение к нашим планам?
Воспитатель: Ребята, давайте покажем нашему гостю подсказку. (Дети исполняют народную мелодию на ложках)
Емеля: Я понял, нас ожидает путешествие в удивительную страну русских народных инструментов!
«Город музыкальных мастеров» Воспитатель предлагает детям отправиться в волшебное путешествие, малыши рассматривают карту сказочного королевства, находят на ней изображение музыкального ключа, который символизирует город мастеров музыкальных инструментов. Взмах волшебной палочки переносит детей в сказочную реальность. Воображение помогает представить город, в котором много красивых домов, но площадь города пуста, город безлюдный, будто заколдован. Нужно разгадать загадки, выполнить упражнения и догадаться, мастерами каких инструментов (ложки, бубен, погремушка и т. д.) являются жители. Затем исполнить мелодию, станцевать, спеть, тогда город оживёт, наполнится весёлым смехом, звучанием музыкальных инструментов, песнями и танцами.
«В гости скрипку позовём» На занятие приглашается учитель детской музыкальной школы по классу скрипки. В исполнении профессионального музыканта звучит пьеса, которая открывает знакомство с удивительно красивым инструментом. Рассказ учителя музыки сопровождается показом настоящего инструмента: «Посмотрите, какой у корпуса скрипки гибкий стан, тонкая, изящная талия. Часть инструмента, которая заканчивается завитком, называется гриф, на него натянуты струны, от соприкосновения со струнами получается звук. Красивое протяжное звучание скрипки зависит от смычка. Прикоснитесь к смычку, и вы убедитесь, что на трость натянут настоящий тончайший конский волос. Теперь зацепите струну пальцами и услышите глухой, короткий звук. Только смычок помогает скрипке по-настоящему запеть протяжным и нежным голосом. Попробуйте провести смычком по струне, слышите, скрипка будто заговорила».
«Страна музыкальных инструментов» Педагог рассказывает детям, что в распахнутое окно влетела ласточка и принесла письмо. Текст письма: «Дорогие ребята, я знаю, что вы очень любите слушать музыку, петь и танцевать. Королева нашей Страны музыкальных инструментов приглашает вас в гости. Девочка Флейточка». Дети решают принять приглашение и собираются отправиться в путь, но тут в комнату вбегает Буратино, поёт песенку и при этом сильно фальшивит. Воспитатель предлагает детям взять с собой Буратино, чтобы он научился петь и познакомился с музыкальными инструментами. Дети двигаются под музыку, отстукивая ритм с помощью погремушек.

Видео: знакомство с музыкальными инструментами (НОД - направленная образовательная деятельность, средняя группа, автор И. В. Тярина)

Темы для развивающей беседы:

  • «Можно ли прожить без музыки?»
  • «Город клавишных инструментов»
  • «В гостях у духовых инструментов»
  • «Тайны и загадки русских народных инструментов»

Рассказы о разных инструментах для вводной части занятия по музыке

Можно также использовать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), дополняя текст записями соответствующего инструмента и картинками:

  1. С первых мгновений жизни человека окружают звуки. В мире природы музыка повсюду. Прислушайтесь - и вы услышите мелодию пения птиц, шелест осенних листьев под ногами, раскатистый шум морской волны, тихое дуновение весеннего ветерка, стрекотание цикад в жаркий летний день. Нас повсюду окружает музыка, надо только научиться её слышать. Люди придумали множество разнообразных инструментов, изобрели специальное музыкальное письмо, с помощью нот научились записывать мелодии. Сегодня мы прикоснёмся к удивительному миру музыкальных инструментов.

    В мире природы музыка звучит повсюду

  2. Ударные инструменты - громкая, шумная команда инструментов. Самый известный, мощный и важный её участник - это барабан. Ребята, как вы думаете, почему барабан имеет круглую форму, а не треугольную? (Только круг позволяет добиться необходимой силы натяжения кожи). С помощью палочек можно получить разные по силе звуки - от шороха лёгких шагов до грозного громыхания. Барабанная дробь - самый сложный исполнительский приём и требует настоящего виртуозного мастерства от музыканта.

    Ударные инструменты - самая громкая, шумная, команда инструментов

  3. Семья духовых инструментов (медные) - возглавляет парадные шествия, являясь желанным участником торжественных событий: ликующие голоса блестящих красавцев (труба, флейта, саксофон) исполняют мелодии в честь победителей спортивных состязаний, приветствуют самых дорогих и важных гостей. Возможно, название связано с тем, что волшебные звуки, радующие слушателей, извлекут только те музыканты, которые вкладывают душу во время игры.

    Семья духовых инструментов (медные) возглавляет парадные шествия, желанный участник торжественных событий

  4. Содружество струнных инструментов (скрипка, гитара, виолончель) – было всегда очень любимо даже самой требовательной и строгой публикой благодаря нежному и мягкому звучанию. Своей формой эти инструменты очень напоминают человеческое тело, звуки извлекаются смычком или подушечками кончиков пальцев. Струнные инструменты занимают самые важные места в симфоническом оркестре - перед дирижёром и зрителями.

    Своей формой эти инструменты очень напоминают человеческое тело, звуки извлекаются смычком или подушечками кончиков пальцев

Видео: «Как звучат клавишно-духовые музыкальные инструменты» (мультфильм)

Музыкально-дидактические игры для младшей группы

Варианты игровых упражнений и заданий для малышей двух-четырёх лет:

  • игра под фонограмму любой популярной детской песни, выстукивание «в такт»;
  • звуковой аккомпанемент к стихотворениям;
  • звуковые картины на предложенную тематику (например, изобразить явление природы - дождь, шум ветра, снегопад);
  • сказочная история в звуке (звукоподражание сказочным героям).

«История бельчат»

Осенью бельчата бегали по лесным тропинкам, старательно собирая грибы и орешки на зиму (побарабанить пальчиками). Но вот на землю стали тихо опускаться пушистые белые снежинки (металлофон), постепенно они укутали озябшую землю красивым белоснежным покрывалом, на котором стали заметны следы шустрых бельчат (треугольник). В своих уютных и тёплых домиках на деревьях бельчата грызли орешки (ложки). Тепло их домиков хранил коврик из сухих листьев (шуршим шумовыми инструментами). А снаружи было холодно, дул ледяной ветер (флейта).

«На полянке»

На солнечную полянку прибежали погреться лесные животные - звучит разнохарактерная музыка, передающая образы животных: медленно переваливающегося медведя, быстро прыгающего зайчика, осторожно крадущейся лисички. Малышам нужно догадаться, кто есть кто и показать в движении и звуке.

Малышам нужно изобразить образ животного в движении и звуке

«Капельки и лучики»

Дети внимательно слушают музыку, изображающую шум дождя. Малышам нужно отстучать хлопками дождик, передать на музыкальном инструменте плавные движения ласковых солнечных лучиков. Дети самостоятельно выбирают подходящий инструмент, придумывают танцевальные движения.

«Музыкальные цветочки»

Игра на распознавание характера мелодии.

Картинки лежат на столе. Дети прослушивают фонограмму, по очереди определяют характер музыки, выбирают соответствующий цветок и показывают.

У каждого малыша один цветок, если звучит мелодия, совпадающая по настроению с выражением лица его цветка, то ребёнок поднимает свою карточку.

Серединка цветка изображает варианты эмоционального состояния

Серединка цветка изображает варианты эмоционального состояния:

  • нежная, ласковая, спокойная, умиротворяющая;
  • печальная, грустная, меланхоличная;
  • задорная, радостная, озорная.

Игры для среднего и старшего школьного возраста

В среднем и старшем дошкольном возрасте дети могут уже справиться с задачами посложнее.

«Ритмические орнаменты»

Игра развивает представление о высоких и низких, долгих и коротких, плавных и резких звуках. Дидактический материал: картинки с графическим изображением ритмического рисунка.

Игра развивает представление о высоких и низких, долгих и коротких, плавных и резких звуках

Детям предлагается прохлопать, воспроизвести на инструментах, показать с помощью голоса или пластики движений музыкальный рисунок, изображённый на карточке.

«Ритмический заборчик»

Игра закрепляет понятие сильной доли, развивает чувство ритма. Педагог прохлопывает мелодии разных жанров (полька, вальс, марш) с акцентом на сильной доле, демонстрируя соответствующую карточку.

Игра закрепляет понятие сильной доли, развивает чувство ритма

«Подбери картинку»

Упражнение на закрепление понятия музыкального темпа. Дети прослушивают музыкальное произведение, определяют темп (быстрый, медленный, очень быстрый, очень медленный) и выбирают картинку с изображением животного, характер и темперамент которого соответствует музыкальному темпу.

Упражнение на закрепление понятия музыкального темпа

«Угадай музыкальный инструмент»

Звучат музыкальные фрагменты в исполнении музыкального инструмента, дети распознают его по звуку и указывают на соответствующую карточку.

Дети распознают инструмент по его звуку и указывают на соответствующую карточку

«Волшебный экран»

Игра расширяет музыкальный кругозор, развивает память и внимание. Дети должны узнать песенку, вспомнить название, подобрать картинку, изображающую эпизод из популярного мультфильма. По картинке ребёнок определяет мультфильм, вспоминает и исполняет песенку.

По картинке ребёнок определяет мультфильм, вспоминает и исполняет песенку

«Лото для маленьких музыкантов»

Игра тренирует способности звуковысотного слуха. В ней используются две группы карточек:


Ребёнок выбирает инструмент и исполняет мелодию восходящую, нисходящую или на одном звуке: вверх с первой по пятую, вниз с пятой по первую, на одной линейке.

«Четвёртый лишний»

Игра закрепляет знания об ударных, струнных, духовых и клавишных инструментах. Ребёнку предлагается лист с изображениями 4 музыкальных инструментов, где три относятся к одному типу, а четвёртый нет. Картинку, которая выпадает из логического ряда, ребёнок закрывает карточкой.

Скрипка не относится к группе клавишных

«Кубик-музыкант»

Для игры потребуется кубик большого размера, его можно изготовить из упаковочной коробки или из элемента модульного конструктора, на грани кубика приклеиваются изображения детских музыкальных инструментов. Кубик должен быть лёгким, привлекательным. Игроки под музыкальное сопровождение перебрасывают его по кругу, музыка останавливается, дети прекращают играть. Ребёнок, у которого в руках оказался кубик, называет инструмент, нарисованный на верхней грани, подходит к столу, берёт соответствующий музыкальный инструмент и наигрывает мелодию, повторяя ритмический рисунок за педагогом.

Ребёнок называет инструмент, нарисованный на верхней грани, подходит к столу, берёт соответствующий музыкальный инструмент и наигрывает мелодию

«Лесенка»

Предметы для игры: пятиступенчатая лесенка из элементов строительного конструктора, игрушки, детские музыкальные инструменты. Первый игрок наигрывает мелодию, второй игрок определяет направление звукового движения и перемещает игрушку на верхнюю ступеньку, нижнюю или оставляет на прежней ступеньке.

Игрок определяет направление звукового движения мелодии и перемещает игрушку по ступенькам

Видео: играем на музыкальных инструментах (старшая группа)

Таблица: загадки о музыкальных инструментах

Загадка Ответ
Вот клавиши, как на рояле,
Но чтобы они заиграли,
Чтобы песня была неплоха,
Растягивать надо меха.
Аккордеон
Три струны, играет звонко
Инструмент тот - «треуголка».
Поскорее узнавай-ка,
Что же это?
Балалайка
Со мной в поход легко идти,
Со мною весело в пути,
И я крикун, и я буян,
Я звонкий, круглый…
Барабан
У него рубашка в складку,
Любит он плясать вприсядку,
Он и пляшет, и поёт -
Если в руки попадёт.
Сорок пуговиц на нём
С перламутровым огнём.
Весельчак, а не буян
Голосистый наш…
Баян
Звенит струна, поёт она,
И песня всем её слышна.
Шесть струн играют что угодно,
А инструмент тот вечно модный.
Он никогда не станет старым.
Тот инструмент зовём…
Гитарой
В лесу вырезана,
Гладко вытесана,
Поёт-заливается.
Как называется?
Дудочка
Инструмент музыкальный,
Он духовой,
С тростью он одинарной,
Красивый такой.
И изящней его,
Видно, в музыке нет.
Всем понятно, о чём я?
Это…
Кларнет
За обедом суп едят,
К вечеру «заговорят»
Деревянные девчонки,
Музыкальные сестрёнки.
Поиграй и ты немножко
На красивых ярких…
Ложках
Он похож на погремушку,
Только это не игрушка!
Маракас
Очень музыку любили
Две сестры, Наташа с Ниной,
И поэтому купили
Им большое…
Пианино
Движенья плавные смычка приводят в трепет струны,
Мотив журчит издалека, поёт про ветер лунный.
Как ясен звуков перелив, в них радость и улыбка.
Звучит мечтательный мотив, его играет…
Скрипка
Сделаны они из меди.
Вовремя нужно руками взмахнуть,
Звонко ударить, потом отдохнуть.
Партия их не пустяк, не безделка,
В музыке тоже бывают…
Тарелки
На концерте выступала
Наша милая Татьяна,
Как звезда, она играла
Целый час на…
Фортепьяно

Видео: музыкально-дидактическая игра «Угадай музыкальный инструмент»

Алгоритм разработки проекта

Творческий проект по знакомству с музыкальными инструментами - комбинированный и расширенный вариант реализации познавательно-творческой деятельности, объединяющий несколько разнонаправленных художественно-эстетических и практических занятий (музыкальное развитие, художественная литература, рисование, аппликация, изготовление детских музыкальных инструментов, концертные выступления и т. д.), имеющих общую тему.

Виды проектов:

  • краткосрочным - от одного занятия до одной недели;
  • долгосрочным - от месяца до года.

Алгоритм разработки проекта:

  • подготовительная работа;
  • основная часть;
  • итоговый этап.

Направления и формы реализации:

  • интеллектуально-познавательное развитие:
    • просветительские беседы с родителями и воспитанниками;
    • викторины и музыкально-дидактические игры;
    • домашние задания;
    • демонстрационный материал и наглядные пособия (игры-презентации, информационные стенды, папки-передвижки, музыкальный музей или уголок, альбомы, выставка детских рисунков и т. д.);
    • праздничные музыкально-театрализованные мероприятия;
    • экскурсии, посещение музейных экспозиций и концертов;
  • развивающие игры (музыкально-дидактические, артистические, ролевые).
  • практическая деятельность по изготовлению музыкальных инструментов;
  • словесные приёмы, направленные на активизацию внимания и развитие памяти (стихотворения, скороговорки, загадки, фольклорные материалы, сказки);
  • костюмированное музыкальное развлечение, концерт, музыкальная гостиная (с участием музыкального работника).

Таблица: музыкальный проект «Русские чудо-инструменты»

Название Русские чудо-инструменты
Характеристика Долгосрочный проект в подготовительной группе
Цели Создать условия для расширения и обогащения знаний у детей об истории происхождения русских народных инструментов, воспитывая любовь и уважение к русской народной культуре.
Задачи
  1. Формировать у детей опыт собственной исследовательской деятельности, включая умение её планировать и реализовывать, применяя и приобретая новые знания.
  2. Развивать интерес у детей к русской народной культуре.
  3. Познакомить детей с музыкально-выразительными особенностями русских народных инструментов.
  4. Формировать мотивацию к музыкальной деятельности через игру, пение, движение и исполнительство на народных инструментах.
  5. Развивать творческие и музыкальные способности детей.
  6. Поощрить у детей и родителей потребность к совместной познавательной и творческой деятельности.
  7. Создать благоприятную развивающую среду для формирования у детей интереса игры в фольклорном ансамбле.
Участники
  • Дети подготовительной группы,
  • музыкальный руководитель,
  • хореограф,
  • воспитатели,
  • родители.
Содержание Этапы осуществления проекта:
  1. Подготовительный этап:
    1. Сбор и изучение материала об истории происхождения музыкальных инструментов.
    2. Написание программы фольклорного ансамбля «Сколько музыкантов - столько и талантов».
    3. Организация предметно-пространственной среды (музыкальные инструменты, элементы костюмов, художественные игрушки, атрибуты, музыкально - дидактические игры).
    4. Подбор музыкального материала (песни, танцы, музыкальные произведения для слушания и музицирования).
    5. Подбор художественной литературы (сказки, загадки, стихи, пословицы).
  2. Основной этап:
    1. Исследования по реализации проекта: «О чём нам расскажет ложка, гусли, свирель и гармошка?», «Почему музыкальные инструменты могут стучать, бренчать, свистеть?», «Народ играет, сам себя забавляет». Организация развивающей, познавательной, предметной среды (совместные работы детей и родителей, детей и воспитателей):
      • совместный поиск информации;
      • проведение экскурсий;
      • рассматривание иллюстраций;
      • чтение литературы;
      • разучивание частушек, песен, игр, танцев.
      • проведение бесед;
      • музыкально-дидактические игры;
      • практические исследования;
      • проведение непосредственно образовательной деятельности и развлечений;
      • занятия в кружке;
      • прослушивание аудиозаписей и просмотр видеофильмов;
      • создание фольклорного ансамбля.
    2. Продукты деятельности: картотеки русских народных инструментов, шумовых инструментов, книжки-малышки со сказками о музыкальных инструментах.
    3. Проведение развлечения с родителями, праздника «Путешествие русской ложки», участие в краевом конкурсе «Маленькая страна».
  3. Заключительный этап:
    1. Диагностика полученных знаний детей в ходе проекта.
    2. Представление продукта проектной деятельности (оформление выставки поделок, шумовых инструментов).
    3. Оформление итоговой презентации проекта.
    4. Круглый стол с участниками проекта.
    5. Анализ проделанной работы, рефлексия.

Таблица: музыкальный проект «Русские народные инструменты», автор Е. А. Глушко

Название Русские народные музыкальные инструменты, автор Е. А. Глушко
Характеристика Краткосрочный проект в старшей группе
Цели Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре, её историческим истокам, способствующим их музыкальному и общекультурному развитию.
Задачи
  1. Познакомить детей с историей русских народных музыкальных инструментов.
  2. Познакомить со звучанием русских народных инструментов.
  3. Формировать эстетический вкус детей.
  4. Найти сведения о русских народных музыкальных инструментах в литературных источниках и детской мультипликации.
  5. Развивать музыкально-игровые импровизации, ритмическое чувство, моторику рук, динамический слух.
  6. Закреплять навыки звукоизвлечения с помощью музыкальных инструментов (ложки, трещотки, гусли, колокольчики).
  7. Побудить детей обратиться к родителям с просьбой о посещениях выступлений казачьего хора, оркестра народных инструментов.
  8. Воспитывать интерес и любовь к русской народной музыке.
  9. Создавать условия для знакомства ребёнка с музыкальными русскими народными произведениями в домашней обстановке.
  10. Родителям побуждать детей к прослушиванию и исполнению на детских музыкальных инструментах знакомых народных произведений, и участвовать в музыкальной деятельности вместе с детьми.
Участники
  • Дети старшей группы,
  • музыкальный руководитель, хореограф,
  • воспитатели,
  • родители.
Содержание Этапы осуществления проекта:
  1. Подготовительный этап:
    1. Создание технической базы для знакомства с русскими народными музыкальными инструментами (создание презентации, запись звучания этих инструментов).
    2. Беседы «Какие русские народные музыкальные инструменты мы знаем», «Где можно найти нужную информацию?».
    3. Слушание произведений оркестра народных инструментов.
    4. Формулирование проблемных вопросов.
    5. Выдвижение гипотез.
  2. Практическая часть:
    1. Сбор информации из разных источников (энциклопедии, словари, рассказы взрослых, самостоятельные суждения, интернет).
    2. Показ презентации «Русские народные музыкальные инструменты».
    3. Беседы (русские народные музыкальные инструменты в сказках, загадки о русских народных музыкальных инструментах).
    4. Игра на музыкальных инструментах.
    5. Проведение музыкально-дидактических игр для развития ритмического чувства и тембрового слуха.
    6. Выполнение упражнений для развития мелкой моторики рук.
    7. Игра на детских музыкальных инструментах в оркестре.
  3. Заключительный этап:
    1. Обобщение и систематизация полученных знаний.
    2. Фиксирование результатов полученных знаний (фотографии, слушание оркестра народных инструментов).
    3. Подготовка и проведение презентации.

Видео: День музыки в детском саду

Детские музыкальные инструменты своими руками

Такие поделки легко и просто изготавливать вместе с детьми.

Маракасы «Ёлочка» и «Цветочек», «Шумельчик» из коробочки

Материалы и инструменты:

  • большая бутылка из-под детского шампанского,
  • бутылочка поменьше из-под сока,
  • коробочка,
  • наборы цветной и гофрированной бумаги,
  • лист бумаги стандартного формата,
  • фломастеры,
  • простой карандаш,
  • ножницы,
  • клей ПВА,
  • крупа, горох, соль.

Для шумовых музыкальных инструментов нужны ёмкости, наполнитель и бумага для обклейки

Пошаговая инструкция:

  1. Подготовить длинную полоску цветной гофрированной бумаги шириной четыре-пять сантиметров, нанести клей и оформить корпус бутылки из-под сока.

    Подготовить длинную полоску цветной гофрированной бумаги шириной четыре-пять сантиметров, нанести клей и оформить корпус бутылки из-под сока

  2. Нарезать из гофрированной бумаги ленточки двух цветов шириной 8 и 10 см, длина зависит от диаметра бутылок. Надрезать с одной стороны ленты полоски.

    Нарезать из гофрированной бумаги полоски двух цветов шириной 8 и 10 см

  3. Нанести полоску клея по краю широкой полоски и приклеить к ней узкую полоску другого цвета.

    Нанести полоску клея по краю широкой полоски и приклеить к ней узкую полоску другого цвета

  4. Подготовить ещё одну полоску для горлышка шириной около шести сантиметров и сделать надрезы аналогичным образом.

    Подготовить ещё одну полоску для горлышка шириной около шести сантиметров и сделать надрезы аналогичным образом

  5. Обклеить корпус большой бутылки начиная с основания, спиралевидным движением обклеить горлышко.

    Обклеить основную часть корпуса бутылки, начиная с основания, спиралевидным движением обклеить горлышко

  6. На бумаге формата А4 нарисовать круг тринадцать-четырнадцать сантиметров (циркулем или обвести готовый шаблон).

    На бумаге формата А-4 нарисовать круг тринадцать-четырнадцать сантиметров (циркулем или обвести готовый шаблон)

  7. Разделить круг на восемь частей, закруглить края внутренних треугольников в форме лепесточков.

    Разделить круг на восемь частей, закруглить края внутренних треугольников в форме лепесточков

  8. Вырезать цветок, нарисовать круглую серединку по размеру горлышка и сделать надрезы по линиям.

    Вырезать цветок, нарисовать круглую серединку по размеру горлышка и сделать надрезы по линиям

  9. Разрисовать две заготовки цветными карандашами или фломастерами (по желанию).

    Разрисовать две заготовки фломастерами или цветными карандашами

  10. Надеть заготовки на горлышко бутылки, насыпать шумовой материал в бутылки.

    Надеть заготовки на горлышко бутылки, насыпать крупу в бутылки

  11. Подготовить яркие цветные полоски шириной три-пять сантиметров и два квадратика, оклеить коробку; одну из тыльных сторон не заклеиваем, оставляем возможность для засыпания крупы в коробочку. Засыпать наполнитель в коробочку.

    Подготовить яркие цветные полоски шириной три-пять сантиметров и два квадратика, оклеить коробку

  12. Закрутить крышки, заделать коробочку: музыкальные игрушки готовы!

    Музыкальные игрушки готовы

Инструкция:

  1. Майонезные баночки оклеить заготовками из цветной бумаги.
  2. В боковые отверстия продеть яркие ленточки.

Колотыгина Светлана Валентиновна,

музыкальный руководитель

МКДОУ детский сад « Мишутка» г. Железногорск-Илимский

Мастер-класс для родителей и детей

"Изготовлению музыкальных инструментов из бросового материала"

Мастер-класс для родителей и детей по изготовлению музыкальных инструментов из бросового материала для шумового оркестра и использование их в сказках - шумелках.

Цель:

- Расширять представление родителей о многообразии самодельных шумовых музыкальных инструментов;

Показать приёмы и способы изготовления шумовых музыкальных инструментов из бросового материала;

Привлекать детей и родителей к обыгрыванию сказок – шумелок с использованием шумовых музыкальных инструментов из бросового материала;

Способствовать развитию творческого воображения; содействовать совместной творческой работе ребёнка с родителями.

Ход:

Музыкальный руководитель: Таинственный и манящий мир звуков окружает малыша с раннего детства. Как помочь маленькому человеку состояться в мире музыкальных звуков? Учение для дошкольников должно быть не только легким и приятным времяпровождением, но и интересным. Музыкальные инструменты для детей всегда остаются чудесными, необыкновенными притягательными предметами, на которых очень хочется сыграть. Ведь инструмент для детей – символ музыки, а тот, кто играет на нем – почти волшебник. Самым излюбленным видом детского оркестра является оркестр из самодельных музыкальных инструментов, который позволяет включить всех детей в музицирование. Использование самодельных инструментов и бытовых предметов в педагогической практике не только вносит столь необходимую детям увлекательность, оно важно и с методической точки зрения. Они развивают изобретательность, ассоциативность и вариативность мышления, способствуют обогащению музыкального слуха, особенно его темброво-ритмического компонента. Практикой доказано, что дети, которые были замкнуты, благодаря игре на самодельных музыкальных инструментах раскрепощаются и раскрываются с разных сторон, становятся более коммуникабельными, могут выступать перед большим количеством людей, активно принимают участие во всех видах деятельности.

Так что же такое шум? (ответы родителей).

Шум - беспорядочные непериодические колебания звучащего тела.

В отличие от музыкальных звуков, шум не имеет точно определенной высоты.

Что относится к шумовым звукам? (ответы родителей),

К шумовым звукам относятся треск, дребезжание, скрип, шелест и т. д., а шумовые оркестровые инструменты -это устройства для получения шумов, которые создают определенный ритмический и тембровый колорит.

Как Вы думаете, какие инструменты можно отнести к шумовым оркестровым?

К шумовым оркестровым инструментам относятся ударные инструменты с неопределенной высотой звука: барабаны, гонг, тарелки, бубен, треугольник, кастаньеты и т.д.

Некоторые шумовые музыкальные инструменты можно сделать своими руками. Именно они вызывают особый интерес к музыке и желание музицировать.

Вот то, что всегда может оказаться под рукой: жестяные и пластиковые банки с сухим рисом, гречкой, ложки, крышки от кастрюль.

Всевозможные трещотки, расчески, детские погремушки,связки ключей,мешочек с орехами - чудесный шорох Различная бумага (целлофан, пергамент, газета, гофре и пр.) Деревянные кубики, брусочки. Катушки от ниток. Природные материалы: желуди, каштаны, орехи, шишки, скорлупки от них и многое другое.Музыкальный руководитель обращает внимание родителей на выставку музыкальных инструментов изготовленных из бросового материала:

На столе находятся разные шумовые инструменты. Возьмите,пожалуйста, себе по одному инструменту,внимательно рассмотрите, и попробуйте описать из чего он сделан и как его можно использовать.

«Шуршунчики

Цветные пластиковые «киндер-сюрпризы» наполняются фасолинками, горошинами, семечками или бусинками и т. п. Чтобы превратить «шуршунчик» в «погремушку», с одной стороны «киндер-сюрприза» проделывается отверстие для палочки-держалочки. Для разнообразия тембра наполнителем погремушки можно использовать крупу.

«Часики-шуршалочки» .

Через крышку спичечной коробки протягивается тонкая круглая резинка (по размеру запястья, а в коробку можно положить любые семечки, крупу и т. п. Надев часики на руку, нужно потрясти кистью руки, чтобы «разбудить» инструмент. Этот инструмент удобно использовать и в качестве ориентира (правой, левой стороны) при исполнении музыкально-ритмических движений.

«Озорные колпачки» Колпачки от зубной пасты, дезодоранта, лака разных размеров. Этими инструментами дети с удовольствием отстукивают ритм песни, пляски. В зависимости от тембра «голоса» колпачки приобрели имена: бабушка, дедушка, малышок.

«Хлопушки» .

Чтобы создать этот инструмент, необходимо проделать шилом два отверстия в нижней части баночки от вазелина, продеть через них тонкую резиночку, закрепить узелками внутри баночки, оставив снаружи петлю из резинки, закрыв крышку и соединить обе части клейкой лентой. Хлопушки надеваются на ладошки. Дошколята очень любят хлопать в ладоши различные ритмы, когда в них «прячутся» «хлопушки». Можно по такому же принципу сделать хлопушки их крышек от майонеза.

«Маракасы-преврашалки»

В баночки из-под чипсов насыпаются различные наполнители (крупа, семечки, фасоль, горох) – это маракасы. Если поиграть по крышке маракаса палочкой или пальчиком, то он «превращается» в барабанчик. Такое превращение инструмента позволяет его использовать в играх на определение характера музыки

«Барабанчики с двумя голосами»

получились из прозрачных пластиковых контейнеров для изюма. Дети дали такое название инструменту, заметив разное звучание барабана, если поиграть по цветной стороне и по прозрачной.

Звучащие ключи.

Для удобства нужно изготовить стойку в виде буквы П и подвесить ключи. Ударным инструментом может служить гвоздь, ложка или палочка (может подойти деревянный или пластмассовый молоточек). Вместо стойки можно взять плечики для одежды.

"Звонарики"

Металлические баночки с металлическими подвесками закрепленные к крышке.

"Чудо-кастаньеты"

Вдвое сложенный картон из-под лампочек. На обе внутренние стороны картона наклеить металлические крышки от пивных бутылок. Звук извлекается путем сжатия чудо-кастаньеты в ладони ребенка.

Трещотка "Гармошка"

Деревянные или пластмассовые детали от пирамидки собранные на резинку. С двух сторон резинка завязана петлей. Растягиваем, как будто играем на гармошке.

Шейкер.

Жестяные баночки из-под кофе, напитков с мелкими сыпучими предметами.

Музыкальный руководитель :Дети любят все яркое, блестящее, красочное, поэтому все самодельные инструменты желательно украсить цветной, блестящей упаковочной или самоклеящейся бумагой и т. п. Все эти инструменты дети могут украсить на свой вкус, оклеив их разноцветной бумагой.

А теперь давайте позовём наших детей и попробуем изготовить музыкальные инструменты своими руками (приглашаются дети и совместно с родителями делают музыкальные инструменты своими руками).

А сейчас предлагаю дружно поиграем с нашими музыкальными, самодельными инструментами в «Оркестр» (звучит русская народная мелодия «Ах вы, сени»).

Музыкальный руководитель : Одной из самых увлекательных форм музыкально – ритмических игр с шумовыми инструментами для ребенка является рассказывание сказок-шумелок. Подыгрывание на музыкальных инструментах при рассказывании даже самой простой, давно известной ребёнку сказки откроет увлекательный мир музыкального творчества. Такой совместный игровой досуг для ребёнка могут организовать родители без специальной методической или музыкальной подготовки. В такой сказке текст составляется так, что после одной - двух фраз ребёнку дается возможность что-либо изобразить шумом.

Но все-таки, выбирая текст сказки, необходимо учитывать насколько он подходит детям по сложности и объёму. Важно заранее определить шумовое оформление для выбранного рассказа или сказочки, смысловые акценты и паузы, сделать соответствующие пометки или условные обозначения в тексте. Благодаря использованию инструментов история или сказочка становиться более интересной и яркой. Игра на инструменте, должна звучать в паузах, иллюстрируя текст. Мимикой и жестами можно подсказывать ребенку громкость и скорость игры.

Взрослый должен подготовить указания для игры на инструментах заранее, но в то же время быть готовым поддержать незапланированное вступление ребёнка, его творческую инициативу.

Ребенок должен постепенно запомнить названия инструментов, узнавать звучание.

А сейчас мы с ребятами покажем вам сказку-шумелку « Красная Шапочка».

Сказка-шумелка « Красная Шапочка»

1.(Шарманка) Жила-была маленькая девочка. Звали ее Красная шапочка. Как-то раз

испекла мама пирожок и сказала дочке:

Сходи-ка, Красная Шапочка, к бабушке, снеси ей пирожок и горшочек масла да узнай, здорова ли она.

2. (Металлофон ноты по порядку) Собралась Красная Шапочка и пошла к бабушке.

Путь был не близок. Иногда она шла не спеша.

3. (Металлофон ноты через одну) А напевая веселые песни, шла вприпрыжку.

4. (Металлофон – с высоких звуков на низкие) Спускалась с горок вниз.

5. (Погремушки и треугольник). Любовалась красотой летнего луга, с парящими над ним бабочками.

6. (Металлофон – звуки по порядку.Заяц – ксилофон отрывистые звуки, через ступеньку). На пути девочки встречались разные лесные звери, одним из которых был озорной заяц.

7. (Деревянные палочки, маракас, барабан) И вот Красная шапочка вошла в дремучий лес.
8. (Бубен) Где ее заприметил страшный серый Волк.

9. - Куда ты идешь. Красная Шапочка? - спрашивает Волк.

Иду к бабушке и несу ей пирожок и горшочек масла.

А далеко живет твоя бабушка?

Далеко, - отвечает Красная Шапочка.

Ладно, - говорит Волк, - я тоже хочу проведать твою бабушку. Я по этой дороге пойду, а ты ступай по той. Посмотрим, кто из нас раньше придет.

10. (Металлофон и бубен) Сказал это Волк и побежал, что было духу, по самойкороткой дорожке. А Красная Шапочка пошла по самой длинной дороге.

11. (Бубен) Не успела Красная шапочка еще до мельницы дойти, а Волк уже прискакалк бабушкиному домику и стучится в дверь:Тук-тук!

12. (Погремушка) - Кто там? - спрашивает бабушка.

13. (Бубен) - Это я, внучка ваша, Красная Шапочка, - отвечает Волк, - я к вам вгости пришла, пирожок принесла и горшочек масла.

14. А бабушка была в то время больна и лежала в постели. Она подумала, что это и в самом деле Красная Шапочка, и крикнула:

(Погремушка) - Дерни за веревочку, дитя мое, дверь и откроется!

15. Волк дернул за веревочку - дверь и открылась.

(Бубен) Бросился Волк на бабушку и разом проглотил ее. Он был очень голоден,потому что три дня ничего не ел. Потом закрыл дверь, улегся на бабушкину постель истал поджидать Красную Шапочку.

16. Скоро она пришла и постучалась: (Колокольчик) Тук-тук!

17. (Бубен)- Кто там? - спрашивает Волк. А голос у него грубый, хриплый.Красная Шапочка испугалась было, но потом подумала, что бабушка охрипла отпростуды, и ответила:

Это я, внучка ваша. Принесла вам пирожок и горшочек масла!

Волк откашлялся и сказал тоненьким голоском:

Дерни за веревочку, дитя мое, дверь и откроется. Красная Шапочка дернула заверевочку-дверь и открылась.

18. Вошла девочка в домик, а Волк спрятался под одеяло и говорит:

Положи-ка, внучка, пирожок на стол, горшочек на полку поставь, а сама прилягрядом со мной!

Красная Шапочка прилегла рядом с Волком и спрашивает:

(Звучит бубен и треугольник)

Бабушка, почему у вас такие большие руки?

Это чтобы покрепче обнять тебя, дитя мое.

Бабушка, почему у вас такие большие уши?

Чтобы лучше слышать, дитя мое.

Бабушка, почему у вас такие большие глаза?

Чтобы лучше видеть, дитя мое.

Бабушка, почему у вас такие большие зубы?

А это чтоб скорее съесть тебя, дитя мое!

19. (Бубен) Не успела Красная Шапочка и охнуть, как Волк бросился на нее.

20. (Барабан) Но, по счастью, в это время проходили мимо домика дровосеки с топорами на плечах. Услышали они шум, вбежали в домик и испугали волка.

21. (Быстрый стук ладошками по столу) Волк так испугался, что выпустил бабушку на свободу и убежал наутек.

22. (Хлопки в ладоши) А Красная Шапочка и бабушка обе остались целые и невредимые.

Музыкальный руководитель (к родителям) : А вы бы хотели показать сказку-шумелку? (раздаются инструменты родителям).

Сказка «Трусливый заяц» .

Жил-был в лесу заяц-трусишка.

Вышел однажды заяц из дома, а ёжик в кустах вдруг как зашуршит! (шуршалки)

Испугался заяц и бежать (барабаним пальцами)

Бежал, бежал и присел на пенёк отдохнуть. А дятел на сосне как застучит! (стучим кубиками)

Бросился заяц бежать (барабан)

Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает! (трещётки)

Побежал заяц из леса к речке (барабан)

А на берегу речки лягушки сидели (гусли из карандашей)

Увидели они зайца и прыг в воду (звонарики)

Обрадовался заяц, что лягушки его испугались - и смело поскакал обратно в лес.

Рефлексия: А сейчас давайте организуем выставку работ музыкальных инструментов, которые Вы сегодня смастерили со своими детьми.

Я предлагаю вам письменно ответить на такие вопросы:

Понравились Вам ваши работы?

Что сегодня узнали для себя нового?

Что бы ещё хотели узнать по вопросам музыкального воспитания? (ответы родители пишут на картинках смузыкальными инструменты, потом их выставили на доске, чтобы получился оркестр).

Как сделать музыкальные инструменты дома своими руками?

Вся прелесть самодельных музыкальных инструментов в том, что стоят они копейки, а процесс от их изготовления придется по душе не только взрослым, но и детям. Только представьте, сколько восторга будет у малыша, который самостоятельно изготовит маракасы, китайский барабан, кастаньеты или свирель! Конечно, самодельные инструменты не издают идеальный звук, но главное не в этом. Подобный опыт нельзя ни с чем сравнить. Занятия по изготовлению самодельных музыкальных инструментов очень полезные хотя бы тем, что ребенок учится различать их виды, понимает принцип действия каждого из них, знает, из каких деталей они состоят. И главное – совместный труд сближает, а это полезно и для родителей, и для их малышей. Так какие музыкальные инструменты можно изготовить своими руками? Рассмотрим наиболее интересные и простые варианты.

Маракасы

Это, пожалуй, один из инструментов, с которым малыш знакомится, будучи еще в пеленках. Маракасы – шумовой инструмент. Погремушки и прочие шумовые игрушки для младенцев являются прототипом маракасов. Сделать их в домашних условиях проще простого, причем вариантов может быть несчетное множество. Так, маракасы можно сделать из:

  • пластиковых бутылок;
  • тыквы;
  • баночек от кофе;
  • яиц от киндера-сюрприза;
  • картонных цилиндров от пергамента или бумажных полотенец и пр.

Схема изготовления маракасов достаточно проста: в подготовленную емкость нужно в небольшом количестве насыпать наполнитель в виде бусин, гороха, пуговиц, бисера, мелких камушков, песка или дроби. Все отверстия в емкости нужно надежно закрыть (если это картонный цилиндр – закройте его с обеих сторон плотным картоном), чтобы наполнитель не высыпался и инструмент издавал звонкий шум. Сами маракасы можно украсить, нарисовав на них яркий орнамент акриловыми красками или наклеив симпатичные наклейки. К круглым емкостям можно приделать ручки для удобного пользования инструментом. Например, если для маракасов вы взяли яйца от «киндеров», закрепите их между двумя пластиковыми ложками и надежно зафиксируйте бечевкой.

Тамбурин

Для изготовления этого инструмента понадобятся деревянные пяльцы для вышивания, 10 металлических крышек от лимонада, 5 металлических прутиков длиной 2-2,5 см, изолента и 5 пластинок из плотного картона, дерева или металла толщиной 2-5 мм и размерами 1,5х1,5 см. Между пяльцами на одинаковом расстоянии располагаем пластинки и фиксируем их изолентой – они будут удерживать круги пяльцев. Крышки по две соединяем друг с другом плоской частью и пронизываем их по центру металлическими прутиками. В итоге у нас должно получиться 5 элементов, которые при помощи изоленты нужно надежно прикрепить между пластинами на одинаковом расстоянии. Как только последний элемент будет прикреплен, инструмент можно использовать по назначению.

Флейта Пана (панфлейта)

Этот музыкальный инструмент очень прост в изготовлении. Для него понадобится скотч, 7 соломинок для коктейля и 2 кусочка плотного картона шириной 3 см, а длина будет зависеть от ширины сложенных вместе трубочек.

Каждую из трубочек нужно немного надрезать, чтобы они издавали разный по тональности звук. Разница между ними может быть в 1-1,5 см. Пусть самая длинная трубочка будет 15,5 см, тогда самая короткая – 5,5-6 см. Когда трубочки обрезаны, выкладываем их на полоске скотча так, чтоб с одной стороны их концы оставались на одном уровне. Фиксируем такое положение трубочек скотчем, обмотав ряд в 2 слоя. Далее на этот скотч крепим картон, чтобы панфлейта выглядела более презентабельно. Концы инструмента нужно залепить пластилином, чтобы он в процессе игры мог издавать звуки.

Китайский барабан

Для этого музыкального инструмента понадобится консервная банка (примерно 5 см в высоту) без крышки и дна. Вместо них на банку можно надеть пластиковые крышки, плотно прилегающие к ее стенкам. Далее нужно взять ленточку или крепкую веревку длиной около 20 см. Стенки банки нужно проткнуть между крышками на одном расстоянии так, чтобы воображаемая линия диаметра проходила четко по центру банки. Через полученные два противоположных отверстия нужно протянуть веревку, оставив концы одинаковой длины с двух сторон, завязав узлы у стенок банки и отступив от края веревки пару сантиметров. На края веревки нанизать по деревянной бусине и зафиксировать их крепким узелком. Инструмент готов.

Колокольчики «музыка ветра»

Если у вас где-то завалялась старая китайская подвеска, именуемая «музыкой ветра», пора дать ей новую жизнь. Для этого разберите ее на составные части – для колокольчиков нам понадобятся только трубочки. Прикрепите эти трубочки на кусочек палки диаметром 0,5-1 см, используя крепкую веревку. Располагайте трубочки на одинаковом расстоянии в порядке от длинной трубочки к наиболее короткой. Теперь этот инструмент можно использовать, как оркестровые колокольчики.

Барабаны разной высоты и диаметра

Для изготовления барабанов понадобится несколько жестяных банок, например, от чая или печенья. Вместо крышки натяните крепкую бумагу, закрепив ее резинками, фольгу или кожу. Музицировать на подобном инструменте лучше карандашами, на одном из концов которых есть резинка. Имейте в виду, что от размеров самодельного барабана зависит звучание инструмента. Поэтому, немного потрудившись вместе с ребенком, можно создать целую барабанную установку.

Колокольчики на картонной трубке или колотушка

Для этого инструмента понадобятся:

  • картонная трубка (например, от фольги или пергамента);
  • 12 бубенчиков (купить их можно в магазине рукоделия или отпороть от старых игрушек);
  • толстая игла;
  • плотные нитки.

В бумажном рулоне с одного конца нужно проколоть дырочки по количеству бубенчиков. Важно, чтобы эти дырочки находились на одинаковом расстоянии друг от друга, располагались в два ряда по всему диаметру трубки. Аккуратно, но надежно крепим бубенцы к трубке при помощи нитки. В итоге инструмент должен выглядеть так:

Кастаньеты

Этот музыкальный инструмент – прекрасный помощник в изучении ритма. Сделать кастаньеты своими руками очень просто: возьмите две металлические крышки, например, от жестяной банки с чаем. К тыльной стороне каждой крышки прикрепите по кусочку ткани так, чтобы ребенок мог надеть кастаньеты себе на пальцы. Итог работы может выглядеть так:

Губная гармошка

Возьмите две одинаковые по размеру расчески и вощеную бумагу. Сложите расчески вместе так, чтобы зубья оставались в одном направлении. Расчески нужно по краям примотать бумагой, скрепив конструкцию бечевкой. Играть на гармошке нужно, дуя между зубьев конструкции.

Флейта дождя

Для этого инструмента понадобится длинная картонная трубка (например, от пищевой фольги, но она коротковата, лучше поискать в строительном магазине аналогичную трубку длиной порядка 70 см). Внутрь этой трубки нужно вставить спираль, сделанную из фольги. Спираль должна соответствовать длине трубки – это важно. Плотно заклеив один торец трубки, внутрь конструкции нужно всыпать горсть бусин, крупы или песка. Далее нужно надежно заклеить второй торец трубки. Все, флейта дождя готова. Теперь, переворачивая ее, можно будет услышать, как медленно спускается наполнитель по трубке, издавая шум дождя.

Проявив немного фантазии, в домашних условиях с детьми можно делать гитары, свистульки, колокольчики, шейкеры, водные ксилофоны, бубны, цимбалы и прочие музыкальные инструменты. Такие предметы будут особенно любимы детьми, ведь сделаны они собственными руками. Но главная польза заключается в том, что ребенок на несколько шагов становится ближе к миру музыки.