Главная · Монтаж · 102 проведение гигиенической ванны новорожденному ребенку. Техника проведения гигиенической ванны новорожденному ребенку. Методика проведения гигиенической ванны детям старшего возраста

102 проведение гигиенической ванны новорожденному ребенку. Техника проведения гигиенической ванны новорожденному ребенку. Методика проведения гигиенической ванны детям старшего возраста

Туалет пупочной ранки

Цель: профилактика гнойно – септических заболеваний новорожденного

Обеспечение:

1. лекарственные средства- 3%раствор перекиси водорода,70%спирт,5% р-р калия перманганата или 1% р-р бриллиантового зеленого;

2. стерильный материал (деревянные палочки с ватными тампонами, ватные шарики)в биксах или в крафт- пакетах;

3. латок для стерильного материала;

4. латок для использованного материала;

5. пинцет;

6. пеленки;

7. перчатки;

8. фартук;

9. пипетка стерильная.

Подготовительный этап выполнения манипуляции:

1. распеленать ребенка в кроватке или не «нестерильном» пеленальном столике.

2. вымыть, просушить и обработать руки (перчатки) антисептическим раствором.

3. подмыть ребенка (при необходимости) и уложить на пеленальный столик.

Основной этап выполнения манипуляций:

4. вымыть, просушить и обработать руки (перчатки) антисептическим раствором.

5. развести края пупочного кольца.

6. с помощью пипетки или ватного тампона, взятого пинцетом, обильно покрыть пупочную ранку в 3% раствором перекиси водорода.

7. через 20-30 секунд просушить ранку, тушируя ее ватным тампоном на палочке.

8. обработать ранку и кожу вокруг деревянной палочкой с ватным тампоном, смоченным 70% этиловым спиртом.



9. другой палочкой с ватным тампоном, смоченным 5% р-ре калия перманганата или в 1% р-ре бриллиантового зеленого, обработать только ранку, не касаясь кожи вокруг.

Заключительный этап выполнения манипуляции:

10. запеленать ребенка.

11. уложить ребенка в кроватку.

12. вымыть и просушить руки в перчатках.

13. снять и обеззаразить перчатки и фартук.

14. использованные пеленки сбросить в бак для грязного белья.

15. вымыть и просушить руки.

Измерение окружности головы и грудной клетки ребенку.

Оснащение: сантиметровая лента, дезинфицирующий раствор, температурный лист, ручка.

Алгоритм:

1. Объяснить ребенку ход манипуляции.

2. Взять сантиметровую ленту.

3. Наложить ее горизонтально на голову ребенка через затылочный бугор сзади и надбровные дуги спереди. Отметить результат.

4. Затем наложить сантиметровую ленту на грудную клетку под углами лопаток сзади и по нижнему краю околососковых кружков спереди. Отметить результат.

5. Записать данные в температурный лист.

6. Сантиметровую ленту обработать 1% раствором хлоромина.

Измерения длины тела ребенка до 1 года.

Цель: оценка физического развития

Оснащение : ростомер, дезраствор, ветошь, емкости, пеленку.

Алгоритм:

1. Обработать ростомер дезраствором.

2. Покрыть ростомер пеленкой так, чтобы шкала осталась открытой.

3. Уложить ребенка на ростомер так, чтобы голова касалась неподвижной планки.

4. Попросить маму зафиксировать голову ребенка в этом направлении.

5. Выпрямить ножки ребенка нажатием левой ладони на колени.

6. Придвинуть к подошвам ребенка подвижную планку ростомера.

7. Зафиксировать на шкале цифру длины тела ребенка.

8. Снять ребенка с ростомера.

9. Убрать ребенка с ростомера.

10. Протереть ростомер дезраствором.

Гигиеническая ванна ребенку грудного возраста.

Цель:

- профилактика инфекционных заболеваний кожи новорожденного

Обеспечить комфортные условия

Оснащение:

ванночка, теплая кипяченая вода температура 37С, фланелевая рукавичка (марлевая салфетка), водяной термометр, фланелевая пеленка, 5% раствор перманганата калия, кувшин с теплой водой для ополаскивания, полотенце (пеленка) для вытирания, чистый комплект белья, стерильное растительное или вазелиновое масло, детское мыло(применяют 1-2 раза в неделю).

Алгоритм:

1. Ванночку вымыть с мылом, ополоснуть горячей водой.

2. Налить теплую кипяченую воду Т 37С.

3. Добавить раствор перманганата калия до слаборозового цвета воды. Размешать.

4. На дно положить свернутую фланелевую пеленку.

5. Измерить Т воды термометром.

6. На правую руку надеть рукавичку и взять ребенка на предплечье левой руки лицом вверх. Правой рукой поддерживать ребенка под коленями.

7. Опустить в воду сначала ножки, ягодицы, затем туловище, чтобы уровень воды доходил до середины груди ребенка.

8. Намылить рукавичку детским мылом.

9. Намылить волосистую часть головы, шею, туловище спереди и сзади, ноги.

10. Водой из ванны смыть мыло в той же последовательности.

11. Вынуть ребенка из воды.

12. Обдать водой из кувшина (температура воды на 1С ниже,чем в ванне).

13. Завернуть ребенка в полотенце.

14. Осушить кожу осторожными промокательными движениями.

15. Обработать кожные складки вазелиновым маслом (профилактика опрелостей).

16. Запеленать ребенка в чистое белье.

17. Ребенка накормить, уложить спать.

ЗАПОМНИТЕ!!! Лицо водой из ванны не моют во избежание заноса инфекции.

Продолжительность ванны: до 1 года -5-7 минут

1-2 года- 8-10 минут

с 2 лет- 10-20 минут

Частота: до 6 мес – ежедневно

с 6 мес до 1 года – через день

с 1 года до 2х лет - 2р в неделю

с 2х лет- 1р в неделю

Медицинская сестра

    должна приготовив теплую воду температуры 37,5 °С, ванночку детское мыло, фланелевую рукавичку, водяной термометр, кувшин с теплой водой для ополаскивания, фланелевую пеленку, флакон с концентрированной марганцовкой (5% р-р КМнО4), простынку для вытирания, чистый комплект белья

    ванночку вымыть с мылом, ополоснуть горячей водой

    налить теплую воду температуры 37.5 градусов

    добавить раствор марганцовокислого калия в воду до слабо розового цвета воды

    размешать воду

    на дно положить свернутую фланелевую пеленку

    измерить температуру воды водяным термометром;

    на правую руку надеть рукавичку, взять ребенка на руки так, чтобы головка его лежала на предплечье левой руки, а пальцами левой руки поддерживать туловище под левой рукой ребенка. Правой рукой поддерживать ребенка под коленями

    опускать в воду сначала ножки, ягодицы и затем все туловище, чтобы уровень воды доходил до середины груди ребенка;

    намылить мокрую рукавичку детским мылом;

    намылить волосистую часть головы, шею, затем туловище спереди и сзади, и, наконец, ноги;

    осторожно водой из ванны смывать мыло в той же последовательности, в какой намыливали

    вынуть ребенка из воды

    обдать теплой водой из кувшина (температура воды на 1° ниже, чем в ванне)

    завернуть ребенка в простыню

    обсушить кожу осторожными промокательными движениями

    обработать кожные складки стерильным подсолнечным маслом

    запеленать ребенка в чистое белье

Примечание : лицо водой из ванны не моют во избежание заноса инфекции; продолжительность гигиенической ванны 7-10 минут.

Методика проведения гигиенической ванны детям старшего возраста

Медицинская сестра:

    моет ванну с чистящим средством и мылом, ополаскивает горячей водой

    набирает в ванну сначала холодной воды, а затем добавляет в нее горячей, чтобы не было парообразования, доводя температуру воды до 36,5-37 градусов

    размешивает воду, контролирует температуру водяным термометром

    помогает ребенку сесть в ванну, пол голову кладет свернутое полотенце, ноги упираются в специальную деревянную подпорку

    чтобы ребенок не скользил, вода должна доходить до середины груди

    намыливает мочалку детским мылом и намыливает все тело ребенка сверху донизу.

    смывает мыло водой из кувшина или душа (температура этой воды на 1-2 градуса ниже, чем в ванне)

    заворачивает ребенка в простыни, вытирает его:

    одевает в чистое белье, чистую одежду

Примечание : продолжительность гигиенической ванны 10-15 минут, после каждого ребенка ванну необходимо тщательно вымыть и продезинфицировать

Уход за кожей, профилактика пролежней

    Медицинская сестра ежедневно утром и вечером покрывает кожные покровы полотенцем или мягкой тканью, смоченной дезинфицирующим средством (полуспиртовой раствор, одеколон, столовый уксус, камфорный спирт). Один конец полотенца смачивает дезинфицирующим средством, слегка отжимает и протирает за ушами, шею, спину, ягодичную область, переднюю часть грудной клетки, подмышечные и паховые складки, кладки на руках и ногах. Затем сухим концом полотенца протирает кожу насухо в том же порядке.

    Медицинская сестра каждые 2 часа должна менять положение ребенка в постели, осматривая места возможного образования пролежней.

    Следить, чтобы на простыне не было складок и крошек.

    Немедленно менять мокрое или загрязненное белье.

    Под крестец и копчик подкладывать резиновый круг (в чехле), а под пятки, локти, затылок - ватно-марлевые круги.

    Использование аэропадов - надувных матрасов с гофрированной поверхностью и подачей воздуха через специальные отверстия.

Примечание : появление у детей пролежней свидетельствует о неправильном, плохом уходе, низкой медицинской культуре и недобросовестном отношении медицинской сестры к своим обязанностям.

Показания: соблюдение гигиены тела, закаливание ребенка.

Противопоказания: температура тела выше 38°С, тяжелые заболевания и состояния ребенка.

Первую гигиеническую ванну новорожденного ребенка выполняют после отпадения пуповины и заживления пупочной ранки. На протяжении первых 2-3 месяцев жизни ребенка купают в кипяченой воде. В ванну добавляют раствор перманганата калия до светло-розового цвета. Его предварительно фильтруют, чтобы нерастворившиеся кристаллы не вызвали ожог кожи. Гигиеническую ванну с перманганатом калия рекомендуется проводить в течение одной-двух недель. Более длительное его применение вызывает сухость кожи.

В первом полугодии жизни гигиенические ванны выполняются ежедневно, во втором - через день, в более старшем возрасте - 2 раза в неделю. В стационаре
детей купают один раз в 7 дней, по показаниям чаще. О проведенной гигиенической ванне делают отметку в медицинской карте стационарного больного (учетная форма № 003/у, см. прил. 1). В день купания проводится смена постельного белья.

Температура воды в ванне должна быть 37-37,5°С, для недоношенных -
37,5-38°С. При ополаскивании ребенка используется вода с температурой на 1°С ниже. Продолжительность ванны для детей первого года жизни не более 5-7 мин, на втором году - 8-10 мин, для детей старше 2 лет - 10-15 мин. Один-два раза в неделю детей раннего возраста купают с мылом («Детским», «Ланолиновым», «Яичным»), у старших оно применяется один раз в неделю.

Гигиенические ванны желательно проводить в определенные часы, не ранее 1 часа после кормления или за 10-15 мин до него, за 1-1,5 часа до сна. Купать ребенка сразу после еды не рекомендуется из-за возможного срыгивания или рвоты. Позднее вечернее время для купания нежелательно из-за возбуждающего его эффекта.

Во время купания необходимо соблюдать меры предосторожности: не оставлять ребенка одного в ванночке или на пеленальном столе во избежание опасности аспирации воды или падения. Следует обращать внимание на состояние ребенка, дыхание, цвет кожи, движения.

Предметы, необходимые для проведения ванны и ухода за ребенком, нужно приготовить заранее, чтобы купание, уход за кожей и пеленание проходили как можно быстрее. Температура воздуха в помещении должна быть 22-24°С, двери и окна следует закрыть. При необходимости рядом с ванночкой и столом для пеленания включают обогревательную аппаратуру.

Материальное оснащение:

Две емкости с холодной и горячей водой;

Емкость с профильтрованным раствором перманганата калия (1:10000 или 1 мл 5% раствоpа на 100 мл воды);


Кувшин с теплой водой для ополаскивания;

Ванночка эмалированная (пластмассовая);

Подставка для ребенка;

Водный термометр;

- «рукавичка» из махровой ткани (фланели);

Детское мыло в мыльнице (детский шампунь);

Большое махровое полотенце (простыня);

Емкость со стерильным растительным маслом (детский крем, масло «Джонсон», детская присыпка);

Пеленки, распашонки (одежда);

Пеленальный стол с матрацем;

Дезинфицирующий раствор для обеззараживания ванны;

Кукла-фантом.

Алгоритм выполнения манипуляций:

Подготовительный этап:

1) Вымыть и просушить руки.

2) Расположить на пеленальном столе пеленки, распашонки (одежду).

3) Поставить ванночку в устойчивое и удобное положение.

4) Обработать внутреннюю поверхность ванночки. В стационаре двукратно обеззаразить ванночку дезинфицирующим раствором, ополоснуть водой, вымыть с мылом и щеткой, ополоснуть свежеприготовленным раствором перманганата калия (1: 10000 или 1 мл 5% раствора на 100 мл воды). В домашних условиях ванночку вымыть щеткой с мылом и содой, ополоснуть кипятком.

5) Наполнить ванночку водой на 1/2 или 1/3 объема. Вначале налить холодную, затем горячую воду небольшими порциями попеременно во избежание образования водяного пара в помещении и возможного ожога кожи.

6) Измерить температуру воды водным термометром. Показания фиксируют, не вынимая термометр из воды. Нежелательно определять температуру погружением локтя в воду, так как полученный результат недостоверен.

Основной этап

7) Раздеть ребенка. После дефекации следует подмыть его проточной водой. Грязное белье сбросить в бак для использованного белья. Вымыть руки.

8) Зафиксировать ребенка левой рукой, охватив кистью руки его левую подмышечную область (4 пальца расположить в подмышечной впадине, большим пальцем охватить плечо сверху и снаружи; затылок и голова ребенка опираются на предплечье медсестры). Большим и средним пальцами правой руки охватить ножки ребенка на уровне голеностопных суставов, указательный палец поместить между ними.

9) Медленно погрузить ребенка в ванночку: сначала ягодицы, затем нижние конечности и туловище. Подобное положение обеспечивает наибольшее расслабление мышц. При первых гигиенических ваннах новорожденного опускают в воду, завернутого в пеленку. Ножки после погружения оставляют свободными, головку и туловище продолжают поддерживать левой рукой. Правая рука остается свободной для мытья ребенка. Уровень погружения в воду должен доходить до сосков, верхняя часть груди остается открытой.

10) Надеть «рукавичку» на правую руку. Использовать при купании губку не рекомендуется, так как эффективное обеззараживание ее затруднено.

11) Намылить тело мягкими круговыми движениями и сразу ополоснуть намыленные участки. Вначале вымыть голову (ото лба к затылку, чтобы мыло не попало в глаза, а вода - в уши), затем шею, подмышечные области, верхние конечности, грудь, живот, нижние конечности. Особенно тщательно промыть естественные складки. В последнюю очередь обмыть половые органы и межъягодичную область.

12) Снять «рукавичку».

13) Извлечь ребенка из воды в положении лицом книзу.

14) Ополоснуть тело и вымыть лицо водой из кувшина. Кувшин держит помощник.

15) Набросить на ребенка полотенце и положить на пеленальный стол, осушить кожу осторожными промокательными движениями.

Заключительный этап

16) Смазать естественные складки стерильным растительным маслом (детским кремом, маслом «Джонсон») или припудрить детской присыпкой (с помощью тампона).

17) Обработать новорожденному при необходимости пупочную ранку.

18) Запеленать (одеть) ребенка.

19) Слить воду и обработать ванночку. В лечебном учреждении ванночку обеззараживают дезинфицирующим раствором, моют мыльно-содовым раствором и ополаскивают проточной водой. Ванночку дезинфицируют после купания каждого ребенка. В домашних условиях ее моют щеткой с мылом и содой, ополаскивают кипятком.

^ Техника проведения гигиенической ванны новорожденного и

грудного ребенка

Цель:

Соблюдение гигиены тела;

Обеспечение универсальной потребности ребенка «быть чистым»;

Формирование навыков чистоплотности;

Закаливание ребенка.

Показания:

Правильный гигиенический уход за кожей ребёнка.

Противопоказания:

Повышение температуры тела;

Заболевания ребёнка;

Нарушение целостности кожных покровов.

Оснащение:

Ванночка для купания;

Пеленка для ванны;

Кувшин для воды;

Водный термометр;

Махровая или фланелевая рукавичка;

Детское мыло

Флакон с 5% раствором перманганата калия;

Большое махровое полотенце;

Чистый набор для пеленания или одежда, расположенные на пеленальном столике;

Стерильное растительное масло или детский крем;

Резиновые перчатки;

Дезинфицирующий раствор, ветошь;

Мешок для грязного белья.

^ Обязательные условия:

Первую гигиеническую ванну проводить после заживления пупочной ранки;

Не купать сразу после кормления;

При купании обеспечить в комнате температуру 22-24°С;

Определять температуру воды для купания только с помощью термометра

(не допускается определение температуры воды путем погружения локтя в воду).

^ Техника безопасности: - не оставлять ребёнка одного без присмотра в ванночке или на пеленальном столике во избежание опасности аспирации воды или падения;

Обращать внимание на состояние ребенка, дыхание, цвет кожи, движения.


Этапы

Обоснование

Подготовка к манипуляции

1.Объяснить маме цель и ход проведения процедуры

Обеспечение правильного ежедневного ухода за ребенком



Обеспечение четкости выполнения процедуры

3. Поставить ванночку в устойчивое положение

Обеспечение безопасности проведения процедуры

4. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки



5.Обработать внутреннюю поверхность ванночки дезинфицирующим раствором

Вымыть ванночку щеткой, ополоснуть кипятком

Обеспечение инфекционной безопасности


6. Протереть пеленальный столик дезинфицирующим раствором и положить на него пеленку

Обеспечение инфекционной безопасности Создание комфортных условий для ребенка

7. Положить на дно ванночки пеленку, сложенную в несколько слоев (края пеленки не должны заходить на боковые стенки ванночки)

Создание комфортных условий

Сохранение правильного положения пеленки в ванночке


8.Положить в ванну водный термометр

Наполнить ванну водой на 1/2 или 1/3 t 36-37 о C

Примечание :

а) при заполнении ванны водой чередовать холодную и горячую воду;

б) до эпителизации пупочной ранки купать ребенка в кипяченой или пропущенной через фильтр воде;

в) проводить контроль температуры воды только с помощью термометра;

г) при необходимости добавить в ванну несколько капель 5% раствора перманганата калия до бледно-розового окрашивания воды


Профилактика ожогов у ребенка
Исключение образования водяного пара в большом количестве

9.Набрать из ванны воду в кувшин для ополаскивания ребенка

За время купания вода в кувшине остывает на 1-2" С и обеспечивает закаливающий эффект

10.Раздеть ребенка (при необходимости подмыть под проточной водой)

Подготовка ребенка к процедуре

11.Сбросить одежду в мешок для грязного белья

Предупреждение загрязнения окружающей среды

^ Выполнение манипуляции

1. Взять ребенка на руки, поддерживая одной рукой спину и затылок, правой – ягодицы и бедра

Наиболее удобная фиксация ребенка

2.Медленно погрузить малыша в воду (сначала ножки и ягодицы, затем – верхнюю половину туловища). Вода должна доходить до линии сосков ребенка, верхняя часть груди остается открытой

Освободить правую руку, продолжая левой поддерживать голову и верхнюю половину туловища ребенка над водой


Обеспечивается максимальное расслабление мышц

Исключается перегревание ребенка

Наиболее удобная фиксация малыша при проведении процедуры

Предупреждается попадание воды в слуховые ходы ребенка


3. Надеть на свободную руку «рукавичку» (при необходимости намылить ее детским мылом) и помыть ребенка в следующей последовательности: голова (от лба к затылку) – шея – туловище – конечности (особенно тщательно промыть естественные складки кожи). Последними обмыть половые органы и межъягодичную область

Исключение травмирования кожи
Предупреждение попадания воды и мыла в глаза, уши

Предупреждение переноса инфекции из наиболее загрязненных участков кожи на другие ее поверхности


4.Снять «рукавичку»

Приподнять ребенка над водой

Перевернуть ребенка лицом вниз

Ополоснуть малыша водой из кувшина (вода остыла до 35-36» С)

Примечание : желательно иметь помощника


Достижение инфекционной безопасности

Уменьшение вероятности попадания воды в глаза и уши

Обеспечение закаливающего эффекта


5.Накинув полотенце, положить ребенка на пеленальный столик

Осушить кожные покровы промокательными движени-ями


Предупреждение переохлаждения

Обеспечение безопасности ребенка

Предупреждение появлений раздражения кожных покровов ребенка


^ Завершение манипуляции

1.Обработать естественные складки кожи стерильным растительным маслом или детской присыпкой

Предупреждение появления опрелостей

2. Одеть ребенка и уложить в кроватку

Обеспечение комфортного состояния

3.Пеленку с пеленального стола и «рукавичку» поместить в мешок для грязного белья («рукавичку» обязательно прокипятить)

Слить воду из ванночки и сполоснуть ее

Обработать внутреннюю поверхность ванны и рабочую поверхность пеленального стола дезраствором


Обеспечение инфекционной безопасности

Примечание:


  • первую гигиеническую ванну проводят после отпадения пуповинного остатка;

  • в первом полугодии жизни гигиенические ванны выполняют ежедневно, во втором – через день, после года – 2 раза в неделю;

  • продолжительность ванны для детей первого года жизни не более 5-7 мин., на втором году 8-10 мин., для детей старше 2-х лет – 10-15 мин.;

  • мыло при купании детей первого года жизни используют 2 раза в неделю, у старших – 1 раз в неделю;

  • гигиенические ванны желательно проводить в определенные часы, не ранее 1 часа после кормления или за 10-15 минут до него, за 1-1,5 часа до сна;

  • предметы, необходимые для проведения ванны и ухода за ребенком, нужно приготовить заранее, чтобы купание, уход за кожей и пеленание проходили как можно быстрее;

  • температура воздуха в помещении должна быть 22-24 градуса, двери и окна следует закрыть;

  • при необходимости рядом с ванночкой и столом для пеленания включают обогреватель.

^ Пеленание новорожденных и грудных детей
Цель: --- создать оптимальные температурные условия для ребёнка;

Создать ребёнку максимальный комфорт.

Показания: --- защита ребенка от потери тепла;

Предупреждение загрязнения постельного белья.

Противопоказания: --- недоношенность II-IV степени;

Возраст старше 3-х месяцев.

Оснащение: --- тонкая и тёплая распашонки;

Фланелевая и тонкая пелёнки;

Подгузник или памперс;

Пеленальный стол;

Резиновые перчатки;

--- ёмкость с дезинфицирующим раствором, ветошь.
^ Обязательные условия: --- использовать метод свободного пеленания (оставляется небольшое пространство в пелёнках для свободного движения ребёнка);

Шапочку надевать только после ванны и на время прогулок;

Правильная фиксация пелёнок («замочек» расположен спереди);

Исключить образование грубых складок, наличие булавок, пуговиц и т.п.

^ Возможные проблемы: --- беспокойство из-за складок пелёнок,

- -- потёртости кожи при нарушении техники пеленания,

- -- перегревание или переохлаждение,

- -- нарушение дыхания, пищеварения при тугом пеленании.


Этапы

Обоснования

Подготовка к манипуляции

1. Объяснить маме цель и ход пеленания

Обеспечение правильного ежедневного ухода за ребёнком

Предупреждение нарушений развития костно-мышечной системы


2. Подготовить необходимое оснащение

Обеспечение чёткости выполнения процедуры

3. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки

Обработать пеленальный столик дезраствором


Обеспечение инфекционной безопасности

4. Уложить на пеленальном столе пелёнки послойно (снизу вверх: фланелевая пелёнка тонкая пелёнка подгузник или памперс)

Приготовить распашонки, вывернув тонкую швами наружу


Достижение чёткости проведения пеленания

5. Распеленать ребёнка в кроватке (при необходимости подмыть и осушить чистым полотенцем), положить на пеленальный стол

Обеспечение проведения процедуры

^ Выполнение манипуляции

1. Надеть на ребёнка тонкую распашонку швами наружу, разрезом назад, затем фланелевую разрезом вперёд

Предупреждение охлаждения грудной клетки

2. Надеть подгузник. Для этого:

Уложить ребёнка на пелёнки так, чтобы широкое основание подгузника приходились на область поясницы

Провести нижний край подгузника между ножками ребёнка

Обернуть боковые концы подгузника вокруг тела

Примечание: подгузник можно заменить памперсом


Предупреждение загрязнения значительных участков тела

3. Завернуть ребёнка в тонкую пелёнку,
-- проводя один край её между ножек

Другим краем обернуть ребёнка

Подвернуть нижний край пелёнки, оставив пространство для свободного движения ножек и обернуть им туловище ребёнка

Зафиксировать пелёнку, расположив «замочек» пелёнки спереди


Реализация использования метода свободного пеленания

Профилактика потертостей
Сохранение возможности осуществлять движение ножками


4. Запеленать ребёнка в тёплую пелёнку:

Расположить ребёнка на фланелевой пелёнке так, чтобы её верхний край располагался на уровне козелка

Одним краем пеленки зафиксировать плечо соответствующей стороны, переднюю часть туловища и подмышечную область другой стороны

Другим краем пеленки нарыть и зафиксировать второе плечо

Подвернуть нижний край пеленки так, чтобы оставалась свободное пространство для движения ножек ребенка

Зафиксировать пеленку на уровне середины плеч, «замочек» расположить спереди


Предупреждение переохлаждения ребенка

Предупреждение образования «декольте» при пеленании

Реализация метода свободного пеленания
Фиксация ручек ребенка

Обеспечение комфортных условий


5. Широкое пеленание:

завёрнутого в подгузник ребёнка уложить на фланелевую пелёнку, сложенную по длине в виде ленты шириной 10-12 см.

На один конец её уложить головку ребёнка, а другой перебросить через промежность на живот.

Затем запеленать ребёнка, используя тонкую и фланелевую пелёнки, как сказано в предыдущих пунктах

Обеспечение физиологического положения бёдер, формирования головки бедренной кости и вертлужной впадины

Препятствование вывиху головки бедренной кости в случае врождённой дисплазии тазобедренных суставов


^ Завершение манипуляции

1. Уложить ребенка в кроватку

Обеспечение безопасности ребенка

2. Протереть рабочую поверхность пеленального стола дезраствором

Снять перчатки, вымыть и осушить руки


Обеспечение инфекционной безопасности

Примечание: многих доношенных новорожденных можно с первых дней жизни одевать в распашонки, кофточки и ползунки, что способствует их более быстрому психомоторному развитию. Но дети ослабленные, маловесные, незрелые, с повышенной нервно-рефлекторной возбудимостью нуждаются в пеленании полном или частичном (пеленают только ножки).

Цель: гигиенический уход.

Показания: для очищения кожи.

Противопоказания: повышение температуры тела выше 38 градусов, гнойничковые заболевания кожи.

Оснащение: ванночка, мыло детское, мягкая губка (рукавичка), водяной термометр, вода (t - 36-37), кувшин с теплой водой (t - 36 -36,5) для ополаскивания ребенка, простыня или полотенце для высушивания, чистая одежда для ребенка, для грудных детей 5% р-р перманганата калия или отвар трав череды, ромашки и т.д.

Примечание:

1. Первую гигиеническую ванну новорожденному ребенку проводят после отпадения пуповинного остатка и эпителизации пупочной ранки (7-10 день жизни, это через 1-2 дня после выписки из родильного дома)

До 6 месяцев ребенка купают ежедневно;

С 6 месяцев - через день;

До 2 лет - 2 раза в неделю;

С 2 лет -1 раз в неделю;

Летом следует купать детей чаще.

2.Температура воды:

для детей первого полугодия 36,5-37 градусов

Старше 6 месяцев 36-36,5 градусов

3.Продолжительность ванны:

Для детей первого года 5-7 минут;

На втором году жизни 8-10 минут;

Старше 2-х лет 10-20 минут.

4.Детей первого года жизни погружают в воду в пеленке;

5.Лицо водой из ванны не моют;

6.Детей первого полугодия купают в положении лежа, а старшего сидя;

7.Купать детей следует перед кормлением, лучше перед ночным сном;

8.Детей до 2-х месяцев купают в кипяченой воде.

Подготовка к процедуре:

1.Вымойте ванночку теплой водой с мылом

Ополосните ее горячей водой;

Примечание: если купание производить в детском учреждении, то

Вымойте ванночку горячей водой с мылом и щеткой;

Обработайте ванночку 0,5% р-ром хлорамина;

Ополосните ванночку горячей водой;

2.Налейте в ванну воду температурой 36,5-37 градусов (проверьте термометром);

3.Вымойте руки.

Выполнение процедуры:

1.Заверните ребенка в пеленку:

Уложите ребенка себе на левую руку так, чтобы его голова лежала у Вас на средней трети предплечья, а кистью захватите левое плечо ребенка;

Поддерживая правой рукой ножки ребенка, осторожно погрузите ребенка в воду (сначала ягодицы, потом ноги, затем спина и выше);

2.Правой рукой мойте последовательно, постепенно снимая пеленку:

Волосистую часть головы, по направлению спереди назад,

Туловище спереди и сзади,

ЗАПОМНИТЕ! Особенно тщательно следует мыть естественные кожные складки.

3.Облейте ребенка чистой водой 36-36,5 градусов из кувшина.

4.Заверните ребенка в полотенце.

Окончание процедуры:

5. Обсушите кожу промокательными движениями.

6. Оденьте ребенка в чистую одежду соответственно возрасту.

Инфекционный контроль:

1.Обработать ванночку 1% р-р хлорамина.

2.Обработать руки на социальном уровне и осушить индивидуальным полотенцем.

Кормление недоношенного ребенка через зонд .

Обеспечение полноценного питания ребенку;

Обеспечить новорожденного ребенка необходимым количеством пищи, когда естественное питание через рот невозможно.

Показания: отсутствие глотательного и сосательного рефлекса Противопоказания: нет

Оснащение стерильный зонд, 2 шприца в лотке, ватные шарики, пинцет, бутылочка или мензурка, 0,02% р-р фурацилина

Набор для пеленания, набор для туалета носа и умывания, емкость с 1% р-ром хлорамина, емкость "чистая ветошь", лоток для использованного материала, кастрюля с водой.

Мед.сестра работает в маске!

Подготовка к процедуре

1. Рассчитайте необходимое количество молока (молочной смеси),

2. Вымойте руки с антисептическим мылом,

3. Налейте в чистую бутылку молоко,

4. Возьмите небольшую кастрюлю или металлическую кружку:

Прикройте дно кастрюли марлевой салфеткой,

Налейте в кастрюлю горячую воду t-60 градусов,

5. Поставьте бутылочку в кастрюлю так, чтобы уровень воды закрывал уровень молока в бутылочке,

6. Температура молока для бутылочки 40-45 градусов. Определите температуру молока, капнув несколько капель на кожу тыла кисти или внутренней поверхности предплечья,

7. Подготовьте ребенка к кормлению: перепеленайте, проведите туалет носа, положите ребенка на спину, повернув голову набок,

8. Вымойте руки, наденьте перчатки,

9. Возьмите одноразовый зонд:

Измерьте расстояние от переносицы ребенка до мечевидного отростка,

Сделайте отметку на зонде,

Положите зонд в стерильный лоток,

Возьмите шприц из стерильного лотка в правую руку.

10. Наберите молоко в шприц:

Возьмите в левую руку зонд,

Откройте зонд,

Заполните зонд молоком,

Отсоедините шприц, положите в лоток,

Закройте зонд заглушкой или зажимом.

11. Смочите конец зонда в молоке или в р-ре буры в глицерине.

Выполнение процедуры

12. Возьмите зонд в правую руку на расстоянии 7-8 см от конца,

13. Введите зонд в носовой ход и продвиньте зонд до отметки.

ЗАПОМНИТЕ! Не начинайте кормить ребенка не убедившись, что зонд находится в желудке! Контролируйте дыхание и цвет кожи ребенка!

14. Откройте зонд и подсоедините к нему шприц с остатком молока:

Введите медленно молоко в желудок

Отсоедините шприц и положите в лоток

Ребенка взять на руки и подержать вертикально (недоношенных – на бочок в кроватку с приподнятым головным концом, не придавать вертикальное положение).

15. Дать ребенку О²

16. Использованный зонд, шприц, зажим, фартук, перчатки продезинфицировать.

Кормление ребенка из бутылочки .

Показания: наличие глотательного и сосательного рефлекса у недоношенного ребенка, искусственное и смешанное вскармливание.

Противопоказания: отсутствие сосательного рефлекса

Оснащение: набор для пеленания, тонкая пеленка, кастрюля с горячей водой, чистая бутылочка, емкость, чистые соски, пинцет в стакане, ватные шарики, емкость "1% р-р хлорамина", емкость " чистая ветошь", лоток для использованного материала.

Мед. сестра работает в маске!

2. Вымойте руки,

3. Возьмите чистую бутылочку,

4. Налейте в бутылочку молоко:

Закройте бутылочку стерильным ватным шариком.

5. Возьмите кастрюлю:

Положите на дно ветошь,

Налейте в кастрюлю горячую воду t-60 градусов.

6. Поставьте бутылочку в кастрюлю так, чтобы уровень воды закрывал уровень молока. Время 10 минут.

7. Возьмите бутылочку из кастрюли:

Уберите шарик в лоток для использованного материала.

8. Возьмите пинцетом из емкости "чистые соски" соску с небольшим отверстием.

Примечание: отверстие в соске сделайте раскаленной иглой.

9. Наденьте соску на бутылочку.

10. Проверьте величину отверстия в соске и температуру смеси: перевернув бутылочку вниз соской и капнув несколько капель на кожу тыла кисти или внутренней поверхности предплечья.

11. Поставьте бутылочку на стол.

12. Возьмите ребенка на левую руку,

13. Сядьте удобно на стул,

14. Положите пеленку на грудь ребенка,

15. Возьмите бутылочку в правую руку снизу, приподняв ее под углом 45 градусов так, чтобы горлышко было постоянно заполнено смесью.

16. Ребенок должен плотно охватить соску губами

17. Уберите соску изо рта ребенка, бутылочку поставьте на стол.

18. Оботрите губы ребенка пеленкой:

Подержите ребенка несколько минут вертикально для профилактики срыгивания

Положите ребенка в кроватку на бочок.

Инфекционный контроль:

1. Использованные соски замачивают на 2 часа в 1% р-ре соды или горчицы (50,0 на 10 л. воды) затем промывают под проточной водой, кипятят в кастрюле 10 минут, хранят в чистой, закрытой емкости, откуда берут их чистым пинцетом.

2. Бутылочки промыть проточной водой. Замочить на 2 часа в 1% р-ре соды или горчицы, затем промыть ершиком. Кипятить в течении 15 минут. Воду слить и хранить в кастрюле с закрытой крышкой.

3. Зонд замочить в 3% р-ре хлорамина на 60 минут.

4. Обработать руки на гигиеническом уровне.

Кормление ребенка с ложечки .

Вымыть руки.

Одеть на ребенка нагрудник.

Взять ребенка на руки.

Приготовить пюре (др. пищу), зачерпнуть ½ ложки пищи.

Осторожно влить в рот ребенка содержимое ложки, убедиться, что ребенок проглотил пищу.

Таким образом дать ребенку весь объем приготовленной пищи.

После кормления осмотреть рот ребенка и убедиться, что во рту не осталось пищи.

Снять нагрудник, подержать ребенка вертикально до пустой отрыжки и уложить в кроватку на бок.