Главная · На заметку · Ремонт семиструнной гитары. Гитарный мастер по ремонту гитар. Гриф гитары и советы по ремонту Если сломался гриф…

Ремонт семиструнной гитары. Гитарный мастер по ремонту гитар. Гриф гитары и советы по ремонту Если сломался гриф…


Любой музыкальный инструмент нуждается в бережном обращении и правильном хранении. Гитара - не исключение. Ни в коем случае ее нельзя ставить около батареи или у окна, поскольку от тепла и яркого солнечного света дерево рассыхается. Из-за этого на корпусе инструмента могут появиться трещины, а пятка грифа рискует расслоиться.

Не терпит гитара грубого и бесцеремонного обращения: очень часто инструмент страдает при падении, от всякого рода «ушибов» или во время неправильной транспортировки.

Любые повреждения не только сказываются на звучании гитары, но и нередко полностью выводят ее из строя. Впрочем, в большинстве случаев инструмент подлежит ремонту.

Если на деке или грифе вашей шестиструнной подруги появились повреждения, не спешите расставаться с ней. Сейчас мы расскажем, как и чем заклеить трещины на гитаре.

Клей для гитары - обзор вариантов

Гитара - очень чувствительный инструмент, и это следует учитывать при выборе клея и проведении ремонтных работ. Клеящий состав не должен нарушать уникальные резонирующие способности благородной древесины.

При этом клей должен надежно соединять склеиваемые элементы, ведь очень часто трещины образуются в местах наибольшей нагрузки.

Какой клей лучше всего подойдет для ремонта гитары?

Есть несколько вариантов:

Titebond - популярный во всем мире однокомпонентный универсальный клей для дерева. Пожалуй, это самый идеальный клей для ремонта гитары .

Titebond устойчив к воздействию влаги и повышенных температур. Состав схватывается практически моментально и прочно соединяет склеиваемые поверхности, нужно лишь на некоторое время сильно прижать их друг к другу.

Мездровый столярный клей . Он вырабатывается из внутренней части невыделанной кожи (мездры), отходов кожевенного производства и желатина.

Данный клей нуждается в приготовлении. Чтобы получить готовый к применению раствор, нужно залить сухие компоненты водой в указанных производителем пропорциях и оставить на некоторое время набухать.

Набухшую субстанцию варят до готовности на водяной бане. Клей получается достаточно текучим в теплом виде. Остывая, он образует твердую структуру, поэтому не нарушает акустические свойства древесины. При строгом соблюдении технологии удается достичь особой прочности клеевого соединения.

ЭДП (эпоксидный клей) - универсальный двухкомпонентный клей, который продается в виде набора для смешивания. В него входит непосредственно эпоксидная смола и отвердитель.

Приготовить состав проще простого: достаточно смешать смолу с отвердителем в указанной производителем пропорции.

При приготовлении клея нужно учесть, что он практически моментально застывает, поэтому склеиваемые поверхности следует заранее подготовить - очистить от пыли и любых загрязнений.

Как склеить гриф гитары своими руками - пошаговая инструкция

Откол головы гитарного грифа - одна из наиболее частых проблем. Для ее устранения понадобится не только столярный клей, но и струбцина - вспомогательное приспособление, предназначенное для жесткой фиксации (плотного прижатия) склеиваемых деталей друг к другу.

Сам процесс склеивания достаточно прост, но требует аккуратности.

Последовательность действий следующая:

  1. С гитары снимаем струны и механику (колки);
  2. Обезжириваем и просушиваем поверхность;
  3. Готовим клеящий состав, равномерно наносим его на место разлома;
  4. Соединяем склеиваемые поверхности предельно ровно;
  5. Стягиваем струбциной (их может потребоваться две);
  6. Вытираем излишки клея;
  7. Оставляем на несколько часов (в соответствии с инструкцией к клею).

Для этого необходимо просверлить в грифе глухое отверстие подходящего диаметра и вставить в него смазанный клеем шпунт.

Как клеить трещины на деке гитары

Трещины на деке гитары образуются из-за рассыхания древесины. Они не только портят внешний вид гитары, но и нарушают звучание инструмента, поэтому данный дефект нуждается в устранении.

Самый простой и быстрый способ решения проблемы - заклеить расщелину цианоакрилатным клеем (обычный суперклей).

Если трещина широкая, в нее нужно сначала втереть древесную пыль, после чего закапать суперклей. Узкую трещину можно клеить сразу, просто пролив клей сверху.

Чтобы гитара радовала своим безупречным звучанием долгие годы, необходимо бережно с ней обращаться и соблюдать следующие рекомендации:

  • Переносить и хранить гитару нужно в твердом футляре (кофре);
  • Если в помещении, где хранится инструмент, наблюдается пониженная влажность (менее 40%), необходимо использовать увлажнитель. Его можно приобрести в магазине музыкальных инструментов или сделать самому из обычной губки;
  • Деревянные музыкальные инструменты очень чувствительны к перепадам температур. Принесенной с мороза гитаре нужно дать прогреться до комнатной температуры перед игрой;
  • Убирая гитару на длительное хранение, нужно ослабить струны.

Кажется, с популяризацией электронной музыки гитара отошла на второй план. Но практика показывает, этот инструмент продолжает эволюционировать. На гитаре сегодня играют истинные ценители рока, инструменталки и других музыкальных стилей. Нередко гитаристы сталкиваются с необходимостью ремонта любимых инструментов.

Услуги профессионалов обходятся недешево. Сэкономить позволяет самостоятельный ремонт. Многие поломки можно устранить, не прибегая к помощи мастеров сервисных центров. Бывалые музыканты расскажут, как починить гитару своими руками. Воспользуйтесь их советами и восстановите любимый инструмент.

Ремонт клетца

Вид необходимых ремонтных работ зависит напрямую от типа поломки инструмента.

Треснувший клетц можно самостоятельно заклеить. Используйте для этого специальный эпоксидный клей. Он обеспечит прочную склейку. При проведении ремонтных работ важно завести клей как можно глубже в трещину. Для этого разведите последнюю по максимуму, заполните эпоксидным составом, отпустите, уберите излишки клея, сожмите плотно струбцинами проклеенные повреждения, дайте просохнуть. После снимите струбцины.

Далее необходимо проверить строй гитары. При появлении во время игры посторонних призвуков отшлифуйте внутри пятку грифа. Звуковой эффект могут давать выступившие остатки клея. Шлифовка позволяет их убрать.

Гитара не строит? Не беда!

В этом случае ремонт рекомендуется начинать со сверки всех струн с собственными унисонами таковых, флажолетами на XII ладу. Проверка в идеале проводится несколько раз. Она позволяет исключить струнный фактор неисправности. Если проблема не в струнах, искать ее необходимо в конструктивных элементах гитары.

Осмотрите гриф инструмента. Если пропил верхнего порожка параллелен грифу, завалите его к колкам. Гитара по-прежнему не строит? Попробуйте переклеить подструнник.

Ремонт подструнника

Если этот элемент инструмента оторвался, приподнимается при игре, необходимо переклеить его. Для этого подструнник снимается с гитары, очищается от старого клея. На плоскость наносится новый состав. Классический вариант склейки – эпоксидка. Но она влияет на звучание. Идеально подойдет для ремонта подструнника специальный клей по дереву. Приклеенный зажимается в поддерживающие распорки. Они должны фиксировать подструнник минимум в 3 местах. После высыхания клея распорки снимаются, гитара проверяется на звучание, подстраивается.

Основная сложность в домашних условиях приклеить подставку, состоит в необходимости иметь специальные струбцины. Если вы затрудняетесь купить или изготовить специальные металлические, то есть очень оригинальный вариант от наших форумчан.

Зачистка деки под подставкой для склейки

Сначала надо очертить рамку на деке. Подставка уже позиционирована на гвоздиках. Слегка приподнимая края подставки острием нацарапайте или острым карандашом начертите рамку на деке.

Можно закрыть окно для подставки от нанесения лака, так же как можно соскоблить лак в рамках окна.

Есть техника применения минифрезера, для зачистки. Фреза выставляется таким образом, чтобы снимать буквально несколько десяток лака.

Часто бывает, что после ремонта или отрыва подставки имеется неровная поверхность деки, вырванная с мясом. Можно выбрать 0.5 мм тела деки, как бы утопив в нее подставку. При аккуратной работе этого совсем не видно, зато нет необходимости применять эпоксидную смолу или какие-то сложные вставки с дополнительными клеевыми швами. Опять с помощью минифрезера можно сделать ложе окна под подставку абсолютно ровным.

Каким клеем приклеить подставку гитары?

Если поверхность деки и подставки точно прилегают друг к другу, то можно склеивать высококачественным столярным клеем или специальными клеями типа Тайтбонда, можно и эпоксидной смолой. Под столярными клеями имеется в виду мездровый, костный или рыбный клеи.

Эластичными клеями клеить нельзя, так как это так называемая постоянно нагруженная склейка, причем очень сильно, и если клей будет тянуться, то в скором времени подставка оторвется.

Если же поверхность деки имеет разного рода дефекты и у вас предубеждение перед эпоксидной смолой, тогда можно использовать промежуточные вставки. Если предубеждения нет, тогда подходит эпоксидная смола, т. к. она зальёт все неровности и не даст усадки.

Особенно тщательно должна быть подогнанна задняя часть подставки. Именно она отрывается. Передняя часть подставки, наоборот, вдавливается в деку. Сдвиг можно не учитывать, так как ему склейка сопротивляется наилучшим образом. Главная проблема именно задняя часть, которая пытается оторваться.

Струбцины для приклейки подставки

Прижимать подставку надо специальными струбцинами через отверстие в деке. Три струбцины, достающие от голосника до подставки. Зажимаете середину и края.

Со стороны деки, изнутри корпуса надо обеспечить равномерность прижима, захватив всю площадь под подставкой. Специальная штука-дрюка крепится к струбцине, которая прижимает деку, но пропускает пружины веера. Желательно и в сами пружины давить, это можно обеспечить, засунув в промежутки что-то в роде пенки.

Давить только в пружины вариант плохой, так как дека пойдет волнами между пружинами.

Специальная установка для приклейки подставки гитары

Наши форумчане придумали и изготовили очень интересное устройство для прижатия подставки, которое делается из обычных палочек с F-образной струбциной.

Этот раздел посвящен регулировки и ремонту гитары, без услуг гитарного мастера , то есть в домашних условиях.

Регулировка высоты струн над грифом гитары.

Перед тем как заниматься ремонтом гитары, ознакомьтесь с устройством гитары, гитарным мастером .

Замерьте расстояние между двенадцатым ладовым порожком (металлическая полоска, врезанная в гриф после двенадцатого лада) и шестой струной.

У металлических струн, это расстояние должно быть равно 3 – 4 мм. У нейлоновых струн – 4 – 4,5 мм.

Если расстояние будет больше, то трудно будет прижимать струны к грифу гитары. Если меньше, то струны будут задевать ладовые порожки и дребезжать. Вообще, чем меньше это расстояние, тем лучше.

Ремонт гитар и гитарный мастер

Не потребуется если, это расстояние у шестиструнной гитары грифа гитары или любой другой акустической гитары, регулируется винтом, который крепит гриф к корпусу. Поворачивайте винт гитарным ключом (чаще четырехгранным), пока не добьетесь нужной высоты струн. Лучше уменьшить расстояние до того момента, пока струны не начнут задевать порожки и потом немного увеличить его, что бы исчез дребезг.

Это не трудно и ненужно быть гитарным мастером, чтобы отрегулировать высоту струн над грифом гитары.

Если гриф вклеен в корпус, то для изменения расстояния между струн и грифом нужно подточить нижний порожек. Он установлен в подставке и сделан из мягкого материала. Если это не поможет, придется обратиться в к гитарному мастеру.

Гриф гитары, ремонт

Мелкий ремонт гитар.

Если отклеилась пятка грифа гитары от корпуса (у акустических гитар с вклеенным грифом), то в этом случае лучше сдать музыкальный инструмент гитарному мастеру. Но (для отчаянных людей) можно прикрепить гриф к корпусу акустической гитары болтом.

Для этого нужно просверлить отверстие в пятки грифа и корпусе и закрепить эту конструкция болтом. С внутренней стороны корпуса на клец (накладка для крепления грифа) поставьте шайбу, чем больше, тем лучше.

Если начала отклеиваться подставка, то нужно снять ее полностью и зачистить основание до ровной поверхности (так как подставка, скорее всего, деформирована). Затем приклеить точно на тоже место и (если не жалко гитару) закрепить подставку болтами или шурупами.

При тугом ходе колков, нужно смазать механизм. Помогут пара капель жидкого машинного масла.

Как поменять струны.

Проденьте струну в подставку и закрепите ее. На конце струн имеются специальные утолщенные наконечники, которые держат струны.

Если их нет, то закрепите струны следующим образом. Проденьте струну в подставку, протяните кончик струны снизу и проденьте его в получившеюся петлю, как показано на рисунке.

Для первых трех тонких струн, можно продеть кончик в одну и туже петлю два раза, как показано на рисунке.

После того как вы закрепили один конец струны в подставке, закрепите второй в колковом механизме, но не перепутайте колки, помнете, что для каждой струны колок определенный.

Начинайте вращать колок, таким образом, чтобы намотать два три витка струны, это необходимо, чтобы струны не расстраивались.

Перед натяжением струн выполните следующую операцию, для того чтобы струна вытянулась сразу: вытяните каждую струну рукой от головки грифа гитары, к подставке.

Из всех струн, быстрее всего лопается четвертая. Чтобы продлить ее жизнь, раз в месяц переставляйте и переворачивайте струну, чтобы она не перетиралась.

У всех акустических гитар замена струн происходит аналогично, но процесс настройки гитары на строй гитары отличается, например, у семиструнной гитары строй отличается от стандартного.

Для продления жизни 12 струнной гитаре можно прибегнуть к небольшой хитрости, о ней написано в статье, как настроить гитару 12 струнную .

Вот и все основные приемы домашнего ремонта видов гитар акустического типа. При более серьезных проблемах (повело гриф гитары или деку, появились трещины и так далее) лучше обратиться к гитарному мастеру, а не то, можно испортить инструмент окончательно, и никакой ремонт гитар уже не поможет. И нужно помнить о пассивных мерах защиты, таких как, чехол для гитары или ремень для гитары .

Сегодня, в эпоху Интернета, стало доступно огромное информационное пространство, многое стало возможным в принципе. В том числе для тех кто интересуется гитаростроением. Сегодня есть доступ практически к любым данным и информации об этом. Сейчас можно запросто узнать как делаются настоящие, качественные гитары, скачать чертежи, описания, ознакомиться с параметрами и т.д. В сети работают интереснейшие форумы (в основном англоязычные), где кладезь всего что связано с гитарой, и где точно помогут и подскажут. Многие мастера со всего мира охотно делятся своим творчеством и знаниями с другими людьми, которых интересует гитаростроение или кто просто любит гитару. Казалось бы – всё выложено на блюдечке, бери и спокойно делай гитару… Причем любую – начиная от гитары начального уровня и заканчивая серьезным концертным инструментом. Но не тут-то было……………. Записалась ко мне одна «гитара», по крайней мере с виду это напоминало гитару. В глаза сразу бросился ряд несовместимостей в дизайне — как то это всё выглядело более чем странным, похоже как если бы собрать автомобиль из деталей от разных марок автопроизводителей – кузов от Мерседеса, капот от БМВ, колеса от ЗИЛ-а… Но это всё мелочи, как выяснилось, и поэтому мы опустим этот аспект… Звука там отродясь не было. Не было даже намека хоть на какой-то гитарный тембр…То что оттуда исходило было определенно похоже на некий стон из под земли… С натянутыми струнами дека выпучилась как огромная опухоль, как нарыв на теле. Анкер не работал, из резонаторного отверстия сыпались опилки, весь корпус «гулял», как будто он был сделан из картона. Хотя вес этого бездарного «творения» был довольно ощутимый… В общем это даже не сувенирный уровень т.н. «гитары», а скорее бутафория… (правда за это было уплачено денег далеко не как за бутафорию… мягко говоря) … Даже самая худшая фабричная гитара советских времен будет значительно выше уровнем. Китайская гитара за $50 – будет бесспорным победителем. Но для человека, который попросил эту «гитару» привести в чувство, это дорогая память и поэтому после того как обговорили объемы ремонта, «пациент» был принят для «излечения».

С этого момента, скажем так — началась реанимация. Ситуация критическая, если не сказать больше. Поэтому нужно задействовать всё что только возможно и даже то что казалось бы не из этой «оперы». Вот так «это» выглядело изначально — огромная, тяжелейшая «подставка» для струн — в виде кирпича, дека из фанеры, дно и обечайки также фанерные и тонкие, лишь «гриф» похоже из дерева…. если не ошибаюсь это берёза… Дизайн головки грифа – бесцеремонно украден у «Ovation», свою форму придумать видимо было сложно… Колковая механика – полнейший брак! Такое вообще нельзя использовать. Нигде… Естественно – «в печку» такое… Заменим на «Grover». Ладовая накладка обычным путем — нагреванием и нагретым тонким ножом, не поддавалась… Однако легко отлетела при поддевании её стамеской. Оказалось что приклеена была эпоксидной смолой, что является просто недопустимым. Эпоксидная смола вообще не используется в гитаре (а также в любых других музыкальных инструментах), по понятным и естественным причинам. Как минимум это моветон!

Вскрываем деку.

Аккуратно удаляем белый пластмассовый кант и отделяем «деку» от корпуса.То что представилось на обозрение сложно описать нормальными человеческими словами, поэтому обозначим это как ….. ……… (непечатное выражение). «Снаряженная дека» имела вес около 760 гр….. (весь снаряженный корпус моей гитары, без грифа, весит в пределах 620 – 680 гр) Обечайки были вымазаны изнутри какой-то не высыхающей клейкой бякой, к которой в свою очередь приклеились опилки и щепки, в немалом количестве. Видимо в данном случае намеренно было сделано всё, что только можно, что бы исключить всякий звук и даже намек на него (месье знает толк в извращениях)… Хотя, вообще-то, все мастера стремятся наоборот — сделать всё возможное что бы звук был. Всё же гитару ценят именно за это. За звук ценят и любят гитару.

Производитель забыл (или не знал) приклеить футер над анкером, поэтому анкер не работал, и соответственно являлся лишней и довольно тяжелой деталью. Канал для анкера там прямой, что также не даст работать анкерному стержню в полной мере. Но такие «мелочи» там тоже видимо упустили… Ну да ладно, исправим. Изготавливаем футер, вклеиваем его, после того как всё высохло состругиваем и обрабатываем в уровень плоскости грифа —

Обечайка с басовой стороны не цельная, как это обычно бывает у нормальных и даже не очень нормальных гитар, а состоит из двух частей… что является по отношению к гитаре просто аморальным… Поэтому на место стыка приклеиваем нужную палочку-футерок, а обе обечайки усиливаем в целом, путем приклеивания вертикальных пружинок, затем к обечайкам добавляем «массу», в нужном количестве, которая в данном случае необходима. «Дно» также необходимо было усилить продольно, т.к. нам нужно более жесткое и стабильное для работы «дно» —

По поводу узлов верхнего и нижнего клёцев я скромно промолчу, так как и так всё видно и понятно… Про верхний и нижний порожки сделанных из пластмассы которая чуть тверже пластилина также не буду говорить. Скажу только что из-за этого эта «гитара» не строила по ладам. А вот то что отсутствовала основная верхняя пружина в малом овале, то это не просто грубейшая недопустимая ошибка, это уже говорит кое о чем большем… Естественно была изготовлена новая пружина, нужной толщины и высоты, с учетом доступа для регулировки анкера. В данном случае приклеивать пришлось сначала к обечайкам, а потом уже на неё клеилась дека —

Далее всё просто – добавляем недостающие фрагменты к контробечайкам (кёрфу). Также необходимо было добавить четыре пружины (на фото расположены крестообразно) на дно «большого овала» и привести их к нужному знаменателю с «массой» обечаек. В данном случае цепляться нужно за всё, лишь бы скорректировать хотя бы немного взаимодействие трёх составляющих – деки, дна и обечаек. Потом всё пылесосим и покрываем изнутри шеллаком. Это по крайней мере защитит фанерный корпус от воздействия влияния влажности, а соответственно фанера не будет отслаиваться и коробиться достаточное время —

Делаем новую деку.

Как сделать новую гитарную деку? Это не так сложно, как может показаться на первый взгляд, нужно только вооружиться всем необходимым. В данном случае будем делать деку из Красного Канадского Кедра (который, по сути, не является истинным кедром), с простой врезной розеткой из дерева «Майя». Это очень красивое дерево, при дневном свете мерцает и переливается не хуже перламутра. Для будущей деки берем две заготовки «книжного распила», склеиваем их, предварительно точно согнав, после того как клеевой шов окончательно высох (я даю обычно 24 часа), по шаблону чертим профиль и вырезаем. Затем рассчитав нужное местоположение резонаторного отверстия, начинаем процесс врезки розетки. Когда останется вырезать резонаторное отверстие, то не помешает внутреннюю сторону деки довести до нужной толщины, но с небольшим запасом, это даст позже более легко «маневрировать» в плане нужных толщин. .На фото всё видно —

Так как эта «гитара» была со стальными струнами, то она и после ремонта будет под «сталь», её владелец предпочитает играть на стальных струнах. Многое из ориентиров тут особо не выбрать, поэтому будем «затачивать» под OM. Но систему пружин будем делать не как это бывает стандартно, например в фабричных гитарах стиля Дредноут, а немного иначе. После того как всё сделано, подогнано и все пружины приклеены, можно готовить деку к приклейке. Несколько раз всё проверяем, измеряем и затем её клеим к корпусу-

Клею необходимо дать полное высыхание, потом можно при необходимости слегка «пригладить» циклей и затем можно фрезеровать канал для канта, в данном случае кант белый, пластмассовый. Его нужно клеить специальным клеем, который подходит для этого. Прижимать можно клейкой бумажной лентой – этот кант вполне податливый —

После того как всё сделано и высохло, подправляем немного приклеенный кант, а заодно удаляем старый лак, но в этом случае осторожно, что бы не повредить тонкий шпон, который приклеен тут поверх корпуса в виде облицовки.

Делаем новую ладовую накладку.

В процессе ремонта была также приготовлена новая ладовая накладка. Для этого использовался высокосортный Индийский Палисандр. Заготовка была распилена в нужный размер, доведена до нужной толщины, сделаны пропилы под ладовые порожки, установлены сами порожки и далее работа с маркерами (количество и места расположения маркеров – просьба заказчика) —

Делаем подставку для струн.

Подставка для струн это очень важная деталь для гитары. Архиважная. Она должна отвечать многим требованиям, но при этом быть очень легкой. Более подробно об этом я рассказывал в публикации — Заготовка взята от того же массива Индийского Палисандра, что и ладовая накладка. Сначала проводилась обработка «в черновую», затем делалась корректировка поправок для нужного веса. Готовая подставка покрыта датским маслом «Black Walnut»…. После высыхания масла, её можно клеить —